Пессимизм | это… Что такое Пессимизм?
Наполовину полон или наполовину пуст?Пессимизм (нем. Pessimismus от лат. pessimus — наихудший) — отрицательный, негативный взгляд на жизнь.
Весьма распространённую элементарную форму такой оценки мы находим в пессимизме сравнительно-историческом; от Гесиода и до наших дней каждая эпоха считала себя наихудшей. Очевидно, что люди субъективно особо чувствительны к бедствиям своего времени, и этот вид пессимизма — естественная и практически неизбежная иллюзия. Теоретически мы от нее освобождаемся тогда, когда узнаем факт её повторения в разные эпохи, в самых разных исторических условиях.
Пессимистическому взгляду на историю противопоставляется идея постоянного возрастания человеческого благополучия[1]. Сознание, что в мире есть зло и что оно не упраздняется одним прогрессом социальных условий жизни, вызывает принципиальный вопрос об оценке мирового бытия, причём крайним из отрицательных ответов является пессимизм безусловный, выразившийся в буддийской религии и получивший новейшую философскую обработку в системах Шопенгауэра и Э.
Содержание
|
Четыре благородные истины
Русский философ Владимир Соловьев полную формулу безусловного пессимизма пытался найти в основном буддийском учении «Четыре благородные истины»:
1) Истина о страдании (дукха или дуккха, санскр. — болезнь и страдание): «Моё страдание есть результат моего неблагого мышления и плохой кармы». Мир полон страданий. Рождение — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Соединение с неприятным — страдание, разлучение с приятным — страдание. Даже нейтральные эмоциональные состояния не свободны от влияния причин и обстоятельств, которые человек не может контролировать. Человек вовлечён в процесс, предполагающий страдание.
2) Истина о происхождении и причинах страдания (карма или самудая — источник дуккхи): «Моё неблагое мышление и плохая карма есть причина моего страдания и условия страдания других». Причина страдания состоит в жажде (танха), которая приводит к круговороту рождения и смерти (сансаре). Источник страдания — привязанность и ненависть. Остальные пагубные эмоции, как правило, порождены ими. Их последствия приводят к страданию. Корень же привязанности и ненависти — в неведении, незнании истинной природы всех существ и неодушевлённых предметов. Это не просто следствие недостаточного знания, но ложное мировоззрение, измышление полной противоположности истине, ошибочное понимание реальности.
3) Истина о подлинном прекращении страдания и устранения его источников (истина о нирване или ниродха — прекращение дуккхи): «Моё счастье есть результат моего благого мышления и моей хорошей кармы». Состояние, в котором страданий нет, достижимо. Устранение загрязнений ума (привязанности, ненависти, зависти и нетерпимости) — это и есть истина о состоянии за пределами страдания и причин.
4) Истина о путях к прекращению страдания (марга или магга — путь, ведущий к прекращению дуккхи): «Моё благое мышление есть причина моего счастья и условие счастья других». Предложен так называемый срединный или Восьмеричный Путь достижения нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.
Нирвана — понятие, обозначающее состояние освобождения от страданий. В общем смысле нирвана — состояние, при котором отсутствуют страдания, страсти; состояние умиротворённости, «высшего счастья». По своей сути нирвана — трансцендентное состояние непреходящего покоя и удовлетворённости.
Спасение от «сансары» (бесконечного страдания) возможно только через указанный Восьмеричный путь.
Философ обращает внимание на ту конкретную точку отправления, которую указывает само буддийское предание.
Индийский царевич, отдавший свою первую молодость всевозможным житейским удовольствиям, на 30-м году, встретив нищего, больного, старика и мертвеца, задумывается о непрочности житейского благополучия и покидает свой гарем, чтобы в уединении размышлять о смысле жизни. Какова бы ни была степень исторической достоверности этого сказания, в нём ярко выражена та простая истина, что материальная жизнь даже при самых исключительно благоприятных условиях сама по себе неудовлетворительна. Все житейские блага непрочны, болезнь, старость и смерть — общий удел живых существ: такой Пессимизм существ, опирающихся на свое ограниченное существование, есть аксиома.
Однако уверенность в возможности обрести спасение от страданий заставляет царевича испытав сполна путь аскезы и отбросив его как заблуждение, обнаружить Срединный путь. Дхарма Будды в равной мере критикует как нигилизм (отрицание существования), так и этернализм (самостоятельность, независимость существования), определяя цепь взаимозависимого возникновения как единственный механизм формирования ограниченных миров существования (Сансары). Одно из наиболее детальных определений безграничности и беспредельности Нирваны дает Сутра Сердца Праджняпарамиты: «Нет невежества, нет избавленья от него, нет старости, нет смерти, также нет от них и избавленья. Нет страданий, нет и их возникновенья, прекращенья нет, пути нет, нет познанья, Также нет и достижения, так как нечего достигнуть». Преодоление представлений о границах собственного существования приводит к осознанию пустоты всякого обозначения «себя» и таким образом преодолевается привязанность к возникновению и прекращению существования отдельных форм: «своего» тела, «своего» ума.
Но эта точка зрения необоснованна, ибо страдание природа сансарического бытия, обусловленного заблуждениями. Нирвана это прекращение именно сансарического бытия. В случае сравнения с потухшей свечой топливом являются заблуждения. Огонь это страдание.
Что же до несуществования ничего, в буддийской онтологии отрицается бытие не обусловленное причиной и следствием. Бытие обусловленное признаётся.
Шопенгауэр и Эдуард фон Гартман
Новейшая форма абсолютного пессимизма (у Шопенгауэра и Э. Гартмана) также не представляет никаких оснований для превращения зла в какой-то трансцендентный атрибут бытия. Зло и здесь сводится собственно к страданию, страдание же действительно существует лишь поскольку сознается — а сознание для философии П. есть не более как мозговое явление (Gehirnphänomen) и, следовательно, возможно только для организмов, обладающих нервной системой и страдающих при известной степени раздражения чувствительных нервов. Следовательно, страдания всякого существа ограничиваются пределами его данного телесного существования и совершенно прекращаются с разрушением организма в смерти.
Шопенгауэр и Гартман много говорят о «мировом страдании», но именно с их точки зрения это может быть только риторической фигурой, ибо мир, то есть его единое метафизическое начало — «воля», «бессознательное» и т. п. — не может страдать: для этого оно должно было бы по крайней мере обладать собственными чувствительными нервами и мозгом, чего ему не предоставлено. Универсальное страдать не может; страдает только индивидуальное в своём органическом воплощении, уничтожаемом смертью. Реально существующее страдание ограничивается только областью сознания — людьми и животными; все эти существа страдают, но каждое порознь, и страдания каждого с концом его жизни совершенно прекращаются.
Если Шопенгауэр прав, что нельзя ощущать, представлять, познавать «за пределами своей кожи», то столь же невозможно за этими пределами и страдать; поэтому и чужие страдания могут быть мучительны для каждого лишь через их отражение в пределах его « кожи», то есть через его организм, и с его смертью совершенно исчезают. Таким образом, безусловный Пессимизм ни в древней индийской, ни в новой германской своей форме не в состоянии отнять у смерти её значения окончательной избавительницы от бедствий жизни, и с этой точки зрения ничто логически не мешает каждому ускорять такое избавление через самоубийство.
Попытки Шопенгауэра и Гартмана отклонить этот вывод своей крайней слабостью подтверждают его неизбежность. Первый говорит, что самоубийство есть ошибка, потому что в нём истребляется не сущность зла (мировая воля), а только явление. Но никакой самоубийца и не ставит себе такой нелепой задачи, как истребление сущности вещей. В качестве страдающего явления он хочет избавиться от своей жизни как мучительного явления — и такой цели он несомненно достигает с точки зрения самого Шопенгауэра, который при всем своём пессимизме не может утверждать, чтобы мертвые страдали.
Гартман, вполне признавая, что последняя цель есть именно самоубийство, требует, чтобы отдельный человек в интересах человечества и вселенной воздерживался от личного самоубийства и посвящал свои силы на подготовление средств к тому всеобщему собирательному самоубийству, которым должен окончиться исторический и космический процесс. Это — высший нравственный долг, тогда как убивать себя, чтобы избавиться от собственных страданий, свойственно людям, стоящим на низшей, эвдемонистической ступени этики. Последнее, конечно, справедливо, но собственный принцип безусловного пессимизма логически исключает всякую другую этику.
Если всё дело в том, чтобы уничтожить мучительное существование, то нет никакой возможности разумно доказать кому-нибудь, что он должен иметь в виду не свои собственные, действительно испытываемые мучения, а предполагаемые мучения того отдаленного потомства, которое будет способно на акт коллективного самоубийства; да и для тех будущих пессимистов теперешнее личное самоубийство данного субъекта может быть (в смысле Гартмана) полезно как пример для подражания, ибо ясно, что если каждый будет себя убивать, то общая цель будет достигнута. — На самом деле безусловный пессимизм как первоначально явился, так и до конца остается лишь плодом пресыщенной чувственности. В этом его истинное значение и его ограниченность. Справедливая оценка жизни материальной, которая, в отдельности взятая, есть только «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская», приводит размышляющий ум к истинному заключению, что «мир весь во зле лежит», чем и исчерпывается правда пессимизма.
Но когда человек, познавший до пресыщения неудовлетворительность плотской жизни и не одушевленный преобладающим интересом к чему-нибудь другому, лучшему, незаконным образом обобщает и расширяет отрицательный результат своего опыта, то вместо верного пессимистического отношения к односторонне-материальному направлению жизни получается ложное утверждение, что сама жизнь, сам мир и само бытие суть зло и мучение. В этом принципе безусловного пессимизма 1) не различается зло нравственное от страдания и бедствия, или зла физического, и 2) так смутно понятое зло принимается за подлинную первооснову всякого бытия, что не только ни на чём не основано, но и ведёт к явным нелепостям. Так, последовательно применяя эту точку зрения, пришлось бы признать болезнь за постоянное нормальное состояние, а здоровье — за случайную и непонятную аномалию; но в таком случае мы не замечали бы болезни и мучительно ощущали бы здоровье, как нарушение нормы; между тем, наоборот, здоровье нами обыкновенно не замечается именно как первичное, нормальное состояние, болезнь же мучительно сознается как привходящее, случайное отклонение от нормы. К подобным же нелепостям приводит безусловный пессимизм и в нравственной сфере.
Иногда пессимизмом называется всякое воззрение, которое признаёт реальность и важное значение зла в мире, но лишь как вторичного, обусловленного и преодолеваемого фактора человеческого и природного бытия. Такой относительный пессимизм содержится во многих философских и большинстве религиозных систем; но его нельзя рассматривать вне общей связи того или другого миросозерцания, в которое он входит как один из составных элементов.
См. также
- Оптимизм
- Мелиоризм
- Реализм
- Прогресс
- Теодицея
Примечания
- ↑ (см. Прогресс).
Ссылки
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Пессимизм — Православный портал «Азбука веры»
5 ступеней веры
- Пессимизм С.В. Булгаков
- О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия протопр. Е. Аквилонов
- Пессимизм в языческом Риме проф. А.И. Садов
- Третье письмо индийской миссии монаху Христодулу и ответ на него свт. Николай Сербский
Пессими́зм
—1) умонастроение, склонность отыскивать и видеть во всём плохое или худшее;
2) склонность смотреть на себя и на окружающий мир через призму необоснованного недовольства;
3) мироощущение, обусловленное негативным, противоестественным отношением к жизни.
Что лежит в основе пессимистического настроя?
1) Нередко причиной пессимистического настроения служат гнездящиеся в человеке греховные страсти, первое место среди которых принадлежит гордости). Гордый человек, полагая, что он априори лучше других, жаждет видеть себя не иначе как на высоте. Если же этого не получается достичь — между желаемым и действительным образуется пропасть несоответствия. Будучи не в силах добиться искомого и не желая смиряться, гордый впадает в состояние глубокой неудовлетворенности, а иногда и разочаровывается в жизни. Всё ему не так, на всё он глядит в мрачном свете. Пессимизм может усиливаться вмешательством таких порочных страстей как зависть, ненависть и пр.
Бывает, что корень пессимистического настроения кроется не в завышенной самооценке, а напротив, в заниженной (чит. подробнее: Христианское и псевдо-христианское смирение). Особенно остро пессимизм проявляется тогда, когда на это внутреннее состояние души накладываются внешние неблагоприятные факторы: одиночество, неурядицы в семейных отношениях, невозможность реализовать себя в профессии, творчестве и т. п. Результатом может стать разуверение человека в собственных силах; нарастание ощущения беззащитности, безнадежности, невостребованности или ненужности. Всё это может сопровождаться и усугубляться страхом перед завтрашним днём. Отсюда — уныние, всплески отчаяния.
Случается, что причиной пессимистического состояния выступает неумение или даже нежелание человека радоваться жизни, как вообще, так и малозначительным вещам. Поэтому то, в чём один видит повод для оптимизма (например, рождение ребенка, многодневный визит престарелых родителей), другой найдёт повод для сильной печали и недовольства. Поскольку жить совершенно безрадостной жизнью для человека неестественно, постольку такое существование нередко приводит к психическим и физическим заболеваниям.
2) Другой спектр причин очерчивается деятельностью падших духов. Воздействуя на различные сферы человеческой души, подавляя или возбуждая в ней те или иные движения, демоны могут подталкивать человека к различным психологическим состояниям, в том числе к пессимистическому (см. : Что такое прелесть бесовская и что собой представляют диавольские козни?).
Чем опасен пессимизм и является ли он разновидностью греха?
Пессимизм, конечно же, может быть вызван и внешними бытовыми причинами, например, чередой обрушивающихся на человека напастей и бедствий. Кроме того, он может являться следствием психологической травмы или серьезного заболевания.
Между тем, такие его проявления или спутники, как уныние, чувство ненужности, безнадежности, взвинченной неуверенности в будущем, желание чернить чёрной краской, могут свидетельствовать не только о нравственном несовершенстве, но и о глубокой греховности.
Так, Господь упрекал Своих слушателей в том, что они, не желая видеть бревна в собственном глазу, видят сучек в глазу брата своего (Мф.7:3). Это, конечно же, свойственно не только огрубелому пессимисту, но и всякому, любящему осуждать. Тем не менее, пессимист часто действует именно так. Ведь его склонность, во всем видеть плохое, распространяется и на его ближних. Более того, осуждение брата далеко не всегда ограничивается внутренней оценкой, и тогда к пессимизму примешивается грех сплетень и клеветы.
А что сказать про тот вид пессимизма, который образуется на почве гордыни? Ведь гордыня — «матерь» и «дверь» всякого греха.
Но главное, пессимизм подавляет в человеке веру и надежду на Бога, а зачастую пессимизм как раз и обусловливается отсутствием таковых. Вот почему демоны так стремятся подвигнуть человека к унынию или, что хуже, к отчаянию (см.: Вера).
Как исцелить пессимизм?
Пессимизм, как и любая другая противоестественная человеческая склонность, подлежит врачеванию.
Основой врачевания служит вкоренение в сознание человека правильного отношения к самому себе и окружающему миру, правильная организация жизни. Всё это достижимо через приобщение человека к Церкви Христовой, через активную жизнь со Христом, по Христу, во Христе.
- 1.6 тыс. 0
-
-
- П
Пессимизм | Определение и происхождение
Артур Шопенгауэр
Смотреть все СМИ
- Похожие темы:
- этика одиночество отношение оптимизм
Просмотреть весь связанный контент →
пессимизм , отношение безысходности к жизни и к существованию вкупе со смутным общим мнением о том, что в мире преобладают боль и зло. Происходит от латинского 9.0017 пессимус («худший»). Пессимизм — это антитеза оптимизму, отношение всеобщей надежды в сочетании с мнением о том, что в мире существует баланс добра и удовольствия. Однако описание отношения как пессимистического не обязательно означает, что оно вообще не предполагает никакой надежды. Он может поместить свои объекты надежды и оценки в области за пределами обычного опыта и существования. Это может также направить такую надежду и оценку на полное прекращение и отмену существования.
Бессистемный пессимизм является отражением материальных обстоятельств, физического здоровья или общего темперамента. На языке Екклесиаста характерно выражено, что «все суета». Однако существуют систематические формы пессимизма, как философские, так и религиозные. Орфико-пифагорейский взгляд на мир был пессимистичным: плотское существование рассматривалось как периодическая епитимья, которой подвергается нечистая или виновная душа до тех пор, пока она, наконец, не сможет освободиться от «цикла становления» посредством церемониального очищения или философского созерцания. . Тот же ограниченный пессимизм в отношении плотского существования и опыта обнаруживается в платонизме, для которого вещи в этом мире неизбежно отклоняются от своих идеальных образцов и не соответствуют им. У Платона Федон плотские склонности и опыт представляют собой лишь помехи в выполнении деятельности, которая будет полностью осуществлена после смерти.
Философский пессимизм был силен в XIX веке и был представлен в системах Артура Шопенгауэра и Карла Роберта Эдуарда фон Гартмана. Шопенгауэр представил синтез кантианства и буддизма, причем кантианская вещь в себе отождествлялась со слепой иррациональной волей, стоящей за явлениями; мир, будучи проявлением такой несчастной воли, сам должен быть несчастен. В первой половине 20-го века критическая философия имела тенденцию избегать всего вопроса оптимизма и пессимизма; чувствуя себя неспособными сделать много общих утверждений о мире, философы особенно не желали давать общие оценки его добра или зла. Однако ограниченный пессимизм в отношении мира и человеческой природы был характерен для некоторых богословских систем (например, богословия Карла Барта, Эмиля Бруннера и голландских неокальвинистов Германа Дойверда и Д. Х. Т. Волленховена). Возможно, самая бескомпромиссная пессимистическая система из когда-либо разработанных принадлежит философу-экзистенциалисту Мартину Хайдеггеру, для которого смерть, небытие и тревога были центральными темами интереса и для которого высшим возможным актом человеческой свободы было примирение со смертью.
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена Майклом Рэем.
Определение и значение пессимизма — Merriam-Webster
пес ·симизм ˈpe-sə-ˌmi-zəm
также ˈpe-zə-
1
: склонность подчеркивать неблагоприятные аспекты, условия и возможности или ожидать наихудшего возможного исхода
2
а
: учение о том, что реальность по сути зла
б
: учение о том, что зло важнее счастья в жизни
Примеры предложений
Хотя экономика показывает признаки улучшения, ощущение пессимизм остается.
Недавние примеры в Интернете
Защитный пессимизм — это способ снизить наши ожидания, чтобы продлить мотивацию.
Келли Каммингс, новых рабочих мест в мае, что превзошло ожидания экспертов.
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «пессимизм». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Этимология
заимствовано из французского pessimisme, из латинского pessimus «наихудший» + французский -isme -ism, образованный по аналогии с optimisme оптимизм; Латинское pessimus, , вероятно, восходящее к *pedisamos, производное (с -isamos, суффиксом превосходной степени , восходящим к курсивному и кельтскому *-ism̥mos ) от *ped-, извлечено из *ped- ту- «падение, падение» (откуда латинское pessum «на дно, к разрушению»), отглагольное существительное из индоевропейской основы *ped- «шаг, падение», откуда, с разной степенью аблаута, Старое английский gefetan «падать», старославянский padǫ, pasti, санскрит padyate «(он/она) падает, погибает»
Примечание: Индоевропейская глагольная основа *ped- обычно считается производной от существительного 9. 0017 *pōd-, ped- «ступня»; см. сноску 1.
Первое известное использование
1815, в значении, определенном в смысле 1
Путешественник во времени
Первое известное использование пессимизма было в 1815 году
Посмотреть другие слова того же года
Словарные статьи рядом с
пессимизмпессимальный
пессимизм
пессимист
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Пессимизм.»
Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/pessimism. По состоянию на 7 декабря 2022 г.Копировать цитату
Детское определение
пессимизм
пес ·симизм ˈpes-ə-ˌmiz-əm
1
: склонность ожидать наихудшего возможного исхода
2
: вера в то, что зло встречается в жизни чаще, чем добро
пессимист
-масть
существительное
Медицинское определение
пессимизм
пес ·симизм
ˈpes-ə-ˌmiz-əm также ˈpez-
: склонность подчеркивать неблагоприятные аспекты, условия и возможности или ожидать наихудшего возможного исхода
пессимистичный
ˌpes-ə-ˈmis-tik также ˌpez-
имя прилагательное
Еще от Merriam-Webster о
пессимизмеТезаурус: Все синонимы и антонимы к слову пессимизм
Английский: Перевод слова пессимизм для говорящих на испанском языке
Britannica English: перевод пессимизма для говорящих на арабском языке
Britannica.