Виды свобода: Виды свободы — Философия и социальная психология — Статьи по психологии

Содержание

почему она бывает позитивной и негативной?

Свобода уже много столетий является одной из основных человеческих ценностей. Ее воспевают, к ней стремятся как отдельные люди, так и группы и целые народы. Однако свобода не так абсолютна и одномерна. Ученые и политические философы выделяют два вида свободы: негативную и позитивную. Рассказываем, в чем между ними разница.

Два вида свободы

Впервые разницу между терминами «позитивная свобода» и «негативная свобода» подробно описал в своей лекции в 1958 году Исайя Берлин, английский философ и историк идей. Оба термина имели область пересечения, в которой индивид волен действовать в соответствии со своей волей и желаниями, однако позитивность или негативность его свободы определяют уже внешние факторы, которые эту свободу ограничивают.

Негативная свобода

Этот вид свободы определяется фразой «Я никому не раб». То есть в рамках этого вида свободы человек волен действовать, не опасаясь насильственного принуждения или постороннего влияния. Ограничение этого вида свободы происходит через вмешательство посторонних в жизнь отдельного индивида. Например, в этой концепции государство, поддерживающее негативную свободу, старается минимально вмешиваться в жизнь своих граждан: не вводит локдауны, полагаясь на осознанность своих граждан, не вмешивается в экономическую деятельность субъектов рынка и т. д.

«Вы только тогда лишены политической свободы, когда другие люди мешают вам достичь какой-либо цели. Простая неспособность достичь цели еще не означает отсутствия политической свободы».

Из лекции И. Берлина

В негативной свободе государство выполняет роль ночного сторожа, когда оно предотвращает насилие и хаос, но при этом не мешает людям жить в пределах своих собственных возможностей, в том числе социальных и экономических. То есть, если человек обанкротился, родился в бедной семье или оказался в неблагополучной эпидемиологической обстановке, это его зона ответственности и выбираться он должен самостоятельно. Естественно, возможность использования такой свободы неравномерна и больше выгоды от нее получают более привилегированные слои общества.

«Несомненно, предоставлять политические права и гарантию невмешательства со стороны государства людям, которые полуголы, неграмотны, голодны и больны, значит издеваться над их положением; прежде всего этим людям нужна медицинская помощь и образование, и только потом они смогут осознать свою возросшую свободу и сумеют ею воспользоваться. […] Свобода — это не просто отсутствие какого бы то ни было принуждения; подобная трактовка слишком раздувает значение этого слова, и тогда оно может означать или слишком много, или слишком мало. Египетский крестьянин прежде всего и больше всего нуждается в одежде и медицинской помощи, а не в личной свободе, но та минимальная свобода, которая нужна ему сегодня, и то расширение свободы, которое понадобится ему завтра, — это не какая-то особая для него разновидность свободы, а свобода, тождественная свободе профессоров, художников и миллионеров», — пишет Исайя Берлин

Негативная свобода является центральной идеей классического либертарианства и либерализма, и противоположностью этой идеи является позитивная свобода, являющаяся основной ценностью и инструментом социализма и социал-либерализма.

Позитивная свобода

В рамках этой концепции человека ограничивают не столько другие люди, которые намеренно покушаются на его имущество, свободу передвижения, семью или здоровье, сколько внешние обстоятельства, которые не зависят от людей. Позитивная свобода описывается фразой «Я сам себе хозяин», и в ситуации позитивной свободы у человека есть все инструменты, которые позволяют ему распоряжаться собственной жизнью, развиваться и совершенствоваться. То есть в этой концепции бедность не порок, а условность, так же как страна происхождения, пол или принадлежность к любой группе меньшинств.

Государство «позитивно свободного» человека имеет более высокую степень вмешательства в жизнь индивида, в отличие от негативной концепции, и благодаря этому увеличивает свободу гражданина. Например, инструментом позитивной свободы будут стипендии и гранты на обучение для семей с низким доходом, языковые курсы при университете для иностранных студентов, финансовая помощь предпринимателям в кризисный период, льготное жилье для многодетных семей и другие инструменты для уравнивания возможностей граждан.

Однако сам Исайя Берлин называл себя в большей степени сторонником негативной свободы. Это было связано с тем, что он эмпирически наблюдал, как повсеместное вмешательство государства с целью «уравнивания» в правах и возможностях (например, в Советском Союзе времен холодной войны) приводило к стиранию индивидуальности граждан.

«Свобода быть хозяином своей собственной жизни и свобода от препятствий, чинимых другими людьми моему выбору, на первый взгляд могут показаться не столь уж логически оторванными друг от друга — не более чем утвердительный и отрицательный способ выражения одной и той же мысли. Однако „позитивное“ и „негативное“ понятия свободы исторически развивались в расходящихся направлениях и не всегда логически правильными шагами, пока в конце концов не пришли в прямое столкновение друг с другом».

Из лекции И. Берлина

Александра Иваницкая

Теги

#саморазвитие

#эрудиция

Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания — Декларации — Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы

Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

Принята резолюцией 3452 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года

Статья 1

1. Для целей настоящей Декларации пытка означает любое действие, посредством которого человеку намеренно причиняется сильная боль или страдание, физическое или умственное, со стороны официального лица или по его подстрекательству с целью получения от него или от третьего лица информации или признаний, наказания его за действия, которые он совершил или в совершении которых подозревается, или запугивания его или других лиц. В это толкование не включаются боль или страдание, возникающие только из-за законного лишения свободы, ввиду состояния, присущего этому или вследствие этого, в той степени, насколько это совместимо с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными1.

2. Пытка представляет собой усугубленный и преднамеренный вид жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания.

Статья 2

Любое действие, представляющее собой пытку или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания, является оскорблением человеческого достоинства и должно быть осуждено как нарушение целей Устава Организации Объединенных Наций и нарушение прав человека и основных свобод, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека.

Статья 3

Никакое государство не может разрешать или терпимо относиться к пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания. Исключительные обстоятельства, такие, как состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием для пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Статья 4

Каждое государство должно, в соответствии с положениями данной Декларации, принимать эффективные меры для того, чтобы не допускать пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в сфере его юрисдикции.

Статья 5

Подготовка персонала, стоящего на страже соблюдения закона, и подготовка других официальных лиц, которые могут нести ответственность за лиц, лишенных свободы, должна обеспечивать такое положение, при котором полностью учитывалось бы запрещение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Это запрещение должно также, по мере необходимости, быть включено в такие общие правила или уставы, которые касаются обязанностей и функций каждого, кто может иметь дело с содержанием под стражей таких лиц или обращением с ними.

Статья 6

Каждое государство должно систематически рассматривать методы и практику ведения допроса и условия содержания под стражей и обращения с лицами, лишенными свободы, на его территории, с тем чтобы не допускать каких-либо случаев пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Статья 7

Каждое государство должно обеспечить такое положение, при котором все действия совершения пыток, как это определено в статье 1, рассматривались бы в соответствии с его уголовным правом как преступления. То же должно относиться к действиям, которые представляют собой участие в пытках, соучастие в них, подстрекательство или намерение подвергнуть пытке.

Статья 8

Любое лицо, которое утверждает, что оно подверглось пытке или другому жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство виду обращения и наказания со стороны официального лица или по его подстрекательству, должно иметь право на то, чтобы предъявить жалобу компетентным органам соответствующего государства, и на то, чтобы дело было беспристрастно рассмотрено ими.

Статья 9

Каждый раз, когда есть разумные основания полагать, что имела место пытка, как это определено в статье 1, компетентные органы соответствующего государства должны немедленно начать беспристрастное расследование, даже если официально не было предъявлено жалобы.

Статья 10

Если расследование в соответствии со статьей 8 или статьей 9 устанавливает очевидность того, что имела место пытка, как определено в статье 1, против такого нарушителя или нарушителей должен быть в соответствии с национальным законодательством возбужден уголовный процесс. Если будет обнаружено, что обвинения в других видах жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания имеют основания, то против такого нарушителя или нарушителей должно быть возбуждено уголовное, дисциплинарное или другое соответствующее преследование.

Статья 11

Когда доказано, что имела место пытка или другой жестокий, бесчеловечный или унижающий достоинство вид обращения и наказания со стороны официального лица или по его подстрекательству, то в соответствии с национальным законодательством потерпевший получает возмещение или компенсацию.

Статья 12

Любое заявление, которое, как установлено, было сделано под пыткой или в результате другого жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство вида обращения и наказания, не может привлекаться в качестве свидетельства против лица, которого касается любое судебное преследование, или против любого другого лица, имеющего отношение к судебному преследованию.


1 First United Nations Congress on the Prevention of Crime and the Treatment of Offenders: report by the Secretariat (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под № 1956.IV.4) annex I.A.

Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

Из Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

Чтобы узнать о других значениях, см. Свобода (значения).

Статуя Свободы является популярным символом свободы

Свобода означает состояние, в котором человек имеет возможность действовать по своей собственной воле и, альтернативно, реализовать свой потенциал в контексте других слов, таких как политические свобода. Это термин, значение которого оспаривалось.

Коммунизм и социализм заявляют, что у них есть что-то, определяемое как свобода, из-за их идеалов социального равенства. Либертарианцы и классические либералы думают, что коммунизм против свободы, потому что коммунизм в большинстве случаев против основных прав человека (жизни, свободы и собственности).

Концепции свободы классического либерализма понимают в основном свободу личности от внешнего принуждения с точки зрения свободы от ограничений, а социально-либеральная перспектива, с другой стороны, подчеркивает необходимость социального и экономического равенства, как во власти и ресурсах для реализовать свой потенциал. Таким образом, социал-либералист связывает свободу (то есть свободу) с равным распределением политической власти (то есть демократией) в смысле позитивной свободы. Они утверждают, что свобода без равенства означает господство сильнейшего. Таким образом, свобода и демократия рассматриваются как связанные и, в конечном счете, антагонистические.

[1] [2] [3] [4]

Джон Стюарт Милль в своей работе О свободе первым признал разницу между свободой как свободой действовать и свобода как отсутствие принуждения к чему-либо. Милль также стремился определить «природу и пределы власти, которую общество может на законных основаниях осуществлять над личностью», и поэтому он описывает врожденный и постоянный антагонизм между свободой и властью, и, таким образом, превалирующим вопросом становится «как сделать так, чтобы подходящее согласование между индивидуальной независимостью и социальным контролем». [5]

В основном существует десять типов Свободы. Они есть:

  • Свобода объединений
  • Свобода вероисповедания
  • Свобода самовыражения
  • Свобода печати
  • Свобода выбора своего положения в жизни
  • Свобода религии
  • Свобода от рабства и рабства
  • Свобода передвижения
  • Свобода образования
  • Свобода брака
  • Однако гражданские конституции каждой страны имеют разные определения свобод, предоставляемых гражданам. Утверждалось, что любой закон и любое правительство ограничивают свободу, поскольку они устанавливают ограничения на то, что люди могут делать.
  • Права человека
  • Правосудие
  • Конституционная экономика
  • Всеобщая декларация прав человека
  • Европейская конвенция о правах человека
  1. ↑ Rawls, John 1996. Политический либерализм . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
  2. ↑ Rawls, John 1999. Право народов . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
  3. ↑ Rawls, John 1999. Теория справедливости
    , исправленное издание. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
  4. ↑ Rawls, John 2001. Справедливость как справедливость: переформулировка . Эрин Келли (ред.). Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
  5. ↑ Милл Дж. С. 1869. «Глава I: Введение». В На свободе

Три вида свободы | Путь воина

Насколько у нас есть свобода управлять своей жизнью? Наше понимание свободы может дать нам представление о том, что нами движет, чтобы мы могли направлять и направлять свою жизнь к тому, чего мы желаем. Есть три вида свободы. Первый вид свободы — это «свобода от», свобода от ограничений общества. Во-вторых, это «свобода», свобода делать то, что мы хотим делать. В-третьих, есть «свобода быть», свобода не просто делать то, что мы хотим, но свобода быть тем, кем мы должны быть.

Жан-Жак Руссо, французский философ восемнадцатого века, заметил, что «Человек рождается свободным, и везде он в цепях». Эти цепи представляют собой репрессивные социальные правила, которые ограничивают то, что мы можем делать физически. Но они также являются ментальными цепями, цепями, которые ограничивают то, что, как мы верим, мы можем сделать. Это цепи социальной обусловленности, ценности, которые общество проецирует на нас. Мы чувствуем, что у нас нет сил двигаться в том направлении, в котором мы хотим двигаться в своей жизни. Скорее, мы чувствуем, что нами движет общество, движет то, что общество считает ценным.

Мы можем захотеть подняться, но если общество говорит нам, что «это безумие и опасно», мы этого не делаем. Мы уходим от скалолазания, реагируя на обусловленную социальную ценность. Если мы останемся бессознательными, мы обретем свободу только в том случае, если общество удалит правила или если кто-то удалит нашу социальную обусловленность. Такого никогда не бывает. Удаление происходит из-за внутреннего сдвига внутри нас. Мы достигаем «свободы от», когда просыпаемся и понимаем, что мы более ценны, чем ценности общества или наша обусловленность.

Вторая свобода, «свобода для», появляется после того, как мы достигаем «свободы от» ценностей общества и начинаем создавать свои собственные. Если мы ценим скалолазание, то мы занимаемся скалолазанием, несмотря на сумасшедшие и опасные ярлыки общества. Нами движет не общество, а наши ценности. Это большой шаг вперед, но он имеет тенденцию проявляться через наше эго. Мы движемся к тому, что нам кажется легким, удобным и приятным, и удаляемся от того, что мы воспринимаем как тяжелое, напряженное и болезненное. Другими словами, мы стремимся к удовольствию и избегаем боли.

Бессознательно это проявляется в стремлении к конечным результатам, которые реализуются после напряжённого альпинистского опыта.

Третья свобода, «свобода быть», появляется, когда мы развиваем больше сознания. Нам нужно выйти за пределы эгоистического подхода к жизни и того, как мы мотивированы. Нам нужно быть движущей силой нашей собственной жизни, движимой вселенной. Быть движимым Вселенной означает сдаться нашей собственной уникальной цели пребывания здесь. Если мы сможем подключиться к этому, тогда мы будем жить настоящей жизнью, движимой силой большей, чем мы сами.

Большая часть достижения этого уровня свободы связана с принимает и разрешает . Мы принимаем наше нынешнее состояние и позволяем всему происходить, будь то боль или удовольствие, стресс или комфорт, тяжелое или легкое. Принятие и разрешение не сосредотачиваются на конечных результатах; скорее это процессы. Следовательно, переход к этой третьей свободе требует перехода от конечных результатов к процессам.

Кришнамурти, философ из Индии, однажды выразил свое окончательное озарение так: «Я не возражаю против того, что происходит. Если в нашу жизнь приходит приятный, удобный и легкий опыт, мы принимаем его и позволяем. Если в нашу жизнь приходит болезненный, напряженный, тяжелый опыт, мы принимаем и позволяем его. Нет сопротивления тому, что есть. Сопротивление отвлекает наше внимание от ситуации, делая акцент на поиске комфорта. Этот процесс принятия и позволения предоставляет множество ситуаций для развития осознания и самопознания. Мы расслабляемся в стрессе, чтобы быть внимательными и учиться на нем. Мы начинаем находить истину о нашем существе, о том, кто мы есть, и о нашей цели. Эта истина может затем освободить нас.

«Свобода быть» – это свобода, при которой сбрасываются оковы общества, снимается завеса эго и открывается наше подлинное бытие. Как только мы достигаем такой свободы, наша мотивация становится действительно внутренней. Энергия может тогда беспрепятственно течь из вселенной, через нас и в наш опыт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *