Созидательность Созидатель Созидательный | Что такое Созидательность Созидатель Созидательный
Созидая, мы творим самих себя.
Латинское крылатое выражение
Созидательность как качество личности – способность, постоянно проявляя энергию воли и разума, делать что-то существующим, создавать, производить, основывать.
Известный мудрец сидел в молчании, и лицо его выражало устремление. Его спросили: — Чем занят ум твой? Он отвечал: — Сейчас строю храм. — Где же храм твой? — Он за двадцать переходов отсюда, и строители в большой нужде. — Так даже в бездействии ты созидаешь? Мудрец улыбнулся: — Неужели действие только в пальцах и ступнях?
Человеческий ум пытлив и неугомонен, ему всегда всего мало, ему всё не так, всё всегда надо созидать. Созидательное начало подталкивает создавать что-то новое. Так возникают новые потребности и конца этому процессу не видно, хотя бы потому, что в обществе действует объективный, всеобщий экономический закон – закон возвышения потребностей. Словом, пока существует человечество, оно постоянно будет направлять свою мысль на созидание.
Созидание и разрушение – дуальная пара. Два полюса. Две стороны одной медали. То есть созидание – это разрушение с обратным знаком. Созидательность – дочь добра. Всю огромную материнскую силу она, проявляя сострадание, направляет на помощь людям. Сострадание – самая мощная созидательная сила Вселенной. Добро множит добро. Каждый человек делает свой выбор – созидать добро или попустительствовать злу, быть созидателем или разрушителем. Современный французский писатель Бернар Вербер в книге «Муравьи» пишет по этому поводу: «Ах, как длинна жизнь, и какой разрушительной она может быть, и насколько легче сделать её разрушительной, чем созидательной…»
Есть такая пословица: «Ломать – не строить, душа не болит». Верно подмечено. Созидание требует душевных затрат. Взять, к примеру, семейные отношения. Если у женщины грубое, каменное сердце, она не сможет воодушевлять своего мужа на созидание, ибо воодушевляющей силой в семье обладает исключительно женщина. «Мужчина – это олицетворение созидательной силы, женщина – воодушевляющей. Когда жена не может воодушевлять, ей придется вопреки женской природе созидать всё самой.
Воодушевляющая энергия женщины соткана из любви и может творить настоящие чудеса. Созидательная энергия мужчины соткана из силы разума и воли. Мужчина и женщина дополняют и уравновешивают друг друга. На этом стоит семья. Рэй Брэдбери в книге «Дом» пишет: «Любовь всегда что-то где-то строит. Иначе она угасает. Всю свою совместную жизнь вы строите — строите себя, строите дома, растите детей. Если один останавливается, <…> тогда получается, лишь половина всего строения. В конце концов, оно рассыпается, как карточный домик».
Начало созидания – воображение или визуализация того, что хочешь создать. Человек, созидая дом, уже мысленно нарисовал его у себя в голове. Муравьи строят муравейник на инстинктах. Ни одно животное не способно создать в своей голове мысленный план будущей созидательной деятельности. Иными словами, созидательность – прерогатива разумных существ. Еще Бернард Шоу подметил: «Воображение — это начало создания. Вы воображаете то, что хотите; вы желаете то, что воображаете; и, наконец, вы создаете то, что желаете».
Зависть лишена созидательного начала. Завистник будет исходить злобой к созидателю, но сам не способен на созидание. Квалификация не та. Зависть – это всегда разрушение. Пусть у меня сарай сгорит, лишь бы у соседа сгорел дом. Пусть мне выбьют один глаз, но соседу два. Словом, всегда найдутся завистники, которые обвинят в своей никчемности и неудачливости тех, кто творит и созидает.
Армянский поэт Аветик Исаакян в стихотворении «Я возвещаю вам…» пишет:
Для вас, кто осмеял величье созиданья,
Для вас, пресыщенных, придет духовный глад.
И будете молить и клянчить подаянье,
Блуждая по земле, мечась из града в град.
Какой огромной, животворящей силой обладает созидательность, мы убедимся на примере невероятной по своему масштабу личности — Иване Ивановиче Бецком – образованнейшим человеком своего времени. О нем рассказывает А. Бушков в романе «Екатерина II. Алмазная Золушка».
К моменту восшествия Екатерины на престол российское образование было в состоянии крайне горестном. Существовало несколько военных корпусов, где преподавали не только «специальные» предметы, но и, так сказать, общеобразовательные, общенаучные. Программа была довольно широкая – но в эти корпуса принимали исключительно дворян. «Гражданское» образование тоже не блистало особенным разнообразием: Академический университет и гимназия в Петербурге, университет и две гимназии в Москве, гимназия в Казани. И это – все. По всей стране более не имелось не то что университетов, но и простых школ – одни духовные училища. Не приходские школы, где учат духовные лица (как до Петра), а именно духовные училища со своим специфически узким кругом задач.
И вот выбор императрицы выпал на И.И. Бецкого, в ком во всю мощь была развита созидательность как качество личности. По замыслу Бецкого школа должна воспитывать новых людей – образованных, высоконравственных. Вообще Бецкой обучение ставил на второе место, а на первое – как раз воспитание высокой морали и нравственности.
Бецкой составил новую программу: «Генеральный план воспитания юношей обоего пола». Многое из него Екатерина осуществила на практике. Даже краткий пересказ биографии Бецкого поражает. Именно он (на равных с Екатериной) был основателем «Смольного общества благородных девиц» – того самого, знаменитого впоследствии Смольного института. А также – подобного Смольному Екатерининского училища в Москве.
Реформа Сухопутного кадетского шляхетского корпуса – снова Бецкой. Коммерческое училище при Воспитательном доме, «родовспомогательное училище при Санкт-Петербургском воспитательном доме, училище при Академии художеств, педагогические училища, дворянские „благородные училища“, „мещанские училища“ – и это Бецкой. Более тридцати лет Иван Иванович руководил всеми учебными заведениями империи, старыми и вновь создаваемыми. Он был главным попечителем Московского воспитательного дома, попечителем Смольного, президентом Академии художеств, фактическим руководителем Сухопутного шляхетского кадетского корпуса. Да вдобавок был одним из основателей Комиссии от строений Санкт-Петербурга и Москвы (подготовка и распределение всевозможных специалистов для заводов и фабрик, постройки и реставрации зданий, создание проектов застройки городов, строительство набережных). И разрабатывал уставы трех банков, и написал немало книг о воспитании детей…
И на всех этих должностях работал всерьез. И, между прочим, на связанные с воспитанием и образованием проекты израсходовал свои собственные, огромные средства (по подсчетам изумленных французов, два миллиона франков золотом). В отличие от подавляющего большинства тогдашних сановников, не принимал от Екатерины никаких «материальных благ» – за исключением крохотной усадебки в Лифляндии. Одним словом, потрясающий был человек, неизмеримо много сделавший для России…
Его смерть прошла не замеченной! Ни одной строчки в тогдашних газетах, охотно и много писавших о людях гораздо более малозначительных. Только Гаврила Державин откликнулся стихотворении «На смерть благотворителя». Когда зайдет речь о восемнадцатом столетии, охотно и много вспоминают об авантюристах вроде Калиостро, о дуэлянтах и повесах, о куртизанках, великосветских хлыщах – но мало кто помнит Ивана Ивановича Бецкого, которому впору памятники ставить. Недавно исполнилось двести лет со дня его рождения – но промолчали высокоумные академики, ни одна собака к могиле в Александро-Невской лавре цветочек не принесла… Прости уж, Иван Иванович! Ленивы мы и беспамятны…
Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/
Созидательная идеология и подрастающее поколение
Обострение общего кризиса потребительского формата, усугубление климатической ситуации на планете заставило человечество задуматься над вопросом: как продолжать жить дальше и как выйти из тупика, в который зашло человечество? Какая судьба ждёт наши новые поколения? Большинство социально-активных людей мира приходят к выводу, что для того, чтобы у всех нас было будущее, необходимы перемены в обществе. Необходим переход из потребительского формата в новый формат — в Созидательное общество, где бы все заботились о всех, где между людьми были бы отношения, достойные звания Человека, причём не на бумаге, а на деле. Тогда у человечества есть шанс выжить и стать единой цивилизацией.
Каждое общество имеет свою идеологию. Потребительский формат, который властвует в человеческом обществе вот уже 6 000 лет, — это формат звериных отношений между людьми, формат, где доминирует насилие, эгоизм, жажда наживы, обман и ложь. Именно он порождал в истории человечества несчастье, войны, рабство и разделение общества на бедных и богатых.
Созидательный формат — это формат сплочённости, солидарности, единой человеческой семьи. Созидательно общество — это общество, где ценится жизнь человеческая, где каждый человек обеспечен всеми необходимыми базовыми потребностями по праву рождения, где царит свобода и равенство. Это общество созидания, а не разрушения. Это общество единения, а не разделения. Это общество единой общечеловеческой цивилизации, а не разрозненных человеческих сообществ.
Большую роль в создании Созидательного общества играет идеология, которая должна быть направлена на популяризацию наилучших духовно-нравственных качеств человека. И это должно быть основой пропаганды в СМИ: на телевидении, в прессе, в интернете, на социальных, общественных платформах и так далее. Это должно стать потребностью общества — жить по-человечески, в любви, уважении, мире и дружбе. Именно Человек с большой буквы должен занять активную позицию в Созидательном обществе.
В новой созидательной идеологии человек должен быть насыщен духовно-нравственными качествами: гуманностью, уважением к людям, добросовестностью, правдивостью, готовностью совершать бескорыстные поступки, всегда прийти на помощь, умением дружить и ценить дружбу со всеми людьми, вне зависимости от рас и национальностей.
Основная задача — воспитать Человека с большой буквы. Таких людей надо взращивать, создавая условия для их воспитания и развития. Начинать нужно с детских садов, школ и других учебных заведений, в которых наставники будут развивать у детей духовное начало: силу духа, доброту, научат отличать добро от зла, правду от обмана. Важно, чтобы юный человек понимал, что такое духовно-нравственные основы, как познать себя, как дисциплинировать своё сознание, как научиться жить в бескорыстном взаимодействии и получать радость от заботы о других.
Безусловно, надо начать в первую очередь с самого себя, самому стать примером позитивных изменений. Надо проанализировать своё поведение в семье, на работе, в обществе. Хотели бы мы, чтобы с нами поступали так же, как мы поступаем с другими людьми? Надо задуматься, служим ли мы достойным примером нашим детям? Ведь мы живём и действуем в присутствии детей, а дети, как губка, впитывают все наши как позитивные, так и негативные качества. Изменить себя в лучшую сторону — задача каждого прогрессивного человека. Прогрессивные люди способны преобразовать себя. Своим примером они способны зажечь сердца многих людей, а многие люди на планете — изменить человечество.
Как говорится, в мире нет чужих детей, в мире все свои! Дети — это наше общее будущее. Но какое будущее нас ждёт, если мы сейчас ничего не предпримем и будем продолжать жить в таком прогнившем формате общества? Позор, что до сих пор в мире есть масса детей без семьи, и детская беспризорность является одной из страшных социальных проблем современного общества. Ведь детство без родительской любви калечит детские души. Основной причиной возникновения и роста беспризорности является потребительский формат общества, его агрессивность, жестокость, грубость, лживость. Именно условия потребительского формата общества порождают ухудшение жизнедеятельности, эгоистические взаимоотношения между людьми, кризис семей, разрушение нравственных ценностей. И это всеобщая деградация людей отражается в первую очередь на детях. Приобщение к наркотикам и алкоголю, вовлечение несовершеннолетних в проституцию — все это наблюдается даже в самых развитых странах мира.
В потребительском формате общества создано напряжение между разными поколениями, поскольку такой формат основан на эгоистическом восприятии мира. Даже в семьях, во взаимоотношениях родителей с детьми существуют проблемы взаимопонимания. Зачастую в развитых станах программа обучения системы образования перенасыщена, что отражается на здоровье и поведении детей. Воспитательная работа с детьми отсутствует. Всё чаще в печати сообщается о дерзких выходках, агрессивном, жестоком поведении молодого поколения, вопреки элементарным правилам человеческой морали. Участились случаи жестокого обращения родителей с детьми. Только задумайтесь, в мире 80 % маленьких детей ежедневно испытывают психическое и физическое насилие своих родителей. Разве допустима такая животная агрессия в нормальном цивилизованном общества? Во всём этом усматривается нарушение духовно-нравственной основы человеческих взаимоотношений.
В потребительском формате общества даже вполне адекватные родители прилагают очень много усилий, чтобы уберечь своих детей от пропаганды насилия, агрессии, античеловечности, разрекламированной в СМИ на разный манер. Большая роль в вопросе сохранения здорового поколения отводится психологам, педагогам, поскольку их долг — помочь «заблудившимся» детям и родителям, освободить их от душевных страданий. Но разве можно это сделать в одиночку или разрозненными группами, когда отовсюду идёт негативный поток информации прогнившего в своей жестокости потребительского формата? Нет. Изменить формат мы можем только всем вместе, сообща.
Основная задача Созидательного общества — создание единой человеческой цивилизации на основе любви, дружбы, взаимного уважения. В этом новом обществе родители и дети изменят свои взаимоотношения. У родителей будет много свободного времени для развития личности своего ребенка, взращивания здорового и крепкого поколения. А у детей будет возможность расти по-настоящему свободной личностью, полноценно развивать свой духовно-нравственный потенциал, стать теми, кто привносит в жизнь общества и окружающего мира позитивные изменения.
Для того, чтобы это будущее быстрее наступило, нужно активно действовать сейчас, пока есть такой шанс и возможность. На этом этапе очень важно информирование каждого о реальных перспективах и возможностях Созидательного общества. Без этого не будет совместной работы, взаимопомощи и достойного будущего человечества.
Люди с разных стран мира уже объединяются. Обратите внимание на то, какое активное участие приняли люди разных национальностей на конференции «Глобальный кризис. Время правды», какие актуальные вопросы подняли, и как все вместе ищут решение. Конференция переводилась более чем на 100 языков мира. Это уникальнейший опыт объединения. Никогда ещё человечество так не взаимодействовало. Пришло время Правды! Всё это говорит о том, что вместе мы составляем единство, силу и общий эгрегор в стремлении к нашему светлому будущему. Чем больше будет таких социально-активных людей в мире, тем сильнее будет резонанс, направленный на построение нового формата — Созидательного общества. Будущее зависит от каждого из нас!
Надежда Орлова
Творческая личность | Психология сегодня
Автор: Mihaly Csikszentmihalyi, опубликовано 1 июля 1996 г. — последняя проверка сделана 22 февраля 2021 г.
Из всех видов человеческой деятельности творчество ближе всего к осуществлению того, что мы все надеемся получить в своей жизни. Назовите это полноценной жизнью.
Творчество — центральный источник смысла нашей жизни. Большинство вещей, которые интересны, важны и человечны, являются результатом творчества. То, что отличает нас от обезьян — наш язык, ценности, художественное выражение, научное понимание и технологии — является результатом индивидуальной изобретательности, которая признавалась, вознаграждалась и передавалась через обучение.
Когда мы творим, мы чувствуем, что живем более полно, чем в остальное время. Возбуждение художника за мольбертом или ученого в лаборатории приближается к идеальному удовлетворению, которое мы все надеемся получить от жизни, но так редко получаем. Возможно, только секс, спорт, музыка и религиозный экстаз — даже если эти переживания мимолетны и не оставляют следов — дают глубокое ощущение того, что мы являемся частью чего-то большего, чем мы сами.
Я посвятил 30 лет изучению того, как живут и работают творческие люди, чтобы сделать более понятным таинственный процесс, посредством которого они приходят к новым идеям и новым вещам. Творческие личности замечательны своей способностью приспосабливаться практически к любой ситуации и обходиться всем, что есть под рукой, для достижения своих целей. Если бы мне нужно было выразить одним словом, что отличает их личности от других, то это сложность . Они показывают тенденции мысли и действия, которые у большинства людей сегрегированы. Они содержат противоречивые крайности; вместо того, чтобы быть «индивидуумом», каждый из них является «множеством».
Вот 10 противоположных черт, часто присутствующих у творческих людей, которые сливаются друг с другом в диалектическом напряжении.
1. Творческие люди обладают большой физической энергией, но они также часто тихи и отдыхают. Они работают долгие часы, с большой концентрацией, излучая ауру свежести и энтузиазма. Это предполагает превосходные физические данные, генетическое преимущество. Тем не менее удивительно, как часто люди, которые в свои семьдесят и восемьдесят лет излучают энергию и здоровье, помнят детство, измученное болезнями. Кажется, что их энергия генерируется изнутри, в большей степени благодаря их сосредоточенному уму, чем превосходству их генов.
Это не значит, что творческие люди гиперактивны, всегда «включены». На самом деле они часто отдыхают и много спят. Важно то, что они контролируют свою энергию; не правит календарь, док, внешнее расписание. При необходимости они могут сфокусировать его, как лазерный луч; когда нет, творческие типы немедленно перезаряжают свои батареи. Они считают очень важным для успеха своей работы ритм активности, за которым следует праздность или размышления. Это не биоритм, унаследованный с их генами; это было изучено методом проб и ошибок как стратегия для достижения своих целей.
Одним из проявлений энергии является сексуальность. Творческие люди парадоксальны и в этом отношении. У них, кажется, довольно сильная доза эроса, или генерализованной либидинозной энергии, которую некоторые прямо выражают в сексуальности. В то же время некое спартанское безбрачие также является частью их характера; воздержание, как правило, сопровождает превосходные достижения. Без эроса было бы трудно энергично браться за жизнь; без ограничений энергия может легко рассеяться.
2. Творческие люди, как правило, умны и в то же время наивны. Насколько они умны на самом деле, остается открытым вопросом. Вероятно, то, что психологи называют «g-фактором», то есть ядром общего интеллекта, действительно высоко у людей, которые вносят важный творческий вклад.
Самое раннее лонгитюдное исследование превосходных умственных способностей, начатое в Стэнфордском университете психологом Льюисом Терманом в 1921 году, довольно убедительно показывает, что дети с очень высоким IQ преуспевают в жизни, но после определенного момента IQ, по-видимому, не коррелирует ни с чем. дольше с превосходной производительностью в реальной жизни. Более поздние исследования показывают, что точка отсечки составляет около 120; может быть трудно выполнять творческую работу с более низким IQ, но IQ выше 120 не обязательно означает более высокую креативность.
Другой способ выражения этой диалектики — противопоставление полюсов мудрости и ребячества. Как заметил Говард Гарднер в своем исследовании главных творческих гениев этого века, определенная незрелость, как эмоциональная, так и умственная, может идти рука об руку с глубочайшими прозрениями. Сразу вспоминается Моцарт.
Кроме того, люди, которые вносят приемлемое новшество в область, по-видимому, способны хорошо использовать два противоположных способа мышления: конвергентный и дивергентный. Конвергентное мышление измеряется тестами IQ и включает в себя решение четко определенных рациональных задач с одним правильным ответом. Дивергентное мышление не приводит к согласованному решению. Это включает в себя беглость или способность генерировать большое количество идей; гибкость или способность переключаться с одной точки зрения на другую; и оригинальность в подборе необычных ассоциаций идей.
Это параметры мышления, которые измеряют большинство творческих тестов и которые пытаются улучшить большинство семинаров.Тем не менее остается мучительное подозрение, что на высших уровнях творческих достижений создание новизны не является главной проблемой. Люди часто утверждали, что за всю свою карьеру у них было только две или три хорошие идеи, но каждая идея была настолько продуктивной, что они всю жизнь были заняты тестированием, заполнением, проработкой и применением.
Дивергентное мышление бесполезно без способности отличить хорошую идею от плохой, и эта избирательность включает в себя конвергентное мышление.
3. Творческие люди сочетают в себе игривость и дисциплину или ответственность и безответственность. Нет сомнений в том, что игриво-легкий настрой типичен для творческих личностей. Но эта игривость не уходит далеко без своей противоположности, качества упрямства, выносливости, настойчивости.
Нина Холтон, чьи игриво-дикие зародыши идей легли в основу ее скульптуры, очень твердо убеждена в важности тяжелой работы: «Скажите кому-нибудь, что вы скульптор, и они скажут: «О, как интересно, как чудесно». .’ И я обычно говорю: «Что такого замечательного?» Это как быть каменщиком или плотником, половину рабочего дня. Но они не хотят этого слышать, потому что на самом деле представляют только первую часть, захватывающую часть. Но, как однажды сказал Хрущев, от этого блинов не жаришь, понимаете. Этот зародыш идеи не создает скульптуру, которая стоит. Он просто сидит там. Итак, следующий этап — тяжелая работа. Вы действительно можете воплотить его в произведение скульптуры?»
Джейкоб Рабинов, инженер-электрик, использует интересную умственную технику, чтобы замедлить себя, когда работа над изобретением требует больше выносливости, чем интуиции: «Когда у меня есть работа, требующая больших усилий, медленно, я притворяюсь, тюрьма. Если я в тюрьме, время не имеет значения. Другими словами, если на это уйдет неделя, это займет неделю. Что мне еще делать? Я буду здесь в течение двадцати лет. Видите? Это своего рода умственный трюк. Иначе вы скажете: «Боже мой, это не работает», а затем сделаете ошибки.
По-моему, вы говорите, что время абсолютно не имеет значения».Несмотря на беззаботный вид, которым обладают многие творческие люди, большинство из них работают до поздней ночи и упорствуют, в то время как менее целеустремленные люди этого не делают. Вазари писал в 1550 году, что когда художник эпохи Возрождения Паоло Уччелло разрабатывал законы визуальной перспективы, он всю ночь ходил взад и вперед, бормоча себе под нос: «Как прекрасна эта перспектива!» в то время как его жена безуспешно звала его обратно в постель.
4. Творческие люди чередуют воображение и фантазию с укоренившимся чувством реальности. Великое искусство и великая наука предполагают прыжок воображения в мир, отличный от настоящего. Остальная часть общества часто рассматривает эти новые идеи как фантазии, не имеющие отношения к текущей реальности. И они правы. Но весь смысл искусства и науки в том, чтобы выйти за пределы того, что мы сейчас считаем реальным, и создать новую реальность. В то же время этот «побег» не в страну никогда-никогда.
Большинство из нас полагает, что артисты — музыканты, писатели, поэты, художники — сильны в фантазиях, тогда как ученые, политики и бизнесмены — реалисты. Это может быть верно с точки зрения повседневной рутинной деятельности. Но когда человек начинает работать творчески, все ставки снимаются.
5. Творческие люди склонны быть как экстравертами, так и интровертами. Обычно мы то одно, то другое, предпочитая либо быть в гуще толпы, либо сидеть в сторонке и наблюдать за проходящим шоу. На самом деле в психологических исследованиях экстраверсия и интроверсия считаются наиболее устойчивыми личностными чертами, отличающими людей друг от друга и поддающимися надежному измерению. С другой стороны, творческие личности, по-видимому, проявляют обе черты одновременно.
6. Творческие люди скромны и горды одновременно. Удивительно встретить известного человека, который, как вы ожидаете, будет высокомерным или высокомерным, но вместо этого столкнетесь с самоуничижением и застенчивостью. Тем не менее, есть веские причины, почему это должно быть так. Эти люди прекрасно понимают, что стоят, по выражению Ньютона, «на плечах гигантов». Их уважение к области, в которой они работают, заставляет их осознать длинную череду предыдущих вкладов в нее, рассматривая свои собственные в перспективе. Они также осознают ту роль, которую удача сыграла в их собственных достижениях. И обычно они настолько сосредоточены на будущих проектах и текущих задачах, что прошлые достижения, какими бы выдающимися они ни были, уже не очень их интересуют. В то же время они знают, что по сравнению с другими добились очень многого. И это знание дает чувство защищенности, даже гордости.
7. Творческие люди в какой-то степени избегают жестких гендерно-ролевых стереотипов. Когда молодых людей тестируют на мужественность/женственность, снова и снова обнаруживается, что творческие и талантливые девочки более властны и круты, чем другие девочки, а творческие мальчики более чувствительны и менее агрессивны, чем их сверстники-мужчины.
Эту склонность к андрогинности иногда понимают в чисто сексуальных терминах, и поэтому ее путают с гомосексуализмом. Но психологическая андрогинность — гораздо более широкое понятие, относящееся к способности человека быть одновременно агрессивным и заботливым, чувствительным и ригидным, доминирующим и покорным, независимо от пола. Психологически андрогинный человек фактически удваивает свой репертуар реакций. Творческие личности чаще обладают сильными сторонами не только своего пола, но и другого пола.
8. Творческие люди одновременно бунтари и консерваторы. Невозможно быть творческим, не усвоив сначала область культуры. Поэтому трудно понять, как человек может быть творческим, не будучи одновременно традиционным и консервативным, и в то же время мятежным и иконоборческим. Быть только традиционным оставляет область неизменной; постоянный риск без учета того, что ценилось в прошлом, редко приводит к новизне, которая воспринимается как улучшение. Художница Ева Зейзель, которая говорит, что фольклорная традиция, в которой она работает, является «ее домом», тем не менее производит керамику, признанную Музеем современного искусства шедеврами современного дизайна. Вот что она говорит об инновациях ради инноваций:
«Эта идея создать что-то не является моей целью. Быть другим — это отрицательный мотив, и никакая творческая мысль или созданная вещь не вырастает из отрицательного импульса. Негативный импульс всегда фрустрирует. А быть другим означает «не нравится» это» и «не так». А «не нравится» — вот почему постмодернизм с приставкой «пост» не мог работать. Никакой отрицательный импульс не может работать, не может произвести какое-либо счастливое творение. Только положительный».
Но также необходима готовность пойти на риск, порвать с безопасностью традиции. Экономист Джордж Стиглер очень категоричен в этом отношении: «Я бы сказал, что одной из самых распространенных ошибок способных людей является отсутствие мужества. Они будут играть в безопасные игры. если это будет интересно. Невозможно предсказать, что все пойдет хорошо».
9. Большинство творческих людей очень увлечены своей работой, но при этом могут быть предельно объективны. Без страсти мы быстро теряем интерес к сложной задаче. Тем не менее, не будучи объективным, наша работа не очень хороша и не заслуживает доверия. Вот как об этом говорит историк Натали Дэвис:
«Я думаю, что очень важно найти способ отстраниться от того, что вы пишете, чтобы вы не могли настолько отождествиться со своей работой, что вы не можете принимать критику. и реакция, и в этом опасность того, чтобы иметь такое же сильное влияние, как и я. Но я знаю об этом и о том, когда я думаю, что особенно важно отстраниться от работы, и это то, где возраст действительно помогает «.
10. Открытость и чувствительность творческих людей часто подвергают их страданию и боли, но также и большому удовольствию. Большинство согласится со словами Рабинова: «У изобретателей низкий болевой порог. Их беспокоят вещи». Плохо спроектированная машина причиняет изобретательному инженеру боль точно так же, как творческому писателю больно читать плохую прозу.
Одиночество в авангарде дисциплины также делает вас незащищенным и уязвимым. Высокое положение вызывает критику и часто жестокие нападки. Когда художник потратил годы на создание скульптуры или ученый на разработку теории, это разрушительно, если никому до этого нет дела.
Глубокий интерес и участие в малоизвестных темах часто остаются без вознаграждения или даже вызывают насмешки. Дивергентное мышление часто воспринимается большинством как девиантное, поэтому творческий человек может чувствовать себя изолированным и непонятым.
Пожалуй, самое тяжелое для творческих личностей — это чувство утраты и пустоты, которые они испытывают, когда по каким-то причинам не могут работать. Это особенно болезненно, когда человек чувствует, что его творчество иссякает.
Но когда человек работает в сфере своей компетенции, тревоги и заботы отпадают, сменяясь чувством блаженства. Пожалуй, самое важное качество, которое наиболее последовательно присутствует у всех творческих личностей, — это способность получать удовольствие от процесса творчества ради самого процесса. Без этой черты поэты отказались бы от стремления к совершенству и стали бы писать рекламные джинглы, экономисты работали бы в банках, где зарабатывали бы как минимум в два раза больше, чем в университетах, а физики перестали бы заниматься фундаментальными исследованиями и устроились бы в промышленные лаборатории, где условия лучше, а ожидания более предсказуемы.
Из книги Творчество: работа и жизнь 91 выдающегося человека , Михая Чиксентмихайи, опубликовано HarperCollins, 1996. Могли бы вы вообще представить себе жизнь без искусства? Одна только мысль заставляет меня дрожать. Могли бы вы стать следующим Уильямом Шекспиром, Стивеном Спилбергом или Дж.К. Роулинг? Узнайте с помощью этих 20 признаков, что вы творческий человек.
1. У вас проблемы с полномочиями.
Креативные люди не всегда хорошо ладят с менеджментом, потому что предпочитают маршировать в такт собственному барабану.
2. Вам трудно общаться с людьми.
У большинства людей есть сильное желание приспособиться, чего вы не понимаете. Соответствие грубое.
3. Вы любите решать проблемы.
В то время как большинство людей убегают и прячутся от проблем, вы намеренно ищете их, потому что не любите ничего, кроме нового нового вызова.
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
4. Вы сами себе худший критик.
Вы написали блог много месяцев назад и думали, что это замечательно, когда вы его опубликовали. Но потом вы перечитываете это позже и удивляетесь: « О чем, черт возьми, я думал?» Затем вы определяете примерно тысячу способов, как это могло бы быть лучше, и ругаете себя за такую глупость.
Примечание: Кстати, именно поэтому я ОТКАЗЫВАТЬСЯ от чтения моих собственных старых блогов и статей.
5. Вы задаете много вопросов.
Застойный ум, лишенный любопытства, не способен творить.
6.
Вы везде носите с собой блокнот.Потому что как еще вы можете запомнить все эти блестящие идеи, которые приходят вам в голову на лету?
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
7. Вы находите красоту в обычном.
Креативщики живут настоящим и постоянно трепещут перед окружающим миром.
8. Вы равнодушны к отказу.
Посмотрим правде в глаза: снаружи жестокий мир. Если бы стать писателем, актером или художником было легко, гораздо больше людей сделали бы это. Получение этого ужасного письма с отказом поначалу вызывает отвращение, но в конце концов вы можете просто пожать плечами и перейти к следующему.
9. Вы понимаете силу атмосферы.
Есть причина, по которой некоторые авторы отправляются в деревенскую хижину или на песчаный пляж, чтобы писать свои романы. Некоторые атмосферы более способствуют творчеству, чем другие. Может быть, вам нравится собирать свой ноутбук и идти в кафе, на скамейку в центре города или под дерево в парке. Как бы то ни было, вы знаете места, которые стимулируют ваши творческие способности.
10. Вы думаете, что у большинства людей плохой вкус.
Фильмы и музыка, которые нравятся большинству людей, могут показаться вам совершенно ужасными. Не знаю, как вы, а я считаю, что котенок умирает каждый раз, когда кто-то слушает Nickelback.
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
11. Вы наблюдаете за людьми.
Почему люди смотрят телевизор, когда реальная жизнь бесконечно интереснее?
12. Вы занимаетесь этим не ради денег.
Деньги оплачивают счета, но не приносят счастья. Есть гораздо более простые способы заработать на жизнь. Дело не в деньгах, а в увлечении.
13. Вы испытываете эмоциональные взлеты и падения.
Ваша эмоциональная жизнь не является прямой линией. Наоборот, это больше похоже на трассу американских горок, полную провалов, падений, подъемов, петель и поворотов. Иногда вы можете испытать извержение счастья и крушение печали в течение нескольких мгновений друг от друга. Самые болезненные части обычно обнаруживаются в вашем искусстве.
14. Вы ищете вдохновения.
Вдохновение не приходит само по себе. Будь то открытие художественной галереи, театральная постановка или живая музыка в баре в центре города, вы ищете вдохновение везде, где только можете. Приятно осознавать, что ты не одинок в своем желании творить.
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
15. У вас интересное чувство юмора.
Худшие шутки — лучшие шутки.
16. Вы эволюционируете как босс.
Способность адаптироваться к сложным сценариям необходима для выживания в творческих джунглях.
17. Вы ненавидите стереотипы.
Вы понимаете, что человеческие существа слишком сложны, чтобы их можно было впихнуть в гендерные роли или стереотипы.
18. У вас нет фильтра.
Вам не кажется, что жизнь была бы намного веселее, если бы каждый говорил то, что думает, без фильтров? Не существует такого понятия, как TMI (слишком много информации).
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
19. Вам нужно время, чтобы подумать.
Ваш самый большой актив — это ваш мозг.
20. Вы не поддаетесь давлению.
Будь то ненавистник, который считает ваше произведение искусства отстойным, член семьи, который думает, что «тебе нужно найти настоящую работу», или друг, который думает, что ваша идея «никогда не сработает», вы не уступите давлению извне.