10.2. Церковно-монастырское призрение, княжеская благотворительность в Киевской и удельной Руси IX—XIV вв.
Общинные формы помощи и взаимопомощи, сформировавшиеся в догосударственный период развития восточнославянского общества, получили свое развитие в Киевской (IX— XII вв.) и удельной Руси (XII—XTV вв.). В это время появились такие направления помощи нуждающимся категориям населения, как церковно-монастырское призрение и княжеская благотворительность.
В Древней Руси дело призрения бедных и обездоленных находилось прежде всего в ведении церквей и монастырей. После принятия в 988 г. христианства православная вера с ее обрядами, нормами благочестия и милосердия распространилась на древнерусские земли. Стали сооружаться соборы, воздвигаться монастыри.
Небольшие церкви рубили из дерева и нередко ставили на те места, где ранее находились языческие кумирни. Величественные соборы и монастыри воздвигали чаще всего в городах или вблизи них. Особенно большое количество церквей и соборов было построено в столице Древней Руси Киеве. При Ярославе Мудром здесь был сооружен Софийский собор и функционировало несколько сотен маленьких церквей.
В эпоху Древней Руси началось строительство монастырей. Митрополитом Киевским Илларионом был основан Киево-Печерский монастырь, ставший средоточием православной духовности, книжности и милосердия. К началу XII в. в Древнерусском государстве насчитывалось около 20 монастырей. В начале XIII в. их было почти 70, а к концу XIII в. — более 100. Церкви и монастыри служили основным прибежищем
для бедных, убогих, престарелых, сирот, нищих и других людей, нуждавшихся в помощи.
Церковь располагала в то время значительными средствами, необходимыми для предоставления помощи. Основными источниками формирования этих средств были: церковная десятина, благотворительная милостыня, доходы от хозяйственной деятельности монастырей и др.
торговой деятельности, судебных пошлин и др.Кроме обязательной десятины на нужды церквей и монастырей передавались благотворительные пожертвования от частных лиц. В Древней Руси распространение получила практика завещаний в пользу церкви. Причем завещались не только денежные средства, но и земельные владения, дома, другое имущество. Эта традиция сохранялась и в удельный период.
Значительные доходы получали церкви и монастыри от земельных владений, принадлежавших им. Они освобождались от различных государственных налогов и платежей. Такая практика продолжала действовать и в годы монголо-татарских завоеваний. Монгольские ханы выдавали митрополитам специальные грамоты — ярлыки, освобождавшие православные церкви и монастыри от дани и поборов.
Помощь церквей и монастырей нуждающимся была раз нообразной, определяясь во многом их материальными и фи нансовыми возможностями. Наиболее распространенными формами такой помощи были: бесплатное кормление нищих и убогих; устройство особых приютов и богаделен для бед ных, искалеченных, престарелых, странствующих; учрежде ние сиротских домов и приютов; устройство лечебниц для бедных и нищих и др.
При некоторых церквях и монастырях устраивалось кормление нищих и убогих. Для этого отводились особые поме-
284
285
щения. Нередко около монастырей возникали целые слободы нищих, получавших пропитание. Такое кормление было спасительным в неурожайные годы, в период войн, разорительных набегов неприятеля и других бедствий.
Для помощи странствующим и нищим при монастырях создавались приюты, где эти люди получали временное пропитание и ночлег. Для содержания убогих, одиноких престарелых и других лиц, неспособных себя прокормить, монастыри и церкви устраивали богадельни. Одна из них была создана в эпоху Киевской Руси монахом Киево-Печерского монастыря Феодосием Печерским. Рядом с монастырем он устроил особый дом, где призревались калеки, нищие, прокаженные и др.
Церкви и монастыри заботились также о сиротах. Для них учреждались специальные приюты, а позже — сиротскб-вос-питательные дома. В монастырях сирот обучали грамоте, а на монастырских полях или в мастерских они овладевали рабочими профессиями. Некоторые из них со временем сами принимали монашеский постриг.
В монастырских лечебницах и госпиталях призревались калеки, а также лечились бедные и нищие люди. Первые такие лечебницы на Руси были созданы в 1091 г. по настоянию переяславского епископа, впоследствии киевского митрополита Ефрема. Одна из них функционировала в Киево-Печер-ском монастыре.
В период удельной Руси стали создаваться больничные монастыри. Такой монастырь был устроен в Киеве в первой половине XII в. по настоянию черниговского князя Николая Давыдовича, который позже сам ушел в монастырь. Его друг, известный в то время врачеватель Петр Сирянин, последовал за ним. С появлением в больничном монастыре знающего врача слава о нем пошла по всей округе.
Церкви и монастыри своей проповеднической деятельностью формировали у древнерусских людей сострадательное и благосклонное отношение к бедным, нищим и страждущим. Этим они побуждали людей выполнять свой христианский долг милосердия. Вместе с молитвой и постом милостыня являлась одной из трех важнейших христианских обязанностей. Духовный сподвижник киевского князя Ярослава
Мудрого митрополит Илларион в «Слове о законе и благодати», написанном в середине XI в., отмечал, что милость любезна Богу, она превозносится над судом.
Бедные и нищие в Древней Руси в соответствии с христианскими представлениями рассматривались как богоугодные, церковные люди. Исходя из этого нищенство тогда считалось вовсе не экономическим бременем для народа, а важнейшим средством его нравственного воспитания. «Как в клинике, — писал по этому поводу историк В.О. Ключевский, — необходим больной, чтобы научиться лечить болезни, так в древнерусском обществе необходим был сирый и убогий, чтобы воспитывать уменье и навык любить человека. Милостыня была дополнительным актом церковного богослужения, практическим требованием правила, что вера без дел мертва»1.
Вопросами призрения и благотворительности в Древней Руси занимались и церковные приходы. Особенностью являлось то, что они были не только церковной, но и общественно-территориальной единицей управления. Однако более активное развитие церковно-приходская деятельность получила в период Московской Руси и в эпоху императорской России.
Особым направлением помощи нуждающимся в рассматриваемый период была частная, преимущественно княжеская благотворительность. Ее значительный масштаб объяснялся следующими двумя факторами: наличием в общественной жизни сильного общинно-вечевого начала с его традицией коллективной заботы и взаимопомощи; влиянием христианских представлений о богоизбранности бедных и нравственном долге милосердия.
В социально-политическом строе Древней Руси особо значимой была роль общинных органов. Они в реальной жизни существенно влияли на позицию князей, которые, например, в эпоху Киевской Руси не были полноправными собственниками земли, перемещаясь по городам и княжествам в поисках доходных мест.
По сути дела, местная территориальная община играла особую и нередко определяющую роль1Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М., 1991. С. 79.
286
287
при вступлении князя во княжение. Община и ее вечевые органы могли пригласить, а могли изгнать князя. Следовательно, он в своей практической деятельности во многом руководствовался нормами и обычаями, которые преобладали в той или иной территориально-волостной общине. Среди них особое место занимали традиционные ценности помощи и взаимопомощи.
Древнерусские князья начиная с Владимира 1 были верующими людьми, которые ощущали внутреннюю потребность в милосердии, в оказании помощи бедным, немощным, сиротам. По-православному они взирали на бедность как на некую общественную необходимость, данную Богом для нравственного воспитания народа. У сведующего читателя может возникнуть вопрос: «А как сотнести вышесказанное с княжеской междоусобицей, жестокими распрями, братоубийственными войнами?» Распри между братьями были не столько проявлением низменных личных качеств древнерусских князей, сколько следствием неустойчивого состояния политической системы, существовавшей тогда.
князьями, их женами, сестрами и приближенными к ним знатными людьми преимущественно за личные средства.
Киевским князем Владимиром I была основана добрая традиция кормить бесплатно нищих, немощных, бедных на княжеском дворе. Для обеспечения пищей лежачих больных, плохо передвигавшихся старцев и инвалидов использовались специальные телеги, на которых продукты питания развозились в разные концы города. В «Повести временных лет» об этом написано так: «Повелел он (князь Владимир.—Авт.) всякому нищему и бедному приходить на княжеский двор и брать все, что надобно, питье и пищу, и из казны деньги. Устроил он и такое, сказав, что «немощные и больные не могут добраться до двора моего», и приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: «Где больной, нищий или кто не может ходить?» И раздавал тем все необходимое» 1.
Кормил нищих на княжеском дворе и Ярослав Мудрый. Не отказывался от этой благотворительной практики Владимир Мономах. По свидетельству очевидцев, призрение бедных и страждущих было одной из главных его обязанностей, ставшей внутренней потребностью. И это нашло отражение в поучениях детям, в «Духовной грамоте» князя к ним, которую известный российский исследователь проблем социальной помощи А. Стог еще в начале XIX в. назвал законом об общественном призрении. В ней Владимир Мономах призывал своих детей относиться к простым людям с добром, кормить бедных, заботиться об убогих, сиротах, вдовах. «Куда ни пойдете по своим землям, — наставлял он, — не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам пакости делать ни в селах, ни в полях, чтобы не начали вас проклинать. А куда ни пойдете, где ни остановитесь, везде напоите и накормите просящего. Больше всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел, — простой ли человек, или знатный, или посол… Больного посетите, мертвого пойдите проводить, ведь все мы
Скрынников Р. Г. История России. IX-XVII вв. М., 1997. С. 66.
288
1 Древнерусская литература /Сост., предисл. и коммент. М.П. Одесского. М., 2001. С. 147.
289
10. П. Я. Циткилов
смертны. Не проходите мимо человека, не приветив его добрым словом…»1
Великий князь Владимиро-Суздальскбй земли Андрей Боголюбский (1157—1174 гг.), перенесший столицу Северо-Восточной Руси с Киева во Владимир, сохранил княжеские традиции нищелюбия, заботы о бедных и немощных. В летописях можно прочесть, что он помогал бедным и поддерживал «худородных». Нередко Андрей Боголюбский сам беседовал с бедными, кормил их бесплатно на княжеском дворе. Его резиденция — княжеский замок в Боголюбове был возведен рядом с Владимиром. Он также возродил традицию киевских князей развозить на телегах немощным, престарелым и больным людям продукты питания по разным улицам и дорогам.
Многие древнерусские князья раздавали бедным людям одежду и платье. Сохранились сведения о таких благотворительных деяниях по отношению к бедным со стороны брата киевского князя Ярослава Мудрого Мстислава Тмутаракан-ского. Снабжал платьем бедных, страждущих и владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский.
Особой формой княжеской благотворительности была денежная раздача милостыни. Уже приводился пример из «Повести временных лет», когда при Владимире I нищие и бедные могли на княжеском дворе получать не только пищу, но и денежные средства. В той же начальной русской летописи сообщалось, что князь Владимир, празднуя избавление от печенегов, построил в Василеве церковь и устроил великое празднование. На этот праздник он созвал бояр, посадников, старейшин из всех городов Киевской Руси и собственноручно раздал бедным 300 гривен серебра. По тем временам это была довольно значительная сумма. Конь тогда стоил примерно 2—3 гривны. Именно такая сумма штрафа была положена за украденного коня по древнерусскому своду законов «Русская Правда». Используя средства, утаенные от сбора ордынской дани, он приобрел большое количество городов и сел, заметно увеличив владения Московского княжества. Часть средств, включая свои личные сбережения, он использовал на благотворительные цели. Звучат вполне правдоподобно суждения некоторых авторов о многочисленных раздачах князем из своего кошелька милостыни нищим и убогим во время его выходов в народ.
Исходя из требований православной веры, древнерусские князья, раздавая бедным и нуждающимся продукты, не забывали об осужденных. Этим отличался ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий. Такую традицию унаследовал и его сын Андрей Боголюбский. Из его княжеской резиденции близ Владимира телеги, груженные продуктами, доставляли еду не только на окраинные улицы города для неимущих и калек, но и для заключенных в тюрьмы, темницы.
Некоторые древнерусские князья выдавали специальное пособие для бедных погорельцев. Так поступал владимиро-суздальский князь Всеволод Юрьевич (1176—1212 гг. ), который за свою многодетность (имел 8 сыновей и 4 дочери) получил позвище «Большое Гнездо». После сильного пожара в 1185 г. в великокняжеской столице Владимире он на свои средства не только восстановил все церкви, но и учредил пособие бедным жителям города на построение домов и необходимое обустройство. В этом благородном начинании его поддержала супруга Мария, передавшая на благие цели часть своих драгоценностей, сохранившихся после пожара.
Древнерусские князья и члены их семей учреждали за свой счет сиротские приюты и образовательные учреждения для бедных. Ярослав Мудрый наличные средства учредил в Киеве сиротский приют-училище. Там призревалось и обучалось 300 юношей. Сестра,киевского князя Владимира Мономаха княжна Анна Всеволодовна в столице Древнерусского государства основала на свои средства» воспитательное училище для девочек и девушек из бедных семей. Она не только
291
содержала это заведение, но и сама преподавала там, обучая воспитанниц чтению, письму, ремеслам.
Благотворительность князей проявлялась и в расходовании личных средств на выкуп из плена своих сограждан. Еще на заре древнерусской государственности при князьях Олеге и Игоре между Киевом и Византией были установлены договорные отношения, по которым принимались взаимные обязательства о выкупе пленных друг у друга. Вскоре стал действовать специальный договор «Об искуплении пленных», по которому между Киевской Русью и Византией устанавливались обязательства выкупать соответственно русичей и греков в третьих странах и доставлять их на родину. Позже такие договоры потеряли свою силу, но сохранялась сама проблема пленных, обострившаяся в период удельных усобиц и монголо-татарской зависимости Руси. Решалась она в то время путем их выкупа. Некоторые князья не жалели своих средств для этого. Во второй половине XII в. большие суммы тратил на выкуп из плена дружинников и жителей Великого Новгорода местный князь Мстислав Ростиславович.
Великий владимирский князь Александр Ярославович Невский, установив с Ордой особые отношения, оградил северо-восток Руси от разорительных монгольских набегов. Он неоднократно добивался разрешений на неучастие русских войск в военных походах монголов, выкупал в Орде русских пленных. В 1262 г., когда Александр Ярославович по вызову хана Берке находился в Орде, ему удалось, образно говоря, «отмолить» посылку русских войск для участия в монгольском походе на Иран. Известно, что в 1247 г., не будучи еще великим князем, он направил в Орду со своим братом Андреем большое количество серебра для выкупа пленных христиан. Этим благим делом Александр Невский стал еще более настойчиво заниматься, утвердившись в 1252 г. на великокняжеском престоле. Ему удалось добиться учреждения в 1261 г. в столице Золотей Орды г. Сарае русской христианской епархии, существовавшей до конца XV в. Пределы Сарайской епархии простирались от Волги до Днепра и от Кавказа до верховьев Дона. Киевский митрополит Кирилл II первым настоятелем этой епархии назначил епископа Митрофана.Епархия
духовно поддерживала русских пленных, находившихся в Орде, всячески содействовала их выкупу и возвращению на родину.
Александр Невский не только заботился о пленных соотечественниках, но старался помочь бедным, увечным, сиротам. Он призывал к таким действиям и своих бояр. В-одном из обращений к ним он требовал, чтобы они защищали от притеснений и произвола вдов, сирот, всех слабых и гонимых.
В истории Древней Руси сохранились примеры, когда отдельные князья все личные сбережения тратили на благотворительные дела. В их числе можно назвать смоленского князя Романа Ростиславовича, княжившего в XII в. Он почти все свои средства направлял на нужды бедных, нищих, убогих, страждущих. Сбережений у него не оставалось. Когда он умер, то не оказалось даже средств на погребение. Народ, узнав об этом, быстро собрал более чем достаточную сумму и с почестями проводил его в последний путь, сохранив на века образ бескорыстного служителя делу милосердия.
Таким образом, в эпоху Древней Руси вместе с традиционными формами помощи и взаимопомощи, существовавшими еще у восточных славян, развитие получили церковно-мо-настырское призрение и княжеская благотворительность. Именно в то время стали создаваться первые приюты, богадельни, лечебницы, сиротские дома и образовательные учреждения для детей из бедных семей. Кроме того, многие князья самолично раздавали бедным, больным, престарелым продукты, вещи, деньги и др. Нуждающиеся могли утолить свой голод на княжеском дворе. Большую благотворительную помощь оказывали церкви и монастыри. По меньшей мере бедные и обездоленные могли рассчитывать на получение здесь подаяния в виде милостыни. На нужды обездоленных тогда направлялись немалые средства. Это позволило в конце XIX—начале XX в. известному российскому ученому по проблемам истории социальной помощи Е.Д. Максимову сделать вывод об исключительно большом вкладе древнерусского общества в благотворительное дело. «Никогда впоследствии, — писал он, — в течение всей остальной нашей истории, на дела благотворения не уделялось такой значительной части общих доходов, как в древнейший период
292
293
княжеской власти»1. Конечно, не следует абсолютизировать это положение; Древнерусские князвя по своему мировосприятию, складу характера, нравственным устоям были разными людьми. Некоторые из них для приумножения власти и богатства не останавливались ни перед чем, не проявляя особой заботы о бедных и немощных. Другие же, напротив, считали своим долгом помочь обездоленным, делая это по совести и внутреннему позыву. Именно они играли опреде-ляющюю роль в судьбах народов нашей страны в ту историческую эпоху.
Контрольные вопросы к теме X
7. Миролюбивый нрав и гостеприимство восточных славян.
Основные виды и формы помощи у восточных славян.
Церковная помощь нуждающимся в Киевской Руси IX— XII вв.
Церковно-монастырское призрение в период удельной Руси ХП-XIVee.
Княжеская благотворительность в Киевской и удельной Руси.
Тематика докладов и рефератов
г
Быт, занятия, взаимопомощь в хозяйственной деятель ности у восточных славян.
Верования и религиозно-культовые формы помощи у восточ ных славян.
Принятие христианства на Руси и его влияние на формиро вание основ призрения.
Филантропическая деятельность князей Киевской Руси.
Благотворительные устремления и деяния князей периода удельной Руси XII—XIV вв.
Великий князь Александр Невский: полководец и благотво ритель.
1 Максимов Е. Д. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. СПб., 1894; Антология социальной работы. Т. 1. М., 1994. С. 11.
294
•Тема XI-
Социальная помощь в Московской Руси XV—XVII вв.
!• Роль церквей и монастырей в оказании помощи нуждающимся. Начало государственного призрения бедных
• Частная благотворительность в Московском царстве ,,
В Московской Руси призрение бедных, убогих, немощных было в основном сосредоточено в церквях и монастырях. Здесь имелись значительные средства для оказания помощи нуждающимся. Многие священнослужители, по зову сердца осуществляя духовно-религиозную потребность, стремились поддержать бедных и немощных.
В эпоху Московского царства было положено начало государственному призрению. Вместе с тем развитие получила и частная благотворительность, субъектами которой являлись правители страны, их близкое окружение, многие представители столичного, провинциального дворянства и других сословий.
Барьеры общения и пути их преодоления
Очень важно в повседневном общении понимать чувства собеседника. Почему он взволнован, разгневан или хмур, молчалив? Почему в разговоре не смотрит в глаза? Почему заливается краской стыда? Но также важно понять и себя. Почему тебя раздражает тот или иной человек. Очень часто наши эмоции становятся барьерами общения. За неосуществление любого желания расплачиваются отрицательными эмоциями и наоборот. Основной причиной отрицательных эмоций являются межличностные столкновения, особенно конфликты. Пожалуй, у любого из нас в ответ на чьи-то преднамеренные или даже невольные действия, препятствующие достижению нашей цели, возникает обида, раздражительность, гнев. Не только действия, но и слова могут вызвать неприятные чувства. Очень часто мы недооцениваем и не осознаем, что конфликт оказался столь острым именно по нашей вине из-за плохого настроения или физического недомогания. Вспомните свою вспыльчивость в то время, когда болит зуб или когда вы приходите домой после напряженной, утомившей вас работы. И если кто-то в такой момент делает попытку «воспитывать» раздраженного партнера по общению, то более короткого пути к ссоре трудно придумать. Эмоции могут влиять на восприятие партнера по общению. Испытывая к нему неприязнь, брезгливость трудно рассчитывать, что удастся правильно его понять и, наоборот, влюбленность, очарование собеседником часто приводит к тому, что его видят сквозь «розовые очки» — даже явные недостатки не воспринимаются.
Но не любая эмоция может вызывать барьер общения. Основными эмоциями, которые вызывают барьеры, является страдание, горе, которое вызывается трагическими событиями, неудовлетворенностью своим положением, сильным недовольством собой и тягостными физическими ощущениями.
Этот барьер часто искажает восприятие окружающих. Часто в горе человек хочет побыть в одиночестве. Утешение окружающих в этот момент вызывают лишь раздражение. Умер близкий человек – обстоятельство непреодолимо, страдание неизбежно, отношение к обстоятельству изменено быть не может. Но чем помочь? Как указывает один психотерапевт – «ничем, кроме временного снятия нестерпимой боли лекарством, внушением, работой, природой». Эта боль со временем притупиться сама. Ведь страдание не может и «не имеет права» быть бесконечным.
Барьер общения, вызванный гневом, предопределить особенно трудно. Гнев рождается в ответ на неожиданное оскорбление или незаслуженную обиду. И чем сильнее гнев, тем больше потребность излить его словами или агрессивными действиями. Поэтому, если вы встретились с разгневанным человеком, не «подливайте масла в огонь», не испытывайте в это время запасы его выдержки.
С барьерами отвращения и брезгливости волей-неволей приходится сталкиваться в повседневной жизни. Многие подобные, уверенные в своем обаянии, «общительные люди» даже не подозревают насколько тягостна для других даже кратковременная встреча с ними. Также чувство брезгливости и отвращения вызывают люди, у которых мятая, грязная одежда и т. д. Но если на физические дефекты быстро перестают обращать внимание, то гигиенические нарушения никогда не снижают отталкивающего действия.
Барьер презрения так же, как и барьер отвращения способствует ограничению контактов с человеком, вызывавшим отрицательные эмоции. И в этом его положительная роль. Испытывая призрение к кому-либо можно стараться избегать общения с ним. Преодолеть этот барьер трудно, иногда невозможно.
Барьер страха – один из самых труднопреодолимых в межличностном общении. Он побуждает свести к минимуму контакт с тем, кто является его источником. Вообще страх полезен для человека – он помогает избежать ему многих неприятностей. При столкновении с человеком, у которого есть барьер страха всегда нужно задуматься, какой же страх им владеет? Может быть страх консерватора перед новым или лентяя перед работой, или страх эгоиста, не желающего причинить себе неудобства. А может человек боится не за себя, а за своих близких. От того, насколько будет близким ответ, зависит, удастся преодолеть барьер страха, которым отгородился от вас партнер по общению.
Барьер стыда и вины – кому незнакомо, когда лицо заливается краской, голос становится неуверенным и трудно поднять голову и посмотреть в глаза собеседнику? Стыд предохраняет нас от аморальных поступков, заставляет прислушиваться к критике по отношению к себе и другим. Чтобы избежать этого чувства, человек вынужден мысленно «проиграть», продумать ситуацию, оценить возможность отрицательного отношения к себе со стороны окружающих. Но человек не так уж и податлив стыду. Он выработал в себе средства психологической защиты: научился
во-первых, внушать себе, что тот или иной момент не должен вызывать чувство стыда, поскольку «так» поступают многие; во-вторых, не слушать того, кто его систематически критикует, переключаясь на более приятную тему; в-третьих, подыскивать оправдательные мотивы («пусть я это делать не умею, зато я умею делать другое»). Тем, кто страдает излишней застенчивостью, стыдливостью, не помешает знать эти варианты защиты.
Также межличностные отношения могут быть нарушены из-за плохого настроения. Настроение может испортиться из-за мелочей: плохой погоды, неприветливого взгляда, из-за «боев» в транспорте. Но оно может возникнуть и безо всякой видимой причины. Но, тем не менее, она всегда есть. Ею могут быть неуловимые ассоциации, навеянные обрывком чьей-то фразы, резкими звуками, неприятным цветосочетанием. Особую роль в скрытых перепадах настроения играет гиподинамия – низкая двигательная активность. Стоит размяться, почувствовать «мышечную радость», как сразу становится легче на душе. Вне всякого сомнения – главный источник плохого настроения – межличностные столкновения. За ссору всегда приходится расплачиваться. И эта плата отрицательные эмоции. Человек особенно болезненно реагирует на неожиданное препятствие на пути к простой вроде бы цели. Незначительные кратковременные перепады настроения даже без видимой причины бывают у каждого и наступают иногда с определенной цикличностью (например, наступление весны – поднимается настроение).
В подавляющем большинстве случаев за спадом настроения следует подъем, надо стараться не пропускать ни одной самой маленькой возможности порадоваться.
При длительном, подавленном настроении человек нуждается в добром, заботливом отношении окружающих. Ведь он глубоко страдает, перестает о себе заботиться, у него затормаживается мыслительная деятельность. Такого человека необходимо попробовать отвлечь, переключить. Плохое настроение «заразно», оно легко передается окружающим.
Во избежание обиды, разочарования, досады из-за неожиданного крушения какого-то желания старайтесь заранее предусмотреть возможные варианты препятствий к достижению цели. Успех является стимулом, катализатором дальнейшей деятельности и новых достижений.
Отрицательные эмоции легче возникают в состоянии усталости, плохого физического самочувствия, неудовлетворенности, раздражительности. И тогда даже справедливые замечания и упреки воспринимаются в «штыки». Не стоит ругать или поучать в это время. Чтобы плохое настроение прошло быстрее, не пропускайте ни малейшей возможности порадоваться.
Как тренировать навыки общения
Систематическая специальная тренировка, может существенно повысить умение человека преодолевать разные барьеры общения. Как же выработать необходимые навыки?
Прежде всего, задумайтесь, в каких ситуациях вы чувствуете себя скованно, не уверенно – при публичном выступлении, попадании в общество малознакомых людей. Проанализируйте далее, что в этих ситуациях вас смущает: отсутствие ли общей темы разговора, косноязычие, тягостные паузы, боязнь покраснеть? А может быть, вас постоянно беспокоит чувство, что собеседник иронически всматривается в вашу прическу, одежду? Иными словами, четко определите уязвимые места в своем умении вступать в контакт и именно на них сосредоточить тренировочные усилия. В прямом смысле взгляните на себя со стороны, прибегнув к помощи видеокамеры. Получившийся свой любительский фильм, запечатлевший ваши манеры, жесты, мимику, позу даст вам информацию о недостатках, над которыми стоит поработать.
Чтобы оценить свою коммуникабельность, полезно задавать себе вопросы:
- Умеете ли вы так поздороваться или о чем-то спросить, чтобы было приятно ответить вам?
- Способны ли вы вызвать интерес и чувство доверия?
- Умеете ли вы вовремя пошутить, разрядить накаленные страсти?
- Прервать разговор, но так чтобы собеседник не обиделся на вас?
- Отказать в чьей-либо просьбе, но не вызвать при этом враждебности?
- Попрощаться – просто попрощаться, но так, чтобы вас хотели видеть еще раз?
Упражнения по развитию навыков общения
1. Чтобы избавиться от привычного угрюмого или надменного выражения лица, по утрам немного задерживайтесь перед зеркалом, «…покажите себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнетесь. Стоп! Именно такое, а не казенное лицо должно быть у вас в течение дня».
2. Если в вашем присутствии собеседник чувствует себя скованно, не упускайте случая потренироваться в том, чтобы выразить одобрение человеку.
3. Если вы не умеете ответить «нет», не обижая, и из-за этого легко впадаете в зависимость от других, идете на поводу против своего желания, развивайте в себе актерские навыки, способность чуть-чуть дурачиться в беседе, способность создавать оттяжку, за время которой складывается наилучшая формулировка ответа. Дайте понять, что для отказа есть веские причины: «Поверьте, это не мой каприз, рад бы, но не смогу».
4. Систематически практикуйте свое умение вступать в контакт с незнакомыми людьми (особенно с неприветливыми лицами). Спрашивайте дорогу, совета. Стремитесь задавать вопросы в таком тоне, чтобы собеседнику было приятно вам отвечать. Если обстановка позволяет, попытайтесь разговорить молчаливого человека, не переступая, конечно, дозволенных границ.
5. Упражняйтесь перед зеркалом (диалоги с самим собой) с целью устранения излишней жестикуляции, привычных неэстетических движений, угрюмого выражения лица.
- Вперёд
5 признаков того, что в ваши отношения проникает презрение
Отношения могут страдать по многим, многим причинам. Однако есть один фактор, который выделяется как предсказатель неприятностей. Это презрение. Никто, кроме Джона Готтмана, широко уважаемого эксперта по отношениям, не называет презрение самой большой угрозой для любых отношений. По официальному определению, презрение относится к обращению с кем-то, как если бы он был «никчемным» или «заслуживающим презрения».
В реальной жизни это может быть не так просто распознать. Это особенно опасно. Чем больше времени презрение должно гноиться, тем больше проблем оно может создать. Следовательно, вашим первым шагом может быть выявление неуважения в действии. Оттуда это должно быть решено как можно скорее.
5 признаков того, что презрение закрадывается в ваши отношения и что делать
сейчас!1. Неуважительные привычки в общении
- Не слушать
- Перебивать
- Закончить предложение
Это всего лишь три из множества способов, которыми можно выразить неуважение во время общения. Такое поведение похоже на заявление о том, что другой человек и его чувства не имеют значения.
2. Конкуренция и исправление
Презрение может заставить партнеров чувствовать себя противниками. Мы относимся к ним как к тем, кто раздражает нас в социальных сетях. И мы их «исправляем». И мы принижаем их, покровительствуя им и указывая, когда и как они «неправы».
3. Критика и насмешки
Пожалуй, это самый очевидный признак. Допустим, вы только что оделись для совместного посещения светского мероприятия. Ваш партнер спрашивает: «Это то, что вы носите?» Это не невинный и не полезный вопрос о моде. Это подлый удар ниже пояса. Эта тенденция ведет по скользкой дорожке к насмешкам. То, что когда-то было игривым поддразниванием, теперь стало насмешкой.
4. Невербальные сигналы
Примеры включают закатывание глаз, глубокие вздохи и общий язык тела. Кроме того, то, как вы что-то говорите, может означать больше, чем сами слова. Тон голоса, интонация, сарказм и т. д. — все это может сыграть важную роль в разжигании разногласий.
5. «Исправление» того, что делает ваш партнер
Все, что делает другой человек, недостаточно хорошо, поэтому ему приходится это «исправлять». Это часто сопровождается множеством вышеперечисленных невербальных сигналов.
Что делать при проявлении неуваженияПрезрение подразумевает жестокость, неуважение, снисходительность и враждебность. Это выражение превосходства. Оставленный без внимания, это яд отношений. Настоятельно рекомендуется консультирование пар. А пока вот несколько советов по самопомощи:
1.
Начните с маленьких шаговВыберите несколько примеров и поговорите о них со своим партнером. Опишите свои чувства и избегайте высказываний «вы». Используйте это как возможность перенаправить разочарование в продуктивную сторону.
2. Увеличить прямое общение
Презрение — это форма непрямого общения. После того, как вы открыли дверь с предложением № 1, сделайте прямое общение обычным делом. Это может быть сложно, но всегда приятнее презрения.
3. Примите свою роль в ситуации
У каждого есть темная сторона. У всех нас есть неуверенность. По сути, на планете нет ни одного человека, который не застрахован от чувства презрения. Исследуйте свои собственные мысли, мотивы и поведение.
4. Создайте культуру благодарности
Вместе со своим партнером развивайте новые модели и подходы. Делайте больше комплиментов друг другу. Пробуйте новое вместе. Устраивайте регулярные свидания. Позитивные действия вызывают положительные эмоции. Будьте активны, когда дело доходит до замены злобы терпением и состраданием.
Спросите о помощиКак упоминалось выше, это тревожная ситуация. Пока вы практикуете какие-то новые подходы, было бы очень полезно поговорить с беспристрастным гидом. Когда присутствует презрение, каждый разговор кажется минным полем. Проведение таких дискуссий вместе (лично или в видеочате) с терапевтом меняет правила игры.
То, что ваше соединение чувствует угрозу, не означает, что его нельзя восстановить. Такая работа всегда более эффективна под профессиональным руководством. Давайте поговорим о том, как сделать так, чтобы это произошло для вас раньше, чем позже. Мы здесь, чтобы помочь с консультированием пар.
Начало работы с парами Консультации в районе Денвера
Если вы испытываете неуважение в ваших отношениях, мы приглашаем вас позвонить нам по телефону 720-551-4553 для бесплатной 20-минутной телефонной консультации со специалистом по терапии или нажмите, чтобы узнать подробнее о наших услугах по семейному консультированию и терапии для пар.
Консультирование по вопросам самопомощи представляет собой новую эру консультирования для подростков, взрослых, пар и групп, которая РЕАЛЬНО меняет ситуацию благодаря основным ценностям РОСТА | БАЛАНС | СОСТРАДАНИЕ | ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ.
11 признаков презрения в ваших отношениях
По правде говоря, ваши отношения давно перестали быть чем-то особенным.
Там, где когда-то порхали бабочки, теперь появилось раздражение.
То, что вы когда-то считали беззащитно милой причудой, превратилось в якобы непреодолимое препятствие.
А теперь ты беспокоишься, что в комнату проникло и презрение.
Это обычная траектория партнерства.
Искра гаснет, и появляется отвращение.
Итак, сегодня мы рассмотрим, как распознать презрение в отношениях и что с этим делать, пока не стало слишком поздно.
Что в этом посте:
[скрыть]
Что такое неуважение в отношениях?
Джон Готтман, доктор философии, ведущий специалист по психологии отношений и создатель каскадной модели разрыва отношений, также известной как «четыре всадника» Готтмана.
Широко известная его теория утверждает, что четыре стиля общения сигнализируют о проблемах в отношениях, в том числе:
- Критика : «Почему ты такой эгоистичный!?»
- Презрение : «Я тоже весь день работал. Почему ты лежишь без дела после работы, когда я должен сделать все, чтобы приготовить ужин?
- Защитность : «Это твоя проблема, а не моя!»
- Каменная стена : «Когда ты исправишь свое поведение, тогда мы сможем поговорить».
Сегодня мы сосредоточимся на презрении, которое Готтман считает самым губительным из всего квартета.
Эмоционально презрение к кому-то — сложная смесь. Это части зависти и гнева, увенчанные ложкой самодовольства и жалости к себе.
Одна вещь, которая делает презрение таким сбивающим с толку, — это его умение выявлять худшее во всех вовлеченных сторонах.
Что такое презрение в отношениях?
Презрение в браке или установленные отношения могут изменить жизнь. Если его не остановить, он способен разрушить личные отношения и может привести к различным проблемам с психическим здоровьем, в том числе:
- Низкая самооценка
- Повышенная тревожность
- Симптомы газлайтинга
- Повышенный стресс
Невозможно приукрасить ситуацию. К тому времени, когда отношения тонут в тонко завуалированном отвращении, они стремительно приближаются к разрыву.
Но пары, решившие пережить все бури, могут благополучно провести свой союз к более безопасным берегам. Это будет непростое путешествие, требующее от обеих сторон неизменной честности, терпения и уязвимости.
Тем не менее, люди, которые много работают, в результате часто укрепляют отношения.
Какие примеры презрения поднимают свою уродливую голову? У каждых отношений есть свой набор проблем.
То, что происходит в ваших отношениях, может быть в световых годах от ваших соседей. Тем не менее, есть несколько общих красных флажков в отношении неуважения.
1. Вы пассивно-агрессивны по отношению друг к другу
В жизни мало что так разочаровывает, как пассивно-агрессивное поведение.
Это сводит с ума, потому что тратит время впустую и производит только отрицательную энергию, плюс это умаляет — как будто человек, наносящий удары, не думает, что вы достаточно умны, чтобы поймать их колкости.
Если вы обнаружите, что обмениваетесь пассивно-агрессивными шутками со своим партнером, возможно, пришло время сделать шаг назад и выяснить, где отношения сбились с пути.
2. Выискивание ошибок стало отличительной чертой вашего общения
Будьте честны: что вы делаете, когда вас раздражает чье-то присутствие? Ты придираешься.
Это обычное дело, и мы все виноваты в этом в тот или иной момент.
Однако быть мишенью может быть душераздирающе.
Имейте в виду, что поиск недостатков — это не то же самое, что конструктивная критика. Последнее помогает нам расти и раскрывать личные слепые зоны. Первое — это просто мелкое тыкание, чтобы попытаться заставить кого-то чувствовать себя плохо.
3. Ваш язык тела отключен
Ваш партнер всегда держится как можно дальше от вас? Или, может быть, вы тот, кто постоянно бежит в другую комнату.
В любом случае, если кому-то из вас физически тяжело находиться рядом с другим, проблемы не только возникли, но и улеглись, и, вероятно, пришло время как можно скорее обратиться к семейному консультанту.
Конечно, всем нам нужно время в одиночестве — кому-то больше, чем кому-то другому. Но невозможность дружески находиться в нескольких футах друг от друга без раздражения или отвращения — это ужасный знак.
4. Вы больше соревнуетесь (нездоровым образом)
Соревнование — это «ведомый» презрения. Когда приходит один, другой почти всегда рядом. Держусь. Уговоры принять участие в акции.
Некоторые люди склонны к соперничеству от природы. И такие люди склонны сотрудничать друг с другом. Но когда отношения находятся на зыбкой почве, здоровое, дружеское соперничество может перерасти во что-то гораздо более уродливое и пагубное.
Если динамика ваших отношений отражает ситуацию в олимпийских тренировочных лагерях советских времен, скорее всего, к вам присоединяется неуважение.
5. Вы постоянно перебиваете друг друга
В компании друг друга становится все труднее закончить предложение, но не мило? Ваш партнер постоянно снисходительно относится к вам, предвидя то, что вы собираетесь сказать? Вы сразу отдаете?
Когда пары заканчивают предложения друг друга, потому что они хорошо знают друг друга, это восхитительно. Действие становится менее привлекательным, когда оно рождено презрением, и связанный с этим спор обычно быстро обостряется.
Так что, если закатывающие глаза и насмешливые прерывания в настоящее время придают вкус вашему союзу, возможно, пришло время заняться каким-то безответным пренебрежением.
6. Проблемы со слушанием
Вопреки распространенному мнению, слушание не является пассивным занятием. Чтобы сделать это хорошо, требуются усилия, требующие, чтобы вы перенаправили свое внимание и энергию на кого-то другого.
Это может быть ужасно, когда вы до краев полны отвращения к говорящему человеку. Если это ваш партнер, все может стать еще более накаленным.
Подробнее связанные статьи
109 из лучших сообщений о признательности, чтобы показать вашу благодарность
Tune To Your Emotion О женщине-нарциссе
7. Вы начинаете забывать о вещах и обязательствах
Ваш партнер начал забывать вещи, как маленькие, так и большие?
Когда отношения переживают тяжелые периоды, а вовлеченные стороны продолжают сталкиваться друг с другом, мозг начинает делать предположения и может непреднамеренно отгородиться от другого человека, связывая его просьбы со стрессом. В результате легко забыть то, что они говорят.
Такое поведение разрастается как снежный ком, потому что чем более забывчивой становится вечеринка, тем больше растет обида.
8. Один или оба из вас начинают говорить что-то негативное за спиной другого
Вы узнали, что ваш партнер несет гадости за вашей спиной? Конечно, всем нужно время от времени высказываться о своих близких. Но если поток $#!+-разговоров не прекращается, вероятно, дело в чем-то более проблематичном.
Честность и доверие являются краеугольными камнями здоровых, функционирующих отношений. Если ваше партнерство дошло до того, что вы не можете выговориться, вероятно, оно находится на аппарате жизнеобеспечения и ему может помочь неотложная первая помощь.
9. Они начинают чрезмерно хвалить других
Верным признаком того, что ваш партнер влюблен в кого-то, является то, что он много говорит о нем.
Они постоянно хвалят кого-то с качествами, отличными от ваших? Они делают это, чтобы залезть вам под кожу? Или, что еще хуже, у них действительно возникли чувства к кому-то другому, а теперь они видят в вас препятствие?
В таких случаях очень важно сразу докопаться до истины. Потому что, если это не сработает — если они влюбились в кого-то другого — лучше узнать об этом раньше, чем позже. Будет больно, но чем дольше это затянется, тем больше боли накопится.
10.
Развернуто молчаниеВы задаете вопрос, и он проходит сквозь них. Они не вздрагивают и не отвечают. Или, может быть, вы входите в дом, а они не замечают вашего присутствия.
Какой бы ни была техника, это молчаливое обращение, и это особенно разочаровывающая, умаляющая и пренебрежительная форма эмоционального насилия.
Чтобы было ясно, мы не говорим о тех временах, когда температура закипает, и кто-то ловко выходит из ситуации, пока не возобладают более ясные и хладнокровные головы. Это здорово. Больше об этом.
Вместо этого мы вспоминаем времена, когда один из партнеров незрело отказывается признавать присутствие другого или отвечать на его вопросы.
Послушайте, если вы достаточно зрелы, чтобы иметь серьезные отношения, вы должны быть в состоянии участвовать в трудных разговорах со своей второй половинкой. Более того, молчаливое обращение является особенно суровой формой социального наказания, которая может иметь долгосрочные пагубные последствия.
11. Гипербола и затылок своими уродливыми головами
Презрение губительно поражает человеческую психику. Он усиливает худшие стороны нашей личности и поощряет наши самые низменные инстинкты.
Так что нет ничего необычного в том, что люди, поглощенные презрением, лгут и преувеличивают, чтобы «поднять ногу» или «прижать» своего противника.
Как и многие вещи в этом списке презрения, этот попадает прямо в незрелый файл. Но опять же, презрение — это не рациональное, эмоциональное выражение; это заставляет нас вести себя не лучшим образом.
Как справляться с презрением в отношениях
Презрение не является хорошим признаком, но оно не является непреодолимым. Если ваши отношения переживают некоторую турбулентность, определенные пути позволяют вам избежать опасности. Давайте рассмотрим несколько.
Поговорить
Открытые, честные разговоры, наполненные подлинной уязвимостью, являются мощными исцеляющими лекарствами.
Отношения, построенные на настоящей любви, переживают не лучшие времена. Это совершенно нормально. А путешествие по каменистым дорогам вызывает тяжелые эмоции и поведение, включая презрение.
Заправочная беседа может наполнить вас и вашего партнера информацией, сочувствием и изменением точки зрения, которые избавят вас от презрения.
Займитесь самоанализом
Мы поняли. Признать вину непросто.
Но иногда это необходимо.
Прежде чем показывать пальцем на своего партнера или любого, с кем у вас возникают межличностные конфликты, направьте микроскоп внутрь себя. Вы ведете себя не совсем идеально из-за багажа, который таскаете с собой?
Если да, узнайте, почему, и рассмотрите возможные решения. Затем примите меры, чтобы изменить свое поведение.
Оцените возможность сохранения отношений
Презрение и пренебрежение часто закрадываются, когда отношения находятся на последнем издыхании. Его наличие не означает, что отношения обречены на провал, и многие пары преодолевают эту проблему. Однако это также может быть признаком того, что данное партнерство исчерпало себя.
Итак, если вы дошли до того, что не можете находиться в одной комнате, вы можете подумать о том, как будет работать разделение.
Обратитесь за профессиональной помощью
Если вы какое-то время находились в режиме пререканий, а самостоятельные усилия оказались бесплодными, возможно, пришло время обратиться к профессиональному терапевту или коучу.
Опытный объективный взгляд очень помогает. Профессиональные консультанты могут быстро определить закономерности и триггеры, а затем предложить практические инструменты, чтобы укрепить отношения и вернуть их в нужное русло.
Дайте друг другу личное пространство
Отношения требуют работы, особенно если вы живете с кем-то. Научиться давать друг другу пространство — неотъемлемая часть процесса.
В некоторых случаях презрение в отношениях — это просто крик об одиночестве. В конце концов, каждый может стать немного раздражительным, когда его заставляют находиться рядом с другими 24 часа в сутки 7 дней в неделю.