22. Вербальная и невербальная коммуникация
Всё наше общение можно разделить на две части: что мы говорим и пишем — вербальную, и язык поз, интонаций, движений — невербальную. При помощи слов мы передаём содержание, а при помощи невербалики — форму, контекст. Понятно, что слова, сказанные с другой интонацией и выражением лица, могут иметь совершенно другое значение.
– Мариванна, а Вовочка меня дурой назвал.
– Вовочка, встань, три раза скажи, что Маша не дура, и извинись.
– Маша не дура. Маша не дура! Маша не дура?!! Извини-и-и-те…
Так что смысл сообщения получается: Слова + Невербалика = Смысл.
И самое главное. Если посчитать объём информации, то невербально передаётся 5/6, а словами только 1/6 его часть. Но в нашей культуре обычно учат больше обращать внимание на что сказано, а не то, как сказано. Да, при помощи языка мы можем передавать точные вещи, типа того, что завтра снег с дождем и температура около нуля. Но людей чаще волнует отношение: нравится – не нравится, хорошо – плохо, верит – не верит, любит – не любит. А это уже, в первую очередь, область невербалики. Потому что конкретные слова могут быть истолкованы любым способом. Простое слово «Да», в зависимости от интонации, мимики и прочих телодвижений может обозначать:
— Да, конечно.
— Я подумаю.
— Да! Да! Да!
— Как вы могли обо мне такое подумать!
— Ни за что.
— Скорее всего нет, но у вас есть шанс переубедить меня.
Люди по большей части животные. Набор человеческих генов на 98% совпадает с генетическим набором какого-нибудь шимпанзе. Невербальному взаимодействию миллионы лет, и язык по сравнению с ним младенец, который только вылез из пеленок. Всяческим животным, птицам и даже насекомым нужно было как-то общаться, определять кто главнее и как относиться друг к другу. Если вы считаете, что птички по утрам, а коты по ночам, поют для общей гармонизации окружающей среды – вы глубоко ошибаетесь. Они общаются. Один другому сообщает, кто он и как к этому другому относится.
Если посмотреть на человеческое общение, то обнаружится, что большая часть его сводится к выявлению рангов, взаимному поглаживанию, сообщению об одобрении или неодобрении, а не к передаче «полезной» информации.
Но контекст может передаваться не только при помощи невербалики. Например, меняя строение фразы, добавляя разные частицы, мы можем тоже влиять на форму содержания:
— Вы сможете.
— А вы сможете ли…
Вот именно поэтому НЛП преимущественно занимается работой с формой содержания. И невербалика там занимает очень весомое место.
Всю невербалику можно условно можно разделить на две большие части: это то, что мы передаем телом (Язык Тела) и Голос. В Язык Тела входят: _движения, мимика, позы, частота дыхания, покраснение кожи, напряжение мышц__._К Голосу относится изменение его характеристик: звонкость, громкость, направление, мелодичность, интонации.
Учтите, что Голос (в смысле умение издавать звуки) появился именно как средство коммуникации.
Поэтому при помощи Голоса хорошо передавать эмоции, отношения, состояния. Так же он ориентирован на интонационное оформление речи: мы можем понять является ли данное предложение повествовательным, вопросительным или восклицательным преимущественно по интонациям. В тексте обычно пытаются передать все эти невербальные штучки при помощи разных знаков препинания. А в Интернете и прочих электронных коммуникациях для улучшения понимания используют смайлики: 🙂 😉 🙁 О_оУчтите, что важное отличие невербального общения от вербального состоит в том, что информация передается даже когда собеседник не говорит. Например, «хороший слушатель». Скорее всего это человек, который невербально поддерживает собеседника в то время, как он говорит: кивает головой, улыбается, вздыхает, покачивает головой, поддакивает. В НЛП это называется «активным слушанием».
При чем совершенно не обязательно слушает то, что ему говорят. Он может только делать вид. А потом про него говорят, что он «хороший собеседник».
Так что, если хотите, чтобы вас воспринимали как «хорошего собеседника» научитесь слушать – то есть невербально поддерживать говорящего. Самому говорить при этом не обязательно. Можете сделать простенький эксперимент: когда рядом о чем то спорят, во время речи одного _кивайте, как будто соглашаетесь, улыбайтесь, делайте вид, что довольны._А когда будет говорить другой оппонент – хмурьтесь, кивайте отрицательно, всем видом выражайте возмущение. Скорее всего тот, кого вы поддерживаете, начнет «побеждать» в споре, возможно даже начнет обращаться к вам за подтверждением своих слов.
Есть старая студенческая находка: если вы хотите, чтобы лектор вас запомнил, садитесь поближе, внимательно смотрите на него и согласно кивайте в такт его словам. Через какое-то время он будет говорить преимущественно вам, по крайне мере постоянно будет обращать на вас внимание.
То же самое может касаться и начальства – попробуйте во время выступления начальника согласно кивать (лучше даже незаметно) – через какое-то время речь пойдет в вашу сторону. Не удивляйтесь, что при регулярной «поддержке» начальства может внезапно выяснится, что вы очень хороший работник, достойный повышения.
Правда, это только в том случае, если кто-нибудь не кивает лучше вас – тогда повысят его 🙂
Это только небольшие примеры того, как можно пользоваться невербальным общением, какие возможности оно прибавляет при небольших «затратах». Но это только крохотная часть этих возможностей. Человек, который хорошо умеет общаться невербально (как «слушать», так и «говорить») – это и хороший собеседник, и лучший гость, и первый кандидат на повышение. В нашем обществе ваше социальное (и прочее) положение в первую очередь определяется вашими взаимоотношениями с окружающими, а при помощи чего и как устанавливаются эти взаимоотношения, я думаю вы уже догадались
Где проходим
Тренинг:: Мастерство Коммуникации
По теме
Наши книги:: Структура коммуникации
Вебинар:: Воздействие в коммуникации
Особенности невербальной коммуникации российских и вьетнамских народов
Библиографическое описание:Степанова, Н. А. Особенности невербальной коммуникации российских и вьетнамских народов / Н. А. Степанова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 22-27. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/302/14110/ (дата обращения: 21.10.2022).
Умение читать приобретается чтением книг, но гораздо более необходимое умение — познание мира — можно приобрести, только читая человека и изучая самые разные его издания.
Честерфилд. Письма к сыну
В социальной психологии принято рассматривать общение как особый вид психологической деятельности, результатом которой являются образования и изменения в когнитивной, эмоциональной сфере личности, изменения в области ее отношений и взаимоотношений, в формах поведения и способам обращения к другим людям.
Люди могут обмениваться информацией разного типа на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют манеры, жесты, эмоции. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20–40- % информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратить внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождает желание овладеть искусством толкования этого особого языка.
«Что такое невербальное общение?» — порою многие слышали это фразу, но не каждый из нас понимает, что она значит.
Невербальное общение — это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.
Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.
Как подчеркивают исследователи, невербальная коммуникация порой дает нам гораздо больше сведений, чем слова. А известный французский писатель Ф. Ларошфуко, живший в 17 веке, утверждал: «В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов».
В последнее время эта сфера межличностной коммуникации все больше привлекает внимание ученых и специалистов. Дело в том, что эффект большинства посланий создается невербальной информацией.
Ученые подчеркивают, что вербальные и невербальные средства являются важными интегральными частями единой коммуникативной системы.
Общение — это творческая игра интеллектуальных и эмоциональных сил собеседников, взаимное обучение партнеров, постижение новых знаний в ходе обсуждения предмета беседы.
Невербальный язык гораздо более неустойчив и вариативен по сравнению с языковыми средствами. Изучением языка тела и его частей занимается наука, получившая название «кинесика». Ее создателем считают известного американского антрополога Р. Бирдвистелла. Временами с помощью невербальных средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Австралийский специалист по «языку телодвижений» А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т. п.) — 38 %, мимики, жестов, позы (невербальное общение) — 55 %.
Следовательно, можно прийти к выводу, что важно не что говориться, а как это говорится.
Начиная с античных времен, языку телодвижений всегда уделялось много внимания. Большую роль в социальных отношениях язык тела играл в средние века. Неслучайно, культуру средневековья иногда называют культурой жеста, или жестовой культурой.
И в настоящее время жесты играют важное значение в общественно-политической, деловой и частной жизни. «Как показывают некоторые события современной истории, — пишет Г. Е. Крейдлин, — часто бывает достаточным исполнения таких символических жестов, как протянутая для рукопожатия рука или доброжелательная улыбка, поза склонить голову или снять шляпу перед могилой, чтобы пришли в действие силы, приводящие к желанным конкретным результатам».
К кинетическим средствам относятся самые разнообразные прикосновения — рукопожатия, поцелуй, поглаживания, объятия и т. д.
Самое распространенное деловое прикосновение — рукопожатие. По свидетельству Эразма Роттердамского, рукопожатие было введено в конце 17 века. Данный жест был задуман как приветствие равных по статусу, так как жесты кланяться или снимать шляпу имели нежелательную окраску неравенства жестикулирующего и адресата.
Значимую информацию о состоянии человека, о его взаимоотношениях с собеседником содержит поза. Специалисты называют около 1000 различных поз.
Этикетные нормы использования разных поз, как и жестов, во многом определяются культурными традициями народов.
Разное отношение наблюдается к такой позе, как глубокий поклон. Например, у европейцев и американцев эта поза расценивается как знак униженности и раболепия. А во Вьетнаме — это знак уважения и смирения. Не поклониться означает проявить невежливость и неучтивость, нарушить этические нормы поведения.
Наблюдения показывают, что в процессах общения 60 % — 95 % информации передается именно с помощью системы невербалики.
Мимика имеет очень большое значение в практике делового взаимодействия. Именно лицо притягивает наш взгляд, а выражение лица дает обратную связь.
Поскольку лицо — это своеобразный перекресток, на котором проявляются невербальные особенности, мимические аспекты являются наиболее выразительными.
«Лицо — носитель богатейшего коммуникативного потенциала. Это инструмент передачи эмоциональных состояний, оно отражает межличностные отношения, оно обеспечивает невербальную обратную связь с действиями окружающих, некоторые ученые называют его главным после речи источником информации».
По мнению А. Пиза, проблема с ложью заключается именно в том, что наше подсознание работает автоматически и независимо от нас. Именно поэтому наши бессознательные жесты могут выдать нас, когда мы лжем. Во время обмана наше подсознание выбрасывает пучок нервной энергии, которая проявляется в жестах.
Основным звуковым средством устной речи является голос. Он передает информацию о физическом и эмоциональном состоянии человека, степени его воспитанности и образованности. Человеческий голос имеет огромное количество оттенков.
В речи, едва заметное изменение в технике произнесения, может создать совершенно иной по смыслу, значению звук. Голос материализует интонацию, которая считается обязательной характеристикой звучащей речи. В голосе выражается эмоциональное состояние человека: безразличие, удивление, радость и т. п.
Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Так приняв от вьетнамца визитную карточку, следует сразу же прочитать ее. Если вы положите ее в карман, вы тем самым сообщите вьетнамцу, что его считают несущественным человеком. Еще один пример культурных различий в невербальной коммуникации — склонность вьетнамцев с недоумением реагировать на «каменное выражение» лица у собеседников, в то время как улыбка не часто гостит на лицах русских и немцев.
Большинство исследователей разделяют мнение, что вербальный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для «обсуждения» межличностных отношений. Например, женщина в России может послать мужчине убийственный взгляд, и она совершенно четко передаст ему свое отношение, даже не раскрыв при этом рта.
Женщины во Вьетнаме более чувствительны, чем мужчины и этим объясняется существование такого понятия, как женская интуиция. Женщины в России обладают также врожденной способностью замечать невербальные сигналы, поэтому мало кто из мужей может обмануть своих жен, и, соответственно, большинство женщин могут узнать тайну мужчины по его глазам.
Во Вьетнаме большинство мужчин надевают свое пальто, начиная с правого рукава, большинство же женщин начинают надевать пальто с левого рукава. Когда мужчина пропускает женщину на многолюдной улице, он, проходя, обычно разворачивает тело к женщине; женщина же обычно проходит, отвернувшись от него. Делает ли она это инстинктивно, защищая грудь? Является ли это врожденным жестом женщины, или она научилась этому неосознанно, наблюдая за другими женщинами?
Большинство жестов невербального поведения являются приобретенными, и значение многих движений и жестов культурно обусловлено. Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны — они хмурятся, когда сердятся — у них сердитый взгляд. Так происходит как в России, так и во Вьетнаме.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что если вы желаете достигнуть определенных результатов во взаимоотношениях с партнерами или просто коллегами, вам необходимо ознакомиться и овладеть культурой страны, обычаями и привычками.
Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и предвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить вас о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.
Научившись «читать» жестикуляцию других людей, вы можете распознать, искренни они или лживы, относятся к вам дружественно или враждебно. Нужно также помнить, что и ваши знакомые могут делать подобные наблюдения над вашим собственным поведением.
Научные исследования в области лингвистики показали, что существует прямая зависимость между социальным статусом, властью, и престижем человека и его словарным запасом.
Человек, находящийся на вершине социальной лестницы, может пользоваться богатством своего словарного запаса в процессе коммуникации, в то время как менее образованный человек будет чаще полагаться на жесты, а не на слова в процессе общения.
Сочетание двух основных каналов общения, как вербального, так и невербального является залогом к успешному взаимодействию партнеров и просто собеседников.
Литература:
- Павлова Л. Г. Основы делового общения. — Ростов н/д.: Феникс, — 2008. — 311 с.
- Дерябо С., Ясвин В. — Гроссмейстер общения — Смысл, 2000
- Нэпп М, Холл Д. Невербальное общение. — Учебник 6-е международное издание — Спб., 2004
- Лабуновская В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). — Ростов: Издательство 1986
- Пиз Аллан. Язык телодвижений М.: Эксмо, — 2006
- Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник.- 2-е изд. — М: Инфра — М, 2003. — 295 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Вьетнам, жест, невербальное общение, женщина, поза, Россия, невербальная коммуникация, невербальный язык, словарный запас, эмоциональное состояние человека.
Вербальная и невербальная коммуникация в различных ситуациях общения.
ВЕРБАЛЬНАЯ И НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ ОБЩЕНИЯ
Сироткина Наталья Михайловна
Гимназия № 1799 «Экополис»
Россия, Москва
E-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу вербальной и невербальной коммуникации. Рассматриваются особенности вербального и невербального общения, проводится работа с тестами, направленными на оценку коммуникативных умений, умение использовать мимику и жесты.
Ключевые слова: общение; вербальная коммуникация; невербальная коммуникация.
Цель исследования – проанализировать особенности использования языковых и невербальных средств для выражения чувств и мыслей в различных ситуациях общения».
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) определить понятие и сущность вербального и невербального общения;
2) изучить методику исследования вербального и невербального общения;
3) выявить определенные аспекты вербального и невербального общения;
4) рассмотреть особенности проявления вербальных и невербальных средств общения в различных ситуациях общения.
На протяжении жизни человек находится во взаимодействии с другими людьми. Речь является важнейшим средством общения. Поэтому речь каждого отдельного индивида должна быть четкой, ясной и понятной каждому.
Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопонимании.
Как известно, коммуникация бывает вербальной (общение при помощи слов) и невербальной (общение, осуществляемое жестами, взглядами, мимикой).
Люди пользуются письменной коммуникацией реже, чем устной. Но с приходом электронной почты важность письменного общения возросла.
Любое письменное сообщение имеет одно несомненное преимущество перед устным. Составляя его, вы имеете возможность подумать, привести в порядок свои мысли и в случае необходимости даже переписать созданный текст набело.
Однако нужно отметить и недостатки письменной коммуникации: письменное сообщение не может передавать интонации голоса и жестикуляцию.
Рассмотрим вербальное общение.
Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Вербальная коммуникация – это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно «перевести» сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал «красный свет» переводится как «проезд закрыт», «остановитесь»; поднятый вверх палец, прикрытый ладонью другой руки, как «прошу дополнительную минуту перерыва» в спортивных соревнованиях и т.п.
Чтобы научиться эффективно общаться и использовать вербальные средства общения, нужно не только совершенствовать свою речь, знать правила русского языка или изучать иностранные языки, но уметь разговаривать в психологическом смысле. Слишком часто у людей возникают различные психологические барьеры или боязнь устанавливать контакты с другими людьми. Для успешного взаимодействия с обществом их нужно вовремя выявлять и преодолевать.
То, как мы говорим, дает представление собеседнику о нас. Можно даже переформулировать известную поговорку: «Скажи мне, и я скажу, кто ты…». Не случайно в произведениях художественной литературы речь персонажа является важным средством характеристики.
Вербальные коммуникации являются основной составляющей труда таких специалистов, как менеджеры, юристы, психологи, бизнесмены, рекламисты, преподаватели, политики и т. п. Поэтому владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека.
Язык имеет несколько функций:
1) Коммуникативная (взаимодействие между людьми). Язык – это основная форма полноценного общения человека с себе подобными.
2) Аккумулятивная. С помощью языка мы можем хранить и накапливать знания. Если рассматривать определенного человека, то это его записные книжки, конспекты, творческие произведения. В контексте же глобальном – это художественная литература и памятники письменности.
3) Познавательная. С помощью языка человек может приобретать знания, содержащиеся в книгах, фильмах или сознании других людей.
4) Конструктивная. При помощи языка легко формировать мысли, облекать их в материальную, ясную и конкретную форму (либо в виде устного словесного выражения, либо в виде письменного).
5) Этническая. Язык позволяет объединять народы, общности и другие группы людей.
6) Эмоциональная. С помощью языка можно выражать эмоции и чувства, причем здесь рассматривается именно их прямое выражение с помощью слов. Но в основном эта функция, конечно, выполняется невербальными средствами общения.
Рассмотрим некоторые примеры вербального общения в произведениях русской литературы.
1. Коммуникативная функция (пример взят из драмы М. Горького «На дне».)
Герой пьесы Лука готов советом и ласковым словом помочь каждому человеку. Его речь подтверждает мягкость характера. Он говорит ласково, утешительно, часто рассказывает притчи и упоминает Христа. Лука не произносит высокопарных фраз, а простыми, понятными всем словами может достучаться до сердца любого человека
2.Аккумулятивная функция.
Благодаря дневнику Печорина, мы можем понять натуру этого героя. Герой пишет о себе искренне и бесстрашно, не боясь выставить наружу свои слабости и пороки. В предисловии к «Журналу Печорина» автор замечает, что история души человеческой едва ли не полезнее и не любопытнее истории целого народа. Журнал Печорина рассказывает трагедию человека одаренного, активного, но обреченного на вынужденную бездеятельность. В дневнике герой очень честен, может быть, поэтому он вызывает к себе сочувствие и сострадание.
Печорин о себе говорит:
«….Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его; первый, быть может, через час простится с вами и миром навеки, а второй….
И, может быть, я завтра умру! … и не останется на земле ни одного существа, которое поняло бы меня совершенно.
Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь! «Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние…»
3. Познавательная и конструктивная функции.
Размышления Князя Андрея по дороге в Отрадное.
Нельзя не заметить, как похож старый дуб на уставшего старца, который ничему не радуется, не верит «в весну, и любовь, и счастье», считая все это «глупым и бессмысленным обманом». Описание этого дуба любого заставит задуматься о смысле жизни, вспомнить о том, что на земле ничто не вечно, заставит переоценить свою жизнь. Именно такое состояние меланхолии и грустных размышлений охватило князя Андрея при встрече с этим деревом. В его душе возник «целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных». Ведь жизнь не предвещала ему никаких перемен в лучшую сторону. Герой разочаровался в своем стремлении добиться славы на военном поприще. Желая обратить все свои душевные и физические силы на семью, он устремился к беременной жене, но жена умерла при родах. Так несчастье за несчастьем постепенно превратили душу князя Андрея в душу старца и заставили его сделать такой вывод: «… Пускай молодые вновь поддаются на это обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!». И так думает человек, которому всего лишь чуть больше тридцати лет!
4. Этническая функция остается актуальной в современном мире, ярким примером ее реализации являются олимпийские игры.
5. Эмоциональная функция в романе в романе Толстого «Война и мир».
Наташа, видя красоту ночи, восхищаясь ею, не может спать. Она в который раз просит Соню спеть, теребит ее, пытается обратить ее внимание на великолепие ночи. Наташу переполняют чувства, она даже не может их выразить, только восклицает: «Ах, какая прелесть!». Но мы понимаем, насколько впечатлила ее картина «светлого, почти беззвездного весеннего неба». Наташа полна эмоций, она даже хочет подхватить себя под коленки и лететь. Но опять слышится строгий голос Сони, которая со свойственной ей долей разума говорит: «Полно, ты упадешь». Наташа – вполне реальная, земная девушка, но душа ее крылата, поэтому мечты девушки о полете воспринимаются как нечто естественное, органичное для нее. Поэтому Наташу можно назвать «крылатой героиней»; ей, как тургеневской Асе, как Катерине Кабановой, тесно на земле, богатство внутреннего мира, щедрость души влекут ее куда-то ввысь, в полет.
А теперь о невербальном общении.
Невербальное общение известно, как язык поз и жестов. Оно включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.
Невербальные проявления очень важны во взаимодействии людей. Основные их функции состоят в следующем:
— дополнение произнесенного сообщения;
— повторение сказанного;
— выражение противоречия между словом и делом;
— акцент на чем-то;
— замена слов;
— разнообразие невербальных средств общения.
В невербальном общении можно выделить некоторые элементы:
— жесты и поза;
— мимика, взгляд и выражение лица;
— дистанция между собеседниками и прикосновения;
— интонация и характеристики голоса.
Невербальные сигналы важны в общении.
— Около 70% информации человек воспринимает по зрительному каналу.
— Невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника.
— Наше первое впечатление формируется под влиянием воздействия походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться и т.д.
— Невербальные сигналы спонтанны и всегда искренни.
Наиболее распространенными жестами обмана является прикрывание рта, прикосновение к носу, потирание глаз, потирание мочки уха, оттягивание воротничка, пальцы во рту.
Невербальное общение, так же, как и вербальное, нашло свое отражение в русской художественной литературе.
Например, в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» невербальные средства общения играют основную роль в передачи информации. Понтий Пилат, хоть и наделен властью, но он обычный человек. У него может болеть голов. Он пытается ей не двигать, чтобы уменьшить болезненные ощущения: «… попробую не двигать головой…» О том, что боль нестерпимая, свидетельствует болезненная гримаса, от которой прокуратор не может удержаться, – весьма выразительный жест. И чуть далее: «Прокуратор был как каменный потому, что боялся качнуть пылающей адской болью головой». Силу боли автор подкрепляет и определенной манерой речи: «губы его шевелились чуть-чуть при произнесении слов», «с трудом проговорил», когда он говорит, у него «тусклый, больной голос».
Не только неподвижность головы, но и другие детали передают болезненное состояние Понтия Пилата. Например, глаза. «Вспухшее веко приподнялось, подернутый дымкой страдания глаз уставился на арестованного. Другой глаз оказался закрытым». Раздражаясь от вынужденного допроса, через какое-то время он реагирует так: «Теперь уже оба больные глаза глядели на арестанта». «… прокуратор … сжал голову руками», «тронул висок рукой» – все это типичные жесты мучающегося от головной боли человека.
Еще один весьма выразительный жест прокуратора: он водит руками, как бы поглаживая собаку – единственное существо, искренне любящее хозяина, – догадывается Иешуа.
Среди своих одноклассников я провела тесты, которые должны были прояснить роль невербальных средств коммуникации при словесном общении.
Первый тест касался оценки коммуникативных умений; второй – умения общаться; третий – понимания языка жестов и мимики.
Первый тест показал, что уровень развития коммуникативных умений у моих одноклассников средний. По результатам второго теста можно сказать, что ребята в целом являются приятными собеседниками. Третий тест показал, что ребята неплохо разбираются в невербальных средствах общения.
Целью моего исследования была задача выяснить, насколько невербальная коммуникация дополняет вербальную. Проведя тесты и обработав ответы, я пришла к выводу: в общении использование жестов, мимики, взглядов играет немаловажную роль, дополняя вербальные средства: невербальные средства могут либо усиливать эмоции, либо сдерживать их.
Речь одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Наряду со словесным (вербальным) общением необходимо учитывать невербальные средства передачи информации. В обмене информацией важную роль играет точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации. Но не стоит забывать и про речевые звуковые явления (темп речи, тональность голоса, тембр и т.д.). Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи. Большое значение при общении людей друг с другом имеет их расположение в пространстве, т.е. дистанция или зона общения.
Для того чтобы достичь определенных результатов во взаимоотношениях с собеседниками, во время общения, бесед, переговоров необходимо уметь контролировать, с одной стороны, собственные движения, собственное поведение и мимику, с другой стороны – уметь считывать информацию невербальных средств общения ваших партнеров по беседе. Поэтому язык невербального и вербального общения необходимо изучать всем, кто заинтересован в позитивном и результативном проведении переговоров, бесед.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М: Аспект Пресс, 2002. – 335 c.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: Академия, 2002. – 264 с.
3. Леонтьев А.А. Психология общения. – М: Смысл, 1997. – 351 с.
4. Парыгин Б.Д. Антомия общения. – СПб: Изд. Михайлова, 1999. – 301 с.
5. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методики, история и теория. – Спб: ИГУП, 1999. – 592 с.
6. Чалдини Р. Психология влияния. – Спб.: Питер ком, 1999. – 272 с.
VERBAL AND NONVERBAL COMMUNICATION
IN VARIOUS SITUATIONS OF COMMUNICATION
Natalya M. Sirotkina
Gymnasium № 1799 “Ekopolis”
Russia, Moscow
Scientific adviser: Marina B. Kondakova
The article is devoted to the analysis of verbal and nonverbal communication. Features of verbal and nonverbal communication are considered, work with the tests directed on an assessment of communicative abilities, ability to use a mimicry and gestures.
Keywords: communication; verbal communication; nonverbal communication.
Что такое вербальное и невербальное общение? | Lexie Hearing
Что такое вербальное и невербальное общение?Когда мы думаем о формах общения, речь может быть первым примером, который приходит нам на ум. Однако мы часто упускаем из виду важность невербального общения. Исследования показали, что невербальные сигналы, такие как язык тела, могут быть не менее, если не более важными, чем то, что мы говорим. Например, понимание невербального общения может помочь нам ориентироваться в разговорах с людьми, страдающими потерей слуха.
Какая разница?
Вербальное общение использует речь или произносимое слово для обмена информацией, эмоциями и мыслями. И наоборот, невербальное общение — это передача и обмен сообщениями без использования устных слов.
Несмотря на молчание, невербальные сигналы могут передавать наши чувства, отношения и действия другим людям более эффективно, чем речь. Исследования показали, что около 80% того, как мы разговариваем, связано с невербальной коммуникацией, и только 20% — с вербальной. Люди с потерей слуха в значительной степени полагаются на невербальные сигналы, даже когда носят слуховые аппараты. Вы полагаетесь на невербальные сигналы больше, чем считаете нормальным? Это может быть признаком потери слуха. Проверьте свой слух бесплатно менее чем за 2 минуты на веб-сайте Lexie Hearing прямо сейчас, чтобы узнать, принесет ли вам пользу ношение слуховых аппаратов.
Примеры невербального общения
Когда мы взаимодействуем с другим человеком, мы постоянно даем и получаем невербальные сигналы. Виды вербальных и невербальных сигналов, которые мы подаем или получаем, представлены во многих формах.
Выражение лица
Выражение лица может усиливать, ослаблять или скрывать эмоции, которые вы испытываете. Многие выражения лица, такие как изгиб губ в улыбке или разочарованное нахмуривание бровей, рассматриваются как универсальные формы невербального общения. Эти выражения лица воспринимаются одинаково во многих разных культурах. Например, когда мы улыбаемся, люди вокруг нас склонны интерпретировать наше выражение лица как счастье.
Жесты
Каждый жест повышает эффективность ваших эмоций и делает акцент на произносимых словах. Например, большие движения кистей и рук создают больший акцент, в то время как более мелкие жесты могут сообщать что-то более конкретное, например, поднятие двух пальцев для обозначения числа два. Другой пример жеста — движения головой. Просто кивайте или качайте головой, указывая «да» или «нет», не говоря ни слова.
Знание жестов и того, что они сообщают, может быть полезным при даче инструкций или указаний, особенно когда вы путешествуете и имеете ограниченное понимание произносимых слов.
Язык телаЕще одна основная форма невербального общения, наш язык тела может раскрывать наши внутренние мысли и сообщения другим. Наш язык тела состоит из движений тела и позы. То, как мы двигаемся или носим себя, может заменить словесное сообщение. Однако один и тот же язык тела может интерпретироваться слушателями по-разному. Например, когда вы скрещиваете руки, вы можете казаться обороняющимся или незаинтересованным. Точно так же игра пальцами может указывать на тревогу или скуку.
ПаралингвистикаТон голоса, темп, громкость речи и ударение в словах (в совокупности известные как паралингвистика) — еще несколько примеров невербальных сигналов. Паралингвистика может дополнять и дополнять вербальное сообщение, а также акцентировать вербальное сообщение, выделяя части сообщения. Однако эти сигналы не универсальны, поскольку они зависят от срочности сообщения, эмоций говорящего, на каком языке говорят, а также от культурных и региональных влияний.
Зрительный контакт
Зрительный контакт является важной формой невербального общения. Например, взгляд на чье-то лицо и установление прямого зрительного контакта демонстрирует уважение и интерес. Кроме того, зрительный контакт используется для начала и регулирования разговора. Наконец, важно отметить, что зрительный контакт особенно важен для людей с потерей слуха, поскольку он помогает читать по губам.
Что может повлиять на нашу невербальную коммуникацию
Когда возникают неожиданные обстоятельства, способ, которым мы передаем наши чувства и мысли, может измениться.
Стресс
Одним из основных факторов, влияющих как на вербальное, так и на невербальное общение, является наш уровень стресса. Когда мы находимся под давлением и чувствуем стресс, мы с большей вероятностью будем посылать противоречивые и негативные сигналы. Стресс также может привести к заиканию, слишком быстрой речи, недостаточному зрительному контакту или плохой осанке. Кроме того, стресс может привести к тому, что мы неправильно интерпретируем коммуникативные сигналы других людей. Не слушая, что на самом деле говорят другие люди, мы становимся плохими коммуникаторами.
Отвлечения
Когда мы отвлекаемся, нам часто трудно передать то, что мы хотим сказать эффективно. Если нас отвлекает наше окружение или мысли, мы отвлекаем внимание от людей, с которыми разговариваем. Это может привести к тому, что мы пропустим слова, которые они сказали, или отвлечем наше тело от них, и проявим признаки незаинтересованности. Другие люди могут видеть, что мы отвлекаемся от того, как мы справляемся с вербальной и невербальной коммуникацией, и могут отключиться от нашего разговора, если им не кажется, что их не слушают.
Советы по улучшению невербального общения
Наши коммуникативные навыки развиваются естественным образом благодаря практике и общению с другими людьми. Тем не менее, вот несколько советов для дальнейшего развития этих навыков.
- Обратите все внимание на человека, с которым вы общаетесь, и покажите ему, что вы «присутствуете» во время разговора. Вы можете сделать это с помощью простых сигналов, таких как повернуться лицом к говорящему, поддерживать правильный зрительный контакт и поддерживать открытую и расслабленную позу.
- Сосредоточьтесь на тоне голоса других. Тонкий, но важный сигнал, тон человека может передать много информации, например, то, что он чувствует. Постарайтесь, чтобы тон вашего голоса соответствовал тону голоса говорящего.
- Не стесняйтесь задавать вопросы спикеру. Если вы не уверены в том, что человек хочет передать, можно замедлиться и спросить его.
- Всегда учитывайте контекст, в котором вы говорите. В зависимости от ситуации и того, с кем вы разговариваете, определенные вербальные и невербальные сигналы могут быть неуместными.
- Обратите внимание на то, как вы общаетесь. Наши вербальные сигналы обычно преднамеренны, в то время как невербальные сигналы, которые мы подаем, иногда бессознательны. Однако как вербальное, так и невербальное общение важны для передачи нашего сообщения. Обращая внимание на то, как вы общаетесь вербально и невербально, вы осознаете, над чем вам нужно поработать, например, над понижением голоса, когда вы нервничаете.
Невербальное общение и потеря слуха
Вербальное и невербальное общение являются важными способами обмена сообщениями и эмоциями с другими. Это может звучать особенно актуально для людей, страдающих потерей слуха. Однако исследования показали, что люди с потерей слуха лучше понимают сигналы невербального общения, чем люди с нормальным слухом. Одна из причин этого заключается в том, что многие люди, страдающие потерей слуха, могут полагаться на язык жестов и чтение речи.
Потеря слуха влияет на вашу способность получать и интерпретировать вербальную информацию. Чтение речи объединяет словесное общение (если человек испытывает частичную потерю слуха или носит слуховой аппарат) с визуальной информацией из невербального общения, чтобы лучше понять, что кто-то передает. Во время чтения речи слушатель обращает внимание на жесты говорящего, мимику и язык тела. Эти невербальные коммуникативные сигналы предоставляют дополнительную информацию и контекст, которые облегчают человеку с потерей слуха интерпретацию и понимание разговора.
Преимущества понимания невербальных сигналов
Когда мы разговариваем с людьми, мы передаем свое сообщение как посредством вербальной, так и невербальной коммуникации, мы можем строить лучшие отношения и вести более успешную беседу.
Заключение
Невербальные сигналы и язык играют жизненно важную роль в том, как мы общаемся, и как мы получаем и воспринимаем то, что кто-то говорит. Но вербальное общение по-прежнему является наиболее эффективным способом донесения информации.
Но без надлежащего слуха эта способность теряется. С Lexie Hearing вы снова можете быть частью разговора. Лучше всего то, что вы можете настроить свой слуховой аппарат в любой среде, в которой вы находитесь, с помощью замечательного приложения Lexie.
Свяжитесь с нами сегодня, чтобы узнать больше. Нажмите здесь, чтобы связаться с нашими экспертами Lexie.
Разница между вербальным и невербальным общением (со сравнительной таблицей)
Общение — это естественное явление, это акт взаимодействия с людьми и обмена информацией с ними. Знаете ли вы, говорите вы или нет, он передает сообщение другой стороне. Различают два типа общения: вербальное и невербальное. Вербальное общение — это форма общения, в которой вы используете слова для обмена информацией с другими людьми в устной или письменной форме.
Наоборот, Невербальная коммуникация не использует слова для передачи чего бы то ни было, но используются некоторые другие способы, т. е. когда коммуникация происходит посредством невысказанных или неписаных сообщений, таких как язык тела, выражение лица, язык жестов и т. д. . В этом отрывке из статьи мы подробно разобрали все важные различия между вербальной и невербальной коммуникацией.
Содержание: вербальное общение и невербальное общение
- Сравнительная таблица
- Определение
- Ключевые отличия
- Видео
- Заключение
Сравнительная таблица
Основа для сравнения | Вербальная коммуникация | Невербальная коммуникация |
---|---|---|
Значение | Общение, в котором отправитель использует слова для передачи сообщения получателю, называется вербальным общением. | Общение, которое происходит между отправителем и получателем с использованием знаков, известно как невербальное общение. |
Типы | Формальные и неформальные | Хронемика, вокалика, гаптика, кинесика, проксемика, артефакты. |
Требующий времени | Нет | Да |
Вероятность передачи неверного сообщения | Редко. | Происходит большую часть времени. |
Документальные доказательства | Да, в случае письменного сообщения. | № |
Преимущество | Сообщение может быть ясно понято и возможна немедленная обратная связь. | Помогает понять эмоции, статус, образ жизни и чувства отправителя. |
Присутствие | Сообщение может быть передано посредством писем, телефонных звонков и т.д., так что личное присутствие сторон не имеет значения. | Личное присутствие обеих сторон общения обязательно. |
Определение вербального общения
Общение, при котором отправитель использует слова, устные или письменные, для передачи сообщения получателю, называется вербальным общением. Это наиболее эффективная форма общения, которая приводит к быстрому обмену информацией и обратной связи. Меньше шансов на недопонимание, поскольку общение между сторонами четкое, то есть стороны используют слова, чтобы сказать что-либо.
Общение может быть осуществлено двумя способами (i) Устно – общение лицом к лицу, лекции, телефонные звонки, семинары и т. д. (ii) Письменно – Письма, электронная почта, SMS и т. д. Существует два типа связи, их:
- Официальная коммуникация: Также называемая официальной коммуникацией, это тип коммуникации, при котором отправитель следует по заранее определенному каналу для передачи информации получателю, известный как формальная коммуникация.
- Неформальное общение: Наиболее известный как виноградная лоза, тип общения, при котором отправитель не следует каким-либо заранее определенным каналам для передачи информации, называется неформальным общением.
Определение невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация основана на понимании сторон коммуникации, так как передача сообщений от отправителя к получателю осуществляется без слов, т. е. в коммуникации используются знаки. Таким образом, если получатель полностью понимает сообщение и после этого дается надлежащая обратная связь, то общение проходит успешно.
Много раз дополняет вербальное общение, чтобы понять образ мыслей и статус сторон, что не произносится ими, но является актом понимания. Типы невербального общения следующие:
- Хрономика: Использование времени в общении — это хронемика, которая говорит о личности отправителя/получателя, таких как пунктуальность, скорость речи и т. д.
- Вокалика: Громкость, тон голоса и высота тона, используемые отправителем для передачи сообщения получателю, известны как вокалика или параязык.
- Тактильные ощущения: Использование прикосновения в общении — это выражение чувств и эмоций.
- Кинесика: Изучение языка тела человека, т. е. жестов, поз, мимики и т. д.
- Проксемика: Дистанция, сохраняемая человеком при общении с другими, сообщает об отношениях человека с другими как интимных, личных, социальных и общественных.
- Артефакты: Внешний вид человека говорит о его личности, т.е. по одежде, ношению украшений, образу жизни и т.д. Этот вид коммуникации известен как артефактная коммуникация.
Ключевые различия между вербальной и невербальной коммуникацией
Следующие пункты подробно объясняют разницу между вербальной и невербальной коммуникацией:
- Использование слов в общении — это вербальное общение. Общение, основанное на знаках, а не на словах, является невербальным общением.
- Вероятность путаницы при устном общении между отправителем и получателем очень мала. И наоборот, вероятность непонимания и путаницы в невербальном общении очень велика, поскольку не используется язык.
- При вербальном общении обмен сообщениями происходит очень быстро, что приводит к быстрой обратной связи. В отличие от этого, невербальное общение больше основано на понимании, которое требует времени и, следовательно, является сравнительно медленным.
- При устном общении присутствие обеих сторон в месте общения не обязательно, так как это возможно и в случае, если стороны находятся в разных местах. С другой стороны, для эффективного невербального общения обе стороны должны присутствовать во время общения.
- При устном общении документальные доказательства сохраняются, если сообщение является формальным или письменным. Но нет убедительных доказательств в случае невербального общения.
- Вербальное общение удовлетворяет самое естественное желание человека – говорить. В невербальном общении чувства, статус, эмоции, личность и т. д. очень легко передаются посредством действий, совершаемых сторонами в общении.
Видео: вербальное и невербальное общение
Заключение
Вербальное и невербальное общение не противоречат друг другу, но они дополняют друг друга, как справедливо сказал кто-то: «Действия громче слов». Короче говоря, оба идут рука об руку и помогают человеку взаимодействовать и реагировать на других людей.
Вербальное общение, очевидно, является важной частью жизни, поскольку мы используем слова для общения. Но задумывались ли вы когда-нибудь, что маленький ребенок не может использовать язык или слова, чтобы говорить, но он выбирает знаки, чтобы показать свой гнев, радость и печаль. Точно так же глухие и немые люди также используют язык жестов для общения с другими людьми. Таково значение невербального общения во многих жизнях.
Вербальное/невербальное общение — NSE — Межличностное общение
Вербальное общение
Вербальное общение — это использование звуков и слов для самовыражения. Разговорный и письменный язык можно считать вербальным общением , поскольку оба они предполагают использование слов для обмена идеями. Хотите верьте, хотите нет, но в языке есть «правила». Эти правила определяют, как произносятся слова, в каком порядке они должны располагаться, что означают слова и как их можно интерпретировать. Правила, как правило, общеизвестны и широко распространены в определенной культуре (т. е. географическом местоположении). Общение в разных средах может оказаться сложным, потому что в разных культурах действуют разные правила. Кроме того, язык, используемый для передачи значения, часто определяется такими вещами, как культурные нормы, этническое происхождение, возрастная группа, пол, опыт, предшествующие знания и точка зрения.
Давайте посмотрим, что происходит, когда люди используют одни и те же слова, но имеющие разные значения. Нажмите кнопку воспроизведения ниже, чтобы посмотреть «Коммуникация: отправитель/получатель, Эбботт и Костелло», комедийный пример возможного нарушения устного общения.
Как вы видите, два человека полагали, что они использовали одни и те же слова, отвечая на вопросы друг друга, но их интерпретации слов были разными. Не видя их написанными, можно попасть в бесконечный цикл, как показано на эскизе. При устном общении помните, что не следует предполагать, что кто-то понимает слова, которые вы используете, просто на основании произношения, а скорее оставьте место для уточнения.
Ваш язык также может различаться в зависимости от ситуационных факторов, таких как обстановка, характер разговора и человек, с которым вы разговариваете. Представьте, что вы сильно поссорились со своей второй половинкой. Каким языком вы бы описали ситуацию своему лучшему другу? А как насчет ребенка или бабушки и дедушки? Как изменился бы ваш язык, если бы вы рассказывали эту историю в тесном лифте, на барбекю на заднем дворе или в кабинете своего профессора?
Проще говоря, язык, который вы используете, зависит от того, кто вы есть, и может меняться в зависимости от множества факторов.
Совет для новых студентов: Язык, который вы используете при общении с преподавателями и персоналом, должен соответствовать среде высшего образования. Это включает в себя личное, электронное и виртуальное общение. Чтобы глубже изучить эту концепцию, посмотрите это видео о том, как разговаривать с профессорами. Закончив просмотр видео, нажмите кнопку «Назад» в веб-браузере, чтобы вернуться на эту страницу.
Пауза и размышление
Теперь, когда вы знаете немного больше о вербальном и невербальном общении, подумайте о своих естественных коммуникативных привычках. Подумайте о словах, которые вы используете, и о том, как вы их используете. Кроме того, подумайте, как ваши естественные привычки меняются в зависимости от ваших эмоций, окружения, темы и того, с кем вы разговариваете.
Используйте следующий документ, чтобы помочь в размышлениях. Чтобы открыть документ, нажмите на синюю ссылку ниже. Загрузите документ на свой компьютер и диаграмму, как указано. Обязательно сохраните свои ответы и сохраните копию для своих записей.
Затем перейдите на вкладку Самосознание и самоконтроль.
Невербальное общение
Невербальное общение определяется как «поведение и характеристики, которые передают смысл без использования слов» (Floyd 178). Сюда входят такие вещи, как выражение лица, поза, зрительный контакт и жесты. Нажмите кнопку воспроизведения ниже, чтобы посмотреть «Типы невербального общения» и получить дополнительную информацию о невербальном общении.
Иногда невербальное и вербальное общение происходит одновременно. Например, если кто-то задает вам вопрос, а вы пожимаете плечами, говоря: «Я не уверен», вы передаете вербальные и невербальные сообщения одновременно. В этом примере ваши невербальные сообщения подкрепляют ваши вербальные сообщения. В других случаях невербальные и вербальные сообщения противоречат друг другу. Нажмите кнопку воспроизведения ниже, чтобы посмотреть «Если бы официанты были честными» и увидеть возможные расхождения между вашим вербальным и невербальным общением.
В качестве другого примера предположим, что вы работаете над групповым проектом с одной из ваших одноклассниц, Кортни. Кортни всегда улыбается и приветствует всех теплым рукопожатием или объятиями. Сегодня Кортни приходит на собрание вашей группы и не улыбается, не пожимает руки и не обнимает. Вместо этого Кортни бросает свой рюкзак на стол. Она хмурится, ее брови нахмурены, а губы поджаты. Вы думаете, что что-то не так, поэтому спрашиваете Кортни, в порядке ли она. Кортни отвечает: «Да, я в порядке». В то время как вербальное сообщение Кортни говорит, что все в порядке, ее невербальные сообщения говорят об обратном.
Эти примеры проливают свет на некоторые характеристики невербального общения. По словам Флойда, невербальная коммуникация:
- присутствует в большинстве разговоров
- обычно передает больше информации, чем вербальное общение
- считается за устное общение
- — это основное средство передачи ваших эмоций
Совет новым ученикам: Ваше невербальное общение в классе может не только создать положительное или отрицательное впечатление о вас, но и повлиять на атмосферу в классе в целом.