Виды сект: что это такое, их типы и как распознать?

что это такое, их типы и как распознать?

Слово «секта» относится к тем негативно окрашенным словам, от которых становится не по себе. Но по мнению исследователей современного сектантства, поддаться влиянию опасного учения может любой человек. Предупрежден, значит, вооружен. Рассказываем о разных направлениях и классификации сектантского движения, схемах манипуляции и признаках, по которым можно распознать деструктивное учение на стадии вербовки.

Что такое секта?

Секта — это термин, которым принято называть независимую группу, проводящую свою религиозную деятельность в противовес основной религиозной общине. Но, учитывая, что религия – многообразный и видоизменяющийся феномен жизни, данное определение весьма расплывчатое. Более того, термин уже вышел за пределы религиоведения и считается социальным или юридическим понятием.

Происхождение слова «secta» разными источниками трактуется по-разному. Одни переводят его как «учение, направление, школа». Другие – как «отрезанная, отделенная» или тождественная слову «ересь». Третьи считают его итерацией латинских слов, которые переводятся как «следовать» (за лидером, определяющим направление). Независимо от перевода слово «секта» чаще используется как оскорбительное, непременно связанное с обманом или жульничеством.

Хотя изначально понятие не несло ничего негативного. В Древней Греции оно обозначало любую школу, отделившуюся от общепринятого философского учения. Первых христиан, например, многие римские авторы называли иудейской сектой. И уже в укрепившейся христианской церкви это слово стало ассоциироваться с любым ложным учением, отличным от канонического.

В современной России сектантскими называют отдельные направления индуизма, буддизма, а также баптизм, адвентизм, мормонизм, сайентологию. Но в некоторых странах «сектантами» называют только последователей религиозных меньшинств. В США, например, протестанты избираются в сенат, а в странах Западной Европы распространено преимущественно лютеранство. Возможно, поэтому научно-необъективное понятие «секта» в большинстве стран заменено на толерантное Новые Религиозные Движения (НРД).

С учетом всех уточнений относительно слова «секта», определение можно немного изменить: это сообщество, отделившееся от какого-либо вероучения, либо возникшее на базе новой доктрины или религиозно-мистического опыта конкретного человека.

Типы сект.

Негативное отношение к сектам может объясняться тем, что большинство людей считают их непременно тоталитарными. А слово «сектант» употребляют как синоним понятию «религиозный фанатик». Это не совсем правильно. Да, среди новых учений есть откровенно опасные и экстремистские. Это японское движение «АУМ Синрике», американская организация «Храм Народов». Некоторые из них запрещены законом. Но есть немало таких, что не опаснее любой организации. Примером может быть баптизм.

Общепринятой глобальной классификации религиозных общин пока нет. Есть критерии, по которым общины считают сектантскими в конкретной стране. В России действующие секты различают:

По типам религиозного руководства:

  • Харизматическая. Деятельность связана с личностью новоявленного провидца или внезапно открытого дара (пятидесятники).
  • Авторитарная. Характеризуется жесткими методами управления сектантами, тотальным контролем за их поведением, централизацией власти в руках лидеров (Белое Братство).
  • Иерархическая. Сектанты получают свои посты после обозначенных испытаний на основании устава (меннониты, евангелисты).
  • Теократическая. Стремится к созданию организации или целого теократического государства, где важные дела решают по божественным указаниям (Свидетели Иеговы).

По времени возникновения:

  • Классические. Конфессии, которые традиционно существовали в определенных этнических группах (татары, евреи, немцы, поляки).
  • Новейшие. Возраст учения не превышает двухсот лет.

По виду деятельности:

  • Религиозные. Объединение верующих, отколовшихся от традиционных религиозных учений (христианства, ислама).
  • Экономические. Это псевдоучения, которыми прикрываются нечистые на руку люди, то есть – обычные мошенники. Также сюда относят некоторые формы сетевого маркетинга, которые создают коммерческий культ – то же сектантское учение, только без религиозного подтекста.
  • Психологические. Многоступенчатые психологические тренинги, которые обещают раскрепостить, сделать лидером, но в итоге лишают денег и ломают психику.
  • Целительские. Это обучение энергетическому оздоровлению, биоэнергетике, биокоррекции или оказание услуг, связанных с целительством.
  • Экологические. Забота об экологии, животных или здоровье человека превращается в культ, который ломает психологическую защиту человека (жесткое веганство, например).

Четких границ Церкви не может обозначить ни один религиозный деятель. Поэтому распознать небезопасную секту лучше на стадии вербовки.

Как распознать опасную секту?

Понятие «секта» в юриспруденции не определено и по закону о свободе вероисповедания все религиозные убеждения формально равноправны. Но на практике этот закон имеет обратную сторону: некоторые сектантские группировки становятся опасными для людей. Опасность проявляется на четырех уровнях: личности, семьи, общества и государства.

Схемы манипуляции.

Такого количества опасных для психики учений, как сегодня, не было никогда. Важно отличать схемы, по которым они заманивают все новых последователей:

  • Агрессивный религиозный маркетинг. Это буквальное навязывание нового вероучения, которое не дает человеку осмыслить все рационально. Иногда новичка заваливают предложениями, литературой, требуют немедленного решения. Рекламу секты маскируют под благотворительность, рассылают бесплатную литературу, подключают известных людей. Так, например, актер Том Круз активно поддерживает школу саентологии.
  • Техника «шаг-за-шагом». Новичка просят о незначительном одолжении или просьбе. Выполнив просьбу, он чувствует себя немножко суперменом, хочет усилить свою полезность. После этого следует конкретное предложение «Возьмите у меня журнал». И снова человек слышит бесконечную благодарность и признательность. В итоге от предложения «
    приходите к нам на собрание
    » уже отказаться невозможно.
  • Фокусы. Вербовщики показывают чудеса проницательности или чтения мыслей. Обычно за счет банальных утверждений или обтекаемых фраз вроде «есть у вас один грех…» или «вы хотите счастья своим детям».
  • Бесплатные тренинги личностного роста. Харизматичный тренер обещает изменения в сверхкороткие сроки. А реклама мероприятия сопровождается экзальтированно-положительными отзывами участников. Могут быть и другие невинные предлоги для поиска заинтересованных: обучение очищению организма, открытие «третьего глаза» или магической сексуальности.
  • Бомбардировка любовью. Чтобы активно перестроить сознание новичка, его окружают всесторонней любовью, погружают в атмосферу восхищения и заботы. Это может быть искренний интерес, помощь, бесчисленные объятия или поцелуи. Все действия группы направлены на то, чтобы подчеркнуть контраст между холодным, жестоким миром и дружественной сектой, где новичка ценят и любят.

Остальные варианты у разных сект могут отличаться или зависеть от характера новичка. Одного достаточно просто выслушать, другого нужно беспрерывно загружать новой информацией, для третьего – создать иллюзию элитарного клуба «только для избранных». При нужном подходе новичок сам начинает искать контакта, а вне секты чувствует себя, как наркоман без дозы.

Пройти тест на характер человека

Признаки деструктивного учения.

Любая секта – это «государство в государстве» со своими внутренними законами, системой поощрения и наказания. Но есть признаки, по которым можно отличить опасные сектантские общины:

  • Относительно молодой возраст. Тоталитарные секты – продукт XX века. Поэтому организация с возрастом 20-30-50 лет не может называться «церковью».
  • Нежелание отвечать на вопросы. Кроме объяснений о своей молодой истории сектанты вообще не любят критических вопросов. От прямого ответа они уклоняются и переходят на проповедь или убеждения.
  • Антисемейная настроенность. По понятиям сектантов кровные связи объясняются только случайностью. Они убеждают, что родная семья способна лишь связать личность, что новоиспеченного сектанта могут отвернуть от намеченного пути и сделать несчастным. Поэтому «старую» семью нужно заменить «новой», способной дать полное «духовное развитие».
  • Двойное учение. Новичкам на старте не сообщают всех подробностей об учении, лидере, ритуалах. Зато предоставляют красивую, завлекающую рекламу. С документами «для внутреннего пользования» знакомят позже.
  • Наличие культа. Это могут быть мистические практики, обряды или богослужения, которые сопровождаются строгими ритуалами. Например, новичка принимают в круг «посвященных», объединенных чрезмерной привязанностью к лидеру или идее, только после сложных испытаний.
  • Жесткая иерархия. Сектанты – это люди, живущие по строгой иерархии, где новичку отводится низшая ступень. Чтобы подняться выше, нужно выполнить определенные условия: пожертвовать крупную сумму, пройти платное обучение, совершить требуемый поступок.
  • Непогрешимость лидера. Каждое слово лидера должно восприниматься как истина. Причем как истина «более истинная», чем у других (особенно традиционных) религиозных учений. Имя лидера часто заменяют псевдонимом, подчеркивающим его избранность.
  • Избранность последователей. Последователям культа внушается мысль об их «элитарности», которую путем сложного самосовершенствования получают только достойные. Остальные люди признаются недостойными людьми «второго сорта».
  • Нейтрализация критики. Новоявленного сектанта с ходу погружают в непрерывный поток информации. Это могут быть лекции, походы по общественным местам, изматывающая диета, невозможность выспаться или отдохнуть. Монотонные звуки определенной частоты, множественные повторения слов монотонным голосом, непрерывные действия еще больше усиливают заторможенность и вводят в состояние высокой внушаемости.
  • Тотальный контроль. Даже если семья создается внутри секты, это трудно назвать семьей. Иногда жениха и невесту сводят вместе или ограничивают семейную жизнь множеством запретов. Но конечная цель сектантской деятельности – контроль над всеми сферами жизни сектантов.

Что привлекает людей в сектах?

Упор при вербовке делается не на интеллект, а на эмоции. Но невозможно манипулировать сознанием человека, если он сам не позволяет этого делать.  Чтобы «приманка» сработала, нужно, чтобы совпали два условия:

  • Сектантские обещания должны попасть в «боль» или интересы новичка. Это может быть все, что угодно: желание улучшить отношения, удержать партнера, раскрыть внутренний потенциал, выучить английский язык, вылечиться от хронических болезней.
  • Человек должен быть легковнушаемым. Есть люди, внушаемые от природы. Но большинство становятся такими во время стресса, когда психика особо податлива к любым внушениям. Особенно, когда человек остается один со своей проблемой. Если в нужный момент подойдет другой человек с сочувствием или нужным предложением – вероятность вербовки вырастает.

Но некоторые стремятся попасть в секты, они этого хотят. Чем же так привлекательны секты и почему люди туда идут добровольно?

Причина 1. Поиск смысла жизни.

Рано или поздно человек начинает раздумывать: «Для чего я живу?», «В чем смысл моей миссии?». Без ответа он чувствует себя морально сломленным, иногда впадает в депрессию. Это могут быть старики, оставшиеся без поддержки близких.  Или те, кто после травм не могут заниматься любимым делом. В особой группе риска подростки без четкого представления о своем «Я». Именно они становятся жертвами сектантских рекрутеров.

Как только такой человек попадает в поле зрения сектантов, ему предлагают стройную концепцию «правильной жизни». В обмен на выполненные условия сектанту гарантируют успех, любовь окружающих, место в раю.

Причина 2. Специфические отношения с миром.

Низкая самооценка, сложные отношения в семье, переживания социальной несправедливости, желание присоединиться к значимой общине – все это характерные черты потенциального сектанта. Состояние отчужденности усиливается ощущением того, что человека недооценили в привычном социальном окружении.

Сектантская группа помогает сектанту чувствовать себя полноценной личностью. Более того, чтобы повысить свою привлекательность, секты работают адресно и ориентируются на индивидуальные потребности каждого человека.

Пройти тест на самооценку

Причина 3. Личная драма.

Душевная травма, как правило, связана с расставанием, сложными отношениями в паре, смертью близкого, тяжелой болезнью, возрастными кризисом, непониманием родителей. Наедине с собой человек чувствует себя раздавленным, незащищенным, лишенным будущего. Кто-то переживает этот кризис самостоятельно, кто-то впадает в зависимости, кто-то ищет поддержки у незнакомых людей.

Парадокс, но страх психотерапевта оказывается сильнее, чем страх перед сектой. Зато вербовщики отлично выполняют роль психотерапевта, который обещает возвратить жизненную энергию.

Причина 4. Патологический альтруизм.

Как утверждает девиз древнегреческой медицины «Только мера определяет, быть веществу ядом или лекарством». Сам по себе альтруизм – благородное дело. Но вместе с чрезмерной уступчивостью чужим интересам, он может принять патологические формы. Особенно часто проявляется такое сочетание у идеалистически настроенных юношей или девушек, разочарованных в реальном мире.

Чтобы завлечь таких людей, вербовщику достаточно упомянуть о том, что миссия секты – улучшить мир. В дальнейшем из таких сектантов формируется низший и средний класс исполнителей.

Конечно, каждый случай всегда особенный. У каждой секты есть своя целевая аудитория и свои способы вербовки. Но все они используют человеческие слабости, привлекая своими простыми и понятными ответами на мучающие вопросы.

Как не попасть в опасную секту?

По мнению сектоведов, любой человек подвержен влиянию сектантского учения. Ведь вербовщиков обучают специальным техникам, которыми завлекают новичков применяются на улице, в ВУЗах, при личном контакте, в интернете.

Как избежать вербовки?

  1. Спрашивать. Если разговор неизбежен, смело задавать больше вопросов, не довольствоваться уклончивыми ответами. Дополнительно поискать информацию в интернете. Например, если предложили прийти на бесплатный тренинг, выяснить все о его ведущем, поискать реальные отзывы.
  2. Сломать схему. Иногда в начале разговора применяют стандартную манипуляцию: задают вопросы вроде «беспокоит ли вас экология?», на которые большинство ответят «да». После нескольких общих вопросов человек настраивается на позитивные ответы и тут начинается вербовка. Такие разговоры лучше вообще не поддерживать или давать неожиданные ответы, которые ломают привычную схему.
  3. Не идти, куда приглашают. Обработать новичка на своей территории намного проще. Поэтому не стоит сразу же отправляться в незнакомое место. Если предложение сильно заинтересовало, лучше прийти туда с другом и стараться держаться вместе.
  4. Думать головой. И не поддаваться на манипуляции, какими бы виртуозными они не были.

Попавший в тоталитарную секту человек резко меняется и меняется не в лучшую сторону, а негативные последствия для его психики могут остаться на всю жизнь. Поэтому по отношению к близким работает универсальное правило – опека и внимание. Сектантами зачастую становятся люди неуверенные, тревожные, перенесшие психологическую травму. Если любви будет хватать дома, они вряд ли будут искать ее где-то еще.

Выводы:

  • Секта – не обязательно организация религиозных фанатиков, но на крючок манипуляций лучше не попадаться.
  • Иногда под видом сектантов действуют обычные мошенники.
  • В секту приводят комплексы, тщеславие, неразрешенные проблемы.
  • Любовь, образование, критическое мышление – три компонента НЕпопадания в секту.

Пройти тест на неуверенность в себе

Виды сект

Различают следующие виды сект:

    • Тоталитарные секты псевдохристианской организации, такие, как «Церковь Христа», «Новоапостольская церковь», харизматические движения, например «Завет», корейские протестантские секты и другие. Они ссылаются на Библию как на основной источник своего вероучения, произвольно подбирая и извращая смысл вырванных из контекста цитат для доказательства нужных положений. Практически все секты утверждают, что их организации имеют свое историческое происхождение непосредственно от святых апостолов и организуют свою жизнь точно так, как это было в первохристианские времена. Тем не менее, они не могут назвать ни одного из своих предшественныиков. Которые учили бы в исторический период от начала новой эры до времени возникновения секты. Настоящая история секты от ее членов зачастую и вовсе скрывается. Тоталитарные сеты основаны на жестком подчинении мельчайших деталей жизни своих членов интересам лидера или организации.

    • Секты, претендующие на обладание «новым откровением» — мормоны (или «Церковь Иисуиа Христа святых последних дней»), «свидетели Иеговы», «Белое братство», «Богородичный центр», движение Муна («Церковь Объединения» с ее фронтовыми организациями), «Аум Синрике», «Церковь последнего завета» лжехриста Висариона, бахаизм.

    • Оккультистские секты, ставящие своей задачей развитие в человеке паранормальных и экстрасенсорных способностей. К ним можно отнести некоторые восточные культы, например, кришнаизм, йогические практики, в том числе ориентированные на трансцендентальную медитацию.

    • Сатанинские культы, носящие изуверский характер и ориентированные в основном на молодежь. Молодых людей толкают в такие группы юношеский нигилизм, отрицание авторитета родителей, общества, Бога, жажада безнаказанности. Вербовка в них осуществляется на различных молодежных собраниях.

    Раздел 2 содержание психологии верующих

    В религии сплетены воедино религиозное сознание, религиозные культы и религиозные отношения. Сама религия является формой существования религиозного сознания как особого состояния психики верующих. Религиозные культы – это принятые религией и специально поддерживаемые ею формы поведения и действий, имеющие целью дать реальное выражение религиозному поклонению и связать его с божественными «силами». Через их посредство формируется религиозное сознание и поддерживаются его определенные характеристики и устойчивость. Религиозные отношения – это отношения носителей религиозного сознания между собой и другими людьми.

    Тема 3 Своеобразие и структура религиозного сознания

    План:

    1. Особенности религиозного сознания

    2.Структура религиозного сознания

    3. Особенности религиозно-психологического комплекса верующих

    3.1. Особенности религиозного сознания

    Религиозное сознание является иллюзорным отражением действительности, для него характерно осмысление не реальной действительности, а вымышленной. Религиозное сознание, как индивида, так и группы не может существовать вне определенных мифов, образов и идей, которые усваиваются людьми в процессе их социализации. Поэтому, принципиально несостоятельны попытки представить религиозный опыт как чисто индивидуальное явление, возникающее независимо социальной среде. Ни в коей мере нельзя согласиться и со стремлением оторвать характеризующие религиозный опыт психические процессы. (например, интенсивные эмоциональные переживания) от идей и представлений, специфичных для религии. Эта стона особенно важна методологически для понимания соотношения функционально-идеологической сторон психики верующих.

    В целом религиозное сознание отличают высокая чувственная наглядность, создание воображением различных религиозных образов, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, наличием религиозной веры, символичность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование религиозной лексики и других специальных знаков.

    Религиозное сознание, как и общественное сознание в целом, включает в себя два компонента: религиозную идеологию и религиозную психологию, соотношение и взаимодействие которых определяют все многообразие конкретных видов религии. Специфику же самому содержанию религиозного сознания (и функционирующим внутри него идеологии и психологии) придает единство двух его сторон – содержательной и функциональной.

    Содержательная сторона религиозного сознания

    Содержательная сторона религиозного сознания формирует конкретные ценности и потребности верующих, их взгляды на окружающий мир и потустороннюю реальность, способствуя целенаправленному внедрению в их психику определенных идей, образов, представлений, чувств и настроений. В ней проявляется не только и не сколько идеология, как это может показаться на первый взгляд и как считают некоторые ученые, но и особенности самой психологии верующих, выражающие качественные характеристики их мотивационных, интеллектуально-поведенческих процессов.

    К содержательной стороне религиозного сознания можно отнести: религиозную интерпретацию мифов и легенд; особенности вероучения, веры и поклонения; своеобразие религиозного и мистического опыта; общую специфику религиозных чувств и настроений, интеллекта и воображения, воли и поведения верующих.

    Функциональная сторона религиозного сознания

    Функциональная сторона религиозного сознания в своеобразной форме удовлетворяет потребности верующих, придавая нужную направленность проявлениям их идеологии и психологии, формируя их определенное морально-психологическое состояние, настроения и переживания, способствуя эффективному воздействию на их психику. К функциональной стороне религиозного сознания можно отнести специфику культовых действий и ритуалов, религиозного утешения, катарсиса религиозных чувств и настроений и т. д.

    Особенностями религиозного сознания являются:

    • Тесный контроль религиозных институтов над психикой и сознанием верующих, их поведением и поступками;

    • Четкая продуманность идеологии и психологических механизмов ее внедрения в сознание верующих.

    Наличие и диалектическое проявление содержательной и функциональных сторон религиозного сознания обусловливают не только неразрывную связь идеологии в его структуре, но и более тесное их взаимопроникновение друг в друга:

    • Религия не только вырабатывает определенные ценности и потребности верующих, но и дополняет их формированием веры, основанной на определенных нормах поведения (исповедь), культовых и ритуальных действиях;

    • Не только формирует веру в сверхъестественное, но и дополняет ее утешением, ориентирующим на ложное, иллюзорное решение проблем (противоречий) реальной жизни и находящим проявление в таинствах;

    • Формирует религиозные представления и верования через посредство религиозного катарсиса чувств, в ходе которого отрицательные переживания вытесняются положительными;

    • Цементирует и превращает в единое целое идеологию и психологию посредством религиозного опыта, который представляет собой, с одной стороны, результат усвоения индивидом религиозных верований и представлений, почерпнутых им из окружающей его социальной среды, а с другой – является следствием непосредственных психологических контактов и форм общения верующих.

    Объединяет содержательную и функциональную стороны религиозного сознания религиозная вера. Нельзя отождествлять ее со всякой веры. Психологическая наука считает, что вера – это особое психологическое состояние уверенности людей в достижении цели, в наступлении события, в их предполагаемом поведении, в истинности идей при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, о результате проверки идей практикой. Она представляет собой сплав интеллектуального, волевого и эмоционального элементов.

    Веру следует отличать от убежденности, т.е. способа принятия определенных принципов, взглядов, представлений. Она включает рационально аргументированное и обоснованное знание, истинность которого доказана и проверена на практике.

    Социально-исторический анализ нерелигиозной веры показывает, что ее воздействие на общество определялось, прежде всего, содержанием, предметом веры. Если предмет веры навязывался идеологией реакционных классов, если он базировался на темноте и невежестве народа, если желаемое выдавалось за действительное, то такая вера мешала социальному прогрессу. Если же предмет веры определялся интересами, целями и идеалами передовых классов, если он соответствовал объективному ходу общественного развития, то вера способствовала прогрессивному решению назревших общественных задач.

    Религиозная вера это вера: а) в истинность религиозных догматов, текстов, представлений и т.д.; б) в объективное существование существ, свойств, связей, превращений (являющихся продуктом процесса гипостазирования, т.е. приписывания отвлеченным понятиям самостоятельное существование, рассматривание общих свойств, отношений и качеств как самостоятельно существующих объектов), которые составляют предметное содержание религиозных образов; в) в возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи; г) в действительное совершение каких-то мифологических событий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого мифологического события, в причастность к такого рода событиям; д) в религиозные авторитеты – «отцов», «учителей», «святых», «пророков», «харизматиков», церковных иерархов, служителей культа и т. д.

    Когда речь идет о вере (как религиозной так и нерелигиозной),то следует иметь в виду некоторые ее особенности.

    — Во-первых, предмет веры вызывает у человека заинтересованное отношение, и оно реализуется в его эмоциональной сфере, вызывая различной степени интенсивности чувства и переживания. Вне эмоционального отношения вера невозможна.

    — Во-вторых, что особенно важно, вера невозможна вне личностной оценки своего предмета.

    — В-третьих, она предполагает активное личностное отношение к своему предмету, что проявляется в той или иной степени в поведении личности.

    Всякая вера представляет собой социально-психологическое явление, характеризуясь как взаимодействием участвующих в ней людей, сопровождающимся различными психологическими процессами, так и особым отношением субъекта веры к ее предмету, отношением, реализующимся не только в сознании, но и в поведении.

    Религиозная вера у истинно верующего очень сильна. Она служит главным мотивом культового и вне культового их поведения. Ею обусловливаются появление и существование религиозных потребностей, интересов, чаяний, ожиданий, соответствующая направленность личности верующего, его активность. В религиозной вере доминирующую роль играют различные психические процессы, и, прежде всего, воображение. Глубокая религиозная вера предполагает существование в сознании человека представлений о сверхъестественных существах (в христианстве, например, Иисуса Христа, Богоматери, святых, ангелов и.т.п.) и их ярких образов, способных вызвать к себе эмоциональное и заинтересованное отношение. Эти образы и представления носят иллюзорный характер, им не соответствуют реальные объекты.

    Но они возникают не на пустом месте. Почвой для их формирования в индивидуальном сознании являются, во-первых, религиозные мифы, где повествуется о «действиях» богов или иных сверхъестественных существ, во-вторых — культовые художественные изображения (иконы, фрески), в которых сверхъестественные образы воплощены в чувственно-наглядной форме. На базе этого религиозно-художественного материала и формируются религиозные представления верующих. Таким образом, индивидуальное воображение отдельного верующего опирается на те образы и представления, которые пропагандируют той или иной религиозной организацией. Именно поэтому религиозные представления христианина отличаются от соответствующих представлений мусульманина и буддиста.

    Для церкви бесконтрольная деятельность воображения опасна, ибо может увести верующего в сторону от ортодоксального вероучения. Этим объясняется тот факт, что, например, католическая церковь в Западной Европе всегда с известным недоверием и опаской относилась к представителям христианского мистицизма, усматривая в них не без оснований, потенциальных еретиков.

    Если речь идет о степени участия тех или иных психических процессах в религиозной вере, то в ней меньшую роль, чем в вере нерелигиозной, играет логическое, рациональное мышление со всеми его особенностями и атрибутами (логической непротиворечивостью, доказательностью и т. п.). Что же касается других психических процессов, то специфика религиозной веры состоит в направленности этих процессов, их предмете. Так как их предметом выступает сверхъестественное, они концентрируют воображение, чувства и волю людей вокруг иллюзорных объектов.

    Специфика предмета религиозной веры как чего-то сверхъестественного, находящегося «по ту сторону» чувственно постигаемого мира, обусловливает и место религиозной веры в системе индивидуального и общественного сознания, ее соотношение с человеческим познанием и практикой. Поскольку предметом религиозной веры является нечто не включенное, по убеждениям религиозных людей, в общую цепь причинных связей и естественных закономерностей, нечто «трансцендентальное», поскольку она, согласно учению церкви, не подлежит эмпирической проверке, не включена в общую систему человеческого познания и практики.

    Религиозный человек верит в исключительный, не похожий на все существующее облик сверхъестественных сил и существ. Эта его вера питается официальными догматами церкви. Так, с точки зрения православной церкви, «Бог есть неведомая, недоступная, непостижимая, неизреченная тайна. Всякая попытка изложить эту тайну в обычных человеческих понятиях, измерить неизмеримую пучину божества безнадежна».

    Религиозный человек не применяет к сверхъестественному, обычные критерии эмпирической достоверности. Боги, духи и иные сверхъестественные существа, по его убеждению, в принципе не могут быть восприняты человеческими органами чувств, если они не примут «телесной», материальной оболочки, не предстанут перед людьми в «видимом», доступном чувственному созерцанию облике. Согласно христианскому вероучению, Христос был именно таким Богом, явившимся людям в человеческом облике. Если же Бог или иная сверхъестественная сила пребывает в своем постоянном, трансцендентном мире, то, как уверяют богословы, обычные критерии проверки человеческих представлений и гипноз к ним неприменим.

    Глубокая вера предполагает концентрацию всей психической жизни личности на религиозных образах, идеях, чувствах и переживаниях, что может быть достигнуто лишь с помощью значительных волевых усилий. Воля верующего направлена на то, чтобы неукоснительно соблюдать все предписания церкви или иной религиозной организации, и тем самым обеспечить себе «спасение». Не случайно, обязательными для многих новообращенных монахов и монахинь, были упражнения, тренировавшие волю. Только постоянная тренировка воли, ее сосредоточение на религиозных представлениях и нормах, способны подавить естественные человеческие потребности и желания, которые препятствовали монашеской аскезе. Только волевые усилия могут отвратить новообращенного от нерелигиозных интересов, приучить его контролировать свои мысли и поступки, предотвращая всякий «соблазн», особенно «соблазн» неверия.

    С помощью волевых усилий регулируется поведение религиозной личности. Чем глубже и интенсивнее религиозная вера, тем большее воздействие оказывает религиозная направленность воли на все поведение данного субъекта, и в частности на его культовое поведение, на соблюдение им норм и предписаний.

    Sect — Oxford Reference

    Показать сводные данные

    Обзор


    Социология религии разработала модель религиозной организации, которую называют «типологией церкви-секты». В первоначальной формулировке Макса Вебера («Социология религии», 1922 г.) и Эрнста Трельча («Социальное учение христианских церквей», 1912 г.) утверждалось, что церковный тип пытается охватить всех членов общества на универсальной основе. В результате церковь представляет собой крупную бюрократическую организацию со служением или священством. Он развивает формальную ортодоксию, ритуальные модели поклонения и вербует своих членов посредством социализации, а не евангельского обращения. Церковь в политическом плане приспособлена к государству, а в социальном плане преимущественно консервативна в своих убеждениях и социальном положении. Напротив, секта представляет собой небольшую евангелическую группу, которая вербует своих членов путем обращения и занимает радикальную позицию по отношению к государству и обществу. Средневековая Римско-католическая церковь была главным примером универсалистской церкви; секты включают баптистов, квакеров и методистов.

    Современные социологи модифицировали эту типологию, определив деноминацию как организацию, занимающую промежуточное положение между сектой и церковью, и определив различные подтипы секты. Брайан Уилсон («Анализ развития сект», «Американское социологическое обозрение», 1959 г.) определил четыре разных подтипа с точки зрения различных способов, которыми они отвергали социальные ценности или были безразличны к светскому обществу. К этим подтипам относятся конверсионисты (такие как Армия Спасения), адвентистские или революционные секты (например, Свидетели Иеговы), интроверсионистские или пиетистские секты (например, квакеры) и гностические секты (такие как Христианская наука и Новая мысль). секты). Эти подтипы имеют разные убеждения, методы вербовки и отношение к миру. Таким образом, процессы социальных изменений внутри этих сект сильно различаются. Уилсон также является автором лучшего последнего описания сект («Социальные аспекты сектантства», стр. 19).92). К этой типологии религиозных организаций многие социологи добавили культ.

    От кого: секта в Социологический словарь »

    Субъектов: Религия


    Справочные записи

    секта
    в Социологический словарь (3 об. ) Длина: 318 слов

    секты
    в Краткий Оксфордский словарь мировых религий (1 об.) Длина: 114 слов

    секта
    в Словарь общественного здравоохранения Длина: 53 слова

    секта
    в Краткий Оксфордский археологический словарь (2) Длина: 9 слов


    Искать: «секта» в Оксфордском справочнике »

    сек

    сек

    ЦЕРКОВЬ И СЕКТА

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ «РЕЛИГИИ»

    Определение того, что такое «религия», а не что такое «религия»

    Что такое «религия»?

    Если религия определяется с точки зрения ее приверженцев, религия может быть определено с точки зрения следующих характеристик

    Уникальность: Группа приверженцев, которые исповедуют то, что считают быть уникальным набором верований
       
    Лояльность: Группа приверженцев, проявляющих свою основную религиозную верность этой религии
       
    Автономия: группа приверженцев, самостоятельно управляющих своими делами. без опоры на другие религии
       
    Согласованность: группа приверженцев, использующих свою культуру, традиции, формы организации своей религиозной практики

    Преемственность: Группа приверженцев, признающих общую историческую родословная  

    Все основные современные религии произошли от более ранних религий. Проблема со строго историческими классификационными схемами состоит в том, что они заканчиваются группировка конфессий, имеющих общее происхождение, но сейчас совсем другие.

    Основные мировые религии не являются едиными образованиями, придерживающимися одинаковых доктрин и участвовать в идентичных ритуальных практиках. Все основные мировые религии испытали, по крайней мере, несколько (бахаи, зороастризм), а часто и много расколы и разделения (христианство). Поэтому основные религии имеют различные подгруппы (ветви, деноминации, школы, движения, секты). В то время как эти подгруппы могут проследить общую историческую родословную, они также могут иметь мало еще имеют много общего друг с другом и могут быть более похожими на подгруппы в других религии во многих отношениях.

    В большинстве религий также есть определенные ассоциативные единицы. Иногда существуют более сложные уровни организации

    Религии используют разные названия для своих ассоциативных единиц

    Конгрегация или церковь (протестант)

    Приход (католический)

    Уорд (Святые последних дней)

    Синагога или храм (еврейский)

    Coven Or Crupcan)

    Coven Or Crupcan)0061

    Местные собрания (бахаи)

    Гурдвара (сикхи)


     

    РАЗДЕЛЕНИЯ В ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ

    Религия (христианство)

    Филиал (протестантизм)

    Подразделение религии

    Конфессиональная семья (пресвитерианство)

    Союз деноминаций, который ранее в истории были единым движением или религиозным объединением

    Деноминация или Тело (Пресвитерианская церковь, США)

    Административная организация, которая представляет служение или организация) участвующих собраний

    Конгрегация (Пресвитерианская церковь Оквью)

    Объединение единомышленников, которые собираются как предусмотренные доктринами и ритуалами


    Источник: www. Adherents.com

     


     

    ХРИСТИАНСТВО

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

     


     

     


     

     


     

     

     


    Глобальный статус основных мировых религий
    (рейтинг по размеру членства)

    Религиозные деятели Всемирный мир Соединенные Штаты
    (2000)                    (1970)             (2000)             (2025)

        Christians                 1,999,564,000        191,182,000    235,741,000    266,348,500   

        Muslims                    1,888,243,000               800,000        4,131,910        5,290,000   

        Hindus                          811,336,000               100,000        1,031,677        1,500,000

        Buddhists                      359,982,000              200,000        2,449,570        5,000,000

        Ethnoreligionists           228,367,000                 0,000            434,851           500,000

        Sikhs                                23,258,000                 1,000            233,820           310,000

        Jews                                 14,434,000          6,700,000         5,621,339        6,100,000

        Confucianists                     6,299,000                    ***               ***                 ***

        Babi and Baha’i                 7,106,000             138,000            753,423        1,150,000

        Jains                                   4,218,000                    000                6,959               7,000

        Shinto                                  2,762,000                    000              56,220             70,000

        Zoroastrians                        2,544,000                    000              52,721             84,000

    Nonreligionists                    918,249,000        10,070,000       25,077,844      40,000,000

    Agnostics 768,159 000 *** *** ***
    (нерелигиозное)

    Aetheists 150,090 000 200 000 1,149,486 1,600 000
    (антирелигионисты)


    (анти-религионисты) 9000.
    9 (анти-религионисты) 9000.
    9 (анти-религионисты) 9000.
    (анти-религионисты)


    (анти-религионисты)
    9 (анти-религионисты) Термин «основная мировая религия» обычно применяется к группам, имеющим большое историческое и культурное значение. Вопрос о том, что именно следует считать основной мировой религией, вызывает некоторые разногласия. Бахаизм может быть опущен, потому что это недавняя традиция или ошибочно классифицирован как исламская секта. Зороастризм и синтоизм могут быть опущены, потому что они относительно малы и географически ограничены. Конфуцианство и даосизм могут быть опущены, потому что они определяются как этические системы, а не религии, и у них мало формальных приверженцев, которые в первую очередь им верны.

    Источник: Всемирная христианская энциклопедия


    ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УСЛОВИЙ

     

    Вебер

    Особое внимание уделяется внутренней структуре организации

    Церковь — инклюзивная группа, членство в которой открыт, обязательства и соответствие ограничены

    Секта — это эксклюзивная группа, в которую входят взрослые. и добровольно, и приверженность доктрине и практике обширна


    Трельч

    Акцент смещается на отношение к обществу

    Церковь принимает светский порядок и идет на компромисс с христианином значения

     Более открытые, принимающие выражение веры
     Членство преимущественно по рождению
     Упор на религиозное образование, а не обращение
     Членство является инклюзивным и может совпадать с национальными границами
     Принятие формализовано и не охраняется особо
     Спасение дается по благодати и передается церковь
     Отклонение обычно не приводит к изгнанию
     Профессионально подготовленное руководство
     Социальная структура церкви отражает структуру светского мира
     Доктрина не ограничивается первоначальным откровением, но зависит от исторического эпоха
    Секта отвергает светский порядок и поддерживает пророческое служение
    Фундаменталистское богословие
    В первую очередь взрослое, добровольное членство
    Членство преимущественно в результате обращения
    Членство исключительное и враждебное по отношению к посторонним
    Опыт обращения, необходимый для членства
    Спасение достигается через личное совершенствование или нравственное достоинство
    Нарушение нравственных заповедей может привести к изгнанию
    Священство всех верующих с духовностью как основание для статуса
    Социальная структура секты противостоит структуре светской мир
    Возрождение изначальной веры


    Нибур

    Определяет социальные условия, связанные с каждым тип группы и добавляет понятие номинала

    Основное различие между церковью и сектой – компромисс

    Церковь представляет собой ухудшение христианской этики и секта как попытка восстановить сильную этическую позицию

    Прослеживает конфессиональные различия в зависимости от расы, класса, национальность и регион

    Утверждает, что сектантская форма редко длится дольше, чем поколение до перехода к деноминации

    Программы религиозного образования заменяют обращение
    Религиозные знания заменяют опыт обращения
    Прихожане проходят социальную мобильность
    Священнослужители проходят профессиональную подготовку


    ЦЕРКОВЬ ПРОТИВ СЕКТЫ

    1. Богословие

      Партикуляристический, фундаменталист (возрождение изначальной веры)

      Универсальный, модернист (продолжающееся раскрытие и адаптация)

    2. Членство
      Взрослый, волевой через обращение, высокие обязательства, эксклюзив, исключение за отклонение

      Рождение, религиозное образование, не особо охраняемый, низкий уровень приверженности, инклюзивный, без отчислений за отклонение

    3. Спасение 4. Лидерство 5. Отношение к обществу


    ВИДЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ



    ЦЕРКОВЬ

    Религиозная группа, обозначенная как церковь, получает исключительную легитимность как религиозная организация с обществом

    Является ли церковь положительно связанной в социальном и культурном отношении с другими общественными организациями? учреждения

    Примеры: Католическая церковь в Европе до протестантской Реформации, государственные церкви (мормонизм в штате Юта)

    ДЕНОМИНАЦИЯ

    Религиозная группа, обозначенная как деноминация, является одной из ряда религиозных группы в обществе, которое признает легитимность других религиозных организаций и принимается ими

    Конфессия позитивно связана в социальном и культурном отношении с другими социальными учреждения

    Примеры: епископалы, баптисты, пресвитериане

    ЭТНИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

    Религиозная группа, обозначенная как этническая церковь, является одной из ряда религиозные группы внутри общества, которое определяется им самим и другими церквями как законный представитель внедомашней религии

    Этническая церковь позитивно настроена в социальном плане, но негативно настроена в культурном отношении с другими общественными институтами

    Примеры: буддийские и индуистские религиозные группы в США

    SECT

    Религиозная группа, определяемая как секта, является одной из переменного числа группы внутри общества, определяющего себя как единственно законного представителя доминирующей религиозной традиции и отвергает легитимность других религиозных организаций

    Секта позитивно настроена культурно, но негативно социально ориентирована другие общественные институты

    Примеры: Свидетели Иеговы, адвентисты седьмого дня, амиши, еврейские хасиды

    КУЛЬТ

    Религиозная группа, признанная культом, является одной из различного числа религиозные группы в обществе, которые могут считать себя уникальными или не считать законны и могут признавать или не признавать легитимность других религиозных организаций.

    Культ отрицательно связан в социальном и культурном отношении с другими социальными институты

    Примеры: группы Нью Эйдж, Нация ислама, христианская наука

     




    НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА (IRS) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ

    Из-за проблем свободы вероисповедания в соответствии с Первой поправкой Конгресс никогда нигде не принимал никакого закона, определяющего, что такое церковь, кроме того, что она является «церковью». или конвенция или ассоциация церквей».

    Налоговое управление установило критерии, которые, по его мнению, определяют церковь для целей освобождения от налогов:

    1. Отличное юридическое существование

    2. Признанное вероисповедание и форма поклонения

    3. Определенное и четкое церковное правительство

    4. Формальный кодекс доктрины и дисциплины

    5. Отдельная религиозная история

    6.     Членство, не связанное с какой-либо другой церковью или деноминацией

       7.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *