Самооценка завышенная и заниженная: Заниженная и завышенная самооценка | Журнал Вестник Психологии

Содержание

завышенная или низкая в психологии

Что такое самооценка? Ее основные функции. Как связаны самооценка и самосознание? Уровни самооценки и их признаки.  Как соотносятся представления человека о себе с мнением о нем окружающих? В чем опасность неадекватной самооценки и как с ней бороться? Все эти вопросы мы затронули в интервью с Главным врачом медицинского центра «Гармония здоровья», врачом-психиатром, психиатром-наркологом и психотерапевтом Владиславом Сиповичем.

Самооценка – что это такое и каковы ее основные функции?

Самооценка – это представления человека о собственной личности, ее важности для окружающих, результатах деятельности, своих профессиональных, творческих и интеллектуальных способностей, моральных качеств, недостатков и достоинств. Фактически самооценка – это оценивание самого себя, причем основаны все эти оценочные представления о своей личности на системе ценностей индивида. Индивид в процессе самонаблюдения сам определяет свою личностную значимость и ценность в целом и отдельных ее сторон. На этот процесс также влияют и внешние факторы, а именно:
    • мнение социокультурного окружения как позитивное, так и негативное; 
    • реальные успешные достижения или, наоборот, провалы;
    • реакция социума на действия, поведение и психологические качества индивида;
    • просчеты в воспитании и т.п.

Основными функциями самооценки являются такие:
    1. Регуляторная, позволяющая принимать решения и выбирать целевые задачи, в конечном итоге приводящая к стремлению изменить себя в лучшую сторону, развивать и совершенствовать свои способности. Разновидностями регулирующей функции в зависимости от этапа конкретной деятельности являются:
    • Прогностическая функция, которая важна на начальном этапе решения задачи.
    • Корригирующая, или контролирующая, регулирующая процесс выполнения работы. 
    • Ретроспективная, связанная с оценкой результатов своей деятельности на ее заключительном этапе. 
    • Терминальная, обеспечивающая прерывание собственной деятельности в случае появления оснований для самокритики и негативной оценки ее результатов. Примером может служить отказ от неподтвержденных гипотез и вариантов.

    2. Защитная, отвечающая за стабильность психики индивида и ее относительную независимость от мнения окружающих.

    3. Развивающая и мотивационная, обеспечивающие возможность личности к развитию за счет желания самоусовершенствования и получения одобрения со стороны общества.

    4. Эмоциональная, позволяющая получать нравственное удовлетворение от своих качеств, результатов деятельности и одобрительных характеристик, что крайне важно для поддержания достоинства человека.

    5. Адаптационная, обеспечивающая лучшие приспособительные возможности в социуме.
Самооценка является природным свойством человека и основной составной частью самосознания (познания себя). Без нее невозможно определить свое место в жизни, ставить реальные задачи, взвешивать все «за» и «против», адекватно соотносить свои желания и возможности, а также правильно интерпретировать их соответствие требованиям общества.  

В психологии самооценке уделяется особое внимание, как центральному ядру личности и главному компоненту Я-концепции. 

Какие существуют виды самооценки и как происходит ее формирование?

В психологии дифференцируют 3 уровня самооценки, а именно:
    • Низкая самооценка, психология которой проявляется в стеснительности, неуверенности в собственных силах, отсутствии реальной оценки своей роли и возможностей, затруднениях в принятии решений и т.п.
    • Адекватная самооценка – основа разумного отношения к себе, реальному соотношению своих желаний с потребностями, способностей с амбициями, возможностей со ставящимися перед собой задачами. Адекватность в самооценке обеспечивает гармонию внутреннего духовного мира человека, его органичное функционирование в социуме и достижение жизненного успеха.
    • Завышенная самооценка – это прежде всего высокомерность, безапелляционность, отсутствие самокритичности, пренебрежительное отношение к мнению окружающих, хвастовство и зазнайство.  

Уровень самооценки в психологии определяют по формуле: уровень притязаний/уровень возможностей. Причем, притязания включают в себя желания, цели, требований к себе и окружающим, возможности – способности, талант, образование и интеллект, социальное положение, полученное воспитание, силу воли, физическое состояние и др.

На формирование того или иного уровня самооценки значительно влияет мнение окружающих и их внимание к индивиду и его действиям. Ради этого внимания человек иногда готов пойти на самые неадекватные поступки, включая преступление и даже суицид. Кроме того, следует помнить, что развитие самооценки начинается еще в детстве, поэтому во многом она зависит от грамотного семейного воспитания. Самооценка не является константным образованием человеческой личности. Она меняется в зависимости от этапа становления личности, ее самосознания и уровня развития. 

Важными для формирования самооценки являются такие моменты:
    • Основополагающее влияние опыта взаимодействия с окружающим миром на формирование психики, в том числе и самооценку личности. В психологии это явление получило название интериоризации и обозначает развитие основных психических функций человека в процессе взросления и социальной адаптации с переходом внешнего взаимодействия во внутреннюю психическую деятельность.
    • Реальные успехи человека в различных сферах деятельности. Чем значительнее достижения, тем выше самооценка личности. 
    • Сопоставимость реального Я с идеальным Я, т.е. того, каким человек является на самом деле с тем образом, каким он хотел бы быть. Значительное совпадение реального и идеального Я свидетельствует о психическом здоровье. Чем меньше расстояние между ними, тем адекватнее самооценка.

Исходя из этого, можно утверждать, что самооценка — это довольно субъективное психическое образование, которое не всегда может совпадать с объективной оценкой личности ее окружением. Адекватность и логичность самооценки проверяются реальными достижениями, конкретными поступками и тенденциями поведения личности в социуме. 

Какие основные проблемы с самооценкой вы можете назвать, как проявляется низкая самооценка?

Я уже рассказывал об уровнях самооценки, которая может быть адекватной и неадекватной. Проблемы возникают, когда человек оценивает себя неадекватно – или с повышением самооценки, или с ее занижением. Какой вариант худший, сказать трудно. Обе неадекватные самооценки опасны как для самой личности, так и для ее окружения, т.к. такие люди ставят под угрозу себя и других своими не соответствующими реальному положению дел действиями или наоборот бездействием. 

Давайте сначала разберемся с заниженной самооценкой. Чем она опасна? Во-первых, человек, недооценивающий себя, не уверен в себе, в своих решениях и действиях. Во-вторых, он даже свои реальные успехи склонен считать чистой случайностью, не делает из них выводов и не включает в свой позитивный опыт. В-третьих, обрекает себя на недооценку окружающих, т.к. людям импонируют сильные личности, уверенные в себе и трезво оценивающие свои возможности.

Человек с заниженной самооценкой постоянно находится в атмосфере сомнений и тревожности, что явно не способствует достижению поставленных целей и адаптации в обществе. Его прежде всего волнуют вопросы о том, что о нем подумают соседи, родственники, знакомые, коллеги по работе и другие представители его социума. А это ограничивает поле его деятельности и количество поведенческих актов, которые необходимы для решения задач, но вызывают сомнения в оценке окружающих. Например, «Можно ли мне курить в собственной квартире, а вдруг сигаретный дым через вентиляцию проникнет к соседям, и они будут недовольны», «Как мне поступить, чтобы коллега не подумал, что я карьерист и подсиживаю его?» и т.п. 

Даже в обычной кассовой очереди человек с низкой самооценкой всегда склонен уступать, пропускать и не возмущаться. Чтобы он заявил о своих правах, несправедливость должна быть уж слишком явной. Неспособность оценивать себя адекватно, приводит к преувеличенной зависимости от внешней оценки по типу: «Что подумают и скажут обо мне люди», причем не важно, что большинство из них никак не могут повлиять на его жизнь и с которыми он может больше никогда не встретиться. Тем более, что такие оценки в основном не бывают объективны и часто являются следствием плохого настроения собеседника. Мало того, негативные выводы о мнении окружающих субъект с пониженной самооценкой просто додумывает, оценивая себя как бы глазами посторонних и «читая» их мысли. Даже взгляд, отражающий негативные мысли другого человека по поводу его личной ситуации, особа с низкой самооценкой относит к себе. 

Чрезмерная зависимость от чужого мнения приводит к тому, что человек постоянно испытывает сильное эмоциональное напряжение, находится в состоянии повышенной тревожности и страха осуждения. Его Я-образ остается недостаточно сформированным и базируется не столько на реальных личностных характеристиках, сколько на соответствии набору правил поведения и отношений с окружающим миром, а также общепринятым морально-этическим нормам. Например, человек старается всем помогать, уступать свое место в транспорте и очереди пожилым, беременным и людям с маленькими детьми. Все это, конечно, неплохо, если не доходит до абсурда, когда, например, пенсионер уступает место другому такому же пенсионеру, которому по мнению первого, еще хуже или который на несколько лет старше. Такая постоянная уничижительность не проходит бесследно и разрушительно действует на психику. Рано или поздно она может вызвать нервный срыв (подробнее о неврозе) и бурное возмущение тем, что другие не соблюдают свод негласных законов. На самом деле подоплекой таких страстей является обыкновенная зависть к тем, кто может позволить себе нарушать правила или действовать по ситуации, невзирая на уместность поступков.

Человек с низкой самооценкой несамостоятелен в принятии решений, он зависим от советов и подсказок окружения – семьи, соседей, сослуживцев, друзей и даже просто знакомых. Хотя не раз мог удостовериться, что, действуя согласно своим личным побуждениям, он смог бы добиться более ощутимых результатов.  

Для заниженной самооценки свойственна чрезмерная самокритичность. Человек фактически занимается самоедством, когда внутренне негативно относится ко всем своим поступкам. А это формирует комплекс некомпетентности и пораженчества. Низкая самооценка особенно громко заявляет о себе при публичных выступлениях, независимо от численности аудитории. Это может быть ответ у доски перед классом, провозглашение тоста, вступление в дискуссию и т.п. Боязнь стать посмешищем буквально парализует такого человека, он не может четко изложить свою позицию и отстоять собственное мнение. Единственное, что может помочь в этом случае – это поднятие самооценки с помощью психотерапевта, который поможет критичный оценочный уровень Родителя, характерный для низкой самооценки, перевести на уровень Взрослого, который объективно и с самоуважением относится к собственной персоне. 

Подытоживая информацию о низкой самооценке, еще раз напомню о ее основных признаках. Это такие, как:
    • Неуверенность в себе, своих действиях и высказываниях.
    • Несамостоятельность и стойкая зависимость от мнения и внимания других людей.
    • Стереотипность поступков и поведенческих реакций.
    • Показушность благовидных поступков, услужливость, желание нравиться всем и всегда.
    • Страх общения с большим количеством людей и боязнь публичных выступлений.
    • Постоянное присутствие тревоги и навязчивых мыслей о своей несостоятельности.

Как проявляется завышенная самооценка и чем она может навредить? 

При завышенной самооценке индивид склонен переоценивать свои возможности и соответственно имеет повышенный уровень притязаний.  Он самоуверен, берется за самые сложные дела, даже превышающие его реальные возможности, безапелляционен в оценках и по ослиному упрям в своих утверждениях. Его практически невозможно переубедить, он не считается с мнением других, а собственную персону склонен идеализировать. 

Основные признаки завышенной самооценки – это такие проявления:
    • Высокомерие и надменность.
    • Отсутствие самокритики и болезненное восприятие критики от других.
    • Беспредельная самоуверенность, отсутствие авторитетов, игнорирование чужого мнения.
    • Лидерские амбиции, стремление всегда и везде быть первым, зависть и враждебность к более успешным людям.
    • В случае неудачи прожектов непризнание своей вины и некомпетентности, проявление агрессии к конкурентам, сбрасывание ответственности на других.
    • Навязывание своего мнения, советов и опыта, даже если ими никто и не интересовался.
    • Превалирование собственного Я в любом разговоре, который он в любом случае переведет на обсуждение себя любимого и на обыкновенное бахвальство.
    • Человек с завышенной самооценкой часто становится токсичным, ибо скорее доведет до нервного срыва свое окружение, чем себя, т.к. он независим от чужого мнения и совершенно не тревожится по этому поводу. Подробнее о токсичных отношениях. 

Чаще всего истоки чересчур высокой самооценки лежат в детстве, когда избалованное дитя привыкло быть в эпицентре внимания взрослых и всегда получать требуемое. Маленький семейный кумир, которым все восхищаются, потворствуют всем его прихотям и исполняют желания, начинает верить в свою исключительность и с такими убеждениями входит во взрослую жизнь. Кстати, завышение самооценки может сформироваться и во взрослом состоянии при наличии исключительных обстоятельств. Например, когда девушка оказывается единственной представительницей слабого пола в сугубо мужском коллективе или отличается незаурядными внешними данными, привлекающими к ней всеобщее внимание. 

Как бороться с неадекватной самооценкой?

Самостоятельно изменить свою самооценку в сторону большей адекватности довольно сложно и проблематично, потому что у лиц с неадекватной самооценкой способность к самоконтролю и сила воли практически отсутствуют.  При низкой самооценке трудно рассчитывать на силу воли вечно сомневающегося человека, а при завышенной невозможен самоконтроль из-за полного отсутствия самокритики. Поэтому, если неадекватная самооценка мешает вам жить, наладить отношения в семье и коллективе, добиться профессиональных и творческих успехов, и вы все это осознаете, то без помощи психотерапевта не обойтись. Возможно, он направит вас на курсы повышения самооценки, тренинги и коучинги принятия решений, ассертивного поведения, а возможно разработает индивидуальную программу когнитивно-поведенческой терапии, гештальт-терапии и т.п. Но в любом случае он установит и объяснит первопричину неадекватной оценки пациентом самого себя, а это уже первый значительный шаг на пути ее коррекции и при необходимости более глубокого изменения. 

Завышенная самооценка – причины, признаки, влияние на жизнь

Самооценка – это компонент самосознания. Человек оценивает себя, свое место среди окружающих, способности. Она бывает адекватной, средней, завышенной, заниженной и низкой. На ее уровень, по мнению психологов, в первую очередь влияет семейное воспитание. Уровень самооценки не формируется с рождения. На него влияет воспитание, характер родителей. Завышенная самооценка – это переоценка своего потенциала человеком. Про таких людей нередко говорят, что они оторваны от действительности. Заниженная самооценка отличается отрицательным отношением к себе. Такой человек уделяет повышенное внимание недостаткам, при этом о собственных достоинствах знает мало.

Адекватная самооценка и уровень притязаний

Самооценка формирует самосознание личности. Она состоит из двух компонентов:

  1. Когнитивный. Он отражает информацию о себе, которую человек получил;
  2. Эмоциональный. Компонент выражает отношение индивида к себе (характеру, привычкам).

Психолог из США У. Джеймс создал такую формулу: Самооценка = Успех / Уровень притязаний.

Рассмотрим, как влияет на самооценку уровень притязаний и успех. Уровень притязаний характеризуется желаемым уровнем самооценки личности. Это уровень, которого человек хочет добиться. Он касается профессии, финансов. Успех – результат, которого достиг индивид. Повышение показателя произойдет с помощью увеличения результата действий или уменьшения уровня притязаний.

Адекватный уровень – это способность к объективной оценке себя и своих способностей. Человек имеет адекватное представление о своем месте в обществе, принимает свои чувства и качества характера, его плюсы и минусы.

Натаниэль Бранден – известный психотерапевт считает, что здоровая самооценка дает внутреннюю стабильность и уверенность, без которых невозможно справиться с жизненными вызовами. Он дает в своей книге “Шесть столпов самооценки” шесть практик для формирования здоровой, адекватной самооценки.

Заниженный уровень самооценки

Признаки заниженной самооценки проявляются в любой период жизни, но задатки формируются в детском возрасте. Это проблема встречается в обществе нередко и мешает нормальному существованию человека. Человек с заниженной самооценкой сомневается в своей привлекательности, возможностях, боится вызвать смех и неприятие у людей. Часто проявляется сильная обидчивость, зависть. Человек рискует не реализовать потенциал из-за нерешительности, застенчивости.

Каковы признаки заниженной самооценки?

Признаки заниженной самооценки следующие:

  • Негативные фразы в речи. «Может быть», «вряд ли», «не уверен». Человек может не осознавать, насколько часто он произносит эти слова, но они указывают на его отношение к жизни;
  • Частое плохое настроение. Человек часто думает о своих недостатках, критикует страну, окружающих людей, пряча за цинизмом плохое настроение;
  • Перфекционизм. Он проявляется в чрезмерном внимании к внешности, стремлении быть во всем лучше остальных;
  • Одиночество. Страх новых знакомств, избегание общения;
  • Боязнь рисков. Даже если человеку предлагают повышение по работе, он может отказаться из-за страха не оправдать ожидания;
  • Чувство вины. Человек с заниженной самооценкой может брать вину на себя, извиняясь перед всеми, даже если ситуация его касается косвенно;
  • Низкая инициативность. В споре человек не будет доказывать точку зрения, а порученное дело при первой возможности отдаст другому.
Человек при заниженном уровне склонен к одиночеству

Если практически каждый из перечисленных признаков заниженной самооценки прослеживается в поведении, следует задуматься об активных действиях для решения проблемы.

Как заниженная самооценка влияет на нашу жизнь

При заниженной самооценке индивид не оценивает по достоинству свои усилия и таланты. Он будет согласен на меньшее при большем потенциале. Такого человека часто окружают люди, критикующие его, и он не прекращает общение с ними. Не будут совершаться попытки повысить качество жизни, так как отсутствует уверенность в себе. Человек считает, что такую жизнь он заслужил.

Как работать с заниженной самооценкой?

Для повышения нужно:

  1. Выявить сильные стороны характера. Позитивные аффирмации, если они не соответствуют действительности, не всегда приносят пользу. Лучше определить установки, подчеркивающие действительные черты характера. Не нужно недооценивать надежность, тактичность, ответственность, даже если кажется, что эти свойства менее признаются в обществе, чем умение легко найти общий язык. Важно принять именно свои стороны личности и научиться их ценить;
  2. Стараться не допускать самокритики. Все люди негативно реагируют на неудачи и унижения. Но индивид с заниженной самооценкой будет существенно преувеличивать ситуацию. Следует представить, что неудача произошла не с вами, а с другом. Нужно написать ему письмо, чтобы поднять его настроение и утешить. Постарайтесь проявить доброту, заботу, сопереживание. Затем описать событие, основываясь только на фактах, без эмоций. Нужно понимать, что человек при заниженной оценке себя может неправильно реагировать на выражение лица других, случайно услышанные обрывки фраз, которые не относятся к делу. Даже слова о себе он нередко истолковывает неправильно. Следует стараться анализировать неприятную ситуацию максимально сухо;
  3. Приступать к действиям. Аффирмации и визуализация не поможет повысить собственную значимость без активных действий. Следует начать с не очень трудной задачи. Важно, чтобы при неудаче не было серьезных последствий. Для начала стоит собрать максимум сведений о методах решения, сформировать план действий. Затем спокойно и пошагово начинать решать задачу.

Завышенная самооценка

Завышенная самооценка – переоценка человеком своих возможностей. У нее есть плюсы и минусы. Положительная сторона – уверенность индивида, помогающая добиваться успехов. Негативные стороны – чрезмерная эгоистичность, пренебрежительное отношение к мнению других людей, переоценка своих сил. Если происходят неудачи, человек может впасть в депрессию. Поэтому даже при плюсах такого самосознания ее нельзя считать полезной.

Основные признаки завышенной самооценки

Завышенная самооценка проявляется достаточно однообразно. Индивид считает себя выше остальных. Иногда люди сами его переоценивают, из-за чего появляется гордыня, которая останется даже после момента славы.

Признаки завышенной самооценки:

  • Уверенность в своей правоте даже при наличии аргументов, противоречащих ей;
  • При каждом конфликте или дискуссии человек оставляет последнее слово за собой;
  • Мнение других людей не признается совсем;
  • При неудаче вина перекладывается на общество, сложившуюся ситуацию;
  • Приносить извинения такой индивид не умеет;
  • Человек всегда соперничает с окружающими, стремится их превзойти;
  • Точка зрения высказывается постоянно, даже при отсутствии выраженного желания ее слушать;
  • Слово «Я» слышится от него в любом споре очень часто;
  • Критика не воспринимается, выказывается безразличие к мнению других;
  • Необходимо оставаться идеальным, не совершать ошибок;
  • Любая неудача выбивает человека из прежнего ритма, чувствуется раздражение, когда не получается добиться цели;
  • Индивид берется за сложные дела, вероятные риски при этом не учитываются;
  • Страх показывать слабость, неуверенность;
  • Свои интересы ценятся выше других, в характере выражен эгоизм;
  • Склонность к обучению людей, вмешательству в их дела;
  • Человек часто перебивает, не умеет слушать, предпочитает больше говорить сам;
  • В его тоне прослеживается высокомерие, просьбы преподносятся в форме приказа;
  • Если не удается быть первым в любом деле, индивид впадает в депрессивное состояние.
При выявлении признаков завышенной самооценки в детстве родителям важно избегать чрезмерной похвалы

Влияние завышенной самооценки на вашу жизнь

Внутри люди с завышенной самооценкой обычно неудовлетворенны собой, чувствуют себя одиноко. Отношения в обществе складываются сложно, так как люди не одобряют надменное поведение. В некоторых случаях в поступках видна агрессия. На критику реакция очень болезненна. При любых неудачах может развиться депрессия, поэтому необходима коррекция завышенной самооценки.

Как бороться с завышенной самооценкой?

Психология предлагает следующие рекомендации для борьбы с завышенной самооценкой:

  1. Воспринимать любое мнение людей. Человек со стороны может более объективно видеть ситуацию;
  2. При выслушивании критики не допускать ссор и агрессии;
  3. При неудаче следует проанализировать собственное поведение, а не искать причины в окружении;
  4. Похвалу стоит воспринимать критично, понимать ее искренность, заслуженность и соответствие реальности;
  5. Сравнивать себя с людьми, добившимися большего успеха;
  6. Определить свои возможности перед тем, как проявлять инициативу;
  7. Принимать отрицательные стороны характера, не считать их не такими значительными, как у остальных;
  8. Стать немного самокритичнее, так как это качество положительно влияет на развитие;
  9. После завершения дела проанализировать, можно ли было справиться лучше и чего не хватило для этого;
  10. Воспринимать оценку окружающих, а не только собственную;
  11. Принимать желания и чувства остальных, осознавать их важность.

Многих интересует вопрос, как общаться с человеком с завышенной самооценкой. Таких людей обязательно нужно ставить на место. Сначала лучше делать это деликатно, затем можно прямо спросить, почему он считает себя лучше остальных.

Важно не повышать голос, не переходить на грубость, а говорить с долей сочувствия. Нужно добиваться, чтобы человек осознал свое поведение.

Не стоит воспринимать попытки унижения от таких людей. Они не очень счастливы, так как им приходится играть надменную роль из-за страха быть самими собой.

Самооценка и здоровье

Люди с заниженным уровнем страдают от недостатка положительных эмоций, поэтому энергии и сил у них меньше. Такой человек часто сдерживает свою активность, поэтому энергия не выходит наружу.

Из-за постоянных стрессов индивид теряют аппетит или заедают проблемы, что сказывается на весе. Этими людьми часто манипулируют, на фоне чего у них развивается депрессивное состояние. Избегание ответственности ведет к ограничениям физической активности, что негативно сказывается на состоянии легких, суставов. Завышенная самооценка тоже негативно сказывается на здоровье, так как в случае неудачи у индивида часто развивается депрессия, что ведет за собой другие проблемы.

Важно иметь адекватную самооценку. Любое отклонение от нормы негативно сказывается не только на отношениях с окружающими и самореализации, но и на здоровье.

Исследование

дает представление о том, почему одни люди переоценивают свои способности, а другие недооценивают

Неуверенность в своих способностях при выполнении определенной задачи или деятельности, по-видимому, возникает из-за переоценки способностей других, согласно исследованию Университета Альберты.

Открытие может дать лидерам представление о том, как бороться с неуверенностью в себе перед лицом сложной задачи.

Предыдущие исследования показали, что для многих задач и действий большинство людей склонны предсказывать, что они превзойдут других, особенно когда задачи легкие. Классический пример исходит из 1981 исследование американских водителей, в котором 93% заявили, что они лучше среднего.

Однако при выполнении сложных задач большинство людей склонны предполагать, что другие справятся с ними лучше, чем они.

Чтобы разобраться в этих, казалось бы, противоречащих друг другу выводах, участники исследования опросили бегунов перед забегом на время, чтобы выяснить, чего они ожидают от результата.

Исследователи — Джеральд Хойбл, профессор маркетинга в Школе бизнеса Альберты и на кафедре бизнеса Рональда К. Банистера, и Изабель Энгелер из Университета Наварры в Испании — выбрали сложную горную гонку с дистанциями в гору от 10 до 78 км.

С учетом возраста, пола и опыта бега исследователи обнаружили, что бегуны, которые ошибочно предсказывали, что их финишное время будет лучше среднего, — те, кто был слишком самоуверен, — в основном переоценивали свои результаты.

Тем временем бегуны, предсказавшие, что их результаты будут ниже среднего, — те, кто не был уверен в своих силах, — имели четкое представление о своих собственных результатах, но ожидали большего от своих конкурентов.

«Наша работа выявляет два разных источника предвзятости или две разные причины того, почему люди могут быть недостаточно хорошо откалиброваны: они могут быть предвзяты в своей самооценке и могут быть предвзяты в оценке других», — сказал Хойбл.

Кроме того, группа неуверенных в себе людей не только достаточно точно предсказывала свои успехи, но и, как правило, была лучше среднего.

Хойбл сказал, что неуверенность в себе, которая может проявляться на рабочем месте в виде синдрома самозванца, часто бывает полезной, особенно если она мотивирует людей работать усерднее.

«Проблема неуверенности, однако, в том, что она может помешать людям, у которых действительно есть потенциал преуспеть в чем-то — конкретной работе или карьере — даже не пытаться, потому что они ошибочно полагают, что есть много других, которые лучше, чем они. ».

Точно так же люди, которые переоценивают свои результаты, как правило, хуже среднего.

«Последний результат имеет параллели с предыдущими исследованиями, показывающими, что неквалифицированные люди склонны переоценивать свои результаты», — сказал Хойбл.

Эта самоуверенность, по его словам, может быть хорошей или плохой, в зависимости от того, приводит ли она к более высокой или более низкой мотивации и, следовательно, к желаемому результату.

«Некоторые из величайших достижений человечества, вероятно, были вызваны некой формой самоуверенности. Но тогда были и некоторые из самых впечатляющих неудач человечества», — сказал он.

«В самых общих чертах хорошо выверенная уверенность, основанная на точной оценке как собственных способностей, так и способностей других, — это то, к чему люди должны стремиться».

Исследования показывают, что успешные люди недооценивают свои таланты, а неуспевающие переоценивают свои. 9, 2017

Мы может получать комиссию от ссылок на этой странице.

Однажды в 1995 году крупный, грузный мужчина средних лет средь бела дня ограбил два питтсбургских банка. Он не носил маски или какой-либо маскировки. И он улыбался камерам наблюдения перед выходом из каждого банка. Позже той же ночью полиция арестовала удивленного Макартура Уилера. Когда ему показали записи с камер наблюдения, Уилер недоверчиво уставился на них. — Но я носил сок, — пробормотал он. Очевидно, Уиллер думал, что если натереть кожу лимонным соком, то он станет невидимым для видеокамер. В конце концов, лимонный сок используется как невидимые чернила, поэтому, пока он не приближался к источнику тепла, он должен был быть совершенно невидимым.

Полиция пришла к выводу, что Уилер не сошел с ума и не принимал наркотики, а просто невероятно ошибался.

Эта сага привлекла внимание психолога Дэвида Даннинга из Корнелльского университета, который привлек своего аспиранта Джастина Крюгера, чтобы посмотреть, что происходит. Они пришли к выводу, что, хотя почти все положительно относятся к своим способностям в различных социальных и интеллектуальных областях, некоторые люди ошибочно оценивают свои способности как намного более высокие, чем они есть на самом деле. Эта «иллюзия уверенности» теперь называется «эффектом Даннинга-Крюгера» и описывает когнитивную предвзятость, направленную на завышение самооценки.

Чтобы исследовать это явление в лаборатории, Даннинг и Крюгер разработали несколько хитроумных экспериментов. В одном исследовании они задали студентам бакалавриата ряд вопросов о грамматике, логике и шутках, а затем попросили каждого студента оценить его или ее общий балл, а также их относительный рейтинг по сравнению с другими студентами. Интересно, что учащиеся, которые набрали самые низкие баллы в этих когнитивных задачах, всегда переоценивали свои успехи — намного. Учащиеся, набравшие баллы в нижнем квартиле, оценили свои результаты лучше, чем две трети других учеников!

Эта «иллюзия уверенности» выходит за пределы классной комнаты и пронизывает повседневную жизнь. В последующем исследовании Даннинг и Крюгер покинули лабораторию и отправились на стрельбище, где расспросили любителей оружия о безопасности оружия. Как и в предыдущих выводах, те, кто правильно ответил на наименьшее количество вопросов, сильно переоценили свои знания об огнестрельном оружии. Однако помимо фактических знаний эффект Даннинга-Крюгера также можно наблюдать в самооценке людьми множества других личных способностей. Если вы сегодня посмотрите любое шоу талантов по телевидению, вы увидите шок на лицах участников, которые не прошли прослушивание и были отклонены судьями. Хотя для нас это почти комично, эти люди искренне не осознают, насколько они были введены в заблуждение своим иллюзорным превосходством.

Конечно, людям свойственно переоценивать свои способности. Одно исследование показало, что 80 процентов водителей оценивают себя выше среднего — статистически невозможно. Аналогичные тенденции были обнаружены, когда люди оценивали свою относительную популярность и когнитивные способности. Проблема в том, что когда люди некомпетентны, они не только делают неверные выводы и делают неудачный выбор, но и лишаются способности осознавать свои ошибки. В ходе семестрового исследования студентов колледжа, хорошие студенты могли лучше предсказать свою успеваемость на будущих экзаменах, учитывая отзывы о своих баллах и относительном процентиле. Однако самые плохие исполнители не продемонстрировали признания, несмотря на четкие и неоднократные отзывы о том, что у них дела идут плохо.

Вместо того, чтобы быть сбитым с толку, озадаченным или задуматься о своих ошибочных путях, некомпетентные люди настаивают на том, что их пути верны. Как писал Чарльз Дарвин в Происхождение человека (1871): «Невежество чаще порождает уверенность, чем знание».

Интересно, что действительно умные люди также не могут точно оценить свои способности. Насколько учащиеся классов D и F переоценивают свои способности, учащиеся класса A недооценивают свои . В своем классическом исследовании Даннинг и Крюгер обнаружили, что учащиеся с высокой успеваемостью, чьи когнитивные показатели находились в верхнем квартиле, недооценивали свою относительную компетентность. Эти студенты полагали, что если эти познавательные задачи были легкими для них, то они должны быть такими же легкими или даже более легкими для всех остальных. Этот так называемый «синдром самозванца» можно сравнить с обратным эффектом Даннинга-Крюгера, когда успешные люди не замечают своих талантов и думают, что другие столь же компетентны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *