Мнема техника: Секреты мнемотехники: метод сжатия информации

Секреты мнемотехники: метод сжатия информации

 

Процессом запоминания и развития речи можно управлять сознательно. Запись образов в память реализуется простой мыслительной операцией «Соединение образов».

Мнемотехника предназначена для запоминания точной информации, экономии времени при запоминании, сохранения информации в памяти, тренировки внимания и мышления.

Актуальность проблемы заключается в том, что эта техника применяется давно и во многих областях, но в плане методологии русского языка она остро нуждается в изучении.

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого. Появился специальный термин, заимствованный из греческого «мнемо́ника» — искусство запоминания [5].

Слово «мнемоника» имеет однокоренное слово — Мнемозина. В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти и матерью 9 муз, а переносный смысл этого существительного — память.

Искусство запоминания было особенно важным в дописьменные периоды человеческой истории. Так жрецы, шаманы, сказители должны были запоминать огромные объёмы информации. Даже после появления письменности искусство запоминания не утратило своей актуальности. Малое количество книг, дорогие материалы для письма, большие масса и объём написанной книги — всё это побуждало запоминать текст [3].

Первые известные нам тексты по мнемонике создавали древние греки. Искусство запоминания также развивалось средневековыми монахами, которым нужно было помнить огромное количество богослужебных текстов. В эпоху Возрождения, когда знания стали считаться силой, способность держать знания в голове также ценилась очень высоко [6].

Письменность значительно облегчила оперирование информацией во всех странах мира. Среди самых видных учёных, работавших над этим вопросом, — Джордано Бруно (XVI век).

Последняя серьёзная веха истории мнемотехники — создание двух самых авторитетных на настоящий момент систем — визуальной методики «Джордано», автор Владимир Козаренко и метод речевых способов Самвела Гарибяна [4].

В советский период в нашей стране эту тему изучали лишь отдельные ученые-психологи: А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко. Причем их научные работы вышли в свет в 30-е годы, а затем только в 60-е годы.

К сожалению, у советских методистов, дидактов, учителей мнемо-приемы относились к разряду «противоречащих осознанному научному освоению учебного материала». Поэтому учителя не афишировали свои «искусственные запоминания», быть может, по этой причине до сих пор нет хорошей мнемонической копилки «классических приемов».

В конце 90-х только некоторые авторы уже осознанно стали выделять мнемоматериал наряду с другими. И эти уникальные находки по крупицам разбросаны в книгах, журналах, на уроках учителей-словесников. Как правило, это небольшие по объему книги или статьи в методических изданиях.

Что же такое мнемотехника? Обратимся к понятию «мнемотехника».

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и то же — техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» — искусство запоминания.

Современные энциклопедические словари, справочники, глоссарии дают следующие определения мнемотехники.

В Психологическом словаре И. Кондакова и в статье «Понятие мнемотехника и различные ее значения» мнемотехника рассматривается как

искусство запоминания с её широким спектром использования, вплоть до циркового и эстрадного номера, а также как запоминание на основе визуального мышления и системы внутреннего письма.

–                    Мнемоника — искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

–                    Мнемотехника: 1) то же, что мнемоника; 2) цирковой и эстрадный номер, основанный на искусстве запоминания («отгадывание» чисел, предметов, дат и имен).

–                    Мнемотехника система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов [7].

–                    Мнемотехника — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций [1, с. 266].

–                    Мнемотехника — это методы запоминания какой-либо информации, они основаны на психологии человека и на восприимчивости. Знание и использование мнемотехник поможет вам лучше запоминать имена, фамилии, адреса, цифры и так далее. Мнемоника или мнемотехника — это разработанные методы, приемы и способы, которые помогают лучше запомнить информацию [9].

Для нас же наибольший интерес представляет понятие «мнемотехника» как система (совокупность) специальных приёмов, методов и технологии запоминания какой-либо информации и развития памяти.

Анализ литературы позволяет нам выделить следующий подход в определении понятия «мнемотехника». Мнемотехника — это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации; экономия времени при запоминании; сохранение информации в памяти; тренировка внимания и мышления; возможность пользоваться информацией.

По результатам анкетирования среди учащихся 7-ых классов было выявлено, какие виды работ при заучивании вызывают у них наибольшие затруднения; подобраны наиболее оптимальные приёмы мнемотехники при изучении русского языка.

На рис.1 изображены результаты ответа на вопрос: «Какие виды работ при заучивании вызывают у вас наибольшие затруднения?»

Рис. 1. Трудности в запоминании

 

70 % респондентов ответили, что пересказ текста для них является наиболее трудным при заучивании. Для 35 % заучивание правил также вызывает наибольшие затруднения. Исходя из данных результатов, мы предприняли попытку выявить приёмы мнемотехники по следующим видам работ: пересказ текста, заучивание правил.

В мнемотехнике вся запоминаемая информация условно делится на 3 вида: образная, речевая (текстовая) и точная. К образной информации относятся воспринимаемые человеком зрительные образы. К речевой — воспринимаемая устная речь и читаемые тексты. К точной информации относятся сведения, которые должны запоминаться со 100 %-й точностью (например, номера, даты, адреса и др.).

Для нас представляет особый интерес речевая (текстовая) информация. Почему же речь запоминается хуже, чем образы? Во-первых, в речи содержится намного меньше слов-образов, чем в реально воспринимаемом нами мире.

Во-вторых, эти образы, создаваемые нашим мозгом на основе слов, не такие мощные, как образы, воспринимаемые через зрительный анализатор. Поэтому при восприятии информации на слух или посредством текста в мозгу образуется меньше взаимосвязей, чем при работе зрения. И эти взаимосвязи намного слабее [2].

Метод сжатия информации. Этот метод применяется для запоминания энциклопедических сведений и текстов небольшого объема (в пределах параграфа учебника). При запоминании текстовой информации существуют две основные проблемы. Первая — как запомнить последовательность изложения текстового материала, не перепутать порядок следования абзацев в тексте. Вторая — как запомнить содержащуюся в текстовом материале точную информацию.

Рассмотрим метод сжатия информации на простом текстовом сообщении — упражнении из учебника русского языка за 7 класс [8, с. 124–125].

Рис. 2. Текстовое сообщение

 

Схема метода сжатия информации проста. Из логически законченного отрывка текста выделяется смысл (главная мысль этого отрывка), которая обозначается образом и запоминается в последовательности с другими образами, обозначающими смысл других отрывков (то есть информация кодируется).

Преобразование отрывка в текст. Запоминание последовательности абзацев.

Выделим смысл этого текста. Смысл в том, что при устном общении человек получает большое количество информации с помощью несловесных (невербальных) средств общения.

Наша задача — обозначить смысл информационного сообщения очень сжато и коротко, в одном предложении. Например,

«Человек общается». Обозначим смысл зрительным образом, который должен быть очень информативным, чтобы мы в дальнейшем могли по нему воспроизвести главную мысль и сам текст. У каждого из нас присутствует в памяти близкий человек, который с нами общается. Этим образом и обозначим «общающегося человека». Это и будет словесной опорой. Этот же образ мы легко можем запомнить в последовательности с другими образами.

Запоминать связный текст сложнее, чем отдельные логически завершенные текстовые отрывки. Основная трудность при запоминании связного текста заключается в выделении из текста логически самостоятельных отрывков (абзацев). К сожалению, некоторым учащимся трудно выявить последовательное развитие мысли автора, что сильно затрудняет запоминание.

Первой задачей в развитии навыков запоминания текстов является деление текста на логически завершенные отрывки. Это позволит запоминать тексты известным вам способом — выделением смысловой опоры, обозначением ее словом-образом, запоминанием последовательности словесных опор и запоминанием всей точной информации отдельно в каждом выделенном отрывке текста.

Итак, первый абзац — это образ близкого общающегося человека (в абзаце речь идёт о несловесных (невербальных) средствах общения).

Второй абзац — образ комедийного актёра с яркой мимикой, например, Луи Фюнес (в абзаце речь идёт о несловесных средствах общения: мимике, взгляде, жестах, телодвижениях, позе).

Третий абзац — образ актёра российского кино Вячеслава Тихонова кинофильм «Семнадцать мгновений весны» (в абзаце речь идёт об уместном использовании несловесных средств, например, во время общения в официальной обстановке).

Четвёртый абзац — образ себя, выступление перед классом (в абзаце речь идёт о том, что, чтобы быть уверенным в себе, успешным в общении, следует репетировать выступления, следить за собой).

Теперь можно пересказать текст своими словами с четким соблюдением последовательности абзацев.

Приём «Цепочка». Этим приемом запоминаются горизонтальные взаимосвязи, например, последовательность точных сведений в отрывке текста. Образы связываются в ассоциации попарно. Размеры образов примерно одинаковые в каждой паре. Когда вы образовали связь между первым и вторым образом, первый образ убирается из сознания переносом внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом и т. д. Когда цепочка образов припоминается, в сознании возникают сразу по три-пять образов.

Таким образом, мы изучили историю мнемотехники; провели теоретический анализ понятия «мнемотехника»; выявили, что данная техника запоминания применяется давно и во многих областях, но в плане методологии русского языка она остро нуждается в изучении.

Мы предприняли попытку выявить приёмы мнемотехники по следующим видам работ: пересказ текста, заучивание правил и определили, что самый трудный для запоминания вид информации речевая (текстовая) информация может не вызывать трудностей у школьников, если будут сформированы начальные навыки кодирования и образования ассоциаций.

 

Литература:

 

  1.                Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс, 2004г. c. 266.
  2.                Виды запоминаемой информации. [Электронный ресурс] http://www.braintools.ru/article/1702. (Дата обращения: 03.02.2019 г.).
  3.                Возникновение и развитие мнемоники. [Электронный ресурс] http://ped.bobrodobro.ru/36209. (Дата обращения: 02.02.2019 г.).
  4.                История мнемотехники. [Электронный ресурс] http://mnemotehnik.blogspot.com/ (Дата обращения: 10.02.2019 г.).
  5.                Память как основа психической деятельности человека [Электронный ресурс] https://studopedia.ru/11_93853_pamyat-kak-osnova-psihicheskoy-deyatelnosti-cheloveka.html (Дата обращения: 04.02.2019 г.).
  6.                Первые тексты. [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/ (Дата обращения: 10.02.2019 г.).
  7.                Понятие мнемотехника и различные ее значения [Электронный ресурс] https://studwood. ru/1840072/psihologiya/ponyatie_mnemotehnika_razlichnye_znacheniya (Дата обращения: 03.02.2019 г.).
  8.                Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. — М.: Просвещение, 2013. — 223 с.
  9.                Статья. https://cepia.ru/mnemotekhnika-dlya-razvitiya-pamyati (Дата обращения: 10.02.2019 г.).

Мнема — определение термина

Термин и определение

термин (R. Semon) для обозначения органических основ явлений памяти, сближающий явления памяти, наследственности и пластичности органической материи; в современной науке М. связывается со сложными структурными изменениями в нервных клетках: напр., с ростом протоплазматических нервных отростков, с изменениями в синаптических окончаниях, в свойствах клеточных мембран или в составе рибонуклеиновых кислот

Еще термины по предмету «Психология»

Нанизм

крайне низкий (карликовый) рост человека (меньше 120-130 см), обусловленный эндокринными нарушениями

Один — слепой

экспериментальная методика, при которой испытуемые не знают условий проводимого с ними эксперимента, но сам экспериментатор знает их

Оттенение

быстрое и точное повторение только что сказанного человеком

Похожие

  • Тактика «Кнута и пряника»
  • Направление «Новая биология интеллекта»
  • Гипотеза свидания «Подходящая»
  • Методика «Простонародная»
  • Алгометр
  • Афразия
  • Гиполексия
  • Гипология
  • Деменция «боксера»
  • Динамика поведенческая
  • Дисэйдетик
  • Доверие базисное
  • Догадки ошибка (догадки предубежденность)
  • Духовность (Духовное, Дух)
  • Защитные механизмы
  • Мотив социальный
  • Одиозный
  • Оттенение
  • Отца фигура
  • Сурдопсихология

Смотреть больше терминов

Научные статьи на тему «Мнема»

В статье в аспекте микролингвистики разрабатывается теория мнемо-единиц знаний, активизированных в оперативной памяти индивида, которые не могут быть вербализованы, но могут быть объяснены. Вычленение подобных единиц дает возможность, с одной стороны, строить структурную схему процесса понимания, а с другой стороны, обосновать теорию процесса понимания как оперирования мельчайшими осознаваемыми и неосознаваемыми единицами, имеющими схематичное или контурное фиксирование в сознании индивида. П…

Научный журнал

Creative Commons

В статье выявляется значимость влияния слова, фразы, книги на сознание человека. Анализируется механизм заполнения социальной памяти с помощью библиотечно-библиографических средств с точки зрения известного просветителя, библиографа, библиотековеда Н.А. Рубакина.

Научный журнал

Creative Commons

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  • 📝 Напиши термин
  • ✍️ Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  • 🤝 Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины, с помощью удобных и приятных карточек

Возможность создать свои термины в разработке

Еще чуть-чуть и ты сможешь писать определения на платформе Автор24. Укажи почту и мы пришлем уведомление с обновлением ☺️

Мнемоника | K12 Academics

Мнемотехника помогает запоминанию и в большинстве случаев служит образовательной цели. Мнемотехника часто словесная, например, очень короткое стихотворение или слово (которое может быть составлено), особенно списки. Мнемоника опирается не только на повторение для запоминания фактов, но и на ассоциации между легко запоминаемой информацией и подлежащими запоминанию списками данных, исходя из того принципа, что человеческий разум намного легче запоминает данные, привязанные к пространственным, личным или иным образом. значимой информации, чем та, что встречается в бессмысленных последовательностях. Последовательности должны иметь некоторую связь с существующими семантическими ассоциациями человека; если составлена ​​​​случайная мнемоника, это не обязательно средство для запоминания.

Слово «мнемоника» происходит от древнегреческого слова μνημονικ?ς mnemonikos («памяти») и связано с Мнемозиной («воспоминание»), именем Матери муз в греческой мифологии. Оба эти слова относятся к μνημα mnema («воспоминание»). Первое известное упоминание мнемоники — это метод локусов, описанный в «Ораторе» Цицерона.

Визуальная мнемоника
Визуальная мнемотехника очень популярна в медицине и других областях. В этой технике на изображении изображаются персонажи или предметы, название которых созвучно названию предмета, который необходимо запомнить. Затем этот объект взаимодействует с другими аналогично изображенными объектами, которые, в свою очередь, представляют связанную информацию.

Произвольность мнемоники
Любопытной характеристикой многих систем памяти является то, что мнемоники работают, несмотря на то, что они (или, возможно, из-за того, что они) нелогичны, произвольны и художественно ошибочны. «Рой» — допустимое имя, но фактической фамилии «Бив» не существует, и, конечно, начальная буква «Г» в середине является произвольной. Почему «Roy G. Biv» легко запомнить? Студенты-медики никогда не забывают произвольные национальности финна и немца. Любые два из трех месяцев, оканчивающихся на -ember, подошли бы так же благозвучно, как сентябрь и ноябрь в «Тридцати днях…», однако большинство людей могут правильно запомнить эту рифму на всю жизнь, услышав ее однажды, и никогда не беспокоятся. сомнениями относительно того, какие два из угольных месяцев имеют тридцать дней. Причудливая произвольная ассоциация может запомниться лучше, чем логичная.

Одной из причин эффективности, казалось бы, произвольной мнемоники является группировка информации, предоставляемой мнемоникой. Точно так же, как телефонные номера в США группируют 10 цифр в три группы, имя «Roy G. Biv» объединяет семь цветов в два коротких имени и инициал. Различные исследования (в первую очередь «Волшебное число семь, плюс или минус два») показали, что человеческий мозг способен запоминать только ограниченное количество произвольных элементов; группировка этих элементов в куски позволяет мозгу удерживать в памяти больше из них.

Мнемоника ассемблера
В языке ассемблера мнемоника — это код, обычно состоящий из 1–5 букв, представляющий код операции, число.

Программирование в машинном коде, снабжая компьютер номерами операций, которые он должен выполнить, может быть довольно обременительным, потому что для каждой операции нужно искать или запоминать соответствующий номер. Поиск всех чисел занимает много времени, а неправильное запоминание числа может привести к компьютерным ошибкам.

Поэтому был придуман набор мнемоник. Каждое число было представлено буквенным кодом. Таким образом, вместо того, чтобы вводить число, соответствующее добавлению, чтобы добавить два числа, можно ввести «добавить».

Несмотря на то, что мнемоники различаются в разных конструкциях ЦП, некоторые из них являются общими, например: «sub» (вычитание), «div» (деление), «add» (сложение) и «mul» (умножение).

Этот тип мнемоники отличается от перечисленных выше тем, что вместо того, чтобы облегчить запоминание чисел, это способ сделать запоминание чисел ненужным (полагаясь на какой-то внешний способ привязать каждую мнемонику к числу).

‹ Введение в микрообучение вверх Мотивации, теории и исследования педагогической психологии ›

Практическая информация | Mnema

Accueil

MNEMA asbl, ответственный за проект реабилитации Bains de la Sauvenière en La Cité Miroir, руководитель и культурный программист

Administration de l’asbl MNEMA
Направление: 04 230 70 52
Секретариат направления: 04 230 70 53
info@mnema. be
Социальные бюро: Boulevard de la Sauveniere, 33 -350 0 3 900 0 — 4000 Liège

Accueil General et Bureau des Réservations de La Cité Miroir
04 230 70 50
[email protected]
Entrée Place Xavier Neujean (2E étage)

Ocpopation D’Spaces
[email protected]

[email protected]

InstanceS. Экип

Дирекция
Жан-Мишель ХЕСКЕН — Директор
[email protected]
Софи ЛЬЕЖУА — Директор по соседству
[email protected]
Жан-Поль ЖИМЕН — Ответственный финансист

Административная служба
Мелисса БЕЙЯ — Секретарь направления
[email protected]

Сервис Accueil et Billetterie
Лейла Бен -Мохтар — Ответственный сервис Accueil
Кристоф Камбу — агент D’Ccueil
Laurent Moreu
Зарема БАЙСАГУРОВА — Agent d’accueil 
reservation@mnema. be

Служебная связь
Софи ЛЬЕЖУА — Ответственная связь
Элиот ШАРЬЕ — Ответственный за связь
Пьер Ив ЖЮРДАНТ — Графист
[email protected]

Педагогическая служба
Дженнифер ДЭВИД — Ответственный за педагогические проекты
Томас ФРАНК — Ответственный за педагогические проекты
[email protected]

Сервисный режим
Жан-Кристоф ФРАНСУА – главный регистратор
Джонатан МОТтар – регистратор
Жюльен ВЕРСИП – регистратор
[email protected]

Сервисная техника
Franck LIBEREAU — Ответственная техника
Thierry RETH — Агентская техника
[email protected]

Служба консьержей
Bienvenu BOSEMBO ISOKOLO — Ответственный консьерж
Тьерри РЕТ — Помощник консьержери

Сервисное обслуживание
Мишель ДЖАНДЖАН — Агент по обслуживанию предприятий
Амината САНГАРЕ — Агент по обслуживанию предприятий
Джордж АЛЬРАХЕЛЬ — Агент по обслуживанию предприятий
Катрин НЕЛА ДЕДЗА — Агент по обслуживанию предприятий TO90SAINTUS-08 — Агент по обслуживанию

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *