Смысл жизни определение: Смысл жизни | это… Что такое Смысл жизни?

Обществознание 5.4

 


1. Смысл жизни как нравственная ценность
2. Счастье и удовольствие


 

Одной из центральных проблем этики является определение места человека в жизни, смысла его бытия. Существовали различные исторические концепции, которые предлагали различные модели смысла жизни исходя из содержания об-щечеловеческих ценностей:
— гедонизм (от. греч. наслаждение) – смысл жизни получить максимум наслаждений;
— эвдемонизм (от. греч. счастье) – смысл жизни в том, что бы быть счастли-вым;
— утилитаризм (от. лат. польза) – смысл жизни в стремлении к личной выго-де и пользе;
— прагматизм (от. греч. действие, практика) – смысл жизни связывается с бо-гатством, стремлением к обладанию вещами, комфортом, престижем;
— корпоративизм (от. лат. объединение, сообщество) – смысл жизни связы-вается с общностью интересов ограниченной группы людей, преследующей част-ные интересы;

— перфекционизм (от. лат совершенство) – смысл жизни связывается с лич-ным самосовершенствованием;
— гуманизм (от. лат человечный) – смысл жизни связывается со служением другим людям, проникнутым любовью к ним, с уважением к человеческому досто-инству и с заботой о благе людей.

Отметим различие между понятиями смысл и осмысленность. Смысл — это объективная наполненность, содержательный критерий жизни. Осмысленность— это субъективное отношение к жизни, осознание ее смысла. Жизнь человека мо-жет иметь смысл, независимо от осмысления.
Объективно смысл жизни человека реализуется в процессе его жизнедея-тельности, протекающей в разных сферах. Поэтому он может выступать как спектр смыслов и целей. Но в любом случае человек должен состояться, иметь возможность представить себя миру, выразить свою сущность. Жизнь наполняет-ся смыслом, когда она полезна другим, когда человек с удовлетворением и пол-ной самоотдачей занимается своим делом, когда существование его проникнуто нравственным добром и справедливостью.

Тогда объективная значимость, смысл его жизни совпадают с его личными, субъективными стремлениями и целями. Наилучший вариант — ситуация, когда смысл и осмысленность образуют гармо-ничное единство. Ведь осознать смысл своей жизни — значит, найти свое место под солнцем.
С осознанием смысла жизни тесно связано понятие цели. В сознании чело-века цель выступает образом того будущего состояния действительности, которое отвечает его представлениям, потребностям и идеалам. Цель не тождественна смыслу жизни.
Цель – это определенный рубеж, а смысл жизни — генеральная линия, определяющая цели, та общая направленность, которая сказывается на всем по-ведении человека, на всей его жизни. Цель жизни — впереди, это субъективное представление о будущем. Смысл жизни – это объективное содержание самой жизни и одновременно — стремление к высшей цели.

Смысл жизни не преподносится нам готовым, ему нельзя научиться. Этиче-ская теория дает нам лишь ориентацию. Человеку предстоит не узнать смысл жизни, а обрести его в опыте своего бытия, выстрадать в процессе самоутвер-ждения и сложных нравственных исканий. Обретение подлинного, а не ложного смысла – чрезвычайно сложный процесс, предполагающий заблуждения и ошиб-ки, искаженное или неполное воплощение замыслов, несовпадение смысла жизни в общечеловеческом аспекте с индивидуальной интерпретацией.
Сложность проблемы состоит в том, что знать что-то о смысле жизни, опре-делить его для себя и прожить свою жизнь со смыслом далеко не одно и то же.
Таким образом, ответ на вопрос «есть ли смысл в жизни?» в значительной степени зависит от самого человека, от того, захочет и сможет ли он отыскать высшую нравственную ценность, способную придать смысл его существованию. Если мы не способны сами наполнить свою жизнь смыслом, то за нас этого не сделает никто.

Полезно искать смысл жизни в самой жизни, но не стоит приравнивать про-явления жизни и ее смысл. Ведь часто жизнь не так уж хороша, и ценность ее весьма сомнительна. Во-первых, в ней слишком много зла, страдания. За корот-кий человеческий век не удается достичь сколько-нибудь серьезных целей: ни ма-териальных, ни тем более духовных. Во-вторых, какой смысл имеет бытие, в кон-це которого ничего нет, «бытие к смерти». За повседневными проявлениями жизни надо открыть ее идеальную суть, иначе жизненная суета не получит морального оправдания. Суть бытия надо постигать не умозрительно, а реально живя, т.е. практически и на деле утвердить свой способ жизни как имеющий смысл. В этом и состоит главный смысл человеческое бытия: это путь созидания смысла, осмысливания того, что без нашего усилия осталось бы слепой необходимостью, бессмыслицей. Смысл жизни не дан, не задан, его надо утвердить и доказать, если хочешь, чтобы он был. Этим самым мы утверждаем самих себя как людей, заслуживающих бессмертия.

С категорией смысл жизни тесно связано понятие счастья. Если смысл жиз-ни — это как бы объективная оценка значимости существования человека, то счастье — это сопровождающееся чувство глубокой моральной удовлетворен-ности личностное переживание полноты своего бытия, результатов своей жизне-деятельности. Поэтому счастье всегда связано с ощущением необыкновенного подъема духовных и физических сил, стремлением к переживанию всей много-мерности бытия, а состояние счастья прямо противоположно состоянию пассив-ности, равнодушия, инертности.

Правда если понимать счастье лишь как чувство удовлетворения, то придет-ся признать равноценность любых переживаний удовлетворенности, а значит, и счастья: и в случае совершения добра, и в случае совершения зла. Поэтому су-ществует множество моделей счастья — общепризнанных и личных, в рамках ко-торых счастье соотносится с благом — с обладанием им или созиданием его.
В гуманистической этике существует мнение: для того чтобы человек был счастлив, он должен не иметь, а быть (Э. Фромм) — быть нравственно автоном-ной, самодостаточной личностью, отличающейся определенными моральными качествами. Поэтому счастье — это осуществление внутренней свободы, процесс реализации глубочайшего личного «хотения».
Необходимые условия счастья можно разделить на объективные и субъек-тивные.

Объективные условия – это удовлетворение основных жизненных потребно-стей человека. Поэтому материальное благополучие и жизненный комфорт — еще не счастье, а лишь норма человеческого существования, условие счастья.
Субъективные условия – это внутренняя готовность и способность личности к самореализации через профессиональную деятельность и бескорыстное обще-ние.
Некоторые особенности и характерные черты счастья:
• Счастье можно обрести только в процессе самоосуществления, самореали-зации личности. Оно невозможно при пассивном образе жизни.
• Счастье не есть непрерывное состояние радости. В нем нельзя пребывать, как в некоей «зоне непрекращающихся удовольствий». Это миг, «звездный час» человека, наиболее яркие точки его жизни.
• Предчувствие, предвкушение счастья, его ожидание часто значительнее, острее и ярче, чем его осуществление.
• Счастье существует только во взаимном общении, во взаимодействии лю-дей. Им нельзя владеть, обособившись ото всех. Для счастья всегда нужны дру-гие: только тогда, когда другие приобщены к моему счастью, а я к счастью других — только тогда счастье сохраняет свою полноценность, наполненность.

Счастье не может быть абсолютным. Оно — не полное отсутствие несчастий, но способность преодолевать невзгоды и неудачи. Счастье временно, преходяще. Когда мы счастливы, мы всегда испытываем неосознанный страх: страх потерять счастье, страх, что оно пройдет, кончится. Это, с одной стороны, омрачает счастье, придает ему привкус горечи, а с другой — ориентирует нас на бережное от-ношение к счастью.
Счастье не есть безмятежность и спокойствие, оно всегда сопряжено с борь-бой — преодолением тех или иных обстоятельств. Переживание полноты бытия, достижение глубокого внутреннего удовлетворения невозможно без преодоления собственной инертности, пассивности, внешних обстоятельств.

Счастье может базироваться не только на высоких моральных ценностях, в его основе могут лежать и антиценности, ради которых человек иногда сознатель-но идет на саморазрушение личности, будучи не в состоянии отказаться от мгно-вений пусть призрачного, но счастья.
Мера счастья зависит от степени нравственности индивида: удовольствие в жизни может испытать каждый, счастье — только по-настоящему нравственный человек.



 

Учебник:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово — РС», 2014. – 312 с.
Глава 10
§ 36 стр. 252-260

Составление конспекта по плану:

1. ….
2. …
3. …

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для закрепления и повторения:

1. Постарайтесь самостоятельно описать, в чем заключается тот или иной вид познания и в чем их различия.
2. Какие формы познания вы знаете? Объясните их содержание?
3. Что такое истина, как она проверяется?
4. Что такое научное познание, чем оно отличается от обыденного?
5. Перечислите основные методы научного познания.

Смысл жизни: в чем смысл жизни?

Смысл жизни: в чем смысл жизни?

Серафим Саровский так определил смысл жизни христианской: «Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого».

Какое место смерть занимает в жизни человека?

О смерти, наверное, написано и сказано практически все, и добавить к этому что-либо трудно. Однако, если мы посмотрим, какое место занимает смерть в жизни человека, в его реальной жизни, повседневных заботах, мыслях, предметах, то увидим, что это место ничтожно мало, значительно меньше, чем какое-нибудь изменение фасона одежды или скандала вокруг рок-звезды. И, как писал один старый автор, самая большая, самая разительная, самая-самая страшная нелогичность в жизни человека — это та, что он не готовится к смерти, не готовится к тому, что в жизни его является самым верным и неизбежным.

Психолог такую ситуацию объяснит довольно просто. Он скажет, что смерть вытесняется из сознания, из психики, и что это вытеснение необходимо и даже полезно, отчасти об этом уже говорил Федор Ефимович Василюк. На самом деле, если мы задумаемся о смерти то, как мы сможем продолжить эту часто суетную жизнь, как мы будем делать все наши дела и делишки?

И, действительно, получается такая коллизия, о которой сегодня говорили, которая идет еще от блаженного Августина: «Пока мы живы, смерти нет, а когда умрем, не будет жизни». Эти состояния разделены, и вопрос в том, как их искать вместе.

Но тем не менее и в психологическом плане смерть встречается с жизнью. Причем она встречается с жизнью не где-то на периферии коллизий психической реальности, а в очень важном, едва ли не центральном месте. Это место — проблема смысла жизни.

Смысл жизни

Для того, чтобы как-то подтвердить эти слова, позволю себе небольшое психологическое отступление. Что есть смысл? Смысл не есть предмет, название, слово, Смысл — это улавливаемое нами, отражаемая связь между предметами. Обычно это связь между предметами и ситуацией меньшей по отношению к ситуации большей. Скажем, понять смысл того, почему вы пришли на эту конференцию, исходя из этой конференции, невозможно. В каждом случае мы должны выйти за границы этой конференции, и тогда окажется, что один, скажем, пришел, чтобы получить знания, другой — чтобы написать диссертацию, третий — себя показать и т. д. То есть в каждом случае мы должны выйти из данной ситуации и войти в контекст ситуации более широкой.

Далее. Каждый смысл возгоняется, восходит по вертикали в некую иерархию, лестницу, потому что ответ, что я пришел себя показать, тут же подразумевает новый вопрос: а ради чего ты хочешь себя показать? И там приходится отвечать: ради того, что я обладаю такой профессией или еще что-то. Вопрос о профессии вновь подразумевает вопрос: а ради чего тебе эта профессия?

И такая возгонка неизбежно ведет к последнему вопросу: ради чего ты живешь?

И вот здесь мы вновь обнаруживаем себя в ситуации: понять смысл жизни, исходя из жизни, из ее контекста и ситуации — нельзя по определению. Потому что по определению: смысл есть отношение меньшего к большему.

Смысл жизни как проблема, как сам вопрос может быть поставлен лишь в том случае, если мы отнесем его к чему-то, что более нашей жизни, что выходит за грань нашей жизни. Именно здесь происходит реальная встреча со смертью.

И эта возгонка подразумевается в нашей жизни, даже когда мы ее и не осуществляем. Подобно тому, как в Римской империи все дороги вели в Рим, все вопросы о смысле, или точнее, о смыслах, разлитых в нашей жизни, так или иначе ведут к этому главному и существенному смыслу жизни.

И последнее, когда мы говорим о смыслах, то речь не идет о некоторых декларациях, которые человек произносит. Речь идет о внутренней субъективной реальности. Смысл — это суверенная территория души. Поэтому смысл нельзя навязать, его нельзя преподать. Истине не обучаются, истина переживается. Это старое положение философов.

Когда происходит встреча со смертью? В онтогенезе, т. е. в ходе индивидуального психического развития это происходит несколько раз. Ведь постановка вопроса о смысле жизни — это вечная по сути дела постановка. Здесь нет какого-то определенного ответа на всю жизнь. Но острота высвечивания этой проблемы приходится на главные, переломные моменты человеческой жизни.

У Маршака есть такое стихотворение «Четыре года без смерти». Он вспоминает, что до четырех лет он был бессмертен, т. е. смерть в это время как бы не присутствовала в его жизни, а в четыре года он вдруг понял, что когда-то умрет, конечно, в бесконечном пространстве-времени, но умрет. Как он горько это переживал, плакал.

Затем смерть появляется в очень важном возрасте — примерно в 9-10 лет. Это вообще довольно таинственный возраст, потому что в эти годы человека очень часто сопровождают тяжелые болезни, выводящие его на грань смерти. Если просмотреть биографии многих людей, то обнаружится, что в этот период жизни многие из них были тяжело больны.

Затем следует подростковый период. Это конечно, наиболее драматический возраст. Главный драматизм подросткового возраста заключается в том, что здесь впервые с полной отчетливостью и ясностью человек понимает свою смертность. В подростковом возрасте появляются первые самоубийства, появляются первые игры с этой гранью. И как мы знаем, подростковый возраст — это наиболее возвышенный, философский возраст, когда человек решает проблемы связанные со всем своим будущим, со всем смысловым содержанием смысла жизни.

Далее, следует выделить кризис, манифестируемый достаточно ярко в 30-летнем возрасте. За ним с периодичностью примерно в 10 лет следуют кризисы смысла жизни 40 лет, 50 лет, и т. д.

Помню запись 51-летнего Толстого в «Исповеди». Он пишет: «две мыши — белая и черная — то и дело подтачивают корни куста, на ветвях которого я вишу над пропастью. Я держусь за ветви жизни, зная, что неминуемо меня пожрет дракон смерти».

Вопрос о смысле жизни

Помимо закономерностей возрастных, есть и структурные закономерности в решении вопроса о смысле жизни. Они теснейшим образом связаны с теми ступенями или структурами смысловой сферы, которые можно наметить.

Можно говорить об эгоцентрическом уровне, когда человек воспринимает себя как единицу, центр, а другие, все окружение выполняет служебную роль в зависимости от того, помогают они его желаниям или нет. Если помогают — они хорошие, если не помогают, то они враги. Смерть здесь воспринимается как конец личного благополучия, как стимулятор эгоцентрической работы. Соответственно смысл жизни рассматривается как увеличение суммы личных достижений вне зависимости от блага других людей.

Смерть такого человека как бы уничтожает его, все становится бессмысленным после его смерти.

Следующий важный уровень — это группоцентрический, где центральной является группа, общность, с которой человек себя идентифицирует. Отношение к другим тесно зависит от того, принадлежит он к этой группе или не принадлежит. Если принадлежит, то другой человек достоин жалости, сожаления, любви, снисхождения. Если не принадлежит, то эти чувства на него могут не распространяться. В этом случае смысл жизни уже выходит за грани смерти человека, и он видится в жизни, благополучии той группы, с которой он себя идентифицирует. Мы все жили в таком мире, где такая центрация была официальной: «забота у нас такая, работа у нас большая — жила бы страна родная, и нету других забот!» «Гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей!» И так далее. Здесь главный смысл заключается в том, чтобы жил определенный «кусок» общности. Он может быть разным — от семьи до страны. Он может быть совершенно разным по объему, но психологически — это одно и то же: жили бы «мои», жили бы «мы», «наши», а что касается остальных, то это безразлично.

И, наконец, следующая ступень, которую можно назвать гуманистической, просоциальной. На этой ступени любой другой человек, принадлежит он моей группе или нет, обладает в смысловом восприятии такой же ценностью, как я сам. На этой ступени впервые появляется нравственность, потому что до этого о нравственности мы говорить не можем. Можно говорить о морали: группоцентрической или корпоративной. Но мораль, как известно, есть во всех слоях общества, начиная от преступников и кончая работниками торговли и т. д. Только на уровне нравственного сознания начинает действовать императив Канта или если говорить проще, старое золотое правило этики: поступай с другим так же, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. В качестве примера переживания подобного нравственного состояния можно сослаться на 37-летнего Эйнштейна, который во время тяжелой, угрожающей смертью болезни писал: «Я настолько чувствую связь с другими людьми, что мне все равно, где кончается моя жизнь» отсюда и смысл жизни.

На уровне нравственного сознания смысл жизни более широкий и светлый, чем тот , который присутствует в групповой морали. Он преображает деятельность человека, хотя этот смысл относится ко всему человечеству, он, строго говоря, конечен, поскольку конечно человеческое существование и человечество как таковое также конечно. Другое дело — в каких масштабах и сроках эта конечность заключена.

И, наконец, последняя ступенька, которую можно обозначить, — это ступень духовная или эсхатологическая. На этой ступени человек начинает рассматривать себя как существо, связанное, соотнесенное с духовным миром. Тогда он сам и любой другой человек приобретает не только гуманистическую, общечеловеческую, но и определенную сакральную ценность. Здесь, на этой ступени, устанавливается его личная «формула», связь с духовным миром, личная форма связи с Богом. На этой ступени смерть рассматривается вообще не как конец личного бытия, а как переход от одного состояния жизни к другому, переход от изменений душевно-телесных к изменениям духовно-бестелесным. И по сути на этой ступени и только на этой ступени возможно появление бесконечного смысла жизни, смысла жизни, не уничтожимого фактом физической смерти.

Жизненная коллизия разрешается нахождением смысла жизни только в религии. Поэтому смерть называют козырной картой религии, в частности, постигая нашу культуру, козырной картой христианства. Потому что другие подходы не могут покрыть эту карту.

В заключение я хотел бы вернуться к сомнению, которое было высказано старым автором о том, что стоит ли людям думать о смерти пока они живы. Это сомнение принадлежит многим психологам, которые считают, что мысль о смерти надо вытеснять, поскольку она только мешает жизни. На самом деле то или иное решение вопроса о смысле жизни, которое, как я пытался показать, необходимым образом связано со смертью, играет едва ли не важнейшую роль в организации жизни человека, в организации самых разных проявлений этой жизни.

Если говорить о медицине. Медицина не может существовать вне концепции жизни и смерти. Я позволю себе сказать, что она начинается с этой концепции. Более того, позволю себе высказать утверждение, что если нет этой концепции, то это не медицина вообще, какими бы инструментами она ни обладала. Потому что основы медицины были заложены Гиппократом, его клятвой. В клятве речи нет ни о каких инструментах. В ней речь идет об определенной организации на подобии ордена. Врач — это не профессия наряду с другими типа слесарь-сантехник или инженер. Это особая профессия, в которую должны входить люди с особым сознанием и призванием.

Возьмем любое проявление современной медицины, о которых очень хорошо говорила Валентина Васильевна Николаева, например отношение ребенка к ситуации болезни. Дети в больницах не играют, они замкнуты, они фиксированы на своих родителях, они воспринимают болезнь только как ограничение. Все это целиком относится к советской больнице.

Все это соответствует в лучшем случае уровню группоцентрической морали или группоцентрическому пониманию смысла жизни, потому что в центре советской больницы находится болезнь, а не человек, не ребенок.

Если бы в центре нормальной больницы находился ребенок, то тогда все было бы повернуто по-другому. Потому что задача врача и задача такого рода больницы, где находятся дети, тяжело больные дети, — сделать так, чтобы они там жили, а не просто лечились. Сейчас лечение — центр больничного распорядка, к которому приноравливается жизнь больного ребенка. Нужно повернуть наоборот. В центре — жизнь ребенка, ее смысл. Лечение — это средство, «которое должно пристраиваться » и соответствовать смыслу жизни ребенка.

И такие больницы есть. У нас, правда, я их не видел. Я видел их за границей. В подобной больнице ребенок может жить, общаться со сверстниками, шутить. Он не будет зафиксирован на родителях.

Все эти вопросы являются ключевыми. Если они не будут решаться, если на понимании смысла жизни не будет строиться образование медиков, то тогда мы так и останемся на представлении о человеке как организме, которым надо манипулировать, вырезать его органы, торговать ими или передавать по наследству и т. д.

Понимание смысла жизни, возгонка этого понимания до уровня подлинных духовных ценностей является основанием человеческой медицины.


Серафим Саровский так определил смысл жизни христианской: «Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого».

 

Ответы священников о смысле жизни:

Если человек не знает, чем ему заниматься в этой жизни, то как и о чем ему просить у Бога?

Почему Господь меня создал, если Он знал, какая я буду грешная и никчемная?Как сделать реализацию «светского» таланта служением Господу?

Для чего нам дана жизнь?

Как относиться к людям, которые пожертвовали жизнью, защищая животных?

Как понять, для чего я рождена? Как избавиться от страхов?

 

Читайте также:

Протодиакон Андрей Кураев: Смысл жизни

Старец Паисий Святогорец: О глубочайшем смысле жизни

Протоиерей Михаил Шполянский: Смысл жизни: путь бабочки

Cтарец Илий о смысле жизни

Подборка материалов о смысле жизни

Словарь Правмира — Жизнь

Поскольку вы здесь. ..

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Три простых способа найти смысл жизни

Как построить жизнь

Вы можете сделать свои поиски смысла управляемыми, разбив их на три небольших измерения.

Артур С. Брукс

Ян Бухчик

Сохраненные истории

«Как построить жизнь» » 90 016 — еженедельная колонка Артура Брукса, посвященная вопросам смысла и счастья. Нажмите здесь, чтобы послушать его новую серию подкастов о счастье, Как построить счастливую жизнь .


Хотите жить целенаправленно и решительно? Всегда знать, зачем ты делаешь то, что делаешь? Есть простой способ воплотить свои мечты в реальность: иди и найди смысл жизни!

Люди, которые верят, что знают смысл своей жизни, более благополучны, чем те, кто этого не знает. Одно исследование 2019 года показало, что согласие с утверждением «У меня есть жизненная философия, которая помогает мне понять, кто я есть» было связано с меньшим количеством симптомов депрессии и более сильным положительным аффектом.

Вам повезло, если вы уже родились, зная, в чем смысл вашей жизни. Для остальных из нас поиск может быть трудным и разочаровывающим. Философия часто бесполезна, предлагая абстрактные идеи, такие как аристотелевская человеческая функция или кантовское «высшее благо», которые трудно понять, не говоря уже о том, чтобы претворить их в жизнь.

Опустить руки и сделать вывод, что вопрос о смысле жизни просто неразрешим — по крайней мере, для вас — это самый простой ответ. Но вы можете сделать свой поиск смысла управляемым, разбив его на три небольших измерения, а затем рассмотрев каждое из них по очереди.


Хотите быть в курсе того, что пишет Артур? Подпишитесь, чтобы получать электронное письмо каждый раз, когда выходит новая колонка.


Многие психологи называют знание смысла своей жизни «присутствием», а стремление искать его — «поиском». Они не исключают друг друга: вы можете искать, а можете и не искать, вне зависимости от того, есть ли у вас ощущение смысла или нет. Некоторые люди с низким присутствием не утруждают себя поиском — они «застревают». Некоторые из них находятся на высоком уровне присутствия, но продолжают искать — мы можем назвать их «искателями».

Присутствие сильно коррелирует с благополучием, но поиск, похоже, не имеет к нему никакого отношения — и слишком много размышлений о смысле жизни может даже привести к неудовлетворенности. Подумайте, как парадокс выбора оставляет людей неудовлетворенными, когда им предоставляется слишком много вариантов потребительских товаров. Или в любви, если уж на то пошло: исследование 2009 года в журнале CyberPsychology & Behavior рассказывает целую историю в своем названии: «Больше вариантов приводит к большему поиску и худшему выбору в поиске партнеров для романтических отношений в Интернете». Хотя ни одно исследование, которое я видел, специально не изучало этот вопрос, мы можем предположить, что странствующие искатели смысла пострадают аналогичным образом.

Если вы еще не нашли смысла вообще, как вы можете искать его, не ища слишком долго? Ответ заключается в том, чтобы взять обширный философский вопрос и сделать его управляемым. Вы можете сделать это наиболее эффективно — и не слишком зацикливаясь — оценивая свою жизнь по трем измерениям, которые психологи Фрэнк Мартела и Майкл Ф. Стегер определили в The Journal of Positive Psychology в 2016 году:

  • Когерентность. : как события сочетаются друг с другом. Это понимание того, что вещи случаются в вашей жизни не просто так. Это не обязательно означает, что вы можете включить новые события в свое повествование в тот момент, когда они происходят, но обычно вы можете сделать это позже, поэтому вы верите, что в конечном итоге вы это сделаете.
  • Цель : наличие целей и задач. Это вера в то, что вы живы для того, чтобы что-то делать. Думайте о цели как о своей личной миссии, например: «Цель моей жизни — поделиться секретами счастья» или «Я здесь, чтобы в изобилии распространять любовь».
  • Значение : неотъемлемая ценность жизни. Это чувство, что ваша жизнь имеет значение. Если у вас высокий уровень значимости, вы уверены, что мир был бы немного — или, возможно, намного — беднее, если бы вас не было.

Вы можете думать об этих трех измерениях как о макронутриентах: элементах, которые нам нужны для сбалансированного и здорового ощущения смысла жизни. Возможно, они уже являются частью вашей духовной диеты. Например, христиане верят, что жизнь важна, потому что Бог любит нас; что наша цель — любить и служить Богу и другим людям; и что у Бога есть последовательный план для нашей жизни, понятен он нам или нет.


Послушайте, как Артур С. Брукс и Лори Готтлиб исследуют ключевые компоненты счастья — удовольствие, радость и удовлетворение в Как построить счастливую жизнь .

Слушайте и подписывайтесь: Apple Podcasts | Спотифай | Сшиватель | Гугл | Pocket Casts


Чтобы сбалансировать свои макронутриенты, не требуется традиционная религия — многие светские и даже атеистические философии также предлагают способ культивировать их, уделяя особое внимание этичному и моральному поведению.

Чтобы начать процесс поиска смысла своей жизни — или скорректировать поиск, который немного сбился с курса, — я рекомендую выполнить три шага.

1. Проверьте свой рацион.

Если бы вы сказали мне, что только что изменили свои привычки в еде и плохо себя чувствуете, я бы спросил о вашем профиле макронутриентов: потребляете ли вы достаточное количество жиров, белков и углеводов — и в правильном ли соотношении. Точно так же ощущение того, что вашей жизни не хватает смысла, должно спровоцировать вопрос о том, есть ли у вас дефицит связности, цели или значимости. Задайте себе следующие вопросы:

  • Чувствуете ли вы себя неуправляемым, брошенным в жизни без смысла и причины? Если это так, вам нужно лучше понять согласованность.
  • Вам не хватает больших планов, мечтаний или идей на будущее, которые вас волнуют? Это вопрос цели.
  • Вам кажется, что если бы вы исчезли, это не имело бы значения, как будто мир не стал бы хуже, а может быть, и лучше, если бы вы исчезли? Это проблема значимости.
2. Поиск в лесу.

Если вы обнаружите недостаток в какой-то области смысла, продуктивно ищите его. К счастью, вам не нужно придумывать, как это сделать самостоятельно — философские и религиозные традиции тысячелетиями занимались именно этим. Одна из наиболее хорошо организованных стратегий исходит из индуистской концепции ашрамов , или четыре этапа сбалансированной жизни. Третий — Ванапрастха — буквально «уход в лес» на санскрите — который в идеале начинается примерно в 50 лет и влечет за собой отказ от повседневных требований, чтобы больше сосредоточиться на глубоком смысле жизни посредством размышлений, медитации и изучения. . Вы можете делать это на любом этапе жизни, каждый день посвящая время поиску. Для некоторых это означает медитацию или молитву. Для других требуется изучение текстов или работа с мастерами. Это может даже включать терапию. Но вы должны подходить к ней так же, как и к любой другой важной цели — выполняя работу.

3. Не ищите слишком долго.

Ваши поиски смысла будут контрпродуктивными, если они помешают вашему счастью. Чтобы убедиться, что вы находитесь в зоне Златовласки, вы можете пройти опрос, который покажет вам ваши уровни присутствия и поиска, а также сравнить свои результаты с другими на веб-сайте программы подлинного счастья Пенсильванского университета. Если вы обнаружите, что с вашим присутствием все в порядке, но вы гиперактивный искатель, это сигнал к тому, чтобы наслаждаться источниками смысла, которые у вас уже есть, а не постоянно искать новые. В этой ситуации я иногда предлагаю то, что я называю «стратегией Дороти», основанной на знаменитой фразе Дороти из Волшебник страны Оз : «Если я когда-нибудь снова отправлюсь на поиски своего сердца, я не буду смотреть дальше своего собственного заднего двора; потому что, если его там нет, я никогда не терял его с самого начала». Если вы чувствуете, что заблудились в поисках смысла, расслабьтесь и вернитесь к основам.

Все эти советы основаны на одном очень твердом предположении, что жизнь действительно имеет смысл. Не все с этим согласны. Некоторые построили целые школы мысли на предположении, что жизнь по своей сути бессмысленна и что мы можем быть по-настоящему свободными только тогда, когда примем эту истину. «Если мы ни во что не верим, если ничто не имеет никакого значения и если мы не можем утверждать никаких ценностей», — писал философ Альбер Камю в Мятежник , «тогда все возможно и ничто не имеет значения».

Каждый из нас должен решить, верим ли мы в это. Я не могу сказать наверняка; это, как мы говорим в моем бизнесе, «непроверяемая гипотеза». Парадокс непроверяемой гипотезы состоит в том, что даже если мы ищем, мы никогда не можем быть уверены, что нашли то, что реально и истинно. Но одно несомненно: мы не найдем ничего , если не будем искать.

Определение и смысл жизни — Merriam-Webster

1 из 2

лиф

1

а

: качество, отличающее живое и функциональное существо от мертвого тела

б

: принцип или сила, которая считается лежащей в основе отличительного качества живых существ

с

: состояние организма, характеризующееся способностью к метаболизму (см. пункт 1 метаболизма), росту, реакции на раздражители и размножению

2

а

: последовательность физических и психических переживаний, составляющих существование человека

дети… это радость наших жизней — Агнес С. Тернбулл

б

: один или несколько аспектов жизненного процесса

половая жизнь лягушки

3

: смысл биографии 1

жизнь Джорджа Вашингтона

4

: духовное существование транс окончание (см. трансцендентный смысл 1с) физической смерти

его жажда… выхода в грядущую жизнь — Родни Гилберт

5

а

: период от рождения до смерти

б

: определенный этап земного существования

взрослая жизнь

с

: период от события до смерти

судья назначается пожизненно

г

: приговор к лишению свободы на оставшуюся часть жизни осужденного

6

: образ жизни

жизнь колонистов

7

: средства к существованию

Рыбацкая деревня черпала свою жизнь из моря.

8

: жизненное или живое существо

конкретно : человек

много жизней погибло в катастрофе

9

: оживляющая и формирующая сила или принцип

жизнь конституции… была не логикой, а опытом — Ф. А. Огг и Гарольд Цинк

10

: дух, анимация

не видели жизни в ее танце

11

: форма или структура чего-либо, существующего в действительности

написанный с натуры

12

: период продолжительности, полезности или популярности чего-либо

ожидаемый срок службы батарей

13

: период существования (как субатомной частицы)

сравните период полураспада

14

: свойство (такое как устойчивость (см. смысл устойчивости 1) или эластичность) неодушевленного (см. смысл неодушевленного 1) вещества или объекта, напоминающего одушевленное качество живого существа

15

: живые существа (определенного вида или окружающей среды)

лесная жизнь

16

а

: деятельность человека

б

: активность и движение животных

пробуждение жизни

с

: деятельность данной сферы, района или времени

политическая жизнь страны

17

: источник интереса и энергии

жизнь партии

18

: возможность для продолжения жизнеспособности

подарил пациенту новую жизнь

19

Христианская наука с большой буквы : божественное чувство 1b

20

: что-то напоминающее живую жизнь

грант спас жизнь проекту

см. также собрать свою жизнь воедино, собрать свою жизнь воедино, собрать свою жизнь воедино, собрать свою жизнь воедино

жизнь

2 из 2

1

: одушевленных существ или связанных с ними 03

: с использованием живой модели

класс жизни

4

: относящийся к страхованию жизни или обеспечиваемый им

политика жизни

Синонимы

Существительное

  • биография
  • биография
  • memoir

Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе

Примеры предложений

Существительное Он верит, что Бог дает жизней всем существам. Она была счастлива и здорова большую часть своей жизни . Члены ее семьи, как правило, живут долго . Я знаю ее всю свою жизнь . Он приближается к концу своего жизнь . Люди могут сменить работу несколько раз за свою жизнь . Они всю свою жизнь ждали такой возможности. Что вы действительно хотите от жизни ? Вся эта бумажная волокита значительно усложнила жизнь . Подробности повседневной жизни могут быть увлекательными. Прилагательное жизнь сила во всем Ему дали пожизненных приговоров в тюрьме. Узнать больше

Последние примеры в Интернете

Но не просто раздавайте микстейпы или вдохновляющие плакаты выпускнику средней школы в вашей жизни . — Марк Сток, menshealth.com , 19 апреля 2023 г. Каждый день всей этой поездки был лучшим днем ​​в моей жизни . — Нэнси Кру, Peoplemag , 18 апреля 2023 г. Они обязательно вдохновят молодых экологов в вашем жизнь — и, наверное, взрослые тоже! — Стейси Торнио, Treehugger , 18 апреля 2023 г. Документальное кино — любовь всей моей жизни . — Итан Влессинг, The Hollywood Reporter , 18 апреля 2023 г. Что вы думали о черном дереве? Черное дерево — это история любви, которая пошла не так, как надо, основанная на очень конкретном периоде моей жизни . — Марк Элиберт, Billboard , 18 апреля 2023 г. Для Ричарда Рино этот месяц — важное время для самоанализа и переустановки приоритетов в его жизни . — Austindedios, oregonlive , 18 апреля 2023 г. В отличие от других беспроводных пылесосов, представленных на рынке, этот использует автоматический режим для адаптации к различным типам пола и соответствующим образом оптимизирует уровни мощности, чтобы не тратить заряд батареи жизнь . — Сабрина Талберт, Женское здоровье , 18 апреля 2023 г. Последние несколько лет были тяжелыми для таких компаний, как MillerKnoll’s, которые обслуживают офис , жизнь . — Эллисон Морроу, CNN , 18 апреля 2023 г.

Среди раненых один получил тяжелые ранения, телесные повреждения не угрожали жизни двоих. — Андреа Ваккиано, Fox News , 3 апреля 2023 г. Трое были объявлены мертвыми в баре, а трое были доставлены в больницу — один в критическом состоянии и двое с неопасными для жизни травмами. — Яна Хейс, , США, СЕГОДНЯ , 2 апр. 2023 г. Эрнандес был доставлен в местную больницу для лечения не угрожающих жизни травм. — Брентон Бланше, Peoplemag , 31 марта 2023 г. В ноябре 18-летний мужчина получил ножевое ранение на Т-остановке Downtown Crossing и получил неопасные для жизни травмы. — Трэвис Андерсен, BostonGlobe.com , 21 марта 2023 г. По словам OSCO, трое подростков были доставлены в больницу с травмами, не угрожающими жизни. — Элейн Барраза, Орландо Сентинел , 12 марта 2023 г. Во время пресс-конференции начальник полиции Детройта Джеймс Уайт заявил, что военнослужащие MSP получили травмы, не угрожающие жизни, и были доставлены в ближайшую больницу. — Нур Рахал, 9 лет0015 Detroit Free Press , 10 марта 2023 г. По словам CSX, три члена экипажа находились в локомотиве, который загорелся после схода с рельсов, и проходят лечение от травм, не угрожающих жизни. — Кристина Сгуэлья, CNN , 8 марта 2023 г. По данным CSX, трое из шести человек в поезде позже получили лечение от травм, не угрожающих жизни . — Николас Рейманн, 9 лет.0015 Forbes , 8 марта 2023 г. Узнать больше

Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «жизнь». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.

История слов

Этимология

Существительное и прилагательное

Среднеанглийский lif , от древнеанглийского lif ; сродни древнеанглийскому libban to live — больше в live

Первое известное употребление

Существительное

до 12 века, в значении, определенном в смысле 1a

Прилагательное

до 12 века, в значение, определенное в чувство 1

Путешественник во времени

Первое известное использование жизни было до 12 века

Посмотреть другие слова из того же века Лифарь

жизнь

цель жизни

Посмотреть другие записи поблизости 

Процитировать эту запись «Жизнь.

» Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/life. По состоянию на 28 апреля 2023 г. 1 из 2 существительное

лиф

1

а

: качество, отделяющее растения и животных от воды или камня : качество, которое растения и животные теряют после смерти

б

: состояние живого существа, характеризующееся, в частности, способностью к обмену веществ, росту, реакции на раздражители и размножению

2

а

: все переживания, составляющие существование человека

никогда не слышал о таком за всю свою жизнь

б

: биография

3

а

: период жизни человека, животного или растения

б

: определенная часть жизни

взрослый жизнь

с

: период от события до смерти

остались друзьями на жизнь

4

: образ жизни

жизнь муравья

5

: живое существо

много жизней спасено

6

: энергия или дух в действии или выражении

глаза, полные жизни

еще немного жизни осталось в углях

7

: форма или структура чего-то, что существует в действительности

нарисовано из жизни

выглядит крупнее жизни

8

: период полезности, популярности или существования чего-либо

батарея жизнь

жизнь страхового полиса

9

: живые существа (в зависимости от вида или места)

лес жизнь

10

: жизнедеятельность и движение

пробуждение жизни

улица кипит жизнью

11

: источник интереса и бодрости

жизнь партия

жизнь

2 из 2 прилагательное

1

: живого существования или относящееся к нему

жизнь сила

2

: пожизненная

a жизнь член

Медицинское определение

жизнь

сущ.

ˈlīf

1

а

: качество, отличающее живое и функциональное растение или животное от мертвого тела

б

: состояние жизни, характеризующееся способностью к обмену веществ, росту, реакции на раздражители и размножению

2

а

: последовательность физических и психических переживаний, составляющих существование индивидуума

б

: определенная часть или аспект жизненного процесса

половая жизнь

взрослая жизнь

безжизненный

ˈlīf-ləs

прилагательное

Еще от Merriam-Webster о

life

Английский: Перевод life для говорящих на испанском языке

Britannica English: Перевод life для говорящих на арабском языке

Britannica.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *