Тирания истории и дурья доброта — Вестник Европы
Автор: Гусейнов ГасанТемы: Философия
12.09.2021
У слова тиран два пересекающихся круга значений. Один круг — терминологический, а другой — разговорный. Как политический термин тиран — это человек, зацепившийся за власть, хотя и не имел на это права. Как разговорное слово — это описание мучителя, которого вынуждена терпеть, например, родня. Общими для обоих значений являются согласие большинства людей сносить власть тирана, невозможность избавиться от власти тирана путем переговоров и неспособность самого тирана прекратить тиранствовать.
Некоторые тираны формально приходили к власти законным путем, например, получив царскую власть по наследству от отца или в составе коллективного руководства. Но что делать, если ради достижения личной власти новый царь или какой-нибудь генеральный секретарь убил старого царя или поубивал своих ближайших соратников? От Гигеса, умертвившего царя Кандавла, история европейских тираний — это история принципиального отступничества, удачного стечения обстоятельств, превращения самого незаметного в самого заметного, типичного неудачника — в любимца публики.
Ключевой европейский текст, объясняющий природу тирании — это сценарий триллера, оставленный нам Геродотом¹. Последний представитель царской династии Гераклидов в Сардах Кандавл страдал редким психическим заболеванием — испытывал неодолимую потребность поделиться с кем-нибудь красотой собственной жены. Занятно, что Геродот даже не сообщает имени жены Кандавла, хотя именно она была главным действующим лицом происходившего тогда в Лидии. Дальнейшее хорошо известно: Кандавл угрозами заставил своего слугу Гигеса подсмотреть, как раздевается прекрасная его супруга, та заметила это, затаила обиду на Кандавла, а потом под угрозой казни заставила Гигеса убить Кандавла и возвела цареубийцу на престол, сделав того своим мужем. Гигес сообразил, что все предприятие не увенчается успехом без одобрения богов и подкупил жрецов Аполлона в Дельфах, которые выдали ему и его потомству ярлык на тиранию аж на пять поколений вперед.
Как мы видим, Гигес оказался не только первым тираном, но и первым политтехнологом, и притом одним из самых удачливых: он сохранял власть почти сорок лет и передал ее потомкам. Гераклиды, конечно, потребовали от жрецов Аполлона сатисфакции, и те им, надо сказать, пообещали, что Кандавл непременно будет отмщен, но только в пятом поколении.Не исключено, что именно этот первый ярко описанный Геродотом случай тирании и показался таким привлекательным бесчисленному множеству последователей. Но чем более охотно они становились тиранами, тем более мрачным оказывался для них выход из тирании. Или, вернее, наступавшая безысходность. Да и сами жертвы тирании были не лучше. Сначала им казалось, что новый правитель прекрасен. Потом признавали его ужасным, а свое долготерпение — прискорбным и вынужденным, как бы заражались от тирана искусством поведения в безвыходной ситуации: «А что мы могли сделать? Верные слуги тирана были повсюду…» Ведь и сам Гигес стал тираном из трусости.
Разумеется, когда тирании приходил конец, перепуганные последними годами его правления люди славили уже не тирана, а победу над тиранией. Чем лучше они понимали, что сами не только не причастны к этой победе, но, в сущности, являются соучастниками в преступлениях своего тирана, тем громче они славили тираноубийц. Вот почему по миновании тирании люди всячески сопротивляются изучению этой тирании: им неприятно думать, что в списке соучастников им придется увидеть и свое имя.
Вот и после второй мировой войны в Европе нарастало самолюбование. Казалось бы, национал-социализм — этот абсолютно европейский феномен — едва был побежден, изучи его, поищи, не спрятались ли еще где-то в толще европейской традиции корешки будущих напастей. Так нет же — строительство и в самом деле прекрасной новой Европы сопровождалось безудержным самовосхвалением идейных европейцев. Начинается новая прекрасная эпоха, хватит ворошить прошлое, копаться в грязном белье.
Очень похоже было, правда, и на красном Востоке. Не только главные советские идеологи, но и так называемые простые люди твердо верили, что советские граждане — самые образованные и начитанные, что у них лучшее в мире метро, мороженое и шоколад. «Зато мы делаем ракеты, перекрываем Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей» — впечатано в головы миллионов бывших советских людей и даже их потомства, никогда не видевшего ни Енисея, ни балетного спектакля.
Летом 2021, через тридцать лет после конца СССР, европейские газеты пишут, что в России медленно, но верно устанавливается тирания. Другие называют сложившийся строй так же, как это делают в самой России, — олигархией. В истории олигархические режимы проваливались довольно быстро, почему же нынешний кажется таким прочным? Нам объясняют, что у руля власти нашли друг друга три кита или три слона, на широких спинах которых и стоит всё — новобогачи-миллиардеры, сотрудники спецслужб и просто бандиты. Такая связка, говорят нам, даже Аристотелю не снилась. Но только Аристотелю, трактуемому механистически.
Между тем, вполне возможен и такой взгляд на его классификацию политических строев, который во главу угла ставит не политику, а психологию. Ведь именно Аристотель — величайший — сразу после Гомера — греческий психолог. Он даже трактат «О душе» написал. Если Аристотель и плохо приложим к современности, то проистекает это, возможно, из его убежденности в превосходстве доброго начала в человеке над злым. Аристотель гонит от себя мысль о злонамеренности настоящего политика, но понимает и природу политтехнолога — человека, которому результат нужен любой ценой, безотносительно к истине.
Филантроп Аристотель считал, что самое естественное человеческое устремление — поиск истины (в «Метафизике»), а самый естественный принцип поведения — подражание лучшим образцам (в «Поэтике»). Вот почему в круговороте политических систем всё упирается в различные понимания истины.
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Так мог бы написать и Архилох! В обмен на забвение политического долга тирания умеет расположить к себе чернь телесными свободами, сладкой тиранией тела.
Всех пролетающих птиц смоковница горная кормит,
Всем Пасифила гостям, добрая, щедро дает!
Но и этот ресурс когда-то кончается: на смену беспечной make love not war приходит проповедь воздержания и «наших традиционных моральных ценностей».
Для тирана истина — то, что необходимо для сохранения его мудрой власти. Вот почему олигархаты не только быстро переходят к террору, но иногда сразу с террора и начинают.
И вот почему олигархи и тираны, даже, может быть, придя к власти политическим путем, оказавшись на вершине этой самой власти, переходят от политики к священнодействиям и к тому, что сейчас называют политтехнологиями, из политиков становятся жрецами-политтехнологами.
Что же происходит, по Аристотелю, с политтехнологами, этими наследниками греческих демагогов и оракулов?
Политтехнологи ведь тоже стремятся к подражанию, в том числе — лучшим международным практикам. Но они презирают истину, вернее — пытаются показать, что главное не истина, а пожелание заказчика. Вот почему, когда за дело государственного строительства берутся политтехнологи, они не задумываясь предпочитают хитрость простодушию, порочность — добродетели, а богатство — бедности.
Политтехнолог при этом настаивает, что всякий иной взгляд, все эти «левацкие бредни о равенстве, братстве и свободе», что все это — форменный обман, слабоумная аполитичная ложь. А суровая правда жизни, говорят они, это вражда, это война, из которой наши Эмпедоклы и Карлы Шмитты выводят всю мудрость мира: найти или назначить врага, убить и съесть его, проклятущего, и вот тогда заживем!
Беднота может сколь угодно долго почитать богачей, а восхождение к богатству в олигархических обществах возможно только на путях порока. И вот мало-помалу такой режим начинают считать порочным и не достойным все граждане, включая и тех, кто его создавал. Но ближе к финалу тиранического режима гражданам отказывает память. Даже возбудившись из-за новых случаев лютого казнокрадства или мздоимства, подданные олигархов и тиранов избегают разговоров о текущей политике.
Вот как об этом писал в седьмом веке до н.э. Архилох (в пер. В.Вересаева):
О многозлатном Гигесе не думаю
И зависти не знаю. На деяния
Богов не негодую. Царств не нужно мне:
Все это очень далеко от глаз моих.
Вся политика делегирована политтехнологам, жрецам и самим тиранам и олигархам. Но не могут все хаты в городе стоять с краю. Пусть новые раздражители вытесняют у погруженных в летаргический сон всё вчерашнее. Но раздражение накапливается. Вот почему распад олигархического режима становится тем более жестоким, чем дольше такой режим держится. С особой ненавистью побеждающее крыло наносит удар по создателям режима: оно, это крыло, прекрасно понимает, что только чудом успело — хотел бы я увидеть радость Аристотеля, если бы он узнал это выражение, — успело «переобуться в воздухе». В древнегреческом это был бы один глагол — ἀεροσανδαλίζομαι.
Аристотель замечает, что одним из главных пороков политтехнологов и обслуживаемых ими тиранов и олигархов является невнимание к мелочам². К своим клиентам политтехнологи относятся по принципу «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Вот почему, даже попав поначалу в цель, политтехнологи сами же разрушают потом все подступы к ней, и цель, казавшаяся такой близкой, становится недостижимой.
Аристотель говорит, что разрушение государства, которое либо от олигархии пришло к тирании, либо наоборот — от тирании к олигархии, не происходит вследствие мелочей, а возникает из мелочей³. Великий философ приводит множество примеров таких мелочей в прошлом.
Такая прекрасная мелочь запечатлена в рассказе Геродота: ведь если бы Гигес не обнаружил себя в опочивальне Кандавла и его жены, ничего бы не было: Кандавл остался бы царем, а Гигес — пастухом. И только мелочь — шорох шторы и дрожание пламени светильника — выдала его присутствие. На художественных мелочах держится историческое событие у Геродота. Аристотель объясняет, почему это так.
Теперь, больше двух с половиной тысяч лет после смерти Аристотеля, можно предположить, что учитель Александра Великого предвидел в деталях, как именно будет разрушаться империя после смерти ученика и патрона, из-за чего Аристотель сначала бежал в Афины, а потом, из страха перед казнью, в дом своей матери, в Халкиду, на остров Эвбея. Не исключено, что и смерть от отравления, настигшая Аристотеля, не была случайной: он умер от действия древнегреческого новичка — аконита, который добывали из растения, выросшего на том самом месте, где уронил на землю слюну Цербер, которого вывел из загробного царства Геракл⁴.
Впрочем, не сам ли Аристотель отвечал за воспитание божественного Александра? Не он ли внушил наследнику престола восторженное отношение к Гомеру и Еврипиду? Не с его ли легкой руки Троянская война стала для Александра, как сейчас бы сказали, моделью поведения? Вот почему, с кем бы из героев «Илиады» ни отождествил себя сын Олимпиады от Зевса или Филиппа — с царевичем Александром, более известным под именем Париса, на стороне троянцев, или с предводителем мирмидонян Ахиллесом — на стороне ахейцев, — конец будет один. И вот беда — наделенный прямо-таки божественной харизмой Александр не смог создать ничего долговечного, а сам умер совсем молодым.
Казалось бы, за спиной у тебя — история тысячелетней поэзии, воспевшей войны древнего царства. И вот она, роковая ошибка философа — потакать тирану, надеясь увещеваниями если не исправить природу вещей, то смягчить природу человека. Эту ошибку совершили величайшие — Платон, когда консультировал тирана Дионисия, и Аристотель, когда давал уроки Александру Македонскому.
И в России, 2340 лет спустя, за идейную основу текущего переходного режима, — то ли от тирании к олигархату, то ли от олигархата к тирании, — была принята своя Троянская война, на которой стоит «великая история великой империи». На первый взгляд, это удобно — опираться на победы русского оружия: в 1812 Бородино, в 1815 входим в Париж. Или в 1941 немцы под Москвой, а в 1945 Сталин уже в Берлине. Но неминуемо встает вопрос об аристотелевских мелочах. В политике, как и в мифологии, мелочей не бывает.
На первый взгляд, прошлое незыблемо как звездное небо. Но можно поколебать и прошлое.
В современную Россию — республику и даже федеративную республику — под конец того века, в начале которого была жестоко уничтожена монархия и аристократия, и сегодня, в начале нового века, властно вернулись царские инсигнии. Выворачивая наизнанку название романа П.Н. Краснова⁵, мы можем сказать, что страна пошла от красного знамени к двуглавому орлу. Один из идеологов этого движения — «православный олигарх», как называют его (кто иронически, кто уважительно) газетчики, Константин Малофеев. Создатель компаний и организаций «Царьград» и «Двуглавый Орел» дает понять остальному миру, что амбиции России в его представлении простираются далеко за пределы бывшей Российской империи. Одна мелочь мешает: простираются эти амбиции не в будущее, а в прошлое, туда, где нет никакого Стамбула, и даже Константинополь — только в подтексте собственного имени, ведь Царьград — это его русское имя, но нет и никакой Российской Федерации, а есть возрожденный Византий, столица на Босфоре.
«Православный олигарх» этими своими «царьградами» и «двуглавыми орлами» прямо-таки требует от нас, современников, толковать и его собственные, Константина Малофеева, имя и фамилию. Ромейское императорское имя Константин, да еще восходящая к имени древнееврейского пророка Малахии фамилия — это, конечно, ни в коем случае не мелочь. Или «это такая мелочь», из которой для тирании и олигархата проистекает первостепенная угроза.
Если бы Константина Малофеева не звали Константином, а его фамилия не отсылала нас к древнееврейскому пророку Малахии, мы ничего не могли бы сказать о брендах «Царьград» и «Двуглавый орел». Но ведь так было уже с Александром Великим: названный одновременно в честь троянского царевича Париса и ахейского героя Ахиллеса, он и должен был расплатиться с судьбой дважды. Под маской Париса Александр Великий расплатился тем, что похитил величайшее сокровище. Только теперь это уже не Елена, а вся Эллада и то, что потом назовут Большим Ближним Востоком. Этот вот замах на всемирное господство и вызвал гнев богов на Македонскую империю. Ну, а за Ахилла Александр расплатился тем, что умер молодым.
Вторая часть сакрального имени — Малофей, или пророк Малахия — тот, что священников обвинял в несоблюдении ритуалов, а правителей — в неоказании помощи бедным; тот, что требовал от еврейских мужчин не разводиться с еврейками и не жениться на язычницах, и не уставал укорять всех вообще в том, что слишком ценят людишки свою повседневную жизнь, забыли заветы и заповеди, а среди них главный завет — ждать пришествия мессии. Доживи до наших дней сам Малахия, он определенно возглавил бы антипрививочников: ваше дело готовиться к смерти, а не малодушно прятаться от нее. Тирания духовного наставления — вот гвоздь проповеди Малахии.
Создатель бренда «Царьград» Константин Малофеев, должно быть, и не заметил бы эту мелочь — древнееврейский хвост собственного его исторического аватара, если бы не роковое пристрастие к оружию и войне, которое некогда выдало и Ахилла. Фетида, мать-богиня, переодела сына в девушку, лишь бы только тот не отправился под Трою. Но в роковой попытке отвратить гибель Ахилла, Фетида на Скиросе только приблизила его конец: оперчекработник ахейцев, коварный Одиссей, разоблачил дезертира. Дальнейшее известно — Троя пала, Ахилл погиб, греческое войско рассеялось по всему Средиземноморью. Новая сборка империи начнется через тысячу лет после падения Трои и через триста лет после гибели нового Ахилла — Александра Македонского.
Поистине, тирания мифологии безжалостнее любого властителя!
Новый Константин строит виртуальный Царьград, заталкивая своих спутников на корабль, который должен привезти их (нас всех) в Константинополь. Но какого года? Времен наших первых «гиперборейских» нападений на него девятого века? Или того года, с которого ведет свой отчет и русско-болгарская мечта о «третьем Риме». Павший в 1453 году город Константинополь, или просто Город, славяне называли Царьградом в пику Османской империи с ее Стамбулом-Истанбулом. Вот почему и возвращение этого русского топонима заставляет толковать его двояко: это и мечта русского политика об отвоевании проливов, и плач о восхождении с 1923 года Стамбула на месте нашего Константинополя. Еще страшнее, если это и не корабль вовсе, а Троянский конь — последняя выдумка Одиссея, позволившая грекам взять Трою.
Именно эта мелочь, если додумывать ее до конца, выбрасывает россиян, или славных россов «времен Очакова и покоренья Крыма», слишком далеко от нашей современности. В чем тут ошибка? Она в том, что на пути к цели остается слишком много преград — глав из книги жизни и смерти и последней империи — Российской — и обеих ее соседок — Оттоманской и Австро-Венгерской.
Тирания исторических преград на наших глазах усугубляется, прямо по Аристотелю, историей животных. Поселившийся среди нас коронавирус, говорят, и не животное вовсе, а только страшно живучая молекула, губящая других животных, и значит — уже злое, хотя еще и не живое существо.
17 июля 2021 года в Екатеринбурге, в начале третьей волны пандемии ковид-19, «православный олигарх» организует крестный ход антипрививочников⁶. Крестный ход называется «Царским», в память об убитых 17 июля 1918 года российском монархе Николае Втором и его ни в чем не повинных чад и домочадцев. Годовщина цареубийства и страшный грех пролития крови невинных.
Как назло, этот же день — 17 июля — еще и годовщина гибели пассажирского рейса MH 17 в 2014 году в небе над Донбассом, предположительно сбитого по ошибке «ополченцами» Донбасса. Константин Царьградский, как пишут о нем СМИ, является, наряду с российским государством, одним из главных спонсоров ДНР и ЛНР.
Между убийством царской семьи 17 июля 1918 года, гибелью малайзийского боинга 17 июля 2014 года, антипрививочной демонстрацией 17 июля 2021, деятельностью «Общества развития русского исторического просвещения», общества «Двуглавый Орёл» и группы компаний «Царьград», попыткой создания «Новороссии» и отправкой в Украину войск и вооруженных формирований с последовавшим уничтожением пассажирского самолета, — между всеми этими событиями и водрузился новый Царьград — мифический Ленинград какой-то. Вроде бы его уже давно нет, одна только ленинская свирепость осталась. Эта попутная свирепость и заставляет нас понять, что никакого совпадения мелочей здесь нет: они стянуты в узел именем-заклинанием. Подчинившись тирании заклинания, мы и начали развязывать этот узел, который завязали для республики монархические мечтатели.
В «Метафизике» Аристотель пишет, что добро — это возможность не совершить зло⁷. Эту философскую формулу не понимал, или даже отказывался понимать, сам Иммануил Кант, возводивший честность в перл создания. В двадцатом веке Василий Гроссман нашел объяснение формуле Аристотеля. Абстрактному «религиозному и общественному добру» он противопоставляет «бессмысленную» и даже «дурью доброту людей».
«Это доброта старухи, вынесшей кусок хлеба пленному, доброта солдата, напоившего из фляги раненого врага, это доброта молодости, пожалевшей старость, доброта крестьянина, прячущего на сеновале старика еврея. Это доброта тех стражников, которые передают с опасностью для собственной свободы письма пленных и заключенных не товарищам по убеждениям, а матерям и женам».
Как мы видим, и роман Гроссмана «Жизнь и судьба» как раз об этом: чем глубже тиранический или олигархический режим погружает общество в летаргию, тем больше места остается для этой «дурьей доброты».
«Она, эта дурья доброта, и есть человеческое в человеке, она отличает человека, она высшее, чего достиг дух человека. Жизнь не есть зло», — говорит она. Эта доброта бессловесна, бессмысленна. Она инстинктивна, она слепа. В тот час, когда христианство облекло ее в учение отцов церкви, она стала меркнуть, зерно обратилось в шелуху. Она сильна, пока нема, бессознательна и бессмысленна, пока она в живом мраке человеческого сердца, пока не стала орудием и товаром проповедников, пока рудное золото ее не перековано в монету святости. Она проста, как жизнь. Даже проповедь Иисуса лишила ее силы, — сила ее в немоте человеческого сердца»⁸.
Эта вот дурья доброта — оказывается той последней чертой, за которой свершается устранение (или самоустранение) тирана и тирании. Даже после того, как тирания вытоптала в людях всё — честь и достоинство, память и ответственность, она все-таки обычно останавливается перед этой последней чертой.
Аристотель подсказал бы нам, что политтехнология сама прямо-таки заставляет нас обращать внимание на мелочи, которыми сами политтехнологи, может быть, пренебрегли в недалеком прошлом. Но вот наши новые жрецы стали на «путь из варяг в греки» и закабалили себя образом безвозвратного прошлого. И где бы ни попытались восстановить его очертания царьградцы-новороссы, всюду их ждало обидное поражение: вроде и территории взяты под контроль, и свои люди расставлены на ключевых постах — от первого визиря до солдат охраны побережья, а вот повседневная жизнь на вновь обретенных берегах — что в Абхазии или Приднестровье, в Южной Осетии или в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, в Центральной Африке или в Сирии,– повседневная жизнь перестает быть переносимой. На каждом захваченном пятачке происходит то самое, что случилось при взятии Трои ахейцами в 12 в. до н.э. и при взятии Константинополя — крестоносцами ли в начале 13 или османами в середине пятнадцатого века. Осмелившийся произнести «Царьград» погружает завороженных им людей в летаргический сон.
Ответ на вопрос, когда же это остановится, мы тоже знаем заранее, ведь мы не забыли, чем и как кончались империи. Тираническая идеология восстановления исторической справедливости, возрождения исторического имени играет с теми, кто присвоил эти чужие имена, злую, очень злую шутку. Константин мечтал о возрождении Третьей Трои, и он ее получил. Правда, через тысячу лет, скажет нам современный Малахия. Через пять поколений Гераклиды отомстят за убийство Кандавла, пообещала Гигесу Пифия.
И Крез, искавший благовидного предлога для нападения на Персию, решил подкупить Пифию, чтобы заручиться единственно верным ответом. Крез его получил: «Если пойдешь войной на персов, разрушишь великое царство!»⁹ Оракул с наслаждением дает нанявшему его тирану такой ответ, который будет верен при любом исходе.
Сработает ли и на этот раз, как уже было в конце 1980-х годов, наш безропотный расчет на «дурью доброту»? Заслужили ли мы ее за тридцать лет? ¶
- Геродот. История. Кн. первая (Клио), гл. 9-14.
- Аристотель. Политика. Книга V. Гл. II § 9.
- Аристотель. Политика. Книга V. Гл. III § 1.
- Овидий. Метаморфозы, Кн. VII, 406-419.
- Краснов П.Н. От Двуглавого Орла к красному знамени. Нью-Йорк: Всеславянское издательство, 1960, т.1.
- Константин Малофеев: «К сожалению, в этом году светские власти запретили Крестный ход. Но «Кесарю Кесарево, а Богу — Богово». Именно так сказано в Евангелии. Мы не можем ослушаться власть, но и не можем прекратить исповедовать Христову Веру. Тысячи православных христиан прошли многочасовым Народным ходом от Храма-на-Крови в Екатеринбурге до Ганиной Ямы — места, где большевики пытались уничтожить тела убиенной царской семьи». Малофеев о смысле народного хода в «царские дни»: «шанс вернуть Россию»: https://ekb.tsargrad.tv/news/shans-vernut-rossiju-malofeev-rasskazal-o-smysle-narodnyh-shestvij-v-carskie-dni_384163
- Например, так: «И если, как мы говорили, материя есть каждая вещь, сущая в возможности (например, для действительного огня — огонь, сущий в возможности), то само зло будет благом в возможности». Аристотель. Метафизика, XIV. Глава 4. Пер. А.В Кубицкого.
- Гроссман, Василий. Жизнь и судьба. Рига, 1990, с. 331 и след.
- Геродот. История. Кн. первая (Клио), гл. 51-53.
Тираны и их жертвы
Вслух.ru
Новости
Общество
Общество
Анна Княжева
9 февраля 2017, 12:27
_В Центре открыто и кризисное отделение, однако туда женщины попадают в самых крайних ситуациях. Это те, кому невозможно находиться в одном доме с супругом, поскольку он оказывает психическое и физическое давление. Здесь оказывают комплексную помощь — подключаются психолог, юрист, социальный работник. Как правило, через кризисное отделение проходит не более 15 женщин в год, но это лишь вершина айсберга, считают специалисты._
«Мне его жалко»
Динара Х. не скрывает лицо, улыбаясь в ответ на предположение, что станет только хуже. «Хуже не будет, — спокойно говорит она. — Возможно, после этого интервью муж побоится меня трогать». Динара вышла замуж 10 лет назад. Сейчас у нее двое детей от мужчины, которого она считала «каменной стеной», но ошиблась. «Я видела, что в нем есть агрессия, еще на стадии знакомства, — рассказывает женщина. — Но искренне считала, что этот мужчина будет защищать меня. Оказалось, наоборот. Часто он использует методы психологического давления — угрожает, унижает, может замахнуться рукой, ударить в стену рядом с моим лицом. Но однажды мне пришлось обратиться в больницу, там наложили несколько швов, на лице остался шрам. После этого к нам приходил участковый, предлагал написать заявление на мужа, но я отказалась. Мне его жалко. Когда приехала после больницы, у меня дома были родители. Мне пришлось объясняться, почему я довела мужа до такого состояния. У мужа был очень виноватый вид. Он даже пытался выброситься в окно».
Психология жертвы
О том, что все жертвы домашних тиранов ведут себя примерно одинаково, говорит психолог центра «Семья» Ирина Аскерова: «Часто это зависит от личностных качеств женщины — низкая самооценка, неуверенность в себе. Со временем такие женщины начинают жалеть своих обидчиков и продолжают терпеть. На фазе, когда агрессор наносит психологический или физический вред женщине, она понимает, что так нельзя. Но на фазе спокойствия, когда агрессор ведет себя хорошо, дарит цветы, подарки, ее инстинкт самосохранения притупляется. И все повторяется. Типичная стратегия поведения тиранов — давить на жалость, применять угрозы, оказывать психологическое давление. Хотя то, что они говорят, чаще всего просто шантаж».
Женщине, попавшей в такую ситуацию, Ирина Аскерова советует не замыкаться в себе. По мнению психолога, самая большая ошибка — когда ситуация не выносится за пределы семьи. «Когда женщина обращается за помощью в наш центр, первое, что нужно сделать — это обезопасить ее. Предоставить убежище, оказать срочную психологическую помощь, сделать все, чтобы она успокоилась, чтобы снизился эмоциональный накал. Потом уже можно полноценно работать с проблемой. Эта работа заключается в формировании стратегии поведения, чтобы женщина могла дать отпор в ситуации насилия. Также это работа по повышению самооценки, навыков целеполагания, чтобы она видела будущее».
На следующем этапе подключается ближайшее окружение. «Часто бывает так, что женщина в ситуации насилия полностью изолирует себя от близких родственников и друзей. Или агрессор ее изолирует. Большинство жертв домашних тиранов — это женщины, которые нигде не работают и зависят финансово от мужа. Чтобы помочь им, мы восстанавливает сеть контактов с близкими, которые в свою очередь помогают поддержать ее на пути к новой жизни».
«Заниженная самооценка — одна из основных характеристик агрессора»
Иногда специалистам центра «Семья» приходится работать и с мужчинами-агрессорами. Правда, только с согласия их обиженных жен. «У большинства домашних тиранов достаточно высокий уровень агрессии, — продолжает Ирина Аскерова. — Возможно, такие люди сами были жертвами насилия в детстве. Но одна из основных причин — заниженная самооценка у мужчины. Он хочет подавить свою жертву, чтобы добиться полного контроля над ней. Но это один из факторов. Многое зависит от самой женщины. Ведь кто-то может терпеть издевательства от мужа годами, а кто-то сразу пресекает попытки давления со стороны партнера. В моей практике был случай, когда женщина на протяжении 14 лет жила с мужем-агрессором. Он ее избивал при детях. Но ей понадобилось 14 лет, чтобы решиться попросить о помощи. Сначала с ней работал психолог, затем подключился юрист. В итоге женщина решила полностью изменить жизнь, нашла новую работу, переехала в другое место. Специалисты работали с ее личностными страхами и с целями на будущее».
Между тем, случаев, когда женщина возвращается к мужу-тирану, в практике центра «Семья» тоже немало. Кто-то обращается за помощью повторно. «И все-таки 85-90% женщин, побывавших у нас, начинают новую жизнь», — говорит заместитель директора центра «Семья» Наиль Гибадуллин.
Единственный вопрос, на который не могут ответить сотрудники центра, каковы реальные масштабы проблемы. По мнению психологов, большая часть женщин, страдающих от мужей-тиранов, никогда не выносят проблему за пределы своего дома.
Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Вслух.ру
23 февраля, 20:51
В Калининграде пройдет постановка тюменского спектакля
Она создана в Молодежном театральном центре «Космос».
#спектакль
#театр
#Тюмень
#новости Тюмени
#Калининград
Вслух.ру
23 февраля, 18:57
«Стратегия-2030». В Тюмени пройдет строительный форум, нацеленный на новые вызовы
Любые перемены вызывают много вопросов, ответы на которые участники форума получат в ходе его проведения.
#строительство
#экономика
#форум
#застройщик
Вслух.ру
23 февраля, 18:37
Тюменские волонтеры поздравили участников Великой Отечественной войны
Пятерых из них навестили лично.
#волонтеры
#Великая Отечественная война
#23 февраля
#поздравление
Вслух.ру
23 февраля, 17:28
В тюменской библиотеке расскажут о традициях воспитания в дореволюционной России
Первая встреча пройдет 25 февраля в 13:00
#библиотека Менделеева
#выставка
Вслух. ру
23 февраля, 14:51
Спасение манекена и дрифт на полицейских машинах. В Тюмени продолжается «Спецоперация «Лед»
На месте событий побывал наш корреспондент.
#спецоперация Лед
#23 февраля
О чём рассказывают старинные часы Тюмени
Своих не бросаем! Тюменский тыл в Великую Отечественную войну
Признание тирана или будущего тирана
Общества состоят из более чем одного человека. Если бы правитель управлял только одним человеком, было бы легко определить, тиран он или нет: достаточно спросить его единственного подданного. Любит ли «общество» своего правителя? Но в любой реальной стране тот факт, что меньшинство или даже большинство управляемых поддерживает правителя, не означает, что он не тиран. То, что общество не должно мыслиться как отдельный индивидуум, является центральной чертой методологического индивидуализма, используемого экономической наукой для анализа общества.
Эти соображения были проиллюстрированы ответом на твит, в котором я назвал премьер-министра Венгрии Виктора Орбана тираном. Кто-то ответил:
Вы когда-нибудь спрашивали некоторых венгров [sic], что они о нем думают? Они обожают его. Он не тиран. Ангела Меркель одна из них.
Здесь отсутствует понимание того, что общество состоит из индивидуумов, которые не обязательно единодушны, и что тирана может поддерживать большая часть населения. Мой корреспондент также не выглядит последовательным, когда добавляет, что Ангела Меркель — тиран, поскольку наверняка некоторые немцы ее обожают.
То, что тирана может обожать некоторая часть населения и даже большая его часть, иллюстрируют тираны Древней Греции. В своей поучительной книге Greek Tyranny (Bristol Phoenix Press, 2009) Сиан Льюис пишет:
То, что demos [«люди», особенно маленькие люди] сыграли существенную роль в создании тирана, очень важно. в наших источниках ясно: сицилийские тираны избираются стратегами самодержцами , или позднее, провозглашаются королями… Согласие demos был необходим тирану, чтобы захватить власть.
Агафокл был тираном Сиракуз в течение четверти века до своей смерти в 289 г. до н.э. Он был настолько популярен, говорит нам Льюис, «что ему не нужен был телохранитель». Среди его подарков демосу были списание долгов и перераспределение земли. Другим примером был Гелон I, снова в Сиракузах, который был провозглашен тираном демосом в 479 г. до н.э. Он «созвал народ на собрание во всеоружии» (люди могли прийти во всеоружии), но, как позднее сообщал греческий историк Диодор, сам
предстал перед ними не только без оружия, но и без туники, в одном плаще, и, выйдя вперед, дал отчет о своей жизни и делах от имени сиракузян. Толпа выкрикивала свое одобрение каждому поступку, о котором он упоминал, и дивилась тому, что он безоружным доверился тому, кто мог бы пожелать убить его, да так, что они не только не наказали его за то, что он принял тиранию, но в один голос приветствовали его как своего благодетеля, спасителя и царя.
По этому критерию сегодняшние правители не должны быть очень популярны. Однако, как я объяснил в предыдущем посте Econlog, многие факторы изменились, в том числе технология тираноубийства.
Если определить тирана как человека, угнетающего часть населения, угнетенной частью может быть меньшинство или большинство. Конечно, 100% быть не может, потому что тирану нужны сторонники и помощники, к которым, как правило, относится преторианская гвардия. Не всякий тиран — Агафокл или Гелон. Тиран является тираном, потому что он использует политическую власть для поддержки своих сторонников в ущерб угнетенным. Такова неявная сделка между тираном и его сторонником. То, что тирана обожают его сторонники, неудивительно. Другие, скорее всего, возненавидят его, за исключением случаев, когда пропаганда заставила их почувствовать себя «патриотами», жертвующими ради общего блага.
Вместо этого определение тирана как человека, правящего произвольно и жестоко, возвращает нас к первому определению, потому что чем меньше поддерживающее его большинство или меньшинство, тем больше ему придется полагаться на беззаконие и насилие, чтобы установить и сохранить свое правление.
Кажется, это вопрос определения и аналитического удобства, считаются ли и в какой степени сторонники тирана членами коллективного тирана — как в случае тирании большинства или меньшинства — или просто сторонниками .
Тиран приносит некоторые социальные блага, такие как порядок, внешняя защита, общественные памятники и инфраструктура, которые, хотя и служат его собственным эгоистичным целям, просачиваются к тем, кого он угнетает. Муссолини заставлял поезда ходить вовремя, а Гитлер, как добавят другие, боролся с табакокурением. В своей книге «О силе » Бертран де Жувенель привел этот аргумент, как позже сделал экономист Манкур Олсон, объясняя преимущество «стационарных бандитов» (таких как тираны) по сравнению с «бродячими бандитами». Превышают ли выгоды от тирании ее издержки для эксплуатируемого меньшинства (или большинства), не им решать.
Можно ли назвать правителя тираном, если он соблюдает закон («закон»), который позволяет ему дискриминировать часть своих подданных? В Древней Греции разница между королем и тираном заключалась в том, что первый был связан законами. Но, конечно, законы могут быть тираническими: достаточно вспомнить американское рабство, защищенное Конституцией. Все зависит от степени, и мы должны сказать, что правитель является тираном в той мере, в какой он постоянно благоволит одной части населения против другой, даже если это разрешено законом.
Таким образом, распознать тирана непросто, особенно до того, как он примет полную власть. Этот процесс может быть настолько постепенным, что большинство людей могут не заметить грядущей тирании; только последний шаг может быть очевиден. (См. мой Регламент рецензию на недавнюю книгу под редакцией Касса Санстейна Может ли это случиться здесь? ).
тиран — определение и значение
- Дайте определение
- Связать
- Список
- Обсудить
- См.
- Услышать
- и Любовь
Определения
из Словаря английского языка American Heritage®, 5-е издание.
- сущ. Чрезвычайно деспотичный, несправедливый или жестокий правитель.
- сущ. Абсолютный правитель, правящий без ограничений, особенно тот, кто захватил власть незаконным путем.
- сущ. Депрессивный, суровый, своевольный человек.
из словаря века.
- сущ. В Древней Греции безответственный вождь или магистрат с неограниченными полномочиями, обязанный своим положением прежде всего восстанию или узурпации.
- существительное Следовательно Умышленно произвольный монарх или лицо, наделенное властью; правитель или хозяин, который жестоко или деспотично использует свою власть; любое лицо, которое обращается с теми, кто связан с ним каким-либо образом, как с рабами своей воли; самодержавный угнетатель.
- сущ. Тираническое или принудительное влияние; то, что неумолимо сковывает волю; преобладающая власть.
- сущ. В орнитология , тиран-мухоловка; один из тиранид.
- Тиранизировать над.
- Играть в тирана; тиранить: иногда с неопределенным это.
из версии GNU Collaborative International Dictionary of English.
- непереходный глагол устарело Действовать как тиран; играть тирана; быть тираническим.
- сущ. Абсолютный правитель; суверен, не ограниченный законом или конституцией; узурпатор суверенитета.
- сущ. В частности, монарх или другой правитель или хозяин, который использует власть для угнетения своих подданных; лицо, осуществляющее незаконную власть или законную власть незаконным образом; тот, кто путем налогообложения, несправедливости, жестокого наказания или требования неразумных услуг возлагает бремя и лишения на тех, кто находится под его контролем, что не разрешено законом и гуманностью или чего не требуют цели правительства; жестокий хозяин; угнетатель.
- сущ. (Zoöl.) Любой из многочисленных видов американских кламаторных птиц, принадлежащих к семейству Tyrannidae; — называли также птицей-тираном.
- сущ. (Zoöl.) любой из многочисленных видов тиранов, которые имеют уплощенный клюв с зубцами на конце и напоминают по повадкам настоящих мухоловок. Примерами являются акадская мухоловка (Empidonax Acadicus) и красная мухоловка (Pyrocephalus rubineus).
- сущ. (Zoöl.) любой из многочисленных видов американских тиранов рода Tyrannus, обладающих крепким зубчатым клювом и напоминающих повадками сорокопутов. Королевская птица тому пример.
из Викисловаря, Creative Commons Attribution/Share-Alike License.
- сущ. Абсолютный правитель, правящий без ограничений.
- сущ. Суровый и жестокий правитель.
- сущ. Деспотический, жестокий и резкий человек.
- глагол устарело Действовать как тиран; быть тираном.
из WordNet 3.0 Copyright 2006 Принстонского университета. Все права защищены.
- сущ. любое лицо, применяющее власть жестоким образом
- сущ. в Древней Греции правитель, захвативший власть без законного права на нее
- сущ. жестокий и деспотический диктатор
Etymologies
из Словаря английского языка American Heritage®, 4-е издание
[среднеанглийский, из старофранцузского, изменение tyran , из латинского tyrannus , из греческого 3 906 turannos 8.0094] Wiktionary, Creative Commons Attribution/Share-Alike License
From Old French tirant (французский тиран ), от латинского tyrannus , от древнегреческого τύραννος (turannos, «господин, хозяин, государь, тиран»).
Поддержка
Помогите поддержать Wordnik (и сделайте эту страницу свободной от рекламы), приняв слово тиран.
Примеры
Ваши Светлости обнаружат, что он никогда не был бунтовщиком для одной партии, не будучи тираном для некоторых других; что _бунтарь_ и _тиран_ являются коррелятивными терминами, когда применяются к нему, и что они постоянно идут вместе.
Работы досточтимого Эдмунда Берка, Vol. 12 (из 12)
Ирак является ярким примером Википедия сообщает нам, что «как и термин тиран , первоначально респектабельный древнегреческий титул и в меньшей степени самодержец, он стал использоваться почти исключительно как нетитульный термин для угнетающего, даже оскорбительного правило, но имело редкое современное титульное использование».
Answerbag: последние вопросы в категориях вопросов
И хотя слова «покаяние» нет в Библии 1611 года из уважения к пуританам, не встречается и слово « тиран » из уважения к королю.
Пересмотр Библии короля Иакова | Дэвид Эдгар
Аль-Таури, что он сказал: «Глядеть в лицо тирану — грех».
Книга тысячи ночей и одной ночи
Уничтожение Эглона, тирана — избавление угнетенного Израиля от моавитян.
Комментарий ко всей Библии, том VI (от Деяний до Откровения)
Слово тиран первоначально было халдейским словом и часто используется для обозначения господ в халдейском пересказе, как будто халдеи, когда они были господами, тиранизировали больше, чем кто-либо другой: у нас есть основания думать, что бедные евреи имели основания так сказать.
Комментарий ко всей Библии, том IV (от Исайи до Малахии)
Но вообще греческие авторы употребляли слово тиран в другом смысле, как, в частности, в «Гиероне» Ксенофонта; и действительно, из различения Аристотеля мы должны заключить, что не существовало ни одного царя с начала мира.
Общественный договор
Али Абдсалам входит в число многих простых ливийцев, которые хотят добиться справедливости для лидера, которого он называет тираном .