Слова интеллигентов: Электронная библиотека ИРИ РАН

Содержание

Понятие, термин, слово Интеллигенция: VIKENT.RU

«Примечание филологическое.

У слова интеллигенция и смежных с ним есть своя история.

Очень упрощённо говоря, его значение прошло три этапа. Сперва оно означало «люди с умом» (этимологически), потом «люди с совестью» (их-то мы обычно и подразумеваем в дискуссиях), потом просто «очень хорошие люди».

Слово intelligentia принадлежит ещё классической, цицероновской латыни; оно значило в ней «понимание», «способность к пониманию». За две тысячи лет оно поменяло в европейской латыни много оттенков, но сохранило общий смысл.

В русский язык оно вошло именно в этом смысле. В. Виноградов в «Истории слов» (М, 1994, с. 227-229) напоминает примеры: у Тредиаковского это «разумность», у масонов это высшее, бессмертное состояние человека как умного существа, у Огарёва иронически упоминается «какой-то субъект с гигантской интеллигенцией», а Тургенев в 1871 году даже писал: «собака стала. .. интеллигентнее, впечатлительнее и сообразительнее, её кругозор расширился». Позднее определение Даля (1881): «Интеллигенция — разумная, образованная, умственно развитая часть жителей».

Ещё Б.И. Ярхо (1889-1942) во введении к «Методологии точного литературоведения» держится этого интеллектуалистического понимания: «Наука проистекает из потребности в знании, и цель её (основная и первичная) есть удовлетворение этой потребности… Вышеозначенная потребность свойственна человеку так же, как потребность в размножении рода: не удовлетворивши её, человек физически не погибает, но страдает порой чрезвычайно интенсивно. Потребностью этой люди одарены в разной мере (так же, как, напр., сексуальным темпераментом), и этой мерой измеряется степень «интеллигентности». Человек интеллигентный не есть субъект, много знающий, а только обладающий жаждой знания выше средней нормы». (Писаны эти слова в 1936 году в сибирской ссылке.)

Наступает советское время, культура распространяется не вглубь, а вширь, образованность мельчает. По иным причинам, но то же самое происходит и в эмиграции: вспомним горькую реплику Ходасевича, что скоро придется организовывать «общество людей, читавших «Анну Каренину» (Г.П. Федотов вполне серьёзно предлагал подобные меры для искусственного создания «новой русской элиты», которая затем распространила бы своё культурное влияние на всё общество). Казалось бы, тут-то и время, чтобы интеллектуальный элемент понятия интеллигенция повысился в цене.

Случилось обратное: чем дальше, тем больше подчёркивается, что образованность и интеллигентность — вещи разные, что можно много знать и не быть интеллигентом, и наоборот. Окончательный удар по этому интеллектуалистическому понятию интеллигенции нанёс А.И. Солженицын, придумав слово без промаха: «образованщина». Конечно, для порядка образованщина противопоставлялась истинной образованности. Но было ясно, что главный критерий здесь уже не умственный, а нравственный: коллаборационист, который несет свои умственные способности на службу советской власти, — он не настоящий интеллигент. Теперь зайдём с другой стороны — от производного слова интеллигентный.

 При Тургеневе, как мы видели, оно означало лишь умственные качества — хотя бы собаки. Для Даля оно ещё не существует, около 1890 года оно ощущается как новомодный варваризм. Слово интеллигентный —  производное от интеллигенция (сперва как «умственные способности», потом как «совокупность их носителей»). Близкое слово интеллигентский — производное от более позднего слова интеллигент. Как интеллигенция, так и интеллигент — слова, с самого начала не лишённые отрицательных оттенков значения: интеллигенция (в отличие от «людей образованных») охотно понималась как «сборище недоучек», дилетантов, примеры тому (в том числе из Щедрина) подобраны у Виноградова. Но на производные прилагательные эти отрицательные оттенки переходят в разной степени.

Слово интеллигентский и Ушаков, и академический словарь определяют как «свойственный интеллигенту» с отрицательным оттенком: «о свойствах старой, буржуазной интеллигенции» с её «безволием, колебаниями, сомнениями». Слово интеллигентный и Ушаков, и академический словарь определяют как «присущий интеллигенту, интеллигенции» с положительным оттенком —  «образованный, культурный». Культурный, в свою очередь, здесь явно означает не только носителя «просвещенности, образованности, начитанности» (определение слова культура в академическом словаре), но и «обладающий определенными навыками поведения в обществе, воспитанный» (одно из определений этого слова в том же словаре).

Антитезой к слову интеллигентный в современном языковом сознании будет не столько «невежда», сколько «невежа» (а к слову интеллигент — не «мещанин», а «хам»).

Каждый из нас ощущает разницу, например, между интеллигентная внешность, интеллигентное поведение и интеллигентская внешность, интеллигентское поведение. При втором прилагательном как бы присутствует подозрение, что на самом-то деле эта внешность и это поведение напускные, а при первом прилагательном подлинные.

Мне запомнился характерный случай. Лет десять назад критик Андрей Левкин напечатал в журнале «Родник» статью под заглавием, которое должно было быть вызывающим: «Почему я не интеллигент». В.П. Григорьев, лингвист, сказал по этому поводу: «А вот написать: «Почему я не интеллигентен» — у него не хватило смелости».

Попутно посмотрим ещё на одну группу мелькнувших перед нами синонимов: просвещенность, образованность, воспитанность, культурность. Какие из них более положительно и менее положительно окрашены?

Воспитанность — это то, что впитано человеком с младенческого возраста, «с молоком матери»: оно усвоено прочнее и глубже всего, однако по содержанию оно наиболее просто, наиболее доступно малому ребёнку: «не сморкаться в руку» заведомо входит в понятие воспитанности, а «знать, что дважды два — четыре» — заведомо не входит. Образованность относится к человеку, уже сформировавшемуся, форма его совершенствуется, корректируется внешней обработкой, приобретает требуемый образ («ображать камень — выделывать вещь из сырья», — пишет Даль) —  образ, подчас довольно сложный, но всегда благоприобретенный трудом.

Просвещённость — тоже не врождённое, а благоприобретенное качество, свет, пришедший со стороны, просквозивший и преобразовавший существо человека; здесь речь идет не о внешних, а о внутренних проявлениях образа человека, поэтому слово просвещенный ощущается как более возвышенное, духовное, чем образованный. (Слово «просвещенцы» менее обидно, чем «образованны».) Наконец, культурность, слово самое широкое, явным образом покрывает все три предыдущие и лишь в зависимости от контекста усиливает то или другое из их значений.

Самым молодым и активным в этой группе слов является культурность, самым старым и постепенно выходящим из употребления — просвещённость.

Понятие о просвещённости как свойстве более внутреннем, чем образованность, и более высоком, чем простая воспитанность, исчезает из языка. Освободившуюся нишу и занимает новое значение слова интеллигентность: человек интеллигентный несет в себе больше хороших качеств, чем только воспитанный, и несет их глубже, чем только образованный.

Таким образом, понятие интеллигенции в русском языке, в русском сознании любопытным образом эволюционирует: сперва это «служба ума», потом «служба совести» и, наконец, если можно так сказать, «служба воспитанности». Это может показаться вырождением, но это не так. Службу воспитанности тоже не нужно недооценивать: у неё благородные предки.

Для того, что мы называем интеллигентностью, культурностью, в XVIII веке синонимом была светскость, в средние века — вежество, куртуазия, в древности — humanitas, причём определялась эта humanitas на первый взгляд наивно, а по сути очень глубоко: во-первых, это разум, а во-вторых, умение держать себя в обществе.

Особенность человека — разумность в отношении к природе и humanitas в отношении к обществу, т.е. осознанная готовность заботиться не только о себе, но и о других. На humanitas, на искусстве достойного общения между равными держится все общество. Не случайно потом на основе этого (в конечном счете бытового) понятия развилось такое возвышенное понятие, как гуманизм.

И, заметим, именно эта черта общительности всё больше выступает на первый план в развитии русского понятия интеллигенция, интеллигентный. Интеллигенция в первоначальном смысле слова, как «служба ума», была обращена ко всему миру, живому и неживому, — ко всему, что могло в нём потребовать вмешательства разума. Интеллигентность в теперешнем смысле слова, как «служба воспитанности», «служба общительности», проявляется только в отношениях между людьми, причем между людьми, сознающими себя равными (ближними, говоря по-старинному). Когда я говорю «Мой начальник — человек интеллигентный», это понимается однозначно: мой начальник умеет видеть во мне не только подчиненного, но и такого же человека, как он сам.

А интеллигенция в промежуточном смысле слова, «служба совести»? Она проявляет себя не в отношениях с природой и не в отношениях с равными, а в отношениях с высшими и низшими — с «властью» и «народом». Причём оба эти понятия — и власть, и народ — достаточно расплывчаты и неопределенны. Именно в этом смысле интеллигенция является специфическим явлением русской жизни нового времени. Оно настолько специфично, что западные языки не имеют для него названия и в случае нужды транслитерируют русское: intelligentsia. Для интеллигенции как службы ума существуют устоявшиеся слова: intellectuals, les intellectuels. Для интеллигентности как умения уважительно обращаться друг с другом в обществе существуют синонимы столь многочисленные, что они даже не стали терминами. Для «службы совести» — нет. (Что такое совесть и что такое честь? И то и другое определяет выбор поступка, но честь — с мыслью «что подумали бы обо мне отцы», совесть — с мыслью «что подумали бы обо мне дети».)

Более того, когда европейские les intellectuels вошли недавно в русский язык как интеллектуалы, то слово это сразу приобрело отчётливо отрицательный оттенок: «рафинированный интеллектуал», «высоколобые интеллектуалы». Почему? Потому что в этом значении есть только ум и нет совести, западный интеллектуал — это специалист умственного труда, и только, а русский интеллигент традиционного образца притязает на нечто большее.

 

Продолжение »

Филолог Янина Солдаткина: «Интеллигент — это человек, который подвергает все собственному осмыслению»

Когда мы говорим о культурном человеке, то применительно к России всегда вспоминаем об интеллигенции. В нашей стране многие годы она выступала в качестве законодателя не только подлинно культурного вкуса, но и зачастую подлинно нравственной позиции по отношению к власти и народу. Особенно сильно эта миссия русской интеллигенции проявилась именно в советские годы. О том, как эти люди воспринимали свою культурную роль в советском обществе и можно ли считать, что в сегодняшней России интеллигенции больше нет, мы поговорили с Яниной Солдаткиной, доктором филологических наук, профессором кафедры русской литературы XX–XXI веков Московского педагогического государственного университета (МПГУ).

— Янина Викторовна, как вам кажется, почему именно в России возникает эта особая фигура, которая в какой-то момент начинает выступать в качестве эталона культурности, — фигура интеллигента?

— Действительно, я соглашусь с тем, что интеллигенция — это чисто российское явление. Даже само слово вошло во все международные базы данных с пометкой, что это специфически русское понятие. Формирование «интеллигенции» началось еще в середине 60-х годов XIX века. И связано было с тем, что определенное количество образованных людей, причем необязательно дворянского происхождения, создают целую среду, в которой поддерживались определенные жизненные принципы.

Речь идет не просто об образованности, развитости интеллекта, но об «умственной порядочности», как это, на мой взгляд, очень удачно сформулировал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Иными словами, интеллигенту свойственны еще и некие нравственные установки. Поэтому, как считал Лихачев, интеллигентами можно назвать и декабристов, а если идти дальше, в глубь веков, то и Андрея Курбского, вступившего в знаменитую полемику с Иваном Грозным.

— Выходит, что судьба русской интеллигенции, если смотреть на нее через оптику Лихачева, всегда связана с тем, чтобы находиться в оппозиции к власти или хотя бы дистанцироваться от нее?

— Скорее, он говорит о том, что культурному человеку в России была свойственна независимость мышления. Иными словами, интеллигент — это человек, который не входит в корпорации, не поддается давлению массовой мифологии, но подвергает все собственному осмыслению. И конечно, независимость мышления довольно часто приводит человека к тому, что он оказывается в оппозиции. Причем необязательно к действующей власти. Это может быть и оппозиция, например, к вирусному мнению в «Фейсбуке».

При этом нельзя не вспомнить знаменитый момент из «Братьев Карамазовых» Достоевского, когда писатель с иронией замечает, что дайте русскому школьнику карту звездного неба, он ее вернет вам на другой день исправленной. То есть столь радикальная ставка на сомнение иногда может носить и комический характер. Однако для Лихачева важно было подчеркнуть, что интеллигент никогда не принимает готовых истин. Знаете, есть такая яркая и уже расхожая цитата из Баратынского — «лица необщим выраженьем». Вот интеллигент им обладает.

Но зачастую это действительно приводит его во внешнюю конфронтацию с властью, как это было у Курбского, у декабристов или у диссидентов. Но это может оборачиваться и внутренней эмиграцией, как это было у того же Лихачева, который, побывав на Соловках, всю оставшуюся жизнь занимался древнерусской литературой. Это может быть и позиция принципиальной аполитичности, каковую с разной мотивировкой занимали Иосиф Бродский или Борис Пастернак.

— Но почему, на ваш взгляд, именно в России культурный человек или интеллигент — это тот, кто априори находится в оппозиции?

— Здесь я бы привела пример Александра Пушкина — человека, конечно, не обделенного независимостью мышления. Думаю, что все помнят его «Капитанскую дочку», где изложена его важная для нашей беседы историческая концепция. Суть ее в том, что между верховной властью и народом, воплощаемым Пугачевым и Савельичем, необходима некая «прослойка», или соединительная ткань, которая, считал Пушкин, должна обеспечить коммуникацию между «верхами» и «низами». Таким медиумом для него были древние дворянские роды, а впоследствии, добавим мы, им стала интеллигенция.

И конечно, Пушкин прав: что в царской России, что в советской у народа не было своего представительства. Крестьяне, о которых в том числе переживали декабристы, его не имели. В советское время крестьяне и — в меньшей степени — рабочие также очень долго не имели своего открытого публичного представительства. И в итоге в роли их неформальных представителей выступила русская интеллигенция, которая в основном выполняла эту задачу через литературу.

Поэтому, отвечая на ваш вопрос, можно сказать, что особенность культурного человека в России, который часто ставил себя в оппозицию к власти, была во многом связана с особенностью политического устройства самой страны, где интеллигенция — по крайней мере таким был идеал — выступала как посредник, как некая сила, которая пытается в публичном пространстве озвучить интересы народа.

— В таком случае для чего Сталин совершенно явно решил выделить интеллигенцию в отдельную страту, в каком-то смысле даже противопоставив ее народу?

— Думаю, что если и говорить об особой культурной политике Сталина, то имеет смысл обратиться к ситуации после 1929 года, после изгнания Троцкого. Дело в том, что Троцкий очень активно заигрывал с интеллигенцией и был в какой-то степени кумиром определенной ее части. В частности, он как раз считал, что интеллигенцию можно и нужно использовать в целях пропаганды.

Мы прекрасно помним, как часть леворадикальной интеллигенции в ранние советские годы, из среды тех же футуристов, не просто сотрудничала с властью, а в какой-то степени этой властью была. Однако уже в 20-е годы было понятно, что часть мыслящих, думающих, образованных людей все больше и больше не соглашается с тем, что и как происходит в стране, и пыталась противостоять этому прежде всего в эстетическом отношении, которое зачастую приравнивалось к политическому.

А вот после 1929 года начинается, как сказали бы теперь, зачистка информационного поля. В первую очередь Сталин и партийные органы берут под полный контроль литературу — по сути, единственное на тот момент массовое средство передачи информации.

Распускаются все частные творческие союзы, а вместо них в 1934 году создается Союз писателей, куда допускается только та часть творческой интеллигенции, которая выказала власти свою лояльность и которая дальше будет заниматься тем, что доводить до массового читателя точку зрения партии. Но и тут, увы, не обходится без очень трагических историй публичных шельмований, покаяний.

— А была еще трагическая судьба Андрея Платонова.

— Платонов здесь — это отдельная и во многом значимая история. Для меня он — один из самых показательных примеров судьбы культурного человека в Советском Союзе. Потому что, с одной стороны, он был человеком из рабочего класса. То есть у него не было университетского, интеллигентского образования. Он был гениальным самоучкой и до сложнейших философских вопросов дошел своим умом. В этом смысле Платонов — это пример того, как революция «открыла шлюзы», дала возможность стать интеллигентным, образованным тем, кто, может быть, при царской России этой возможности не получил.

Но главное, что Платонов, казалось бы, абсолютно веривший в коммунизм — одно время был даже кандидатом в члены партии, — в 1928 году написал роман «Чевенгур», для того чтобы объяснить власти, что революция пошла не по тому пути, что насилие не является революцией. А потом он пишет повесть о коллективизации «Впрок», которую одни восприняли как гимн коллективизации, однако Сталин, как известно, пришел от нее в ярость. Есть легенда, что он на полях номера «Красной нови» с текстом повести пишет: «сволочь, подлец», и потом вызывает к себе Фадеева, тогдашнего редактора журнала, для объяснений. Разразился ужасный скандал. И, говорят, Платонов ответил на все это показательно: «Я писал для одного читателя, он меня не услышал».

И здесь мы вновь видим эту специфическую для русского культурного человека функцию — выразить мнение самых бедных и беззащитных. В данном случае — несчастных крестьян. Ведь позиция автора повести «Впрок» совершенно понятна: «Мы за коллективизацию, но не надо устраивать ее насильно, не надо над нами издеваться».

— Тем не менее, как вы сказали, советская интеллигенция выбирала разные стратегии — что по отношению к власти, что по отношению к народу. И хочется понять, как эти люди, которые чувствовали себя носителями культуры, жили в страшных условиях ХХ века — перед лицом репрессий, войны, голода, иногда и предательства?

— О некоторых примерах мы уже с вами успели поговорить. Можно привести еще один пронзительный пример — Осипа Мандельштама. Сначала он пытается как-то принять советскую власть. Потом, проезжая во время Гражданской войны от Петрограда до Крыма, претерпевает массу лишений и возвращается в столицу человеком, уже не разделяющим советских взглядов.

К концу 20-х годов он доходит до того, что начинает писать антисталинские стихи. Причем не просто пишет, но и читает их всем подряд. И естественно, условно, на десятом слушателе его арестовывают. В каком-то смысле здесь он выступает как бесстрашный пророк-обличитель того, что считал несправедливым в сталинском тоталитаризме. Но затем выясняется, что он совершенно не готов к последствиям. Что он интеллигент, а не боец с режимом и не готов к пыткам, к заключению. Он чуть не сходит с ума и в результате разных, трагических перипетий, попадает в страшную для него ссылку в Воронеж.

Здесь он лишен общения со своим кругом, с близкими по духу людьми. Читает одни советские газеты и пишет знаменитый «Воронежский цикл», в котором, между прочим, пытается вписаться в мейнстрим, посвятив Сталину так называемую «Оду», рассуждает о собственной «вине» перед государством. Но я думаю, что это было такое явное интеллигентское сомнение в собственной правоте, искренняя попытка понять — «может быть, народ правее меня».

Апелляция к народу, стремление, долг, как хотите, быть сопричастным народу, встречается у многих авторов этого времени. Как у Пастернака его доктор Живаго — это воплощение интеллигента, который считает, что мужчина должен, стиснув зубы, разделить любую судьбу своей страны. Это же, к слову, мы встречам и у Ахматовой: «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». То есть эта сопричастность народной судьбе в глазах советской интеллигенции — очень важная категория культурного человека.

Другое дело, что ни у Пастернака, ни у Мандельштама, ни у Ахматовой этой сопричастности не получается достигнуть до конца. Потому что они другие — и отношение к ним совсем другое. Умный, культурный, интеллигентный человек подозрителен априори. Он не ходит строем, не поет гимнов, не подписывает писем, чего, увы, подчас от него требовала советская действительность.

Более того, что бы эти люди ни говорили о народе и о своем желании быть с ним, им всегда была невыносима мещанская культура и люди, живущие одними собственническими интересами, пытающиеся обустроить свою маленькую частную жизнь.

— Да, классическая поза культурного человека, особенно в России, когда любая практичность — это плохо.

— Вот именно. Лучше Обломов, который лежит на диване, чем практичный Штольц, к которому отношение всегда было холодное, если не брезгливое вовсе. И отсюда же, к слову, возникает стратегия ухода во «внутреннюю эмиграцию». Причем выражалось это необязательно так, как у Шаламова, который прямо антиправительственной деятельностью занимался. Но почти всегда эта дистанция была продиктована одной задачей — сохранением культуры как таковой. Удержать ее от полного уничтожения — как в физическом смысле, так и в духовном.

Вновь вспомним, как тот же Дмитрий Лихачев, который занимался вроде бы безобидными вещами, с точки зрения советской власти, — древнерусской литературой. Однако благодаря этому он косвенно способствовал сохранению православной культуры, пережившей колоссальный урон что в сталинские годы, что в хрущевские.

— Мне кажется, что пока все то, о чем мы говорили, в большей степени касается довоенного периода. И война в этом смысле стала очень важным рубежом — в том числе и в судьбе советской интеллигенции. Как вам кажется, можно ли говорить о том, что после войны ее мироощущение, как и задачи, которые эти люди культуры перед собой ставили, претерпело изменение?

— С одной стороны, война в какой-то степени способствовала легализации интеллигенции, ее выходу «на свободу». Начали печатать Ахматову, Платонова, которого только тогда молодое поколение советских писателей и узнало. С другой стороны, это потепление было временным, до 1946 года. Очень скоро гайки вновь начали закручиваться.

Реальные же изменения в жизни советской интеллигенции пришли уже во время хрущевской оттепели. Ведь Хрущев, хоть и совсем не был интеллигентом, понимал, что для разоблачения «культа личности» ему эти люди могут пригодиться. Не случайно Твардовский умудрился протолкнуть в печать «Один день Ивана Денисовича» именно под соусом борьбы с культом личности, и эта повесть взорвала советское общество.

В оттепельные годы начался настоящий расцвет. Состоялось первое «возвращение» в печать писателей, эмигрировавших или загубленных в 1920–1930-х годах. Вновь издают Пильняка, Бунина. Начинаются знаменитые чтения возле памятника Маяковскому.

И все это привело к тому, что после шестидесятников, которые еще грезили о том, что они, будучи культурными и политически активными людьми, способны повлиять на курс развития страны. Интеллигенция 1970–1980-х годов выбирает, по сути, две стратегии. Либо она принципиально отказывается от взаимоотношений с властью. Как пел Борис Гребенщиков, безусловный интеллигент, возникает «поколение дворников и сторожей», которое последовательно выбирает «этику ухода». Уходят в такие места, где они окажутся от партии и политики как можно дальше. Либо эти люди становятся диссидентами. Причем, как правило, с сильно идеологическим уклоном.

— Осталось ли сегодня что-то от этого образа советского интеллигента — носителя эталона культурного человека? Часто встречается мысль, что ничего подобного в современной России уже не осталось, что сама возникшая на обломках СССР действительность таких людей больше не предполагает.

— Думаю, что в каком-то смысле вы правы. И мне кажется, что изменилась сама среда обитания интеллигента — медиасреда. Главным образом в том, что сейчас мы живем в состоянии максимальной открытости. Условно, каждое наше телодвижение видно всем и всеми постоянно обсуждается. И конечно, в столь открытой среде исключена та закрытость, интимность, возможность оставаться наедине с самим собой, которая столь важна интеллигенту.

Кроме того, не стоит забывать того, о чем как-то сказал герой фильма «Берегись автомобиля»: «Деньги, товарищи, еще никто не отменял». Для большинства современной интеллигенции культура — это еще и способ зарабатывать деньги. Хорошо было советскому интеллигенту, который где-то работал, получал какие-то более-менее приемлемые деньги и мог позволить себе не заботиться о быте. Не секрет, что тот же доцент был пожизненно обеспечен. Иными словами, эти люди так или иначе были освобождены от забот, связанных с зарабатыванием денег в той степени, в какой люди интеллектуального труда обременены ими сегодня.

Сейчас на гонорары может жить только, наверное, писатель плана Дарьи Донцовой. Скажем, и Водолазкин, и Прилепин вынуждены заниматься далеко не только писательским трудом. А поскольку они зависимы от разных коммерческих структур, мы не можем быть уверены в чистоте, так сказать, их мотивации.

— То есть нет самого главного — независимости, свойственной модели культурного человека в России.

— Верно! Мы не можем говорить и о независимости писателя как таковой, так же как не можем говорить про интеллектуальную независимость ни одного из членов ведущих университетских корпораций.

Можно сказать, что в каком-то смысле сама социальная структура не находит сегодня места интеллигенту. Но, с другой стороны, писатели все-таки еще остаются властителями дум, по крайней мере, в нашем сознании они на это претендуют, мы к их мнению, к их произведениям прислушиваемся. Читая «Лавра» или «Авиатора» Водолазкина, мы можем пережить очень сильные нравственные волнения, по-новому взглянуть на Гражданскую глазами героев «Зимней дороги» Леонида Юзефовича…

Так что я не стала бы утверждать столь категорично, что интеллигенция исчезла, растворилась в небытии. Должна смениться эпоха, чтобы мы смогли непредвзято посмотреть и оценить наше время. Может быть, подлинная интеллигентность — она для современности своего рода нравственный и культурный идеал, недостижимый, но прекрасный, необходимый и, так сказать, чаемый, чему и наша беседа — доказательство.

Материал опубликован в  № 1 печатного номера газеты «Культура» от 28 января 2021 года в рамках темы номера «Культурный человек XXI века: каким он должен быть?».

Фото: www.studizba.com. На фото на анонсе —  картина Федоровой  Т.С. «Гости в мастерской художника», 1981 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ Синонимов: 44 синонима и антонима к слову ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ

См. определение интеллектуальный на Dictionary. com

  • прил. очень умный
  • сущ. очень умный

12

  • творческий
  • интеллектуальный
  • умственный
  • психологический
  • рациональный
  • ученый
  • вдумчивый
  • книжный
  • умный
  • высоколобый
  • умный
  • умный
  • изобретательный
  • ученый
  • 90 025 френический
  • прилежный
  • субъективный
  • академик
  • доктор
  • интеллигенция
  • философ
  • ученый муж
  • ученый
  • мыслитель
  • авангардист
  • мозг
  • умник
  • Эйнштейн
  • гений
  • высоколобый
  • 90 025 sage
  • whiz
  • wizard
  • braintruster
  • На этой странице вы найдете 94 синонима. , антонимы и слова, связанные с интеллектуальным, такие как: церебральный, творческий, интеллектуальный, умственный, психологический и рациональный.

    антонимы к слову интеллектуальный

    САМОЕ ВАЖНОЕ

    • тело
    • физическое
    • глупое
    • невежественное
    • простое
    • глупое
      9002 5 imbecile
    • ignoramus

    Тезаурус 21 века Роже, третье издание Copyright © 2013, Philip Lief Group.

    ПОПРОБУЙТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ интеллектуальный

    Посмотрите, как выглядит ваше предложение с разными синонимами.

    Символов: 0/140

    ТЕСТ

    Не будь Фердуцтом в этом слове дня Викторина!

    НАЧНИТЕ ВИКТОРИНУ

    Как использовать слово «интеллектуальный» в предложении

    Я хочу, чтобы они могли получить положительный интеллектуальный опыт и дать возможность мыслить по-другому, сопровождая те эмоции, которые они испытывают.

    МОЖЕТ ЛИ АНИТА ХИЛЛ ПРОСТИТЬ ДЖО БАЙДЕНА… И РАБОТАТЬ С НИМ? ПАЛЛАБИ МУНСИС 14 СЕНТЯБРЯ 2020 г. OZY

    Эта группа стран должна иметь приемлемые правила и торговую политику для привлечения международных инвесторов, понятное трудовое законодательство и явное уважение к интеллектуальной собственности.

    COVID ДОКАЗЫВАЕТ, ЧТО КОМПАНИЯМ НЕОБХОДИМО СНИЖАТЬ СВОЮ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ КИТАЯ.

    МОДЕЛИ КОРОНАВИРУСА ВСЕГДА БЫЛИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВЫПОЛНИТЬ КРИВУЮ МЭГГИ КОРТ ([email protected])10 СЕНТЯБРЯ 2020 г. FIVETHIRTYEIGHT

    Солдат обвиняли в краже интеллектуальной собственности, бизнес-планов и стратегии ведения переговоров от таких компаний, как Westinghouse и американская сталь.

    КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА СО ШПИОНАМИ США И КИТАЯ КОНСТАНТИН КАКАЕС 3 СЕНТЯБРЯ 2020 г. ОБЗОР ТЕХНОЛОГИЙ MIT

    Мы начали создавать интеллектуальную собственность в области передачи энергии, чтобы посмотреть, как можно восстановить сеть — вещь, которая не была модернизирована за 150 лет. годы.

    ДЖЕССИКА О. МЭТЬЮС ИЗ НЕИЗВЕСТНОЙ МОЩНОСТИ ИМЕЕТ ПЛАН ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАЗРУШАЮЩЕЙСЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ АМЕРИКИБРУК ХЕНДЕРСОН 23 августа 2020 г.FORTUNE

    Он начал свою карьеру в качестве федерального прокурора в области компьютерного взлома и законодательства об интеллектуальной собственности.

    БЫВШИЙ ГЛАВА БЕЗОПАСНОСТИ UBER ОБВИНЯЕТСЯ В СКРЫТИИ ВЗЛОМА КОПИТОФФА 20 августа 2020 г.FORTUNE

    В то время как одни ученые хвалили их усилия по выявлению интеллектуальных недостатков, другие критиковали их.

    АМЕРИКАНСКИЕ ЗАГРАНИЦЫ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ТЕМНАЯ СЕТЬ ЗАЯВЛЯЕТ СВОЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ 11 августа 2020 г. OZY

    После революции Бостон зарекомендовал себя как транспортный узел для региона Новой Англии, а позже стал одним из интеллектуальных, образовательных и медицинских центров. центры нац.

    БОСТОН: ИСТОРИЧЕСКИЙ ГОРОД И ПЕРВОПРОВОДНИК РАВЕНСТВА LGBTQ-EDITORAUGUST 2, 2020NO STRAIGHT NEWS

    В 1931 году австрийский логик Курт Гёдель осуществил, возможно, одно из самых ошеломляющих интеллектуальных достижений в истории.

    КАК РАБОТАЕТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ГЁДЕЛЯ НАТАЛИ ВОЛЬХОВЕР 14 ИЮЛЯ 2020 г. ЖУРНАЛ QUANTA

    Итак, наконец, мои интеллектуальные, культурные и нравственные интересы нашли место, где можно сойтись.

    ТРОПЫ В ПУСТЫНЕ И МИКРОБНАЯ ЖИЗНЬ БУДУТ ЭТОЙ ПОЧВЕННОЙ УЧЕНОЙКАРОЛИН УИЛКЕ 31 МАРТА 2020 НОВОСТИ НАУКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

    СЛОВА, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ

    • заумный
    • сложный
    • глубокий
    • гипотетический
    • идеальный
    • 90 025 неопределенное
    • интеллектуальное
    • неконкретное
    • философское
    • малопонятное
    • трансцендентное
    • трансцендентное
    • нереальное
    • книжный
    • книжный
    • колледж
    • коллегиальный
    • эрудированный
    • интеллектуальный
    • образованный
    • педантичный
    • ученый
    • схоластический
    • прилежный
    • университетский
    • библиофил
    • интеллектуал
    • читатель
    • ученый
    • ученый
    • Эйнштейн
    • академик
    • доктор
    • умник
    • гений
    • умный
    • интеллект
    • интеллектуал
    • вдохновитель
    • вундеркинд
    • мудрец
    • мудрец
    • ученый
    • яркий
    • блестящий
    • умный
    • интеллектуальный
    • разумный
    • умный
    • Эйнштейн
    • совершенный
    • проницательный
    • проницательный
    • умный
    • умный
    • умный
    • проницательный
    • умный
    • эксперт
    • гениальный
    • одаренный
    • изобретательный
    • интеллектуальный
    • изобретательный
    • знающий
    • знающий
    • виртуозный
    • проницательный 9 0012
    • глубокий
    • быстрый
    • сообразительный
    • острый
    • умный
    • талантливый
    • хлыст
    • whiz kid

    Тезаурус Roget’s 21st Century, третье издание Copyright © 2013, Philip Lief Group.

    ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО Синонимы: 35 Синонимов и антонимов к ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО

    См. определение интеллектуально на Dictionary.com. 0012

    синонимы к слову интеллектуально

    • блестяще
    • рассудительно
    • логично
    • предусмотрительно
    • разумно
    • разумно
    • благоразумно
    • предусмотрительно
    • умело
    • разумно
    • настороженно
    • метко
    • проницательно
    • умело
    • понимающе
    • проницательно
    • остро
    • сознательно 12
    • со знанием дела
    • проницательно
    • находчиво
    • проницательно
    • остро
    • психологически
    • интроспективно
    • 90 025 внутрь
    • задумчиво
    • психически
    • субъективно
    • теоретически
    • вдумчиво

    На этой странице вы найдете 37 синонимов, антонимов и слов, относящихся к слову интеллектуально, таких как: блестяще, рассудительно, логично, благоразумно, рационально и разумно. Антонимы к слову интеллектуально

      Тезаурус 21 века Роже, третье издание. Copyright © 2013, Philip Lief Group.

      ВИКТОРИНА

      Не сердись на это слово дня Викторина!

      НАЧАТЬ ВИКТОРИНУ

      Как использовать в предложении слово «интеллектуально»

      Перлман ранее работал в Classic Media, частной инвестиционной компании, обладающей интеллектуальной собственностью и правами на фильмы, которая теперь принадлежит DreamWorks Studios.

      «ОЦЕНКИ ИЗМЕНИЛИСЬ»: ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПРИОБРЕТЕНИЕ ЧАСТНЫХ АКЦИЙ ДЛЯ НАСЛЕДСТВА MEDIAKAYLEY BARBERBER19 НОЯБРЯ 2020DIGIDAY

      Общая теория относительности была беспрецедентным интеллектуальным подвигом, но она не сделала все относительным, как мечтал Мах.

      КОГДА ЭЙНШТЕЙН НАКЛОНИЛСЯ НА ВЕТряНЫЕ МЕЛЬНИЦЫ — ВЫПУСК 93: ПРЕДПОСЫЛКИ САМАНДА ГЕФТЕРНАУТИЛУС 18 ноября 2020 г.

      Она противопоставляет интеллектуальную продукцию частных лабораторий искусственного интеллекта, например, фармацевтическим компаниям, которые вкладывают миллиарды в лекарства и держат большую часть работы за закрытыми дверями. .

      ИИ БОРЕТСЯ С КРИЗИСОМ РЕПЛИКАЦИИ 12 НОЯБРЯ 2020 г. ОБЗОР ТЕХНОЛОГИЙ Массачусетского технологического института

      «Он был прикован к дому, и он не понимает, почему он не может ходить туда, куда он обычно ходит», — сказал Кинни, добавив что у ее сына тоже умственная отсталость.

      ПОДРОСТОК С АУТИЗМОМ ПОТЕРЯЛ МОТИВАЦИЯ ДЛЯ СВОИХ ПРОГУЛОК НА ПОЧТУ. ТАК ЧТО НЕЗНАКОМЫЕ ОТПРАВЛЯЮТ ОТКРЫТКИ НА ЕГО П.О. BOX.SYDNEY PAGENNOVEMBER 11, 2020WASHINGTON POST

      Образ жизни, за который выступал Мартин, — отказ от мира и всех его политических и интеллектуальных забот — может показаться диковинным и даже безответственным в то время, когда так много всего кажется таким неотложным.

      ПОСЛЕ ВЫБОРОВ 2016 ГОДА ЖИВОПИСЬ АГНЕС МАРТИН ДАЛА МНЕ УТЕШЕНИЕ. НА ЭТОТ РАЗ ОНИ ПО-ПРЕЖНЕМУ ПОБЕГАЮТ. КЕЛСИ ЭЙБЛЬ 8 ноября 2020 г.0005

      Каждый разговор способствует его интеллектуальному и эмоциональному развитию.

      ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОХОДАМ С ЧАТТЕРБОКСРИАНОМ ВАН БИББЕРБЕР 7 НОЯБРЯ 2020 Г.
      ВНЕШНИЙ ОНЛАЙН

      Старина имела значение, полагает Рикс, потому что она сформировала интеллектуальную основу для революционного поколения.

      БЛАГОРОДНЫЕ ДОБРОДЕТЕЛЬСТВА, ПЛОХАЯ ИСТОРИЯ: КАК ГРЕЦИЯ И РИМ ПОВЛИЯЛИ НА ОСНОВАТЕЛЕЙ АМЕРИКИЧАРЛЬЗ КИНГ 6 ноября 2020 г.WASHINGTON POST

      Поскольку Эми любит человека с ограниченными интеллектуальными возможностями, на протяжении всего проекта она твердо решила, что ее работа будет направлена ​​на людей с ограниченными возможностями, а не только на их.

      ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКТОРА: ПОЧЕМУ МЫ ИССЛЕДОВАЛИ ЛЕЧЕНИЕ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ РАЗВИТИЯ Т. КРИСТИАН МИЛЛЕР, PROPUBLICA, И ДЖИЛ ДЖОРДЕН СПИЦ, ARIZONA DAILY СТАР НОЯБРЯ 5, 2020 PROPUBLICA

      Она хотела бы быть на своем месте с другими людьми с интеллектуальными инвалиды — такие люди, как она, — сказала она.

      ЛЮДЯМ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ РАЗВИТИЯ БЫЛА ОБЕЩАНА ПОМОЩЬ. ВМЕСТО ОНИ СТОЛКНУТСЯ С ЗАДЕРЖКАМИ И ОТКАЗАМИ.0005

      У нее церебральный паралич, эпилепсия и умственная отсталость.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *