Русское в душе: о русской душе в дикой Европе

Содержание

о русской душе в дикой Европе

Всем нам с детства известны знаменитые строчки Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить. У ней особенная стать – в Россию можно только верить». И многие иностранцы, которые бьются на протяжении многих лет, пытаясь «умом понять» загадочную русскую душу, думаю, могут согласиться с поэтом: эти странные русские никак не поддаются их пониманию!


Описывая русскую душу, можно подобрать много красочных прилагательных, которые уже давно стали определением этому «феномену»: загадочная, широкая, бескрайняя, необъятная и всеобъятная русская душа. Душа, которую изучают уже не первое столетие вдоль и поперек, но мало кто может дать сегодня точный ответ на вопрос: какова душа русского человека?

Если попытаться начать объяснять природу этого чуда, стоит сказать, что душа действительно широкая. Это Вам может сразу сказать каждый русский человек. А чем же она «широкая»? И что вообще это значит? А вот что: любого иностранца вводит в недоумение способность русского человека отдаваться всему до фанатизма, до предела.

Русский человек, если он чему-то радуется – он радуется этому со всей своей семьей, которая разбросана от Москвы до Владивостока. А грустить русский человек в одиночестве вообще не умеет – если у товарища случается, не дай Бог, какое-то горе, то через час в доме собирается «группа поддержки» и так называемая «грусть» растягивается как минимум на неделю. Как говорится, русские все стараются сделать «с душой», они открыты и готовы на подвиги.

О «широте» русской души знает весь мир, что нередко находит свое отражение в литературе. Например, в романе «Преступление и наказание» встречается такое высказывание: «Русские люди вообще широкие люди, Авдотья Романовна, широкие, как их земля, и чрезвычайно склонны к фантастическому, к беспорядочному». Следует сказать, что «русский человек широк» не как его земля, а скорее из-за того, что это земля его такая широкая.

Именно поэтому русский человек всегда стремится к свободе – душа требует. Все началось с момента становления государства, когда поселения русских людей были расположены очень далеко друг от друга, а климат был настолько страшен, что каждая «поездка к товарищам» оказывалась очень непростым событием. Кстати, именно это и повлияло на сплоченность русской нации (сложно не заметить, что русские всегда стараются объединиться «со своими» на отдыхе за границей).

Стремление к свободе продолжается и до сих пор, а все почему? Да потому что территория страны очень просторная – есть где разгуляться, особенно, когда есть такая возможность из одного конца страны доехать на поезде до другого за 7 суток.

Суровый климат, иноземные вторжения, трудности в быту – все это повлияло на характер русского человека: появилась так называемая «русская смекалка»

, которая позволяла справляться с трудностями, появился сильный волевой характер. И именно это воспитало у русских умение сочувствовать и сострадать, стремление помочь всем и всегда.

Русские люди – это очень суеверные люди. Они обязательно присаживаются на дорожку перед путешествием, муж переносит невесту через порог, а в новую квартиру первой должна зайти кошка. Такие традиции сложились у русского человека еще в древности. Например, кошка, по поверью, привлекала на себя злых духов, чтобы они потом не беспокоили новых хозяев. Жених «вносил» невесту в новую жизнь, потому что считалось, что девушка умирала для своей старой семьи (а белый цвет платья был траурным). Присесть на дорожку означало подумать перед предстоящей дорогой – стоит ли вообще уезжать? И затягивалось это мероприятие на несколько часов.

Стоит сказать и о поразительной способности русского человека (которая присуща только ему)– делать все в последний день. Дай русскому человеку месяц для подготовки – он начнет выполнять работу в последний (в лучшем случае – в предпоследний) день. Один француз-плотник, приехавший однажды в Россию строить дом, поражался: «У нас было две недели для работы, и 13 дней я строил один. Я пытался говорить своим русским товарищам, мол, мы не успеем, а они просто от меня отмахивались. В последний день я, не чувствуя ног от усталости, предвкушал, как же недоволен будет нами начальник – больше половины работы не было доделано.

Но на смене я не поверил своим глазам: два русских мужика с поразительно скоростью выполняли свою работу! За день эти люди построили в два раза больше, чем я за все время!».

И эта русская особенность имеет свои исторические корни. Раньше, когда на Руси люди активно занимались сельским хозяйством, зима была очень суровой и длилась больше полугода. Все это время крестьянин мог расслабленно валяться на печи (чем он и занимался), а затем должен был напрячься и за два-три месяца вырастить и собрать урожай. Именно поэтому русский человек ждет до последнего.

Французский критик Вогюэ Эжен — Мельхиор как-то написал: «Русская душа. Это котел, в котором смешиваются самые разные субстанции: печаль, безумства, героизм, слабость, мистика, здравомыслие, и вы можете выудить оттуда все, что угодно, даже то, чего меньше всего ожидаете. Если бы вы знали, как низко эта душа может пасть! Если бы вы знали, как высоко она может подняться! И как ее швыряет из стороны в сторону».

Действительно, русскую душу «швыряет из стороны в сторону» и по сей день. Это очень непонятный, уникальный и необъяснимый феномен – именно этой таинственностью и привлекателен русский человек. Его не стоит пытаться понять, в него «нужно только верить».

Показать больше

Читайте также новости партнеров:

Back to top button

Все утверждения об особенностях русской души — не более чем миф

Роланд Олифант, для РИА Новости.

Есть немало причин с некоторым недоверием относиться к тем, кто разглагольствует о «русской душе». Слишком уж часто это словосочетание повторяется составителями туристических справочников и фотоальбомов по России. А, как известно, любой термин может, употребляясь к месту и не к месту, скоро превратиться в клише, стать модным словечком и утратить, в конце концов, свой первоначальный смысл. Иностранным туристам беспрестанно предлагают узнать «русскую душу», поселившись на пару дней в роскошной столичной гостинице, пролистав альбом с «гламурными» фотографиями увенчанных куполами-луковками православных храмов, прогулявшись по Невскому проспекту или заехав в лубочную русскую деревню.

При более внимательном рассмотрении становится ясно, что термин «русская душа» никогда не был носителем глубокого смысла. В употребление он был введен с самыми лучшими намерениями лучшими представителями российской культурной элиты (действительно, столпы русской словесности, такие как Пушкин, Достоевский и Лев Толстой, были в числе его активных сторонников).

Словосочетание «русская душа» должно было стать ключом к пониманию того, о чем его создатели не имели ясного представления, а их собственный романтический взгляд на мир способствовал излишней романтизации этой таинственной субстанции. Потому термин «русская душа», появляющийся обычно с эпитетом «загадочная», вряд ли может служить путеводной звездой для понимания современных российских реалий, прошлого и будущего страны.

В принципе иностранец, устав от бесконечного муссирования этого термина, мог бы его просто игнорировать, причислив к разряду литературных мистификаций позапрошлого века. Как и прочие литературные вымыслы русских писателей — вроде «Протоколов сионских мудрецов» — термин этот привел к искаженному представлению в мире о целом народе. Однако в отличие от «Протоколов», в мифе о русской душе не было никакого злого умысла и лукавства. Ведь он был введен в обиход, как ответ на глубокий кризис поиска национальной идентичности, которым пронизано все творчество писателей, художников и мыслителей той эпохи. По этой причине при исследовании этого явно надуманного образа ясно прослеживаются мотивы его создателей, которые были по сути своей вполне благородными.

Непостижимо огромная

Главная проблема с концепцией «русской души» заключается в том, что невозможно сказать, к кому именно она применима. Россия по своим параметрам — непостижимо огромная страна, как в географическом, так и в социальном и этническом отношениях. Помимо русских (кто бы они ни были) здесь живут еще белорусы, украинцы, представители финно-угорской семьи народов, мордва, чуваши, татары, в эпоху Золотой Орды правившие русскими землями, евреи, цыгане, поволжские немцы, а также множество этнических групп и языков народов Северного Кавказа. И все это хитросплетение наций и народностей — лишь часть населения страны, проживающего к западу от Уральского хребта.

Все эти люди — российские граждане, а мы ведь говорим о «русской душе», то есть душе, присущей именно этническим русским. Однако попробуйте отделить этнических русских от всех прочих! И это включая тех крупных фигур российской культуры XIX века, чьи напряженные поиски русской национальной идентичности и привели к введению в обиход понятия «загадочной русской души». Пушкин по прадеду был эфиопом, Достоевский наполовину поляком, а в предках у Лермонтова числятся шотландцы. Гоголь был малороссом, а знаменитый русский живописец Левитан — литовским евреем. Однако это не помешало им выступать с позиций «подлинной русскости».

Возможно, Александр Сергеевич Пушкин и не был первым, кто использовал термин «русская душа», однако он был основателем русской словесности, гением, который не мог ошибиться и, что важно, не пытался запутать своих читателей эпитетом «загадочная». Героиня пушкинского «Евгения Онегина» Татьяна Ларина была одним из первых литературных персонажей, олицетворявших «русскую душу», и именно она является носительницей характерных ее черт и качеств. Татьяна («русская душой, сама не зная, почему»), хотя и мало говорила по-русски, но была достаточно бесхитростна душой, чтобы открыть сердце человеку, которого полюбила вопреки условностям высшего общества, и слишком верна долгу, чтобы впоследствии оставить мужа ради этой любви.

Русская душа в данном случае является чем-то распахнутым, открытым и бесхитростным, и в то же время преданным, не переносящим обман. Душа Татьяны берет верх над искусственной зависимостью от условностей высшего света, в том числе его «офранцуженности», но, нарушая светские условности, она становится жертвой этой зависимости. При этом душа является еще и «широкой» (другое определение, также часто используемое применительно к понятию «русская душа», как и прилагательное «загадочная»), что часто неправильно истолковывается как намек на огромные пространства России, но на самом деле означает безудержную щедрость, которая характеризует русских, особенно когда они выпьют и готовы без удержу сорить деньгами. Однако готовность платить за всех, кто с тобой выпивает, стремление пригласить всю деревню на свое памятное событие, чтобы люди разделили с тобой радость происходящего, создает резкий контраст недостаточной усидчивости в делах, слабо выраженному духу предприимчивости и извечной недооценке материального фактора. «Мы ленивы и нелюбознательны», — пишет Пушкин, находясь в пессимистичном расположении духа.

Возможно, по этой причине все русские предпочитают считать, что все олигархи по национальности евреи, а русские — люди преданные и открытые, терпеть не могут обман и жульничество, исключительно щедрые и бескорыстные, но в то же время ленивые и не проявляющие интереса к окружающему их миру. Именно на этом постулате и базировался изначально миф о «загадочной» и «широкой» русской душе. Со временем миф оброс новыми деталями. В своей речи на торжественном открытии памятника Пушкину в Москве в 1880 году Достоевский не без налета мазохизма отметил: Татьяна отказалась отдать себя Онегину «как русская женщина», поскольку «настоящая русская душа так рассуждает: оставьте меня, оставьте, пусть я буду несчастной». А советский писатель (еврейского происхождения) Василий Гроссман этому явлению дал следующее определение — «славянская душа». Российский мыслитель 19-го века Николай Бердяев толковал этот феномен как «пассивный характер женской души». В 1915 году он пишет: «Россия полна противоречий, антимоний».

И пошло-поехало…

Имеются и другие определения, но все они лишь приукрашивают главный постулат, и ни одно из них не выдерживает критики. У России имеется предостаточно умелых, ушлых, целеустремленных и амбициозных людей, а также волевых, с настоящим мужским характером людей, лидеров по жизненной позиции. Среди всех тех, кто имеет российские паспорта, разговаривает по-русски, объединенных общим понятием российские граждане, есть и русские люди. Это означает, что, либо той души, о которой идет речь, просто не существует, либо она не является исключительно российской привилегией, либо что не у всех русских таковая имеется.

Таким образом, главный вопрос заключается не в том, существует ли на самом деле эта пресловутая русскость — ее просто нет в природе — а в том, по какой причине подобные теории так активно, с такой энергией распространялись в течение столь долгого времени, в том числе и выдающимися людьми своего времени.

Тому есть наглядное объяснение. Татьяна Ларина и Евгений Онегин были Адамом и Евой — прародителями целой плеяды литературных персонажей, занимавших умы на протяжении целого века, параллельно с попытками русских мыслителей дать определение понятию «русскости» этих литературных героев, зачастую пытаясь противопоставить их всему остальному, что было в мировой литературе. Отсюда и отторжение всего иностранного: Татьяна честная, открытая русская душа спала, но бодрствовала в полудреме, несмотря на ее французское образование и воспитание. И эта душа пала жертвой искусственных, привнесенных из-за границы светских придворных правил. Налицо истовое стремление отыскать путеводную нить, которая бы связала воедино раздельно существующие части единой нации. И вот мы видим, как в «Войне и мире» Толстого Наташа Ростова — еще одна великосветская петербургская дама и прямая литературная наследница пушкинской Татьяны — обнаружила в себе некое врожденное знание, «навеянное русским воздухом» — как станцевать «русский» крестьянский танец, музыку к которому она никогда раньше не слышала.

Чтобы понять, насколько эта попытка носила чисто литературный характер и как она была воспринята образованными людьми того времени, не лишним будет обратиться к уже упоминавшейся выше речи, произнесенной в 1880 году Достоевским, которая в одночасье превратила его в глазах читающей публики в «гения». «Пушкин, — говорил Достоевский, обращаясь к собравшейся на открытие памятника толпе людей, — появился «как раз в самом начале обретения нами своего подлинного самосознания», он стал выразителем «глубокой и чистой русской идеи» и указал на особую судьбу России и русского народа, который «в своей душе хранит братскую любовь ко всем нашим братьям, и за которым, возможно, будет последнее слово в деле создания всеобщей гармонии, братского союза всех народов в соответствии с евангельскими заповедями Господа нашего Иисуса Христа». Само по себе подобное заявление было попыткой найти некую мистическую связь между славянофилами и западниками — точно также как Толстой пытался проложить нить, связывающую дворян в лице Наташи Ростовой с простым народом.

Все это прекрасно, романтично и воодушевляет. Вековой поиск истинной России, в котором литература сыграла роль и манифеста, и лаборатории творческой мысли, увенчался созданием величайших из когда-либо написанных произведений — и страна ими по праву гордится. Но между тем, то, что искали их создатели, носило искусственный, химерический характер. Возьмем, к примеру, помещика из «Анны Карениной» Константина Левина, в персонаж которого Толстой, возможно, вложил максимум своих собственных человеческих черт: в результате длительных поисков он пришел к выводу, что практически невозможно преодолеть ту пропасть, которая существовала между знатью и простыми людьми. Пусть он долго изучал, подражал и идеализировал крестьянство, но для крестьян в результате всего этого своим он не стал. А ведь крестьянство составляло в то время 80 процентов населения страны. Возможно, именно крестьяне и были носителями более духовных и чистых форм российской жизни, однако ни сам граф Толстой, ни другие его великие соотечественники не могли получить доступ к этим формам или познать их.

Итак, можно предположить, что перспектива обнаружить ту самую душу, которая бы связала воедино народ России, была обречена с самого начала, а теория, на которой основывались в своем творчестве гиганты русской словесности, выглядит, по меньшей мере, спорной. Имеется, однако, еще одна причина, по которой пытливому и любознательному иностранцу претят все эти разговоры о «русской душе». Дело в том, что никто из самих русских в это не верит. В ходе не носящего научный характер исследования, которое провела редакция интернет-издания Russia Profile, видный московский юрист, не задумываясь, ответил на заданный ему вопрос о феномене русской души: «такого в природе не существует», а затем пустился в многословные рассуждения об открытости, преданности, лени и нелюбознательности русских. На вопрос, означает ли это, что Пушкин ошибался, наш собеседник воскликнул: «Пушкин не мог ошибаться. Он — гений!».

Один из руководителей московского банка, подумав некоторое время над вопросом, заявил, что теория о «русской душе» является не чем иным, как объяснением, которое в 19-м веке давали различиям, существовавшим между Россией и Западом, и что в суммарном виде это понятие представляет собой клубок противоречий. Но при этом он согласился, что «широта» русской души может наглядно наблюдаться во время хмельного застолья русских людей и это — наряду с изрядными дозами выпитого — является неотъемлемой частью российской корпоративной культуры. По мнению бухгалтера, русская душа подразумевает патриотизм и дух коллективизма, что практически уже в прошлом — «еще десяток лет и сгинет совсем». Пианистка считает, что это словосочетание можно употребить лишь в ироническом смысле и редко в положительном. «Русская душа? Русская душа, это когда моя подруга дает мужу денег для того, чтобы купить в дом продуктов, а он заявляется на третий день, дыша перегаром, весь перепачканный в крови и грязи, да еще и без одежды… Вот это и есть русская душа!» — подытожила музыкантша. По мнению любезного таксиста, «русская душа не таит зла», но после паузы наш собеседник добавил: «а вот моего сына его двоюродный брат убил, когда найду его … короче, такой человек не заслуживает, чтобы жить».

В итоге можно было бы резюмировать, что основной чертой русской души является то, что русские люди противоречивы и непредсказуемы. Но подобное обобщение столь же неточно, сколь сомнительно использование прилагательного «загадочная» применительно к их душе.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Русский от сердца

Русский от сердца

Русский от души

Ваш гид по русскому языку

Проверьте свой прогресс

Получите бесплатный контрольный список на русском языке

  • 10 лет опыта преподавания русского языка как иностранного
  • обучил более 400 студентов из разных областей (финансы, политика, менеджеры, дипломаты, бизнес-консультанты, журналисты, бизнесмены, дизайнеры, писатели и многие другие)
  • 17K+ подписчиков на YouTube
  • автор нескольких курсов и методик, которые работают
  • понятные и структурированные объяснения

Русский от души: Музыкальный онлайн марафон

Подробнее

ПЯТЬ недель любимой русской музыки!

Курс основан на пяти великих русских песнях, которые поднимут ваше понимание и словарный запас на новый уровень!

Присоединяйтесь в любое время! Уроки рассылаются раз в неделю!

Всего $15

Участвовать

Учебный курс по русским кейсам

20-недельный онлайн-курс по русским кейсам

Овладейте русскими кейсами раз и навсегда!

  • 5 рабочих тетрадей
  • 80+ грамматических упражнений
  • 400+ наиболее часто используемых русских
  • часов видеообъяснений
  • носителей языка0050

Используйте форму «Контакты» ниже, чтобы попробовать первую неделю бесплатно!

Начните с:

Выберите свой план About

Учебный курс по русским падежам Уровень 2: Падежи во множественном числе

Новый курс по русским падежам во множественном числе. Присоединяйтесь в любое время!

Начните с:

Выберите свой план О

Я учусь у Анны более шести лет. Она абсолютно лучший учитель русского языка, который у меня когда-либо был.
Анна очень организованная, пунктуальная и целеустремленная. Она адаптирует наши уроки именно к моему уровню. Она понимает, что я знаю, не знаю и над чем мне нужно работать. Она делает наши занятия интересными, вводя в наши уроки много культурных материалов!
Я очень рекомендую вам Анну, если вы серьезно относитесь к изучению русского языка!

Джоэл Мелузо
Менеджер клуба

Курс Анны «Учебный лагерь для русских кейсов» был невероятно полезным и сложным на протяжении всего моего развития в изучении русского языка. Задания содержат письменный текст, который требует ответов в конкретном случае, на котором вы сосредоточены. Уроки постоянно включают новую лексику и бросают вам вызов улучшить ваше понимание текста. Анна также задает диалог между людьми, в котором основное внимание уделяется их жизни в России и культуре вокруг них. Каждый диалог основан на случае, который вы сейчас изучаете, и включает те, которые вы уже изучили. Кроме того, есть две записи для каждого из диалогов, которые устанавливаются как в медленном, так и в обычном темпе. Это очень полезно для улучшения вашего произношения и акцента.

Ее индивидуальные уроки потрясающие. Она привлекательна и ясна, понимает, в каком темпе вы находитесь, но постоянно побуждает вас продолжать совершенствоваться. Очень рекомендую курс Анны.

Коннор Фаган
Преподаватель

Мне очень нравится, насколько эффективны занятия в «Учебном лагере по русским кейсам». несколько иной конструкции), попросите прочитать примеры текстов и перевести их. Это заставляет учащихся задуматься о материале, который мы только что рассмотрели, помогает нам выучить новые слова и поддерживает наше внимание на протяжении всей темы. Я рекомендую этот курс всем, кто хочет усвойте русскую грамматику за несколько месяцев! Я с нетерпением жду новых знаний — впечатляет, как много мы успели изучить за такое короткое время.

Берк Оздалян
Банкир

Пожалуйста, используйте форму ниже, чтобы отправить мне ваши вопросы!

русский [email protected]

Russian Cases Bootcamp

Вы:

  • Освоите один из самых важных и сложных разделов русской грамматики.
  • Улучшите понимание на слух и намного лучше поймите своих русских членов семьи, коллег и друзей.
  • Выучите наиболее часто употребляемые русские слова и выражения.
  • С легкостью говорите на многие темы.

Скачать PDF

Российские чехлы Bootcamp
  • 4 Рабочие книги
  • 80+ Упражнения по грамматике
  • 400+ из самых частых российских
  • Часы видео объяснений
  • Нативные спикер Audio Records
33.
  • Нативные спикер Audio Audio Records
  • 33.
  • Русское от сердца: Музыкальный онлайн-марафон

    Используйте кнопку «Участвовать» для оплаты. Вскоре после этого вы получите свое первое задание (пожалуйста, подождите несколько часов).

    У вас есть одна неделя, чтобы выполнить все задания, основанные на одной «Песне недели»!

     

    Скачать PDF

    Выберите свой план
    Опция 1

    45 долларов

    • только первая рабочая тетрадь: Предложный падеж
    • продолжительность: 3 недели
    • доступ к закрытым видеоурокам на YouTube-канале Анны Шер: Русское от сердца
    • ключи ответов к упражнениям
    • аудиозаписи текстов, диалогов и лексики носителей языка
    • на любые вопросы, связанные с курсом, ответят в течение 24 часов
    • Доступ к закрытой группе FB

    Принять участие

    Вариант 2

    199 долларов 225 долларов

    • все пять книг
    • продолжительность: 20 недель
    • доступ к закрытым видеоурокам на YouTube-канале Анны Шер: Русское от сердца
    • ключи ответов к упражнениям
    • аудиозаписи текстов, диалогов и лексики носителей языка
    • на любые вопросы, связанные с курсом, ответим в течение 24 часов
    • Доступ к закрытой группе FB

    Принять участие

    Выберите свой план
    Опция 1

    25 долларов

    • Один из рабочих книг только
    • Продолжительность: 2,5-3 недели
    • Доступ к частным видеоронам на Анне Шер: Русский из сердечного канала YouTube
    • Ответ Кейс на Arjectis
    • .
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *