Значение мудрость: Что-то пошло не так (404)

Содержание

МУДРОСТЬ | это… Что такое МУДРОСТЬ?

(греч. — sophia, лат. — sapientia, инд. — prajna, др.-перс. — mazda, кит. — чже, евр. — hokma) — понятие, обозначающее высшее, целостное, духовно-практическое знание, ориентированное на постижение абсолютного смысла бытия и достигаемое через духовно-жизненный поиск истины субъектом знания. Большинство определений М., встречающихся в классической этико-философской традиции, подчеркивают в ней именно момент высшего знания в его ценностном выражении. Напр., по Г.В.Лейбницу, М. есть «знание высшего блага»; по И. Канту, М. — это «свойство воли согласовываться с высшим благом как конечной целью всех вещей»; Л.Н. Толстой определяет М. как «знание вечных истин, приложимых к жизни», и т.д.
Смысл мудрости, обозначающий состояние высшей сверхличностной духовности, соотносится с различными сверхнормальными проявлениями ментальности: провидением и ясновидением, глубоким умом, широким знанием, богатым жизненным опытом, житейской находчивостью и хитростью и т.

п. «Словарь русского языка 11—17 вв.» приводит некоторые наиболее устойчивые смысловые значения слова «М.»: 1) ум, разум, благоразумие — умудренность; 2) совокупность знаний, ученость — великомудрие; 3) религиозная благочестивость — премудро с т ь; 4) душевная чистота, нравственное совершенство — смиренномудрие; 6) хитрость, лукавство, плутовство — мудрствование. В соответствии с этими смыслами бытуют и различные образы мудреца: духовный наставник, старец, философ, мыслитель, провидец, святой, хитрец, плут и т.д. Большинство из этих значений сложилось в контексте широкой фольклорной традиции и духовно-религиозной литературы под сильным влиянием византийского богословия и популярной греч. философии.
В этико-философском контексте значение рус. слова «М.» теснее всего переплелось с греч. понятием «софия». Слово «софия», хотя и переводится традиционно на рус. язык как «М.» или «премудрость», означает не только субъективное состояние души или ума, но и объективное положение вещей: их совершенство, красоту, гармонию.
Кроме того, в нем содержится вполне четкое указание на творчество. Из тех значений, которые были намечены в «Словаре русского языка 11—17 вв.», понятию «софия» больше всего соответствует смысл «мастерства» и «совершенства» — совершенномудрия. П.А. Флоренский замечает, что слово «софия» правильнее было бы переводить на современный рус. язык как «мастерица», «художница» (Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1990). У Гомера, Гесиода и др. греч. авторов слово «софия», как и производные от него слова, употребляется в значении художественно-технического умения, знания, мастерства, совершенства, т.е. способности воплощать определенный замысел в действительности.
Данное значение понятия «софия» наложило заметный отпечаток и на его этико-философское осмысление начиная с Сократа и Платона и кончая рус. философами-софиологами (B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Е.Н. Трубецкой, Л.П. Карсавин и др.). Основой этико-философского смысла софии-мудрости стало понимание ее как творческого воплощения идеи в бытии, истины в жизни, что определяет состояние идеально преображенной действительности и жизненно воплощенной идеальности.
Это духовно-бытийное состояние осуществляется в образе жизни мудреца, пытающегося через нравственное творчество жизни и софийное преображение «этоса» достичь единения с Абсолютом.
Целостность М. выступает в единстве трех сторон: познавательной, коммуникативной и нравственной. Познавательная сторона определяет связь мудреца с трансцендентальным миром, с источником абсолютного знания, высшим выражением которого является мистическое единение с Абсолютом — unio mystica (см. МИСТИКА ). Коммуникативная сторона определяет связь мудреца с социальным миром, с др. людьми, общение с которыми, в силу необходимости претворения трансцендентного в мирское, выливается в символико-игровые и иронико-плутовские формы поведения. Наконец, нравственная сторона определяет отношение мудреца к своему духовному миру, что выражается в аскетическом очищении духа, самоотречении и стремлении к нравственному совершенству (
см.
АСКЕТИЗМ ). В своем классическом виде это триединство М. воплощается в лице Сократа, у которого познавательно-мистическое начало выступает в форме «даймониона», коммуникативно-поведенческое преломляется в иронии, а нравственное — в совершенствовании души и стремлении к добродетели.
Все многообразие форм М. и типов мудреца обусловлено в целом соотношением этих трех начал и преобладанием одного из них. Так, познавательно-мистическое начало преобладает у мудрецов-магов, пророков, духовидцев, теософов. Плутовское начало доминирует в образах фольклорных плутов и хитрецов — трикстеров, шутов. Нравственное начало становится преобладающим у филос. мудрецов, учителей жизни: Конфуция, Пифагора и др. Тождество мистики и добродетели определяет тип религиозного мудреца: святого, старца; тождество плутовства и добродетели — тип юродивого, «скомороха Божьего» (Франциск Ассизский), а также тип кинизирующего или иронизирующего философа и софиста в духе Диогена, Сократа и т.д.
Редкое и с трудом достигаемое соединение знания, опыта и ценностей, позволяющее выносить взвешенные, глубокие и дальновидные суждения о человеке, обществе и мире. Этимологически слово «философия» означает «любовь к М.», однако само понятие «М.» пока не прояснено философами. Из кажущихся очевидными свойств М. можно выделить следующие. М. не сводится к обширным знаниям о мире, человеке и обществе. Проницательность в отношении природы позволяет наукам о природе глубоко судить о ее объектах, но такие суждения никогда не называются мудрыми. Как говорил еще Гераклит, впервые употребивший слово «philosophos» для обозначения исследователя природы вещей, многознание не научает М., которая заключается в постижении оснований и причин. Вместе с тем знание представляет собой одну из необходимых предпосылок М. Касающаяся прежде всего человека и его непосредственного окружения, М. может быть скорее обнаружена в науках о культуре, чем в науках о природе, хотя и в первых она является довольно редкой и ее трудно выделить из общей массы эмпирического, субъективного и поверхностного. М. связана прежде всего с деятельностью человека и, значит, с теми ценностями, которыми он руководствуется в своей жизни и в своих действиях. М. опирается на здравый смысл, но идет гораздо дальше его и встречается значительно реже.
М. требует опыта жизни и известного отдаления от тех событий, о которых приходится судить. Как говорил Г.В.Ф. Гегель, «сова Минервы вылетает в сумерки».
Как пишет в своей «Этике» Н. Гартман, М. есть «проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного «оценивания», сопровождающего каждое переживание; постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия; всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связь с ценностью. В строго антиинтеллектуалистическом смысле это можно было бы назвать этической духовностью, господствующим положением этики как основного духовного фактора во всей жизни человечества». Единственное, с чем трудно здесь согласиться, — это ограничение М. сферой этики, хотя и понимаемой весьма широко. М. — это доступное в конкретное время видение наиболее глубинных, возможно, еще не устоявшихся ценностей человеческого существования (не только этических, но и любых иных) и умение связать их с постоянно меняющимися обстоятельствами жизни.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

МУДРОСТЬ И ЕЕ «ОКНА ВОЗМОЖНОСТЕЙ»

ISSN 1995-459X print
E-ISSN 2312-9972 online
ISSN 2500-2597 online English

Главный редактор:
Гохберг Леонид Маркович


по сайту и текстам статей по авторам по названию по ключевым словам

2019-06-24

Знакомьтесь: «новое» в современных исследованиях — мудрость. Сегодня ее рассматривают по-другому, чем философы и теологи давних времен. И по-другому, чем еще недавно психологи (как позитивное мышление). В данное время мудрость приобретает большой вес в карьерном плане.

Она обеспечивает вневозрастную стабильную востребованность. Ее изучают со всех сторон, даже измеряют цифровыми инструментами, пропускают через сложный статистический анализ.

Мудрость необходима для эффективного управления развитием: страны, компании, карьеры, семьи, наконец, — себя. Она необходима для выживания и адаптации в современном сложном, быстроменяющемся мире с его экстраординарными вызовами. На данный момент сформировались целые научные школы, изучающие и измеряющие мудрость как особо востребованный инструмент для формирования мета-навыков в 21 веке — наших настоящих, не преходящих и не подвершенных банкротству супер-активов.

Мета-навыки — soft and hard skills — необходимое условие динамично развивающейся карьеры в самых разных сферах, ее «непотопляемости». Мудрость как поток «растекается» по разным сферам жизни и профессиям, обогащая каждое направление новыми возможностями и выигрышными стратегиями. В 21 веке она по-новому открывается учеными, переосмысливается, адаптируется для прогнозов, форсайтов, сценарного планирования, как в профессиональной, так и в личностной жизни.

  

ЗАКАЗ НА МУДРОСТЬ

На мудрость появился большой «заказ». На вопрос: «Как выглядит мудрый человек?» (между понятиями «умный» и «мудрый» — большая разница) философы в разные времена отвечали: «он должен уметь налаживать стабильную благополучную жизнь».

Сегодняшний ответ экспертов значительно расширяется: мудрый человек должен обладать способностью генерировать лучшие решения для людей, сталкивающихся с самыми разными проблемами разной сложности, выходящими за рамки линейного мышления.

Поэтому в последние годы активно изучаются возможности измерить степень мудрости и треки ее развития. К этому времени сложился относительно небольшой инструментарий методов, которые надо расширять и углублять. Мудрость все еще скрывает в себе много тайн. Их надо расшифровывать уже новыми подсказками, которые нам предлагают нейробиология, когнитивистика и даже молекулярная биология.

Самый оглушительный мейнстримный вывод, который делают ученые: мудрость развивается в некомфортных состояниях, когда мы вынуждены находить ответы на сложные жизненные вызовы. Такие состояния, как правило, включают высокую степень неопределенности, неконтролируемости ситуаций, ограниченности возможностей.

Психологи разработали три основных подхода к мудрости:

  • Общая мудрость. Обладатель демонстрирует фиксируемые знания, которые выводят из сложных жизненных проблем.
  • Личная мудрость. Самопознание, майндфулнес (умение принимать любые текущие моменты, включая негативные, «как есть», не пытаясь их игнорировать либо давать собственную оценку и реагировать тем или иным образом).
  • Трансцендентная мудрость.Самопознание рассматривается только как первый шаг. Большое внимание затем уделяется работе с иллюзиями, когнитивными искажениями, сострадании всему живому.

 

А вот ученые более широкого профиля предлагают несколько другие варианты — концептуальные модели для измерения мудрости.

·         Берлинская модель. Разработана в 1990-х годах в Институте развития человека Общества Макса Планка.

·         Бременская модель. Разработана в 2008 г. в Бременской международной высшей школе социальных наук.

·         Мудрое мышление. Разработана в 2010 г. в Университетом Ватерлоо (Онтарио, Канада).

·         Трехмерная шкала мудрости. Разработана в 2003 г. в Университете Флориды (США).

·         Шкала самооценки мудрости. Разработана в 2003 г. в Университете Британской Колумбии (Канада).

·         Мудрость как выход за рамки обычного мышления. Разработана в 2005 г. в Орегонском университете США.

 

Берлинская модель мудрости. Здесь мудрость определяют как экспертные, обширные, глубокие компетенции в той или иной области. Различают две мудрости — «внешнюю» и «внутреннюю».

Первая (компетенции и профессиональные знания) приобретаются в процессе продолжительной практики. Например, это могут быть уникальные врачи-диагносты, молекулярные биологи, исследователи климата и др. Люди, молниеносно «схватывающие» все подводные камни и риски, которые не распознаются многими их коллегами. Такую мудрость измерить относительно несложно.

Вторая — «внутренняя» мудрость исходит из нашего внутреннего мира. Это другой источник мудрости. И по-другому он формируется и измеряется. В фокусе — картина мира человека, его восприятие жизни и смерти, способность находить баланс во внутренних противоречиях и т.п. «Внутренняя» мудрость проверяется уже сложно и проблематично. Берлинские эксперты разработали пять критериев для определения уровня мудрости.

Но при изучении обеих категорий мудрости применяются непростые тесты, основанные на решении особо сложных случаев и экстраординарных проблем. Например, среди ночи раздается звонок от друга, который вышел на связь, чтобы попрощаться, так как он в следующую минуту собирается уйти из жизни по собственному желанию. Как поступит в этой ситуации мудрый человек? Он должен владеть глубокими знаниями причин, почему люди решают прибегнуть к суициду; владеть инструментарием (инструктажом) по молниеносному выводу такого человека из опасного состояния. Кроме знаний о возрастных фазах, внешних и внутренних опорах человека, потере и возврате смысла жизни, о силе ценностей, он должен уметь стирать страх перед неопределенностью, непредсказуемостью и т.п.

Ответы оцениваются экспертами по пяти критериям, каждый из которых измеряется по семибалльной шкале. После этого выводится среднее значение.

На первый взгляд, в «тестах» ничего нового нет. Подобным образом измеряли мудрость и во времена царя Соломона. Но сегодняшние исследователи зафиксируют гораздо более тонкие нюансы этих состояний. Многие люди при анализе сложной проблемы и представлении своего решения используют чужие заготовки ответов, а не рождают их самостоятельно.

Берлинскую модель мудрости часто критикуют. Обращают внимание, что движущей силой мудрости является не просто знание, а сам человек, его внутренний мир, и собственно — характер. Мудрость составляет только «пережитое открытие и озарение». Много профессионалов знают массу разных тонкостей в своем деле, но это не делает их настоящими мудрецами. Если истина, правила, причинно-следственные связи не будут пережиты и переоткрыты в виде личностных озарений, они так и останутся простой абстракцией, неким словесным инструментом для утверждения собственного авторитета. Ядро ​​мудрости — это не знание, хотя мудрый человек должен обладать знаниями, а определенная структура личности, которая вдохновляет людей на что-то созидательное и сильное. Такая мудрость «растет» на внутренних озарениях и характеризуется следующими способностями:

·       Готовностью изучать разные точки зрения. Взгляд на разные ситуации с точки зрения других, обучение на ошибках и преодоление когнитивных искажений.

·       Стремлением к пониманию истины, даже если она дискомфортна и опрокидывает устоявшуюся картину мира.

·       Отзывчивостью на проблемы других людей.

Только обладая этими свойствами, как базовым когнитивным полем, люди могут считаться мудрыми.

 

Бременская модель мудрости.У нее много общегос берлинской моделью.При этом разделяют две категории мудрости: «общая» мудрость, касающаяся вопросов человеческой жизни в целом, и «персональная» мудрость, управляющая личной жизнью.  «Общая мудрость» приходит раньше, чем «персональная» мудрость. Общую мудрость люди, как правило, не могут применить к личной жизни. 

Персональная мудрость должна включать: глубокое знание своего внутреннего мира (смысл жизни, сильные и слабые стороны, приоритеты и т.п.), понимание как справляться с неопределенностью, подавленностью, вызовами и разными препятствиями на пути к достижению благополучия. Такой человек должен осознавать свою социальную встроенность и регулировать ее, балансировать самоуважение и самокритику; не закрываться от сложности, понимать, находить оптимальные решения даже для «нерешаемых» проблем, обладать всеохватным взглядом на вещи.

 

Мудрое мышление. Мудрость как комбинация определенных типов прагматичного мышления для решения базовых задач жизни. Она включает диалектическое мышление и интеллектуальное смирение. Такой человек признает, что он не все знает и поэтому ищет разные варианты решений у более мудрых. Мудрость измеряется способностью решать трудные жизненные задачи, касающиеся личных и масштабных социальных проблем, для которых необходимо объяснить причину и следствие, дать обоснованный прогноз.

Эксперты этой школы делятся выводами: например, мудрые решения коллективных конфликтов, как правило, предоставляют возрастные участники теста. А в личностных конфликтах эффективны люди всех возрастов, которые могут отслеживать в нюансах причинно-следственные связи таких конфликтов. Это редкая способность, основанная на нелинейном мышлении.

 

Трехмерная шкала мудрости. Определяет мудрость как «компетентность, устремленность, умение применять жизненный опыт для динамичного развития». Предлагаются пять компонентов мудрости:

·        Наличие богатого жизненного опыта

·        Открытость к знаниям, стратегиям, внутренним практикам (майндфулнес)

·        Способность управлять своими эмоциями

·        Учет прошлых ошибок и применение этих знаний в решении текущих задач и в будущих планах

·        Обладание самоиронией и чувством юмора.

Эта школа измеряет мудрость по шкале из 40 пунктов (по восемь на каждый компонент).

 

Мудрость как выход за рамки обычного мышления. Такая мудрость предполагает традиционную рефлексию, постоянный пересмотр взглядов на жизнь в сторону всеохватной удовлетворенности. Достигается путем самопознания, осознания своей временной природы. Для измерения такой мудрости разработали 35 пунктов, 10 из которых относятся к «немудрости». Мудрость такого плана руководствуется принципами:

·        Мой душевный мир невозможно расстроить

·        Моя жизнь — яркий пазл большой, космической жизни

·        Спасибо чужому опыту за бесценные «подсказки» для моей жизни

·        Я без проблем принимаю изменчивость и непостоянство жизни.

Одни научные школы мудрости измеряют мудрость как компетенцию, другие — как «космос» личности (поиск смысла жизни, постоянное развитие, удовлетворенность, открытость, эмпатия, майндфулнес, размышления и т. п.). При этом такие подходы можно по-разному комбинировать.

Разработчики критериев измерения мудрости тщательно продумывают тесты — проблемные истории, сложные жизненные проблемы и их решение для разных возрастных групп. В таких «тестах» используется не больше трех сложных проблем. Даже для подростков разрабатываются задачи с высокой степенью неопределенности и сложности. Большое внимание уделяется малейшим нюансам решений.

 

ВРЕМЕННО ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПОНИМАНИЯ

«Мудрость» не обязательно приводит к мудрости. С одной стороны, есть интеллектуалы, которые не могут гипотетически представлять или «переживать» сложные проблемы в «тесте». А значит — не могут дать совет другим. С другой стороны, высокоинтеллектуальная личность может «подделывать» мудрость в «тестовых» решениях. 

Парадокс «Х». Большинство людей позиционируют себя как весьма мудрые. У них сильно завышенная самооценка. А реально мудрое меньшинство — наоборот, остро осознают свою интеллектуальную ограниченность и малый багаж знаний. Так, люди могут оценивать поверхностно знакомого человека как мудрого лишь потому, что однажды его совет изменил их жизнь к лучшему. Но это могло произойти и по многим другим причинам, которые люди не учли.

 Проблема наносной мудрости. Общая проблема измерения мудрости состоит в том, что люди часто игнорируют эмоциональную глубину мудрости. Они могут говорить мудрые вещи, в которых при этом нет ничего важного, по сути. Такие люди говорят то, что другие хотят услышать, но, столкнувшись в реальности с проблемой, они и вполовину не будут действовать мудро. Это быстро выявляется на «тестовых историях» с сильной эмоциональной заряженностью. Здесь тонкое понимание эмоционального «космоса» решает все. Это можно видеть на тесте о разборе конфликтов. Почти все относительно спокойно воспринимают точку зрения разных сторон в конфликте в качестве посторонних свидетелей. Но лишь единицы могут делать это, когда они лично вовлечены в конфликт, который затрагивает их интересы.

Мудрость редко приходит с возрастом.Мудрость тесно связана с массой личностных факторов. А вот ее связь с возрастом — не очевидна. Мудрость приходит с возрастом лишь к немногим. Редко кто в возрасте демонстрирует мудрость и интерес к ней. К сожалению, большинство людей в третьем возрасте избегают глубоких размышлений, «вплетания» пережитого опыта в текущие дела, волевого управления своей реальностью. Мудрость проявляется в том, как люди размышляют и учатся на ошибках, как фильтруют и сортируют пережитый опыт для дальнейшего использования как ценного инструмента в решении жизненных задач.

Скрытые и неочевидные аспекты мудрости. Невозможно зафиксировать мудрость, которая проявляется в скрытой интуиции, в рефлексии, в сложных внутренних чувствах, когда человек, действуя согласно «неправильному» выбору, в последнюю минуту его менял, что радикально качественно перепрограммировало его жизнь и уводило от рисков.

 

НЕЧАЯННЫЕ ОЗАРЕНИЯ

А вот как выглядит исследование мудрости, проведенное учеными Орегонского университета США Хайди Игараси, Майклом Левенсоном и Кэрол Алдвин (2018). Исследовательская команда пришла к выводу, что мудрость, кроме известного «через трудные жизненные ситуации», развивается и через социальное окружение.

Их исследование заключалось в интервью с мужчинами и женщинами, в возрасте с 56 по 91 год, которые описали, как сложные ситуации поднимали в них мудрость. Почти все обладали высшим образованием, и более половины состояли в браке. Респонденты рассказывали, как пережитые сложные события изменили их картину мира.

Авторы исследования искали ответы на вопросы:

·        Почему те, кто имеет большой жизненный опыт, не всегда мудры? 

·        Почему после успешного преодоления сложных жизненных ситуаций большинство людей теряют интерес к мудрости и не развивают ее дальше, и лишь немногие прогрессируют в этом отношении? Чем это объясняется?

·        Как социальная среда способствует развитию мудрости?

Авторы, как и другие их коллеги, фиксируют, что у каждого человека появляется «окно возможностей» — тогда, когда в его жизнь приходит сложный вызов, проблема, не простая ситуация. Это шанс для появления мудрости. Преодолевая вызов, человек переживает внутреннюю трансформацию, и это открывает шлюзы для роста мудрости.

«Окно возможностей», для мудрости открывается и в тех случаях, когда человек сознательно выходит из зоны комфорта, не в условиях сложных событий.

Также отмечаются высшие уровни мудрости. Но к ним необходимы «ступеньки»: способность отслеживать процессы в своем внутреннем мире, даже если они дискомфортны и болезненны, открытость перед сложностью, неопределенностью, неоднозначностью.

Большинство людей с возрастом становятся равнодушными к саморефлексии и развитию, если у них нет нужды улучшать жизнь. Позитивные эмоции и расслабленные состояния становятся барьерами для развития мудрости. Мудрость для таких людей становится непривлекательной. Потому что озарения требуют напряженного поиска, способности к не поверхностному, сложному мышлению, фильтрации знаний и т. п. Как известно, это мешает «благостным, невесомым состояниям».

Почти все опрошенные люди в качестве сложных событий назвали: смерть близкого человека, развод, проблемы в отношениях, в карьере и со здоровьем.

Проблемы, связанные с работой или выходом на пенсию, составляли примерно половину ответов. Люди делились на две условные группы. Первая категория управляла реальностью, другая принимала как данность, которую нельзя изменить.

Когда жена попросила Фреда дать ей развод, его первой мыслью было: «Логично, что где-то есть способ решить эту проблему, не допустить разрыв. И я его найду!».

Джейн, у которой умерла дочь, также стойко перешагнула этот рубеж: «Это было самым сложным в жизни, с чем мне пришлось столкнуться, но во мне была уверенность, что жизнь должна продолжаться, и я должна двигаться дальше».

Карен рассказала как она «схлопнулась» после неожиданной смерти мужа: «Я была уверена, что не смогу ничего делать. Но неожиданно я обнаружила в себе источники силы. Это было открытием! Эта сила была во мне и раньше, но я была настолько зависимой от заботы мужа многие годы, что не подозревала о своих скрытых возможностях».

Салли всегда все тотально пыталась контролировать до каждого момента, пока ее сестра не заболела онкологией. «Это нельзя было контролировать… Это изменило мое дальнейшее поведение. Я как будто освободилась от гипер-ответственности. И это был новый опыт и необычное двойственное состояние. Произошел сдвиг в мышлении», — отмечает она.

Жизнь рассматривается как сложная смесь позитива и негатива, которая бросает вызов таким категориям, как «хорошо» и «плохо». Большинство людей приходили к этому путем долгих размышлений, тогда как для единиц это понимание «включалось» почти мгновенно.

После окончания временного контракта, Сэм переживал, что его не продлят. Он опасался увольнения из-за низкого профессионализма, о чем он честно признался руководству. Однако такая открытая честность и самокритика Сэма неожиданно расположила руководство к нему. Работодатель не только продлил с ним контракт, но и предоставил дополнительные возможности для повышения квалификации. «Я расцениваю это как посещение меня большой проницательностью, так как обычно я склонен переоценивать то, что я знаю и что я могу сделать».

Джон со своим другом оплакивал внезапную смерть отца. Они вспоминали, какой он был мудрый, добрый и заботливый. Раньше Джон никогда в жизни не смотрел на своего отца под таким углом восприятия. Внезапно он осознал собственный подход к жизни как шалопая и саморазрушителя. Он посмотрел на себя глазами отца с его вечным вопросом: «Что ты будешь делать?». Проснувшаяся осознанность разорвала старые мыслительные шаблоны, и Джон понял, что уже не будет прежним.

Сложная ситуация Стивена, когда сын попал в аварию, изменила его легкое и поверхностное отношение к жизни. Стивен осознал — до сих пор он отрицал любые проблемы и убеждал себя, что «все будет хорошо». Этот случай помог ему впервые посмотреть в лицо реальности: «Вы многое узнаете о себе и о других, когда сталкиваетесь с подобными вещами», — отметил он.

Эми презирала тех, кто долго носил в себе пережитую однажды личностную трагедию. В данной ситуации она презирала свою сестру, которая подверглась насилию в детстве и не могла забыть это. В какой-то момент Эми настолько надоело видеть сестру-жертву, что она стала изучать профессиональную литературу по этому вопросу. Новая информация перевернула все представления об таких случаях. Как только Эми «поняла больше», она смогла увидеть свою сестру другими глазами: «Большую часть моей взрослой жизни она была для меня просто сумасшедшей Джанет. Но в новом понимании того, что произошло, я с ужасом понимаю свои заблуждения. Может, я смотрю не так и на что-то другое. Надо проверить!».

Эти и другие исследования вносят вклад в наше понимание мудрости и позволяют рассматривать сложные события как критические драйверы роста, несмотря на всю их болезненность и драматизм.

Марина Бойкова

Ключевые слова: окна возможностей; измерение мудрости; сложные события; мудрость

почему мудрость приходит к нам с возрастом — T&P

В своей книге «Мозг на пенсии» профессор когнитивной нейропсихологии Андре Алеман рассказывает о видах памяти, возрастных изменениях мозга и дает рекомендации, как сохранить здравое сознание на протяжении жизни.

В продолжение спецпроекта «Третий возраст» публикуем отрывки из главы, посвященной феномену мудрости, ее взаимосвязи с взрослостью и психофизиологическими особенностями мозга.

Что такое мудрость?

Во все времена, в каждой культуре имелись люди, воспринимавшиеся своими соплеменниками как хранители мудрости. Обычно ими были седые старцы, ценимые за свои религиозные и философские знания и опыт. Они давали остальным ответы касательно главных жизненных вопросов. Но как может быть мудрым человек, клетки головного мозга которого отмирают, а уровень внимания и концентрации снижается? Для ответа на данный вопрос мы в первую очередь должны определить, что такое мудрость, и проследить, действительно ли она появляется с возрастом. Если это так, нам придется сопоставить этот факт с наблюдаемыми изменениями в мозге.

Русскоязычная версия книги «Мозг на пенсии» вышла в издательстве МИФ.

Научный подход всегда требует определения понятия. Но поскольку очень нелегко точно определить, что же такое мудрость, исследователи обычно используют разные формулировки. Возможно, сейчас стоит дать такое определение: мудрость — это способность понимать сложные ситуации и таким образом формировать правильное поведение, результат которого удовлетворит как можно большее количество людей и приведет к положительному результату для всех. Но эта формулировка не вполне удовлетворяет нас. Чтобы попытаться установить, что же люди понимают под мудростью, один исследователь разработал специальный опросник. Его заполнили более 2000 читателей журнала GEO. Во многих ответах фигурировали: способность понять сложные вопросы и отношения, знание и жизненный опыт, самоанализ и самокритика, принятие интересов и ценностей другого человека, эмпатия и любовь к человечеству, желание совершенствоваться. Такое понимание мудрости характерно для большинства людей. Американские психиатры Томас Микс и Дилип Джесте добавили еще два качества к этому списку: эмоциональная стабильность и способность принимать решения в неоднозначных ситуациях. И, наконец, юмор. Хотя обычно он не расценивается как важная составляющая мудрости, чувство юмора является обязательным для самопознания — необходимой составляющей истинной мудрости. Жанна Луи-за Кальман, француженка, прожившая 122 года, отличалась остроумием. В ее сто двадцатый день рождения журналист, несколько нерешительно, выразил надежду, что он сможет поздравить ее в следующем году. «А почему нет, — ответила Кальман. — Вы выглядите довольно молодо».

Хотя в течение тысячелетий люди признавали важность мудрости, до недавнего времени это понятие почти полностью отсутствовало в медицинских исследованиях старения. Возможно, потому что западная культура акцентирует свое внимание на интеллекте и потому уже успела тщательно изучить когнитивные навыки и логическое мышление. Но знание, навыки и эрудиция — не то же самое, что и мудрость, связанная с более широким пониманием жизни и умением делать выбор в неоднозначных ситуациях, а также достигать баланса между такими противоположностями, как сила и слабость, сомнения и уверенность, зависимость и независимость, мимолетность и бесконечность. Мы считаем людей мудрыми, если они способны дать хороший совет в трудных обстоятельствах, а их суждения гармоничны.

Но исследование мудрости не стоит ограничивать только ныне живущими людьми. Мы можем посмотреть, что говорится о мудрости в старинных трактатах различных культур. В большинстве случаев речь о текстах религиозного характера. Самый известный пример западной культуры — Библия. В Книге Притчей Соломоновых мудрость ценится выше, чем драгоценные металлы или украшения: «Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото. Потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею». Задолго до Августина древнегреческие и древнеримские философы, оказавшие большое влияние на западную культуру, придавали большое значение мудрости. Софокл (V век до н. э .) написал в «Антигоне»: «Мудрость — высшее благо для нас». Точно так же восточная культура в течение многих веков придавала огромное значение мудрости. Ее представление об этом понятии имеет много общего с западными идеями. Бхагавадгита, написанная в Индии около V века до н. э., является основной работой о мудрости. Она рассматривает мудрость как совокупность жизненных событий, способность управлять эмоциями, сохранять самообладание, любить бога, сострадать, быть способным на самопожертвование — все это относится и к западному пониманию мудрости.

Как рассуждают пожилые люди

Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896–1980) сделал существенный вклад в наше понимание когнитивного развития детей. Он описал четыре стадии, последней из которых является стадия «формальных операций». Она обычно начинается в 11-летнем возрасте и переходит во взрослую жизнь. Человек на этой стадии развития способен к логическим рассуждениям и к решению абстрактных задач; другими словами, он может представить логические решения проблемы и проверить их методом проб и ошибок. Неверные решения постепенно устраняются, и то, что остается, является правильным.

Бихевиоризм (англ. behavior – поведение) — направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы воздействия на него.

Основываясь на терминологии Пиаже, бихевиористы ввели понятие «постформальной операции», включающее в себя неопределенность и гибкость мышления и использующееся для описания сложных противоречивых повседневных задач, имеющих разные решения. В одном эксперименте участникам из разных возрастных групп предлагалось решить проблему студентки, переписавшей в своей работе текст из Википедии. Студентка признала, что взяла целые абзацы из Википедии, но утверждала, будто ей не говорили, что она должна была предоставить свои источники, и не объяснили, как это сделать. Испытуемых спросили, как бы они поступили в данном случае, будучи членами экзаменационной комиссии. Данные студентам указания четко гласили, что плагиат — серьезное нарушение, за которое студент может быть отчислен из университета. Чтобы найти решение, испытуемым нужно было поставить себя на место другого человека. И каков был результат? Большинство молодых людей решили, что студентка должна быть отчислена. Это следствие формальных операций, описанных Пиаже. Такое заключение казалось логичным: правило было нарушено, поэтому должен быть наложен соответствующий штраф. Большинство пожилых испытуемых прибегли к постформальным операциям. Прежде чем принять решение, нужно получить больше информации. Действительно ли студентка не знала о правилах? Как давно она учится? Было ли четко объяснено, что такое плагиат? В зависимости от ответов на эти вопросы пожилые люди, вероятно, пришли к тому же самому заключению, что и их младшие коллеги, но они рассмотрели данную проблему с точки зрения студентки и учли последствия штрафа.

Чем старше, тем мудрее?

Правда ли, что с возрастом мы становимся мудрее? К сожалению, не все из нас. В любом возрасте есть люди, мысли и поступки которых нельзя назвать мудрыми, хотя это не означает, что они не стали мудрее. Мудрость составляет жизненный опыт, наши взлеты и падения. Но ее очень трудно измерить. Согласно одному исследованию немецких ученых, если вы предложите людям сложные задачи и попросите у них оптимальные решения, большинство пожилых справятся с этим не лучше, чем люди средних лет. Интересно, что пожилые, как и молодые, лучше решают задачи, типичные для их возрастной группы. В эксперименте одни задачи привлекли внимание молодых людей, а другие — пожилых. Примером задачи для молодых людей стала история Майкла, 28-летнего механика, отца двух маленьких детей, узнавшего, что завод, где он работает, закроется через три месяца. Майкл не сможет найти подходящей работы там, где живет. Его жена — медсестра, только что получившая хорошо оплачиваемую работу в местной больнице. Майкл не знает, должны ли они переехать в другой город, где он найдет работу, или им стоит остаться, и ему придется сидеть дома с детьми. Какое решение лучше для следующих трех-пяти лет? Какая дополнительная информация необходима, чтобы принять решение?

Примером задачи для пожилых стала дилемма Сары, 60-летней вдовы. Окончив недавно курсы по управлению персоналом, она открыла свое дело, о котором давно мечтала. Однако ее сын недавно потерял жену и остался с двумя маленькими детьми. Она может или ликвидировать компанию и переехать к сыну, чтобы сидеть с внуками, или помочь ему оплачивать няню. Какое из решений лучше? Какая дополнительная информация необходима, чтобы решить проблему? Пожилые испытуемые (в возрасте 60–81 года) с большим энтузиазмом решали проблему Сары, в то время как группа молодых людей (25–35) предлагала удачные решения для Майкла. Чтобы получить звание «мудрого», участники должны были перечислить различные аспекты задачи, предложить несколько решений, перечислить все за и против, оценить риски и, наконец, разработать планы дальнейших действий или пересмотреть принятые ранее решения.

© Zhang Huan

Некоторые пожилые люди, так же как и люди среднего возраста, не станут заниматься сложными задачами, требующими конкретных решений. Это вызвано тем, что такой процесс вовлекает краткосрочную память и исполнительные функции (например, способность планировать и сочувствовать). Пожилым людям, со временем утратившим определенные навыки, сложнее придумать ряд решений и сравнить их друг с другом. Хотя неповрежденные познавательные функции не обязательно приводят к мудрости, они действительно помогают в решении сложных задач. Вы можете оставаться мудрыми, особенно в знакомых ситуациях, даже если ваши умственные способности снизились. Но при столкновении с новыми проблемами, требующими обработки большого количества информации, ухудшение краткосрочной памяти и познавательной гибкости работает против вас.

Черепаха и заяц

В 2004 году нейропсихологи Калифорнийского университета описали пациента, которого они назвали Финеасом Гейджем нашего времени. Это имя отсылало к железнодорожному рабочему из XIX века, одному из самых известных пациентов в истории нейропсихологии. Полученные им повреждения головного мозга рассказали нам о функциях таинственной префронтальной коры. В 1848 году с Гейджем произошел несчастный случай: после взрыва металлический прут вошел в череп ниже левой глазницы и вышел через макушку. К изумлению его коллег, он выжил и даже выписался из больницы всего два месяца спустя. Но он изменился: как сказал его близкий друг, «Гейдж больше не был Гейджем. Хотя его способность к рассуждению и наблюдению и память не были повреждены, его личность радикально трансформировалась. Человек, который раньше был трудолюбивым, энергичным и обладал организаторскими способностями, стал нетерпеливым, сквернословящим и неспособным к сочувствию. Гейдж больше не мог оценить ситуацию и был не в состоянии управлять своими эмоциями. У него постоянно случались приступы гнева, и он не мог планировать свои действия. Реконструкция его мозга, основанного на сохранившемся черепе, показывает, что поврежденной оказалась нижняя часть префронтальной коры.

Современный Финеас Гейдж, обнаруженный в 2004 году, получил повреждения в 1962-м, когда его джип подорвался на мине в ходе военной операции. В результате взрыва металлический каркас ветрового стекла пробил его череп в лобной части. Как и в случае с Гейджем, его умственные способности, казалось, не пострадали. Его интеллект не был поврежден, и он демонстрировал хорошие результаты на нейропсихологических тестах. Однако в плане социальных отношений все оказалось уже не так радужно. Он показал расторможенное поведение и неспособность контролировать себя, что приводило к проблемам во взаимодействии с окружающими. Он потерял работу, развелся с женой и перестал общаться с детьми. По словам гериатрического психиатра Дилипа Джесте, повреждение префронтальной коры приводит к противоположности мудрости: импульсивности, социально неодобряемому поведению и эмоциональной неуклюжести. Вместе с коллегами Джесте впервые составил карту отделов головного мозга, отвечающих за мудрость. Ученые приписывали важную роль префронтальной коре.

Нейропсихолог Элхонон Голдберг описывает похожий случай в своей книге «Парадокс мудрости». Он рассматривает префронтальную кору как дирижера, а другие отделы мозга — как оркестр. Префронтальная кора не играет музыку, но координирует, объединяет и направляет. Вот почему люди с повреждениями префронтальной коры все еще способны к выполнению множества задач, но сталкиваются с проблемами в сложных ситуациях, например в случае социальных контактов. Голдберг также указал на две другие функции префронтальной коры. Первой является наша способность сочувствовать, второй — умение активировать определенную последовательность действий, особенно в трудных случаях. Например, если вы в течение долгого времени были руководителем, вы автоматически понимаете, какие шаги стоит предпринять в определенных ситуациях. Голдберг приводит пример Уинстона Черчилля, страдавшего от случайных ментальных ошибок, что не мешало ему оставаться блестящим лидером даже в достаточно солидном возрасте.

области мозга, относящиеся к мудрости

К мудрости имеют отношение четыре отдела головного мозга. Во-первых, это вентромедиальная префронтальная кора, задействованная в эмоциональных отношениях и принятии решений. Во-вторых, внешняя часть префронтальной коры (технически, дорсолатеральная префронтальная кора), отвечающая за рациональное мышление и определение стратегии решения проблем. В-третьих, кора передней части поясной извилины, фиксирующая конфликты конкурирующих интересов и разделяющая рациональное мышление и эмоции. И, наконец, расположенное глубоко в мозге полосатое тело, которое активируется раздражителями, связанными с вознаграждением.

Исследование показало, что пожилые люди более сфокусированы на вознаграждениях, следующих за хорошими решениями, чем на негативных последствиях ошибок. Это означает, что они сосредоточены на нахождении правильных ответов больше, чем на предотвращении ошибок. Если вы хотите научить 75-летнего человека пользоваться компьютером, то лучше сконцентрироваться на том, что он делает хорошо, чем постоянно указывать на промахи или напоминать, что какие-то действия выполняются иначе. Молодому человеку, объясняя новое задание, можно просто сказать: «Вперед, ты на правильном пути!» — но с пожилым такая стратегия не сработает. Это объясняется возрастными изменениями в функционировании определенных областей головного мозга: кора передней части поясной извилины, ответственная за обнаружение ошибок, активируется не так быстро (у большинства людей количество серых клеток с возрастом сокращается), в то время как структуры формирующие «премиальную систему», остаются незатронутыми.

Используя электроэнцефалограмму, чтобы измерить электрическую активность мозга, команда немецких исследователей обнаружила, что пик мозговой деятельности произошел у молодых людей и людей среднего возраста, когда им сообщили, что они сделали ошибку. Этот пик указывает на активность коры передней части поясной извилины. Чем выше был пик (и, следовательно, выше активность мозга), тем быстрее человек учился на ошибках. Но у пожилых испытуемых пик активности оказался намного слабее. Пожилые люди используют другие области мозга для обучения, прежде всего префронтальную кору, играющую важную роль в работе оперативной памяти. Хотя функции данной мозговой области также изменяются, многим пожилым людям удается получить от этого выгоду. Они делают это, частично мобилизуя дополнительную мозговую деятельность.

В целом пожилые люди испытывают больше трудностей с новыми задачами, чем с теми, при решении которых они используют накопленные знания, основанные на личном опыте. Хорошая «база данных», созданная за долгие годы, помогает им легко решать множество повседневных проблем. Доктор Оари Мончи из университета Монреаля, объясняя результаты своих исследований мозговой деятельности пожилых людей, любит ссылаться на одну из басен Эзопа. В гонке между черепахой и зайцем побеждает именно черепаха, хоть она и намного медленнее. Она знает, как лучше всего использовать свои способности, в то время как высокомерный заяц во время гонки спит. Мончи и его коллеги попросили пожилых и молодых людей классифицировать слова во время процедуры МРТ. Слова могли быть сгруппированы по рифме, по значению и по их первой букве, но исследователи постоянно изменяли правила, не сообщая об этом испытуемым. Если классификация по рифме (стол — пол) была изначально правильна, то внезапно она становилась неверной, и испытуемым приходилось решать, должны ли они начать категоризировать по значению (пол — дом). Пожилые участники, в отличие от молодых, не показывали увеличения мозговой активности в ответ на негативный результат («Неправильно!»). Однако они демонстрировали повышение мозговой активности, когда должны были делать новый выбор. То есть они больше вовлекались в продумывание новых стратегий выполнения задачи. А это более яркий отклик, чем простая реакция на предупреждение об ошибке.

Пословицы о здоровом питании

МУДРОСТЬ НАРОДНАЯ

(пословицы о здоровом питании)

 

О пользе правильного питания люди знали испокон веков. И хотя в его основу каждое поколение вкладывало особый смысл, некоторые прописные истины оставались неизменными. Не случайно ещё много столетий назад Сократ сказал свою знаменитую фразу, актуальную и по сей день: «НУЖНО ЕСТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ, А НЕ ЖИТЬ, ЧТОБЫ ЕСТЬ».

Превращая поглощение пищи в чревоугодие, можно не только подорвать своё здоровье, но и полностью лишить организм того баланса и легкости, которые заложены в нем природой.

Принципы правильного  питания читаются между строк народных сказок и легенд, притч и рассказов, но наиболее ярко их демонстрируют пословицы и поговорки – настоящие перлы народного творчества и мудрости.

Если собрать все пословицы и поговорки о здоровом питании в одной книге, то получится огромный увесистый том. Ведь вся современная диетология строится на тех же принципах, которые пропагандируются в пословицах и поговорках: употребляйте полезные продукты, используйте правильные способы приготовления пищи, не переедайте, но и не голодайте, не превращайте еду в смысл жизни – и вы сможете сохранить своё здоровье и молодость на долгие годы.

Во все времена составлению рациона, пусть и неосознанно, уделяли большое внимание. Ещё наши бабушки говорили: «ЩИ ДА КАША – ПИЩА НАША», подчеркивая важность ежедневного употребления первых блюд и питательных злаков. Они из опыта знали, что для полноценного развития, активной работы и бодрости духа необходимо не только достаточно, но и правильно питаться.

И действительно, сегодня диетология – одно из самых востребованных направлений профилактической медицины. Лечение любого заболевания не обходится без составления соответствующего рациона. Но это не означает, что правильное питание становится актуальных лишь после появления каких-либо признаков заболевания. Правильному питанию необходимо уделять внимание с первых дней жизни.

Пословицы о здоровом питании помогают приучить ребенка к правильному пищевому поведению, уважению к еде, рациональному выбору продуктов. С их помощью можно донести малышу то, что сложно объяснить научным языком – основы пищеварения, строение организма, вред неправильных продуктов. Если не объяснить маленькому человеку, что можно есть, а от чего нужно воздержаться, это может привести к серьёзным последствиям. Да и во взрослой жизни пословицы о здоровом питании придутся кстати – они напомнят, что пища не есть смысл жизни, а скорее способ её поддержания.

«НЕ ВСЁ В РОТ, ЧТО ОКО ВИДИТ» — говорит нам старая русская поговорка, поспорить с которой сложно. К выбору пищи нужно подходить с умом, и тогда она станет основой активной жизнедеятельности, бодрости духа и хорошего самочувствия на долгие годы.

 

ПРИНЦИПЫ ДИЕТОЛОГИИ В ПОСЛОВИЦАХ О ЗДОРОВОМ ПИТАНИИ

Для составления рационального меню, надо знать основные принципы, на которых оно базируется. Причем для этого совсем не надо перелопачивать горы литературы, читать научные трактаты по диетологии – достаточно обратиться к мудрости наших предков, изучив ПОСЛОВИЦЫ О ПРАВИЛАХ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ:

«БЕДА, КОГДА ЖЕЛУДОК УПРЯМЕЙ, ЧЕМ РАССУДОК».

Если не задумываясь, есть всё, что подвернется под руку, то можно не только лишиться здоровья, но  и гармонии в своей жизни. Постоянное переедание, употребление вредной пищи рано или поздно приведет к физиологическим расстройствам, нарушит энергетический баланс, станет причиной бессонницы и депрессии.

«ЖИВОТ НЕ МЕШОК – ПРО ЗАПАС НЕ ПОЕШЬ». Не стоит переедать. Единственное, чего вы добьетесь – растянутого желудка и постоянного чувства голода. Лучше есть понемногу – 4-5 раз в день, тогда питание будет наиболее сбалансированным.

 «ЧТО ЗА БЕДА, КОЛИ ПЬЕТСЯ ВОДА». Питьевой режим не менее важен, чем регулярный прием пищи. Выпивая в день 1,5 – 2 литра воды в день, человек насыщает клетки живительной влагой, позволяет кровеносной системе нормально функционировать.

 «НЕ ГЛОТАЙ НЕ ПРОЖЕВАВШИ, НЕ БОЛТАЙ, НЕ ПОДУМАВШИ». Нельзя пренебрегать правильным пережевыванием пищи. Заглатывая крупные куски, вы будете перегружать свой желудок, заставлять пищеварительный тракт работать в неправильном режиме, что может привести к проблемам с пищеварением. Равно как и высказывать свое мнение предварительно его хорошенько не обдумав.

 «НЕТ ПЛОХИХ ПРОДУКТОВ – ЕСТЬ ПЛОХИЕ ПОВАРА». Даже саму здоровую и полезную пищу можно испортить, приготовив её неправильно. Например, жареные блюда гораздо вреднее, чем приготовленные в духовке или на пару. А если освоить особые технологии и вкусные рецепты, можно научиться создавать настоящие кулинарные рецепты без излишней термической обработки.

 

 

СОСТАВЛЯЕМ МЕНЮ…

Основа, на которой держится диетология – полезные, богатые витаминами и минералами, питательные и при этом легко усвояемые продукты.

 

ОВОЩИ НА СТОЛЕ – ЗДОРОВЬЕ В ДОМЕ

Овощное меню – пожалуй,  самое полезное из того, что нам может предложить природа. Они богаты растительной клетчаткой, живительной влагой, минералами, аминокислотами. Свежие или приготовленные овощи способны заменить собой первое, второе и третье блюдо: салат, легкий овощной борщ, овощное рагу, кабачковое варенье на десерт. Многочисленные пословицы о пользе овощей – наглядное тому подтверждение.

 «ХРЕН, ДА РЕДЬКА, ДА КАПУСТА ЛИХОГО НЕ ДОПУСТЯТ»

«КАПУСТА НЕ ПУСТА, САМА ЛЕТИТ В УСТА»

«СВЕКЛА – КРАСНАЯ ДЕВИЦА, ДА С ЗЕЛЕНОЮ КОСИЦЕЙ, НА СТОЛЕ ОНА ЦАРИЦА, ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ПРИГОДИТСЯ»

«МОРКОВЬ ПРИБАВЛЯЕТ КРОВЬ»

«СЕМЬ ПЕРЕМЕН, А ВСЁ ОДНА РЕДЬКА: РЕДЬКА ТРИХА, РЕДЬКА ЛОМТИХА, РЕДЬКА С КВАСОМ, РЕДЬКА С МАСЛОМ, РЕДЬКА В КУСОЧКАХ, РЕДЬКА В БРУСОЧКАХ ДА РЕДЬКА ЦЕЛИКОМ»

«В ПОСТ РЕДЬКИ ХВОСТ»

«ЗЕЛЕНЬ НА СТОЛЕ – ЗДОРОВЬЕ НА СТО ЛЕТ»

«МОЛОДЕЦ, ЧТО ОГУРЕЦ, А ОГУРЕЦ, ЧТО МОЛОДЕЦ»

«ОБЕД БЕЗ ОВОЩЕЙ, ЧТО ПРАЗДНИК БЕЗ МУЗЫКИ»

«ОВОЩИ – КЛАДОВАЯ ЗДОРОВЬЯ»

«НИ ОДИН РОТ БЕЗ КАПУСТЫ НЕ ЖИВЕТ»

«ХРЕН РЕДЬКИ НЕ СЛАЩЕ»

«ЧЕСНОК СЕМЬ НЕДУГ ИЗВОДИТ»

«ЛУК СЕМЬ НЕДУГ ЛЕЧИТ»

«ЩЕЙ ПОЕЛ – СЛОВНО ШУБУ НАДЕЛ»

«ПРЕМУДРОСТЬ ВО ЩАХ, ВСЯ СИЛА В КАПУСТЕ».

 ФРУКТОВО-ЯГОДНОЕ ИЗОБИЛИЕ

Пословицы о здоровом питании не могли обойти своим вниманием пользу фруктов и ягод. Сочные, спелые и очень вкусные плоды – незаменимый источник витаминов и растительной клетчатки. Если включать в свой рацион яблоки, можно забыть о слабости и анемии, бананы помогут наладить пищеварение, цитрусовые –восполнить дефицит витамина С, груши – избавить от диареи,  гранаты – поднять гемоглобин. Правда, стоит отдавать предпочтение овощам и фруктам,  собранным на своем огороде, в саду или в проверенных местах. Они гораздо полезнее импортных.

Вот что говорят о фруктах и ягодах пословицы:

«ЯБЛОКО НА УЖИН — И ВРАЧ НЕ НУЖЕН»

«ВИНОГРАД – НЕ ГРАД, НЕ БЬЕТ, НЕ ВАЛИТ, А НА НОГИ СТАВИТ»

«ОТ ПРОСТУДЫ И АНГИНЫ ПОМОГАЮТ АПЕЛЬСИНЫ»

«И ГРУШУ СЪЕЛ, И ЗУБЫ ПОЧИСТИЛ»

«СЛАВИТСЯ НА ЦЕЛЫЙ МИР САМЫЙ ДРЕВНИЙ ФРУКТ ИНЖИР»

«ЗА ЯГОДАМИ ПОЙДЕШЬ, ЗДОРОВЬЕ НАЙДЕШЬ»

«ГРУШУ — МНЕ, ЯБЛОКО — МНЕ, А АЙВУ – СЕРДЦЕ МОЕ ХОЧЕТ» 

«СЛИВА СЕБЯ НЕРАСХВАЛИВАЕТ, НО ДОРОЖКА К НЕЙ ВСЕГДА ПРОТОПТАНА»

«РАДИ ЗЕМЛЯНИКИ ЗЕМЛЕ ПОКЛОНИШЬСЯ НЕ РАЗ»

«ХОРОШЕЕ ЯБЛОКО ДОКТОРА СТОИТ».

 ПИТАНИЕ ИЗ ЗЛАКОВ

Что может быть полезнее для желудка, чем каша?

Легкая овсянка – лучший завтрак, питательная гречка, богатая железом и минералами – идеальное второе блюдо на обед, а быстро усвояемый рис – отличный ужин. А сколько всего можно приготовить из круп? Гречневые котлетки, рисовые тефтели, овсяные батончики с сухофруктами, кукурузное печенье. Все эти блюда будут не только полезными, но и очень вкусными.

Стоит только почитать пословицы о правилах здорового питания, касающиеся злаковых культур, и все становится ясным:

«ХОРОША КАШКА, ДА МАЛА ЧАШКА»

«ГРЕЧНЕВАЯ КАША – МАТУШКА НАША, А ХЛЕБ РЖАНОЙ – ОТЕЦ НАШ РОДНОЙ»

«БЕЗ КАШИ ОБЕД НЕ В ОБЕД»

«ЛЮБО ЖИВОТУ, ЧТО ГЛАЗА КАШУ ВИДЯТ»

«КАША —  МАТЬ НАША, А ХЛЕБ – КОРМИЛЕЦ»

«КАШЕВАР ЖИВЕТ СЫТЕЕ КНЯЗЯ»

«ЗДОРОВЬЕ НАШЕ – ОВСЯНАЯ КАША»

«МАТЬ НАША – ГРЕЧНЕВАЯ КАША: НЕ ПЕРЦУ ЧЕТА, НЕ ПРОРВЕТ ЖИВОТА»

«ГУСТАЯ КАША СЕМЬИ НЕ РАЗГОНИТ»

«ХЛЕБ ДА КРУПЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЛУПИ»

«КАШУ МАСЛОМ НЕ ИСПОРТИШЬ»

«ГДЕ КАША, ТАМ И НАШИ»

«ГДЕ БЛИНЫ, ТАМ И МЫ, ГДЕ С МАСЛОМ КАША, ТАМ И МЕСТО НАШЕ»

«БЕЗ БЛИНА – НЕ МАСЛЕНИЦА, БЕЗ ПИРОГА — НЕ ИМЕНИНЫ»

«И КАЛАЧИ ПРИЕДАЮТСЯ»

«ПЛОХ ОБЕД, КОЛИ ХЛЕБА НЕТ».

 

РЕЖИМ ПИТАНИЯ

 

Важно не только качество питания, но и его регулярность. Пропустить завтрак, чтобы не опоздать на работу или учебу, пренебречь обедом из-за сильной загруженности в течение трудового дня, а вечером  отъедаться, пытаясь компенсировать чувство голода, которое  преследовало днем – не самая лучшая идея. Ночью организм должен отдыхать, и пищеварительный тракт в том числе. Поэтому ужин должен быть легким и не слишком поздним, чтобы вся съеденная пища успела полностью усвоиться до отхода ко сну. А вот завтрак должен быть обязательно питательным – надо чтобы организм проснулся, а съеденная пища обеспечила организм энергией, хотя бы до обеда.

Вот что об этом говорят пословицы:

«НА УЖИН КЕФИР НУЖЕН»

«ЗАВТРАК СЪЕШЬ САМ, ОБЕДОМ ПОДЕЛИСЬ С ДРУГОМ, А УЖИН ОТДАЙ ВРАГУ»

«НАТОЩАК И ПЕСНЯ НЕ ПОЕТСЯ»

«УКЛАДЫВАЯСЬ СПАТЬ С ПУСТЫМ ЖЕЛУДКРМ, ПРОСНЕШЬСЯ БОДРЫМ»

«УЖИН НЕ НУЖЕН»

«СЕЛ ДА ПОЕЛ, ТАК И УЖИН НЕ НУЖЕН»

«УКОРОТИТЬ УЖИН – УДЛИНИТЬ ЖИЗНЬ»

«ПОУЖИНАВШИ – ПОДУШКА ПОД ГОЛОВОЙ ВЕРТИТСЯ»

«ПОЛНОМУ ЖЕЛУДКУ КОШМАРЫ СНЯТСЯ»

«ВСЯКОМУ НУЖЕН И ОБЕД И УЖИН»

«ЕСТЬ — НЕ РОДИТЬ, МОЖНО И ПОГОДИТЬ».  

 

ПОСЛОВИЦЫ О ВРЕДЕ ПЕРЕЕДАНИЯ

«БОЛЬШАЯ СЫТЬ – БРЮХУ ВРЕДИТЬ»

«КТО ЖАДЕН ДО ЕДЫ — ДОЙДЕТ ДО БЕДЫ»

«БОЛЬШОЙ КУСОК ЗАСТРЕВАЕТ В ГОРЛЕ»

«УМЕРЕННАЯ ПИЩА – ОТРАДА УМУ»

«БУДЬ УМЕРЕН В ЕДЕ, НО НЕ В РАБОТЕ»

«ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ЗДОРОВЬЯ, НЕ ЕШЬ МНОГО, ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ПОЧЁТА, НЕ ГОВОРИ МНОГО»

«ЕШЬ В ПОЛСЫТА — ПРОЖИВЕШЬ ВЕК ДО ПОЛНА»

«ЖЕЛУДОК ОБЖОРЫ — БЕЗДОННОЕ УЩЕЛЬЕ».

 

 

КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ

 

«КОГДА Я ЕМ, Я ГЛУХ И НЕМ»

«КАК ЖУЕШЬ, ТАК  И ЖИВЕШЬ»

«ГОВОРИ МЕНЬШЕ, ЕШЬ БОЛЬШЕ».


 

ЧЕМУ НАС УЧАТ ПОСЛОВИЦЫ?


Здоровое питание – это залог здоровья человека и его хорошего самочувствия. Пословицы – это жизненный опыт многих поколений, который помогает не совершать ошибок, наносящих вред вашему здоровью. Поэтому следуйте советам народных мудрецов и берегите своё здоровье!

 

яблоко — символ

                  УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ СТРАНИЦЫ САЙТА ФБУЗ «ЦЕНТР ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ» РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО ВОПРОСАМ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ!

Вы наверняка уже познакомились с планами работы «Образовательного Центра по вопросам здорового питания», созданного в рамках реализации федерального проекта «Формирование мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» и национального проекта «Демография», а также с его логотипом — универсальным символом «пирамиды здорового питания».

 

Символ «пирамиды здорового питания».

Немного истории…

ЯБЛОКО – популярный символ всей мировой культуры. С древних времен оно символизировало плодородие, любовь и познание. Яблоко фигурирует в библейских сказаниях и мифологии, в сказках и легендах, в а также в многочисленных литературных произведениях.

ОБРАЗ ЯБЛОКА В ЛИТЕРАТУРЕ

«Эх, яблочко, да на тарелочке!». Этот плод давно стал не только кулинарным ингредиентом, но и героем песен, сказок, да и просто символом: Адам, Ева и, конечно же яблоко! А сколько пословиц и поговорок о яблоке!

ЯБЛОКО КАК СИМВОЛ

… Катится, катится яблочко наливное по блюдечку по серебряному, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…

Яблоко, как символ, означает плодородие, любовь, радость, знание, мудрость, обожествление и роскошь, но, вместе с тем, обманчивость и смерть. Яблоко было запретным плодом Золотого Века. Будучи круглым, оно представляет целостность и единство и противопоставляется гранату, состоящему из многих зернышек.

Как плод Древа, яблоко символизирует также бессмертие.

Предложить яблоко – значит сделать признание в любви. Подобно цветку апельсина, символизирующему плодовитость, цветок яблони использовался как украшение для невест. У кельтов Серебряная Ветвь – это ветвь яблони, обладающая магическими силами, а её плод дает плодовитость невесте.

В христианской традиции этот образ имеет двойственное значение. С одной стороны означает зло и является плодом совращения Адама и Евы. С другой стороны, изображена Дева Мария с Христом на руках, оно указывает на нового Адама и спасение. Обезьяна с яблоком во рту означает грехопадение. У греков яблоко посвящалось Венере как знак любви и желания. А также это свадебный символ, олицетворяющий предложение руки и сердца. Ветви яблони имеются в атрибутике Немезиды и Артемиды.

Яблоком Диониса была айва. Яблоневое дерево ассоциировалось со здоровьем и бессмертием.

                     ОБРАЗ ЯБЛОКА В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ

Частота использования образа яблока в мифах и сказках (народных, литературных, авторских) и художественных произведениях не случайна. Этот символ, уходящий своими корнями в историю народа, наполненный глубочайшим философским и человеческим смыслом, отражает мировоззрение и культуру народа, его мудрость. Не случайно образ яблока сохраняется в народных традициях, культуре и сегодня. Яблоко весьма удачно и точно « появилось» в русских пословицах, поговорках и афоризмах.

«ПО ЯБЛОКУ В ДЕНЬ И ВРАЧ НЕ НУЖЕН»

Считается, что яблоко — символ здоровья, восстановления жизненных сил. Конечно, люди не знали точных данных о том, что яблоко обладает полезными свойствами, но многолетние наблюдения над тем, как оно благотворно влияет на здоровье, легло в основу народной мудрости.

«ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ» — это выражение известно нам как аллегория (иносказание). Например, дочь поступает так же, как и её мать, имеет такие же черты характера, ведет себя так же. В основу этого выражения легли плохие и порочные поступки, непристойное поведение. Эту пословицу в народе чаще всего используют как иронию.

«НЕГДЕ ЯБЛОКУ УПАСТЬ». Так говорят, когда в каком-либо месте находится большое количество людей, и в результате становится тесно. Например, про наполненный людьми транспорт можно сказать: «Здесь яблоку негде упасть» — то есть здесь очень тесно.

ЯБЛОКИ В НАШИХ СНАХ имеют своё истолкование. Большинству «сон с яблоками» сулит благоприятные обстоятельства.

·        Срывать яблоки во сне – пережить радость.

·        Есть яблоко во сне — к приятным любовным переживаниям.

·        Если Вы во сне ели кислые яблоки – у Вас есть неискренний друг.

·        Если Вас угостили яблоком, Вас ждет что-то хорошее.

·        Спелые яблоки, растущие на дереве, означают, что пришло время осуществления Ваших надежд. Подумайте, что Вы собираетесь делать, и действуйте бесстрашно.

·        Спелые яблоки на самом верху дерева предупреждают Вас о том, что не следует ставить слишком большие цели. Чаще всего это предупреждающий сон и к нему стоит прислушаться.

·        Гнилые яблоки снятся чаще всего к тщетным усилиям в достижении своих целей.

·        Яблоки на земле говорят о том, что в Вашей жизни есть мнимые друзья и льстецы, которые причиняют Вам ущерб.

·        Особенно благоприятен сон о красных яблоках на ветвях деревьев среди зеленой листвы.

·        Видеть яблоню – залог того, что Ваша затея увенчается успехом; видеть яблоню в цвету – к хорошим новостям.

·        Если Вы видели яблоки на дереве, значит Вы будете иметь много друзей. 

·        Если же во сне вы пили яблочный сок, берегитесь болезни.

Следует отметить, что в истолкованиях снов объединились все образы яблока, которые формировались на протяжении многих столетий. Это и яблоко как благоприятный и добрый знак (круглое, целое, спелое), несущий на себе положительное значение. Это и червоточина и гниль на фрукте – означавшее предупреждение.

ЯБЛОКО В МИФОЛОГИИ И РЕЛИГИИ

Обратимся к Священному Писанию. Хотя в нем и нет прямого указания, какой именно плод дала первая женщина Адаму, богословы-философы считают, что это скорее всего яблоко. Слишком уж соблазнительно и заманчиво выглядят его румяно — золотые плоды.

Наши предки – славяне отдавали яблоку должное – огромное количество поверий и обрядов связано с ним: если молодые обменивались яблоками, это означало взаимную симпатию. Если приезжали сваты, они вручали девице яблоко, приняв которое, девушка соглашалась выйти замуж, ну а если же молодильный плод оставался нетронутым, сваты уезжали обратно не солоно хлебавши. 

Ещё одно поверье гласит: при венчании невеста обязательно должна бросить яблоко под церковный алтарь – тогда она будет благословлена многочисленным и здоровым потомством. В Словакии и Моравии считалось хорошей приметой выплеснуть воду после купания новорожденного под сладкую яблоню.

В славянской символике яблоко имеет положительное значение. Западные славяне верили, что для обеспечения здоровья всей семьи необходимо на Рождество и Новый год умываться водой, в которой лежало яблоко. Для будущего здоровья и красоты детей беременной нужно было подержаться за дерево яблони и посмотреть на её ветви в зимнее время или на плоды в летнее.

Для здоровья и силы будущего ребенка роженицу навещали с яблоком. На Украине было принято, чтобы повитуха на крестинах раздавала всем яблоки.

У западных и южных славян считалось, что перед тем, как набрать воду из источника, в него в качестве жертвы нужно было бросить яблоко. В Рождество и на Новый год яблоневым прутом ударяли всех домочадцев и скот, а потом забрасывали его на яблоню. Яблоко являлось даром для колядующих, приглашенных на свадьбу и крестины.

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ЯБЛОКА В СКАЗКАХ

Кто из нас не любит сказки? Несомненно, они нравятся не только детям, но и взрослым, так как в них можно найти ответы на вопросы, в сказках мы зачастую узнаем себя, можем увидеть многое из реальной жизни и просто погрузиться в удивительный мир, полный чудес и волшебства.

Сказка – это литературное наследие для самых юных. Именно в ней отражается светлая природа яблока – бессмертие, здоровье, красота, богатство. А ведь самое доброе и хорошее закладывается в душу ребенка с раннего детства.

В итальянской сказке «Яблоко и кожура» бездетный вельможа долго не имел детей. Но однажды он встретил на улице волшебника: «Синьор волшебник, как нам быть? Мы так хотим сына!».

Волшебник протянул ему яблоко и сказал:

— « Дай это яблоко своей жене и ровно через девять месяцев у неё родится чудесный мальчик». Предсказание исполнилось, и появилось два мальчика: «один, съевший очищенное яблоко, а другой у служанки, съевшей кожуру. У служанки – румяный как яблочная кожура, а у дамы – бледнолицый, как очищенное яблоко». Люди высшего сословия , позволявшие себе только самое лучшее, не знали, что все питательные вещества находятся именно в кожуре яблока. А простые крестьяне, которые собственными руками выращивают яблони и осенью собирают с них плоды, даже не зная об их полезных свойствах, все равно едят их с кожурой, и поэтому они сами здоровы и румяны, а их дети рождаются такими же.

Яблоня и яблоки занимают центральное место во многих русских сказках, где яблоко не бросают, а торжественно преподносят суженому.  

«Увидел в саду наливные яблочки. Стал затрагивать девушек: «Девушки, красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет» (русская сказка «Крошечка-Хаврошечка»).

Яблоня ассоциируется у русского народа с плодородием, богатством и добротой.

Например, в сказке «Гуси-лебеди» яблоня помогает девушке,            которая спасает своего брата. Когда девушка отправилась на поиски своего брата к бабе Яге, она помогла яблоне , собрав спелые яблоки, распрямила её ветки, а на обратном пути яблоня укрыла в своих ветвях девушку и её брата.

Часто яблоки выступают в сказке как целительная сила. Например, из сказки об «Иване-царевиче и сером волке» мы узнаем, что на Руси существовали «молодильные» яблоки: если скушать три из них, станешь сразу молодым и красивым.

ОБРАЗЫ ЯБЛОКА И ЯБЛОНИ В НЕКОТОРЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Образы яблони и яблока отражается в литературных сказках, так как её корни лежат глубоко в фольклоре и мифологии.

Например, у А.С. Пушкина в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»:

«И к царевне наливное,

Молодое, золотое

Прямо яблочко летит…

Соку спелого полно.

Так свежо и так душисто.

Так румяно-золотисто.

Будто медом налилось!

Видно семечки насквозь…».

Как сочно и аппетитно описано коварное яблочко, которое так хочется попробовать, что и сделала доверчивая царевна, и умерла.

Почему именно яблоко выбрал наш любимый поэт для осуществления злых замыслов мачехи? Конечно, А.С. Пушкин знал, что яблоко – образ философский , символ соблазна. Яблоко в его сказке традиционно фольклорное, это плод древа познания.

Образ яблока встречается и в творчестве В. А. Жуковского («Сказка об Иване-царевиче и Серов волке»).

… Сев на яблоню, Жар-птица

За дело принялась и нарвала

С десяток яблок…

Яблоня и здесь снова выступает как дерево судьбы. От которого зависят здоровье, благополучие, любовь.

ЯБЛОКИ – поистине любимый народный фрукт во многих странах: они вкусны, содержат много витаминов и весьма доступны по цене.

Наиболее полезными считаются свежесорванные яблоки, концентрация полезных веществ в них максимальная. Содержащийся в них пектин улучшает работу кишечника. Витамины А, Е, группы В и аскорбиновая кислота заботятся об иммунитете и благотворно влияют на рост и развитие тканей организма.

В яблоках много полезных минералов, особенно железа, которое так необходимо детям. Но и мамам яблоки тоже весьма полезны: они низкокалорийны, содержат антиоксиданты и витамины. При этом зеленые яблоки содержат меньше калорий, чем красные. Зеленые яблоки оказывают действие ,аналогичное ферментам – помогают переваривать пищу. Не случайно именно протертые яблоки и яблочный сок – одни из первых блюд прикорма для младенцев.

Польза яблок кроется не только в их полезных свойствах, но и в твердости. Сегодня большинство людей, а в особенности детей, употребляют недостаточное количество твердой пищи. Дети ленятся грызть и кусать, делать усилия, ведь есть готовые соки и пюре из яблок. А, между прочим, стоматологи утверждают, что в возрасте около 5 лет, когда активно формируется челюсть , и скоро начнут прорезываться постоянные зубы, необходимо употреблять яблоки, морковь, огурцы в натуральном виде. Таким образом можно избежать проблем с прикусом, неправильным наклоном зубов и логопедических нарушений в дальнейшем.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К УПОТРЕБЛЕНИЮ ЯБЛОК

Употребление яблок натощак полезно тем, кто страдает запорами, но тем, кто имеет гастрит и язвенную болезнь желудка, есть яблоки натощак не рекомендуется.

Яблочная кожура очень полезна, если речь идет только о фруктах из собственного сада. Большинство покупных яблок имеют в своем составе множество вредных веществ, которыми их обрабатывают для придания товарного вида и прочих продажных хитростей. Поэтому у покупных яблок кожуру лучше срезать.                                          

ЧТО ПРИГОТОВИТЬ ИЗ ЯБЛОК?

ПОВИДЛО ЯБЛОЧНОЕ. Натереть на терке 1 кг яблок, добавить 1 кг сахара, по желанию добавить лимонную цедру. Поставить на медленный огонь и варить 2 часа, постоянно помешивая. Либо поставить в мультиварку в режим «варенье» или «джем». Иногда требуется добавить время приготовления до густого состояния повидла (2 -2,5 часа). Консервируем повидло на зиму и делаем на его основе различную выпечку.

ЯБЛОКИ В ЛАВАШЕ ИЛИ ТОНКИХ БЛИНЧИКАХ. В лаваш или готовые тонкие блинчики заворачиваем яблочную начинку: мелконарезанные яблоки с сахаром, можно добавить корицу или ванильный сахар. Заворачиваем трубочкой или длинным конвертиком. Выкладываем на разогретую сковороду с подсолнечным маслом и обжариваем с двух сторон . Выкладываем на блюдо и посыпаем сахарной пудрой. 

ЛЕНИВЫЙ ШТРУДЕЛЬ.

Если смазать лаваш смесью из натертого яблока, изюма и сахара, свернуть его рулетом, то получится своеобразный яблочный штрудель. Разогреваем его на сковороде со сливочным маслом и подаем к чаю.

ЯБЛОЧНЫЙ ЧАЙ

Вкусный и полезный чай можно сделать из яблок. Для этого используем свежие яблоки – нарезаем их прямо в заварной чайник, по желанию добавляем один из «наполнителей»: липовый цвет, мяту, душицу, корицу, лимон, смородиновые листочки, ягоды малины. Заливаем кипятком и настаиваем 10-15 минут. 

ПРИЯТНОГО ВАМ АППЕТИТА!

Всё, что нужно знать о зубах мудрости

Нужны ли зубы мудрости? Что лучше: лечить их или удалять? И правильно ли избавляться от того, что дано нам самой природой? Эти вопросы задают многие. Ответы знает врач нашей клиники, челюстно-лицевой и ортогнатический хирург Артем Васильевич Дубнов.

Когда режутся зубы мудрости?

Зубом мудрости (в просторечье «восьмёркой») называют 8-й, крайний зуб в зубном ряду, или третий моляр. Своё название он получил потому, что вырастает последним, когда человек достигает интеллектуальной зрелости становится мудрым.

Многие уверены, что появление «восьмёрок» не зависит от того, сколько человеку лет. Это заблуждение: корни зуба мудрости начинают формироваться в 15-17 лет, а сам зуб мудрости растёт в среднем до 25-летнего возраста. Иногда он прорезывается чуть позже или чуть раньше, а бывает, что не появляется вообще. Но если Вам уже исполнилось 27 лет, а зубов мудрости ещё нет, ожидать, что когда-нибудь они прорежутся, точно не стоит.

Пациенты более зрелого возраста, которые обращались к стоматологу, думая, что у них режется зуб мудрости, чаще всего страдали перикоронаритом. Так называется воспаление части десны, которая, как капюшон, накрывает полупрорезавшийся зуб.

Зачем зубы мудрости человеку?

Зубы мудрости мы получили в наследство от наших далёких предков, которые питались в основном твёрдой и жёсткой пищей. Чтобы пережевывать её, требовались мощные челюсти. Со временем питание человечества изменилось. Сегодня мы употребляем намного больше термически обработанных продуктов. «Смягчение» рациона привело к тому, что «восьмёрки» утратили первоначальную функцию, а сама челюсть уменьшилась. В современном мире все чаще наблюдается первичная адентия третьего моляра, то есть ситуация, когда зачатки зубов мудрости не формируются.

Согласно статистике, предусмотренный природой максимум зубов мудрости (то есть четыре штуки) есть примерно у 92% взрослых. У 25% человечества третьи моляры остаются под десной. И приблизительно у 8% не наблюдаются даже в зародышевом состоянии, что свидетельствует не о патологии, а всего лишь об индивидуальной особенности.

Значительная часть современных ученых считает, что большие крайние зубы бесполезный рудимент, который создает слишком много проблем, и лучшее решение – удаление зуба мудрости ещё на начальном этапе его формирования. Однако специалисты отмечают и полезные функции «восьмёрок». Например, они защищают соседние зубы от расшатывания и появления зазоров, в которых может скапливаться пища. Кроме того, именно к большим крайним зубам иногда крепят мостовидный протез.

Какие осложнения могут вызывать зубы мудрости?

Чаще всего зубы мудрости растут с осложнениями. Они могут смещаться, располагаться под наклоном или прорезываться не до конца, вызывая воспаление кости и десны, нарушая прикус, травмируя внутреннюю поверхность щеки и разрушая зубы, с которыми соприкасаются.

Основная причина осложнений маленькая челюсть, которая просто не может уместить максимальное количество зубов. Именно нехватка места вызывает скученность зубов или их ретенцию (полупрорезывание). Третьи моляры появляются на свет, когда рост челюстных костей постепенно сходит на нет. Поэтому зубам мудрости просто некуда расти.

Рис. 1. Аномальное положение зуба мудрости

Прорезывание зуба мудрости кроме общего дискомфорта (боли, отёка десны, повышенной температуры) у 80% людей провоцирует гнойное воспаление, которое может представлять реальную опасность для здоровья и жизни. Десна вокруг режущегося зуба мудрости принимает форму кармана с капюшоном, под которым накапливаются зубной налёт, остатки пищи и бактерии (см. рис. 2). Это вызывает нагноение и неприятный запах.

Рис. 2. Перикоронарит (гнойное воспаление десны)

К тому же третьи моляры занимают последнее, самое труднодоступное место на челюсти и зачастую плохо очищаются во время гигиенических процедур. Это способствует развитию кариеса, который с зубов мудрости часто переходит и на другие зубы.

Чтобы не допустить осложнений, связанных с прорезыванием зубов мудрости и прикусом, настоятельно рекомендую посетить ортодонта он специализируется на исправлении прикуса.

Зуб мудрости: удалять или лечить?

Если третий моляр вырос правильно и всего лишь поражён кариесом, его вполне можно полечить. Хотя неудобное расположение и затрудняет лечение зуба мудрости. В случае более серьезных осложнений целесообразность лечебных процедур лучше обсудить с врачом.

Нужно ли удалять зубы мудрости? Если на челюсти не осталось места для еще одного зуба, третьему моляру придется прокладывать себе дорогу, тесня конкурентов (соседние зубы). А значит, осложнения неизбежны. В этом случае лучший выход – удаление зуба мудрости.

Рис. 3. Рентгенограмма (Константин, 16 и 20 лет)

Перед вами рентгенограмма Константина. Первая сделана во время планового обследования, когда ему было 16 лет и лечащий врач выявил у него зачатки зубов мудрости. Ортодонт установил, что места в зубном ряду недостаточно, и порекомендовал удалить «восьмёрки». Пациент не решился это сделать. А спустя четыре года пожаловался на то, что у него болит зуб мудрости, температура повысилась, наблюдается скученность зубов. Хирург выполнил сложную операцию по удалению проблемных моляров, которая четыре года назад могла быть пройти значительно проще и стоить дешевле. Кроме того, после удаления зуба мудрости Константину показано ношение брекетов, которое также требует определённых финансовых инвестиций.

Помните также, что зуб мудрости при беременности можно удалять не раньше 13-й и не позже 32-й недели. Именно в этот период иммунитет матери максимально высок, а риск для плода минимален. Тем не менее оптимальный вариант для беременной женщины — регулярное посещение стоматолога и профилактика возможных проблем (в том числе и с зубами мудрости).

Можно ли избежать проблем с зубами мудрости?

Безусловно, можно. Для этого достаточно раз в полгода ходить к стоматологу на профессиональную гигиеническую процедуру и раз в год – на профилактический осмотр. Если беспокоит зуб мудрости, воспалилась десна или ваш врач обнаружил проблемы с «восьмерками» на ранней стадии, следуйте его рекомендациям и будьте здоровы!

Определение

в кембриджском словаре английского языка

Примеры мудрости

мудрость

Такого рода мудрости уже не слышишь.

От Хаффингтон Пост