39. Задатки и способности. Виды способностей.
Способности — это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения. Однако развитие способности должно иметь какое-то “начало”, точку отсчета. Задатки — это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей.
У
человека имеется множество самых разных
способностей: элементарные и сложные,
общие и специальные, теоретические и
практические, коммуникативные и
предметно-деятельностные. Способности
человека не только совместно определяют
успешность деятельности и общения, но
и взаимодействуют друг с другом, оказывая
друг на друга определенное влияние. В
зависимости от наличия и степени
развитости отдельных способностей, они
приобретают специфический характер. Способности и задатки выделяются в
качестве одного из параметров целостного
психического облика личности, они дают
психологическое описание человека с
какой-то специфической стороны, являющейся
жизненно значимой.
Способности развиваются из природных задатков человека. Многие способности в своем развитии проходят огромный путь, такой, что сложно даже оценить роль и характер задатков, стоявших в начале пути. Более того, у разных людей из одинаковых задатков могут развиться разные способности, а у истоков двух одинаковых способностей могут стоять разные природные задатки. Для большинства человеческих способностей развитие способностей начинается с рождения человека. Если он продолжает заниматься соответствующими видами деятельности, развитие способностей не прекращается до конца жизни.
В развитии любой способности можно (весьма условно и произвольно) выделить несколько характерных периодов.ТАЛАНТ — данная человеку чрезвычайная способность к определенному виду творческой деятельности, которая может проявляться в любых областях жизни, понятие соразмерное с гениальностью, но не тождественное последней. Мера экстраординарности Т. заранее рационально не определима, поэтому талантливые люди квалифицируются по результатам их деятельности (шедевры в литературе и других видах искусства, гениальные достижения в науке и технике, в военной и инженерной сферах, в политике, экономике и пр.) и по методам их достижения. Талантливые люди в особых случаях выделяются и поощряются обществом (для этого в нормально устроенном обществе существует институт наградного права). Уникальные способности человека могут быть направлены и на цели, не соответствующие моральным или юридическим общественным установкам. Природный или приобретенный талант нужно развивать, иначе его можно утратить.
Способности и задатки
12.05.2011
Несмотря на то, что категория «способности» давно является объектом научно-психологических исследований — однозначной, единой трактовкой этой психологической категории пока нет. В различных научных публикациях можно найти различные определения понятия способности, значительно отличающиеся друг от друга. Одним из ведущих специалистов в исследовании способностей является Б.М. Теплов.
По его мнению, способности — психические свойства личности, позволяющие успешно овладевать конкретными видами деятельности и совершенствоваться в них.
Индивидуально-психологические особенности личности проявляются в оригинальности и самобытности приемов, используемых в деятельности.
Индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность деятельности человека, часто зависят от успешности обучаемости.
Способность переноса совокупности знаний, навыков и умений на новую ситуацию, при этом новая ситуация схожа с предыдущей не последовательностью способов действия, а требованиями к свойствам человека.
Способности следует рассматривать как прижизненные образования, которые находятся в постоянном развитии.
Развитие способностей происходит в процессе социализации личности, под влиянием социальных обстоятельств в широком смысле слова. Сильные, виртуозные, гибкие, тонкие пальцы в равной степени необходимы и высококвалифицированному врачу-нейрохирургу, и пианисту, и вору-карманнику («щипачу»). А вот кем станет ребенок, обладатель таких пальцев, во многом будет предопределено именно социальными обстоятельствами.
Способность, которая не получает своего совершенствования, которая не развивается, которой человек перестает пользоваться на практике, со временем теряется.
Следует подчеркнуть, что только благодаря постоянным упражненениям, связанным с систематическим занятием сложными видами деятельности, поддерживаются и развиваются соответствующие способности.
Необходимо также учитывать, что успешное выполнение любой деятельности зависит не от одной какой-то определенной способности, при этом сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. Дефицит каких-то одних способностей может компенсироваться за счет более сильного развития других.
Фундаментом для развития способностей выступают задатки.
Задатки создают предпосылки для развития способностей. Они весьма многообразны и многозначны (особенности психических познавательных, эмоционально-волевых процессов, психических свойств и состояний, образований).
Способности обуславливаются задатками, но ни в коем случае ими не предопределяются.
Задатки сами по себе ни на что не направлены. Они способствуют формированию способностей в процессе жизнедеятельности человека. По мнению абсолютного большинства психологов, человек далеко не в полной мере в процессе своей жизнедеятельности реализует свои задатки.
Способности должны актуализироваться. Актуализация способностей осуществляется при помощи соответствующих психологических механизмов:
- Мотивационный механизм-без мотива, без желания, способности не будут реализованы.
- Операционный механизм -набор операций (способов), с помощью которых реализуются способности, ведь способности от слова — способ.
- Функциональный механизм (процессуальный) — качество психических процессов, с помощью которых осуществляется функционирование операционного механизма способностей.
Каждая способность имеет свою специфику и вместе с тем общую структуру.
У одного и того же человека могут быть развиты разные способности к различным видам деятельности, но одна из них, как правило, будет более значимой, чем другие, с одной стороны, с другой — у разных людей наблюдаются одни и те же способности, но они различаются по уровню своего развития.
Для измерения уровня развития способностей применяются разные методики: Айзенка, Кеттела, Спирмена, Бине и др. Вместе с тем следует подчеркнуть, что более объективные результаты дают методики выявления динамики успешности в процессе деятельности. Успешность личности во многом предопределяется не отдельной способностью, а сочетанием целого ряда способностей. Сочетание способностей носит чисто индивидуальный характер.
Следует подчеркнуть, что на развитие способностей решающее влияние оказывают социокультурные факторы.
При рассмотрении проблемы классификации способностей необходимo исходить из их многообразия и разносторонности, а также из их уровней:
- Репродуктивный уровень — обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать соответствующим уровнем навыков и умений.
- Креативный уровень- обеспечивает создание нового, оригинального уровня знаний, навыков и умений.
Е.А. Климов связал способности с конкретными видами проффесиональной деятельности, разделив их на пять основных типов в зависимости от объектов, на которые эти профессии направлены.
Рассмотрим, что собой представляют некоторые
- Природные (врожденные, естественные) — в своей основе они обусловлены биологически. Многие из этих способностей на уровне задатков человека и высокоорганизованных животных общие (восприятие, память, мышление, элементарная коммуникация и др.), но на уровне психологического механизма формирования способностей совершенно различны.
- Специфические человеческие способности (СЧС) включают в себя способности, обеспечивающие жизнедеятельность человека в социальной среде. Они основаны на пользовании речью, логикой и мышлением и др. Эта группа способностей развивается только при наличии социального окружения.
- Общие — обеспечивают относительную легкость и продуктивность овладения знаниями и осуществление различных видов деятельности.
- Специальные (профессиональные) способности — система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в конкретном виде деятельности. Для специальных способностей необходимо развитие задатков особого рода. К ним относят: литературные и художественные, инженерные, конструкторские, лингвистические, музыкальные, спортивные и др. При этом следует подчеркнуть, что общие и специальные способности между собой тесно взаимосвязаны. Развитие специальных способностей невозможно без совершенствования общих.
- Теоретические и практические способности предопределяют склонность человека либо к абстрактно-теоретическим размышления — либо к конкретным практическим действиям. Эти способности в отличие от других очень редко сочетаются друг с другом, такое встречается как правило, только у одаренных людей.
- Учебные и творческие способности — определяют как успешность обучения человека, так и обеспечивают создание новых предметов материальной и духовной культуры. Они обеспечивают реализацию индивидуальных потребностей человека в различных сферах деятельности.
- Способности к общению и взаимодействию — наиболее социально обусловленные потребности, обеспечивающие взаимодействие человека с социальным окружением посредством вербальных и невербальных форм общения, убеждения, внушения, примера и др.
- Предметно-познавательные и предметно-деятельные способности обеспечивают адаптацию человека к окружающей действительности, ее освоение и преобразование, правильное восприятие действий окружающих, строить свое поведение в соответствии со складывающейся обстановкой. Особыми способностями выступают способности воспринимать людей и правильно их оценивать.
Особо успешная деятельность человека в одной или нескольких областях определяет его среди других.
- Одаренность — особо успешная деятельность человека в какой то области деятельности и выделяющая его среди других, выполняющих аналогичные действия. Одаренность часто проявляется при наличии совокупности разносторонних способностей, предопределяющих успешность деятельности человека в нескольких сферах деятельности.
- Талант — высокая степень одаренности. Особенность таланта заключается в том, что он создает что-то новое, неординарное, не noxoжее на то, что уже было. Характеризуется высоким уровнем креативности.
- Гениальность — высшая степень одаренности. Гениальность создает шедевры, которые остаются в веках общечеловеческой культуры, Гений создает эпоху в своей сфере деятельности, то, что не потеряет своей уникальности со временем.
Наряду со способностями, существуют и неспособности.
Неспособность — определенные особенности психики человека предопределяющие его не успешность в некоторых сферах деятельности. Она вызывает синдром неуспеваемости. Синдром неуспеваемости — закономерные соотношения психологических особенностей с проявлением профессиональной неуспеваемости.
Разрешению этой проблемы способствует составление профессиограмм, ядром которых выступают психограммы (какие психологические качества обеспечивают наиболее эффективное функционирование личности в рамках данной профессии).
Развитие способностей предполагает в первую очередь не сковывание игр детей, а вовлечение их в творческие, комплексные игры, многоплановость и разнообразие видов деятельности, творческий характер деятельности, оптимальный уровень трудностей, соответствующая мотивация, положительный эмоциональный настрой.
Ключевые слова: Способности
Источник: И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме |
---|
Способности и профессиональные компетенции Профессиональные способности / В. Д. Шадриков. — М.: Университетская книга, 2010. — 320 с…. |
Психофизиологическая природа способностей … |
Характер и способности Творогова Н.Д., Общая и социальная психология |
Признаки способностей Хрусталева Т.М., Психология способностей |
«Общие» и «специальные» способности и одаренность … |
Педагогические способности Григорович Л.А., Педагогика и психология |
Теория приобретенных способностей Хрусталева Т.М., Психология способностей |
Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей … |
моделей мышления | Проект Ноль
ПОДЕЛИТЬСЯ ЭТОЙ СТРАНИЦЕЙ
Исследование природы критического и творческого мышления
- Обзор
- Обзор
- Обзор
Недавно завершенный проект Patterns of Thinking был рассчитан на несколько лет. Основное внимание в проекте уделяется пониманию, обучению и оценке мышления.
Традиционно хорошее мышление определяется как вопрос когнитивных способностей или навыков. Отсюда и термин «мыслительные навыки». Конечно, хорошие мыслители обладают навыками. Но у них есть и больше. Страсти, отношения, ценности и привычки ума — все это играет ключевую роль в мышлении, и в значительной степени именно эти элементы определяют, используют ли учащиеся свои мыслительные навыки, когда это необходимо. Короче говоря, хорошие мыслители имеют правильные «предрасположенности к мышлению».
В рамках проекта Patterns of Thinking были исследованы несколько ключевых склонностей мышления, которые поддерживают высокоуровневое мышление в предметных областях и между ними. Предрасположенность к мышлению — это склонность к определенному образцу интеллектуального поведения. Например, хорошие мыслители склонны выявлять и исследовать проблемы, исследовать предположения, искать причины и размышлять. Однако исследования показали, что часто учащиеся обладают мыслительными способностями в этих областях, но не склонны их использовать.
Проект определил три логически различных компонента, необходимых для предрасположенного поведения: способность, склонность и чувствительность. Способность касается базовой способности выполнять поведение. Склонность касается мотивации или импульса к поведению. Чувствительность касается вероятности замечать поводы для участия в поведении. В качестве примера рассмотрим открытость. Чтобы участвовать в эпизоде непредубежденности, человек должен (а) обладать базовой способностью видеть ситуацию более чем с одной точки зрения, (б) чувствовать склонность вкладывать в это энергию и (в) осознавать подходящий случай, чтобы быть открытым для альтернативных точек зрения.
Исследования показали, что склонность и чувствительность вносят уникальный вклад в интеллектуальное поведение, который эмпирически отделим от вклада способностей. Интересно, что результаты показали, что вклад чувствительности больше, чем можно было бы предсказать, и что именно чувствительность, а не склонность, по-видимому, является главным узким местом в эффективной интеллектуальной деятельности. Это провокационный вывод как с точки зрения обучения, так и с точки зрения теории интеллекта. Это провокационно с точки зрения обучения, потому что культивирование когнитивной чувствительности почти наверняка представляет собой иную учебную задачу, чем прямое обучение когнитивным способностям. Это провокационно с точки зрения теории интеллекта, потому что чувствительности не уделяется много внимания в современных теориях интеллекта, хотя исследования, проведенные в рамках этого проекта, предполагают, что ей следует уделять внимание.
Информация о проекте
Даты проекта: 1989 — 1998
Спонсор: Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров
Карта сайта
- Политика конфиденциальности
- Гарвардская высшая педагогическая школа
- Гарвардский университет
- Политика цифровой доступности
Copyright 2022 Президент и члены Гарвардского колледжа | Гарвардская высшая школа образования
Склонность и способность — в чем разница?
наклон | способность | Связанные термины | Склонность является родственным термином способности .В терминах obsolete|lang=en разница между склонностью и способностьюзаключается в том, что склонность — это (устаревшее) лицо или вещь, которую любят или которой восхищаются, а способность — (устаревшая) пригодность . Как существительные разница междусклонность и способность состоит в том, что склонность представляет собой физический наклон или изгиб, а способность является (устаревшей) пригодностью. Другие сравнения: в чем разница?Возможности и наклон
|