Психология творчества — Психология человека
Свобода выражается в творчестве.Сергей Николаевич Булгаков
Психология творчества – это раздел психологии, который изучает создание человеком всего нового и оригинального в самых разных сферах деятельности. Речь может идти о новых научных открытиях, изобретениях, искусстве, технике, и в целом о привнесении чего-то нового в нашу обыденную жизнь. Также психология творчества изучает структуру и развитие творческого потенциала человека. Считается, что этот раздел один из самых трудных в психологии, поскольку критерии новизны и оригинальности весьма расплывчаты и неоднозначны. С одной стороны, все в нашей жизни по-своему ново и неповторимо, поэтому сама жизнь – это и есть творчество. Вы не найдете в этом мире абсолютно одинаковых людей, как не найдете и одинаково сделанных ими дел. Поступки, слова, идеи разных людей – не похожи друг на друга. Но с другой стороны, есть такие вещи, такие, скажем так, творения человека, которые очень сильно отличаются от всего остального, что имеется в этом мире. И некоторые талантливые люди продолжают с помощью таких вот своих творений – изменять нашу жизнь. Поэтому, можно сказать, что все сильно новое и сильно оригинальное – это именно то, что мы называем продуктом творческого труда. И я хочу сказать вам, уважаемые читатели, что творчество само по себе – это очень сильная сторона человека. Творчество – это наш великий дар! И вот о том, как этим даром пользоваться и о том, какую пользу можно извлечь из психологии творчества, я расскажу вам в этой статье.
Первое, что я хотел бы сказать в рамках данной темы – это то, что к творчеству необходимо относиться серьезно, так как это очень сильный инструмент в руках человека, от которого в будущем наша жизнь станет зависеть еще больше, чем она зависит сегодня и зависела в прошлом. А чтобы к творчеству относиться серьезно, его нужно правильно понимать. Вот именно это психология творчества и позволяет нам сделать. Все люди по своей природе творцы, но не все из них творят, хотя каждый из нас что-то постоянно делает, по-своему, неповторимо, так, как умеет. Но мы признаем только то творчество, которое, во-первых, как уже было сказано выше, предлагает нам что-то сильно новое, а во-вторых, несет какую-то, пусть даже эстетическую пользу обществу. Все, что порождает новые мысли и новые образы в нашей голове, и при этом является полезным для нас, пусть даже только с нашей, субъективной точки зрения, мы определяем как творчество.
При этом мы с вами должны понимать, что творческий подход применим ко всем сферам жизни, и что-то новое, оригинальное, необычное, совсем необязательно должно относиться к какому-то определенному виду деятельности, например, к искусству. Даже в рутинной работе есть место новизне и оригинальности, которая часто приводит к прогрессу и повышению эффективности труда, а следовательно, и к более высокой отдаче от этой работы. Когда человек находит новые решения старых задач и тем самым решает их более эффективно – это положительный пример творческого подхода к работе и к жизни. Человек на такое способен, вот что удивительно. Вот какую нашу особенность изучает психология творчества – нашу способность творить, выходить за рамки известного, придумывать новое. А вот, скажем, компьютер, который работает по алгоритму и не может от него отступить, на подобные вещи не способен, пока во всяком случае.
Поскольку мы, люди по большей части практичные, жизнь вынуждает нас быть такими, то мы хотим знать что-то, не ради самого знания, а ради того, чтобы использовать эти знания для решения каких-то конкретных проблем и задач и для улучшения своей жизни. Поэтому к творчеству мы должны подходить с практической стороны, чтобы понимать, в какой области его можно использовать, и каким именно образом это можно сделать. Так вот, свои творческие способности вы можете использовать абсолютно во всем, начиная со своей работы и заканчивая личной жизнью. Как я уже сказал, творческий подход к жизни – это обязательное условие для успешного человека завтрашнего дня, поэтому искать новое нужно во всем. А чтобы это новое найти – нужно отойти от старого подхода к жизни, когда мы усваивали какие-то знания, какие-то схемы, какие-то алгоритмы, а затем пользовались ими в течении практически всей своей жизни. Другими словами, старая модель образования, которую многие из нас используют в своей жизни – отживает свое. Теперь, грубо говоря, знания нужно не получать – их нужно создавать, придумывать. Творческий человек – это не робот, не машина, не механизм, не винтик в системе – это личность. Но это не просто личность, это даже не необычная личность – это открыватель, это фантазер, это в какой-то степени, очень рисковый человек, и в некотором смысле даже первопроходец. Ведь большинство людей привыкли жить по шаблону, по заранее усвоенной схеме, по определённой программе, когда самому думать не нужно вообще – нужно просто выполнять чужие указания и поручения, или, как я уже сказал, руководствоваться заранее усвоенными знаниями. Такой подход к жизни все еще уместен, и людей, которые не привыкли, а потому и не умеют думать своей головой – полно. Но мир меняется, он давно уже начал меняться, делая ставку на творческие личности, на индивидуальность, а теперь этот процесс ускорился – и эти творческие личности, способные создавать новое и благодаря этому покорять всех остальных, уже не являются исключением – на таких людей, на такой подход к жизни, делается ставка прогрессивной частью человечества.
Так вот, возвращаясь к психологии творчества, хочу сказать, что с ее помощью, друзья, вы можете сделать из себя – человека завтрашнего дня, то есть, самостоятельную, творческую личность, умеющую и главное, хотящую думать своей головой, чтобы придумывать что-то новое и внедрять это новое в жизнь. Людей-механизмы в скором времени заменят машины, роботы, автоматы, компьютерные программы, тогда как люди, главным преимуществом которых будут их мозги, с помощью которых они смогут творить, создавать что-то новое, более совершенное, очень сильно возрастут в цене. Жизнь не стоит на месте, и если еще, условно выражаясь, вчера, можно было с имеющимся багажом знаний достойно пройти весь свой жизненный путь, то сегодня этот багаж необходимо постоянно пополнять и обновлять, избавляясь от всего старого и неэффективного. Для кого-то из вас, возможно, это не так важно, ибо, в конце концов, это молодежь должна больше думать о том, как ей жить в завтрашнем мире. Но все равно, кем бы вы ни были, где бы вы ни работали и сколько бы вам не было лет, согласитесь – творческий подход к жизни существенно упрощает ее и делает более интересной. Ведь как часто мы оказываемся в таких ситуациях, которые воспринимаем, как тупиковые, из которых нет выхода, тогда как в действительности, мы просто о нем знаем, а точнее – не можем его придумать. Так вот, творческое мышление, творческий подход к жизни – способен вывести нас из любого тупика. Поэтому чем глубже вы погрузитесь в эту тему, — в тему творческих способностей человека, в том числе и с помощью изучения психологии творчества – тем больше у вас будет возможностей усовершенствовать себя.
У многих людей, по моим и не только моим наблюдениям, возникают проблемы с творчеством, в плане реализации ими своих творческих идей. В голову-то им идеи хорошие, интересные, светлые приходят, такие идеи, которые могут многое в их жизни и в жизни вообще изменить, если они их реализуют. Но люди боятся это сделать. Они сомневаются в себе, в своих возможностях, они боятся быть высмеянными, боятся того, что кто-то уже придумал что-то лучшее или что их идеи хуже чужих идей и так далее и тому подобное. Другими словами, из-за неуверенности в себе и низкой самооценки – люди боятся творить. Это очень большая ошибка, это вообще проблема и весьма серьезная для людей, которую, кстати, психология творчества способна решить. А точнее, хороший психолог способен избавить человека от тех внутренних тормозов, которые вызывают эту проблему. Ведь это психологическая проблема. И решать ее следует посредством преодоления страха. Страха быть не должно, ибо страх убивает творчество. Творчество требуется свободы и независимости, а также смелости и уверенности в себе, иначе даже самые светлые мысли, просто вспыхнут и погаснут, так ничего после себя и не оставив. Поэтому не надо никого и ничего бояться. Не обращайте внимание на мнение других людей, особенно на мнение тех из них, кто сам ничего не делает, а лишь критикует других. Критики будут всегда и критиковать вас будут всегда, что бы вы ни делали и как бы хорошо или плохо вы это ни делали. Вас будут критиковать всегда и за все, даже если вы совсем ничего делать не будете, и уж тем более за что-то, что будет абсолютно новым для большинства людей. Люди боятся нового, и не любят тех, кто выделяется на фоне остальных. А творчество, безусловно, выделает нас, оно делает нас особенными и уникальными, оно делает нас личностью. Благо, в современном мире за это не наказывают, как это делали раньше, хотя критике подвергнуть могут, а в скором будущем и вовсе, творческие люди станут на вес золота. Так что творите и ничего не бойтесь. Да, творчество – это определенный риск, но это жизнь, понимаете. Вы живете, когда творите, а не просто плывете по течению, как пустое бревно. А когда ты живешь, по-настоящему живешь – ты несешь ответственность за свою жизнь. И это, согласитесь, немного пугает. Жить и творить без риска невозможно, но этот риск надо полюбить, а страх осознать, тогда мир вам покорится.
Человек по своей природе творец, и изучая творчество и творческие процессы, психология творчества докапывается до божественной сущности человека, до тех его врожденных качеств, которые не только отличают его от животных, но и отличают каждого отдельно взятого человека от других людей. Как нет одинаковых отпечатков пальцев и сетчаток глаз, так не существует и одинаковых творений человека, каждое из которых обогащает и чаще всего улучшает этот мир. А человека творчество делает свободным. Увлекаясь психологией творчества – вы, друзья мои, можете сделать себя свободными людьми, независимо от того положения, которое вы занимаете в обществе. Творчество, как я уже сказал, требует свободы, оно требует свободы в душе и голове человека, поэтому если вы творите, если вы стараетесь творить, если вы стремитесь творить – вы освобождаете свою душу от тех оков, в которые ее заключило общество. Творческий человек, который стремится реализовать себя через творчество – чувствует себя свободным. А чувствовать себя свободным, и тем более чувствовать и быть свободным человеком – это большое счастье. Многие люди несчастны именно потому, что не чувствуют себя свободными – из них сделали автоматы, которые целыми днями занимаются ненужной им и нередко абсолютно бессмысленной деятельностью, чтобы только поддерживать себя в “живом” состоянии и иметь определенный уровень жизни. Но это не жизнь – это существование. Человек не живет, когда он действует по кем-то навязанной ему программе – он проживает свою жизнь, то есть, в какой-то степени просто прожигает ее. И, к сожалению, многие люди вынуждены так существовать, независимо от того, какая у них работа, сколько денег они имеют и что могут себе позволить. Не достаточно полная жизнь не может быть полной наполовину, нельзя стать счастливым, просто нажравшись от пуза, забив свой дом всяким барахлом и получив в обществе определенный статус. Человеку нужно себя реализовать посредством творчества, ему нужно подчеркнуть свою уникальность, и не внешней атрибутикой, а с помощью своих способностей и своих творений. Не вещи делают человека особенным, не внешняя атрибутика, а он сам, его внутреннее Я.
Стать творцом и благодаря творческой деятельности и творческому подходу к жизни обрести счастье, может каждый, ну или почти каждый человек, в этом я абсолютно уверен. Мне ни раз приходилось помогать людям в этом вопросе. Я просто помогал им выйти из механистического состояния ума и начать жить свободной жизнью, чтобы творить, чтобы быть особенным, уникальным, не таким, как все. Люди нуждаются в этом, они хотят быть особенными и уникальными – эта одна из их потребностей. Помимо этого, когда человек творчески подходит к жизни, многие проблемы для него просто перестают существовать, он начинает не столько жить и тем более не выживать, а скорее играть в игру под названием жизнь. Он избавляется от гнетущего его страха и начинает получать удовольствие от каждого своего действия, от каждого своего решения, от каждой своей мысли. Он получает от этого удовольствие потому, что это его действие, его решение, его мысль. Человек не подражает, не повторяет, не сравнивает себя ни с кем, ни на кого не стремится быть похожим – он осознает свое Я и через творчество реализует его. При этом, речь не идет о том, чтобы творить в строго очерченных рамках, скажем, рисовать никому ненужные картины или лепить скульптуры. Все гораздо интереснее. Как я уже сказал, на творчество нужно смотреть шире, а точнее, в процессе творения вообще не должно быть никаких ограничивающих человека рамок, поскольку в действительности их нет. Мысль должна получить свободу, чтобы развиваться и совершенствоваться, тогда творческая деятельность человека будет плодотворной и успешной. И ограничений у нее, повторю, нет. Поэтому вы можете стать творцом на своей работе, в своем бизнесе, в своей семье, вы можете творчески решать любые проблемы и задачи, а вернее, с помощью творческого подхода вы можете любую проблему превратить в интересную для вас задачу и с удовольствием ее решить.
Я, друзья, уважаю психологию творчества только за то, что она вообще занимается изучением творческих способностей человека и даже за то, что она вообще обращает внимание людей на эту тему, на эту врожденную способность человека. Ведь от природы мы все творцы и это наш дар, наше преимущество, наша радость. Но этот дар надо развить, это преимущество необходимо использовать, эту радость нужно ощутить, испытать, пережить, тогда мы почувствуем себя счастливыми, настолько счастливыми, что никакие другие мирские удовольствия не затмят наше ощущение своей божественной сущности.
Для меня творчество – это возможность жить, и не просто жить телом, каждый день набивая его едой, чтобы оно работало, а жить душой, жить разумом, жить всей своей сущностью. И даже мои взгляды на жизнь во многом определяются моей любовью к творчеству и какому-никакому умению творить. Вот, допустим, мне иногда говорят о моих коллегах, как о моих конкурентах, с которыми я должен конкурировать, например, в интернете. Я же в свою очередь, всегда отвергаю эту точку зрения на свою работу, на свою деятельность, на себя, как на специалиста, и тем более, как на человека. Для меня это неприемлемо – сравнивать себя с кем-то и поэтому с кем-то конкурировать. Это все равно, что в свободном поле толкаться с другими людьми на одном месте, пытаясь его занять. Зачем это нужно – когда повсюду бесконечный простор? У меня нет конкурентов и не может быть в принципе, потому что я один такой, моя деятельность не похожа на деятельность других людей, я никому не подражаю, ни за кем не повторю, ни на кого не хочу быть похожим. Все, что я делают в жизни – это уникально и неповторимо. А людям, в том числе и своим клиентам, я могу нравится или не нравится, это уже их дело. Есть те, кому моя деятельность нравится, и это, можно сказать, мои люди, а есть такие, кого что-то в моей деятельности не устраивает, которым я сам, быть может, не нравлюсь. И я их не держу, я их ни в чем не переубеждаю, я не тащу их к себе и не стараюсь измениться ради них, ибо это все равно бессмысленно делать – всем никогда не угодишь. Просто это – не мои люди, и только. Есть другие специалисты, и возможно с ними этим людям будет лучше, интереснее, возможно с ними их взгляды на жизнь будут совпадать намного больше, и они окажутся друг другу полезными. Разве это плохо? Это нормально, так и должно быть – мы все разные, мы должны быть разными, поэтому мы не всегда подходим друг другу. Так что ни о какой конкуренции речи быть не может, каждый из нас дает другим людям то, что может дать. И каждый из нас берет от других людей то, что хочет и что может взять. Поймите это, примите это, и вам станет намного проще жить. А душа ваша обретет свободу, так как не будет чувствовать себя ущемленной из-за других людей. Не сравнивайте себя ни с кем, не позволяйте другим людям сравнивать вас с кем-то – будьте собой, и это будет здорово, это просто великое счастье – быть собой. Не надо толкаться с другими людьми на одной дороге, куда бы она не вела – идите своим путем, и тогда те люди, которым понравится ваш путь, и вы сами – пойдут с вами.
Теперь, давайте еще раз вернемся к вопросу о том, что можно считать творчеством? Друзья, решайте сами. В вашей жизни именно вы должны решать, что для вас будет являться творчеством, творческой деятельностью, а что нет. Какая к черту разница, кто и что там думает по этому поводу. Вы что, думаете, наука должна указывать вам, что такое творчество? Или другие люди? Вам никто не должен указывать, что значит творить. Это вы сами должны чувствовать. Творческий человек, когда он что-то творит, вообще не задумывается над тем, насколько его творение уникально и ново. Ему хорошо от того, что он делает. Он не констатирует факт творческого процесса – он его просто чувствует. Если вам надо решить какую-то задачу нестандартным методом – решайте ее, как вам хочется, главное, решите. А если потом выяснится, что ваш метод уже кем-то был открыт и использован, то разве это станет для вас проблемой? Для себя вы сами его открыли, и это главное. Ну а если вы себя выражаете посредством творчества, тогда и вовсе не стоит ломать голову над тем, что о вашей деятельности будут думать другие люди. Ведь одно дело – что-то предложить людям, чтобы они это приняли, тут, конечно, надо уметь производить на людей впечатление своим творчеством, и совсем другое – творить для себя, для души. Начинать лучше с последнего – с творения для себя любимого. Ваша основная задача – не ограничивать себя никакими рамками. Ваши творческие способности проявят себя самым наилучшим образом только в том случае, если вы будете чувствовать себя свободным и не будете ничего и никого бояться.
Ну и, наверное, вас интересует вопрос – можно ли научить человека творчеству? Я хоть его уже и касался, но напоследок еще раз скажу вам о том, что можно подвести человека к такому состоянию, которое будет способствовать пробуждению в нем творческих способностей с их дальнейшим развитием. Вот это точно можно сделать. Я это знаю, потому что проделывал это с разными людьми и с самим собой много раз. А вот именно творить, создавать новое, необычное, человека научить, на мой взгляд, нельзя, потому что научить можно только тому, как что-то за кем-то повторять, тогда как творчество – это рождение чего-то абсолютно нового, что человек сам, по своей собственной воле придумывает, без чьей-либо помощи. Но, повторю, можно подвести человека к такому состоянию, при котором его творческие способности смогут полностью раскрыться. Также можно научить человека изменять существующие идеи и концепции, чтобы выводить из них что-то свое. Вот эти процедуры, в принципе, можно назвать научением творчеству. Ну и я надеюсь, уважаемые читатели, что поняв всю силу и, если хотите, выгодность творчества, вы проявите к этому нашему дару достаточный интерес и начнете его в себе развивать. А психология творчества в свою очередь, поможет вам в этом.
Психология творчества | Журнал по научно-популярной психологии ПсихоПоиск
Психология творчества — это раздел психологии, изучающий процесс созидания человеком чего-то нового или оригинального в различных сферах деятельности. Прежде всего, под творчеством подразумевается процесс решения задач в науке, технике, искусстве и т. д. Согласно выявленной Г. С. Альтшуллером классификации, творчество делится на разные уровни.
Уровни творчества
- Первый уровень: применены средства, которые прямо предназначены именно для данной цели; использовано готовое решение для готовой задачи.
- Второй уровень: выбран один из немногих альтернативных вариантов решения задачи, которая также выбрана из нескольких возможных.
- Третий уровень: изменена исходная задача, изменено привычное решение.
- Четвёртый уровень: найдены новая задача и новое решение.
- Пятый уровень: найдена новая проблема, открыт новый принцип, пригодный для решения не только этой, но и других задач, проблем.
Несколько исследований показывают, что концепция или объект пользуются большей популярностью, если их легче обрабатывать. Австралийские ученые провели исследование, в рамках которого они проанализировали песни, попадавшие в еженедельный рейтинг UK Singles Chart на протяжении 15 лет (с 1999 по 2014 год). В выборку попала 271 музыкальная композиция. Простота обработки текстов была… подробнее
Ожидание Музы – для ленивых? Творческие методики и их эффективность или Муза vs. Творческие методики: вечная борьба? Как создать шедевр? Эффективность творческих методик на примерах известных людей. Почему вдохновение выбирает тех, кто любит работать? Существует распространенное убеждение: творческий акт – это нечто спонтанное, непознаваемое и нисходящее на человека свыше. Творческие… подробнее
Генрих Альтшуллер – ученый, которому пришлось буквально завоевывать аудиторию скептиков, считающих, что творческий процесс абсолютно невозможно спрогнозировать и просчитать. Тем более, выработать алгоритм творческих достижений и открытий. Что же, получается, на исходе ХХ века общественность, включая и научное сообщество, считала, что творческий акт – нечто если не данное «свыше», то… подробнее
Вы читали самую масштабную научно-популярную работу в области психологии творчества? Знакомьтесь — это она. Оригинальное название, данное автором, — «Как стать еретиком». В синонимичность еретичества и творчества трудно поверить, на первый взгляд, но замысел автора становится очевидным после прочтения. Издатели изменили и упростили заглавие для лучшего восприятия более широким кругом… подробнее
Исследование психики человека, совершенствующего средства труда, имеет большое значение для изучения и понимания закономерностей технического творчества — основы технического прогресса. К сожалению, между огромным значением технического творчества и тем вниманием, которое до сих пор уделялось ему в психологической науке, имеется очевидный разрыв. Достаточно сказать, что единственная монография по этому вопросу… подробнее
Мы говорили ранее о внутренних механизмах, регулирующих поведение творческих личностей. Настало время обратить внимание и на социально важные факторы – не секрет, что влияние социума примерно наполовину обусловливает наше поведение, и без широкой аудитории гению трудно действительно состояться. Итак, какие объективные факторы стоит учитывать при анализе поведения творческой личности? Расцвет… подробнее
Вопросы гениальности и психологии творческого процесса неизменно интересуют и привлекают к себе внимание.
Нерациональное интеллектуальное потребление. С одной стороны, принято считать, что чем больше знаний, тем богаче потенциальный опыт. И с этим сложно спорить. Достойная интеллектуальная база, систематические занятия, образование всегда только на пользу человеку, если в нем есть потребность узнавать. Но важен не столько объем, сколько качество этого знания. Так, поток разноречивой… подробнее
Во все времена этот вопрос оказывался актуальным – и мучил, прежде всего, тех, кто хоть однажды проявил свой талант.
Нет ничего хуже, чем ощутить себя в какой-то момент на пике вдохновения, а затем тщетно добиваться вновь наступления подобного состояния – об этом свидетельствует множество дневниковых записей, мемуаров, воспоминаний, оставленных деятелями… подробнее Может показаться, что творческое мышление – это что-то сложное, чему нужно учиться годами. Но книги, которые вы сейчас увидите, понятны и просты, ведь их написали для детей. Это не значит, что они примитивны. Авторы приводят интересные примеры, задачи и иллюстрации. Сфокусируйтесь на прочтении. Эти книги стоят вашего внимания. Они пробудят…
Сегодня на полках магазинов продается огромное количество детской литературы. Но порой такой широкий ассортимент книг затрудняет поиск и выбор действительно стоящих экземпляров. Книга “И тут появился изобретатель” по праву может считаться настоящим сокровищем в мире детской литературы. Это одна из тех немногих книг, которые должны обязательно быть у родителей, заботящихся… подробнее
Творчество | Психология сегодня
Инновации
Отзыв от Psychology Today Staff
Креативность включает в себя способность находить новые и оригинальные идеи, связи и решения проблем. Это часть нашего стремления как людей — воспитание устойчивости, пробуждение радости и предоставление возможностей для самореализации.
Творческий акт может быть грандиозным и вдохновляющим, например, создать красивую картину или создать инновационную компанию. Но идея не обязательно должна быть художественной или изменяющей мир, чтобы считаться творческой. Жизнь требует ежедневной изобретательности и новых обходных путей; в этом смысле почти каждый обладает некоторым творческим потенциалом.
Содержимое
- Источники творчества
- Как стать более креативным
- Творчество и мозг
- Темное творчество
Источники творчества
Загадка творчества состоит из многих частей, в том числе баланса между контролируемой, обдуманной мыслью и спонтанной игрой и воображением. Личность играет роль, а также биология и жизненный опыт.
Но в какой-то степени творческим потенциалом обладает каждый, даже если он этого не осознает. Жизнь полна маленьких моментов, которые требуют новых идей или неожиданных решений. Выбор, о котором вы не думаете дважды — как вы готовите яичницу или маршрут, которым вы идете на работу, — кому-то другому может показаться восхитительно оригинальным.
Почему одни люди более креативны, чем другие?
Творческие люди воплощают сложность; По словам первопроходца-исследователя креативности Михая Чиксентмихайи, они показывают тенденции мысли и действия, которые у других различаются. Они уравновешивают интенсивную энергию спокойным отдыхом, игривость дисциплиной, фантазию реальностью и страсть к своей работе объективностью.
Неврологические исследования подтверждают эту идею. Творческие люди могут лучше задействовать три системы мозга — сеть режима по умолчанию, сеть значимости и сеть исполнительного контроля, — которые коллективно производят творческое мышление.
Какие черты характера связаны с творчеством?
Черта Открытости к опыту коррелирует с творчеством, заключая в себе восприимчивость к новым идеям и опыту.
Что такое «повседневное творчество»?
Когда мы думаем о творчестве, мы часто думаем о Моцарте, Пикассо, Эйнштейне — людях, в которых, казалось бы, суждено совместить талант и возможности. Это слишком узкий набор ориентиров, потому что самые разные люди, обладающие разным уровнем интеллекта и природных способностей, способны заниматься творческими процессами. И покупка ограниченного определения креативности мешает многим оценить свой собственный потенциал.
Повседневное творчество — это концепция, изначально разработанная Рут Ричардс, Деннисом Кинни и их коллегами из Гарвардской медицинской школы и определяемая как выражение оригинальности и осмысленности. Это могут быть повседневные дела, личные увлечения или работа. Приготовление дурацких рецептов или окрашивание волос в необычный цвет будут соответствовать требованиям, равно как и работа над альбомом воспоминаний для друга.
Что такое «маленькая-с» и «большая-с» креативность?
Люди иногда обращаются к «маленькому-С» или «Большому-С», чтобы обсудить различные степени творчества. Эта структура была расширена в теорию под названием «Модель творчества четырех C» исследователями Джеймсом Кауфманом и Рональдом Бегетто. Mini-c относится к творчеству, которое возникает в любом учебном процессе, а little-c относится к постоянному повседневному творчеству. Pro-c — это прогресс в профессиональном опыте в данной области, в то время как Big-C зарезервирован за монументальный и исторический вклад в общество.
Как стать более креативным
Многие люди считают, что у них нет творческих способностей или они очень ограничены, даже те, кто работает в творческих областях, и это правда, что некоторые люди более творческие, чем другие. Однако, к счастью, креативность можно приобрести и отточить в любом возрасте и на любом уровне опыта.
Инновация — это не какой-то божественный дар; на самом деле это умелое применение знаний новыми и захватывающими способами. Это требует изменения вашей обычной рутины, выхода за пределы типичных зон комфорта и внимания к настоящему моменту.
При изучении новой информации сделать перерыв — либо поспать, либо просто отвлечься — это еще один способ позволить бессознательному разуму обрабатывать данные новыми и неожиданными способами. Это часто закладывает основу для творческого озарения или прорыва.
Как я могу стать более креативным?
Различные направления исследований сошлись вокруг общих выводов, позволяющих сделать шаги к творчеству:
1. Стремитесь к результату. Творческие гении часто создают свои лучшие работы в периоды наибольшей продуктивности. Некоторые части могут не получиться, но количество выходных данных делает вероятным, что другие части дадут большой творческий потенциал.
2. Будьте готовы идти вглубь: в сфере художественного творчества пионеры часто проводят время в одиночестве, глубоко переживают эмоции и ощущения и не боятся саморефлексии.
3. Будьте открытыми и игривыми. Личностная черта, наиболее тесно связанная с творчеством, — открытость опыту, будь то интеллектуальный, эстетический или эмоциональный.
4. Фиксируйте свои идеи: не забывайте записывать мысли по мере их возникновения, чтобы они не были забыты.
5. Принимайте или нанимайте специалистов со стороны. Может быть трудно внедрять инновации, если вы попали в ловушку правил и языка вашей области знаний.
6. Не стесняйтесь откладывать: если вы заинтересованы в решении проблемы, прокрастинация, упражнения или сон на ней могут привести к нестандартному мышлению и большему количеству возможностей.
Что приводит к «моменту эврики»?
Большую часть времени идеи развиваются в результате постоянного просачивания и оценки мыслей и чувств. Но время от времени идея блокбастера прорывается во вспышке озарения, столь же неожиданного, сколь и ослепительно ясного. Так называемые «ага-моменты» могут породить блестящую идею для технологического стартапа, тему музыкальной композиции или ответ на инженерное затруднение.
Повышение шансов на «момент озарения» включает в себя переключение между двумя режимами мышления: сознательным, методологическим, согласованным решением проблем и спокойными, спонтанными, незапланированными связями сети режима по умолчанию, состоянием покоя мозга. Таким образом, сеть в режиме по умолчанию может вдохновить на новые решения, когда все части головоломки будут на своих местах.
Можно ли научить творчеству?
Исследования показывают, что обучение может привести как детей, так и взрослых к оттачиванию творческих навыков. Сессии могут быть сосредоточены на выявлении проблем, которые необходимо решить, изучении различных возможностей и повышении эмоционального интеллекта. Например, на одном из тренингов вместо того, чтобы сразу рисовать, детей попросили поиграть с материалами — почувствовать их текстуры, попробовать их, расположить и переставить. Детям предлагалось использовать воспоминания, наполненные эмоциями, чтобы изучить идеи для искусства, изображающего различные эмоциональные темы — какие цвета или текстуры могут быть связаны с гневом?
Можно ли заниматься творчеством?
Несколько стратегий могут помочь развить ваши творческие способности. Один из них — найти проблему, которую нужно решить, а другой — открыть для себя новые возможности, например, попробовать новые продукты или использовать новый подход к выполнению задачи на работе. Другой — изменить свою точку зрения, например, представить, что мог бы подумать кто-то другой или кто-то в другой период времени. Еще один способ — просто творить: творчество требует риска и критической обратной связи, но упорство, несмотря на дискомфорт, может привести к новаторскому и смелому результату.
Приносит ли творчество пользу психическому здоровью?
Креативность может предложить удивительные психологические преимущества. Это может способствовать способности придавать смысл, например, находить способы успешно справляться с прошлым опытом, таким как травма, сожаление или ностальгия, помогать управлять настроением, отношениями и решать проблемы, а также создавать свое профессиональное и личное наследие для других. будущее. Благополучие, в свою очередь, может способствовать творческому мышлению, например, благодаря практике осознанности, как показывают исследования.
Творчество и мозг
Креативное мышление включает в себя установление новых связей между различными идеями, что достигается путем развития навыков дивергентного мышления и преднамеренного открытия себя новому опыту и обучению. В то время как психологи-исследователи заинтересованы в использовании новаторского мышления, клинические психологи иногда поощряют пациентов использовать художественное выражение как способ противостоять трудным чувствам.
Три ключевые сети работают как команда, чтобы стимулировать творческий потенциал в мозгу, как показывают исследования. Сеть режима по умолчанию помогает генерировать идеи, сеть исполнительного контроля оценивает их и продвигает вперед, а сеть значимости определяет, какие идеи актуальны и важны. Эти сети могут также влиять друг на друга через другие петли обратной связи; например, сеть исполнительного контроля может настроить способ внутреннего сканирования значимой сети в зависимости от поставленной задачи.
Что такое сеть режима по умолчанию?
Сеть режима по умолчанию — это схема активности мозга, возникающая, когда люди не сосредоточены на внешнем мире. Это сеть, которая становится активной, когда ум обращается внутрь себя, когда люди мечтают, отдыхают и размышляют о прошлом или воображают будущее. Сеть режима по умолчанию может устанавливать связи между различными идеями, способствуя творческому мышлению.
Что такое значимость сети?
Сеть значимости — это большая система в мозгу, которая помогает обнаруживать и фильтровать важную информацию из окружающей среды, а затем определять, как реагировать на эту информацию. Он сканирует соответствующие сигналы, независимо от того, содержат ли они сенсорную, когнитивную или эмоциональную информацию. Сеть значимости уходит корнями в переднюю островковую и дорсальную переднюю поясную кору, но она также содержит узлы в других регионах.
Что такое исполнительная управляющая сеть?
Сеть исполнительного контроля, или исполнительная функция, относится к системам и процессам, которые позволяют людям планировать, контролировать и достигать своих целей. В контексте творчества исполнительная функция отслеживает наблюдения, связи и генерируемые идеи, направляет внимание на конкретные идеи и наблюдает за принятием решений в контексте более широкой цели.
Что такое дивергентное мышление?
Дивергентное мышление, отличающееся креативностью, предполагает генерирование множества идей или решений проблемы. Это оригинально и образно, исследуя как можно больше различных связей. Напротив, конвергентное мышление сводится к одному правильному ответу или решению путем анализа доступной информации и определения лучшего ответа.
Возникает ли творчество в правом полушарии мозга?
Вера в то, что левое полушарие полностью контролирует логику, а правое полушарие управляет творчеством, во многом является мифом. Креативность и воображение предполагают общение между сетями в обоих полушариях, как показывают исследования. Эти сети работают вместе и коллективно манипулируют идеями, образами и символами.
Творчество и психические заболевания
От Винсента Ван Гога до Сильвии Плат и Уинстона Черчилля люди с психическими заболеваниями на протяжении всей истории проявляли интеллектуальный и художественный гений. Эта связь очаровала психологов и обычных людей. Какие биологические теории могли бы объяснить это совпадение? И какими эволюционными преимуществами могут обладать эти люди?
У высокотворческих людей больше шансов иметь психические заболевания?
Расстройства психотического спектра, включая биполярное расстройство, шизотипию и шизофрению, непропорционально часто диагностируются у высокотворческих личностей (чаще всего их измеряют у художников, музыкантов и писателей) или у их ближайших родственников.
Но эта связь может быть искажена степенью одаренности в игре. В то время как творческие типы более психически устойчивы, чем нетворческие, корреляция обратная при наличии исключительной креативности. По словам психолога Калифорнийского университета в Дэвисе Дина Кейта Саймонтона, необычайно творческие люди чаще проявляют психопатологию, чем нетворческие люди. Он называет эту концепцию «парадоксом безумного гения».
Почему гениальность и психическое заболевание часто пересекаются?
Неспособность отфильтровывать, казалось бы, не относящуюся к делу информацию является отличительной чертой как творческого мышления, так и беспорядочного мышления. Состояние, известное как сниженное латентное торможение, позволяет большему количеству информации достигать сознания, что, в свою очередь, может способствовать установлению ассоциаций между несвязанными понятиями. Шквал объясняет как бессмысленные идеи, наблюдаемые при психозе, так и новое мышление.
Одна из гипотез тайны между гениальностью и психическим заболеванием коренится в диаметральной теории, идее, выдвинутой социологом Кристофером Бэдкоком и биологом-эволюционистом Бернардом Креспи, чтобы объяснить, почему аутизм и шизофрения являются полюсами одного когнитивного континуума. (В этой теории экспрессия отцовских генов подталкивает к механистическому мышлению — аутизм в его крайней форме — а материнские гены производят черты мышления — психоз в его самой крайней форме. )
Теория делает ключевое предсказание: эпохальные умы, включая, вероятно, Джона Нэша и Исаака Ньютона, проявляют как гипермеханистические, так и гиперментализирующие крайности. Эти мужчины были и аутистами, и шизофрениками — два исключения. Истинный гений в некоторых областях, особенно в математике и естественных науках, может представлять собой это уникальное совпадение.
Существует ли генетическая связь между творчеством и психическими заболеваниями?
Некоторые исследования показали, что генетические варианты, которые чаще встречаются при шизофрении и биполярном расстройстве, также чаще встречаются в некоторых творческих профессиях. Однако трудно провести надежные исследования связи между генетикой и такой общей характеристикой, как креативность. Однако мы знаем, что многие состояния психического здоровья, включая шизофрению и биполярное расстройство, имеют генетический компонент, поэтому состояние и потенциально связанные черты передаются из поколения в поколение.
Может ли быть эволюционный компромисс между психическим заболеванием и творчеством?
Как люди с психическими заболеваниями могут сбалансировать важность лекарств со своими творческими целями?
Люди с биполярным расстройством могут быть глубоко обеспокоены тем, что лекарства лишат их творчества и продуктивности, которые сопровождают маниакальные эпизоды. Поэтому важно обращаться к этой теме в терапии.
Терапевты должны объяснить, что маниакальную энергию можно спутать с творческими способностями; мания часто вводит людей в заблуждение, заставляя их поверить, что они больше, чем их навыки. Пара может обсудить врожденные таланты и навыки пациента, которые необходимо развивать, а затем разработать стратегию для этого после стабилизации настроения, продолжая адаптироваться к новым обстоятельствам или проблемам по мере их возникновения.
Темное творчество
Креативность обычно рассматривается как социально полезная черта. Но некоторые люди используют свое воображение для достижения антиобщественных целей — то, что иногда называют «темным творчеством» или «злонамеренным творчеством».
Мошенник, который придумывает новый или надежный способ заманивания своих жертв, проявляет творческий подход. Но поскольку он используется, чтобы навредить другим и обогатиться самому, большинство наблюдателей сочтут его схему неприемлемой, какой бы изобретательной она ни была.
В последние годы исследователи стремились лучше понять взаимосвязь тьмы и творчества. Некоторые исследования показали, что творчество связано с нарциссизмом; другие выявили связь между более высоким творческим потенциалом и снижением честности и смирения. В одном исследовании было обнаружено, что диспозиционная креативность предсказывает неэтичное поведение.
В конечном счете, творчество может быть лучше понято как ни положительное, ни отрицательное по своей сути. Вместо этого, возможно, лучше всего оценивать мотивы и результаты при оценке ценности любого творческого акта.
Что мотивирует темное творчество?
Одно различие между светлым и темным творчеством заключается в том, кто получает пользу, а кто может пострадать от творческого поиска. Легкая креативность связана со способами принести пользу другим в обществе или, по крайней мере, не умалить их благосостояние, например, сочинить трогательную симфонию или основать технологический стартап. Темное творчество в первую очередь связано с причинением вреда другим или помощью себе, не заботясь о потенциальном сопутствующем ущербе — например, при разработке сложного заговора с целью ограбления магазина.
Какие черты связаны с темным творчеством?
Злобное творчество было связано с детскими переживаниями, такими как пренебрежение, и чертами темной триады, такими как нарциссизм. Еще одна характеристика, связанная с темным творчеством, — агрессия. В одном исследовании преднамеренность (заблаговременное планирование) контролировала выражение злонамеренного творчества человека больше, чем скрытая агрессия — другими словами, способность сдерживать свои импульсы может сделать даже тех, кто настроен на агрессивность и темное творчество, менее вредными, когда их провоцируют. .
Может ли творчество находиться между светом и тьмой?
Некоторые утверждают, что творчество существует в спектре, а творческие занятия могут существовать в серой зоне между светом и тьмой. Например, если кто-то придумывает умную ложь во спасение, чтобы избежать встречи с кем-то, эта оригинальная и правдоподобная идея может склоняться к более мрачному использованию творческого мышления. Более серые области творчества возникают, когда не совсем ясно, в чем заключается конечная польза от творческого поведения. Например, хактивизм — это светлое творчество или темное?
Необходимые материалы для чтения
Последние сообщения
Психология творчества | Lesley University
Что делает человека творческим?
Креативность определяется известным психологом Джоном Р. Хейсом как «потенциал людей создавать творческие работы независимо от того, создали ли они какие-либо работы до сих пор».
В последние годы научные данные показали, что ментальное познание является результатом динамического взаимодействия распределенных областей мозга, работающих в так называемых крупномасштабных нейронных сетях.
В прошлом ученые думали, что творческие способности исходят исключительно из правого полушария мозга, но недавние открытия показали, что многие нейронные сети в мозге вызывают творческие способности и контролируют наши реакции на различные раздражители.
Когда мы рассказываем анекдот, историю или даже думаем о том замечательном обеде, который у нас был в прошлую субботу, наш мозг получает информацию из окружающего мира, получает доступ к воспоминаниям и создает новые мысли — короче говоря, познание, константа нашего сознания. опыт.
Вот три крупномасштабные нейронные сети, которые вносят свой вклад в психологию творчества.
Сеть значимости
Сеть значимости представляет собой «внутренне связанную крупномасштабную сеть», расположенную глубоко в головном мозге в пределах передней островковой доли и дорсальной передней поясной коры. Исследования показали, что сеть значимости способствует множеству сложных функций мозга, включая социальное поведение, общение и самосознание.
Невролог из Стэнфордского университета Майкл Грейциус и его коллега Уильям Сили описали сеть значимости как систему, которая подготавливает мозг к действию. Подумайте о том, как мозг реагирует на стимулы «бей или беги». Одним из примеров этого является реакция водителя, когда он или она видит пешехода, перебегающего оживленную улицу, или когда человек пытается быстро вспомнить факты во время викторины или викторины.
Чтобы сделать ситуацию заметной, она должна быть значимой для вовлеченного в нее человека. Стимулы для заметной сети могут исходить изнутри, например, чувство голода и боли, или из внешних источников, таких как полицейская сирена. Когда что-то становится различимым — когда полицейская машина с ревом сирен становится громче, — мозг получает команду ответить. Если бы стимулы оставались далеко, мы могли бы с меньшей вероятностью реагировать.
В недавнем исследовании Грейциус обнаружил убедительные прямые доказательства того, что сеть заметности играет ключевую роль в «мотивации и готовности действовать». Интересно, что у некоторых людей с большей, чем обычно, активностью в сети значимости был диагностирован аутизм, а у некоторых людей с повреждением ключевых областей сети значимости был диагностирован тип слабоумия.
Испытания на лабораторных животных показали, что когда сеть значимости блокируется или в нее вмешиваются, животные легче сдаются при попытке найти пищу в лабиринте, чем те, чья сеть значимости не блокируется.
В целом, сеть значимости помогает нашему мозгу получать и отслеживать информацию из внутренних или внешних источников, будучи при этом достаточно гибкой, чтобы давать нам различные стимулы для того, как реагировать на ситуации, позволяя проявлять творческий подход в стрессовой ситуации.
Сеть в режиме по умолчанию
Даже когда мозг не сосредоточен на определенной деятельности, его части функционируют на высоком уровне.
В течение последних нескольких десятилетий ученые изучали сеть режима по умолчанию, крупномасштабную сеть нескольких областей мозга, которые загораются, когда мы находимся в состоянии покоя, или режим по умолчанию.
Некоторые из действий, которые люди могут выполнять, когда сеть режима по умолчанию активируется через свои синапсы, включают мечтания, вспоминание воспоминаний и просто общие размышления о различных предметах. По словам Рэнди Бакнера, сеть режима по умолчанию связана с «построением динамических ментальных симуляций на основе личного прошлого опыта, например, используемого во время запоминания, размышлений о будущем и, как правило, при воображении альтернативных точек зрения и сценариев настоящего». Сеть режима по умолчанию также участвует в социальном познании.
Исследования показали, что нарушение работы сети режима по умолчанию было связано с естественным старением и заболеваниями мозга, такими как болезнь Альцгеймера.
Следует отметить, что некоторые в сообществе психологов не согласны с тем, что существует сеть режима по умолчанию, поскольку трудно точно определить, что является состоянием покоя по сравнению с другими.
Сеть внимания руководителей
Сеть внимания руководителей — это крупномасштабная сеть, которая отслеживает и разрешает конфликты между мыслями, чувствами и реакциями.
Исполнительное внимание — это способность ума концентрироваться на чем-то одном и блокировать отвлекающие факторы, что является важным навыком для обучения детей. Сеть исполнительного внимания загорается, когда вы концентрируетесь на сложном тесте или участвуете в решении сложной задачи. Сеть расположена «поперек боковых (внешних) областей префронтальной коры и областей к задней (задней) теменной доле».
Сеть исполнительного внимания занимается рабочей памятью (кратковременной и долговременной памятью в настоящем) и следующими задачами мышления: планированием, переключением и торможением.
Психология творчества
Психологи, занимающиеся поведением, получают пользу от понимания неврологии, познания и эмоций.
В психиатрической практике психология и неврология могут быть взаимосвязаны.