Пессимизм это: Пессимизм | это… Что такое Пессимизм?

Пессимизм | это… Что такое Пессимизм?

Наполовину полон или наполовину пуст?

Пессимизм (нем. Pessimismus от лат. pessimus — наихудший) — отрицательный, негативный взгляд на жизнь.

Весьма распространённую элементарную форму такой оценки мы находим в пессимизме сравнительно-историческом; от Гесиода и до наших дней каждая эпоха считала себя наихудшей. Очевидно, что люди субъективно особо чувствительны к бедствиям своего времени, и этот вид пессимизма — естественная и практически неизбежная иллюзия. Теоретически мы от нее освобождаемся тогда, когда узнаем факт её повторения в разные эпохи, в самых разных исторических условиях.

Пессимистическому взгляду на историю противопоставляется идея постоянного возрастания человеческого благополучия[1]. Сознание, что в мире есть зло и что оно не упраздняется одним прогрессом социальных условий жизни, вызывает принципиальный вопрос об оценке мирового бытия, причём крайним из отрицательных ответов является пессимизм безусловный, выразившийся в буддийской религии и получивший новейшую философскую обработку в системах Шопенгауэра и Э.

Гартмана.

Содержание

  • 1 Четыре благородные истины
  • 2 Шопенгауэр и Эдуард фон Гартман
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Четыре благородные истины

Русский философ Владимир Соловьев полную формулу безусловного пессимизма пытался найти в основном буддийском учении «Четыре благородные истины»:

1) Истина о страдании (дукха или дуккха, санскр. — болезнь и страдание): «Моё страдание есть результат моего неблагого мышления и плохой кармы». Мир полон страданий. Рождение — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Соединение с неприятным — страдание, разлучение с приятным — страдание. Даже нейтральные эмоциональные состояния не свободны от влияния причин и обстоятельств, которые человек не может контролировать. Человек вовлечён в процесс, предполагающий страдание.

2) Истина о происхождении и причинах страдания (карма или самудая — источник дуккхи): «Моё неблагое мышление и плохая карма есть причина моего страдания и условия страдания других». Причина страдания состоит в жажде (танха), которая приводит к круговороту рождения и смерти (сансаре). Источник страдания — привязанность и ненависть. Остальные пагубные эмоции, как правило, порождены ими. Их последствия приводят к страданию. Корень же привязанности и ненависти — в неведении, незнании истинной природы всех существ и неодушевлённых предметов. Это не просто следствие недостаточного знания, но ложное мировоззрение, измышление полной противоположности истине, ошибочное понимание реальности.

3) Истина о подлинном прекращении страдания и устранения его источников (истина о нирване или ниродха — прекращение дуккхи): «Моё счастье есть результат моего благого мышления и моей хорошей кармы». Состояние, в котором страданий нет, достижимо. Устранение загрязнений ума (привязанности, ненависти, зависти и нетерпимости) — это и есть истина о состоянии за пределами страдания и причин.

4) Истина о путях к прекращению страдания (марга или магга — путь, ведущий к прекращению дуккхи): «Моё благое мышление есть причина моего счастья и условие счастья других». Предложен так называемый срединный или Восьмеричный Путь достижения нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

Нирвана — понятие, обозначающее состояние освобождения от страданий. В общем смысле нирвана — состояние, при котором отсутствуют страдания, страсти; состояние умиротворённости, «высшего счастья». По своей сути нирвана — трансцендентное состояние непреходящего покоя и удовлетворённости.

Спасение от «сансары» (бесконечного страдания) возможно только через указанный Восьмеричный путь.

Философ обращает внимание на ту конкретную точку отправления, которую указывает само буддийское предание.

Индийский царевич, отдавший свою первую молодость всевозможным житейским удовольствиям, на 30-м году, встретив нищего, больного, старика и мертвеца, задумывается о непрочности житейского благополучия и покидает свой гарем, чтобы в уединении размышлять о смысле жизни. Какова бы ни была степень исторической достоверности этого сказания, в нём ярко выражена та простая истина, что материальная жизнь даже при самых исключительно благоприятных условиях сама по себе неудовлетворительна. Все житейские блага непрочны, болезнь, старость и смерть — общий удел живых существ: такой Пессимизм существ, опирающихся на свое ограниченное существование, есть аксиома.

Однако уверенность в возможности обрести спасение от страданий заставляет царевича испытав сполна путь аскезы и отбросив его как заблуждение, обнаружить Срединный путь. Дхарма Будды в равной мере критикует как нигилизм (отрицание существования), так и этернализм (самостоятельность, независимость существования), определяя цепь взаимозависимого возникновения как единственный механизм формирования ограниченных миров существования (Сансары). Одно из наиболее детальных определений безграничности и беспредельности Нирваны дает Сутра Сердца Праджняпарамиты: «Нет невежества, нет избавленья от него, нет старости, нет смерти, также нет от них и избавленья. Нет страданий, нет и их возникновенья, прекращенья нет, пути нет, нет познанья, Также нет и достижения, так как нечего достигнуть». Преодоление представлений о границах собственного существования приводит к осознанию пустоты всякого обозначения «себя» и таким образом преодолевается привязанность к возникновению и прекращению существования отдельных форм: «своего» тела, «своего» ума.

Но эта точка зрения необоснованна, ибо страдание природа сансарического бытия, обусловленного заблуждениями. Нирвана это прекращение именно сансарического бытия. В случае сравнения с потухшей свечой топливом являются заблуждения. Огонь это страдание.

Что же до несуществования ничего, в буддийской онтологии отрицается бытие не обусловленное причиной и следствием. Бытие обусловленное признаётся.

Шопенгауэр и Эдуард фон Гартман

Новейшая форма абсолютного пессимизма (у Шопенгауэра и Э. Гартмана) также не представляет никаких оснований для превращения зла в какой-то трансцендентный атрибут бытия. Зло и здесь сводится собственно к страданию, страдание же действительно существует лишь поскольку сознается — а сознание для философии П. есть не более как мозговое явление (Gehirnphänomen) и, следовательно, возможно только для организмов, обладающих нервной системой и страдающих при известной степени раздражения чувствительных нервов. Следовательно, страдания всякого существа ограничиваются пределами его данного телесного существования и совершенно прекращаются с разрушением организма в смерти.

Шопенгауэр и Гартман много говорят о «мировом страдании», но именно с их точки зрения это может быть только риторической фигурой, ибо мир, то есть его единое метафизическое начало — «воля», «бессознательное» и т. п. — не может страдать: для этого оно должно было бы по крайней мере обладать собственными чувствительными нервами и мозгом, чего ему не предоставлено. Универсальное страдать не может; страдает только индивидуальное в своём органическом воплощении, уничтожаемом смертью. Реально существующее страдание ограничивается только областью сознания — людьми и животными; все эти существа страдают, но каждое порознь, и страдания каждого с концом его жизни совершенно прекращаются.

Если Шопенгауэр прав, что нельзя ощущать, представлять, познавать «за пределами своей кожи», то столь же невозможно за этими пределами и страдать; поэтому и чужие страдания могут быть мучительны для каждого лишь через их отражение в пределах его « кожи», то есть через его организм, и с его смертью совершенно исчезают. Таким образом, безусловный Пессимизм ни в древней индийской, ни в новой германской своей форме не в состоянии отнять у смерти её значения окончательной избавительницы от бедствий жизни, и с этой точки зрения ничто логически не мешает каждому ускорять такое избавление через самоубийство.

Попытки Шопенгауэра и Гартмана отклонить этот вывод своей крайней слабостью подтверждают его неизбежность. Первый говорит, что самоубийство есть ошибка, потому что в нём истребляется не сущность зла (мировая воля), а только явление. Но никакой самоубийца и не ставит себе такой нелепой задачи, как истребление сущности вещей. В качестве страдающего явления он хочет избавиться от своей жизни как мучительного явления — и такой цели он несомненно достигает с точки зрения самого Шопенгауэра, который при всем своём пессимизме не может утверждать, чтобы мертвые страдали.

Гартман, вполне признавая, что последняя цель есть именно самоубийство, требует, чтобы отдельный человек в интересах человечества и вселенной воздерживался от личного самоубийства и посвящал свои силы на подготовление средств к тому всеобщему собирательному самоубийству, которым должен окончиться исторический и космический процесс. Это — высший нравственный долг, тогда как убивать себя, чтобы избавиться от собственных страданий, свойственно людям, стоящим на низшей, эвдемонистической ступени этики. Последнее, конечно, справедливо, но собственный принцип безусловного пессимизма логически исключает всякую другую этику.

Если всё дело в том, чтобы уничтожить мучительное существование, то нет никакой возможности разумно доказать кому-нибудь, что он должен иметь в виду не свои собственные, действительно испытываемые мучения, а предполагаемые мучения того отдаленного потомства, которое будет способно на акт коллективного самоубийства; да и для тех будущих пессимистов теперешнее личное самоубийство данного субъекта может быть (в смысле Гартмана) полезно как пример для подражания, ибо ясно, что если каждый будет себя убивать, то общая цель будет достигнута.  — На самом деле безусловный пессимизм как первоначально явился, так и до конца остается лишь плодом пресыщенной чувственности. В этом его истинное значение и его ограниченность. Справедливая оценка жизни материальной, которая, в отдельности взятая, есть только «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская», приводит размышляющий ум к истинному заключению, что «мир весь во зле лежит», чем и исчерпывается правда пессимизма.

Но когда человек, познавший до пресыщения неудовлетворительность плотской жизни и не одушевленный преобладающим интересом к чему-нибудь другому, лучшему, незаконным образом обобщает и расширяет отрицательный результат своего опыта, то вместо верного пессимистического отношения к односторонне-материальному направлению жизни получается ложное утверждение, что сама жизнь, сам мир и само бытие суть зло и мучение. В этом принципе безусловного пессимизма 1) не различается зло нравственное от страдания и бедствия, или зла физического, и 2) так смутно понятое зло принимается за подлинную первооснову всякого бытия, что не только ни на чём не основано, но и ведёт к явным нелепостям. Так, последовательно применяя эту точку зрения, пришлось бы признать болезнь за постоянное нормальное состояние, а здоровье — за случайную и непонятную аномалию; но в таком случае мы не замечали бы болезни и мучительно ощущали бы здоровье, как нарушение нормы; между тем, наоборот, здоровье нами обыкновенно не замечается именно как первичное, нормальное состояние, болезнь же мучительно сознается как привходящее, случайное отклонение от нормы. К подобным же нелепостям приводит безусловный пессимизм и в нравственной сфере.

Иногда пессимизмом называется всякое воззрение, которое признаёт реальность и важное значение зла в мире, но лишь как вторичного, обусловленного и преодолеваемого фактора человеческого и природного бытия. Такой относительный пессимизм содержится во многих философских и большинстве религиозных систем; но его нельзя рассматривать вне общей связи того или другого миросозерцания, в которое он входит как один из составных элементов.

См. также

  • Оптимизм
  • Мелиоризм
  • Реализм
  • Прогресс
  • Теодицея

Примечания

  1. (см. Прогресс).

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Пессимизм — Православный портал «Азбука веры»

5 ступеней веры


  • Пес­си­мизм С.В. Бул­га­ков
  • О физико-теле­о­ло­ги­че­ском дока­за­тель­стве бытия Божия про­топр. Е. Акви­ло­нов
  • Пес­си­мизм в язы­че­ском Риме проф. А.И. Садов
  • Третье письмо индий­ской миссии монаху Хри­сто­дулу и ответ на него свт. Нико­лай Серб­ский

Пессими́зм

1) умо­на­стро­е­ние, склон­ность отыс­ки­вать и видеть во всём плохое или худшее;
2) склон­ность смот­реть на себя и на окру­жа­ю­щий мир через призму необос­но­ван­ного недо­воль­ства;
3) миро­ощу­ще­ние, обу­слов­лен­ное нега­тив­ным, про­ти­во­есте­ствен­ным отно­ше­нием к жизни.

Что лежит в основе пес­си­ми­сти­че­ского настроя?

1) Нередко при­чи­ной пес­си­ми­сти­че­ского настро­е­ния служат гнез­дя­щи­еся в чело­веке гре­хов­ные стра­сти, первое место среди кото­рых при­над­ле­жит гор­до­сти). Гордый чело­век, пола­гая, что он апри­ори лучше других, жаждет видеть себя не иначе как на высоте. Если же этого не полу­ча­ется достичь — между жела­е­мым и дей­стви­тель­ным обра­зу­ется про­пасть несо­от­вет­ствия. Будучи не в силах добиться иско­мого и не желая сми­ряться, гордый впа­дает в состо­я­ние глу­бо­кой неудо­вле­тво­рен­но­сти, а иногда и разо­ча­ро­вы­ва­ется в жизни. Всё ему не так, на всё он глядит в мрач­ном свете. Пес­си­мизм может уси­ли­ваться вме­ша­тель­ством таких пороч­ных стра­стей как зависть, нена­висть и пр.

Бывает, что корень пес­си­ми­сти­че­ского настро­е­ния кро­ется не в завы­шен­ной само­оценке, а напро­тив, в зани­жен­ной (чит. подроб­нее: Хри­сти­ан­ское и псевдо-хри­сти­ан­ское сми­ре­ние). Осо­бенно остро пес­си­мизм про­яв­ля­ется тогда, когда на это внут­рен­нее состо­я­ние души накла­ды­ва­ются внеш­ние небла­го­при­ят­ные фак­торы: оди­но­че­ство, неуря­дицы в семей­ных отно­ше­ниях, невоз­мож­ность реа­ли­зо­вать себя в про­фес­сии, твор­че­стве и т. п. Резуль­та­том может стать разу­ве­ре­ние чело­века в соб­ствен­ных силах; нарас­та­ние ощу­ще­ния без­за­щит­но­сти, без­на­деж­но­сти, невос­тре­бо­ван­но­сти или ненуж­но­сти. Всё это может сопро­вож­даться и усу­губ­ляться стра­хом перед зав­траш­ним днём. Отсюда — уныние, всплески отча­я­ния.

Слу­ча­ется, что при­чи­ной пес­си­ми­сти­че­ского состо­я­ния высту­пает неуме­ние или даже неже­ла­ние чело­века радо­ваться жизни, как вообще, так и мало­зна­чи­тель­ным вещам. Поэтому то, в чём один видит повод для опти­мизма (напри­мер, рож­де­ние ребенка, мно­го­днев­ный визит пре­ста­ре­лых роди­те­лей), другой найдёт повод для силь­ной печали и недо­воль­ства. Поскольку жить совер­шенно без­ра­дост­ной жизнью для чело­века неесте­ственно, постольку такое суще­ство­ва­ние нередко при­во­дит к пси­хи­че­ским и физи­че­ским забо­ле­ва­ниям.

2) Другой спектр причин очер­чи­ва­ется дея­тель­но­стью падших духов. Воз­дей­ствуя на раз­лич­ные сферы чело­ве­че­ской души, подав­ляя или воз­буж­дая в ней те или иные дви­же­ния, демоны могут под­тал­ки­вать чело­века к раз­лич­ным пси­хо­ло­ги­че­ским состо­я­ниям, в том числе к пес­си­ми­сти­че­скому (см. : Что такое пре­лесть бесов­ская и что собой пред­став­ляют диа­воль­ские козни?).

Чем опасен пес­си­мизм и явля­ется ли он раз­но­вид­но­стью греха?

Пес­си­мизм, конечно же, может быть вызван и внеш­ними быто­выми при­чи­нами, напри­мер, чере­дой обру­ши­ва­ю­щихся на чело­века напа­стей и бед­ствий. Кроме того, он может являться след­ствием пси­хо­ло­ги­че­ской травмы или серьез­ного забо­ле­ва­ния.

Между тем, такие его про­яв­ле­ния или спут­ники, как уныние, чув­ство ненуж­но­сти, без­на­деж­но­сти, взвин­чен­ной неуве­рен­но­сти в буду­щем, жела­ние чер­нить чёрной крас­кой, могут сви­де­тель­ство­вать не только о нрав­ствен­ном несо­вер­шен­стве, но и о глу­бо­кой гре­хов­но­сти.

Так, Гос­подь упре­кал Своих слу­ша­те­лей в том, что они, не желая видеть бревна в соб­ствен­ном глазу, видят сучек в глазу брата своего (Мф.7:3). Это, конечно же, свой­ственно не только огру­бе­лому пес­си­ми­сту, но и вся­кому, любя­щему осуж­дать. Тем не менее, пес­си­мист часто дей­ствует именно так. Ведь его склон­ность, во всем видеть плохое, рас­про­стра­ня­ется и на его ближ­них. Более того, осуж­де­ние брата далеко не всегда огра­ни­чи­ва­ется внут­рен­ней оцен­кой, и тогда к пес­си­мизму при­ме­ши­ва­ется грех спле­тень и кле­веты.

А что ска­зать про тот вид пес­си­мизма, кото­рый обра­зу­ется на почве гор­дыни? Ведь гор­дыня — «матерь» и «дверь» вся­кого греха.

Но глав­ное, пес­си­мизм подав­ляет в чело­веке веру и надежду на Бога, а зача­стую пес­си­мизм как раз и обу­слов­ли­ва­ется отсут­ствием тако­вых. Вот почему демоны так стре­мятся подвиг­нуть чело­века к унынию или, что хуже, к отча­я­нию (см.: Вера).

Как исце­лить пес­си­мизм?

Пес­си­мизм, как и любая другая про­ти­во­есте­ствен­ная чело­ве­че­ская склон­ность, под­ле­жит вра­че­ва­нию.

Осно­вой вра­че­ва­ния служит вко­ре­не­ние в созна­ние чело­века пра­виль­ного отно­ше­ния к самому себе и окру­жа­ю­щему миру, пра­виль­ная орга­ни­за­ция жизни. Всё это дости­жимо через при­об­ще­ние чело­века к Церкви Хри­сто­вой, через актив­ную жизнь со Хри­стом, по Христу, во Христе.

  • 1.6 тыс. 0