Страсть это в психологии определение: Страсть | Мир Психологии

СТРАСТИ – ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

СТРАСТИ – ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ:

 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

  Шеховцова Л. Ф.

    Я думаю, что все вы читали святоотеческую литературу на эту тему. Поэтому я хотела бы меньше говорить о традиционных, известных моментах, а обратить внимание на другие моменты, больше связанные с психологией. Если одной из наших задач является попытка соотнесения святоотеческих и психологических знаний, то я и хочу предложить такой пример.

    Несколько слов о святоотеческой теории страстей. Святые отцы говорят, что после грехопадения человека произошло искажение его природы. И это выразилось прежде всего в гедонизме, огрублении органов чувств, плотском подходе к миру. Св. отцы писали, что у Адама до грехопадения было единое внутреннее чувство, а после грехопадения оно распалось на чувство удовольствия и чувство страдания. Первое стало основой страстей, а второе стало основой страха, печали, уныния и т. д.

    В основополагающей работе Сергея Михайловича Зарина «Аскетизм по православно-христианскому учению» страсть определяется как длительное и сильное желание, а желание в свою очередь как определившуюся потребность, возникшую в результате прежнего жизненного опыта.

    Если попытаться описать страсть современным языком, то можно говорить, что страстное состояние является достаточно сложным состоянием. В это состояние входят и чувства, и желания, и потребности. То есть в страстном состоянии присутствуют и чувства, и волевые компоненты. Таким образом можно сказать, что страсть есть такое эмоционально-волевое напряжение, а не только эмоциональное и не только волевое. В современной психологии достаточно сложным вопросом является описание мотивации. В настоящее время отечественная психология испытывает влияние западной психологии, в которой понятие воли практически отсутствует, является непопулярным, а используется термины «мотив» и «мотивация». Есть уже и отечественные работы (например, Вилюнаса), в которых подробно анализируется понятие мотивации, ее структура, происхождение и т. д.

    По христианской точке зрения страсть есть роковая власть низших природных частей над высшими духовными проявлениями. Спиноза анализирует понятие страсти и пытается выделять в нем и положительное ядро. Он видел положительное значение страсти в том, что она является активной силой. А отрицательной стороной страсти он считал то, когда душа пленяется страстью и не контролируется разумом.

    Традиционно в святоотеческой литературе страсть рассматривается как большая сила, но очень важно, на что она направлена. Св. отцы используют такой термин как «тимос», что по-гречески обозначает «горю», «пламенею», что обозначает напряженность душевной энергии. По св. Исааку Сирину силы души проявляются в природной ревности и усердии. Это некое ревностное стремление к достижению цели может быть как положительным, так и отрицательным. По св. отцам это рвение души может быть направлено и на стяжание добродетелей.

    У св. отцов различаются понятия страстности, бесстрастия и бесчувствия. При этом под бесстрастием понималось не умерщвление страстной части души, а ее направленность от худшего к лучшему. А бесчувствие по св. отцам есть зло.

    Есть ли в психологической литературе понятие страсти? Фактически психологи очень редко используют это понятие. Пожалуй, только С. Л. Рубинштейн. Так, например, у него страсть есть сильное и стойкое чувство, которое захватывает человека, владеет им и направляет все помыслы человека на единую цель. И Рубинштейн говорил, что в страсти выражен и волевой, и эмоциональный компонент. Поэтому страсть является и активным, и пассивным состоянием: человек захвачен какой-то страстью, страдает и поэтому пассивен, но он и активен, поскольку стремится к овладению предметом страсти. Например, наркоман, с одной стороны полонен предметом своей страсти, а с другой стороны, он может развивать сверхактивность для удовлетворения этой своей страсти.

    В современной психологической литературе есть понятие «активации». Это состояние возбужденности нервной системы и головного мозга, что происходит при выполнении какой-то деятельности, которая может быть разной. Человек может находится в состоянии разной напряженности. И здесь может быть некое сопоставление активации и святоотеческого понятия тимоса.

    По св. отцам важно преодолеть свои страстные состояния и в святоотеческой литературе описаны восемь главных видов страстей. Как нужно бороться со страстями? – Они должны быть в фокусе внимания человека, его самонаблюдения и стремление их преодолеть, что и составляет предмет того, что св. отцы называли «невидимой бранью». Сергей Михайлович Зарин писал, что обычному невоцерковленному человеку борьба со страстями представляется как борьба между различными природными стремлениями. Если страсти принимаются как естественное состояние человека, тогда не возникает необходимости и борьбы с ними. Подобная установка мешает борьбе со страстями. По св. отцам каждой страсти есть противоположная добродетель. То есть нужно не только бороться со страстью, но и стяжать добродетель.

    Кроме того, многочисленные имеющие страсти разделяются св. отцами на телесные, душевные и духовные. К телесным относятся чревоугодие и блуд. К душевным относятся сребролюбие, гнев, печаль и уныние. А к духовным – страсть тщеславия и гордыни.

    В качестве примера сопоставления святоотеческого и психологического знания я попробовала соотнести преодоление страсти гнева, как это описано в святоотеческой литературе, и психологической работой с состоянием агрессии. Некоторые психологи рассматривают агрессию в позитивном ключе, как состояние активности. А отрицательные аспекты агрессии рассматриваются в разных направлениях: как справляться со своим состоянием агрессии, как преодолевать агрессивность в партнере общения. В психологии уже разработаны некоторые рекомендации и алгоритмы работы с агрессивностью. Сопоставим их со святоотеческими рекомендациями. В аскетической литературе описаны стадии развития страстных состояний и способы борьбы с ними. У св. Феофана Затворника описаны этапы зарождения и преодоления страсти. Первый этап – когда из внешнего мира приходит прилог. Вторая стадия – сочетание, когда человек принимает прилог. Третья стадия – сложение, когда человек уже уступает данному помыслу. И наконец четвертая – пленение этим помыслом, когда человек уходит в страстное состояние, теряет покой и направлен только на удовлетворение своей страсти.

Посмотрим, как можно бороться с гневом, используя этот алгоритм. В самом начале, как первые признаки гнева, появляется изменение настроения, появляется неприятное внутреннее чувство, что-то нас раздражает. Это стадия прилога. Св. отцы говорили, что греха в этой стадии еще нет. Если помысел приходит из внешнего мира, то вины в этом человека нет. Главное – не принимать этот прилог. И св. отцы говорят, что при этом надо помолиться и помысел уйдет и не будет иметь никаких дальнейших последствий. Если же вовремя прилог не остановлен на первой стадии, он переходит дальше.

     На второй стадии, сочетания с прилогом, появляется раздражительность. Она разрастается, ее можно заметить и в мимике, появляется раздраженность в интонации голоса, когда в самой речи появляются негативные слова, меняются жесты и поза тела. Очень важно, заметив все это, остановиться хотя бы на этой стадии. Главное здесь помолиться и прийти к мысли, что надо потерпеть немощи ближнего и не гневаться на него. Наш собеседник раздражает нас, но надо подумать о том, что надо его просто потерпеть.

Важно посмотреть на себя со стороны: когда появились в голосе раздражительные интонации, можно представить с юмором, как это выглядит немного смешно внешне. И это мысли помогут остановить это раздражение. Здесь нужно найти в себе силы улыбнуться собеседнику, разрядить обстановку какой-то шуткой, проявить к нему доброжелательность и так далее. Можно даже погневаться на самого себя: почему я до сих пор беседую с прилогом, почему не отринул его, как это надо сделать.

    Если же все-таки мы оказались на стадии сосложения с прилогом, то и здесь не все потеряно. Здесь мы можем увидеть нарастание нашего гневного состояния, проявляются явные элементы агрессии: побледнение, покраснение, сжимание губ и так далее. В нашем голосе можно заметить уже не только петушиные нотки, но и явные признаки повышения голоса, увеличения скорости речи. В этом состоянии у человека расстраивается память и внимание, он не может сосредоточиться и плохо соображает, что с ним происходит. Он уже практически склонился к гневу: глаза застилает туман, ничего не слышит и не хочет слушать, появляется желание обидеть собеседника.

Но возможно овладеть собой и на этой стадии: здесь может помочь молитва, чтобы мысли и слова не перешли в грех делом.

    На четвертой стадии может произойти разрядка гнева, через оскорбление человека словом и действием. В состоянии такого крайнего аффекта могут совершаться даже убийства.

    По св. отцам важно не только бороться с каждым конкретным случаем страсти, но приобрести противоположную ей добродетель. Святитель Феофан Затворник отписывает, как можно приобрести смирение и кротость, которые являются уже не столько состояниями души, сколько чертами характера человека. Здесь могла бы свое слово сказать и педагогика: как воспитывать такие черты характера и у ребенка, и у взрослого человека.

Д    ругой пример сравнения святоотеческого и психологического подхода на страсти печали, которое можно сравнить с психологическим состоянием тревожности. Здесь много собственно психологических разработок, которые можно было бы соотнести со святоотеческой традицией. Вообще было бы интересно нам, православным психологам, сделать сравнительный анализ по остальным страстям, по преодолению гордыни, тщеславия и т. д. и издать это отдельными брошюрами.

Свящ. Алексий Мороз.

     В связи с разбираемыми нами темами хочу предложить вашему вниманию книгу митрополита Иерофея (Влахоса) «Православная психотерапия: Святоотеческий курс врачевания души» (Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005). Каждому православному психологу нужно ее прочитать. Книга, конечно, непростая и предполагающая знакомство со святоотеческой традицией. Книга очень интересная с глубинным разбором основополагающих моментов, необходимых для каждого психолога. Проводится важная мысль о нашем лжеименном разуме, который мы ценим больше всего и ставим во главу угла. При помощи него мы создаем различные абстрактные теории и строим неправильную и изначально порочную картину мира. В результате грехопадения ум человека изменился и через него мы воспринимаем многое неправильно. Но существует не только душевный, падший разум, но и духовный, когда через молитву и просвещение ума складывается правильная картина мира и человека.

Это особенно важно для каждого психолога, может быть, стоило бы даже посвятить одно из заседаний Общества обсуждению и проработке этой книги.

    Что касается сопоставления святоотеческих и психологических понятий.

    Гнев был дан изначально как чувство человеку, но гнев на зло, отгоняющий прилоги. Это сила, энергия, отгоняющая зло и то, что может принести вред. После грехопадения извратилось направление этой силы. Вместо демонических сил, она стала направляться на другого человека. И гнев падшего человека безусловно сочетается с агрессией, как нанесения вреда другому человеку. Гнев и агрессию нельзя отождествить, но они явно соотносятся.

Ермолаев Ю. Л.

    По поводу определения страсти. Было упомянуто, что пленение является признаком страсти. И во вторых, что страсть есть сильное чувство (по Рубинштейну). Если просмотреть святоотеческое учение о прилогах и стадиях, например у святителя Игнатия (Брянчанинова), то там речь идет о том, что это не разные признаки страсти, а что это разные стадии действия греха в человеке. И вот пятая стадия как раз и называется «страсть» – уже после пленения. Она отличается тем, что страсть в человеке начинает производить новые грехи. Сказать, что пленение есть признак страсти, будет аскетически неправильно. Главным признаком страсти является ее самостоятельность. И в таком понимании определение страсти как фрустрации или сильного чувства неверно. И фрустрация, и чувство имеют свои причины, проявление же страсти может быть беспричинной и беспредметной. Человек гневается, поскольку сама страсть гнева производит в нем это состояние. А причину он находит сам – в окружающем его мире. Это и есть состояние гнева, что отличается от переживания чувства гнева. Святоотеческая трактовка объясняет, почему может быть беспричинный гнев, а психологическая трактовка – нет.

    С христианской точки зрения человек не может сам избавиться от страсти, он должен об этом молиться Богу. А в психологии все сводится к собственным человеческим силам. Психолог полагается только на силы себя и своего клиента, болящий православный человек обращается в первую очередь за помощью к Богу.

Зенько Ю. М.

    Давайте методологически посмотрим на то, что такое есть страсть вообще. Рассмотрим структурно-функциональный подход к страстям. В современной психологии все психические явления делятся на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психологические свойства личности. Что есть страсть с этой точки зрения? Она не только и не столько процесс и состояние, она есть уже страстной навык, как черта характера. А тогда человеку не нужны внешние причины для проявления внутренней страсти: его можно оставить одного на необитаемом острове, а он будет гневаться на море, на Луну, на что угодно, поскольку у него есть гневливость как черта характера.

    Поэтому с точки зрения структурно-функционального подхода необходимо разделить процесс формирования страсти и ее функционирование как сформировавшейся структуры. Формируется страсть от прилога к сочетанию и пленению, или, психологическим языком, от процесса к состоянию и свойствам. И борьбу с страстями нужно проводить на всех этих этапах: и на стадии страстных свойств, и страстных состояний, и страстных процессов. Последнее и есть отметание прилогов, о чем подробно написано в святоотеческой литературе. По св. отцам неукоренившийся прилог легко вырывается и выбрасывается, как молодой, неокрепший росток дерева, но уже подросшее дерево вырвать очень нелегко. Вот этим деревом и является страсть как структура, как страстной навык или привычка, как страстная черта характера.

    О страстных привычках говорят многие св. отцы, предупреждая, насколько они сильны и сколько трудов нужно приложить к тому, чтобы их искоренить. Если мы каемся, а потом все равно согрешаем, это не значит, что мы не хотим обратиться к Богу. Но поскольку в нас сидит уже сформированная структурная страсть, то функционально мы вроде бы повернулись к Богу, но этого недостаточно и навыками, привычками и чертами характера мы к Богу еще не повернулись. А чтобы с ними это сделать, необходимо страстному навыку противопоставить добродетельный навык. И здесь нужно запастись силами и терпением: если страстной навык формировался, например пять или десять лет, то, конечно, просто наивно полагать, что на формирование противоположного добродетельного навыка понадобиться всего лишь несколько недель или месяцев – скорее всего на это понадобится тоже несколько лет. И для борьбы со структурным сформировавшимся навыком одних человеческих сил недостаточно, нужна благодатная церковная помощь, чем и являются церковные таинства, попаляющие в человеке глубинные корни его страстей.

    Еще одно очень важное дополнение. Очень часто психологизируют страсти, включая в них в лучшем случае только эмоции и волю. Страсть – это комплексное и горизонтальное, и вертикальное образование. Горизонтально, в душе человека, страсть вбирает в себя все без исключения душевные силы и процессы: ум, волю, эмоции, память, внимание, воображение, органы чувств и т. д. Вертикально страсть имеет не только чисто психологический уровень, но и психосоматический (вниз), и духовный (вверх). Поэтому бороться с страстью нужно комплексно, целостно, на всех уровнях сразу. Страсть можно сравнить с длинным воздушным шариком: если мы пережмем его по середине, или надавим с какого-нибудь конца, то воздух из этой части просто перейдет в соседние. Для того, чтобы шарик-страсть лопнул, нужно надавить на него одновременно и посредине, и с двух краев. То есть человеку нужно духовное, психологическое и телесное окормление, которое ему могут дать священник, православный психолог и православный врач.

 Свящ. Алексий Мороз.

    При работе со страстями есть общие принципы. Любая страсть, как мы говорили, есть проявление ветхого человека, отпадшего от Бога. Мы сейчас занимаемся работой с наркоманами, компьютероманами, игроманами и так далее. И везде проявляется один и тот же механизм. И один и тот же практически вариант преодоления этих страстей. Есть, безусловно, свои нюансы, но схема лечения одна. Духовная причина любой страсти это оторванность от Бога и внутренняя пустота и попытка заполнить суррогатом эту пустоту. Страсти часто одна другую заменяют и взращиваются там, где человек пытается жить без Бога. Вот эти суррогаты-заместители и есть страсти. Человек не хочет изменять ни внешний мир, ни самого себя, а меняет свое восприятие – при помощи наркотиков или виртуальной реальности. Кстати, самая сложная страсть – компьютерная. У человека происходит глубинное поражение души, уход в виртуальную реальность и еще более глубинное духовное поражение.

    При этом с психологической точки зрения, то, что свойственно наркотической личности: совпадает с игроманией и компьютероманией. Психологические портреты значительно совпадают за исключением некоторых нюансов. И все наркоманы, какие бы они не были своеобразные в начале своего пути, приходят потом к одному и тому же психологическому портрету, с набором определенных отрицательных качеств (лживость и т. д.). Идет перестройка всей структуры личности. Это характерно и для игромана, где также характерен обман. Видно, что за всем этим стоит один дирижер – демонический мир, который старается формировать человека, как говорится, по своему облику и подобию. Это явно видно.

    Страсть не является просто зависимостью: зависимость только одна часть страсти. Страсть это есть злокачественный недуг души, который закрепился в человеке и стал чертой его личности. И страсть это безусловно то, что приносит вред человеку. Страсть не может просто так исчезнуть, она может заснуть на время, но потом обязательно проявится.

    Кроме того, надо иметь в виду, что страстный человек одержим своей страстью. У бесноватого человека его воля порабощена силой демонической и уже не имеет самостоятельности. У страстного человека остается определенная свобода воли, которую он может употребить для того, чтобы осознать страсть и попробовать от нее избавиться: с Божьей помощью, с помощью психолога или священника.

    Священник является целителем душ. Но чтобы помочь исцелить другую душу, нужно чтобы у него этой страсти не было. Вот, например, Вы пришли ко мне как к священнику каяться в каком-то грехе. В таинстве бы разрешение от греха произошло, но я как пастырь не смог бы указать правильный путь к целению этой страсти. В определенной мере это касается и психолога: если он сам имеет (или имел) эту же страсть и борется с нею, то он поможет в борьбе с ней и пришедшему к нему человеку.

    Прихожане часто говорят, что они не могут получить нужного совета у священника из-за отсутствия у него на это времени. Вот для этого и должны быть духовные беседы священника с прихожанами. Где объясняются пути борьбы с разными страстями. Совершенно справедливо сказал патриарх, что должен быть дежурный священник, к которому можно прийти и побеседовать о своих проблемах. Вот для чего и нужен духовный отец, который знает своих чад и ведет их, уделяя им силы и время.

Выводы.

    Итак, страсть – это комплексное горизонтально-вертикальное образование. Горизонталь – страсть вбирает в себя все душевные силы и процессы: ум, волю, эмоции, память, внимание, воображение, органы чувств и т. д. Вертикаль страсти – это уровни вверх и вниз: психосоматический (вниз) и духовный (вверх). Бороться с страстью нужно комплексно, на всех уровнях сразу. То есть человеку нужно духовное, психологическое и телесное окормление, которое ему могут дать священник, православный психолог и православный врач.

СТРАСТЬ | это… Что такое СТРАСТЬ?

ТолкованиеПеревод

СТРАСТЬ
– вожделение человека, не поддающееся контролю и оказывающее значительное воздействие на его мышление и поведение.

   З. Фрейд уделял основное внимание рассмотрению бессознательных влечений человека. В одних работах он проводил различие между влечением и инстинктом, в других понятия «влечение» и «инстинкт» рассматривались в качестве равнозначных. Его представления о человеческих страстях входили в остов размышлений о влечениях и инстинктах как таковых, и в этом отношении сами страсти воспринимались как изначально присущие человеку, подобно влечению к деструктуивности или инстинкту агрессии.

   Переосмысливая взгляды З. Фрейда на природу влечений человека, часть психоаналитиков по-иному подошли к трактовке человеческих страстей. Так, американский психоаналитик Э. Фромм (1900–1980) предложил такое видение человека, которое включало в себя культурные и социальные детерминанты. В работе «Бегство от свободы» (1941) он подчеркнул, что бессознательные стремления человека, включая любовь, ненависть, жажду власти, тенденцию к подчинению, влечение к чувственному наслаждению или страх перед ними, являются продуктами социального процесса формирования личности. Словом, «страсти человека и тревоги его – это продукт культуры».

   В работе «Человек для себя» (1947) Э. Фромм подчеркнул, что большую часть «человеческих страстных влечений» невозможно объяснить силой инстинктов, а индивид обладает такими страстями, которые могут быть сильнее стремления к самосохранению. В книге «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) он провел различие между инстинктами и страстями. Инстинкты, или естественные влечения, коренятся в физиологических потребностях человека, в то время как человеческие страсти – в его характере. Произрастающие из характера страсти (потребность в любви, нежности, свободе, разрушении, садизм, мазохизм и др.) соответствуют экзистенциальным потребностям человека. Если инстинкты – это ответ на физиологические потребности человека, то страсти – ответ на его экзистенциальные потребности. В отличие от инстинктов страсти являются специфически человеческими. «Хотя экзистенциальные потребности одинаковы для всех людей, индивиды и группы отличаются с точки зрения преобладающих страстей».

   С точки зрения Э. Фромма, инстинкт – это чисто биологическое понятие, а коренящиеся в характере страсти и влечения – биосоциальные, исторические категории. В этом смысле он предпринял попытку заменить «фрейдовский физиологический принцип объяснения человеческих страстей на эволюционный социобиологический принцип историзма». В соответствии с этим принципом человеческие страсти рассматриваются в связи с их функцией в процессе жизни целостного организма. Признается, что интенсивность страстей коренится не в физиологических потребностях, а в потребностях целостного организма жить и развиваться как в телесном, так и в духовном смысле. Стало быть, страсти важны для человека не после того, как удовлетворены его физиологические потребности. Они не относятся к разряду роскоши и уходят своими корнями в основания человеческого бытия. Без страстей человек перестает быть человеком.

   Э. Фромм различал рациональные страсти (любовь, заботливое отношение к живому существу) и иррациональные страсти (жадность, тщеславие и др. ). Рациональные страсти являются жизнеспособными. Они ведут к самоутверждению человека, усиливают его ощущение радости, способствуют проявлению его целостности и придают смысл его жизни. Иррациональные страсти, напротив, мешают жизнедеятельности человека, подрывают его силы, ведут к раздвоенности и утрате смысла жизни. Однако и те и другие участвуют в реальном человеческом существовании и, следовательно, их анализ необходим для решения проблемы человека. Если человеку удается мобилизовать свои жизненно важные устремления и страсти, то он сможет достичь большей интеграции, целостности личности. До тех пор пока это не происходит, «его можно обуздать, укротить, но не исцелить».

   При неблагоприятных условиях жизни, не способствующих развитию личности, человек становится деструктивным и жестоким. Его страсти оказываются иррациональными, по сравнению с возможностями нормально развивающегося человека. Вместе с тем, как отмечал Э. Фромм, с точки зрения особых обстоятельств жизни данного конкретного индивида в его страстях есть своя рациональность. Во всяком случае разрушительные для жизни страсти также являются своеобразным ответом на экзистенциальные потребности человека, как и его созидательные страсти. Другое дело, что разрушительные, иррациональные страсти развиваются неизбежно в том случае, если отсутствуют реальные предпосылки для реализации созидательных страстей.

   Э. Фромм считал, что на рациональном и иррациональном уровне страсти являются стержнем мотивационной сферы жизнедеятельности индивида. Человеком владеют такие страсти, как потребность в любви, нежности, солидарности, свободе, правде, с одной стороны, и жажда власти, подчинения, разрушения – с другой. Все эти и многие другие страсти ведут его по жизни, становятся причиной волнений и тревог, являются источником, питающим сновидения, мифы, легенды, религии, искусство, литературу. В конечном счете, все они представляются чрезвычайно важными и существенными для любого человека. «Человеческие страсти – это отнюдь не психологические комплексы, которые можно объяснить путем обращения к событиям и впечатлениям детства. Их можно понять, только разорвав узкие рамки редукционистской психологии и изучая их в живой реальности, то есть подвергнув анализу попытку человека придать смысл своей жизни».

   
* * *
– сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над др. побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете С. всех его устремлений и сил. Причины формирования С. достаточно разнообразны – они могут определяться осознанными идейными убеждениями, исходить из телесных влечений, иметь патологическое происхождение. С. м. б. принята, санкционирована личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Основным признаком С. является ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов. Объединение С. и нравственного, разумного начала в человеке нередко выступает движущей силой великих дел, подвигов, открытий. В то же время, С. может толкнуть человека на безрассудные поступки.


* * *
(первоначально «страдание, томление») – сильное чувство, необузданное желание, душевная жажда.

Ты молода и не знаешь всех опасностей, Ольга. Иногда человек не властен в себе; в него вселяется какая-то адская сила, на сердце падает мрак, а в глазах блещут молнии. Ясность ума меркнет: уважение к чистоте, к невинности – все уносит вихрь; человек не помнит себя; на него дышит страсть; он перестает владеть собой – и тогда под ногами открывается бездна (И. Гончаров, Обломов).

И вдруг она опять целовала и обнимала меня, опять страстно и нежно прижимала свое лицо к моему. Я уж более ни о чем не думал и ничего не слышал. Голова моя закружилась… (Ф. Достоевский, Игрок)

Ср. «Песню певца за сценой» из оперы А. Аренского «Рафаэль», испанский танец из балета П. Чайковского «Щелкунчик».

Доискивайся, чем преодолеть свою страсть (Ефрем Сирин).


* * *
сильно выраженная потребность и Увлеченность человека чем-либо или кем-либо, Сопровождаемая глубокими и сложными чувствами по отношению к соответствующему объекту.


* * *

сильное, стойкое, длительное, доминирующее, всеохватывающее чувство, которое в решающей степени предопределяет, детерминирует психическую активность личности и приводит к сосредоточению на предмете с. всех ее устремлений и сил.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Синонимы:

авантюризм, азарт, азартность, аподемиальгия, аффект, бзик, вдохновение, венера, взлет, вкус, влечение, влечение — род недуга, влюбленность, вожделение, воодушевление, воодушевленность, горение, горячность, дромомания, душевный подъем, жар, желание, живинка, жуть, задор, заноза, запал, зари, интерес, исступление, клептомания, комплекс, конек, любимое занятие, любовь, любовь-морковь, мания, меломания, метромания, мшелоимство, наклонность, нежная страсть, нежное чувство, огонек, огонь, одержимость, ониомания, охота, панегиризм, парадоксомания, патема, патетика, пафос, пиромания, пламя, подъем, подъем духа, приверженность, пристрастие, пристрасть, пристрастье, пропагандизм, прыть, пункт, пунктик, пыл, пылкость, рачение, сердечная склонность, сильная привязанность, склонность, слабая струна, слабость, страстишка, страстность, страх, стремление, темперамент, темпераментность, трепет, тяга, тяготение, увлечение, увлеченность, ужас, ужасть, фармакомания, филантропомания, хобби, хореомания, чувство, шопинголизм, эмоция, энтузиазм, эрос

  • Страдание
  • СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОУТВЕРЖ­ДЕНИЯ

Полезное


Определение страстной любви в психологии.

(существительное)

Форма любви, отмеченная сильной эмоцией, непреодолимым чувством, энтузиазмом или желанием.

  • Влечение: Любовь

    • Психолог Роберт Штернберг рассматривает любовь как треугольник, три стороны которого состоят из страсти , близости и преданности.
    • Страстная любовь — эмоциональная любовь , выражающаяся в основном в физическом плане; это любовь , которую разделяют люди, сильно влюбленные друг в друга.
    • Часто встречается в длительных отношениях, товарищеская любовь , разделяемая между партнерами, состоит из меньшего количества взлетов и падений, чем страстная любовь .
    • Романтическая любовь происходит от сочетания интимные и страстные компоненты любви .
    • Безрассудная любовь  это оба страстные и целеустремленный, но ему не хватает стабильности, которую близость привносит в отношения.
  • Другие важные теории черт

    • Это господствующие страсти /навязчивые идеи, такие как стремление к деньгам, славе, любовь и т.д.
  • Преподавание в средней школе

    • Люди, увлеченные образованием и любящие работу с подростками, могут подумать о карьере преподавателя старших классов.
  • Хорошие новости из Су-Фолс

    • Я буду хранить тебя, и в ответ на мои страсти твоя ненависть воспламенится любовью . ~ Джон Уэйн в роли Чингисхана — Сьюзан Хейворд в фильме «Завоеватель
    • ».
  • Парадокс оплаты

    • Есть профессионалы и есть любители, первые получают деньги, а любители делают это за любовь этого.
    • я люблю , чтобы поддразнить студентов-бизнесменов вопросами оплаты и власти денег.
    • Я спрашиваю: «Учитывая «самую древнюю профессию», чем бы вы хотели быть известны: делать это за деньги или делать это за любовь ?
    • На самом деле профессионалы делают это ради любви .
    • Трудно представить себе бремя врача, юриста, консультанта или профессора без глубокой и неудержимой страсти к тому, что ты делаешь.
  • Мораль, справедливость и стабильное общество

    • То, что мы часто проистекаем из печали других, слишком очевидно, чтобы требовать каких-либо доказательств; ибо это чувство, как и все другие изначальные страсти человеческой природы, никоим образом не ограничивается добродетельными и гуманными людьми, хотя они, может быть, и могут чувствовать его с самой тонкой чувствительностью.
    • Оно заключено в лице и поведении тех, с кем он живет, которые всегда отмечают, когда вступают и когда не одобряют его чувств; и именно здесь он впервые рассматривает уместность и неуместность своего собственного страсти , красота и уродство собственного разума» (Смит, TMS, стр. 204).
    • Все члены человеческого общества нуждаются в помощи друг друга и также подвержены взаимным обидам, Где необходимая помощь оказывается взаимно из любви , из благодарности, из дружбы и уважения, общество процветает и счастливо .
    • Все различные его члены связаны вместе приятными связями любви и привязанности и как бы притянуты к одному общему центру взаимных добрых услуг.
    • «Но хотя из столь великодушных и бескорыстных побуждений не должна оказываться необходимая помощь, хотя между различными членами общества не должно быть взаимной любви и привязанности, общество, хотя и менее счастливое и приятное, не обязательно распадется
  • Важность обращения к противоположным взглядам

    • Когда мы увлечены темой, эмоции иногда могут затмить нашу рациональность.
    • Например, чтобы начать обсуждение легализации медицинской помощи при смерти с аудиторией, которая изначально может быть против этой идеи, вы можете начать примерно так: «Неизбежная смерть любимого человека, особенно которая больше не может общаться сама за себя, может задавать сложные этические и эмоциональные вопросы тем, кто назначен принимать медицинские решения за пациента.
  • Сертификаты преподавателя

    • Преподавание может стать прекрасной профессией, если вы любит заниматься творчеством и работать с младшими учениками.
    • В качестве альтернативы сертифицированные учителя также могут изменить свою карьеру, страстно участвуя в образовании, но у которых может не быть времени или денег, чтобы пройти весь традиционный процесс.
  • Романтическая любовь

    • Романтика — это выразительное и приятное чувство эмоционального влечения к другому человеку, связанное с любовью .
    • В контексте романтики любовь отношения, романтика обычно подразумевает выражение сильной романтической любви или глубокого и сильного эмоционального желания установить тесные связи с другим человеком.
    • Концепция романтической любви была популяризирована в западной культуре с помощью концепции куртуазной любви .
    • Романтическая любовь противопоставляется платонической любви , которая во всех смыслах исключает сексуальные отношения, но только в современном употреблении она приобретает полностью асексуальный смысл, а не классический смысл, в котором сексуальные влечения сублимируются.
    • Концепция романтической любви была популяризирована в западной культуре с помощью концепции куртуазной любви .
  • Бюрократии, часть I: знайте, как они работают

    • Классическая бюрократия требует от сотрудников относиться ко всем «без ненависти и страсти » и принимать решения на основе разума, а не чувств.
    • В самом деле, Вебер утверждал, что бюрократия «развивается тем совершеннее, чем более она «дегуманизируется», тем полнее ей удается устранить из официального бизнеса
    • ».0012 любовь , ненависть и все сугубо личное, иррациональное и эмоциональное…

Страсть о двух концах | In-Mind

Страсть о двух концах

  • Автор Alex Gunz

Люди — страстные существа. Наши страсти движут нами, дают нам чувство сопричастности и объединяют нас, как мало что может другое. Тем не менее, есть только пара страстей, которые были постоянными на протяжении веков, страсти, с которыми могут согласиться люди из любого места и культуры. Любовь — это одно, а другое — то, что «эти нехорошие ублюдки вон там — беда». Конечно, мы бесконечно спорим о точном определении «тех» — каждая культура, в значительной степени, имела в виду разные группы. Но единичный факт предубеждение само по себе было столь же узнаваемо в Древней Греции, Риме и Самарии, как и сейчас в современной Греции, Риме и Арканзасе.

Мы расходимся не только в том, кто такие эти ублюдки (TBOT), но и в том, почему мы их так ненавидим. В прошлом в качестве причины упоминался размер носа, а также интеллектуальные способности (слишком большие или слишком маленькие) и плохие манеры (еда без инструментов, еда с инструментами и т. д.). Ненависть может быть универсальной вещью, но мы шокирующе расходимся во мнениях относительно того, почему мы это делаем. Лично я виню ТБОТ.

Психологи, тем не менее, (ненавижу нас или ненавидят нас) не столь оптимистичны в отношении того, что не знают, и потратили много времени на изучение предубеждение во многих его проявлениях. Они пришли к двум широким классам ответов: (а) причины, по которым мы ненавидим друг друга, и (б) причины, по которым мы думаем, что ненавидим друг друга. Между этими двумя не так много совпадений, как вы могли бы надеяться.

Почему мы ненавидим: первый удар по ним.

Научная психология начала серьезно интересоваться предрассудки сразу после Второй мировой войны. Нет ничего лучше бросающейся в глаза горы трупов, чтобы действительно заставить вас задуматься о ненависти.
Первым по-настоящему влиятельным ответом, к которому пришла психология, была не всегда популярная теория о том, что «некоторые люди просто придурки», но и не за горами. Немецкий интеллектуал по имени Теодор В. Адорно выпустил книгу в 1950 под названием «The Авторитарная личность», в которой он подробно исследовал свою «F-шкалу». Эта шкала была разработана, чтобы выбрать людей, которые, среди прочего, придерживались традиционных взглядов, некритично воспринимали власть и признавали необходимость того, чтобы власти агрессивно применяли их власть. Он назвал ее F-шкалой, потому что думал, что она выявит людей, склонных к фашизму. Другие люди указывали, что, возможно, это не так уж и плохо, выбирая коммунистов советского типа, но, как убежденный марксист, Адорно не был так увлечен этим приложением.
Эти идеи были обновлены как конструкция «правого авторитаризма», о котором ведущий авторитет Боб Альтемейер написал очень удобную для чтения книгу, которая доступна бесплатно в Интернете ЗДЕСЬ. Новое исследование (например, Jost, 2006) дополняет это, показывая, что люди с очень низкими показателями общеизвестного конструкта «открытости опыту» с большей вероятностью относятся как к правым, так и к предвзятым взглядам.

Психологи уже давно отмечают чрезмерное пристрастие людей (по крайней мере, в западном мире) к объяснению действий с точки зрения личностей вовлеченных актеров. Мы склонны пренебрегать возможностью того, что, например, упавший человек мог споткнуться и что он не просто неуклюж. Это предубеждение настолько распространено, что психологи назвали его Основная ошибка атрибуции. Возможно, поэтому неудивительно, что первая попытка объяснить предубеждение списало это на авторитарная личность. Если мы хотим преодолеть эту известную предвзятость, мы должны задаться вопросом: не может ли ненависть также быть вызвана обстоятельствами, а не всегда только злобным нравом?

Почему мы ненавидим: ситуации, которые приводят к ненависти

В 1954 году психолог Музафер Шериф провел лето, одетый уборщиком, в летнем лагере, куда он привел две дюжины совершенно нормальных 12-летних мальчиков. В этом классическом исследовании мальчики были разделены на две отдельные группы, которые спонтанно взяли себе имена — Орлы и Гремучие.
Там он опробовал один из старейших, позолоченных, испытанных и верных способов заставить людей ненавидеть друг друга: найти то, чего они оба не могут иметь. Исторически сложилось так, что работа, земля, деньги, церкви — все это было фаворитом. Спортивные лиги годами использовали этот принцип с серебряными кубками. Психологи называют это гипотеза реалистичной угрозы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *