Когнитивистский подход: Вы точно человек?

Содержание

подход когнитивистский — это… Что такое подход когнитивистский?


подход когнитивистский

— к коррекции психологической — основан на теории, описывающей личность с позиции организации структур познавательных. Именно с ними ведется коррекционная работа, причем в ряде случаев речь идет не только о нарушениях собственно познавательной сферы, но и о сложностях, определяющих проблемы общения, о внутренних конфликтах и пр. Пример подхода когнитивистского — теория конструктов личностных и психотерапевтический метод, называемый терапией роли фиксированной.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

  • подход информационный
  • подход микроструктурный

Смотреть что такое «подход когнитивистский» в других словарях:

  • коррекция психологическая — (психокоррекция) понимается как деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» Модели.

    Сюда же можно отнести и психотерапию. Методы коррекции… …   Большая психологическая энциклопедия

  • когнитивизм — направление в психологии (см. подход когнитивистский; психология когнитивная; …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психологическая антропология — П Психологическая антропология (этнопсихология) направление в культурной антропологии и одновременно междисциплинарная область исследований, использующая для интерпретации фактического материала ряд психологических теорий с целью получения… …   Википедия

  • интеллект — Общая мыслительная способность, позволяющая преодолевать трудности в новых ситуациях. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. интеллект …   Большая психологическая энциклопедия

  • Межличностное познание: способы — Навыки, умения и способы межличностного познания (М. п.) на протяжении длительного времени изучались как когнитивные структурные образования. Так, в 1940 е гг. Дж. Брунер предложил концепцию восприятия, центральное место в к рой занимает понятие… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Сознание объясненное —         «СОЗНАНИЕ ОБЪЯСНЕННОЕ» («Consciousness Explained») книга Дэниела К. Деннета, амер. философа аналитика, разрабатывающего материалистическую, функционалистскую концепцию сознания (он именует ее «AI информационно процессуальная моделью… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Когнитивный подход

Представители когнитивного подхода видели свою задачу в доказательстве решающей роли знания в поведении человека. В центре внимания теории когнитивного подхода — процессы переработки человеком информации обо всем, что его окружает (в том числе и о себе), на основе системы приобретенных знаний. Для данного направления интересны механизмы познания, которые задействуют все познавательные процессы, не ограничиваясь бихевиористской схемой «

стимул — реакция». Когнитивный подход привлекает в свои ряды все большее число сторонников. Будет справедливо отметить заслуги Ж. Пиаже в этом направлении. Ведь в центре внимания его исследований оказались когнитивные стадии развития детей.

Дж. Келли считал главной детерминантой поведения личности человека его стремление предвидеть развитие событий в своей жизни. Человек решает эту задачу благодаря имеющемуся у него специфическому образованию — системе личностных конструктов, выполняющих функции всех познавательных и социально-психологических процессов. Формируя субъективный взгляд индивида на реальный мир, система определяет его судьбу.

У. Найсер уверял, что познание присутствует в любом акте человеческой деятельности: в ощущениях, восприятии, памяти, мышлении, представлении, воображении и др. В этой связи личность должна изучаться во всех этих измерениях.

П. Жане, называя свой когнитивный подход к личности «поведенческим», акцентировал внимание на роль саморегуляции. Саморегуляция рассматривалась им как результат постоянных контактов индивида с окружающими людьми, приобретения навыков мыслительной деятельности, эмоционального поведения и др. Именно этот опыт позволяет индивиду регулировать свое поведение и накапливать все новые свойства личности. В рамках этой позиции автор выделяет семь уровней поведения:

  • простейшие рефлекторные акты;
  • отложенные во времени перцептивные действия, включающие фазы их подготовки и завершения;
  • элементарные социальные акты типа имитации, подражания;
  • элементарные интеллектуальные акты;
  • манипуляция реальными объектами;
  • мыслительная деятельность как процесс интериоризации;
  • созидательная трудовая деятельность.

Когнитивная психология не осталась в стороне от развития информационно-компьютерных технологий. Это заметно даже по употребляемым иногда терминам, заимствованным оттуда: «схема», «алгоритм», «объем данных», «программа».

Когнитивистский подход к обучению — Студопедия

Когнитивизм довольно много внёс в построение образовательных систем, и если быть честным, то современный урок, то, как учат построению урока в сегодняшних педагогических институтах, как раз именно происходит от тех идей, которые появились в эпоху когнитивизма.

Конструктивизм

Создатели теории В 70–80-е годы широко в практику, вернее скажем, в теорию и обсуждения того, как должно строиться образование, входит следующее течение, которое получило название конструктивизма. И это течение, эта теория связана с именами двух очень известных людей, это Жан Пиаже и Лев Семёнович Выготский. Дело в том, что Жан Пиаже впервые сформулировал свою идею, которая заключалась в том, что знание не транслируется, его нельзя транслировать. И он разводит понятия «информация» и «знание».

• Информация — это то, что можно транслировать, то есть передавать от одного к другому и различными путями.

• Знание передать нельзя. Знание конструируется субъектом, познающей личностью. Это принципиально новое слово, которое сформулировал Пиаже. Но Пиаже считал, что это внутренняя способность человека, определяется только его внутренним, генетически в нём заложена.


А с ним сразу же начал спорить Выготский, который очень большую роль отводил социокультурным взаимодействиям познающей личности, и он говорил, что процесс учения, создание этой учебной ситуации, играет ключевую роль в процессе образования. Идеи Выготского получают большую популярность на Западе, и сегодня они признаны наравне именно как два создателя теории конструктивизма двух направлений: когнитивный конструктивизм Жана Пиаже и социокультурный конструктивизм Льва Семёновича Выготского. Идеи Выготского о зоне ближайшего развития, которые именно им были впервые сформулированы, они сегодня во всём мире признаны основополагающими. Выготский говорит о том, что обучение эффективно только в процессе взаимодействия с другими школьниками и в процессе работы с учителем. Сегодня идеи конструктивизма получили признание во всём мире и являются основополагающими для построения современных образовательных систем.

Связано это с тем, что это совершенно другое отношение к процессу деятельности ученика. Он из объекта обучения превращается в субъект учебной деятельности, это очень важный фактор — ученик главный в классе. И функция учителя совершенно другая – он теперь не вещающий на весь класс при фронтальном обучении, то есть стоящий перед классом и транслирующий знания, он становится как бы человеком, который стоит рядом с учеником. Дети работают в группе, он стоит рядом и наблюдает, и помогает. Это и есть то, с чего я и начинала самый первый наш видеосюжет, посвященный философии образования. То, что учитель теперь не учит, а помогает учиться. Это действительно очень важный и серьёзный фактор.


Коннективизм

 Уже в XXI веке появляется новая теория, которая получила название коннективизм. Её автором является Джордж Сименс, очень известный человек, один из основоположников и разработчиков системы онлайн-обучения. Его теория пока не является общепризнанной, но активно обсуждается, и те идеи, которые он высказывает, они влияют на то, как строится сегодня образовательный процесс. Для него знания – это совокупность разнообразных мнений и точек зрения, и задача образования становится пожизненным процессом, обучение, вернее учение – это на протяжении всей жизни, и идёт как установление связей межу различными источниками связей, между различными информационными узлами, информационными системами. И именно в этом понимании учитель уже может и не участвовать непосредственно в процессе обучения. То есть онлайн-обучение ставит учителя в некую отстранённую позицию. Принципы коннективизма, они сегодня очень активно используются, это одна из очень важных современных теорий.

Бихевиоризм & Когнитивизм

 Подводя итог о тех теориях, которые мы с вами разобрали, надо четко совершенно понимать, что бихевиоризм и когнитивизм имеют много общего, и там главный в классе – учитель, ребёнок является объектом обучения, учитель стоит между ребёнком и знаниями, то есть он непосредственно посередине и через него идёт приобретение знаний. В теориях конструктивизма ивизма учитель выходит из этой позиции, он больше не стоит между ребёнком и знаниями, знания могут непосредственно формироваться — либо конструироваться самим ребёнком, либо через систему связей на эти знания может ученик выходить, и функция учителя становится совершенно другой, он становится таким не посредником, а помощником, сотрудником, фасилитатором в приобретении знаний, и это важно очень понимать.

Тенденции развития педагогики

Итак, современный контекст, в котором существует образование, складывается из двух вещей:

• Первое — необходимость трансформации образования, которое определяется тем, что общество очень быстро меняется, и мы сегодня не можем сказать, какие именно знания, умения и навыки могут пригодиться в будущем. И бум в развитии компьютерных технологий, которые повлияли на обучение не меньше, чем в своё время изобретение печатного станка, и то, что с появлением интернета информация стала общедоступной и совершенно по-другому идёт обмен этой информацией. Это один момент.

• Второй момент — это новое поколение современных детей, которые сильно от нас отличаются, которые очень легко работают с информацией, которые становятся многозадачными, они легко переключаются с одной задачи на другую, которые интуитивно учатся, которые легко образуют связи, они все активные участники социальных сетей. И одновременно это те дети, которые не приемлют априорного авторитета учителя. И если раньше учитель обладал таким авторитетом просто от того, что он учитель, то теперь учитель каждый раз должен этот авторитет завоёвывать.

Когнитивистика — Википедия. Что такое Когнитивистика

Когнитиви́стика, когнити́вная нау́ка (лат. cognitio «познание») — междисциплинарное научное направление, объединяющее теорию познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную лингвистику, невербальную коммуникацию и теорию искусственного интеллекта.

В когнитивной науке используются два стандартных вычислительных подхода к моделированию когнитивных систем: символицизм (классический подход) и коннекционизм (более поздний подход). Символицизм основывается на предположении, что человеческое мышление подобно мышлению компьютера с центральным процессором, последовательно обрабатывающего единицы символьной информации. Коннекционизм основывается на предположении, что человеческое мышление не может быть уподоблено центральному цифровому процессору из-за несовместимости с данными нейробиологии, а может имитироваться при помощи искусственных нейронных сетей, которые состоят из «формальных» нейронов, выполняющих параллельную обработку данных[2].

Классическая когнитивная наука игнорировала проблему связи сознания с мозгом, а также проблему связи психологии с нейробиологией. Это послужило причиной критики в её адрес. В 80-е годы XX столетия психологи и нейробиологи стали взаимодействовать теснее, что привело к возникновению новой науки – когнитивной нейробиологии, использующей методы визуализации мозга, которые позволяют эмпирически связать ментальные феномены с физиологией мозга. Если классическая когнитивная наука не принимала во внимание сознание, то в современной когнитивной нейробиологии сознание является предметом изучения[3].

Ключевым техническим достижением, сделавшим когнитивистику возможной, стали новые методы сканирования мозга. Томография и другие методы впервые позволили и получить прямые данные о работе мозга. Важную роль сыграли и всё более мощные компьютеры.

Прогресс в когнитивистике, как полагают учёные, позволит «разгадать загадку разума», то есть описать и объяснить процессы в мозгу человека, ответственные за высшую нервную деятельность. Это позволит создать системы так называемого сильного искусственного интеллекта, который будет обладать способностями к самостоятельному обучению, творчеству, свободному общению с человеком.

В когнитивистике совместно используются компьютерные модели, взятые из теории искусственного интеллекта, и экспериментальные методы, взятые из психологии и физиологии высшей нервной деятельности, для разработки точных теорий работы человеческого мозга.

Возникновение

Когнитивная наука возникла как ответ бихевиоризму, в попытке найти новый подход к пониманию человеческого сознания. Помимо непосредственно психологии, у истоков оказалось сразу несколько научных дисциплин: искусственный интеллект (Джон Маккарти), лингвистика (Ноам Хомский), а также философия (Джерри А. Фодор). На пике развития кибернетики и появления первых компьютеров, идея аналогии человеческого разума и вычислительной машины начала набирать силу и во многом заложила основные теории когнитивизма. Процесс мышления сравнивался с работой компьютера, который получает стимулы из окружающего мира и генерирует информацию, которая доступна для наблюдения. Помимо символов, как результатов контакта разума с внешним миром, объектом исследований стали мыслительные образы (или представления). Таким образом, произошло разделение на «снаружи» (предметы, объекты, …) и «внутри» (представления). На вопрос существует ли мир, когнитивная наука отвечает: «Неизвестно, но существуют наши представления об этом мире». С другой стороны, когнитивизм также вернул декартовский скептицизм и оставил без внимания субъективные переживания и эмоции.[4]

Воплощённая когнитивная наука

В начале XXI столетия в когнитивной науке развилось новое направление — воплощённая когнитивная наука (англ. embodied cognitive science). Её представители считают ошибочным подход традиционной когнитивной науки и философии сознания, который почти полностью игнорирует роль тела в деятельности сознания. В последнее десятилетие наблюдается рост эмпирических исследований в области воплощённого познания. Сторонники воплощённой когнитивной науки отвергают идею о том, что сознание порождается мозгом или тождественно мозгу[5].

Составляющие когнитивистики

К когнитивным наукам также относят экспериментальную психологию познания, нейронауку, когнитивную антропологию, когнитивную географию, психолингвистику, нейролингвистику.

См. также

Примечания

Бихевиоральный (когнитивно-поведенческий) подход. Интегративная психотерапия

Бихевиоральный (когнитивно-поведенческий) подход

Поведенческая терапия как систематический подход к диагностике и лечению психологических расстройств возникла в конце 50-х гг. прошлого века. На ранних стадиях развития поведенческая терапия определялась как приложение «современной теории научения» к лечению клинических проблем. Понятие «современные теории научения» относились тогда к принципам и процедурам классического и оперантного обусловливания. Основываясь на теориях научения, поведенческие терапевты рассматривали неврозы человека и аномалии личности как выражение выработанного в онтогенезе неадаптивного поведения. Джозеф Вольпе определял поведенческую терапию как «применение экспериментально установленных принципов научения для целей изменения неадаптивного поведения». Неадаптивные привычки ослабевают и устраняются, адаптивные привычки возникают и усиливаются. Ганс Юрген Айзенк утверждал, что достаточно избавить больного от симптомов и тем самым будет устранен невроз.

С годами оптимизм в отношении особой действенности поведенческой терапии стал повсюду ослабевать. Критики изолированного применения методов поведенческой терапии видят основной ее дефект в односторонней ориентации на действие элементарной техники условных подкреплений. Коренной недостаток теории поведенческой терапии заключается не в признании важной роли условного рефлекса в нервно-психической деятельности человека, а в абсолютизации этой роли.

В последние десятилетия поведенческая терапия претерпела существенные изменения. Это связано с достижениями экспериментальной психологии и клинической практики. Теперь поведенческую терапию нельзя определить как приложение классического и оперантного обусловливания. Различные подходы в поведенческой терапии наших дней отличаются степенью использования когнитивных концепций и процедур.

Начало когнитивной терапии связывается с деятельностью Джорджа Келли. Келли пришел к выводу, что сердцевиной неврозов является неадаптивное мышление. Проблемы невротика лежат в настоящих способах мышления, а не в прошлом. В задачу терапевта входят выяснение неосознаваемых категорий мышления, которые приводят к страданиям, и обучение новым способам мышления.

Келли был одним из первых психотерапевтов, которые старались непосредственно изменять мышление пациентов. Эта цель лежит в основе многих современных терапевтических подходов, которые объединяются понятием когнитивная терапия.

В экспериментальных работах в области когнитивной психологии, в частности в исследованиях Пиаже, были сформулированы ясные научные принципы, которые можно было применить на практике. Даже изучение поведения животных показывало, что надо принимать во внимание их когнитивные возможности для понимания того, как у них происходит научение.

Кроме того, возникло понимание, что поведенческие терапевты, сами того не подозревая, используют когнитивные возможности своих пациентов. Десенситизация, например, использует готовность и способность пациента к воображению. Тренинг социальных умений не является на самом деле обусловливанием: пациенты обучаются не специфическим реакциям на стимулы, а набору стратегий, необходимых для совладания с ситуациями страха. Использование воображения, новых способов мышления и применение стратегий включает когнитивные процессы.

На настоящем этапе развития психотерапии когнитивный подход в чистом виде почти не практикуется: все когнитивные подходы в большей или меньшей степени используют поведенческие техники. Это справедливо и по отношению к «рационально-эмотивной терапии» А. Эллиса и к «когнитивной терапии» А. Бека. У поведенческих и когнитивных терапевтов обнаружился ряд общих черт.

1. И те и другие не интересуются причинами расстройств или прошлым пациентов, а имеют дело с настоящим: поведенческие терапевты сосредоточиваются на актуальном поведении, а когнитивные – на том, что думает человек о себе и о мире в настоящем.

2. И те и другие смотрят на терапию как на процесс научения, а на терапевта – как на учителя. Поведенческие терапевты учат новым способам поведения, а когнитивные – новым способам мышления.

3. И те и другие дают своим пациентам домашние задания, с тем чтобы они практиковали за пределами терапевтической среды то, что получили во время сеансов терапии.

4. И те и другие оказывают предпочтение практическому, лишенному абсурдности (имеется в виду психоанализ) подходу, не обремененному сложными теориями личности.

Итак, новый этап в развитии поведенческой терапии знаменуется трансформацией ее классической модели, основанной на принципах классического и оперантного обусловливания, в когнитивно-поведенческую модель. Мишень «чистого» поведенческого терапевта – изменение в восприятии себя и окружающей действительности. Когнитивно-поведенческие терапевты признают и то и другое: знания о себе и мире влияют на поведение, а поведение и его последствия воздействуют на представления о себе и мире.

Когнитивно-поведенческие терапевты, как и их предшественники, не интересуются прошлым или причинами невротических расстройств. Они говорят, что никто не знает подлинных причин, а кроме того, не доказано, что знание причин имеет отношение к исцелению. Если больной приходит к врачу с переломом кости, в задачу врача входит его исправление, а не изучение условий, которые привели к перелому.

4 сильных и слабых сторон когнитивного подхода

Существует несколько психологических подходов, которые пытаются определить поведение человека, и один из них — когнитивный. Как следует из названия, этот подход сосредоточен исключительно на внутренних и невидимых процессах, которые позволяют людям реагировать на внешние раздражители. В частности, он смотрит на то, как люди обрабатывают информацию, которую они получают от своих органов чувств, и как они реагируют на эту информацию. По сравнению с другими видами подходов когнитивный подход часто называют «редукционистским», что означает, что он связывает сложное человеческое поведение с простыми когнитивными процессами.

Сильные стороны когнитивного подхода

Когнитивный подход обладает множеством сильных сторон, поэтому за долгие годы у него появилось много последователей, и он стал предпочтительным методом лечения для многих психологов. Некоторые из его сильных сторон включают следующее:

1. Он подчеркивает мыслительные процессы людей.
В отличие от поведенческого подхода (который фокусируется только на внешних действиях), когнитивный подход пытается заглянуть внутрь и выяснить, как мозг интерпретирует стимулы.В нем подчеркивается, как познание сильно влияет на поведение и почему людям важно понимать, как работает их мозг. Это очень помогает тем, кто хочет «обмануть» свой мозг и изменить свое поведение к лучшему.

2. Можно комбинировать с другими подходами.
Когнитивный подход полезен не только для изучения мыслительного процесса; это также очень полезно, помогая людям улучшить свое поведение. Лучшее в нем то, что он может легко работать вместе с другими подходами для создания терапии, которая принесет положительные результаты.Когнитивно-поведенческая терапия, например, представляет собой комбинацию когнитивного подхода и поведенческого подхода и направлена ​​на исправление неправильных когнитивных процессов для получения более благоприятных действий. Доказано, что он полезен тем, кто страдает фобиями, тревожными расстройствами, обсессивно-компульсивным расстройством и посттравматическим стрессовым расстройством.

Слабые стороны когнитивного подхода

Когнитивный подход может быть любимым среди психологов, но это не значит, что он идеален.У него также есть своя слабость, например:

1. Он не учитывает важные факторы человеческого поведения.
Сторонники когнитивного подхода думают, что все сводится к одному: когнитивным процессам. Он не принимает во внимание другие факторы, которые могут влиять на поведение, такие как гены, индивидуальный опыт, биологические структуры и даже химический дисбаланс. Это может привести к обобщению человеческого поведения, что не устраивает многих людей, которые думают, что каждый человек индивидуален.Это также может быть поражением для людей, у которых мыслительный процесс и поведение отличаются от обычного из-за одного или нескольких факторов, перечисленных выше.

2. Основано на контролируемых экспериментах.
Одна из причин, по которой психологи предпочитают когнитивный подход, заключается в том, что он основан на экспериментах, которые считаются научно обоснованными, поскольку в нем используется научный метод. Однако многие люди отмечают, что эти эксперименты могут оказаться не такими достоверными, как кажутся.Наблюдая за людьми в контролируемой среде, психологи получают только те ответы, которые тесно связаны со стимулами, которым подвергаются их субъекты. Они не могут наблюдать, как их субъекты действуют в реальном мире, где они подвергаются воздействию сразу нескольких раздражителей и вынуждены реагировать на эту смесь информации.

Как и все остальное, когнитивный подход имеет свои сильные и слабые стороны. Именно психологи и обычные люди должны решить, является ли этот подход правильным для них, и найти баланс между его преимуществами и недостатками.

-Flow Psychology Editor

подходов к обучению | SkillsYouNeed

За прошедшие годы было разработано множество теорий для изучения процессов, связанных с обучением. Большинство теорий обучения сосредотачиваются на значении того, как осуществляется обучение.

Существует много различных способов обучения как формально, так и неформально: в составе группы, например, в классе, индивидуально, например, в форме наставничества или коучинга, и самообучения.

Более того, люди учатся по-разному в разное время своей жизни и в разных обстоятельствах.

На этой странице рассматриваются три основных подхода к обучению. Большинство теорий обучения относятся к одному или нескольким из этих подходов.

Эти подходы к обучению следующие:


  • Поведенческий подход
    , который касается реакции учащихся на ту или иную форму стимула.
  • Когнитивный подход
    , основанный на знаниях и их сохранении.
  • Гуманистический подход
    на основе объяснений индивидуального опыта.

Бихевиористский подход к обучению

Этот подход к обучению основан на идее, что учащиеся реагируют на стимулы в своей среде. Роль фасилитатора обучения, таким образом, заключается в предоставлении актуальных и полезных стимулов, чтобы учащийся реагировал на требуемые знания или опыт и приобретал их.

Бихевиористский подход к обучению основан на убеждении, что правильному поведению можно научить путем постоянного повторения задания в сочетании с обратной связью от фасилитатора.Положительная обратная связь поощряет и укрепляет успех, в то время как отрицательная обратная связь и немедленное исправление препятствуют повторению ошибки или нежелательного поведения.

В 1927 году Иван Павлов провел знаменитый эксперимент с собаками. Павлов «научил» животных выделять слюну при звонке в колокольчик, связав время кормления со звуком звонка. Позже он перестал кормить их таким способом, но у собак продолжали выделять слюну, когда они услышали звонок. Другими словами, усвоенное поведение было результатом последовательности пережитых событий, а не сознательного мыслительного процесса.Павлов открыл то, что сейчас называется «классическим кондиционированием» .

Этот вид кондиционирования можно использовать для развития повторяющихся действий во время тренировки, например, глядя в зеркало и пристегивая ремень безопасности перед тем, как уехать в машине.

Связь между стимулом и ответом можно сделать более эффективной с помощью подкрепления. Именно эта идея лежит в основе теории, позже развитой Б.Ф. Скиннером (1957). Подкрепление может работать как положительно, так и отрицательно.Положительное подкрепление — это все, что усиливает желаемую реакцию. Например, при обучении, где целью является обучение, это может быть стимулировано словесной похвалой, хорошей оценкой или чувством достижения. С другой стороны, отказ от словесной похвалы будет иметь отрицательный эффект и мотивация к обучению снизится.

Один из основных способов использования поведенческого подхода к обучению при обучении и преподавании — это определение четких поведенческих целей в начале, а затем предоставление возможностей обучения, обеспечивающих их достижение.

Подход также основан на представлении о том, что есть один правильный путь, одна истина, которую ученик должен усвоить, и что знания одинаковы для всех учеников. По этой причине подчеркивается контроль со стороны учителя или тренера; тренер использует внешнее подкрепление для мотивации и поощрения обучаемых к достижению поставленных целей.


Р. М. Ганье — Теория обучения

Более позднего сторонника бихевиористского подхода можно найти в работах Ганье.В своей теории обучения Ганье предполагает, что обучение происходит иерархически. Он предлагает восьмиступенчатую модель, каждая из которых связана с типом обучения, влияющим на способ преподавания. Ганье говорит, что обучение на одном уровне возможно только в том случае, если обучение на предыдущем уровне уже имело место.

Восемь типов обучения Ганье:

  • Обучение / распознавание сигналов (распознавание того, что что-то происходит).
  • Обучение стимулу / реакции (обучение реакции на раздражитель).
  • Обучение моторной цепи (обучение необходимой последовательности действий).
  • Обучение вербальной цепочке (соединение слов по порядку).
  • Множественная дискриминация (выбор соответствующих ответов на определенные стимулы).
  • Изучение концепций (выработка общей реакции на класс стимулов).
  • Приобретение правил (объединение концепций для управления поведением)
  • Решение проблем (объединение правил для создания новой возможности)

(Адаптировано из Gagné R M.Условия обучения (1977). Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. Государственный университет Флориды, Таллахасси)


Теория социального обучения

Теория социального обучения — это развитие теории раннего бихевиоризма. Он предполагает, что люди могут учиться прямо или косвенно, наблюдая за другими. Чтобы это обучение стало частью их репертуара поведения, его необходимо подкрепить.

В последовательности три этапа:

  • Внимание при помощи модели (например.г., ребенок и родитель).
  • Обучение происходит через наблюдение за поведением модели и его последствиями (например, ребенок наблюдает, как родитель разговаривает по телефону).
  • Субъект анализирует и кодирует обучение. Если имитация модели возможна, это поможет в процессе подкрепления (например, если ребенок может копировать действия родителей, обучение будет усилено).

Подход социального обучения придает большое значение обучению с другими людьми посредством межличностного взаимодействия, как лицом к лицу, так и в команде. Одна из проблем этого подхода заключается в том, что люди не копируют все, что видят, но как личности склонны быть избирательными в том, что они выбирают для копирования. Поэтому для других важно продемонстрировать передовой опыт при использовании этого подхода к обучению и быстро выявить ошибки.


Когнитивный подход к обучению

Бихевиористские теории обучения, по сути, подчеркивают важность напористости наставника и пассивного участника, которому не предоставляется большой выбор, кроме как реагировать заранее определенным образом.

В отличие от когнитивные теории касаются роли активного разума в обработке возможностей обучения и развития.

Преподаватель (если присутствует) и участник оба используют знания; роль наставника — выбрать лучший способ передать понимание.

Работа двух известных классиков когнитивных теоретиков резюмируется ниже:

Джон Дьюи

Дьюи (1938) считает, что обучение включает в себя «обучение мыслить». Он говорит, что процесс обучения — это больше, чем выполнение задачи или деятельности; это также требует размышлений и извлечения уроков из этого. Для Дьюи цель мысли — достичь состояния равновесия, позволяющего человеку решать проблемы и готовить их к дальнейшим исследованиям.

Часто ассоциируемый с «прогрессивным образованием», Дьюи отвергал традиционные формы обучения, основанные на подкреплении информации, в которых учащийся играет пассивную роль, предполагая, что этот тип обучения был поверхностным.Он сказал, что обучение происходит только в том случае, если ученик играет активную роль в этом процессе. Чтобы обучение происходило, оно должно быть значимым для каждого человека, и студенты должны критически относиться к представленной информации; они должны уметь «прочувствовать» информацию, и способ облегчить это — использовать прошлый опыт. Таким образом, можно утверждать, что Дьюи был одним из главных сторонников экспериментального обучения .

Учителя или инструкторы, использующие подход Дьюи к обучению, играют ключевую роль в развитии учащихся, но более косвенным образом, чем это подразумевается в бихевиористской модели.Например, занятия по планированию, которые поощряют взаимодействие с представленным материалом и рефлексивное мышление, а также создают атмосферу, в которой учащиеся или обучающиеся могут структурировать свое обучение.

Б. С. Блум

Другой теоретик, разработавший когнитивный подход, Блум, считал, что обучение происходит как в «когнитивной области , », связанной с памятью и пониманием, так и в «аффективной области », в которой чувства или эмоции меняются в результате обучение. Блум предполагает, что параллельное обучение когнитивной и аффективной областей происходит кумулятивным образом в зависимости от степени сложности. Степень, в которой учащиеся используют когнитивные и аффективные области, будет зависеть от человека.

Примеры каждого типа включают:

Когнитивный Действующий
Знания Получение
Понимание Ответ
Приложение Оценка
Анализ-синтез Концептуализация
Оценка Организация

Блум, Б.С. (1965). Таксономия образовательных целей: Классификация образовательных целей . Нью-Йорк: David McKay Company, Inc.


Гуманистический подход к обучению

Более поздние гуманистических теорий учитывают то, как в нашем обществе ранее поляризованные взгляды на добро и зло растворились во множестве потенциально одинаково ценных истин, то есть в плюралистическом подходе. Акцент на признании разнообразия во многих организациях и в обществе в целом является отражением этой идеологии.

Акцент на активном обучении лежит в основе этих гуманистических подходов к обучению. Термины « андрагогика » и « педагогика » подчеркивают разницу между более ранними моделями обучения и более обычным подходом в настоящее время.

Педагогика и андрагогика

Педагогика и андрагогика — это термины, образованные от греческих слов, означающих «ребенок» и «мужчина» соответственно.

Педагогика в основном основана на обучении; знание передается формально от того, кто знает, к тому, кто не знает.Этот тип модели часто используется в институциональных условиях, где с административной точки зрения легче взять на себя управление процессом обучения, игнорируя при этом способность или потребности человека участвовать в самостоятельном обучении — например, в школах и других образовательных учреждениях. учреждения. К сожалению, эта модель может вызвать сопротивление или бунт, особенно у детей старшего возраста, подростков и взрослых.

Можно утверждать, что педагогика на самом деле упускает из виду главное: предоставление обучения или образования не обязательно означает, что учащийся получит удовольствие или запомнит этот опыт, тем более перенести его в полезные условия.

Andragogy , однако, предоставляет нам модель процесса, в которой учащийся обнаруживает знания в подходящем для него / него темпе при поддержке фасилитатора, возможно, коуча или наставника.

Андрагогическая теория основана на четырех предположениях, определяющих ее уникальное положение по сравнению с педагогикой или традиционными методами обучения:

  • Учащемуся нужна свобода для развития собственного обучения.
  • Существующий опыт учащегося имеет фундаментальное значение для эффективного понимания и нового обучения.
  • Человек должен быть готов учиться, в отличие от страха или принуждения.
  • Ориентация на обучение имеет первостепенное значение: другими словами, она ориентирована не на предмет, а на учащегося.

Неформальная индивидуальная поддержка важна в теории андрагогики, так же как и развитие групповой среды, которая одновременно является позитивной и принимает. Обмен опытом может углубить индивидуальное обучение не только когнитивных (интеллектуальных), но и аффективных (эмоциональных) процессов.Методы участия основываются на личном и групповом опыте, помогая размышлять, увеличивая объем внимания и повышая самосознание. Такое обучение часто называют «экспериментальным обучением» .


Дэвид Колб — Экспериментальный подход

Эмпирическая модель обучения, которую предлагает Дэвид Колб, лежит в основе большей части работы современных провайдеров обучения взрослых.

По сути, Колб считает, что обучение — это динамический процесс, в котором мы постоянно можем конструировать собственное обучение и развитие, проходя следующий цикл.

Четыре аспекта цикла обучения Колба, в которых опыт постоянно анализируется, а впечатления оспариваются или подтверждаются, составляют основу теории экспериментального обучения. Последовательность объясняется следующим образом: жизненный опыт человека формирует основу для его наблюдений, а размышления о том, с чем он столкнулся, побуждают к обучению. Это, в свою очередь, ассимилируется с тем, что уже известно, обеспечивая новую концептуальную карту, на которой будут основаны дальнейшие действия, таким образом формируя новый опыт.Чтобы завершить цикл, люди также должны иметь возможность практиковать полученные навыки, чтобы обучение имело для них истинное значение.

Таким образом, с точки зрения обучения, обучение облегчается, если содержание курса и процесс являются ключевыми в существующем опыте участников и разработаны таким образом, чтобы поощрять размышления и формирование новых концепций.


Теория самоэффективности Бандуры

Альберт Бандура был одним из основных сторонников социального обучения, который также популяризировал идею самоэффективности .

Теория Бандуры принимает во внимание то, как люди воспринимают себя или как они оценивают свой уровень компетентности в процессе обучения. Люди с низкой самоэффективностью будут думать о своей несостоятельности и трудностях своего положения. И наоборот, люди с высокой самоэффективностью будут рассматривать ситуацию как вызов, а не как проблему, и сосредоточиться на том, что необходимо сделать. Они хорошо справляются с угрозами и могут применять свои знания в различных ситуациях.

Самоэффективность может быть определена как суждения людей о своих способностях организовывать и выполнять действия, необходимые для достижения определенных видов деятельности. Бандура предполагает, что сила убеждения человека в его / ее собственной эффективности определяет, будет ли он / она даже пытаться справиться с трудными ситуациями. Он отмечает, что уровень самоэффективности может влиять на производительность человека следующим образом:

  • Количество усилий и настойчивости, которые человек вкладывает в задачу : Например, если человек начинает деятельность со слабыми ожиданиями или самоэффективностью, но за этим следует положительный опыт, он с большей вероятностью будет продолжать.Тем не менее, люди, у которых есть сильные ожидания, продолжат упорствовать, несмотря на негативный или отговаривающий опыт.
  • Действия или задачи, которые выбирают люди: Люди будут более склонны выполнять задачи, от которых у них есть сильные ожидания, и менее склонны выполнять задачи, связанные со слабыми ожиданиями.

Бандура, А. (1977). Теория социального обучения . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Prentice Hall.

Самоэффективность получена из ряда источников, включая:

  • Достигнутые результаты: Это наиболее надежный источник ожиданий эффективности, поскольку они основаны на собственном личном опыте.Успех повышает ожидания мастерства, а повторяющиеся неудачи снижают их.
  • Заместительный опыт: Наблюдение за тем, как другие предпринимают опасные действия без негативных последствий, может вызвать у наблюдателей более позитивные ожидания. Иногда это называют «моделированием».
  • Устное убеждение: Людей можно убедить, что они могут успешно справиться. Однако ожидания, созданные таким образом, имеют тенденцию быть слабыми, если они не сопровождаются подлинной эмпирической базой.
  • Эмоциональное возбуждение: Люди частично полагаются на свое физиологическое возбуждение, чтобы судить о состояниях тревоги. Сильное отталкивающее возбуждение снижает производительность, тогда как при спокойном или слабом возбуждении успех более вероятен.

Последствия для дизайна обучения разнообразны и включают постановку реалистичных, но не слишком легких целей, чтобы люди чувствовали, что они чего-то достигли, и обеспечение поддержки и вознаграждения людей за их обучение на рабочем месте или в другом обучении. и учебная среда.


когнитивный подход Карточки неизвестного пользователя

Знание Геном TM

Сертифицировано Brainscape

Просмотрите более 1 миллиона курсов, созданных лучшими студентами, профессорами, издателями и экспертами, которые охватывают весь мир «усваиваемых» знаний.

  • Вступительные экзамены
  • Экзамены уровня A

  • Экзамены AP

  • Экзамены GCSE

  • Вступительные экзамены в магистратуру

  • Экзамены IGCSE

  • Международный Бакалавриат

  • 5 национальных экзаменов

  • Вступительные экзамены в университет

  • Профессиональные сертификаты
  • Бар экзамен

  • Водитель Эд

  • Финансовые экзамены

  • Сертификаты управления

  • Медицинские и сестринские сертификаты

  • Военные экзамены

  • MPRE

  • Другие сертификаты

  • Сертификаты технологий

  • TOEFL

  • Иностранные языки
  • арабский

  • китайский язык

  • французкий язык

  • Немецкий

  • иврит

  • Итальянский

  • Японский

  • корейский язык

  • Лингвистика

  • Другие иностранные языки

  • португальский

  • русский

  • испанский

  • TOEFL

  • Наука
  • Анатомия

  • Астрономия

  • Биохимия

  • Биология

  • Клеточная биология

  • Химия

  • науки о Земле

  • Наука об окружающей среде

  • Генетика

  • Геология

  • Наука о жизни

  • Морская биология

  • Метеорология

  • Микробиология

  • Молекулярная биология

  • Естественные науки

  • Океанография

  • Органическая химия

  • Периодическая таблица

  • Физическая наука

  • Физика

  • Физиология

  • Растениеводство

  • Класс науки

  • Зоология

  • Английский
  • Американская литература

  • Британская литература

  • Классические романы

  • Писательское творчество

  • английский

  • Английская грамматика

  • Фантастика

  • Высший английский

  • Литература

  • Средневековая литература

  • Акустика

  • Поэзия

  • Пословицы и идиомы

  • Шекспир

  • Орфография

  • Vocab Builder

  • Гуманитарные и социальные науки
  • Антропология

  • Гражданство

  • Гражданское

  • Классика

  • Связь

  • Консультации

  • Уголовное правосудие

  • География

  • История

  • Философия

  • Политическая наука

  • Психология

  • Религия и Библия

  • Социальные исследования

  • Социальная работа

  • Социология

  • Математика
  • Алгебра

  • Алгебра II

  • Арифметика

  • Исчисление

  • Геометрия

  • Линейная алгебра

  • Математика

  • Таблицы умножения

  • Precalculus

  • Вероятность

  • Статистические методы

  • Статистика

  • Тригонометрия

  • Медицина и уход
  • Анатомия

  • Системы тела

  • Стоматология

  • Медицинские курсы и предметные области

  • Медицинские осмотры

  • Медицинские специальности

  • Медицинская терминология

  • Разные темы здравоохранения

  • Курсы медсестер и предметные области

  • Медсестринские специальности

  • Другие области здравоохранения

  • Фармакология

  • Физиология

  • Радиология и диагностическая визуализация

  • Ветеринарная

  • Призвания
  • ASVAB

  • Автомобильная промышленность

  • Авиация

  • Парикмахерская

  • Катание на лодках

  • Косметология

  • Бриллианты

  • Электрические

  • Электрик

  • Пожаротушение

  • Садоводство

  • Домашняя экономика

  • Садоводство

  • HVAC

  • Дизайн интерьера

  • Ландшафтная архитектура

  • Массажная терапия

  • Металлургия

  • Военные

  • Борьба с вредителями

  • Сантехника

  • Полицейская

  • Сточные Воды

  • Сварка

  • Закон
  • Закон Австралии

  • Банкротство

  • Бар экзамен

  • Предпринимательское право

  • Экзамен в адвокатуру Калифорнии

  • Экзамен CIPP

  • Гражданский процесс

  • Конституционное право

  • Договорное право

  • Корпоративное право

  • Уголовное право

  • Доказательства

  • Семейное право

  • Экзамен в адвокатуру Флориды

  • Страховое право

  • Интеллектуальная собственность

  • Международный закон

  • Закон

  • Закон и этика

  • Правовые исследования

  • Судебные разбирательства

  • MBE

  • MPRE

  • Закон о аптеках

  • Право собственности

  • Закон о недвижимости

  • Экзамен в адвокатуре Техаса

  • Проступки

  • Трасты и имения

  • Здоровье и фитнес
  • Нетрадиционная медицина

  • Класс здоровья и фитнеса

  • Здоровье и человеческое развитие

  • Урок здоровья

  • Наука о здоровье

  • Человеческое развитие

  • Человеческий рост и развитие

  • Душевное здоровье

  • Здравоохранение

  • Спорт и кинезиология

  • Йога

  • Бизнес и финансы
  • Бухгалтерский учет

  • Бизнес

  • Экономика

  • Финансы

  • Управление

  • Маркетинг

  • Недвижимость

  • Технологии и машиностроение
  • Архитектура

  • Биотехнологии

  • Компьютерное программирование

  • Информационные технологии

  • Инженерное дело

  • Графический дизайн

  • Информационной безопасности

  • Информационные технологии

  • Информационные системы управления

  • Еда и напитки
  • Бармен

  • Готовка

  • Кулинарное искусство

  • Гостеприимство

  • Питание

  • Вино

  • Изобразительное искусство
  • Изобразительное искусство

  • История искусства

  • Танец

  • Музыка

  • Другое изобразительное искусство

  • Случайное знание
  • Астрология

  • Блэк Джек

  • Культурная грамотность

  • Знание реабилитации

  • Мифология

  • Национальные столицы

  • Люди, которых вы должны знать

  • Покер

  • Чаша для викторины

  • Спортивные викторины

  • Карты Таро

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *