Скука психология: Почему скука так бесит и что делать, чтобы эта эмоция работала на тебя? Объясняет Наталья Бехтерева из Института мозга человека РАН

Содержание

Почему скука так бесит и что делать, чтобы эта эмоция работала на тебя? Объясняет Наталья Бехтерева из Института мозга человека РАН

Психология

Хроническая скука опасна и разрушительна: человек готов злоупотреблять алкоголем, часами в Tik-Tok и даже получить разряд тока (!), лишь бы не скучать. Однако в скуке заложен эволюционный смысл и потенциальная польза. Врач-психотерапевт и колумнист «Собака.ru» Наталья Бехтерева рассказывает о том, как на нее можно реагировать. 

Что такое скука? Как обычно, в психологии несколько определений

Американская психологическая ассоциация (APA) определяет скуку как «состояние усталости или тоски в результате отсутствия взаимодействия со стимулами в окружающей среде». Противоположная интересу и удивлению, скука воспринимается как нежелательное условие повседневной жизни, ее часто связывают с депрессией. 

Скуку можно описать в терминах внимания – это такое состояние, при которой мы не можем сфокусироваться на внешней или внутренней информации, необходимой для вовлечения в активность. Зато мы фокусируемся на самом факте скуки: нас расстраивает,  что мы не можем заняться ничем интересным или делать то, что приносит реальное удовлетворение.

Самое простое и емкое определение скуке, на мой взгляд, дали ее исследователи Джеймс Данкерт и Джон Д. Иствуд. Психологи пишут, что «скука – это неудобное чувство желания что-то сделать, но нежелания что-либо делать».

Важно отметить, что скука — такая же эмоция, как, например, злость или радость, а любая эмоция сигнализирует нам о чем-то — так же, как боль. Никому не нравится испытывать боль, но именно благодаря ей мы понимаем, что тело не в порядке. Скука работает также же — указывает на то, что мы не довольны своей вовлечённостью в мир, а, значит, дает возможность лучше понять себя и изменить ситуацию. Но если боль или скука хронические, это приносит много страданий и дискомфорта.

«Скучно, тому, кто сам скучный»: миф или правда?

Существует ошибочное (и достаточно опасное) мнение, что только скучным людям становится скучно. Или, если тебе скучно, значит, ты не занимаешься собой и не развиваешься. Идея, сидящая в головах у многих, способствует невозможности вырваться из замкнутого круга скуки.

Некоторые исследования выявили два типа личности, которые в большей степени подвержены страданиям из-за скуки. С одной стороны, это импульсивные люди, которые постоянно находятся в поиске новых впечатлений. Спокойный мир, в котором ничего не происходит, не является достаточно впечатляющим, чтобы удерживать их внимание. С другой стороны, существует противоположный тип личности, который смотрит на мир как на страшное и враждебное место, где лучше «закрыться в домике». Страх неудачи, страданий и боли заставляет их отгораживаться от внешнего мира. Несмотря на видимый комфорт, этот тип страдает от хронической неудовлетворенности жизнью без новых впечатлений и, соответственно, от хронической скуки.

Скука — удивительная эмоция. Она воспринимается нами негативно, но может мотивировать и заставить двигаться вперед.

По другой версии, скучать можно по двум причинам: когда делаешь что-то очень сложное или, наоборот, простое. Когда перед тобой трудная задача и непонятно, с какой стороны к ней подступиться, в процесс вовлечься сложно. Кажется, что дело, которым мы занимаемся, попросту неинтересное. Имея больше когнитивных ресурсов и навыков, можно сломать этот барьер, увидеть больше возможных решений, найти смысл в происходящем.

Американский психолог Пол Сильвия говорит о том, что чтобы почувствовать интерес к чему-то, у вас должен быть интервал – между тем, что вы еще не понимаете, но чувствуете, что способны понять.

Скука возникает и тогда, когда задача кажется нам чересчур легкой. Допустим, что вы владеете 10 навыками, но используете только два из них, изо дня в день совершая знакомую и монотонную работу. Возникает огромный пробел между тем, что вы можете, и тем, что вы могли бы делать. По этой причине, люди, у которых есть бОльшая потребность в умственной работе или более высокий когнитивный уровень, в большей степени подвержены и скуке.

По другим данным, люди, страдающие от скуки, сильнее сфокусированы на внешних обстоятельствах, у них наблюдаются проблемы в определении своих эмоций. Проблема в том, что желание искать привычные стимулы и отвлечения, когда «тебе скучно», загоняют в жернова скуки еще больше: мы усиливаем ее, сосредотачиваясь на внешнем и отделяясь от внутреннего компаса. 

Когда скука приводит к саморазрушению

Иногда состояние скуки приводит к тому что люди начинают себе вредить – злоупотреблять алкоголем, сигаретами, запрещенными препаратами, едой. Существует исследование, которое показало, что 30% людей, страдающих хронической скукой, имеют более высокую вероятность умереть в течении трех лет. В некоторых исследованиях было показано, что люди готовы причинить себе вред, лишь бы разнообразить монотонные отношения с миром. Тот факт, что реакция на скуку бывает настолько разрушительной, говорит о том, насколько глубоко мы ощущаем этот дискомфорт. Возможно, именно в нем лежат причины нездорового поведения.

Психолог Сэнди Манн (Sandi Mann) исследовала подавленные эмоции и выяснила, что чаще всего мы подавляем злость, на втором месте — скука. Влюбиться может не каждый, а вот скучать приходится всем.

В известном эксперименте испытуемых просили сидеть и находиться в своих мыслях, фантазировать, думать о приятном. Однако при желании каждый участник эксперимента мог получить небольшой разряд электричества, нажав на кнопку. Это сделали, причем не один раз, 67 % мужчин и 25 % женщин. Зачем? Потому что им было невыносимо скучно находиться наедине со своими мыслями, и они посчитали лучшим решением принести себе хоть и неприятные, но хоть какие-то ощущения.

О том, почему скука на самом деле полезна

Страх помогает избежать опасности, грусть – возможных ошибок в будущем, которые к ней уже приводили. Скука тоже может быть полезной, ведь за ней прячется одно из самых великих (и движущих этот мир!) чувств – любопытство. Именно скука заставляет нас отказаться от одинаковых действий, исследовать новые пространства, общаться и ставить новые цели.

Одно исследование показало, что люди, занимающиеся монотонным трудом – например, бесконечным переписыванием телефонных номеров – намного лучше выполняют тесты на креативность. Одно из объяснений в том, что скука способствует блужданию ума, к более ассоциативному и креативному пути мышления.

Если мы не получаем стимулы снаружи, мы ищем их изнутри – исследуем различные уголки нашего сознания, развиваем воображение. Вспомните русских классиков: сколько влюбленностей происходило от скуки!

Однако липкость и вязкость этого чувства заставляет нас (как можно скорее) от него избавиться. Мы его не принимаем, а боимся, потому что, во-первых, оно действительно приносит дискомфорт, а во-вторых, нас учили тому, что скучать – это социально неприемлемо, «непозитивно» и практически стыдно. Поэтому инстинктивно, на автопилоте, мы используем самые быстрые и не всегда здоровые механизмы борьбы. Например, контрпродуктивным может быть поиск сиюминутных удовольствий в ответ на скуку. Мы пытаемся восстановить вкус к жизни как можно быстрее, но не даем зародиться истинному любопытству. В итоге изо дня в день нам становится все скучнее.

Понять смысл скуки — неотъемлемый шаг для того, чтобы научиться тратить собственное время с пользой.

Итак, скука несет в себе важную психологическую функцию – заставляет людей подумать о том, чем они занимаются, и переориентироваться в пользу того действия, которое несет хоть какой-то смысл. Все скучают время от времени, и важно понимать, что все не так плохо. Скука – это возможность, а не состояние, от которого нужно максимально быстро избавиться. Да, мне скучно, а как я могу это время занять? Иногда самое продуктивное, что можно сделать – это ничего не делать и хорошенько отдохнуть! И хотя многие из нас испытывают чувство вины, позволяя себе такую «роскошь», останавливаться и брать паузу очень важно. Тем более, что в это время, кроме восстановления, мы даём мозгу возможность переработать огромное количество информации, упорядочить воспоминания, подсознательно расставить приоритеты в целях и задачах. Вы якобы ничего не делаете, но мозг работает, а сознание ему не мешает.

Итак, как правильно реагировать на скуку и использовать ее?

В отличие от многих современных родителей, я даю свои детям возможность «поскучать». Вспомните себя в этом возрасте: какие игры мы только не придумывали, когда были предоставлены сами себе и нас никто не развлекал. Находить способ развлечь себя, что-то придумать или сотворить (пусть даже не самое лучшего качества) – крайне важный навык.

Психоаналитик Адам Филлипс определяет скуку как важную часть детского развития, когда личность формирует собственное чувство смысла или видение самого себя через чувство скуки. Это заставляет и учит думать: состояние скуки и нахождение выхода из нее является достижением в развитии ребенка.

Часто мы сами учим ребенка негативному отношению к скуке и быстрому избавлению от нее «во что бы то ни стало», лишая скуку смысла. Когда мы видим, что ребенку скучно, мы недовольны, мы говорим, что «только глупым людям скучно», выражаем неодобрение и стараемся максимально отвлечь его. Тем самым создавая ощущение, что жизнь априори должна быть бесконечно интересной, создавая ощущение выученной беспомощности, не давая возможности найти то, что будет интересно самому ребенку.

Существует много мнений на тему, что в проблеме замкнутого круга скуки виноваты новые технологии. Но стоит ли перекладывать ответственность на них? Да, технологии отвлекают наше внимание, а избегать скуки через бесконечный скроллинг соцсетей и просмотр Netflix куда легче. Но давайте не забывать, что именно мы выбираем способы для борьбы со скукой. Даже социально приемлемые и полезные занятия – например, те же обучающие курсы – могут быть деструктивным инструментом. Когда мы занимаемся ими только ради того, чтобы убить время, в итоге остаемся лишь с глубоким чувством неудовлетворения.

Используя самые простые инструменты для отвлечения внимания от скуки, со временем мы лишь усугубляем проблему, которую, кажется, решали. Пролистывая TikTok или играя в Homescapes, вы убегаете от скуки, но в конечном итоге вы все равно не удовлетворены – потому что не проделали более тяжелой работы по выяснению «что я действительно хочу делать». Это именно та задача, которую ставит скука – помочь выяснить, что будет значимым и полезным в жизни. Скука, воспринимаемая в таком ключе, может стать призывом к действию, но многие из нас предпочитают не слышать ее.

  1. Не боритесь с этой эмоцией. Скука доставляет дискомфорт, но вы лишь усугубляете его, накладывая сверху страдания из-за того, что вам приходится это испытывать. Ведь вы не ругаете себя за температуру, насморк и кашель, подхватив ОРВИ? Чувство скуки неизбежно, это нормальное состояние, которое не является отражением вашего плохого характера, лени или негативных особенностей личности.
  2. Создайте новый распорядок дня. Скука процветает в ограничениях и стандартных рутинах.
  3. Найдите цель. Скука – это не отсутствие дел, а борьба за то, чтобы найти ценность в любом из доступных вам вариантов. Когда вы можете объяснить себе, «почему» совершаете те или иные действия, это может сделать их менее скучным. Вместо того, чтобы волноваться из-за чего-либо, попытайтесь определить, что для вас действительно важно – прямо сейчас или в будущем.
  4. Попытайтесь снизить пассивное потребление информации. Когда не знаешь, чем себя занять, легче всего зайти на Netflix или в Instagram. Если вы наслаждаетесь таким времяпрепровождением, это вовсе не проблема, но восприятие себя как пассивного потребителя порой может увеличивать ощущение скуки. Просто положив телефон, вы разорвете цикл неудовлетворительного взаимодействия с внешним миром и укрепите собственное ощущение автономии.
  5. Когда вам скучно – например, пробке или сеансе маникюра – включите музыку, дайте вашему уму поблуждать. Вспомните детей, у которых скука стимулирует фантазию.
  6. Задайте себе вопрос: может быть, есть более важные и долгосрочные проблемы которые влияют на нашу вовлеченность и отношения с внешним миром? Например, отсутствие смыслов и целей в жизни, скрытая злость или обида на близких людей.
  7. Попытайтесь повысить значимость того что вы делаете: разговаривайте с другими людьми, спрашивайте себя, зачем все это. Найденные смыслы успокаивают ту часть вашего сознания, которая сигнализирует о том, что что-то идет не так или не имеет значения.
  8. Если перед вами слишком сложная задача, сделайте шаг назад и разбейте ее на более простые уровни и шаги.
  9. Иногда, чтобы дать мозгу шанс быть максимально продуктивным, полезно ничего не делать и скучать. Существует прекрасное итальянское выражение «Il dolce far niente» – сладкое ничегонеделание. Но оно может возникнуть только тогда, когда мы умеем ничего не делать и научились не бояться скуки.

Следите за нашими новостями в Telegram

Автор:

Катерина Резникова,

Откуда приходит скука — и что с этим делать?

Фильм «Барышня-крестьянка»

Скука — тягостное эмоциональное состояние, вызываемое отсутствием дела или по причине утраты интереса ко всему, что происходит вокруг.

Скука — не врожденная эмоция, а чисто выученная эмоция: изначально детям присущ интерес ко всему. Зачем дети выучивают и осваивают скуку? Им это изначально интересно (новое выражение лица, новое ощущение), а самое главное — это иногда оказывается выгодным.

Рассказ: Собираемся мы семьей на пикник. Шура был всегда наивней. А дети, действительно, бывают разные, и то, что я рассказываю – это не про всех детей. Есть дети, которые скорее ловят то, что делают окружающие и честно, наивно повторяют. Шура был, скорее, наивным ребенком, и особо не выпендривался.

А Ванька был всегда творческой натурой. И всегда искал, выдумывал, находил, творил. В этом плане – личность еще та. Если мы собираемся идти куда-то, то мама просит Шурку что-то собрать, Шура шел и собирал. А Ваня делал немного усталое лицо и говорил: «Знаете, я думаю, что мне там будет неинтересно. Мне там скучно, я бы лучше дома остался, книжку почитал». Любая нормальная мама начинает говорить: «Ванечка, там будет интересно, там будет то-то, там будет так-то, мы тебе вот это купим, там будет хорошо». Он говорит: «Нет, все-таки как-то неинтересно, лучше книжку почитать». Я смотрю на этот спектакль – так интересно. Взрослые ведутся. Если ребенок видит, что взрослые ведутся, то ребенок освоит скучающий вид: «Знаете, взрослые, все-таки то, что вы предлагаете как-то не бодрит.

Маловато предлагаете». Это классная игра, иногда ситуативная, иногда становится чертой личности. И этот человек живет несколько десятилетий со скучающим лицом «Что-то в этом мире смыслов недостаточно; этот поверхностный позитив без такой-то глубины – это не мое. Для моих возвышенных поисков должно быть что-то более серьезное. Мало даешь, Жизнь». А начинается в 3-4 года, и на ближайшие 40 лет или больше будет длиться.

Также правда, что скука у детей рождается тогда, когда умирает игра. Игра же умирает, когда ребенок становится пассивным

потребителем развлечений, подаваемых ему через организованный досуг и телевизор. У детей, потребляющих телевизор, не развивается самостоятельность, интересы, фантазия. Сплошь и рядом дети, предоставленные сами себе, маются от скуки.

Скука, как и любая другая эмоция, делается тремя составляющими: внутренним текстом, мимикой и телом, картинкой-ситуацией:

  • Мимикой и телом: скучным лицом (скучающими глазами), вялыми движениями, монотонной интонацией, усталыми плечами, повисшими кистями и шаркающими ногами,
  • Внутренний текст: обесцениванием ценностей («Все фигня!»)
  • Картинка-ситуация: перекрашиванием мир в серые тона, где ничто существенно не отличается от другого. Все — одно…

Для человека нормально развиваться или хотя бы пребывать в некоторой разумной нагрузке. Когда человек не получает должной нагрузки или когда с ней не справляется, он делает себе скуку. Состояние скуки возникает, в том числе, и при отсутствии цели. Когда человек скучает о ком-то или о чем-то — это еще не так страшно. Но когда приходит скука от бесцельной жизни — это серьезный сигнал.

Как совладать со скукой? Снятие скуки достигается двумя путями: деструктивным и конструктивным. Деструктивный путь — это притупление мозга и разума (всякого рода «балдеж»: тяжелый рок, алкоголь, наркотики и т.д.)

Как честно сказал один подросток: «Если мне скучно, врубаю музыку. Если очень скучно — сижу в инете. Если совсем скучно — сплю».

Конструктивный путь — повышение активности. Если график жизни очень плотный, то скучать некогда. Распиши свой график максимально плотно и следуй ему. Поставь себе цель. Творчество — приветствуется!

Возбуждающая сторона скуки

‘Если бы жизнь, в желании которой состоит наша сущность и существование, обладала бы в себе положительной ценностью и реальным содержанием, не было бы такой вещи, как скука: простое существование наполняло бы и удовлетворяло нас . Каковы вещи, мы не получаем удовольствия от существования, за исключением случаев, когда мы стремимся к чему-то… или когда заняты чисто интеллектуальной деятельностью… Всякий раз, когда мы не вовлечены в ту или иную из этих вещей, а устремлены обратно к самому существованию, нас настигает его бесполезность. против тщеславия, и это ощущение называется скукой».0004

В своем эссе «О тщеславии существования» Шопенгауэр весьма зловеще предположил, что скука действует как напоминание о бессмысленности человеческого существования. Хотя я проклят высокой склонностью к скуке, я не могу сказать, что она когда-либо оставляла меня с экзистенциальными сомнениями, скорее просто сильной раздражительностью. Мы все были там, каждый из нас чувствовал то болезненное отчаяние, что-то делать, что-то со смыслом, и это увлечет нас правильным образом. Книга может потребовать слишком много умственной энергии; мы бы пошли гулять, но день — это серое напоминание о нашем душевном состоянии. Барахтаясь в своем застое, мы только еще глубже увязаем в этой яме раздражительности.

О скуке много говорят философы, авторы и психологи, но, возможно, она до сих пор недостаточно изучена. Почему, спросите вы, мы хотим глубже заглянуть в состояние, которое кажется чем-то вроде роскоши в контексте напряженной современной жизни, где множество отвлекающих факторов? Может быть, потому, что у скуки могла быть плохая пресса — может быть, у нее есть и положительная сторона?

Ловушка из зыбучих песков
Профессор Джон Иствуд и его коллеги из Йоркского университета в Канаде изучают скуку уже более десяти лет. Они определяют это как «отрицательное переживание желания, но неспособности участвовать в приносящей удовлетворение деятельности» (Иствуд и др., 2012). Скуку можно определить с точки зрения внимания: согласно Иствуду, она возникает, когда мы не в состоянии задействовать наше внимание внутренней или внешней информацией (соответственно мыслями и чувствами и стимулами окружающей среды), необходимой для участия в приносящей удовлетворение деятельности, сосредоточены на Дело в том, что мы не можем привлекать внимание и участвовать в деятельности, приносящей удовлетворение, и приписываем причину нашего аверсивного состояния окружающей среде.

В одном исследовании (Eastwood et al., 2007) 204 студента бакалавриата заполнили анкеты о своей восприимчивости к скуке и о своих эмоциях, включая вопросы об описании чувств и внешнем сосредоточении. Студенты, которые сказали, что страдали от скуки, также были более сосредоточены на внешнем и сообщали о трудностях с определением своих эмоций.

Иствуд и его коллеги сказали, что это показывает, что наша естественная склонность искать внешние стимулы и отвлекающие факторы, когда нам скучно, является неправильным решением. «Подобно ловушке из зыбучих песков, такое биение только усиливает хватку скуки, еще больше отчуждая нас от наших желаний и страстей, которые обеспечивают точки компаса для удовлетворения участия в жизни», — сказали они. Вместо этого исследователи предлагают относиться к скуке как к возможности «открыть возможность и содержание своих желаний».

«Люди очень жестоки по отношению к тем, кому скучно»
Профессор Иствуд заинтересовался скукой благодаря своей работе как клинического, так и когнитивного психолога. Он сказал мне, что его поразил тот факт, что скука была обычным состоянием, которое испытывали все мы, иногда до изнурительной степени, но эта область оставалась малоизученной. Он предположил, что это могло быть упущено из виду именно потому, что это такое распространенное состояние.

Он сказал: «Когда я начал говорить с людьми о своем интересе к изучению скуки, примерно в 2000 году, я получил самые разные интересные реакции. Некоторые люди думали, что это странно, безумно или недостойно изучения, или я получил довольно сильную реакцию от людей, которые говорили: «Мне никогда не бывает скучно, люди, которым скучно, — слабые персонажи», или люди говорили: «Это действительно круто, я борюсь с скуки, и было бы здорово это понять». Я хотел исследовать что-то, что было упущено из виду, и с личной точки зрения это дало мне пространство для игры. Если вы исследуете тему, которая много рассматривалась в прошлом, параметры уже были определены в предыдущей работе».

Тема далеко не тривиальная. Действительно, Иствуд объясняет, что часть привлекательности заключается в том, что скука связана с более широкими вопросами о том, как мы делаем жизнь значимой для себя. «Клинически я работаю с людьми, особенно с молодыми людьми, которые говорят об этом «неудачном запуске». Может быть, они до сих пор живут дома в подвале дома своих родителей и много играют в видеоигры… их главная жалоба — это непрекращающаяся скука. Мы находим, что люди в культуре очень суровы к тем, кому скучно. Они расстраиваются или осуждают, тогда как они не реагировали бы так на людей с другой проблемой психического здоровья».

Наряду с общекультурным представлением о том, что скука — это «плохая вещь», группа Иствуда также обнаружила связь между скукой, депрессией и гневом (Mercer-Lynn et al., 2013), а другие исследователи обнаружили связь между скука и многие, казалось бы, негативные черты личности, в том числе патологическая склонность к азартным играм (Blaszczynski et al., 1990), плохое вождение (Dahlen et al. , 2005), поиск острых ощущений и импульсивность, а также более низкий уровень самореализации (McLeod et al., 1991). ).

Другие исследовали роль склонности к скуке в выражении гнева и агрессии. Эрик Дален и его коллеги (Dahlen et al., 2004) провели у 224 студентов полные измерения склонности к скуке, импульсивности, поиска острых ощущений, выражения гнева и агрессии. Они пришли к выводу, что скука из-за отсутствия внешней стимуляции предсказывает склонность человека испытывать гнев и демонстрировать неадекватное выражение гнева, агрессию и дефицит контроля над гневом.

Все это весьма отрезвляющее чтение для человека с такой чертой характера! Но может ли скука выполнять какую-либо полезную функцию?

Скука выполняет какую-то функцию?
Может ли скука побудить людей искать смысл жизни? В одном из исследований, проведенном в Ирландии доктором Вейнандом ван Тилбургом (Университет Саутгемптона) и бывшим коллегой доктором Эриком Игоу (Университет Лимерика), исследователи обнаружили, что «поиск значимого взаимодействия», который вызывает скука, выражается в увеличении веса. быть включенным в группу (известно, что дает людям ощущение смысла жизни). Скучная деятельность привела к ингрупповому фаворитизму и уничижению членов чужой группы. В одном из этих исследований участники, которых попросили нарисовать много спиралей (скучная задача), стали более снисходительны к уголовному преступлению, совершенному членом ингруппы, ирландцем, но стали более жесткими в своих суждениях о члене преступной аутгруппы, англичанине. Исследователи пришли к выводу, что эта «поляризация» отношения внутри и вне группы может быть связана с повышенным желанием скучающих людей вести осмысленное поведение.

Доктор ван Тилбург сказал мне: «Вообще говоря, скука доставляет неприятное ощущение, и в то же время она вызывает чувство беспокойства и безразличия. В ходе нашего исследования мы обнаружили, что скука выполняет важную функцию: скука заставляет людей заниматься тем, что они считают более значимым, чем те, которые находятся под рукой. По сути, неприятное ощущение скуки «напоминает» людям, что есть более важные дела, чем те, что под рукой».

Эта функция скуки может иметь как желательные, так и нежелательные последствия, в зависимости от контекста, в котором она возникает. Доктор ван Тилбург добавил: «По сути, эмоциональное переживание скуки заставляет людей осознать, что есть более ценные занятия. Это может быть очень полезно, когда важно изменить поведение и уменьшить монотонность. С другой стороны, если скучное занятие действительно необходимо, то чувство скуки, возможно, не очень полезно… «хорошо» или «плохо» скука на самом деле зависит от ситуации. Однако прежде всего скука, по-видимому, выполняет важную психологическую функцию — она заставляет людей переосмыслить то, что они делают, в пользу действий, которые, по крайней мере в данный момент, считаются более значимыми… к лучшему или к худшему».

Скука может сделать вас творческим
Хотя скука — неприятное психическое состояние, в которое можно погрузиться, можем ли мы на самом деле использовать это стремление к смыслу как способ раскрыть творческие способности? Кейт Грин, журналист-фрилансер, которая провела четыре месяца на Гавайях, выполняя симуляционную миссию на Марс для НАСА, написала: «На Марсе я узнала, что у скуки есть две стороны — она может либо разлагать разум, либо уносить его в новые места» (tinyurl. com/q8992wx).

Доктор Сэнди Манн (Университет Центрального Ланкашира) занимается изучением подавленных эмоций, особенно на работе, с тех пор, как она получила докторскую степень. Она сказала мне: «Я начала с гнева, который чаще всего подавляется. Затем я перешел ко второй наиболее часто подавляемой эмоции — скуке. Скука — завораживающая эмоция, потому что она кажется такой негативной, но в то же время является такой мотивирующей силой! Это парадокс».

Манн говорит, что иногда ей становится скучно, «как и всем». Но я также остро осознаю, что скука — это не то плохое, что все выдумывают. Иногда полезно поскучать! Я придумываю так много идей, когда еду на работу и с работы — это было бы мертвым временем, но из-за скуки, которую это вызывает, я придумываю всевозможные проекты». о скуке в том, что она может сделать людей творческими. В одном из недавних исследований (Mann & Cadman, 2014) участники либо выполняли скучную письменную работу — копировали телефонные номера из телефонного справочника, либо нет, — а затем выполняли творческое задание, в данном случае придумывая как можно больше использование для двух чашек из полистирола, насколько это возможно. Участники в «скучном» состоянии придумали значительно больше вариантов использования полистироловых стаканчиков по сравнению с контрольной группой. Второе исследование снова показало, что скучная деятельность приводит к повышению креативности в финальных задачах, особенно в состоянии «скучного чтения».

«Это то, что мы знали интуитивно», — говорит Манн о своих открытиях. «Кроме того, люди едят шоколад, когда им скучно на работе… Опять же, неудивительная находка, но степень, в которой скука поддерживает кондитерскую промышленность, ошеломляет!»

Манн также считает, что детям важно скучать. «В отличие от многих современных родителей, я очень радуюсь, когда мои дети ноют, что им скучно! Находить способы развлечься — важный навык». Эта идея была исследована психоаналитиком Адамом Филлипсом в 1919 году.93 эссе, в котором исследуются преимущества развития, позволяющие детям формировать собственное чувство цели или самости через скуку. Филипс утверждает, что скука может поставить перед ребенком экзистенциальные вопросы, написав: «
Испытывая фрустрирующую паузу в своем обычно подвижном внимании и погруженности, скучающий ребенок быстро становится озабоченным отсутствием своей озабоченности. Не то чтобы ждет кого-то другого, он как бы ждет себя. Ни безнадежный, ни ожидающий, ни намеренный, ни смиренный, ребенок пребывает в тупой беспомощности возможности и смятения. Проще говоря, у ребенка всегда есть два параллельных, перекрывающихся проекта: проект самодостаточности, в котором использование и потребность в другом интерпретируются ребенком как уступка; и проект взаимности, признающий зависимость. В банальном кризисе от скуки в очередной раз возобновляется конфликт между двумя проектами.

Филлипс утверждает, что процесс скуки и поиск выхода из этого аверсивного состояния может быть достижением развития ребенка. «В глухом, иногда раздражительном замешательстве от скуки ребенок доходит до повторяющегося чувства пустоты, из которого может кристаллизоваться его настоящее желание.» Обычная реакция родителей на скучающих детей — метание вокруг в поисках того, чем их занять ум их – заблуждающийся:
Как часто, в самом деле, детская скука встречается с самой запутанной формой неодобрения, с желанием взрослого отвлечь его, – как будто взрослые решили, что жизнь ребенка должна быть или должна быть видна быть, бесконечно интересно. Одно из самых угнетающих требований взрослых — заинтересовать ребенка, а не тратить время на то, чтобы найти то, что его интересует. Скука — неотъемлемая часть процесса времяпрепровождения».

Осознанность в борьбе со скукой
Хотя скука — это относительно неопределенное состояние, некоторые люди обнаруживают, что борются с хроническими приступами скуки, и ничто не отвлекает их разум от волнения, которое она вызывает. Могут ли техники осознанности помочь справиться с этим? Профессор Виллем Кайкен из Оксфордского центра осознанности сказал мне, что осознанность включает в себя внимание ко всему опыту с намерением и такими качествами, как невозмутимость, терпение и доброта. Он добавил: «Что интересно, так это то, что после того, как внимание в какой-то степени натренировано, можно привлечь внимание ко всем положительным, отрицательным и нейтральным переживаниям, включая скуку. В этом процессе узнавания («а, вот и скука») может быть богатая информация, отмечающая любые автоматические реакции на скуку (например, возбуждение, сонливость и т. д.)».0005

Куйкен предположил, что учитель внимательности может предложить человеку оставить скуку и повернуться к ней, а не прочь. С любознательностью, невозмутимостью, терпением и добротой могут раскрыться все виды обучения. Он заключил: «Например, я нечасто испытываю скуку, но когда я ее испытываю, я могу отметить, что она имеет тенденцию очень быстро связываться с возбуждением, которое мощно проявляется в теле как своего рода отвержение и мотивация. чтобы отвлечь себя. Если я могу распознать это, позволить этому быть, дать ему некоторое время, состояние неизбежно сдвинется и изменится. Скука становится интересной!»

Из пропасти
В начале этой статьи я задумался о том, является ли скука роскошью в эпоху смартфонов, социальных сетей и доступных возможностей для отдыха. Тем не менее, Джон Иствуд задавался вопросом, действительно ли мы стали более склонны к скуке, подвергаясь такому количеству потенциальных отвлекающих факторов. «Я думаю, что скука — это такое отвратительное состояние, что мы хотим избавиться от него как можно быстрее», — сказал он. «Мы прибегаем к быстрым и простым способам избавиться от него, играем в видеоигры, включаем музыку погромче или идем в кино. Все эти вещи эффективны в краткосрочной перспективе, мы занимаемся и нам больше не скучно. Но когда этот фильм заканчивается или музыка останавливается, возникает еще большая бездна скуки. Это как наркотик, зависимость, нам нужна все более и более интенсивная стимуляция, чтобы предотвратить скуку. Мне интересно, не делают ли нас эти краткосрочные решения более склонными к скуке… Если мы рассматриваем себя как сосуды, просто ищущие нашу следующую «ударную дозу» наркотика отвлечения, мы не узнаем, кто мы такие и как установить связь. Научиться справляться с отсутствием стимуляции — важный жизненный навык: когда мы тихие и одинокие, это дает нам возможность соприкоснуться со своими чувствами и потребностями, и этот опыт может вооружить нас информацией, необходимой для выхода на улицу. и соединиться с миром».

Итак, повлияли ли 14 лет исследований на собственное отношение Иствуда к скуке? «Это заставляет меня более внимательно относиться к тому, как я заполняю свое время!» А как насчет его семьи? «У меня двое детей, 8 и 10 лет, и мой 10-летний ребенок немного понимает, чем я занимаюсь. Он знает, что я изучаю скуку, и теперь, когда ему скучно, он ложится на пол и говорит с таким видом: «Мне так скучно!» Он как бы говорит: «Что вы собираетесь с этим делать, мистер исследователь скуки?!».

И какой вывод делает Сэнди Манн о скуке? «Слишком много скуки вредно для нас… она приводит к множеству негативных последствий, таких как отсутствие концентрации, несчастные случаи, риск или даже поиск острых ощущений. Совершенно точно не в интересах работодателя позволять персоналу скучать! Но плюсы в этом точно есть».

Так что у скучающих среди нас есть надежда. По крайней мере, мы можем использовать это время, чтобы повысить нашу креативность, узнать, что движет нами, даже найти смысл в нашей жизни.

Элла Роудс, штатный журналист The Psychologist
[email protected]

Ссылки

Блащински, А., Макконахи, Н. и Франкова, А.) Психологические отчеты, 67, 35–42.
Дален, Э.Р., Мартин, Р.К., Раган, К. и Кульман, М. М. (2004). Скука, склонность к гневу и агрессии. Личность и индивидуальные различия, 37 (8), 1615–1627.
Дален, Э.Р., Мартин, Р.К., Раган, К. и Кульман, М.М. (2005). Гнев вождения, поиск острых ощущений, импульсивность и склонность к скуке в предсказании небезопасного вождения. Анализ и предотвращение несчастных случаев, 37 (2), 341–348.
Иствуд, Дж. Д., Кавальер, К., Фалман, С. А. и Иствуд, А. Э. (2007). Желание желаний: скука и ее отношение к алекситимии. Личность и индивидуальные различия, 42, 1035–1045.
Иствуд, Дж. Д., Фришен, А., Фенске, М. Дж., и Смайлек, Д. (2012). Незанятый ум. Перспективы психологической науки, 7 (5), 482–49.5.
Манн, С. и Кэдман, Р. (2014). Скука делает нас более творческими? Журнал исследований творчества, 26 (2), 165–173.
Маклеод, Ч.Р., и Воданович, С.Дж. (1991). Связь между самоактуализацией и склонностью к скуке. Журнал социального поведения и личности, 6, 137–146.
Мерсер-Линн, К.Б., Хантер, Дж.А. и Иствуд, JD (2013). Является ли черта скуки избыточной? Журнал социальной и клинической психологии, 32, 897–916.
Филипс, А. (1993). О поцелуях, щекотке и скуке. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
ван Тилбург, W.A.P. и Игоу, Э. Р. (2011). О скуке и социальной идентичности. Бюллетень личности и социальной психологии, 37 (12), 1679–1691.

Скука | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

Скуку одновременно легко идентифицировать и трудно определить. Небольшая, но растущая группа ученых посвятила свои исследования скуке, и некоторые воспринимают состояние как сигнал к переменам. Скука указывает на то, что текущая деятельность или ситуация не обеспечивают заинтересованности или смысла, так что человек может, надеюсь, переключить свое внимание на что-то более полезное.

Следует различать состояние и черту: скука состояния относится к чувству скуки в конкретной ситуации, а скука черты относится к тому, насколько человек восприимчив к скуке. Черта скуки коррелирует с самоконтролем, тревогой, депрессией и употреблением психоактивных веществ.

Содержимое
  • Что вызывает скуку?
  • Как избавиться от скуки
  • Преимущества скуки

Что вызывает скуку?

Скука может возникнуть, когда наша энергия не направляется в выход, который обеспечивает смысл или удовлетворение. Но это включает в себя несколько ключевых компонентов. Один из них — умственное возбуждение, наличие энергии, которую вы хотите посвятить чему-то увлекательному. Во-вторых, трудности с концентрацией внимания на одной задаче. И третье — отсутствие контроля над своим окружением, например, в приемной или на лекции, когда вы не можете переключить свое внимание на другую деятельность.

Почему мне легко становится скучно?

Скука — это катализатор перемен и возможность для размышлений. Таким образом, чувство может возникнуть во время задачи, которая не является сложной или чрезвычайно повторяющейся. Это может возникнуть из-за отсутствия самосознания того, что мы находим удовлетворительным. Черты характера также играют роль: те, кто склонен к поиску острых ощущений, экстраверсии и новизне, могут с большей вероятностью испытывать скуку.

Какую проблему терапевты видят в связи со скукой?

Некоторые терапевты, лечащие пациентов, которые постоянно борются со скукой, считают, что скука может быть вызвана маскировкой эмоциональной боли, например детской травмы, из-за которой человек не осознает своих истинных желаний и потребностей. Человек также может быть недостаточно стимулирован или сталкиваться с прокрастинацией и тревогой.

Какая связь между скукой и употреблением психоактивных веществ?

Склонность к скуке коррелирует с употреблением психоактивных веществ. Люди могут употреблять алкоголь или наркотики, чтобы избавиться от скуки и избежать столкновения с болезненными эмоциями или мыслями. Раннее преодоление скуки с помощью увлекательных занятий, которые дети или подростки считают значимыми, теоретически может помочь им избежать обращения к наркотикам или алкоголю.

Могу ли я умереть от скуки?

Скука не может убить вас, но она может быть связана с более ранней смертью. Исследование с участием 7500 взрослых британцев показало, что люди, которым часто бывает скучно на работе, чаще умирают раньше и в 2,5 раза чаще умирают от сердечных заболеваний, чем те, кому не скучно. Они также сообщили о меньшей физической активности и ухудшении здоровья, что может быть связью между скукой и смертностью.

Как избавиться от скуки

Лучшим способом побороть скуку может быть исследование и определение того, почему вы чувствуете скуку. Если вы понимаете, что какое-то занятие не имеет для вас ценности, возможно, вы сможете изучить, как получить более ценный опыт в будущем.

В ситуации, которую вы не можете контролировать, медитация может помочь вам ослабить скуку. А в случае унылой рабочей задачи просто сделать ее быстро может быть лучшим вариантом.

Как избавиться от скуки?

Скука — это состояние неспособности найти смысл, что вызывает глубокое дискомфортное чувство. Но вместо того, чтобы пытаться убежать от нее, погрузитесь в скуку, чтобы вы могли исследовать, что может дать удовлетворение, чтобы преодолеть ее. Восточные культуры давно поняли ценность принятия скуки, считая ее путем к более высокому сознанию.

Как сделать что-то менее скучным?

Думайте об этом опыте как о медитации, такой как «медитация ожидания автобуса», и превратите его в возможность для дыхательных упражнений. Найдите время, чтобы подумать о аспекте своей жизни, за который вы чувствуете благодарность. Подойдите к этому опыту как журналист или ученый, исследуя, что конкретно разжигает вашу скуку. Эти и другие уловки могут изменить момент.

Как побороть скуку на работе?

Повышение интенсивности занятия может сделать его более захватывающим. По этой причине попытка быстро выполнить рабочую задачу может уменьшить скуку на работе. Исследования показывают, что оплата сотрудникам за единицу работы, которая стимулирует скорость, повышает мотивацию и производительность.

Преимущества скуки

Скука способна пробудить творческие идеи и запустить новые проекты. Для детей скука может подтолкнуть к новым способам игры и саморазвлечения, что может помочь развить творческие способности, уверенность в себе и навыки взаимоотношений.

Каковы преимущества скуки?

В качестве мотиватора к изменениям скука может привести к новым идеям, размышлениям и творчеству. Это может стимулировать поиск новизны, включая постановку новой цели или начало нового приключения. В сегодняшнем мире, перегруженном информацией, возможность отойти от экранов также поможет снять стресс.

Как скука влияет на развитие ребенка?

Скука может предоставить детям неожиданные возможности для обучения и роста. Когда детям скучно и они несут ответственность за развлечения (без экранов), они разрабатывают новые способы сделать это. Они учатся терпеть неопределенность, проявлять творческий подход, общаться с другими и договариваться о конфликтах.

Какую роль играет скука в подростковом возрасте?

Развивая свою личность и готовясь покинуть дом, подростки могут отказаться от всего, что они раньше любили, чтобы освободить место для новых интересов, хобби и отношений. Разочарование и замешательство во время этого процесса могут проявляться в скуке. Это может привести к тому, что некоторые подростки разыграют скуку или внутренне борются с чувством безнадежности или отчаяния.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *