Творческое мышление понятие: Понятие творческого мышления, его сущность

Содержание

3. Понятие творческого мышления

Очень интересно движение научной мысли относительно исследуемого понятия творческого мышления. Сначала творческие способности отождествлялись с интуицией, затем прямое отождествление было с интеллектом, которое переросло в противопоставление, т.к. большинство испытуемых с высоким интеллектом имели низкие творческие способности. На данный момент существует множество различных определений понятия творчества. Пока и отечественные и зарубежные психологи единодушны только в одном: в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты, но проблема творческого мышления – это, в первую очередь, проблема продуктивного мышления (т.е. характеризуется результатом – чем-то субъективно новым, что создал человек).

Важно также понимать, что творческое мышление – это именно способ мыслить, определенный процесс, который ведет к созданию нового. Творческое начало рождает в ребенке фантазию, живое воображение.

Об огромной роли творческой фантазии в развитии научного мышления свидетельствует тот факт, что значительная часть научно-технических проблем выдвигалась сначала искусством, а уже потом (часто через столетия и даже тысячелетия) решалась наукой и техникой.

Итак, проанализировав различные определения, можно обобщить, что под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в особом видении мира, воображении, фантазии, своей точке зрения на окружающую действительность.

Таким образом, можно заключить, что творческие способности есть у каждого ребенка. Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От того, насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.

Эмпирическое изучение творческого мышления в современной психологии проводится с использованием следующих методов:

  • анализ процесса решения так называемых малых творческих задач (или задач на смекалку), требующих, как правило, переформулирования задачи или выхода за пределы тех ограничений, которые субъект сам на себя накладывает;

  • использование наводящих задач. В этом случае изучается чувствительность человека к подсказке, содержащейся в наводящей задаче, которая решается легче, чем основная, но построена по тому же принципу и поэтому может помочь в решении основной;

  • использование «многослойных» задач. Испытуемому дается целая серия однотипных задач, имеющих достаточно простые решения. Не очень творческий человек будет просто решать такие задачи, каждый раз заново находя решения. Творческий человек попытается открыть более общую закономерность, лежащую в основе каждого отдельного решения;

  • некоторые шкалы личностных опросных листов и проективных тестов могут давать информацию о выраженности творческого начала в мышлении человека;

  • специальные тесты, основанные на решении задач так называемого открытого типа (т.е. таких, которые не имеют какого-то одного правильного решения и допускают неограниченное число решений).

Творческое мышление: понятие и сущность

Сущность понятия «творческое мышление»

В психологической и педагогической литературе понятие «мышление» трактуется двояко: во-первых, как процесс, во-вторых, как способность. С учетом этой двойственности рассматриваются и характеризуются типы мышления, связь понятий «творчество» и «мышление», различные подходы к определению понятия «творческое мышление» [8].

Исследования зарубежных педагогов и психологов (М. Воллах, Дж. Гилфорд, Р. Стербенг, Е.П. Торранс и др.) а так же отечественных (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, П. Я. Гальперин, В.Н. Дружинин, З.И. Калмыкова, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, Я.А. Понамарев, В.Н. Пушкина и др.) ориентированы на изучение творческого мышления, в частности на «выявление механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

Изучение исследуемой проблемы позволило не только сопоставить различные подходы, но и определиться в отношении понятий «мышление», «творчество», «творческое мышление» и их характеристик.

Большинство исследователей (М. Вертгемер, П.Я. Гальперин, З.И. Калмыкова и др.) выделяют две основные разновидности мышления: репродуктивное и продуктивное (творческое) [4]. Но отдельные ученые, придерживаются иной точки зрения. Например, А. В. Брушлинский считает, что термины «продуктивное», «творческое» мышление излишни, поскольку мышление, по сути и определению, всегда является таковым, хотя и в различной степени, и определяет сущность внутренних психологических механизмов, характеризующих творчество, в самом общем виде: «творчество – высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека [4]. При этом подчеркивается, что репродуктивное мышление – это просто память, а не собственно мышление.

В.Т. Кудрявцев [20] отмечает, что творческое мышление направлено не на поиск новизны в мелочах, нюансах, несущественных вариациях или не простое перекомбинирование элементов старого, а на постижение сущности в явлениях, на отражение этой сущности в новых понятиях, образах и способов действия. Л.С. Выготский, Р. Вурдорс, Н. И. Кондаков, Л.С. Рубинштейн и др. определяют «творческое мышление как искание и открытие принципиально, существенно нового.

Идеи о творческом характере мышления человека, о его специфике, взаимоотношениях с другими процессами, и, прежде всего, с памятью, о закономерностях его развития разрабатывались в исследованиях многих советских психологов (В.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, Ю.А. Самарин, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе и др.).

В психолого-педагогической литературе понятие «творческое мышление» детально практически не раскрывается, и, зачастую, определяется через понятие «творчество», которое является более общим. Встречаются и такие публикации, в которых творчество либо частично, либо полностью отождествляется с творческим мышлением. Например, Я.А. Пономарев определяет творческое мышление как нейтральное психологическое звено творческой деятельности (процесса творчества). А. Рошка под творческим мышлением подразумевает такую форму мышления, которая составляет часть процесса творчества, результаты которого отличаются оригинальностью и социальной значимостью [27].

Различные подходы и к определению качеств (черт) творческого (продуктивного) мышления. Например, Е.П. Ильин [16] к ним относит: глубину, гибкость, устойчивость, осознанность, самостоятельность, экономичность. Дж. Гильфорд выделил 16 гипотетических способностей, характеризующих креативность (творческое мышление): беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, способность к разработке гипотезы, фантастичность, способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу, способность усовершенствовать объект, добавляя детали и т.д. Аналогично креативность характеризуется и Е.П. Торренсом [4].

Как правомерно отмечает Р.А. Еремина [12], в психологической литературе речь идет о характерологических чертах творческого мышления. В качестве основы он выделяет процессуальные черты, характеризующие творческое мышление по его продукту:

  • самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

  • видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях;

  • видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего обучению;

  • умение видеть альтернативу решения, альтернативу подхода к его поиску, умение создавать оригинальный способ решения при известности других;

  • умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ.

Проблема творчества в современной психологии обычно обсуждается в связи с изучением проблем интеллекта и креативности. Для решения педагогических задач, таких как диагностика и развитие творческих способностей одних общих понятий (например, «интеллект», «креативность») недостаточно.

По утверждению Н.С. Лейтеса [22], путаница в освещении вопроса о творчестве, в практических попытках его решения в школе и вузе проистекает из того, что творчество часто рассматривают, смешивая разные признаки, не выдерживая единого их основания. Одни характеризуют его по новизне продукта, другие по чертам характера творческих людей, третьи – по способам обучения или по эмоциональной окраске деятельности, а некоторые по процессуальным характеристикам. Если принять распространенное определение творчества по продукту, то у учащихся нельзя будет признать за редким исключением, ни одного акта подлинного творчества, не говоря уже о дошкольниках. Даже в вузах, как отмечает И. Я. Лернер, стали включать студентов в подлинную творческую деятельность только в последние годы и то лишь в наиболее престижных из них.

Различные аспекты проблемы развития творческого мышления разрабатывали в своих трудах многие педагоги и психологи (Ю.К. Бабанский, А.А. Балаев, В.П. Беспалько, А.В. Брушлинский, А.А. Вербицкий, В.П. Давыдов, И.Г. Дайри, И.А. Ильницкая, В.Г. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, Н.А. Менчинская, Л. Секей, А.Э. Симановский, И.С. Якиманская, В.А. Яковлев и др.) На протяжении веков ученые пытались не только теоретически осмыслить суть, механизмы и критерии творчества, но и обозначить его прикладные аспекты, одним из которых был поиск педагогических условий, в которых возможно успешное формирование творческой личности.

Предполагая существование творческой способности как таковой, необходимо проследить процесс ее возникновения и развития.

Попытка выявить наследственные детерминанты креативности была предпринята в работах исследователей, принадлежащих к отечественной школе дифференцированной психофизиологии. Представители этого направления утверждают, что в основе общих способностей лежат свойства нервной системы (задатки). Гипотетическим свойством нервной системы человека, которое могло бы в ходе индивидуального развития детерминировать креативность, считается «пластичность». Полюсом, противоположным пластичности, является ригидность, которая проявляется в малой вариативности показателей электрофизиологической активности центральной нервной системы, затруднений переключаемости, неадекватности переноса старых способов действия на новые условия, стереотипности мышления и т.д. однако вопрос о связи пластичности с креативностью остается открытым.

А.M. Матюшкина [26] отметил взаимосвязь темперамента и творческих способностей: беглость зависит от характеристик темпераментной активности (пластичность и темп) и эмоциональной чувствительности в предметной среде, а гибкость – от социальной эмоциональной чувствительности и индекса общей активности.

Отмечая роль бессознательных процессов в творчестве, исследуется функциональная асимметрия мозга (С. М. Бондаренко, Р.М. Грановский, В.С. Ротенберг и др.). Согласно этому подходу индивид с преобладающей левополушарной стратегией мышления должен быть, вероятно, менее креативен. А с преобладающей правополушарной стратегией – более продуктивен творчески.

Е.И. Николаева [28] выделяет фактор врожденности творческих способностей на основе повторения их у потомков выдающихся людей. Однако подобные факты не являются строгими, поскольку не позволяют развести действия наследственности и среды: при выраженных способностей родителей с большей вероятностью создаются благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у детей.

Более строгие факты поставляют исследования с применением близнецового метода. Корреляции были невысокие, что позволило сделать вывод: вклад наследственности в детерминацию индивидуальных различий по уровню развития дивергентного мышления весьма невелик.

Таким образом, признается малая вероятность наследуемости индивидуальных различий в креативности.

С другой стороны, влияние среды изучается многими учеными. Так, показательны результаты кросскультурных исследований. Характер культуры влияет на тип креативности и процесс ее развития. Развитие креативности не определяется генетически, а зависит от культуры, в которой воспитывался ребенок. Не существует прерывности в развитии креативности. Спад в развитии креативности может быть объяснен за счет того, насколько выражены новые требования и стрессовые ситуации, с которыми сталкивается ребенок. Спад в развитии креативности можно снять в любом возрасте путем специального обучения.

Исследователи отводят решающую роль влиянию семейных отношений. В исследованиях Д.Р. Альберта и М. Рунко были обнаружены связи между негармоничными отношениями в семье, психотичностью родителей и высокой креативностью детей. Однако, ряд других исследователей указывают на необходимость гармоничных отношений для развития креативности. Например, один из выводов Е. В. Алфеевой состоит в том, что негармоничное семейное воспитание оказывает тормозящее воздействие на развитие креативных черт личности. Анализ фактов семейных отношений позволил сделать вывод о том, что семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка.

На основе анализа условий воспитания и наследственности Ю.Б. Гиппенрейтер делает следующий вывод: факторы среды обладают весом, соизмеренным с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действия последнего.

Разработано множество концепций, описывающих развитие мышления в онтогенезе. Одной из самых популярных выступает идея, утверждающая, что наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе и филогенезе.

Первоначально ребенок решает мыслительные задачи, непосредственно действуя с предметом, и только позже он приобретает способности оперировать образами, а затем символами и отвлеченными, обобщенными понятиями. Генетически первым способом познания окружающего мира для ребенка выступает процесс физического взаимодействия с ним, со временем он уступает место относительно свободному от непосредственных действий образному познанию. В дальнейшем формируется следующий способ, предполагающий перевод действий и образов в языковые средства. Таким путем достигается более высокий уровень анализа и обобщения – включаются механизмы теоретического мышления.

Эта последовательность освоения ребенком мыслительных действий, как и всякая схема, существенно примитивизирует описание реальных механизмов функционирования процессов мышления и познания, но в целом можно принять, что она отражает основные этапы их эволюции. Все три вышеназванные вида мышления сосуществуют у взрослого человека используются им в решении разных задач.

Таким образом, существуют различные подходы, которые сводятся к рассмотрению творческой способности как врожденной, не изменяющейся характеристике и как поддающейся изменениям. Однако, видно, что факторы, оказывающие влияние на развитие креативности еще не недостаточно изучены.

навыков творческого мышления | College Success

У каждого есть творческий потенциал, и как только вы сможете выразить этот творческий потенциал, вы сможете изменить мир. — Пауло Коэльо, автор и автор текстов

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Давать определение творческому мышлению
  • Определите ценность творческого мышления в образовании
  • Опишите влияние ограничений (например, правил) на творческое мышление
  • Опишите роль навыков творческого мышления в решении проблем

Креативное мышление

Вспомните случай, когда вы посетили музей или сад скульптур, посетили оркестровое представление или концерт любимого исполнителя.

Вы восхищались мастерством, артистизмом и новаторством? Вы представляли себе, как прекрасно должно быть иметь эти способности?

Если у вас когда-либо возникали подобные мысли, знайте, что вы не одиноки. Любому человеку трудно созерцать великое произведение искусства или перформанс и не воображать, что вы стоите, хотя бы ненадолго, на месте художника.

Но когда вы восхищались творческими работами или творческими людьми, признавали ли вы в себе семена творчества?

Вы можете быть удивлены, узнав, что творческие способности есть у всех: это верно как для всех, кто полностью выражает творческие способности, так и для тех, кто проявляет их очень мало или совсем не проявляет. Все люди врожденно креативны, особенно если креативность понимается как навык решения проблем.

Иными словами, творчество вдохновляет, когда нужно решить проблему. Например, когда скульптор создает удивительную скульптуру, это акт решения проблемы: возможно, он должен определить, какой художественный стиль использовать, чтобы создать подобие объекта, или, возможно, он решает, какие инструменты больше всего подходят для его цели. или стиль, возможно, она оценивает, как лучше всего удовлетворить запрос клиента или получить доход от своего искусства — вы поняли идею. В любом случае проблема пробуждает творческий потенциал скульптора, и он использует свой творческий потенциал для поиска художественного решения.

Рассматриваемое как акт решения проблем, творчество можно понимать как навык — в противоположность врожденному таланту или природному «дару», — которому можно как научиться, так и научиться. Решение проблем — это то, что мы призваны делать каждый день, от выполнения рутинной работы до выполнения сложных проектов. Хорошая новость заключается в том, что мы всегда можем улучшить свои навыки решения проблем и творческого мышления, даже если мы не считаем себя художниками или «творцами». Следующая информация может вас удивить и воодушевить!

  • Креативное мышление (дополнение к критическому мышлению) — бесценный навык для студентов . Это важно, потому что помогает взглянуть на проблемы и ситуации с новой точки зрения. Создание мышления — это способ разработки новых или нестандартных решений, которые не зависят полностью от прошлых или текущих решений. Это способ использования стратегий, чтобы очистить свой разум, чтобы ваши мысли и идеи могли выйти за пределы того, что кажется ограничениями проблемы. Креативное мышление — это способ преодолеть барьеры.
    [1]
  • Как творческий мыслитель, вы любопытны, оптимистичны и обладаете богатым воображением. Вы рассматриваете проблемы как интересные возможности, бросаете вызов предположениям и воздерживаетесь от суждений. Вы не сдаетесь легко. Ты усердно работаешь. [2]

Это ты? Даже если вы еще не считаете себя компетентным творческим мыслителем или способным решать проблемы, вы можете освоить надежные навыки и приемы, которые помогут вам стать таковым.

Упражнение: Оцените свои творческие навыки решения проблем

Цель
  • Оцените свое отношение к решению проблем в контексте развития творческого мышления.
Как проехать:
  • Доступ к Psychology Today Тест на решение творческих задач на веб-сайте Psychology Today .
  • Прочтите вводный текст, в котором объясняется, как творчество связано с фундаментальными качествами мышления, такими как гибкость и терпимость к двусмысленности.
  • Затем перейдите к вопросам, нажав кнопку «Пройти тест». Тест состоит из 20 вопросов и займет примерно 10 минут.
  • После прохождения теста вы получите краткий отчет с введением, диаграммой и персонализированной интерпретацией одного из результатов теста.

Выполните дальнейшие действия, следуя указаниям инструктора.

Креативное мышление в образовании

Теперь, когда вы прошли тест на самооценку по творческому решению проблем, стали ли вы лучше понимать, какие навыки и установки творческого мышления у вас есть и какие из них вы могли бы улучшить?

Колледж – отличная площадка для развития навыков творческого мышления. Ниже приведены некоторые мероприятия в колледже, которые могут стимулировать творческое мышление. Есть ли знакомые вам?

  • Придумайте примеры вопросов для экзамена, чтобы проверить свои знания во время подготовки к выпускному экзамену.
  • Разработайте стратегию для клуба в кампусе в социальных сетях.
  • Предложите план обучения по специальности, которую вы разрабатываете для себя.
  • Подготовьте речь, которую вы будете произносить в дебатах на своем курсе.
  • Разработать выкройку костюма в театральной постановке.
  • Расставьте места для аудитории в классе, чтобы максимально привлечь внимание во время презентации.
  • Устройте яркую праздничную презентацию в общежитии или многоквартирном доме.
  • Примите участие в мозговом штурме со своими коллегами-музыкантами о том, как вы будете сотрудничать, чтобы написать музыкальную композицию.
  • Составьте сценарий видеопродукции, которую покажут нескольким администраторам колледжа.
  • Составьте набор запросов и рекомендаций для офиса кампуса по улучшению обслуживания клиентов.
  • Разработайте маркетинговый ход для фиктивного бизнеса, который вы развиваете.
  • Разработайте комплексный план снижения энергопотребления для вашего совместного проживания.

Как стимулировать творческое мышление

В следующем видеоролике Как стимулировать творческий процесс показаны шесть стратегий для стимулирования творческого мышления.

  1. Спи ​​на нем. За прошедшие годы исследователи обнаружили, что цикл быстрого сна повышает нашу креативность и способность решать проблемы, предоставляя нам инновационные идеи или ответы на неприятные дилеммы, когда мы просыпаемся. Держите ручку и бумагу у кровати, чтобы вы могли записывать свои ночные озарения, если они вас разбудят.
  2. Отправляйтесь на пробежку или в спортзал. Исследования показывают, что физические упражнения стимулируют творческое мышление, а повышение умственных способностей длится несколько часов.
  3. Позвольте своему разуму блуждать несколько раз в день. Было обнаружено, что мечтания наяву не являются пустой тратой времени и являются неотъемлемой частью генерирования новых идей. Если вы застряли на проблеме или творчески заблокированы, подумайте какое-то время о чем-то другом.
  4. Продолжай учиться. Изучение того, что далеко от вашей области знаний, особенно эффективно помогает вам мыслить по-новому.
  5. Время от времени ставьте себя в нервную ситуацию, чтобы разжечь свой мозг. Страх и разочарование могут спровоцировать инновационное мышление.
  6. Держите при себе блокнот, чтобы всегда иметь возможность записывать мимолетные мысли. Иногда они являются лучшими идеями из всех.

Советы по творческому мышлению

Лучший способ придумать хорошую идею — иметь много идей. —Лайнус Полинг, дважды Нобелевский лауреат, химик, биохимик и борец за мир видеть, пробовать, обонять, осязать, слышать, думать, говорить.

  • Будьте хорошим наблюдателем за людьми, природой и событиями вокруг вас.
  • Мышление
    • Задействуйте правое полушарие мозга (интуиция, широта взглядов, визуальное восприятие, ритм…).
    • Измените свою интерпретацию события, ситуации, поведения, человека или объекта.
    • Позвольте идеям развиваться.
    • Будьте открыты для понимания, когда идеи появляются в вашем уме.
    Воображение
    • Проведите мозговой штурм, генерируя идеи с группой людей.
    • Спросите: «Что произойдет, если . . ».
    • Спросите: «Сколькими способами . . ».
    • Развивайте идеи и расширяйте их возможности.
    • Представь будущее.
    Разговор и письмо
    • Используйте свои слова и свой «голос» при передаче своих оригинальных идей.
    • Избегайте использования клише или слишком фамильярных ответов на вопросы или проблемы.
    • Объясните, как ваши идеи выходят за рамки статус-кво и способствуют обсуждению.
    • Делайте заметки.
    Чертеж
    • Используйте интеллект-карты для фиксации идей; начните с ключевой концепции и напишите ее в центре страницы; используйте соединительные линии, расходящиеся от центральной концепции, и записывайте любые связанные или связанные идеи, которые приходят вам в голову.
    • Создавайте изображения или рисунки ситуаций («расширенные изображения»), чтобы показать их по-другому.
    Обучение
    • Найдите способы продемонстрировать свои личные инвестиции в проекты.
    • Собирайте знания и проводите исследования.
    • Получайте больше удовольствия от обучения!
    Перемещение
    • Занимайтесь физическими упражнениями, чтобы задействовать творческие области мозга и мыслить иначе.
    Отдых
    • Делайте перерывы.

    Креативное мышление Вымысел и факты

    Продолжая развивать свои навыки творческого мышления, будьте внимательны к представлениям о творческом мышлении, которые могут замедлить прогресс. Помните, что творческое мышление и решение проблем — это способы преодолеть ограничения проблемы и увидеть прошлые барьеры. Это способ мыслить «нестандартно».

    ФИКЦИЯ ФАКТЫ [3]
    1 У каждой проблемы есть только одно решение (или один правильный ответ) Цель решения проблем состоит в том, чтобы решить проблему, и большинство проблем можно решить любым количеством способов. Если вы найдете решение, которое работает, это хорошее решение. Другие люди могут придумывать решения, отличные от ваших, но это не делает ваше решение неправильным или неважным. Каково решение проблемы «изложить слова на бумаге»? Перьевая ручка, шариковая ручка, карандаш, маркер, пишущая машинка, принтер, печатный станок, текстовый процессор. . .?
    2 Лучший ответ, решение или метод уже обнаружен  Посмотрите историю любого решения, и вы увидите, что всегда находятся улучшения, новые решения и новые правильные ответы. Каково решение проблемы перевозки людей? Бык или лошадь, повозка, повозка, поезд, автомобиль, самолет, реактивный самолет, космический шаттл? Что самое лучшее и последнее?
    3 Креативные ответы технологически сложны Лишь немногие проблемы требуют сложных технологических решений. Большинство проблем, с которыми вы столкнетесь, требуют только продуманного решения, включающего личные действия и, возможно, несколько простых инструментов. Даже многие проблемы, которые, казалось бы, требуют технологий, могут быть решены другими способами.
    4 Идеи либо приходят, либо нет. Ничто не поможет — уж точно не структура. Существует много успешных методов генерации идей. Одним из важных методов является включение структуры. Создавайте для себя руководящие принципы, ограничивающие параметры и конкретные цели, которые стимулируют и формируют ваше творчество. Эта стратегия может помочь вам преодолеть страх перед «чистой страницей». Например, если вы хотите написать рассказ о человеке, который обрел понимание благодаря опыту, вы можете стимулировать свое творчество, ограничив или сузив свою тему до «молодой девушки в Камбодже, сбежавшей от красных кхмеров, чтобы найти новую жизнь в качестве медсестры в Франция.» Примените эту специфику и структуру к любому творческому начинанию.

    Решение проблем с творческим мышлением

    Креативное решение проблем — это тип решения проблем. Он включает в себя поиск новых и нестандартных решений проблем. В отличие от критического мышления, которое тщательно изучает предположения и использует аргументацию, творческое мышление направлено на генерирование альтернативных идей — практик и решений, которые являются уникальными и эффективными. Речь идет о том, чтобы сталкиваться с иногда мутными и неясными проблемами и видеть, как «вещи» можно сделать по-другому — как можно вообразить новые решения. [4]

    Следующие слова доктора Эндрю Роберта Бейкера взяты из его эссе «Мыслить критически и творчески», представленного ранее. Ниже д-р Бейкер продолжает освещать некоторые из многих способов, с помощью которых студенты колледжей будут подвергаться творческому мышлению, и как это может обогатить их учебный опыт.

    Критическое и творческое мышление

    В то время как критическое мышление анализирует информацию и выявляет истинную природу и аспекты проблем, именно творческое мышление способствует прогрессу, когда дело доходит до решения этих проблем. Исключительно творческие мыслители — это люди, которые изобретают новые решения существующих проблем, не опираясь на прошлые или текущие решения. Именно они изобретают решение C, когда все остальные все еще спорят между A и B. Навыки творческого мышления включают в себя использование стратегий для прояснения ума, чтобы наши мысли и идеи могли преодолеть текущие ограничения проблемы и позволить нам видеть за пределами барьеров. которые не позволяют найти новые решения.

    Мозговой штурм — простейший пример преднамеренного творческого мышления, который большинство людей пробовали хотя бы раз. Быстро генерируя множество идей одновременно, мы можем блокировать естественную тенденцию нашего мозга ограничивать наши способности генерировать решения, чтобы мы могли получить доступ и комбинировать множество возможных решений/мыслей и изобретать новые. Это похоже на бег через финишную черту гонки только для того, чтобы обнаружить, что на другой стороне есть новая трасса, и мы можем продолжить движение, если захотим. Как и в случае с критическим мышлением, высшее образование требует от нас творческого мышления и является идеальным местом для практики и развития навыков. Все, от текстовых задач на уроке математики до мнений или убедительных речей и статей, требует наших навыков творческого мышления для создания новых решений и точек зрения в ответ на требования нашего преподавателя. Навыки творческого мышления задают такие вопросы, как «Что, если?» Почему бы и нет? Что еще есть? Могу ли я комбинировать точки зрения/решения? Что еще никто не поднял? Что забывают/игнорируют? Как насчет ______? Это открытие дверей и возможностей следует за выявлением проблемы.

    Рассмотрим задание, которое требовало от вас сравнения двух разных авторов по теме образования, выбора и защиты лучшего из них. Теперь добавьте к этому сценарию, что ваш профессор явно предпочитает одного автора другому. В то время как критическое мышление может привести вас к выявлению сходств и различий между этими авторами и оценке их достоинств, именно творческое мышление вы должны использовать, если хотите оспорить мнение своего профессора и изобрести новые точки зрения на авторов, которые ранее не были известны. считается.

    Итак, что мы можем сделать, чтобы развить навыки критического и творческого мышления? Хотя многим учащимся это может не понравиться, групповая работа — отличный способ развить мыслительные способности. Много раз я слышал от студентов их презрение к работе в группах, основанное на расписании, различных уровнях приверженности группе или проекту, а также, конечно же, личных конфликтах. Правда, это не всегда легко, но именно поэтому оно так эффективно. Когда мы совместно работаем над проектом или проблемой, мы задействуем много мозгов для решения предмета. Эти разные мозги естественным образом разрабатывают различные способы решения или объяснения проблем и изучения информации. Для наблюдательного человека мы видим, что это помещает нас в постоянное состояние критических/творческих режимов мышления.

    Например, в групповой работе мы одновременно анализируем информацию и генерируем собственные решения, в то же время подвергая сомнению чужие анализы/идеи и отвечая на вызовы нашим собственным анализам/идеям. Это одна из причин, по которой учащиеся склонны избегать групповой работы — это бросает вызов нам как мыслителям и заставляет анализировать других, защищая себя, что не является чем-то, к чему мы привыкли или к чему не привыкли, поскольку большая часть нашего образовательного опыта связана с индивидуальной работой. Ваши преподаватели знают об этом — вот почему мы назначаем это — чтобы помочь вам расти как ученикам, ученикам и мыслителям!

    —Доктор. Эндрю Роберт Бейкер,  Основы академического успеха: слова мудрости

    Ресурсы для творческого мышления

    • Игры, стимулирующие творчество
    • Навыки творческого мышления
    • 45 веб-сайтов по творческому мышлению и творческим навыкам
    • Техники творчества от А до Я

    1. Мумав, Стефан. «Рожденный таким: творчество врожденное или приобретенное?» Персиковая косточка . Пирсон, 27 декабря 2012 г. Интернет. 16 фев 2016. ↵
    2. Харрис, Роберт. «Введение в творческое мышление». Виртуальная соль . 2 апреля 2012 г. Интернет. 16 февраля 2016 г. ↵
    3. Харрис, Роберт. «Введение в творческое мышление». Виртуальная соль . 2 апреля 2012 г. Интернет. 16 февраля 2016 г. ↵
    4. «Критическое и творческое мышление, Массачусетс». Массачусетский университет, Бостон, . 2016. Интернет. 16 февраля 2016 г. ↵

    Креативное мышление: определение, примеры и этапы

    Вы когда-нибудь встречали кого-то, у кого бесконечный запас блестящих идей? Может быть, они всегда думают о следующей лучшей вещи, дают хороший совет или ведут успешный малый бизнес. Вы можете подумать про себя: «Хотел бы я сделать это!» Немного потренировавшись в творческом мышлении, вы сможете!

    • Что такое творческое мышление?
    • Каковы этапы творческого мышления?
    • Каковы примеры творческого мышления?
    • Какие существуют методы творческого мышления?

    Определение творческого мышления

    Креативное мышление также известно как латеральное мышление. Креативное мышление — это когда кто-то может генерировать огромное количество идей и соединять их таким образом, который может отличаться от чьего-то другого. Творческий мыслитель часто мыслит нестандартно и выходит за рамки стандартного уровня решения проблем. Творческий человек может сделать что-то новое из предыдущих мыслей, вещей или идей.

    Лена пытается придумать название для своего нового фотобизнеса. Лена начинает записывать идеи и думать об идеях в течение дня. В конце концов, она решает, что хочет включить свое имя. Она начинает думать о других словах, связанных с камерами, и думает о «объективах». Когда она соединяет их вместе, она хочет добавить описательное слово, чтобы связать их вместе. Благодаря этому творческому процессу она придумала название «Прекрасный объектив Лены» для своего фотобизнеса. В течение дня Лена творчески использовала свое мышление, чтобы придумать имя, которое выделяется и, как мы надеемся, приведет ее бизнес к успеху.

    Фг. 1 Creative Eye, pixabay.com

    Стадии творческого мышления

    Грэм Уоллас изложил четыре стадии творческого мышления. Уоллас сказал, что мы используем этапы подготовки, инкубации, освещения и проверки в процессе творческого мышления, чтобы помочь нам найти творческие решения.

    Этапы творческого мышления: подготовка

    Это может показаться само собой разумеющимся, но подготовка включает практически все, что поможет вам начать мыслить творчески. На этом этапе полезно определить проблему или идею и получить любую необходимую справочную информацию или детали, чтобы поддержать ваши будущие творческие идеи. Важная тактика на этом этапе — мозговой штурм. Сбор идей и материалов, которые могут понадобиться для воплощения вашей идеи или проекта в жизнь, также важен и поможет вам подготовиться к творческому процессу.

    Стадии творческого мышления: инкубация

    Инкубация на самом деле включает в себя бессознательные мысли и требует только, чтобы вы сделали перерыв после всей этой подготовительной работы. Вы можете просто удивиться тому, что еще всплывет в течение дня, когда вы когнитивно не осознаете, что ваш мозг работает. Возможно, вы вдохновитесь своим окружением и сможете включить его в свой творческий проект!

    Этапы творческого мышления: озарение

    Озарение — это этап, когда все становится на свои места. У вас будет короткий момент понимания, который способствует вашей идее или проблеме. В большинстве случаев озарение — это когда вы развиваете новые связи, чтобы действительно объединить творческое решение или проект.

    Этапы творческого мышления: проверка

    Проверка — это когда вы соединяете воедино все, чему научились в творческом процессе. Фактическое создание выбора оживает здесь, если ваши идеи успешны. Если нет, вам, возможно, придется вернуться к творческому процессу или использовать навыки критического мышления здесь.

    Вот сценарий прохождения четырехэтапного процесса творчества:

    Подготовка

    Дженни хочет найти способ собрать деньги для своей любимой благотворительной организации. Некоторое время она проводит мозговой штурм и записывает некоторые идеи, которые приходят на ум. Дженни знает, что она отлично печет, поэтому решает, что это первый шаг к сбору денег. Дженни составляет список материалов, которые ей нужны, а также предметов, которые она может создать для распродажи выпечки.

    Инкубация

    Дженни продолжает свой день и позволяет себе отдохнуть, так как ей все еще нужно найти место для продажи своей выпечки. Она знает, что в конечном итоге все встанет на свои места, поэтому она использует день, чтобы расслабиться и позволить мыслям прийти к ней. По пути в магазин Дженни встречает продавцов на осеннем фестивале.

    Освещение

    Возвращаясь из магазина, Дженни понимает, что знает местного владельца бутика, который всегда устраивает мероприятия. Дженни понимает, что она может печь все свои товары в течение недели и размещать их в своем местном бутике с разрешения владельца.

    Подтверждение

    Благодаря упорному труду и целеустремленности Дженни она может работать в местном бутике по субботам и воскресеньям, что идеально, так как по выходным в ее магазин заглядывает множество покупателей. Дженни воплощает свою идею в жизнь и собирает более 1000 долларов, чтобы пожертвовать ее любимой благотворительной организации. Теперь Дженни решает, что она может продолжать печь в будущем и открывать различные местные магазины, чтобы обслуживать свое сообщество.

    Примеры творческого мышления в психологии

    Скорее всего, вы автоматически думаете об искусстве, когда думаете о творчестве. Однако искусство — не единственный способ или причина использовать творчество. Конечно, картины — это творчество, но творчество выходит далеко за рамки простого рисования на холсте или рисования на бумаге. Художник может использовать навыки творческого мышления, чтобы изобразить эмоцию, изобразить идею или рассказать историю различными способами.

    Некоторые примеры навыков творческого мышления включают критическое мышление, сильное воображение, рассмотрение сценариев с разных точек зрения, любопытство и непредубежденность. Все эти навыки важны, потому что они дают место для появления новых идей и установления новых связей.

    Фг. 2 Товары для творчества, pixabay.com

    Техники творческого мышления

    Существует так много техник творческого мышления. Креативность можно усилить и достичь с помощью некоторых из перечисленных ниже техник:

    Техники творческого мышления: постановка целей

    Чрезвычайно важно иметь перед собой четкий набор целей. Вы не стали бы пытаться улучшить свои навыки игры на гитаре, если бы пытались научиться лучше готовить еду. Наличие ожиданий в отношении самих себя может заставить нас нести ответственность перед началом творческого процесса. Вы можете задать себе такие вопросы, как «Чего я пытаюсь достичь?» или «Каковы мои сильные/слабые стороны?» После того, как вы установили свои цели, вы можете перейти к списку шагов, которые необходимо предпринять для достижения этих целей. Скорее всего, если у вас есть путь, которым вы увлечены, вы достигнете его с нужным уровнем решимости.

    Вдохновение

    Поиск вдохновения важен для творчества. Хоть вы и хотите быть оригинальным, вы, возможно, сможете перенять некоторые тактики, которые другие люди использовали, чтобы зажечь ваши новые творческие идеи. Когда у вас есть четкая цель, найти вдохновение у других людей должно быть довольно легко. Если ваша цель — начать небольшой бизнес по изготовлению свечей, вы можете изучить тактики, советы и приемы, которые другие люди использовали, чтобы облегчить вам процесс. Делая это, вы можете включать свои собственные идеи, но при этом черпать вдохновение из методов, которые используют другие люди.

    Мозговой штурм как метод творческого мышления

    Хотя это может показаться очевидным, мозговой штурм — отличный способ открыть свой разум для новых идей. Лучший способ мозгового штурма — записывать идеи и случайные мысли, которые приходят вам в голову в течение дня. Возможно, вы удивитесь, что могут сделать для вас 5 минут непрерывного письма. Вы даже можете провести мозговой штурм, участвуя в беседах с другими людьми. Возможно, они смогут дать полезный совет. Доски настроения — еще один отличный способ провести мозговой штурм и согласовать свои цели с вашим прогрессом.

    Техники творческого мышления и самоанализ

    Следите за своим прогрессом, пытаясь придумать новые творческие идеи. Посмотрите, как далеко вы продвинулись с тех пор, как впервые перечислили свои цели. Быть непредвзятым, критикуя себя, может быть сложно, но выполнимо. Отслеживая свой прогресс, вы можете увидеть, что работает, а что нет, и увидеть, как далеко вы продвинулись! Если что-то не работает, вы можете предпринять дальнейшие действия. Может быть, пришло время переосмыслить свои мотивы или изменить путь, который, как вы думали, будет работать. Вы можете стать еще более креативным, если сможете быстро адаптироваться к новым изменениям.

    Фг. 3 Мозговой штурм, pixabay.com

    Характеристики творческого мышления

    Все, что мы обсуждали до сих пор, может быть включено в характеристики творческого мышления. Креативность предполагает способность постоянно генерировать новые идеи. Это также включает в себя признание и обучение на ошибках. В творческом процессе много места для неудач и ошибок. Даже если ваша новая творческая идея окажется бесполезной, она может породить другие новые идеи!

    Самое интересное в творчестве то, что возможности безграничны. Конечно, иногда нам нужно использовать креативность для работы или дедлайнов, но постоянное придумывание новых идей помогает нам всегда быть готовыми. Люди с творческим мышлением хотят учиться, расти и добиваться успеха своим уникальным способом, а это значит, что они всегда будут использовать новый опыт и возможности, которые помогут им достичь своих целей.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *