Список способностей человека: Способности человека: уровни, виды и способы их развития

Содержание

Виды способностей

Используй поиск, чтобы найти научные материалы и собрать список литературы

База статей справочника включает в себя статьи написанные экспертами Автор24, статьи из научных журналов и примеры студенческих работ из различных вузов страны

Содержание статьи

1. Классификация способностей по причине происхождения

2. Виды способностей по степени развития

Замечание 1

Эффективность выполнения каждой деятельности зависит не от присутствия в человеке одного вида способности, а от совмещения разнообразных способностей. Если отсутствуют необходимые задатки к проявлению необходимых способностей, тогда их недостаток восполняется за счет усиленного развития других.

В психологии наблюдаются различные спецификации видов способностей.

Классификация способностей по причине происхождения

По причине происхождения отличают способности:

  • способности от природы являются первоначальными, естественными.

    Они обусловлены биологически и связаны с природными задатками.

  • Специфические способности имеют социальное происхождение, возникшее в процессе приспособления к окружающему миру. Они обеспечивают жизнь и формирование человека в обществе.

Специфические способности людей бывают следующими:

  • Общие распространенные способности предопределяют успехи человека во всевозможных видах его деятельности и взаимоотношениях с людьми (хорошая память, смекалистый ум, красивая речь, плавность движений).

Они основываются на общих умениях, необходимых в любых областях жизнедеятельности. Например, умение решать поставленные задачи, анализировать, планировать их выполнение, применяя при этом «подручные» средства, а также усваивать новые методы работы, эффективно работать над совершенствованием своего характера.

  • Специализированные
    способности предопределяют успех личности в каких-нибудь определенных областях деятельности и при взаимодействии с людьми. Для их появления необходимы особенные задатки в характере или специальное их развитие. Например, литературные способности, художественные или театральные, технические, спортивные.

Разделение способностей на общие и специальные носит условный характер. Здесь подразумеваются общие и специальные качества характера, которые находятся во взаимосвязи. Зачастую общие способности выявляются в специальных способностях к конкретной деятельности. А с формированием специальных способностей вырабатываются и общие качества их сторон.

Таким образом, эти виды способностей могут дополнять и обогащать друг друга, при этом каждая из них обладает собственной структурой.

  • Учебные способности – проявляются во время учебы и влияют на успех при обучении, на постижение человеком знаний и умений, а также на воспитание полезных качеств личности.

  • Творческие способности – связаны с успехом при создании новых творений материальной или духовной культуры, открытий, изобретений, идей.

  • Теоретические способности – проявление в поведении личности склонности к логическим или к теоретическим умственным выводам.

  • Практические способности – проявляют в человеке влечение к реализации в практических действиях и поступках.

Данные способности могут взаимодополнять друг друга у особо одаренных и талантливых личностей. У обычных людей чаще всего доминирует способность или к теоретическим направлениям или к практическим.

  • Межличностные способности – относятся к взаимоотношениям, к общению с людьми при помощи речи, способностей чуткого восприятия людей, способности к легкой социальной адаптации.

  • Предметные способности – связаны с близким взаимодействием человека с предметами в окружающем мире.

Виды способностей по степени развития

Данные способности делят на:

  • репродуктивные — они связаны с высочайшим умением постигать знания, быстро понимать деятельность по готовому образцу или схеме;

  • изобретательные — эти способности стимулируют создание всего нового, ранее не известного и уникального.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 24.07.2022

Выполнение любых типов работ по психологии

Заказать ВКР по психологии Сочинение на тему зависть — плод слабости и несвободы Реферат по психологии на тему экзистенциальная исполненность личности Реферат по психологии на тему психология как наука управления людьми Курсовая работа на тему исследование самооценки в психологии Отчет по практике по психологии Реферат по психологии общения Реферат по психологии на тему стресс и стрессоустойчивость Реферат на тему общение Реферат на тему психология личности

Подбор готовых материалов по теме

Дипломные работы Курсовые работы Выпускные квалификационные работы Рефераты Сочинения Доклады Эссе Отчеты по практике Решения задач Контрольные работы

Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта

Неуклонный успех научно-технической революции обеспечивается непрерывным расширением сферы интеллектуального труда. В настоящее время все области науки, производства, управления, педагогики и искусства остро нуждаются в людях, расположенных к творчеству. Существующие социально-педагогические возможности формирования творческих способностей человека не удовлетворяют потребностей социального развития общества. Количественное увеличение массы людей, занятых в сфере умственного труда, несоизмеримо превосходит качественное развитие творческих потенциалов отдельных работников.

Познавательные и творческие силы таланта, в структуре которых реализуются потенциалы врожденной одаренности, формируются всесторонним развитием сознания, каждого его свойства и процесса: наблюдательности, представлений, памяти, мышления, чувств, потребностей, интересов, характера, воображения и др. На основе деятельности этих процессов и свойств образуются общие способности, ведущие элементы творческих сил таланта.

Неотъемлемым условием образования таланта является высокая профессиональная культура художника, его специальные способности, техника и мастерство, осуществляющие самое воплощение художественных образов в материале данного искусства. Совершенное владение художественными средствами своего искусства, при котором технические приемы, создающие образ, уже не ощущаются, — неотъемлемый признак талантливости. И в то же время нельзя забывать, что техника и профессиональное мастерство сами по себе не создают содержания художественных образов, и тогда, когда они становятся основанием искусства, последнее превращается в ремесло. Обращая преимущественное внимание на развитие специальных способностей, мы обедняем их. Исследования С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Б. М. Теплова и др. показали, что специальные способности обретают созидательные свойства лишь тогда, когда в их структуре проявляется и усиливается действие общих способностей.

Искусство открывает новое в самой действительности, а не в приемах техники и формы. Познание, духовная культура, общие способности, мастерство и специальные способности — неотъемлемые условия образования, развития и действия таланта. Но сами по себе они не обладают творческим потенциалом. Для проникновения в природу и структуру ведущих творческих сил таланта необходимо осветить его действие, исследовать творческий процесс в искусстве.

Сущность его заключается в воплощении всеобщих, вечных и современных проблем человечества в индивидуальные характеры, отношения и судьбы персонажей, воссозданных и оживших в воображении художника. В способностях к созданию такого «воображаемого реального мира» и его воплощении в материале искусства коренится природа художественного таланта.

Основные закономерности художественного творчества обусловливаются всеобщими закономерностями творческой деятельности. Воплощению художественных образов в материале искусства предшествует их идеальное бытие в сознании художника.

Идеальные образы служат опорными образами творческого воображения художника на всем протяжении творческого процесса и в особенности при работе над художественной формой. Опорные образы выполняют функции идеальных моделей, с которых художник пишет произведение на языке своего искусства.

В создании таких моделей коренится сущность художественного творчества и таланта. «Дар этот, — писал Флобер, — в способности видеть, иметь перед собой модель, которая вам позирует».

Передавая в идеальной модели персонажа реальную конституцию духовного и физического бытия человека, художник должен воссоздать его внутренний мир, внешний облик и ощутить его жизнь. Лишь при взаимопроникновении этих сфер в воображении художника возникает образ персонажа, способного жить, мыслить и действовать. Творческий процесс (процесс идеального моделирования) мы несколько условно разделили на четыре фазы, на каждой из которых преимущественно воссоздается одна из сфер образа персонажа.

1. Фаза собирания и обобщения жизненного материала — длительный период постижения современного и всеобщего бытия людей из различных источников жизни, науки, искусства, литературы и др. Всеобъемлющая, общечеловеческая культура, доминируюащй над проблемами личного бытия интерес к судьбам различных людей, к постижению сущности их характеров и взаимоотношений обусловливают непреодолимую потребность в постоянном наблюдении за людьми, в познании окружающей действительности, а в дальнейшем располагают к творчеству.

Как показали материалы наших исследований, наблюдение за людьми само по себе представляется законченным актом творческого процесса. Непроизвольная, эмоциональная заинтересованность, жажда познания, богатый и многообразный психологический опыт, мышление и воображение художника сообщают его наблюдательности интуитивную проницательность. Воспринимая в очертаниях и состояниях внешнего облика, походки, жестов душевные движения данного человека, художник улавливает и сущность его внутреннего мира, пережитое, а иногда и его профессию. Чувства, рожденные душевным сопричастием, как бы объединяют этот образ, оживляют его. И художник начинает ощущать себя в субъективном мире другого человека и, перевоплощаясь, живет его мыслями и судьбой, воспринимая мир его глазами.

Момент такого творческого наблюдения раскрывается в признании С. Цвейга: «Сам того не осознавая, и не желая, я уже отождествлял себя с этим воришкой, в какой-то мере уже влез в его кожу, вселился в его руки, из стороннего наблюдателя стал в душе его сообщником… я, к собственному удивлению, уже рассматривал всех прохожих с одной точки зрения: какой интерес они представляют для жулика». Образуются творческие заготовки целостного образа человека, возможного прототипа.

2. Фаза кристаллизации замыслов и моделирования характеров персонажей начинается с поисков в материале проблем, наиболее значимых для большинства людей, для общества. И то, что наиболее значимо для людей, осознается художником как возможность, а затем и как необходимость творчества. Прояснение этой проблемы в идею будущего произведения усиливает эмоциональное начало творчества. По мере осознания жизненной важности этой идеи неотвратимее становится желание раскрыть ее в своем искусстве. Идея становится страстью и творящей силой всех процессов моделирования. При любой глубине обобщения идеи не утрачивают образной реальности осознанной действительности и в сжатом виде несут в себе живую плоть явлений, их породивших, заключая в себе все истоки многоструктурной программы будущего произведения.

Общее переходит в единичное и особенное. Идея стремится обратиться событиями, характерами, судьбами и взаимоотношениями персонажей, выстраивает такую логику их бытия, случайные проявления которой наиболее полно раскрывают ее сущность. Постепенно вырисовываются первые контуры внутреннего мира персонажей, постигается их суть и логика ведущих черт их характеров. Далее осуществляется тончайшая разработка их отношений друг к другу и состояний их внутреннего мира. Постепенно художник обретает способность мыслить от образа и рисовать во внутреннем зрении картины его внутреннего мира. «Научитесь думать, как он, воспитайте в себе его образ мыслей, — учил Хмелев, — без этого вы никогда не пробьетесь к характеру». Вся жизнь человеческой души представляется бесконечным «калейдоскопом» сменяющихся потоков мыслей и переживаний, развивающихся по такой логике содержания, которой требуют события, сущность и состояния данного характера. Иногда они пьются свободно и непроизвольно, а иногда возникают на гребнях сталкивающихся душевных состояний, в тягчайших спорах противоречивых начал человека. Одни из мыслей и чувств побеждают и доминируют в сознании, другие, еще не проявившись, уступают им место или становятся их ассоциациями и обертонами. Моделируя внутренний мир персонажей, художник улавливает его изменяющиеся состояния в зависимости от взаимоотношений с другими персонажами и постоянно выстраивает динамику этих взаимоотношений.

В моменты особенного творческого вдохновения наступает интеграция характера. И чаще всего это происходит тогда, когда образ персонажа предстает во внутреннем видении художника и оживает в процессе перевоплощения. Идеальное моделирование вступает в новую фазу.

3. Фаза воплощения внешнего облика персонажа и внутреннего видения всего содержания художественного произведения. На этой фазе внутренний мир персонажа обретает видимую форму образа живого человека. Чем отчетливее вырисовываются духовные свойства и состояния персонажа в очертаниях его облика, тем удобнее художнику жить его внутренним миром. «Если хорошо вообразить нутро человека, — писал Ф. И. Шаляпин, — можно правильно угадать и его внешний облик».

Внутреннее видение собирает духовный мир и облик персонажа и как форма творчества несет в себе его психологическое содержание. В лице персонажа проявляется и его внутренний мир. Постепенно во внутреннем зрении возникает образ персонажа, ощущаемый как образ живого человека с определенным характером, настроением и внешностью. «Это лицо, — писал Ф. М. Достоевский, — как живое: весь как будто стоит передо мной».

Исследуя рисунки Пушкина, Лермонтова, Шаляпина, фиксировавшие их внутреннее видение в творческом процессе, мы выявили два типа опорных образов творческого воображения. В одном из них проявляется самый процесс типизации, переход от психологических замыслов в живые индивидуальные образы персонажей. В таком внутреннем видении проявляется существо характера персонажа, во всевозможных отношениях, проявлениях, действиях и состояниях. Рисунки Пушкина запечатлели его обобщенное видение существа характеров Алеко, Онегина, Мазепы; Лермонтова — Арбенина. Во внутреннем видении Шаляпина, запечатленном в его рисунках, выявилось существо внутреннего мира Бориса Годунова, Ивана Грозного, Дон-Кихота, Еремки. Эти образы живут во всех сценах оперного спектакля.

Значительно большая часть рисунков Пушкина и Шаляпина запечатлела другой тип внутреннего видения образа, проявлявшегося при работе над различными эпизодами и отдельными состояниями внутреннего мира персонажей и зависимого от контекста данных отрывков произведения.

С того момента, когда персонажи проявляются во внутреннем видении, и начинается ощутимое творчество. «Когда я пишу, — рассказывал автору этих строк Эдуардо де Филиппо, — я вижу своих героев и слышу их голоса. Это в тот момент, когда все в них становится правдивым, когда я слышу очень четко интонации их голоса. Это как будто спектакль, идеально поставленный. Именно то представление, которое я имею в виду, когда ставлю определенную сцену». Образы внутреннего видения служат опорными образами творческого воображения: «Я не сочиняю содержания книги, — говорил Диккенс, — но вижу его и записываю». Внутреннее видение, посредством которого художник воспринимает жизнь идеальных моделей, располагает к творчеству художественной формы. «Учиться нужно не писать, а видеть. Писать — это следствие» (Антуан де Сент-Экзюпери). «Чем отчетливее вы будете видеть создания вашей фантазии, тем точнее и вернее будет язык вашего произведения» (А-Н. Толстой).

По мере того как внутренний мир персонажа обретает видимую форму облика живого человека, усиливается эмоциональное начало творчества. Образ все чаще оживает в воображении художника, импульсы перевоплощения становятся длительнее. Моделирование вступает в последнюю фазу.

4. Перевоплощение — это процесс оживления идеальных моделей персонажей, благодаря которому последние становятся способными к самостоятельной жизни в воображении художника. Перевоплощаясь, художник ощущает себя тем человеком, которого он изображает, живет и мыслит в его образе, волнуется его жизненными обстоятельствами. Вживаясь, он как бы входит в образ, рожденный своей фантазией.

Как показали материалы нашего исследования, началом и стимулом перевоплощения чаще всего является внутреннее видение образа. Все явственнее представляя образ персонажа, художник сближается с ним и как своеобразное «психологическое зеркало» отражает собою контуры его внешнего облика и ассоциированные с ними состояния внутреннего мира. «Вначале, после первой читки, — вспоминает Хмелев, — этот образ стоит около меня, но он еще не во мне, я смотрю на него, и он на меня смотрит, а потом я его забываю как бы на некоторое время, пока он не переходил в меня, и уже становлюсь им; я вижу этот образ тогда в самом себе, и, несмотря на то, что он во мне, рождается внутри, он продолжает быть и рядом со мной».

Нам представляется, что физиологическая основа перевоплощения, когда художником овладевает внутренний мир. отношения и облик персонажа, обусловливается доминирующим возбуждением (формировавшегося на всех фазах творческого процесса) динамического стереотипа персонажа, притормаживающего стереотип личности самого художника. Ломка стереотипа, сопровождающаяся проявлениями сильной эмоциональной энергии, способствует активизации нового стереотипа и обусловливает оживление внутреннего мира, облика и тела персонажа в воображении художника. «Собственная реальная жизнь, — признавался актер Росси, — начинает казаться ему какой-то далекой и похожей на грезу. Он с содроганием замечает, что на стремительный поток сменяющихся в нем чувств он глядит чуждыми ему глазами и прислушивается чуждыми ему ушами. Он чувствует себя… каким-то инструментом, на котором в нем играет другое существо.

Подлинное перевоплощение в искусстве не исключает творческого и эстетического контроля художника. Его сознание как бы раздваивается на две сферы. Одна из них воссоздает образ и живет им. Другая наблюдает и творит его со стороны. Образ живет в художнике и перед художником, во внутреннем видении. «Да, — говорил в личной беседе Эдуарде де Филиппо, — я могу видеть его со стороны и контролировать, как хочу этого я, каждый момент. Иначе я был бы медиумом, одержимым, сумасшедшим, но не актером, профессиональным серьезным артистом».

Процесс перевоплощения поддерживается и усиливается внутренним видением и непрерывным воссозданием душевных движений, внутреннего мира персонажей. И последние обретают возможности самостоятельной жизни в воображении художника, мыслят, переживают и действуют согласно логике их характера, опыту прежнего бытия и обстоятельств и тяготеют к воплощению в материале искусства.

Каждая фаза моделирования, преимущественно воплощая одну из сфер персонажа, выполняет и творческие функции остальных фаз. Наблюдая человека, художник стремится проникнуть в его внутренний мир, ощутить его жизнь. Создавая внутренний мир персонажа, он смутно улавливает и очертания его внешности и синтезирует с их помощью отдельные сферы и состояния его душевной жизни. Во внутреннем видении продолжают действовать и творческие силы, создававшие внутренний мир персонажа. Именно они рисуют его внешний облик в воображении художника. Взаимопроникновение духовного строя и внешнего облика стимулируется перевоплощением в опорный образ персонажа. Творческие возможности фазы перевоплощения обусловливаются и непрерывно поддерживаются действием ведущих творческих сил предшествующих фаз.

Все это убеждает в том, что на всех фазах моделирования действуют те же самые творческие силы таланта. На каждой фазе одна из них доминирует, другие пребывают в субдоминантном состоянии, действуют в структурах и функциях ведущих творческих сил. И надо полагать, что самый переход от одной фазы к другой осуществляется такой перестройкой структуры творческих сил, когда субдоминирующие становятся доминирующими, а доминирующие — субдоминирующими.

Благодаря такому взаимодействию всех творческих сил на каждой фазе творческого процесса образ персонажа возникает не последовательно, по частям (сначала характер, затем облик, а потом ощущение его жизни), а хотя и смутно, но одновременно как целостная личность живого человека.

После первого цикла моделирования может последовать второй, третий… Вновь собирается жизненный материал, обогащаются и переосмысливаются характеры. И видение другое, и перевоплощение более совершенное. Так продолжается, пока художник не ощутит относительной готовности идеального содержания и формы к воплощению в материале искусства.

Особенно активизируется идеальное моделирование при материализации образов Художник вновь оживляет их, пробует в разных вариациях, переосмысливает в нужном повороте, вновь обращается к наблюдениям, опирается на внутреннее видение и, перевоплощаясь, разговаривая на разные голоса языком своих персонажей (иногда про себя, а иногда и вслух), фиксирует то, что видит и слышит в своем воображении.

Теория идеального моделирования проясняет природу интуиции и вдохновения в искусстве.

Практическое воплощение художественного произведения на материале искусства вносит существенные коррективы в образное выражение идей и замыслов. Форма становится активным началом творчества и самым неожиданным образом стимулирует развитие содержания. В этот период ведущими способностями становятся специальные способности художественного таланта. Но это не означает, что они лишь завершают творчество, а самое моделирование осуществилось общими способностями, свойственными всем видам искусства. Специальные способности действуют на протяжении всего творческого процесса. Вокальный образ, создаваемый певцом, рождается, мыслит и живет в музыке. Исследование творческого процесса в искусстве показало, что в природе художественного таланта взаимодействуют общие и специальные способности, моделирующие содержание и форму художественных способностей на всех фазах творчества. Интегрированные и специализированные в опыте художественной деятельности, они образуют творческие силы таланта, предрасположенные к созданию различных структур образа (внутреннего мира, внешнего облика, ощущения жизни персонажа).

При изучении творческих функций отдельных фаз моделирования открылся особенный путь наиболее оптимального формирования творческих сил художественного таланта, соответствующий природе художественного творчества. Выяснилось, что творческие силы, действующие на каждой фазе моделирования, выполняют функции, близкие специальным способностям и методам творчества различных искусств и литературы. Литературные способности направлены на создание внутреннего мира персонажей, динамики их мыслей, переживаний и отношений; изобразительные способности располагают к воплощению внешнего облика персонажей и всей видимой (картинной) стороны художественных образов; актерские способности — к ощущению жизни персонажей, их оживлению в процессе перевоплощения.

На фазе собирания жизненного материала, где особенную роль играют наблюдательность и фиксирующие возможности образного познания, наиболее активно действуют творческие силы, подобные изобразительным способностям. Вместе с тем талантливый деятель любой области искусства и литературы, наблюдая, проникает во внутренний мир человека и, перевоплощаясь, ощущает его жизнь. На этой фазе действуют и творческие силы, функции которых наиболее полно проявляются в литературных и актерских способностях.

На второй фазе, где создается логическая система произведения, его замыслы и разрабатывается внутренний мир персонажей, творчество преимущественно протекает в словесной форме. На этой фазе доминирует действие творческих сил, подобных литературным способностям. Однако интеграция характеров персонажей осуществляется творческими силами, воссоздающими облик персонажа и обеспечивающими перевоплощение в его образ, по своим функциям близкими изобразительным и актерским способностям.

Фаза воплощения внешнего облика персонажей и внутреннего видения всего содержания художественного произведения представляется «воображаемым рисованием» идеальных моделей творчества, при котором видимые формы обретают идейно-психологическое содержание. Опорные образы внутреннего видения должны быть устойчивыми и динамичными, фиксированными в определенной художественной форме. На этой фазе вновь доминируют творческие силы таланта, подобные изобразительным способностям. Самые же способности к внутреннему видению наиболее успешно развиваются в литературном и актерском творчестве, ибо писатели и актеры, лишенные реальной натуры, значительно чаще опираются на внутреннее видение. Содержание внутреннего мира персонажей, проявляющееся в их облике, их мысли и состояния, по-прежнему моделируются творческими силами, близкими литературным способностям. Интеграция очертаний облика и душевного состояния достигается импульсами перевоплощения, действиями творческих сил, подобных актерским способностям.

На фазе перевоплощения, оживляющей душевный мир и «тело» персонажа, ведущие функции моделирования выполняют творческие силы, близкие актерским способностям. Вместе с тем самое перевоплощение достигается и поддерживается непрерывным воссозданием сложной динамики внутреннего мира персонажа и постоянным «идеальным рисованием» его образа во внутреннем зрении, т. е. активным содействием вспомогательных творческих сил, в структурах которых проявляются литературные и изобразительные способности.

И представляется, что в ассоциированных друг с другом творческих силах каждой фазы моделирования, под их «масками» протекает взаимодействие способностей к различным искусствам и литературе. На одной фазе доминирует действие одних способностей, другие их стимулируют. На последующей фазе способности, выполнявшие вспомогательные функции, уже ведут «сольную партию», остальные своими творческими свойствами обусловливают и усиливают их действие.

Творческий процесс в любом виде искусства может быть представлен как своеобразное взаимодействие способностей и методов различных искусств. Представляется, что между отдельными искусствами и литературой существуют не только эстетические, но и психологические связи. Возможно, что после исторического разделения искусства на различные вицы между ними сохранились внутренние отношения, проявляющиеся в творческом процессе.

Многие писатели обладали и обладают также способностями к актерскому и музыкальному творчеству, пробовали себя в нескольких искусствах и с трудам выбирали художественную профессию.

Изобразительными (в том числе и скульптурными) и литературными способностями обладали и обладают многие актеры, режиссеры, певцы и артисты балета. Биографии великих композиторов свидетельствуют о том, что и музыкальному таланту также часто сопутствуют способности к другим искусствам и литературе.

На разностороннюю природу художественной одаренности обратил внимание И.  П. Павлов: «Я знаю резко подчеркнутые примеры людей художественного типа — все они рисуют, недурно поют и т.д. Такой человек может быть и музыкантом, и живописцем».

Однако неправомерно полагать, что, если писатель не рисует и не проявляет актерских способностей, а актер или композитор не пишет и не рисует, их нельзя полагать талантливыми. Действие различных художественных способностей чаще всего осуществляется в идеальной сфере моделирующих творческих сил и не выявляется в актуальные способности к другим искусствам. Можно рисовать и перевоплощаться идеально в творческом процессе, но не испытывать потребности к рисованию и актерской игре. Но тогда, когда потенциальные способности проявляются в других видах художественной деятельности, они могут интенсивно стимулировать развитие соответственных творческих сил таланта в основной деятельности художника и принимать в ней непосредственное участие.

Собирая жизненный материал, рисующие писатели, актеры и певцы осмысляют и запечатлевают свои наблюдения зарисовками людей, природы, архитектуры. Их графические наброски, акварели и картины становятся своеобразными «записными книжками» и «дневниками». Моделируя внутренний мир персонажей, деятели различных искусств не только мыслят как писатели, но и оформляют психологические разработки характеров, душевных состояний и отношений персонажей различными литературными записями, превращаются в писателей в полном значении этого слова. «Когда я создаю образ как писатель, — рассказывал автору этой статьи Эдуарде де Филигано, — я уже несу его в себе, исполняя эту роль как актер».

При воплощении внешнего облика персонажей многие рисующие писатели, актеры и певцы ищут характеры и проявляют их в видимых очертаниях при помощи зарисовок. Такие рисунки материализуют опорные образы творческого воображения, как слова материализуют мысли. «Образ роли, — писал Хмелев, — возникает главным образом зрительно. При первой читке я вижу образ внешне во всех деталях, как он одет, как сиди!, как ходит, разговаривает, и сумма всяких его ощущений от окружающих событий, от людей, от всего того, в чем он пребывает, дает фигуру яркую, которую я сейчас же набрасываю карандашом».

И, наконец, на завершающей фазе перевоплощения многие писатели, художники и даже композиторы становятся актерами, вживаясь в образы своих персонажей. В. А. Серов перевоплощался в того, с кого писал портрет, принимал его образ, мыслил от его характера и говорил его словами. «Сцену Сусанина в лесу, — вспоминал М. И. Глинка, — я писал зимою… и так живо переносился в положение моего героя, что волосы у меня самого становились дыбом и мороз подирал по коже».

Однако наличие дополнительных художественных способностей еще не образует таланта. Встречаются художники, обладающие несколькими способностями, но достигающие весьма посредственных результатов в основной деятельности. И чаще всего это происходит потому, что занятия смежным видом искусства представляются «хобби», отдыхом от профессиональной деятельности. Такое рассредоточение творческой энергии распыляет ее и ослабляет творческие потенциалы таланта.

Одной из важнейших и трудно осуществляемых проблем многогранности таланта представляется проблема соподчинения дополнительных способностей основным и поисков таких путей их интеграции, при которых дополнительные способности могут стать творческими силами основной художественной деятельности.

Исследования взаимодействия литературных и изобразительных способностей в творчестве А. С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова и взаимодействия музыкальных, вокальных, актерских, изобразительных и литературных способностей в творческом развитии и творческом процессе Ф. И.Шаляпина убеждают нас в уникальности творческой роли различных способностей в природе художественного творчества и таланта.

При исследовании пушкинской графики обнаружилась значительная группа рисунков поэта, исполнявшихся им в самом процессе литературного творчества. Эти зарисовки представляются своеобразными контурами внутреннего видения, проецированными его воображением на поля черновых рукописей и обведенными рукою художника. Исполнявшиеся всегда раньше соответственного текста, они запечатляли различные моменты внутреннего видения поэта: переход от идейно-психологических замыслов в чувственную ткань образов, выявляющих психологическую сущность и состояния персонажей, рождение их первых очертаний. Завершая воплощение характера, эти рисунки как бы стимулировали процесс его оформления в индивидуальный облик человека.

В зарисовках образов кавказского пленника, черкешенки, Алеко, Земфиры, Онегина, Татьяны, Ольги, Мазепы и других персонажей его поэтических произведений настолько явственно прослеживается связь образа и слова, что запечатленные персонажи как бы выражают их или даже представляются произносящими слова, появляющиеся в тексте после их изображения. В таких рисунках наблюдается переход от образов внутреннего видения к поэтическому тексту. Многие из них, фиксируя внутреннее видение, сами выполняют функции опорных образов творческого воображения.

Изобразительная деятельность Лермонтова протекала относительно независимо от литературного творчества и не принимала непосредственного участия в создании литературных образов. Однако ее роль в становлении литературною таланта столь же значима, как и в творчестве Пушкина. Думается, что упорная изобразительная практика являлась для Лермонтова особенной художественной школой, которая была ему не обходима для совершенствования образных средств литературного творчества. Она служила ему своеобразной «экспериментальной лабораторией», 1де искались и пробовались стилевые приемы будущего метода литературного творчества, а также собирался обильный материал образных заготовок (различных лиц, эпизодов, событий, картин природы и т.д.) моделей для образной системы его будущего психологического метода.

Многие способности, которые развивал Лермонтов на различных этапах своего литературного творчества, формировались под влиянием предшествующего опыта его изобразительной деятельности.

Достижения светотеневой, контрастной романтической живописи 1830-1831 гг. проявлялись в образной системе его романтической поэзии и прозы периода 1831-1835 гг. Реалистическая графика 1832-1835 гг., представлявшая собой обильный дневник фиксированных наблюдений, отдельных сюжетных эпизодов и бытовых сцен, служила Лермонтову творческими заготовками и прототипами будущих литературных произведений («Маскарад», «Княгиня Литовская», «Сашка», «Тамбовская казначейша»). Самая идея отделения человека, «смотрящего в действительность», на основе которого формировался его психологический метод литературного творчества, пробовалась и формировалась в лермонтовской графике. Есть все основания полагать, что непревзойденное мастерство Лермонтова в литературном живописании кавказской природы, проявившееся только в «Герое нашего времени» и поздних поэтических произведениях, было обусловлено опытом его особенно плодотворной изобразительной деятельности 1837 г., которым датируется половина изобразительного наследия поэта, преимущественно зарисовки кавказской природы и большая часть картин маслом, выполненных с натуры. Материалы исследования показали, что изобразительные способности Лермонтова сопутствовали его литературному таланту.

Исследования творческой биографии Шаляпина убеждают в том, что его неповторимый вокально-артистический талант сформировался разносторонним развитием его личности и многих художественных способностей. Эти различные способности взаимодействовали в творческом процессе при создании и исполнении оперных партий великого певца Шаляпин уловил всеобщие закономерности творчества и понял, что за выразительными средствами певца и актера должна проявляться живая душа образа, проникнутая правдой больших человеческих идей и способная «глаголом жечь сердца людей». Понял он и то, что такой правды искусства нельзя достигнуть односторонним совершенствованием вокальной техники и что создать художественный образ такой социально-психологической действенности возможно лишь средствами многих искусств.

В Петербурге он стремился соединить оперу с драмой, более года развивая актерские способности под руководствам М. Дальского и добился интеграции своих исходных способностей: музыкальных, вокальных и актерских и вокальной интонации. В Московской частной опере, осознавая зависимость творчества внутреннего мира персонажа от внутреннего видения и воплощения его внешнего облика, он ощутил неодолимую потребность в совершенствовании своей художественной культуры и развития изобразительных способностей. Под влиянием В. Серова, К. Коровина, М. Врубеля и других художников, в интенсивном опыте изобразительной деятельности он становится певцом-художником, постоянно фиксирующим различные моменты внутреннего видения, новые находки и изменения в характере персонажей многочисленными рисунками. В дальнейшем он овладевает скульптурными способностями. В последующие годы, развивая свои музыкальные способности, он овладевает искусством дирижера и композитора. Творческие искания Шаляпина, стремившегося реализовать синтетические возможности оперною искусства, проявились и в его уникальных режиссерских способностях.

И среди большого ряда художественных способностей особенную роль играли его незаурядные, оригинальные литературные способности, формировавшиеся в течение всей его творческой жизни в опыте устных рассказов, стихотворений, литературных этюдов, статей и книг. Именно их действием можно объяснить уникальные способности Шаляпина к тончайшему анализу сокровенных начал и мотивов человеческой души, к воспроизведению многоликих и противоречивых характеров. Именно опыт литературного мышления и воображения помогал ему постигать сложнейшие повороты и изгибы душевных движений персонажей, улавливать и передавать самые неожиданные ассоциации их сознания и подсознания.

Наше исследование убеждает, что все дополнительные художественные способности великого певца были подчинены одной творческой цели. Взаимодействуя друг с другом и проявляясь в созидательных силах его таланта, они формировали творческий потенциал основных фаз творческого процесса. Действие их протекало при прочтении партитуры роли и собирании жизненного материала, при кристаллизации замыслов и психологической разработке характеров, на фазе внутреннего видения и воплощения внешнего облика персонажей и при перевоплощении и сценическом исполнении оперной роли.

На сцене создавался совершенный живописный образ, выполненный актером-художником. Мгновение — и он оказывался скульптурой, живой, прекрасной и выразительной в каждом своем положении. Полный жизни, он страдал, томился нездешней музыкой и ощущался как создание великого актера. И каждая мысль или побуждение этого удивительного создания звучали поэзией духовной жизни человека и музыкой чудесного голоса певца. Синтез искусств продолжал свое действие и в вокале великого певца.

Все способности его многогранного таланта словно по мысли гетевского Фауста, «как части все послушною толпою, сливаясь здесь, живут одна другою». «Каждое искусство, — писал Шаляпин, — в отдельности гармонично, но, соединяя вместе несколько видов искусств, мы не только не нарушим гармонии в каждом виде, наоборот, мы получим прекрасный величественный аккорд».

Материалы исследования творчества выдающихся деятелей искусства и литературы убеждают в том, что в природе художественного творчества и таланта заключено взаимодействие различных художественных способностей.

Данные этой работы показывают, что при диагностике таланта неправомерно ограничиваться оценкой возможностей одних специальных способностей. Необходимо учитывать уровень и потенциалы общих способностей, моделирующих содержание художественного образа на всех фазах творческого процесса. Критерием художественной одаренности должны служить скрытые и проявившиеся способности к другим искусствам. «Когда я впервые знакомлюсь с каким-либо молодым поэтом, — замечал И. Сельвинский, — который меня интересует, я всегда стараюсь выяснить, рисует ли он, играет ли на чем-либо, поет ли. Положительный ответ укрепляет в убеждении, что я имею дело с подлинным художником».

Многостороннее развитие таланта в нескольких ьидах искусства создает наиболее оптимальные условия для образования его созидательных возможностей. В результате развития дополнительных способностей общие и специальные способности обретают многогранные творческие свойства. Совершенствуются творческие силы, моделирующие художественные образы и воплощающие их в материале данного искусства. Развитие дополнительных способностей к различным искусствам представляется естественной школой таланта, ибо синтетическое развитие таланта наиболее соответствует его природе. Думается, что будущее педагогики искусств принадлежит не раздельному, а синтетическому художественному образованию.

Исследования закономерностей многогранного развития таланта и взаимодействия различных художественных способностей в творческом процессе должны послужить моделями для теории и практики современного художественного образования. Для их реализации необходимы разнообразные экспериментальные педагогические исследования и проверенный опыт конкретных методик разностороннего художественного воспитания в каждом виде искусства.

Художественное творчество Вопросы комплексного изучения, 1983, с. 123-139

Как раскрыть свои способности и найти дело жизни: советы эксперта

За любой историей успеха стоит усердность, внимательность и трудолюбие. Но, что особенно важно — любовь к делу, которым занимаешься. Когда мы чем-то горим, это дается нам просто, и мы идем по своему пути с высоко поднятой головой. Так как же узнать правильный путь? Ответ кроется в нас самих — ведь суперспособности есть у каждого! Вот какие советы предлагает Екатерина Локоткова — журналист, продюсер образовательных проектов по профориентации и автор книги «Пешком до счастья».

Ты талантлив, спору нет!

Начнем с хорошего: если вы не видите в себе талант, это не значит, что у вас его нет. Просто отнеситесь к себе внимательно и начните анализировать свои сильные стороны. А для начала ответьте на три простых вопроса — и лучше запишите свои выводы в заметки на смартфоне или в блокнот, чтобы можно было перечитывать.

  1. Что доставляет вам огромное удовольствие? Что вы любите делать больше всего? Это может быть что угодно — не обязательно какой-то прикладной навык, который необходим в профессиональной среде. Любите складывать в уме номера встречных машин? С удовольствием готовите обед? Нравится структурировать свои дела? Ухаживать за растениями? Записывайте!
  2. Замечали, что вам легко давался какой-то предмет в школе или университете? Или, может, вы пошли на курсы и очень быстро смогли прокачать какие-то навыки? Там, где скрыт наш талант, мы в разы легче и быстрее обучаемся — это факт. Напишите, что дается вам легче всего.
  3. Когда и в чем вы чувствовали себя лучшим? Этот вопрос отчасти перекликается с предыдущим: подумайте, в каком деле вы достигли отличного результата, не прикладывая особых усилий.

Многие думают: «Танцевать я не люблю, петь и рисовать не умею. Со мной все ясно, никакого таланта у меня нет!». Но так не бывает. Потенциал есть у каждого. Просто кто-то уже успел его раскрыть, а кто-то пока не догадывается, в какую сторону смотреть.

Не зря в толковом словаре слово «талант» объясняется очень просто: выдающиеся природные способности. Что это может быть? Да что угодно! Часто психика скрывает от нас таланты: «Ну хорошо, я умею общаться с людьми, мне это нравится. А что тут особенного? Для меня это норма, я так живу».

Действительно, талант художника или музыканта более очевиден, чем талант к анализу данных. Но его значимость от этого не становится меньше. Просто мы все привыкли, что талант — это что-то громкое, яркое и простое, то, что заметно сразу.
Вспомните, что говорят о вас окружающие, и вы поймете, что талант кроется в простых и привычных вещах. Да, вам они не кажутся суперспособностью, но другие — уж поверьте — так точно не умеют!

  • Ого! Да ты все подмечаешь, какой же ты внимательный!
  • Так хорошо умеешь находить общий язык с людьми только ты — другим этого не дано!
  • Какой же у тебя порядок дома! Ты все можешь превратить в свою собственную маленькую систему.
  • Как же красиво ты умеешь накрывать на стол! Обед просто превращается в искусство.
  • Вот это да! Ты считаешь очень быстро, у тебя явно есть математические способности.

А если никто ничего не говорит, да и сам разобраться не можешь? Так тоже бывает, но паниковать не стоит. Во-первых, посмотрите еще раз в сторону обыденности — вдруг вы просто не замечаете, что какое-то занятие дается вам очень легко? И это только кажется, что «так могут все». Станьте внимательнее к себе, и вы поймете, что это не так. Во-вторых, отбросьте в сторону социальные ограничения, которые накладывают на нас с самого детства: «Надо трудиться, надо делать только то, что у тебя не получается, развиваться в том направлении, где у тебя есть недостатки». Звучит как-то абсурдно, не находите? Вместо того, чтобы развивать сильные стороны и идти туда, где есть ресурс и энергия, вам прочат обучаться тому, что плохо дается. Пишите свою историю успеха — она не похожа на чужие, и этим хороша!

В истории успеха нет места недостаткам. Успех рождается там, где хорошо развиты сильные стороны личности.

Всегда смотрите в сторону своих увлечений. Если вам нравится плести корзинки, вышивать или делать наброски карандашом, общаться с людьми или даже просто ходить гулять в парк, — присмотритесь, почему это доставляет вам такое удовольствие? Что нравится в самом процессе? Любите вы, например, делать ремонт. Но что конкретно в этом деле вам нравится — продумывание дизайна, подбор цвета, материалов, или непосредственно физическая работа? О чем вы мечтаете? Что вас воодушевляет? К каким делам хочется возвращаться? А от чего хочется бежать и больше никогда не делать? Ответьте на эти вопросы для себя, задайте их своим детям.

Когда человек понимает, что ему нравится, он может грамотно себя презентовать. Важный навык, не правда ли?

Упражнение для детей и взрослых

Вопросы не заканчиваются! Поставьте таймер на 40 минут и попробуйте ответить:

  1. В чем мои сильные качества?
  2. Что получается у меня лучше всего?
  3. Что замечают во мне другие?

Пишите все, что приходит на ум, не останавливайтесь, будьте в потоке. Ближе к 20-й минуте может наступить ступор, но постарайтесь продолжить и выписать еще с десяток-другой пунктов. Идеально, если всего их будет 35-40. Можно и больше! Внимательно прочитайте все, что написано, — это поможет вам осознать и прочувствовать свои сильные стороны. Начните отсекать менее значимые способности, но при этом не отказывайтесь от них насовсем. Сейчас наша задача состоит в том, чтобы выделить из большого списка всего 5 самых сильных, самых значимых, самых ярких качеств.

Можно провести аналогию с профильным вузом: например, МГТУ имени Баумана известен своей технической и технологической направленностью. В университете, в основном, студенты обучаются по программам с математикой, информатикой, конструированием, механикой, ядерной и электроэнергетикой, но есть и несколько гуманитарных направлений — социология, дизайн, лингвистика.

Если выбор сложный, выбирайте по два пункта и из двух вычеркивайте тот, который, по вашему мнению, слабее. Пройдитесь по всем парам. Список сократится, проделайте то же самое с остальными парами. Продолжайте вычеркивать пункты, пока не останется 5 самых сильных качеств. Теперь важно понять, как эти качества соотносятся с реальной жизнью. В каких профессиях, в каких делах можно применить свои таланты?

Погружайте детей уже с 5-6 класса в профессиональные сферы. Наметьте 3-5 образовательных треков, подберите вузы, курсы, попробуйте вместе сходить на мастер-классы, посетить дни открытых дверей.

Помните: трудиться и достигать цели легче, когда занимаешься любимым делом. Впрочем, никто не говорил, что все будет идти как по маслу — трудности есть на любом пути. Но преодолеть их будет проще, если путь этот выбран с умом.

Смело идите туда, где ждут скрытые возможности и потенциал. Только так вы испытаете истинное счастье быть собой!

Открытый лекторий организован проектом «Родительский университет: PRO-родители» ГК «Просвещение», проектом ГЕРОИ и Фондом Яны Поплавской.

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

9 экстраординарных человеческих способностей — Listverse

Этот список экстраординарных человеческих способностей был вдохновлен 10 лучшими советами по улучшению вашей памяти, когда я начал думать о том, как некоторые люди благословлены (или прокляты, в зависимости от вашей точки зрения) со способностью вспоминать сцену, как если бы они смотрели на фотографию. И как другие люди могут воссоздавать музыку по памяти, например знаменитую репродукцию Моцарта Miserere Грегорио Аллегри после одного прослушивания. Какими еще экстраординарными способностями могут обладать люди? Я перечислил девять наиболее хорошо изученных (т. е. не связанных с паранормальными явлениями или «маргинальной наукой») и интересных способностей, ранжированных от самых распространенных до самых интересных и редких. Имейте в виду, что большинство этих необычных способностей являются генетическими и не могут контролироваться пострадавшим человеком, но являются неотъемлемым качеством его физического «я». Подробнее о чувствах человека читайте здесь.

9

Супердегустаторы

Людей, которые ощущают вкус с большей интенсивностью, чем остальное население, называют супердегустаторами. Считается, что наличие дополнительных грибовидных сосочков (грибовидные шишки на языке, покрытые вкусовыми сосочками) является причиной более сильной реакции этих людей на ощущение вкуса. Из пяти типов вкуса, сладкого, соленого, горького, кислого и умами, супердегустатор обычно находит горечь наиболее заметной.

Ученые впервые заметили различия в способностях людей ощущать вкус известного соединения, когда химик DuPont по имени Артур Фокс попросил людей попробовать фенилтиокарбамид (PTC). Некоторые люди могли ощутить его горечь; некоторые не могли — могли ли люди, зависело от их генетической структуры (вариант этого теста в настоящее время является одним из наиболее распространенных генетических тестов на людях). В то время как около 70% людей могут попробовать PTC, две трети из них оцениваются как средние, и только одна треть (примерно 25% населения) являются супердегустаторами.

Супердегустаторам часто не нравятся определенные продукты, особенно горькие, такие как брюссельская капуста, капуста, кофе и грейпфрутовый сок. Женщины, азиаты и африканцы, скорее всего, имеют повышенное количество грибовидных сосочков, которые делают их супердегустаторами.

8

Абсолютный слух

Люди с абсолютным слухом способны идентифицировать и воспроизводить тон, не нуждаясь в известном эталоне. Это не просто лучшая способность слышать, но и способность мысленно классифицировать звуки по запоминаемым категориям. Примеры этого включают определение высоты тона повседневных шумов (например, рожков, сирен и двигателей), возможность петь названную ноту, не слыша отсылку, называя тоны аккорда или называя тональность песни. Выполнение любого из них является когнитивным актом — он требует, чтобы человек помнил частоту каждого тона, был в состоянии обозначить его (например, «ля», «до-диез» или «фа-бемоль») и имел достаточное воздействие на диапазон нот. звук внутри каждой метки. Существуют разные мнения относительно того, является ли абсолютный слух генетическим или приобретенным умением, которое сильно зависит от воздействия музыки на критических этапах развития — так же, как способность ребенка идентифицировать цвета по их частоте зависит от типа и уровня их воздействия на нее. .

Оценки доли населения, имеющего абсолютный слух, колеблются от 3% населения США и Европы в целом до 8% тех (из тех же регионов), которые являются полупрофессиональными или профессиональными музыкантами. Однако в музыкальных консерваториях Японии около 70% музыкантов обладают абсолютным слухом. Частично причина этого значительно большего процента может заключаться в том, что абсолютный слух более распространен среди людей, которые выросли в языковой среде с тональным (мандаринским, кантонским и вьетнамским) или звуковым акцентом (японский). Абсолютный слух также чаще встречается у слепых от рождения, у людей с синдромом Вильяма или расстройствами аутистического спектра.

7

Тетрахроматия

Тетрахроматия — это способность видеть свет от четырех различных источников. Примером этого в животном мире являются рыбки данио (Danio rerio), которые могут видеть свет в красной, зеленой, синей и ультрафиолетовой частях светового спектра. Однако истинная тетрахроматия у людей встречается гораздо реже — согласно Википедии, было идентифицировано только два возможных тетрахромата.

Обычно люди являются трихроматами, имеющими три типа колбочек, которые получают свет либо из красной, либо из зеленой, либо из синей части светового спектра. Каждая колбочка может улавливать около 100 градаций цвета, а мозг комбинирует цвета и градации так, что ваш мир окрашивается примерно в 1 миллион различимых оттенков. Настоящий тетрахромат с дополнительным типом колбочек между красным и зеленым (в оранжевом диапазоне) теоретически способен воспринимать 100 миллионов цветов.

Считается, что тетрахроматия, как и супердегустация, гораздо чаще встречается у женщин, чем у мужчин. Оценки варьируются от 2–3% до 50% женщин. Интересно, что дальтонизм у мужчин (намного чаще, чем у женщин) может быть унаследован от женщин с тетрахроматией.

6

Эхолокация

Необыкновенные люди – Мальчик, который видит без глаз [5/5]


Посмотрите это видео на YouTube , и используйте этот звук эха в каждом ухе плюс время возврата, чтобы определить, где находится объект и как далеко он находится. Удивительно (ну, может быть, не в этом списке!), люди также способны использовать эхолокацию. Использование эхолокации, вероятно, ограничено слепыми людьми, потому что для освоения требуется много времени и повышенная чувствительность к отраженному звуку.

Для навигации с помощью эхолокации человек активно создает шум (например, постукивание тростью или щелканье языком) и определяет по эху, где находятся предметы вокруг него. Опытные в этом люди часто могут сказать, где находится объект, каковы его размеры и плотность. Поскольку люди не могут воспроизвести или услышать более высокие частоты, которые используют летучие мыши и дельфины, они могут изображать только объекты, которые сравнительно больше, чем те, которые «видят» эхолокационные животные.

Люди, способные к эхолокации, включают Джеймса Холмана, Дэниела Киша и Бена Андервуда. Возможно, самым примечательным и хорошо задокументированным случаем является история Бена Андервуда, который потерял оба глаза из-за рака сетчатки в возрасте трех лет. Он показан на видео выше (предупреждение: сцена, где он вставляет глазные яблоки-протезы, может кого-то немного смутить).

5

Генетический химеризм

В «Илиаде» Гомер описал существо, имеющее части тела разных животных, химеру, от этого мифологического чудовища происходит название генетического эквивалента – химеризм. Генетический химеризм или тетрагаметизм у людей и других животных возникает, когда две оплодотворенные яйцеклетки или эмбрионы сливаются вместе на ранних сроках беременности. Каждая зигота несет копию ДНК своих родителей и, таким образом, имеет особый генетический профиль. Когда они сливаются, каждая популяция клеток сохраняет свой генетический характер, и получившийся эмбрион становится смесью обоих. По сути, человеческая химера — это их собственный близнец.

Химеризм у людей встречается очень редко; Википедия утверждает, что зарегистрировано всего около 40 случаев. Анализ ДНК часто используется, чтобы установить, является ли человек биологическим родственником своих родителей или детей, и может выявить случаи химеризма, когда результаты ДНК показывают, что дети не связаны биологически со своими матерями, потому что ребенок унаследовал профиль ДНК, отличный от показанного. по анализу крови. Именно это произошло в случае с Лидией Фэирчайлд: ДНК-тесты ее самой и ее детей заставили государство думать, что на самом деле она не была их матерью.

Люди, рожденные с химеризмом, обычно имеют иммунную систему, которая делает их толерантными к обеим генетически различным популяциям клеток в организме. Это означает, что у химеры есть гораздо более широкий выбор людей, если им нужна пересадка органов.

4

Синестезия

Представьте себе, что вы постоянно ассоциируете числа или буквы с определенными цветами или слышите определенное слово, которое вызывает особое ощущение вкуса на вашем языке. Это две формы неврологического состояния, называемого синестезией. Синестезия — это когда стимуляция определенного сенсорного или когнитивного пути приводит к непроизвольному (т. е. синестезии не выучивается) ответу в других сенсорных или когнитивных путях.

Синестезия чаще всего является генетической, и графема (буквы, цифры или другие символы) в цветовую форму синестезии является самой распространенной. Другие синестеты могут испытывать синестезию особой последовательности (например, когда даты имеют точное местоположение в пространстве), порядковую языковую персонификацию (когда числа имеют личности) или синестезию звука к цвету (когда тона воспринимаются как цвета).

Хотя синестезия является неврологическим заболеванием, ее не следует рассматривать как расстройство, поскольку, как правило, она не влияет на способность человека функционировать. Большинство людей даже не осознают, что их жизненный опыт вызывает больше сенсорных реакций, чем могли бы другие люди, и те, которые редко считают, что синестезия оказывает негативное влияние на их жизнь.

Прогнозы процента людей с синестезией сильно различаются, от 1 на 20 до 1 на 20 000. Исследования 2005 и 2006 годов с использованием случайной выборки населения показали, что у 1 из 23 человек есть синестезия. Примеры людей с синестезией включают писателя Владимира Набокова, композитора Оливье Мессиана и ученого Ричарда Фейнмана. Даниэль Таммет, который упоминается в следующем разделе этого списка, является синестетом (помимо того, что он умеет считать в уме), который видит числа с формой и текстурой.

3

Счетчики в уме

Самая необычная группа людей, способных выполнять сложные вычисления в уме, — это те, кто также страдает аутизмом. В то время как есть много обученных людей, которые могут очень быстро умножать большие числа (среди других вычислений) в уме — в основном это математики, писатели и лингвисты — нетренированные способности аутичных ученых представляют наибольший интерес. Большинство этих людей рождаются с синдромом саванта (только примерно 50% людей с савантизмом также являются аутистами), который до сих пор плохо изучен, у немногих он развивается в более позднем возрасте, обычно из-за травмы головы.

В мире насчитывается менее 100 признанных выдающихся ученых, а среди ученых с аутизмом, способных использовать техники вычисления в уме, еще меньше. Недавние исследования показали, что приток крови к той части мозга, которая отвечает за математические расчеты, в шесть-семь раз превышает нормальную скорость, является одним из факторов, позволяющих ментальным калькуляторам обрабатывать математические данные намного быстрее, чем средний человек.

Примеры людей с экстраординарными вычислительными способностями включают Дэниела Маккартни, Сало Финкельштейна и Александра Эйткена. Дэниел Таммет — один из немногих, кто также страдает аутизмом.

2

Эйдетическая память

Человек с камерой – Чудо мозга!!


Посмотрите это видео на YouTube

Когда у человека есть фотографическая память или полная память, это называется эйдетической памятью. Это способность вызывать в памяти звуки, изображения или объекты с предельной точностью. Примеры эйдетической памяти включают в себя усилия Акиры Харагути, который процитировал по памяти первые 100 000 десятичных знаков числа пи, и рисунки Стивена Уилтшира (который также является ученым-аутистом) — его воссоздание Рима показано на видео выше. Ким Пик, прообраз аутичного (хотя Пик на самом деле не аутист) персонажа Рэймонда Бэббита в фильме «Человек дождя», также обладает эйдетической памятью — среди прочего, он может вспомнить около 12 000 книг по памяти.

Существует ли настоящая фотографическая память у взрослых, до сих пор остается спорным вопросом, но общепризнано, что эйдетические способности распределяются между мужчинами и женщинами поровну. Нельзя также стать эйдетиком через практику.

1

Бессмертные клетки

Существует только один известный случай, когда у человека были бессмертные клетки (клетки, которые могут бесконечно делиться вне человеческого тела, игнорируя ограничение Хейфлика), и это случай женщины по имени Генриетта Лакс. В 19У 51-летней 31-летней Генриетты Лакс был диагностирован рак шейки матки, от которого она умерла в течение года. Неизвестный ей и ее семье (то есть без информированного согласия) хирург взял образец ткани из ее опухоли, который был передан доктору Джорджу Гею. Ученый из Лаборатории культуры тканей Университета Джона Хопкинса Гей размножил образец ткани Лакса в бессмертной клеточной линии — клеточной линии HeLa (на фото выше). Клетки опухоли Лакса имеют активную версию фермента теломеразы (теломераза — это механизм, с помощью которого клетки стареют или стареют) и пролиферируют аномально быстро. В день смерти Генриетты Лакс доктор Гей объявил миру, что началась новая эра медицинских исследований, которая может дать лекарство от рака.

Клетки HeLa были использованы в 1954 году Джонасом Солком для разработки лекарства от полиомиелита. С тех пор они используются для исследования рака, СПИДа, воздействия радиации и токсичных веществ, а также для картирования генов, среди прочего.

Сегодня клетки HeLa настолько распространены в лабораториях, что они загрязняют многие другие клеточные культуры и делают некоторые биологические исследования недействительными из-за их присутствия. Также сегодня живо больше клеток HeLa, чем при жизни Генриетты Лакс — они во много раз превышают ее физическую массу. К сожалению, Лакс никогда не говорили о чрезвычайно ценном вкладе ее клеток в науку, а ее семья не была проинформирована до тех пор, пока много лет спустя ее клетки не использовались в исследовательских целях (19).Постановление суда № 90 позже подтвердило, что больница Лакс является владельцем ее выброшенных тканей и клеток). Я настоятельно рекомендую прочитать эту историю, чтобы лучше понять жизнь Генриетты Лакс и последствия ее рака.

факт проверен Алекс Хэнтон

15 невероятных способностей, полученных благодаря редким генетическим мутациям

Что делает комиксы о супергероях и фильмы о супергероях такими удивительными? Основная причина в том, что в них представлены супергерои, обладающие способностями, о которых мы могли только мечтать. Будь то телепатия, полет, психокинез, изменение формы, сверхчеловеческая сила или какая-то другая сверхкрутая сила, в какой-то момент мы все хотели, чтобы у нас была какая-то экстраординарная сила, которая отличала бы нас от других людей.

Для нас, людей, то, что отличает нас от других, может быть таким простым, как цвет волос, цвет глаз или рост. В отличие от некоторых других видов, наши гены очень похожи друг на друга… по крайней мере, у большинства людей.

Фэнтезийные способности, подобные упомянутым выше, существуют только в художественной литературе. Укусы пауков не наделяют вас особыми способностями, как у Человека-паука, и мы не являемся тайными потомками инопланетной расы, обладающей удивительным набором способностей. Однако не все силы, существующие в художественной литературе, существуют только в художественной литературе. Бывают случаи, когда люди обладают особыми способностями в реальной жизни. В конце концов, достаточно одной мутации определенного гена или полного отсутствия определенного гена, чтобы у кого-то развилась уникальная способность, которой обладают немногие.

Особые способности, которыми обладают люди из этого списка, могут быть не такими впечатляющими, как невидимость, рентгеновское зрение или ясновидение, но они сами по себе экстраординарны. Если вы хотите узнать, что представляют собой некоторые из этих способностей, ознакомьтесь со списком из 15 невероятных способностей, полученных в результате редких генетических мутаций.

15 нерушимых костей

Вы можете подумать, что небьющиеся кости адамантиевого уровня существуют только в комиксах, но такая способность может иметь место в реальной жизни.

В нашем организме есть ген, известный как белок 5, связанный с рецептором липопротеинов низкой плотности, который обычно сокращается до LRP5. Мутации в этом гене могут быть как очень хорошими, так и очень плохими. Если они действительно плохие, то они могут вызвать ухудшающиеся заболевания, такие как остеопороз, который делает кости хрупкими и ломкими. Но если мутации действительно хороши, то плотность кости увеличится до невероятно высокого уровня, и кости невозможно будет сломать.

Один такой человек с таким заболеванием смог уйти от ужасной автокатастрофы без единой сломанной кости. Никто из всей его семьи, даже его 93-летний дедушка, когда-либо ломал кость. Одним из побочных эффектов этой мутации является то, что у людей с ней также будут костные выступающие наросты на нёбе.

14 Неуязвимость к болезни мозга

Есть причина, по которой каннибализм осуждается в большинстве обществ.

В середине 20-го века эпидемия опустошила племена Папуа-Новой Гвинеи. Это была эпидемия куву, дегенеративного и смертельного заболевания мозга, которым заразились при употреблении в пищу человеческого мяса. Куру разрушает мозг, заполняет его губчатыми дырами, которые сильно ухудшают память и интеллект, вызывают изменения личности и вызывают судороги. Заболевшие умирают в течение года.

Но, как и к любому вирусу, всегда есть люди, невосприимчивые к нему. Те, кто был устойчив к куру, имели генетическую мутацию в гене G127V, которая делала их устойчивыми к болезни. Этот ген в настоящее время распространен среди людей Форе и окружающих народов в одном из самых сильных случаев естественного отбора в недавней памяти.

13 Super Color Vision

Человеческий глаз способен различать 7 миллионов цветов. Но немногие избранные из населения в целом могут различать колоссальные 100 миллионов цветов.

Внутри наших глаз находятся миллионы конусообразных клеток, которые позволяют нам воспринимать цвета. Эти конусы бывают трех типов — по крайней мере, для большинства населения. Вместо трех типов у некоторых людей четыре. Благодаря генетической мутации, которая допускает так называемую тетрахроматию. Из-за генетической изменчивости, которая должна затрагивать обе Х-хромосомы, и того факта, что женщины имеют две Х-хромосомы, только женщины могут быть тетрахроматами.

12% женщин имеют тетрахроматию, согласно исследованию, опубликованному в Журнал Видения . Австралийская художница Кончетта Антико — тетрахромат, и ее состояние позволяет ей добавлять уникальное чутье к своим работам, сплетая воедино необычное множество цветов, которые поражают зрителей.

12 Сверхгибкий корпус

Синдром Марфана — генетическое заболевание, поражающее соединительную ткань. Люди с синдромом Марфана обычно высокие и худые, с длинными руками, ногами, пальцами рук и ног. Для них также характерны гибкие суставы.

Некоторые люди с синдромом Марфана могут сгибать и выкручивать конечности до невероятной длины. Испанский актер, кинорежиссер и иллюстратор Хавьер Ботет использовал свое состояние в своих интересах в киноиндустрии. Испанец ростом 6 футов 6 дюймов растянул свое тело до ужасающих размеров, когда сыграл главного героя в сверхъестественном фильме ужасов 2013 года 9. 0151 Мама .

Поскольку синдром Марфана может вызвать множество проблем с костями и суставами, так как сверхгибкое тело имеет некоторые недостатки. Степень воздействия на людей индивидуальна. Однако наиболее тяжелые случаи связаны с осложнениями со стороны сердца и аорты, а также с недостаточностью органов, которые потенциально опасны для жизни.

11 Нужно немного поспать

Учитывая, насколько занятой иногда может быть наша жизнь, я уверен, что потребность в небольшом количестве сна — это способность, которую мы все хотели бы иметь.

Несмотря на то, что взрослым требуется 7-8 часов сна каждую ночь, чтобы нормально функционировать в течение дня, есть люди, которым достаточно шести часов или даже меньше. Это не потому, что они тренировали свои тела, потому что они пытаются заставить их функционировать при меньшем количестве сна. На самом деле это генетическая аномалия. Вариант гена DEC2 позволяет редкой группе людей физиологически нуждаться в меньшем количестве сна, чем обычные люди.

Людям с мутацией DEC2 не нужно беспокоиться о негативных побочных эффектах, связанных с лишением сна, таких как болезни сердца и сердечное давление. Менее 1% самопровозглашенных короткоспящих имеют эту генетическую мутацию, поэтому шансы, что кто-то думает, что она у них есть, и на самом деле имеют ее, очень малы.

10 Суперсила

Суперсила — довольно распространенная способность в комиксах и фильмах о супергероях. Хотя это редкость в реальной жизни, оно все же существует.

Причина, по которой мы не можем нарастить чрезмерное количество мышц, во многом связана с белками миостатином и активином А. Наш организм вырабатывает эти белки для подавления чрезмерного роста мышц. Они сдерживают вашу общую силу, ограничивая размер и количество ваших мышечных клеток. Но благодаря генетическим мутациям в миостатине и активине А некоторые люди могут использовать огромное количество силы, которую можно увидеть только в кино.

Когда Лиам Хекстра был совсем маленьким, у него диагностировали редкое генетическое заболевание, связанное с миостатином, называемое мышечной гипертрофией. В пять месяцев он мог делать железный крест, а в девять месяцев — подтягиваться. К тому времени, когда ему было 3 года, его тело состояло на 40% из мышц и с минимальным количеством жира.

9 Устойчивость к ВИЧ

Вирусы могут быть очень страшными, поэтому устойчивость к одному из них будет очень выгодной для человека.

ВИЧ использует белок CCR5, белок на поверхности лейкоцитов, который участвует в иммунной системе, для проникновения в клетки человека. Однако у некоторых людей есть генетическая аномалия, которая иммобилизует белок CCR5. Следовательно, если у человека нет этого определенного белка, маловероятно, что он заразится ВИЧ. Только у 1% представителей европеоидной расы есть этот дефектный ген, а среди представителей других национальностей это заболевание встречается еще реже.

Но это не значит, что они полностью невосприимчивы к ВИЧ. Некоторые уникальные штаммы ВИЧ нашли способ использовать другие белки в организме вместо CCR5, чтобы пробиться внутрь. А некоторым людям, у которых не было белка CCR5, все же удалось заразиться ВИЧ и умереть от СПИДа.

8 Устойчивость к малярии

Для некоторых резистентность к малярии может сопровождаться развитием случая серповидноклеточной анемии.

Малярия работает, атакуя здоровые эритроциты и размножаясь. Он останавливается только лечением, защитными механизмами организма или смертью. Серповидноклеточная анемия изменяет форму и состав эритроцитов, затрудняя их перенос по кровотоку и доставку кислорода. Малярийный паразит сбивается с толку мутировавшими клетками; тем самым защищая себя от нападения. Поэтому те, у кого серповидноклеточная анемия, устойчивы к малярии.

Можно получить пользу от малярии, фактически не имея серповидноклеточных клеток, но до тех пор, пока он является носителем гена серповидноклеточной анемии. Из-за сильной защиты от малярии серповидно-клеточный признак стал естественным отбором в тех частях мира, где малярия широко распространена.

7 Создан для высокогорья

Если вы собираетесь подняться на Эверест, вам может понадобиться местный гид-шерпа. Они созданы для жизни на вершине мира.

Тибетцы живут на высоте более 13 000 футов и дышат воздухом, который содержит примерно на 40% меньше кислорода, чем на уровне моря. На протяжении веков их тела развили большую грудную клетку, чтобы они могли вдыхать больше воздуха. Кроме того, шерпы имеют дополнительное преимущество в виде лучшего кровотока в головном мозге и менее подвержены высотной болезни.

Эта генетическая мутация, затрагивающая тибетцев, связана с участком ДНК, известным как EPAS1. Он кодирует регуляторный белок, обнаруживающий кислород и контролирующий выработку эритроцитов. Это причина, по которой тибетцы не перепроизводят эритроциты, когда им не хватает кислорода, в отличие от обычных людей.

6 Золотая кровь

Универсальная группа крови — O… по крайней мере, нам так кажется.

Существует 35 известных систем крови и миллионы вариаций внутри этих систем. Если группа крови не попадает в обычную группу АВО, то она считается редкой. Самая редкая группа крови — резус-нулевая. У людей с резус-нулевой группой крови нет ни одного резус-антигена в крови. Это настоящий универсальный донор крови, полностью превосходящий O, поскольку O-отрицательная кровь несовместима с некоторыми другими отрицательными группами крови. Он работает с любой группой крови, поэтому его можно давать любому человеку. Однако исследователи обнаружили только около 40 человек с этой редкой группой крови с момента ее открытия. В настоящее время только девять человек являются донорами крови. Из-за того, что их кровь спасает жизнь, она используется только в крайних случаях.

5 Идеальное подводное зрение

Наверное, многие из нас мечтали иметь идеальное зрение под водой. Для определенной группы людей эта мечта является для них повседневной реальностью.

Народ мокенов, австронезийский народ, живущий на архипелаге Мергуи, обладает уникальной способностью видеть под водой. Их зрение может простираться до 75 футов перед ними.

Мокены проводят восемь месяцев в году в лодках и домах на сваях, возвращаясь на сушу только за важными предметами. Детям поручают собирать пищу в океане, используя свое подводное зрение с пользой, легко различая моллюсков и обычные камни на глубине много футов ниже поверхности воды. Когда этих детей-мокенов тестировали, их подводное зрение было в два раза лучше, чем у европейских детей.

4 Спортивный Джин

Лабораторная система анализа спортивных способностей утверждает, что определенный ген может определить тип спортсмена, которым вы родились.

В нашем организме есть белок, известный как альфа-ацитинин-3, который отвечает за контроль быстрых мышечных волокон и сгибание мышц во время поднятия тяжестей или бега на короткие дистанции. В 2008 году генетики, изучавшие элитных спринтеров и силовых атлетов, обнаружили, что у некоторых из них есть две дефектные копии гена ACTN3, из-за чего у них полностью отсутствует ген быстрого сокращения мышц.

ACTN3 иногда называют «спортивным геном», потому что те, у кого есть две копии «спринтерского» типа или две копии «выносливой» версии, считаются превосходящими других спортсменов, у которых нет таких же копий гена. .

3 Устойчивость к высокому уровню холестерина

Многие люди беспокоятся об уровне холестерина и вынуждены ограничивать потребление продуктов с высоким содержанием холестерина, таких как яйца, печень, моллюски, красное мясо и многое другое. Но другие могут есть все, что хотят, не беспокоясь об уровне холестерина.

Некоторые люди рождаются без функционирующих копий гена, известного как PCSK9, который кодирует фермент, помогающий переносить молекулы холестерина на частицу. С отсутствием этого гена ничто не может контролировать уровень холестерина у немногих счастливчиков. До сих пор генетическая мутация была обнаружена только у небольшого числа афроамериканцев. В результате этой мутации у них также на 90% снижен риск сердечных заболеваний.

Около десяти лет назад ученые обнаружили связь между PCSK9и холестерин. С тех пор фармацевтические компании неустанно работали над созданием препарата, который ингибировал бы PCSK9 у других людей.

2 Терпимость к холоду

Вы когда-нибудь задумывались, как инуиты могут жить и процветать при таких морозных температурах? Ответ касается генетики.

Исследователи обнаружили, что коренные сибиряки лучше приспособлены к холодным температурам по сравнению с некоренными русскими, живущими в том же сообществе. Даже если кто-то переезжает в холодный регион, его тела никогда не адаптируются к холодным температурам, как туземцы, живущие в этом регионе веками.

У коренных жителей холодного климата скорость основного обмена намного выше, чем у людей, приспособленных к умеренному климату. Они также могут лучше поддерживать температуру тела, не дрожа, и у них меньше потовых желез на лице и теле. Из всех этнических групп инуиты способны поддерживать самую высокую температуру кожи, за ними следуют коренные американцы.

1 Неспособность чувствовать боль

Как и люди с неломкими костями, люди с неспособностью чувствовать боль могут прожить жизнь без особых физических проблем.

Существует редкая генетическая мутация, известная как врожденная анальгезия, которая позволяет людям с ней не чувствовать боли. Они могут уколоть палец иголкой или положить руку на горящую плиту и не чувствовать никакого дискомфорта. Хотя эта мутация звучит как отличная способность, она может быть потенциально опасной для жизни.

Хотя они могут и не получить телесных повреждений, они могут получить внутренние повреждения, о которых не подозревают. Эти травмы могут быть смертельными. Кроме того, они подвержены артриту и другим проблемам со здоровьем. Страдающие артритом, конечно, не чувствуют боли; но им может быть трудно передвигаться с ним. Суть в том, что люди с врожденной анальгезией не так здоровы, как можно было бы подумать.

Источники: goliath, comicbookmovie, bbc

Делиться Твитнуть Эл. адрес

Следующий 10 самых дорогих покупок Келли Кларксон в рейтинге

Похожие темы

  • Шокирующая

Они не умеют летать, но у этих людей есть странные сверхчеловеческие способности

Нет никаких сомнений в том, что люди — невероятные существа. Но время от времени рождается такой, который поражает даже самые яркие умы. Ниже представлены 10 человек со всего мира со сверхчеловеческими способностями, которые поразят вас.

1. Сверхчеловеческая память

Стивен Уилтшир — гений-аутист. Он может рисовать целые города по памяти, увидев их всего один раз. Однажды он нарисовал 193-метровый рисунок Нью-Йорка после 20-минутного полета на вертолете.

2. Человек, который никогда не спит

Тай Нгок — вьетнамец, страдающий бессонницей, который утверждает, что не спал 41 год. После приступа лихорадки в 1973 году Нгок приобрел эту непонятную способность.

Врачи говорят, что у него нет никаких побочных эффектов от лишения сна, но на самом деле он психически здоров и способен ежедневно нести два 110-фунтовых мешка с кормом для свиней на расстояние 4 км.

3. Суперчеловек-самурай

Японский мастер Лайдо Исао Мачии имеет ряд мировых рекордов Гиннесса за свои причудливые навыки обращения с мечом.

Говорят, что Мачии обладает сенсорными «сверхспособностями», комментарий, который можно понять, посмотрев ролик ниже, где он разрезает летящую пулю BB пополам, когда она стреляет в него.

4.

Ледяной человек

Вим Хоф невосприимчив к сильному холоду. Он утверждает, что может управлять своим внутренним термостатом силой своего разума. Хоф является обладателем 20 мировых рекордов Гиннеса за свои способности, а в 2007 году он поднялся на высоту 6,7 км на Эвересте только в шортах, потерпев поражение только из-за повторяющейся травмы стопы.

5. Бэтмен в реальной жизни

Дэниел Киш потерял оба глаза из-за рака сетчатки в возрасте 13 месяцев. В детстве он начал щелкать ртом и научился ориентироваться в окружающей среде с помощью эхолокации.

Он может ездить на велосипеде, ходить пешком в одиночку и делать все, что может зрячий человек, утверждая, что его «зрение» еще лучше из-за того, что он может «видеть» сквозь стены и имеет обзор на 360 градусов. Сейчас он путешествует по миру и руководит своей организацией World Access For The Blind, которая учит слепых детей эхолокации.

6. Человек с бесконечной выносливостью

Дин Карназес — американский ультрамарафонец, чье тело не проявляет признаков физического истощения. Всегда.

Однажды он пробежал 350 миль подряд, без сна 3 дня подряд. Его последним достижением было пробежать 50 марафонов во всех 50 штатах США за 50 дней подряд, закончившись марафоном в Нью-Йорке, который он пробежал ровно за 3 часа. Ученые пришли к выводу, что он мог буквально бегать, пока не умер от старости.

7. Тибетские монахи Гарт

Тибетские монахи Гарт способны повышать температуру своего тела, не двигая мышцами. Только с помощью медитации монахи могут повысить температуру своей кожи на 8 градусов, в то время как их внутренняя температура остается прежней. Замедляя приток крови к мозгу, они снабжают его меньшим количеством кислорода, что позволяет им выдерживать все виды интенсивных атмосферных условий.

Они были испытаны в Гималаях, где им пришлось ночевать на заснеженном уступе, где температура опускалась до -17 градусов по Цельсию. Они не только не замерзли, но даже не дрожали в своих легких одеждах.

8. Самый сильный ребенок в мире

В возрасте 6 месяцев Лиам Хекстра мог ходить прямо без посторонней помощи, в том числе подниматься по лестнице. К часу он уже мог подтягиваться. К 18 месяцам он поднимал и передвигал мебель в своем семейном доме.

Лиам родился с крайне редким заболеванием — дефицитом миостатина, белка, ограничивающего рост мышц в организме. Его мышечный рост не ограничен, что привело к тому, что он обладает в 6 раз большей силой, чем дети его возраста (4).

9. Батарейщик

Слависа Пайкич обладает сверхчеловеческой способностью выдерживать сильные удары электричества, проникающие в его тело с болью или травмой. В 1983 году он установил свой первый мировой рекорд, когда он получил 20 000 вольт электричества без вреда для себя, тогда как обычный человек получил бы серьезные травмы всего от 50 вольт.

В 2003 году он установил свой второй рекорд, когда смог провести достаточно электричества, чтобы нагреть кастрюлю с водой до 97 градусов по Цельсию (почти точка кипения) за 1 минуту и ​​37 секунд.

Он также может накапливать электричество в своем теле и высвобождать его по желанию, о чем свидетельствует много раз, когда он поджигал своим телом пропитанную спиртом ткань.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *