Этапы формирования личности: Стадии личностного развития человека | Интерактивное образование

Стадии личностного развития человека | Интерактивное образование

   

педагог-психолог отдела МиПС МКУ ГЦ «Семейный совет»

 

Людьми становятся, а не рождаются.

Геворг Эмин, армянский поэт

Проведя аналогию с высказыванием Геворга Эмина, отметим, что, действительно, личностью не рождаются, личностью становятся в процессе социализации, деятельности и общения с окружающими людьми.

По мнению отечественного психолога А.В. Петровского, главнейшим фактором развития личности является деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, который складывается у человека в результате общения с людьми. Другими словами, развитие личности – это интеграция в новую социальную среду. Например, переход ребенка из дошкольного учреждения в начальную, потом в среднюю школу, поступление абитуриента в университет, выход на первую работу и смена рабочего места.

Кроме того, сама потребность быть личностью и способность стать ею определяют процесс личностного развития человека.

Учитывая мнение большинства исследователей можно выделить три фазы развития личности: адаптация, индивидуализация и интеграция.

Первая стадия – адаптация. Она подразумевает активное усвоение действующих в социуме норм (нравственных, учебных и др.) и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. У человека появляется необходимость «быть как все», чтобы успешно адаптироваться в группе. Но возникает проблема с проявлением некоторых индивидуальных качеств. Например, подросток, попадая в компанию своих сверстников, старается не выделяться, принимает принятые в ней нормы общения, лексику, интересы и даже манеру поведения. После периода адаптации он начинает осознавать, что развивается в недостаточной мере.

Таким образом, наступает следующая стадия становления личности – индивидуализация

. Эта стадия возникает в результате смешанных чувств, таких, как спокойствие от пройденного этапа адаптации к новым условиям и неудовлетворение своей потребности в индивидуальности. Именно теперь ребенок начинает раскрывать свои внутренние ресурсы, будь то успехи в спорте или умение общаться с противоположным полом. Тем самым он находит свой круг общения, где сможет реализовать свои способности в полной мере.

Затем начинается третья фазаинтеграция. В это время подросток стремится быть «идеальным» в глазах других людей, у него возникают противоречия между теми особенностями личности, которые сложились на стадии индивидуализации.

Если в компании принимают эти особенности, то у него формируются новообразования личности – те качества, которых не было не только у него, но и у других членов группы. Эти черты отвечают потребностям развития как группы, так и собственной потребности подростка осуществить значимый «вклад» в деятельность социума.

В итоге, прохождение всех перечисленных этапов в должной мере обуславливает становление личности. Если же человеку не удается преодолеть трудности адаптационного периода, у него могут возникнуть некоторые проблемы, например, неуверенность в себе, безынициативность, конформность. При возникновении трудностей в прохождении стадии индивидуализации могут развиться и нежелательные новообразования личности, в частности, агрессивность, негативизм, неадекватная самооценка. При этом важно отметить, что при изменении социальной ситуации, в которой находится человек, он вновь проходит все эти стадии – одну за другой.

Адаптация, индивидуализация и интеграция личности обеспечивают формирование зрелой личности. Как писал основоположник индивидуальной психологии Альфред Адлер, личность зрелая – это личность, которая «вселяет удовлетворение и надежду, а не страх и разочарование».

Количество просмотров: 24087  

6 стадий развития взрослого человека

Время чтения 10 минут

Этапы развития личности — одна из наиболее интересных и загадочных тем. Всем очень хочется узнать больше о себе, возможностях своего развития, совершенствовать навыки и доводить себя до состояния идеала. Философы и психологи рассматривают эти вопросы с разных точек зрения, поэтому формирование единого мнения в данном аспекте невозможно.

В этой статье вы познакомитесь с такими понятиями как формирование и этапы развития личности, сможете выработать свою собственную точку зрения на социальный вопрос взросления и некоторые методы самопознания.

<<Оглавление>>

7 Этапов развития личности по возрасту

Чаще всего используют возрастную градацию — развитие личности по Фрейду и развитие личности по Эриксону, которые предполагают изменение сознания человека по мере его взросления. Есть и концепция эволюции личности по её социальному и духовному уровню восприятия жизни.

Начнем рассматривать этапы развития личности по возрастному критерию, так как эта теория пользуется наибольшей популярностью и распространена повсеместно.

1. Младенчество

Этот период выделяют Эриксон и Фрейд («Оральная стадия»). На данном этапе закладываются основы личности и отношение к окружающему миру — доверие или недоверие, уверенность или её отсутствие.

Конечно, важную роль в жизни ребёнка играет его мама, которая представляет для младенца целый мир. Ему необходима материнская забота, которая позволяет чувствовать последовательность, узнаваемость в переживаниях. Дальнейшее развитие личности во многом зависит от первых дней жизни.

При наличии доверия ребёнок воспринимает мир в позитивном ключе, как надёжный, предсказуемый, спокойно переносит трудности, даже временное отсутствие матери рядом. При отсутствии материнской заботы в должной мере возникает чувство недоверия, страха и подозрительности. Таким образом, в основе первого периода лежит соотношение: «доверие-недоверие».

2. Раннее детство

Период от 1-го до 3-х лет, соответствует «Анальной стадии» по Фрейду, ребёнок овладевает способностью контролировать свои выделительные функции. Кроме того, малыш становится более крепким физически и может выполнять более сложные действия — ходить, карабкаться, умываться.

Очень часто проявляются призывы к самостоятельности «Я сам», важным моментом является помощь родителей в самостоятельных действиях. Необходимо предоставить возможность для развития личности, становления автономии ребёнка. Если его постоянно опекают и всё за него делают, то это идёт во вред развитию, наравне с необоснованной требовательностью.

Подобные вещи вызывают в дальнейшем неуверенность, слабоволие. При положительном развитии развивается воля и самоконтроль.

3. Дошкольный возраст

Дошкольный возраст, 3-6 лет, ещё называют «Возраст игры», по Фрейду — «Фаллическая стадия», период осознания различия полов. Этот период характерен увеличением социальных взаимодействий — игры, общение со сверстниками и взрослыми, интерес к трудовым делам.

Саморазвитие проявляется в умении брать ответственность за тех, кто меньше или слабее, забота о животных. Основной лозунг: «Я то, что я буду. Сейчас формируется Супер — Эго, в результате понимания социальных ограничений. Возможно обучение и воспитание ребёнка, есть все предпосылки для этого.

Дети испытывают радость от самостоятельных действий, начинают ассоциировать себя с особыми, важными людьми, начинают ставить перед собой цели. К тому же, проявляют фантазию в выборе игр и создании собственных развлечений. Стоит поощрять самостоятельные действия ребёнка, что будет основой для развития инициативности, независимости и помогать в развитии творческих способностей.

4. Школьный возраст

Школьный возраст (6-12 лет), если обратиться к теории развития личности по Фрейду — «Латентный период». Наблюдается успокоение в психике, на первом месте сейчас освоение и изучение внешнего мира, создание контактов. Основой всего является стремление к освоению новых знаний, всему, что важно в пределах общества, где растёт ребёнок.

Главный девиз: «Я то, чему могу научиться». Детям прививается дисциплина и участие в решении различных задач. Есть стремление в проявлении творчества. Дети нуждаются в поддержке взрослых для развития личности. В негативном развитии могут наблюдаться сомнения в себе и собственной компетенции.

Юность

Юность (12-19 лет), идентичность личности и самоопределение. Важный период для становления и развития личности. Этап поиска и самоопределения. Подросток старается определить своё место в этой жизни и выбрать роль, которая подходит для него. Происходит переосмысление жизни и ценностей.

На данном этапе часто всплывают ошибки прошлых периодов, которые были допущены в воспитании ранее. В результате может возникнуть негативная самоидентификация — принадлежность к неформальным группам и более того — наркомания, алкоголизм, нарушение закона. Наблюдается также тенденция создания кумиров и стремления походить на них. При положительном развитии событий наблюдается саморазвитие таких качеств, как верность и способность к самостоятельным решениям, определению жизненного пути.

5. Молодость

Молодость (20-25 лет), начало взрослой жизни. Это период возникновения любви, привязанностей, создания семьи и самостоятельной жизни. В этот период возникает потребность в интимной близости, причём всесторонней, не только на физическом уровне.

Важно наличие взаимных чувств и уважения в отношениях, научиться сливаться с любимым человеком без потери своей идентичности. Человек учится построению межличностных отношений. Если не удаётся обрести этот баланс в отношениях с противоположным полом, то появляется чувство одиночества.

Большое значение в данном периоде оказывает на человека чувство — любовь, которое рассматривается, как доверие к партнёру, верность при любых обстоятельствах, забота о ближнем. Все этапы развития личности необходимо пройти вовремя — «Блажен, кто смолоду был молод…» (А.С. Пушкин), хотя бывает, что развитие идёт с опозданием, и это вполне нормально.

6. Зрелость

Зрелость (26-64 лет), развитие личности проявляется в заботе о подрастающем поколении. Причём, даже при отсутствии детей, при нормальном стечении обстоятельств, больше концентрируют внимание на внешнем мире и помощи другим. В обратном случае возникает «кризис среднего возраста», появляется чувство бессмысленности жизни.

Как правило, к этому времени человек уже достиг определённых результатов в жизни и имеет потребность передавать знания и умения другим, помогать своим детям, внукам. Наблюдается и в достаточной степени.

7. Старость

Старость (от 65 лет), последняя стадия развития личности. Происходит очередное переосмысление жизни, человек всё чаще вспоминает прожитые годы и осознаёт правильность или ошибочность своих поступков и решений. Часто говорят: старость — это мудрость. Для тех, кто прошёл долгий жизненный путь и произвёл анализ своей жизни — так и есть.

Данный этап развития личности приходит, когда уже много всего в жизни удалось пройти, покорить наивысшие вершины. И очень важно быть удовлетворённым, находить радостные моменты в прожитой жизни. Тогда старость будет спокойной и уверенной, а приближение смерти уже не будет страшить, ведь жизнь продолжается в потомках и творениях человека.

Если человек не может обрести спокойствие, то его ждут лишь печали по упущенным возможностям и мучения совести. Поэтому на протяжении жизни нужно стараться жить так, чтобы спустя годы, радоваться своим достижениям и свершениям, писать мемуары и рассказывать внукам о своей жизни.

Вот и произвели мы анализ развития личности на протяжении жизни. Однако, это в идеале, к старости приходит мудрость, а в детстве мы живём импульсами и желаниями. Всё зависит от человека и его желания развиваться, а ещё пережитого опыта и осмысления уроков жизни и ошибок на пути.

В зрелом возрасте выделяют также этапы развития личности, которые основаны на уровне развития разума и духовного наполнения сущности человека. Конечно, мы можем и сознательно влиять на эти процессы, применяя саморазвитие.

6 стадий развития взрослой личности

Этапы взросления описаны с чисто биологической точки зрения и если учитывать мнение Фрейда в этом вопросе, то мы прийдем к извечному вопросу о сексуальности, но так ли все однозначно? Многие согласятся с тем, что теория знаменитого ученого и психотерапевта совершенна и несет в себе структурированную подачу информации о человеке. Но для того, чтобы составить собственное мнение, недостаточно знаний всего одной книге по психоаналитике.

Рассмотрим этапы развития личности человека в другой градации.

1. Этап первобытного человека

Наиболее низкий уровень развития человеческой личности — этап первобытного человека. Поведение человека приближается к животному миру — в основе удовлетворение животных инстинктов. Причём на этой стадии человека мало интересуют социальные вопросы и ограничения.

Если личность застрянет на этом этапе, то это может негативно сказываться на близких людях и окружающих, да и сам человек не может быть счастлив при отсутствии контроля над своими желаниями и потребностями. Всё это ведёт к преступности, нарушению законов общества. Причём сдерживают «человека» лишь уголовный кодекс и в меньшей степени моральные принципы.

У человека этого этапа может возникнуть интерес к другим этапам. Для саморазвития и перехода с этого уровня на следующий необходимо осознание потребности и принятие мысли, что всё возвращается, и негативное отношение к жизни и людям также. Необходимо искоренить насилие на уровне мыслей, подсознательных процессов.

2. Уровень обывателя

Второй уровень — уровень обывателя, который мало думает самостоятельно о жизни, большую часть информации черпает из телепрограмм, журналов и СМИ. При этом не подвергает информацию критическому анализу. Здесь уже есть понимание, что нужно избегать насилия в жизни. И это связывают с кармическим опытом либо воспитанием и более высокоразвитым сознанием человека.

При этом человек в обществе ведёт себя вполне нормально, согласно существующим правилам, а на более тонком уровне, в мыслях, позволяет оскорблять, обвинять, обманывать. Основа этого этапа — потребность в удовольствиях, часто встречаются любители выпить, курильщики или просто чревоугодие.

Если мы вспомним развитие личности по Фрейду, то он говорил о возможности развития таких последствий, регрессии в саморазвитии. Человек может быть вполне адекватным, и при этом в сложных ситуациях или в периоды стресса, скатываться до этого уровня, — начинать поглощать сладости в большом количестве, употреблять спиртное и т. д. Люди пытаются обрести душевное равновесие путём получения удовольствий.

Первоистоки заложены в детстве, часто люди данной категории недополучали любви и внимания в раннем возрасте или родители были слишком требовательны, поэтому «балуют» себя во взрослой жизни.Регрессия возникает, когда человек не может справиться со следующими этапами личностного развития.

Для дальнейшего роста нужно произвести глубокий анализ основ своего поведения, понять и отработать психоэмоциональные причины ранних периодов или вырабатывать навыки преодоления жизненных трудностей другим образом. Во втором случае лечится следствие, в первом — причины этого явления (регрессии).

3. Уровень «начальника»

Следующий этап развития личности — уровень «начальника». При этом не имеют в виду начальника в плане карьерном, хотя профессиональное развитие личности может наблюдаться. В первую очередь человек становится хозяином своих чувств и требует порядка от окружающих его людей. Физиологические потребности уже не являются основными в поведении.

В основе поведения — желание владеть, управлять, подчинять. В отношениях это проявляется в желании завоевать внимание представителя противоположного пола, после чего интерес часто угасает. Только встреча человека более высокого уровня может задержать человека на время. Ведь всегда интересно познание нового, а люди тонкого уровня — очень чуткие и иначе воспринимают жизнь, реагируют на неё.

На подсознательном уровне ищем человека на один уровень выше нашего для дальнейшего развития. Интересно, что человек третьего уровня может общаться с людьми более низкого уровня по необходимости или, если не прошёл все уроки прошлых периодов, возникает регрессия, жизнь отправляет нас на повторное изучение.

Условно первые три периода — это развитие личности в социальном плане, а следующие три этапа — духовное совершенствование, саморазвитие.

4. Период «блаженого»

Этап настоящего взросления, называю периодом «блаженного». Человек уже не концентрирует всё внимание на своё Эго, перестаёт быть ребёнком и готов брать ответственность и заботиться о других людях. Далеко не все люди переходят на этот этап, многие предпочитают оставаться детьми и желают быть центром Вселенной, подчинять себе мир. Люди первых трёх этапов не проявляют интерес к данной теме, их устраивает существующие положение вещей.

Давайте подумаем, может ли быть действительно счастлив такой человек? Даже если исполнятся все желания, то будет осадок, чувство одиночества. Для этого периода характерны изменения в восприятии жизни, появляется глубина чувств и эмоций, приходит понимание, что негативные эмоции и чувства — ненависть, злость, обман не могут радовать человека.

Если третий уровень позволяет обрести социальную позицию и стабильность, то сейчас появляется знания для управления своей силой. Приходит понимание, что жизнь не стоит тратить на переживания, рефлексию, она прекрасна и стоит радоваться каждому прожитому дню, создавая прекрасный мир и помогая близким людям.

В возрастной градации — это период зрелости, однако не все приходят к осознанию необходимых критериев взросления личности и необходимости саморазвития.

5. Этап мудреца

Следующий период называют «этап мудреца». Человек обретает знания по управлению собственным сознанием, возрастает понимание уклада устройства мира и причинно-следственных связей. Приходит осознание, что все события жизни имеют свои первопричины, являются уроками, которые необходимо проработать, чтобы преобразовать картину своей жизни.

Человек учится видеть глубинный смысл всех процессов, переход на пятый этап связан с разочарованием в идеалах мира и познании духовной сущности человека. Важно проходить этапы развития личности постепенно, ибо, если упустить четвёртый период — преодоления гордыни, то возникает ощущение бессмысленности бытия и глубокое разочарование.

При правильном ходе развития, возникает настоящая мудрость и понимание эволюции жизни, развитие личности. Человек этого периода находит баланс во всех проявлениях жизни и реагирует на события спокойно, всегда находит варианты решения. Этот баланс держится на глубинном уровне.

Обычно считают, что мудрость приходит в преклонном возрасте, однако, в первую очередь, её формирование зависит от развития самосознания и жизненных процессов, пережитого опыта. Есть такое выражение — «мудрый не по годам».

6. Просветление личности

На последнем этапе происходит просветление личности. Переход к данному периоду воспринимается как откровение или озарение сознания. Человек вдруг понимает, где настоящая истина, в сознании происходит настоящая революция. При этом личность может жить обычной жизнью, а понимать всё на более тонком уровне.

Просветление — это осознание существования жизни в конкретный момент времени, прошлое и будущее — всего лишь иллюзия. Проявления — успокоение, созерцание жизни, «всё идёт, как надо и произойдёт то, что нужно». Себя человек воспринимает как явление, что спонтанно возникает в реке бытия.

Вспоминаются буддисты, монахи, которые познали жизнь и никуда не спешат. Жизнь — это мысль. Она определяется нашим представлением о ней. Встречаются такие люди и в нашей жизни — они невероятно спокойные и удивляют своей стойкостью к любым жизненным ситуациям.

Вывод

Итак, мы рассмотрели этапы развития личности по разным критериям и затронули истоки формирования личности. Важно понять: независимо от нашего положения на данный момент, всегда есть возможность двигаться вперед и не простаивать время, которое с легкостью можно направить на хорошие дела. Будь то самопознание или развитие собственного бизнеса, построение карьеры или творчества, — используйте все необходимые инструменты и добивайтесь успехов вместе с проектом Саморазвития и Самопознания.

Тематика: Личностный рост

Психосексуальная теория Фрейда и 5 стадий человеческого развития

Зигмунд Фрейд предположил, что развитие личности в детстве происходит в течение пяти психосексуальных стадий: оральной, анальной, фаллической, латентной и генитальной.

На каждой стадии сексуальная энергия (либидо) выражается по-разному и через разные части тела.

Они называются психосексуальными стадиями, потому что каждая стадия представляет собой фиксацию либидо (грубо говоря, как сексуальные влечения или инстинкты) на различных участках тела.

По мере того, как человек физически растет, определенные области его тела становятся важными источниками потенциальной фрустрации (эрогенные зоны), удовольствия или того и другого.

Фрейд (1905) считал, что жизнь строится вокруг напряжения и удовольствия. Фрейд также считал, что всякое напряжение возникает из-за накопления либидо (сексуальной энергии) и что все удовольствия приходят от ее разрядки.

Описывая развитие человеческой личности как психосексуальное, Фрейд имел в виду, что то, что развивается, — это способ накопления и высвобождения сексуальной энергии Ид по мере того, как мы взрослеем биологически. (Н. Б. Фрейд использовал термин «сексуальный» в очень общем смысле для обозначения всех доставляющих удовольствие действий и мыслей).

Фрейд подчеркивал, что первые пять лет жизни имеют решающее значение для формирования взрослой личности. Ид должен контролироваться, чтобы удовлетворить социальные требования; это создает конфликт между неудовлетворенными желаниями и социальными нормами.

Эго и Суперэго развиваются, чтобы осуществлять этот контроль и направлять потребность в удовлетворении в социально приемлемые каналы. Центры удовлетворения находятся в разных частях тела на разных стадиях роста, что делает конфликт на каждой стадии психосексуальным.

Роль конфликта

Каждая из психосексуальных стадий связана с определенным конфликтом, который необходимо разрешить, прежде чем человек сможет успешно перейти к следующей стадии.

Разрешение каждого из этих конфликтов требует затрат сексуальной энергии, и чем больше энергии затрачивается на определенной стадии, тем более важные характеристики этой стадии сохраняются у индивидуума по мере его психологического взросления.

Чтобы объяснить это, Фрейд предложил аналогию с войсками на марше. По мере продвижения войск они встречают сопротивление или конфликт. Если они добьются больших успехов в победе в сражении (разрешении конфликта), то большая часть войск (либидо) сможет перейти к следующему сражению (этапу).

Но чем больше трудностей, с которыми приходится сталкиваться в какой-либо конкретной точке, тем выше потребность в войсках, которые должны оставаться позади для сражения, и, следовательно, тем меньше войск смогут перейти к следующему столкновению.

Вы можете запомнить порядок этих стадий, используя мнемонику : «старый (оральный) возраст (анальный) пенсионеры (фаллический) любят (латентный) виноград (генитальный).

Содержание

Оральная стадия

(от рождения до 1 года)

На первой стадии психосексуального развития центр либидо сосредоточен во рту ребенка. На оральных стадиях младенец получает большое удовольствие от того, что кладет в рот всевозможные предметы, чтобы удовлетворить либидо и, следовательно, требования Ид.

Которые на данном этапе жизни ориентированы на рот или рот, например, сосание, кусание и грудное вскармливание.

Фрейд говорил, что оральная стимуляция может привести к оральной фиксации в дальнейшей жизни. Мы повсюду видим вокруг себя оральных личностей, таких как курильщики, кусающие ногти, жующие пальцы и сосущие большой палец. Оральные личности участвуют в таком оральном поведении, особенно в состоянии стресса.

Анальная стадия

(от 1 до 3 лет)

На анальной стадии психосексуального развития

либидо фокусируется на анусе, и ребенок получает большое удовольствие от дефекации. Теперь ребенок полностью осознает, что он самодостаточная личность и что его желания могут привести его в конфликт с требованиями внешнего мира (т. е. его эго развилось).

Фрейд полагал, что этот тип конфликта достигает апогея при приучении к горшку, когда взрослые налагают ограничения на то, когда и где ребенок может испражняться. Природа этого первого конфликта с властью может определить будущие отношения ребенка со всеми формами власти.

Раннее или резкое приучение к горшку может привести к тому, что ребенок станет анально-сохраняющей личностью, которая ненавидит беспорядок, одержимо опрятна, пунктуальна и уважает власть. Они могут быть упрямыми и скупыми со своими деньгами и имуществом.

Все это связано с удовольствием, полученным от удержания своих фекалий, когда они были малышами, а затем их мама настаивала на том, чтобы они избавились от этого, посадив их на горшок, пока они не выступят!

Не так глупо, как кажется. С другой стороны, анальная экспульсия подвергалась либеральному режиму приучения к туалету во время анальной стадии.

Во взрослом возрасте анальный экспульсив — это человек, который хочет поделиться с вами вещами. Им нравится раздавать вещи. По сути, они «делятся своим дерьмом»!» Анально-экспульсивная личность также неряшлива, неорганизованна и непокорна.

Фаллическая стадия

(от 3 до 6 лет)

Фаллическая стадия — это третья стадия психосексуального развития, охватывающая возраст от трех до шести лет, когда либидо (желание) младенца концентрируется на его гениталиях как эрогенной зоне.

Ребенок осознает анатомические половые различия, что приводит в движение конфликт между эротическим влечением, обидой, соперничеством, ревностью и страхом, который Фрейд назвал Эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Электры (у девочек).

Это решается в процессе идентификации, в ходе которого ребенок перенимает характеристики родителя того же пола.

Эдипов комплекс

Наиболее важным аспектом фаллической стадии является Эдипов комплекс. Это одна из самых противоречивых идей Фрейда, которую многие люди категорически отвергают.

Название комплекса Эдипа происходит от греческого мифа, в котором молодой человек Эдип убивает своего отца и женится на своей матери. Обнаружив это, он выкалывает себе глаза и ослеп. Этот эдипальный термин является родовым (то есть общим) термином как для Эдипова комплекса, так и для комплекса Электры.

У маленького мальчика Эдипов комплекс или, правильнее сказать, конфликт возникает из-за того, что у мальчика появляются сексуальные (приятные) желания к матери. Он хочет обладать исключительно своей матерью и избавиться от отца, чтобы иметь возможность сделать это.

Иррационально мальчик думает, что если его отец узнает обо всем этом, его отец заберет то, что он любит больше всего. На фаллической стадии больше всего мальчик любит свой пенис. Отсюда у мальчика развивается страх кастрации .

Затем маленький мальчик решает эту проблему, имитируя, копируя и присоединяясь к мужскому поведению папы. Это называется отождествлением , и именно так мальчик в возрасте от трех до пяти лет разрешает свой Эдипов комплекс.

Идентификация означает внутреннее принятие ценностей, взглядов и поведения другого человека. Следствием этого является то, что мальчик берет на себя мужскую гендерную роль и принимает идеал эго и ценности, которые становятся суперэго.

Фрейд (1909) предложил случай Маленького Ганса как доказательство Эдипова комплекса.

Комплекс Электры

Для девочек комплекс Электры менее чем удовлетворительен. Короче говоря, девушка желает отца, но понимает, что у нее нет пениса. Это приводит к развитию зависть к пенису и желание быть мальчиком.

Девушка решает эту проблему, подавляя свое желание отца и заменяя желание пениса желанием ребенка. В своем «кастрированном состоянии» девочка винит мать, и это создает большое напряжение.

Затем девочка подавляет свои чувства (чтобы снять напряжение) и идентифицирует себя с матерью, чтобы взять на себя женскую гендерную роль.

Латентная стадия

(6 лет до полового созревания)

Латентная стадия — это четвертая стадия психосексуального развития, охватывающая период от шести лет до полового созревания. На этой стадии либидо бездействует 90,119 и никакого дальнейшего психосексуального развития не происходит (латентное означает скрытое).

Фрейд считал, что большинство сексуальных импульсов подавляется на латентной стадии, а сексуальная энергия может быть сублимирована на учебу, хобби и дружбу.

 

Большая часть энергии ребенка направляется на развитие новых навыков и получение новых знаний, а игра в основном ограничивается другими детьми того же пола.

Генитальная стадия

(от полового созревания до взрослой жизни)

Генитальная стадия является последней стадией психосексуальной теории развития личности Фрейда и начинается в период полового созревания.

Это время юношеских сексуальных экспериментов, успешное завершение которых заключается в установлении любовных отношений один на один с другим человеком в возрасте 20 лет.

Сексуальный инстинкт направлен на гетеросексуальное удовольствие, а не на самоудовлетворение, как на фаллической стадии.

Для Фрейда надлежащий выход полового влечения у взрослых был через гетеросексуальный половой акт. Фиксация и конфликт могут помешать этому, что может привести к развитию сексуальных извращений.

Например, фиксация на оральной стадии может привести к тому, что человек будет получать сексуальное удовольствие прежде всего от поцелуев и орального секса, а не от полового акта.

Разочарование, баловство и навязчивость

Кажется, что некоторые люди не могут оставить одну стадию и перейти к следующей. Одной из причин этого может быть то, что потребности развивающегося индивидуума на каком-либо конкретном этапе могут быть неудовлетворены должным образом, и в этом случае возникает разочарование.

Или, возможно, потребности человека могут быть настолько хорошо удовлетворены, что он/она не хочет отказываться от психологических преимуществ определенной стадии, на которой наблюдается чрезмерное потворство своим желаниям.

И фрустрация, и чрезмерное баловство (или любое их сочетание) могут привести к тому, что психоаналитики называют фиксацией на определенной психосексуальной стадии.

Фиксация относится к теоретическому представлению о том, что часть либидо человека постоянно «инвестируется» в определенную стадию его развития.

Критическая оценка

Поддерживается ли психология Фрейда доказательствами? Теория Фрейда хороша для объяснения, но не для предсказания поведения (что является одной из целей науки).

По этой причине теория Фрейда нефальсифицируема — ее нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Например, либидо трудно объективно проверить и измерить. В целом теория Фрейда крайне ненаучна.

Фрейд, возможно, также продемонстрировал исследовательскую предвзятость в своих интерпретациях – возможно, он обратил внимание только на информацию, которая поддерживала его теории, и проигнорировал информацию и другие объяснения, которые им не соответствовали.

Однако Фишер и Гринберг (1996) утверждают, что теорию Фрейда следует оценивать с точки зрения конкретных гипотез, а не в целом. Они пришли к выводу, что существуют доказательства, подтверждающие концепции Фрейда об оральной и анальной личности.

 

Фрейд против Эриксона

5 стадий развития личности

РЕКЛАМА:

Пять стадий развития следующие: 1. Оральная стадия 2. Анальная стадия 3. Генитальная (эдипальная) стадия 4. Латентная стадия 5. Стадия юности.

Эриксон (1950) считает, что личность продолжает формироваться на протяжении всей жизни от рождения до смерти. Этот период был разделен им на восемь этапов. Каждый этап имеет свои характерные черты, отмеченные и затронутые эмоциональным кризисом, особенностями культуры человека и его взаимодействия с обществом, частью которого он является.

1. Оральный столик :

Этот этап увеличивается с нуля до полутора лет. В этот период рот является чувствительной зоной тела и главным источником радости и удовольствия для ребенка.

То, как мать заботится о младенце, заставляет младенца доверять или не доверять миру (представленному матерью) вокруг него. Если его потребности часто удовлетворяются, он развивает доверие и верит, что мир позаботится о нем.

РЕКЛАМА:

При частом неудовлетворении развивается недоверие, заставляющее младенца полагать, что окружающим нельзя верить, на него нельзя положиться и что он потеряет большую часть желаемого. После первых шести месяцев (период сосания) оставшийся год (период кусания) является довольно трудным для ребенка и матери из-за прорезывания зубов и отлучения от груди. При правильном обращении доверие младенца укрепляется, и он развивает встроенный источник оптимизма и надежды на всю жизнь.

Лица, у которых было неприятное (брошенное, нелюбимое и беззаботное) детство, скорее всего, считают родительство обременительным и могут проявлять зависимое, беспомощное, оскорбительное поведение, вспышки гнева, т. е. оральный характер. Для таких людей социальный работник подобен родителям, которые помогают клиенту выразить свой гнев и недоверие словами, а затем оказывают эмоциональную поддержку и защитные услуги.

Социальный работник должен заполнить пустоты (недоверие), созданные ранними отношениями матери и ребенка. Соцработник представляет себя заслуживающим доверия человеком, и в результате этих отношений клиент начинает доверять себе и окружающим его людям.

Следует позаботиться о том, чтобы клиент не чувствовал себя обделенным из-за соц.работницы, которая представляется клиенту как заботливая мать. Можно пояснить, что чувство доверия или недоверия (задача оральной стадии) не полностью зависит от отношений матери и ребенка на оральной стадии. Он продолжает видоизменяться, укрепляться или обедняться в соответствии с опытом клиента и в последующие годы жизни.

2. Анальная сцена :

К концу периода кусания на оральной стадии ребенок может ходить, говорить и есть самостоятельно. Он может сохранить или отпустить что-то, что у него есть. Это относится и к функции кишечника и мочевого пузыря. Он может либо удерживать, либо выпускать содержимое кишечника и мочевого пузыря.

РЕКЛАМА:

Теперь ребенок больше не зависит от зоны рта для получения удовольствия. Теперь он получает удовольствие от работы кишечника и мочевого пузыря (анальной зоны), что влечет за собой беспокойство из-за приучения родителей к туалету. Ребенка учат, где мочиться и куда идти для дефекации и т. д.

При таком обучении контролю над мочевым пузырем и кишечником у ребенка может развиться автономия или стыд и сомнения. Задача анального – развивать автономию. Если родители поддерживают, но не чрезмерно защищают, и если ребенку позволяют действовать с некоторой независимостью, он обретает некоторую уверенность в своей автономии, вероятно, к трем годам и предпочитает любовь ненависти, сотрудничество своеволию и самовыражение подавлению.

Автономия, таким образом, уравновешивает стыд и сомнение и ведет к развитию уверенности в том, что он может контролировать свои функции, а также, в некоторой степени, окружающих его людей. В противоположность этому, ребенок может чувствовать гнев, глупость и стыд, если родители критикуют его фекалии и чрезмерно контролируют работу его кишечника и мочевого пузыря во время приучения к туалету. Наблюдения за санскарами передают ребенку принятие и помогают родителям правильно обучать его.

РЕКЛАМА:

Детям (с большим недоверием и сомнением в их доле), когда взрослым может понадобиться помощь в принятии неудач и несовершенства как неотъемлемой части своей жизни. Принимая клиента таким, какой он есть, социальный работник может уменьшить его чувство ненависти к себе и перфекционизма. Чрезмерно требовательным взрослым или тем, кто впадает в истерику, когда их просят взять на себя ответственность, возможно, потребуется помощь, чтобы контролировать свои импульсивные действия.

Их следует вознаграждать, когда они проявляют контроль, и следует поощрять их автономию и независимость при использовании. Автономия и независимость полностью отличаются от импульсивных действий, поскольку они предполагают рациональность, а не эмоциональность.

3. Генитальная (эдипальная) стадия:

Задачей на этот период является развитие и укрепление инициативы, при отсутствии которой у ребенка развивается сильное чувство вины. Этот период охватывает период с 3-го по 6-й год жизни, т. е. дошкольный период. Теперь он способен самостоятельно инициировать деятельность, как интеллектуальную, так и двигательную. Насколько подкрепляется эта инициатива, зависит от того, насколько дается ребенку физическая свобода и насколько удовлетворяется его любопытство. Если его заставят чувствовать себя плохо из-за своего поведения или своих интересов, у него может вырасти чувство вины за свои самостоятельные действия.

Эриксон (1950) полагает, что ребенок проявляет первую инициативу дома, когда он/она проявляет страстный интерес к своему родителю противоположного пола. В конечном итоге родители разочаровывают его/ее. Они должны попытаться помочь ребенку идентифицировать себя с родителем того же пола, например, девочку следует поощрять идентифицировать себя с матерью, а сына с отцом.

РЕКЛАМА:

В дополнение к этой инициативе ребенок также пытается вырвать себе место в гонке братьев и сестер за привязанность родителей. Он видит разницу между тем, что он хочет, и тем, что его просят сделать. Это завершается четким разделением набора расширенных желаний ребенка и набора родительских ограничений. Он постепенно «превращает эти ценности (ограничения, т. е. запреты) в самонаказание».

Медленно и постепенно он извлекает больше инициативы из конфликта и становится счастливее, если его инициатива получает надлежащее и адекватное подкрепление. Соцработник поощряет клиентов, обремененных чувством вины, проявлять инициативу в семье, а также в других ситуациях, и работает со своим социальным окружением, чтобы укрепить его способность проявлять инициативу.

4. Стадия задержки:

Этот этап охватывает период от 6 до 11 лет, т. е. школьный возраст. Ребенок может рассуждать рационально и может использовать инструменты, которыми пользуются взрослые. Половые интересы и любопытство (характерные для генитального периода) подавляются до полового созревания. Если его поощряют и ему дают возможность, он обретает уверенность в своей способности исполнять и использовать материалы для взрослых. Это приводит к чувству трудолюбия в нем.

Когда он не может использовать материалы для взрослых, у него появляется чувство неполноценности. У таких детей могут возникнуть проблемы со сверстниками. Их нужно поощрять к общению с одноклассниками и меньшей зависимости от других.

РЕКЛАМА:

Если ребенок освоил задачу генитального периода (инициатива вместо вины), он сможет справиться с задачами латентности (трудолюбие вместо неполноценности) также при условии, что его поощряют брать на себя и помогают выполнять обязанности, возложенные на него. ему.

5. Подростковый возраст:

Этот период, рассматриваемый как период потрясений, обычно начинается в 12-13 лет и может продолжаться до 18-19 лет. Подростки во время этого переходного процесса от детства к зрелости ведут себя примерно как взрослые, а иногда и как дети. Родители тоже демонстрируют свою двойственность, чтобы принять их в их новой роли взрослых в процессе становления.

На этом этапе проявляются все психосоциальные характеристики более раннего периода, и только к концу все они разрешаются в новый ролевой набор (идентичность) подростка. Чтобы развить свою индивидуальность, он становится поклонником какого-то героя, начинает следовать определенным идеологиям и попытает счастья с противоположным полом.

На этой стадии нередки нерешительность и замешательство. Отождествление с неправильным человеком создаст ему проблемы. Задача этого возраста состоит в том, чтобы развить идентичность, т. е. ценности, сильные стороны, навыки, различные роли, ограничения и т. д., без чего его идентичность размывается, и он не знает, как вести себя в различных ситуациях. Ему нужно помочь справиться с физиологическим, эмоциональным давлением, а также давлением со стороны родителей, сверстников и т. д.

ОБЪЯВЛЕНИЙ:

Групповая работа более полезна с проблемными подростками. Когда они демонстрируют замешательство в отношении своей роли, им можно помочь подражать лидеру группы или идентифицировать себя с групповым работником. Родители могут правильно обращаться с подростками, если должным образом осведомлены о потребностях и проблемах этого возраста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *