Архетипы по Юнгу 🍋 Анима, Анимус, Самость, Персона, Тень, Эго, личное бессознательное, коллективное бессознательное, анализ 2018-2019 года
Автор Лемондэй в . Опубликовано Психология
Карл Юнг – величайший психолог и психотерапевт в современной науке. Будучи учеником З.Фрейда К.Юнг не в полной мере разделял взгляды ученого, а позднее и вовсе отошел от его представлений о классической концепции личности. На основе этих разногласий возникло новое психологическое направление – аналитическая психология, подарившая миру новый глубинный взгляд и феноменальную теорию личности.Содержание
Структура личности по К.Юнгу
Автор выделял три основных уровня личности или психики:- Эго;
- Личное бессознательное;
- Коллективное бессознательное.
Благодаря этому содержание комплексов можетКоллективное бессознательное – самый глубокий пласт в составе психики, так же его именуют надличностное бессознательное. В нем содержатся фрагменты памяти и образов, унаследованных от предшествующих поколений, являющиеся едиными для всего человечества. Коллективное бессознательное сформировалось в процессе человеческой эволюции и передается на генетическом уровне. Подтверждение этой идеи К.Юнг нашел в повторяющихся образах и символах различных мировых культур.подвергаться изменениям, для этого необходимо приложить определенные усилия человеку.
Основные архетипы по К.Юнгу
Психиатр предположил, что в составе коллективного бессознательного имеются сильные простейшие психические образы, или архетипы. Архетипы – мысли и фрагменты памяти, заложенные при рождении, располагающие людей к характерным переживаниям и реакциям на определенные события. Это не совсем сами мысли и воспоминания, а располагающие факторы, оказывающие давление, на поступки человека, создавая универсальные модели восприятия. К.Юнг отмечал существование неограниченного количества архетипов в коллективном бессознательном. В своей работе особое внимание автор уделил архетипам:- Анима;
- Анимус;
- Самость;
- Персона;
- Тень.
Архетипы Анима и Анимус
Под архетипом Анима понимается отражаемый в сознании образ женственности в мужчине. Он выражает чувственноеТо есть в каждом заложены как мужские, так и женские качества, сочетание которых формирует личность.При недостаточном развитии этих структур проявляется односторонний рост архетипа, его преобладание, приводящее к трудностям в функционировании личности.
Архетип Самость
Самость – центральный архетип в теории К.Юнга. Он представляет собой целостность личности, центрированность. В своей структуре самость объединяет элементы сознательного и бессознательного, тем самым образуя баланс между ними. По мнению автора, основная жизненная цель человека – поиск баланса между этими элементами. Свои проявления самость выражает во снах в виде образов и символов. Для многих людей недостижимо истиннаяАрхетип Персона
Персона – это то, что выставляет человек напоказ в общении с окружающими, маска, которая показывает публичное лицо во время взаимодействия. Основная задача этого архетипа облегчение адаптации в общении, обращение во внешний мир личности. Этому архетипу характерно проявление коллективности, заложенного в психике каждого человека. Персона своего рода компромисс, на который идет индивид в общении с социумом. Для людей, которые придают большое значение этому архетипу, характерна поверхностность, их общение с окружающими сводится к переходу от одной роли к другой, теряя истинные проявления личности.Архетип Тень
Является частью бессознательного, состоящей из темных сторон личности, подавляемых тенденций, в основе которых лежат инстинкты и недостатки. К ним относятся агрессивные стремления личности, импульсы сексуального характера, мысли и желания, имеющие аморальный характер. Автор рассматривал и положительные аспекты проявления этого архетипа. По его мнению, личность черпает жизненную силу, творческий потенциал и способен к спонтанным проявлениям. Индивид пытаетсяАрхетипы по Юнгу — Практическая психология на Aboutyourself.ru
Автор Татьяна в . Опубликовано Психология личности Последнее обновление: 15/06/2015
Юнг предположил, что душа состоит из трёх компонентов: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного…
Согласно Юнгу, эго представляет собой сознание, а личное бессознательное содержит воспоминания, в том числе те, что были подавлены. Коллективное бессознательное — компонент уникальный; Юнг считал, что эта часть души служит формой психологического наследования. Она содержит все знания и опыт, которые присущи нам всем как биологическому виду.
Что такое архетипы?
Под архетипами швейцарский психиатр Карл Юнг подразумевал определённые модели поведения людей. Откуда тогда взялись эти архетипы? Оттуда же, откуда и коллективное бессознательное, считал Юнг. Он предположил, что эти модели поведения носят врожденный, универсальный и наследственный характер. Архетипам нельзя научиться, они присущи нам с самого рождения; и функция их заключается в обусловливании процесса восприятия нами мира, событий и явлений вокруг.
«Все самые яркие и мощные идеи восходят исторически к архетипам», — писал Юнг в своей книге «Структура души» (The Structure of the Psyche). — «И это особенно верно в отношении религиозных представлений, хотя центральные понятия науки, философии и этики также не составляют исключения из этого правила. В своем нынешней виде они представляют собой варианты архетипических представлений, созданных посредством их сознательного применения и приспособления к действительности. Ибо функция сознания заключается не только в осознании и усвоении внешнего мира через врата наших чувств, но и в переводе мира, как внутри нас, так и вокруг нас, в зримую и существующую прекрасную реальность».
Юнг выделил четыре основных архетипа, отмечая при этом, что их количество может быть неограниченным.
Самость
Самость — архетип, который представляет собой объединение бессознательного и сознания человека. Формирование самости происходит при процессе индивидуации, в котором интегрируются различные аспекты личности. Юнг часто условно изображал самость как круг, квадрат или мандалу.
Тень
Тень — архетип, который опирается на инстинкт жизни и половой инстинкт. Тень существует как часть бессознательного и состоит из подавляемых идей и слабых сторон, их желаний, инстинктов и недостатков.
Этот архетип часто описывается как тёмная сторона психики, представляющая дикость, хаос и неизвестность. Юнг считал, что эти скрытые диспозиции присутствуют в каждом из нас, хотя люди иногда стремятся отрицать этот элемент собственной психики.
Юнг предположил, что тень может проявляться в сновидениях и принимать различные формы — появляться в обличии змеи, чудовища, демона, дракона или какого-то другого тёмного, дикого или экзотического существа.
Анима и анимус
Анима представляет собой бессознательную женскую сторону личности мужчины, а анимус — бессознательную мужскую сторону личности женщины. Анима/анимус представляет собой «истинное я», а нет образ, который мы преподносим остальным, и служит основным источником связи с коллективным бессознательным.
Сочетание анимы и анимуса именуется сизигией, или божественной парой. Сизигия воплощает завершенность и целостность.
Персона
Персона — это то, как мы представляем себя миру. Слово «персона» происходит от латинского слова, которое означает «маска». Сам по себе данный архетип представляет собой совокупность социальных масок, которыми мы пользуемся в различных группах и ситуациях. Его задача — уберечь эго от возможного проявления своих негативных сторон. По мнению Юнга, персона может также появляться во сне и принимать различные формы.
Другие архетипы
Юнг предположил, что количество архетипов не следует ограничивать. Он утверждал, что многие архетипы могут перекрывать друг друга или сочетаться друг с другом.
Приведём лишь некоторые из архетипов, описанных Юнгом:
- отец — авторитет, сила, мощь;
- мать — стремление дать утешение;
- ребёнок — тоска по невинности, возрождение, спасение;
- мудрец — знания, мудрость;
- герой — защитник, спаситель и т.д.
Теги: личность, юнг
Есть что сказать? Оставть комментарий!:
Путеводитель: 12 юнгианских архетипов, популяризированных «Героем и преступником»
Карл Юнг опубликовал свои архетипы, которые охватывают ключевые человеческие роли и мотивы в его работах Психея (1954).
Его детализированные и абстрактные идеи до сих пор широко используются в кинопроявке, рассказывании историй и рекламе.
Юнг утверждал, что архетипы существуют в «психической системе коллективного, универсального и безличного характера». Он предположил, что «групповой опыт имеет место на более низком уровне сознания, чем индивидуальный опыт», как предполагает психология толпы.
12 архетипов были популяризированы Марком и Пирсоном в популярной книге по психологии бренда «Герой и преступник » (2002). Пара преобразовала оригинальные термины Юнга в более современный жаргон. Например, Child был переименован в Innocent .
Говорят, что у каждого человека есть сложная смесь нескольких из 12 юнгианских архетипов, которые могут постепенно развиваться и меняться с течением времени в зависимости от наших жизненных обстоятельств и личного роста. Эти архетипы дают общее объяснение нашим различным методам чувств и рассуждений.
Существует значительное количество совпадений печально известных юнгианских архетипов с другими теориями личности , такими как четыре юмора, темпераментов , астрологическими элементами, вариантами инстинктов и эннеаграммой — мистическая взаимосвязь.
У каждого из юнгианских архетипов есть основная цель, фатальный недостаток и основная зависимость. Эти качества проявляются у всех немного по-разному, однако их отличительные черты по-прежнему легко определить в поведении.
Прежде чем мы перейдем к архетипам, необходимо выделить четыре кардинальных ориентации (т. е. основной жизненный девиз/вдохновение):
12 юнгианских архетипов, популяризированных Марком и Пирсоном:
Опекун
Опекун считает альтруизм и самопожертвование вершинами поддержания социальной структуры. Они бескорыстны и щедры в своих действиях и хотят, чтобы их близкие были удовлетворены и счастливы своей неугасимой заботой и преданностью.
Основная цель: Помогать другим, жертвовать бесплатно и получать признание за их заботу и преданность Фатальный недостаток: Склонность «спасать» людей, которые наносят ущерб их психическому здоровью Зависимость: Созависимость в романтических и платонических отношениях |
Сходства с другими системами типологии личности: Эннеаграмма 2, Эннеаграмма 9, инстинктивный вариант СО, Флегматик
Творец
В любой момент времени у Творца в работе находится множество проектов. Будь то снятие стресса или пробуждение чувства смысла, работа — это их жизненная сила. Творец стремится полностью принять и направить свое подлинное «я» во внешний мир.
Основная цель: Создавать и выражать свои мысли и чувства с помощью различных средств Фатальный недостаток: Обилие незавершенных дел и склонность к прокрастинации Зависимость: Переутомление, навязчивость и склонность к бедности другие системы типологии личности: Эннеаграмма 4, инстинктивный вариант SX ИсследовательИсследователь ищет спасения, чтобы сосредоточиться на следующем приключении. Несмотря на то, что Исследователь эгоистичен по своей природе, он приобретает знания и понимание из своего личного опыта и твердой автономии. Их определение успеха можно определить так: « Я сделал это сам.
Сходство с другими системами типологии личности: Эннеаграмма 7, Эннеаграмма 4 ГеройГерой стремится бороться за справедливость и большее благо, как бы «добро» ни определялось в их умах. Во время своих завоеваний и путешествий они столкнутся со многими препятствиями, которые проверят их истинный характер. Герой целеустремлен и может развить в себе комплекс спасителя.
Сходства с другими системами типологии личности: Эннеаграмма 1, Эннеаграмма 3, вариант SO инстинктивный вариант НевинныйШироко раскрытые глаза и чрезмерно доверчивый, Невинный купается в забвении потенциальных угроз жизни в своей воображаемой утопии . Они склонны к прожорливому поведению, чтобы еще больше отвлечься от опасностей мира.
системы типологии личности: SP инстинктивный вариант ШутШут, по сути, безрассудный, откровенный гедонист, который устраивает глупые шалости просто ради удовольствия. Момент важнее всего — прошлое и будущее — это мете иллюзии, которые разъедают радость. Даже в самых ужасных ситуациях Шут всегда найдет способ пошутить.
Сходства с другими системами типологии личности: Эннеаграмма 7, SO/SX инстинктивные варианты, Сангвиник ЛюбовникЧто за жизнь без страсти и романтики? Любовник стремится разжечь и подпитать пламя похоти, чтобы получить эмоциональный кайф за кайфом. Несмотря на то, что изначально они энергичны, их борьба с истинной близостью может в конечном итоге привести их к недолгим интрижкам.
|