Понятие пессимизм кто ввел: Кто ввел понятие пессимизм. Философия пессимизма

Артур Шопенгауэр

Официально:

Артур Шопенгауэр. 22 февраля 1788 – 21 сентября 1860. Немецкий философ. Часто называемый «философ пессимизма».

 

Неофициально:

1. «Кто не любит одиночества, тот не любит свободы»– утверждал Артур Шопенгауэр. Сам знаменитый немецкий философ любил одиночество и крайне отрицательно относился к славе. Поставить кому-либо памятник при жизни – парадоксально утверждал он, значит, заведомо признать, что потомки этого не сделают.

 

2. Один из самых известных философов мира Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1788 года. Его отец, Генрих Флорис Шопенгауэр был коммерсантом, но для своего времени чрезвычайно образованным и довольно свободно мыслящим.

 

3. В детстве Артур Шопенгауэр прожил два года во французской семье, потом учился в частной гимназии в Гамбурге и полгода отшлифовывал образование в Великобритании.

 

4.

Отец мечтал сделать из Артура купца, и Шопенгауэр-младший даже начал торговую карьеру в Гамбурге. Но после  странной смерти Генриха Шопенгауэра Артур начал готовиться на медицинский факультет Геттингенского университета и даже поступил учиться медицине. Но потом любовь к мудрости, как, собственно и переводят слово «философия», пересилила.

           

5. Мы вполне можем назвать Шопенгауэра, как некогда Никиту Сергеевича Хрущева – волюнтаристом. В 1819 году он опубликовал, как потом оказалось, главный труд своей жизни: «Мир как воля и представление». Впрочем, этот мир Шопенгауэр не переоценивал, и считал «наихудшим из миров».

 

6. Он называл оптимизм не только нелепым, также и истинно безнравственным образом мыслей, горькой насмешкой над несказанными страданиями человечества. В противовес нелепому оптимизму он ввел термин «пессимизм», соорудив его из латинского слова «пессимус», то есть наихудший. Философом пессимизма Шопенгауэра и прозвали.

 

7. Шопенгауэр впервые употребил термин «мотивация».

 

8. Шопенгауэр высоко ценил основные работы Канта и философские идеи буддизма. Бронзовая статуэтка Будды и бюстик Канта украшали его кабинет. 

 

9. На стенах этого кабинета были развешаны портреты Гете, Шекспира и Декарта и гравюры с изображением собак: не слишком любивший людей Шопенгауэр стал одним из первых в Германии зоозащитников.

 

10. Пишут, что Шопенгауэр не знал материнской любви: мать – писательница и хозяйка литературного салона была поглощена собой, сочинительством и людьми, которых привлекала в свой дом в Веймаре – среди них был, например, великий Гете.

 

11. Даже когда мать и сын жили в одном доме, они часто общались с помощью писем, так как пребывали в ссоре.

 

12. Шопенгауэра отличали крайнее честолюбие и редкие, доходящие до паранойи мнительность и недоверие к людям. Порой он спал с оружие в руках, а ценные вещи прятал в тайники из страха перед грабителями.

 

13. Безответная любовь к приме Веймарской оперы Каролине Ягеман сделала Шопенгауэра женоневистником.

 

14. Отношения в семье этот мизантроп и философ пессимизма описал так: это два дикобраза в холодную ночь, которые жмутся друг к другу, чтобы согреться и не могут сделать этого из-за иголок. Женитьба вдвое увеличивает обязанности и вдвое уменьшает права, уверял Шопенгауэр и остался убежденным холостяком.

           

15. Другие мысли Шопенгауэра тоже стоят цитирования. «Талант попадает в цель, в которую никто попасть не может. Гений попадает в цель, которую никто не видит». «Есть три вида аристократии – аристократия по рождению и по чину, денежная аристократия и наивысший вид аристократии – аристократия ума». «Миром правят три державы: ум, сила и счастье». «Если способности у вас посредственные, то скромность – всего лишь честность, если же вы обладаете большими талантами, то она – лицемерие».

           

16. Шопенгауэр очень строг к роду людскому. Он обрекал человечество на вечные колебания между нуждой и скукой. Еще нетерпимее относился Шопенгауэр к «явному обнаружению умственного банкротства» – так уничижительно отзывался философ о пристрастии к карточной игре. «Не будучи в состоянии обмениваться мыслями, люди перебрасываются игральными картами»,  – говорил Шопенгауэр.

 

17. Сам Шопенгауэр любил обмениваться мыслями, в совершенстве владел пятью языками и вдобавок латынью и много читал.

           

18. Род людской не обиделся, и оценил Шопенгауэра по достоинствам. И слава все же настигла философа – потомки поставили Шопенгауэру памятник во Франкфурте-на-Майне.

 

19. Взгляды Шопенгауэра оказали существенное влияние на многих ученых и писателей, среди которых Фридрих Ницше, Эрвин Шрёдингер, Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Лев Толстой, Хорхе Луис Борхес. Увлечение идеями Шопенгауэра отразилось в оперной тетралогии «Кольцо нибелунгов» Рихарда Вагнера. Композитор даже прислал Шопенгауэру экземпляр с посвящением.

Не говори своему другу того, что не должен знать твой враг: «великий пессимист» Артур Шопенгауэр

«Кто не любит одиночества, тот не любит свободы», – утверждал Артур Шопенгауэр. Сам знаменитый немецкий философ любил одиночество и крайне отрицательно относился к славе. Поставить кому-либо памятник при жизни – парадоксально утверждал он, значит, заведомо признать, что потомки этого не сделают. Он проповедовал аскетизм и вегетарианство, но позволял себе мясо, любил вино, женщин, обожал искусство и путешествия. Прекрасное он выделял как центральную категорию эстетики. Философ боготворил красоту.

Шопенгауэр родился 22 февраля 1788 года в Данциге (ныне Гданьск). Его отец, Генрих Флорис Шопенгауэр был коммерсантом, но для своего времени чрезвычайно образованным и довольно свободно мыслящим. В детстве он прожил два года во французской семье, потом учился в частной гимназии в Гамбурге и полгода отшлифовывал образование в Великобритании.

Отец мечтал сделать из Артура купца, и Шопенгауэр-младший даже начал торговую карьеру в Гамбурге. Но после странной смерти Генриха Шопенгауэра Артур начал готовиться на медицинский факультет Геттингенского университета и даже поступил учиться медицине. Но птом любовь к мудрости, как, собственно и переводят слово «философия», пересилила.

Портрет 29-летнего Артура Шопенгауэра кисти Л. Руля

После окончания университета он преподавал философию в Берлине, во Франкфурте-на-Майне. Он в совершенстве владел латинским, английским, французским, итальянским и испанским языками. Основной философский труд Шопенгауэра – «Мир как воля и представление». Философ комментировал его до самой своей смерти.

Свой основной труд «Мир как воля и представление» Артур Шопенгауэр завершает в 1819 году, и вскоре он получает звание доцента. Начинается его преподавательская карьера в Берлинском университете.

В 1839 году Шопенгауэр получил премию Королевского норвежского научного общества за конкурсную работу «О свободе человеческой воли».

В 1844 году вышло второе издание его работы «Мир как воля и представление», некоторые главы которой стали очень известными. С 1851 года, после издания «Афоризмов житейской мудрости», он получил публичное признание, и у него появились ученики. В 1859 году было издано продолжение «Мира как воли и представления», а в 1860 – «Двух основных идей этики».

Артур Шопенгауэр умер от пневмонии 21 сентября 1860 года во Франкфурте-на-Майне.

Философия Шопенгауэра

Шопенгауэр очень строг к роду людскому. Он обрекал человечество на вечные колебания между нуждой и скукой. Еще нетерпимее относился Шопенгауэр к «явному обнаружению умственного банкротства» – так уничижительно отзывался философ о пристрастии к карточной игре. «Не будучи в состоянии обмениваться мыслями, люди перебрасываются игральными картами», – говорил он. Он называл существующий мир, в противоположность софистическим, как он выражался, измышлениям Лейбница, — «наихудшим из возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма».

А еще он презрительно высказывался в адрес женщин. Безответная любовь к приме Веймарской оперы Каролине Ягеман сделала Шопенгауэра женоневистником. «Единственный мужчина, который не может прожить без женщин, это гинеколог», — любил, к примеру, говорить философ, который, к слову, никогда не был женат. Тем не менее, в дополнении к своему завещанию, сделанному за полтора года до смерти, Шопенгауэр указал, что пять тысяч талеров (то есть одну шестую часть своего состояния, а для того времени это была весьма значительная сумма) он оставляет в наследство некой госпоже Каролине Медон.

Он называл оптимизм не только нелепым, также и истинно безнравственным образом мыслей, горькой насмешкой над несказанными страданиями человечества. В противовес нелепому оптимизму он ввел термин «пессимизм», соорудив его из латинского слова «пессимус», то есть наихудший. Философом пессимизма Шопенгауэра и прозвали.

Случилось так, что при жизни «великого пессимиста», его творчество не привлекало достаточно внимания. Заслуженную оценку оно получило лишь после его смерти.

Взгляды Шопенгауэра оказали существенное влияние на многих ученых и писателей, среди которых Фридрих Ницше, Эрвин Шрёдингер, Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Лев Толстой, Хорхе Луис Борхес. Увлечение идеями Шопенгауэра отразилось в оперной тетралогии «Кольцо нибелунгов» Рихарда Вагнера. Композитор даже прислал Шопенгауэру экземпляр с посвящением.

Наиболее знаменитые высказывания «великого пессимиста»

«Талант попадает в цель, в которую никто попасть не может. Гений попадает в цель, которую никто не видит».

«Есть три вида аристократии – аристократия по рождению и по чину, денежная аристократия и наивысший вид аристократии – аристократия ума».

«Миром правят три державы: ум, сила и счастье».

«Если способности у вас посредственные, то скромность – всего лишь честность, если же вы обладаете большими талантами, то она – лицемерие».

«Будем откровенны: как бы тесно ни связывали людей дружба, любовь и брак, вполне искренно человек желает добра лишь самому себе, да разве еще своим детям».

«Общительность людей основана не на любви к обществу, а на страхе перед одиночеством».

«Не будь на свете книг, я давно пришел бы в отчаяние».

«Человек в своей свирепости и беспощадности не уступит ни одному тигру и ни одной гиене».

«Умные не столько ищут одиночества, сколько избегают создаваемой дураками суеты».

«Есть одна только врожденная ошибка — это убеждение, будто мы рождены для счастья».

«Богатство подобно соленой воде: чем больше ее пьешь, тем сильнее жажда. Это относится и к славе».

«Убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит».

«Не говори своему другу того, что не должен знать твой враг».

Букварь пессимизма | Блог APA

 Этот пост является частью продолжающейся раз в две недели серии о философском пессимизме и связанных с ним позициях.  Другие посты из серии вы можете найти здесь. 

Это введение в (философский) пессимизм можно было бы иначе назвать «Путеводитель идиота по пессимизму», но такое название сыграло бы роль в соперничестве между оптимистами и пессимистами. Оптимисты часто считают пессимистов «Дебби Даунерами» или неблагодарными, в то время как пессимисты часто думают об оптимистах как о заблуждающихся — как раз таких людях, которым нужна помощь.Путеводитель 0005 идиота по пессимизму. Эмброуз Бирс, например, описывал оптимизм как «интеллектуальное расстройство, не лечащее ничего, кроме смерти».

Эти соперничества хороши для добродушных взаимных подколок, но в остальном их следует избегать. Они не помогают нам понять соответствующие категории и не помогают нам определить, какие из них предпочтительнее. В этом учебнике я поясню, что такое пессимизм (и чем он не является), и обрисую пример возражений против него. Я утверждаю, что вместо оценки пессимизма в целом мы должны оценивать конкретные пессимистические взгляды.

Что такое пессимизм?

Хотя пессимизм иногда понимается как темперамент, я буду обсуждать здесь не этот вид пессимизма. Меня интересует пессимизм как философская (или другая) позиция , а не как психологическая диспозиция . Конечно, вполне может быть, что люди с пессимистичным настроем более склонны принимать пессимистические позиции. Однако это ничего не говорит нам о том, принимать или отвергать такие позиции. Вместо этого их следует оценивать по существу.

Нагруженные и ненагруженные смыслы «пессимизма»:

Иногда термины «пессимизм» и «оптимизм» понимаются так, как мы могли бы назвать «нагруженным» способом. Когда эта нагрузка равна, «пессимизм» понимается как позиция, которая является « чрезмерно отрицательной», а «оптимизм» понимается как позиция, которая является « чрезмерно положительной», где «чрезмерно» означает что-то вроде «более чем подтверждают факты, доказательства или аргументы». (Также можно загрузить только один из контрастирующих терминов и рассматривать другой как «соответствующий» либо отрицательный, либо положительный, но мы можем отложить эту возможность для простоты).

Загрузка значения слов «пессимизм» и «оптимизм» исключает возможность существования оправданного «пессимизма» или «оптимизма». Он исключает как пессимизм, так и оптимизм как позицию, занимаемую человеком, и делает это по определению. Таким образом, лучше понимать как пессимизм, так и оптимизм без нагрузки. Если мы поступим так, то пессимистический взгляд — это взгляд на то, что что-то было, есть или будет (либо) плохим (или хуже, чем могло бы или должно быть). Например, мнение о том, что люди изначально хороши, является оптимистичным взглядом на человеческую природу, тогда как мнение о том, что они изначально испорчены, является пессимистическим.

Если мы так понимаем пессимизм и оптимизм, то можем подойти к любой точке зрения в три этапа. На первом этапе мы определяем, пессимистичен он или оптимистичен. На втором этапе мы определяем , насколько пессимистичен (негативен) или оптимистичен (положителен). На третьем этапе мы определяем, является ли точка зрения пессимистичной или оптимистичной в соответствующей степени. Взгляд является уместно пессимистичным только в том случае, если он отражает правильную степень плохости. Пессимистические взгляды, которые не являются негативными в должной степени, являются либо чрезмерно, либо недостаточно пессимистичными. (Соответствующие претензии можно сделать и по поводу оптимистичных взглядов).

Одним из следствий этого является то, что значение слов «пессимизм» и «оптимизм» не следует сводить к их этимологии или путать с ними. «Пессимизм» происходит от латинского «pessimus», что означает «худший», а «оптимизм» происходит от «оптимального», что означает «лучший». Несмотря на этимологию, не обязательно верить, например, что это наихудших из всех возможных миров, чтобы считаться пессимистом. В некотором смысле (но не в другом) еще более пессимистично думать, что каким бы плохим ни был этот мир, он может стать еще хуже.

Пессимизм в отношении фактов и оценок этих фактов:

Все применения терминов «пессимизм» и «оптимизм» подразумевают по меньшей мере некоторый оценочный элемент, поскольку отрицательная оценка является частью значения «пессимизма», а положительная оценка является частью значения слова «оптимизм». Тем не менее, существует полезное, хотя и не совсем простое, различие между пессимизмом в отношении фактов и пессимистической оценкой этих фактов.

Например, могут существовать противоречивые мнения о том, насколько болезненной будет хирургическая процедура. Чем больше боли предполагается, тем пессимистичнее взгляд. Однако даже те, кто соглашается с тем, сколько боли будет — фактологический вопрос, хотя и с неточным ответом, — могут расходиться в своих последующих оценках этого факта. Мнение о том, что ожидаемое количество боли является затратой, которую не стоит нести, является пессимистической оценкой того, «стоит ли она того», тогда как оптимистическое мнение состоит в том, что ожидаемое количество боли является затратой, которую стоит нести.

Следует отметить, что пессимистический взгляд на факты не обязательно влечет за собой пессимистическую оценку этих фактов. Например, можно пессимистично относиться к тому, существует ли устойчивое «я», но при этом иметь оптимистичный взгляд на то, что об отсутствии такого «я» не о чем сожалеть.

Пессимизм, как и оптимизм, может выражаться по-разному. Другими словами, можно пессимистично относиться к тому, как все было (прошедшее время), к тому, как оно есть (настоящее время), или к тому, каким оно будет (будущее время).

Когда точка зрения пессимистична?:

Иногда возникает путаница в отношении того, является ли данная точка зрения пессимистичной или оптимистичной. Это потому, что иногда его можно вращать в направлении, противоположном тому, который лучше всего его характеризует. Например, некоторые люди описывают мнение о том, что было бы плохо быть бессмертным, как пессимистическое мнение. Предположительно, они предлагают эту характеристику из-за отрицательной ценности, которую точка зрения приписывает бессмертию. Однако проблема с этой характеристикой в ​​том, что мы не бессмертный. Согласно мнению, что бессмертие было бы для нас вредным, наша реальная ситуация лучше, чем альтернатива. Это оптимистичный взгляд. Если бы мы действительно были бессмертны, то точка зрения, что бессмертие — это плохо, была бы пессимистичной.

Пессимизм и нигилизм:

Пессимизм иногда смешивают с нигилизмом. Хотя между этими представлениями есть пересечения, они не идентичны. На самом общем уровне пессимистический взгляд — это тот, который воплощает в себе отрицательную оценку. Однако отрицательная оценка возможна только в том случае, если возможна оценка, что отрицается теми, кто нигилист в отношении ценности.

Пессимизм и нигилизм могут пересекаться, когда нигилизм не о ценности вообще, а об отсутствии чего-то ценного. Например, взгляд на то, что жизнь не имеет конечного смысла, является пессимистическим взглядом (по крайней мере, если такое отсутствие считается плохим). Это также нигилистический взгляд на высший смысл. Утверждается, что такого смысла нет.

Быть или не быть пессимистичным? Это вопрос.

Не должно быть общего и уж точно универсального ответа на вопрос, следует ли нам принимать или отвергать пессимистические взгляды. Чтобы определить, должны ли мы принять пессимистическую точку зрения, нам нужно знать, о чем эта точка зрения. Это потому, что пессимизм в одних вопросах оправдан, а в других нет. Например, мы должны с пессимизмом относиться к нашим перспективам прожить пятьсот лет, но многие из нас должны быть оптимистичны в отношении наших перспектив прожить еще месяц.

Хотя такие ограниченные примеры могут показаться очевидными, существует значительное сопротивление пессимизму в тех случаях, когда правильный взгляд не так очевиден, как при рассмотрении верхнего предела ожидаемой продолжительности жизни человека. (Тем не менее, есть люди, которые настроены оптимистично даже в отношении возможностей радикального продления жизни).

Большая часть сопротивления пессимизму носит скорее психологический, чем философский характер, но мы можем отложить здесь первое и кратко рассмотреть несколько аргументов против пессимизма.

Возражение по инерции:

Одно из критических замечаний, направленных на пессимизм, особенно в социальной и политической сфере, заключается в том, что он поощряет инерцию. Если считается, что общественные беды не могут быть улучшены, то нет смысла пытаться их улучшить. Если слишком много людей примут эту точку зрения, то пессимистическое пророчество сбудется.

Этот аргумент имеет силу против тех, кто чрезмерно пессимистичен в отношении перспектив социального улучшения. Однако в той мере, в какой пессимистический взгляд на степень возможного улучшения не ошибочен, «пророчество» не сам -исполнение. Это просто точно. Более того, можно переоценить, насколько возможен прогресс. Это связано со своим набором проблем. Не было недостатка в страданиях, вызванных оптимистами, стремящимися установить «царство небесное», «бесклассовое общество» или даже «смену режима».

Это показывает, что точка зрения не может быть отвергнута на основании возражения инерции только потому, что она пессимистична. Нужно продемонстрировать, что точка зрения чрезмерно пессимистична. Однако если оно чрезмерно пессимистично, тогда возражение по инерции является дополнительным возражением, которое следует добавить к более фундаментальному возражению о неточности.

Возражение по поводу качества жизни:

Распространенное возражение против пессимистических взглядов (особенно) на экзистенциальные вопросы состоит в том, что такие взгляды делают жизнь хуже, чем она была бы, если бы придерживались более оптимистичных взглядов. В этом возражении есть доля истины. Когда экзистенциальный взгляд слишком пессимистичен, тогда становится очевидным необходимость умерить свой взгляд. Однако возражение гораздо менее убедительно, когда точка зрения пессимистична. В таких случаях принятие менее пессимистического или более оптимистичного взгляда вполне может улучшить жизнь, но за это приходится платить значительную цену. Тогда у человека будет менее реалистичный взгляд.

Многие люди не приемлют такой компромисс в других случаях, в том числе в отношении некоторых личных экзистенциальных проблем. Получение диагноза неизлечимой болезни может вызвать огромные страдания, но многие люди предпочли бы, чтобы им сказали о таком диагнозе, чем чтобы его скрывали от них. Это говорит о том, что многие люди ценят знание правды, даже если она причиняет страдания. Преимущества более точного представления носят не только личный характер. Чрезмерно радужные взгляды могут сделать человека недостаточно чувствительным к страданиям других.

Возражение против мачо:

Существует еще одно возражение против пессимистических взглядов, которое показывает, насколько легко можно повернуть такую ​​критику как угодно. Согласно этому возражению, в пессимистических взглядах есть что-то «мачо». Идея состоит в том, что в пессимизме заложено бьющее в грудь заявление о том, что пессимисты могут «справиться с правдой», а более слабые люди не могут. Фундаментальная проблема с этим возражением заключается в том, что вместо того, чтобы оценить, насколько точен пессимистический взгляд, оно пытается запятнать человека, который принимает такой взгляд, приписывая ему порок сверхмужской бравады.

Вторая проблема заключается в том, что, хотя довольно легко увидеть, как пессимизм может сочетаться с мужественностью, можно сказать — и многие говорят — обратное, а именно, что пессимизм — для слабаков. Возражение по инерции можно рассматривать как вариант такого возражения, учитывая, что инерция, к которой, по словам этого возражения, ведет пессимизм, близка слабакам, которые предпочли бы не бороться за улучшение.

Заключение:

Приведенный выше пример критики пессимизма показывает, почему маловероятно, что может быть успешное общее неприятие пессимизма. Все три рассмотренных мною возражения являются критикой пессимизма вообще. Среди моих ответов на каждый из них было показать, что, хотя они могут быть разумно направлены на неуместный пессимизм, ни один из них не может работать против уместно пессимистичных взглядов.

Мы не можем оценить Пессимизм (с большой буквы). Мы можем оценивать только частные пессимизмы. Другими словами, мы должны оценить пессимизм в конкретных вопросах. Когда мы делаем это, наше внимание должно быть сосредоточено на том, оправдана ли данная степень пессимизма по этому вопросу или нет. Иногда это так, а иногда и нет.

Дэвид Бенатар

Дэвид Бенатар — профессор философии Кейптаунского университета в Южной Африке. Его последняя книга — « Падение Кейптаунского университета». Подробности о других его работах можно найти здесь.

Tweet

Этимология, происхождение и значение пессимизма по etymonline

Реклама

1794 «наихудшее возможное состояние, точка наибольшего ухудшения» (смысл, который сейчас встречается редко или устарел), заимствован (Кольриджем) из французского pessimisme, сформированный ( по образцу французского optimisme) от латинского pessimus «худший», возможно, первоначально «самый нижний», от PIE *ped-samo-, суффиксная (превосходная) форма *ped- «ходить, спотыкаться, повреждать», от корня * пед- «нога».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *