| Нарушение памяти у детей
Нарушение памяти – патологическое состояние, связанное с невозможностью полноценно сохранять, накапливать и использовать полученную ранее в процессе восприятия окружающего мира информацию.
Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное состояние) – одно из самых распространенных расстройств, способное существенно ухудшить качество жизни любого человека особенно ребенка.
По статистике, регулярными нарушениями памяти (в разной степени выраженности) страдают около четверти всего населения Земли. И в эту статистику соответственно входят и дети. Это нарушение портит качество жизни ребенка и «закрывает» путь к Успешности. Именно поэтому нужно как можно раньше продиагностировать ребенка у нейропсихолога.
Ребенок со слабой памятью обычно плохо усваивает школьную программу, нарушает дисциплину, быстро утомляется, невнимателен, отвлекается, плохо удерживает внимание.
Нарушения памяти у детей приводят к тому, что ребенок с трудом запоминает содержание урока, полученную информацию, инструкции родителей и педагога педагога, внешне производит впечатление «бестолкового».
Очень часто педагоги и родители детей с нарушением памяти часто считают ленивыми или плохо мотивированными. Причем подобные проблемы с памятью у ребенка могут проявляться не только в нарушении функции памяти, но и в плохом восприятии последовательности слов, зрения, медленном приобретении навыка чтения и т.д. и т.п., причина которого выявляется только с помощью нейропсихологической диагностики и тестирования с опытным нейропсихологом.
Расстройства памяти могут иметь разное происхождение: органические поражения головного мозга и психические заболевания.
На работу памяти влияют определенные участки коры головного мозга, мозжечок, лимбическая система
. Но основное влияние на эту работу оказывают участки, расположенные в височной области левого и правого полушарий. Еще одна важная структура мозга, влияющая на процесс запоминания — гиппокамп.
Память функционирует благодаря работе нервных клеток — нейронов. Связь между нейронами обеспечивают нейромедиаторы. Нейромедиаторы — это вещества, обеспечивающие передачу сигналов от нейрона к нейрону. Содержатся они в гиппокампе. К нейромедиаторам принадлежит, например, ацетилхолин. При дефиците нейромедиаторов процесс запоминания в значительной степени ухудшается. Для того, чтобы установить истинную причину провалов в памяти у ребенка необходимо провести грамотную нейродиагностику
На сегодняшний день можно выделить следующие главные причины нарушения памяти:
- общие психофизические состояния, как следствие стрессов и переутомления,
- последствия тяжелых соматических заболеваний и сезонного гиповитаминоза;
- медикаментозное отравление (в раннем детском возрасте), вакцинация;
- нарушение памяти вследствие поражений в структурах головного мозга;
- острые и хронические нарушения кровообращения головного мозга, атеросклероз мозговых сосудов, спазм сосудов головного мозга и другие, возрастные нарушения;
- черепно-мозговые травмы;
- опухоли головного мозга;
- задержка развития, интеллектуальные нарушения, задержка речи;
Корректировать нарушения памяти нужно обязательно. И делать это необходимо как можно раньше. Т.к. данное нарушение может стать причиной многих проблем и трудностей у ребенка – психосоматических, неврологических, причин школьной «неуспешности», психологических проблем, комплекса неполноценности и неуспешности.
В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» есть целый ряд коррекционных программ, позволяющий решить эту проблему раз и навсегда, достичь устойчивый и долгосрочный результат.
Нейропсихологическая коррекция – это наиболее эффективный на сегодняшний день безмедикаментозный метод помощи детям, а значит не имеющий никаких побочных эффектов. При грамотном профессиональном подходе самый результативный и устойчивый, потому что основан на тренировке Мозга и определенных его зон!!!
Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии.
Программа нейропсихологической коррекции включает в себя двигательную (психомоторную) часть, когнитивную (задания за столом или на ковре для развития памяти, речи, мышления, письма, чтения и т.
Нейропсихологическая коррекция позволяет ребенку безмедикаментозно преодолеть нарушения памяти. Нейропсихологическая коррекция оказывает терапевтическое воздействие на организм — улучшает эмоциональное и физическое состояние, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает внутренние резервы и способности, развивает дополнительные скрытые возможности головного мозга.
Наши нейропсихологи гарантируют 100%результат при соблюдении всех требований.
В нашем центре в программу нейропсихологической коррекции интегрировано самое новейшее Инновационное оборудование и методики для достижения наибольшего и скорейшего результата.
Мозжечок — один из отделов головного мозга — отвечает за реализацию множества функций в организме человека, в том числе, за память и развитие когнитивных функций. Мозжечок – диспетчер нашего мозга. Он связан со всеми частями мозга и перерабатывает всю информацию от органов чувств, которая поступает в мозг. На основе этой информации мозжечок проводит коррекцию движений и поведения. Нейропсихологи установили, что у всех детей с нарушениями развития эта система работает неправильно.
Программа мозжечковой стимуляции нормализует работу ствола мозга и мозжечка. Методика улучшает:
- восприятие устной, письменной речи
- все виды памяти
- мышление
- навыки механического чтения
- математические способности
- координацию движений, баланс, походку, ощущение собственного тела
Проявление симптомов СДВГ нередко обусловлено различными нарушениями в работе мозжечка. Именно поэтому стимуляция, направленная на нормализацию функционирования лимбической системы, мозжечка и ствола мозга, помогает ускорить развитие
Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность занятий с логопедом, дефектологом, речевым, поведенческим терапевтом. Программа подбирается индивидуально в соответствии с результатами нейропсихологической диагностики.
У многих детей с речевыми нарушениями, нарушениями памяти, чтения и письма, математики есть трудности в обработке зрительной информации. Часто эти трудности связаны с нарушением взаимодействия между органами чувств (нарушение сенсорной интеграции). Мозг ребенка не успевает эффективно обрабатывать информацию из разных источников. Например, ребенок не может одновременно слушать инструкцию на уроке и записывать или выполнять задание и быстро реагировать на вопросы. При чтении часто теряет строку, не понимает смысла прочитанных слов, забывает, пропускает во время письма буквы. Эти тренировки помогают синхронизировать работу зрительной, слуховой и вестибулярной системы.
Ритмотерапия интегрированная в программу сенсорной интеграции в сочетании с чтением вслух обеспечивают развитие чувства ритма и чувства времени, которые необходимы для успешного запоминания, чтения, письма и других видов учебной деятельности.
Эти занятия – многоуровневая стимуляция всех сенсорных систем, участвующих в формировании речи, памяти, процессов чтения и письма.
Функционирование нервной системы — это сложная ритмичная деятельность, предполагающая синхронизированное взаимодействие между разными областями мозга.
У ребенка с нарушениями, как правило, мозг работает недостаточно ритмично. Упражнения, направленные на решение этой проблемы, оказывают благотворное влияние на все области функционирования.
Взаимодействие с ритмичной музыкой стимулирует развитие чувства ритма, внимания, памяти, стрессоустойчивости, способности организовывать свои мысли и движения во времени. Все эти способности развиваются благодаря тому, что в процессе коррекции обеспечивается стимуляция, улучшающая качество функционирования головного мозга и качество его связей с телом.
Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой ритмотерапии сочетает в себе два важных для развития мозга аспекта: стимуляцию звуками определенных частот и стимуляцию с помощью ритма.
Занятия с интерактивным метрономом
назначаются детям с СДВГ, нарушениями аутистического спектра (ранний детский аутизм), задержкой психического развития, нарушениями памяти, ДЦП, нарушениями темпа речи, детям после черепно-мозговых травм, повреждений спинного мозга, заиканием, тиками, синдромом навязчивых состояний, нарушением координации движений.Детям часто очень трудно концентрироваться, запоминать и выполнять инструкции, состоящие из нескольких частей, выполнять всё до конца, не отвлекаться и не «перескакивать». Такие проблемы связаны с чувством времени и чувством ритма. Это основа для овладения любыми учебными навыками, в том числе чтением, письмом и счетом, решением задач.
Интерактивный метроном стимулирует мозговую активность, которая необходима для обработки сенсорной информации, поступающей извне. Это способствует развитию способности планировать свою деятельность, стабилизирует поведенческие реакции.
Нейродинамическая коррекция способствует повышению работоспособности мозга и, соответственно, улучшению памяти, концентрации внимания, развитию моторики, повышению коэффициента интеллекта.
Упражнения, включённые в систему кинезиотерапии улучшают ритмичную работу всех систем организма, развивают личностный самоконтроль, межполушарное взаимодействие, способствуют наиболее полному восприятию любой информации, развитию памяти.
Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики, способствуют активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга, отвечающих за поведение и умение контролировать свои действия, обеспечивают развитие высших психических функций.
Play Attention это программа коррекции и усиления внимания, использующая последние разработки биологической обратной связи. Технология БОС позволяет управлять компьютером при помощи активного внимания.
Программа Play Attention, интегрированная в нейропсихологическую коррекцию помогает приобрести навыки, необходимые для успешного обучения и развития, и показана детям и взрослым с проблемами, связанными с нарушением внимания и памяти.

В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» показывают отличные устойчивые результаты несколько специальных программ по коррекции памяти для детей от 3х до 18 лет с интеграцией различного оборудования.
Коррекционные программы:
Контактные телефоны
8 (903) 520-03-54
Ваш вопрос
[recaptcha id:capt]
НАШ АДРЕС
МКАД, съезд 93 В, 3-я Крестьянская ул, строение 23.
Координаты для навигатора 55.892486, 37.714483
Лицензия
Ковид и память — Проблемы с памятью после ковида
Ухудшение памяти, потеря обоняния и другие последствия коронавируса. Разговор с врачом-неврологом Euromed Clinic, к.м.н. Дыниным Павлом Сергеевичем.
Сегодня уже ни для кого не секрет, что заболевание COVID-19 опасно не только в острой фазе течения болезни, но и после, так как оно влияет на многие органы и системы организма.
Последствия коронавируса называют постковидным синдромом, который в 2020 году официально был внесен в международную классификацию болезней (МКБ-10). Многие пациенты отмечают ухудшение или даже потерю памяти после «ковида».
О том, почему так происходит мы спросили у врача-невролога, паркинсонолога, к.м.н. Дынина Павла Сергеевича.
Павел Сергеевич, расскажите, почему может возникать ухудшение памяти после коронавируса?
Действительно, часто пациенты после перенесенной новой коронавирусной инфекции обращаются с жалобами не только на общую слабость, но и на неврологические проявления постковидного синдрома: от более легких проявлений, таких как головная боль, нарушение обоняния до тяжелых осложнений, таких как судороги и инсульты.
Я часто слышу от пациентов фразу «Доктор, я замечаю, что у меня плохая память после ковида». В том числе, нередки случаи частичной потери памяти после коронавируса.
На сегодняшний день предполагается, что причина кроется в природе вируса.
SARS-CoV-2 проникает в центральную нервную систему одним из двух способов: во-первых, за счет системного распространения по сосудам с помощью АПФ (ангиотензинпревращающего фермента) и, во-вторых, более локально через решетчатую кость черепа (относится к околоносовым пазухам), что возможно связано с развитием нарушения обоняния, которое встречается у пациентов с COVID-19. Попадая в системный кровоток, вирус проникает в нервную ткань.
Такая нейротропность вируса вызывает проблемы с памятью после ковида и другие неврологические нарушения.
Какие, например?
Существуют публикации о выявлении инсульта у ряда пациентов моложе 50 лет, после установления диагноза «Новая коронавирусная инфекция (SARS-CoV-2)». Важным является факт того, что до болезни у ряда из этих пациентов не было выявлено предрасполагающих к инсульту факторов риска.
Как еще коронавирус влияет на мозг и память?
Проникновение вируса в нервную систему может способствовать развитию астенического синдрома, а также возникновению или усугублению нарушения памяти. При этом часто за ухудшение памяти после ковида принимается один из характерных симптомов астении – снижении концентрации внимания.
Астения, по своей сути, представляет собой «усталость» мозга, но, к счастью, является обратимым состоянием и восстановление памяти после ковида в большинстве случаев возможно.
Астения после коронавируса может иметь психологические проявления (раздражительность, тревожность, бессонница) и вегетативные проявления (потливость, тахикардия).
По сути, если можно так выразиться, инфекция снижает «сопротивляемость» нашей психики и физиологическую работоспособность головного мозга. Одной из причин астении является гипоксия (кислородное голодание тканей), вызванная поражением легких.
К сожалению, возможны и последствия коронавирусной инфекции в виде стойкого снижения памяти и внимания, встречаются провалы в памяти после ковида, а также прогрессирующая сосудистая патология головного мозга.
Стойкое нарушение памяти от астении отличает необратимость этого состояния при отсутствии терапии, и подтверждение нарушений памяти по результатам проведения специального тестирования.
Павел Сергеевич, можно ли справиться с астенией после коронавируса самостоятельно? И что делать, если после ковида ухудшилась память?
Как показывают исследования и подтверждает наша практика, время восстановления в случае постинфекционной астении после перенесенной коронавирусной инфекции может достигать нескольких месяцев и требует грамотно подобранной терапии.
Важно понимать, что за астенией могут скрываться более тяжелые проявления, требующие дополнительной диагностики и специфической терапии. Поэтому на вопрос «Как восстановить память после коронавируса» однозначного ответа нет, необходимо обратиться к врачу.
👉🏻Записаться на прием к неврологу можно по телефону + 7 812 327 03 01
Приходилось ли Вам сталкиваться с тяжелыми неврологическими последствиями COVID-19 у пациентов?
Да, совсем недавно был достаточно сложный случай. Ко мне обратился пациент после перенесенной две недели назад пневмонии, вызванной SARS-CoV-2, с жалобами на онемение кистей и стоп. Мы провели ряд необходимых лабораторных и инструментальных исследований.
В считанные дни к онемению присоединилась слабость в конечностях и осиплость голоса. Такие симптомы характерны для серьезной аутоиммунной патологии, возникающей после ряда инфекций – полирадикулоневропатии Гийена-Барре.
Пациенты с подобными симптомами требуют обязательного нахождения и наблюдения в отделении реанимации и интенсивной терапии, так как при прогрессировании заболевания могут поражаться дыхательные мышцы.
Сложность состоит в том, что в этом случае пациент и так испытывает трудности с дыханием, вызванные пневмонией. Пациент был помещен в неврологический стационар. В данном случае успешное выздоровление предопределила своевременность диагностики и лечения.
При возникновении симптомов, похожих на те, о которых врач рассказал в этой статье, запишитесь на прием по телефону + 7 812 327 03 01
Почему я не могу вспомнить свое детство: возможные объяснения
Обычно мало детских воспоминаний. Со временем ваш мозг должен освободить место для новых впечатлений. Вы также с меньшей вероятностью вспомните вещи, если они не оказали особого эмоционального воздействия или если вы пережили детскую травму.
Долгие ленивые летние дни, шалости с друзьями, ссоры с братьями и сестрами и свежеиспеченное печенье после школы — вот лишь некоторые из воспоминаний, которые могут остаться у вас из детства.
У некоторых людей много воспоминаний о различных этапах ранней жизни, но другие очень мало помнят о годах своего становления к тому времени, когда они достигают взрослой жизни.
Как бы вы ни копались в своем мозгу, вы можете обнаружить не более чем нечеткие образы, которые исчезают, когда вы пытаетесь рассмотреть их более внимательно.
Если вы привыкли слышать, как друзья и близкие рассказывают о детстве, вы можете задаться вопросом, почему вместо ностальгических воспоминаний у вас пустое место. Вы почти уверены, что не испытали ничего травматического, так что же дает? Почему ты не можешь вспомнить? В конце концов, вы пережили что-то глубоко удручающее?
Не обязательно. Детская или младенческая амнезия, потеря воспоминаний первых нескольких лет жизни — это нормально, поэтому, если вы мало что помните из раннего детства, вы, скорее всего, относитесь к большинству.
Возможно, вы слышали теорию о том, что люди часто справляются с болезненными воспоминаниями, забывая о событии. Если у вас мало детских воспоминаний, может быть трудно избавиться от мысли, что под поверхностью может скрываться что-то травмирующее.
Возможно, это не так. Краткий обзор теории подавленной памяти может помочь объяснить, почему.
Теория подавленной памяти
Зигмунд Фрейд был первым, кто связал детскую травму с потерей памяти, или, если быть точным, подавленными воспоминаниями. Эта идея действительно начала набирать обороты в 1990-х годах, когда ряд терапевтов предположили связь между необъяснимыми симптомами психического здоровья и забытым жестоким обращением в детстве.
Некоторые терапевты помогали клиентам восстановить так называемые подавленные воспоминания с помощью неэтичного процесса внушения. Многие из этих восстановленных «воспоминаний» позже оказались ложными.
Эксперты окончательно не исключают идею о том, что люди могут забывать травмирующие события и вспоминать их позже, но необходимы дополнительные исследования.
У выживших могут быть бессвязные воспоминания или пробелы в памяти во время жестокого обращения. Вы можете изо всех сил пытаться разместить определенные жизненные события на временной шкале или сомневаться в том, что помните, но, вероятно, вы помните, по крайней мере, обрывки.
Травма и память
Хотя маловероятно, что вы полностью забудете все о травмирующем событии, 2019Обзор исследований показывает, что жестокое обращение действительно может повлиять на то, как ваш мозг создает воспоминания.
Некоторые дети реагируют на травму диссоциацией или ментальным отстранением, что может повлиять на то, как они помнят, что произошло.
Другие просто отказываются думать о травме и отгораживают событие, но это не совсем то же самое, что забыть.
В любом случае, травма обычно не исчезает полностью из памяти. Выжившие, как правило, хотя бы частично помнят травмирующие события, хотя они могут и не до конца понимать, что произошло.
Вы также с большей вероятностью вспомните события, которые пережили более одного раза, говорят исследователи. Если ваши родители физически оскорбляли вас или часто кричали на вас, вы, вероятно, сохраните некоторые из этих воспоминаний.
Нет ничего необычного в том, что из первых нескольких лет жизни очень мало помнишь. Детская амнезия является частью нормального течения развития. Эксперты не совсем уверены, что вызывает это, но исследователи памяти выдвинули несколько разных теорий.
Воспоминаниям раннего детства не хватает эмоциональной значимости
Считается, что воспоминания становятся сильнее, когда в них есть эмоциональный компонент.
Вы сами можете это осознать, вспомнив некоторые из своих самых ярких воспоминаний. Скорее всего, они связаны с событиями, которые имели для вас значение, или переживаниями, которые вызвали сильные чувства, такие как смущение, любовь, счастье или горе.
Маленькие дети не обладают полностью развитым диапазоном эмоций. В результате детские переживания могут не иметь такого же эмоционального значения, как те, которые вы имели бы в подростковом или взрослом возрасте. Поскольку эти воспоминания имеют меньший вес, они легче исчезают с возрастом.
Хотя вам может показаться странным, что вы не можете вспомнить некоторые ключевые события, о которых вам рассказывали родители или старшие братья и сестры, отсутствие у вас воспоминаний может показаться значительным только потому, что другие посоветовали вам помнить.
Возможно, вы напугали свою семью, заперев себя в доме в одиночестве в 4-летнем возрасте, но они ясно помнят, что произошло, поскольку были достаточно взрослыми, чтобы придавать воспоминанию эмоциональное значение. Возможно, вас просто смутила (или позабавила) вся эта суета.
Нормальное когнитивное развитие влияет на хранение и воспроизведение памяти
В раннем детстве происходит значительный когнитивный рост. Это развитие включает в себя способность запоминать инструкции и события в течение более длительных периодов времени.
Еще один аспект этого когнитивного роста? Образование новых нейронов в гиппокампе. Когда эти нейроны вводятся, ваш мозг включает их в существующие проводящие пути. Это хорошо для прогресса в развитии, но не так хорошо для воспоминаний, которые вы уже сформировали.
Эти нейроны потенциально могут блокировать ранние воспоминания или нарушать пути памяти другими способами, хотя эксперты еще не уверены, как именно это происходит.
Исследования нейропластичности также ясно показывают, что развитие мозга не останавливается, когда вы достигаете совершеннолетия, как ранее считали эксперты. Скорее, ваш мозг может «реструктурировать» себя, когда видит необходимость адаптироваться к различным изменениям, которые вы испытываете на протяжении всей жизни.
Однако для этого ему необходимо удалить старые нейронные связи, которые вам больше не нужны или которые вам больше не нужны. Этот процесс, известный как синаптическая обрезка, помогает вашему мозгу работать более эффективно. Это также позволяет вам устанавливать новые связи и хранить новую информацию и воспоминания, которые более актуальны для вашей нынешней жизни и стадии развития.
Воспоминания часто недолговечны
Стоит отметить, что многие воспоминания со временем исчезают, даже во взрослом возрасте. У вас, безусловно, будет более сильная память во взрослом возрасте, но вы все равно не будете помнить все.
Воспоминания о раннем детстве обычно начинают исчезать по мере приближения к подростковому возрасту — примерно в то время, когда вы начинаете развивать свое чувство собственного достоинства.
Воспоминания, которые вы создаете в подростковом возрасте, становятся основным компонентом вашей личности, имея приоритет над воспоминаниями, созданными, когда личность была менее развита. Вот почему, хотя ранние воспоминания, как правило, обладают наименее продолжительным потенциалом, ваши самые сильные воспоминания, вероятно, связаны с вашими подростковыми и ранними взрослыми годами.
Еще кое-что, на что следует обратить внимание: отсутствие у вас детских воспоминаний может показаться необычным только при сравнении с воспоминаниями, которые вы создали в подростковом или взрослом возрасте.
Вероятно, вы помните множество событий, произошедших за последние 5–10 лет. Когда вы оглядываетесь назад, некоторые воспоминания могут выделяться, но вам может быть сложно вспомнить более ранние события.
Из этого следует, что воспоминаний из раннего детства у вас, естественно, не осталось бы. Если принять во внимание нормальное забывание наряду с факторами развития, становится легче понять, почему эти первые воспоминания имеют тенденцию ускользать.
Отсутствие детских воспоминаний может вас расстраивать, особенно если вам кажется, что они прячутся под поверхностью, вне досягаемости.
Эксперты расходятся во мнениях относительно возможности восстановления забытых воспоминаний, но некоторые исследователи считают, что эти воспоминания не полностью исчезли из вашего мозга.
Определенные триггеры в более позднем возрасте могут помочь оживить вашу память, разблокировав оставшиеся следы. Это исследование было сосредоточено на крысах, которые, похоже, также страдают формой детской амнезии.
Тем не менее, если вы хотите попытаться восстановить некоторые воспоминания из ранней жизни, эти советы могут вам помочь.
Разговоры о прошлом
Обсуждение пережитого и других важных событий часто помогает сохранить их в памяти. Разговор о том, что вы помните, с близкими и задавание им вопросов, может помочь добавить больше смысла этим крошечным проблескам памяти.
Следите за тем, что вы помните, записывая как можно подробнее. Вы можете, например, вести журнал своих воспоминаний и добавлять новые детали по мере их поступления.
Многие из ваших воспоминаний из детства могут быть хотя бы частично связаны с тем, что вам уже рассказывали другие. Некоторые воспоминания часто складываются из историй прошлого, описываемых достаточно часто, чтобы в конце концов у вас сложилась картина в уме.
Посмотрите на фотографии
Детские фотографии также помогут вам вспомнить ранние воспоминания.
Возможно, на второй день рождения вы получили в подарок маленький игрушечный паровозик и больше года возили его с собой повсюду. Твои родители удивлены, что ты забыл, ведь ты не выпускал поезд из виду.
Но когда вы смотрите на свои фотографии того периода, вы видите поезд, зажатый в кулаке на детской площадке и подложенный под голову во время сна. Воспоминания остаются смутными, но вы начинаете смутно припоминать, как ставили его у тарелки и настаивали, чтобы он оставался там во время еды.
Просматривая старые фотографии, сосредоточьтесь на тех, которые отражают повседневную жизнь.
Воспоминания о вещах, которые происходили регулярно, часто сильнее воспоминаний об однократных событиях, поэтому вам может быть легче вспомнить еженедельные походы в магазин сладостей с братьями и сестрами, чем свой второй день рождения.
Повторное посещение знакомых мест
Возвращение к сцене вашего детства также может вызвать некоторые из этих забытых воспоминаний. Когда вы идете по знакомым улицам и замечаете ностальгические запахи — аромат может быть особенно мощным триггером — вы можете начать вспоминать похожие моменты из ваших ранних лет.
С другой стороны, если многое изменилось в районе вашего детства, вы можете заметить эти различия, даже если не можете точно вспомнить, как все выглядело раньше. Вы можете чувствовать себя немного дезориентированным или чувствовать, что вещи находятся не в том месте. Осознание того, что «это не должно выглядеть так», может вызвать воспоминания о том, как все выглядело раньше.
Продолжайте учиться
Обучение на протяжении всей жизни может помочь укрепить ваш мозг, улучшить память и другие когнитивные функции. Хотя тренировка мозга не обязательно поможет вам вспомнить детские воспоминания, она не повредит, а также повысит ваши шансы на сохранение воспоминаний, которые у вас все еще есть.
Как умственные упражнения, так и регулярная физическая активность могут оказать положительное влияние не только на память, но и на здоровье мозга в целом.
Здесь вы найдете 13 советов, которые помогут улучшить физическую форму мозга.
Пережили ли вы бурное детство или наслаждались совершенно приятным, есть большая вероятность, что вы потеряете большую часть своих ранних воспоминаний к тому времени, когда достигнете совершеннолетия, и это абсолютно нормально. Даже если вы пережили что-то травмирующее в первые несколько лет жизни, вы можете полностью забыть об этом в процессе нормального развития.
Тем не менее, возможно, стоит поговорить с терапевтом, если вы заметили:
- тревожные провалы в памяти
- воспоминания, противоречащие тому, что другие рассказывали вам о прошлом
- сильные негативные эмоции, связанные с конкретными воспоминаниями
Квалифицированный этичный терапевт поможет вам изучить потенциальные причины, не связывая автоматически эти проблемы с памятью с детской травмой.
Кристал Рэйпол ранее работала писателем и редактором в GoodTherapy. В сферу ее интересов входят азиатские языки и литература, японский перевод, кулинария, естественные науки, позитивный секс и психическое здоровье. В частности, она стремится помочь уменьшить стигму в отношении проблем психического здоровья.
Типы, причины, симптомы, диагностика и лечение
Амнезия — это когда человек больше не может вспомнить информацию, хранящуюся в его памяти. Это очень редкое состояние, несмотря на то, что оно является популярной темой для фильмов и книг.
Человек, немного забывчивый в повседневной жизни, не страдает амнезией. Амнезия относится к крупномасштабной потере долговременной памяти из-за болезни, черепно-мозговой травмы или психологической травмы.
Способность человека вспоминать события и переживания включает множество сложных мозговых процессов. Исследователи до сих пор точно не понимают, что происходит, когда человек фиксирует что-то в памяти или извлекает информацию, хранящуюся в мозгу.
Когда у человека развивается амнезия, он часто теряет воспоминания о важных вехах, ключевых событиях или людях в своей жизни, а также важные факты, которые он узнал.
Большинство людей с амнезией в сознании и обладают чувством собственного достоинства. В некоторых случаях у них может быть полная память до определенного момента времени, но после этого им трудно что-то вспомнить. В других случаях они теряют воспоминания до определенного момента времени. Чаще потеря памяти носит очаговый характер, когда человек теряет воспоминания об определенных событиях.
Некоторым людям с амнезией трудно представить будущее. Это связано с тем, что человеческий мозг строит сценарии будущего на основе своих воспоминаний о прошлом опыте.
Несколько различных состояний связаны с амнезией, и существует много типов амнезии. Некоторые черты разных типов амнезии могут перекрываться, и у человека может быть более одного типа. Амнезия может быть временной или длительной.
Наиболее распространенные типы амнезии:
- Антероградная амнезия: Человек с антероградной амнезией не может запоминать новую информацию.
Обычно это происходит в результате травмы головного мозга, например, удара по голове, который вызывает повреждение головного мозга. У человека будет полная память о времени до травмы.
- Ретроградная амнезия: В некоторой степени противоположность антероградной амнезии, ретроградная амнезия возникает, когда человек не может вспомнить события, которые произошли до травмы, но он может вспомнить, что произошло после нее. В редких случаях ретроградная и антероградная амнезия могут возникать вместе.
- Преходящая глобальная амнезия: Это временная потеря всей памяти и, в тяжелых случаях, трудности с формированием новых воспоминаний. Это очень редко и чаще встречается у пожилых людей с заболеваниями сосудов (кровеносных сосудов).
- Травматическая амнезия: Потеря памяти в результате сильного удара по голове, например, в автокатастрофе. Человек может испытывать кратковременную потерю сознания или кому. Этот тип амнезии обычно носит временный характер, но его продолжительность часто зависит от тяжести травмы.
Амнезия может быть важным индикатором сотрясения мозга.
- Фуга или диссоциативная амнезия: В редких случаях человек может забыть и свое прошлое, и свою личность. Они могут проснуться и внезапно не понять, кто они. Триггером обычно является травматическое событие. Способность запоминать обычно возвращается в течение нескольких минут, часов или дней, но память о событии, вызвавшем триггер, может никогда не вернуться полностью.
- Постгипнотическая амнезия: Человек не может вспомнить, что произошло во время гипноза.
- Амнезия источника: Человек может помнить определенную информацию, но не то, как и где он ее получил.
- Амнезия, вызванная алкоголем: Также называемая затемнением, это когда приступ пьянства оставляет человека с провалами в памяти.
- Прозопамнезия: Человек не может вспомнить лица. Люди могут либо приобрести его, либо родиться с ним.
Другой тип амнезии — детская амнезия, или младенческая амнезия. Однако это не настоящее расстройство. Язык и память маленького ребенка все еще развиваются. В результате большинство взрослых не могут вспомнить события раннего детства.
Любая болезнь или травма, поражающая мозг, может нарушать память. Функция памяти задействует одновременно множество различных частей мозга.
Повреждение структур головного мозга, образующих лимбическую систему, таких как гиппокамп и таламус, может привести к амнезии. Лимбическая система управляет эмоциями и воспоминаниями человека.
Медицинские причины
Амнезия может возникнуть в результате травмы или повреждения головного мозга. Возможные причины включают:
- инсульт
- заболевания, вызывающие энцефалит или воспаление головного мозга, которые обычно включают бактериальную или вирусную инфекцию или аутоиммунную реакцию
- кислородное голодание, которое может возникнуть в результате сердечного приступа, дыхательной недостаточности или отравления угарным газом
- некоторые лекарства, такие как препарат от бессонницы Ambien
- субарахноидальное кровоизлияние или кровотечение в области между черепом и мозгом
- a опухоль головного мозга, поражающая часть мозга, связанную с памятью
- некоторые судорожные расстройства
- травмы головы, которые могут привести к потере памяти, которая обычно носит временный характер непосредственно перед или после процедуры
Синдром Вернике-Корсакова, состояние, вызванное длительным злоупотреблением алкоголем или дефицитом тиамина (витамина B1), может привести к прогрессирующей потере памяти, которая со временем ухудшается. Это также может привести к неврологическим проблемам, таким как плохая координация и потеря чувствительности пальцев ног и пальцев.
Психологическая амнезия
Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, 5-е издание ( DSM–5 ) перечисляет амнезию как тип диссоциативного расстройства. Обычно это относится к антероградной или ретроградной амнезии, вызванной психологической травмой или стрессом без наличия какой-либо физической причины.
Примеры диссоциативных состояний, которые могут проявляться амнезией, включают:
- диссоциативную фугу
- диссоциативное расстройство личности
- посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
- острое стрессовое расстройство
- насильственное преступление или террористический акт
- сексуальное, физическое или эмоциональное насилие
- травма во время службы в армии
- пережить стихийное бедствие
Любая невыносимая жизненная ситуация, вызывающая сильный психологический стресс и внутренний конфликт, может привести к некоторой степени амнезии.
Психологические стрессоры чаще разрушают личные исторические воспоминания, чем мешают формированию новых воспоминаний.
Ниже приведены общие симптомы различных видов амнезии:
- нарушение способности запоминать новую информацию (антероградная амнезия)
- нарушение способности запоминать прошлые события и ранее знакомую информацию (ретроградная амнезия)
- наличие ложных воспоминаний, которые являются либо полностью выдуманными воспоминаниями, либо реальными воспоминаниями, смещенными во времени — явление, известное как конфабуляция
- нарушение кратковременной памяти
- частичная или полная потеря всей памяти чтобы исключить другие возможные типы потери памяти, в том числе вызванные деменцией, болезнью Альцгеймера, депрессией или опухолью головного мозга.
Врач соберет подробный анамнез, что может быть сложно, если человек не помнит. Возможно, потребуется присутствие членов семьи или опекунов.
Доктору потребуется разрешение человека с амнезией, чтобы поговорить о своих медицинских данных с кем-то еще.
Вопросы могут включать:
- Может ли человек вспомнить недавние события и события в более далеком прошлом?
- Когда начались проблемы с памятью?
- Как они развивались?
- Могли ли какие-либо факторы вызвать потерю памяти, например, травма головы, операция или инсульт?
- Есть ли в семейном анамнезе какие-либо неврологические или психические заболевания?
- Употребляет ли человек алкоголь?
- Принимают ли они какие-либо лекарства?
- Принимали ли они запрещенные наркотики, такие как кокаин или героин?
- Подрывают ли симптомы их способность заботиться о себе?
- Были ли у них в анамнезе депрессия или судороги?
- У них когда-нибудь был рак?
Врач также проведет медицинский осмотр, который может включать проверку определенных функций мозга и нервной системы, например:
- рефлексы
- сенсорная функция
- равновесие
Врач также может проверить:
- суждение
- кратковременную память
- долговременную память оценка степени потери памяти поможет определить степень потери памяти .
Это поможет найти лучшее лечение.
Чтобы выяснить, есть ли какие-либо физические повреждения или аномалии головного мозга, врач может назначить МРТ, компьютерную томографию или электроэнцефалограмму (ЭЭГ).
Анализы крови могут выявить наличие какой-либо инфекции или дефицита питательных веществ.
Во многих случаях амнезия проходит без лечения. Однако, если присутствует основное физическое или психическое расстройство, может потребоваться лечение этого состояния.
Психотерапия или когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) может помочь некоторым людям с амнезией. Гипноз может быть эффективным способом восстановления забытых воспоминаний. Работа над восстановлением воспоминаний и решением психологических проблем, которые могли способствовать амнезии, являются важными аспектами любого лечения амнезии.
Медитация и связанные с ней упражнения на осознанность могут помочь человеку расслабить ум, что поможет восстановить забытые воспоминания.
Поддержка семьи также имеет решающее значение.
Может помочь показ человеку фотографий прошлых событий, знакомство с знакомыми запахами и включение знакомой музыки.
В настоящее время нет лекарств для восстановления памяти, утраченной в результате амнезии. Тем не менее, есть методы лечения основных причин.
Например, синдром Вернике-Корсакова (WKS) может включать потерю памяти из-за дефицита тиамина (витамина B1), поэтому может помочь целевое питание, поддерживающее любой дефицит питательных веществ. Цельнозерновые злаки, бобовые (фасоль и чечевица), орехи, нежирная свинина и дрожжи являются богатыми источниками тиамина. Людям с синдромом WKS также необходимо отказаться от употребления алкоголя.
Людям с амнезией из-за травмы головы может потребоваться операция по удалению скопления крови в мозге. Людям с энцефалитом могут потребоваться противовоспалительные препараты.
Человек может помочь снизить риск амнезии, если:
- носить защитный головной убор во время действий, которые могут привести к травме головного мозга, таких как езда на велосипеде, катание на коньках, катание на лыжах или занятия контактными видами спорта
- обращение за медицинской помощью при высоком уровне лихорадка, ригидность затылочных мышц или сильные головные боли, которые могут быть признаком инфекции, поражающей мозг
- пристегиваться ремнем безопасности во время поездки в автомобиле и никогда не садиться за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения
- ежегодно проверять зрение для предотвращения падений, особенно лицам старше 65 лет
- регулярно заниматься спортом для снижения риска инсульта
- придерживаться здоровой диеты, включающей листовые зеленые овощи и исключающей насыщенные жиры, чтобы помочь предотвратить сердечно-сосудистые заболевания, которые могут способствовать проблемам с памятью
- получение психологической помощи или поощрение друга или близкого человека обратиться за лечением, если они пережили травму
Амнезия часто проходит сама по себе без лечения.
Человек должен поговорить с врачом, чтобы определить причину потери памяти. Чем раньше они начнут лечение, тем успешнее оно будет.
Ниже приведены некоторые вопросы, которые человек может задать врачу:
- Каковы возможные причины потери памяти?
- Может ли моя потеря памяти быть постоянной?
- Какие процедуры вы рекомендуете для восстановления моей памяти?
- Какие анализы вы рекомендуете и как к ним подготовиться?
- Потребуются ли какие-либо изменения в образе жизни, чтобы вернуть мою память?
В чем разница между амнезией и деменцией?
Амнезия отличается от деменции. Деменция включает потерю памяти. В отличие от амнезии, она также связана с другими важными когнитивными проблемами, такими как нарушения суждений и абстрактного мышления, которые могут повлиять на способность человека выполнять повседневные действия.
Все ли виды амнезии имеют одинаковые симптомы?
Различные типы амнезии имеют разные симптомы.