Семейный образ жизни это: активный образ жизни – клиника «Семейный доктор».

активный образ жизни – клиника «Семейный доктор».

Движение – это жизнь, и к тому же – эликсир молодости.

Замечательным правилом здоровой семьи следует считать совместные занятия любой физической активностью: спорт и подвижные игры, работа в огороде, уборка, мытье посуды и многое другое. Путешествия и прогулки всей семьей, общие увлекательные занятия также относятся к здоровым активным нагрузкам. Все это надежно сплачивает семью и формирует здоровые привычки.


Регулярная физическая и интеллектуальная нагрузка позволят всем членам вашей семьи развить силу, выносливость и смекалку, укрепят здоровье и предупредят неблагоприятные изменения в самочувствии. С подвижным образом жизни вам не страшна гиподинамия.

Что может быть полезнее для здоровья, чем ежедневная прогулка с домочадцами? Хождение пешком или пробежка на свежем воздухе снимают усталость и напряжение, улучшают память и сон, заряжают бодростью и хорошим настроением, а также предупреждают развитие сердечно-сосудистых заболеваний.

Можно гулять (бегать) утром, вечером или выделить время днем. Заведите себе четвероногого друга и ежедневные прогулки станут неотъемлемой частью вашей жизни. Прогулки, занятия танцами или упражнения в тренажерном зале, при условии их регулярности – залог того, что таблетки вам понадобятся очень нескоро.

Вместе с родными чаще посещайте музеи, театры, выставки, зоопарки и другие интересные места. Играйте в различные подвижные игры со своей семьей и друзьями. Помните, что такая физическая активность способствует выработке гормонов — эндорфинов, поэтому время, проведенное в кругу близких, всегда будет ассоциироваться у вас только со счастьем и приподнятым настроением.    

Но активный образ жизни подразумевает не только физические нагрузки, но и полноценный отдых. Для хорошей продуктивной деятельности отдых жизненно необходим. Вот почему в семье необходимо завести и придерживаться правильного гармоничного режима дня, включающего труд (спорт, учебу), отдых, полноценный сон и сбалансированное питание.

Недосыпание опасно и взрослым, и детям, поскольку истощает нервную систему, понижает защитные силы организма и ухудшает здоровье. Сбалансированный распорядок дня вырабатывает согласованность работы всего организма, благотворно влияя на наше самочувствие, бодрость и настроение. В результате получаем повышенную производительность труда и успехи на работе и в учебе.

Во время отдыха можно не просто лечь и расслабиться, а помедитировать или почитать книги вместе с семьей, поговорить о насущных проблемах и поддержать тех, кому это необходимо. Будьте в курсе всего, что происходит с вашими близкими, тогда любые проблемы будут решаемы, а семья здоровой.

Читайте продолжение:

  • Правило здоровой семьи: семейные традиции

  • Правила здоровой семьи: правильное питание


Возврат к списку публикаций

28. Этологическая структура популяций.

Одиночный образ жизни. Семейный образ жизни. Колония. Стая. Стадо.

Закономерности поведения животных составляют предмет осо­бой науки — этологии. Систему взаимоотно­шений между членами одной популяции называют поэтому этологической или поведен­ческой структурой попу­ляции.

Поведение животных по отношению к другим членам популя­ции зависит прежде всего от того, одиночный или групповой об­раз жизни свойствен виду. Формы совместного существования осо­бей в популяции чрезвычайно различны.

Одиночный образ жизни, при котором особи популяции неза­висимы и обособлены друг от друга, характе­рен для многих ви­дов, но лишь на определенных стадиях жизненного цикла. Пол­ностью одиночное существова­ние организмов в природе не встре­чается, так как при этом было бы невозможным осуществление их основной жизненной функции — размножения. Однако для неко­торых видов характерны очень слабые контакты между со­вместно живущими особями.

Таковы, в частности, отдельные водные обита­тели с наружным способом оплодо­творения, при котором нет не­обходимости в непосредственной встрече партнеров, например оди­ночные актинии. У видов с внутренним оплодотворением встречи самцов и самок также могут быть очень кратковременными, лишь для осуществления копуляции, в остальное время животные лишь живут независимо друг от друга. Таков образ жизни многих на­секомых, например божьей коровки, хищных жуков-жужелиц и др.

У видов с одиночным образом жизни часто образуются вре­менные скопления особей — в местах зимовок, в период, предшест­вующий размножению, и т. п. Так, бабочки-крапивницы поздней осенью целыми гроздьями со­бираются в чердачных помещениях или других укрытиях, жужелицы и божьи коровки — в сухой под­стилке возле пней и комлей деревьев, сомы и щуки — в зимоваль­ных ямах на дне водоема. У бентосных животных такие скоп­ле­ния могут быть постоянными, например устричные или мидиевые банки, агрегации полихет или поселения морских желудей.

В этих поселениях увеличиваются шансы на возможность оплодотворения половыми продук­тами, выбрасываемыми в воду. Однако подоб­ные агрегации не сопровождаются установлением более или ме­нее закономерного поведения животных по отношению друг к дру­гу, и каждое из них относительно независимо от остальных.

Дальнейшее усложнение отношений внутри популяции осуще­ствляется по двум направлениям: усилению связи между половы­ми партнерами и возникновению контактов между родительским и дочерним поколениями. На этой основе в популяциях формиру­ются семьи, которые очень разнообразны по составу и длитель­ности суще­ствования.

Родительские пары могут создаваться как на короткий, так и на длительный срок, а у некоторых видов — на всю жизнь взрос­лых особей. Например, среди птиц полигамные тетерева, глухари спариваются со многими сам­ками, не образуя устойчивых семей­ных пар. У ряда уток — кряквы, шилохвости и др —-пары подби­раются еще на местах зимовок или во время пролета, но, после того как самка садится на гнездо, самец ее покидает. У боль­шин­ства воробьиных самец и самка держатся вместе в течение всего периода гнездования Семейные пары лебе­дей, журавлей, голубей сохраняются на долгие годы.

Выбор партнеров сопровождается у животных особым брачным поведением, часто достигающим большой сложности. У паукоз-скакунчиков самцы добиваются спаривания с самкой после свое-, образного танца, в про­должение которого они описывают возле нее суживающиеся полукруги, принимая особые позы, а прибли­зившись начинают быстро вертеться, увлекая самку. Считают, чго предкопуляциенное поведение самцов пауков тормозит инстинкт агрессии у самок, которые иначе реагируют на них как на добычу. Дальнейшее поведение пауков раз­лично: у многих всеядных видов самец после введения им спермы в половые пути самки ста­новится ее жертвой, у бегающих Lycosidae — поспешно спасается бегством, у большинства скакунчиков Salticidae самец и самка расхо­дятся спокойно, а у ряда видов семейства Dictinidae некото­рое время мирно уживаются в одном гнезде.

Широко известное «ухаживание» у птиц и млекопитающих также предотвращает агрессивные и оборонительные реакции осо­бей противоположного пола, приводит к синхронизации процессов полового созре­вания и стимулирует у партнеров готовность к спа­риванию. Это имеет большое значение для осуществления раз­мно­жения, к которому самец и самка должны быть готовы в одно и то же время.

Выбор половых партнеров часто сопровождается усилением конкурентных отношений в популяциях жи­вотных. В период, пред­шествующий размножению, у многих видов возникают драки сам­цов, ритуальные демон­страции и другие типы специализирован­ного поведения, направленного на устранение конкурентов. Эти столкно­вения, несмотря на частую ожесточенность, редко приво­дят к серьезным ранениям соперников, обычно ограни­чиваясь из­гнанием одного из них с территории, где находятся самки. У рыб, например, в таких сражениях пре­обладает ритуал угрозы или противники кусают друг друга в пасть — наименее уязвимую часть тела, но нико­гда не наносят более опасных укусов в бок.

Токую­щие турухтаны стремительно бросаются друг на друга, но за­тем внезапно замирают с взъерошенным «воротником», после чего вновь повторяют броски.

Таким образом, период, предшествующий размножению в по­пуляциях животных, характеризуется актив­ным поиском и резким усилением контактов между особями.

Семейный образ жизни. При семейном образе жизни усилива­ются также связи между родителями и их по­томством. Простейший вид такой связи — забота одного из родителей об отложенных яй­цах: охрана кладки, ин­кубация, дополнительное аэрирование и т. п. Так, среди земноводных мраморная амбистома откладывает яйца в ямки во влажной лесной подстилке и остается их сторожить. Самка темной саламандры обвивает кладку своим телом и не по­кидает ее до выклева личинок. Самец трехиглой колюшки после охраны кладки и заботы о ней не­которое время оберегает и маль­ков. У птиц сложные заботы о птенцах продолжаются до подня­тия их на крыло, а у ряда крупных млекопитающих, например у медведей, тигров, детеныши воспитываются в семейных группах в течение нескольких лет, до наступления их половой зрелости.

Различают семьи отцовского, материнского и сме­шанного типа, в зависимости от того, кто из родителей берет на себя уход за потомством. В семьях с устойчивым образованием пар в охране и выкармливании молодняка принимают обычно участие и самец и самка.

При семейном образе жизни территориальное поведение живот­ных выражено наиболее ярко: различные сигналы, маркировка, ритуальные формы угрозы и прямая агрессия обеспечивают владение участком, достаточ­ным для выкармливания потомства.

Более крупные объединения животных — стаи, стада и колонии. В основе их формирования лежит даль­нейшее усложнение пове­денческих связей в популяциях.

Колонии. Это групповые поселения оседлых животных. Они могут существовать длительно или возникать лишь на период раз­множения, как, например, у многих птиц — грачей, чаек, гагар, ту­пиков и т. п. По сложности взаимосвязей между особями колонии животных чрезвычайно разнообразны — от простых территориаль­ных скоплений одиночных форм до объединений, где отдельные члены выполняют, как органы в целостном орга­низме, разные функции видовой жизни.

Поселения морских желудей, например, можно рассматривать и как агрегации одиночных особей, и как элементарную форму колонии, так как одновидовые скопления возникают у них не слу­чайно, а на основе хемо­таксиса, свойственного личинкам. Взаи­моотношения между особями в таких примитивных объединениях сво­дятся к стимуляции синхронного полового созревания химиче­скими выделениями членов колонии, а конкуренция за облавливае­мое пространство в известной мере предотвращается ориентиро­вочной реакцией личинок перед прикреплением.

Более сложная форма колонии — такие поселения животных, в которых некоторые функции их жизни вы­полняются сообща, что увеличивает вероятность выживания отдельных особей. Чаще все­го такими общими функциями становятся защита от врагов и пре­дупредительная сигнализация. Чайки, кайры, некоторые гуси, лас­точки и другие птицы обычно с шумом набрасываются на хищ­ника, угрожающего птенцам или кладкам. Тревога, поднятая любой заметившей опасность птицей, мобилизует остальных. Сообща птицам удается изгонять даже крупных хищников, с которыми они не справились бы поодиночке,— песцов, ястребов, сов и др.

В колониальных поселениях птиц часто сохраняются индиви­дуальные гнездовые участки. У серебристых чаек, например, колонии рыхлые — между гнездами сохраняется расстояние в 3— 5 м. При выборе участков за­теваются драки. В поселениях неко­торых других птиц подобные территориальное инстинкты не про­являются со­всем. Например, городские ласточки лепят свои гнезда часто вплотную одно к другому.

Общественные ткачики (Philacterus socius) строят на деревьях большое общее гнездо из травы с многочисленными отверстиями, ведущими в индивидуальные гнездовые полости. Южноамерикан­ские кукушки-личинкоеды ани строят совместные гнезда, в ко­торые откладывают яйца около десятка самок. Эту общую кладку насиживают одновременно несколько птиц, периодически сменяе­мые другими.

Среди млекопитающих колониальны сурки, вискачи, пищухи, пеструшки. Колонии млекопитающих чаще возникают не как тер­риториальные объединения разных семей, а на основе разрастания семейных групп, с сохра­нением связей между отпочковываю­щимися семьями. Зверьков из других колоний при полной занято­сти терри­тории изгоняют, но в период низкой численности попу­ляции они могут вливаться в состав поселения, которое, таким образом, приобретает смешанный характер.

Наиболее сложные колонии у общественных насекомых —тер­митов, муравьев, пчел. Они возникают на ос­нове сильно разрастающейся семьи. В таких колониях-семьях насекомые выполняют сообща большинство основ­ных функций: размножения, защиты, обеспечения-кормом себя и потомства, строительства и т. п. При этом суще­ствует обязательное разделение труда и специализация отдельных особей или возрастных групп на выполнении опреде­ленных операций. Члены колонии действуют на основе постоян­ного обмена информацией друг с другом.

У рыжих лесных муравьев Formica rufa колонии могут зани­мать одно или несколько гнезд, связанных ме­жду собой системой дорог. Самцы выполняют только функцию оплодотворения самок, после чего погибают. Самки сначала осуществляют расселение, затем основывают новую семью, выполняя все операции, связан­ные с воспитанием первого потомства. После этого они специали­зируются только на производстве яиц, а остальную ра­боту в му­равейнике выполняют рабочие — особая каста, представленная бесплодными измененными самками. Среди них также существует разделение труда. Определенные группы обеспечивают сбор стро­ительного мате­риала, уход за тлями и сбор пади, охоту и развед­ку, транспортировку добычи, обмен молодью между гнездами и т. п. Кроме того, у рабочих муравьев существует и возрастная смена функций. В течение 1—1,5 месяца жизни они работают внутри гнезда, ухаживают за молодью, а позднее становятся строителями, разведчиками, фуражирами.

Среди муравьев одной колонии постоянно осуществляется об­мен пищей. Муравьи кормят друг друга со­держимым зобика, же­лудка, слизывают выделения различных желез. Это явление полу­чило название трофаллак­сиса. На основе трофаллаксиса объеди­нение семьи поддерживается не только общим пищевым пото­ком, но и действием различных биологически активных веществ, содержащихся в выделениях.

В организации совместной деятельности у муравьев большую роль играет достаточно разнообразная сис­тема сигнализации: по­зами, движениями усиков, прикосновениями разного характера, пахучими выделениями и т. п.

Таким образом, по мере усложнения колониального объедине­ния поведение, а иногда также физиологии и строение отдельной особи все больше подчиняются интересам всей колонии.

Особые формы колониальное развиваются у животных с вегетативным размножением, в частности у ки­шечнополостных и некоторых других водных обитателей. Разделение функций у по­липов, связанных между со­бой системой распределительных каналов, заходит у некоторых видов настолько далеко, что вся ко­лония выгля­дит и ведет себя как единая особь. Наиболее нагляд­ный пример — сифонофоры, в строении которых практически сти­раются границы между колонией и цельным организмом, имеющим систему дифференцированных органов. Образование таких коло­ний-организмов происходит на основе единого метаболизма.

Стаи. Это временные объединения животных, которые прояв­ляют биологически полезную организован­ность действий. Стаи облегчают выполнение каких-либо функций в жизни вида: защиты от врагов, добычи пищи, миграции. Наиболее широко стайносгь распространена сред птиц и рыб, у млекопитающих характерна для мно­гих собачьих. В стаях сильно развиты подражательные ре­акции и ориентация на соседей.

По способам координации действий стаи делятся на две кате­горий:

1) эквипотенциальные, без выраженного доминирования отдельных членов и

2) стаи с лидерами, в которых животные ориентируются на поведение одной или нескольких, обычно наи­более опытных, особей. Объединения первого типа характерны в основном для рыб, но известны также у мелких птиц, перелет­ной саранчи и некоторых других форм. Второй тип стай встреча­ется обычно у крупных птиц и мле­копитающих.

Стаи рыб очень изменчивы по величине, форме, плотности. Они часто переформировываются, иногда по нескольку раз в сутки. Обычно рыбы группируются в стаи лишь в светлое время суток, при зрительном контакте с другими особями, и рассредоточива­ются на ночь. Защитная роль стайных объединений рыб очень велика. В опытах одиночные рыбки вылавливаются хищником в несколько раз быстрее, чем члены стаи В группе осуще­ствляется «круговой обзор», благодаря которому хищнику труднее прибли­зиться незамеченным. Кроме того, многочисленность двигающих­ся особей дезориентирует врага. Тела рыб, непрерывно меняющих направление движения, создают мерцание, затрудняющее фикса­цию взгляда на отдельных особях, и делают невозможными целенаправленные броски. Стая быстро маневрирует при опасности, обтекая хищника, который, бросившись в ее середину, оказыва­ется в пустоте. Для поведения рыб в стае характерен имитацион­ный рефлекс — подражание действиям соседей.

У птиц стаи формируются при сезонных перелетах или, у осед­лых и кочующих форм, при зимних кормежках. Стаи при переле­тах образуют те виды, которым свойственно колониальное гнездо­вание или коллек­тивное кормление. Одиночно гнездящиеся и кор­мящиеся виды стай в полете не образуют.

В стаях оседлых птиц существует постоянная сигнализация, звуковая и зрительная связь между особями. Благодаря внутри-стайной, а часто и межстайной сигнализации птицы используют и опыт, и случайное обнару­жение отдельными особями благопри­ятных мест ночевок и отдыха, источников корма, восходящих по­токов воз­духа и т. п.

Волчьи стаи возникают для групповой охоты зимой. В группе зверям удается справиться с крупными ко­пытными, охота на кото­рых в одиночку безрезультатна. При групповой охоте волков час­то практикуется пресле­дование с выходом на перехват жертвы, нагон жертвы на засаду или захват ее в кольцо, что требует со­гласован­ности и координации действий всех особей. Стайность из­вестна для гиен, гиеновых собак, койотов и др. В стаях млекопи­тающих велика роль вожаков и специфичны отношения между от­дельными особями, что сближает эти групповые образования со стадами.

Стада. Это более длительные и постоянные объединения жи­вотных по сравнению со стаями. В стадных группах, как правило, осуществляются все основные функции жизни вида: добывание корма, защита от хищни­ков, миграции, размножение, воспитание молодняка и т. п. Основу группового поведения животных в стадах со­ставляют взаимоотношения доминирования-подчинения, основан­ные на индивидуальных различиях между осо­бями.

Один из вариантов организации стад — это группы с времен­ными либо относительно постоянными лиде­рами — особями, на ко­торых концентрируется внимание других и которые своим поведе­нием определяют на­правление перемещения, места кормежки, ре­акцию на хищников и другие свойства стада. Стадо действует как единое целое, подражая лидеру. Деятельность лидера не направ­лена непосредственно на подчинение других осо­бей. Лидером ста­новится более опытный член стада. Например, стада северных оленей обычно ведут старые ва­женки. Они лучше других ориенти­руются при миграциях и нападении хищников, так как периодиче­ски им при­ходится делать это в одиночку. Перед рождением оле ненка самка обычно удаляется и несколько дней, пока не окреп­нет малыш, вынуждена одна оберегать и защищать «его, а затем вместе с ним догоняет стадо. При перемен­ном лидерстве одни жи­вотные становятся во главе стада чаще других. Большое значе­ние имеют при этом также особенности высшей нервной деятель­ности. В стадах северных оленей около 18—20% животных явля­ются по­тенциальными лидерами. У других животных лидеры могут быть более постоянны.

Биологическое значение лидерства в том, что индивидуальный опыт отдельных особей может быть исполь­зован всей группой. В крупных стадах выделяются также объединения, представ­ляющие семейные или возрас­тные группы, внутри которых кон­такты более дружелюбны, чем с членами других аналогичных групп. Во внутристадных группировках, независимо от общего лидерства, могут складываться отношения доминирования-подчи­нения.

Наиболее сложна поведенческая организация стад с вожаками и иерархическим соподчинением особей. Вожаки, в отличие от ли­деров, характеризуются поведением, непосредственно направлен­ным на активное руко­водство стадом: специальными сигналами, угрозами и прямым нападением. В подобных стадах часто возни­кают разделение «прав» и «обязанностей» и более сложные фор­мы общественного поведения, выгодные для групп в целом.

Ранг каждой особи в стаде определяется многими причинами. Имеют значение возраст, физическая сила, опыт и наследственные качества животного. Более сильные и опытные, с устойчивым ти­пом нервной системы, как правило, доминируют над более сла­быми. Доминирование проявляется в преимуществе при поедании пищи, праве на самку, передвижении в группе и т. п.

Системы доминирования-подчинения очень различны у разных видов. При линейной иерархии в ряду ран­гов А—В—С и т. д, особи, принадлежащие к каждому рангу, подчинены предыдущим, но главенствуют над по­следующими. Последние в таком ряду жи­вотные — самые бесправные в группе. Подобные отношения возни­кают; например, в стаях ездовых собак, где вожаки активно под­чиняют себе стаю, угрожая и задавая трепку непо­слушным. Жи­вотные низшего ранга проявляют признаки покорности перед всеми остальными, подходят к пище в последнюю очередь, их не под­пускают к самкам, изгоняют с лучших мест отдыха и т. д. Иерар­хия в группах часто бывает более сложной. Например, могут воз­никать параллельные ряды подчинения: один среди самцов, дру­гой— среди самок, как, например, у некоторых игрунковых обезьян. У павлинов, помимо того, самцы доми­нируют над самками, а те в свою очередь над детенышами. У некоторых видов обнару­жено иерархическое сопод­чинение по типу «треугольника»: А на­падает на В, В — на С, а С подчиняет себе А. Такое соотношение может сохраняться в группе довольно долго. Одним из вариантов иерархии может быть деспотия — доминирование од­ного живот­ного над всеми остальными членами группы.

Ранг животного в группе определяется столкновениями меж­ду особями, которые могут иметь характер пря­мой борьбы или ри­туальных угроз. После установления ранга всех членов группы прямые столкновения между ними прекращаются и порядок под­держивается сигнальным или ритуальным поведением.

Иерархически организованному стаду свойствен закономерный порядок перемещения, определенная орга­низация при защите, расположении на местах отдыха и т. п. Так, при передвижении се­мейного стада зебр впереди всегда идет старая кобыла, за нею следуют сначала самые молодые, а затем старшие жеребята, за которыми дви­гаются взрослые зебры. Шествие завершает жере­бец-вожак. В стаде павианов в центре, в наибольшей безопасно­сти, находятся самки с детенышами или готовящиеся к размножению, по краям — вожаки, молодые самцы и не­размножающиеся самки.

Впереди и позади стада шествуют крупные самцы, готовые отра­вить нападение. Описаны случаи, когда при преследовании стада хищниками самец-доминант возвращался за отставшим детены­шем несмотря на грозившую ему большую опасность.

Вожаки-доминанты выполняют разнообразные общественные функции. В табуне лошадей, например, вожак управляет движе­нием, уводит косяк от опасности, защищает от хищников, прекращает драки, проявляет заботу о жеребятах и больных животных и т. п. В сложной обстановке вожаки ряда видов (лошади Прже­вальского, па­вианы) могут проводить разведку, отделяясь от ста­да, а затем возвращаясь к нему и определяя безопасное направ­ление движения.

Конфликты в группах, имеющих вожака, обычно решаются с его участием или в его присутствии, у разных видов с разной сте­пенью агрессивности. В стадах павианов доминанты могут при­бегать к преследованию и уку­сам, тогда как у горилл вожак не­редко восстанавливает порядок лишь взглядом или движением головы.

Биологический смысл иерархической системы доминирования-подчинения заключается в создании согла­сованного поведения группы, выгодного для всех ее членов. После «расстановки сил» животные не тратят лиш­ней энергии на индивидуальные конфлик­ты, а группа в целом получает преимущества, подчиняясь наибо­лее сильным и опытным индивидуумам. Согласованность поведе­ния имеет большое значение в обеспечении защиты от хищников, предупреждении опасности, выращивании молодняка, миграциях и т. п. В сложных условиях, на­пример при голодовках, гибнут в первую очередь более слабые, подчиненные особи, но под защитой группы они все же имеют больше шансов выжить, чем в одиночку. Иерархия в групповых отношениях адаптивна прежде всего потому, что она динамична. В жизни стада идет непрерывная проверка соответствия его структуры ме­няющимся условиям. Со­став группы также не остается постоянным: взрослеет молодняк, появляются новые пришельцы, старые животные теряют силы, часть особей погибает. Эти изменения сопровождаются перестрой­кой рангов. Переходу особи в новый ранг всегда предшествуют прямые или ритуальные схватки и демонстрации, «пересмотр сил», после чего закрепляется новое положение. На роль вожака-доминанта всегда претендуют более молодые, набирающие силу и опыт животные. Они занимают его место после первого же проявления вожаком неспособности отстоять свои права.

Иерархия наиболее ярко выражена в стадах, но она характер­на и для многих других групп оседлых живот­ных — семей, коло­ний. Иерархия может проявляться также в распределении терри­ториальных участков у оди­ночных форм. Среди сусликов, охра­няющих свои индивидуальные территории, доминирующие особи занимают наиболее благоприятные места в поселениях. Среди ко­лониальных птиц (чаек, гусей, цапель и др.) наиболее крупные и опытные гнездятся в центре колонии, тогда как периферию зани­мают физиологически менее полно­ценные особи, проявляющие ре­акцию подчинения по отношению к доминантам.

Система доминирования-подчинения выявлена и у ряда бес­позвоночных: насекомых (сверчков, жуков-чер­нотелок и др.), неко­торых ракообразных и пр.

Установление иерархии сопровождается изменениями в гормо­нальной системе организмов. У млекопитаю­щих, например, возникает гипертрофия коры надпочечников. Эти изменения оказыва­ются наибольшими у жи­вотных, находящихся в самом низу иерар­хической лестницы, и не проявляются у доминантов. Стероидные гор­моны, выделяемые корой надпочечников, оказывают большое влияние на процессы обмена веществ, которые, в свою очередь, лежат в основе изменения поведения.

Что такое семейный образ жизни? Примеры (с картинками)

`;

Здоровье

Факт проверен

Б. Миллер

Семейный образ жизни относится к тому, как семьи живут и сосуществуют вместе на ежедневной основе, а также к привычкам и образцам, которые эти люди имеют как личности и как часть семейной ячейки. Этот образ жизни может быть здоровым или нездоровым, и это относится не только к физическому здоровью, но и к психическому здоровью. То, как семья питается, например, или количество упражнений, которые они получают, является частью семейного образа жизни. Однако частью этого является то, как люди общаются друг с другом, как они взаимодействуют друг с другом и чем занимается семья вместе.

Иногда нездоровые семьи могут вести негативный или даже токсичный образ жизни. Дома, в которых один или несколько человек склонны к насилию, или где люди постоянно спорят жестоко или гневно, а не продуктивно, могут отражать нездоровый образ жизни. Семейная ситуация, в которой один или несколько человек пристрастились к наркотикам или алкоголю, является еще одним примером негативного семейного образа жизни. Семейная терапия или другие виды лечения часто требуются для изменения такого поведения и образа жизни; если их нельзя изменить, в некоторых случаях может потребоваться развод или изменение условий опеки над детьми.

Конечно, есть много способов, с помощью которых семьи могут вести позитивный семейный образ жизни. Многие семьи считают, что совместный ужин каждый вечер, когда каждый человек может рассказать о своем дне, является хорошим способом вести позитивный и здоровый образ жизни. Это, как правило, способствует более позитивному и поддерживающему общению, чем семьи, которые не связываются друг с другом на регулярной основе. Диета семьи также является важной частью образа жизни, например, старается ли каждый человек питаться здоровой пищей; таким образом, совместный прием здоровой пищи гарантирует, что все участники получат пользу от правильного питания.

Совместная деятельность семьи — еще один аспект семейного образа жизни. Здоровые семьи, которым нравится вести активный образ жизни, могут, например, заниматься спортом или ходить в походы; другие могут просто вместе читать или смотреть телевизор. Некоторые семьи также вместе посещают религиозные службы. Семейный образ жизни не должен подразумевать, что семьи проводят все свое время как единое целое. Одним из аспектов счастливой семьи является то, что у каждого человека есть свои интересы и занятия, которые заставляют его или ее чувствовать себя удовлетворенным, и естественно, что некоторым членам нужно больше времени «в одиночестве», чем другим. Что представляет собой здоровый образ жизни, безусловно, различается для людей из разных регионов мира и разных культур, и это также важно признавать и уважать.

Типы образа жизни

Каждая семья уникальна, и существует бесчисленное множество стилей жизни, которые семьи могут считать уникальными.

Стиль жизни может быть суммой того, как семья проводит свое время, общается друг с другом и устанавливает правила. Хотя они могут варьироваться от семьи к семье, есть несколько общих типов семейного образа жизни, которые узнаваемы, и каждый из них может быть здоровым для своих членов, когда его страсть коренится в любви. Некоторые примеры семейного образа жизни:

Семейный образ жизни на открытом воздухе

Эта семья всегда предпочла бы находиться на природе, наслаждаясь красотой природы. Они первыми исследуют новую туристическую тропу, открывшуюся в местном парке. Они предпочитают воду из рек, озер и океанов любой, которую вы можете найти внутри. Ради развлечения они могут заняться рафтингом или посетить свое любимое место для рыбалки.

Это может быть очень здоровый образ жизни для семьи, так как занятия на свежем воздухе часто требуют физической активности. Пребывание на открытом воздухе также полезно для психического здоровья, так как витамин D помогает телу и мозгу лучше функционировать, а естественное освещение улучшает настроение.

Художественный семейный образ жизни

Для некоторых семей искусство во всех его формах является движущей силой их существования. Они первыми получили билеты на концерт, который будет в городе, и у них есть абонементы в общественный театр. Когда художественная прогулка достигает городской площади, они проводят день, охая и ахая над витринами, и среди них могут быть даже собственные картины.

Хотя это и не обязательно физическое, существует множество искусств. Танцы и музыка могут быть физически требовательны, а искусство, как было показано, улучшает общение и психическое здоровье. Музыка часто используется как форма терапии, как и искусство.

Путешествующий семейный образ жизни

Мир велик и прекрасен, и некоторые семьи больше всего на свете любят исследовать каждый его уголок. Одну неделю они могут плавать с дельфинами в Мексике, а на следующей провести неторопливый ужин во французском бистро. В один момент их может манить Гранд-Каньон, а в следующий они могут планировать приключение в швейцарских Альпах.

Путешествия часто сопровождаются исследованиями, которые могут потребовать физических усилий. Такие занятия, как плавание и походы, типичны для тех, кто любит приключения в новых странах и городах, а прогулка по этим местам может потребовать больших усилий. Поскольку естественный свет полезен как для физического, так и для психического здоровья, члены семьи этого типа также могут извлечь из него пользу.

Спортивный семейный образ жизни

Тренировка за тренировкой, игра за игрой — стиль жизни многих семей. Когда дети совсем маленькие, их записывают в команды младших лиг, а в старшей школе, а часто и за ее пределами, эти семьи будут проводить вечера и выходные на трибунах, болея за свои любимые команды. В один момент они будут кричать от радости, а в следующий — стонать в агонии, и все это формирует связь между членами семьи.

Спорт по своей сути является физической активностью, поэтому физическое здоровье представителей этого типа образа жизни выигрывает от требуемых усилий. Также было доказано, что командные виды спорта закаляют характер, а решимость, необходимая для тренировок и работы для достижения побед, может помочь сделать детей психологически сильными и устойчивыми.

Религиозный семейный образ жизни

Для некоторых семей их бог или боги будут точкой, вокруг которой вращается их мир. Они могут посещать церковь или храм, чтобы поклоняться Богу несколько раз в неделю. Они могут вместе молиться Аллаху пять раз в день и планировать другие семейные дела во время молитвы. В этих семьях они связаны своей преданностью своему богу или богам, у которых они учатся морали.

Хотя религиозная жизнь не обязательно должна быть физической, медитация — это упражнение, которое приносит пользу как психическому, так и физическому здоровью и может быть частью многих религиозных практик. Для многих наличие религии и религиозного сообщества, к которым они могут обратиться, может стать большим утешением во время стресса.

Это лишь несколько примеров общего образа жизни, который может быть полезен для семьи. Даже внутри перечисленных типов может быть множество вариаций. Например, для одной семьи на открытом воздухе весь их образ жизни на открытом воздухе может вращаться вокруг океана. Они могут проводить дни на рыбалке и купаться в нем, заниматься серфингом и гулять по пляжу. То, что образ жизни может быть настолько уникальным для семей, является одной из причин, по которой они особенные.

Вам также может понравиться

Рекомендуется

КАК ПОКАЗАНО НА:

Американская семья сегодня | Pew Research Center

Семейная жизнь меняется. Количество семей с двумя родителями сокращается в Соединенных Штатах, поскольку количество разводов, повторных браков и сожительства растет. И семьи сейчас меньше, как из-за роста домохозяйств с одним родителем, так и из-за падения рождаемости. Мало того, что у американцев стало меньше детей, изменились и обстоятельства, связанные с родительством. Если в начале 1960-х дети обычно рождались в браке, то сегодня четыре из десяти родов приходится на женщин, которые одиноки или живут с внебрачным партнером. Одновременно с трансформацией семейных структур изменилась и роль матерей на рабочем месте и дома. По мере того, как все больше матерей появлялись на рынке труда, все больше женщин становились кормильцами — во многих случаях первичных кормильцев – в семьях.

В результате этих изменений в США больше не существует одной доминирующей формы семьи. Сегодня родители воспитывают своих детей в условиях все более разнообразных и, во многих случаях, постоянно развивающихся форм семьи. Напротив, в 1960 году, в разгар бума рождаемости после Второй мировой войны, преобладала одна форма семьи. В то время 73% всех детей жили в семье с двумя женатыми родителями в первом браке. К 19В таком типе семьи проживало 80,61% детей, а сегодня меньше половины (46%). Сокращающаяся доля детей, живущих в семьях, которые часто называют «традиционными», в значительной степени вытесняется растущей долей детей, живущих с родителями-одиночками или сожителями.

С начала 1960-х годов увеличилось не только разнообразие семейных условий жизни, но и изменчивость семьи. Внебрачное сожительство и развод, наряду с преобладанием повторных браков и (внебрачных) воссоединений в США, создают семейные структуры, которые во многих случаях продолжают развиваться на протяжении всей жизни ребенка. В то время как в прошлом ребенок, рожденный в супружеской паре, как и большинство детей, с большой вероятностью рос в доме с этими двумя родителями, сегодня это встречается гораздо реже, поскольку условия жизни ребенка меняются с каждым изменением отношений. статус их родителей. Например, одно исследование показало, что за трехлетний период примерно трое из десяти (31%) детей в возрасте до 6 лет испытали серьезные изменения в своей семье или структуре домохозяйства в форме развода родителей, раздельного проживания, вступления в брак. , сожительство или смерть.

Растущая сложность и разнообразие семей

Доля детей, живущих в семьях с двумя родителями, находится на самом низком уровне за более чем полвека: 69% сегодня находятся в такой семье по сравнению с 73% в 2000 г. и 87% в 1960 г. И даже дети, живущие с двумя родителями, с большей вероятностью будут испытывать различные семейные отношения из-за увеличения числа разводов, повторных браков и совместного проживания. 3 Сегодня 62% детей живут с двумя женатыми родителями – рекордно низкий показатель. Около 15% живут с родителями, состоящими в повторном браке, а 7% живут с совместно проживающими родителями. 4 Наоборот, доля детей, живущих с одним родителем, составляет 26 % по сравнению с 22 % в 2000 г. и всего 9 % в 1960 г.

более высокие ставки, чем в прошлом. Сейчас около двух третей (67%) людей моложе 50 лет, которые когда-либо были женаты, все еще состоят в первом браке. Для сравнения, в 1960 г. эта доля составляла 83%.Согласно анализу данных Бюро переписи населения, 80-е годы все еще оставались целыми 10 лет спустя, 88% браков, заключенных в конце 1950-х годов, продлились столько же. 6

Рост семей с одним родителем и изменения в семьях с двумя родителями

Несмотря на сокращение за последние полвека числа детей, проживающих с двумя родителями, большинство детей по-прежнему растут в таком образе жизни расположение. 7 Однако менее половины — 46% — живут с двумя родителями, состоящими в первом браке. Эта доля снизилась с 61% в 1980 8 и 73% в 1960 г.

Еще 15% детей проживают с двумя родителями, хотя бы один из которых ранее был женат. Эта доля оставалась относительно стабильной на протяжении десятилетий.

В остальных семьях с двумя родителями родители живут совместно, но не состоят в браке. Сегодня 7% детей живут с сожительствующими родителями; однако гораздо большая их часть в какой-то момент своего детства испытает на себе такой образ жизни. Например, по оценкам, около 39% детей будут иметь мать в сожительстве к тому времени, когда им исполнится 12 лет; и к тому времени, когда им исполнится 16 лет, почти половина (46%) будут иметь опыт совместного проживания с матерью. В некоторых случаях это происходит из-за того, что мать, никогда не состоявшая в браке, вступает в сожительские отношения; в других случаях мать может вступить в сожительские отношения после разрыва брака.

Сокращение числа детей, живущих в семьях с двумя родителями, было компенсировано почти трехкратным увеличением числа детей, живущих только с одним родителем, обычно с матерью. 9 Почти четверть (26%) детей в возрасте до 18 лет в настоящее время живут с одним родителем, по сравнению с 9% в 1960 г. и 22% в 2000 г. Доля детей, живущих без родителей, составляет 5%. ; большинство этих детей воспитывают бабушки и дедушки. 10

Большинство белых, латиноамериканских и азиатских детей живут в семьях с двумя родителями, в то время как менее половины чернокожих детей живут в таких семьях. Кроме того, по крайней мере половина азиатских и белых детей живут с двумя родителями в первом браке. Доли испаноязычных и чернокожих детей, живущих с двумя родителями в первом браке, намного ниже.

Азиатские дети, скорее всего, будут жить с обоими родителями — 84%, включая 71%, которые живут с родителями, состоящими в первом браке. Около 13% азиатских детей живут в семьях с одним родителем, 11% живут с родителями, вступившими в повторный брак, и только 3% живут с совместно проживающими родителями.

Примерно восемь из десяти (78%) белых детей живут с двумя родителями, в том числе около половины (52%) с родителями, состоящими в первом браке, и 19% с двумя родителями в повторном браке; 6% имеют совместно проживающих родителей. Примерно каждый пятый (19%) белый ребенок живет с одним родителем.

Среди латиноамериканских детей две трети живут с двумя родителями. В общей сложности 43% живут с двумя родителями в первом браке, 12% живут с родителями в повторном браке, а 11% живут с совместно проживающими родителями. Около 29% латиноамериканских детей живут с одним родителем.

Условия жизни черных детей резко контрастируют с другими основными расовыми и этническими группами. Большинство – 54% – живут с одним родителем. Только 38% живут с двумя родителями, в том числе 22% живут с двумя родителями, состоящими в первом браке. Некоторые 9% живут с родителями, вступившими в повторный брак, а 7% проживают с совместно проживающими родителями.

Дети, по крайней мере у одного из родителей с высшим образованием, гораздо чаще живут в семье с двумя родителями и с двумя родителями в первом браке, чем дети, чьи родители менее образованны. 11 Полностью 88% детей, у которых хотя бы один из родителей имеет степень бакалавра или выше, живут в семье с двумя родителями, в том числе 67% детей, живущих с двумя родителями в первом браке.

Для сравнения, около 68% детей, чьи родители имеют некоторый опыт обучения в колледже, живут в семье с двумя родителями, и только 40% живут с родителями, состоящими в первом браке. Около шести из десяти (59%) детей, чьи родители имеют аттестат о среднем образовании, живут в семье с двумя родителями, в том числе 33% живут с родителями в первом браке. При этом чуть более половины (54%) детей, чьи родители не имеют аттестата об окончании средней школы, проживают в полных семьях, в том числе 33%, чьи родители состоят в первом браке.

Смешанные семьи

Согласно самым последним данным, 16% детей живут в так называемых «смешанных семьях» Бюро переписи населения – домохозяйствах с отчимом, сводным или сводным братом или сестрой. Эта доля оставалась стабильной с начала 1990-х годов, когда впервые стали доступны надежные данные. В то время 15% детей жили в смешанных семьях. В общей сложности около 8% живут с отчимом, а 12% живут со сводными или сводными братьями и сестрами. 12

Многие, но не все повторные браки заключаются в смешанных семьях. 13 По данным Национального центра медицинской статистики, шесть из десяти (63%) женщин, вступивших в повторный брак, состоят в смешанных семьях, и примерно в половине таких повторных браков участвуют пасынки, проживающие с повторно вступившими в брак парами.

Испаноязычные, черные и белые дети с одинаковой вероятностью будут жить в смешанной семье. Около 17% латиноамериканских и чернокожих детей живут с отчимом, сводным или сводным братом или сестрой, как и 15% белых детей. Однако среди азиатских детей 7% — гораздо меньшая доля — живут в смешанных семьях. Эта низкая доля согласуется с выводом о том, что азиатские дети чаще, чем другие, живут с двумя женатыми родителями, оба из которых состоят в первом браке.

Сокращение американской семьи

Рождаемость в США снижается после окончания послевоенного бэби-бума, в результате чего семьи становятся меньше. В середине 1970-х годов 40% матерей, достигших конца детородного возраста, родили четырех и более детей. 14 Сейчас такая же доля (41%) матерей в конце детородного возраста имела двоих детей, и только 14% имели четырех и более детей. 15

В то же время доля матерей в возрасте от 40 до 44 лет, родивших только одного ребенка, удвоилась: с 11% в 1976 г. до 22% в настоящее время. Доля матерей с тремя детьми практически не изменилась и составляет около четверти.

Повышение уровня образования женщин и участие в рабочей силе, а также улучшение контрацепции, не говоря уже о отказе от брака, вероятно, сыграли свою роль в сокращении размера семьи.

Размер семьи заметно различается в зависимости от расы и национальности. У азиатских мам самая низкая фертильность, а у латиноамериканских матерей самая высокая. Около 27% азиатских матерей и одна треть белых матерей в конце детородного возраста имели троих и более детей. Среди чернокожих матерей в конце детородного возраста у четырех из десяти было трое или более детей, как и у половины (50%) латиноамериканских матерей.

Точно так же существует разрыв в рождаемости среди женщин с разным уровнем образования, несмотря на недавнее увеличение рождаемости высокообразованных женщин. Например, только 27% матерей в возрасте от 40 до 44 лет с высшим образованием, таким как степень магистра, профессиональная или докторская степень, родили троих и более детей, как и 32% матерей со степенью бакалавра. Среди матерей той же возрастной группы с дипломом средней школы или какого-либо колледжа 38% имели троих и более детей, в то время как среди матерей без аттестата средней школы большинство — 55% — имели троих и более детей.

Рост рождаемости у незамужних женщин и рождаемость от нескольких партнеров

Сегодня женщины не только рожают меньше детей, но и рожают их при других обстоятельствах, чем в прошлом. Если когда-то практически все рождения происходили в браке, то сейчас эти два жизненных события гораздо менее взаимосвязаны. И хотя в прошлом у людей было гораздо больше шансов «спариваться на всю жизнь», сегодня у значительной доли детей есть дети более чем с одним партнером — иногда в браке, а иногда и вне его.

Рождение незамужних женщин

В 1960 г. только 5% всех рождений произошли вне брака. К 1970 г. эта доля увеличилась вдвое и достигла 11%, а к 2000 г. на долю незамужних женщин пришлась треть рождений. Рождаемость вне брака продолжала расти до середины 2000-х годов, когда доля рождений у незамужних женщин стабилизировалась на уровне около 40%. 16

Однако не все дети, рожденные вне брака, обязательно живут только с одним родителем. Согласно анализу Национального исследования роста семьи, большинство этих рождений в настоящее время происходит у женщин, живущих с романтическим партнером. Фактически, за последние 20 лет практически весь прирост рождаемости вне брака был обусловлен увеличением рождаемости у сожительниц. 17

Исследователи обнаружили, что хотя браки менее стабильны, чем когда-то, они остаются более стабильными, чем союзы сожительства. Прошлый анализ показывает, что примерно каждый пятый ребенок, рожденный в браке, переживет распад этого брака к 9 годам. Для сравнения, половина детей, рожденных в гражданском браке, испытают распад своих родителей к тому же возрасту. В то же время дети, рожденные в сожительстве, чаще, чем дети, рожденные от матерей-одиночек, когда-нибудь будут жить с двумя женатыми родителями. По оценкам, 66% сделают это к 12 годам, по сравнению с 45% тех, кто родился от незамужних матерей, не проживающих в гражданском браке.

Доля внебрачных рождений заметно различается в зависимости от расовой и этнической принадлежности. Среди чернокожих женщин 71% рождений в настоящее время вне брака, как и около половины (53%) рождений у латиноамериканок. Напротив, 29% рождений у белых женщин происходят вне брака.

Расовые различия в уровне образования объясняют некоторые, но не все различия во внебрачной рождаемости.

Новоиспеченные матери с высшим образованием гораздо чаще выходят замуж, чем менее образованные мамы. В 2014 году только 11% женщин с высшим образованием или выше, родивших ребенка в предыдущем году, не были замужем. Для сравнения, эта доля была примерно в четыре раза выше (43%) среди молодых матерей, имеющих высшее образование, но не имеющих высшего образования. Около половины (54%) женщин со средним школьным образованием на момент родов не состояли в браке, как и примерно шесть из десяти (59%).%) новоиспеченных матерей, у которых не было аттестата об окончании средней школы.

Многопартнерская фертильность

Роды вне брака связаны с тем, что исследователи называют «многопартнерской фертильностью». Этот показатель отражает долю людей, у которых были биологические дети от более чем одного партнера как в браке, так и вне брака. Увеличение числа разводов, разлучений, повторных браков и серийных сожительств, вероятно, способствовало увеличению рождаемости при наличии нескольких партнеров. Оценки различаются, учитывая ограниченность данных, но анализ лонгитудинальных данных показывает, что почти 20% женщин в конце детородного возраста имели детей более чем от одного партнера, как и примерно три из десяти (28%) женщин с двое и более детей. Исследования показывают, что многопартнерская фертильность особенно распространена среди чернокожих, выходцев из Латинской Америки и менее образованных.

Современные родители: старше и лучше образованы

Хотя сегодняшние родители гораздо реже состоят в браке, чем в прошлом, они, скорее всего, старше и имеют более высокий уровень образования.

В 1970 году средний возраст молодой матери составлял 21 год. С тех пор этот возраст вырос до 26 лет. Повышение материнского возраста в основном было обусловлено снижением рождаемости среди подростков. Сегодня 7% всех родов приходится на женщин моложе 20 лет; еще в 1990 г. эта доля была почти в два раза выше (13%).

Несмотря на то, что возраст первого рождения увеличился среди всех основных рас и этнических групп, между этими группами сохраняются значительные различия. Среднему возрасту белой мамы, впервые родившей ребенка, сейчас 27 лет. Средний возраст при рождении первого ребенка среди чернокожих и латиноамериканцев немного меньше — 24 года, что отчасти обусловлено преобладанием подростковой беременности в этих группах. Только 5% рождений у белых происходят до 20 лет, в то время как эта доля достигает 11% для неиспаноязычных чернокожих и 10% для латиноамериканцев. С другой стороны, 45% рождений у белых приходится на женщин в возрасте 30 лет и старше, по сравнению с 31% среди чернокожих и 36% среди выходцев из Латинской Америки.

Современные матери гораздо лучше образованы, чем в прошлом. В то время как в 1960 году только 18% матерей с младенцами дома имели какой-либо опыт обучения в колледже, сегодня эта доля составляет 67%. Эта тенденция во многом обусловлена ​​резким повышением уровня образования всех женщин. В то время как около половины (49%) женщин в возрасте от 15 до 44 лет в 1960 году не имели диплома средней школы, сегодня наибольшая доля женщин (61%) имеет хотя бы некоторый опыт обучения в колледже, и только 19% не имеют диплома средней школы.

Матери, выходящие на работу

В дополнение к изменениям в структуре семьи, которые произошли за последние несколько десятилетий, на семейную жизнь сильно повлиял выход все большего числа матерей на работу. Этот рост участия в рабочей силе является продолжением вековой тенденции; уровень участия в рабочей силе среди замужних женщин, особенно замужних белых женщин, растет, по крайней мере, с начала 20-го века. Хотя уровень участия матерей в рабочей силе более или менее выровнялся примерно с 2000 года, он остается намного выше, чем четыре десятилетия назад.

В 1975 г., в первый год, за который имеются данные об участии матерей в рабочей силе, в составе рабочей силы было менее половины матерей (47%) с детьми до 18 лет и около трети матерей с детьми младше 18 лет. старше 3 лет работали вне дома. Эти цифры быстро менялись, и к 2000 году 73% матерей были в составе рабочей силы. Участие в рабочей силе сегодня составляет 70% среди всех матерей детей до 18 лет и 64% матерей с детьми дошкольного возраста. Около трех четвертей всех работающих мам работают полный рабочий день.

Среди матерей с детьми младше 18 лет чернокожие чаще всего составляют рабочую силу – около трех четвертей. Для сравнения, среди белых матерей эта доля составляет 70%. Около 64% ​​азиатских матерей и 62% латиноамериканских матерей работают. Относительно высокая доля иммигрантов в этих группах, вероятно, способствует их более низкой вовлеченности в рабочую силу — матери иностранного происхождения гораздо реже работают, чем их коллеги, родившиеся в США.

Чем выше образование у матери, тем выше вероятность того, что она будет работать. В то время как около половины (49%) мам, у которых нет аттестата об окончании средней школы, работают, эта доля возрастает до 65% у тех, у кого есть аттестат об окончании средней школы. Целых 75% матерей с каким-либо колледжем работают, как и 79% матерей с высшим образованием или выше.

Наряду с выходом на рынок труда женщины даже в большей степени, чем мужчины, достигают все более высокого уровня образования. Фактически, среди супружеских пар сегодня более распространено, что жена имеет более высокий уровень образования, чем муж, что противоречит прежним образцам. Эти изменения, наряду с увеличением доли семей с одним родителем, означают, что матери больше, чем когда-либо, играют роль кормильца — часто основного кормильца — в своих семьях.

Сегодня в 40% семей с детьми до 18 лет есть матери, которые зарабатывают большую часть семейного дохода. 18 Эта доля выросла с 11% в 1960 году и 34% в 2000 году. Большинство этих кормильцев — 8,3 миллиона — либо не замужем, либо замужем и живут отдельно от супруга. 19 Остальные 4,9 миллиона, состоящие в браке и живущие со своим супругом, зарабатывают больше, чем их мужья. В то время как семьи с замужними матерями-кормильцами, как правило, имеют более высокий средний доход, чем семьи с женатыми родителями, где отец зарабатывает больше (88 000 долларов против 84 500 долларов), семьи, возглавляемые незамужними матерями, имеют доходы намного ниже, чем семьи неженатых отцов. В 2014 году средний годовой доход незамужних матерей составлял всего 24 000 долларов.

Матери-кормильцы особенно распространены в чернокожих семьях, чему способствует очень высокий уровень материнства-одиночки. Около трех четвертей (74%) чернокожих мам являются кормильцами. Большинство из них не состоят в браке или живут отдельно от своего супруга (61%), а остальные (13%) зарабатывают больше своего супруга. Среди латиноамериканских матерей 44% являются основными кормильцами; 31% не состоят в браке, а 12% состоят в браке и зарабатывают больше, чем их мужья. Для белых матерей 38% являются основными кормильцами, 20% — незамужними матерями, а 18% замужем и имеют доход выше, чем у их супругов. Азиатские семьи с меньшей вероятностью будут иметь женщину в качестве основного кормильца в своих семьях, по-видимому, из-за крайне низкого уровня одинокого материнства. Всего 11% азиатских мам не замужем. Доля тех, кто зарабатывает больше своих мужей, — 20% — несколько выше, чем среди других расовых и этнических групп.

Оборотной стороной движения матерей на рынке труда стало резкое снижение доли матерей, которые теперь являются домохозяйками. Около 29% всех матерей, живущих с детьми до 18 лет, находятся дома с детьми. Это небольшое увеличение с 1999 года, когда 23% матерей были дома со своими детьми, но долгосрочное снижение примерно на 20 процентных пунктов с конца 1960-х годов, когда около половины мам были дома.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *