Способности общие: Понятие способностей. Общие и специальные способности

Содержание

Понятие способностей. Общие и специальные способности

27.12.2014

Разницу достижения успехов людей, оказавшихся в одинаковых условиях, объясняют степенью развития способностей человека. Там, где один человек достигает высшего уровня мастерства, другой, при всем своем старании, лишь определенного среднего уровня. Есть некоторые виды деятельности, например, искусство, наука, спорт, в которых успеха может достигнуть лишь человек с определенными способностями.

Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение, имеет разные трактовки. Под способностями понимают:

  • совокупность всевозможных психических процессов и состояний;
  • высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности;
  • задатки, анатомо-физиологические основания быстрого и эффективного приобретения умений, навыков, способствующих успешному выполнению различных видов деятельности.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес отечественный психолог Б. М. Теплов. Основные положения его теории:

  1. Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Например: для музыканта — это не длинные пальцы рук, а прежде всего музыкальный слух, чувство ритма.
  2. Способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
  3. Способности не сводятся к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Под способностями понимают те психические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием успешного выполнения деятельности.

Нередко способности бывают не замечены и не оценены по достоинству. Например, Сурикову В. И., способному, но не обладавшему из-за отсутствия обучения графическими навыками, на экзамене инспектор Академии художеств сказал:

«За такие рисунки вам даже ходить мимо Академии надо запретить».

Н. В. Гоголь, по мнению учителей начальной школы, был не способен к изучению русского языка. Великий физик И. Ньютон считался неуспевающим учеником, пока не заинтересовался математикой и физикой.

Способность может существовать только в процессе деятельности и развития человека. Если он перестает ею пользоваться, она угасает. Способности — прижизненное образование, имеющее врожденную основу. При отсутствии задатков тех или иных способностей их дефицит может быть восполнен за счет интенсивного развития других.

Многие из природных способностей являются общими для человека и животных. В качестве таковых могут выступать познавательные процессы: восприятие, память, мышление. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками. Формируются при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения. Например, дрессировка животных для цирковых артистов.

Итак, когда мы говорим о способностях, то имеем в виду способности к чему-либо определенному — к математике, литературе, музыке и т. д. Любая способность есть способность к какой-либо деятельности. Вместе с тем есть такие способности, которые проявляются только в связи с определенным видом деятельности. Поэтому способности человека можно разделить на специальные и общие (схема 30).

  • Специальные способности — это способности, проявляющиеся только в отдельных видах деятельности (художественные, музыкальные, математические и т. д.).
  • Общими способностями называют такие, которые проявляются во всех видах деятельности человека (умственные способности, развитая ручная моторика, память и т. д.).


Ключевые слова: Способности

Источник: Ефимова Н.С., Основы общей психологии

Материалы по теме

Диагностика способностей

Способности как проявление индивидуального в психике

Столяренко Л. Д., Основы психологии

Развитие способностей. Сензитивный период

Психология: учебное пособие: в 2 т. Т. 2 / автор-составитель А. Р. Трощий. — Ульяновск :…

Природные и социальные предпосылки способностей

Козубовский В. М. Общая психология: личность. Мн., 2008.

Способности человека

Занковский А.Н., Психология деловых отношений

Способности, задатки и индивидуальные различия людей

Ефимова Н.С., Основы общей психологии

Понятие способностей и их структура

Козубовский В. М. Общая психология: личность. Мн., 2008.

Проявление и условия развития способностей

Козубовский В. М. Общая психология: личность. Мн. , 2008.

Глава 5 Способности. Общая психология

Глава 5 Способности

5.1. Способности и их виды

Способности – психологические особенности человека, являющиеся условиями успешного выполнения деятельности, приобретения знаний, умений и навыков.

Выделяют естественные и специфические способности человека. Естественные (природные) способности связаны с врожденными задатками человека. В данном случае можно говорить о способностях как о рефлексах, возможности реагирования на внешние раздражители. Специфические способности проявляются в социальной среде и являются индивидуальными для каждого человека. Можно выделить несколько видов специфических способностей.

Общие способности. Определяют успешность человека в различных областях и служат основой для развития специальных способностей.

Общими способностями можно считать интеллект, развитые познавательные процессы. Зачастую общие и специальные способности делятся на элементарные и сложные.

Общие элементарные способности присущи всем людям. К ним относят основные психические процессы человека – ощущение, восприятие, память, воображение.

Общие сложные способности являются способностями к различным видам деятельности – труду, игре, общению.

Специальные способности. Определяют успешность в определенных видах деятельности. Выделяют математические, музыкальные, литературные и другие способности.

Специальные элементарные способности являются заметной выраженностью общих способностей, психических процессов. Примерами специальных элементарных способностей можно считать музыкальный слух и глазомер.

Музыкальный слух – качество слухового восприятия, проявляющееся в способности к различению музыкальных звуков и точному воспроизведению их.

Глазомер – качество зрительного восприятия, способность фиксировать, оценивать и сравнивать величины зрительно воспринимаемых объектов, расстояний между ними и до них.

Теоретические способности.

Предопределяют успешность в мыслительной, аналитической деятельности.

Практические способности. Влияют на успешность в практических действиях.

Учебные способности. Влияют на успешность усвоения человеком знаний, умений и навыков, предопределяют скорость обучения.

Творческие способности. Связаны с успешностью создания новых идей, предметов или открытий.

Специальные сложные способности присущи не всем людям. Они являются способностями к определенным видам профессиональной деятельности, возникшим в процессе развития человеческой культуры. Эти способности обычно называют профессиональными.

В основе способностей лежат задатки. Задатки – некоторые врожденные особенности телосложения и нервной системы, создающие основу для формирования и развития способностей. На основе одних и тех же задатков могут формироваться различные способности: например, можно назвать массу видов деятельности, в которых может проявить себя человек с развитым музыкальным слухом – музыкант, учитель в музыкальной школе, звукорежиссер, дирижер и т.

д.

Задатки предоставляют возможность развития способностей в процессе обучения, воспитания или трудовой деятельности. Определив у ребенка те или иные задатки, можно целенаправленно формировать какую-либо способность.

Задатки зачастую проявляются в склонностях, тяготению к определенному виду деятельности. Выделяют истинные склонности и ложные. Первые характеризуются не просто интересом к какой-либо деятельности, а реальными достижениями в ней. Ложные склонности проявляются в длительном интересе без достижения сколь-нибудь значимых результатов. Зачастую такого рода склонности являются результатом внушения со стороны взрослых.

5.2. Развитие способностей

На развитие способностей могут влиять следующие факторы.

– Наличие задатков, что приводит к проявлению какой-либо способности в большей степени, чем при их отсутствии.

– Компенсация при отсутствии должных задатков – например, люди с расстройствами зрения нередко обладают куда более развитым слухом, чем люди с абсолютным зрением.

– Необходимость решения сложных задач. Люди, живущие в городах, естественно, не в состоянии выполнять целый ряд заданий по сравнению с людьми, живущими в деревнях и селах.

– Особенности передачи знаний, навыков и умений. Так, при равных условиях у двух в целом одинаковых детей способности могут развиться лучше при наличии лучшего учителя. В истории философии и психологии существует множество примеров того, как вокруг одного учителя, видного представителя науки, возникало целое сообщество талантливых учеников. Поэтому вполне естественно, что при должном подходе и в благоприятных условиях даже у «средних» людей могут проявляться различные способности, тогда как при неблагоприятных условиях или в руках плохих педагогов может не найти подходящей почвы для развития даже способный ученик.

– Условия внешней среды. Не секрет, что способности развиваются в определенной среде, которая оказывает зачастую определяющее значение на их проявление. На процесс развития способностей могут влиять сотни факторов внешней среды К примеру, достижений в спорте труднее добиться жителям мегаполисов, не имеющим условий для тренировок. В то же время высокий уровень развития технологий, как, например, в Японии, оказывает непосредственное влияние на степень развитости интеллекта людей – средний показатель интеллекта превосходит в Японии показатели стран третьего мира.

– Инициатива также влияет на развитие способностей. При определенной свободе, не боясь за результат, человек лучше проявит свои способности, чем если он будет скован в их проявлении.

В процессе развития способностей можно выделить несколько этапов.

– В период с рождения до 5 лет происходит совершенствование работы анализаторов, развитие отдельных участков коры головного мозга, работы органов движения. На данном этапе происходит развитие общих способностей, что создает предпосылку для развития специальных способностей на следующих этапах.

– Младший и средний школьный возраст – время ускоренного развития специальных способностей. Это происходит за счет игровой деятельности, в которой ребенок развивает свое творчество, волевые процессы, двигательные и художественные способности. Помимо игровой деятельности в школьном возрасте влиять на развитие способностей начинают учебная и трудовая деятельность. Большое значение для раскрытия способностей ребенка играет такая деятельность, которая находится в «зоне ближайшего развития». Различные способности ребенка должны развиваться в комплексе, не быть оторванными друг от друга. Отдавая ребенка в секции или кружки, родители делают акцент на одних способностях в ущерб другим. Это может привести к тому, что и в выбранной области ребенок не добьется должного процесса, и остальные способности у него будут развиты слабее, чем у сверстников.

Более высокая ступень развития способностей называется талантом. Талант – присущие от рождения определенные способности и умения, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.

Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства.

Талантливыми также называют людей, способных быстро усваивать знания и правильно применять их в жизни и в своей деятельности. Это талантливые ученики и талантливые студенты, талантливые скрипачи и пианисты, талантливые инженеры и строители.

Талант человека, направляясь выраженной потребностью в творчестве, всегда отражает определенные общечеловеческие запросы. Развитие талантов решающим образом зависит от общественно-исторических условий.

Гениальность – это наивысшая степень проявления творческих сил человека. Это создание качественно иных творений, открывающих новую эру в развитии культуры, науки, практики. Гениальность – это высшая степень развития способностей, делающая человека незаурядной и выдающейся личностью во многих областях.

Литература

1.  Венгер Л.А. Педагогика способностей. – М.: Педагогика, 1973.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: Изд-во МГУ, 1988.

3. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М.: Знание, 1988.

4. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя.  – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.

5. Левитов Н.Д. Психология характера. – М.: Просвещение, 1969.

6. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М.: Знание, 1984.

7. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М.: Педагогика, 1971.

8. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека. – М.: Просвещение, 1989.

9. Мерлин B.C. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учеб. пособие к спецкурсу. – Пермь, 1990.

10. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 1989.

12. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. – М.: Наука, 1985.

13. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. – М.: Знание, 1986.

14. Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М.: Педагогика, 1979.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Глава 2 Общие интеллектуальные способности

Глава 2 Общие интеллектуальные способности Термин «интеллект», помимо своего научного значения (которое у каждого теоретика свое), как старый крейсер ракушками, оброс бесконечным количеством обыденных и популяризаторских истолкований. Реферирование работ авторов,

Глава 5 Способности

Глава 5 Способности 5.1. Способности и их видыСпособности – психологические особенности человека, являющиеся условиями успешного выполнения деятельности, приобретения знаний, умений и навыков.Выделяют естественные и специфические способности человека. Естественные

Глава вторая Лидерские способности

Глава вторая Лидерские способности Главное искусство лидера – это умение создавать людей, подходящих для реализации

Глава 12 Активизируем умственные способности

Глава 12 Активизируем умственные способности В предыдущих главах мы подробно рассмотрели двадцать пять методик когнитивной терапии, сводящих к минимуму последствия ошибок мышления. В этой и последующих главах мы обобщаем опыт их практического применения.Мы предлагаем

Глава 5 Способности. Выбор профессионального пути

Глава 5 Способности. Выбор профессионального пути В предыдущей главе, посвященной самооценке, мы выяснили, почему человеку важно уметь более или менее объективно оценивать собственные способности. Но само понятие способностей в том смысле, какой в него вкладывают

Глава 6. Направленность и способности

Глава 6. Направленность и способности Мы узнали, что такое личность, каковы ее взаимоотношения с обществом, как общаются люди в группах и коллективах. Перейдем далее к анализу внутренней психологической структуры личности.«Изучение психического облика личности, –

Глава 9. Способности мужчин и женщин

Глава 9. Способности мужчин и женщин Если бегло взглянуть на перечень имен в биографических справочниках, то легко можно заметить, что лишь немногие женщины попали в разряд выдающихся деятелей. В исследовании Г. Эллиса (Ellis, 1904) в группу из 1030 одаренных людей Британии вошли

Глава 15. Использование способности размышлять

Глава 15. Использование способности размышлять Поведение, основанное на истинном понимании, — одно из самых существенных достижений, к которому может стремиться человек. Значительная часть личности большинства современных людей сформирована бессознательными

Глава 2 Творческие способности мысли

Глава 2 Творческие способности мысли Мысль творит способы Наш мозг действительно внимательно слушает каждое наше слово и послушно выполняет любую нашу команду. И этот результат иногда содержится в одном слове. «Пойду поговорю с начальником о прибавке зарплаты», –

Глава 1 Утонченные способности

Глава 1 Утонченные способности Если понаблюдать за тем, как Джон Бергер, штатный охранник, следит за покупателями, исследующими второй этаж торгового центра в Манхэттенском Верхнем Ист-Сайде, можно стать свидетелем “внимания в действии”. Ничем не примечательный

Глава 3. Игры, развивающие лидерские способности человека

Глава 3. Игры, развивающие лидерские способности человека Игра первая: «Услышь меня!» Участники игры садятся в круг и выбирают ведущего, который встает и выходит из комнаты. Тем временем игроки договариваются между собой, кто будет «посылать сигнал».Что такое этот самый

8 Понятие о способностях. Общие и специальные способности и их развитие в онтогенезе.

Диагностика и их формирование в процессе обучения.

Способности – индивидуально – психологические особенности, выражающиеся в готовности к успешному овладению определенным видом деятельности. В их основе лежат врожденные анатомо-физиологические особенности – задатки.

Теплов, определяя содержание понятия способность, сформулировал 3 ее признака, которые лежат в основе многих работ:

1. под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2. к ним относятся только те индивидуальные особенности, которые обеспечивают успешность выполнения деятельности;

3. способности не сводятся к наличным навыкам, умениям и знаниям, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний.

Различают способности общие, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной области.

Достаточно высокий уровень развития общих способностей — особенностей мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, умственной активности, любознательности, творческого воображения (креативность) и пр. — позволяет достигать значительных результатов в самых разных областях человеческой деятельности при интенсивной, заинтересованной работе. Почти не бывает людей, у которых равномерно выражены все перечисленные выше способности.

Специальные способности — это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов. Главное различие между людьми состоит не столько в степени одаренности и количественной характеристике способностей, сколько в их качестве — к чему именно он способен, какие это способности. Специальные способности классифицируются в соответствии с различными областями деятельности человека: литературные способности, математические, конструктивно-технические, музыкальные, художественные, лингвистические, сценические, педагогические, спортивные, способности к теоретической и практической деятельности, духовные способности и др. Все они являются порождением сложившегося в истории человечества разделения труда, возникновения новых областей культуры и выделения новых видов деятельности как самостоятельных занятий. Успешность деятельности не может быть обеспечена только одной способностью, каждая специальная способность включает в себя ряд компонентов, которые в своем сочетании, единстве образуют структуру этой способности.

Традиционное применение тестов способностей состоит в использовании их для прогноза будущей успешности претендентов при выборе определенной профессии. При изучении способностей используется широкий набор разнообразных методов: наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельности, тесты и др.

Для диагностики общих способностей используют групповой тест Амтхауэра для оценки структуры интеллекта, «Школьный тест умственного развития» (ШТУР), тест Векслера, матирицы Равена, Тесты Торренса на творческое мышление,

Диагностика моторных или, сенсомоторных способностей находит широкое практическое применение в профотборе и спорте. Моторные тесты направлены на-изучение точности и скорости движений, зрительно-моторной и кинестезически-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точности мышечного усилия и др. Для изучения визуальных способностей применяются тесты на изменение остроты зрения, различительной чувствительности, цветоразличения, восприятия глубины и мышечного баланса глаз. Среди наиболее популярных тестов можно назвать таблицу Сивцева с изображением букв, постепенно уменьшающихся по величине. Для изучения слухового восприятия используются тесты на диагностику остроты слуха, выделения сигналов из фона, наполненного шумами, на различение громкости, тембра, высоты звуков. Тесты технических способностей были разработаны одними из первых среди методов диагностики специальных способностей. Самые ранние тесты технических способностей требовали от испытуемых умения собирать технические приспособления из отдельных деталей, а в настоящее же время наиболее распространены тесты «карандаш-бумага». Очень популярным тестом изучения технического понимания является тест Беннета, в котором используют серию картинок с короткими вопросами.

Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Например, Моцарт, обнаружил незаурядные способности уже в 3 года. Технические способности выявляются, как правило, позднее, чем способности в области искусств, примерно в 9-11 лет. В области научного творчества способности выявляются существенно позднее, чем в других сферах деятельности, как правило после 20 лет.

В способностях младших школьников обнаруживаются многообразные индивидуальные различия. Они проявляются в успешности учебной работы, в том, что разные ученики с разной глубиной понимания и с разной степенью творчества справляются с учебными заданиями.

Любые творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения. Способности лежат в основе индивидуальности, уникальности человека. Без развития способностей не может происходить развития личности.

Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет. Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей.

Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.

Развитие способностей человека тесно связано с развитием интересов. Он выражается в более или менее длительной, устойчивой направленности личности на определенный предмет, на определенную область действительности и жизни, на определенную деятельность. Развитие способностей прежде всего связано с активным положительным отношением к соответствующей деятельности, интересом к ней, склонностью заниматься ею, нередко переходящей в страстную увлеченность. Воспитание творческих способностей у детей, школьников, студентов в значительной степени связано с развитием их личности: самостоятельности, увлеченности, независимости в суждениях и оценках. Прогноз относительно способностей школьников должен быть очень осторожным. Недопустимо по низкой успеваемости делать вывод о неспособности ребенка. Жизнь показывает, как нелегко распознать даже выдающиеся способности. Декарт считался в школе неспособным, Гоголь имел в гимназии по литературе «три», а за сочинения «два».

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.

Великие дебаты: общие способности и особые способности в предсказании важных результатов

1. Стивенсон Р.Л. Апология бездельников и другие эссе. Томас Б. Мошер; Портленд, Мэн, США: 1916. [Google Scholar]

2. Данцигер К. Именование разума: как психология нашла свой язык. Мудрец; Лондон, Великобритания: 1997. [Google Scholar]

3. Sharp S.E. Индивидуальная психология: исследование психологического метода. Являюсь. Дж. Психол. 1899; 10: 329–391. дои: 10.2307/1412140. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

4. Висслер С. Соотношение психических и физических тестов. Психол. Откр. 1901; 3:i-62. doi: 10.1037/h0092995. [CrossRef] [Google Scholar]

5. Бине А., Саймон Т. Новые методы диагностики интеллектуального уровня субнормальных. Л’Анне Психол. 1905; 12: 191–244. [Google Scholar]

6. Schneider W.H. После Бине: тестирование французской разведки, 1900–1950 гг. Дж. Хист. Поведение науч. 1992; 28:111–132. doi: 10.1002/1520-6696(199204)28:2<111::AID-JHBS2300280202>3. 0.CO;2-W. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

7. Бенджамин Л.Т. Хьюго Мюнстерберг: Портрет прикладного психолога. В: Кимбл Г.А., Вертхаймер М., редакторы. Портреты пионеров психологии. Том 4. Эрльбаум; Махва, Нью-Джерси, США: 2000. стр. 113–129. [Google Scholar]

8. Келл Х.Дж., Любински Д. Пространственные способности: забытый талант в образовательных и профессиональных условиях. Roeper Rev. 2013; 35: 219–230. doi: 10.1080/02783193.2013.829896. [CrossRef] [Google Scholar]

9. Кевлес Д.Дж. Проверка армейского интеллекта: психологи и военные в Первой мировой войне. J. Am. История 1968;55:565–581. дои: 10.2307/1891014. [CrossRef] [Google Scholar]

10. Московиц М. Дж. Хьюго Мюнстерберг: Исследование по истории прикладной психологии. Являюсь. Психол. 1977; 32: 824–842. doi: 10.1037/0003-066X.32.10.824. [CrossRef] [Google Scholar]

11. Бингем В.В. О возможностях прикладной психологии. Психол. 1923; 30: 289–305. doi: 10.1037/h0075860. [CrossRef] [Google Scholar]

12. Katzell R.A., Austin J.T. С тех пор до наших дней: развитие промышленно-организационной психологии в США. Дж. Заявл. Психол. 1992;77:803–835. doi: 10.1037/0021-9010.77.6.803. [CrossRef] [Google Scholar]

13. Sackett P.R., Lievens F., Van Iddekinge C.H., Kuncel N.R. Индивидуальные различия и их измерение: обзор 100-летних исследований. Дж. Заявл. Психол. 2017; 102: 254–273. doi: 10.1037/apl0000151. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

14. Терман Л. М. Статус прикладной психологии в США. Дж. Заявл. Психол. 1921; 5: 1–4. doi: 10.1037/h0072418. [CrossRef] [Академия Google]

15. Гарднер Х. Кому принадлежит интеллект? Атл. Пн. 1999; 283: 67–76. [Google Scholar]

16. Гарднер Х.Е. Переосмысление интеллекта: множественный интеллект для 21 века. Хашетт Великобритания; Лондон, Великобритания: 2000. [Google Scholar]

17. Штернберг Р. Дж., редактор. Международный справочник разведки. Издательство Кембриджского университета; Кембридж, Великобритания: 2004 г. Североамериканские подходы к разведке; стр. 411–444. [Google Scholar]

18. Штернберг Р.Дж. Тестирование: к лучшему и к худшему. Фи Дельта Каппан. 2016;98:66–71. doi: 10.1177/0031721716681780. [CrossRef] [Google Scholar]

19. Келл Х.Дж., Ланг Дж.В.Б. Особые способности на рабочем месте: Важнее г ? Дж. Интелл. 2017;5:13. doi: 10.3390/jintelligence5020013. [CrossRef] [Google Scholar]

20. Ланг Дж. В. Б., Керстинг М., Хюльшегер У. Р., Ланг Дж. Общие умственные способности, более узкие когнитивные способности и производительность труда: перспектива модели вложенных факторов когнитивных способностей. Перс. Психол. 2010;63:595–640. doi: 10.1111/j.1744-6570.2010.01182.x. [CrossRef] [Google Scholar]

21. Thorndike R.M., Lohman D.F. Век испытаний способностей. Риверсайд; Чикаго, Иллинойс, США: 1990. [Google Scholar]

22. Мерфи К. Что мы можем узнать из «Ненамного больше, чем г »? Дж. Интелл. 2017; 5:8. doi: 10.3390/jintelligence5010008. [CrossRef] [Google Scholar]

23. Олеа М. М., Ри М. Дж. Критерии прогнозирования пилота и штурмана: не более г . Дж. Заявл. Психол. 1994;79:845–851. doi: 10.1037/0021-9010.79.6.845. [CrossRef] [Google Scholar]

24. Ree M.J., Earles J.A. Прогнозирование успеха обучения: не более г . Перс. Психол. 1991; 44: 321–332. doi: 10.1111/j.1744-6570.1991.tb00961.x. [CrossRef] [Google Scholar]

25. Ри М.Дж., Эрлз Дж.А. Прогнозные профессиональные критерии: Не более г . В: Деннис И., Тапсфилд П., редакторы. Способности человека: их природа и измерение. Эрльбаум; Махва, Нью-Джерси, США: 1996. стр. 151–165. [Google Scholar]

26. Ри М.Дж., Эрлз Дж.А., Тичаут М.С. Прогнозирование производительности труда: не более г . Дж. Заявл. Психол. 1994; 79: 518–524. doi: 10.1037/0021-9010.79.4.518. [CrossRef] [Google Scholar]

27. Боуман Д. Б., Маркхэм П. М., Робертс Р. Д. Расширение границ человеческих когнитивных способностей: намного больше, чем (просто) г ! Учиться. Индивид. Отличаться. 2002; 13: 127–158. doi: 10.1016/S1041-6080(02)00076-6. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

28. Мерфи К.Р. Индивидуальные различия и поведение в организациях: Гораздо больше, чем г . В: Мерфи К., редактор. Индивидуальные различия и поведение в организациях. Джосси-Басс; Сан-Франциско, Калифорния, США: 1996. стр. 3–30. [Google Scholar]

29. Станков Л. г : Миниатюрный генерал. В: Штернберг Р.Ю., Григоренко Е.Л., ред. Общий фактор интеллекта: насколько он общий? Эрльбаум; Махва, Нью-Джерси, США: 2002. стр. 19–37. [Google Scholar]

30. Густафссон Дж.-Э., Балке Г. Общие и специфические способности как предикторы школьной успеваемости. Мультивар. Поведение Рез. 1993;28:407–434. doi: 10.1207/s15327906mbr2804_2. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

31. Лепин Дж. А., Холленбек Дж. Р., Ильген Д. Р., Хедлунд Дж. Влияние индивидуальных различий на эффективность иерархических команд, принимающих решения: гораздо больше, чем г . Дж. Заявл. Психол. 1997; 82: 803–811. doi: 10.1037/0021-9010.82.5.803. [CrossRef] [Google Scholar]

32. Левин Э.Л., Спектор П.Е., Менон С., Нараянан Л. Обобщение достоверности когнитивных, психомоторных и перцептивных тестов для ремесленных профессий в коммунальном хозяйстве. Гум. Выполнять. 1996;9:1–22. doi: 10.1207/s15327043hup0901_1. [CrossRef] [Google Scholar]

33. Рив К.Л. Дифференциальная способность антецедентов общего и частного измерений декларативного знания: Более г . Интеллект. 2004; 32: 621–652. doi: 10.1016/j.intell.2004.07.006. [CrossRef] [Google Scholar]

34. Мерфи К.Р., Кронин Б.Е., Тэм А.П. Споры и консенсус относительно использования тестирования когнитивных способностей в организациях. Дж. Заявл. Психол. 2003; 88: 660–671. дои: 10.1037/0021-9010.88.4.660. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

35. Рив С.Л., Чарльз Дж. Э. Обзор мнений о первенстве g и социальных последствиях проверки способностей: сравнение взглядов экспертов и неэкспертов. Интеллект. 2008; 36: 681–688. doi: 10.1016/j.intell.2008.03.007. [CrossRef] [Google Scholar]

36. Coyle T.R. Наклон способностей для белых и черных: поддержка теорий дифференциации и инвестиций. Интеллект. 2016;56:28–34. doi: 10.1016/j.intell.2016.02.002. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

37. Койл Т.Р. Не- g остатки групповых факторов предсказывают склонность к способности, специальности колледжа и рабочие места: не- g связь. Интеллект. 2018;67:19–25. doi: 10.1016/j.intell.2017.12.003. [CrossRef] [Google Scholar]

38. Coyle T.R., Pillow D.R. SAT и ACT прогнозируют средний балл колледжа после удаления г . Интеллект. 2008; 36: 719–729. doi: 10.1016/j.intell.2008.05.001. [CrossRef] [Google Scholar]

39. Coyle T.R., Purcell J.M., Snyder A.C., Richmond M.C. Наклон способностей в SAT и ACT предсказывает конкретные способности и специальности колледжа. Интеллект. 2014;46:18–24. doi: 10.1016/j.intell.2014.04.008. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

40. Койл Т.Р., Снайдер А.С., Ричмонд М.С. Половые различия в способностях тильта: поддержка инвестиционной теории. Интеллект. 2015;50:209–220. doi: 10.1016/j.intell.2015.04.012. [CrossRef] [Google Scholar]

41. Койл Т.Р., Снайдер А.С., Ричмонд М.С., Литтл М. SAT non- g остатки предсказывают специфические для курса средние баллы: поддержка теории инвестиций. Интеллект. 2015;51:57–66. doi: 10.1016/j.intell.2015.05.003. [CrossRef] [Google Scholar]

42. Kell H.J., Lubinski D., Benbow C.P. Кто поднимается на вершину? Ранние индикаторы. Психол. науч. 2013; 24: 648–659.. doi: 10.1177/0956797612457784. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

43. Kell HJ, Lubinski D., Benbow C.P., Steiger J.H. Творчество и технические инновации: уникальная роль пространственных способностей. Психол. науч. 2013; 24:1831–1836. doi: 10.1177/0956797613478615. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

44. Lang J.W.B., Bliese PD. Психология I – O и прогрессивные исследовательские программы в области интеллекта. Инд Орган. Психол. 2012;5:161–166. doi: 10.1111/j.1754-9434.2012.01423.x. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

45. Макел М.С., Келл Х.Дж., Любински Д., Путаллаз М., Бенбоу С.П. Когда молния ударяет дважды: Глубоко одаренный, глубоко образованный. Психол. науч. 2016; 27:1004–1018. doi: 10.1177/0956797616644735. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

46. Park G., Lubinski D., Benbow C.P. Контрастные интеллектуальные модели предсказывают творчество в искусстве и науке: отслеживание интеллектуально не по годам развитой молодежи старше 25 лет. Психол. науч. 2007; 18: 948–952. doi: 10.1111/j.1467-9280.2007.02007.x. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

47. Stanhope D.S., Surface E.A. Изучение дополнительной достоверности и относительной важности конкретных когнитивных способностей в контексте обучения. Дж. Перс. Психол. 2014;13:146–156. doi: 10.1027/1866-5888/a000116. [CrossRef] [Google Scholar]

48. Wai J., Lubinski D., Benbow C.P. Пространственные способности для областей STEM: объединение более чем 50-летнего накопленного психологического знания подтверждает его важность. Дж. Образ. Психол. 2009; 101:817–835. doi: 10.1037/a0016127. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

49. Циглер М., Дитл Э., Данай Э., Фогель М., Бюнер М. Прогнозирование успеха обучения с помощью общих умственных способностей, тестов на конкретные способности и (не)структурированных интервью: метаанализ с уникальными выборками. Междунар. Дж. Сел. Оценивать. 2011;19:170–182. doi: 10.1111/j.1468-2389.2011.00544.x. [CrossRef] [Google Scholar]

50. Ливенс Ф., Рив К.Л. Где психология I–O должна действительно (пере) начать свое исследование интеллектуальных конструктов и их измерения. Инд Орган. Психол. 2012;5:153–158. дои: 10.1111/j.1754-9434.2012.01421.х. [CrossRef] [Google Scholar]

51. Койл Т.Р. Прогностическая достоверность не- г остатков тестов: Более г . Дж. Интелл. 2014;2:21–25. doi: 10.3390/jintelligence2010021. [CrossRef] [Google Scholar]

52. Флинн Дж. Р. Размышления об интеллекте за 40 лет. [(по состоянию на 31 августа 2018 г. )];Intelligence. 2018 г. Доступно в Интернете: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0160289618300904?dgcid=raven_sd_aip_email [Google Scholar]

53. Рив К.Л., Шербаум К., Гольдштейн Х. Проявления интеллекта: расширение пространства измерения для пересмотра конкретных когнитивных способностей. Гум. Ресурс. Управление 2015; 25:28–37. doi: 10.1016/j.hrmr.2014.09.005. [CrossRef] [Google Scholar]

54. Ritchie S.J., Bates T.C., Deary I.J. Связано ли образование с улучшением общих когнитивных способностей или конкретных навыков? Девел. Психол. 2015; 51: 573–582. doi: 10.1037/a0038981. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

55. Шнайдер В.Дж., Ньюман Д.А. Интеллект многомерен: теоретический обзор и значение конкретных когнитивных способностей. Гум. Ресурс. Управление 2015; 25:12–27. doi: 10.1016/j.hrmr.2014.09.004. [CrossRef] [Google Scholar]

56. Крумм С., Шмидт-Ацерт Л., Липневич А.А. Инсайты за пределами g : Особые когнитивные способности на работе. Дж. Перс. Психол. 2014; 13:117–122. doi: 10.1027/1866-5888/a000117. [CrossRef] [Google Scholar]

57. Wee S., Newman D.A., Song Q.C. Больше, чем g-факторы: не следует игнорировать факторы второго слоя. Инд Орган. Психол. 2015; 8: 482–488. doi: 10.1017/iop.2015.66. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

58. Райан А.М., Плойхарт Р.Э. Век отбора. Анну. Преподобный Психолог. 2014; 65: 693–717. doi: 10.1146/annurev-psych-010213-115134. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

59. Gottfredson L.S. Теоретик g о том, почему теория перекрытия процессов Ковача и Конвея усиливает, а не противоречит теории g . Психол. Инк. 2016;27:210–217. doi: 10.1080/1047840X.2016.1203232. [CrossRef] [Google Scholar]

60. Ree M.J., Carretta T.R., Teachout M.S. Распространенность доминирующих общих факторов в организационных измерениях. Инд Орган. Психол. 2015;8:409–427. doi: 10.1017/iop.2015.16. [CrossRef] [Google Scholar]

61. Bliese P.D., Halverson R.R. , Schriesheim C.A. Сравнительный анализ многоуровневых методов лидерства: статьи, модель и набор данных. Лидерш. кв. 2002; 13:3–14. doi: 10.1016/S1048-9843(01)00101-1. [CrossRef] [Google Scholar]

62. Ланг Дж. В. Б., Ланг Дж. Прайминговая компетенция уменьшает связь между когнитивной тревожностью при тестировании и успеваемостью: значение для интерпретации результатов тестов. Психол. науч. 2010; 21:811–819.. doi: 10.1177/0956797610369492. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

63. Kersting M., Althoff K., Jäger A.O. Wilde-Intelligenz-Test 2: WIT-2. Hogrefe, Verlag für Psychologie; Геттинген, Германия: 2008. [Google Scholar]

64. Браун В. Некоторые экспериментальные результаты по корреляции умственных способностей. бр. Дж. Психол. 1910; 3: 296–322. [Google Scholar]

65. Браун В., Томсон Г.Х. Основы ментального измерения. Издательство Кембриджского университета; Кембридж, Великобритания: 1921 г. [Google Scholar]

66. Торндайк Э.Л., Лэй В., Дин П.Р. Связь точности сенсорного различения с общим интеллектом. Являюсь. Дж. Психол. 1909; 20: 364–369. дои: 10.2307/1413366. [CrossRef] [Google Scholar]

67. Tryon R.C. Теория психологических компонентов — альтернатива «математическим факторам» Psychol. 1935; 42: 425–445. doi: 10.1037/h0058874. [CrossRef] [Google Scholar]

68. Tryon R.C. Достоверность области надежности и поведения: переформулировка и историческая критика. Психол. Бык. 1957;54:229–249. doi: 10.1037/h0047980. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

69. Варфоломей Д.Дж., Аллерханд М., Дири И.Дж. Измерение умственных способностей: сравнение модели Бондса Томсона и модели Спирмена г . Интеллект. 2013;41:222–233. doi: 10.1016/j.intell.2013.03.007. [CrossRef] [Google Scholar]

70. Диккенс В. Т. Что такое г ? [(по состоянию на 2 мая 2018 г.)]; Доступно в Интернете: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2016/06/20070503.pdf

71. Киевит Р.А., Дэвис С.В., Гриффитс Дж., Коррейя М.М., Хенсон Р.Н. Водораздельная модель индивидуальных различий в подвижном интеллекте. Нейропсихология. 2016;91:186–198. doi: 10.1016/j.neuropsychologia.2016.08.008. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

72. Kovacs K., Conway A.R. Теория перекрытия процессов: унифицированный учет общего фактора интеллекта. Психол. Инк. 2016;27:151–177. doi: 10.1080/1047840X.2016.1153946. [CrossRef] [Академия Google]

73. Ланг Дж. В. Б., Керстинг М., Бодюсель А. Иерархии факторных решений в области интеллекта: применение методологии психологии личности для понимания природы интеллекта. Учиться. Индивид. Отличаться. 2016;47:37–50. doi: 10.1016/j.lindif.2015.12.003. [CrossRef] [Google Scholar]

74. Ван Дер Маас Х.Л., Долан К.В., Грасман Р.П., Вихертс Дж.М., Хейзенга Х.М., Раймакерс М.Е. Динамическая модель общего интеллекта: положительное многообразие интеллекта посредством мутуализма. Психол. 2006; 113:842–861. дои: 10.1037/0033-295Х.113.4.842. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

75. Campbell D.T., Fiske D.W. Конвергентная и дискриминантная проверка по матрице мультипризнаков-мультиметодов. Психол. Бык. 1959; 56: 81–105. doi: 10.1037/h0046016. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

76. Гулд С.Дж. Неправильное измерение человека. 2-е изд. WW Norton & Company; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 1996. [Google Scholar]

77. Хоу М. Дж. Отдельные навыки или общий интеллект: автономия человеческих способностей. бр. Дж. Образ. Психол. 1989;59:351–360. doi: 10.1111/j.2044-8279.1989.tb03109.x. [CrossRef] [Google Scholar]

78. Schlinger H.D. Миф об интеллекте. Психол. Записывать. 2003; 53:15–32. [Google Scholar]

79. Schönemann P.H. г Дженсена: Устаревшие теории и непокоренные границы. В: Модгил С., Модгил С., редакторы. Артур Дженсен: консенсус и противоречие. Фалмер Пресс; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 1987. стр. 313–328. [Google Scholar]

80. Джонсон В., Бушар Т.Дж. Структура человеческого интеллекта: это вербальное, перцептивное и вращение образов (VPR), а не текучее и кристаллизованное. Интеллект. 2005;33:393–416. doi: 10.1016/j.intell. 2004.12.002. [CrossRef] [Google Scholar]

81. МакГрю К.С. Теория CHC и проект когнитивных способностей человека: стоя на плечах гигантов исследований психометрического интеллекта. Интеллект. 2009; 37:1–10. doi: 10.1016/j.intell.2008.08.004. [CrossRef] [Google Scholar]

82. Хамфрис Л.Г. Первичная умственная способность. В: Фридман М.П., ​​Дас Дж.Р., О’Коннор Н., редакторы. Интеллект и обучение. пленум; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 1981. стр. 87–102. [Академия Google]

83. Рейзе С.П. Новое открытие моделей бифакторных измерений. Мультивар. Поведение Рез. 2012; 47: 667–696. doi: 10.1080/00273171.2012.715555. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

84. Мюррей А.Л., Джонсон В. Ограничения модели подходят при сравнении бифактора и моделей более высокого порядка структуры когнитивных способностей человека. Интеллект. 2013;41:407–422. doi: 10.1016/j.intell.2013.06.004. [CrossRef] [Google Scholar]

85. Голдберг Л.Р. Делаем все наоборот: развитие иерархических факторных структур сверху вниз. Дж. Рез. Личный. 2006; 40: 347–358. doi: 10.1016/j.jrp.2006.01.001. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

86. Макдональд Р.П. Области поведения в теории и на практике. Альта. Дж. Образ. Рез. 2003; 49: 212–230. [Google Scholar]

87. Боллен К., Леннокс Р. Общепринятые представления об измерениях: перспектива структурного уравнения. Психол. Бык. 1991; 110:305–314. doi: 10.1037/0033-2909.110.2.305. [CrossRef] [Google Scholar]

88. Киевит Р.А., Линденбергер Ю., Гудьер И.М., Джонс П.Б., Фонаги П., Булмор Э.Т., Долан Р.Дж. Мутуалистическая связь между словарным запасом и рассуждениями поддерживает когнитивное развитие в позднем подростковом и раннем взрослом возрасте. Психол. науч. 2017;28:1419–1431. doi: 10.1177/0956797617710785. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

89. Ван Дер Маас Х.Л., Кан К.Дж., Марсман М., Стивенсон К.Э. Сетевые модели для когнитивного развития и интеллекта. Дж. Интелл. 2017;5:16. doi: 10.3390/jintelligence5020016. [CrossRef] [Google Scholar]

Великие дебаты: общая способность и особые способности в предсказании важных результатов

Передовая статья

. 2018 7 сентября; 6 (3): 39.

дои: 10.3390/jintelligence6030039.

Харрисон Дж. Келл 1 , Джонас В. Б. Ланг 2

Принадлежности

  • 1 Научно-исследовательский центр исследований и разработок, Служба тестирования в сфере образования, Принстон, Нью-Джерси 08541, США. [email protected].
  • 2 Кафедра управления персоналом, труда и организационной психологии, Гентский университет, Анри Дюнанлан 2, 9000 Гент, Бельгия. Джонас.Ланг@UGent.be.
  • PMID: 31162466
  • PMCID: PMC6480721
  • DOI: 10.3390/jintelligence6030039

Бесплатная статья ЧВК

Editorial

Harrison J Kell et al. Дж Интел. .

Бесплатная статья ЧВК

. 2018 7 сентября; 6 (3): 39.

doi: 10.3390/jintelligence6030039.

Авторы

Харрисон Дж. Келл 1 , Джонас В. Б. Ланг 2

Принадлежности

  • 1 Научно-исследовательский центр исследований и разработок, Служба тестирования в сфере образования, Принстон, Нью-Джерси 08541, США. [email protected].
  • 2 Кафедра управления персоналом, труда и организационной психологии, Гентский университет, Анри Дюнанлан 2, 9000 Гент, Бельгия. Джонас.Ланг@UGent.be.
  • PMID: 31162466
  • PMCID: PMC6480721
  • DOI: 10.3390/jintelligence6030039

Абстрактный

Относительная ценность конкретных по сравнению с общими когнитивными способностями для предсказания практических результатов обсуждалась с момента зарождения современного теоретизирования и тестирования интеллекта. Эта редакционная статья представляет специальный выпуск, посвященный изучению этой продолжающейся «большой дискуссии». В нем представлен обзор дебатов, объясняется мотивация специального выпуска и два типа запрошенных материалов, а также кратко показано, как разные концепции когнитивных способностей требуют разных аналитических стратегий для прогнозирования критериев и что эти разные стратегии могут привести к противоречивым выводам о реальная важность общих способностей по сравнению с конкретными.

Ключевые слова: бифакторная модель; познавательные способности; уровень образования; общие умственные способности; иерархическая факторная модель; факторная модель высшего порядка; интеллект; производительность труда; модель вложенных факторов; анализ относительной важности; конкретные способности.

Заявление о конфликте интересов

w3.org/1998/Math/MathML» xmlns:p1=»http://pubmed.gov/pub-one»> Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Цифры

Рисунок 1

На этом рисунке изображен упрощенный…

Рисунок 1

На этом рисунке показан упрощенный сценарий с одной общей умственной способностью (GMA)…

фигура 1

На этом рисунке показан упрощенный сценарий с одной общей мерой умственных способностей (GMA) и одной узкой мерой когнитивных способностей. Как показано на панели A, модели более высокого порядка приписывают все общие различия между показателем GMA и более узким показателем когнитивных способностей GMA. Панель B изображает следствие этого типа концептуализации: Критерий дисперсии в производительности труда, совместно объясняемый показателем GMA и более узким показателем когнитивных способностей, приписывается исключительно GMA. Модели с вложенными факторами, напротив, не предполагают, что дисперсия, разделяемая показателем GMA и более узкой мерой когнитивных способностей, полностью связана с GMA и распределяет дисперсию между двумя конструкциями (панель C). Соответственно, как показано на панели D, отклонение критерия производительности труда, совместно объясняемое показателем GMA и более узким показателем когнитивных способностей, может быть связано либо с конструкцией GMA, либо с более узкой конструкцией когнитивных способностей. Адаптировано из Lang et al. [20] (стр. 599).

См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC

Похожие статьи

  • Комментируя «Великие дебаты»: общие способности, особые способности и инструменты торговли.

    Beier ME, Kell HJ, Lang JWB. Бейер М.Е. и соавт. Дж Интел. 2019 18 февраля; 7(1):5. doi: 10.3390/jintelligence7010005. Дж Интел. 2019. PMID: 31162384 Бесплатная статья ЧВК.

  • Особые способности на рабочем месте: важнее, чем г ?

    Келл Х.Дж., Ланг Дж.В.Б. Келл Х.Дж. и др. Дж Интел. 2017 12 апреля; 5(2):13. doi: 10.3390/jintelligence5020013. Дж Интел. 2017. PMID: 31162404 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Роль общих и конкретных когнитивных способностей в прогнозировании результатов трех профессий: данные бифакторных моделей.

    ALМамари К., Трейнор А. ALMamari K, et al. Дж Интел. 2021 авг 17;9(3):40. doi: 10.3390/jintelligence

      40. Дж Интел. 2021. PMID: 34449667 Бесплатная статья ЧВК.

    • Буря в ковше: дебаты о роли общих и конкретных способностей в предсказании важных результатов.

      Джонсон В. Джонсон В. Дж Интел. 2018 19 апр;6(2):24. doi: 10.3390/jintelligence6020024. Дж Интел. 2018. PMID: 31162451 Бесплатная статья ЧВК.

    • Исследование когнитивных способностей у животных: нереализованный потенциал.

      Томас Р.К. Томас РК. Мозг Res Cogn Brain Res. 1996 г., июнь; 3 (3–4): 157–66. doi: 10.1016/0926-6410(96)00003-1. Мозг Res Cogn Brain Res. 1996. PMID: 8806019 Обзор.

    Посмотреть все похожие статьи

    использованная литература

      1. Стивенсон Р.Л. Апология бездельников и другие эссе. Томас Б. Мошер; Портленд, Мэн, США: 1916 г.
      1. Данцигер К. Именование разума: как психология нашла свой язык. Мудрец; Лондон, Великобритания: 1997.
      1. Sharp SE Индивидуальная психология: исследование психологического метода. Являюсь. Дж. Психол. 1899;10:329–391. дои: 10.2307/1412140. — DOI
      1. Висслер С. Соотношение умственных и физических тестов. Психол. Откр. 1901; 3:i-62. дои: 10.1037/h0092995. — DOI
      1. Бине А. , Саймон Т. Новые методы диагностики интеллектуального уровня субнормальных. Л’Анне Психол. 1905; 12: 191–244.

    Типы публикаций

    Способности

    • Дом /
    • Ручной указатель /
    • Способности
    Введение

    В дополнение к атрибутам существует ряд полезных способностей, которые могут быть использованы только юнитом или кораблем во время боя. Некоторые активируются наличием атрибута, другие — исследованием военных технологий в кампании. Когда выбран юнит или корабль, доступные ему способности появляются внизу экрана. Вы можете навести курсор на каждую кнопку, чтобы увидеть, что она делает. Просто нажмите на соответствующую кнопку, чтобы активировать его. После использования многие способности нельзя использовать повторно в течение периода «отката», поэтому важно использовать их экономно и только в решающие моменты.

    Способности генералов

    Генерал имеет огромное влияние на успехи своей армии в бою, не в последнюю очередь потому, что имеющиеся в его распоряжении способности могут переломить ситуацию в их пользу. Вы можете разблокировать способности генералов и развивать их в соответствии с навыками и опытом, иногда улучшая их, чтобы они становились сильнее или воздействовали на большее количество юнитов. Есть три атрибута, которые открывают разные категории способностей генерала: «Воин», который открывается большим рвением; «Командир», которые становятся доступными при высоком авторитете; «Стратег», который зависит от высокой хитрости. По мере того, как генерал или адмирал улучшает каждый из своих трех атрибутов, он постепенно открывает дополнительные способности.

    Боевой ритм (общий)

    Эта способность позволяет генералу нацеливаться на дружественные отряды, чтобы улучшить их боевые навыки и боевой дух.

    Brace (общий)

    Способность Brace нацелена на дружественные отряды, чтобы на короткое время повысить их эффективность как в ближнем бою, так и против кавалерийских атак.

    Кантабрийский круг

    Юнит с этой способностью может стрелять вовне, двигаясь по кругу, что позволяет ему сосредоточить огонь на цели, в то же время затрудняя попадание в нее ракетами.

    Контртактика кавалерии

    Эта способность на некоторое время повышает защитные способности отряда против кавалерии.

    Кавалерийское построение Тестудо

    Кавалерийское Тестудо — это защитное построение, которое идеально подходит, когда противник выставляет стрелковые части, а вашу кавалерию нужно держать близко к линии фронта, чтобы ее не отстреливали. Подразделения, выполняющие кавалерийское тестудо, поднимают свои щиты и поворачиваются к агрессору, что повышает их устойчивость к метательным атакам, но при этом позволяет им при желании перейти в атаку.

    Пение

    Способность пения улучшает боевой дух дружественных юнитов в зоне действия пения юнита.

    Ромбовидная формация

    Ромбовидная формация помогает кавалерийским атакам прорываться сквозь линии врага. Его с успехом использовала армия Александра Македонского. Юнит с этой способностью выстраивается в атакующее построение в форме ромба, предназначенное для прорыва боевых порядков с помощью улучшенного рывка.

    Драко

    Использование устрашающего «рога дракона» снижает боевой дух и защитные способности выбранного врага против любого кавалерийского отряда с такой способностью.

    Построение «Летучий клин»

    Построение «Летучий клин» — римская версия построения «Клин». Юниты с этой способностью могут двигаться в атакующем строю в форме летающего клина, предназначенного для прорыва боевых порядков с их улучшенным натиском.

    Неистовый рывок

    Эта способность увеличивает скорость рывка, его урон и атакующие возможности юнита, в то же время снижая защитные возможности на длительный период.

    Бешенство

    Эта способность улучшает как атакующие, так и атакующие способности, но на короткое время снижает защитные способности и на некоторое время оставляет отряд утомленным.

    Охота за головами

    Эта способность позволяет поэтапно увеличивать эффективность атак юнита, но на короткое время снижает защитные возможности.

    Построение фаланги гоплитов

    Отряд движется в сомкнутый строй фаланги, снижая скорость передвижения, но повышая защитные возможности.

    Воодушевление (общий)

    Эта способность позволяет вашему генералу нацелить дружественный отряд, чтобы на короткое время улучшить его боевые навыки.

    Группа Inspire (общая)

    Эта способность позволяет вашему генералу на короткое время улучшить боевые навыки любых дружественных юнитов в зоне его влияния.

    Запугивание (общий)

    Эта способность предотвращает активацию способностей одного выбранного вражеского отряда в течение длительного периода времени.

    В пролом (общий)

    Эта способность позволяет нацеливаться на дружественные боевые единицы, чтобы улучшить их заряд и увеличить наносимый урон на короткое время.

    Убить слонов

    Эта способность позволяет погонщикам слонов убивать своих скакунов шипами, если они буйствуют среди своих линий.

    Череда убийств

    Юниты с этой способностью наносят повышенный урон своим противникам в течение длительного периода времени.

    Построение пики-фаланги

    Подразделение переходит в плотный строй фаланги, снижая скорость передвижения, но повышая защитные возможности. Фаланга пики делает отряд пики эффективным, поэтому ее следует использовать как можно чаще.

    Precision Shot

    Точность отряда с этой способностью повышается на длительный период, но за счет навыка перезарядки.

    Толчок (общий)

    Способность толкать увеличивает массу юнита и снижает уровень его усталости.

    Быстрая перезарядка

    Подразделение с этой способностью улучшит свои навыки перезарядки на длительный период, но за счет усталости.

    Поднять знамя (генеральное)

    Поднятие знамени вашей армии увеличивает зону влияния вашего генерала и улучшает оборонительные возможности его армии на длительный период.

    Сплочение (общее)

    Способность сплотиться позволяет вашему генералу повысить боевой дух дружественных подразделений в пределах его зоны влияния.

    Rally & Inspire (общий)

    Эта способность позволяет на короткое время нацеливать дружественные отряды, чтобы улучшить их боевые навыки и боевой дух.

    Быстрое продвижение

    При активации этой способности и скорость движения, и ускорение будут увеличены на продолжительный период времени.

    Быстрый залп

    Активация этой способности увеличивает скорострельность юнита на короткое время, но есть период восстановления, прежде чем ее можно будет использовать снова, чтобы предотвратить эксплуатацию.

    Позиция для перегруппировки (общая)

    Это способность вашего генерала определять позицию, на которой сплотившиеся войска соберутся или отступят. Если вы щелкнете за пределами его зоны влияния, ваш генерал поедет в пределах досягаемости, прежде чем поместить маркер перегруппировки.

    Row Hard

    Row Hard отражает способность корабля увеличить скорость на 10, 20 или 30 гребков.

    Визг

    Этот леденящий кровь вой снижает боевой дух целевых юнитов.

    Второе дыхание (общее)

    После активации эта способность снижает усталость рассматриваемого юнита, а также до трех юнитов в зоне его действия. Когда эта способность исчерпана, ее нельзя использовать снова в течение определенного периода времени.

    Группа «Второе дыхание» (общая)

    Эта способность позволяет уменьшить усталость выбранного отряда, позволяя ему сражаться дольше, прежде чем сломаться.

    Построение защитного экрана

    Защитный экран — это статическое защитное построение, которое идеально подходит для защиты позиций или блокирования городских улиц, помогая уменьшить его слабость к фланговым маневрам. Юниты с этой способностью поднимают свои щиты в статичном оборонительном строю, увеличивая свои защитные возможности.

    Построение Стены Щита

    Подразделение, которое может сформировать стену щита, движется в сомкнутом строю, представляя копья со сцепленными щитами. Пока эта способность активна, скорость передвижения снижается, но защитные возможности увеличиваются.

    Квадратное построение

    Это тесное квадратное построение, повышающее защитные возможности отряда. Его идеально использовать, когда вы в меньшинстве или хотите прижать часть вражеской линии.

    Паническое бегство

    Эта способность увеличивает заряд отряда слонов на длительный период времени.

    Стой и сражайся (общий)

    Способность этого генерала призывает телохранителей вокруг себя сражаться в обороне с улучшенными боевыми навыками.

    Постоянно

    Эта способность позволяет юнитам в фаланге пики лучше противостоять нападению на них.

    Тестудо

    Юниты с этой способностью поднимают щиты над головой в защитном строю, увеличивая свои защитные возможности. Его идеально использовать при приближении к вражеским поселениям или навигации по городским улицам.

    Страх (общий)

    Это способность вашего генерала не дать любому вражескому отряду, попавшему в зону его влияния, активировать собственные способности в течение длительного периода времени.

    Пробивной удар

    Эта способность увеличивает атаку тяжелой кавалерии на длительный период времени.

    Использование хлыста

    Использование хлыста улучшает возможности атаки и устойчивость к усталости на короткое время, прежде чем сработает штраф за усталость. Устройство также будет заведено после использования, что предотвратит эксплуатацию.

    Боевой клич

    Воздействуя на до четырех ближайших вражеских юнитов, эта способность сильно снижает их боевой дух, возможности защиты в ближнем бою и скорость передвижения. После активации будет период охлаждения, прежде чем его можно будет использовать снова.

    Боевой клич (общий)

    Леденящий кровь боевой клич отряда вашего генерала на короткое время снижает боевой дух врага.

    Группа боевых кличей (общая)

    Это способность вашего генерала снижать боевой дух любых вражеских юнитов, попавших в зону его влияния, на короткое время, издавая ужасающий боевой клич.

    Построение клином

    Построение клином — это нововведение варваров, которое помогает кавалерийским атакам прорываться сквозь линии врага. Юниты с этой способностью могут двигаться в атакующем строю клиновидной формы, предназначенном для прорыва боевых порядков с их улучшенным натиском.

    Способности персонажей (только «Цезарь в Галлии»)

    В кампании «Цезарь в Галлии» личности лидеров игровых фракций определяют часть игрового процесса для этих фракций в виде следующих уникальных боевых способностей:

    Верность 10-го

    Во время своей галльской кампании Цезарь полагался на прославленную верность и боевые навыки своего лучшего 10-го легиона, чтобы сплотить и вдохновить другие свои войска в сложных ситуациях на поле боя.

    В игре Цезарь может выбрать целью дружественный отряд один раз за бой, улучшая его защитные способности и делая его боевой дух непоколебимым на 30 секунд. В свою очередь, целевая единица имеет шанс распространить эти эффекты на другие дружественные единицы в радиусе 30 метров от их позиции.

    Присутствие

    Несколько раз присутствие Цезаря рядом с полем боя вдохновляло его войска продолжать бой, когда исход битвы был неизвестен. Зная это, он сознательно подвергал себя опасности в критические моменты, слезая с коня и присоединяясь к рукопашной. Новость пронеслась по линии фронта, подстегивая его людей к победе.

    В игре Цезарь может использовать эту способность один раз за бой, чтобы увеличить зону своего влияния до 30 метров. В результате у дружественных юнитов внутри него время охлаждения, необходимое между использованием их собственных способностей, уменьшено до 60 секунд.

    Единство племен

    Вождь арверн Верцингеторикс выполнил почти невыполнимую задачу по объединению многих галльских племен под своим знаменем, чтобы бросить вызов римской гегемонии в регионе. В результате его армия храбро сражалась за идею, что единая Галлия сможет победить и изгнать захватчиков.

    В игре Верцингеторикс может использовать эту способность один раз за бой, чтобы немного поднять боевой дух всех дружественных юнитов в радиусе 300 метров.

    Безжалостный

    Несмотря на то, что римляне заперли его в стенах галльского города Алезии, Верцингеторикс продолжал оказывать давление, постоянно вступая в стычки с осаждающими, пытаясь прорваться и отправиться за подкреплением. В конце концов, это оказалось успешным, и небольшой отряд кавалерии бежал, чтобы сплотить окружающие племена и атаковать римлян с тыла.

    В игре Верцингеторикс может использовать эту способность один раз за бой, чтобы уменьшить усталость всех дружественных юнитов в радиусе 300 метров на период 60 секунд.

    Гордость

    Вождь свебов Ариовистус поселил свой народ на земле, отнятой у секванов, после того, как помог им одержать победу над соседними эдуями, что, по его мнению, было его правом на завоевание. Гордый человек, он считал, что его германские племена непобедимы в бою, и бросил вызов римлянам, чтобы они изгнали их с территории, которую они присвоили.

    В бою Ариовистус может использовать эту способность один раз, чтобы увеличить бронебойный урон, наносимый всеми дружественными юнитами в радиусе 30 метров.

    Быстрая атака

    Окружив Цезаря в долине Ду, Ариовист разбил лагерь поблизости, отправив небольшие отряды рейдеров, чтобы беспокоить линии снабжения римлян. Хотя эта стратегия некоторое время работала, в конце концов Цезарь навязал генеральное сражение, во время которого силы Ариовиста атаковали с такой скоростью и силой, что римляне не успели бросить свои пилы, прежде чем были вынуждены вступить в рукопашную с германцами.

    В игре Ариовистус может один раз за битву выбрать целью дружественный отряд, увеличивая его скорость и силу атаки на 45 секунд. В свою очередь, целевая единица имеет шанс распространить эти эффекты на другие дружественные единицы в радиусе 30 метров от их позиции.

    Концентрация сил

    Когда Цезарь столкнулся с чрезвычайно воинственными племенами белгов в северо-восточной Галлии, он пал жертвой внезапного нападения, когда строил форт рядом с лагерем лидера нервиев Бодуогната.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *