«Я потерял смысл жизни»: как быть, если последние события в мире лишили вас чего-то важного
13 227
Карьера и самореализацияАнтистресс
- Фото
- Getty Images
«В один день ты просыпаешься в каком-то кошмаре и думаешь, что снова заснешь и все будет нормально»
Валерий, 36 лет:
«Могу сказать про себя так: я всего в жизни добиваюсь сам. Сам поступил на бюджетное отделение университета, сам овладел несколькими специальностями, открыл свой бизнес и заработал на первую квартиру. Моя семья из маленького города, так что, когда я ехал в Москву, у меня была цель — доказать всем, что каждый человек может получить все, о чем мечтает.
У меня получилось все и даже больше. В первую очередь у меня есть мои близкие люди: моя семья и друзья. Я занимаюсь бизнесом, который построил с нуля. До некоторого времени я считал свою жизнь абсолютно счастливой. Конечно, это слова. По мелочам было много расстройств. Человек никогда не бывает полностью доволен, но в целом я считал свою жизнь довольно успешной.
Что же произошло дальше? А дальше я лишился всего
Это произошло в связи с последними событиями в мире. Мой бизнес более не может работать — он завязан на продаже товаров из стран, которые, с одной стороны, объявили санкции, а с другой — признаны недоброжелательными. Акции компаний, которые я покупал, упали в цене. Я говорю не о временных сложностях, а о том, что я действительно потерял большие деньги.
У меня был надежда на то, что две мои квартиры, которые я сдаю в Москве, будут приносить хоть какой-то небольшой доход, но оба арендодателя разорвали со мной договор досрочно, так как спешно решили покинуть Россию. Я понимаю, что мои инвестиции в недвижимость не оправдались. Конечно, я найду арендаторов, но, скорее всего, это будут совсем другие деньги.
И дело даже не в этом, а в том, что все произошло в одно мгновенье
Я как будто проснулся голым. Я не думаю, что смогу как-то перестроить свою компанию, а даже если и смогу, то на это уйдет какое-то время. У меня нет дополнительных средств на это, я их в риски не закладывал. Моя работа для меня — это прежде всего образ жизни. Не представляю, как я сейчас смогу пойти наемным работником хоть куда-то. После того как я всю жизнь фактически ни от кого не зависел.
Мои лучшие друзья практически все готовятся к эмиграции. Кто-то уехал в первые дни, боясь неизвестно чего, другие планируют это сделать в самое ближайшее время. С некоторыми из них мы дружили десятилетиями. Для меня это настоящая потеря родных людей.
Честно говоря, несколько дней я находился в состоянии от полного ужаса до полной апатии, потому что не знаю, что мне делать дальше. Как рассчитаться с людьми, которые у меня работают? Как попытаться прокормить семью в дальнейшем? Нет никаких идей и, судя по всему, никаких перспектив. Я понимаю свою ответственность перед другими людьми, но у меня нет абсолютно никаких моральных сил на то, чтобы приняться что-то доставать из этого пепла и начинать все сначала.
Это похоже на конец света. Как рассказывают в плохих сказках. В один день ты просыпаешься в каком-то кошмаре и думаешь, что снова заснешь и все будет нормально. Но вот ты встаешь день за днем, и к одной проблеме прибавляется еще одна и еще одна. Я понимаю, что не единственный в мире такой потерянный. Это ощущают многие люди, которые попали в аналогичную ситуацию с моей.
- Фото
- Getty Images
«Потеря крыши над головой, бизнеса или возможности поесть любимого фастфуда — сам процесс горевания будет одинаковым»
Полина Песня — психолог, гипнолог
Самый главный совет, который можно дать всем, кто потерял что-то важное из-за текущей ситуации, — дайте себе время адаптироваться. Желание как можно быстрее перестать испытывать душевную боль и вообще «вернуться в строй и жить дальше» понятно. Но, к сожалению, наша психика устроена таким образом, что это невозможно. На экстремальную ситуацию (а сейчас в ней абсолютно все) будет экстремальная реакция. Это нормально.
Ситуация потери для психики болезненна точно так же, как для тела болезненна потеря органа. Если вам оторвало руку — бесполезно пытаться побыстрее приклеить ее обратно, чтобы можно было работать как прежде. Должно пройти время, прежде чем тело оправится от шока.
Если мы переживаем потерю, психика должна совершить «работу горя» — это достаточно длительный процесс переработки всех душевных переживаний, связанных с утратой, и адаптация к реальности, в которой больше нет значимой ценности. Только после ее завершения мы можем принять то, что произошло, как опыт, и найти в жизни новые смыслы и радости.
Важно помнить, что работа горя будет идти вне зависимости от «размера» потери — механизм будет абсолютно один и тот же
Потеря крыши над головой, бизнеса или возможности поесть любимого фастфуда — сам процесс горевания будет одинаковым. Могут различаться только интенсивность чувств и скорость адаптации, но это зависит исключительно от внутренней значимости для человека того, что он потерял. Поэтому для кого-то потеря возможности поесть любимой еды действительно может стать такой же тяжелой утратой, как для другого человека — потеря бизнеса.
Чтобы горе от потери было полноценно прожито, нужно находиться в стабильных условиях и в безопасности, потому что это невероятно энергозатратный процесс для психики. И если все ресурсы уходят на то, чтобы справляться с ежедневным стрессом, то их просто не останется на интеграцию негативного опыта.
Поэтому важно понимать, что в текущей ситуации, когда еще очень много неопределенности и непонятно, что вообще будет дальше, восстановиться полноценно и быстро не получится
Для этого нужно дождаться хотя бы стабилизации ситуации. Все, что можно (и очень нужно) сделать для себя сейчас, — это перейти в максимальный режим энергосбережения, чтобы к моменту, когда все устаканится, не прийти в состоянии полного истощения.
Как можно себя поддержать?
1. Пересмотрите список своих целей и текущих задач. Оставьте только то, что делать действительно необходимо, чтобы «остаться на плаву». В ваших интересах переждать момент шока, чтобы не наломать дров.
2. Составьте список того, что вы любите делать. Желательно, чтобы там были простые действия, которые вы можете совершать каждый день. Замените действия из разряда «движение к целям» на действия из списка того, что вы любите, — это будет давать вашей психике силы, чтобы справиться со стрессом.
3. Найдите возможность выразить те эмоции, которые вас переполняют. Попросите поддержки близких, обратитесь к психологу, разбейте столовый сервиз, что угодно, что поможет вам «выпустить пар» без вреда для окружающих. В конце концов, как гласит популярный сейчас мем, «каждый россиянин должен получить бесплатный гектар леса, чтобы выезжать туда и орать».
4. Сейчас как никогда важна забота о здоровье — обязательно высыпайтесь, не пропускайте приемы пищи, занимайтесь посильной физической нагрузкой.
Каждый имеет полное право на те чувства, которые он испытывает сейчас. Все что-то теряют, и этих потерь с каждым днем становится все больше. Сейчас не время выяснять, кому хуже — потому что плохо абсолютно всем, и каждому плохо по-своему. Только мы сами знаем, насколько для нас было ценно то, что мы потеряли, что оно нам давало и может ли хоть что-то заменить нам эту потерю. На осознание и принятие всего, что с нами случилось, нужно время, и очень важно дать его себе и другим.
Подушка «Антистресс»
Подушка — универсальный инструмент самопомощи. Подойдет и тем, кто залечивает стресс сном, и другим — кому обязательно нужно что-то побить, чтобы выплеснуть эмоции.
Реклама. https://aliexpress.ru
Психолог, гипнолог.
Текст:Редакция PSYCHOLOGIES.RU
Новое на сайте
«Смотрю на успехи других и впадаю в апатию из-за своих неудач»
«Слепота напоминает мне о красоте окружающего мира»: автор журнала для слепоглухих людей — о жизни, радости и оптимизме
Свобода в отношениях: каковы ее границы
«Я начала карьеру заново в 45 лет»: личный опыт — 5 советов коуча
«Почему я постоянно выбираю то, что причинит мне боль?»
«Мама мной совсем не интересуется. Как это исправить?»
Эгоистичные, бездушные и коварные: кто они — любители кэтфишинга
«Боюсь делать минет»: 4 главных принципа орального секса — советы эксперта
Я потеряла смысл жизни. Я просто не хочу жить дальше.Думаю о самоубийстве почти каждый день.
Доброе время суток!Я себя ненавижу за то что вообще просто хожу по этой земле и дышу воздухом.я на столько ненавижу себя,что готова разрезать свое тело на куски,что бы его разбросали собакам и бомжам на съедание !В некоторых людях я была уверена до мозга костей, а теперь я понимаю, они тоже были фальшивыми куклами с однотипной милой улыбкой и пустой душой!Я потеряла вкус к жизни, у меня полная апатия ко всему. Если раньше я могла себе поднять настроение шоколадкой, то теперь мне есть вообще ничего не хочется..Также мне кажется, что я очень одинока. Я думаю, что когда я говорю, люди только делают вид, что слышат меня, а на самом деле не слышат.Порой даже жить не хочется!У меня состояние безразличия ко всему происходящему, подавленность эмоций и снижение или полное отсутствие интересов и стремлений.Что делать если я ненавижу себя? За все. Меняйся не меняйся. Я просто не хочу жить дальше.Думаю о самоубийстве почти каждый день.Меня останавливает лишь вера в Бога и, наверное, трусость.Но я понимаю, что совершенно не нужна в этом мире. Никому не нужна.Ничего уже не радует.Иногда мысль о ненависти может прийти в голову, когда просто смотришься в зеркало и недовольным критическим взглядом видишь все явные или несуществующие недостатки. Прогрессирующие скрытые комплексы заставляют испытывать ненависть ко всему, что угодно: себе, своему телу, мышлению, мечтам, целям, характеру.Друзья-подруги, которые предавали, ложь, предательство, злоба из уст самых близких и родных.
я потеряла смысл жизни, Не вижу смысла в этой жизни. Давно уже. В этом мире всем правят деньги, это единственный аргумент, способный решить любой конфликт. Нет больше людей, для которых человеческие качества являются главным.Я сейчас настолько пуста, что даже и говорить не хочется. Не о чем, ничего не осталась. А самое главное то, что я сама не могу ничего сделать для себя. Даже я сама не могу исполнить свои, даже очень маленькие, но не смотря на это безумно желаемые мечты.Аврора , возраст: 20 / 31.05.2014
Отклики:
Привет! Я вот раньше вобщем врала окружающим. что у меня есть друзья, приключения, любимый, а у меня ничего не было. Была боль, неудачи, апатия желание и страх самоубийства. Самое интересное, что все мои мечты эти исполнились! И друзья, и интересная увлекательная жизнь с приключениями прекрасными, работа любимая, ну вот только любимого человека пока нет, но я не страдаю до потери пульса, я хочу жить и жить счастливо как есть.
Екатерина , возраст: 28 / 31.05.2014
Привет Аврора.
У тебя дипрессия и ты видиш только одну, злую сторону это мира. Надо из неё выбираться. Первое время надо пить антидипресанты, да и здесь на сайте есть подробная информация о выходе из этого удручающего состаяния. Дорогая, посмотри на свою жизнь по-другому, я думаю у тебя много поводов для радости. Например то что у тебя жива и здорова мама, уже великая радость. Ещё очень помогает от дипресии молитва и чтение духовных книг, особенно Евангелие. Аврора я желаю тебе обрести то счастье и радость, что ты потеряла, только не сдавайся, хорошо)
Александр , возраст: 20 / 31. 05.2014
Привет, Аврора! Ну и чего, все, сдалась? Я от своей мамы слышала похожие слова много лет. Сейчас мне 30 и я только-только поняла, что моя мама — очень сильно недолюбленный человек. Разумеется, на ее слова я не реагирую больше. Для меня важно то, что я знаю какая я есть. Объективно.
В детстве и юношестве я была некрасивая, совсем не умела одеваться и ухаживать за собой, краситься. А сейчас постепенно увлеклась своим внешним видом, стала в храм ходить, книжечки по развитию читать, устроилась на интересную работу в сфере туризма. И ожила.
Мы все люди, в чем-то сильные, а в чем-то очень уязвимые. Но сжимать свой мир в одну точку депрессии — ну уж нет.
Попробуй почитать Андрея Кочергина — он хоть и пишет для мужчин, но его настрой выдернет тебя из хандры. Проверено!
Думай, ищи выходы, это твое поле деятельности, только от тебя будет зависеть какая будет на нем погода.
Обнимаю! Не кисни!
Маринэ , возраст: 30 / 31.05.2014
Привет, Аврора!
Ты имеешь право переживать, только не обвиняй себя ни в чем. Ты достойна любви, и она будет в твоей жизни. Не разрешай себе думать иначе! То, что ты думаешь о себе — правда, лишь пока ты в это сама веришь. Не нужно загонять себя в эту ловушку…
Катя , возраст: 20 / 02.06.2014
Вы будете счастливы! Вы красивы, очень умны, обаятельны! Вы редкий и замечательный человек! У вас будет любимый человек, обожаемая работа, и жить вы будете долго и счастливо!
мириам , возраст: 18 / 02.06.2014
Предыдущая просьбаСледующая просьба
Вернуться в начало раздела
Версия для печати |
Когда жизнь теряет смысл: высокая цена высоких достижений
«Если вы когда-нибудь видели сгоревшее здание, вы знаете, что это опустошительное зрелище. То, что когда-то было пульсирующим жизненно важным сооружением, теперь заброшено. Там, где когда-то была деятельность, теперь остались только рушащиеся напоминания об энергии и жизни. Может остаться немного кирпичей или бетона, какие-то очертания окон. Действительно, внешняя оболочка может казаться почти неповрежденной. Только если вы рискнете войти внутрь, вы будете поражены. всей силой запустения».
Это начало книги 1980 года «Выгорание: высокая цена достижения », написанной доктором Гербертом Фройденбергером, первым человеком, описавшим синдром, известный как выгорание. Доктор Фрейденбергер объяснил использование этой метафоры тем, что люди, которые выгорают от стресса жизни в требовательном мире, очень похожи на сгоревшие здания. Хотя внешне они могут выглядеть одинаково, «их внутренние ресурсы сгорают, словно огонь, оставляя внутри великую пустоту…»
Выгорание было открыто в 1970-х годах в эпоху сильного социального и личного стресса. Это было время коррупции в правительстве (Уотергейт), протестов против войны (Вьетнам), стагфляции, стремительного роста числа разводов, нехватки нефти и нестабильного рынка труда, когда долгие часы и напряженная рабочая среда были нормой. Хронический стресс той эпохи заставил многих людей, особенно тех, кто был «исполнителями и делателями», утратить энтузиазм.
Д-р Фройденбергер заметил, что, хотя большинство его успешных клиентов когда-то шли по жизни энергично, с энтузиазмом и оптимизмом, со временем их страсть притупилась, а в некоторых случаях была убита тем, что он назвал «демоном, порожденным обществом». и времена, в которые мы живем; времена, демонстрируемые быстрыми изменениями и «обезличиванием» кварталов, школы и рабочей среды. Они начали чувствовать себя отстраненными, разочарованными и невовлеченными, даже в окружении семьи и друзей. Они начали рассматривать свою работу как утомительную и неблагодарную. Для многих жизнь, казалось, потеряла смысл.
Знакомо? Должно. Сегодняшний мир удивительно похож. Война, экономические проблемы, недоверие к правительству, стремительный рост безработицы, кажущиеся бесконечными рабочие дни и напряженная работа — все это тяжело сказывается на умах и телах наших лучших и самых способных людей, приводя к хронической усталости, разочарованию и недовольству. , и разъединение. Короче… выгорание.
Итак, я решил поделиться с вами некоторыми жемчужинами мудрости от человека, который обнаружил состояние, известное как эмоциональное выгорание. Хотя идеи и советы, которые доктор Фрейденбергер давал жертвам эмоционального выгорания, были опубликованы более 30 лет назад, их стоит повторить, потому что сегодня они не менее верны, чем 30 лет назад.
Д-р Герберт Фройденбергер о …
Как начинается выгорание
«Одним словом, медленно. Как бы внезапно оно ни возникло, Выгорание — это хроническое состояние, над которым человек работает в течение недель, месяцев и даже лет». (стр. 13)
Тип человека, наиболее склонный к выгоранию
«Люди, которые становятся жертвами [выгорания], в большинстве своем являются порядочными людьми, которые упорно трудятся для достижения цели. Их графики заняты, и каким бы ни был проект или работа, можно рассчитывать на то, что они сделают больше, чем их доля.
Симптомы, общие для выгорания
- Истощение: Обычно это первый сигнал бедствия у жертв выгорания.
- Отряд: Доктор Фройденбергер объясняет, что, когда выгоревшие люди чувствуют себя разочарованными людьми и ситуациями (что неизбежно случается), возникает сильное искушение подумать: «Мне все равно, это все равно не важно». », что приводит к отряду.
- Скука и цинизм: То, что когда-то было захватывающим, теперь кажется утомительным, и «Вы начинаете сомневаться в ценности деятельности и дружбы, даже самой жизни. Вы скептически относитесь к мотивам людей и пресыщаетесь причинами».
- Нетерпение и повышенная раздражительность: По мере усугубления выгорания и выполнения задач становится все труднее и труднее нетерпение растет и выливается в раздражительность на всех вокруг.
- Чувство всемогущества: Доктор Фройденбергер отмечает, что такие чувства, как «Никто другой не может этого сделать. Только я могу» являются выражением нездорового эго. Он говорит: «Будьте уверены — кто-то другой может это сделать. Может быть, не так, как это сделали бы вы, или с такой же степенью совершенства, но может возникнуть ситуация, которая не требует совершенства».
- Подозрение в том, что их не ценят: Выгоревшие люди часто расстраиваются из-за того, что они видят недооценку всего, что они делают, и становятся все более ожесточенными и злыми.
- Паранойя: Когда люди чувствуют, что их обижают и с ними плохо обращаются, как это часто бывает с выгоревшими людьми, они становятся все более подозрительными к своему окружению и окружающим людям.
- Дезориентация: ощущение растущего отделения от своего окружения
- Психосоматические жалобы: Доктор Фройденбергер говорит, что «Головные боли, затянувшаяся простуда, боли в спине — все это признаки того, что что-то не так, и обычно человек не хочет на это смотреть».
- Депрессия: В отличие от депрессии, не связанной с выгоранием, доктор Фройденбергер отмечает, что депрессия эмоционального выгорания «обычно временная, специфическая и локализованная, более или менее относящаяся к одной сфере жизни».
- Отрицание чувств: «Поскольку мы знаем, что люди, подверженные Выгоранию, являются среди нас опекунами, не имеет смысла предполагать, что однажды без особой причины забота просто прекратилась… Гораздо логичнее предположение, что забота была отключена по очень веской причине — и отключена самим человеком». (стр. 67-68)
Как выгорание выглядит для других
«Выгорающий человек на первый взгляд не вызывает сочувствия. к поведенческим моделям, которые отталкивают людей. Если мы не сможем проникнуть глубже и увидеть, что человек действительно страдает, наша тенденция будет заключаться в том, чтобы отвернуться». (стр. 11)
Чрезмерные требования, которые предъявляют к себе успешные люди
«По мере того, как мы накладываем слой на слой, вес сгибает нас. Мы начинаем предъявлять к себе чрезмерные требования, все время высасывая из себя энергию. Чтобы компенсировать слабость, выгорание, которое мы чувствуем, мы развиваем ригидность. Все должно быть именно так … чтобы сохранить свое положение, мы должны постоянно превосходить. К сожалению, чем больше мы стараемся, тем больше мы снижаем нашу эффективность. Об единственном, что мы преуспеть в том, чтобы сжечь себя еще больше». (стр. 5-6)
Внимательно загляните внутрь себя
«Поскольку потеря связи или отключение больших частей себя является основной причиной выгорания, вашей лучшей защитой от него является самоосознание.» (стр. 27)
Перспектива
«… никогда не упускайте из виду тот факт, что вы, как человек, важнее задачи, какой бы важной она ни была.» (стр. 158)
Сохранение чувства юмора
«Помните, если вы хотите избежать выгорания, тяжелое уходит, а приходит легкое. Всякий раз, когда вы можете над чем-то посмеяться, вы уменьшаете его важность, даже если этим чем-то являетесь вы сами. » (стр. 179)
Парадоксы общества
«В то время как наше общество выставляет перед нами несбыточную мечту, оно готовит почву для Выгорания, разрушая традиции, изгоняя наши системы поддержки, забаррикадируя меньшинство групп и разрыв отношений. Это рассылает смешанные сообщения всем нашим возникающим группам. Женщинам, геям, латиноамериканцам, чернокожим — мы говорим им всем, что они имеют те же права и привилегии, что и остальное население; затем мы забираем наших детей и переезжаем в пригород. Мы рекламируем себя как «работодателей с равными возможностями», а затем предлагаем неравную оплату за равные рабочие места. Для того, кто покупает обещания и выстраивает на их основе ожидания, противоречие между мифом и реальностью оказывается разрушительным. Не в последнюю очередь причина, по которой выгорание растет сегодня, заключается в том, что наше общество изобилует подобными парадоксами». (стр. 198)
Преодоление выгорания
Доктор Фройденбергер предлагает три основных ингредиента для преодоления выгорания:
Самосознание: Он советует спросить себя: «Вы отвечаете за свою жизнь? Или она взяла на себя управление вами? Развивая такое осознание, вы, в конце концов, войдете в контакт с настоящим собой, от которого вы так отдалились, и часть вашей отстраненности исчезнет». (стр. 205)
Доброта: Доктор Фройденбергер рекомендует достать старый семейный фотоальбом. Он объясняет: «Старые фотографии многому учат нас, особенно доброте… когда вы садитесь за альбом, посмотрите на того ребенка, которым вы были, с точки зрения того, кем вы являетесь сейчас… И помните, этот маленький ребенок не исчез с лица земли». Он напоминает нам, что ребенок в нас жив и здоров где-то внутри, и что мы можем помочь этому ребенку появиться, если будем добры к себе, примем то, кто мы есть, и исследуем, куда мы хотим пойти.
Изменение: Чем полнее наша жизнь, тем больше мы защищены от выгорания. Он рекомендует: «Если вы перестали пробовать новые виды деятельности, сделайте сознательное усилие, чтобы начать снова. Выкопайте свой старый авантюрный дух и начинайте. Попробуйте бегать трусцой, кататься на коньках, плавать, играть в теннис или танцевать, но попробуйте что-нибудь».
Наконец, доктор Фройденбергер подбадривает: «В каждом огне, — говорит он, — есть тлеющие угли. Вы можете использовать их, чтобы разжечь искру».
И это правда. Выгорание не является терминальным состоянием. Но это также не то состояние, которое улучшается, если его игнорировать. Так что взгляните честно на свою жизнь. Переоцените свои цели с точки зрения их внутренней ценности и обновите их по мере необходимости. Выбор, который вы сделали в начале жизни, может оказаться не лучшим выбором для вас прямо сейчас.
Также смотрите на свои отношения как можно более объективно. Что вы привносите в свои отношения, хорошее и плохое? И исследуйте, что ваши отношения дают и берут у вас.
Посмотрите на свою работу. Это поглощает вас? Есть ли у вас жизнь помимо работы, или ваша жизнь – это работа? И это то, чего вы действительно хотите?
Наконец, в каком состоянии ваша социальная жизнь? У тебя есть один? Есть ли что-то, что вы всегда хотели сделать, но никогда не находили для этого времени? Почему нет?
Когда я писала свою книгу « Высокооктановые женщины: как суперуспешные женщины могут избежать выгорания », друг прислал мне цитату, которую я счел очень мощной, настолько мощной, что я закончил ею свою книгу. Написанный анонимно, я считаю, что он должен служить важным напоминанием о том, что жизнь — это больше, чем просто работа, брак или ревностное стремление к какой-либо единственной цели.
Во-первых, я очень хотел закончить среднюю школу и поступить в колледж.
А потом я умирал от желания закончить колледж и начать работать.
Тогда я умирал от желания жениться и иметь детей.
А потом я умирала от желания, чтобы мои дети выросли достаточно, чтобы я могла вернуться к работе.
А потом я умирал от желания уйти на пенсию.
И вот я умираю…
И вдруг я понял, что забыл жить.
Достижения и успех важны, но стоит ли ради них жертвовать всем?
© 2011 Шерри Бург Картер, Все права защищены.
Цитаты взяты из книги «Выгорание: высокая цена достижения » доктора Герберта Фройденбергера с Джеральдиной Ришелсон (1980, Нью-Йорк: Anchor Press).
7 лучших книг всех времен
Какова наша цель?
Какие цели мы должны преследовать, чтобы жить полноценной жизнью?
Нет более важной темы, чем смысл нашей жизни. Многие мыслители прошлого и настоящего столкнулись с этим (Baggini, 2005; & Eagleton, 2007).
Вообще говоря, теоретики значения делятся на два лагеря. Некоторые считают, что жизнь не имеет внутреннего смысла и что мы должны создавать свои смыслы сами. Смысл жизни, утверждают они, субъективен.
Другие утверждают, что в нашем существовании есть абсолютный смысл. Но они склонны расходиться во мнениях относительно того, что это может означать. Наиболее цитируемыми претендентами являются счастье и любовь. Другие распространенные предложения включают самореализацию, отношения, удовольствие, служение и творчество.
Список ниже включает мыслителей с обеих сторон спора. Я надеюсь, что вы найдете это поучительным.
Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы могли бы бесплатно загрузить три наших упражнения на смысл и ценность жизни. Эти творческие, основанные на науке упражнения помогут вам больше узнать о ваших ценностях, мотивах и целях и дадут вам инструменты, которые помогут вдохнуть смысл в жизнь ваших клиентов, студентов или сотрудников.
Эта статья содержит:
- 1. Человек в поисках смысла – Виктор Франкл
- 2. О свободе человека – Эпиктет
- 3. Искусство счастья: руководство для жизни – Далай-лама и Говард К. Катлер
- 4. Ловушка счастья — Расс Харрис
- 5. Путь Аристотеля: как древняя мудрость может изменить вашу жизнь — Эдит Холл
- 6. Сила настоящего: Путеводитель по духовному просветлению – Экхарт Толле
- 7. Альтруизм: наука и психология доброты – Матье Рикар
- Сообщение на вынос
- Каталожные номера
1.
Человек в поисках смысла – Виктор ФранклНаверху моего списка (и многих других в этом роде) находится Человек в поисках смысла: классическая дань надежде от Холокоста (Франкл, 1946, 2004). Ее написал австрийский психиатр, переживший Холокост и основатель логотерапии Виктор Франкл, живший в 19 году.05 по 1997.
Франкл утверждает, что наша главная задача в жизни — наполнить ее смыслом, какую бы форму он ни принимал. Мы должны найти смысл даже в наших страданиях, пишет он, иначе мы пропали.
В автобиографическом разделе своей глубоко трогательной книги Франкл рассказывает, что те, кому удавалось оставаться в курсе того, что делало их жизнь значимой в нацистских лагерях смерти, с большей вероятностью выживали. Их личные значения принимали самые разные формы. Это может быть сильное желание вернуться к любимому человеку, завершить творческий или интеллектуальный проект или просто сильное желание помочь другим.
Если нами движет мощное «почему», заявляет Франкл, перефразируя Ницше, мы можем терпеть почти любое «как».
Франкл считает, что мы можем открыть смысл жизни в трех основных областях: «(1) совершая поступок или создавая произведение; (2) встречая кого-то или переживая что-то; и (3) отношением, которое мы занимаем к неизбежному страданию» (Frankl 2004, p. 115).
Смыслом нашей жизни может быть творчество в широком смысле этого слова. Это включает в себя творческую работу, а также просто создание чего-либо, изучение чего-либо или продуктивность. Смысл также можно найти в переживании любви и оценке красоты, совершенства, культуры и природы.
Важно отметить, что Франкл (2004, стр. 115) утверждает, что значение должно находиться вне нас самих. Это должно быть обнаружено в мире, а не в нашей собственной душе. « Будучи человеком , — пишет он, — всегда указывает и направлено на что-то или кого-то, кроме себя самого, будь то смысл, который нужно реализовать, или другое человеческое существо, с которым нужно столкнуться. »
Экзистенциалистский подход Франкла предлагает нам отпустить нашу одержимость собой и такими ценностями, как самореализация, самосовершенствование и счастье. Вместо этого он призывает нас сосредоточиться на значениях, лежащих за пределами нашей собственной психики.
Найдите книгу на Amazon.
Чтобы узнать больше об экзистенциализме, послушайте наш подкаст «Смысл и экзистенциальная позитивная психология».
2.
О свободе человека – ЭпиктетКак и другие философы Стоа, бывший греческий раб Эпиктет (ок. 55–135 гг. н. э.) твердо верил, что мы можем контролировать свои чувства, контролируя свои мысли.
Все страдания, считает он, находятся в наших умах. Это вызвано не внешними событиями, а нашей реакцией на эти события – нашими ошибочными суждениями и нереалистичными ожиданиями.
Поскольку большинство внешних событий находятся вне нашего контроля, Эпиктет считал, что беспокоиться о них бессмысленно. Но наши оценки этих событий, напротив, полностью в нашей власти. Отсюда следует, что мы не должны придавать значения никаким внешним явлениям или обстоятельствам. Наоборот, вся наша ментальная энергия должна быть направлена вовнутрь, чтобы контролировать свой ум.
Эпиктет считал, что мы всегда должны рационально оценивать свои познания и просто рассуждать о расстраивающих эмоциональных состояниях. Он предложил установить в наших головах рациональный фактчекер, задачей которого является сохранение нашего психического состояния уравновешенным и спокойным. Если это звучит знакомо, то это потому, что стоическая мысль является древним предшественником когнитивно-поведенческой терапии (КПТ).
Эссе Эпиктета О свободе человека — прекрасное и краткое введение в стоическую мудрость. Он пишет о « О том, что в нашей власти, а что нет », « Как человеку сохранить свой характер в любой ситуации », « Об удовлетворении » и « Как нам бороться с обстоятельствами». ». Он напоминает нам, что « Каждое обстоятельство представляет собой возможность ».
Чем больше мы ценим вещи, находящиеся вне нашего контроля, тем меньше у нас контроля. Таким образом, свобода — это « достигается не удовлетворением желания, а устранением его » (Эпиктет, 2010, с. 81). Жизнь есть страдание; случится что-то плохое, утверждает Эпиктет.
Когда они это сделают, мы можем использовать нашу неудачу, чтобы проверить нашу решимость и укрепить нашу устойчивость. « Так что, когда придет беда, считай себя борцом, которого Бог, как тренер, поставил в пару с крепким молодым козлом. Для чего? Превратить вас в материал олимпийского класса » (Эпиктет, 2010, с. 14).
Конечной целью стоиков является контроль. Они хотят быть хозяевами в собственном доме, чтобы стать совершенно непобедимыми перед многочисленными ударами, которые готовит нам судьба. По сути, они стремятся к радикальной внутренней свободе, которая дает полную автономию от внешних событий. Они верят, что оттачивание стоического мышления — наша самая благородная цель в жизни. Награда — внутренний покой.
Найдите книгу на Amazon.
3.
Искусство счастья: руководство для жизни – Далай-лама и Говард К. КатлерТензин Гьяцо, 14-й тибетский Далай-лама, является соавтором бестселлера по самопомощи под названием Искусство счастья: Справочник по жизни с психиатром Говардом К. Катлером (2009 г.).
В этой книге он представляет буддийскую мысль как всеобъемлющую основу для этического самосовершенствования.
Благодаря усилиям и практике, а также принятию основных буддийских представлений о мире, Далай-лама считает, что мы можем культивировать счастье, благополучие и сострадание.
Катлер дополняет древнюю мудрость Далай-ламы анекдотами из его психиатрической практики, а также нейробиологическими аргументами о пластичности мозга. Это сочетание современной науки и древней мысли обладает огромной силой.
Буддизм, утверждают Катлер и Далай-лама, предлагает эффективную психологическую, философскую и духовную основу для преобразования себя, прежде всего посредством практики сострадания. На самом деле Далай-лама объявляет доброту самой сутью своей религии.
Однако буддийское счастье также включает в себя критическое когнитивное измерение. Чтобы достичь истинного счастья, мы должны осознать, что наше представление о постоянном и отдельном «я» является иллюзией и что само это представление является причиной большей части наших страданий.
Найдите книгу на Amazon.
4.
Ловушка счастья – Расс ХаррисАвстралийский психолог Расс Харрис (2008) оспаривает идею о том, что смысл жизни заключается в погоне за счастьем. Он считает, что нынешние западные представления о счастье совершенно контрпродуктивны.
Его международный бестселлер « Ловушка счастья, » основан на принципах терапии принятия и приверженности (ACT). В отличие от стоиков и когнитивно-поведенческой терапии, ACT не побуждает нас рационально бросать вызов своим негативным мыслям и чувствам. Вместо этого он просит нас просто признать и принять их, а затем отпустить.
Вместе с осознанием настоящего момента, жизнью, основанной на ценностях, и принятием целенаправленных действий, ACT предлагает принятие как здоровую альтернативу контрпродуктивным попыткам контролировать наши непродуктивные мысли.
Наш режим по умолчанию не устраивает, утверждает Харрис. Мы должны просто принять этот факт, а не тратить всю свою энергию на борьбу с ним.
Эволюция сформировала наш мозг таким образом, что теперь мы запрограммированы на психологические страдания. На протяжении тысячелетий наш разум был обучен предсказывать, обнаруживать и избегать опасности. Чем лучше мы справлялись с этой задачей, тем больше у нас было шансов выжить.
В результате наш разум теперь постоянно настороже, оценивая и оценивая все, с чем мы сталкиваемся. Но то, что раньше было важным навыком выживания в эпоху саблезубого тигра, превратилось в проклятие в эпоху социальных сетей.
Теперь мы просто не можем перестать сравнивать, оценивать и критиковать себя, сосредотачиваться на том, чего нам не хватает, расти недовольство тем, что у нас есть, и воображать « всевозможные пугающие сценарии, большинство из которых никогда не произойдет » (Harris, 2008, стр. 5). Что еще хуже, так это то, что наше естественное нервное и слегка тревожное состояние ума было патологизировано в нашем обществе хорошего самочувствия.
Мы не только несчастны по своей природе, но и постоянно чувствуем себя виноватыми, что усугубляет ситуацию. Харрис (2008) утверждает, что мы гораздо меньше контролируем свои мысли и чувства, чем нам хотелось бы думать. Мысль о том, что мы можем вылечить себя, контролируя нежелательные мысли, — просто иллюзия.
Сила воли — ограниченный ресурс, и гораздо лучше управлять своим состоянием, чем тратить всю свою энергию на попытки избежать или изменить плохие мысли. Вместо этого мы должны просто наблюдать и принимать их, а затем пытаться их отпустить. Затем мы можем вкладывать свою энергию в то, что действительно важно: вести жизнь, основанную на ценностях, и предпринимать целеустремленные действия.
Найдите книгу на Amazon.
5.
Путь Аристотеля: как древняя мудрость может изменить вашу жизнь – Эдит ХоллГреческий философ Аристотель (384–322 гг. до н. э.) считал, что счастье — это конечная цель человеческой жизни и наше высшее благо. Более того, это требует реализации нашего потенциала и актуализации наших высших человеческих возможностей.
Наша основная функция как человеческих существ, по мнению Аристотеля, заключается в разумной деятельности в соответствии с добродетелью. Таким образом, аристотелевское счастье неразрывно связано с повторяющимися добродетельными действиями.
Чтобы реализовать свой потенциал, мы должны работать над своим поведением и эмоциональными реакциями, чтобы стать лучшими версиями самих себя. Аристотель твердо верил, что мы можем научить себя быть хорошими, укрепляя свои добродетели и контролируя свои пороки.
Счастливое состояние ума, писал он в Никомаховой этике , приходит « от привычного поступка правильно » (Hall, 2018, стр. 7). Таким образом, Аристотель уже знал о жизненной силе привычки. Вместо обучения и интеллектуального понимания он считал привыкание основным путем к моральной добродетели.
В книге «Путь Аристотеля: как древняя мудрость может изменить вашу жизнь » (2018) ученый-классик Эдит Холл представляет очаровательный и убедительный аргумент в пользу актуальности этики добродетели Аристотеля как вневременной основы самопомощи. Он также может служить мощным проводником к смыслу жизни.
Холл подчеркивает, что аристотелевская идея хорошей жизни (эвдемония) подчеркивает нашу моральную ответственность за наши действия. Мы должны активно «делать» эвдемонию, потому что «f или Аристотель, счастье — это деятельность » (Hall, 2018, стр. 26).
Найдите книгу на Amazon.
6.
Сила настоящего: руководство к духовному просветлению – Экхарт ТоллеВ его бестселлере по самопомощи Сила настоящего: руководство к духовному просветлению , писатель немецкого происхождения Экхарт Толле (1999) утверждает, что смысл жизни просто в том, чтобы присутствовать.
Но настоящее присутствие далеко не простое дело. Ключ к жизни в настоящем, пишет Толле, заключается в том, чтобы перестать отождествлять себя со своим разумом и потоком непроизвольных и непрекращающихся мыслей, которые мы склонны принимать за свою личную сущность.
Вместо этого мы должны попрактиковаться в том, чтобы занимать позицию незаинтересованного наблюдателя, наблюдая, как наши мысли болтают, но не воспринимая болтовню слишком серьезно.
Таким образом, наша истинная сущность заключается не в изменчивых эмоциях или навязчивых мыслях, а в том, что за ними стоит. Как и буддисты, Толле считает, что само наше представление о себе — это иллюзия, вымысел ума, который нам нужно отпустить. Нам нужно научиться наблюдать за нашими моделями мышления, а не отождествлять себя с ними.
Большинство наших мыслей и эмоций вращаются вокруг прошлого или будущего. Наше прошлое снабжает нас идентичностью и повествованиями о причине и следствии. Наше будущее, в свою очередь, « содержит обещание спасения, исполнения в любой форме » (Толле, 1999, стр. 40). Но оба — иллюзии.
Нам нужно попрактиковаться в отвлечении внимания от прошлого и будущего и вместо этого быть «наблюдателями» своего разума. Наблюдать — это все, что нам нужно делать, и это включает в себя воздержание от анализа и суждений.
Толле (1999) пишет, что настоящий момент — это все, что у нас есть. Настоящее — это не только самое ценное, но и единственное, что есть. Уделяйте внимание настоящему , — призывает он, — уделяйте внимание своему поведению, своим реакциям, настроениям, мыслям, эмоциям, страхам и желаниям, возникающим в настоящем » (Толле, 1999, с. 75). ). Толле видит в этой исключительной сосредоточенности на настоящем королевский путь к нашему спасению.
Как он выразился:
Истинное спасение — это состояние свободы — от страха, от страдания, от ощущаемого состояния нехватки и недостаточности и, следовательно, от всего хотения, нужды, цепляния и цепляния. Это свобода от навязчивого мышления, от негативизма и, прежде всего, от прошлого и будущего как психологической потребности (Толле, 19).99, с. 122).
Ничто из того, что мы можем сделать или достичь, пишет Толле, не приблизит нас к спасению, чем этот момент. Освободив себя от нашего порабощения нашим разумом, мы можем радикально преобразовать наше сознание. И эта радикальная трансформация сознания как раз и нужна для спасения не только нас самих, но и человечества в целом и нашей планеты.
Найдите книгу на Amazon.
7.
Альтруизм: наука и психология доброты – Matthieu RicardФранцузский буддийский монах Матьё Рикар одновременно является теоретиком и практиком альтруизма.
Он считает, что смысл нашей жизни в том, чтобы практиковать альтруизм.
Альтруизм – это стремление обеспечить благо других и заботиться о них доброжелательным образом. Ее христианская форма (агапе) — безусловная любовь ко всем — к себе, ближним и врагам. Но буддисты идут еще дальше, желая счастья всем живым существам.
В Альтруизм: наука и психология доброты Рикард (2015) утверждает, что чем шире круг нашей заботы и чем более безусловным и инклюзивным он становится, тем более подлинным является наш альтруизм.
У всех нас есть биологическая склонность заботиться о благополучии наших детей, наших родственников и людей, которые добры к нам. Но мы должны развивать искусство расширения нашего альтруизма гораздо дальше. « Качество и обоснованность этики возрастают с ее степенью универсальности, », — пишет Рикар (2015, стр. 154).
В большинстве религий альтруизм является высшей нравственной и духовной ценностью. Рикар представляет альтруизм как решение всех наших проблем — социальных, экономических и экологических. Альтруизм, пишет он, « — это нить Ариадны, позволяющая нам гармонично связать вызовы экономики в краткосрочной перспективе, качество жизни в среднесрочной перспективе и наше будущее окружение в долгосрочной перспективе » (Рикард, 2015, с. 691).
Буддийский альтруизм имеет два лица: любящую доброту и сострадание. Буддисты желают не только того, чтобы все существа обрели счастье, но и того, чтобы они понимали причины этого счастья, а также причины страданий. Таким образом, в буддийском альтруизме есть важное измерение, ориентированное на прозрение. Другими словами, дело не только в сердце, но и в нашем разуме.
Кроме того, как показали многочисленные психологи, участие в альтруистических действиях не только делает других счастливее; это также делает того, кто совершает действие, более счастливым. Таким образом, это древнее беспроигрышное поведение.
Найдите книгу на Amazon.
Важная информация
Вы, несомненно, заметили, что некоторые идеи о том, что составляет смысл жизни, рассмотренные выше, противоречат друг другу. Некоторые, такие как Эпиктет и Толле, утверждают, что мы можем найти смысл внутри себя, укрепляя нашу защиту от ударов судьбы и присутствуя.
Франкл, Аристотель, Харрис и Рикар, напротив, утверждают, что значение должно находиться вне нашей собственной психики. Нам нужно совершать ценные поступки, утверждают они, и участвовать в осмысленном и добродетельном взаимодействии с другими. Далай-лама и Рикард предполагают, что наша цель в жизни — практиковать доброту и альтруизм. Аристотель и Эпиктет одобряют добродетельное самосовершенствование. Все они представляют убедительные случаи.
Урок из всего этого одновременно и банален, и глубок. Значение субъективно. Его нельзя навязать. Его нужно открыть или создать. Не существует универсального значения, которое мы можем просто принять.
Некоторые рецепты и предложения могут найти отклик у нас; другие не будут. Но я полностью согласен с Франклом в том, что нет более неотложной задачи, чем начать работу по определению того, что делает жизнь значимой для нас. И когда мы знаем, что имеет для нас наибольшее значение, мы должны посвятить свою жизнь служению этим значениям и создать наилучшие условия для их реализации.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно загрузить три наших упражнения «Смысл и ценная жизнь».
- Баггини, Дж. (2005). О чем все это? Философия и смысл жизни. Издательство Оксфордского университета.
- Далай-лама и Катлер, ХК (2009). Искусство счастья: Пособие для жизни. Ходдер и Стоутон.
- Иглтон, Т. (2007). Смысл жизни: очень краткое введение. Издательство Оксфордского университета.
- Эпиктет и Доббин, Р. (Пер.) (2010). О свободе человека. Пингвин.
- Франкл, В. Е. (1946, 2004).