4 Этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
1 ЭТАП — ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУШЕ. ТАКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ БЫЛО ДАНО БОЛЕЕ ДВУХ ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД. НАЛИЧИЕМ ДУШИ ПЫТАЛИСЬ ОБЪЯСНИТЬ ВСЕ НЕПОНЯТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.
2 ЭТАП — ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О СОЗНАНИИ. ВОЗНИКАЕТ В XVII В . В СВЯЗИ С РАЗВИТИЕМ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК. СПОСОБНОСТЬ ДУМАТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ, ЖЕЛАТЬ НАЗВАЛИ СОЗНАНИЕМ. ОСНОВНЫМ МЕТОДОМ ИЗУЧЕНИЯ СЧИТАЛОСЬ НАБЛЮДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЗА САМИМ СОБОЙ И ОПИСАНИЕ ФАКТОВ.
3 ЭТАП — ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ПОВЕДЕНИИ. ВОЗНИКАЕТ В XX ВЕКЕ. ЗАДАЧА ПСИХОЛОГИИ — СТАВИТЬ ЭКСПЕРИМЕНТЫ И НАБЛЮДАТЬ ЗА ТЕМ, ЧТО МОЖНО НЕПОСРЕДСТВЕННО УВИДЕТЬ, — А ИМЕННО, ПОВЕДЕНИЕ, ПОСТУПКИ И РЕАКЦИИ ЧЕЛОВЕКА (МОТИВЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ПОСТУПКИ, НЕ УЧИТЫВАЛИСЬ).
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ НАЧИНАЕТСЯ В 1879 ГОДУ ОСНОВАНИЕМ В ЛЕЙПЦИГЕ НЕМЕЦКИМ ПСИХОЛОГОМ ВИЛЬГЕЛЬМОМ ВУНДТОМ ПЕРВОЙ В МИРЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ.
ЧТО ЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ?
ПРЕЖДЕ ВСЕГО,
ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ, ВКЛЮЧАЮЩАЯ В СЕБЯ МНОГИЕ СУБЪЕКТИВНЫЕ ЯВЛЕНИЯ. С ПОМОЩЬЮ ОДНИХ, ТАКИХ, НАПРИМЕР, КАК ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ, ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ, ВООБРАЖЕНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ, ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЕТ МИР. ПОЭТОМУ ИХ ЧАСТО НАЗЫВАЮТ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ. ДРУГИЕ ЯВЛЕНИЯ РЕГУЛИРУЮТ ЕГО ОБЩЕНИЕ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО УПРАВЛЯЮТ ДЕЙСТВИЯМИ И ПОСТУПКАМИ. ИХ НАЗЫВАЮТ ПСИХИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ И СОСТОЯНИЯМИ ЛИЧНОСТИ, ВКЛЮЧАЮТ В ИХ ЧИСЛО ПОТРЕБНОСТИ, МОТИВЫ, ЦЕЛИ, ИНТЕРЕСЫ, ВОЛЮ, ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ, СКЛОННОСТИ И СПОСОБНОСТИ, ЗНАНИЯ И СОЗНАНИЕ. КРОМЕ ТОГО, ПСИХОЛОГИЯ ИЗУЧАЕТ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ, ИХ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ, И В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ,
ЗАВИСИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ ОТ ОБЩЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ. ЧЕЛОВЕК НЕ ПРОСТО ПРОНИКАЕТ В МИР С ПОМОЩЬЮ СВОИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ. ОН ЖИВЕТ И ДЕЙСТВУЕТ В ЭТОМ МИРЕ, ТВОРЯ ЕГО ДЛЯ СЕБЯ С ЦЕЛЬЮ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ СВОИХ МАТЕРИАЛЬНЫХ, ДУХОВНЫХ И ИНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, СОВЕРШАЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПОСТУПКИ. ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ И ОБЪЯСНИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОСТУПКИ, МЫ ОБРАЩАЕМСЯ К ТАКОМУ ПОНЯТИЮ, КАК
«ЛИЧНОСТЬ». В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, СОСТОЯНИЯ И СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА, ОСОБЕННО В ИХ ВЫСШИХ ПРОЯВЛЕНИЯХ, ВРЯД ЛИ МОГУТ БЫТЬ ОСМЫСЛЕНЫ ДО КОНЦА, ЕСЛИ ИХ НЕ РАССМАТРИВАТЬ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, ОТ ТОГО, КАК ОРГАНИЗОВАНО ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРИРОДОЙ И ОБЩЕСТВОМ (ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ ТАКЖЕ ПОЭТОМУ СОСТАВЛЯЮТ ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, СВОЙСТВА И СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ОБЩЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАЗДЕЛЯЮТСЯ И ИССЛЕДУЮТСЯ ОТДЕЛЬНО, ХОТЯ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ОНИ ТЕСНО СВЯЗАНЫ ДРУГ С ДРУГОМ И СОСТАВЛЯЮТ ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ, НАЗЫВАЕМОЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА.
КРОМЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КРУГ ЯВЛЕНИЙ, ИЗУЧАЕМЫХ ПСИХОЛОГИЕЙ, ВХОДЯТ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ В РАЗЛИЧНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ — БОЛЬШИХ И МАЛЫХ ГРУППАХ, КОЛЛЕКТИВАХ.
ПОДВОДЯ ИТОГ СКАЗАННОМУ, ПРЕДСТАВИМ В ВИДЕ СХЕМЫ ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЯВЛЕНИЙ, КОТОРЫЕ ИЗУЧАЕТ СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
ПРОЦЕССЫ СОСТОЯНИЯ СВОЙСТВА
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ГРУППОВЫЕ
ВНУТРЕННИЕ ВНЕШНИЕ
(ПСИХИЧЕСКИЕ) (ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ)
ЗДЕСЬ ОБОЗНАЧЕНЫ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЧЕРЕЗ КОТОРЫЕ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ЯВЛЕНИЯ, ИЗУЧАЕМЫЕ В ПСИХОЛОГИИ. С ПОМОЩЬЮ ЭТИХ ПОНЯТИЙ ФОРМУЛИРУЮТСЯ НАЗВАНИЯ 12 КЛАССОВ ЯВЛЕНИЙ, ИЗУЧАЕМЫХ В ПСИХОЛОГИИ (ОНИ ПЕРЕЧИСЛЕНЫ В ЛЕВОЙ ЧАСТИ ТАБЛИЦЫ, В ПРАВОЙ ЧАСТИ ПРИВЕДЕНЫ ПРИМЕРЫ КОНКРЕТНЫХ ПОНЯТИЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЯВЛЕНИЯ)
ПРИМЕРЫ ОБЩИХ ПОНЯТИЙ И ЧАСТНЫХ ЯВЛЕНИЙ,
ИЗУЧАЕМЫХ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
№ ЯВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЭТИ ЯВЛЕНИЯ
ПРОЦЕССЫ: ВООБРАЖЕНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ, ЗАБЫВАНИЕ, ЗАПОМИНАНИЕ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ИДЕОМОТОРИКА, ИНСАЙТ, ИНТРОСПЕКЦИЯ , МОТИВАЦИЯ, ВНУТРЕННИЕ МЫШЛЕНИЕ, НАУЧЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ, ОЩУЩЕНИЕ, ПАМЯТЬ, (ПСИХИЧЕСКИЕ) ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ, ПОВТОРЕНИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, ПРИВЫКАНИЕ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ, РЕФЛЕКСИЯ, РЕЧЬ, САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ, САМОВНУШЕНИЕ, САМОНАБЛЮДЕНИЕ, САМОКОНТРОЛЬ, САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, УЗНАВАНИЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ УСВОЕНИЕ
СОСТОЯНИЯ : АДАПТАЦИЯ, АФФЕКТ, ВЛЕЧЕНИЕ, ВНИМАНИЕ, ВОЗБУЖДЕНИЕ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ, ГИПНОЗ, ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ, ДИСПОЗИЦИЯ, ВНУТРЕННИЕ ЖЕЛАНИЕ, ИНТЕРЕС, ЛЮБОВЬ, МЕЛАНХОЛИЯ, МОТИВАЦИЯ, (ПСИХИЧЕСКИЕ) НАМЕРЕНИЕ, НАПРЯЖЕННОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ, ОБРАЗ, ОТЧУЖДЕНИЕ, ПЕРЕЖИВАНИЕ, ПОНИМАНИЕ, ПОТРЕБНОСТЬ, РАССЕЯННОСТЬ, САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ, САМООБЛАДАНИЕ, СКЛОННОСТЬ, СТРАСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ, СТЫД, СТРЕСС, ТЕМПЕРАМЕНТ, ТРЕВОЖНОСТЬ, УБЕЖДЕННОСТЬ, УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ, УСТАЛОСТЬ, УСТАНОВКА, УТОМЛЕНИЕ, ЧУВСТВО, ФРУСТРАЦИЯ, ЭЙФОРИЯ, ЭМОЦИЯ
СВОЙСТВА : ИЛЛЮЗИИ, КОНСТАНТНОСТЬ, ВОЛЯ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАТКИ, КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ, ЛИЧНОСТЬ, ВНУТРЕННИЕ ОДАРЕННОСТЬ, ПРЕДРАССУДОК, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ, (ПСИХИЧЕСКИЕ) РЕШИТЕЛЬНОСТЬ, РИГИДНОСТЬ, СОВЕСТЬ, УПРЯМСТВО, ФЛЕГМАТИЧНОСТЬ, ХАРАКТЕР, ЭГОЦЕНТРИЗМ ————————————————————————————————————————————————
ПРОЦЕССЫ : ИНД. ДЕЙСТВИЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЖЕСТ, ИГРА, ИМПРИНТИНГ, МИМИКА, ВНЕШНИЕ (ПОВЕДЕН.) НАВЫК, ПОДРАЖАНИЕ, ПОСТУПОК, РЕАКЦИЯ, УПРАЖНЕНИЕ
СОСТ. : ИНД. ВНЕШ.(ПОВ.) ГОТОВНОСТЬ, ИНТЕРЕС, УСТАНОВКА
СВОЙСТВА : АВТОРИТЕТНОСТЬ, ВНУШАЕМОСТЬ, ГЕНИАЛЬНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ НАСТОЙЧИВОСТЬ, ОБУЧАЕМОСТЬ, ОДАРЕННОСТЬ, ВНЕШНИЕ ОРГАНИЗОВАННОСТЬ, ТЕМПЕРАМЕНТ, ТРУДОЛЮБИЕ, ФАНАТИЗМ, (ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ) ХАРАКТЕР, ЧЕСТОЛЮБИЕ, ЭГОИЗМ ———————————————————————————————————————————————
ПРОЦЕССЫ : ИДЕНТИФИКАЦИЯ, КОММУНИКАЦИЯ, КОНФОРМНОСТЬ, ОБЩЕНИЕ ГРУППОВЫЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ, МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВНУТРЕННИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППОВЫХ НОРМ
СОСТОЯНИЯ : КОНФЛИКТ, СПЛОЧЕННОСТЬ, ГРУППОВАЯ ПОЛЯРИЗАЦИЯ, ГРУППОВЫЕ ВНУТРЕННИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ
СВОЙСТВА : СОВМЕСТИМОСТЬ, СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА, СОПЕРНИЧЕСТВО, ГРУППОВЫЕ ВНУТРЕННИЕ СОТРУДНИЧЕСТВО, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ —————————————————————————————————————————————————-
ПРОЦЕССЫ : ГРУП.
ВНЕШ. МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯСОСТОЯНИЯ : ГРУП. ВНЕШ. ПАНИКА, ОТКРЫТОСТЬ ГРУППЫ, ЗАКРЫТОСТЬ ГРУППЫ
СВОЙСТВА : ГРУП. ВНЕШ. ОРГАНИЗОВАННОСТЬ
——————————————————————————————————————————————————-
Глава 1 Психология как наука. Общая психология
Глава 1 Психология как наука
Несмотря на то что психология является сравнительно молодой наукой, ее роль в современном обществе велика. За сто лет с того момента, как психология была названа самостоятельной наукой, она оказала значительное влияние на понимание природы человека, особенностей его психики. Популярность психологии объясняется просто – она изучает все, что связано с человеком. Вполне естественно, что большинство из нас хотят понимать, почему люди ведут себя так или иначе в разных ситуациях, уметь предугадывать реакцию своих собеседников, оказывать влияние на мысли и поступки других.
Психология – это наука, изучающая законы, закономерности развития и функционирования психики. Термин «психология» образован из двух слов: «психе» (греч. ????’ — душа) и «логос» (греч. ??’??? — слово, знание, мысль). Таким образом, психология является наукой о душе человека.
Предметом изучения психологии на разных этапах развития научного знания считались различные явления.
Например, уже с древних времен в качестве предмета психологии рассматривалась душа. Древнегреческие философы выдвигали идею о душе, находящейся в единстве с телом человека. Считалось, что душа обусловливает все телесные процессы, контролирует мысли и чувства человека.
Позже предметом психологии стало считаться сознание. Сознание – способность субъекта соотносить себя с миром, противопоставлять себя ему. Таким образом, в качестве предмета науки стало рассматриваться активное взаимодействие человека с внешней средой.
В рамках первой психологической школы, созданной Вильгельмом Вундтом, предметом психологии стал считаться опыт человека. Вундт использовал для исследования метод интроспекции – наблюдения за собственными психическими процессами (самонаблюдения). Психология как наука должна была изучать не только отдельные особенности ощущения или восприятия, но и суждения, эмоциональные оценки.
В дальнейшем в качестве предмета науки стали рассматривать деятельность и поведение человека, исходя из того, что узнать человека проще всего по его поступкам.
Согласно противоположной точке зрения предметом психологии являются бессознательные мотивы и потребности человека; считается, что человеком движут инстинкты и вытесненные из сознания побуждения.
В самом общем виде предметом психологии можно считать закономерности формирования, развития и становления психики человека, связи человека с природой и обществом .
Психика – это способность отражать объективный мир с его связями и отношениями, совокупность душевных процессов.
Можно выделить две основные стадии развития психики – элементарную сенсорную и перцептивную .
Для каждой стадии можно выделить несколько уровней развития:
– низший уровень элементарной сенсорной психики присущ простейшим существам, многоклеточным организмам. Он характеризуется слаборазвитой чувствительностью, реакцией только на значимые свойства среды путем изменения скорости и направления движения. Движения на данном этапе не имеют целенаправленного характера;
– высшим уровнем элементарной сенсорной психики обладают черви, моллюски и ряд беспозвоночных. Данный уровень характеризуется наличием ощущений, реакций как на непосредственно воздействующие, так и на нейтральные раздражители, способностью избегать неблагоприятных условий;
– низший уровень перцептивной психики присущ рыбам, низшим позвоночным существам, насекомым. Данный уровень характеризуется разнообразием и сложностью движений, поиском положительных раздражителей и избеганием негативных факторов внешней среды;
– высшим уровнем перцептивной психики обладают высшие позвоночные животные – птицы и ряд млекопитающих. На данном этапе у животных проявляется стойкая способность к научению, они поддаются дрессуре;
– наивысший уровень перцептивной психики характерен для приматов, собак, дельфинов. Данный уровень означает возможность как действовать по уже известному шаблону, так и искать новые способы решения проблемы, а также возможность использования различного рода орудий.
Человеческая психика является высшей точкой эволюции психики живых существ в силу наличия сознания, речи, культурных особенностей.
Психика человека является достаточно сложным образованием. Выделяют три основные группы психических явлений:
– психические процессы;
– психические состояния;
– психические свойства.
Психические процессы – отражение действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы могут вызываться извне или быть результатом действия внутренних раздражителей.
Все психические процессы, в свою очередь, можно разделить на три группы:
а) познавательные процессы – ощущение, восприятие, память, мышление, воображение;
б) эмоциональные процессы – эмоции, чувства, переживания;
в) волевые процессы – воля, принятие решений и т. д.
Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой, обеспечивают получение информации о внешнем мире и формируют деятельность человека.
Помимо индивидуальных существуют межличностные психические процессы (общение, межличностные отношения) и групповые процессы (формирование групповых норм и морально-психологического климата, конфликты, сплоченность).
Психическое состояние – устойчивая на определенном промежутке времени характеристика психической деятельности человека. Психическое состояние проявляется в снижении или повышении активности личности. Например, психическими состояниями можно назвать состояния бодрости или усталости; различные эмоциональные состояния – грусть, печаль, жизнерадостное настроение. Такого рода состояния возникают в результате воздействия на человека целого рода факторов – особенностей общения с другими людьми, степени и характера удовлетворения потребностей, получения того или иного результата и т.д.
Психические свойства – устойчивые образования, обеспечивающие типичный для человека стиль деятельности и особенности его поведения.
Среди психических свойств человека можно выделить:
а) жизненную позицию – систему потребностей, убеждений, интересов, влияющую на жизнь человека;
б) темперамент – систему природных свойств личности, таких как подвижность и уравновешенность нервной системы, влияющих на восприятие человеком внешнего мира и его взаимоотношения с другими людьми;
в) способности – систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности;
г) характер – систему психических свойств личности, определяющую особенности поведения личности и взаимоотношений с другими людьми.Психология связана с целым рядом наук, так или иначе изучающих человека, – с философскими, социальными и естественными науками, – занимая между ними промежуточное место.
Философию можно считать прародительницей целого ряда наук, в том числе и психологии. Именно в рамках философии впервые зашла речь о человеке, его природе, личностных особенностях. Психология как отдельная наука поставила человека в центр своего внимания, изучая роль психики в его жизни. Помимо душевных процессов психология изучает и особенности эволюционного развития человека, его телосложение и нервную систему. В рамках физиологии и анатомии центральной нервной системы (ЦНС) рассматривается вопрос о связи между психическими процессами и ЦНС человека. Помимо изучения отдельной личности психология рассматривает вопросы группового взаимодействия, поведения человека в обществе.
Психология содержит в себе целый ряд дисциплин – направлений, изучающих различные грани психических явлений, человеческого поведения.
Общая психология изучает общие закономерности психики человека и животных.
Дифференциальная психология — раздел психологии, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми.
Социальная психология изучает закономерности образования групп, поведения и общения людей в группах, проблемы лидерства в группе. В рамках социальной психологии изучаются большие (народы, классы и т. д.) и малые (рабочие коллективы, семьи и т.д.) группы.
Педагогическая психология изучает закономерности становления личности в процессе обучения и воспитания, особенности развития учащихся, взаимодействия между учениками и учителями, а также факторы, влияющие на успешность обучения.
Возрастная психология изучает закономерности и особенности развития личности человека, присущие тому или иному возрастному периоду.
Психодиагностика изучает с помощью методов исследования психики некоторые индивидуальные особенности человека. Наиболее известными методами диагностики являются тесты, опросники, анкеты.
Психология труда изучает особенности трудовой деятельности человека и позволяет определить особенности формирования и развития у человека трудовых навыков и умений, работоспособность и выносливость трудящихся. Психология труда имеет ряд разделов в зависимости от вида деятельности и выполняемой работы. Например, можно выделить инженерную, авиационную, космическую психологию.
Юридическая психология рассматривает особенности поведения участников досудебного и судебного процесса, личности правонарушителя. Выделяют несколько разновидностей юридической психологии: судебную, криминальную и исправительно-трудовую психологию.
Медицинская психология изучает вопросы, связанные с нарушением здоровья и психики людей. Помимо этого в рамках медицинской психологии рассматриваются вопросы протекания различных нормальных и патологических состояний – стресса, аффекта, тревоги. К медицинской психологии относятся такие разделы, как нейропсихология и психотерапия.
Парапсихология не считается многими научной дисциплиной, однако остается достаточно популярной. Парапсихология изучает особенности возникновения и проявления различных паранормальных способностей человека, таких как телепатия, телекинез, ясновидение.
Необходимо отметить, что в связи с появлением новых наук или социальных феноменов число направлений психологии возрастает. Например, относительно недавно возникла экологическая психология .
Литература1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Издательство МГУ, 1988.
2. Годфруа Ж. Что такое психология. – М.: Мир, 1997.
3. Лурия А.Р. Общая психология. – СПб.: Питер, 2004.
4. Немов Р.С. Психология. Кн.1. – М.: Центр ВЛАДОС, 2003.
5. Першина Л.А. Общая психология. – М.: Академический проект, 2004.
6. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1989.Данный текст является ознакомительным фрагментом.
1. Клиническая психология как: самостоятельная наука. Определение клинической психологии
1. Клиническая психология как: самостоятельная наука. Определение клинической психологии Клиническая психология является отраслью психологической науки. Ее данные имеют теоретическое и практическое значение как для психологии, так и для медицины.В некоторых странах
Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии
Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает
НАУКА И ТРАНСПЕРСОНААЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
НАУКА И ТРАНСПЕРСОНААЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Кен Уилбер Скорее всего, важнейшим из стоящих сегодня перед трансперсональной психологией вопросов является ее отношение к эмпирической науке. Ни сфера деятельности трансперсональной психологии, ни главный ее предмет, ни ее
40 ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ОПЫТЕ
40 ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ОПЫТЕ Субъективный опыт – совокупность воспринятых человеком смысловых, понятийных взаимосвязей.Факторы влияния на субъективный опыт человека:1) объекты и явления окружающей реальности. С рождения ребенок приобретает новый
ЛЕКЦИЯ № 1. Психология как наука
ЛЕКЦИЯ № 1. Психология как наука 1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования 1. Определение психологии как науки.2. Основные отрасли психологии.3. Методы исследования в психологии.1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в
1. Юридическая психология как наука
1. Юридическая психология как наука Как наука юридическая психология появилась в начале XX в. под названием психология следственной деятельности, или судебная психология. В конце 1960-х гг. ее было предложено переименовать в юридическую психологию, так как со временем
1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ, ЗАДАЧИ
1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ, ЗАДАЧИ С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в
Социальная психология как наука
Социальная психология как наука Научный метод, вне зависимости от того, приложим ли он к физике, химии, биологии или социальной психологии, является наилучшим из тех, которыми мы, люди, обладаем, чтобы удовлетворить наше стремление к знанию и пониманию. Говоря более
ГЛАВА 1. Психология как наука. Ее предмет и практическое значение
ГЛАВА 1. Психология как наука. Ее предмет и практическое значение Человек живет и действует в окружающей его социальной среде. Он испытывает потребности и пытается их удовлетворить, получает информацию от окружающей среды и ориентируется в ней, формирует сознательные
Что такое психология?
Что такое психология? Что такое психология?
PSYC 1301
Это ток-терапевт по телевизору? Это обозреватель газеты?
Это наука о понимании индивидуумов — как животных, так и людей. Это просто научное исследование мышления и поведения . Основа психологии лежит в наблюдении и экспериментировании; но до сих пор много споров о психологии.
Это только внешнее, наблюдаемое поведение?
Можете ли вы действительно изучать мышление с научной точки зрения?
Что такое интеллект?
Насколько наше поведение обусловлено наследственностью (природой) и насколько средой (воспитанием)?
Какая часть нашего поведения обусловлена силами, которые мы полностью осознаем (осознаем), и какая часть является бессознательными конфликтами из прошлого?
Какая часть поведения зависит от выбора, сделанного человеком, и какая часть на самом деле находится вне контроля этого человека? Можно ли действительно изменить ненормальное поведение человека?
Изучение психологии — это не просто навешивание ярлыков — это наблюдение, объяснение, предсказание, изменение и, в конечном счете, улучшение жизни людей. Это социальная наука, но все больше и больше она становится биологической наукой. Как наука о поведении и психических процессах психология является чрезвычайно широкой дисциплиной. Он стремится как описать, так и объяснить каждый аспект человеческой мысли, чувств, восприятий и действий. Один уникальный аспект психологии заключается в том, что субъект и объект работы совпадают. Психология состоит из людей, изучающих, как люди думают и ведут себя. Ключевые науки — это те, вокруг которых организовано множество других дисциплин. Психология является базовой наукой, наряду с медициной, физикой и математикой.
Поведенческая неврология изучает связи между мозгом, разумом и поведением. Он пересекает дисциплины и субдисциплины психологии.
Биологическая психология исследует взаимосвязь между системами организма и химическими веществами и их влияние на поведение и мышление. Между нейронаукой и биологической психологией существует много общего. Биологическая психология — это более старый термин, который постепенно заменяется поведенческой нейробиологией.
Когнитивная психология — это изучение того, как мы воспринимаем, учимся и запоминаем, как мы изучаем и используем язык и как мы решаем проблемы. Психологи-экспериментаторы проводят исследования познания и обучения, проводя лабораторные эксперименты для решения своих исследовательских вопросов.
Психология развития исследует все аспекты человеческого роста и изменений от зачатия до смерти и демонстрирует стабильность на протяжении всей жизни. К этой категории относятся детские психологи, подростковые психологи и психологи продолжительности жизни.
Медицинские психологи исследуют роль психологических факторов в физическом здоровье и болезни. Изучаемые темы варьируются от исследований того, как стресс связан с болезнью, до исследований роли социальных факторов в том, как люди взаимодействуют со специалистами здравоохранения.
Физиологическая психология фокусируется на биологических основах поведения, познания и эмоций. Нейропсихология, биологическая психология и поведенческая генетика являются областями физиологической психологии.
Психологи-личностные психологи изучают относительно постоянные черты характеристик, которые придают некоторую последовательность поведению. Они пытаются определить, что делает людей уникальными, а также постоянство поведения во времени и в разных ситуациях. Эти черты включают общительность, эмоциональную стабильность и чувство собственного достоинства.
Клиническая психология является крупнейшей дисциплиной в психологии. Клинические психологи занимаются диагностикой и лечением психологических расстройств, тогда как психологи-консультанты больше озабочены проблемами адаптации в «нормальной» жизни. Психологи-консультанты обычно работают с менее тяжелыми психологическими расстройствами, чем клинические психологи. Около половины всех психологов специализируются в этих двух областях. Психиатры отличаются от клинических и консультационных терапевтов тем, что они прошли подготовку в качестве врачей и, следовательно, могут прописывать лекарства.
Чтобы просмотреть дело Китти Дженовезе, пожалуй, самое известное дело об эффекте свидетеля, нажмите здесь. | Социальные психологи изучают, как социальный контекст влияет на поведение как отдельных людей, так и групп. Они рассматривают, как реальное или воображаемое присутствие других влияет на мысли, чувства и поведение. Их интересуют социальные роли, формирование отношения, соответствие и групповые процессы. Исследования того, почему толпа подавляет помогающее поведение, известное как эффект свидетеля, будут изучать социальные психологи. |
Промышленные и организационные психологи изучают отношения между людьми и работой. Психологи I/O сосредотачиваются на обучении и развитии, продуктивности и улучшении условий труда. I/O — одна из самых быстрорастущих дисциплин в психологии.
Педагогическая психология исследует, как люди учатся, различные методы обучения, динамику посещаемости школ и психологию обучения.
Спортивная психология исследует психологические факторы в спорте и физических упражнениях.
Судебная психология представляет собой сочетание психологии, права и уголовного правосудия. Среди прочих задач судебный психолог оценивал душевное состояние подсудимого в момент совершения преступления.
Существуют две основные дисциплины научной психологии: философия и физиология. Несмотря на то, что Аристотелю приписывают начало изучения жизни, которое в конечном итоге стало наукой психологии, только через 2200 лет после его жизни науки вышли из области философии. Психология обрела независимость от философии, когда исследователи начали исследовать и проверять ощущения и восприятия с помощью научных методов. Философия, с другой стороны, не подчиняется научным требованиям психологии. Философы, с другой стороны, не собирают данные для проверки своих идей. Сначала возникла практика психологии, а затем наука.
Вильгельм Вундт и структуралисты
Эдвард Брэдфорд Титченер | Изучал сознательный опыт и его структуру с помощью интроспекции. Акцент был сделан на «что» ума. Он считал, что внимание контролируется намерениями и мотивами. Вундт был ответственен за перемещение психологии из сферы философии в мир науки. Он ввел измерение и эксперимент в психологию. Титченер пытался классифицировать структуры разума, такие как ощущения и мысли. Этот подход стал известен как «структурализм». Эти структуралисты разбили опыт на его элементарные части, чтобы лучше понять мышление и поведение. Для этого они использовали интроспекцию или заглядывали в собственный разум в поисках информации о природе сознательного опыта. Они считали, что этот подробный анализ опыта в том виде, в каком он произошел, дает наиболее точное представление о работе человеческого разума. |
Уильям Джеймс и функционалисты
http://www.emory.edu/EDUCATION/mfp/james.html | Джеймс был первым психологом американского происхождения. Его точка зрения стала известна как функционализм, основанный на идее о том, что сознание представляет собой непрерывный поток — «то, что оно делает» разума. Эта точка зрения была сосредоточена на том, почему и как люди думают и чувствуют. Лучше смотреть, почему ум работает так, как он работает, чем описывать его части. Джеймс изучал, как работает разум, позволяя организму адаптироваться к окружающей среде, используя натуралистические наблюдения за поведением животных и человека. Восприятие, эмоции и переживания сливаются воедино. |
Зигмунд Фрейд: психодинамика или психоанализ
Природа бессознательного http://www.dialogical.net/psychology/freud.html | Теории Фрейда добавили психологии еще одно измерение: идею о том, что большая часть нашего поведения управляется бессознательными конфликтами, мотивами и желаниями. Цель состояла в том, чтобы объяснить личность и поведение, а также разработать методы лечения психических заболеваний посредством изучения отдельных случаев. Применение привело к развитию психотерапии с акцентом на первые шесть лет жизни. Фрейд считал, что проблемы взрослых всегда можно проследить до критических стадий детства. |
Г. Стэнли Холл | Основал первую американскую психологическую лабораторию в Университете Джона Хопкинса в 1883 году. Он стал известен как отец научного исследования подросткового возраста и ввел термин «буря и стресс», чтобы описать подростковые годы как время конфликтов и перепадов настроения. Холл считал, что развитие контролируется генетически детерминированными физиологическими факторами. Он считал, что окружающая среда играет минимальную роль в развитии. Холл основал Американскую психологическую ассоциацию (АПА). Он также основал первый научный журнал в американской психологии, American Journal of Psychology. |
Джон Б. Ватсон: бихевиоризм
www.pbs.org/wgbh/aso/databank/entries/bhwats.html | Джон Б. Уотсон утверждал, что психология должна заниматься только наблюдаемым, измеримым поведением. Уотсон основывал большую часть своей работы на экспериментах Ивана Павлова, который обучал своих собак ожидать еды, когда они слышат звонок. Уотсон утверждал, что младенец — это tabula rasa или чистый лист. Один из его самых известных экспериментов был с Маленьким Альбертом. Ватсон научил Маленького Альберта бояться белой крысы, соединив крысу с пугающим звуком. В конце концов Маленький Альберт стал бояться всего белого и пушистого. |
Б. Ф. Скиннер: www.pbs.org/wgbh/aso/databank/entries/bhskin.html | Убеждения Б. Ф. Скиннера были аналогичны убеждениям Уотсона, но он добавил концепцию подкрепления или вознаграждения. Таким образом, он сделал ученика активным участником процесса обучения. Эта точка зрения стала известна как бихевиоризм или идея о том, что психология должна основываться только на наблюдаемом и измеримом поведении. Психология может быть настоящей наукой только в том случае, если она исследует наблюдаемое поведение, а не идеи, мысли, чувства или мотивы. Его взгляды доминировали в американской психологии в XIX веке.60-е годы.
Бихевиоризм — крайняя форма защиты окружающей среды. |
Гештальт-психология
www.sonoma.edu/users/d/daniels/Early_Gestalt.html | Гештальт-психология утверждает, что единое целое — это нечто большее, чем набор частей. Слово гештальт означает целое или круг. В этом акценте на целостность гештальт-школа радикально отличалась от структурализма. Гештальт-психологов больше всего интересовало восприятие. Применительно к восприятию гештальт относится к нашей склонности видеть закономерности. Цель состояла в том, чтобы описать организацию психических процессов — понятие «целое больше суммы его частей». Используемые методы заключались в наблюдении сенсорного/воспринимающего опыта. |
Когнитивная психология
carbon.cudenver.edu/~mryder/itc_data/cogsci.html | Когнитивная психология — это изучение психических процессов в самом широком смысле, фокусирующее внимание на том, как люди воспринимают, интерпретируют, хранят и извлекают информацию. Когнитивные психологи считают, что не только поведение, но и мысли и чувства можно изучать с научной точки зрения. |
Гуманистическая и позитивная психология Гуманистическая психология Позитивная психология | Этот подход, основанный Абрахамом Маслоу и Карлом Роджерсом, фокусируется на личностном росте и значении полного раскрытия своего потенциала.
Гуманистическая психология делает упор на достижение своего потенциала, любви, принадлежности и самоуважения.
Мартин Селигман и Михай Чиксентмихайи разработали исследование счастья, благополучия, близости, лидерства и альтруизма, известное как позитивная психология в 1990-х годах. Здоровье вызывает больший стресс, чем ненормальное поведение. |
Что определяет нашу личность и поведение: врожденная биология или наш опыт в окружающей среде?
Представление только о природе утверждает, что нас определяют врожденные склонности и генетически обусловленные черты.
Представление только о воспитании утверждает, что мы все рождаемся одинаковыми, но мы разные в результате нашего опыта.
Сегодня более общепринятым является взгляд на природу через воспитание. Окружающая среда взаимодействует с биологией, формируя то, кто мы есть и что мы делаем. Другими словами, окружающая среда и биологические явления взаимно влияют друг на друга. В 2006 году Кандел показал, что определенные гены в человеческом мозгу могут включаться или выключаться в зависимости от нашего опыта.
Программное обеспечение представляет точку зрения, согласно которой биологические системы, участвующие в мышлении и поведении, такие как гены, структура мозга, мозг, клетки и т. д., наследуются, но все еще открыты для модификации из окружающей среды.
В психологии идея о том, что разум и тело являются отдельными сущностями, называется дуализмом разума и тела. Споры ведутся о том, насколько велика разница между разумом и телом. С этой точки зрения разум управляет телом. Иногда, когда тело контролирует разум, мы часто теряем здравый смысл. Это разделение разума и тела позволяет представить душу, переживающую телесную смерть.
Этика – это правила, регулирующие поведение человека или группы в целом или в конкретной ситуации. Этика — это наши стандарты правильного и неправильного.
Сегодня Американская психологическая ассоциация (АПА) разработала этический кодекс для проведения исследований с участием людей или животных. При работе с людьми исследователи-психологи и медики должны придерживаться следующих правил:
Участникам необходимо сообщить, о чем идет речь в исследовании, что они будут делать, продолжительность исследования, известные риски и преимущества, к кому обращаться с вопросами, и что они имеют право отказаться от участия в любое время без штрафных санкций. К участникам следует относиться с уважением, защищая достоинство и автономию личности. Участники должны быть проинформированы о затратах и преимуществах участия. Выгоды и затраты должны быть распределены поровну между участниками.
Тем не менее, споры об этических правилах продолжаются: одни считают их слишком строгими и мешают психологическим исследованиям, а другие считают, что они недостаточно строгие, чтобы защитить субъектов от вреда.
Животные чаще всего используются для исследований в области биологической психологии и обучения. Общие условия содержания и обращение с животными должны быть гуманными. Законы требуют, чтобы животные содержались в чистых, санитарно-гигиенических помещениях надлежащего размера. Дискомфорт от инфекции, болезни и боли всегда должен быть сведен к абсолютному минимуму.
Слева — лабораторные крысы Вистар, линия белых крыс, выведенная в Институте Вистар в 1906 году. Они наиболее популярны для лабораторных исследований. |
Чтобы вернуться к сеансу, закройте это окно.
Можно ли научно изучить поведение человека?
Перейти к содержимомуГлавная » Спросите у эксперта: можно ли научно изучить поведение человека?
Для нашей серии блогов Спросите эксперта мы спросили доцента Национального университета Пола Дженкинса, Можно ли научно изучить поведение человека ?
Доктор Дженкинс является соавтором Research for the Psychotherapist и семи опубликованных статей. Он более 30 лет работал в области клинической психологии по специальности судебная психология и психические заболевания. Дженкинс является региональным руководителем программы магистра искусств в области консультирования Национального университета Ранчо Кордова, проводя как онлайн, так и очные занятия.
Изучение человеческого поведения опирается на научный метод так же, как и в других областях исследований. Исследователи человеческого поведения выдвигают теории, а затем разрабатывают эксперименты для эмпирической проверки этих теорий.
«Научный метод является абсолютной основой того, как люди в академическом мире изучают человеческое поведение», — говорит Дженкинс, добавляя, что научные подходы могут принимать различные формы и могут исследовать многие аспекты человеческого поведения. «Мы изучаем человеческое поведение в различных областях социальных наук. Что мы обычно делаем, так это выбираем методы, практики, типы статистического анализа, различия в том, как мы сообщаем о наших результатах, и мы корректируем все это в зависимости от нашей специальности и того, какое человеческое поведение мы изучаем».
Краткая история поведенческой психологии человекаДженкинс говорит, что наука о человеческом поведении возникла как реакция на работы Зигмунда Фрейда. В конце 19-го и начале 20-го века Фрейд работал с человеческим поведением по-своему, сосредотачиваясь на бессознательной мотивации. Точка зрения Фрейда заключалась в том, что наше возможное поведение было лишь знаком бессознательных мотивов, движущих им. В ответ на это академическая психология в начале 20 века разработала то, что мы называем бихевиоризмом.
«Эти люди сказали: «Вся эта психоаналитическая, теоретическая чепуха — просто куча чепухи», — говорит Дженкинс. «Они считали, что мы должны смотреть, если мы серьезные ученые, на то, что мы можем измерить и на самом деле доказать, что это правда. Итак, что мы можем академически, научно доказать? Мы можем наблюдать за поведением и можем контролировать некоторые основные факторы, определяющие это поведение. Например, использование награды или наказания. Они упростили все это, чтобы сделать его объективным, эмпирическим, научным. И это распространилось на лечение, потому что люди научились не только понимать поведение, но и на самом деле формировать поведение, на самом деле изменять поведение».
Далее Дженкинс говорит, что некоторые попытки применить результаты исследований вызвали негативную реакцию академических кругов. «Одним из первых успешных практических применений психологии в начале 20-го века было то, что крупный бизнес сказал: «Эй, есть новая научная область о том, как контролировать поведение людей». и сообщения, которые были бы наиболее эффективными для того, чтобы заставить людей покупать продукты». Для многих исследователей это было этически проблематичным.
«В этой области стало своего рода внутренним явлением задаваться вопросом, должны ли мы действительно выйти из академических кругов и использовать эту информацию в реальном мире», — говорит он. «Я думаю, что сегодня битва затихла, потому что 99 процентов прикладного использования информации предназначено для добрых дел, а не для зарабатывания денег».
Являются ли исследования поведения человека и бихевиоризм синонимами?«На одном уровне да, — говорит Дженкинс. «Если вы сосредоточены именно на самом поведении, отдельно от лежащих в его основе когнитивных или эмоциональных факторов, тогда бихевиоризм является корнем этого. С другой стороны, если вы рассматриваете термин «человеческое поведение» в более широком смысле, вам действительно нужно принимать во внимание другие факторы: глубинные мотивы, когнитивные факторы, эмоциональные факторы. Так что, как правило, если вы разговариваете с психологом и говорите: «Эй, я смотрю на человеческое поведение», большинство из них, вероятно, автоматически думают о ряде различных факторов, которые приводят к тому или иному конкретному поведению. Теперь, если вы разговариваете с кем-то, кто занимается собственно бихевиоризмом, он может сказать: «А, вы говорите о наградах и наказаниях». Так что думайте о бихевиоризме как о узком направлении в области психологии».
Измерение нематериальных активовЧеловеческое поведение можно изучать с научной точки зрения, но методы для этого различаются в зависимости от того, исследуете ли вы поведение или его причины и причины. Но даже если ответ на наш первоначальный вопрос: «Можно ли человеческое поведение изучать с научной точки зрения» положительный, это не означает, что его можно легко изучить.
«Поведение — это часть психологии, которую легче всего применить и изучить с научной точки зрения, но лежащие в ее основе познание и эмоции очень сложны», — объясняет Дженкинс. «Я не думаю, что невозможно найти творческие, творческие способы измерения этих понятий, это просто сложно, и это большой вызов для людей, заинтересованных в исследованиях человеческого поведения».
Многие открытия в области бихевиоризма были сделаны при изучении других животных, таких как крысы, и было бы несправедливо задаться вопросом, как наблюдение за нечеловеческим поведением может пролить свет на человеческое поведение. По словам Дженкинса, можно фактически предположить, что самые основные реакции млекопитающих являются общими для всех видов. Но обнаружение невидимых мотивов, стоящих за наблюдаемым поведением, заставляет исследователей разрабатывать очень сложные тесты, часто анкеты, которые проводятся большому количеству людей в течение длительных периодов времени.
Многие из нас знакомы с личностными тестами, которые распределяют нас по категориям. Мыслители и чувствующие, экспрессивные и техничные, поддерживающие и контролирующие. Мы можем взять их онлайн или попросить взять их на работу. Эти тесты могут иметь некоторую ценность, помогая нам задуматься о наших собственных стилях мышления, но Дженкинс избегает какого-либо общего одобрения этих инструментов. «Многие специалисты в области психологии не в восторге от таких тестов, потому что мы сомневаемся в количестве исследований, которые были проведены при их разработке. Действительно хорошие тесты по психологии проходят через годы разработки, исследований и тонкой настройки».
Еще более сложной задачей для разработчика тестов, добавляет Дженкинс, является помнить, что прохождение теста само по себе является поведением. Это означает, что тесты должны учитывать отношение испытуемых во время прохождения теста. «Когда мы говорим о тестах, мы говорим о чем-то, о чем сообщают сами. Где кто-то садится и отвечает на вопросы. Это не прямая мера основной динамики, это чей-то самоотчет об основной динамике». Это означает, что некоторые люди могут отвечать на вопросы, основываясь на том, как они хотят, чтобы их воспринимали, а не на том, каковы они на самом деле. По словам Дженкинса, чтобы объяснить неточные самоотчеты, исследователи будут посыпать тесты вопросами, на которые, если ответить определенным образом, возникнут сомнения в надежности других ответов.
Одно из самых сложных препятствий для исследователей, наблюдающих за человеческим поведением, заключается в том, как поступить с реальностью, когда испытуемые-люди всегда осознают, что их изучают, и могут изменить свое поведение — намеренно или бессознательно — в ответ.
Что такое интеллект и как его разумно использовать?Дженкинс приводит интеллект как пример особенно досадного явления, которое нужно попытаться измерить количественно. «Во-первых, я должен предположить, что существует нечто, называемое интеллектом. Затем, если у меня есть какое-то представление о том, что я думаю о нем — каков его состав — я должен сделать следующий шаг и подумать: «Как мне его измерить?» Это то, что мы называем операционализацией: взять понятие и преобразовать его. во что-то, что можно измерить. Поэтому мы разрабатываем эти бумажные и карандашные тесты, которые люди проходят, и мы надеемся, что они затрагивают эту основную концепцию. Но о каждом из этих факторов ведутся огромные споры и споры: о том, что представляет собой интеллект, и о достоверности бумажно-карандашных тестов».
Тестирование IQ также связано с другим явлением, наблюдаемым в психологии, которое называется прайминг. Когда людям даются определенные предложения перед тестированием, результаты их тестов, скорее всего, будут отражать эти предложения. Дженкинс указывает на исследования, показывающие, что если испытуемым заранее сказать, что они вряд ли наберут высокие баллы, они на самом деле получат более низкие баллы, чем люди, которым этого не сказали. Кажется, это гораздо меньше говорит нам о трудно определяемом понятии интеллекта — Дженкинс называет его «грубой лошадиной силой мозга» — и гораздо больше о связи между интеллектом и отношением. Если показатели интеллекта различаются в зависимости от установки, заложенной в головах испытуемых, то интеллект может быть не неким неизменным качеством, а атрибутом, который следует развивать.
Дженкинс поднимает еще один интересный вопрос: показатели IQ неуклонно росли в течение последних нескольких поколений, и никто не знает, почему. «Об этом было много дискуссий, и появилось несколько идей. Во-первых, мы в некотором смысле становимся умнее, потому что все больше людей получают хорошее образование. Но это противоречит одному из предположений тестирования интеллекта, которое заключается в том, что это мера некоторого врожденного качества мозга, которое нельзя улучшить с помощью образования».
Каким бы ни было объяснение наших коллективных успехов в повышении IQ, преподаватели могут поощрять отношение и поведение, которые приводят к положительным результатам в школьной успеваемости. «Мы обнаружили, что наиболее эффективно давать ученикам отзывы не о том, насколько они умны, а о том, насколько усердно они работают. Если кто-то хорошо справляется с заданием, мы советуем учителям не говорить: «О, посмотрите, какой вы умный», а скорее: «Посмотрите, как усердно вы работали над этим». Вы хотите поощрять усилия».
Обратная сторона жестких данныхПоскольку эксперименты с человеческим поведением так сложно планировать, Дженкинс предупреждает, что стремление к измеримости может привести к тому, что исследовательские усилия могут пойти по менее строгому пути. Исследование может показать конкретные результаты, но это не обязательно означает, что результаты значимы. Дженкинс приводит пример исследования, проведенного на крысах, которых голодали в течение нескольких дней, а затем предлагали пищу на другой стороне электрифицированного пола. Исследование могло бы элегантно произвести наборы данных, сравнивающие уровни напряжения, которые крысы были готовы терпеть, в зависимости от количества дней голодания. Но, как отмечает Дженкинс, «кого это волнует? Очевидно, что если вы голодаете, у вас будет больше мотивации добыть еду. Это настолько элементарно, почему вы утруждаете себя изучением этого? Что ж, мы утруждаем себя его изучением, потому что можем его измерить. Это становится искажением в области исследований».
Будущие рубежиЭто не значит, что начинающие исследователи должны планировать свою карьеру в борьбе с грызунами. Как и в других областях научных исследований, технологии предоставляют сложные методы, позволяющие заглянуть внутрь человеческого поведения.
Дженкинс указывает на фМРТ (функциональную магнитно-резонансную томографию) как на потенциально преобразующий инструмент для локализации: определения части мозга, которая работает, когда она инициирует действия. Ограничение, конечно, состоит в том, что люди должны быть заключены в гигантские и непомерно дорогие машины. Это ограничивает как виды задач, которые могут выполнять испытуемые, так и количество лабораторий, которые могут позволить себе наблюдать за тем, как они это делают.
Но Дженкинс надеется, что технический прогресс сделает фМРТ более доступным и портативным. «Вот так все и происходит, и нам придется дойти до того, что вы просто будете носить маленький шлем или что-то в этом роде». Но даже это было бы неоптимальным инструментом исследования, размышляет он, потому что «человек все еще осознает, что его измеряют, и это меняет то, что он делает». Дженкинс предвидит будущее исследований человеческого поведения, в котором человека можно будет оснастить небольшим устройством, которое можно будет носить долгое время и забыть о нем. Это позволит собирать данные, охватывающие широкий спектр повседневной человеческой деятельности, и не будет зависеть от осведомленности испытуемого о тесте.
Бесконечные вопросыДженкинс уверяет, что всегда найдется место для людей, которые хотят изучать человеческое поведение с научной точки зрения. По сути: чем больше мы знаем, тем больше мы знаем, что мы не знаем. «Что происходит, так это то, что каждый раз, когда вы проводите исследование и что-то изучаете, возникает все больше вопросов, на которые нужно ответить», — смеется Дженкинс.
Он также отмечает, что с момента своего появления в 19 веке области психологии и изучения поведения расширились в геометрической прогрессии, создавая специальности, удовлетворяющие практически любым интересам. «На рубеже 20-го века было от полудюжины до дюжины профессиональных журналов, — говорит он. «Сегодня существуют сотни и сотни профессиональных журналов по каждой специальности, которую вы только можете себе представить. Психология распространила свои щупальца практически во все области человеческого функционирования».
Но Дженкинс уверяет потенциальных ученых, что им не нужно беспокоиться о том, что бурный рост подполей чрезмерно разделил академические круги. Скорее, он говорит, что сегодня наблюдается беспрецедентное количество междисциплинарного и многонационального сотрудничества в области психологии и всех социальных наук.
Степень практического применения человеческого поведенияРазгадка тайн разума — не единственный интересный вариант для тех, кто получил диплом по человеческому поведению или психологии.
Существует бесчисленное множество областей, в которых можно эффективно использовать степень человеческого поведения. Одна из возможностей заключается в прикладном поведенческом анализе (ABA), который основан на науке бихевиоризма. Этот раздел науки о поведении человека имеет процесс сертификации для терапевтов, которые хотят использовать его в своей практике. Он известен главным образом тем, что его широко используют для помощи людям с аутизмом, но он используется и во многих других целях, включая помощь людям в лечении травм головного мозга и деменции.
Основные принципы бихевиоризма также хорошо интегрированы в сферу образования. «Учителей, безусловно, учат вводным принципам бихевиоризма, в основном через призму управления классом», — говорит Дженкинс. «В школах, особенно в школах с детьми с проблемами поведения, у вас обычно есть такая система управления поведением. У них может быть что-то вроде классного магазина, где, если ученик демонстрирует положительное поведение, он получает баллы, которые можно обменять на настоящие вещи, такие как карандаши или маленькие игрушки».
Науки о поведении человека также используются в исправительной системе, чтобы помочь уменьшить рецидивизм и оценить, когда заключенные готовы к условно-досрочному освобождению.
Знания о человеческом поведении также можно использовать для того, чтобы убедить людей действовать таким образом, чтобы улучшить благосостояние, будь то их собственное, их сообщества или планеты. Примеры могут включать в себя поощрение людей пристегиваться ремнями безопасности, питаться здоровой пищей и бросить курить, заниматься волонтерством или делать пожертвования на благотворительность, перерабатывать и водить экономичные автомобили. Политические кампании и лоббисты могут использовать человеческое поведение аналогичным образом.
Рабочее место — еще один этап, на котором знания о человеческом поведении играют главную роль. Менеджеры и руководители могут способствовать сплочению команды и повышать производительность и мотивацию персонала, умело применяя принципы исследования человеческого поведения. (Магистр искусств в области психологии поведения человека Национального университета уделяет особое внимание этой цели.)
Те, кто больше заинтересован в открытии, а не в применении принципов человеческого поведения, могут сделать карьеру в области исследований и пополнить постоянно растущую базу знаний в этой области.
Что можно сделать со степенью по человеческому поведениюНа вопрос, кто изучает человеческое поведение, Дженкинс решительно отвечает: «Мы все это изучаем!» Действительно, частью человеческого бытия является отражение нашего поведения и взаимодействие с другими способами, которые, как мы надеемся, принесут желаемые результаты. Но если вас привлекают виды карьеры, которые выигрывают от всестороннего понимания исследований человеческого поведения, таких как организационный менеджмент и администрирование, то получение степени по человеческому поведению может помочь вам выделиться среди конкурентов.
Магистр гуманитарных наук в области психологии поведения Национального университета предназначен для подготовки студентов к лидерству в организациях, вооружая их знанием тем человеческого поведения, включая теорию общения и этику. Программа также способствует личному и профессиональному росту студентов и закладывает основу для тех, кто хочет продолжить докторскую и исследовательскую работу.
Дженкинс рекомендует Национальную программу за упор на исследовательскую практику. «Профессор, который руководит программой, доктор Чарльз Татум, является мастером-исследователем, и он проделывает фантастическую работу, обучая студентов основам того, как мы изучаем этот материал». Сообщение в блоге доктора Татума под названием «Предсказуемо ли поведение человека?» является отличным источником, чтобы начать изучать поведение человека.
Курсы магистра гуманитарных наук в области психологии поведения человека в Национальном университете доступны очно, а также онлайн, чтобы удовлетворить потребности студентов с работой, семьей или другими обязанностями. Занятия проводятся по одному в течение четырех недель каждое, что позволяет полностью погрузиться в каждую тему и быстро закончить обучение. Программа может быть завершена в течение полутора лет.
Назад ко всему блогу
Узнайте больше о нашем университете и стипендиях
Подпишитесь на нашу рассылку!
Последние ресурсы
Ваша страсть. Наши программы.
Выберите направление обучения
Преподавание и образование Бизнес-маркетинг Здравоохранение и уход Социальные науки и психология Инженерная технология Уголовное правосудие и право Искусство и гуманитарные науки Наука и математика
Ваша страсть. Наши программы.
Выберите уровень образования
Просмотр программПоиск по сайту
Модальное окно с поиском по сайту и полезными ссылками
Сроки и условия
Установив отметку в этом поле в качестве моей электронной подписи и отправив эту форму, нажав кнопку «Запросить информацию» выше, я даю свое явно выраженное письменное согласие представителям Национального университета и филиалов Национальной университетской системы (Городской университет Сиэтла, Северо-центральный университет и Виртуальная средняя школа Национального университета), чтобы связаться со мной по поводу образовательных возможностей, а также для отправки телефонных звонков и/или SMS/текстовых сообщений – с использованием автоматизированных технологий, включая систему автоматического набора номера и предварительно записанные и искусственные голосовые сообщения – на телефонные номера ( включая мобильный) и адрес(а) электронной почты, которые я предоставил.