Определение личности структура личности: Личность, ее структура. Активность и направленность личности.

Понятие о личности и ее структуре

29.03.2013

Личность — это конкретный человек с индивидуально проявленными своеобразными умственными, эмоциональными, волевыми и физическими свойствами. Личность возникла и развилась в процессе общественно-исторического развития человечества, в процессе труда.

Принадлежность личности к обществу, включение в систему общественных отношений определяет ее психологическую и социальную сущность.

Личность — социальное существо, субъект познания, активный деятель общественного развития. Характерными признаками личности являются ее сознание, исполняемые ею общественные роли, общественно полезная деятельность.

Одной из сторон личности является ее индивидуальность — своеобразное, неповторимое соединение психологических особенностей характера, темперамента, движения психических процессов (восприятие, память, мышление, речь, чувства, воля), ее мотивационной сферы.

Личность всегда является продуктом своих действий и тех общественно-экономических отношений, в которых участвует. Изучение личности по своей сути — это историческое исследование процесса ее становления при определенных социальных условиях, определенном общественном строе.

Структуру личности рассматривают по-разному.

Одни считают, что в структуре личности целесообразно рассматривать только психологические ее компоненты (познавательные, эмоционально-волевые, направленность), а другие выделяют в ней и биологические аспекты (типологические особенности нервной системы, возрастные изменения в организме, пол), которые нельзя игнорировать в процессе воспитания личности.

Однако противопоставлять биологическое социальному в личности нельзя. Природные черты существуют в структуре личности как социально обусловленные ее элементы. Биологическое и социальное в структуре личности создают единство и взаимодействуют между собой.

Человек — природное существо, но биологическое в процессе исторического развития под влиянием социальных условий изменилось, приобрело своеобразные специфические человеческие особенности.

В структуре личности различают типичное и индивидуальное.

Типичное — то наиболее общее, что свойственно каждому человеку и характеризует личность вообще: ее сознание, активность, ум и эмоционально-волевые проявления и т.п., то есть то, чем один человек похож на других людей. Индивидуальное — это то, что характеризует отдельного человека: его физические и психологические особенности, направленность, способности, черты характера и т.п., то есть то, чем отличается один человек от другого.

Психолог К.К. Платонов в структуре личности выделяет четыре подструктуры,
Первая — направленность личности: моральные качества, установки личности, ее отношения с другими. Определяется эта. подструктура общественным бытием человека.

Другая — это подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки). Опыт приобретается в процессе обучения и воспитания. Ведущим в приобретении опыта является социальный фактор.

Третья — это подструктура форм отражения. Она охватывает индивидуальные особенности психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни и специфически проявляются в познавательной и эмоционально-волевой деятельности человека.

Четвертая подструктура — биологически обусловленная сторона психических функций личности. Она объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и их патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга.

Психологическая структура личности очень сложна и многогранна.

Познавательная, эмоционально-волевая деятельность личности, ее потребности, интересы, идеалы и убеждения, самосознание и т.п. — составные компоненты духовной жизни личности.

Они находятся в сложном взаимодействии и в своем единстве представляют собой ее «Я», руководящее внутренней жизнью и проявлениями ее в деятельности и отношениях с другими.

Ключевые слова: Личность

Источник: Максименко С.Д., Общая психология

Материалы по теме

Имплицитные теории личности (ИТЛ)

Рождественская Н. А., Способы межличностного познания

Формирование личности и социальная среда

Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов

Методология экспериментальных исследований личности

Мельник С.Н., Психология личности

Макроструктура эмоциональной сферы личности

Вытеснение, самосознание, личность

Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание…

Что такое быть личностью?

Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999

Типология личности преступника

Косолапова Н.В., Иванова А.И., Юридическая психология

Социальное поведение личности и его регуляция

Челдышова Н.

Б., Шпаргалка по социальной психологии

Понятие и структура личности | Диплом по психологии

Перейти к содержимому

Понятие личности

На данном историческом этапе в психологии не существует однозначного и общепринятого определения личности. Наиболее распространенным является представление, вытекающее из разграничения индивида, личности и индивидуальности:

  • Индивид – человек как биологическое существо;
  • Личность – человек как социальное существо;
  • Индивидуальность – человек как уникальное существо. Понятие индивидуальности подчеркивает своеобразие каждого конкретного человека.

Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие «личность» как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Концепции структуры личности в отечественной психологии

  1. Концепция Рубинштейна: личность состоит из следующих четырех компонентов:
    • Направленность мотивационно-ценностная сфера личности, включающая глубокие, устойчивые и относительно независимые от наличной ситуации потребности, мотивы и цели, а также базирующиеся на них ценностные ориентации, убеждения и склонности, в совокупности составляющие мировоззрение человека. Направленность определяет избирательность всех форм активности человека.
    • Характерсовокупность индивидуальных свойств личности, обусловленных ее отношениями к миру и к самому себе и проявляющихся в типичных для данного человека формах поведения.
    • Темпераментсовокупность формально-динамических свойств личности.
    • Способностииндивидуальные свойства личности, обусловливающие успешность выполняемой человеком деятельности.
  2. Концепция Платонова: личность состоит из следующих компонентов, которые могут быть рассмотрены как уровни:
    • Направленность (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение) – высший уровень структуры личности. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.
    • Индивидуальный социальный опыт (приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки) – формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.
    • Индивидуальные особенности психических процессов (индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей) – зависят как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.
    • Биологически обусловленные свойства личности (темперамент, половые и возрастные особенности) – низший уровень структуры личности.
  3. Концепция Ананьева
    Характер
    Социальный статусСоциальные роли
    Направленность
    Особенности социального поведенияХарактер коммуникаций и отношений с другими людьми
    Темперамент

Концепции структуры личности в зарубежной психологии

  1. Психоанализ: личность состоит из трех компонентов:
    • Ид (Оно) – врожденное бессознательное. Ид – бессознательная часть психики, совокупность биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. Будучи бессознательным и иррациональным, Ид подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека.
    • Эго (Я) – сознание. Второй принцип поведения – гомеостаз – тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия. Уровень Эго сознания находится в состоянии постоянного конфликта с Ид, подавляет врожденные влечения. На Эго воздействуют три силы: Ид, Супер-Эго и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. Эго старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу реальности.
    • Супер-Эго (Сверх-Я) – приобретенное бессознательное. Супер-Эго служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести.
  2. Бихевиоризм: личность составляют:
    • Врожденные инстинкты, основанные на безусловных рефлексах;
    • Приобретенные в процессе научения формы поведения, основанные на условных рефлексах (закрепленные по принципу удовольствие впечатывает, боль стирает).
  3. Гуманистическая теория личности Маслоу:
    • Физиологические потребности;
    • Потребность в защите и безопасности;
    • Потребность в социальных связях;
    • Потребность в уважении и самоуважении;
    • Потребность в самоактуализации.
  4. Ролевая теория личности (некоторые авторы): Личность – это совокупность исполняемых ею ролей.

Фрейдистская теория личности

Фрейдистская теория личности

Зигмунд Фрейд считается отцом психиатрии. Среди его многочисленных достижений, возможно, самая далеко идущая схема личности в психологии: фрейдистская теория личности . Он был в центре внимания многих дополнений, модификаций и различных интерпретаций, данных его основным пунктам. Несмотря на множество перевоплощений, теория Фрейда подвергается критике многими (например, за предполагаемый сексизм), и сегодня она остается в центре горячих дискуссий о ее актуальности.

Этимология

Фрейд был уникальным мыслителем. Не может быть никаких сомнений в том, что на него повлияли более ранние размышления о человеческом разуме, особенно идея о том, что внутри разума существует активность на сознательном и бессознательном уровне, однако его подход к этим темам был в значительной степени концептуальным. Его теоретические мысли были столь же оригинальны, сколь и уникальны. Свидетельством мысли Фрейда является знание того, что независимо от того, согласны ли вы, не согласны или испытываете двойственное отношение к его теории, она остается теоретическим краеугольным камнем в его области знаний.

Определение

Человеческая личность: взрослая личность возникает как совокупность переживаний раннего детства, основываясь на том, как эти переживания сознательно и бессознательно обрабатываются на этапах человеческого развития, и как эти переживания формируют личность.

Не каждый человек выполняет необходимые задачи на каждой стадии развития. Когда они этого не делают, результатом может быть психическое состояние, требующее психоанализа для достижения правильного функционирования.

Этапы развития

Полагая, что большая часть человеческих страданий обусловлена ​​детским развитием , Фрейд делал акцент на пяти стадиях психосексуального развития. По мере прохождения ребенком этих стадий могут возникать неразрешенные конфликты между физическими влечениями и социальными ожиданиями.

Эти стадии следующие:

  • Оральный (0-1,5 года): Фиксация на всем оральном. Если они не выполняются удовлетворительно, существует вероятность развития негативных оральных привычек или поведения.
  • Анальный секс (возраст от 1,5 до 3 лет): Как указано, этот этап в первую очередь связан с выработкой здоровых привычек приучения к туалету.
  • Фаллический (возраст 3–5 лет): Развитие здоровых заменителей сексуального влечения мальчиков и девочек к родителю противоположного пола.
  • Латентность (5-12 лет): Развитие здоровых дремлющих сексуальных чувств к противоположному полу.
  • Генитальный (12 – взрослость): Все задачи предыдущих четырех стадий интегрируются в разум, что способствует возникновению здоровых сексуальных ощущений и поведения.

Именно на этих стадиях развития опыт фильтруется через три уровня человеческого разума. Именно из этих структур и врожденных конфликтов, возникающих в уме, формируется личность. Согласно Фрейду, хотя между этими тремя уровнями существует взаимозависимость, каждый уровень также служит определенной цели в развитии личности. В рамках этой теории способность человека разрешать внутренние конфликты на определенных этапах их развития определяет будущую копинг-способность и способность к функционированию во взрослом возрасте.

Супер-эго

Каждая стадия обрабатывается в соответствии с концепцией Фрейда о человеческом разуме как о трехуровневой системе, состоящей из Супер-Эго, Эго и Ид. Супер-эго функционирует на сознательном уровне. Он служит своего рода центром скрининга того, что происходит. Именно на этом уровне общество и родительское руководство сопоставляются с личным удовольствием и выгодой в соответствии с указаниями ид. Очевидно, это приводит в движение ситуации, созревшие для конфликта.

Эго

Во многом подобно судье в суде, когда переживания перерабатываются через Супер-Эго и Ид, они попадают в Эго, чтобы обеспечить удовлетворительный результат. Первоначально Фрейд использовал слово «эго» для обозначения самоощущения, но позже пересмотрел его, чтобы обозначить набор психических функций, таких как суждение, терпимость, проверка реальности, контроль, планирование, защита, синтез информации, интеллектуальное функционирование и память.

Id

Эгоцентричный центр человеческой вселенной, Фрейд полагал, что внутри этого уровня Ид постоянно борется за то, чтобы иметь свой путь во всем, что мы предпринимаем.

Критика

Так что же это нас оставляет? Как сказал Джим Моррисон в песне, которую он написал для The Doors: «Я хочу весь мир, и я хочу его СЕЙЧАС!» кажется, на кончике губ многих людей. Он мог бы быть озаглавлен Ода Id .

Есть много психических заболеваний, которые ставят Ид во главу угла при принятии решений. В частности, есть те, чья жизнь проживается на абсолютно нарциссическом уровне. Кроме того, есть люди с антисоциальными личностями, психотическими заболеваниями и так далее. В мире Фрейда именно невротик больше всего подвержен влиянию принципов его теории.

В результате Фрейд изложил свой план лечения: психоанализ . Лечение использовалось в течение многих лет, и к нему было приложено множество адаптаций. Положительным моментом является то, что психоанализ предоставляет клиенту структуру и время для решения невротических проблем. С отрицательной стороны всегда выражается озабоченность по поводу стоимости. Поскольку для того, чтобы психоанализ был эффективным, требуется время, связанные с этим затраты могут быть непомерно высокими.

Теория личности Фрейда, теория личности Фрейда, ид-эго и супер-эго, психоанализ, психоаналитическая теория, стадии развития, стадии психосексуального развития

Mr Wnuk PE — Теории личности

Личность – это «психологические характеристики, которые делают человека уникальным и объясняют регулярные модели поведения». Когда мы обсуждаем личность человека, мы используем такие слова, как застенчивый, общительный, шумный, агрессивный, темпераментный, угрюмый, чувствительный, юмористический, живой и скучный, и формируем впечатление о его личности по тому, что он говорит или как действует. В традиционной психологии было проведено множество исследований, пытающихся изучить факторы, влияющие на поведение, называемые 9.0022 черты .

Структура личности Холландера и Мартенса

Слои личности Холландера

Холландер (1971) представил модель, показывающую, как устроена личность. Модель имеет три слоя:

1. Психологическое ядро ​​ является самым внутренним, и это отражает довольно постоянные черты, которыми обладает индивидуум. Он включает в себя их убеждения, ценности, отношения и самооценку.

2. Эти черты определяют поведение человека и его типовые ответы . Например, если они застенчивы и робки, то они будут вести себя так в большинстве ситуаций.

3. Внешний уровень — это ролевых моделей поведения. Так мы действуем в определенных ситуациях. Например, если вышеупомянутого человека попросили стать капитаном команды или судить матч, он может действовать смело и напористо, несмотря на свою нерешительность и робость.

Личность_-_hollander.pdf

Теория черт

Personality Trait.pdf

Теория черт предполагает, что личность человека наследуется от родителей; что черты являются врожденными характеристиками, с которыми мы рождаемся. Это стабильные характеристики, которые нелегко изменить, поэтому они остаются стабильными на протяжении всей нашей жизни. Исследователи или теоретики, предложившие этот подход, заявляют, что черты стабильны и устойчивы и что поведение можно предсказать, поскольку они предрасполагают человека действовать определенным образом независимо от ситуации.

Ранние теоретики черт предполагали, что черты могут быть обобщены и последовательно выражать личность. Например, если исполнитель был очень агрессивным, он действовал агрессивно в большинстве, если не во всех, ситуациях, или если человек был самодисциплинированным, то он был таким же в школе, а также в спортивных условиях.

В 1950-х годах профессор Ганс Айзенк предложил модель с двумя измерениями, которая охватывает ряд личностных черт. Он разработал анкету, иногда называемую инвентаризацией (EPI), которую можно было использовать для определения личности человека и для прогнозирования поведения. Его модель содержит два континуума; на одном континууме на противоположных концах стабильны и невротичны. На другом континууме две противоположные черты — интроверсия и экстраверсия. Вы можете пройти тест здесь.

Личность и уровни Аруаля

Существует биологический аспект теории черт, который предполагает, что личность находится под влиянием ретикулярной активирующей системы (РАС) и вегетативной нервной системы (ВНС). РАС — это часть мозга, которая влияет на измерение интроверт-экстраверт. У него много ролей, в том числе бодрствуем мы или спим, а также уровень возбуждения или возбуждения. РАС интерпретирует информацию, поступающую в мозг от органов чувств, и контролирует нашу бдительность и состояние возбуждения. Считается, что у интровертов РАС уже возбуждена, поэтому даже незначительные изменения в окружающей среде приведут к чрезмерному возбуждению. Например, это может быть чтение вслух для членов группы. Считается, что у экстравертов РАС работает на более низком уровне, поэтому требуется гораздо больше стимуляции, чтобы испытать волнение и возбуждение. Это означает, что экстраверты ищут стимулирующую среду (например, выступление перед толпой), чтобы активировать РАС.

Вегетативная нервная система влияет на стабильно-невротическое измерение. ВНС препятствует поступлению информации у устойчивых лиц и вызывает запоздалую реакцию на ситуации, создавая впечатление непринужденной личности. ВНС ускоряет поступление информации у невротиков и вызывает быструю реакцию на ситуации, создавая впечатление беспокойства.

Интеракционистская теория

Интеракционистский подход учитывает сильные стороны как теории черт, так и теории ситуации. Каждый спортсмен привносит в спортивные ситуации базовый набор личностных качеств; однако наиболее значительный эффект может быть вызван не только личностными чертами, но и взаимодействием с окружающей средой.

Используя интеракционистскую теорию, можно сделать два прогноза: во-первых, когда факторы окружающей среды сильны, они с большей вероятностью влияют на поведение, чем на черты личности. Обычно тихий человек может бурно праздновать победу в важном матче; такое поведение может рассматриваться как необычное поведение для этого человека. Второй прогноз — когда личностные факторы сильнее ситуации; поведение, скорее всего, будет соответствовать обычным чертам личности исполнителя.

Lewin (1935) предложил формулу для объяснения этого взаимодействия между человеком и ситуацией как B=f(PE) где:

B = поведение

F = функция

P = черты личности

E = Окружающая среда

Поведение является функцией суммы индивидуальных особенностей (черт) и окружающей среды/ситуации (социальное обучение). Бывшая звезда английского футбола Крис Уоддл — пример того, как работает интеракционистская теория; Крис в целом был уверен на поле (черта), пока ему не пришлось брать пенальти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *