Виды архетипов по юнгу: список с характеристиками, классификация, виды с примерами

Содержание

Архетипы по Юнгу 🍋 Анима, Анимус, Самость, Персона, Тень, Эго, личное бессознательное, коллективное бессознательное, анализ 2018-2019 года

Автор Лемондэй в . Опубликовано Психология

Карл Юнг – величайший психолог и психотерапевт в современной науке. Будучи учеником З.Фрейда К.Юнг не в полной мере разделял взгляды ученого, а позднее и вовсе отошел от его представлений о классической концепции личности. На основе этих разногласий возникло новое психологическое направление – аналитическая психология, подарившая миру новый глубинный взгляд и феноменальную теорию личности.

Содержание

Структура личности по К.Юнгу

Автор выделял три основных уровня личности или психики:
  • Эго;
  • Личное бессознательное;
  • Коллективное бессознательное.
На верхнем уровне психики Эго рассматривается как проявление
сознания
, состоящее из компонентов, содержащих в себе мысли человека, эмоции, воспоминания и ощущения. Все они придают целостность личности, постоянство, восприятие себя человеком. Эго являет собой основу сознания, благодаря которой личность способна оценивать результаты осознанной деятельности. Это уровень психики, по мнению К.Юнга, представляет собой центр личности, отвечающий за самоотождествление. Следующий уровень психики – личное бессознательное, включающий в свою структуру вытесненные сознанием, забытые и подавленные воспоминания, мысли, комплексы, конфликты. Этот психический уровень включает в себя чувственные впечатления, не отмеченные в сознании, не имеющие яркой окраски. К.Юнг в своей теории впервые включил в этот уровень психики комплексы, или эмоционально окрашенные мысли, полученные индивидом из жизненного опыта, но вытесненные из сознания.
Эти комплексы воздействуют на психику, оказывая влияние на поступки человека. К примеру, имея комплекс власти, индивид расходует для этой деятельности большое количество энергии психики. В его сознании это будет иметь символическую связь с темой власти. Так же к этому уровню психики можно отнести человека, который находится под влиянием, имеющим большую силу от родителей, материальных благ, сексуальных потребностей или любого другого типа комплексов. Формирование комплекса влияет на мировосприятие человека, его деятельность и активность. С точки зрения автора, у каждого имеется уникальный материал, из которого состоит личное бессознательное, но он способен быть доступен для сознания человека.
Благодаря этому содержание комплексов может
подвергаться изменениям
, для этого необходимо приложить определенные усилия человеку.
Коллективное бессознательное – самый глубокий пласт в составе психики, так же его именуют надличностное бессознательное. В нем содержатся фрагменты памяти и образов, унаследованных от предшествующих поколений, являющиеся едиными для всего человечества. Коллективное бессознательное сформировалось в процессе человеческой эволюции и передается на генетическом уровне. Подтверждение этой идеи К.Юнг нашел в повторяющихся образах и символах различных мировых культур.

Основные архетипы по К.Юнгу

Психиатр предположил, что в составе коллективного бессознательного имеются сильные простейшие психические образы, или архетипы. Архетипы
– мысли и фрагменты памяти, заложенные при рождении, располагающие людей к характерным переживаниям и реакциям на определенные события. Это не совсем сами мысли и воспоминания, а располагающие факторы, оказывающие давление, на поступки человека, создавая универсальные модели восприятия. К.Юнг отмечал существование неограниченного количества архетипов в коллективном бессознательном. В своей работе особое внимание автор уделил архетипам:
  • Анима;
  • Анимус;
  • Самость;
  • Персона;
  • Тень.

Архетипы Анима и Анимус

Под архетипом Анима понимается отражаемый в сознании образ женственности в мужчине. Он выражает чувственное
восприятие мира, настроения, порывы и эмоции мужчины. Архетип Анимус – образ мужчины в женщине, неосознанные проявления мужского поведения. Он связан с такими проявлениями личности как, категоричность, принципиальность, жестокость к окружающим. Частично эти архетипы в своей основе имеют биологические основания, в соответствии с гормональной составляющей организма они проявляются в разной мере. Эти архетипы эволюционировали в течение долгого времени в коллективном бессознательном, и являются результатом взаимодействия полов. В ходе многолетнего совместного сосуществования, часть мужчин «феминизировались», а женщины начали проявлять больше черт мужского поведения. К.Юнг считал, что проявление архетипов должно быть распределено
гармонично
, сосуществуя в определенном балансе. Только при этом возможно гармоничное развитие личности и её реализация.
То есть в каждом заложены как мужские, так и женские качества, сочетание которых формирует личность.
При недостаточном развитии этих структур проявляется односторонний рост архетипа, его преобладание, приводящее к трудностям в функционировании личности.

Архетип Самость

Самость – центральный архетип в теории К.Юнга. Он представляет собой целостность личности, центрированность. В своей структуре самость объединяет элементы сознательного и бессознательного, тем самым образуя баланс между ними. По мнению автора, основная жизненная цель человека – поиск баланса между этими элементами. Свои проявления самость выражает во снах в виде образов и символов. Для многих людей недостижимо истинная
уравновешенность структур
личности, некоторые могут приблизиться к этому пониманию не раньше достижения среднего возраста. Проявление самости не может реализоваться без интеграции и гармонизации всех душевных аспектов. От человека желающего достигнуть целостности «Я» требуется постоянство, настойчивость, высокий уровень развития интеллекта и наличие обширного жизненного опыта.

Архетип Персона

Персона – это то, что выставляет человек напоказ в общении с окружающими, маска, которая показывает публичное лицо во время взаимодействия. Основная задача этого архетипа облегчение адаптации в общении, обращение во внешний мир личности. Этому архетипу характерно проявление коллективности, заложенного в психике каждого человека.
Персона своего рода компромисс, на который идет индивид в общении с социумом. Для людей, которые придают большое значение этому архетипу, характерна поверхностность, их общение с окружающими сводится к переходу от одной роли к другой, теряя истинные проявления личности.

Архетип Тень

Является частью бессознательного, состоящей из темных сторон личности, подавляемых тенденций, в основе которых лежат инстинкты и недостатки. К ним относятся агрессивные стремления личности, импульсы сексуального характера, мысли и желания, имеющие аморальный характер. Автор рассматривал и положительные аспекты проявления этого архетипа. По его мнению, личность черпает жизненную силу, творческий потенциал и способен к спонтанным проявлениям. Индивид пытается
обуздать
пагубные стремления и обрести гармонию с окружающими, но при этом нуждается в открытом выражении импульсов и проявлении творческой активности. Вышеперечисленные архетипы, для каждого человека воспринимаются индивидуально. Существуют различные формы их проявления, они могут являться персонажами сновидений, служащих источниками символов культуры. Проявление архетипов можно наблюдать в повторяющихся ситуациях, местах, орудиях, имеющих фольклорные мотивы. К.Юнг выделил основные архетипы, но допускал существование их бесконечного множества.

Архетипы по Юнгу — Практическая психология на Aboutyourself.ru

Автор Татьяна в . Опубликовано Психология личности Последнее обновление: 15/06/2015

Юнг предположил, что душа состоит из трёх компонентов: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного…

Согласно Юнгу, эго представляет собой сознание, а личное бессознательное содержит воспоминания, в том числе те, что были подавлены. Коллективное бессознательное — компонент уникальный; Юнг считал, что эта часть души служит формой психологического наследования. Она содержит все знания и опыт, которые присущи нам всем как биологическому виду.

Что такое архетипы?

Под архетипами швейцарский психиатр Карл Юнг подразумевал определённые модели поведения людей. Откуда тогда взялись эти архетипы? Оттуда же, откуда и коллективное бессознательное, считал Юнг. Он предположил, что эти модели поведения носят врожденный, универсальный и наследственный характер. Архетипам нельзя научиться, они присущи нам с самого рождения; и функция их заключается в обусловливании процесса восприятия нами мира, событий и явлений вокруг.

«Все самые яркие и мощные идеи восходят исторически к архетипам», — писал Юнг в своей книге «Структура души» (The Structure of the Psyche). — «И это особенно верно в отношении религиозных представлений, хотя центральные понятия науки, философии и этики также не составляют исключения из этого правила. В своем нынешней виде они представляют собой варианты архетипических представлений, созданных посредством их сознательного применения и приспособления к действительности. Ибо функция сознания заключается не только в осознании и усвоении внешнего мира через врата наших чувств, но и в переводе мира, как внутри нас, так и вокруг нас, в зримую и существующую прекрасную реальность».

Юнг выделил четыре основных архетипа, отмечая при этом, что их количество может быть неограниченным.

Самость

Самость — архетип, который представляет собой объединение бессознательного и сознания человека. Формирование самости происходит при процессе индивидуации, в котором интегрируются различные аспекты личности. Юнг часто условно изображал самость как круг, квадрат или мандалу.

Тень

Тень — архетип, который опирается на инстинкт жизни и половой инстинкт. Тень существует как часть бессознательного и состоит из подавляемых идей и слабых сторон, их желаний, инстинктов и недостатков.

Этот архетип часто описывается как тёмная сторона психики, представляющая дикость, хаос и неизвестность. Юнг считал, что эти скрытые диспозиции присутствуют в каждом из нас, хотя люди иногда стремятся отрицать этот элемент собственной психики.

Юнг предположил, что тень может проявляться в сновидениях и принимать различные формы — появляться в обличии змеи, чудовища, демона, дракона или какого-то другого тёмного, дикого или экзотического существа.

Анима и анимус

Анима представляет собой бессознательную женскую сторону личности мужчины, а анимус — бессознательную мужскую сторону личности женщины. Анима/анимус представляет собой «истинное я», а нет образ, который мы преподносим остальным, и служит основным источником связи с коллективным бессознательным.

Сочетание анимы и анимуса именуется сизигией, или божественной парой. Сизигия воплощает завершенность и целостность.

Персона

Персона — это то, как мы представляем себя миру. Слово «персона» происходит от латинского слова, которое означает «маска». Сам по себе данный архетип представляет собой совокупность социальных масок, которыми мы пользуемся в различных группах и ситуациях. Его задача — уберечь эго от возможного проявления своих негативных сторон. По мнению Юнга, персона может также появляться во сне и принимать различные формы.

Другие архетипы

Юнг предположил, что количество архетипов не следует ограничивать. Он утверждал, что многие архетипы могут перекрывать друг друга или сочетаться друг с другом.

Приведём лишь некоторые из архетипов, описанных Юнгом:

  • отец — авторитет, сила, мощь;
  • мать — стремление дать утешение;
  • ребёнок — тоска по невинности, возрождение, спасение;
  • мудрец — знания, мудрость;
  • герой — защитник, спаситель и т.д.

Теги: личность, юнг

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Путеводитель: 12 юнгианских архетипов, популяризированных «Героем и преступником»

Карл Юнг опубликовал свои архетипы, которые охватывают ключевые человеческие роли и мотивы в его работах Психея (1954).

Его детализированные и абстрактные идеи до сих пор широко используются в кинопроявке, рассказывании историй и рекламе.


Юнг утверждал, что архетипы существуют в «психической системе коллективного, универсального и безличного характера». Он предположил, что «групповой опыт имеет место на более низком уровне сознания, чем индивидуальный опыт», как предполагает психология толпы.

12 архетипов были популяризированы Марком и Пирсоном в популярной книге по психологии бренда «Герой и преступник » (2002). Пара преобразовала оригинальные термины Юнга в более современный жаргон. Например, Child был переименован в Innocent .

Говорят, что у каждого человека есть сложная смесь нескольких из 12 юнгианских архетипов, которые могут постепенно развиваться и меняться с течением времени в зависимости от наших жизненных обстоятельств и личного роста. Эти архетипы дают общее объяснение нашим различным методам чувств и рассуждений.


Существует значительное количество совпадений печально известных юнгианских архетипов с другими теориями личности , такими как четыре юмора, темпераментов , астрологическими элементами, вариантами инстинктов и эннеаграммой — мистическая взаимосвязь.

У каждого из юнгианских архетипов есть основная цель, фатальный недостаток и основная зависимость. Эти качества проявляются у всех немного по-разному, однако их отличительные черты по-прежнему легко определить в поведении.


Прежде чем мы перейдем к архетипам, необходимо выделить четыре кардинальных ориентации (т. е. основной жизненный девиз/вдохновение):

  • Приказ → Для поддержания структуры в социальных условиях
  • Социальные сети → Для установления подлинных связей с другими людьми
  • Свобода → Освободиться от физических и психологических ограничений
  • 12 юнгианских архетипов, популяризированных Марком и Пирсоном:

  • Создатель ( Заказ )
  • Исследователь ( Свобода )
  • Герой ( Эго )
  • Невинный ( Свобода )
  • Шут ( Социальный )
  • Любовник ( Социальный )
  • Волшебник ( Эго )
  • Участник ( Социальный )
  • Преступник ( Эго )
  • Линейка ( Заказ )
  • Мудрец ( Свобода )

  • Опекун

    Опекун считает альтруизм и самопожертвование вершинами поддержания социальной структуры. Они бескорыстны и щедры в своих действиях и хотят, чтобы их близкие были удовлетворены и счастливы своей неугасимой заботой и преданностью.

    Основная цель: Помогать другим, жертвовать бесплатно и получать признание за их заботу и преданность
    Фатальный недостаток: Склонность «спасать» людей, которые наносят ущерб их психическому здоровью
    Зависимость: Созависимость в романтических и платонических отношениях

    Сходства с другими системами типологии личности: Эннеаграмма 2, Эннеаграмма 9, инстинктивный вариант СО, Флегматик


    Творец

    В любой момент времени у Творца в работе находится множество проектов. Будь то снятие стресса или пробуждение чувства смысла, работа — это их жизненная сила. Творец стремится полностью принять и направить свое подлинное «я» во внешний мир.

    Основная цель: Создавать и выражать свои мысли и чувства с помощью различных средств
    Фатальный недостаток: Обилие незавершенных дел и склонность к прокрастинации
    Зависимость: Переутомление, навязчивость и склонность к бедности другие системы типологии личности: Эннеаграмма 4, инстинктивный вариант SX


    Исследователь

    Исследователь ищет спасения, чтобы сосредоточиться на следующем приключении. Несмотря на то, что Исследователь эгоистичен по своей природе, он приобретает знания и понимание из своего личного опыта и твердой автономии. Их определение успеха можно определить так: « Я сделал это сам.

    Основная цель: Возможность свободно бродить и взаимодействовать с окружающей средой и открывать новые открытия
    Фатальный недостаток: Чувство незаземленности; постоянное чувство тяги к путешествиям
    Зависимость: смена работы, длительные путешествия, новые впечатления, гипернезависимость

    Сходство с другими системами типологии личности: Эннеаграмма 7, Эннеаграмма 4


    Герой

    Герой стремится бороться за справедливость и большее благо, как бы «добро» ни определялось в их умах. Во время своих завоеваний и путешествий они столкнутся со многими препятствиями, которые проверят их истинный характер. Герой целеустремлен и может развить в себе комплекс спасителя.

    Основная цель: Спасти день, человека или достичь цели всей жизни
    Фатальный недостаток: Туннельное видение, чтобы сосредоточиться на одной цели, страх неудачи нарциссизм

    Сходства с другими системами типологии личности: Эннеаграмма 1, Эннеаграмма 3, вариант SO инстинктивный вариант


    Невинный

    Широко раскрытые глаза и чрезмерно доверчивый, Невинный купается в забвении потенциальных угроз жизни в своей воображаемой утопии . Они склонны к прожорливому поведению, чтобы еще больше отвлечься от опасностей мира.

    Основная цель: Сохранить свое детское удивление и жизнерадостность, чтобы жить мирно
    Фатальный недостаток: Наивность и отрицание опасностей скрытых социальных ловушек
    Зависимость: Чрезмерное потребительство и зависимость от сладких кайфов
    Аналогично другим

    системы типологии личности: SP инстинктивный вариант


    Шут

    Шут, по сути, безрассудный, откровенный гедонист, который устраивает глупые шалости просто ради удовольствия. Момент важнее всего — прошлое и будущее — это мете иллюзии, которые разъедают радость. Даже в самых ужасных ситуациях Шут всегда найдет способ пошутить.

    Основная цель: Жить настоящим и наслаждаться жизнью без каких-либо умственных или физических ограничений
    Фатальный недостаток: Потеря самоконтроля и неспособность брать на себя ответственность за что-либо
    Зависимость: Галлюциногены, стимуляторы, депрессанты, адреналин спешка

    Сходства с другими системами типологии личности: Эннеаграмма 7, SO/SX инстинктивные варианты, Сангвиник


    Любовник

    Что за жизнь без страсти и романтики? Любовник стремится разжечь и подпитать пламя похоти, чтобы получить эмоциональный кайф за кайфом. Несмотря на то, что изначально они энергичны, их борьба с истинной близостью может в конечном итоге привести их к недолгим интрижкам.

    Основная цель: Испытывать чувство блаженства в своих отношениях
    Фатальный недостаток: Объективация других и проблемы с близостью
    Зависимость: Отношения, вожделение и склонность растворяться в другом к другим системам типологии личности: Эннеаграмма 2, варианты инстинктов SX/SO


    Маг

    Как эмоциональный алхимик, Маг наполняет свой мозг психологическими тактиками и стратегиями, чтобы завоевывать друзей и в конечном итоге влиять на людей. Им нравится быть на высоте благодаря своей харизме и острому языку.

    Основная цель: Преобразование ситуаций и влияние на людей из их сути
    Фатальный недостаток: Склонность к обману и манипулированию другими для своих нужд
    Зависимость: Галлюциногены, колдовство, алхимия и вещества, изменяющие сознание

    Сходство с другими системами типологии личности: Эннеаграмма 5, инстинктивные варианты SO / SX


    Участник

    Член сделает все, что в его воле, чтобы приспособиться и чувствовать себя в безопасности в обществе. Они ценят традиции, верность и безопасность. Когда они непреднамеренно высовываются, как рыба из воды, у них может развиться тревожное и компульсивное поведение.

    Основная цель: Принадлежать к обществу и органично вписываться в него; стремление к миру и безопасности
    Фатальный недостаток: использование в своих интересах, излишнее выпячивание
    Зависимость: удовлетворение потребностей каждого для поддержания своего социального статуса инстинктивный вариант, флегматик


    Преступник

    Правила созданы для того, чтобы их нарушать? Не обязательно, если только они не должны. Преступник стремится разрушить и заново изобрести колесо для законов, которые они лично считают неприемлемыми. Это часто приводит к хаосу, обману и беспределу для достижения своих целей ради лучшего будущего.

    Основная цель: Начать бунт или революцию, чтобы бросить вызов существующим нормам и принятым идеологиям
    Фатальный недостаток: Привычное разрушение и незнание закона; преступная деятельность
    Зависимость: проповедь свободы и нового мышления

    Сходства с другими системами типологии личности: Эннеаграмма 8, Эннеаграмма 4, Холерик


    Правитель

    Правитель стремится навести порядок в мире. Они стремятся к жесткости и ответственности, чтобы полностью контролировать свою жизнь и диктовать, что следует, а что нельзя делать. Структура, по мнению Правителя, открывает путь к продуктивности.

    Основная цель: Поддерживать и поддерживать упорядоченную жизнь, оставаясь при этом под контролем
    Фатальный недостаток: Неспособность переваривать хаос или планировать спонтанность
    Зависимость: Контроль, непреклонное поведение и надвигающееся чувство элитарности
    90 Сходства к другим системам типологии личности: Эннеаграмма 8, СО инстинктивный вариант, Холерик


    Мудрец

    Где понимание, там и покой. Мудрец ценит знания и мудрость превыше всего и пойдет на многое, чтобы получить в свои руки книги, опыт и подробные рассказы о прошлых событиях, чтобы по-настоящему понять мир.

    Основная цель: Достижение истины, мудрости и понимания жизненных тайн
    Фатальный недостаток: Отсутствие эмпатии, суждение и непрактичность
    Зависимость: Быть нравственно правильным и способствовать объективности во всех ситуациях системы типологии личности: Эннеаграмма 5, Эннеаграмма 1, SP инстинктивный вариант, Меланхолик/Флегматик


    Ссылки

    Bechter, Clemens & Farinelli, Giorgio & Daniel, Rolf-Dieter & Frey, Michael. (2016). Реклама между юнгианскими архетипами и индивидуальностью бренда. Административные науки. 6. 5. https://doi.org/10.3390/admsci6020005.

    Колман В. (2018). Важны ли юнгианские архетипы? Журнал аналитической психологии , 63 (3), 336–346. https://doi.org/10.1111/1468-5922.12414.

    Лафлин, Чарльз и Тиберия, Винченца. (2012). Юнгианские архетипы: к антропологии сознания. Антропология сознания. 23. https://doi.org/10.1111/j.1556-3537.2012.01063.x.

    Линденфельд, Дэвид. (2009). Юнгианские архетипы и дискурс истории. Переосмысление истории. 13. 217-234. https://doi.org/10.1080/13642520

    3833.

    Пун, Стивен. (2016). Проектирование архетипа бренда: изучение роли юнгианских архетипов коллективного бессознательного в творческой настройке брендов. Международный журнал социальных и гуманитарных наук Изобретение. https://doi.org/10.18535/ijsshi/v3i6.06.

    Валадас Понте, Д., и Шефер, Л. (2013). Карл Густав Юнг, квантовая физика и духовный разум: мистическое видение двадцать первого века. Поведенческие науки (Базель, Швейцария) , 3 (4), 601–618. https://doi.org/10.3390/bs3040601.

    Карл Юнг: Архетипы и аналитическая психология

    1. Фрейдистская психология

    Исследование области коллективного бессознательного Карла Юнга и живущих в нем архетипов.

    Постоянная ссылка Распечатать |

    Зигмунд Фрейд (спереди слева) и Карл Юнг (спереди справа) в Университете Кларка в 19 лет09.


    Эта страница доступна для пользователей. Зарегистрируйтесь или войдите для получения полного доступа.

    Ссылки
    1. Фрейд, С. (1899). Толкование снов . Лейпциг и Вена: Франц Дойтик.
    2. Зимбардо, П.Г. (1971). Власть и патология тюремного заключения. Отчет Конгресса. Серийный номер 15, 25 октября 1971 г.
    3. Юнг, Карл и Делл, С.М. (1939). Интеграция личности (английский перевод). Нью-Йорк: Фаррар и Райнхарт.

    Самые читаемые

    Какой ты архетип?

    Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.

    Ты злишься?

    Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

    Окна в душу

    Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?

    У вас стресс?

    Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

    Привязанность и отношения

    Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?

    Память как у золотой рыбки?

    Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

    31 Защитные механизмы

    Общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты своего эго.

    Раб своей роли?

    В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?

    Тесты личности

    Какой ты архетип?

    Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.

    Ты злишься?

    Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

    У тебя стресс?

    Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

    Память как у золотой рыбки?

    Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

    Вы зациклены?

    Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.

    Руководства по самопомощи

    Интерпретация ваших снов

    Научитесь интерпретировать скрытые значения тем ваших снов и ночных кошмаров.

    Как читать язык тела

    Научитесь читать и понимать сигналы тела и улучшайте свой собственный язык тела.

    Как справиться со стрессом и успешно сдать экзамены

    Если вы один из многих людей, испытывающих стресс во время сдачи экзаменов, у нас есть несколько советов для вас, которые помогут вам преодолеть это и действительно сосредоточиться на достижении хорошие оценки.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    2025 © Все права защищены.