Стереотипность это: СТЕРЕОТИПНОСТЬ | это… Что такое СТЕРЕОТИПНОСТЬ?

Стереотипы: что это, примеры, виды и как их разрушить

Гендерные, этнические, религиозные — это только часть стереотипов, которым подвержены люди. Разбираемся, в чем польза и опасность стереотипов и как не стать их жертвой

  1. Что это
  2. Какими бывают
  3. Как влияют
  4. Как бороться

Что такое стереотипы

Стереотип (от др.-греч. στερεός — «твердый», «пространственный» и τύπος — «отпечаток») — это устойчивый упрощенный образ социальной группы или явления, который основывается не на личном опыте, а перенимается извне.

Изначально термин использовался в типографском деле. В современном понимании его первым предложил американский журналист и государственный деятель Уолтер Липпман в 1922 году в своей знаменитой книге Public Opinion («Общественное мнение») [1]. Липпман использовал понятие скорее в негативном ключе, считая, что стереотипы подталкивают нас к полуправде вместо полного понимания. Он критиковал средства массовой информации за эксплуатацию стереотипов для манипулирования аудиторией.

При этом нельзя сказать, что стереотипы — это однозначно негативное явление. Изначально они появились как ментальные ярлыки, чтобы помочь нашему мозгу ориентироваться в мире. Так, в первобытных обществах стереотипы помогали людям быстро отличать хищников от безобидных животных, а соплеменников от чужаков. Мозг отмечал характерные внешние черты своей группы (цвет кожи и волос, язык, поведение), чтобы «сканировать» других и понимать, кто друг, а кто враг. Со временем круг общения человека перестал ограничиваться собственным племенем. Социальных групп становилось все больше, усложнялись взаимодействия между людьми, что порождало все больше и больше стереотипов.

Современный человек ус­ваи­ва­ет стереотипы через семью, средства массовой информации, профессиональные группы. Как правило, стереотипы воспринимаются некритически и принимаются «на веру». Более того, возможный последующий личный опыт часто «под­го­ня­ет­ся» под сте­рео­тип, а изменение укоренившихся убеждений происходит крайне медленно.

Стереотипы оказывают значительное влияние на взаимодействия между отдельными людьми и социальными группами. При этом порой стереотипы содержат искаженный и подчеркнуто негативный образ объекта — тогда их называют предубеждениями или предрассудками. Предубеждения часто используются пропагандой для формирования определенного общественного мнения, чтобы помогать заказчику пропаганды добиваться поставленных целей, пользуясь поддержкой людей. Так, стереотипные визуальные образы использовались нацистской Германией как один из инструментов для разжигания ненависти к еврейскому народу [2].

Виды стереотипов

Как пишет израильский историк и антрополог Юваль Харари, человек смог победить в межвидовой борьбе благодаря умению объединяться в большие группы по тем или иным признакам [3]. Если изначально люди сбивались в племена по сугубо физическим параметрам, то с течением времени они стали объединяться на базе все более сложных идей, таких как язык, религия, нация, профессия, корпорация, субкультура и так далее.

Характерные признаки каждой из групп считываются чужаками и со временем становятся стереотипами, часто имеющими мало общего с «исходником».

Сегодня существуют стереотипы о практически любой социальной группе. Наиболее широко распространены следующие виды стереотипов:

  • Гендерные. В зависимости от гендера предписывают людям разные характеристики и роли в обществе. Несмотря на успехи движения за права женщин в ХХ веке, гендерные стереотипы продолжают существовать. Все еще можно услышать фразы типа «мужчина в доме хозяин» или «женщина — хранительница очага». Кроме того, во многих странах мира женщины продолжают борьбу за равные доходы, получая меньше мужчин за одинаковую работу (в соответствии со стереотипом, что мужчинам еще нужно кормить семью, а женский доход — «дополнительный»).

  • Этнические/национальные. Набор представлений о внешности, уровне интеллекта и характере представителей разных национальностей. Например, «русские много пьют» или «немцы всегда пунктуальны». Часто являются ложными и имеют мало общего с действительностью. При чрезмерной эксплуатации такие стереотипы могут стать причиной межнациональной розни.

  • Возрастные — в наши дни их часто именуют эйджизмом. Действуют в обе стороны: молодых воспринимают как некомпетентных или наивных, а пожилых — как немощных или застрявших в прошлом.

  • Религиозные — набор представлений о представителях разных конфессий. Например, «все буддисты спокойные и много медитируют».

  • Социальные или классовые. Делят людей на группы по уровню достатка и социальному статусу, например: «Все богатые люди укрываются от налогов» или «Рабочие на заводах неграмотны». Эксплуатировались, в частности, коммунистическими режимами для мобилизации населения на борьбу с «враждебным классом». Так, советская пропаганда создавала негативный образ зажиточных крестьян («кулаков»), чтобы спровоцировать другие группы на борьбу с ними [4].

  • О внешности — домыслы о личности и характере человека, основанные на его внешности. Например, «блондинки недалекие» или «бородатые мужчины мужественные». Тот самый случай, когда человека «встречают по одежке», делая выводы, даже не узнав его.

Влияние стереотипов

Опубликовано множество исследований о влиянии стереотипов на сознание. Так, психолог из Принстона Сьюзан Фиске в рамках исследования о расовых предрассудках провела эксперимент [5]. Она решила изучить, как миндалевидное тело мозга (амигдала), ответственное, в том числе, за страх, реагирует на представителей другой расы.

Во время эксперимента двум группам белых участников на протяжении нескольких секунд демонстрировались фотографии темнокожих людей. Участникам первой группы задавался вопрос, есть ли людям на карточках 21 год — в этом случае амигдала заметно активизировалась. В другой группе участникам показывали тех же людей, но на этот раз задавали другой вопрос: «Какой, по вашему, овощ они предпочитают?» Здесь ученые зафиксировали снижение активности амигдалы — люди перестали испытывать страх. Фиске считает, что во втором случае респонденты представляли людей с фотографий в привычных условиях, например, как они выбирают овощи в магазине или готовят их на кухне. Опрашиваемые начинали невольно сравнивать людей с фотографий с собой, думая, что, возможно, им нравятся те же продукты.

Благодаря попыткам угадать персональные предпочтения респонденты воспринимали людей с фотографий как личностей. В первом же случае, когда вопрос был общего характера, их воспринимали как группу, и в сознании каждого опрашиваемого тут же всплывали соответствующие стереотипы.

Ученые объясняют это тем, что люди часто торопятся судить других по групповым признакам (как положительным, так и отрицательным). Но как только мы начинаем воспринимать представителей иной группы как отдельных личностей, стереотипы отходят на второй план.

Исследователи из университета Южной Джорджии в США провели другой эксперимент [6], который показал, что мы настолько подвержены стереотипам, что применяем их даже по отношению к себе. В эксперименте рассматривались сразу два стереотипа: «женщины не сильны в точных науках» и «азиаты хороши в математике». Двум группам женщин азиатского происхождения предлагалось пройти тест по математике одинаковой сложности. Перед тестом одной из групп напомнили о стереотипе про женщин, а другой про азиатов. По итогам первая группа показала слабый результат, а вторая, напротив, сильный.

Польский социопсихолог Анри Тэшфел смог объяснить, что именно в человеческой психологии делает ее предрасположенной к опоре на стереотипы. По его теории социальной идентичности [7], человеку важно ощущать себя частью группы. Это дает чувство принадлежности и способствует осознанию своего места в социуме. Эта теория объясняет тот факт, что людям свойственно делить людей на «своих» и «чужих». Чтобы доказать свою теорию, Тэшфел провел эксперимент. Он поделил на две группы мальчиков одного возраста, учащихся вместе в бристольской школе.

Каждому Тэшфел задал несколько вопросов и в итоге объявил, что первая половина из них предпочитают творчество Кандинского, а вторая — другого художника-абстракциониста Кале (при этом его вопросы на самом деле не имели никакого отношения к искусству). Далее он выдал им сумму денег, которую нужно было распределить между собой по какому угодно признаку. В результате участники давали больше денег членам своей — искусственно выделенной Тэшфелом — группы. Эксперимент показал, что мы автоматически начинаем относиться лучше к «своим», чем к «чужим», даже когда делимся на группы совершенно случайным образом.

Как бороться со стереотипами

Избавиться от предубеждений возможно, хотя это и требует усилий. Как правило, проблема стереотипного мышления решается работой над расширением кругозора и круга общения. Профессор Патриция Девайн из Университета Висконсин-Мэдисон по итогам проведенного исследования сформулировала рекомендации, как справиться с предубеждениями и стереотипами [8].

Пять техник для противостояния стереотипному мышлению от Патриции Девайн и ее коллег:

  • Замена стереотипа — осознать свои предубеждения по отношению к другим людям и найти альтернативное объяснение их действиям, отличное от стереотипа.

  • Контрстереотипная визуализация — вспомнить или вообразить людей из группы, которые не попадают под стереотип.

  • Индивидуализация — сосредоточиться на индивидуальности объекта, а не на стереотипных чертах его группы.

  • Перенятие перспективы — попытаться взглянуть на мир глазами другого человека, «побывать в его шкуре».

  • Контакт — найти связи с людьми из разных групп и таким образом расширить свой кругозор.

Исследования показывают, что истории успеха людей, принадлежащих к определенной группе, меняют представления о всей группе в лучшую сторону [9]. Более того, они помогают даже самим представителям группы добиваться большего. В качестве примера приводится «эффект Обамы». Так, результаты исследования выявили положительную корреляцию между действиями Обамы, который был на тот момент президентом США, и успеваемостью темнокожих студентов. В периоды, когда инициативы Обамы получали широкий отклик в прессе, результаты студентов улучшались. Здесь срабатывала техника контрстереотипной визуализации.

Один из самых действенных способов разрушать стереотипы — личный контакт. Примером этого является история американского темнокожего исполнителя кантри Дэрила Дэвиса [10]. Традиционно жанр кантри был популярен в американской глубинке среди людей с белым цветом кожи.

После одного из выступлений к Дэвису подошел белый мужчина, чтобы выразить свое восхищение его виртуозностью. К комплиментам он добавил, что и не думал, что темнокожий может оказаться таким талантливым исполнителем кантри. Между ними завязался диалог. Во время последовавшей беседы белый мужчина признался, что впервые сидит за барной стойкой с темнокожим. Более того, он рассказал Дэвису, что является членом ультраправой расистской организации «Ку-клукс-клан». Впоследствии он был изгнан из организации за то, что продолжал регулярно ходить на концерты Дэвиса. С музыкантом же они стали друзьями. Он передал Дэвису контакты других членов клана, с которыми музыкант начал встречаться, несмотря на опасность. Он задавал всем им вопрос: «Как вы можете меня ненавидеть, даже не зная меня?» В ходе разговоров представители клана приходили к выводу, что они больше не хотят иметь ничего общего с расистской идеологией, построенной на стереотипах. Помимо музыкальной карьеры, Дэвис посвятил много сил борьбе с расизмом и написал книгу о своем опыте, которую озаглавил «Похождения чернокожего в Ку-клукс-клане». В одном из интервью он так описал свой метод: «Устанавливайте диалог. Когда двое врагов разговаривают, они не дерутся».

Стереотипы и поверхностное восприятие действительности и сейчас продолжают доминировать в сознании многих людей. Порой бывает сложно отказаться от мыслительных паттернов, которые складывались годами — выйти из зоны комфорта, чтобы начать думать по-новому. Но важно помнить, что, предлагая простой и очевидный вариант жизни, стереотипы ограничивают нас, закрывая полную картину и лишая возможности существовать в гармонии с другими.

как найти баланс в создании сайта?

Почему мы вообще обсуждаем этот вопрос? Если кратко, то есть такая дилемма – пользователи больше доверяют стереотипным сайтам, но дизайнеры не могут делать их все одинаковыми по ряду причин. Все не так просто, как кажется на первый взгляд.

Как дизайнер, ты всё время стоишь перед выбором. Каким будет новый проект? С разными сложными фишками или довольно простой? Ярким и вычурным или лаконичным? Со сложными анимациями и переходами или обычной галереей без изысков?

Конечно, это зависит от многих факторов:

  • назначение сайта и его структура;
  • особенности сферы;
  • пожелания заказчика;
  • наличие брендбука;
  • бюджет;
  • целевая аудитория;
  • твоё настроение и творческий порыв;
  • твой уровень навыков.

Всё это должно быть сбалансировано и согласовано, а это уже немало. Но между типичным и уникальным подходом все равно придется выбрать.

Попробуем сегодня выделить плюсы и минусы стереотипности и оригинальности, чтобы взять из каждого подхода только лучшее.

Сухая статистика

Веб-дизайн – это работа творческая, требующая особых навыков, вдохновения и фантазии. Но человеческий мозг устроен так, что новое и необычное настораживает. И пусть творческая составляющая сайта может вызывать восторг, его посещаемость будет низкой, если переборщить с оригинальностью.

Исследования Google утверждают, что мнение о главной странице сайта полностью формируется за 15-30 секунд пребывания на нем. А общее впечатление – менее чем за секунду. Именно поэтому мы так стараемся сделать цепляющий первый экран и в его оформление вместить весь свой опыт и мастерство.

Но эти 15-30 сек – история уже не только про стиль, цвет, шрифт и прочие “эмоциональные” составляющие. За это время человек уже пролистнул страницу, посмотрел на кнопки, на переходы, меню. Нашёл контакты (или не нашёл).

Красивый дизайн должен быть ещё и понятным. Сразу должно быть ясно, куда кликать и что делать. Важно сделать так, чтобы пользователь сразу схватывал. Как? Если ты расположишь элементы в привычных местах, то уже будет проще. И если сайт такой же, как тысячи других, то проблем не возникнет.

Тогда вопрос такой – а как же выделяться среди этих тысяч? В этом и задача хорошего дизайнера.  

Стереотипы восприятия

С детства мы учимся видеть предметы и образы, ассоциировать их с действиями. Возникают шаблоны мышления и восприятия. То же происходит и в сети. Иногда мы даже переносим физический опыт в виртуальный. Если трубка телефона на кнопке – значит можно заказать звонок. Очевидно, что никаких трубок на самом деле в интернете нет.

Стереотипность работает безотказно. Однажды воспользовавшись интернет-магазином, просмотрев блог или пролистав ленту соцсетей мы уже понимаем, как это работает. И ждём того же от аналогичных ресурсов подсознательно.

Использовать стереотипы – обязательно. Обыгрывать их оригинально – уже мастерство и признак профессионализма, если ты делаешь это успешно.

Например, онлайн-магазин одежды. Там точно будет фото товара. Это стереотипность. При нажатии на фото показывать гифку с видами со всех сторон – это оригинальность, которая выделит продукт и станет отличительной чертой.

Есть свои типичные шаблоны для каждой сферы деятельности. Плюс-минус одинаковыми будут сайты недвижимости, СМИ, автоперевозок, услуг юристов или грузчиков, сайты объявлений, сайты-визитки. Но если глубже вникнуть в их суть, то можно всегда придумать фишку, облегчающую использование. И даже мельчайшая деталь станет преимуществом.

Почему так, а не иначе

Да, тебе может показаться, что другая система была бы проще и красивее. Но если стереотип уже сложился, значит спорить с ним тяжело. Потому что посетители уже привыкли так. Перестроить их ментальную модель будет слишком сложно. Тут лишь два пути: проиграть в этой битве или создать революционно новый продукт, который затмит все прочие. Скажем честно, второй вариант максимально сложный. Он доступен, если решение реально крутое, чаще всего созданное несколькими специалистами разных направлений и многократно и всесторонне протестированное. Такие вещи делаются корпоративными гигантами, потому что даже при лучших идеях нужно много денег на разработку и дальнейшее внедрение.

Проще играть на привычках, чем ломать их.  

Делать не только красиво, но и удобно – это про UX/UI дизайн. Подробнее о нем основатель WAYUP Андрей Гаврилов рассказывает на бесплатном вебинаре.

Если при посещении сайта есть ощущение легкости выполнения задачи, значит все хорошо. Посетитель не должен задумываться, как происходит действие, а просто выполнять его. Такие сайты вызывают доверие и, соответственно, имеют высокую конверсию.

Ни шагу назад

Оригинальные идеи в любом случае врываются в стереотипность. Кто-то один придумал мелкую деталь для улучшения, кто-то её повторил, кто-то усовершенствовал. В итоге без неё уже не обходится ни одно похожее приложение или сайт. 

Это и есть прогресс. Мы отметаем неудобные функции и оставляем более практичные и полезные. Но суть этих изменений в постепенности. Если бы человеку из 2000-х показали современный сайт, ему бы не понравилось. Хотя сайт объективно лучше и удобнее. Но есть пропасть не только в технологиях и ментальных моделях, но и элементарном обучении и привычке. Внедрять новшества постепенно – это эволюция. Бахнуть их сразу без подготовки – это мутация. Как известно, мутантов общество принимает с трудом.

Крупнейшие цифровые корпорации перенимают друг у друга новые примочки. Это не плагиат, это запрос общества. Миллионы людей смотрят тик-токи и привыкли к формату. Поэтому Инстаграм внедряет рилсы. 

Ты не такая акула мира ІТ, как МЕТА, но тоже вполне можешь работать по такой схеме. Если видишь запрос публики на удобную функцию – внедри её. Разве что на неё есть авторские права, тогда не стоит передирать чужое. 

Где оригинальность важна

Как уже сказано в начале, многое зависит от целевой аудитории. И если твоя ЦА – дизайнеры, то можно и похвастаться навыками. Они уж точно видели многое и не удивятся необычному меню или визуальным эффектам. Тут как раз стоит поднажать. Для конкурсов, творческих работ, простого удовольствия, когда хочется оттачивать мастерство и пробовать новое. Специализированные ресурсы пестрят такими работами. Тот же Dribbble может иногда удивлять. И среди вороха странных замысловатых фигур находятся действительно оригинальные идеи, которые и двигают наш прогресс. А может быть там тебя заметят крупные игроки и пригласят в интересный проект. Почему бы и нет?

Как найти баланс

Без стандартного подхода пользовательский сайт обречен на провал. Выдумывать велосипед – это как раз об этом. Лучше укрась этот велосипед светоотражающими лентами для безопасности и практичной подножкой. 

Когда мы говорим о типичности, это не значит, что все должно быть под копирку. Индивидуальный подход необходим. Сделай базу и дополни её тем, что порадует посетителя. Может быть практичным элементом. А может просто декоративным – анимацией, переходом, пасхалкой.

Использовать стереотипность нужно с умом и аккуратностью. Выбирай только то, что реально работает. Задавай вопрос так, если бы ты был посетителем, а не дизайнером.

Визуализация сайтов и веб-дизайн в целом – это таинство, которое невозможно сделать без внесения своих деталей, если ты мастер. Даже если ты будешь копировать чужую страницу, то какой-то угол ты захочешь скруглить, а какой-то оттенок поменять. Просто потому что так лучше. Это приходит с опытом.

Делать понятно и просто, но при этом стильно и уникально – это навык. Мы учим таким вещам. Если ты еще только настроен на получение профессии и хочешь попробовать – приходи на бесплатный онлайн-курс «Веб-дизайнер: взрывной старт». Команда WAYUP покажет все секреты творчества в мире digital. Присоединяйся!

стереотипов | Гендерные инновации

Стереотип – это широко распространенное, упрощенное и эссенциалистское убеждение в отношении определенной группы. Группы часто стереотипны на основе пола, гендерной идентичности, расы и этнической принадлежности, национальности, возраста, социально-экономического положения, языка и так далее. Стереотипы глубоко укоренились в социальных институтах и ​​культуре в целом. Они часто проявляются даже на ранних этапах детства, влияя и формируя то, как люди взаимодействуют друг с другом. Например, дизайнеры видеоигр разработали игровую платформу для девочек в розовом цвете, потому что родители (покупающие игру) считали, что именно этого хотят их девочки. Сами девушки предпочитали более темные металлические цвета (Rommes, 2006).

Гендерные стереотипы отражают нормативные представления о женственности и мужественности, женщинах и мужчинах. Тем не менее, как и все аспекты гендера, то, что составляет стереотипную женственность или мужественность, различается в зависимости от культуры и исторического времени. Гендерные стереотипы обычно изображают женственность и мужественность как бинарные противоположности или дуализмы, как, например, между эмоциональностью и рациональностью.

Упрощая свой предмет, стереотипы игнорируют как сложность, так и разнообразие, обнаруживаемое эмпирически при исследовании фактических человек и их практики; по самой своей природе стереотипы искажают представления о группах, которые они пытаются описать. Стереотипы часто сохраняются даже тогда, когда статистические реалии, на которых они когда-то основывались, меняются. Например, стереотип о женщине-домохозяйке сохранился даже в странах, где большинство женщин работают полный рабочий день.

По всем этим причинам стереотипы не являются надежной основой для интерпретаций в ходе исследований или для вынесения суждений о целевых пользователях и клиентах. Исследователи и инженеры должны бросить вызов стереотипам и вместо этого искать более эмпирически обоснованные основания для размышлений о группах, для которых они стремятся исследовать или разрабатывать технологии. Женственность и мужественность динамичны и множественны. Женщины, например, имеют широкий спектр интересов и навыков. Если мобильный телефон предназначен для «стереотипной» женщины, он не понравится женщинам, которые не соответствуют продвигаемому стереотипу (Faulkner, 2004).

Избегайте стереотипов

  • 1. Узнавайте о реальных людях и практиках — в разных классах, регионах, с разным уровнем образования и т. д.; не делайте предположений, основанных на нормативных или стереотипных представлениях о женщинах и мужчинах.
  • 2. Рассмотрите как структурные, так и культурные механизмы, с помощью которых часто поддерживаются гендерные различия и неравенство. Методы, основанные на наблюдении, с большей вероятностью выявят важную невидимую динамику, чем интервью или опросы, не в последнюю очередь потому, что реальная практика людей может отличаться от их рассказов о самих себе.
  • 3. Стремитесь выявить «несоответствия» между гендерными нормами, предположениями или стереотипами и реальными людьми или практиками. Это может открыть благодатные просторы для творческих, учитывающих гендерные аспекты инноваций — инноваций, способных стимулировать научно-технический прогресс и в то же время улучшать гендерное равенство.

Стереотип Угроза

Стереотипы могут отрицательно сказаться на производительности. «Стереотипная угроза» — предполагаемая угроза быть сведенным к стереотипу группы, с которой себя отождествляют, — может привести к тому, что способные люди в группе «приспособятся» к негативному стереотипу своей группы. Например, когда молодым женщинам напоминают об их поле перед контрольной по математике, когда их просят поставить галочку в ячейке «женский» или «мужской», они, как правило, получают более низкие баллы, чем когда нет галочки в ячейке Ж/М (Steele , 1997). Точно так же успеваемость белых студентов-инженеров по математике снижается, если этим мужчинам говорят, что азиатские студенты-инженеры сдают тот же тест (Пейдж, 2007).

Фолкнер, В. (2004). Стратегии интеграции: гендер и информационное общество . Эдинбург: Эдинбургский университет.

Пейдж, С. (2007). Разница: как сила разнообразия создает лучшие группы, фирмы, школы и общества . Принстон: Издательство Принстонского университета.

Роммес, Э. (2006). Гендерно-чувствительные методы проектирования. В Trauth, E. (Ed.), Encyclopedia of Gender and Information Technology , стр. 675-681. Херши: Издательство Idea Group.

Стил, К. (1997). Угроза в воздухе: как стереотипы формируют интеллектуальную идентичность и производительность. Американский психолог, 52 (6) , 613-629.

Отправьте нам отзыв

Стереотипы в психологии: теория и примеры

В социальной психологии стереотип — это фиксированное, чрезмерно обобщенное мнение об определенной группе или классе людей.

Создавая стереотипы, мы делаем вывод, что у человека есть целый ряд характеристик и способностей, которые, как мы предполагаем, есть у всех членов этой группы — например, «ангел ада» байкер, одетый в кожу.

Одним из преимуществ стереотипа является то, что он позволяет нам быстро реагировать на ситуации, потому что у нас, возможно, был подобный опыт раньше.

Одним из недостатков является то, что он заставляет нас игнорировать различия между людьми; поэтому мы думаем о людях то, что может быть неправдой (т. е. делаем обобщения).

Использование стереотипов — основной способ упростить наш социальный мир; поскольку они уменьшают объем обработки (т. е. мышления), которую нам приходится делать, когда мы встречаем нового человека.

Стереотипы ведут к социальной категоризации, которая является одной из причин предвзятых установок (т.

Положительные примеры стереотипов включают судей (фраза «трезвый как судья» предполагает, что это стереотип с очень респектабельным набором характеристик), людей с избыточным весом (которых часто считают «веселыми») и телеведущих (обычно считается очень надежным, респектабельным и беспристрастным). Однако негативные стереотипы кажутся гораздо более распространенными.

Содержание

Расовые стереотипы

Исследователи обнаружили, что стереотипы существуют в отношении различных рас, культур или этнических групп. Хотя термины «раса», «культура» и «этническая группа» имеют разное значение, в настоящий момент мы будем понимать, что они означают примерно одно и то же.

Самое известное исследование расовых стереотипов было опубликовано Кацем и Брейли в 1933 году, когда они сообщили о результатах опроса, заполненного студентами Принстонского университета в США.

Они обнаружили, что учащиеся придерживаются четких негативных стереотипов – лишь немногие учащиеся выразили затруднения при ответах на вопросы анкеты.

Большинство студентов в то время были белыми американцами, а изображения других этнических групп включали евреев как проницательных и корыстных, японцев как проницательных и хитрых, чернокожих как ленивых и беспечных, и американцев как трудолюбивых и умных .

Неудивительно, что расовые стереотипы всегда отдают предпочтение расе владельца и принижают другие расы. Вероятно, правильно будет сказать, что каждая этническая группа имеет расовые стереотипы других групп.

Некоторые психологи утверждают, что это «естественный» аспект человеческого поведения, который, как можно увидеть, приносит пользу каждой группе, поскольку в долгосрочной перспективе помогает идентифицировать себя со своей этнической группой и, таким образом, найти защиту и способствовать безопасности. и успеха группы.

Однако нет никаких доказательств этой точки зрения, и многие авторы утверждают, что это просто способ оправдать расистские взгляды и поведение.

Кац и Брейли (1933) –

Расовые стереотипы

Цель: Исследовать стереотипное отношение американцев к разным расам.

Метод : Для исследования стереотипов использовался метод анкетирования. Студентам американских университетов был предоставлен список национальностей и этнических групп (например, ирландцы, немцы и т. д.) и список из 84 черт личности. Их попросили выбрать пять или шесть черт, которые, по их мнению, были типичными для каждой группы.

Результаты : Было достигнуто значительное совпадение выбранных признаков. Например, белые американцы считались трудолюбивыми, прогрессивными и амбициозными. Афроамериканцев считали ленивыми, невежественными и музыкальными. Участники были вполне готовы оценивать этнические группы, с которыми у них не было личных контактов.

Заключение : Этнические стереотипы широко распространены и разделяются членами определенной социальной группы.

Research Evaluation

Исследования Каца и Брейли были проведены в 1930-х годах, и можно утверждать, что с тех пор культуры изменились, и мы с гораздо меньшей вероятностью придерживаемся этих стереотипов.

Более поздние исследования, проведенные в 1951 и 1967 годах, обнаружили изменения в стереотипах и степени их соблюдения. В целом стереотипы в более позднем исследовании имели тенденцию быть более позитивными, но вера в то, что определенные этнические группы обладают определенными характеристиками, все еще существовала.

Также следует отметить, что это исследование полностью основано на устных отчетах и, следовательно, имеет крайне низкую экологическую валидность.

Тот факт, что участники исследования выдвигают стереотипы, когда их спрашивают, не означает, что люди ходят по ним и действуют в соответствии с ними. Люди не обязательно ведут себя так, как будто стереотипы верны.

Ограниченная информация, которую дают эксперименты, также может создавать характеристики спроса (т. е. участники выясняют, о чем эксперимент, и меняют свое поведение, например, дают результаты, которые хочет психолог).

Наконец, существует проблема социальной желательности анкетных исследований – люди могут лгать.

Угроза стереотипа

Угроза стереотипа возникает, когда человек находится в ситуации, когда он боится сделать что-то, что непреднамеренно подтвердит негативный стереотип. На это указывает простое осознание того, что негативный групповой стереотип может быть применим к вам в данной ситуации.

Важно понимать, что человеку может угрожать опасность, даже если он не верит в стереотип.

Стил и Аронсон (1995) провели эксперимент с участием афроамериканцев и белых студентов колледжей, которые прошли сложный тест, используя элементы из теста на способности (американский вербальный экзамен GRE) при одном из двух условий.

В условиях угрозы стереотипа учащимся сказали, что их результаты на тесте будут хорошим индикатором их основных интеллектуальных способностей.

В условиях отсутствия угрозы им сказали, что тест был просто упражнением по решению проблем, а не диагностикой способностей.

Производительность сравнивалась в двух условиях, и результаты показали, что афроамериканские участники показали худшие результаты, чем их белые коллеги, в условиях стереотипной угрозы, но в условиях отсутствия угрозы их производительность была такой же, как у их белых коллег.

В другом исследовании (Ших, Питтински и Амбади, 1999) азиатским женщинам тонко напоминали (с помощью анкеты) либо об их азиатской идентичности, либо о женской идентичности перед сдачей трудного теста по математике.

Результаты показали, что женщины, которым напомнили об их «азиатскости», показали лучшие результаты, чем контрольная группа, а женщины, которым напомнили о своей женской идентичности, показали худшие результаты, чем контрольная группа.

Согласно Стилу, угроза стереотипам порождает «беспокойство в центре внимания» (Steele & Aronson, 1995, стр. 809), вызывающее эмоциональный дистресс и «бдительное беспокойство», которые могут подорвать производительность.

Учащиеся беспокоятся, что их будущее может быть поставлено под угрозу из-за того, как общество воспринимает и относится к их группе, поэтому они не сосредотачивают все свое внимание на контрольных вопросах.

Учащиеся, сдающие тест под угрозой стереотипов, также могут стать неэффективными при выполнении теста, перечитывая вопросы и варианты ответов, а также перепроверяя свои ответы, чаще, чем когда не угрожают стереотипами.

Это также может вызвать «атрибуционную двусмысленность» — человек получает низкую оценку и спрашивает: «Это что-то обо мне или из-за моей расы?»

Ссылки

Cardwell, M. (1996). Словарь по психологии . Чикаго, Иллинойс: Фицрой Дирборн.

Кац Д. и Брейли К. (1933). Расовые стереотипы ста студентов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *