Сознание в психологии. Что это такое, функции, свойства, измененные состояния, проявления
Сознание человека изучают разные науки, в число которых входят философия, педагогика, психиатрия и психология. Каждая из наук по-своему интерпретирует понятие сознания. Психология наиболее широко охватывает изучение этого понятия.
Содержание записи:
Определение понятия «сознание» в психологии
Сознание в психологии — это отраженная в памяти человека совокупность взаимосвязанной информации об окружающем мире и жизнедеятельности человека, которая включает в себя также осознание самого человека в этом мире и его отношение к обществу, людям и всему миру в целом.
Сознание формируется в процессе взаимодействия человека с окружающей средой, а также в процессе обучения и общения с людьми.
Процессами организма человека, благодаря которым формируется сознание, можно назвать следующие процессы:
- ощущение;
- восприятие;
- мышление;
- воображение;
- запоминание.
Если какой-либо из вышеперечисленных процессов нарушается, то это может приводить к различным сбоям в работе сознания и его расстройствам. Человек, в отличие от животного, может осознавать самого себя, а также заниматься самопознанием.
Благодаря присутствию в сознании своего “Я” человек может ставить перед собой цели, продиктованные не только инстинктами и физиологическими потребностями (как в случае с животными), но и цели, сформированные, благодаря индивидуальному, абстрагированному мышлению на основе социальных, научных и бытовых знаний.
Функции сознания и свойства
Сознание выполняет важнейшие функции в жизнедеятельности человека. С помощью сознания и взаимодействия составляющих его структур, человек анализирует получаемую информацию извне, оценивает ее и осуществляет обработку этой информации для принятия всевозможных решений в процессе жизни.
Сознание обладает следующими функциями:
- Познавательная (сознание способно не только субъективно отражать окружающий мир, но и познавать его с помощью анализа накопленной информации и знаний, полученных в результате жизни, как отдельного человека, так и всех предыдущих поколений).
- Целеполагающая (на основе материальных и духовных потребностей человека, сознание обладает способностью к постановке целей, которые способствуют развитию самого человека, а также преобразованию внешнего мира).
- Аксиологическая (человек может оценивать происходящее вокруг, а также деятельность других людей через призму своих убеждений и потребностей, существующих в его сознании).
- Творческая (человек способен не только познавать окружающий мир, но и создавать новые материальные и социальные блага, которые развивают и улучшают его жизнедеятельность).
- Рефлексивная (способность анализировать самого себя и содержание собственного сознания).
- Духовная (формирование мировоззрения и отношения личности к социальной сфере жизни).
Активность
Сознание функционирует в постоянной активности (даже во сне оно продолжает работать, частично обрабатывая информацию, полученную в течение дня).
Эта активность подразумевает не только физическую особенность организма, но и постоянное движение мыслительной, целеполагающей деятельности сознания, направленной на достижение определенных целей, связанных с деятельностью человека, преобразованием его личности и внешнего мира.
Интенциональность
Основным свойством сознания является его способность быть направленным на определенный объект, в процессе мыслительной деятельности. Благодаря постоянному взаимодействию собственного “Я” человека с отдельными элементами сознания происходит процесс его развития и выполнение всех существующих функций сознания.
Формы и виды
Сознание в психологии – это двоякое понятие, которое может означать такие формы сознания, как общественное и индивидуальное сознание.
Общественным сознанием называют совокупность знаний, идей и взглядов, присущих определенному обществу или всему человечеству, на определенном этапе его развития.
Структура сознания в психологииИндивидуальным сознанием называют совокупность знаний, идей и взглядов отдельного человека.
Обе формы сознания воздействуют друг на друга на протяжении всего времени их существования. В результате этого взаимодействия происходит развитие как общественного, так и индивидуального сознания всех людей.
В зависимости от степени ясности индивидуального сознания, различают несколько его видов:
- Ясное (когда человек активно мыслит, четко отвечает на вопросы и адекватно реагирует на окружающие события).
- Неясное (когда у человека наблюдается безразличие по отношению к себе, а на поставленные вопросы он отвечает медленно и не всегда верно).
- Ступор (если человек не может самостоятельно ориентироваться в пространстве и медленно реагирует на внешние раздражители).
- Отупление (если человек почти всегда находится в спячке, вывести из которой его можно только на непродолжительное время).
- Кома (когда человек находится в глубокой спячке и ни на что не реагирует).
- Бред (когда человек воспринимает реальность в искаженном виде и неадекватно реагирует на внешние события).
- Галлюцинации (если у человека наблюдаются слуховые или зрительные искажения воспринимаемой извне информации).
Уровни сознания
В процессе эволюции человека, развивается также и его сознание. Отношение человека к людям и окружающему миру напрямую зависит от степени развитости его сознания. В результате многолетних исследований сознания человека, известный психолог Дэвид Хокинс определил 18 уровней, на которых может находиться сознание человека, а каждый из этих уровней определяет степень развития сознания человека.
- Отчаяние и позор (когда человек, будучи глупцом и совершая множество ошибок из-за этого, часто впадает в депрессии и ненавидит все вокруг и себя в том числе).
- Чувство вины (когда человек не может себя простить за прошлые негативные поступки).
- Апатия (когда у человека пропадает интерес к жизни, в результате чего он избегает какой-либо ответственности и может впадать в зависимые отношения).
- Горе (если человек впадает в состояние постоянных сожалений и депрессий в результате каких-либо неудач или потерь в жизни).
- Страх (когда человек воспринимает окружающую действительность слишком опасной, в результате чего происходит подавление интереса к жизни).
- Желания (если человек считает смыслом жизни удовлетворение своих страстей и чрезмерно стремится к материальным благам).
- Гнев (такое состояние сознания возникает от неудовлетворенности желаний предыдущего уровня, в результате чего такой человек может постоянно раздражаться и ссориться с окружающими).
- Гордыня (такое состояние сознания возникает при достижении некоторых успехов, в результате которых человек чрезмерно повышает свою самооценку и начинает делить людей на своих и чужих, думая, что он выше других).
- Храбрость (когда у человека возникает смелость и решимость преодолевать препятствия на пути для достижения новых успехов).
- Нейтралитет (когда у человека появляется моральная независимость от других людей и внешних обстоятельств, в результате чего он начинает лояльно относиться к окружающим людям и событиям, даже если они каким-то образом пытаются влиять на него).
- Готовность (когда целью человека становятся не материальные блага, а развитие внутренней гармонии, воли и дисциплины, в результате чего человек становится более искренним и дружелюбным).
- Принятие (осознание человеком того, что источник счастья и любви находится внутри него самого, в результате чего человек перестает требовать или ждать чего-либо от других, а сам начинает дарить людям положительные эмоции, перестает судить других).
- Интеллект (когда человек начинает жизнь преимущественно разумом, а эмоции переходят на второй план).
- Любовь (когда человек осознает, что любовь выше разума, в результате человек начинает действовать не от логических рассуждений, а от искреннего состояния любви).
- Радость и безусловная любовь (когда любовь человека расширяется до всеобъемлющей любви к миру, природе и всем людям).
- Гармония, блаженство (когда человек находится в состоянии единения с миром и происходит стирание границ между субъектом и объектом, в результате чего человек ощущает себя одним целым вместе с природой и вселенной).
- Осознание “Я” (уровень сознания, при котором исчезают индивидуальные переживания, а мысли человека становятся трансцендентными на уровне вселенной).
- Полное просветление (высшее состояние сознания, когда сознание человека полностью сливается с божественным началом и человек становится его частью).
На самом высшем уровне сознания находились такие личности как Будда, Иисус и возможно некоторые великие мудрецы (Адвайты или Веданты).
Проявления сознания человека
Сознание человека проявляет себя в поведении человека, его отношении к людям и окружающему миру. Насколько развито сознание человека, настолько оно может принести пользу как ему самому, так и миру в целом. Реакция человека на те, или иные события, происходящие в мире или его личной жизни, зависят от его взглядов, мировоззрения и других составляющих его сознания.
Развитие сознания
В процессе обучения, получения новой информации, а также в результате взаимодействия человека с другими людьми и обществом происходит преобразование его сознания. В зависимости от того, какую информацию человек выбирает и с какими людьми он взаимодействует, это преобразование может приводить к деградации или, наоборот, к развитию сознания.
В результате развития сознания происходит повышение разумного поведения человека, а его стремления направляются на созидание и становятся более осознанными.
Чем лучше развито сознание, тем выше становится качество жизни этого человека, а его поступки и действия осуществляются под действием осознанного и разумного выбора (человек становится более мудрым, сдержанным, терпеливым, сообразительным, дружелюбным). Развитие сознания просто необходимо человеку, поскольку это требование эволюции, продиктованное самой природой.
Управление сознанием
Сознание в психологии – это нематериальная часть человеческого тела, с помощью которой можно управлять человеком. В психологии существуют приемы, с помощью которых одни люди могут влиять на поведение других людей.
С помощью этих психологических приемов, используя особенности характера человека, его социальные и индивидуальные потребности, происходит воздействие на эмоциональную сторону сознания человека.
В результате, если человек не знаком с подобными методами или если его сознание не достаточно развито, им могут манипулировать другие люди и побуждать его делать те или иные действия которые выгодны этим людям, а не самому человеку.
Управление сознанием бывает нескольких типов, основными из которых являются агитация, пропаганда и манипуляция.
Все виды управления сознанием используют следующие приемы:
Прием воздействия | Описание процесса воздействия | Противодействие |
Чувство вины или жалости | Манипулятор притворяется обиженным и пытается убедить человека в том, что будто этот человек перед ним в чем то виноват. Если человек поверит в свою вину, которой на самом деле нет, то манипулятор может с легкостью побудить его к определенным действиям, поскольку человек будет готов выполнить что-нибудь, чтобы загладить свою вину. | Необходимо трезво оценить ситуацию, и если вины никакой нет, прямо сказать это манипулятору. Также всегда нужно помнить, что почти всегда, каждый сам виноват в своих проблемах и сам должен за себя отвечать. |
Лесть, тщеславие | Манипулятор льстит человеку, в результате чего человек расслабляется и ощущает себя таким, каким хочет казаться в глазах других. В состоянии эйфории от мнимого возвышения над другими людьми, этот человек может выполнить то, что попросит его манипулятор. | Не реагировать на выявленную лесть внутренне, а внешне можно поблагодарить оппонента и также ответить каким-нибудь комплиментом. Следует помнить, что человек по своей природе больше сконцентрирован на себе, чем на других, поэтому излишние восхищения и похвала от каких-либо людей должна настораживать. |
Гнев | Манипулятор старается напугать человека, унижая его и демонстрируя свой гнев в виде угрозы причинить вред этому человеку в случае, если тот не пойдет на уступку или не сделает то, что просит его манипулятор. | Необходимо оставаться в спокойном состоянии и объяснить манипулятору, что навязываемое вам действие для вас неприемлемо (или предложить компромиссное решение). Поскольку манипулятор использует искусственный гнев, то реализовывать свои угрозы он не будет и изменит свое поведение. |
Надежда и обещания | Манипулятор обещает человеку лучшую жизнь, много денег и золотые горы, которые возникнут, если этот человек сделает определенное действие (вступит в какую-либо организацию, купит какие-либо товары или ценные бумаги). Если человек поверит манипулятору и у него возникнет ощущение надежды, он может находиться под влиянием манипулятора длительное время, в течение которого будет исполнять действия, навязанные манипулятором, ожидая, что жизнь улучшится благодаря этим действиям. | Как правило, жизнь может улучшиться только благодаря самостоятельным решениям и действиям самого человека. Если какие-то решения продиктованы манипулятором, то они обычно выгодны лишь самому манипулятору. Рекомендуется всегда рассчитывать только на собственные силы и ум, не поддаваясь на обещания других людей что-либо улучшить. |
Взятие на слабо | Манипулятор, используя потребность человека в самореализации и признании обществом, демонстрирует перед ним сомнение в том, что этот человек способен выполнить то или иное действие. В результате, чтобы получить признание, человек может выполнить это действие, а манипулятор подкрепит действие исполнителя похвалой. | Признание отдельными людьми на самом деле вовсе не нужно человеку, и он не должен ничего им доказывать. Признание и самореализация важны только перед той частью общества, в которой действительно человек трудится и самореализовывается. Человек может объяснить манипулятору, что навязываемое действие ему не интересно, и если он не может его выполнить, в этом нет ничего плохого. |
Наводящие вопросы | С помощью наводящих вопросов, манипулятор подводит человека к одному единственному ответу, который и является тем действием, что должен выполнить человек. | Не позволять манипулятору сужать круг мыслей вокруг той мысли, которая выгодна только манипулятору. Для этого можно сменить тему разговора. |
Связь сознания и подсознания человека
Сознание в психологии – это сложная система, которая неразрывно связана с подсознанием, которое является автоматическим исполнителем определенных действий и задач, ранее заложенных в него с помощью сознания. Сознание можно сравнить с капитаном корабля, а подсознание — с его обслуживающим персоналом. Сознание и подсознание не могут существовать друг без друга.
В подсознании формируются навыки работы тела человека, мыслительные навыки, а также набор реакций, которые автоматически запускаются при тех или иных внешних условиях.
Примером физических навыков, хранящихся в подсознании, могут служить такие навыки как умение человека ходить, правильно держать ложку в руках или ездить на велосипеде. Обучение подсознания навыкам происходит осознанно с помощью сознания.
Как работает подсознание?
Скорость работы подсознания в десятки тысяч раз быстрее, чем скорость сознания. Подсознание тесно связано с функциональностью нашего организма и напрямую взаимодействует со всеми органами тела (включая органы чувств), контролируя и изменяя их состояние в зависимости от внешних условий и обстоятельств.
Например, подсознание вратаря-хоккеиста, во время того, как шайба летит к воротам, за сотые доли секунды принимает решение о необходимом изменении положения тела, мобилизует и напрягает необходимые группы мышц вратаря, чтобы удачно защитить ворота в данной, конкретной ситуации.
Если подобную задачу поручить сознанию, то оно бы с ней не справилось, поскольку скорость принятия решения сознанием на несколько порядков ниже. Таким образом, во время осознанных тренировок, в подсознании оттачиваются реакции человека, на те, или иные внешние события, а когда приходит время их использования, сознание передает управление подсознанию и оно выполняет свою задачу.
Что такое общественное сознание?
В результате развития сознания каждого человека, развивается и формируется общественное сознание, которое представляет собой совокупность идей, взглядов и принципов всех людей определенного общества.
В психологии существуют такие формы общественного сознания, как нравственное, политическое, правовое и экономическое общественное сознание.
Уровни общественного сознания
Существует два уровня, на которых может формироваться общественное сознание:
- Бытовой уровень (когда общественное сознание формируется на основе опыта повседневной, бытовой жизни людей).
- Научно-теоретический уровень (когда общественное сознание формируется в результате духовного и интеллектуального опыта человечества).
Проблемы сознания в психологии и их анализ
В процессе изучения сознания, ученые столкнулись с некоторыми проблемами, основными из которых являются:
- Психологические процессы человек понимает на том уровне, на котором он их осознает.
- Невозможно локализовать сознание в пространстве и времени для его изучения в различных направлениях психологии.
В результате анализа этих проблем представление о сознании было изменено. Были введены знаковые и предметные элементы, описывающие структуру сознания, а само сознание, получило статус наивысшего уровня саморегуляции жизнедеятельности человека.
Измененные состояния сознания
Сознание человека может находиться в различных состояниях. Во время бодрствования человек полностью отдает себе отчет о происходящем, может контролировать свои действия и осознавать их.
Во время сна, сознание переходит в другое состояние, которое называется измененным состоянием сознания. В таком состоянии отключаются некоторые функции организма, но сознание продолжает работать и обрабатывать полученную ранее информацию.
В состоянии гипноза или медитации сознание также переходит в измененное состояние. В данных случаях, непосредственно перед переходом в такое состояние, можно поставить перед сознанием какую-либо задачу, и сознание будет выполнять ее во время этого состояния.
Сознательные и бессознательные действия
Сознательные действия человека — это действия, которые человек осуществляет с помощью сознания. К таким действиям можно отнести осознанные действия и поступки в бытовой или социальной среде, мыслительная деятельность в течение дня или в процессе обучения, общение с людьми.
Бессознательные действия — это действия, выполняемые с помощью подсознания. К этим действиям относятся все моторные функции организма, рефлекторные действия и различные навыки. В качестве бессознательных действий, например, можно назвать такие действия как ходьба, бег, навыки игры на музыкальных инструментах, навыки письма и речи.
Сознание и самосознание
Сознание представляет собой отражение внешнего мира (как бытовой, так и социальной сферы). Главной частью сознания является самосознание, которое позволяет человеку осознавать самого себя в этом мире, свои мысли, действия, а также несет в себе функцию отношения человека к внешнему миру, людям, а также и к себе самому.
Самосознание, или собственное “Я” человека, на основе информации сознания, формирует свое мировоззрение, ставит цели в процессе жизнедеятельности и направляет развитие сознание в необходимом ему направлении.
Как владеть сознанием и подсознанием?
Для того чтобы научиться контролировать свое сознание и подсознание необходимо в первую очередь развить силу воли и научиться терпению.
Изменить запрограммированные в подсознании шаблоны действий и переживаний на определенные внешние события, можно осознанным перепрограммированием этих шаблонов с помощью медитаций или постоянным повторением нового шаблонного действия на эти события.
Сознание в психологии и других науках еще не изучено в полной мере, и существует много неразрешенных вопросов в этой области. Но психология стремительно движется вперед и возможно именно она поможет в ближайшем будущем раскрыть тайны этой части вселенной.
Видео о сознании
Понятие, свойства и функции сознания в психологии:
Определение сознания в психологии. Функции сознания — Студопедия
Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. С практической точки зрения сознание можно рассматривать как непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Сознание изучают многие науки – философия, антропология, нейрофизиология, социология, психология, физиология и др. Все религии уделяют сознанию пристальное внимание.
С психологической точки зрения можно говорить о нескольких установленных свойствах сознания:
1) сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения;
2) сознанию присуща интенциональность, т. е. направленность на какой-либо предмет. Сознание – это всегда сознание чего-либо;
3) способность человеческого сознания к рефлексии, самонаблюдению, т. е. возможность осознания самого сознания;
4) сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности.
Одна из функций сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание развивалось у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становилось возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Кроме того, и в филогенезе, и в онтогенезе субъективным носителем человеческого сознания становится речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становится средством мышления.
В психологии различают несколько видов сознания человека:
— житейское – формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;
— проектное – охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;
— научное – опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их взаимосвязи;
— эстетическое – связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;
— этическое – определяет нравственные установки человека (от крайней принципиальности до аморальности). В отличие от остальных видов сознания, степень развития этического (нравственного) сознания человека с трудом оценивается им самим.
Вместе с развитием цивилизации продолжает развиваться и сознание человека, причем в настоящий исторический момент это развитие ускоряется, что вызвано ускоренными темпами научно-технического и культурного прогрессов.
Сознание в психологии: структура, характеристика и чувства
Проблема изучения сознания стала актуальной для представителей всех направлений психологии. Первым его рассматривал Фрейд, на основе наблюдений. Ученый создал теорию психоанализа и структуры личности, которые быстро стали популярны в мире психотерапии. Уже на заре своей научной деятельности Фрейд признал, что его труды не объясняют феномен познания. Сознание в психологии самый важный, но малоизученный компонент психики.Суть и значение
У термина «сознание» много значений. Феномен сознания изучают философия, социология, нейрофизиология. В психологии сознание — высший уровень психической саморегуляции. Из всех живых существ он есть только у человека. Сознание необходимо для нормального сосуществования людей. С его помощью можно создавать совокупности умственных и чувственных образов, регулировать поведение.
Сознание — сложный многофакторный инструмент. Если он повреждается или работает неправильно, человек теряет способность адекватно воспринимать действительность.
Структура
Существует 3 уровня познания. Человек с детства имеет низший уровень, который с возрастом повышается. Если этого не происходит, индивид остается с низшим уровнем сознания. Он воспринимает мир как ребенок, не способен выстраивать нормальные отношения.
У каждого уровня есть свои типичные особенности:
- Высокий уровень. Для личности, достигшей высшей формы развития, характерна сильная интуиция, высокий интеллект, объективность, развитое аналитической мышление. Скорость развития зависит от внешних обстоятельств и деятельности. Индивиды, занятые интеллектуальным трудом, быстрее развиваются. Они более склонны к рефлексии и глубокому анализу явлений. Развитие проходит быстрее у людей, работающих в творческой сфере. Развитая интуиция — необходимое качество для успешной деятельности. Такие люди уже в раннем возрасте отличаются от сверстников тем, что быстрее справляются с усвоением новой информации и решением сложных задач. Таких людей не более 15% от общего числа.
- Средний уровень. Он присущ большинству людей. Этого уровня сознания достаточно, чтобы удовлетворять жизненные потребности. Люди со средним уровнем развития заняты решением только своих проблем. Их не интересуют философские вопросы, уровень интеллекта и осознанности не позволяет им оперировать такими категориями познания.
- Низкий уровень. Встречается у 20–25% людей старше 18 лет. Таких людей относят к невежественным и интеллектуально неразвитым. Они не заинтересованы в саморазвитии. Все интересы направлены на достижение удовольствия без оценки последствий своих действий. Люди с низким уровнем развития обладают примитивным мышлением, которое обычно свойственно детям дошкольного возраста.
Познание динамично. При желании индивид может самостоятельно развить его и достичь высокого уровня. Чем старше он становится, тем сложнее перестроить работу процесса изучения мира и стимулировать его развитие.
Функции и свойства
Психологические характеристики сознания типичны. Им присущи конкретные свойства, позволяющие индивиду изучать и взаимодействовать с окружающим миром:
- активность — внутреннее состояние личности побуждает к устойчивой деятельности;
- интенциональность — направленность на конкретный предмет;
- рефлексия — позволяет познавать самого себя;
- мотивационно-ценностный характер — сознание всегда направлено на достижение результата.
Развитие сознания возможно только благодаря социальным контактам. Психологи полагают, что развитие познания связано с появлением речи. Вначале она становится способом общения, дальнейшем — средством мышления.
- житейское — примитивное, развивается в процессе первичного изучения мира;
- проектное — направлено на решение бытовых проблем, рабочих задач;
- научное — комплексное исследование мира;
- эстетическое — направлено на эмоциональное насыщение, процесс преобразования мира;
- этическое — контроль поведения в соответствии с нравственными установками индивида.
Развитие сознания продолжается параллельно с процессом эволюции. Научно-технический прогресс значительно ускорил его. Можно предположить, что в будущем скорость развития станет еще выше.
Формы и виды
В психологии сознания есть разные виды восприятия действительности: адекватное и неадекватные. Адекватной формой называют объективное восприятие окружающего мира. Человек в адекватном состоянии обладает способностью к осмысленной речи, быстро реагирует на изменения, легко ориентируется в пространстве.
Неадекватные виды восприятия:
- Неясное — индивид отрешен от окружающего мира, не реагирует на других людей. Не отвечает на вопросы, или делает это медленно, невпопад. Внимание притупляется, движения замедленные.
- Ступор — человек ведет себя так, словно его разбудили от глубокого сна. Он заторможенный, вялый, разговаривает неразборчиво, не заинтересован в общении, часто смотрит в одну точку.
- Отупление — человек полностью уходит в себя, проводя большую часть времени во сне. Просыпаясь, он не может понять, где находится, не может рассказать, что он делал, прежде чем уснул.
- Кома — состояние глубокого сна, из которого человека невозможно вывести. Он не реагирует на звуки, касания, не оценивает происходящее. Кома — медицинский феномен. Врачи не могут найти средство предотвращения коматозного состояния и способ выхода из него. Больной может проснуться только самостоятельно, контролировать это невозможно.
- Бред — искаженное восприятие действительности. Человек теряет способность мыслить адекватно, не может объяснить свое поведение и поступки.
- Галлюцинации — навязчивые зрительные и слуховые искажения. Человек видит и слышит то, чего нет на самом деле. Регулярные галлюцинации порождают недоверие к окружающим, тревожность, параноидальное состояние.
Формы сознания различаются по направленности:
- индивидуальная — в ней содержатся личные особенности, ценности, идеи.
- общественная — включает обычаи и традиции, характерные для конкретной культуры;
- теоретический уровень общественного сознания — соединяет общественные идеологии с реальностью;
- обыденная — отвечает за поведение человека в обычной жизни;
- массовая — объединяет познание человека как индивида и составляющую толпы.
Типы сознания в психологии:
- общественное — сформировано социумом;
- историческое — создается фоновым воздействием общего прошлого человечества;
- политическое — взгляд на мир, сформированный под влиянием политических настроений в стране и мире.
Развитие происходит линейно. Пропустить ступень развития нельзя.
Методы развития и управления
Чувства в психологии сознания дают возможность самостоятельно инициировать развитие восприятия. Поскольку основной способ познания мира — сенсорная система (органы чувств), воздействуя на них, индивид может стимулировать общий процесс познания.
Для развития самоконтроля подходят психологические практики, которые можно использовать в домашних условиях:
- прослушивание классической музыки;
- рисование, цветотерапия;
- пение мантр;
- медитация;
- телесные практики, пластический театр;
- ароматерапия;
- визуализация.
Регулярное выполнение упражнений поможет повысить уровень осознанности. Уже через 1 месяца индивид заметит результаты: он станет более уравновешенным, сможет лучше понимать свои эмоции.
Для развития мышления необходимо задействовать упражнения, которые развивают логику, аналитические и прогностические навыки. В этом помогает игра в шахматы, решение логических задач, кроссвордов. Чтобы стимулировать развитие, уровень сложности задач необходимо повышать.
Связь с бессознательным
Сознание может воздействовать на процессы обработки информации, которые протекают в бессознательном. Они не подчиняются логике, но обладают большей мощностью. Бессознательное помогает решать творческие задачи. Начало анализа проблемы спонтанно. Когда в подсознании накапливается достаточно информации, начинается ее обработка. В результате появляется решение, которое из области бессознательного переходит в область сознания. Этот процесс можно расценивать как проявление интуиции.
Некоторые типы задач решаются на сознательном и бессознательном уровне. Как именно задача переходит из низших сфер психики в высшую, психологам не известно. Согласно теории Я. Пономарева, это древний механизм, сформировавшийся эволюционно. Связь с бессознательным компонентом неразрывна. В обычном состоянии человек не может определить, какое решение пришло из подсознания, а какое было сформировано в высшей части психики.
Если бессознательное не подчиняется контролю, индивид утрачивает способность регулировать свое поведение. Все скрытые, низменные желания становятся доминирующими. Личность теряет социальные навыки, ее развития откатывается до уровня ребенка двух лет. Он эгоистичен, не способен на компромиссы, часто становится опасным.
Проблемы и их анализ
Изучение феномена сопряжено с рядом проблем. Это затрудняет и само исследование, и классификацию результатов. У психологов-исследователей есть несколько теорий, позволяющих объяснить значение сознания.
Система взглядов Выготского рассматривает сознание как инструмент самопознания. Оно не возникает спонтанно, не является обязательным врожденным компонентом. Только нахождение в социуме дает толчок к появлению познавательного интереса, стремлению изучать себя, свою деятельность. Ключом к его пробуждению является речь. Задача психологов — исследование познавательного процесса и его составляющих.
Леонтьев опирался на идеи Выготского, но дополнил их результатами своих наблюдений. Он определил сознание как сформированную картину мира, в которую человек включает себя, окружающих и предметы, свои действия и состояния. Вначале человек только изучает мир, формируя свое представление о нем. На более поздних этапах развития — взаимодействует с ним, стремится повлиять на собственные действия и действия других людей.
Ананьев рассматривает сознание как необходимую часть действия. Вначале ребенок изучает мир с помощью собственных действий. Они не являются направленными: он просто выполняет действие и наблюдает, к какому результату оно приведет. По мере развития ребенок учится контролировать деятельность, планировать результат. Высшей точкой развития является навык переключения между разными видами деятельности.
Рубинштейн, изучая сознание, выделяет отдельные свойства в его структуре: переживание, познание, построение отношений. Каждый акт работы сознания включает минимум один компонент, но чаще он объединяет все свойства. Выражены они неравномерно. Для каждого акта взаимодействия с миром сознание выстраивает новые координаты и соотношение свойств.
Сознание (психология) — это… Что такое Сознание (психология)?
- Сознание (психология)
- У этого термина существуют и другие значения, см. Сознание.
Сознание — это одна из форм, в которой объективная действительность отражается в психике человека. Согласно культурно-историческому подходу, характерной особенностью сознания является то, что промежуточным звеном между объективной реальностью и сознанием являются элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира.[1]
Примечания
Литература
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
- Сожительство
- Созомен
Смотреть что такое «Сознание (психология)» в других словарях:
Сознание (значения) — Сознание: Сознание (философия) Сознание (психология) … Википедия
Сознание — Сознание: Сознание (философия) Сознание (психология) … Википедия
Сознание (философия) — Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011) … Википедия
ПСИХОЛОГИЯ — (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия
ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия
СОЗНАНИЕ — многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции с миром как различенностью сущего С. образует… … Философская энциклопедия
психология — (от греч. psyche душа и logos учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от… … Большая психологическая энциклопедия
сознание — Все то, что осознается в данный момент времени. Осознание настоящего момента. Способность одновременно сосредоточиться на 7 + 2 чанках информации. (Смотри также: Чанкинг). Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva.… … Большая психологическая энциклопедия
сознание — СОЗНАНИЕ (англ. consciousness, mind; нем. Bewusstsein) состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. С. противопоставляется… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
психология религии — отрасль психологии, изучающая психологические и социально психологические факторы, обусловливающие особенности религиозного сознания, его структуру и функции. Изучение законов формирования, развития и функционирования религиозной психологии… … Большая психологическая энциклопедия
сознание — это… Что такое сознание?
(англ. consciousness) — предельная абстракция и одновременно «вечная» проблема философии, психологии, социологии. Обсуждение проблемы С. в философском ключе — это обсуждение коренных сторон человеческого бытия: богатство и многообразие отношений человека к действительности; способность идеального воспроизведения действительности; знание о мире, включающее представление о роли и месте человека в нем, о «смысле жизни»; о свободе человека, его чувстве вины и ответственности; о направленности мирового процесса и т. п. Однако С. не совпадает с осознаваемым содержанием. Конструирование сознания как мира человеческого, как предмета философского исследования, начатое Ф. Брентано, Э. Гуссерлем, Г. Г. Шпетом, продолжается.С. — конечно, идеальная форма отражения, воспроизведения, порождения действительности, что не мешает ей быть реальной, объективной, бытийной, т. е. участной в бытии: «Идея, смысл, сюжет — объективны. Идея может влезть или не влезть в голову философствующего персонажа, ее можно вбить в его голову или невозможно, но она есть, и ее бытие нимало не определяется емкостью его черепа. Даже то обстоятельство, что идея не влезает в его голову, можно принять за особо убедительное доказательство ее независимого от философствующих особ бытия» (Шпет). Об этом же говорит М. М. Бахтин: «Идея — это не субъективное, индивидуально-психологическое образование с «постоянным местопребыванием» в голове человека; нет, идея интериндивидуальна и интерсубъективна, сфера ее бытия не индивидуальное сознание, а диалогическое общение между сознаниями. Идея — это живое событие, разыгрывающееся в точке диалогической встречи двух или нескольких сознаний». Здесь ключевое слово «между». Вот в этом между и находится С., в т. ч. индивидуальное, личное, субъектное, в смысле его принадлежности некоему я, что не мешает индивидуальному С. быть субъективным.
Естествоиспытатели и философы размышляют о С., как о некотором «живом теле», размерность которого близка к космическим размерностям: «С. — это как бы «всепроникающий эфир» в мире. Или, как сказал бы В. И. Вернадский, громадное тело, находящееся в пульсирующем равновесии и порождающее новые формы… Коль скоро мы определили С. как нечто, что — между нашими головами, то это определение имеет фундаментальное отношение и к социальной форме, благодаря которой люди способны жить друг с другом, а фактически пропускать через себя поток жизни» (М. К. Мамардашвили).
И тем не менее вопреки подобным и вовсе не единичным высказываниям философов, предупреждениям великих физиологов и нейропсихологов — Ч. Шеррингтона, Дж. Экклза, А. Р. Лурия и др., продолжаются попытки искать С. «между ушами», локализовать его в мозге, даже искать для него специальные нейроны (Ф. Крик).
Наивно полагать, что изучение и моделирование функций мозга это и есть изучение и моделирование знания и С.: «Можно, напр., пытаться показать, как те или иные сознательные состояния вызываются процессами в нейронах головного мозга и комбинациями их активности. Но независимо от успеха или неуспеха попытки такого рода ясно, что знание о нейронах не может стать элементом никакого сознательного опыта, который (после получения этого знания) порождался бы этими нейронами» (Мамардашвили). Сказанное не умаляет значения исследований физиологии мозга, в т. ч. и моделирования его работы. Мозг — такая же загадка и тайна, как и С., но это разные тайны, а не одна. Их различению мешают язык, самомнение, эгоцентризм: «в моей голове родилась мысль», «в моем мозге зародилась идея» и т. п. С., идеальная форма, существующая объективно, имеет полифоническое, диалогическое, смысловое строение, включающая в себя не только со-знание, но и аффективно-смысловые образования. Идеальная форма, существующая до и вне отдельного индивида, есть приглашающая сила или движущая сила индивидуального развития. Она усваивается, субъективируется и становится реальной формой психики и С. индивида. Взаимоотношения между идеальной и реальной формами психики и С. — предмет исследования в культурно-исторической психологии: «Конечно, жизнь определяет С. Оно возникает из жизни и образует только один из ее моментов. Но раз возникшее мышление само определяет или, вернее, мыслящая жизнь определяет сама себя через С. Как только мы оторвали мышление от жизни, от динамики и потребности, лишили его всякой действенности, мы закрыли себе всякие пути к выявлению и объяснению свойств и главнейшего назначения мышления: определять образ жизни и поведения, изменять наши действия, направлять их и освобождать их из-под власти конкретной ситуации» (Л. С. Выготский). Согласно Выготскому, именно С. — главное условие и средство овладения собой: осознать — значит в известной мере овладеть, осознание и овладение идут рука об руку. Высшим психическим функциям «в такой же мере присуща иная интеллектуальная, как и иная аффективная природа. Все дело в том, что мышление и аффект представляют собой части единого целого — человеческого С.» (Выготский). С., а не деятельность или — не только деятельность. (В свою очередь, источником индивидуального С. является идеальная форма.) Это важнейшее положение игнорировалось представителями психологической теории деятельности, стремившейся обязательно вывести высшие психические функции и С. из деятельности. Граница между психическими и высшими психическими функциями (при всей ее условности) пролегает не по линии орудийности и опосредствованности, а по линии деятельности и С. Психическая функция, в лучшем случае — продукт предметной деятельности. Она же и условие последней, ибо, если деятельность не содержит в себе внутренних, так или иначе осознанных регулятивов (потребностей, мотивов, установок, ценностей), она не заслуживает своего наименования. А высшая психическая функция — продукт С. или деятельности С. Отсюда и инаковость высших психических функций, которые, как и породившее их С., олицетворяют завоеванную «сотворенную свободу».Как говорил И. Г. Фихте, душа и С. намечают к созданию новые органы, под последними следует понимать функциональные органы, т. е. те же психические функции. Конечно, деятельность можно рассматривать как «первоматерию» человеческого мира и вслед за нем. классической философией раскрывать этот мир как подлинный универсум деятельности. Но в таком случае в деятельность нужно погрузить и мышление, и аффекты, и волю, и С., а не фантазировать по поводу того, как деятельность, лишенная модуса психического, порождает психику и С. Выготский прекрасно понимал роль понятия предметной деятельности для психологии. Более того, он реинтерпретировал всю совокупность высших психических функций и рассматривал их как органы деятельности, и это функциональное по своей природе объяснение ввело в научный оборот новый значительный ресурс для истолкования целостности психологической реальности. Примечательно, однако, что Выготский, обсуждая проблему единицы анализа мышления и языка, в качестве таковой выдвинул не предметное действие, а значение, которое относится, скорее, к сфере С.
Т. о., С., понимаемое в широком смысле слова, по отношению к деятельности выполняет двоякую роль: оно выступает в качестве ее внутреннего компонента, средства контроля за ходом деятельности; оно же выступает и как внешнее по отношению к ней, как источник представлений о ее целях, смысле и оценке. Иначе и не м. б., т. к. С. — это сложнейшая реальность, имеющая как свои уровни, так и свои структурные компоненты, его образующие. Рассмотрим 3 слоя С.
Духовный слой С. складывается очень рано в пространстве между Я — Ты, Я — Другой (М. Бубер, М. М. Бахтин, С. Л. Рубинштейн), а на самых первых ступенях развития в пространстве совокупного Я (Д. Б. Эльконин), которое начинает строиться с момента рождения. Многие исследователи фиксируют появление первой улыбки у младенца на 21-й день после рождения (В. В. Зеньковский, М. И. Лисина и др.). Тогда же появляется базисное чувство доверия/недоверия к себе, к миру (Э. Эриксон), являющееся основой возникновения других чувств. В т. ч., согласно смелой гипотезе Д. Винникота, — ощущение собственной магической силы (омниопотентности), иллюзии сотворения собственного мира. Винникот поясняет, что такой мир не является еще ни внутренней реальностью, ни внешним фактом. Но он есть! Его можно называть миром или пространством между, которое требует заполнения иным, отличным от самого индивида: иным Я, иной реальностью. Столь рано возникающий, пусть магически, духовный слой, развиваясь, становится колыбелью свободы, морального поведения, совести. Возникновение этого слоя неотрефлексировано, поэтому Мамардашвили неоднократно говорил: морально то, что беспричинно, бескорыстно, вызвано идеальной мотивацией, по отношению к которой теряет смысл вопрос «почему»? Мы говорим не «почему», а «по совести», как и мораль, причина самой себя. И в то же время она является причиной поступков, которые кажутся внешне немотивированными, они мотивированы идеально: иначе не мог. При нарушении сферы между, диалектики или диалогики в отношениях Я — Другой, по мнению Бубера, язык этой сферы сжимается до точки, человек утрачивает человеческое.
След. — бытийный слой. Его образующими являются биодинамическая ткань живого движения, предметного действия, чувственная ткань образа. Оба вида ткани, окрашенные аффективно, представляют собой строительный материал функциональных органов индивида, в т. ч. движения, действия, образа ситуации, образа действия и т. п. Движение вносит вклад в создание образа, последний регулирует осуществление движения. Строго говоря, биодинамическая и чувственная ткань — это одна ткань, подобная ленте Мёбиуса: биодинамическая ткань переходит в чувственную, а чувственная — в биодинамическую. Несколько упрощая, можно сказать, что движение не только реактивно, но и чувствительно к ситуации и собственному исполнению. Обе формы чувствительности во время осуществления движения чередуются. Их чередование обеспечивает фоновый уровень рефлексии; ее назначение — контроль за правильностью движения, над которым витает смысл двигательной задачи (Н. Д. Гордеева). Это как бы онтологическая рефлексия, занятая лишь объектом и получаемым посредством обеих форм чувствительности знанием. Возможно, правильнее назвать этот слой С. «бытийно-эмпирическим». Его иллюстрирует ответ ребенка в проблемной ситуации: «Не надо думать, надо доставать».
Наконец, рефлексивный слой С. Его образующими являются значение и смысл. В этом слое, который можно назвать также «бытийно-гносеологическим», происходит игра значений и смыслов: осмысление значений и означение смыслов. Эти процессы редко бывают симметричными, между ними наблюдается зазор, дельта непонимания, недосказанность или сверхсказанность, побуждающие к продолжению этой игры, к развитию С. в целом.Разумеется, выделение слоев С. и его образующих весьма условно с т. зр. его действительной работы. Каждый акт С., по словам Шпета, характеризует интенсивное разнообразие, значит, в такой акт м. б. вовлечены все слои и их образующие. Они находятся в постоянном взаимодействии, как по горизонтали, так и по вертикали. Взаимодействие и даже «взаимоузнавание» слоев далеко не просто. В бытийном слое С. дана первичная предметность, тогда как рефлексивный слой имеет дело с ее вторичными, превращенными (и извращенными), в т. ч. с идеологизированными формами. Вторичные могут затемнять и искажать первичные. Мамардашвили показал, что разработанный Марксом анализ (предметно-редуктивный анализ С.) есть способ обнаружения предметностей С. и его смыслов.
Трудности изучения обрисованной функциональной структуры С. обусловлены тем, что не все его образующие даны постороннему наблюдателю. В духовном слое Я и Другой даны лишь внешне, их внутренняя форма скрыта. В бытийном слое дана лишь биодинамическая ткань, чувственная — скрыта. В рефлексивном слое даны, да и то не прямо — значения, а смыслы скрыты. Но, как сказал Дж. Миллер, человек (добавим и его С.) создан не для удобства экспериментаторов. На основании приведенной схематической характеристики С. и его образующих можно заключить, что, действительно, существует «единый континуум бытия — С.» (Мамардашвили), что С. участно в бытии, что деятельность и С., подобно биодинамической ткани и чувственной ткани, можно рассматривать как 2 стороны ленты Мёбиуса, и взаимоотношения между ними асимметричны. Напряжения, возникающие между ними, — одна из движущих сил развития и саморазвития человека. (В. П. Зинченко.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
определение в психологии и философии, кратко
Сознание это в психологии одно из ключевых понятий. Под этим термином понимают механизм, который регулирует поведение человека. Также считается, что это биологическая функция мозга, которая позволяет индивиду составлять представление об окружающем мире и о себе самом.
Сознание состоит из трех элементов: чувства, ощущения, образы
Термин используется не только в психологии. Его можно встретить в работах философов. До сих пор среди специалистов нет единой точки зрения на то, что такое сознание.
Понятие в психологии
Считается, что такой механизм присущ только людям, это высшая функция мозга. Она тесно связана с речью и мышлением. За все время существования науки специалисты не смогли точно сказать, что такое сознание определение в психологии встречается разное.
Структуралисты в лице В. Вундта полагали, что под этим словом скрывается структура из множества элементов. Их можно представить в виде периодической системы Менделеева. В итоге попытки специалиста создать некую модель сознания в психологии провалились.
Функционалисты в лице Джеймса полагали, что сознание – это биологическая потребность. С помощью такого механизма человек легче адаптируется, но он представляет лишь небольшую часть психики.
Важно! Фрейд выделял не только сознание, но и бессознательное, подсознательное – это три уровня психики. Они взаимодействуют друг с другом и влияют на поведение человека. По мнению психоаналитика, сознание – это проявление работы разума.
Мнение философов
Не только в психологии рассматривается природа индивида. Мыслители с давних времен пытались разгадывать сущность людей. В дуализме считалось, что сознание – это дух, и оно бессмертно, дополняет материю (тело).
Дж. Беркли считал сознание первичным, а все объекты материального мира не существующими вне восприятия. У Ф. Энгельса было немного иное мнение: сознание присуще только людям, и оно отражает окружающий мир.
В философии тоже нет единого мнения о значении термина
В религии подобные понятия рассматриваются с разных точек зрения. В буддизме считается, что сознание – это весь окружающий мир, в индуизме под этим понимают существование некой сущности, которая наблюдает за действиями всех людей.
Структура
Сознание человека это в психологии ключевое понятие. Подобный механизм многокомпонентный. В. Зинченко выделял два слоя:
- Бытийный – складывается из опыта и чувственных образов;
- Рефлективный – появляется после осмысления индивидом происходящего.
В психологической литературе можно найти и другую версию. Некоторые придерживаются мнения, что сознание представлено в виде следующих компонентов: мышления, эмоций, воли, мотивации, самосознания.
Есть еще одна версия. В ней на первый уровень помещают восприятие окружающего мира и себя, это дает первичные знания. Дальше идет процесс познания сущности объекта, потом подключается эмоциональная сфера в виде воспоминаний и переживаний. В конце появляется ценностно-смысловой компонент, который включает духовное познание.
На данном этапе развития психологии нет единого представления структуры сознания. Каждая школа специалистов имеет свое мнение на этот счет.
Свойства
У данного механизма выделяют ряд важных характеристик. С их помощью можно выделить особенности сознания. Например, уровень ясности отображает то, насколько индивид понимает увиденные объекты.
Активность
Когда человек отражает окружающую действительность, то он не является пассивным участником. Он активно взаимодействует с окружающей средой.
Важно! Это позволяет ему выделять основные приоритеты в деятельности и поведении.
Есть еще одно свойство – это рефлексивность. Благодаря нему, индивид может обращать взгляд внутрь себя и заниматься самопознанием. Это дает ему возможность накапливать сведения о своих качествах, состояниях и анализировать, сравнивать все.
Интенциональность
Сознание всегда направлено на что-то или кого-то. Благодаря этому свойству, человек может определять субъект и объект внимания. В итоге он получает возможность выбирать приоритетные цели и достигать их.
Основные функции
В общей психологии сознание рассматривается как важный механизм. Оно выполняет определенные задачи, без него невозможна полноценная жизнь. В основном это регуляция поведения и взаимодействие с внешним миром.
Важная функция – это познание природы, явлений и механизмов, что дает возможность творить
Человек часто стремится добывать знания о мире вокруг него, которые дают возможность изменять материальные и идеальные представления. Еще одна функция – это коммуникативная. С ее помощью человек использует вербальные и невербальные методы общения для контакта с социумом.
Благодаря сознанию, индивид может оценивать общественную жизнь, поступки других людей. Делает он это на основе собственных чувств, опыта и, исходя из личных потребностей.
Примерное развитие
В процессе эволюции менялись не только физические характеристики живых существ. Психика тоже претерпевала ряд качественных изменений. Их можно представить в виде краткой схемы:
- Животные и предки людей – индивидуальности у сознания нет, оно достаточно примитивно. В это же время появляется общественное сознание, т.е. одна идея и цель для всех. Именно оно стало толчком для дальнейшего развития.
- Стадное – в группе нужен вожак, который ведет за собой остальных. Появляется иерархия. Каждый чувствовал себя защищенным.
- Начинает определяться состояние разумного человека. Оно позволяет наблюдать за разными явлениями и делать выводы.
- Совершенствуются высшие психические функции: речь, память, мышление, внимание, восприятие.
Подобная схема позволяет понять, что развитие сознания в ходе эволюции нельзя посчитать простым процессом.
Связь сознания и подсознания
Развитие психологии и нейрофизиологии позволило понять, что психика человека – очень сложное образование. В психологии принято выделять бессознательный, сознательный и подсознательный уровни.
Все эти части активно взаимодействуют друг с другом. Бессознание – это высшая нервная деятельность мозга, которая не требует активного участия носителя. Сознательность это в психологии управляемые и подотчётные явления и процессы.
Простой пример – человек понимает, какое место он занимает в жизни
Сознание и подсознание всегда взаимодействуют, эти два процесса являются одними из самых важных в психике. Когда человек учится водить машину, то сначала он осознанно управляет ей и вспоминает последовательность действий, со временем он все делает машинально.
Такое возможно благодаря тому, что навык перешел в подсознание и не требует контроля. Подобное свойство очень важно для психотерапии. Благодаря нему, удается скорректировать многие модели поведения.
Видео
16. ПОНЯТИЕ О СОЗНАНИИ В ПСИХОЛОГИИ. Шпаргалка по общей психологии
Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание.
Сознание можно представить также как внутреннюю модель внешней среды и собственного мира человека в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях. Эта модель помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.
Сознание есть результат обучения, общения и трудовой деятельности человека в социальной среде. В этом смысле сознание есть «общественный продукт».
В зоне ясного сознания находится незначительная часть сигналов, одновременно поступающая из внешней среды и от внутренних органов и систем. Эти сигналы используются человеком для осознанного управления своим поведением. Большая часть сигналов человеком не осознается, хотя они также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. В принципе каждый из этих сигналов может стать осознанным, если выразить конкретное воздействие словами – вербализовать.
Чтобы лучше понять суть сознания, следует остановиться на его психологических характеристиках.
Сознание – это прежде всего совокупность знаний. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, – это знание» (К. Маркс). Поэтому в структуру сознания входят познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных познавательных психических процессов, неизбежно становится расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания – это различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-Я». Человек единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обращать психическую деятельность на исследование самого себя. Человек может сознательно оценивать свои поступки и себя самого в целом. Животные, даже высшие, не могут отделить себя от окружающего мира. Отделение «Я» от «не-Я» – сложный путь, который проходит каждый человек в детстве.
Третья характеристика сознания – целеполагающая деятельность человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности. Именно эта функция сознания обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание человека обеспечивает предварительное мысленное построение схемы действий и предвидение их результатов. Целеполагающая деятельность непосредственно осуществляется благодаря наличию у человека воли.
Четвертая психологическая характеристика – включение в состав сознания определенного отношения. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание», – так определил эту характеристику сознания К. Маркс. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. Это богатый мир чувств, эмоций, которые отражают сложные объективные и субъективные отношения, в которые вовлечен каждый человек.
Особо следует подчеркнуть значение речи для формирования и проявления всех указанных функций и свойств сознания.
Только благодаря овладению речью становится возможным ycвоение человеком знаний, системы отношений, происходит формирование его воли и способности к целеполагающей деятельности, появляется возможность разделения объекта и субъекта.
Таким образом, все психологические характеристики сознания человека определяются развитием речи. Будучи усвоен конкретным человеком, язык (в форме речи) становится в известном смысле его реальным сознанием. «Язык есть практическое, существующее и для других людей, и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание…» (К. Маркс).
Некоторые авторы к свойствам сознания также относят построение отношений, познание, переживание и рефлексию.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Сознание. Измененные состояния сознания
Чтобы понять механизм многих явлений, источником которых является сам человек, вам необходимо понять, что такое сознание и какой у него статус.
Есть много необъяснимых явлений, которые, согласно некоторым гипотезам, есть человек, влияющий на мир вокруг нас. Это полтергейст, пирокинез, телепатия, ясновидение и т. Д. Но в простом мировоззрении огромную роль играет психика, так как человек воспринимает окружающий мир через органы чувств, передавая информацию через призму своего сознания.Часто человеческий организм может сыграть злую шутку.
Психея (от греч. {, Ψυχή} «дыхание, душа») — сложное понятие в философии, психологии и медицине.
- Особый аспект жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой.
- Способность к активному отражению действительности или совокупности психических процессов и явлений (восприятие, субъективные ощущения, эмоции, память и т. Д.).
Под психикой следует понимать своеобразное отражение тела, то есть его способность к различным рефлексам, а точнее проявление к ним способности реагировать на раздражители как внутреннего, так и внешнего мира человека.
Психея связана с соматическими (телесными) процессами. Он оценивается по нескольким параметрам: целостность, активность, развитие, саморегуляция, общение, адаптация и др. И проявляется на определенном этапе биологической эволюции.
При переходе от биологических форм отражения к ментальным делится на следующие этапы:
- Сенсорный. Отражая индивидуальные раздражители, субъект реагирует только на биологически значимые раздражители (раздражительность).
- Перцепционный. Выражается в способности отражать сложные раздражители в целом: ориентация начинается с набора атрибутов, есть реакция и на биологически нейтральные раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей (чувствительность).
- Интеллектуальный. Разве что помимо отражения отдельных предметов есть отражение их функциональных взаимосвязей и связей.
Различают несколько типов психических процессов:
- Когнитивные (чувство; восприятие; мышление; внимание; память; воображение; речь)
- Эмоции (эмоции; чувства; эмоции; стресс)
- Волевая (борьба мотивов; принятие решений; постановка целей)
У человека есть высшая форма разума — сознание.
Сознание
Сознание — одна из форм отражения объективной реальности в психике человека. Согласно культурно-историческому подходу характерной чертой сознания является то, что между объективной реальностью и сознанием находятся элементы общественно-исторической практики, что позволяет построить объективную (общую) картину мира.
К неотъемлемым характеристикам сознания относятся: речь, мышление и умение создавать обобщенную модель окружающего мира в виде набора образов и понятий.
В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:
- Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). Основа совокупности знаний о мире.
- Различие субъекта и объекта (противопоставление мира, различие между «я» и «не я»). Это включает самосознание, самопознание и чувство собственного достоинства.
- Отношение к самому человеку и миру (его чувствам, эмоциям, переживаниям).
- Творческая (творческая) составляющая (сознание с помощью воображения, мышления и интуиции создает новые образы и концепции, которых раньше в нем не было).
- Построение предварительной картины мира (память хранит образы прошлого, разум создает модель будущего).
- Целеполагание деятельности (исходя из потребностей человека сознание формирует цель деятельности и направляет человека на их достижение).
С точки зрения материалистической науки, между человеческим сознанием и окружающим материальным миром существует четыре типа взаимодействий.Первый и второй тип взаимодействия диалектически связаны: первичное сознание рождается из материального мира и определяется ими, но затем, по мере их созревания, оно начинает активно влиять на мир, трансформируя его по собственному плану. Третий и четвертый типы взаимодействий сами по себе не являются материальными, но относятся к информационному типу. Третий тип взаимодействия кажется пассивным. По сути, это активное отражение, включающее в себя элементы отражения, оценки и преобразования.Наиболее сложный и развивающийся позднее четвертый тип взаимодействия, знаменующий более высокую ступень развития сознания — самосознание.
Состояния сознания
Есть «нормальное» или «нормальное» состояние сознания — бодрствование, сон и глубокий сон.
Измененные состояния сознания (ASC) — «качественное отклонение в субъективном опыте или психологическом функционировании от определенных обобщенных для данной сущности правил рефлексивно индивидуумом или замеченных наблюдателями» (классическое определение А.Людвиг).
Типологически ISS можно разделить на:
- Вызвано искусственно: вызвано психоактивными веществами (например, психоделическими препаратами) или процедурами (например, сенсорная депривация).
- Психастенические за счет: религиозных обрядов, аутогенной тренировки по Шульцу, холотропной терапии Gropu.
- Самопроизвольно возникающее при нормальных обстоятельствах (при значительном напряжении, прослушивании музыки, спортивной игре) или в необычных, но естественных обстоятельствах (например,ж., если роды протекают нормально), или в необычных и экстремальных условиях (например, пиковый опыт профессиональных спортсменов, имущественный стаж различной этиологии и т. д.).
ISS могут быть вызваны совершенно разными триггерами (событиями, вызывающими определенную реакцию), и такие состояния могут быть связаны, а могут и не быть связаны с патологией. Также такие состояния часто возникают спонтанно и случайно.
Измененные состояния сознания
Самая ранняя форма фиксации и развития человеческой культуры — это преднамеренная индукция ИСС, а их активное использование для различных целей — шаманизм.В этнографии описывается измененное состояние, известное как «шаманская болезнь», «шаманский транс», состояние коллективного транса, например в процессе проведения шаманского ритуала и т. Д. В будущем МКС и техники наведения нашли свое место в различных религиях и «народной» культуре: колдовство, гадание, волшебная деревня, карнавалы и т. д. вниманию науки к явлениям МКС и их регулированию связана эпоха месмеризма, когда Ф.А. основ гипноза и разработал его активное терапевтическое использование.
В современной психологии разработаны различные модели, описывающие МКС: дискретные, непрерывные и дискретно-непрерывные.
Согласно исследованиям Арнольда Людвига, основными характеристиками являются следующие особенности, характерные для большинства МКС:
- Субъективные расстройства мышления (проявляющиеся в изменении концентрации внимания, нарушении мнемонических процессов или затруднении суждений).
- Изменения субъективного ощущения течения времени.
- Потеря контроля и страх потери эго-идентичности (диссоциативные расстройства).
- Изменения в эмоциональной сфере нижнего сознательного контроля, проявляющиеся в виде: 1) регресса к более примитивным эмоциям; 2) биполярное расстройство; 3) эмоциональная лабильность; 4) затруднение в выражении эмоций (изотимия).
- Изменение схемы тела (проприоцепция), включая феномен деперсонализации и дереализации.
- Искажения восприятия, представляющие собой иллюзию различных сенсорных модальностей, галлюцинации и псевдогаллюцинации, а также временное ухудшение зрительного восприятия, особенно зрительного.
- Изменение системы значений и ценностей.
- Трудности вербализации переживаний ИСС (невыразимость).
- Ощущение обновления возникает в ряде состояний и при выходе из них (психоделическое состояние, гипноз, деперсонализация и т. Д.).
- Понизить порог внушаемости, в том числе невозможность критической оценки словесных коммуникаций и инструкций в восприятии испытуемого; склонность искажать или неправильно интерпретировать различные стимулы на основе личного отношения и страхов.
Рекомендуется для procario: «States of Consciousness» — международный онлайн-ресурс, посвященный академическим исследованиям ISS.
Перевод «Яндекс.Переводчик»
.Функции сознания
В то время как некоторые психологи пытались выяснить, что такое сознание, к
анализирует опыт и связывает его с экологическими и органическими факторами,
других исследователей сознания больше интересовало, что такое сознание_
несс делает; то есть в его функциях. Пожалуй, самый важный импульс для такого
Функциональный подход к изучению сознания пришел из Darwin_
учение об эволюции.Дарвин, обсуждая борьбу за существование, имел
указал, что организмы, у которых есть наиболее адекватные средства приспособления к
их среда, скорее всего, выживет. Как сознание могло
Таким образом, оказалось, чтопомощи выживанию организмов заслуживают научного исследования. Intro_
Исследованиепоказало, что освоение двигательного навыка вначале заставляет человека оставаться в сознании.
единиц деятельности. Однако по мере того, как привычка приближается к совершенству, сознание
постепенно отступает.Затем отработанная привычка выполняется автоматически, с _
вне необходимого участия сознания. Таким образом, оказалось, что сознательный_
способствует выживанию организмов, помогая им учиться.
Этот подход к изучению сознания не смог продвинуться в достижении цели
.статус того, что такое сознание, или даже, в какой-либо заметной степени, что
сознание. Тем не менее, это оказалось очень важным при формировании меха_
Развитие психологии.В поисках раскрытия функций con_
сознания в адаптации, психологи были привлечены к исследованию процесса обучения _
сам выгреб. Со временем они стали меньше обращать внимание на сознание и больше на
.экологические и органические условия, способствующие эффективному обучению.
Такое изменение акцента сделало психологию тем, чем раньше была
рассматривается как наука о функциях сознания, наука о поведении.
(Норман Манн. Психология. Нью-Йорк, 1968, стр. 6-8)
Дата: 2015-01-29; вид: 1295
.
Определение, типы, перспективы — StudiousGuy
Указатель статей (Нажмите, чтобы перейти)
Психология
- Слово «Психология» происходит от греческого слова «Психея», т.е. осознание / сознание.
- Прямо отражает внутреннюю сторону человека и его сущность (душу).
- Произведен персонаж, которому по природе приписывается человек.
- По сути, это наука о поведении и психике.
∗ Научный контекст
- Психология включает в себя научные процессы
- Исследование продукта основано на принятых теориях, а именно:
→ Описание проблемы
→ Гипотезы
→ Разработка исследования
→ Сбор и анализ данных
→ Процесс репликации
→ Окончательное заключение
∗ Поведенческий контекст
- Включает социальные отношения:
→ эмоциональный отклик
→ Психическое функционирование человека
→ Открытые действия — наблюдаемые действия, такие как ходьба, бег, прикосновения и т. Д.
→ Социальные отношения — например, социальное взаимодействие.
→ Эмоциональная реакция — чувства гнева, лени, счастья, депрессии и т. Д.
→ Физиологические реакции — такие как сердцебиение, биологические реакции, привязанность и т. Д.
Типы психологии
1. Психология развития в основном фокусируется на человеке и процессе его роста и развития от рождения до смерти. Это, безусловно, объясняет изменения в поведении из-за возрастных факторов.
2. Педагогическая психология ориентирована на исследования. В центре внимания того, как люди получают знания от педагога или консультанта, могут быть выводы психологов в школах, университетах и других учебных заведениях.
3. Судебная психология — это отрасль психологии, которая взаимодействует с законом и помогает правоохранительным органам при расследовании преступлений. Обычно это наука, связанная с природой, которая включает в себя некоторые экспериментальные методы.
4. Гериатрическая психология уделяет внимание физическому состоянию и здоровью пожилых людей. В этой области человеческих действий учитываются как факты, так и результаты исследований.
5. Психология здоровья — это основа человеческого поведения, которое вызывает тревогу из-за психологической инсинуации таких действий, как курение, похудание и т. Д. Физическое здоровье напрямую влияет на наше психическое здоровье, и поэтому терапевты искренне обращают внимание на этот процесс.
6. Организационная психология обращает внимание на ваше отношение к работе. Это изучение человеческого поведения включает в себя эффективность работы, профессиональные консультации, планы выхода на пенсию и т. Д.
7. Физиологическая психология изучает наследственные и физические корни психологических расстройств, например, как наш мозг ведет себя по-другому после употребления наркотиков или как клетки накапливаются и функционируют.
8. Экспериментальные психологи расширили кругозор и пришли к выводу, что экспериментирование является подозрительным по своей природе.
9. Социальная психология смотрит на то, как мы существуем в этом мире. Он исследует культурное поведение, групповое поведение и наш подход и взгляды как элементы социальной психологии.
Психологические перспективы
1. Биологический
Изучение физиологии играет важную роль в психологическом развитии, которое считается отдельной наукой. В наши дни эта перспектива называется биологической психологией или иногда называется биопсихологией, и она фокусируется в основном на физических и биологических аспектах поведения человека.
2. Поведенческие
→ Поведенческая психология в основном фокусируется на изученном поведении.
→ Поведенческие принципы часто применяются в медицинских учреждениях (психических), где терапевты и консультанты используют эти методы для объяснения и лечения болезней.
3 . Когнитивный
В 1960-х годах появилась новая перспектива, известная как когнитивная психология. Обычно он фокусируется на психических процессах. Эта область связана с памятью, мышлением, решением проблем, языком и принятием решений.
4. Межкультурный
Довольно новая перспектива, достигшая стадии созревания. Здесь психологи и исследователи изучают поведение людей в разных культурах.
5. Эволюционный
Он фокусируется на изучении того, как эволюция объясняет физиологические процессы. Основные принципы эволюции наряду с естественным отбором анализируются психологами и исследователями, которые затем применяются к психологическим явлениям.В нем говорится о существовании этих психических процессов из-за их характера, которые служат эволюционной цели, то есть помогают в воспроизводстве и выживании.
6. Гуманистическая перспектива
В 1950-х годах возникла школа мысли, известная как гуманистическая психология, которая подчеркивает роль мотивации в мышлении и поведении. Самоактуализация и некоторые другие — важная часть этого.
7. Психодинамическая перспектива
Он в основном берет свое начало с работ Зигмунда Фрейда, в которых подчеркивается роль бессознательного, опыта раннего детства и межличностных отношений в объяснении человеческого поведения.
.Что означает психология?
Мусин Алмат Жумабекович:
11. Вдохновение — это совершенно удивительное и очень красивое безумие. 12. Творчество подобно полету бабочки, легкие крылья вдохновения помогут улететь за пределы человеческого понимания. 13. Блестящее вдохновение приходит само по себе, а именно сердечное откровение, которое дает людям понимание. Это очень особенное состояние ума. Особое состояние творческой личности. 14. Творческий человек должен делать открытия, а не миксы и ремиксы.15. Не подражайте, не восхищайтесь, а просто преуспевайте. 16. Встряхните реальность своим творчеством. 17. С каждым столетием воображение творческих людей становится все уродливее и уродливее, тупее и тупее. 18. Не имитируйте, просто доминируйте. 19. Как забавно это развитие плагиата. 20. Творческие люди стараются для нас только в начале карьеры. В 20 веке в искусстве кино было больше театра. В 21-м больше рекламы, в том же веке становится беднее музыка, постепенно уменьшается богатство звуков, увеличивается количество ленивых узоров, а рисование становится бессмысленным и неэстетичным.Но вас все убеждают в обратном, они говорят, что они авторитеты, а ваше мнение ничего не значит. 21. Творчество — это альтернативная вселенная. 22. Не нарушайте баланс между идеей и качеством. Поскольку качество — это красивая плотность, удовольствие от непонимания, потому что идея тонет в качестве, и люди не могут понять ваше творчество. В то время как благородная идея — это истина, которая делает все прозрачным, проходит через нас и доставляет нам истинное удовольствие и вдохновение от катарсиса прозрения.23. Гордость и тщеславие смешивают науку и искусство. 24. 1. Научное исследование зашло в тупик, потому что один научный исследователь в силу своей гордости никогда не согласится с мнением своего коллеги из той же области науки. Даже самый интеллектуально развитый человек не видит всей правды, он только предполагает, что (теории и гипотезы), предположения и бесконечные вариации толкований говорят о неведении. Многие исследователи перестали открывать что-то действительно важное, они лишь перефразируют научные труды друг друга.Жажда увидеть и узнать, что есть на самом деле, а не то, что вы хотите увидеть, — это наука. 2. Что такое библиотека — это собрание мнений, читая любую книгу, на протяжении всей книги вам рассказывают об одной и той же идее, состоящей всего из одного предложения или фразы. Независимо от того, сколько вы читаете, важно, насколько вы понимаете. 25. 1. Психология — это хакерство, призванное научиться управлять людьми. 2. Психология — гигантская дрель. 26. Никогда не доверяйте науке. Верьте фактам, которые показывают телепортатор и машина времени.27. Судьба управляет человеком с помощью игрового джойстика. 28. Человеческое мышление — это иерархия чувств и эмоций, от самых темных и низших до самых светлых и высших. 29. Злая комедия жизни в том, что каждый новый человек — это новая трещина в вашей психике. 30. Читающий человек пожирает мозги. Автор: Мусин Алмат Жумабекович
.