Архетипы по Юнгу 🍋 Анима, Анимус, Самость, Персона, Тень, Эго, личное бессознательное, коллективное бессознательное, анализ 2018-2019 года
Автор Лемондэй в . Опубликовано Психология
Карл Юнг – величайший психолог и психотерапевт в современной науке. Будучи учеником З.Фрейда К.Юнг не в полной мере разделял взгляды ученого, а позднее и вовсе отошел от его представлений о классической концепции личности. На основе этих разногласий возникло новое психологическое направление – аналитическая психология, подарившая миру новый глубинный взгляд и феноменальную теорию личности.Содержание
Структура личности по К.Юнгу
Автор выделял три основных уровня личности или психики:- Эго;
- Личное бессознательное;
- Коллективное бессознательное.
Эти комплексы воздействуют на психику, оказывая влияние на поступки человека.
К примеру, имея комплекс власти, индивид расходует для этой деятельности большое количество энергии психики. В его сознании это будет иметь символическую связь с темой власти.
Так же к этому уровню психики можно отнести человека, который находится под влиянием, имеющим большую силу от родителей, материальных благ, сексуальных потребностей или любого другого типа комплексов.
Формирование комплекса влияет на мировосприятие человека, его деятельность и активность. С точки зрения автора, у каждого имеется уникальный материал, из которого состоит личное бессознательное, но он способен быть доступен для сознания человека.
Благодаря этому содержание комплексов можетКоллективное бессознательное – самый глубокий пласт в составе психики, так же его именуют надличностное бессознательное.подвергаться изменениям, для этого необходимо приложить определенные усилия человеку.
В нем содержатся фрагменты памяти и образов, унаследованных от предшествующих поколений, являющиеся едиными для всего человечества.
Коллективное бессознательное сформировалось в процессе человеческой эволюции и передается на генетическом уровне. Подтверждение этой идеи К.Юнг нашел в повторяющихся образах и символах различных мировых культур.
Основные архетипы по К.Юнгу
Психиатр предположил, что в составе коллективного бессознательного имеются сильные простейшие психические образы, или архетипы. Архетипы – мысли и фрагменты памяти, заложенные при рождении, располагающие людей к характерным переживаниям и реакциям на определенные события. Это не совсем сами мысли и воспоминания, а располагающие факторы, оказывающие давление, на поступки человека, создавая универсальные модели восприятия. К.Юнг отмечал существование неограниченного количества архетипов в коллективном бессознательном.
В своей работе особое внимание автор уделил архетипам:
- Анима;
- Анимус;
- Самость;
- Персона;
- Тень.
Архетипы Анима и Анимус
Под архетипом Анима понимается отражаемый в сознании образ женственности в мужчине. Он выражает чувственное
В ходе многолетнего совместного сосуществования, часть мужчин «феминизировались», а женщины начали проявлять больше черт мужского поведения.
К.Юнг считал, что проявление архетипов должно быть распределено гармонично, сосуществуя в определенном балансе. Только при этом возможно гармоничное развитие личности и её реализация.
То есть в каждом заложены как мужские, так и женские качества, сочетание которых формирует личность.При недостаточном развитии этих структур проявляется односторонний рост архетипа, его преобладание, приводящее к трудностям в функционировании личности.
Архетип Самость
Самость – центральный архетип в теории К.Юнга. Он представляет собой целостность личности, центрированность. В своей структуре самость объединяет элементы сознательного и бессознательного, тем самым образуя баланс между ними. По мнению автора, основная жизненная цель человека – поиск баланса между этими элементами.
Свои проявления самость выражает во снах в виде образов и символов.
Для многих людей недостижимо истинная Архетип Персона
Персона – это то, что выставляет человек напоказ в общении с окружающими, маска, которая показывает публичное лицо во время взаимодействия. Основная задача этого архетипа облегчение адаптации в общении, обращение во внешний мир личности. Этому архетипу характерно проявление коллективности, заложенного в психике каждого человека.
Персона своего рода компромисс, на который идет индивид в общении с социумом.
Для людей, которые придают большое значение этому архетипу, характерна поверхностность, их общение с окружающими сводится к переходу от одной роли к другой, теряя истинные проявления личности.
Архетип Тень
Является частью бессознательного, состоящей из темных сторон личности, подавляемых тенденций, в основе которых лежат инстинкты и недостатки. К ним относятся агрессивные стремления личности, импульсы сексуального характера, мысли и желания, имеющие аморальный характер. Автор рассматривал и положительные аспекты проявления этого архетипа. По его мнению, личность черпает жизненную силу, творческий потенциал и способен к спонтанным проявлениям. Индивид пытается
Вышеперечисленные архетипы, для каждого человека воспринимаются индивидуально. Существуют различные формы их проявления, они могут являться персонажами сновидений, служащих источниками символов культуры.
Проявление архетипов можно наблюдать в повторяющихся ситуациях, местах, орудиях, имеющих фольклорные мотивы. К.Юнг выделил основные архетипы, но допускал существование их бесконечного множества.Архетипы по Юнгу — Практическая психология на Aboutyourself.ru
Автор Татьяна в . Опубликовано Психология личности Последнее обновление: 15/06/2015
Юнг предположил, что душа состоит из трёх компонентов: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного…
Согласно Юнгу, эго представляет собой сознание, а личное бессознательное содержит воспоминания, в том числе те, что были подавлены.
Коллективное бессознательное — компонент уникальный; Юнг считал, что эта часть души служит формой психологического наследования. Она содержит все знания и опыт, которые присущи нам всем как биологическому виду.
Что такое архетипы?
Под архетипами швейцарский психиатр Карл Юнг подразумевал определённые модели поведения людей. Откуда тогда взялись эти архетипы? Оттуда же, откуда и коллективное бессознательное, считал Юнг. Он предположил, что эти модели поведения носят врожденный, универсальный и наследственный характер. Архетипам нельзя научиться, они присущи нам с самого рождения; и функция их заключается в обусловливании процесса восприятия нами мира, событий и явлений вокруг.
«Все самые яркие и мощные идеи восходят исторически к архетипам», — писал Юнг в своей книге «Структура души» (The Structure of the Psyche). — «И это особенно верно в отношении религиозных представлений, хотя центральные понятия науки, философии и этики также не составляют исключения из этого правила.
В своем нынешней виде они представляют собой варианты архетипических представлений, созданных посредством их сознательного применения и приспособления к действительности. Ибо функция сознания заключается не только в осознании и усвоении внешнего мира через врата наших чувств, но и в переводе мира, как внутри нас, так и вокруг нас, в зримую и существующую прекрасную реальность».
Юнг выделил четыре основных архетипа, отмечая при этом, что их количество может быть неограниченным.
Самость
Самость — архетип, который представляет собой объединение бессознательного и сознания человека. Формирование самости происходит при процессе индивидуации, в котором интегрируются различные аспекты личности. Юнг часто условно изображал самость как круг, квадрат или мандалу.
Тень
Тень — архетип, который опирается на инстинкт жизни и половой инстинкт. Тень существует как часть бессознательного и состоит из подавляемых идей и слабых сторон, их желаний, инстинктов и недостатков.
Этот архетип часто описывается как тёмная сторона психики, представляющая дикость, хаос и неизвестность. Юнг считал, что эти скрытые диспозиции присутствуют в каждом из нас, хотя люди иногда стремятся отрицать этот элемент собственной психики.
Юнг предположил, что тень может проявляться в сновидениях и принимать различные формы — появляться в обличии змеи, чудовища, демона, дракона или какого-то другого тёмного, дикого или экзотического существа.
Анима и анимус
Анима представляет собой бессознательную женскую сторону личности мужчины, а анимус — бессознательную мужскую сторону личности женщины. Анима/анимус представляет собой «истинное я», а нет образ, который мы преподносим остальным, и служит основным источником связи с коллективным бессознательным.
Сочетание анимы и анимуса именуется сизигией, или божественной парой. Сизигия воплощает завершенность и целостность.
Персона
Персона — это то, как мы представляем себя миру. Слово «персона» происходит от латинского слова, которое означает «маска».
Сам по себе данный архетип представляет собой совокупность социальных масок, которыми мы пользуемся в различных группах и ситуациях. Его задача — уберечь эго от возможного проявления своих негативных сторон. По мнению Юнга, персона может также появляться во сне и принимать различные формы.
Другие архетипы
Юнг предположил, что количество архетипов не следует ограничивать. Он утверждал, что многие архетипы могут перекрывать друг друга или сочетаться друг с другом.
Приведём лишь некоторые из архетипов, описанных Юнгом:
- отец — авторитет, сила, мощь;
- мать — стремление дать утешение;
- ребёнок — тоска по невинности, возрождение, спасение;
- мудрец — знания, мудрость;
- герой — защитник, спаситель и т.д.
Теги: личность, юнг
Есть что сказать? Оставть комментарий!:
Путеводитель: 12 юнгианских архетипов, популяризированных «Героем и преступником»
Карл Юнг опубликовал свои архетипы, которые охватывают ключевые человеческие роли и мотивы в его работах Психея (1954).
Его детализированные и абстрактные идеи до сих пор широко используются в кинопроявке, рассказывании историй и рекламе.
Юнг утверждал, что архетипы существуют в «психической системе коллективного, универсального и безличного характера». Он предположил, что «групповой опыт имеет место на более низком уровне сознания, чем индивидуальный опыт», как предполагает психология толпы.
12 архетипов были популяризированы Марком и Пирсоном в популярной книге по психологии бренда «Герой и преступник » (2002). Пара преобразовала оригинальные термины Юнга в более современный жаргон. Например, Child был переименован в Innocent .
Говорят, что у каждого человека есть сложная смесь нескольких из 12 юнгианских архетипов, которые могут постепенно развиваться и меняться с течением времени в зависимости от наших жизненных обстоятельств и личного роста. Эти архетипы дают общее объяснение нашим различным методам чувств и рассуждений.
Существует значительное количество совпадений печально известных юнгианских архетипов с другими теориями личности , такими как четыре юмора, темпераментов , астрологическими элементами, вариантами инстинктов и эннеаграммой — мистическая взаимосвязь.
У каждого из юнгианских архетипов есть основная цель, фатальный недостаток и основная зависимость. Эти качества проявляются у всех немного по-разному, однако их отличительные черты по-прежнему легко определить в поведении.
Прежде чем мы перейдем к архетипам, необходимо выделить четыре кардинальных ориентации (т. е. основной жизненный девиз/вдохновение):
12 юнгианских архетипов, популяризированных Марком и Пирсоном:
Опекун
Опекун считает альтруизм и самопожертвование вершинами поддержания социальной структуры.
Они бескорыстны и щедры в своих действиях и хотят, чтобы их близкие были удовлетворены и счастливы своей неугасимой заботой и преданностью.
| Основная цель: Помогать другим, жертвовать бесплатно и получать признание за их заботу и преданность Фатальный недостаток: Склонность «спасать» людей, которые наносят ущерб их психическому здоровью Зависимость: Созависимость в романтических и платонических отношениях |
Сходства с другими системами типологии личности: Эннеаграмма 2, Эннеаграмма 9, инстинктивный вариант СО, Флегматик
Творец
В любой момент времени у Творца в работе находится множество проектов. Будь то снятие стресса или пробуждение чувства смысла, работа — это их жизненная сила. Творец стремится полностью принять и направить свое подлинное «я» во внешний мир.
| Основная цель: Создавать и выражать свои мысли и чувства с помощью различных средств Фатальный недостаток: Обилие незавершенных дел и склонность к прокрастинации Зависимость: Переутомление, навязчивость и склонность к бедности другие системы типологии личности: Эннеаграмма 4, инстинктивный вариант SX Исследователь Исследователь ищет спасения, чтобы сосредоточиться на следующем приключении.
Сходство с другими системами типологии личности: Эннеаграмма 7, Эннеаграмма 4 ГеройГерой стремится бороться за справедливость и большее благо, как бы «добро» ни определялось в их умах. Во время своих завоеваний и путешествий они столкнутся со многими препятствиями, которые проверят их истинный характер. Герой целеустремлен и может развить в себе комплекс спасителя.
Сходства с другими системами типологии личности: Эннеаграмма 1, Эннеаграмма 3, вариант SO инстинктивный вариант Невинный Широко раскрытые глаза и чрезмерно доверчивый, Невинный купается в забвении потенциальных угроз жизни в своей воображаемой утопии .
системы типологии личности: SP инстинктивный вариант ШутШут, по сути, безрассудный, откровенный гедонист, который устраивает глупые шалости просто ради удовольствия. Момент важнее всего — прошлое и будущее — это мете иллюзии, которые разъедают радость. Даже в самых ужасных ситуациях Шут всегда найдет способ пошутить.
Сходства с другими системами типологии личности: Эннеаграмма 7, SO/SX инстинктивные варианты, Сангвиник Любовник Что за жизнь без страсти и романтики? Любовник стремится разжечь и подпитать пламя похоти, чтобы получить эмоциональный кайф за кайфом.
|
В своем нынешней виде они представляют собой варианты архетипических представлений, созданных посредством их сознательного применения и приспособления к действительности. Ибо функция сознания заключается не только в осознании и усвоении внешнего мира через врата наших чувств, но и в переводе мира, как внутри нас, так и вокруг нас, в зримую и существующую прекрасную реальность».
Несмотря на то, что Исследователь эгоистичен по своей природе, он приобретает знания и понимание из своего личного опыта и твердой автономии. Их определение успеха можно определить так: « Я сделал это сам.
Они склонны к прожорливому поведению, чтобы еще больше отвлечься от опасностей мира.
Несмотря на то, что изначально они энергичны, их борьба с истинной близостью может в конечном итоге привести их к недолгим интрижкам.
Они ценят традиции, верность и безопасность. Когда они непреднамеренно высовываются, как рыба из воды, у них может развиться тревожное и компульсивное поведение.
Они стремятся к жесткости и ответственности, чтобы полностью контролировать свою жизнь и диктовать, что следует, а что нельзя делать. Структура, по мнению Правителя, открывает путь к продуктивности.
(2016). Реклама между юнгианскими архетипами и индивидуальностью бренда. Административные науки. 6. 5. https://doi.org/10.3390/admsci6020005.
Поведенческие науки (Базель, Швейцария) , 3 (4), 601–618. https://doi.org/10.3390/bs3040601.

