Отроки в монастыре Подростки пожаловались на монастырское воспитание: Россия: Lenta.ru
Монашеская жизнь редко оказывается в центре внимания СМИ. Тем неожиданнее оказался скандал, развернувшийся вокруг Боголюбского женского монастыря во Владимирской области. Воспитанники тамошнего приюта публично восстали против тягот монастырской жизни. Хотя в этой истории не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд.
В газету «Известия» пришли три подростка (по некоторым данным, две девочки и мальчик) и мать одного из них. Подростки рассказали, что сбежали из монастыря, так как жизнь там сурова, а наказания строги, причем зачастую чрезмерно: работа с утра до ночи, молитвы, пост, а за ослушание — сотни земных поклонов, порка ремнем, лишение сна и пищи.
В общем-то речь идет об обычной монастырской практике (за исключением разве что физических наказаний с применением ремня). Возникает вопрос только о том, на каком юридическом основании подобные методы воспитания применялись к детям и подросткам. И с чьего разрешения, поскольку жалобщики являются лицами недееспособными в силу своего возраста.
По итогам публикации в «Известиях» к расследованию подключились многочисленные инстанции: Генпрокуратура, Следственный комитет, Общественная палата и уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ. Правда, не совсем понятно, что все эти люди будут делать и с кем говорить.
Детский омбудсмен Владимирской области Любовь Кац рассказала газете «Pro Город», что, по ее данным, в монастыре проживали вместе с родителями 22 ребенка. К настоящему времени часть детей переведена в епархиальную школу, часть — в детский дом, часть — уехали с родителями.
Это уже не первый скандал в монастыре. В 2009 году 16-летняя Валентина Перова сбежала из обители и написала письмо президенту и патриарху, в котором рассказала о жестоком обращении монахов с воспитанниками. В монастыре прошла серия проверок, которая, однако, не выявила нарушений, тянущих на уголовное дело.
Из рассказа Валентины становится ясным, как дети попадают на воспитание к монахам. По словам Перовой, ее мать, у которой были трое детей, находилась в разводе. Когда Валентине исполнилось девять лет, мать отвезла ее в монастырь. Так как девочка не хотела там оставаться, мать обещала забрать ее через две недели, но вернулась только через год и тоже поселилась при обители. Как говорит Валентина, по настоянию матери ей пришлось прервать все контакты с родственниками. Девочке было 11 лет, когда мать умерла, и ей пришлось остаться при монастыре.
Описания того, что Валентина и недавно сбежавшие воспитанницы называют жестоким обращением, во многом совпадают. По словам Перовой, летом подростков отправляли на сельхозработы. Рабочий день длился по 14 часов с полуторачасовым перерывом. При этом все они обязаны были присутствовать на молитве, которая начиналась в полночь и продолжалась полтора часа.
Также воспитанницы жалуются на суровость монастырских наказаний, которые назначаются за малейшую провинность. Например, провинившихся могут заставить бить тысячу земных поклонов, стоять на качающемся стуле всю ночь и читать молитву. Не исключены и телесные наказания, а также лишение пищи на несколько дней. Кроме того, по словам Валентины, подростков от 12 лет и старше несколько раз в год принудительно сажали в затвор — то есть заставляли по три дня не есть и не спать, а только молиться. При этом взрослые монахини выполняли этот обряд каждый месяц.
В целом претензии Валентины сводились к тому, что она хочет жить нормальной жизнью и учиться в обычной школе. По состоянию на август 2009 года она проживала в Москве в приюте «Дорога к дому». Поводом для обращения к президенту она назвала опасения, что ее насильно вернут в монастырь, так как к ней приезжали из органов опеки Владимирской области и хотели забрать в обитель.
Все вышеописанное не только подтверждает жалобы на суровые реалии монастырской жизни, но и, вроде бы, свидетельствует о законности происходящего, поскольку все действия совершаются с согласия родителей, родственников или же органов опеки. А то, что дети недовольны — так и обычной светской школой мало кто из них доволен. Кроме того, выяснилось, что некоторые моменты Валентина преувеличила, о чем она и сама призналась патриаршей комиссии, проводившей проверку ее заявления.
По-видимому, подоплека кроется в неприязненных отношениях между руководством монастыря и епархиальной школы-пансиона, куда была переведена часть детей. Инокиня Антония, которая отвечала в обители за подростков, утверждает, что после перевода в школу дети испортились, стали курить, ходить на дискотеки и в результате родители решили их забрать. Она также пояснила, что все дети покинули приют в 2009 году, а в текущем — поступило официальное распоряжение о его закрытии.
Отец Виталий Рысев, директор епархиальной школы, а по совместительству благочинный Суздальского округа Владимирской епархии, со своей стороны обвиняет монахинь в том, что они свой приют за 11 лет его существования так юридически и не оформили, а из-за царивших в нем порядков оттуда сбежали до четырех десятков воспитанников. По мнению священника, сбежавших детей нельзя отдавать родителям, так как те не имеют ни документов, ни жилья. Рысев утверждает, что при поступлении в монастырь документы сжигались, а квартиры и дома ушедших в обитель давно проданы.
Представители РПЦ согласны с тем, что формально дети при монастыре содержались не в приюте, а в некоей форме интерната. По словам заместителя управляющего делами Московской патриархии игумена Саввы, родители оформляли попечительство на детей на одну из монахинь, которая выступала их опекуном, подопечные жили под ее присмотром и получали образование экстерном.
Остается неясной судьба еще примерно десяти девушек, которых якобы удерживают в монастырских скитах. В РПЦ предполагают, что речь может идти о детях, которые живут вместе с родителями в окрестностях монастыря и не имеют отношения к церковной системе воспитания.
Вообще, в последнее время Боголюбский монастырь одержим скандалами. Так, в мужском монастыре милиция расследует драку между священнослужителями, которая произошла на территории обители в конце сентября 2010 года. Как писала газета «Pro Город», конфликт разгорелся между настоятелем монастыря Авраамием и приходским священником Сергеем Чернышовым. Обе стороны утверждают, что противник первый начал потасовку, поводом к которой послужило якобы имевшее место употребление отцом Сергеем спиртного в период строгого поста.
Знакомый с обоими участниками конфликта священник рассказал газете на условиях анонимности о том, что не удивлен случившимся. По его словам, Авраамий известен своей несдержанностью, и бывали случаи, когда от него слышали и матерное слово. Что касается отца Сергея, то он считается любителем выпить, а за слабость к женщинам был отстранен от службы.
Неоднозначную репутацию имеет и духовник Боголюбского монастыря архимандрит Петр (Кучер). В сборнике своих проповедей он описывает «чудеса», свидетелем которых он был. Например, он рассказывал, что как-то встретил в подъезде своего дома Иоанна Предтечу, который молча лежал и был одет в синие брюки, хромовые сапоги и свитку из верблюжьей шерсти, подпоясанную солдатским ремнем. Про архимандрита также известно, что его дважды наказывал Синод, что он уходил к раскольникам, а одна из его книг включена в список изданий, которые патриархия не рекомендует к распространению в церквях и монастырях.
Понятно, что жизнь в закрытых системах, таких как церковь и, тем более, монастырь, имеет свои особенности, которые обычному светскому человеку кажутся по меньшей мере непривычными. Верующие люди имеют право воспитывать своих детей, как они считают нужным — неважно, нравится это кому-либо или не нравится. Лишь бы не переступали закона.
Удивляет в этой истории другое: то, что представители РПЦ вдруг решили вынести сор из избы. Возможно, мы наблюдаем отражение некоего внутреннего противостояния между черным духовенством (монахами) и белым (все остальные). Во всяком случае, трудности воспитания здесь, очевидно, не главная причина.
«Тебя благословили выпороть». Духовные чада отца Сергия — о жизни в Среднеуральском монастыре — Новости
С именем популярного схиигумена Сергия (Романова) журналисты связывают депутата Госдумы Наталью Поклонскую, хоккеиста Павла Дацюка, шансонье Александра Новикова и вице-губернатора Сергея Бидонько. Их называли духовными чадами главного экзорциста Екатеринбургской епархии.
Но гораздо чаще он наставляет непубличных и бедных верующих. Отец Сергий помогает им в житейских вопросах: негде и не на что жить, ребенок не слушается, не ладятся отношения с мужем и так далее. Например, детей могут забрать на время в монастырский приют. Родители продолжают их навещать, но главными воспитательницами становятся сестры обители. 66.RU поговорил с двумя «выпускниками», которые сейчас уже совершеннолетние.
По просьбе героев редакция изменила их имена, потому что они до сих пор боятся отца Сергия и связанных с ним людей.
«Матушка сопереживала мне, пока меня пороли»
Алена Чижова попала в монастырь в 7 лет. До этого девочку воспитывали отец и бабушка. Когда та умерла, папа перестал справляться с обязанностями. Вместе с Аленой он приехал в монастырь к схиигумену. Тот выслушал историю и решил оставить девочку в обители.
«Я ему благодарна за то, что я пережила этот момент», — говорит девушка. Вместе с другими детьми Алена изучала школьные и религиозные предметы: закон Божий, церковнославянский, сольфеджио для пения в хоре. Дети работали в козлятнике, птичнике и на конюшне. «Под присмотром взрослых, разумеется».
Взрослые были разными. Несмотря на то, что обитель женская, схиигумен принимал и мужчин-трудников. Среди них, говорит Алена, были «нехорошие люди» — освободившиеся из мест лишения свободы, биографией которых никто не интересовался. Девушка уверена, что Сергий не знал об их прошлом.
Монастырь в честь иконы Богоматери «Спорительница хлебов» |
«Безусловно, отец Сергий пытался помочь любому человеку. Но он принимал в монастырь кого попало, не думая о последствиях. И дети там жили на одной территории с бывшими заключенными, некоторые из них сидели по особо тяжким статьям — убийство, педофилия и так далее».
Кроме тяжелых работ мужчины выполняли послушания другого рода — они наказывали детей ремнем или шлангом, вспоминает воспитанница монастыря. Причем наказания эти были и «за дело, как обычно в семьях», и за незначительные провинности.
«Однажды я попала в больницу. Когда сестры приехали проведать меня, я вышла к ним в коричневых бриджах. У меня тогда не было сменной одежды, и брючки мне дала женщина — мама девочки, лежавшей со мной в одной палате. Сестры сказали, что я позорю честь монастыря — хожу без платка и в штанах», — вспоминает Алена.
Когда девочка вернулась в монастырь, по ее словам, ее решили выгнать и наказать на прощанье. Порку провели в столовой на глазах у сверстниц Алены, «отроковиц», то есть девочек 7–14 лет. «Отец Сергий благословил убрать тебя из монастыря, а перед этим — сто земных поклонов, выпороть и на горох поставить», — сказали «хулиганке». «Смотрите, что бывает с отроковицами, которые позорят честь обители», — обратились монахини к зрительницам.
Телесные наказания детей были обычной практикой, говорит девушка. Решение о них якобы принимал Сергий (Романов), а монахини ему не перечили. Даже мать-настоятельница Варвара (Крыгина) не решалась заступаться.
«Я до сих пор не могу понять: матушка обрабатывает людей, как Сергий, или она просто беспрекословно слушается игумена, как раба Божия? Я не знаю, как это объяснить», — говорит Алена. «Однажды меня благословили выпороть. Был там один брат. Когда он бил меня, матушка держала меня за руку. Я ревела, а она сопереживала мне. Нужно ли было наказывать детей? Не знаю».
«Изгнание беса» с прилюдным перечислением грехов девочки-подростка |
В конце апреля Алена записала видео, в котором рассказала о происходившем в монастыре. Она заявила о том, что насельницам не оказывали должную медпомощь — например, температуру ей сбивали, натирая освященным маслом, а ее воспитательница, умершая от рака, якобы работала до изнеможения даже во время болезни.
Еще один случай, который вспомнила Алена, произошел с ней в 10-11 лет. Некий «брат Виктор» с куполами на груди пригласил девочку «к себе в келью посмотреть на иконки». Алена пошла с мужчиной, и когда зашла в комнату, тот направил на нее ружье. После долгой паузы Виктор опустил оружие, рассмеялся и сказал, что это шутка. Алена сбежала.
В 14 лет девушка покинула монастырь. Ни в Следственный комитет, ни в полицию она не обращалась, потому что никаких документальных подтверждений происходившего в обители у нее нет. Кроме того, сроки давности уже вышли. Мама Алены, с которой девушка начала общаться после монастыря, писала о происходящем патриарху, но реакции не было.
После видео Алене стали угрожать — девушке писали, что такие, как она, долго не живут. Она испугалась и удалила ролик. «Кто я такая против него? Обычная продавщица».
«Моя первая передозировка случилась в монастыре»
Еще один «выпускник» Среднеуральского монастыря — Дмитрий Сахаров — попал в обитель подростком. Была середина 2000-х. Сначала мальчик жил в монастыре, а потом — в скиту, который последователи Сергия строили в заброшенной деревне Алапаевского района.
«Там стояла пара домов, где пенсионеры доживали свой век. Жили так: в одном доме — сестры. И в еще трех — мужчины, включая подростков. Жили две монахини и один монах и еще 12–15 простых тружеников и послушниц».
Отец Сергий в окружении сестер монастыря |
Большую часть дня занимала работа: огород, стройка, уход за лошадьми. Дмитрий говорит, что если был выбор между монастырем и скитом, «пацаны предпочитали скит». Там реже били и можно было развлечься.
«В мое время в монастыре в ходу были наркотики. Мне и моим друзьям было по 14 лет. Мы находили способы достать травку и прочее. Наш воспитатель — монах Иоанн — знал об этом. Когда меня отправили на скит, он уже был там. И однажды предложил попробовать мак. Все приготовил и уколол меня», — говорит юноша. После этого он активно употреблял еще два года.
Дмитрий уверен: схиигумен Сергий знал о наркотиках, но паршивых овец почему-то не выгонял. «Ему было известно обо мне и употребляющих со мной ребятах. Был случай, когда мы с одним парнем обожрались настолько, что нас откачивали в больнице. Первая передозировка в моей жизни случилась в монастыре».
Вскоре после случая с маком Дмитрий покинул монастырь. Теперь он говорит, что настоящего православия там не осталось — по его словам, настоятель перестал контактировать с большинством братии Ганиной Ямы. Основной рабочий коллектив обители якобы состоит из людей с неоднозначным прошлым.
«Православные мужики не будут втроем девчонку лупить силовым кабелем. А зэкам все равно, кого бить».
«Враги не оставляют монастырь в покое»
«Я комментировать ничего не могу, не хочу и не буду», — заявила 66.RU сотрудница канцелярии монастыря во имя иконы «Спорительница хлебов».
На неофициальной странице обители в VK претензии бывших воспитанников считают выдумками. Обращение Алены, которое она опубликовала в YouTube, разобрал один из насельников по Энциклопедии практической психологии.
«Дорогие друзья, враги не могут оставить наш монастырь в покое. В YouTube появилось видео, где […] немного экзальтированно рассказывает, как десять лет назад ей ужасно жилось в монастыре. Ложь настолько цинична, что один из братьев, благословившись у отца Сергия, ответил ей», — говорится в предисловии. Неназванный брат нашел в видео признаки «визуального и аудиального конструирования, [употребления] стимуляторов».
В Екатеринбургской епархии, куда 66.RU отправил вопросы о происходящем в монастыре, пока на них не ответили.
Новая секта
Деятельность Сергия (Романова) должны расследовать профессиональные следователи, а не только церковный суд, считает бывший ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин. Запрет схиигумена в священнослужении Чапнин называет единственно верным решением.
Почти 20 лет назад монаха, который тогда подвизался на Ганиной Яме, уже запрещали в служении. Собеседники 66.RU говорят, что это произошло из-за внутреннего скандала в обители. Братия якобы ополчилась на церковное начальство из-за строительства похожей на католическую колокольни. Сергий, по неподтвержденной информации, подлил масла в огонь и был сослан в Среднеуральский скит. Но, попав в опалу, встал на ноги и из скита создал самостоятельный женский монастырь.
Слева направо: Сергий (Романов) вместе с архиепископом Викентием (Морарем) и «духовным сыном» |
То, что на непотопляемого схимонаха не может повлиять церковное начальство, признал в открытом письме и митрополит Кирилл. «Я неоднократно имел с вами пастырскую доверительную беседу и с глаза на глаз, и в присутствии других людей относительно содержания ваших публичных проповедей и выступлений. Вы давали обещание исправиться, но преступили данную мне клятву», — написал епископ в обращении к схиигумену.
Радикальные взгляды Сергия, который считает вакцинацию и тестирование маскировкой для вживления чипов, а искусственный интеллект всадником Апокалипсиса, разделяет часть верующих. Это видно по одобрительным комментариям под проповедями в YouTube.
«Не исключено, что к осени или чуть позже, когда начнется вакцинация от COVID-19, от РПЦ отколется новая секта. Она уже фактически сформирована, и Сергий Романов пытается стать ее лидером. Посмотрим, что из этого получится. И будет ли патриарх Кирилл настолько недальновиден, чтобы продолжать заигрывать с фундаменталистами», — пишет журналист Сергей Чапнин в личном блоге.
Куда уйти, когда проповедник провозгласит приближение Армагеддона, уже известно. Спецкорреспондент 66.RU побывал в скиту, который Сергий (Романов) основал в деревне Новоселова Махневского района, за 300 км от Екатеринбурга. Репортаж оттуда — ниже по ссылке.
Главная новость по теме
Главный экзорцист Екатеринбургской епархии тайно строит в тайге собственное православное государство
Собеседники портала говорят, что схимонах, которого пытаются приструнить церковные власти, построил сеть скитов — как минимум три в Свердловской области и один в Нижегородской. Они располагаются максимально далеко от человеческого жилья и вышек 5G.
Такие скиты — это своеобразный Ноев ковчег для верных последователей Сергия. Когда начнется чипизация, они сядут на вездеходы и умчатся в бескрайние леса. Туда, где не будет санврачей, князя Айфона и двойника Путина с резиновым лицом.
Глава 23: Отлучение от церкви за провинности
1 Если брат окажется упрямым, или непослушным, или гордым, если он ропщет или каким-либо образом пренебрегает святым правилом и не слушает приказов старших, 2 его следует дважды предупредить наедине старшими в соответствии с повелением нашего Господа (Мф. 18:15-16). 3 Если он не исправится, то должен быть выговорен публично в присутствии всех. 4 Если же и тогда он не исправится, да будет отлучен от общения, лишь бы он понял природу этого наказания. 5 Если же он не разумеет, пусть подвергнется телесному наказанию.
Комментарий Филипа Лоуренса, OSB, аббата церкви Христа в пустыне
Установив некоторое разделение власти под руководством аббата, а затем заговорив о спальных условиях, святой Бенедикт немедленно переходит к санкциям, которые необходимо применить. в монастыре, если будет какое-то соблюдение порядка. Это прямая социологическая необходимость. Всем нам хотелось бы думать, что монахи будут подчиняться структурам монастыря и не будет никаких проблем. Из опыта святого Бенедикта ясно, что монахи не слушаются, монахи не сотрудничают и монахи могут быть упрямыми, непослушными и гордыми. Монахи тоже ропщут и презирают Святое Правило. Монахи также игнорируют приказы старших.
Это довольно сильный комментарий о типах людей, которые присоединяются к монастырям. И это всегда одно и то же. Иногда новички в монастыре возмущаются ошибками общины. Как правило, это свидетельствует об отсутствии человеческого опыта. Святой Бенедикт принимает в общину всех, кто проявляет искреннее желание стать монахом. Мы должны понимать с самого начала, что искреннее желание быть монахом не несовместимо с плохим и даже бунтарским поведением!
Всегда нужна система санкций: что происходит с человеком в сообществе, если он не следует нормам сообщества? Это верно в любом обществе, не только в монастыре. Вот почему у нас есть гражданские законы и почему у нас есть церковное право.
Святой Бенедикт хочет, чтобы мы следовали Евангелию. Итак, мы сначала предупреждаем брата, наедине. Если это не сработает, то будет публичный выговор в присутствии всех присутствующих. После этого следует отлучение, если отлучение действительно имеет какое-либо действие на отдельных братьев. Если брат не понимает смысла и не переживает реальность отлучения, то должно быть физическое наказание.
Сегодня в большинстве монастырей не применяются ни отлучение, ни телесные наказания. Мы не используем отлучение, потому что живем в обществе индивидуалистов, а отлучение ничего не значит для монахов (или для других). Мы не используем физические наказания, потому что культура изменилась, и это больше не является приемлемым способом наказания.
Итак, мы должны найти новые способы введения санкций. Настоятель должен все время думать о том, чего монах хочет от своей жизни. Затем, если есть необходимость, настоятель должен начать удерживать то, что хочет монах. Такого рода санкции в основном работают сегодня.
Более важной, чем санкция, должна быть попытка сформировать монаха, чтобы он жил своей монашеской жизнью из любви к Богу, а не из страха перед санкциями. Да будем мы все стремиться жить своей монашеской жизнью верно ради любви к Богу!
Телесные наказания в средневековых монастырях, часть 1: облаты
ПРИМЕЧАНИЕ. Я провел исследование и написал эту статью через несколько дней после операции. В результате писательство — не лучшая моя работа. Тем не менее, сама информация является достоверной. Возможно, я вернусь к этому произведению в будущем и немного его подчисту. Спасибо за понимание.
Обычный поисковый запрос, который приводит многих моих читателей на мой веб-сайт, звучит так: «Существовали ли телесные наказания в средневековых монастырях?» Я обсуждал телесные наказания в контексте «Правила святого Бенедикта» (вы можете найти эти статьи под этим тегом). Однако я хочу подробно остановиться на физических наказаниях в европейской средневековой монашеской культуре. Сегодня я расскажу о телесных наказаниях и самых юных членах монашеской общины, которых они коснулись: облатах.
Взрослые были не единственными людьми, которые жили и поэтому могли быть наказаны в средневековых монастырях. До позднего Средневековья для родителей было обычным делом жертвовать детей в монастыри. Родители сделали это с намерением, чтобы дети выросли и стали монахами. Этих детей называли сплюснутыми. (Подробнее об облатах я писал здесь.)
Начинающий мастер собирается ударить своих учеников палкой | Берни МС 275 ф.94р | Источник: Британская библиотекаКак и современные дети, сплющенные могут быть довольно озорными и плохо себя вести. Средневековые монашеские лидеры и учителя прекрасно осознавали возможность плохого поведения. Телесные наказания были одним из способов, которым взрослые дисциплинировали облатов.
Однако у телесных наказаний были и другие цели, помимо наказания за плохое поведение. Первая цель состояла в том, чтобы сохранить сжатый как можно более чистым и невинным.
Второй целью было приучить их к своему месту в монашеской иерархии. Средневековые европейские монастыри были чрезвычайно иерархичны. Поскольку сплющенные были детьми, они были низшими в этой иерархии. Чтобы иметь хорошо управляемый монастырь, важно было, чтобы каждый член знал свое место и слушался начальства.В этой статье я расскажу о том, как монастырские уставы инструктировали настоятелей и начинающих мастеров применять телесные наказания на облатах, как в учебных текстах, написанных для детей монахов взрослыми монахами, изображались избиения, и о различном отношении монастырских лидеров к использованию телесных наказаний. .
Телесные наказания в Уставе святого Бенедикта
Устав святого Бенедикта был одним из основных правил средневековой монашеской жизни. В главе тридцатой святой Бенедикт обсуждает надлежащее наказание для детей. Хотя отлучение от церкви было самым суровым наказанием в монашеской общине, некоторые облаты были слишком молоды, чтобы полностью осознать его серьезность.
Если ребенок слишком мал, чтобы понять, почему отлучение от церкви — это так плохо, святой Бенедикт рекомендует вместо этого телесные наказания:
«…пусть их накажут суровым голоданием или острыми ударами, чтобы они могли вылечиться». (Святой Бенедикт, стр. 47).
Телесные наказания в Конституциях Ланфранка
Другим руководством для монашеской жизни были Конституции Ланфранка. Ланфранк был архиепископом Кентерберийским после нормандского завоевания. Он написал свои конституции специально для монашеской жизни в Кентербери. Как и святой Бенедикт, Ланфранк рассуждает о телесных наказаниях детей.
Ланфранк уточняет, что, когда аббат находится в монастыре, никому не разрешается «бить ребенка или заставлять его раздеваться для порки» (Ланфранк, стр. 116). Однако это не означает, что Ланфранк запретил телесные наказания для облатов! Ланфранк указывает, что только настоятели должны физически наказывать облатов в присутствии настоятеля. При этом настоятели могут давать разрешение другим членам монашеской общины, позволяя им бить облаты.
Кроме того, если аббат отсутствует, кантору разрешается физически наказывать всех облатов, допустивших ошибку во время религиозных обрядов. Приор также может применять телесные наказания к облатам. (Но только если настоятель отсутствует!)
Телесные наказания в разговорах Эльфрика
Помимо рекомендаций по монашеской жизни, еще один источник информации о телесных наказаниях для облатов можно найти в учебных текстах, написанных для этих облатов. Один такой текст был написан аббатом по имени Эльфрик.
Эльфрик жил в Англии в конце десятого и начале одиннадцатого века. Одной из его многочисленных письменных работ был разговор для студентов, изучающих латынь. Коллоквиум – это письменная беседа между двумя или более людьми. Облаты обогащали свой латинский словарный запас и грамматику, запоминая и произнося разговоры.
В то время как разговор Эльфрика посвящен обычной работе в средневековом обществе, телесные наказания упоминаются несколько раз.
Первое обсуждение телесных наказаний находится в начале текста. Несколько учеников подходят к учителю и просят научить их правильно говорить. Ученики утверждают, что они предпочли бы, чтобы урок был вбит в них, чем продолжать жить жизнью, в которой они плохо говорят. Они также упоминают, что учитель — добрый человек, который не ударит их, если они об этом не попросят.
Второе упоминание о телесных наказаниях примерно за страницу до конца. Учитель спрашивает одного из мальчиков, не били ли его в тот день. Мальчик говорит, что нет, потому что он вел себя прилично. Учитель спрашивает, не били ли его друзей. Мальчик спрашивает, зачем ему такое спрашивать и что он не собирается настучать на своих друзей.
Третье упоминание о телесных наказаниях в самом конце. Один из мальчиков рассказывает учителю, что его начинающий учитель иногда бьет его розгой, чтобы разбудить.
В каждом случае отношение к телесным наказаниям немного отличается. Поначалу ученики жаждут, чтобы их били. Однако это могло быть преувеличением и просто способом Эльфрика подчеркнуть, насколько важно научиться правильно говорить. Во втором примере мальчик крайне подозрительно относится к тому, почему учитель хочет знать, ведут ли себя его друзья. Возможно, это указывает на то, что некоторые начинающие мастера были очень рады любому предлогу причинить физический вред своим ученикам. Третий пример подтверждает, что это так. Вместо того, чтобы осторожно разбудить своего ученика, начинающий мастер применяет ненужную силу.
Телесные наказания в «Разговорах Эльфрика Баты»
Другой средневековый школьный учебник был написан Эльфриком Батой. Эльфрик Бата был учеником Эльфрика, о котором говорилось выше. Как и его учитель, он также писал латинские разговоры для облатов. Однако «Беседы Эльфрика Баты» намного длиннее. Его разговоры изображают повседневную жизнь в европейском монастыре одиннадцатого века.
Средневековые монашеские телесные наказания — один из многих сценариев, о которых писал Эльфрик Бата. Такое частое и небрежное упоминание телесных наказаний в некоторых беседах подразумевает, что монахи регулярно избивали облаты. Или, по крайней мере, угрожал сделать это. Угроза телесного наказания, должно быть, была достаточно распространенным явлением, поэтому облатам было необходимо выучить латинский словарь по этому вопросу.
Как и его собственный учитель, Эльфрик Бата изображает телесные наказания по-разному. Иногда это серьезно, в то время как другие изображения имеют сильный комедийный тон фарса.
В разговоре 24 начинающий мастер ждет в монастыре, пока его облаты не приблизятся к нему. Вместо того, чтобы сразу поздороваться с ним, облаты пытаются выяснить, в каком он настроении. Они боятся, что если он будет в плохом настроении, он их побьет. Один мальчик описывает мастера-новичка так, что у него «в правой руке был кнут, а в левой — множество розг» (Эльфрик Бата, стр. 133).
Это указывает на то, что кнуты и розги регулярно использовались для физических наказаний. Это также подразумевает, что некоторые мастера-новички злоупотребляли своей властью, вымещая свой гнев на мальчиках, которые этого не заслуживали.
В разговоре 25 мастер-новичок сетует на то, что сколько бы раз он ни бил одного плохого ученика, сплюснутый все равно плохо себя ведет. Начинающий мастер утверждает, что правильно любит учеников, их приходится бить, так как «сочувствие мастера часто вредит мальчику» (Эльфрик Бата, стр. 143). Он также использует библейские цитаты, чтобы поддержать свое заявление. Сжатый менее чем удивлен и говорит ему, что ему надоели его угрозы. Начинающий мастер продолжает цитировать, вероятно, каждую пословицу из Библии. В конце концов, он не попадает в непослушный сплюснутый.
В разговоре 26 сплющенный жалуется, что у него нет чистых брюк. Его единственная пара окровавлена от побоев, которые он получил. В этом случае сплюснутый били палками.
В Colloquy 28 Эльфрик Бата изображает реальное избиение. Сплющенный был снова пойман на краже и лжи об этом.
Хотя воровство и ложь сами по себе являются серьезными преступлениями, неоднократные нарушения и сокрытие своих проступков считались особенно отвратительными в средневековом монашеском обществе.Одноклассники сплющенного вора перечисляют невероятное количество вещей, на краже которых он был пойман. Вор признает, что все это правда, обещает остановиться и снова хочет покаяться. Однако все предыдущие епитимьи, которые наложил на него его мастер-новичок, абсолютно ничего не сделали, чтобы удержать его от воровства. Следовательно, начинающий мастер решает вместо этого использовать телесные наказания.
Интересный поворот событий: начинающий мастер заставляет жертв найти жезлы и первыми ударить вора. (Он пойдет за ними.) Позволяя жертвам применять телесные наказания, начинающий мастер позволяет жертвам наказывать вора так, как они считают нужным. На самом деле, начинающий мастер даже побуждает жертв бить вора посильнее!
В результате нет риска, что жертвы решат, что начинающий мастер был слишком мягок с ним.
(Замечу, ранее в сцене жертвы выражают уверенность, что начинающий мастер применит справедливое наказание.) Им позволено отомстить. Это предотвращает превращение любого дальнейшего негодования со стороны жертв в смертельное насилие.
Монастырские общины могут быть довольно маленькими. Любой гнев, клокочущий под поверхностью, мог и часто приводил к большим актам насилия. (Нередко монахи пытались убить друг друга!) Гораздо безопаснее контролировать этот гнев, прежде чем он выльется в неконтролируемую ситуацию.
Что касается фактического избиения, то штаны вора спущены, а мальчики стоят по обе стороны от него. Они продолжают бить по разным сторонам его голого зада.
Пока его избивают, вор мелодраматически сокрушается о том, как ему больно, как печальна его жизнь, он никогда не делал ничего плохого, все против него абсолютно ни за что, и он наверняка умирает от этого избиения, никто заботится о том, что он скоро умрет, и он жертва. У сплющенного абсолютно нет самосознания, его собственные действия никому не нравились. Вместо этого он убежден, что против него существует грандиозный заговор.
Мастер-новичок говорит ему перестать грустить и жить хорошей жизнью, он должен взять на себя ответственность за свои действия. Сплющенный должен принять настрой «Я согрешил и не получил того, что заслужил» (Эльфрик Бата, стр. 171). Сжатый обещает сделать это и больше никогда не воровать. Именно тогда начинающий мастер останавливает жертв от дальнейших ударов по нему. В конце концов, начинающий мастер никогда не бьет вора.
Интересно, что Эльфрик Бата не описывает этот случай жестокого обращения с детьми как особенно трагичный или разрушительный. Наоборот, это было бы уместно в современной комедии фарса.
В заключение, «Беседы Эльфрика Баты» научили облатов необходимым латинским словам, которые облаты могли слышать до, во время и после физического наказания, а также последствиям нарушения их монашеской общины плохим поведением.
(Кроме того, «Беседы Эльфрика Баты» также учат облатов ругаться на кого-то на латыни. Делайте с этой информацией что хотите.)
Отношение к применению телесных наказаний к облатам Святые Бенедикт и Хильдемар считали, что дети неспособны понять истинную серьезность отлучения от церкви. Вместо этого они считали, что телесные наказания — единственный способ заставить детей понять, что определенные виды поведения являются плохими.
Монахи Хильдемар и Смарагдус считали, что детям нужна физическая дисциплина, чтобы контролировать свое поведение. В биографии Одо из Клюни, написанной Джоном Салернским, он описывает, как Одо использовал «страх перед своим жезлом, [чтобы] он мог вести нас, как пастух, к небесным радостям» (Куинн, стр. 112).
Руководители монастыря хотели, чтобы облаты выросли идеальными монахами. Совершенные монахи были послушными, благочестивыми и целомудренными. Облаты воспитывались в монастырях с детства, поэтому существовала вероятность, что детская невинность сохранится во взрослой жизни. Чтобы облаты сохраняли свою невиновность, за ними должны были постоянно следить несколько взрослых. Начинающие мастера следили за любым греховным, разрушительным и непослушным поведением.
Угрозы избиения может быть достаточно, чтобы заставить детей вести себя прилично. Один из способов, которым начинающие мастера делали это, заключался в том, что они просто постоянно носили с собой хлыст.
При этом монахи признавали, что иногда побои не являются универсальным решением. Если сплющенные продолжали хулиганить после побоев, начинающим мастерам следует найти большее наказание, на которое ребенок лучше реагировал.
Хотя избиение сплющенных предметов было достаточно распространенной практикой, это не значит, что она всегда была общепринятой. Точно так же, как современные мнения о физическом воспитании детей, средневековые мнения также различались. Как видно из разговоров, некоторые монахи и настоятели мирились с применением телесных наказаний на облатах. Однако так было не со всеми когда-либо жившими средневековыми монахами!
В Европе десятого и одиннадцатого веков идеальные отношения между учеником и учителем были теплыми. Ведь родители облатов по сути бросили их в монастырях. Вместо того, чтобы воспитываться их биологическими родителями, облатов воспитывали их новые духовные родители — начинающие мастера.
Хороший начинающий мастер воспитывал и заботился о своих мальчиках. В идеале это должно создать теплую, заботливую динамику между отцом и сыном между облатами и их учителями. Кроме того, эти отношения привели бы к тому, что мальчики-монастыри уважали своих учителей. Вообще говоря, дети с большей вероятностью будут подчиняться авторитетным лицам, если они уважают и любят их. (Опять же, это в общих чертах. Ни один ребенок не совершенен, и ни один ребенок не делает все, что ему говорят, все время. Однако общее количество раз, когда ребенок не подчиняется авторитетным фигурам, уменьшается, если они уважают их.) Когда дети слушают, избиения и другие формы телесных наказаний не нужны.
Если избиение было единственным способом, которым начинающий мастер мог заставить своих сплющенных вести себя, то он считался плохим в своей работе. Еще в Средние века люди осознавали негативное влияние физического насилия на детей. Святой Ансельм утверждал, что телесные наказания могут принести гораздо больше вреда, чем пользы.
Однажды неназванный аббат и святой Ансельм говорили о монашеской дисциплине. Настоятель жаловался, что сколько бы он ни бил своих облатов, они вели себя только хуже, а не лучше. Святой Ансельм, потрясенный поступком аббата, спросил, какими людьми выросли облаты. Аббат ответил: «Глупые скоты» (Quinn 113).
Святой Ансельм объяснил, что если бить детей, как животных, они вырастут и будут вести себя как животные. Детей нельзя приручить, как животных. Вместо этого детей следует воспитывать, как садовник дерево. Кроме того, постоянно запугивая детей угрозами причинения вреда и на самом деле избивая их, дети перестают видеть в мире что-либо хорошее и становятся ненавистными. Они только становятся более ненавистными, когда становятся взрослыми.
Святой Ансельм утверждал, что облаты перестают доверять взрослым, которые неоднократно причиняли им боль. Даже если аббат или начинающий мастер хорошо к ним относятся, облаты все равно с подозрением относятся к их намерениям. Подозрительные облаты вырастают подозрительными взрослыми, которые не могут распознать подлинное милосердие. Они никому не доверяют.
Короче говоря, многократно избивая облатов, монахи не воспитывают людей, достойных рая. Вместо этого они воспитывают ненавистных мужчин.
Святой Ансельм спрашивает аббата, почему он так ненавидит детей, что так с ними обращается. Ведь дети тоже люди. Хочет ли аббат, чтобы с ним обращались как со своими облатами?
Наконец, святой Ансельм утверждал, что для правильного воспитания детей, чтобы они стали хорошими взрослыми, их нужно воспитывать. Настоятелям и начинающим мастерам нужно было поощрять облатов и относиться к ним с добротой. Им нужно было взять на себя роль отца и матери для детей. Детей нужно поощрять к самодисциплине.
Хотя во времена святого Ансельма избиение детей было популярным методом наказания в светском мире, монахи воспитывали детей не для светского мира. Они воспитывали их, чтобы они были монахами.
Средневековое монашество ценило самодисциплину, терпение и смирение. Обучать плохо ведущих себя детей с мягкостью и поощрением трудно. Не нанося постоянно ударов детям в гневе, начинающие мастера учились терпению и самодисциплине. Таким образом, они также стали лучшими монахами.
Процитированные работы
Первичные источники
Ælfric. «Разговор Элфрика: перевод с латыни». Перевод Энн Э. Уоткинс, Кентское археологическое общество, , www.kentarchaeology.ac/authors/016.pdf.
Бата, Эльфрик. Англо-саксонские беседы: разговоры Эльфрик Бата . Под редакцией Скотта Гвара. Перевод Дэвида В. Портера, The Boydell Press, 1997.
Ланфранк. Монастырские конституции Ланфранка . Перевод Дэвида Ноулза, Томаса Нельсона и сыновей, 19 лет51.
Святой Бенедикт. Блэр, Д. Освальд Хантер, переводчик. Правило святого Бенедикта с пояснениями . Публикации Ихтуса.
Вторичные источники:
«Разговор Эльфрика».