что это такое, откуда произошло и как привить?
Не существует точного рецепта, как развить сильный характер. Но есть характеристики сильной личности: честность, порядочность, самоконтроль, уважение к окружающим. Все эти качества можно развивать, но без крепкой нравственной основы добиться внешнего успеха невозможно. Зачем обществу и личности нужна нравственность? Как вырастить в себе нравственное чувство и привить его ребенку? Как отличить нравственность от морали? Ответы – в статье.
Что такое нравственность?
Нравственность — это система внутренних правил, которые определяют способность думать, чувствовать, действовать в соответствии с моральными нормами и оценивать свои поступки с точки зрения добра и зла. Нравственные правила разных людей и разных сообществ сильно различаются, а иногда противоречат друг другу. Но сама по себе нравственность существовала до науки о ней, до этики, до юриспруденции. Нравственность абсолютна, она определяет внутренние духовные качества и не может меняться в зависимости от ситуации или человеческого сознания.
Понятие нравственность получило свое наименование от самобытного русского слова «нрав» – «характер», «страсть». В обиходе, литературном языке понятия нравственности и морали смешиваются или употребляются как синонимы. Что неудивительно, ведь этимологически данные категории означают одно и то же. Многие европейские языки обходятся только словами мораль или этика. Только в немецком языке есть существительное
Но многие авторы научных работ все же разделяют понятия.
Нравственность | Мораль |
---|---|
Категория, которая относится к состоянию души. | Относится к категории поступков, взаимодействия с окружающими. |
Ближе психологическому понятию «эмпатии», религиозному всепрощению, духовности. | Приближено к понятию «приличия», |
Идеальный внутренний эталон | Относится к той части нравственных законов, которые принимаются обществом на каждом этапе развития. |
Больше регулируется самоконтролем и внутренними запретами. | Предполагает внешний оценивающий элемент – сообщество, государство (суды, милиция), пресса |
Нравственность выше морали, а нравственный человек более глубок, сложен, чем моральный. |
Нравственность – общечеловеческое понятие, а само слово относится к числу расхожих и часто употребляемых. Но каждый трактует его по-своему. Возможно, дополнительную ясность придадут определения не только самой нравственности, но ее составляющих:
- Добронравие – скромное поведение, мягкость характера.
- Злонравие – озлобленность, признак скверного характера.
- Безнравственность – греховность и порок, отсутствие нравственных принципов.
- Нравственный выбор – выбор, совершенный человеком на основе совести и морально-этических норм.
- Нравственная культура личности – умение контролировать себя, поведение и эмоции в любых ситуациях, не нарушая права других людей.
- Нравственные отношения – отношения, построенные на любви, взаимном уважении, доверии, помощи, солидарности.
Пройти тест на тип личности
Тема нравственности одна из наиболее известных в религиозной и педагогической литературе, художественных произведениях, исторических и философских трактатах.
Истоки религиозно-нравственных норм.
Нравственные законы начали формироваться еще в первобытном обществе для того, чтобы противостоять животным инстинктам. Именно они отличали и отличают человека от остальных живых существ. Но биологические инстинкты оттачивались на генном уровне миллиарды лет. Нравственные нормы социального мира формируются на протяжении меньшего временного периода, так что между этими законами явное неравновесие.
В отличие от правовых норм нравственные нормы не защищаются на государственном уровне. Считается, что общество реагирует на отступление от нравственных норм устным или письменным неодобрением, осуждением, порицанием. Но общество точно так же может рекламировать отступление от моральных устоев. Поэтому единственным всемогущим и контролирующим институтом, который следит за соблюдением норм нравственности остается церковь.
В христианстве есть десять главных заповедей: не убий, не укради… Но в основе всех этих норм лежит «золотое правило нравственности»: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». По сути это универсальная формулировка отношения личности к себе через взаимоотношения с другими. Это морально-нравственное требование упоминалось еще в «Одиссее» Гомера, трудах Аристотеля. Правило упоминалось в энциклопедиях и философских трудах под различными названиями: суждение, высказывание, заповедь, мудрость. Золотой статус закрепился за ним в конце XVIII века.
Сегодня много говорят о неразрывной связи нравственности и жизнеспособности общества, а христианская религия на протяжении всей истории дает советы людям, как в этом обществе жить. Но 2 000 лет христианской практики доказали, что выполнять нравственные нормы и жить в социуме не удается никому.
Как привить нравственные ценности ребенку?
Каждый родитель стремится воспитать детей хорошими людьми, развить в них лучшие черты: доброту, искренность, порядочность, альтруизм. Список качеств можно продолжать долго, но все они закладываются в результате воспитания. Привить детям ценности бывает очень сложно. Большинство нравственных тем относятся к сложным и неоднозначным, поэтому говорить об этом нужно постоянно.
Спектр моральных проблем широк: от проблем с друзьями или учителями до поведения в соцсетях. Можно использовать разные виды деятельности, которые помогут привить ребенку правильные ценности:
1. Личный пример.
Психологи говорят, что дети не слышат, но видят и копируют. Поэтому привить ребенку что-то насильно или одними убеждениями невозможно. Если ребенок попадает в сложную ситуацию, он поступает точно так же, как поступает родитель. Поэтому самым действенный педагогический прием – личный пример родителей. Это то, чему можно научить детей без лишних разговоров.
2. Беседы вместо проповедей.
В школах планируют ввести уроки морального воспитания. Но педагоги считают, что беседу любящих и грамотных родителей не заменит ни одно государственное учреждение. Дети более восприимчивы к информации, полученной через обсуждение, а не через приказы или наставления. Поэтому в беседе нужно одновременно выступать авторитетом и другом, но нельзя допускать покровительственного тона.
3. Дискуссии вместо лекций.
Ребенок постоянно учится, воспринимает огромные объемы информации. Поэтому лучше всего запоминается то, что вызывает яркие эмоции. Умение начать и поддержать дискуссию на нужную тему, сделать обсуждение ярким, захватывающим – ценное умение родителя. Но не стоит говорить слишком много. Лучше подогревать интерес к теме короткими наводящими вопросами «Зачем» и «Почему?».
4. Совместные игры.
Обычная детская игра может стать не просто веселой забавой, но серьезной школой морали. В коллективной игре ребенку приходится общаться, сотрудничать, спорить, договариваться с другими игроками и тем самым учиться преодолевать свой эгоцентризм. Так постепенно в детях зарождается представление о справедливости, создаются моральные принципы, которые потом перерастают в нравственные ценности.
5. Чтение.
Книги учат и одновременно отвлекают от гаджетов. Для начала можно читать книги вслух, объяснять или обсуждать интересные места. Главное, выбрать истории по возрасту: сказки станут прекрасным примером в раннем возрасте, ведь там четко разделены границы добра и зла. В подростковом возрасте можно читать книги, где обсуждаются серые стороны морали. Но независимо от возраста нужно знать, что читает ребенок.
Педагоги и психологи рекомендуют разбирать этические вопросы на семейном совете и при этом наделять детей правом голоса. Каждый раз, когда дети рассуждают о несправедливости или нечестности, поддерживать эту тему.
Жизнь – нравственный процесс. Привитые с детства ценности помогают решать вопросы нравственного выбора: между великодушием или скупостью, смелостью или трусостью, сочувствием или злонравием. А еще – строить нравственные отношения: правильно расставлять приоритеты, вкладываться в отношения, принимать свои темные стороны, получать искреннюю заботу и понимание.
Выводы:
- Нравственные нормы – группа моральных норм, которые не защищаются силой государства.
- Какой у человека нрав, такая нравственность.
- Все уроки христианской истории являются уроками нравственности.
- Все религии провозглашают нравственные законы, но ни одна религия не приводит людей к их полному выполнению.
- Не имея прочной нравственной основы, невозможно добиться успеха.
Пройти тест на характер человека
Нравственность в жизни человека — правила и воспитание
Нравственность – это стремление личности оценивать сознательные действия, состояния человека на основании совокупности осознанных норм поведения присущих конкретному индивиду. Выразительницею идей человека нравственно развитого есть совесть. Это глубинные законы порядочной жизни человека. Нравственность является представлением индивида о зле и добре, об умении грамотно оценивать обстановку и определять типичный стиль поведения в ней. Каждый индивид обладает собственными критериями нравственности. Она формирует определенный кодекс отношений с человеком и окружением в целом, основанный на взаимопонимании и гуманизме.
Что такое нравственность
Нравственность – это неотъемлемая характеристика личности, являющаяся когнитивной основой формирования нравственно здоровой личности: социально ориентированной, адекватно оценивающей обстановку, имеющей устоявшийся набор ценностей. В нынешнем обществе во всеобщем использовании бытует определение нравственности, как синонима понятия мораль. Этимологические особенности данного понятия показывают происхождение со слова «нрав» – характер. Впервые смысловое определение понятия нравственность было опубликовано в 1789 году – «Словарь Академии Российской».
Понятие нравственность объединяет в себе определенный набор качеств личности субъекта. Первостепенно это честность, доброта, сострадание, порядочность, трудолюбие, щедрость, эмпатия, надежность. Анализируя нравственность как личностное свойство, следует упомянуть, что каждый способен привнести и свои качества в это понятие. У людей, имеющих различные типы профессий, нравственность формирует и различную совокупность качеств. Солдат должен обязательно быть смелым, судья справедливый, учитель альтруистом. На основе сформировавшихся нравственных качеств формируются направления поведения субъекта в обществе. Субъективное отношение личности играет немалую роль при оценке ситуации в нравственном ключе. Кто-то воспринимает гражданский брак абсолютно естественно, для других он является как грех. Опираясь на религиозные исследования, следует признать, что понятие нравственность от своего значения сохранило очень мало истинного. Представления современного человека о нравственности искажено и выхолощено.
Нравственность является качеством сугубо индивидуальным, которое позволяет личности осознанно контролировать собственное психическое и эмоциональное состояние, олицетворяя собой духовно и социально сформировавшуюся личность. Нравственный человек способен определить золотую меру между эгоцентричной частью своего я и жертвенностью. Такой субъект способен сформировать социально-ориентированное, ценностно-определенное гражданское сознание и мировоззрение.
Нравственная личность, выбирая направления своих действий, поступает исключительно по своей совести, опираясь на сформированные личностные ценности и понятия. Для некоторых понятие нравственность это эквивалент «билета в рай» после смерти, а в жизни это нечто не особо влияющее на успешность субъекта и не несет никакой выгоды. Для такого типа людей нравственное поведение — это способ очистить душу от грехов, как бы прикрытие собственных неверных поступков. Человек существо беспрепятственное в выборе, имеет свой жизненный курс. Общество при этом имеет свое влияние, способно задавать собственные идеалы и ценности.
В действительности нравственность, как свойство необходимое для субъекта, является исключительно важным и для общества. Это как бы гарантия сохранения человечества как вида, иначе без норм и принципов нравственного поведения, человечество искоренит само себя. Произвол и постепенная деградация – последствия исчезновения нравственности как совокупности прицепов и ценностей общества как такового. Вероятнее всего и гибель определенной нации или этноса, если в ее главе стоит безнравственное правительство. Соответственно уровень жизненного комфорта людей зависит от развитой нравственности. Защищённым и благополучным является то общество, соблюдения ценностей и моральных принципов, уважение и альтруизм в котором, прежде всего.
Итак, нравственность это интериоризированные принципы и ценности, базируясь на которых человек направляет свое поведение, совершает поступки. Нравственность, являясь формой общественного знания и отношений, регулирует человеческие действия посредством принципов и норм. Непосредственно эти нормы основываются на точке зрения о безупречном, о категориях добра, справедливости и зла. Основываясь на гуманистических ценностях, нравственность позволяет субъекту быть человеком.
Правила нравственности
В повседневном употреблении выражений нравственность и мораль имеют тождественный смысл и единые истоки. При этом всем стоит определить существование неких правил, которые с легкостью очеркивают сущность каждого из понятий. Так нравственные правила в свой черед позволяют личности развивать собственное психическое и моральное состояние. В некой степени это «Законы Абсолюта» существующие в абсолютно всех религиях, мировоззрениях и обществах. Следовательно, нравственные правила являются универсальными, а их невыполнение тянет за собой последствия для субъекта, который их не соблюдает.
Существуют, например, 10 заповедей, полученные в результате непосредственного общения Моисея и Бога. Это часть правил нравственности, соблюдение которых аргументировано религией. В действительности ученые не отрицают в сто раз большего наличия количества правил, они сводятся к одному знаменателю: гармоничному существованию человечества.
У множества народов с древних времен бытует понятие некого «Золотого правила», несущее в себе основу нравственности. Его трактование насчитывает десятки формулировок, при этом суть остается неизмененной. Следуя этому «золотому правилу» индивиду следует вести себя по отношению к другим так, как относится он к себе. Это правило формирует понятие человека, что все люди равнозначны относительно их свободы действий, а также желания развиваться. Следуя этому правилу, субъект раскрывает его глубинную философскую трактовку, гласящую, что индивид должен заблаговременно научиться осознавать последствия собственных действий относительно «другого индивида», проецируя эти последствия на себя. То есть субъект, который примеряет на себя мысленно последствия собственного поступка, задумается, стоит ли поступать в таком направлении. Золотое правило учит человека развивать свое внутреннее чутье, учит состраданию, эмпатии и помогает развиваться душевно.
Хотя это нравственное правило было сформулировано в древности известными учителями и мыслителями, актуальность своего предназначения в современном мире не потеряло. «Чего не хочешь себе, не делай другому» – так звучит правило в оригинальном трактовании. Возникновение такого трактования причисляют к истокам первого тысячелетия до нашей эпохи. Именно тогда происходил гуманистический переворот в древнем мире. Но как нравственное правило свой статут «золотого» оно получило в восемнадцатом веке. Это предписание акцентирует внимание на глобальном нравственном принципе согласно отношениям к другому человеку в пределах различных ситуаций взаимодействия. Так как его наличие в любой существующей религии доказано, можно отметить его, как фундамент нравственности человека. Это важнейшая истина гуманистического поведения нравственного человека.
Проблема нравственности
Рассматривая современное общество легко подметить, что нравственное развитие характеризуется упадком. В двадцатом веке в мире произошло внезапное падение всех законов и ценностей нравственности общества. В обществе начали появляться проблемы нравственности, которые негативно влияли на формирование и развитие гуманного человечества. Еще большего развития это падение достигло в двадцать первом веке. За все существование человека было отмечено множество проблем нравственности, которые так или иначе имели отрицательное влияние на индивида. Руководствуясь духовными ориентирами в различные эпохи, люди вкладывали нечто свое в понятие нравственности. Они способны были творить вещи, которые в современном обществе наводят ужас абсолютно на каждого здравомыслящего человека. Например, египетские фараоны, которые боясь потерять царство, совершали немыслимые преступления, убивая всех новорожденных мальчиков. Нравственные нормы укоренились в религиозных законах, следование которым и показывает сущность человеческой личности. Честь, достоинство, вера, любовь к родине, к человеку, верность – качества, служившие направлением в человеческой жизни, до которого хоть в какой-то степени дошла часть законов Бога. Следовательно, на протяжении своего развития, обществу было свойственно отступать от религиозных заповедей, что и привило к появлению проблем нравственности.
Развитие проблем нравственности в двадцатом столетии – это последствие мировых войн. Эпоха падения нравов тянется со времен Первой Мировой войны, в это безумное время жизнь человека обесценилась. Условия, в которых людям приходилось выживать, стерли все нравственные ограничения, личностные отношения обесценились ровно, как и человеческая жизнь на фронте. Вовлечения человечества в бесчеловечное кровопролитие нанесло по нравственности сокрушительный удар.
Одним из периодов появления нравственных проблем был коммунистический период. В этот период было запланировано уничтожить все религии, соответственно и нормы нравственности, заложенные в ней. Даже если в Советском Союзе развитие правил нравственности было намного выше, долго позиция эта не смогла удержаться. Вместе с разрушением Советского мира произошло и падение нравственности общества.
На текущий период одной из главных проблем нравственности есть падение института семьи. Что тянет за собой демографическую катастрофу, повышение разводов, рождение бесчисленного количества детей в не брака. Взгляды на семью, материнство и отцовство, на воспитание здорового ребенка имеют регрессирующий характер. Определенное значение имеет развитие коррупции во всех областях, воровства, обмана. Сейчас покупается все, ровно, как и продается: дипломы, победы в спорте, даже человеческая честь. Это как раз и есть последствия падения нравственности.
Воспитание нравственности
Воспитание нравственности – это процесс целенаправленного воздействия на личность, который подразумевает воздействие на сознание поведения и чувства субъекта. В период такого воспитания образовываются нравственные качества субъекта, позволяющие индивиду действовать в рамках общественной морали.
Воспитание нравственности – процесс, который не предполагает перерывов, а только тесное взаимодействие ученика и воспитателя. Воспитывать у ребенка нравственные качества следует на собственном примере. Сформировать нравственную личность довольно сложно, это кропотливый процесс, в котором принимают участие не только учителя и родители, но и общественный институт в целом. При этом всегда предусматриваются возрастные особенности индивида, его готовность к анализу, восприятию и переработки информации. Результатом воспитания нравственности есть развитие целостно нравственной личности, которая будет развиваться совместно с ее чувствами, совестью, привычками и ценностями. Такое воспитание считается трудным и многогранным процессом, обобщающим педагогическое воспитание и влияние социума. Нравственное воспитание подразумевает формирование чувств нравственности, осознанной связи с обществом, культуры поведения, рассмотрение нравственных идеалов и понятий, принципов и поведенческих норм.
Нравственное воспитание совершается в период обучения, в период воспитания в семье, в общественных организациях, и непосредственно включает в себя самосовершенствование личности. Непрерывный процесс по воспитанию нравственности начинается с рождения субъекта и длится всю его жизнь.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Определение, важность, эволюция и примеры
Мораль — это то, что обсуждалось веками. Это понятие часто трудно определить, и его значение может варьироваться от одного человека к другому в зависимости от их культуры и религиозных убеждений. В этом сообщении в блоге мы рассмотрим, что такое мораль, ее историю и происхождение, различные определения морали, принципы морали, примеры морали на практике, влияние культуры и религии на мораль, мораль и этику, важность морали. в нашем обществе и моральные дилеммы.
Что такое мораль?
Мораль — это набор ценностей, убеждений и принципов, которые определяют поведение и решения человека. Это кодекс поведения, общепринятый в определенном обществе или культуре. Это относится к различию между правильным и неправильным и обычно основано на личных убеждениях и ценностях человека. Он также тесно связан с этикой, которая представляет собой систему моральных принципов.
Мораль — широкое понятие, и его значение может различаться в зависимости от контекста. Это может относиться к действиям и выборам, которые мы делаем, или к тому, как мы думаем и чувствуем эти действия и выборы. Это также может относиться к ценностям и убеждениям, которые определяют наше поведение.
Пример морали
Мораль — это набор стандартов, определяющих, что правильно, а что неправильно с точки зрения поведения и убеждений. Примеры морали включают в себя честность, уважительное отношение к другим, помощь нуждающимся и соблюдение законов и социальных норм. Хотя существует множество различных интерпретаций морали, все общества имеют ту или иную форму морального кодекса, которым руководствуются его члены.
Например, в большинстве обществ считается аморальным воровать у другого человека или лгать ему. В других культурах может показаться аморальным есть определенный вид животных или говорить о ком-то за их спиной. Даже внутри одного общества то, что может рассматриваться как мораль, может меняться в зависимости от контекста.
Другие примеры морали включают в себя отказ от использования людей в уязвимом положении, избегание насилия, щедрость и доброту по отношению к другим. Многие люди также считают, что нравственно заботиться об окружающей среде и действовать таким образом, чтобы способствовать устойчивому развитию.
В конечном счете, мораль основана на личных ценностях и убеждениях, поэтому то, что один человек считает моральным, может отличаться от мнения другого. Однако, придерживаясь общепринятых стандартов поведения и признавая важность ответственности за свои действия, мы все можем стремиться к созданию более этичного мира.
Почему важна мораль
Мораль — важная концепция, определяющая поведение и решения людей в обществе. Это основа этического поведения, помогающая нам отличать правильное от неправильного. Без него наше взаимодействие с другими людьми было бы основано исключительно на личных интересах или желаниях, без всякого внимания к тому, что честно и справедливо.
По своей сути, мораль заключается в том, чтобы поступать правильно — это в том, чтобы принимать решения и совершать действия, которые приносят пользу обществу в целом. Когда мы действуем нравственно, мы продвигаем хорошие ценности, такие как доброта и уважение. Мы также действуем таким образом, чтобы приносить пользу всем, вместо того, чтобы использовать других для собственной выгоды. Это может помочь создать лучший мир для всех нас.
Но нравственность выходит за рамки простого правильного поведения — она также включает в себя развитие сильных черт характера, таких как честность и порядочность. Когда мы действуем нравственно, мы стремимся относиться к другим с уважением и справедливостью и берем на себя ответственность за свои действия. Такой тип поведения помогает нам формировать позитивные отношения и завоевывать доверие в наших сообществах.
В конечном счете, мораль является важным элементом функционирующего общества. Он дает нам рекомендации, которым мы должны следовать, и побуждает нас заботиться о себе и окружающих нас людях. Это помогает нам стать лучше и подает пример другим.
Реализм и антиреализм
Реализм и антиреализм — две позиции в споре о морали. Реалисты считают, что существуют объективные моральные истины, а это означает, что моральные нормы абсолютны и не подлежат индивидуальной интерпретации. С другой стороны, антиреалисты считают, что моральные ценности субъективны и варьируются от человека к человеку.
Дебаты между реализмом и антиреализмом сосредоточены на понятии моральной объективности. Реалисты утверждают, что мораль коренится в универсальных принципах, которые выходят за рамки культуры, религии и личного мнения. Они утверждают, что мораль — это абсолютный набор правил, которые можно объективно определить и применить к любой ситуации. Однако антиреалисты утверждают, что мораль субъективна и зависит от убеждений и ценностей каждого человека. Они считают, что не существует универсального ответа на моральные вопросы и что мораль следует оценивать в каждом конкретном случае.
С точки зрения практического применения реализм и антиреализм могут иметь существенное значение для принятия решений как в личной, так и в общественной жизни. Например, если бы кто-то следовал реалистическому подходу, он строго придерживался бы набора неизменных правил, чтобы принять моральное решение. С другой стороны, если бы кто-то следовал антиреалистическому подходу, он бы рассмотрел индивидуальные обстоятельства и взвесил различные точки зрения, прежде чем принимать решение.
В конечном счете, спор между реализмом и антиреализмом очень важен, когда речь заходит о морали. В зависимости от того, какую позицию вы занимаете, ваше понимание того, что представляет собой моральный поступок или решение, может сильно отличаться от чьего-либо другого. Понимание этих двух сторон дискуссии может помочь нам лучше понять наши собственные моральные убеждения и убеждения других.
Эволюция морали
Мораль — это набор принципов или ценностей, которыми мы руководствуемся при принятии решений и определении нашего поведения. Это постоянно развивающаяся концепция, на которую со временем повлияли различные культуры, религии и идеологии. Хотя определение морали может варьироваться от человека к человеку, с ним связаны определенные универсальные качества, такие как уважение, справедливость и справедливость.
Эволюцию морали можно проследить до древних времен, когда общества впервые начали разрабатывать кодекс поведения для управления людьми внутри них. Эта ранняя форма морали была в основном связана с защитой интересов правящего класса и продвижением общественного порядка. Со временем эта концепция развилась в более сложную систему верований, правил и принципов, которыми руководствовались религиозные верования и философия.
В наше время моральные ценности продолжают развиваться. Социальные нормы, наука и технологии играют роль в формировании нашего понимания морали. Например, достижения в области медицины привели к спорам о том, следует ли разрешать определенные методы лечения в определенных обстоятельствах или нет. Точно так же с развитием искусственного интеллекта возникли вопросы об этической безнравственности и морали, способной принимать решения самостоятельно.
Эволюция морали была долгим и сложным процессом, но она необходима для развития общества. Это помогает нам решить, какие действия уместны в различных контекстах, и гарантирует, что мы можем мирно сосуществовать. В конечном счете, мораль помогает нам стать лучше как личностям, так и обществу в целом.
Разница между этикой и моралью
Разница между этикой и моралью может быть трудной для понимания концепцией. Проще говоря, этика — это принципы, которые определяют, как люди должны взаимодействовать друг с другом и с окружающей средой. Мораль, с другой стороны, представляет собой индивидуальные ценности, которые определяют, как мы себя ведем и принимаем решения.
Этика обеспечивает основу нашего общества и культуры, помогая определить, что правильно, а что неправильно. Например, Десять Заповедей представляют собой набор этических принципов, определяющих структуру нашего нравственного поведения. Мораль, с другой стороны, отражает убеждения человека или его чувство правильного и неправильного.
Один из способов понять разницу между этикой и моралью — рассмотреть, что влечет за собой каждое из них. Этика основана на общественных стандартах, а мораль относится к личным убеждениям. Например, общество может диктовать, что воровать нехорошо, но мораль человека может диктовать, что воровство допустимо, если оно делается для того, чтобы помочь кому-то другому.
Также важно понимать, что этика и мораль могут противоречить друг другу. Кто-то может чувствовать, что лгать этически неправильно, даже если это принесет пользу кому-то другому, но с моральной точки зрения считает, что ложь приемлема, если она предотвращает вред. Люди сами решают, что они считают правильным и неправильным, и как они должны действовать в той или иной ситуации.
В конечном счете, этика и мораль — это тесно связанные концепции, которые дают нам руководство о том, как нам следует себя вести. Они оба устанавливают стандарты того, как люди должны взаимодействовать друг с другом и с окружающим миром, хотя они исходят из разных источников. Понимая разницу между этикой и моралью, мы можем принимать более обоснованные решения о том, как нам следует действовать.
Заключение
Нравственность — важная концепция, которая обсуждалась веками. Это набор убеждений и ценностей, которые определяют поведение человека, и он тесно связан с концепцией этики. Существует множество различных определений морали, и ее значение может варьироваться от одного человека к другому. Мораль также тесно связана с культурой и религией, и на нее могут влиять убеждения и ценности человека. Наконец, мораль важна, потому что она помогает создать чувство общности и принадлежности, а также помогает гарантировать, что мы принимаем решения, которые соответствуют нашим убеждениям и ценностям.
Этика и мораль | Психология сегодня
Мораль, этика, зло, жадность
Отзыв от Psychology Today Staff
Проще говоря, этика представляет собой моральный кодекс, который определяет выбор и поведение человека на протяжении всей его жизни. Идея морального кодекса выходит за рамки отдельного человека и включает в себя то, что считается правильным и неправильным для сообщества или общества в целом.
Этика касается прав, обязанностей, использования языка, того, что значит жить этичной жизнью, и того, как люди принимают моральные решения. Мы можем думать о морализаторстве как об интеллектуальном упражнении, но чаще всего это попытка разобраться в наших инстинктах и реакциях. Это субъективная концепция, и у многих людей есть твердые и упрямые убеждения о том, что правильно, а что неправильно, что может поставить их в прямое противоречие с моральными убеждениями других. Тем не менее, несмотря на то, что мораль может различаться от человека к человеку, от религии к религии и от культуры к культуре, было обнаружено, что многие из них универсальны и проистекают из основных человеческих эмоций.
Содержимое
- Наука быть добродетельным
- Понимание аморальности
- Стадии нравственного развития
Наука быть добродетельным
О тех, кого считают морально хорошими, говорят, что они добродетельны, придерживаются высоких этических стандартов, а о тех, кого считают морально плохими, думают как о злых, грешных или даже преступниках. Мораль была ключевой заботой Аристотеля, который первым изучил такие вопросы, как «Что такое моральная ответственность?» и «Что нужно человеку, чтобы быть добродетельным?»
Родились ли люди с моралью и этикой?
Раньше мы думали, что люди рождаются с чистым листом, но исследования показали, что у людей есть врожденное чувство морали. Конечно, родители и общество в целом могут воспитывать и развивать нравственность и этику у детей.
Возможна ли мораль без религии?
Люди этичны и нравственны независимо от религии и Бога. Люди не являются в основе своей хорошими и не являются в основе своей злыми. Однако исследование Pew показало, что атеисты гораздо реже, чем теисты, верят в существование «абсолютных стандартов добра и зла». По сути, атеизм не подрывает мораль, но концепция морали атеиста может отличаться от концепции традиционного теиста.
Есть ли у животных мораль?
Животные похожи на людей, а люди все-таки животные. Было проведено множество исследований среди животных, и более 90 процентов их поведения можно определить как «просоциальное» или позитивное. Кроме того, вы не найдете массовых войн у животных, как у людей. Следовательно, можно сказать, что животные более нравственны, чем люди.
В чем разница между моральной психологией и моральной философией?
Изучение моральной психологии включает в себя изучение моральной философии, но эта область больше связана с тем, как человек приходит к принятию правильного или неправильного решения, а не с тем, какие решения он должен был принять. Характер, рассуждения, ответственность и альтруизм, наряду с другими областями, также вступают в игру, равно как и развитие морали.
Понимание аморальности
Семь смертных грехов были впервые перечислены в шестом веке папой Григорием I и представляют собой размах аморального поведения. Также известные как кардинальные грехи или семь смертных пороков, это тщеславие, ревность, гнев, лень, жадность, чревоугодие и похоть. О людях, демонстрирующих такое аморальное поведение, часто говорят, что у них есть недостатки в характере. Некоторые современные мыслители предполагают, что добродетель часто маскирует скрытый порок; это просто зависит от того, где мы склоняем чашу весов.
В чем разница между аморальностью и безнравственностью?
Аморальный человек не понимает и не заботится о том, что правильно, а что нет. Ни к морали, ни к безнравственности нет никакого отношения. И наоборот, аморальный человек знает разницу, но все равно поступает неправильно. Аморальный политик, например, не имеет совести и делает выбор, исходя из своих личных потребностей; он не замечает, правильны его действия или нет.
Что такое аморальное поведение?
Можно утверждать, что действия Wells Fargo, например, были бы аморальными, если бы банк не понимал, что правильно, а что нет. Во время скандала с мошенничеством в 2016 году банк без ведома клиентов создал мошеннические сберегательные и расчетные счета для миллионов клиентов. Конечно, если бы банк все это время знал, что делал, то скандал был бы назван аморальным.
Почему некоторые люди много лгут?
Каждый в какой-то степени лжет во благо, и часто ложь делается для общего блага. Но идея о том, что небольшой процент людей говорит львиную долю лжи, — это принцип Парето, закон жизненно важного меньшинства. На 20 процентов населения приходится 80 процентов поведения.
Знают ли люди, что правильно, а что неправильно?
Мы знаем, что хорошо, а что плохо. Если вы вредите и раните другого человека, это неправильно. Однако то, что правильно для одного человека, вполне может быть неправильным для другого. Хорошим примером этой дихотомии является религиозный консерватор, считающий право женщины на свое тело аморальным. В этом случае чья-то этика основана на чьих-то ценностях; и моральный разрыв между ценностями может быть огромным.
Стадии нравственного развития
Психолог Лоуренс Кольберг определил свои этапы морального развития в 1958 году. Эта структура привела к текущим исследованиям в области моральной психологии. Работа Кольберга посвящена тому, как мы думаем о добре и зле, и основана на теории Жана Пиаже о моральном суждении детей. Его этапы включают доконвенциональный, конвенциональный, постконвенциональный, и то, что мы изучаем на одном этапе, интегрируется в последующие этапы.
Что такое доконвенциональная стадия?
Доконвенциональная стадия обусловлена послушанием и наказанием. Это детский взгляд на то, что правильно и что неправильно. Примеры такого мышления: «Я ударил своего брата и получил тайм-аут». «Как мне избежать наказания?» «Что это значит для меня?»
Что такое обычная стадия?
Традиционная стадия — это когда мы принимаем общественные взгляды на добро и зло.