Что такое ощущения: Ощущения. Что такое «Ощущения»? Понятие и определение термина «Ощущения» – Глоссарий

Содержание

Ощущения: что это такое и какими они бывают

Ощущения, восприятие, чувства… – в научной психологии очень много похожих друг на друга понятий, разницу между которыми человеку, далекому от этой науки, увидеть очень сложно. Тем не менее каждое из этих понятий имеет свой уникальный смысл, знание которого позволяет лучше понять самого себя и познать свою природу.

В данной статье мы детально рассмотрим понятие ощущений, их основные виды, физиологические механизмы, свойства, функции и закономерности. А в заключение расскажем, как развивать свои ощущения, чтобы достичь успехов в профессиональной деятельности или же просто научиться воспринимать окружающий мир более тонко, наслаждаясь простыми вещами.

Если вы хотите узнать не только об ощущениях, но и о других областях психологического знания, обязательно записывайтесь на нашу онлайн-программу «Самопознание», с помощью которой вы научитесь лучше понимать самого себя и обязательно найдете жизненный путь, который сделает вас поистине счастливым.

Понятие «ощущения»

Изначально ощущения рассматривались в философии: к ним относили все явления чувственного отражения мира, в том числе восприятие и память. В 19 веке В. Вундт, немецкий врач, физиолог и психолог, основатель экспериментальной и когнитивной психологии, четко разграничил различия между ощущениями и другими смежными понятиями, что вслед за ним подтвердили и другие психологи, в частности, А. Н. Леонтьев. А в 19 веке сформировалась наука психофизика, изучающая взаимодействие между физическими процессами и субъективными ощущениями, в рамках которой исследования ощущений происходят и по сей день.

В результате под ощущением стали подразумевать простейший психический процесс, который присущ абсолютно любому живому организму в ходе его познавательной деятельности.

Ощущения – это процесс отображения психикой отдельных свойств явлений и предметов окружающего мира, в котором задействованы все органы наших чувств.

Ощущения считаются первой ступенью познавательной деятельности человека, которая служит основой для протекания более сложных познавательных процессов (восприятие, речь, память, мышление и др. ) Так, например, восприятие складывается из ощущений и является целостным отображением предметов и явлений, а не отдельных их свойств (в отличие от ощущений).

Для лучшего понимания приведем пример: если вы наслаждаетесь розой, то ваше целостное впечатление от нее «она прекрасна» – это восприятие, а ощущением будет называться то, что вы почувствуете ее чудесный аромат или колкие шипы, или подумаете о том, что у нее красивые лепестки. Таким образом, восприятие – это совокупность нескольких ощущений, благодаря которым складывается целостное преставление об объекте.

Чтобы лучше разобраться в том, что же такое ощущения, узнаем, каковы их физиологические механизмы и закономерности.

Физиологические механизмы и закономерности ощущений

В процессе возникновения ощущений задействованы две стороны: раздражитель, воздействующий на организм, и анализаторы, которые воспринимают это раздражение. Ощущение является не пассивным отражением, а активным процессом, в ходе которого происходит совместная работа всех частей анализатора.

Анализатор – это часть нервной системы, которая обладает способностью различать воздействие внешних раздражителей. Он состоит из трех частей:

  • Рецепторы – нервные окончания, расположенные в органах чувств, которые характеризуются пониженным порогом раздражительности при повышенной чувствительности к самим раздражителям. Это позволяет рецепторам реагировать на даже самые незначительные воздействия и отражать чрезмерное воздействие раздражителя на организм. Есть два вида рецепторов: экстерорецепторы (обрабатывают информацию, поступающую от внешнего мира) и интерорецепторы (обрабатывают информацию, поступающую от самого организма).
  • Центральная часть – участки головного мозга, способные различить соответствующий им раздражитель (например, зрительный) и преобразовать его воздействие в само ощущение.
  • Проводящие пути – передают возбуждение органов чувств и рецепторов к центральной части анализатора.

Кратко этапы работы анализаторных систем можно продемонстрировать следующим образом:

  1. Воздействие внешнего раздражителя на рецептор анализаторной системы.
  2. Передача стимула по рефлекторной дуге.
  3. Попадание стимула в зону в коре головного мозга, соответствующую определенному рецептору.
  4. Реакция психики (или анализаторной системы) на стимул.

Ощущения также подчинены общим психофизиологическим закономерностям. К ним относятся пороги ощущений, адаптация, синестезия и сенсибилизация.

Пороги ощущений

Ощущение может возникнуть только в том случае, если раздражитель имеет определенную величину. Если эта величина будет меньше или больше нормы, то человек ничего не почувствует (например, мы не способны ощутить пылинки на нашей одежде или услышать сверхвысокие частоты). Для обозначения этой величины в психофизике используется понятие «пороги чувствительности».

Нижний абсолютный порог – это то, какой минимально должна быть величина раздражителя для того, чтобы вызвать хотя бы самое слабое ощущение. Способность реагировать на самые слабые раздражители называется абсолютной чувствительностью.

Верхний абсолютный порог – это та величина воздействия раздражителя, при которой ощущение превращается в боль или вовсе исчезает.

Абсолютный порог и чувствительность анализатора характеризуются обратно пропорциональной зависимостью друг от друга: чем выше чувствительность, тем меньше величина порога (например, человеку с развитым обонянием потребуется гораздо менее насыщенный аромат кофе либо меньшая дистанция для того, чтобы почувствовать его запах, чем тому, у кого этот рецептор не развит).

Анализаторы людей обладают разной степенью чувствительности из-за того, что органы чувств непрерывно развиваются в процессе индивидуального развития человека. На них влияет множество факторов, главные из которых – это профессиональная принадлежность индивида и его интересы. Так, сомелье может различить самые тонкие нотки вина, в то время как другие люди их даже не почувствуют. Кроме того, возраст и здоровье человека также влияют на степень чувствительности анализаторов и величину индивидуальных порогов: при наличии заболеваний и с возрастом степень чувствительности анализаторов снижается.

Адаптация

Органы чувств могут приспосабливаться к раздражителю, изменяя чувствительность своих анализаторов путем ее повышения или понижения в разной степени.

Такая способность называется адаптацией и имеет три степени:

  • Изменение чувствительности (если раздражитель слабый). Так, когда мы входим в темную комнату, сначала нам сложно что-то увидеть, но постепенно чувствительность анализатора повышается, и мы начинаем различать предметы. А если мы потом заходим в другую – более светлую – чувствительность анализатора снова понижается.
  • Притупление ощущения (если раздражитель слишком сильный). Это можно увидеть, например, при погружении руки в холодную воду.
  • Полное исчезновение ощущения (если раздражитель действует слишком долго).

Наибольший диапазон адаптации характерен для зрительного анализатора, затем – для кожного, слуховой же анализатор практически не обладает способностью к адаптации (к шуму можно привыкнуть, но не перестать его слышать). Что касается скорости, то быстрее остальных адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы.

Синестезия

Иногда у человека могут возникнуть «фантомные» ощущения, не характерные для анализатора, под влиянием которого они появляются. Так, например, вид лимона способен заставить почувствовать кислый вкус во рту, а под воздействием звуков могут возникнуть зрительные образы.

Сенсибилизация

Сенсибилизация – это повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних (психических) факторов.

Ряд причин, по которым может возникнуть сенсибилизация:

  • Значимость того или иного воздействия. Например, наш слух становится острее, если мы действительно хотим услышать какой-либо звук и «прислушиваемся» к тексту песни или чьему-то разговору.
  • Физиологические факторы.
    Состояние организма и наличие в нем определенных веществ также могут привести к изменению чувствительности того или иного анализатора. Например, введение в организм витамина А способно увеличить зрительную чувствительность.
  • Взаимосвязь анализаторов. Работа анализаторов системна, поэтому, например, на зрительную чувствительность влияют изменения температуры, вкусовые ощущения и звуки.
  • Тренировка. Повторяющиеся упражнения также способствуют повышению чувствительности анализаторов. Например, занятия музыкой могут привести к развитию острого слуха. О данном методе сенсибилизации мы подробнее поговорим в конце нашей статьи, чтобы показать вам, как можно развивать свои ощущения.

Интересен также феномен, получивший название «компенсаторная сенсибилизация», в рамках которого чувствительность анализатора повышается по причине недостаточной чувствительности в другом анализаторе. Например, у слепых людей зачастую наблюдается повышение слуховой чувствительности, что позволяет им достигать небывалых успехов, например, в музыкальной деятельности.

Уверены, что эти знания помогли вам в общих чертах понять природу ощущений. И теперь мы расскажем о том, зачем вообще человеку нужны ощущения.

Основные функции и базовые свойства ощущений

Как уже было сказано, ощущения являются основой нашего познания. С помощью ощущений живой организм обретает знания о действительности, которые помогают ему выжить.

Все ощущения, независимо от их вида, выполняют три основные функции:

  • сигнальная функция – дают организму информацию об окружающем мире;
  • отражательная функция – помогают организму сформировать свой субъективный образ мира для ориентации в нем;
  • регулятивная функция – позволяют организму адаптироваться к условиям внешнего мира и подстраиваться под возникающие в нем изменения.

Если у человека функционируют все органы чувств и на него непрерывно действуют внешние раздражители, он получает необходимое для здорового существования количество информации. А вот в случае нарушений в функционировании органов чувств или отсутствия внешних раздражителей может возникнуть ряд серьезных расстройств ощущений: анестезия (отсутствие ощущений), гипестезия (ослабевание ощущений), гиперестезия (усиление ощущений), парестезия (неприятные ощущения на коже при отсутствии какого-либо раздражения) и сенестопатия (неприятные ощущения внутри тела при отсутствии каких-либо недугов внутренних органов).

Однако самым опасным нарушением является «чувственный голод» или сенсорная депривация, которая приводит к снижению психической активности к нулю, т.е. погружает человека в состояние сна.

Помимо общих функций, существует также ряд свойств, присущих абсолютно каждому ощущению:

  • Специфические характеристики (зрительные ощущения характеризуются яркостью, насыщенностью и т.д., тактильные – мягкостью, твердостью и т.д.)
  • Продолжительность (в течение какого времени) и интенсивность (с какой силой), с которыми раздражитель воздействует на тот или иной анализатор.
  • Верхний и нижний абсолютные пороги чувствительности, т.е. определенная характеристика силы воздействия со стороны раздражителя, которую соответствующие органы чувств могут воспринимать без ущерба психике.
  • Способность определить источник воздействия и то место, на которое он воздействует.

Однако наличие общих свойств не отменяет того, что существует множество абсолютно разных ощущений, каждое из которых возникает как реакция на отдельное раздражение и отражает конкретные свойства объектов. Чтобы лучше понять феномен ощущений, рассмотрим, какие они бывают.

Классификации ощущений

Существует несколько типологий ощущений, выведенных на разных основаниях, однако тесно взаимосвязанных между собой и в чем-то даже похожих.

Классификация по виду модальности

Базируется на разнообразии органов чувств, которые участвуют в формировании того или иного ощущения. Как мы уже узнали ранее, каждое ощущение отражает лишь свойство, соответствующее его модальности.

Есть пять основных типов ощущений, которые разделяются между собой в зависимости от анализаторных систем:

  • Зрительные ощущения помогают нам понять цвет, размер, отдаленность предметов и явлений окружающего мира.
  • Слуховые ощущения отвечают за восприятие громкости звуков окружающего мира, а также их тембра, длительности и высоты.
  • Обонятельные ощущения позволяют чувствовать запах, различать их типы и виды, а также их характер – безопасность или вредность.
  • Вкусовые ощущения помогают различать вкус пищи по разным характеристикам, таким как горечь, кислота, сладость, соленость.
  • Осязательные ощущения помогают нам реагировать на прикосновения, температуру и боль.

Мы рассмотрели основную классификацию видов ощущений в зависимости от органов чувств, которые отвечают за их возникновение. Однако внутри этих пяти основных модальностей можно выделить еще несколько подвидов ощущений по их качеству или субмодальности. Например, зрительные ощущения можно разделить на пространственные и цветовые.

Классификация по месту расположения рецепторов (Ч. Шеррингтон)

Вторая не менее известная типология ощущений базируется на анатомическом расположении рецепторов. Согласно этой классификации, выделяют три вида ощущений:

  • Интероцептивные (органические) ощущения. Сообщают о состоянии внутренних процессов нашего организма (жажда, голод и т.д.) и о боли. Рецепторы, соответственно, расположены во внутренних органах и тканях тела.
  • Экстероцептивные ощущения. Рецепторы располагаются на поверхности тела и отвечают за получение сигналов из окружающего мира для отображения свойств предметов и явлений и получение знаний. Подразделяются на два вида: контактные (объект действует непосредственно на рецепторы: вкусовые и осязательные) и дистантные (объект находится на расстоянии от рецепторов: слуховые, зрительные).
  • Проприоцептивные ощущения. Сигнализируют о положении нашего тела в пространстве и движении, которое оно совершает. Их рецепторы расположены в мышцах, вестибулярном аппарате и связках. Сюда относятся мышечно-двигательные ощущения, ощущения равновесия и движения.

Кроме двух основных классификаций ощущений существует еще две, менее известные, но тоже довольно

интересные типологии:

  • Генетическая классификация английского невролога Х. Хэда – разделяет ощущения на два вида на основе соответствующей им чувствительности: протопатические (примитивные, органические ощущения, которые слабо дифференцируются и сложно локализуются, – голод, жажда и т.п.) и эпикритические («высокие» ощущения, которые отделены от эмоциональных состояний и являются объективным отражением объектов внешнего мира).
  • Классификация по уровню осознания – подразумевает разделение ощущений на: осознаваемые (все модальные ощущения – слуховые, звуковые и т.д.) и неосознаваемые (субсенсорные ощущения – например, равновесия).

Теперь, когда вы лучше знаете о том, что такое ощущения, и какими они бывают, перейдем к завершающей части нашей статьи – развитию ощущений.

Развитие ощущений: зачем и как это делать?

Чувствительность является врожденной и безусловно-рефлекторной, однако она также является потенциальным свойством личности. Если вы не будете развивать свою сенсорную организацию, вы, безусловно, не потеряете способность видеть, чувствовать, слышать и т.д. Однако эти способности будут ограничены и не раскроют весь потенциал, заложенный в вас природой.

Но если вы научитесь тренировать свои ощущения, вы сможете открыть для себя совершенно новый мир, полный красок и многообразия, и наслаждаться поистине прекрасными вещами, которые являются довольно простыми, но вместе с тем недоступными тому, кто обладает недостаточно развитой чувствительностью: например, получать удовольствие от классической музыки или тончайших ноток вина.

Кроме того, чувствительность к внешним раздражителям играет огромную роль в некоторых профессиональных сферах. Например, она просто необходима музыкантам, художникам, парфюмерам, поварам и т.д. Только те люди, которые обладают развитой чувствительностью, способны достичь нетривиальных успехов в этих областях. Поэтому, если вы хотите обладать идеальным музыкальным слухом или непревзойденным художественным вкусом, вам потребуется развивать свою чувствительность.

Есть два основных способа усовершенствования своих ощущений – это развитие чувствительности анализаторов и улучшение своей способности различения, т.е. умения четко дифференцировать различные свойства предметов окружающего мира.

В основе развития ощущений лежит ограничение первоначальной генерализации возбуждений в корковых отделах анализаторов путем выработки специальных дифференцировок. Поэтому чтобы усовершенствовать свои ощущения, при выполнении какой-либо деятельности вам необходимо выделять в ней отдельные элементы и сосредотачивать свое внимание именно на них, а не на всем процессе в целом.

Например, если говорить о музыкальном слухе, то для его развития вы можете либо повысить порог своей слуховой чувствительности, либо научится различать в сложных звуковых раздражителях их составные части – музыкальные тоны. Оптимальным путем будет совершенствование двух этих составных частей одновременно – именно так вы сможете развить свои ощущения в максимальной степени.

С помощью регулярных упражнений вы сможете значительно улучшить свою чувствительность и научиться воспринимать мир на более высоком уровне. В психологическом методе, известном как «Инегративный лингво-психологический тренинг (ИЛПТ)» такие упражнения называются психотехниками. Вот некоторые из них:

  • Придумывайте рассказы, прослушав шумы (это могут быть шепот, свист, шипение змей, шелест листвы и т.д.)
  • Угадывайте различные многокомпонентные ароматы с завязанными глазами, связывайте их со своими воспоминаниями или фантазиями, а затем делайте зарисовки получившихся ассоциаций.
  • «Оживляйте» картины. Описывайте их (лучше всего – на иностранном языке) и выражайте эмоции, которые от них испытываете. Старайтесь прочувствовать все ощущения, которые у вас возникают: возможно, вы чувствуете холод или сухость, слышите пение птиц, чувствуете запах моря…
  • Прослушивайте музыкальные произведения и представляйте их в цвете (например, фрагмент «Испанского танца» Э. Грандоса, «Лебедя» К. Сен-Санса или музыки Р. Вагнера к опере «Гибель богов»).

Несмотря на то, что все предложенные упражнения имеют определенную направленность на развитие одного канала восприятия, они являются полифункциональными и позволяют усовершенствовать все виды чувств одновременно.

Кроме того, вы можете использовать следующие методы повышения чувствительности анализаторов:

  • Остроте зрения способствует прием витаминов А, Е и С (вы можете принимать их в форме биологических добавок или добавить в свой рацион продукты, богатые ими), а также гимнастика для глаз.
  • Для совершенствования слуха принимайте магний, слушайте музыку разных жанров, научитесь петь или играть на музыкальных инструментах. Старайтесь больше времени проводить в тишине и избегайте шумных мест.
  • Обоняние проще всего улучшить путем применения практики ароматерапии: вдыхайте несколько приятных запахов ежедневно, а когда вы научитесь их различать, увеличьте их количество.
  • Чтобы научиться лучше различать вкусы, сократите потребление соли и сахара, избегайте полуфабрикатов, усилителей вкуса и т.д., т.к. эти компоненты негативно влияют на вкусовую чувствительность. А вот морепродукты и натуральные специи способствуют ее развитию.
  • Повысить чувствительность кожи можно с помощью практики взаимодействия с различными фактурами. Постарайтесь как можно больше дотрагиваться до разных поверхностей и рельефов и научитесь различать их с закрытыми глазами.

Выполнение этих несложных упражнений и использование вышеупомянутых методов повышения чувствительности обязательно поможет вам сделать свои ощущения более ясными и отчетливыми. Однако перед применением витаминов и минералов обязательно проконсультируйте с врачом, ведь иногда даже самые полезные вещества могут не подходить конкретно вашему организму.

Желаем вам успехов в самопознании и саморазвитии и надеемся, что наша статья окажется для вас полезной!

 

Ключевые слова:1Психорегуляция, 1Самопознание

Ощущение | это.

.. Что такое Ощущение?

Ощуще́ние, чувственный опыт — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних[1] или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы. В психологии ощущения считаются первой стадией (на самом деле они туда не входят) ряда биохимических и неврологических процессов, которая начинается с воздействия внешней (окружающей) среды на рецепторы сенсорного органа (то есть органа ощущения) и затем ведёт к перцепции, или восприятию (распознаванию).

В советско-российской психологической школе принято считать ощущение и чувство синонимами, однако это не всегда верно для других психологических школ. Другие эквиваленты термину «ощущения» — сенсорные процессы и чувствительность.

Содержание

  • 1 Ощущение и восприятие
  • 2 Классификация ощущений
  • 3 Сенсорные ощущения
    • 3. 1 Виды человеческих ощущений
      • 3.1.1 Дистантные ощущения
      • 3.1.2 Контактные ощущения
      • 3.1.3 Глубинные ощущения
  • 4 Общие психофизиологические закономерности ощущений
  • 5 Примечания
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки

Ощущение и восприятие

Ощущение (в психологии) — процесс отражения отдельных свойств объектов окружающего мира[2].

От понятия восприятия (как целостного впечатления, например, восприятие чашки кофе как целостного образа) отличается количественно (ощущение аромата кофе, цвета, температуры и т.д.).

Восприятие состоит из одного или более ощущений, создающих наиболее полное представление об объекте. Т.е. восприятие будет, даже если человек не прикасается к чашке, с закрытыми глазами будет вдыхать аромат кофе (одно ощущение).

Классификация ощущений

Классификация ощущений строится на основе перечня рецепторов, при помощи которых эти ощущения становятся доступными[2].

КритерийВид ощущения
По расположению рецепторовЭкстероцептивные

Интероцептивные

Проприоцептивные

По ведущему анализаторуСенсорные ощущения
По взаимодействию рецепторов с раздражителямиКонтактные

Дистантные

Сенсорные ощущения

Животные способны воспринимать следующие типы стимулов

  • атмосферное давление (в частности, звук)
  • химическое вещество, его концентрация (в частности, вкус)
  • влажность
  • механическое напряжение
  • повреждение тканей
  • осмотическое давление
  • положение тела
  • температура
  • электромагнитное излучение (в частности, свет)

Виды человеческих ощущений

В разных школах по-разному относятся к проблеме сенсорных процессов. Б. Г. Ананьев в работе «Теория ощущений» выделил наибольшее число ощущений (11). Видов рецепторов у животных больше.

Дистантные ощущения
  • Зрение
  • Слух
  • Обоняние
Контактные ощущения
  • Вкус
  • Тактильные ощущения
  • Боль
  • Температурные ощущения
  • Вибрационные ощущения
  • Кинестетические ощущения
Глубинные ощущения
  • Чувствительность от внутренних органов
    • Мышечная чувствительность
  • Вестибулярная чувствительность
    • Головокружение (симптом)

Классификация ощущений

Разделяют ощущения по критерию принадлежности к специализированным анализаторам, ответственным за их обработку. Выделяют ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, проприоцептивные, двигательные. По расположению рецепторов все ощущения делятся на три группы.

К первой группе относятся ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения.

Ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах.

К третьей группе относятся кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухожилиях — проприорецептивные ощущения (от лат. «собственный»).

В зависимости от модальности анализатора различаются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Различаются также контактные и дистантные ощущения.

Общие психофизиологические закономерности ощущений

Работа каждого анализатора имеет свои специфические закономерности.

Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям.

Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную величину интенсивности.

Интенсивность определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора[3].

Минимальная величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Способность ощущать эти самые слабые раздражения называется абсолютной чувствительностью. Она всегда выражается в абсолютных числах. Например, для возникновения ощущения давления достаточно воздействия 2 мг на 1 кв.мм поверхности кожи.

Верхний абсолютный порог ощущения — максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает исчезновение ощущения или болевое ощущение. Например, сверхгромкий звук вызывает боль в ушах, а сверхвысокий (по частоте колебаний свыше 20000 Гц) — вызывает исчезновение ощущения (слышимый звук переходит в ультразвук). Давление 300 г/кв.мм вызывает боль.

Наряду с абсолютной чувствительностью следует различать относительную чувствительность — чувствительность к различению интенсивности одного воздействия от другого. Относительная чувствительность характеризуется порогом различения.

Порог различения, или дифференциальный порог, — едва ощущаемое минимальное различие в силе двух однотипных раздражителей.

Порог различения — это относительная величина (дробь), которая показывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить (или убавить), чтобы получить едва заметное ощущение изменения в силе данных раздражителей.

Так, если взять груз в 1 кг и затем прибавить еще 10 г, то этой прибавки никто ощутить не сможет; чтобы почувствовать увеличение прибавки веса необходимо добавить 1/30 часть первоначального веса, то есть 33 г. Таким образом, относительный порог различения силы тяжести равен 1/30 части силы первоначального раздражителя.

Относительный порог различения яркости света равен 1/100; силы звука — 1/10; вкусовых воздействий — 1/5. Эти закономерности открыты Бугером и Вебером (закон Бугера-Вебера).

Закон Бугера-Вебера относится только к средней зоне интенсивности раздражителей. Иначе говоря, относительные пороги теряют значение при очень слабых и очень сильных раздражителях. Это было установлено Фехнером.

Фехнер установил также, что если интенсивность раздражителя увеличивать в геометрической прогрессии, то ощущение будет увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. (Закон Фехнера).

Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности. Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от различных условий.

Так, входя в плохо освещенное помещение, мы вначале не различаем предметы, но постепенно под влиянием данных условий чувствительность анализатора повышается.

Находясь в накуренном помещении или в помещении с какими-либо запахами, мы через некоторое время перестаем замечать эти запахи (понижается чувствительность анализатора).

Когда из плохо освещенного пространства мы попадаем в ярко освещенное, то чувствительность зрительного анализатора понижается.

Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к действующим раздражителям называется адаптацией.

Разные анализаторы имеют различную скорость и различный диапазон адаптации. К одним раздражителям адаптация происходит более быстро, к другим — медленнее. Более быстро адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы. Полная адаптация к запаху йода наступает через одну минуту. Через три секунды ощущение давления отражает только 1/5 силы раздражителя (поиск очков, сдвинутых на лоб, — один из примеров тактильной адаптации). Еще медленнее адаптируются слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы. Для полной адаптации к темноте необходимо 45 мин. После этого периода зрительная чувствительность увеличивается в 200 000 раз (самый высокий диапазон адаптации).

Явление адаптации имеет целесообразное биологическое значение. Оно содействует отражению слабых раздражителей и предохраняет анализаторы от чрезмерного воздействия сильных раздражителей.

Чувствительность зависит не только от воздействия внешних раздражителей, но и от внутренних состояний.

Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией. Так, например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объясняется взаимосвязью данных анализаторов, их системной работой.

Сенсибилизация, обострение чувствительности, может быть вызвано не только взаимодействием ощущений, но и физиологическими факторами, введением в организм тех или иных веществ. Например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А.

Чувствительность повышается, если человек ожидает тот или иной слабый раздражитель, когда перед ним выдвигается специальная задача различения раздражителей. Чувствительность отдельного человека совершенствуется в результате упражнения. Так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт.

У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация (возмещение) этого недостатка за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых).

Взаимодействие ощущений в одних случаях приводит к сенсибилизации, к повышению чувствительности, а в других случаях — к ее понижению, то есть к десенсибилизации. Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других анализаторов. Так, повышенный уровень шума в «громких цехах» понижает зрительную чувствительность.

Одним из проявлений взаимодействия ощущений является контраст ощущений.

Контраст ощущений — это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности.

Например, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется темной, а на черном — светлой.

Иногда ощущения одного вида могут вызвать добавочные ощущения. Например, звуки могут вызвать цветовые ощущения, желтый цвет — ощущение кислого. Это явление называется синестезией.

Примечания

  1. [ Ощущение] — статья из Малого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона
  2. 1 2 [Дмитриева Н. Ю. Лекция № 2. Ощущение и восприятие ]
  3. Ощущение

См. также

  • Рецептор
  • Чувствительность (физиология)
  • Восприятие
  • Репрезентативная система
  • Закон Вебера — Фехнера
  • Эмоциональный процесс

Ссылки

  • [1]
  • [2]
  • Виды ощущений 2. Обоняние, осязание, вибрационные и проприоцептивные ощущения

Сенсация | неврология и психология

животное: сенсорные структуры

См. все СМИ

Ключевые люди:
Герман фон Гельмгольц Этьен Бонно де Кондильяк Эрнст Мах Густав Фехнер Георг Элиас Мюллер
Похожие темы:
вкус гиперестезия сенсорная депривация парестезия анестезия

Просмотреть весь связанный контент →

ощущение , в неврологии и психологии любое конкретное сознательное переживание, возникающее в результате стимуляции определенного органа чувств, сенсорного нерва или сенсорной области в мозгу. Это слово используется в более общем смысле для обозначения всего класса таких переживаний. В обычной речи это слово может быть двусмысленным; оно часто используется таким образом, чтобы оставить неясным, имеет ли говорящий в виду процесс восприятия или что-то еще, что воспринимается (например, кажущийся болезненный раздражитель, звук колокола или красное свечение костра). ). Это двойное значение привело к путанице в отношении того, являются ли ощущения чисто ментальными (в отличие от физических). Хотя некоторые считают процесс восприятия чисто ментальным, некоторые психологи и философы считают, что то, что ощущается, обычно является физическим качеством, существующим независимо от разума: например, трава буквально зеленая независимо от того, присутствует ли кто-либо, кто ее воспринимает. . Чтобы избежать этой двусмысленности, Бертран Рассел в Англии ввел термин чувственное данное для обозначения того, что ощущается или «дается в ощущении»; тогда слово ощущение зарезервировано для так называемого психического процесса или деятельности.

Более эмпирически склонные психологи и физиологи предпочитают рассматривать ощущение как понятие (а не данное), определяемое в терминах зависимых отношений между дискриминационными реакциями организмов и свойствами физических раздражителей. Характеристики сенсорных функций можно установить, обучив лабораторное животное или попросив человека по-разному реагировать на различные аспекты раздражителя. При таком подходе ощущения рассматриваются так же, как ощущения воспринимаются в современных автоматизированных устройствах. Чувствительные элементы (сенсоры) в автоматизированных системах указывают характеристики (наличие, отсутствие, интенсивность или степень) воздействующей на них энергии того или иного вида. Эти датчики называются преобразователями; они преобразуют входную энергию в электрические токи, которые можно использовать в качестве сигналов. Аналогичным образом определяется ощущение в терминах различительных реакций живых организмов. Когда раздражитель воздействует на орган чувств и организм реагирует соответствующим образом, говорят, что раздражитель воспринят. Тем не менее, менталистическое определение ощущения рассматривается многими как основа психологии ощущения. См. также психофизика.

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​​​Ричардом Палларди.

Ощущение и восприятие | Введение в психологию

 

Ощущение и восприятие — два отдельных процесса, очень тесно связанных между собой. Ощущение — это информация о физическом мире, получаемая нашими сенсорными рецепторами, а восприятие — это процесс, посредством которого мозг выбирает, организует и интерпретирует эти ощущения. Другими словами, чувства являются физиологической основой восприятия. Восприятие одних и тех же чувств может варьироваться от одного человека к другому, потому что мозг каждого человека интерпретирует стимулы по-разному в зависимости от обучения, памяти, эмоций и ожиданий этого человека.

Видео 1. Ощущение и восприятие объясняет различия между этими двумя процессами.

Ощущение

Что значит чувствовать что-то? Сенсорные рецепторы — это специализированные нейроны, которые реагируют на определенные типы раздражителей. Когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором, возникает ощущение . Например, свет, попадающий в глаз, вызывает химические изменения в клетках, выстилающих заднюю часть глаза. Эти клетки передают сообщения в виде потенциалов действия (как вы узнали при изучении биопсихологии) в центральную нервную систему. Преобразование энергии сенсорного стимула в потенциал действия называется трансдукция .

Вы, наверное, знали с начальной школы, что у нас есть пять чувств: зрение, слух (слух), обоняние (обоняние), вкус (вкус) и осязание (соматоощущение). Оказывается, это представление о пяти чувствах слишком упрощено. У нас также есть сенсорные системы, которые предоставляют информацию о равновесии (вестибулярное чувство), положении тела и движении (проприоцепция и кинестезия), боли (ноцицепция) и температуре (термоцепция).

Чувствительность данной сенсорной системы к соответствующим раздражителям может быть выражена как абсолютный порог. Абсолютный порог относится к минимальному количеству энергии стимула, которое должно присутствовать для обнаружения стимула в 50% случаев. Еще один способ подумать об этом — задаться вопросом, насколько тусклым может быть свет или насколько мягким может быть звук, который все же можно обнаружить в половине случаев. Чувствительность наших сенсорных рецепторов может быть весьма удивительной. Было подсчитано, что в ясную ночь наиболее чувствительные сенсорные клетки в задней части глаза могут обнаружить пламя свечи на расстоянии 30 миль (Okawa & Sampath, 2007). В тихих условиях волосковые клетки (рецепторные клетки внутреннего уха) могут улавливать тиканье часов на расстоянии 20 футов (Галантер, 19 лет).62).

Видео 2.  Абсолютный Порог Ощущения

Мы также можем получать сообщения, которые представлены ниже порога осознания — они называются подсознательными сообщениями . Стимул достигает физиологического порога, когда он достаточно силен, чтобы возбуждать сенсорные рецепторы и посылать нервные импульсы в мозг: это абсолютный порог. Сообщение ниже этого порога называется подсознательным: мы получаем его, но не осознаем его. Следовательно, сообщение воспринято, но по какой-то причине не выбрано для обработки в рабочей или кратковременной памяти. На протяжении многих лет было много предположений об использовании подсознательных сообщений в рекламе, рок-музыке и аудиопрограммах самопомощи. Данные исследований показывают, что в лабораторных условиях люди могут обрабатывать информацию и реагировать на нее вне своего сознания. Но это не значит, что мы подчиняемся этим сообщениям, как зомби; на самом деле скрытые сообщения мало влияют на поведение за пределами лаборатории (Kunst-Wilson & Zajonc, 19).80; Ренсинк, 2004; Нельсон, 2008 г.; Радель, Саррацин, Легрен и Гобансе, 2009 г .; Лёрш, Дюрсо и Петти, 2013 г.).

Копнуть глубже: бессознательное восприятие

Рисунок 2 . Прайминг можно использовать для повышения производительности интеллектуального теста. Испытуемые, заряженные стереотипом профессора — своего рода интеллектуальным образцом для подражания, — превзошли тех, заряженных антиинтеллектуальным стереотипом. [Фото: Джереми Уилберн]

В наши дни большинство научных исследований бессознательных процессов направлено на то, чтобы показать, что людям не нужно сознание для определенных психологических процессов или поведения. Одним из таких примеров является формирование отношения. Самый основной процесс формирования отношения — это простое воздействие (Зайонц, 19 лет).68). Простое повторное восприятие стимула, такого как бренд на рекламном щите, который вы проходите каждый день, или песня, которую часто крутят по радио, делает его более позитивным. Интересно, что простое воздействие не требует сознательного осознания объекта установки. На самом деле эффекты простого воздействия возникают даже тогда, когда новые стимулы предъявляются подсознательно в течение очень короткого времени (например, Kunst-Wilson & Zajonc, 1980). Интересно, что в таких подсознательных экспериментах с простым воздействием участники указывают на предпочтение или положительное отношение к стимулам, которые они сознательно не помнят. Еще одним примером современных исследований бессознательных процессов являются исследования грунтовка . Прайминг обычно опирается на надпороговые стимулы, а это означает, что обмен сообщениями может происходить неосознанно, но все же воспринимается, в отличие от подсознательного обмена сообщениями. Надпороговые сообщения воспринимаются сознательным разумом. Например, в одном исследовании покупатели слушали либо французскую, либо немецкую музыку (надпороговые сообщения) при покупке вина, и продажи из любой страны были выше, когда над головой звучала музыка из той же страны. [1] В известном эксперименте исследовательской группы под руководством американского психолога Джона Барга (Bargh, Chen, & Burrows, 1996), половина участников была подготовлена ​​к стереотипу пожилых людей, выполняя языковое задание (они должны были составить предложения на основе списков слов). Эти списки содержали слова, обычно ассоциируемые с пожилыми людьми (например, «старый», «бинго», «трость», «Флорида»). Остальные участники получили языковое задание, в котором критические слова были заменены словами, не относящимися к пожилым людям. После того, как участники закончили, им сказали, что эксперимент окончен, но за ними тайно следили, чтобы узнать, сколько времени им потребуется, чтобы дойти до ближайшего лифта. Подготовленным участникам потребовалось значительно больше времени. То есть после того, как им показывали слова, которые обычно ассоциируются со старостью, они вели себя в соответствии со стереотипом пожилых людей: медлительностью. Подобные праймирующие эффекты были показаны и в других областях. Например, Дейкстерхейс и ван Книппенберг (1998) продемонстрировали, что прайминг может улучшить интеллектуальные способности. Они попросили своих участников ответить на 42 общих вопроса, взятых из игры Trivial Pursuit. В обычных условиях участники правильно ответили примерно на 50% вопросов. Однако участники, сформированные стереотипом о профессорах, которых большинство людей считают умными, смогли правильно ответить на 60% вопросов. И наоборот, показатели участников, привитых стереотипом о «тупых» хулиганах, упали до 40%. Оба этих исследования с трудом воспроизводились, поэтому стоит отметить, что полученные выводы могут быть не такими убедительными, как сообщалось изначально.

Абсолютные пороги обычно измеряются в строго контролируемых условиях в ситуациях, оптимальных для чувствительности. Иногда нас больше интересует, какая разница в стимулах требуется, чтобы обнаружить различие между ними. Это известно как просто заметная разница (jnd) или порог разницы . В отличие от абсолютного порога разностный порог меняется в зависимости от интенсивности стимула. В качестве примера представьте себя в очень темном кинотеатре. Если бы зритель получил текстовое сообщение на свой мобильный телефон, из-за которого загорелся его экран, есть вероятность, что многие люди заметили бы изменение освещения в театре. Однако если бы то же самое произошло на ярко освещенной арене во время баскетбольного матча, мало кто бы это заметил. Яркость сотового телефона не меняется, но его способность обнаруживаться по изменению освещения резко различается в этих двух контекстах. Эрнст Вебер предложил эту теорию изменения порога различия в 1830-х годах, и она стала известна как Закон Вебера : Порог различия представляет собой постоянную долю исходного стимула, как показано в примере. Это идея о том, что большие стимулы требуют больших различий, чтобы их можно было заметить. Например, вашему другу будет гораздо сложнее достоверно определить разницу между 10 и 11 фунтами. (или 5 против 5,5 кг), чем для 1 и 2 фунтов.

Видео 3.  Закон Вебера и пороговые значения 

Попробуйте

Восприятие

Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром. Восприятие относится к способу организации, интерпретации и сознательного восприятия сенсорной информации. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. Обработка снизу вверх относится к тому факту, что восприятие строится на сенсорной информации. С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от наших доступных знаний, нашего опыта и наших мыслей. это называется обработка сверху вниз .

Видео 4.  Обработка снизу вверх против обработки сверху вниз.

Посмотрите на фигуру на рисунке 3 ниже. В одиночку ваш мозг занимается обработкой информации снизу вверх. Есть две толстые вертикальные линии и три тонкие горизонтальные линии. Нет контекста, чтобы придать ему конкретное значение, поэтому не используется нисходящая обработка.

Рисунок 3 . Что это за образ? Без какого-либо контекста вы должны использовать обработку снизу вверх.

Теперь посмотрите на одну и ту же фигуру в двух разных контекстах. В окружении последовательных букв ваш мозг ожидает, что форма будет буквой и завершит последовательность. В этом контексте вы воспринимаете линии как форму буквы «Б».

Рисунок 4 . При обработке сверху вниз вы используете контекст, чтобы придать смысл этому изображению.

Та же фигура, окруженная цифрами, теперь выглядит как цифра «13».

Рисунок 5 . При обработке сверху вниз вы используете контекст, чтобы придать смысл этому изображению.

В контексте ваше восприятие определяется вашими когнитивными ожиданиями. Теперь вы обрабатываете фигуру сверху вниз.

Один из способов понимания этой концепции состоит в том, что ощущение — это физический процесс, а восприятие — психологический. Например, когда вы идете на кухню и чувствуете запах выпекаемых булочек с корицей, ощущение — это рецепторы запаха, обнаруживающие запах корицы, но восприятие может быть «Ммм, это пахнет хлебом, который бабушка пекла». когда семья собиралась на праздники».

Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени. Это известно как сенсорная адаптация . Представьте, что вы входите в класс со старыми аналоговыми часами. При первом входе в комнату можно услышать тиканье часов; когда вы начинаете разговаривать с одноклассниками или слушать, как ваш профессор приветствует класс, вы больше не замечаете тиканье. Часы все еще тикают, и эта информация все еще воздействует на сенсорные рецепторы слуховой системы. Тот факт, что вы больше не воспринимаете звук, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.

Попробуйте

Внимание и восприятие

Существует еще один фактор, влияющий на ощущения и восприятие: внимание. Внимание играет важную роль в определении того, что ощущается по сравнению с тем, что воспринимается. Представьте, что вы находитесь на вечеринке, полной музыки, болтовни и смеха. Вы вовлекаетесь в интересную беседу с другом и отключаетесь от фонового шума. Если бы кто-то прервал вас, чтобы спросить, какая песня только что закончилась, вы, вероятно, не смогли бы ответить на этот вопрос.

В одном эксперименте, демонстрирующем такое явление, как слепота по невнимательности, участников просили наблюдать за изображениями, движущимися по экрану компьютера. Им было приказано сосредоточиться либо на белых, либо на черных объектах, не обращая внимания на другой цвет. Когда по экрану проходил красный крест, около трети испытуемых его не замечали (Most, Simons, Scholl, & Chabris, 2000).

Ссылка на обучение

Видео 5. Проверьте свои способности восприятия.

Рисунок 6 . Почти треть участников исследования не заметили, что на экране промелькнул красный крест, потому что их внимание было сосредоточено на черных или белых фигурах. (кредит: Кори Занкер)

Мотивация, ожидания и восприятие

Мотивация также может влиять на восприятие. Вы когда-нибудь ожидали очень важного телефонного звонка и, принимая душ, вам казалось, что вы слышите телефонный звонок, но обнаруживали, что это не так? Если это так, то вы испытали, как мотивация обнаружить значимый стимул может изменить нашу способность различать истинный сенсорный стимул и фоновый шум. Способность идентифицировать раздражитель, когда он встроен в отвлекающий фон, называется 9.0021 теория обнаружения сигнала . Это также может объяснить, почему мать просыпается от тихого бормотания своего ребенка, а не от других звуков, которые раздаются во сне. Теория обнаружения сигналов имеет практическое применение, например, для повышения точности авиадиспетчеров. Контроллеры должны иметь возможность обнаруживать самолеты среди множества сигналов (вспышек), появляющихся на экране радара, и следить за этими самолетами, когда они движутся по небу. На самом деле первоначальная работа исследователя, разработавшего теорию обнаружения сигналов, была сосредоточена на повышении чувствительности авиадиспетчеров к сигналам самолетов (Светс, 1964).

Видео 6.   Теория обнаружения сигналов.

На наше восприятие также могут влиять наши убеждения, ценности, предрассудки, ожидания и жизненный опыт. Как вы увидите далее в этом модуле, люди, лишенные опыта бинокулярного зрения в критические периоды развития, имеют проблемы с восприятием глубины (Fawcett, Wang, & Birch, 2005). Общий опыт людей в данном культурном контексте может иметь выраженное влияние на восприятие. Например, Маршалл Сегал, Дональд Кэмпбелл и Мелвилл Херсковиц (19 лет).63) опубликовали результаты многонационального исследования, в котором они продемонстрировали, что люди из западных культур более склонны испытывать определенные типы зрительных иллюзий, чем люди из незападных культур, и наоборот. Одной из таких иллюзий, с которой чаще всего сталкивались жители Запада, была иллюзия Мюллера-Лайера: линии кажутся разной длины, но на самом деле они одинаковой длины.

Рисунок 7 . В иллюзии Мюллера-Лайера линии кажутся разной длины, хотя они идентичны. (a) Стрелки на концах линий могут сделать линию справа более длинной, хотя линии имеют одинаковую длину. (b) Применительно к трехмерному изображению линия справа снова может казаться более длинной, хотя обе черные линии имеют одинаковую длину.

Эти различия в восприятии согласовывались с различиями в типах особенностей окружающей среды, которые люди регулярно испытывают в данном культурном контексте. Люди в западных культурах, например, воспринимают здания с прямыми линиями, что в исследовании Сегалла названо плотницким миром (Segall et al., 1966). Напротив, люди из некоторых незападных культур с незастроенным видом, такие как зулусы в Южной Африке, чьи деревни состоят из круглых хижин, расположенных по кругу, менее подвержены этой иллюзии (Segall et al., 19).99). Культурные факторы влияют не только на зрение. Действительно, исследования показали, что способность идентифицировать запах и оценить его приятность и интенсивность варьируется в зависимости от культуры (Ayabe-Kanamura, Saito, Distel, Martínez-Gómez, & Hudson, 1998).

Дети, описываемые как искатели острых ощущений, с большей вероятностью отдают предпочтение насыщенным кислым вкусам (Liem, Westerbeek, Wolterink, Kok, & de Graaf, 2004), что позволяет предположить, что основные аспекты личности могут влиять на восприятие. Более того, люди, которые положительно относятся к продуктам с пониженным содержанием жира, с большей вероятностью оценят продукты с пометкой «с пониженным содержанием жира» как более вкусные, чем люди, которые менее позитивно относятся к этим продуктам (Aaron, Mela, & Evans, 19).94).

Попробуйте

Обдумайте

Вспомните случай, когда вы не замечали что-то вокруг себя, потому что ваше внимание было сосредоточено на чем-то другом. Если кто-то указывал на это, были ли вы удивлены, что не заметили этого сразу?

Глоссарий

абсолютный порог: минимальное количество энергии стимула, которое должно присутствовать, чтобы стимул был обнаружен в 50% случаев

восходящая обработка:0003

слепота по невнимательности: неспособность замечать что-то, что полностью видно из-за недостатка внимания : результат развития более положительного отношения к раздражителю после многократного простого воздействия на него.

восприятие:  способ интерпретации и сознательного восприятия сенсорной информации

прайминг : процесс, с помощью которого недавний опыт повышает доступность черты.

ощущение: что происходит, когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором

теория обнаружения сигнала: изменение в обнаружении стимула как функция текущего психического состояния сознательный осознание

нисходящая обработка: интерпретация ощущений зависит от доступных знаний, опыта и мыслей

сенсорная адаптация : снижение чувствительности после длительного воздействия раздражителя

трансдукция: преобразование энергии сенсорного стимула в потенциал действия разностный порог представляет собой постоянную долю первоначальный стимул и более сильные стимулы требуют, чтобы были замечены большие различия


  1. Норт, А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *