Русское кино за которое не стыдно: За Россию не стыдно: 35 русских фильмов, которые стоит посмотреть | Интересные факты

За Россию не стыдно: 35 русских фильмов, которые стоит посмотреть | Интересные факты

Многие привыкли ругать российский кинематограф за плохие сценарии, бессмысленные сюжеты и бездарных актеров. Но отыскать достойные фильмы, которые понравятся даже самому притязательному зрителю, все же можно. Редакторы uznayvse.ru подготовили подборку из 35 фильмов, которые точно стоит увидеть.

Культовое российское кино Алексея Балабанова о русском человеке Даниле Багрове – простодушном, потерянном, справедливом. Вернувшись после армии, он пытается найти свое место во время лихих 90-х.

Фильм о Чеченской войне от легендарного режиссера Алексея Балабанова. Это честное и напряженное кино о том, что русские своих не бросают.

От обычного сантехника зависят жизни 800 человек, проживающих в разрушающемся общежитии. Юрию Быкову удалось честно рассказать историю о простом русском человеке, который пытается противостоять власти и спасти людей.

Фильм о звезде хоккея Валерии Харламове. В главных ролях – Олег Меньшиков и Данила Козловский.

Сюжет фильма разворачивается на фоне последних лет Второй мировой войны. Три человека, которые говорят на разных языках, встречаются в одном доме: раненый русский солдат (Виктор Бычков), сбежавший финский снайпер (Вилле Хаапасало) и саамка.

Четверо друзей беседуют о разном: о деньгах, о женщинах, о спорте, о политике. В этом потоке речи можно отыскать ценные мысли для размышлений.

Молодой монах (Тимофей Трибунцев) становится объектом дьявольской силы, именуемой Легион. В фильме высмеиваются представители церковной знати и высших сословий.

Кино о жизни российских врачей, где главные роли проживают актриса-блогер Ирина Горбачева и артист Александр Яценко. Герои успевают и побороться с государственной системой, и любовью позаниматься.

В центре внимания – виртуозный мастер по выбиванию долгов из крупных должников, который сам становится жертвой.

Константин Хабенский, исполнивший роль коллектора, точно передал мучения и страдания героя.

Один рабочий день из жизни радиостанции, когда все идет не по плану во время живого музыкального марафона. Над сценарием и исполнением ролей трудились участники «Квартета И» – Александр Демидов, Камиль Ларин, Ростислав Хаит и Леонид Барац.

Фильм о болезненных отношениях между отцом и сыном в стиле увлекательного роуд-муви. В главных ролях – Алексей Серебряков и Евгений Ткачук.

О вечном противостоянии и балансе между добром и злом. Этим фильмом Тимур Бекмамбетов доказал, что умеет снимать фантастическое кино.

30-летний Виталий (Илья Любимов) решает кардинально изменить свою жизнь и переезжает из провинции в Москву. Здесь он встречается со странными людьми: начальницей (Юлия Такшина), которая жаждет затащить его в постель, соседкой (Ингрид Олеринская), которая пытается сделать из него крутого мачо…

Истории людей, переживающих жизненные трагедии и потери. Они пытаются найти в себе силы, чтобы жить. Звездой этого фильма стала Яна Троянова.

Однокурсники (в исполнении Дмитрия Марьянова, Константина Юшкевич и Гоши Куценко) собираются на квартире, чтобы вспомнить юность. Разговор не идет, пока они не начинают играть в правду и узнавать друг о друге факты, которые лучше бы оставались тайнами.

Мерзкий, грязный, ужасающий – именно так описывают этот фильм Балабанова зрители. Чтобы составить собственное мнение, стоит его посмотреть.

Родители разводятся (Марьяна Спивак и Алексей Розин) , скандалят, конфликтуют, а жертвой семейной драмы становится ребенок. Эту казалось бы типичную историю режиссер Андрей Звягинцев рассказал искренне и цепляюще.

Попадая в издательство, рукопись одного писателя начинает влиять на жизнь каждого, кто прочтет хотя бы страницу. Фильм разделен на четыре истории с непредсказуемыми финалами. Героев новелл сыграли Андрей Мерзликин, Константин Юшкевич, Любовь Аксенова и другие талантливые актеры.

Желая заработать денег без большого напряга, несколько парней из провинциального города отправляются на криминальное дело. В касте актеров – тогда еще начинающие актеры Александр Паль и Юлия Хлынина.

Кино о переплетении судеб простых людей в заброшенной, забытой сибирской деревушке.

Две женщины, влюбленные в одного мужчину, получают странные сообщения после гибели любимого. Чтобы узнать правду о нем, им придется отправиться в путешествие… Сделать историю интересной и чувственной удалось благодаря Полине Максимовой и Любови Аксеновой.

У главного героя странная работа – он примеряет на себя роли жертв преступлений в следственных экспериментах. В фильме достаточно забавных монологов и диалогов, черного юмора и абсурдных сцен. Главные роли исполнили Юрий Чурсин, Марат Башаров и Марина Голуб.

В новогоднюю ночь Лена Шабадинова (Яна Троянова) торопится на работу в киоск, не подозревая, что ее ожидает множество сюрпризов… Фильм, который заставит загрустить, но тут же улыбнуться.

Два парня знакомятся с девушкой на обычной улице Санкт-Петербурга и отправляются гулять по городу. Во время этой прогулки они успеют поговорить, посмеяться, обидеться, пережить драму и панику.

Большинство привыкло видеть Гошу Куценко в комедийной роли, но здесь он совершенно другой. В преддверии Нового года его герой размышляет о том, что он успел сделать в жизни.

Фишка фильма в том, что он создан в стилистике компьютерной игры, а повествование ведется от первого лица. В фильме снялись и русские, и иностранные актеры. В их числе Данила Козловский и Хейли Беннетт.

Скромный подросток Ваня меняется и взрослеет, когда знакомится с тремя безбашенными парнями. Картина сыграла важную роль в карьере сразу нескольких молодых актеров — Ивана Янковского, Александра Паля и Василия Буткевича.

История о творческом зарождении Майка Науменко в исполнении солиста группы «Звери». Кириллу Серебренникову, как режиссеру картины, удалось воссоздать атмосферу свободы и музыки того времени.

В фильме показана история девушки-подростка (Оксана Акиньшина), которую бросила мать. Но у нее появляется шанс на лучшую жизнь, когда взрослый парень Андрей предлагает ей уехать в Швецию.

Это кинопритча о превращении трудного подростка в религиозного фанатика. Над картиной работал режиссер Кирилл Серебренников, а главные роли исполнили Виктория Исакова, Петр Скворцов и Александр Горчилин.

Он «бомбит» по ночам, а она работает веб-дизайнером. История любви двух противоположностей, где смешались страсть, страдания, расставания.

Жизнь главных героев-музыкантов – это сумасшедшие вечеринки, нестабильные отношения, одиночество среди толпы. Фильм Александра Горчилина о поколении людей, рожденных в 90-е, которые ищут и анализируют себя.

Действие фильма происходит на Байконуре в 1961 году. Это кино о советских идеалах и идеях в интерпретации режиссера Алексея Германа-младшего.

Это короткометражный фильм-пародия, снятый в стиле документального кино. Здесь пытаются расшифровать загадки одного из направлений экспериментальной медицины.

Две женщины возвращаются в Ленинград с фронта. Их окружает разрушенный город, но главное – в душе у каждой тоже руины и пустота.

10 российских фильмов, за которые не стыдно

Развлечения

27 августа отмечается День российского кино. В честь этого события предлагаем присмотреться к десяти отечественным картинам, с которыми стоит ознакомиться на досуге. 

Пора перестать думать, что хорошее кино снимали только в СССР. 

«Ноги – атавизм»

Михаил Местецкий

2012

Знакомиться с хорошим русским кино лучше постепенно. Для начала уделите ему хотя бы десять минут и посмотрите короткометражку Михаила Местецкого. Всем скептически настроенным по отношению к заговорам и загадочным теориям эта лента точно придется по вкусу. «Ноги – атавизм» – пародия на документальные фильмы в стиле тех, что показывают по некоторым государственным телеканалам. Только если над реальными (пусть и бредовыми) расследованиями смеяться не принято, то над картиной Местецкого хохотать можете сколько угодно.

«Жить»

Василий Сигарев

2012

«Жить»

Это вторая картина Василия Сигарева. Для него самого она жизнеутверждающая, но будьте готовы к тому, что не сойдетесь во мнении с режиссером. Спорить с тем, что это очень сильная работа, бесполезно. У фильма есть не только атмосфера (какая она, судите сами), но и энергетика. Причем всепоглощающая. Ощущения от просмотра можно сравнить с чувством, которое испытываешь сразу после испуга. Вы столбенеете. В такие секунды вам уже страшно, но плакать вы еще не начали.

С первых минут фильма Сигарев пугает тебя тем, как может сложиться жизнь, и все два часа ты смотришь ленту, замерев: тебе страшно, до горечи жаль героев, больно, обидно, но плакать не получается. А потом фильм заканчивается, и состояние ступора сменяют мысли, порожденные картиной. Эмоции могут быть какими угодно, но, главное, равнодушным лента не оставляет.

«Изображая жертву»

Кирилл Серебренников

2006

«Изображая жертву»

Теперь профессия человека-хот-дога, раздающего флаеры, не будет казаться нам такой глупой. Герой «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова работает на еще более странной должности: исполняет роль жертв на милицейских следственных экспериментах. Нетрудно догадаться, что в этом кино достаточно абсурда и черного юмора. Диалоги и монологи в фильме – вообще отдельная тема. Они нелепы и блестящи, а ненормативная лексика никак не режет слух, ведь абсолютно оправдана экстраординарной жизнью героев. Вишенка на торте этого абсурда – внезапная Лия Ахеджакова, которая играет, как в фильмах Рязанова. Местами это совсем не в тему, но кино от этого становится только смешнее.

«Дылда»

Кантемир Балагов

2019

«Дылда»

Это тот фильм, о котором вы точно слышали, но, скорее всего, не видели. Однако повод к просмотру есть, и не один: после успеха на Каннском кинофестивале картину выдвинули еще и на «Оскар» как «Лучший фильм на иностранном языке». «Дылда» – картина Кантемира Балагова о жизни после войны. Главные героини, молодые женщины Ия и Маша, возвращаются с фронта в родной Ленинград. Вокруг разруха и опустошение, но фильм, как это часто бывает, фокусируется не на внешнем, а на внутреннем. Поэтому наблюдать мы будем не за тем, как в городе воцаряется мирная жизнь, а за тем, как в нем оживают люди.

«Монах и бес»

Николай Досталь

2016

«Монах и бес»

Это фантасмагорическая комедия о временах царствования Николая I. В главной роли – Тимофей Трибунцев. Придумать того, кто справился бы с ролью одержимого монаха лучше, крайне трудно. Героя Трибунцева то и дело искушает бес, которому он пытается противостоять. Своим поведением монах смешит зрителей и страшит братию. А колкими фразами обескураживает и тех и тех. Фильм даст не только почву для размышлений, но и подкинет классный способ гладить белье (утюг вам для него не понадобится).

«Коллектор»

Алексей Красовский

2016

«Коллектор»

Хабенский – своего рода гарант качества в русском кино. А учитывая то, что в «Коллекторе» он единственный герой, волноваться за актерскую игру точно не стоит. Этот фильм – прямое подтверждение выражению «чем меньше, тем лучше». Алексей Красовский прекрасно обходится без сложных декораций, спецэффектов и плеяды звезд на экране. Все внимание сфокусировано на единственном герое. И от этого все страдания и мучения того, кто привык мучить других, видны, как под микроскопом.

«Лето»

Кирилл Серебренников

2018

«Лето»

Виктор Цой настолько крут, что любой фильм про него выходит классным. А как минимум две картины про звезду получились вообще бесподобными. Одна из них – «Рок» Алексея Учителя. В фильме успел засветиться даже сам Цой. Но в наш список включить эту ленту мы не можем, так как ее сняли в 1988 году. Зато фильм «Лето» Кирилла Серебренникова вышел только в прошлом июне. В своей картине режиссер создал особый мир свободы и музыки, где вместо икон на стенах висят обложки виниловых пластинок, а вместо мантр звучат рок-композиции.

К антуражу ленты создатели «Лета» подошли настолько серьезно, что в фильме использовали настоящие гитары 1980-х. Поэтому, если вам посчастливилось застать ту эпоху, смотреть картину вы будете с особым удовольствием.

«Нечаянно»

Жора Крыжовников

2014

«Нечаянно»

Любить абсолютно все фильмы Жоры Крыжовникова необязательно. Мы понимаем, что выдержать полтора часа трешевого «Горько!» могут правда не все. Юмор там пусть и присутствует, но он достаточно специфический и однообразный, поэтому быстро надоедает. Но за двадцать минут даже от таких шуток вы не устанете. Короткометражка Крыжовникова «Нечаянно» идет именно столько. В этой картине режиссер продолжает показывать всю прелесть и непредсказуемость порывов русской души. Помогают ему в этом Александр Паль и Тимофей Трибунцев, с которыми работа у режиссера явно ладится.

«Остров»

Павел Лунгин

2006

«Остров»

Когда будете смотреть этот фильм, постарайтесь не привязываться к историческим реалиям. Фильм-притча Лунгина на достоверность совершенно не претендует. Эта лента – частная правда. Субъективный взгляд режиссера на святость, веру и благодетель. Будучи одним из первых фильмов православной тематики, «Остров» может вызвать массу нареканий. Но постарайтесь сфокусироваться в первую очередь на его достоинствах: блестящей игре Петра Мамонова и отличной операторской и режиссерской работе. А главное, на тех переживаниях, которые вызовет у вас картина.

«Аритмия»

Борис Хлебников

2017

«Аритмия»

О врачах в России сняли уже достаточно работ, особенно сериалов. Но все они какие-то неправдоподобные, местами слишком милые, а иногда совсем бредовые. К счастью, находится парочка достойных картин, придираться к которым не слишком получается, да и не хочется. «Аритмия» Хлебникова – одна из них. В ней режиссер не забыл про профессиональный аспект жизни своих героев, как это часто бывает. В «Аритмии» врачи и государственной системе противостоят, и сексом занимаются (постельная сцена на кухне заслуживает отдельной похвалы), и музыку классную слушать успевают. Попробуйте не подпевать, когда заиграет «Наше лето» Стрыкало.

Срочное заявление анонимного российского режиссера о кризисе на Украине и бойкоте – Крайний срок

Примечание редактора: Российское вторжение в Украину имело трагические последствия для украинского народа, и более широкие последствия конфликта только начинают осознаваться. Поскольку Запад вводит экономические санкции против России, стране грозит период изоляции, невиданный со времен холодной войны. Крайний срок пригласил одного известного российского режиссера вести колонку, в которой обсуждалось их видение ситуации. По их просьбе они остаются анонимными, опасаясь репрессий со стороны путинского правительства, которое подавляет свободу слова.

***

Чуть более двух недель назад для большей части киноиндустрии в России рухнул весь мир. Само собой разумеется, что это абсолютно ничто по сравнению с рушащимся физическим миром наших соседей и друзей на Украине, где у многих из нас есть семья и близкие, которых бомбят, пока мы говорим.

Это даже не приближается.

В этой войне – а в России ее хоть наполовину совестливо называют именно так, хотя иногда и шепотом, чтобы не преследоваться по зверским новым законам, запрещающим что-либо, кроме «спецоперации», – явно есть только один агрессор. Непреодолимое ощущение, что война ведется на два фронта. Один на территории Украины, единство и стойкость которого в такие темные времена должны быть предметом зависти тех россиян, которые не согласны с действиями их правительства. А есть и другая война, та, которую правительство России ведет против собственного народа, против тех, кто не является повседневными жертвами быстрорастущей и доминирующей пропагандистской машины — тех, кто делится интернет-мемами новой обложки. Льва Толстого Спецоперация и мир . Те, кто выходит на улицы протестовать, рискуют получить до 15 лет тюремной камеры только за мирную прогулку. Те, кто купил билет в один конец по одному из немногих оставшихся направлений Стамбула, Еревана или Хельсинки, чтобы обдумать свои дальнейшие шаги и хотя бы мечтать о жизни в другом месте, имея в кармане всего несколько сотен долларов, поспешно конвертировались из своих теперь почти ничего не стоящих рублей.

Мы все очень патриоты. Все, чего целое поколение из нас достигло за последние 10 лет, мосты, построенные с коллегами в США и Европе, были в интересах создания долгосрочных связей и союзов, но также, в конечном счете, в интересах лучшей жизни. России, которая действительно стала частью мировой киноиндустрии.

Что Россия ушла, стерта с лица земли в одно мгновение, вместе с разбитыми мечтами целого поколения кинематографистов, музыкантов и художников. Многие из них были слишком молоды, чтобы легально голосовать за Путина, когда он впервые пришел к власти, и многие из них уже признали, что битва за личную свободу проиграна, и сдались жизни в полицейском государстве.

У тех из нас, кто все еще находится в России, и у тех, кто беспокоится за безопасность своих семей, нет другого выбора, кроме как молчать или говорить анонимно. Это угнетает, но когда риск того, что ваши близкие пострадают, реален, иногда оптика меняется.

Свободе слова и свободе печати в России нанесен смертельный удар: введены тюремные сроки за распространение «фейковых новостей». Свобода кино, очень тихо и без особого боя, вот-вот займет свое место в соседней могиле. У тех из нас, кто все еще находится в России, и у тех, кто беспокоится за безопасность своих семей, нет другого выбора, кроме как хранить молчание или говорить анонимно. Это угнетает, но когда риск того, что ваши близкие пострадают, реален, иногда оптика меняется.

Мир призывает бойкотировать и отменить Россию, а вместе с ней и русскую культуру, целиком. Даже против тех из нас, кто годами выбирал искусство как средство протеста против путинского режима в надежде, что мы создадим единство среди более единомышленников и расширим кругозор. На короткое время мы так и сделали, и авторское, оппозиционное кино из России было встречено с распростертыми объятиями во всем мире. Те из нас, кто действительно заботился о направлении, в котором движется страна, и делали для этого все, что могли, теперь тоже бойкотируются. У нас не будет другого выбора, кроме как столкнуться с музыкой в ​​тоталитарном режиме, в котором мы сейчас живем, наша точка зрения и простое присутствие отвергаются с обеих сторон спектра.

Конечно, все мы, русские, несем ответственность в той или иной форме. За то, что чувствовал себя слишком комфортно, за явное развитие случая стокгольмского синдрома и несколько слепое использование возможностей, которые были предоставлены профессионалам, работающим в сфере культуры. За недостаточно громкое несогласие с более широкой политикой той же системы, за то, что не вышли на улицы до того, как это стало незаконным. Но нас не следует наказывать за то, что мы поверили, что есть шанс найти баланс в серой зоне, пока она, на очень короткий миг, существовала. До того, как вся наша страна превратилась в одну большую тюрьму, казалось возможным представить «лучшую сторону России» через снятые нами фильмы.

Я не стыжусь того, что я из России, и отказываюсь когда-либо им быть. Это страна с великой историей и великой культурой. Но мне стыдно, что они — агрессоры и люди, принимающие эти решения от имени своего народа — русские. Они не заслуживают быть.

Стоит признать, что без влияния русской культуры современное кино, к лучшему или к худшему, было бы кардинально другим. Борис Пастернак вывез контрабандой «Доктора Живаго » в Италию, где он был впервые опубликован. Сергей Эйзенштейн взялся за систему и самого Иосифа Сталина, чтобы на фоне страшной войны суметь сделать свою эпопею Иван Грозный что это такое: критика сталинизма, поднимающая вопросы о самой природе власти и тирании. Как и Тарковский десятилетия спустя, он создал уникальный новый кинематографический язык, прежде всего в попытке избежать цензуры.

Россия уже не в первый раз в своей истории вступает в новую эру провластной пропаганды в кино, индустрии, полностью контролируемой государством. Но те голоса, которые все еще хотят говорить и готовы пойти на реальный риск внутри этой системы, должны быть поддержаны, и им нельзя отказывать в их месте в кинематографическом сообществе, которое всегда было известно как отстаивающее свободу. У них должна быть возможность представить свои фильмы международной аудитории, поскольку они, возможно, больше не смогут выпускать их дома. Это не про хождение по красной ковровой дорожке. Речь идет о донесении сообщения.

Искусство остается мощным и впечатляющим, какими бы темными ни были времена. Настало время объединиться и бросить на них все, что у нас есть. Те из нас, кто еще может. Потому что если наше кино, театр и музыка смогут убедить хотя бы одного человека в том, что он не одинок и что сопротивление все же существует, то мы на шаг ближе к тому, чтобы вернуть нашу страну или хотя бы наше чувство свободы. Мы не можем сделать это в одиночку, без помощи западного мира.

Диктатор, режиссер и позорные дни России

В 1990 году режиссёр Станислав Говорухин выпустил фильм под названием Так жить нельзя . В фильме рассказывается о убогости повседневной жизни в Советском Союзе, бедности и бесчеловечности. Это была неисправимо мрачная картина дискредитированного и дегенеративного общества.

Вместо того, чтобы наказать виновных, вместо того, чтобы запретить фильм или вырезать до неузнаваемости в цензуре, как это было раньше, это стало боевым кличем сверху для новой России. Он был показан по настоянию президента и генерального секретаря Коммунистической партии Михаила Горбачева правящему Политбюро. Затем ЦК был вызван для наблюдения. Потом депутаты. Как только он вышел в прокат по всей стране, кинотеатры были забиты до отказа.

Через два года и через год после распада СССР Говорухин вернулся, на этот раз с Россия, которую мы потеряли . Зрители вокруг меня в кинотеатре «Москва» были заворожены, но также и злы. Фильм был жестким; настоящее было серым; романтик о прошлом.

Зачем рассказывать эту историю сейчас, когда Россия вовлечена в войну с Западом, когда гибнут тысячи людей, когда города подвергаются артиллерийским обстрелам, когда ядерное «сдерживание» выглядит более угрожающим, чем за последние полвека? Потому что он рассказывает вам все, что вам нужно знать о мышлении и способе смотреть на мир, который представляет и использует Владимир Путин.

Эпоху, когда я жил корреспондентом в России в начале 1990-х, я вспоминаю с теплотой. Когда коммунизм пал, вся страна открылась. Целые районы страны, ранее недоступные для иностранцев (а некоторые районы и для россиян тоже), вдруг стали доступными. Культура взорвалась. Появились новые медиа. Люди могли свободно говорить то, что они хотели, баллотироваться в парламент, проводить демонстрации и путешествовать. Это было время возбуждения. Это было также время, когда миллионы людей потеряли свои сбережения, работу, чувство собственного достоинства.

Согласно официальной версии, 1990-е годы были временем позор , позор. Это был период, когда Россия позволяла себя «унижать». Ее границы сузились, ее финансы оказались в состоянии свободного падения (за исключением немногих избранных, которые украли природные ресурсы страны) и, что хуже всего, она позволила западным советникам научить себя тому, как превратить себя в рыночную экономику и либеральную экономику. демократия. Я помню, как американцы, британцы, французы и другие присутствовали на пресс-конференциях Минэкономики, советуя министрам, что говорить.

История посткоммунизма хорошо задокументирована. Захватывающие первые годы правления Бориса Ельцина выродились в дымку коррупции, кумовства и немалого количества алкоголя, поскольку природные ресурсы России были распроданы по дешевке кучке жуликов, иначе известных как бизнесизменов . Это называлось приватизация – приватизация . Простые россияне окрестили это прихватизация , воровство.

Все и всех можно было купить. К концу 90-х годов новый класс олигархов и их друзей из «семьи» Ельцина, как называлась элита, хотел, чтобы к власти пришел податливый лидер. Они остановились на неком Владимире Путине, бывшем агенте КГБ среднего звена в Восточной Германии.

Они предполагали, что он будет выполнять их приказы; он был должным образом установлен в первый день Нового 2000 года. Через несколько месяцев он перевернул все с ног на голову. Он созвал людей, заработавших миллиарды на нефти и газе, алюминии и других природных ресурсах, и сообщил им: вы можете зарабатывать столько денег, сколько хотите, пока не вмешиваетесь в политику.

Была еще одна негласная часть сделки. Они должны присматривать за новым боссом и его друзьями. Они тоже хотели кусок пирога. Западная разведка уже давно подсчитала, что состояние Путина составляет 50 миллиардов долларов (37 миллиардов фунтов стерлингов). Вероятно, это заниженный расчет. В любом случае, это в значительной степени не имеет значения, если вы просто захватываете все, что хотите.

Многие российские журналисты, пытавшиеся расследовать состояние Путина, были убиты; тех, кто на Западе, преследуют и предъявляют иски за клевету, любезно предоставленные британскими юристами, чья роль в поддержке путинского режима является одной из самых грязных.


Был ли путь Путина к диктатуре, а затем и эта война частью континуума? Или с ним что-то случилось?

В течение первых нескольких лет, даже когда он сажал в тюрьму бизнесменов, отказывавшихся выполнять его приказы, и когда активисты, которые задавали слишком много вопросов, оказывались мертвыми на дне лестничной клетки, Путин заигрывал с Западом. Он сочувствовал США после 11 сентября и молчаливо поддерживал вторжение в Афганистан. Он терпел войну в Ираке. Он смотрел в другую сторону, когда ЕС стремился расшириться за счет бывших советских республик.

Потом он сорвался. Я видел это сам. В сентябре 2004 года я был в составе небольшой группы международных журналистов и аналитиков, приглашенных однажды вечером в резиденцию президента в Ново-Огарево на окраине Москвы. В течение четырех часов до поздней ночи Путин позволял своему гневу вырываться наружу.

Меня попросили открыть вопросы, поэтому я спросил президента о границах России. В течение 30 минут он произносил беглый и гневный монолог. Он горько жаловался на то, что его принимают как должное. Он вернулся к классическому дефолту окружения и недовольства. Какую благодарность, спрашивал он нас, он когда-либо получал от Запада за свою «помощь». Просто «еще больше инспирированных ЦРУ революций» на его пороге, еще больше унижений.

Перемотка вперед более чем на десятилетие, после двух военных нападений на Грузию, аннексии Крыма, захвата большей части Донецкой и Луганской областей на востоке Украины, отравления Александра Литвиненко, дела Скрипалей в Солсбери и бесчисленного множества других убийства: многие последующие действия Путина восходят к тому времени.

И все же к Путину относились не более чем как к разрушителю, кибер-хакеру и хулигану, но не как к Си Цзиньпину, не как к тому, кого американцы или европейцы должны воспринимать всерьез. Эта потеря статуса усилила обиду, чувство окружения. Все это время связанные с ним олигархи отмывали свои деньги и репутацию в западном мире, в то время как Запад открывал свои объятия его грязным деньгам.

Нынешняя диктатура, однако, не похожа на диктатуру прошлого. На первый взгляд Москва и Санкт-Петербург напоминают полностью глобализированные сверкающие города. Лучшие рестораны распроданы неделями. А ведь на тех же самых улицах берут и сажают людей даже за самые невинные акции протеста.

Именно его блестящее расследование коррупции в самом верху привело к тому, что лидера оппозиции Алексея Навального сначала отравили, а затем посадили в тюрьму. Необыкновенный фильм Навального, Дворец Путина , сочетание судебно-медицинской экспертизы и насмешки, — как и Говорухин в его время — возможно, является окончательным взглядом на эпоху.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *