Радость. Самоучитель по психологии
Радость
Эта эмоция знакома нам, к счастью, ничуть не меньше, чем гнев, но дать ей научное определение, как ни странно, намного труднее. Примерно ее можно описать как активную положительную эмоцию, выражающуюся в хорошем настроении и ощущении удовольствия (Квинн В. Н. Прикладная психология. СПб., 1999).
Как и другие базовые эмоции, радость – преходящее, временное переживание. Более длительное ощущение радости принято называть счастьем, хотя и неспециалисту понятно, что счастье – нечто намного большее, чем просто «хорошее настроение и ощущение удовольствия».
Порой может показаться, что психологи все свое внимание уделяют только проблемам – исследуют всевозможные отклонения, нарушения, ищут способы их коррекции. Это не так. Ведь если цель практической психологии – помочь человеку стать более счастливым, то нужно не только представлять себе все препятствия на пути к этой цели, но и, так сказать, пункт назначения. Иными словами, нужно знать, что же это такое – человек счастливый.
Например, американский психолог Фридман изучал связь между ощущением счастья и стилем жизни человека. Он исходил из предпосылки, что радость – эмоция кратковременная, а на протяжении длительного периода ее может испытывать только тот человек, который ощущает общую удовлетворенность жизнью и душевный покой.
Так, если вы выиграете миллион в лотерею, это еще не дает гарантию того, что отныне вы будете счастливым человеком: чувство радости в момент выигрыша и некоторое время после него будет, конечно, неописуемо сильным, но дальнейшие ваши реакции и настроение будут зависеть от ваших личностных особенностей и от того, какой стиль жизни уже был привычен вам к моменту выигрыша. Если вы человек тревожный, постоянно испытывающий стрессы, то внезапное богатство после первой эйфории, вероятно, лишь усилит вашу тревожность – ведь конфликты, связанные с выбором и достижением целей, останутся при вас.
Фридман задействовал в своем исследовании огромное число опрошенных – около ста тысяч человек! Если вы полагаете, что столь масштабные изыскания позволили ему открыть формулу счастья – увы, мы вынуждены вас разочаровать. Результаты исследования могут даже показаться вполне банальными. Например, Фридман обнаружил, что деньги не являются гарантией счастья, хотя и имеют значение: по достижении определенного уровня благосостояния дальнейшее повышение доходов уже не делает людей более счастливыми. Не было выявлено зависимости ощущения счастья от возраста или принадлежности к какой-то определенной религии, но в целом оказалось, что более удовлетворенными жизнью являются люди, обладающие активными религиозными убеждениями. Также в исследовании Фридмана был показан тот факт, что в большинстве своем супружеские пары чувствуют себя более счастливыми, чем холостяки и люди, живущие в «гражданском браке».
Итак, эмоция радости – меньше, чем счастье, но больше, чем просто ощущение удовольствия. Последнее приносят нам простые чувственные ощущения – например, вкусовые или осязательные. Удовольствие совсем не обязательно сопровождается переживанием радости. Согласитесь, вкусный ужин доставляет большое удовольствие, но мы редко говорим, что радуемся ему.
Как правило, люди довольно хорошо представляют себе, что именно может принести им удовольствие (и, соответственно, что его не доставляет). Эмоция радости отличается от ощущения удовольствия, в частности, тем, что она гораздо более неуловима: определить, что именно принесет человеку радость, каким-то образом «запланировать» радостное переживание удается далеко не всегда. Когда нам хочется получить удовольствие, мы покупаем себе шоколадку или отправляемся за город, чтобы поваляться на пляже под ласковым солнышком, но, согласитесь, «организовать» радость – задача намного более трудная.
Как предполагают некоторые психологи, радость – это, как правило, не прямое следствие наших действий, а, скорее, некий побочный продукт стремления к цели.
У маленького ребенка вызвать эмоцию радости гораздо проще, чем у взрослого человека. Первая младенческая улыбка – это улыбка радости, которую ребенок испытывает, когда видит лицо матери (или других взрослых). Психологи называют эту улыбку «социальной», поскольку она появляется при общении людьми, а не в ответ на какие-то внутренние раздражители. И тот факт, что первая радость в жизни любого человека связана с другими людьми, подтверждает, что наиболее надежным источником радости для нас являются отношения с окружающими.
Чуть позже, по мере развития ребенка, у него появляется и другой источник радости: он испытывает эту эмоцию, когда ему удается чего-то добиться – дотянуться до игрушки, построить высокую башню из кубиков, впервые проехать на велосипеде и не упасть, получить самую главную роль в спектакле на детском утреннике… Словом, одним из основных источников радости становится радость от достижения. Кстати, исследования показывают, что радость переживается человеком острее и ярче, если ей предшествовали неудачи. Преодоление препятствий, как реальных, так даже и воображаемых, приносит большую радость.
Итак, позитивное взаимодействие с людьми, удача в достижении цели, в преодолении препятствий – вот основные источники радости. Эта эмоция тесно связана с чувством самоудовлетворения, самоуважения, уверенности в себе. С другой стороны, испытывая радость, человек распространяет хорошее отношение к себе и на окружающий его мир.
Радость обостряет восприимчивость к миру, позволяет нам восхищаться и наслаждаться им. Радостный человек видит мир в его красоте и гармонии, воспринимает людей в их лучших проявлениях. Он склонен скорее получать удовольствие от объекта, наслаждаться им, нежели анализировать и критически осмыслять его. Он воспринимает объект таким, каков он есть, не стремясь улучшить или изменить его. Радость заставляет человека с особой остротой ощутить свое единство с миром. Радость – это не просто позитивное отношение к миру и к себе, это своеобразная связь между человеком и миром. Это обостренное чувство сопричастности, собственной принадлежности к миру.
Как мы уже отметили, радость нельзя запланировать и достичь ее намеренно, т. е. нельзя поставить перед собой цель – испытать радость – и достичь этой цели сознательным усилием. Но зато мы можем ставить перед собой цели, достижение которых будет сопровождаться переживанием радости. Это различие достаточно важно, хотя, возможно, и неочевидно. Но осознать его нужно, потому что если мы будем просто стремиться к радости, нас поджидает разочарование.
Люди работают, чего-то добиваются, прилагают усилия и преодолевают препятствия, учатся, приобретают новые навыки, налаживают отношения с другими людьми… Все это не для того, чтобы «порадоваться», а потому, что им интересно то дело, которым они заняты, или потому, что они считают необходимым заканчивать начатое дело, стремятся повысить уровень мастерства, приобрести знания, добиться материального благополучия и т. д.
Достижение поставленных целей вознаграждается чувством успеха, реализации, воплощения своих возможностей и способностей – и очень ценным побочным продуктом этого чувства является радость.
Таким образом, не имея возможности вызывать эмоцию радости преднамеренно, человек все же властен строить свою жизнь таким образом, чтобы переживать ее чаще.«Истинно радостное переживание не вызывается непосредственно, с помощью волевого усилия, оно не может быть целью человеческой деятельности. Однако каждый из нас может выяснить для себя, что именно доставляет ему радость. Чтобы испытать радость, человек должен сначала преодолеть те препятствия, которые делают невозможным радостное переживание, должен поставить перед собой некую цель и устремиться к ней. Достижение этой цели или даже сам процесс ее достижения может принести человеку радость» (Изард К. Э. Психология эмоций. СПб., 1999).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Радость
ГДЕ ОНА, РАДОСТЬ ЖИЗНИ?
ГДЕ ОНА, РАДОСТЬ ЖИЗНИ? Мне 28 лет, я уже 10 лет замужем. У меня двое сыновей: старшему 7, младшему 2 года. У меня хороший, заботливый муж, он любит меня и детей, интересная работа и нормальное материальное положение. Со стороны моя жизнь кажется мечтой для многих женщин. Когда я
Радость каждого дня
Радость каждого дня Если питаться день за днем одной полезной и калорийной гречкой, душа все-таки попросит разнообразия – или хотя бы немного специй. Эффективнее всего работает тот, кто делает это с Радостью. Для визуалов это Яркость жизни. Для кинестетиков – Вкусность.А
Радость
Радость Эта эмоция знакома нам, к счастью, ничуть не меньше, чем гнев, но дать ей научное определение, как ни странно, намного труднее. Примерно ее можно описать как активную положительную эмоцию, выражающуюся в хорошем настроении и ощущении удовольствия (Квинн В. Н.
Радость говорить «да»
Радость говорить «да» В конечном итоге слово «нет» оказывается очень позитивным.Время, силы и деньги — те драгоценные ресурсы, которые вы должны расходовать максимально разумно. Чем больше этих ресурсов будет затрачено на то, что представляется важным именно вам, тем
Радость ошибки
Радость ошибки В торговом центре Pike Place Market в Сиэтле до сих пор существует первая кофейня Starbucks. Хотя выглядит она необычно. У нее другой логотип, другое внутреннее устройство.Оказывается, первоначально в Starbucks не продавали кофе.Там продавали кофе в зернах, рассыпные чаи и
Радость
Радость Характерной особенностью нашего общества является тот факт, что в области негативных эмоций проводится гораздо больше научных изысканий, чем в области позитивных. В прошлом ученых в основном интересовали болезненные психические состояния, а не то, что делает
Радость
Радость Сильно радоваться достижениям не нужно в принципе. Обычно же как пишут во всех этих книженциях по психологии: «надо радоваться, надо быть позитивным!». Подарили рулон туалетной бумаги — радуйся как придурок!Как показывает практика, такие хронические оптимисты
Страсть и радость
Страсть и радость Стоит лишь научиться созидательно конфликтовать, как происходят удивительные вещи: отношения, которые казались неудовлетворительными или увядающими, начинают по-настоящему волновать. А вскоре они становятся более радостными, легкими и сексуальными.
Радость
Радость Единственная из всех первичных эмоций, которую люди стремятся испытывать снова и снова. Так же как гнев, тревога или печаль, радость не может существовать сама по себе, она есть результат удовлетворенного желания и поэтому противостоит им. Как и другие эмоции,
Радость возвращения
Радость возвращения Однажды, много лет назад, я вернулась в Москву из какой-то коротенькой южной поездки. Москва встречала дождем и порывистым ветром, зарождающимися бесконечными пробками и неприветливым персоналом аэропорта. Я тогда подумала: почему, когда мы
Счастье не в радость
Счастье не в радость Дальше ее жизнь была похожей на калейдоскоп, в котором одни стеклышки заменялись другими. Роскошная женщина, с красотой и божественным телом Афродиты, с водопадом золотых волос, спускающихся ниже пояса, она притягивала мужчин, словно магнит. Но все
Не гасите мою радость
Не гасите мою радость Дорогие друзья, учителя-коллеги!Я радостен, и, пожалуйста, не гасите мою радость, а если можете, умножьте ее. Я радостен, потому что открыл для себя Сокровенную Педагогику, Педагогику Классики и зову вас, чтобы вам тоже досталась радость.Это так же, как
Радость, виды радости,сочетания эмоций, Как выглядит радость?…
Привет, мой друг, тебе интересно узнать все про радость, тогда с вдохновением прочти до конца. Для того чтобы лучше понимать что такое радость , настоятельно рекомендую прочитать все из категории Психология эмоций.
Ра́дость — внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия, веселого настроения и счастья, ласкательное обращение
Является положительной внутренней мотивацией человека. радость считается противоположной грусти[ , печали.
Радость может отделяться от удовлетворения и удовольствия и даже противопоставляться им. Радость, как более «высокое» чувство, в противопоставлении «душа» — «тело» связывается с душой, а удовольствие, как всего лишь « ощущение , реакция» — с телом. Существует радость от созерцания, радость от движения, радость от грусти, радость общения, радость познания, радость красоты, радость жизни, и иногда связываемая с последней беспричинная радость.
Радость — это та эмоция, которую хотят испытывать большинство людей. Вам нравится быть радостным. Вы чувствуете себя прекрасно. По возможности вы выбираете для себя те ситуации, в которых вы будете чувствовать себя счастливым. Вы можете организовать свою жизнь таким образом, чтобы испытывать радость как можно чаще. Радость — это позитивная эмоция. В отличие от нее страх , гнев , отвращение и печаль являются негативными эмоциями, и большинство людей не испытывают от них удовольствия. Удивление не является ни позитивным, ни негативным. Чтобы понять опыт радости, нам нужно показать ее отличия от двух родственных состояний, которые часто возникают вместе с ней, — удовольствия и возбуждения.
Мы будем рассматривать только те проявления радости на лице, которые не сопровождаются смехом, потому что когда человек смеется, определить, что он радостен, совсем нетрудно. Даже при безмолвном выражении радости распознать такое состояние довольно легко за исключением, возможно, тех случаев, когда на лице выражается смесь эмоций. Простота распознавания выражений радости была продемонстрирована в исследованиях, проведенных в самых разных культурах.
Веки и нижняя часть лица имеют характерный внешний вид» в то время как брови — лоб не обязательно участвуют в создания выражения радости. На рис. 1 Патрисия показывает три выражения радости на лице. В каждом случае утолки ее рта оттянуты назад и слегка приподняты. Губы в улыбке могут оставаться сомкнутыми (А), губы могут размыкаться при сомкнутых челюстях и зубах (B) или же рот может быть приоткрыт (C). При улыбке во весь рот могут показываться только верхние зубы или же одновременно верхние и нижние, могут обнажаться также и верхние и/или нижние десны. У шимпанзе эти три типа улыбок могут иметь разные, но родственные значения, но пока что нет доказательств того, что у людей имеются какие–то универсальные различия в значениях разных улыбок.
Виды радости
Существует радость от созерцания, радость от движения, радость от грусти, радость общения, радость познания, радость красоты, радость жизни, и иногда связываемая с последней беспричинная радость.
Рисунок 1
У Патрисии также видны морщины, идущие от крыльев носа к области, находящейся за уголками рта. Эти носогубные складки возникают отчасти в результате оттягивания назад и поднятия вверх уголков рта и являются характерным признаком выражения радости на лице. Кроме того, при явно выраженной улыбке щеки приподнимаются, что делает носогубные складки более отчетливыми. Кожа под нижними веками подтягивается кверху, и на ней под глазами появляются морщинки. Морщинки, называемые «гусиными лапками», образуются и у внешних уголков глаз. Такие морщинки появляются не у каждого, они становятся более заметными с возрастом. На фотографии Патрисии они скрыты под ее волосами. Чем сильнее улыбка, тем отчетливее будут носогубные складки, выше поднимутся щеки, будут заметнее «гусиные лапки» и морщинки под глазами. При улыбке во весь рот (рис. 1C) щеки могут приподниматься достаточно высоко, сужая глаза.
Радость в культуре
В языковой картине мира радость является одним из важнейших культурных концептов. Первоначально эмоция радости выражалась через конкретные понятия — вещи, предметы, или события вызывающие положительные эмоции (еда, красота, праздник, отдых): сравни древнерусское «плескание» — «рукоплескание, торжество, радость» или «ликовати» — первоначально «танцевать, играть», впоследствии «радоваться». Радость ассоциировалась с удовольствием, а также с желанием (сравни древнеанглийское lusten — «радоваться» и «хотеть»), воспринималась нераздельно от них. С появлением христианства во многих европейских языках понятие «радости» начало ассоциироваться с благожелательностью, добротой, спокойствием.
Развитие эмоции радости у ребенка
Кэррол Э. Изард, один из создателей теории дифференциальных эмоций, проанализировав огромное количество новых экспериментальных данных об эволюции эмоций, пишет о том, что процесс развития эмоции радости у ребенка протекает немного иначе, чем процесс развития эмоции интереса. Родители не могут «обучить» ребенка радости, они могут лишь развлекать и забавлять ребенка, вовлекать его в игры, способствующие пробуждению эмоции радости. Подобные переживания радости очень важны для нормального развития ребенка, но они кратковременны и зависят от душевной щедрости окружающих его людей. Родители должны делиться своей радостью с ребенком, позволяя ему переживать эту эмоцию косвенно, но в конечном итоге человек должен сам открыть для себя радость — только тогда она станет частью его жизненного стиля.
Способность испытывать радость индивидуальна и зависит от генетических факторов. Некоторые рождаются с высоким порогом эмоции радости, и это непосредственно влияет на то, насколько они ощущают себя счастливыми, благополучными и уверенными. Ведь жизнерадостность человека во многом определяет отношение к нему окружающих людей. Другие люди, наоборот, от рождения имеют небольшую способность к переживанию радости, поэтому и порог возбуждения радости у таких людей будет ниже.
Изучение эмоциональности новорожденных и маленьких детей подтверждает гипотезу о генетических факторах радости . Об этом говорит сайт https://intellect.icu . При наблюдении за русскими воспитанниками детского дома, были обнаружены значительные индивидуальные различия в частоте улыбок и смеха, хотя дети росли в одинаковых условиях.[10]
В своих работах, посвященных исследованию смеха, Маргарет Уошберн выявила у своих испытуемых значительные индивидуальные различия. Она предъявляла детям различные стимулы и регистрировала их реакцию. Четверо из наблюдаемых ею детей впервые засмеялись уже в возрасте 12 недель, тогда как у одного ребенка не удавалось вызвать смех вплоть до 52-недельного возраста. Макгрейд [11] обнаружила, что «стрессовая реакция», возникающая у ребенка в ответ на отнятие соски в возрасте 3–4 дней, практически не подвержена изменениям вплоть до 8-месячного возраста. Кроме того, она обнаружила, что дети, которые в возрасте 3–4 дней менее активно реагировали на отнятие соски, в дальнейшем, в возрасте 8 месяцев, становились более жизнерадостными, активными и менее напряженными.
Дети обладают поразительной способностью к творчеству, любой имеющийся под рукой предмет они умеют превратить в игрушку, в источник радости. Только пробуждая радость в ребенке, можно убедиться в том, что эта эмоция развивается, что жизнь ребенка достаточно насыщена радостными переживаниями.
Исследование Мура, Андервуда и Розенхана[12] показало, что переживание радости способствует альтруистичности поведения, тогда как грустное переживание обычно приводит к противоположному эффекту. Эти же исследователи установили, что позитивные эмоции повышают продуктивность мышления, запоминания, способствуют творческому подходу к решению задач.[13]
Развитие эмоции радости у взрослого
Одна из трудностей психофизиологического изучения эмоций заключается в проблеме активации эмоции. Для активации эмоции в лабораторных условиях обычно используются две основные методики:
1) испытуемый силой воображения сам вызывает у себя нужную эмоцию;
2) нужная эмоция активируется в процессе демонстрации испытуемому специально подобранного фильма.
В исследовании, проведенном М. Русаловой,[14] испытуемых просили представить и мысленно пережить ситуацию радости, и пока они переживали ее, экспериментаторы измеряли частоту их сердечных сокращений и регистрировали изменения электрического потенциала мимических мышц. Когда испытуемые представляли радостную ситуацию, у них обнаруживалось значительное учащение пульса и повышение активности лицевой мускулатуры. Как и ожидалось, изменение активности отмечалось в тех мускулах, которые связаны с мимическим выражением радости.
Следом за Русаловой, Шварц[15] сравнивал электромиографические реакции испытуемых, которым была дана инструкция постараться ощутить счастье, грусть или гнев. Было обнаружено, что мышечные потенциалы значительно меняются от одной эмоции к другой. Также было выявлено, что у здоровых людей, по сравнению с депрессивными, профили мышечной активности при переживании радостной и обычной ситуаций, обнаруживают выраженную тенденцию к сходству.
Эйврил[16] изучал изменения в вегетативной нервной системе, вызванные радостными и печальными переживаниями и выявил четыре физиологических параметра, отличавшие печаль от веселья, но только один из этих параметров — нерегулярность дыхания — отличала радостное состояние от контрольного эмоционального состояния. Автор пришел к выводу, что изменения дыхания в большей мере характерны для эмоции радости, тогда как изменения в сердечно-сосудистой системе — для эмоции печали.
Продолжительность эмоции радости
Эмоция — это не кратковременная вспышка, а развивающийся во времени процесс.[17] Динамика эмоции включает:
1) продолжительность эмоции;
2) изменение во времени ее интенсивности;
3) изменение во времени ее качества (например, превращение вины в злость, удивления — в страх и т.п.).
Наиболее масштабные исследования продолжительности эмоций и определяющих ее факторов проведены рабочей группой Филиппа Вердейна в университете г. Левена (Бельгия) и продолжаются в Маастрихтском университете (Нидерланды). Исследования Ф. Вердейна показали, что радость длится значительнее дольше облегчения, раздражения, умиления, скуки, отвращения, страха, удивления, стыда.[18] Было выявлено среднее «время жизни» некоторых эмоций по шкале с интервалом в 10 минут и общей продолжительностью 60 минут. В первом исследовании 2009 г. были получены показатели радости – 26 минут.[19]
Было обнаружено, что положительные и отрицательные эмоции имеют меньшую длительность, когда внимание отвлекается от них, и большую — при фокусировке внимания на переживании данной эмоции.
Связь радости и сна
Исследование Университета Британской Колумбии[20] показало, что люди лучше реагируют как на негативные, так и на позитивные события, если больше спят. Были использованы данные опроса почти 2000 взрослых из США в возрасте от 33 до 84 лет. Участников в течение восьми дней подряд спрашивали о продолжительности сна, ежедневном стрессе и опыте положительных и отрицательных событий. Была обнаружена связь между количеством сна и ощущением радости — чем меньше человек спит, тем меньше он испытывает положительных эмоций, даже если были положительные события. Более продолжительный сон заставляет позитивные события казаться еще лучше, тем самым усиливая эмоцию радости.
Так же проведенное исследование показало, что неспособность поддерживать положительные эмоции в момент стресса подвергает людей риску воспаления и даже более ранней смерти.
Радость в Религии
В. М. Васнецов. Радость праведных о Господе
В Евангелиях радость упоминается в связи с благовестием о рождении Иисуса Христа (Лк 1:28):
Радуйся, Благодатная! Господь с тобой!
В письме Галатам апостол Павел говорит о радости как о плоде духа Бога Гл 5:22
Радость от Благой Вести и радость служения Богу нередко рассматривались как основная черта христианства
Фома Аквинский полагал, что радость (gaudium) является следствием любви[24]. Радость, как один из основных атрибутов религиозного чувства, рассматривается и вне Христианства. Так, Спиноза считал, что на высшей ступени познания себя в Боге, происходит осознание Бога как причины радости.
шкала эмоций
ИНТЕНСИВНОСТЬ
Интенсивность выражения радости определяется главным образом положением губ, но положение губ обычно дополняется углублением носогубных складок и появлением более отчетливых морщинок под нижними веками. На рис. 1C Патрисия выражает более сильную радость, чем на рис. 1B, — ее улыбка шире, носогубные складки отчетливее, глаза уже, а число морщинок под ними больше. Выражение радости на рис. 1А чуть слабее, чем на рис. 1B. Это происходит не потому, что на рис. 1B ее рот открыт, а на рис. 1А закрыт, а потому, что на рис. 1B уголки ее рта оттянуты назад больше (а носогубные складки заметнее), чем на рис. 1А. Если степень оттягивания назад уголков рта и глубина носогубных складок были бы примерно одинаковыми, то независимо от того, был бы рот открыт в улыбке или закрыт, интенсивность выражения была бы примерно одинаковой. На рис. 2 Джон показывает примеры двух улыбок приблизительно одной интенсивности.
Рисунок 2
Улыбка радости может быть намного более слабой, чем улыбки , показанные на рис. 1 и 2. На рис. 3 Патрисия демонстрирует две очень легкие улыбки радости, а ниже для сравнения показано ее нейтральное лицо. Отметьте, что обе эти улыбки слабее, чем ее улыбка на рис. 1А, но здесь несомненно присутствует улыбка, потому что оба лица выглядят действительно счастливыми по сравнению с нейтральным лицом на рис. 3C. На фотографиях с изображением улыбающегося лица Патрисии на рис. 3 можно наблюдать легкое напряжение губ и незначительное оттягивание назад уголков рта. Это проще всего увидеть, если вы закроете остальную часть ее лица рукой и сравните губы на всех трех фотографиях. Обратите также внимание на появляющийся след носогубных складок на обеих фотографиях, которого нет на нейтральном лице. Вы можете также заметить, что у Патрисии слегка приподняты щеки по сравнению с положением щек на нейтральной фотографии, в результате чего ее лицо выглядит более округлым. Когда улыбка оказывается такой слабой, заметных изменений в положении нижних век не наблюдается, хотя глаза выглядят более радостными, чем на нейтральной фотографии. Состояние радости выражается только нижней частью лица, поскольку глаза и брови — лоб одинаковы на всех трех снимках. Фотографии с улыбающейся Патрисией являются составными: нейтральные глаза и лоб дополняются на них нижними веками и ртом, взятыми с изображений улыбающегося лица.
Рисунок 3
СМЕШАННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ
Рисунок 4 счатье и удивление
Радость часто смешивается с удивлением. Происходит что–то неожиданное, и вы даете случившемуся положительную оценку. Например, ваш друг, которого вы не видели много лет, неожиданно входит в ресторан и садится за ваш столик. На рис. 4А Патрисия демонстрирует одновременно радость и удивление. Сравнивая ее лицо с лицом, выражающим только удивление (рис. 4B), отметьте, что различие есть только в нижней части лица. В случае смешанного выражения рот не только приоткрывается от удивления, но и уголки рта начинают оттягиваться назад в улыбке. Это смешанное выражение получается за счет комбинации элементов удивления и радости в нижней части лица (вы видели пример другого смешанного выражения эмоций на рис. 8). Выражение радости–удивления появляется только на короткое мгновение, потому что удивление проходит очень быстро. К моменту, когда Патрисия оценит удивившее ее событие и начнет испытывать и выражать радость, ее удивление уже пройдет. На рис. 4C Патрисия показывает комбинацию элементов удивления и радости (удивленные брови — лоб и глаза, радостная нижняя часть лица, нижние веки), но это выражение не является смешанным. Она не испытывает удивления и радости одновременно, потому что выражение радости доминирует на ее лице; Патрисия вовсю улыбается, если она и испытывала удивление, то оно давно уже прошло. Однако этот тип выражения лица возникнет в том случае, если человек добавит к своему радостному выражению восклицательную нотку. Энтузиазм и особое внимание могут быть показаны подобным же образом. Или такое выражение может возникнуть при приветствии: элементы удивления сохраняются для того, чтобы другой человек понял, что встреча с ним — это «нечаянная радость». При таком радостном выражении приподнятые брови и широко раскрытые глаза могут сохраняться в течение нескольких секунд вместе с улыбкой.
Рисунок 5 счастье и презрение
Радость может соединяться с презрением, при этом на лице появится самодовольное или высокомерное выражение. На рис. 5 Джон демонстрирует выражения презрения (5А), радости (5B) и комбинации этих двух эмоций (5C). Отметьте, что его рот неизменно остается в положении, выражающем презрение, при этом его щеки приподняты, а нижние веки сморщены от выражения радости. Смешение радости и презрения может также выражаться с помощью презрительно поднятого левого или правого уголка рта в сочетании с улыбающимися губами.
Рисунок 6 счастье и гнев
Радость совмещается также с гневом. Обычно улыбка или легкая усмешка используются для маскировки гнева, в результате чего человек выглядит не разгневанным, а радостным. Иногда улыбка или легкая усмешка появляются после гневного выражения как комментарий к гневу, указывающий на то, что гнев не следует воспринимать слишком серьезно, либо на то, что человек не собирался после выражения своего гнева переходить к каким–то агрессивным действиям, либо на то, что человек, вызвавший гнев, может считать себя прощенным. В последнем случае улыбка или усмешка не выглядит очень искренней и не смешивается с выражением гнева, а добавляется потом. Однако человек может быть и радостен, и разгневан одновременно, наслаждаясь своим гневом и своим триумфом над противником. Два примера такого удовольствия–гнева приведены на рис. 6. Радость выражает нижняя часть лица, а гнев — брови, лоб и веки. На этих лицах читается: «Ну, я ему показал!»
Рисунок 7 счастье и страх
Радость также сочетается со страхом. Обычно это выражение является не смесью двух эмоций, а либо комментарием, либо маской. На рис. 7 лицо Джона выражает страх (7А), радость (7B) и сочетание этих двух эмоций (7C) (улыбка с испуганными глазами, бровями и лбом). Это сочетание улыбки с выражением страха может возникнуть, когда Джон, испытывающий страх, садится в кресло стоматолога улыбаясь, тем самым показывая, что он готов терпеть боль. Такое выражение может также возникнуть в результате неудачной попытки замаскировать страх. Оно может быть смесью двух искренних эмоций, если Джон испытывает и страх, и радость — например, катаясь на американских горках. Разновидности смешения радости и печали будут показаны на следующей странице.
РЕЗЮМЕ
Радость выражается с помощью нижней части лица и нижних век (рис. 8).
Рисунок 8
- Уголки рта оттянуты назад и вверх.
- Рот может быть приоткрыт или закрыт; в первом случае будут видны зубы, во втором — нет.
- Морщины (носогубные складки) идут вниз от носа к областям, находящимся у краев рта.
- Щеки приподняты.
- Нижние веки могут быть подняты, но не напряжены; под ними появляются морщинки.
- Морщинки в виде «гусиных лапок» идут от внешних уголков глаз к вискам (на рис. 8 прикрыты волосами).
«КОНСТРУИРОВАНИЕ» ВЫРАЖЕНИЙ ЛИЦА
Поскольку движения рта и щек вызывают изменение внешнего вида нижних век и поскольку при проявлении радости на лице отсутствуют заметные движения бровей — лба, то вы не сможете «сконструировать» многие из тех лиц, которые показаны здесь. Но все–таки можно составить несколько лиц, способных продемонстрировать эти выводы.
- Наложите часть А на любое из лиц рис. 8. Их выражения не изменятся. Поскольку брови не задействованы в придании этим лицам радостного выражения, то закрытие бровей нейтральными бровями части А не окажет никакого эффекта.
- Наложите часть B на рис. 8А. Новое выражение не выглядит странным, но анатомически оно невозможно. Если произойдет движение такого рта вместе с носогубными складками, то нижние веки должны будут сморщиться и приподняться. Наложите часть Б на рис. 8B. Анатомическая невозможность создания такого лица будет здесь еще более очевидной.
- Наложите часть D на любое из лиц рис. 8. Вы создали выражение лица с «улыбающимися» глазами. Такой взгляд мог бы возникнуть в результате легкого напряжения век и приподнятия щек, что было бы трудно заметить на статичной фотографии. Или такой внешний вид могли бы придать человеку его постоянные морщины. Но в любом случае указание на то, что человек испытывает радость, будут очень слабыми.
Легкая радость
Умеренная радость
Радость от умеренной до сильной
Умеренная радость
Умеренная радость
Легкая радость
Комбинация радости и удивления
Комбинация радости и презрения
Комбинация радости и гнева
Комбинация радости и гнева
См.
также- Эмоции
- Психика
- Стресс
- удивление ,
- печаль , как выглядит печаль ,
- страх , преодоление страха , применение страха ,
- испуг , как выглядит испуг ,
- эмоциональное состояние , эмоции ,
Если я не полностью рассказал про радость? Напиши в комментариях Надеюсь, что теперь ты понял что такое радость и для чего все это нужно, а если не понял, или есть замечания, то нестесняся пиши или спрашивай в комментариях, с удовольствием отвечу. Для того чтобы глубже понять настоятельно рекомендую изучить всю информацию из категории Психология эмоций
Психология радости и удовольствия.
«У нас так много слов для состояний души, и так мало — для состояний тела.» Жанна Моро
Удовольствие и радость от жизни — естественные и желанные для нас эмоции. Но как часто мы забываем пополнять свои источники удвольствия и радости, свои ресурсы. Жизнь теряет вкус, цвет, запах, появляется много рутины и обязанностей.
Свои интересы, удовольствие и радость становятся в последний ряд очереди задач каждого дня. Как психолог и арт-терапевт я уделяю большое внимание качеству жизни, умению получать удовольствие и радость. Для каждого человека свои способы наслаждения жизнью.
Арт-терапия и занятия творчеством помогают найти путь к своей радости. Арт-терапевтические техники, которые я использую в работе, возвращают контакт с собой, своими эмоциями, своей креативной и спонтанной частью. Творчество — это расслабление и удовольствие в чистом виде. Для многих после групповых или индивиудальных занятий арт-терапией, творчество становится частью жизни.
Мне хотелось бы привести в этой теме цитаты людей, чьи исследования психологии удовольствия и радости, являются основой моей работы. Я хочу, чтобы вы увидели, что психология удовольствия и радости — это синтез многих наших качеств и возможностей, которые можно и нужно развивать.
Из книги «Поток. Психология оптимального переживания»
Михай Чиксентмихайи
«В результате наших исследований было выделено восемь основных компонентов переживаний радости. Когда люди размышляют о своих чувствах в особенно позитивные моменты, они как правило, упоминают не менее одного из них, а чаще все восемь.
Во-первых, задача, которую ставит себе человек, должна быть для него посильной.
Во-вторых, он должен иметь возможность сосредоточиться.
В-третьих и в –четвертых, концентрация, как правило, становится возможной потому, что задача позволяет четко сформулировать цели и немедленно получить обратную связь.
В-пятых, в процессе деятельности увлеченность субъекта настолько высока, что он забывает о повседневных тревогах и проблемах.
В-шестых, занятия, приносящие радость, позволяют человеку ощущать контроль над своими действиями.
Седьмая особенность этого состояния заключается в том, что осознание своего Яв момент совершения действия как-будто исчезает, зато после окончания потокового эпизода оно становится сильнее, чем раньше.
Наконец, изменяется восприятие течения времени: часы превращаются в минуты, а минуты могут растягиваться в часы.
Сочетание всех этих составляющих порождает чувство настолько глубокой радости, что люди не жалеют сил, чтобы снова и снова испытывать ее»
Из книги «Удовольствие: Творческий подход к жизни»
Лоуэн А.
«Каждому человеку в жизни приходилось испытывать удовольствие, которым сопровождается выздоровление после болезни или восстановление после несчастного случая. В первый день, когда к человеку возвращается обычное здоровое состояние, он испытывает острое наслаждение и радуется полноте жизни. Как это, оказывается, здорово — глубоко вдохнуть! Как удивительна легкость и свобода движений! Потеря здоровья заставляет человека вспомнить о своем теле и осознать важность хорошего самочувствия. Как жаль, что осознание это кратковременно и сопровождающее его прекрасное чувство быстро исчезает. Как только человек возобновляет свою обычную деятельность, он тут же оказывается во власти стимулов, разобщающих его с телом. Захваченный событиями и объектами внешнего мира, он быстро забывает о своем открытии, что удовольствие есть восприятие полноты существования здесь и сейчас, а это означает находиться в полном контакте с телом.
Будучи разобщенным со своим телом, он перестает задумываться о его функционировании. Он пренебрегает простой истиной: чтобы жить, человек должен дышать, и чем лучше человек дышит, тем больше в нем жизни. Он может время от времени замечать ограниченность своего дыхания и иногда, особенно в стрессовых ситуациях, чувствовать, что задерживает дыхание, но не придает этому особого значения. Он даже может признать, обреченно улыбаясь, что лихорадочный темп жизни не позволяет ему вздохнуть полной грудью. Однако, становясь старше, он сделает печальное открытие, что функция дыхания, как и другие телесные функции, со временем ухудшается, если не используется должным образом. Как только дышать становится труднее, человек готов отдать что угодно, только бы дышать с прежней легкостью. Теперь-то он знает, что дыхание — это вопрос жизни и смерти.
Другая простая истина, не требующая доказательств, заключается в том, что личность человека выражается через его тело в той же мере, что и через его ум. Человек не может быть разделен на разум и тело. Вопреки этой истине, все исследования личности были сосредоточены на человеческом разуме и игнорировали его тело. А ведь тело человека может немало рассказать нам о его личности.
Поза человека, выражение его глаз, тон голоса, положение плеч, легкость движений и спонтанность жестов говорят не только о том, кто он такой, но также — наслаждается ли он жизнью или страдает. Мы можем закрыть глаза на эти сигналы личности, так же как эта личность может закрыть свой разум от осознания собственного тела, но те, кто так поступает, обманывают себя, принимая за реальность образ, не имеющий отношения к действительности. Правда о теле человека может оказаться болезненной, но блокирование этой боли закрывает дверь к возможности получения удовольствия.
Человек обращается к терапии, потому что его не радует жизнь. Он более или менее отчетливо сознает снижение своей способности испытывать удовольствие. Жалобы могут быть самыми разнообразными: депрессия, тревожность, чувство неполноценности и так далее, однако все это симптомы более глубокого расстройства, а именно — неспособности получать удовольствие от жизни. Практика показывает, что эта неспособность — следствие того, что сознательная жизнь пациента не охватывает в нужной мере его тело и его разум. Проблема, следовательно, не может быть решена исключительно с помощью ментального подхода. За нее следует браться одновременно на двух уровнях: физическом и психологическом. Только когда человек начинает жить полной жизнью, его способность к удовольствию полностью восстанавливается.»
Читать еще по теме:
Управление настроением
Радость против Счастья | Psychology Today
Вы искали маленькое счастье, когда наткнулись на доктора Джекила, который выглядел чудесным и внимательным. Как ни странно, прежде чем вы это узнали, злой мистер Хайд вместо этого демонтировал все, что напоминало счастье, и оставил после себя разрушение и отчаяние.
Отчаяние далеко от счастья, которое вы изначально искали. Как вы перешли от простого поиска счастья к полной безысходности жизни? Как вы можете принять счастье, которое вы намеревались найти?
Это может быть даже не «счастье» как таковое, которое вы изначально искали. Возможно, вы искали кого-то, кто был бы интроспективным, духовным и экзистенциальным. Но ты скажи мне.
Счастье внешнее. Он основан на ситуациях, событиях, людях, местах, вещах и мыслях. Счастье связано с вашей надеждой на отношения или надеждой на будущее с кем-то. Счастье связано с тем, что «когда-нибудь я встречу правильного парня», или «когда он начнет меняться и вести себя правильно», или «когда он пойдет на консультацию».
Счастье ориентировано на будущее и кладет все яйца в чужую корзину. Это зависит от внешних ситуаций, людей или событий, чтобы соответствовать вашим ожиданиям, чтобы конечным результатом было ваше счастье. Эти ожидания можно увидеть особенно во время праздников, когда то, будет ли у вас «Счастливого Рождества» или «Счастливого праздника», зависит от того, будет ли он с вами, появится, не пьян, не изменяет, или список других поведений, которые вы ожидаете от «счастливого праздника». К сожалению, патология редко обязывает к этому. Поэтому, когда отношения рушатся, или он не чудесен на Рождество, или вы его выгоняете, или он снова изменяет, или он сбегает с вашими деньгами, или он был мошенником, значит, ваши каникулы не были «счастливыми». и твоё счастье было раздавлено.
Результат — несчастье. Это типичный и неизбежный результат патологических любовных отношений. В конце концов, только так может превратиться в . В патологических отношениях не бывает счастливого конца. После Рождества и Нового года он все еще будет патологическим, и у вас будут те же проблемы, что и в ноябре. Вы заметили, что Институт не написал книгу под названием «Как иметь счастливые отношения с патологом».
Хроническое несчастье ведет к отчаянию и депрессии. Помните эмоциональные американские горки, на которых вы катались с ним? Вы были счастливы, когда он был хорошим, и несчастны, когда он был плохим? Вас гипнотически убаюкивало счастливой страной, когда вы были с ним, и навязчивым мыслительным адом, когда вас не было? Твое счастье было привязано к его заду. Когда он был рядом (и вел себя), вы были счастливы. Когда его не было, ваше счастье следовало за его задницей прямо за дверь, и вы были одержимы, удивлялись и ходили взад-вперед.
Счастье — это то, что вы чувствуете, когда он говорит «правильные» романтические вещи, покупает вам кольцо или переезжает. Но счастье — это не радость, потому что радость не внешняя, ее нельзя купить и она не зависит от кого-то чужое поведение. На самом деле радость не зависит ни от чего, чтобы существовать. Вам не обязательно иметь «его» на праздники, чтобы получать удовольствие. Точно так же вам не нужно мстить, выискивать его недостатки, говорить новой девушке правду или что-то еще, чтобы иметь радость. Вы можете проиграть с ним в суде, уже потеряли из-за него свои сбережения, наблюдать за ним с новой женщиной или жить на заднем сиденье своей машины и при этом получать радость.
Вы, наверное, думаете: «Конечно, вы можете получать удовольствие от таких обстоятельств, если вы Мать Тереза!» Радость почти загадка, не так ли? Это духовное качество, которое является внутренним. У моей мамы было много радости, и я многому научился, наблюдая за ее радостью. Ее патологический мужчина сбежал с ее сбережениями, заставив ее хорошо работать после выхода на пенсию. Это заставляло ее жить просто, поэтому она переехала в однокомнатную пляжную лачугу и стала ездить на мотоцикле. Ради дешевого развлечения она гуляла по пляжу и рисовала обнаженных людей. Она пила дешевое вино из продуктового магазина, которое поставлялось в коробке, покупала одежду в комиссионных магазинах и делала пляжные сумки из пластиковых пакетов для продуктов. Она перерабатывала задолго до того, как это стало модным. Но больше всего и лучше всего она перерабатывала боль… в радость.
Вместо того, чтобы искать во внешнем мире еще одну связь, чтобы избавиться от укуса последней или победить скуку, которую она могла испытывать в одиночестве… она культивировала внутреннюю и глубокую непреходящую радость. Это было одновременно загадкой и привилегией наблюдать, как эта великолепная жизнь возникает из пепла великого предательства.
Я часто использую ее как пример человека, который пошел вперед и прожил прекрасную жизнь, превратив эту гнилую сделку в изысканное произведение искусства под названием ее жизнь. Любой, кто говорил о моей матери, говорил самая ее лучезарной радости. У нее был фактор «это» задолго до того, как это стало называться «это». Женщины стекались к ней, чтобы спросить: «Как ты это сделала? Как ты избавилась от отчаяния и горечи того, что он сделал, и выросла в этого? В этого яркого, сияющего, радостного человека? В чем твой секрет?»
Где-то на этом тернистом пути из разорванных отношений с патологическими мужчинами она узнала, что счастье мимолетно, если оно связано с полами мужской рубашки. Она смотрела, как слишком много мальчишек выходят за дверь, а ее счастье привязано к его заднице. Чтобы обрести внутреннее умиротворение, ей пришлось узнать, что такое счастье и что такое радость.
Преходящие вещи жизни основаны на счастье. У нее был большой дом, и она потеряла большой дом, когда развелась с моим отцом. У нее была большая карьера, и она потеряла большую карьеру, когда, согласно нашей культуре, стала «слишком старой», чтобы иметь ту работу, которую она имела. У нее были бриллианты и потерянные бриллианты.
Так она вошла в добровольную простоту, где огонь очищения от «хлама» оставил более ясную картину и путь к внутренней жизни. Когда вещи, люди и проблемы, которые они приносят, исчезают, наступает тишина. Только в этой тишине мы можем найти радость, которая живет внутри нас, не зависящая ни от чего внешнего, чтобы существовать. В этот праздничный сезон это отличная идея для размышлений.
Ее радость исходила из глубоко укоренившейся духовной веры, но она также исходила из чего-то большего. Радость приходит, когда вы примиритесь с тем, кто вы есть, где вы находитесь, почему вы есть и с кем вас нет. Когда вам не нужно ничего, кроме вашей правды и любви благого Бога, чтобы принести мир, тогда вы поселились в непреходящей радости, которую не пошатнули отношения. Ничем не шатается.
Ее не качало, когда она умирала четыре года назад в самых мирных объятиях благодати — в блаженном состоянии тихой отдачи и предвкушения. Те, кто был свидетелем ее смерти, до сих пор говорят мне, что ее смерть принесла им новое понимание проблемы настоящей радости. Радость во всем… смерть мечты, смерть отношений, смерть тела. Радость изнутри, раздетая, обнаженная и красивая.
Отвяжи свое счастье от концов его рубашки.
Счастливого Рождества и мира вам в это время мирных возможностей!
Отказ от ответственности по гендерным вопросам. Вопросы, о которых пишет Институт, связаны с проблемами психического здоровья. Это не гендерные проблемы. И женщины, и мужчины имеют типы расстройств кластера B, о которых мы часто упоминаем в наших сообщениях. Наша читательская аудитория примерно на 90% состоит из женщин, поэтому мы пишем для тех, кто с наибольшей вероятностью будет искать наши материалы. Мы решительно поддерживаем жертв-мужчин и призываем тех, кто хочет оказать поддержку жертвам-мужчинам, рассматривать вопросы, которые мы обсуждаем, только с точки зрения женщины-насильника/мужчины-жертвы. Кластер B. Образование – это проблема психического здоровья, применимая к обоим полам.
Психология радости – 3 противоядия от страданий
youtube.com/embed/dVUKZ3LIx-M» frameborder=»0″ allow=»encrypted-media» allowfullscreen=»»>Посмотреть арт в видео
Ниже приводится стенограмма этого видео.
«У слабых есть лекарства, у мудрых есть радости; высшая мудрость есть высшее блаженство».
Эдвард Янг, Извинение Добродетели
Некоторые люди от рождения до смерти твердо стоят обеими ногами на солнечной стороне жизни. Вот такие у нас здравомыслящие. Эти удачливые люди врожденно предрасположены к радости и оптимизму и воспринимают жизнь как одно долгое празднование, или, как заметил Уильям Джеймс:0003
«Есть мужчины [и женщины], которые, кажется, начали жизнь с одной или двух бутылок шампанского, записанных на их счет».
Уильям Джеймс, Разнообразие религиозного опыта
Но для других благо жизни не течет так естественно. Вместо того, чтобы инстинктивно купаться в оптимизме и радости, некоторые люди склонны к более болезненному складу ума и, таким образом, предрасположены смотреть на жизнь через более темные очки:
«Мы подобны ягнятам, играющим в поле, — заметил философ Шопенгауэр, — а мясник смотрит на них и выбирает то одного, то другого; ибо в наши добрые дни мы не знаем, какое бедствие уготовила нам судьба в эту самую минуту, болезни, гонения, обнищание, увечья, потерю зрения, безумие, смерть и прочее».
Артур Шопенгауэр, Парерга и Паралипомена
Когда наш разум болезненный, он слеп к радости, и поэтому, если мы предрасположены к болезненному мышлению, мы должны уравновесить эту тьму большей радостью, ибо, как заметил писатель Роберт Луи Стефенсон:
«Упустить радость — значит упустить все».
Роберт Луи Стефенсон, Через равнины
В этом видео мы собираемся изучить 3 простые стратегии стимулирования радости, которые мы можем использовать, чтобы оживить нашу жизнь.
Когда мрачные мысли затуманивают разум, легко поверить, что мы попали в ловушку лабиринта и единственное средство выбраться из него — геркулесово усилие воли. Но эта вера игнорирует тот факт, что эмоции следуют за действиями, что настроение отражает окружающую среду и что переход от уныния к радости может быть осуществлен путем участия в деятельности настолько нетребовательной, что многие преуменьшают ее терапевтическую ценность. Эта деятельность заключается в том, чтобы просто выделять постоянное время, чтобы погрузиться в регенеративные царства природы, свободные от влияния технологий.
«Не может быть очень черной меланхолии для того, у кого еще есть чувства и кто живет среди природы».
Генри Дэвид Торо, Уолден
Многочисленные исследования в области экотерапии подтвердили то, что давно известно любителям природы: пребывание на природе — это восстанавливающая сила. Чем больше времени мы проводим на природе, тем больше мы благословлены снижением умственной усталости, повышением креативности, чувством счастья, повышением устойчивости к боли, снижением стресса и даже укреплением иммунной системы. Альпинист Джон Мьюир, по меткому прозвищу «Джон с гор», был знаком со способностью природы наполнять нас новой жизнью, и, как он писал:
«Поднимитесь в горы и получите хорошие новости. Покой природы наполнит вас, как солнечный свет проникает в деревья. Ветры веют в тебя свою свежесть, бури свою энергию, а заботы осыпаются, как осенние листья. С возрастом один источник наслаждения закрывается за другим, но природные источники никогда не иссякают».
Джон Мьюир, Горы Калифорнии
Если наша способность исследовать природу за пределами стен нашего города ограничена, мы должны разведать безмятежные уголки природы, скрытые в бетонных джунглях, поскольку даже время, проведенное в городском парке, дает некоторые преимущества, способствующие получению удовольствия, связанные с пребыванием на природе. в дикой природе.
«В присутствии природы в человеке пробегает дикий восторг, несмотря на настоящие печали. Природа говорит, — он мое создание, и [несмотря] на все свои дерзкие печали, он будет рад со мной».
Ральф Уолдо Эмерсон, Природа
Наряду с обильным питьем из источников радости, исходящих от природы, еще одна стратегия поощрения радости состоит в том, чтобы спровоцировать тонкие изменения в нашем восприятии мира. В частности, мы можем взять страницу из книги мистиков и научиться извлекать радость из нашего опыта так называемого «обычного» и «приземленного».
«Увидеть Мир в песчинке, И Небеса в диком цветке, Держать Бесконечность в ладони, И Вечность в часе».
Уильям Блейк, Предзнаменования невинности
О мистике обычно думают как о человеке, который за годы дисциплинированной медитации и других духовных упражнений поднялся на более высокий уровень сознания, прорвал завесы иллюзии и достиг единства со вселенной или богом. Но с более приземленной точки зрения мистик может рассматриваться как индивидуум с настолько обостренной чувствительностью, что он или она способны видеть великолепие и красоту в обыденности и получать огромную радость от образов, звуков и повседневных переживаний. жизнь. Иными словами, мистик пришел к пониманию того, что если можно найти радость, то ее нужно искать в том, что есть и что находится под рукой.
«Жить нужно настоящим, бросаться на каждую волну, находить свою вечность в каждом мгновении. Дураки стоят на своем острове возможностей и смотрят в другую землю. Другой земли нет; нет другой жизни, кроме этой».
Генри Дэвид Торо, Уолден
Чтобы увидеть жизнь мистическими глазами и найти радость в нашем непосредственном окружении, мы должны пробудиться к непостижимой тайне всего этого. Если мы склонны к науке, мы можем облегчить это пробуждение, созерцая ошеломляющую сложность жизни и понимая, что каждое живое существо является миром само по себе и одновременно бесконечно малой частью гораздо большего целого.
«Я… вселенная атомов, атом во вселенной».
Ричард Фейнман, Ценность науки
Если мы склонны к эстетике, мы можем захотеть увидеть красоту, скрытую на виду, в каждом уголке мира природы.
«Ни один из природных ландшафтов не уродлив, пока он дикий».
Джон Мьюир, Наши национальные парки
Если мы склонны к философии, то можем поразмыслить над вопросом, почему есть что-то, а не ничто, и если что-то есть, то почему именно это, а не что-то другое.
«Не только то, что что-то должно быть, но то, что должно быть именно это, — загадочно!»
Уильям Джеймс, Некоторые проблемы философии
Чем больше наша чувствительность к тайнам вокруг нас, тем больше наши глаза откроются для того, что философ Мартин Хайдеггер назвал:
«…чудо, что этот мир вообще окружает нас, что есть существа, а не ничто, что вещи есть, и мы сами среди них, что мы сами есть, но едва знаем, кто мы есть, и едва знаем что мы всего этого не знаем».
Мартин Хайдеггер, Gesamtuasgabe
Открыв глаза на чудеса мира, мы будем более настроены на радость и более способны извлекать счастье и блаженство из повседневных переживаний. Мы можем даже обнаружить, что невольно идем по стопам Ральфа Уолдо Эмерсона, одного из выдающихся философов-мистиков, и время от времени внезапно обнаруживаем, что нас переполняет радость без всякой видимой причины. В своей книге «Природа» Эмерсон описал один из своих мистических переживаний такого рода:0003
«Переходя голую равнину, по снежным лужам, в сумерках, под облачным небом, не имея в мыслях ни одного случая особого счастья, я испытал совершенное веселье. Я рад на грани страха».
Ральф Уолдо Эмерсон, Природа
Проведение большего количества времени на природе и развитие мистической чувствительности — две эффективные стратегии, способствующие получению удовольствия. Но эти стратегии могут оказаться тщетными, если наша болезненность станет настолько чрезмерной, что мы примем то, что Уильям Джеймс назвал «состоянием ума в пыли и золе». Это мышление определяется ужасным подозрением, что зло и тщетность скрываются за всеми переживаниями и что величайшие блага жизни прогнили с червем в сердцевине. Джеймсу было не чуждо такое мышление, и в молодости он признался в письме своему брату: «Я не могу заставить себя, как многие, кажется, способны сделать, закрыть глаза на зло и затушевать его». В своей книге Разнообразие религиозного опыта Джеймс написал следующее об этом болезненном состоянии ума:
«Сделай чуточку человеческую чувствительность чуточку выше, переведи его чуточку дальше за порог страдания, и хорошее качество самих успешных моментов, когда они случаются, испортится и испортится. Все природные блага погибают. Богатство обретает крылья; слава — это дыхание; любовь — обман; молодость, здоровье и удовольствие исчезают. Могут ли вещи, конец которых всегда пыль и разочарование, быть истинными благами, в которых нуждается наша душа? За всем стоит великий призрак всеобщей смерти, всепоглощающая тьма».
Уильям Джеймс, Разнообразие религиозного опыта
К счастью, есть противоядие от этой праховой формы болезненного ума, вызывающее радость, и оно состоит в том, чтобы отправиться на то, что Джеймс назвал «моральным праздником». В такой праздник мы физически никуда не уходим, мы просто перестаем заботиться, отпускаем свою ношу, расслабляемся, даем отдых совести; мы отказываемся от борьбы с нашими болезненными мыслями и эмоциями и, по словам Джеймса:
«…[становиться] искренне безразличным к тому, что из всего этого получится».
Уильям Джеймс, Разнообразие религиозного опыта
Джеймс цитирует многочисленные анекдоты и исследования, подтверждающие эффективность этого подхода, мудрость которого схвачена:
«…[в притче] о человеке, который ночью обнаружил, что скользит по краю пропасти. Наконец он ухватился за ветку, которая остановила его падение, и мучительно цеплялся за нее несколько часов. Но в конце концов его пальцы должны были ослабить хватку, и с отчаянным прощанием с жизнью он позволил себе упасть. Он упал всего на шесть дюймов. Если бы он отказался от борьбы раньше, его агония была бы избавлена». (Джеймс)
Уильям Джеймс, Разнообразие религиозного опыта
В Разновидностях религиозного опыта Джеймс объясняет в психологических терминах, почему моральный отдых может стимулировать переутверждение жизни:
«Есть только два способа избавиться от гнева, беспокойства, страха, отчаяния или других нежелательных привязанностей. Во-первых, противоположная привязанность должна сломить нас, а во-вторых, мы настолько утомлены борьбой, что нам приходится остановиться, поэтому мы падаем, сдаемся и больше не заботимся. Наши эмоциональные мозговые центры начинают работать, и мы впадаем в временную апатию. Теперь есть документальное доказательство того, что это состояние временного истощения нередко является частью обращения… [в более радостное состояние]… [человек] переходит от вечного Нет к вечному Да через «Центр Безразличия». 0003 Уильям Джеймс, Разнообразие религиозного опыта
Франко-алжирский философ Альбер Камю писал, что:
«Решить, стоит ли жить, значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное… детская игра; мы должны прежде всего ответить на вопрос».
Альбер Камю, Миф о Сизифе
Для здравомыслящих, которые воспринимают жизнь как одно длинное празднование, ответ на этот вопрос звучит утвердительно! Но для болезненно мыслящих ответ не так ясен. Меланхолия и сопровождающие ее мрачные мысли могут направить человека по мрачным тропам, ведущим к вопросам о ценности существования. Но правда в том, что жить всегда стоит, пока есть возможность испытать радость. Даже краткие и нечастые моменты радости способны оправдать жизнь, освободить нас от тяжести нашего прошлого и дать нам утвердительную силу продолжать, несмотря на трудности и страдания. «Одна радость рассеивает сто печалей», как гласит древняя китайская пословица, или как писал Ницше:
«Если мы утверждаем один-единственный миг, мы тем самым утверждаем не только себя, но и все сущее… если наша душа трепетала от счастья и звучала, как струна арфы, хоть раз, то понадобилась вся вечность, чтобы произвести это одно событие — и в этом единственном в момент утверждения вся вечность была названа доброй, искупленной, оправданной и утвержденной».
Ницше, Воля к власти
Таким образом мы должны стать искателями радости, ибо если мы упустим радость, что еще останется?
Дальнейшие чтения
Искусство, использованное в этом видео
счастья | Определение, природа, психология и факты
- Похожие темы:
- эмоция эвдемония улыбается удовольствие эвдемонизм
Просмотреть весь связанный контент →
счастье , в психологии состояние эмоционального благополучия, которое человек испытывает либо в узком смысле, когда в определенный момент происходят хорошие вещи, либо, в более широком смысле, как положительная оценка своего жизнь и достижения в целом, то есть субъективное благополучие. Счастье можно отличить как от отрицательных эмоций (таких как печаль, страх и гнев), так и от других положительных эмоций (таких как привязанность, волнение и интерес). Эта эмоция часто сочетается с определенным выражением лица: улыбкой.
Различные значения
Люди со всего мира имеют сходное представление о счастье и могут распознавать счастье в других. В результате специфическая эмоция счастья часто включается как одна из небольшого числа базовых эмоций, которые нельзя разбить на более фундаментальные эмоции и которые могут объединяться, образуя другие, более сложные эмоции (фактически, иногда это единственная эмоция). положительные эмоции, которые считаются базовыми). Таким образом, счастье является важным понятием для исследователей, изучающих эмоции.
Подробнее по этой теме
Аристотель: счастье
Подход Аристотеля к этике телеологичен. Он утверждает, что если жизнь стоит того, чтобы ее прожить, то она обязательно должна быть ради чего-то, что…
Целая область исследований развилась вокруг более всеобъемлющей концепции субъективного благополучия, которая характеризуется широким набором явлений, связанных со счастьем, а не конкретной мгновенной эмоцией. Как и следовало ожидать, люди, которые счастливы таким образом, склонны испытывать частые положительные эмоции и нечастые отрицательные. Однако эта более широкая форма счастья не является чисто эмоциональной: она также имеет когнитивный компонент. Когда счастливых людей просят вспомнить условия и события в их жизни, они, как правило, оценивают эти условия и события положительно. Таким образом, счастливые люди сообщают, что удовлетворены своей жизнью и различными областями своей жизни.
Интересно, что эти разные составляющие счастья не всегда сосуществуют в одном и том же человеке. Вполне возможно, что кто-то может испытывать массу негативных эмоций, но при этом признавать, что условия его или ее жизни хорошие. Например, тот, кто работает с бедными, больными или обездоленными, может часто испытывать негативные эмоции, но также может быть доволен жизнью, потому что работа того стоит. Точно так же люди, которые проводят много времени за гедонистическими удовольствиями, могут часто испытывать кратковременные положительные эмоции, но они также могут чувствовать, что жизнь пуста и бессмысленна. Исследователей субъективного благополучия интересуют различные факторы, влияющие на эти отдельные компоненты.
Исследование и оценка
Психологи интересуются счастьем по двум причинам. Во-первых, психологи изучают счастье, потому что миряне интересуются счастьем. Когда людей со всего мира просят перечислить самые важные для них вещи, первое место в списке неизменно занимает счастье. Люди считают достижение счастья более важным, чем приобретение денег, поддержание хорошего здоровья и даже попадание в рай. Психологи считают, что они могут помочь людям достичь этой цели быть счастливыми, изучая факторы, связанные со счастьем.
Вторая причина, по которой психологи изучают счастье, заключается в том, что оценочные реакции человека на мир могут дать информацию об основных характеристиках человеческой натуры. Один из самых основных принципов психологической теории заключается в том, что люди и животные мотивированы приближаться к вещам в мире, которые доставляют удовольствие, и избегать вещей в мире, которые причиняют боль. Предположительно, такое поведение является результатом адаптивных механизмов, направляющих организмы к ресурсам и от опасностей. Если это так, то оценочные реакции многих людей на мир должны быть полезными и показательными. Например, некоторые психологи предполагают, что у людей есть базовая потребность в крепких и поддерживающих социальных отношениях. Они указывают на свидетельства из области субъективного благополучия в поддержку своего утверждения: социальные отношения человека надежно связаны с его или ее счастьем. Таким образом, каталогизация коррелятов счастья должна предоставить важную информацию об особенностях человеческой природы.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Результаты научных исследований выявили несколько тенденций. Например, когда исследователи просят людей сообщить о своем счастье, их ответы, как правило, не меняются с течением времени: люди, которые говорят, что они счастливы сейчас, также склонны отвечать, что они счастливы, когда их снова спрашивают в будущем. Поскольку условия жизни людей обычно не меняются так часто, стабильность показателей счастья поддерживает идею о том, что эти показатели действительно затрагивают эту важную конструкцию. Кроме того, исследования показывают, что, когда происходят жизненные события, люди сообщают о своем счастье в ответ на это.
Возможно, что еще более важно, когда психологи пытаются оценить счастье разными способами, все эти измерения сходятся в одном и том же ответе. Например, когда исследователи просят людей предоставить самоотчеты о счастье, они, как правило, соглашаются с отчетами информантов о счастье, то есть с оценками, предоставленными друзьями и знакомыми. Более того, психологические тесты, такие как тесты, в которых испытуемых просят перечислить как можно больше положительных воспоминаний в течение минуты, могут также определить, кто счастлив, даже не требуя явного суждения о счастье, и, опять же, эти тесты, как правило, согласуются с самоотчеты. Психологи даже могут найти доказательства счастья в мозгу: определенные паттерны активности мозга надежно связаны со счастьем.
Когда психологи отслеживают уровень счастья людей, большинство людей сообщают, что большую часть времени они пребывают в слегка позитивном настроении. Кроме того, когда психологи просят людей оценить их общую удовлетворенность жизнью, большинство людей сообщают, что оценки выше нейтрального. Этот результат исследования не ограничивается относительно обеспеченными выборками (например, студентами колледжей, которых часто просят принять участие в психологических исследованиях). Вместо этого он был воспроизведен во многих различных популяциях во многих странах мира. Таким образом, когда психологи изучают корреляты счастья, они обычно ищут факторы, которые отличают очень счастливых от умеренно счастливых, а не счастливых от несчастных.
Предсказатели счастья
Психологи пришли к нескольким неожиданным выводам в поисках предсказателей счастья. Многие из факторов, которые могут сначала прийти на ум, не играют большой роли в счастье. Например, хотя люди стремятся получить высокооплачиваемую работу и мечтают выиграть в лотерею, доход не сильно коррелирует со счастьем. Богатые люди счастливее бедных, но разница не очень большая. Как и следовало ожидать, связь между деньгами и счастьем наиболее сильна среди очень бедных групп и среди бедных стран. Доход ведет к все меньшему и меньшему приросту счастья по мере роста уровня дохода.
Здоровье также играет роль в субъективном благополучии, но связи опять же на удивление малы. Опросы репрезентативного населения показывают, что объективные показатели (включая отчеты врачей, посещения больниц и списки симптомов) очень слабо коррелируют со счастьем. Субъективные отчеты (например, собственная оценка человеком своего здоровья), как правило, имеют более сильную корреляцию, но даже эти ассоциации в лучшем случае имеют умеренный размер. Кроме того, хотя люди с серьезными проблемами со здоровьем, такими как парализующие травмы спинного мозга, немного менее счастливы, чем здоровые люди, разница не так велика, как можно было бы ожидать. Даже люди с очень серьезными заболеваниями, как правило, оценивают уровень счастья выше нейтрального.
Фактором, наиболее тесно связанным с высоким уровнем счастья, являются социальные отношения. Исследования последовательно показывают, что люди, у которых есть крепкие социальные отношения, как правило, сообщают о более высоком уровне благополучия. Как и в других областях, субъективные отчеты о качестве отношений и удовлетворенности отношениями, как правило, демонстрируют самую высокую корреляцию с субъективным благополучием. Но даже более объективные показатели, в том числе количество близких друзей человека, количество социальных организаций, к которым он принадлежит, и количество времени, которое человек проводит с другими, показывают небольшую или умеренную корреляцию со счастьем. Как и следовало ожидать на основе этого исследования, определенные типы социальных отношений также важны для субъективного благополучия. Например, семейное положение является одним из самых сильных демографических предикторов счастья. Женатые люди постоянно сообщают о более высоком уровне счастья, чем одинокие люди, которые сообщают о большем счастье, чем овдовевшие, разведенные или разлученные. Интересно, однако, что брак сам по себе не приводит к более высокому уровню субъективного благополучия. Продольные исследования показывают, что люди получают лишь небольшой прилив счастья во время женитьбы и быстро адаптируются к исходному уровню. Различия между женатыми и неженатыми людьми обусловлены, прежде всего, длительными негативными последствиями развода и вдовства, а также эффектами отбора, которые на самом деле могут предрасполагать счастливых людей к браку.
Другие детерминанты
Другие демографические характеристики также слабо связаны со счастьем. Религиозные люди, как правило, сообщают о большем счастье, чем нерелигиозные, хотя величина этих эффектов варьируется в зависимости от того, измеряются ли религиозные убеждения или религиозное поведение. Такие факторы, как интеллект, образование и престиж работы, также мало связаны с благополучием. Счастье, по-видимому, не меняется кардинально в течение жизни, за исключением, возможно, самого конца жизни, когда спад становится несколько крутым. Кроме того, половые различия в субъективном самочувствии невелики.
В отличие от относительно слабого влияния внешних обстоятельств, исследования показывают, что внутренние факторы играют большую роль в субъективном благополучии. Индивидуальные различия в переменных, связанных со счастьем, проявляются в раннем возрасте, остаются стабильными с течением времени и, по крайней мере, частично передаются по наследству. Например, поведенческие генетические исследования показывают, что однояйцевые близнецы, воспитанные порознь, гораздо более похожи в своем уровне счастья, чем разнояйцевые близнецы, воспитанные порознь. Это говорит о том, что гены играют важную роль. Согласно большинству оценок, наследуемость компонентов субъективного благополучия составляет около 40–50 % для положительных эмоциональных состояний и 30–40 % для негативных эмоциональных состояний депрессии и тревоги.
Исследователи личности показали, что по крайней мере некоторые из этих генетических эффектов могут быть связаны с влиянием определенных черт личности на счастье. Например, устойчивая черта личности экстраверсия умеренно коррелирует с положительным аффектом (т. е. переживанием положительной эмоции) и в меньшей степени с удовлетворенностью жизнью и отрицательным аффектом (т. е. переживанием отрицательной эмоции). . Люди, которые общительны, напористы и общительны, как правило, сообщают о более интенсивных и частых положительных эмоциях. Эта связь настолько сильна, что некоторые психологи даже предполагают, что два конструкта — экстраверсия и позитивный аффект — контролируются одними и теми же лежащими в их основе физиологическими системами. Точно так же исследователи показали, что основная личностная черта невротизма от умеренной до сильной коррелирует с негативным аффектом (и опять же, в меньшей степени, с удовлетворенностью жизнью и позитивным аффектом). Это и другие исследования связи между счастьем и чертами характера (включая такие факторы, как оптимизм и самооценка) показывают, что личность играет важную роль в субъективном благополучии людей.
Существует популярное мнение, что то, как люди смотрят на мир, должно влиять на их счастье. Некоторые люди всегда ищут серебряную подкладку во всем, и, по-видимому, этот позитивный взгляд формирует эмоции, которые они испытывают. Психологи также считают, что то, как человек думает о мире, связано с характерным уровнем счастья. Было проведено множество исследований для изучения когнитивных процессов, влияющих на субъективное благополучие человека.
Например, многие исследователи изучают роль, которую процессы социального сравнения играют в счастье. Первоначально психологи думали, что люди оценивают условия своей жизни, сравнивая их с условиями жизни других людей. Те люди, которые находятся в худшем положении, чем окружающие их люди (другими словами, люди, которые испытывают восходящее сравнение), должны испытывать несчастье; те люди, которые живут лучше, чем окружающие их люди (другими словами, люди, которые испытывают нисходящее сравнение), будут испытывать счастье. Хотя этот эффект может иметь место, другие исследования показывают, что процессы немного сложнее. Во-первых, как восходящие, так и нисходящие сравнения могут привести как к увеличению, так и к уменьшению счастья. Люди могут смотреть на кого-то, кто лучше, и думать, что либо они плохо работают по сравнению с ним, либо что другой человек служит примером достижения, к которому они могут стремиться. Очевидно, что эти две интерпретации должны по-разному влиять на счастье. Кроме того, исследования показывают, что счастливые и несчастливые люди часто выбирают для сравнения разных людей. Счастливые люди могут выбирать людей для сравнения, которые служат сохранению их счастья; несчастные люди могут выбирать сравнения, которые ведут к меньшему счастью. Таким образом, социальное сравнение влияет на счастье сложным образом.
Психологи также доказали, что цели и стремления влияют на счастье. Неудивительно, что люди, которые быстро приближаются к цели, как правило, испытывают более высокий уровень счастья, чем люди, которые приближаются к цели медленнее. Но исследования также показывают, что просто наличие важных целей связано с большим счастьем. Предположительно, целеустремленность, которую создают эти цели, может защитить людей от негативных последствий временных неудач. Интересно, что конкретные цели, которые выбирают люди, также могут влиять на их счастье. Исследования показывают, что важно выбирать цели, которые представляют собой вызов, но не недостижимы.
Функции
Хотя люди склонны думать о счастье как о результате, которого они желают, а не как об инструменте, который можно использовать для достижения дополнительных целей, психологи начали задаваться вопросом, какую функцию выполняет счастье. Одна из самых известных теорий, разработанная американским психологом Барбарой Фредриксон в 1998 году, утверждает, что функция счастья (точнее, функция положительных эмоций) заключается в расширении кругозора и наращивании ресурсов. Согласно этой теории, положительные эмоции заставляют людей мыслить творчески и пробовать что-то новое. В результате у счастливых людей появляются новые подходы к миру, новые интересы, новые социальные отношения и даже новые физические навыки. Все эти эффекты приводят к положительным результатам в жизни людей.
Психологи начали использовать экспериментальные и лонгитюдные исследования, чтобы определить, играет ли положительное влияние роль в будущих положительных результатах. Эти исследования доказывают, что счастливые люди более общительны и склонны к сотрудничеству, чем несчастные, более здоровы, чем несчастные, и зарабатывают больше денег, чем несчастные.