Четкость речи — четкость мысли: как улучшить свою речь
Если окружающие и так понимают,
что вы говорите, нужно ли лишний раз задумываться о том, как вы говорите? Особенно, если вы никак не связаны с профессиональным общением или публичными выступлениями? Ксения Чернова, тренер по технике речи, уверена, что да: по ее мнению, красивое звучание и четкая речь такая же базовая необходимость, как, например, опрятный внешний вид. Поговорили с Ксенией и узнали, зачем и каким образом можно самостоятельно развивать свои речевые навыки.Ксения Чернова
Тренер по технике речи, актриса, телеведущая, автор книги «Говори как бог»
Обычно у людей редко возникают вопросы «Зачем красиво одеваться?» или «Зачем ходить с помытой головой и ровными зубами?» (мы, конечно, говорим об определенной категории людей, которым не все равно как они выглядят и какое впечатление производят). Та же самая история и с голосом.
Голос — это часть нашей личности, часть нашей характеристики, по которой люди считывают информацию о том, какие мы. Если мы прекрасны визуально, но открываем рот и начинаем скрипеть, мямлить, невнятно жевать слова, говорить тихо, неуверенно, с дефектами — у окружающих буквально рушится мир. Они не понимают, у них возникает как бы когнитивный диссонанс между тем, что они видят, и тем, что они слышат. И если мы хотим создавать правильное впечатление профессионального, уверенного в себе человека, который знает, чего он хочет, речью мы должны владеть не хуже минимально обученного телеведущего. И это не сложно.
Голос — это очень гибкая и поддающаяся структура, которая может меняться точно так же, как может меняться наше тело
Но если в случае с телом это долгий процесс, минимум 3–6 месяцев, то натренировать голос можно достаточно быстро. Более того, увидеть какие-то первые, но значительные изменения, можно, скажем, за 16 часов занятий (это два дня полноценного обучения и тренировки), а остальное — уже вопрос регулярности.
Получив такой голос, который нравится ему самому, человек начинает чувствовать себя совсем иначе — чувствовать себя настоящего, более уверенного, имеющего контроль над ситуацией. Голос — это тренировка. Тренировка дыхания, звучания, артикуляционного аппарата. А еще — регулярный осознанный контроль в процессе разговора: важно хотя бы думать о том, как я дышу, куда я звучу, не потерял ли я свой резонатор, на котором мне удобно разговаривать, открывается ли у меня рот, хорошо ли у меня работает язык…
Все эти моменты — вопрос дисциплины, как и в любом деле, которое мы хотим делать хорошо. Как и любая привычка, как и любая перестройка в теле, сознании, организме, тренировка голоса и речи — все требует времени. Для кого-то это две недели, для кого-то — месяц, а кому-то хватит и семи дней. Прогнозировать, когда именно тренировка речи войдет в жизнь как постоянное умение, невозможно, но если быть достаточно систематичным, это обязательно случится и вряд ли займет больше месяца. Моя задача в процессе тренингов — сделать так, чтобы люди получали удовольствие от того, как они разговаривают и как звучат. Правильное звучание обычно идет от хорошо размятого и расслабленного тела, это результат правильной настройки работы мышц, когда тело не устает от говорения, а получает удовольствие от того, что звучит полно.
Что такое техника речи? По большому счету — это сумма правильного дыхания, звучания в правильные места, правильного открывания рта и работы артикуляционного аппарата и, самое главное, наполнение всей этой формы содержанием — своим естеством, искренностью, эмоциями и энергетикой. Именно это — то, на что реагируют люди, ведь главное, это когда мы, помимо того, что обладаем красивым звуком голоса, еще и умеем передавать им все, что у нас есть.
Что вы можете сделать самостоятельно, чтобы улучшить свою речь
Качественная тренировка речи — это процесс, который нужно проходить под контролем со стороны специалиста. Тем не менее, есть базовые, начальные шаги, которые каждый может проделать самостоятельно, чтобы увидеть какие-то первые изменения и, может быть, задуматься о том, чтобы впоследствии обратиться к профессиональному тренингу.
Дыхание и разминка
База хорошей речи — это правильное дыхание, так что понаблюдайте, как вы дышите, в следующий раз, как только проснетесь. Обычно, когда человек расслаблен, когда он еще не вскочил с кровати и не побежал делать дела, у него работают те мышцы, которые нам и нужны. Так вот, постарайтесь их ощутить — какие мышцы у вас работают, когда вы лежите в расслабленном состоянии? Нет ли у вас каких-то зажимов в спине? Чем вы дышите? Я лично еще не встречала людей, которые в расслабленном лежачем положении дышали бы чем-то другим, кроме как животом — то есть так, как и нужно дышать. Когда мы дышим расслаблено, стонем, кашляем, смеемся, у нас работают природные механизмы — все это мы делаем именно мышцами живота.
Многие люди, которые преподают речь, пытаются поставить своим ученикам вокальное дыхание, чего делать не нужно, потому что речевое и вокальное — разные вещи. Да, у них один и тот же принцип, но есть несколько нюансов, которые важны для звуковоспроизведения. Вокальный голос отличается от голоса речевого хотя бы тем, что он более обработанный. Если бы мы все разговаривали вокальным голосом, мы бы звучали как карикатурная оперная певица. Чтобы нам было в удовольствие разговаривать, чтобы голос как бы сам лился из нашего организма, нужно учитывать техники дыхания животом.
Прямо с утра, лежа в постели, посмотрев, как дышит ваш живот, когда вы расслаблены, сделайте вдох и выдох на «фууу» со слегка сомкнутыми губами. Обратите внимание, чтобы в этот момент ваша грудь не двигалась. После нескольких «фууу» делаем вдох и выдох на «с», как бы выдавливая из себя воздух мышцами живота, все остальные мышцы должны быть расслаблены. Представьте, что внизу живота у вас как бы находится резервуар с воздухом (воздух, который мы выдыхаем — это и есть наш потенциальный звук), и вот весь этот воздух из резервуара вы и выдыхаете под давлением в передние зубы. Не в макушку, не куда-то там в затылок, а именно в передние зубы и на звук «с». И так 6–8 раз, после чего нужно встать и попытаться сделать это же упражнение, но уже стоя.
После того, как вы поняли, что дышите правильно и у вас нет никаких препятствий между животом и передними зубам, пробуем по той же траектории, ничего не меняя в мышцах, выдохнуть на звук «м», чтобы задребезжали зубы, верхняя губа, крылья носа. Это называется резонатор — всего их четыре, но так как мы самостоятельно тренируем только базовые вещи, этим упражнением мы разминаем основной. Следующий шаг — совместить мычание с разминкой шейного и плечевого отдела тела, то есть, когда вы дышите на «м», делайте несколько мягких кругов головой в одну сторону, затем в другую, вверх-вниз и вправо-влево. Потом переключаемся на плечи: звучим в резонатор и делаем круговые движения в одну сторону на одном выдохе, добираем воздух — и в другую сторону на следующем вдохе. Почему мы разминаем плечи и шею? Потому что если в них есть какие-то зажимы, это тоже мешает качественно говорить. Например, если плечи приподняты, голос не звучит ровно, а как бы придавлено.
Артикуляция
После того, как мы размяли тело, шею и плечи, тренируем простую фразу: «Мам, мам, меду нам», по-прежнему говоря как бы от живота. Этой фразой мы учимся соединять правильный согласный звук с гласными — это нужно научиться делать так, чтобы между «м» и «а» не было разрывов, — и дальше, наконец, переходим к разминке артикуляционного аппарата, делаем артикуляционную гимнастику, разминаем губы, язык и челюсть.
Вот несколько самых простых упражнений для разминки губ (вы легко можете посмотреть их наглядное выполнение в интернете):
— Вытягиваем губы «хоботком» и крутим ими из стороны в сторону. Важно крутить именно губами и не работать челюстью — она сомкнута и не помогает губам, работают только мышцы лица! Сделали так 8 раз из стороны в сторону и сбросили напряжение, как делают лошади, эдаким «пфррр» из живота в губы, чтобы затрепетали губы.
— Дальше делаем то же самое, но теперь двигаем губами вверх-вниз, тоже 8 раз и также сбрасываем напряжение.
— Теперь включаем язык и круговыми движениями с внутренней стороны нашего рта разминаем мышцы щек и губ, разминается и сам язык. Это тяжелое упражнение, мышцы от него устают, но это прекрасная усталость. Так надо сделать 5 раз в одну сторону и 5 раз в другую, давя языком на щеки и губы. Сбрасываем напряжение.
— После того, как мы размяли язык и губы, разминаем челюсть. Сперва просто пальцами разминаем челюстные суставы около ушей, потом открываем рот, чтобы пальцы падали в эти околоушные впадины, потом можно подвигать челюстью из стороны в сторону.
— Есть и еще одно секретное упражнение — берем маркер, помаду, тушь, карандаш, в общем, что-то продолговатое, и вставляем его в рот поперек, зажав зубами, проверив, не напряжены ли мышцы лица — они должны быть расслаблены. В этом состоянии начинаем говорить, например, следующую чистоговорку: «В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж». Ваша задача — сделать так, чтобы слова звучали максимально четко даже в этом неудобном положении. Так у вас прекрасно разомнется челюсть, губы и язык, и когда вы вытащите маркер изо рта, вы сразу почувствуете, как говорить и звучать стало намного легче.
Вообще, в случае с гимнастикой артикуляционного аппарата неправильных упражнений быть не может — выполняйте любые, которые вы найдете. Единственный момент: следите за тем, чтобы когда вы начнете пользоваться своим размятым речевым аппаратом, ваши губы не активничали и не «плясали» по всему лицу, это выглядит некрасиво, артикуляция не должна раздражать вашего слушателя. Посмотрите внимательно на то, как говорят качественные телеведущие: у них нет излишней артикуляции, зато у них хорошо открывается челюсть на ударных гласных звуках. Нет ни одного, наверное, ведущего, который разговаривает с закрытым ртом и сомкнутой челюстью, а вот в обычной жизни таких людей — масса.
Дикция
Дикцию можно качественно проработать всего за 3–5 дней занятий, если уделять артикуляционным упражнениям и чистоговоркам хотя бы 2 минуты своего времени ежедневно. Чистоговорки — это специальные словосочетания и фразы, то же, что и скороговорки, но мы их используем не для того, чтобы говорить быстро, а для того, чтобы говорить чисто.
Пример чистоговорки: «Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, а поп под колпаком». Довольно часто, когда люди произносят ее в первый раз, они «проглатывают» половину звуков. Произнесите эту чистоговорку, четко и внятно проговаривая окончания (можете записывать себя на диктофон, чтобы слушать со стороны). Далее обратите внимание, как вы произносите ударные гласные. Они должны быть чуть длиннее по звучанию и более наполнены звуком, чем остальные звуки. Ударные гласные — это ядро слова, они отвечают за его объем и красоту.
И еще один момент, который необходимо отметить — плавность речи: постарайтесь каждую фразу говорить как одно слово, как единую конструкцию. Слова должны перетекать одно в другое, говорить нужно в перспективу, а не ставить точки после каждого слова.
Тренировка речи не относится к категории процессов, которыми обязательно нужно заниматься в детстве. Если в детстве говорить правильно не научили, это не значит, что на хорошей речи нужно ставить крест, потому что у человека есть возможность работать с голосом в любом возрасте.
Как развить устную речь? | ООО «Учебный центр «Специалист»
Навык устной речи нужен многим специальностям. Для педагогов, менеджеров, юристов, тренеров-психологов, руководителей компаний и многих других он – один из ключевых. Как довести свое умение говорить до совершенства?
Чтение книг
Возможно, это набило всем оскомину, но книги действительно дают возможность бессознательно усвоить синтаксические конструкции, интересные обороты, новые или редкие слова. Современные авторы отличаются ярким стилем, своеобразным языком, который привлекает и затягивает.
Аудиокниги
Всегда торопитесь? Больше любите слушать, чем читать? Литература, звучащая в наушниках, поможет оценить: как актеры используют тембр голоса, интонации? Как расставляются логические ударения и паузы? Монотонная, пусть и грамотная, речь не заставит слушать внимательно. Развивать интонирование можно, произнося одно предложение с разными эмоциями.
Выводим паразитов
«Ну, это, как бы, в общем, тут такое дело…» Если собеседник начинает фразу примерно так, общаться с ним хочется уже несколько меньше. Особенно если это – человек, предлагающий продукцию или рассказывающий о новом программном обеспечении. Попробуйте назначить наказание за каждый «паразит»: пять отжиманий, щелчок резинки, надетой на запястье.
Развитие воображения
Нестандартная интересная речь рождается, когда у человека необычное мышление. Можно тренировать его разными способами. Например, попытайтесь найти что-то общее между не связанными друг с другом предметами. Чем схожи кот и карандаш? Кто-то ответит – тем, что оставляют следы, а кто-то придумает другой вариант. Еще одна интересная тренировка – придумывать продолжение известных афоризмов. Например: «Жребий брошен» — известные слова Юлия Цезаря – можно переиначить: «Жребий брошен, да что-то не упал пока».
Настольные игры
Есть много настолок, которые обогащают словарный запас, помогают провести время хорошо. Назовем самые популярные:
- Скраббл (русская версия – «Эрудит»). На поле из квадратных ячеек вы составляете слова из доставшихся вам букв (изначально у каждого игрока 6-7 квадратиков с буквами). Партнер использует уже составленное слово, нельзя начать самостоятельно делать свой «кроссворд».
- «Alias». Игрок берет из колоды карточку со словом, начинает объяснять его значение. Второй должен догадаться. Игра ведется на время: в комплекте – песочные часы на минуту. Побеждает тот, кто сумеет объяснить наибольшее количество карточек.
- «Табу». Здесь нужно объяснить слово, не используя «табу». Например, если попалась береза, нельзя говорить «дерево», «белый», «листва», «береста», «сок», «сережки».
Есть множество других игр, например, «Имаджинариум». Они развлекут и одновременно помогут речи стать лучше.
Подкасты и лекции
Чужие лекции, фильмы, спектакли позволят перенять хорошие ораторские приемы, жестикуляцию, мимику. Выхватите самые интересные детали, попробуйте скопировать их перед зеркалом.
Попробуйте воспользоваться хотя бы одним-двумя из предложенных методов. Вы заметите, что общение, монолог идут гораздо легче и звучат интереснее.
Вехи развития речи и языка
Как развиваются речь и язык?
Первые 3 года жизни, когда развивается и созревает мозг, являются наиболее интенсивным периодом для приобретения речевых и языковых навыков. Эти навыки лучше всего развиваются в мире, богатом звуками, образами и постоянным воздействием речи и языка других людей.
По-видимому, существуют критические периоды для развития речи и языка у младенцев и детей младшего возраста, когда мозг лучше всего способен усваивать язык. Если эти критические периоды пройдут без контакта с языком, его будет труднее выучить.
Каковы основные этапы развития речи и языка?
Первые признаки общения появляются, когда младенец узнает, что крик принесет пищу, утешение и общение. Новорожденные также начинают распознавать важные звуки в своем окружении, такие как голос матери или основного опекуна. По мере взросления младенцы начинают различать звуки речи, из которых состоят слова их языка. К 6 месяцам большинство детей узнают основные звуки своего родного языка.
Дети различаются по развитию речи и языковых навыков. Тем не менее, они следуют естественному прогрессу или графику овладения навыками языка. Контрольный список основных этапов нормального развития речи и языковых навыков у детей от рождения до 5 лет приведен ниже. Эти вехи помогают врачам и другим специалистам в области здравоохранения определить, находится ли ребенок на правильном пути или ему или ей может потребоваться дополнительная помощь. Иногда задержка может быть вызвана потерей слуха, а иногда — нарушением речи или языка.
В чем разница между расстройством речи и языковым расстройством?
У детей, которым трудно понять, что говорят другие (рецептивная речь) или поделиться своими мыслями (экспрессивная речь), может быть нарушение речи. Нарушение развития речи (DLD) – это языковое расстройство, которое задерживает овладение языковыми навыками. Некоторые дети с DLD не могут начать говорить до третьего или четвертого года жизни.
Дети, у которых есть проблемы с произношением звуков речи или которые колеблются или заикаются во время разговора, могут иметь расстройство речи. Апраксия речи — это расстройство речи, которое затрудняет объединение звуков и слогов в правильном порядке для образования слов.
Что делать, если у моего ребенка наблюдается задержка речи или языка?
Если у вас есть какие-либо опасения, обратитесь к врачу вашего ребенка. Ваш врач может направить вас к логопеду, который является медицинским работником, обученным оценивать и лечить людей с нарушениями речи или языка. Логопед расскажет вам об общении и общем развитии вашего ребенка. Он или она также будет использовать специальные устные тесты для оценки вашего ребенка. Проверка слуха часто включается в оценку, потому что проблемы со слухом могут повлиять на развитие речи и языка. В зависимости от результатов обследования логопед может предложить занятия, которые вы можете выполнять дома, чтобы стимулировать развитие вашего ребенка. Они также могут порекомендовать групповую или индивидуальную терапию или предложить дальнейшее обследование у аудиолога (медицинского работника, обученного выявлению и измерению потери слуха) или психолога, занимающегося вопросами развития (медицинского работника, имеющего специальные знания в области психологического развития младенцев и детей). .
Какие исследования проводятся в области развития речи и языковых проблем?
Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств (NIDCD) спонсирует широкий спектр исследований, чтобы лучше понять развитие речевых и языковых расстройств, улучшить диагностические возможности и разработать более эффективные методы лечения. Постоянной областью исследований является поиск лучших способов диагностики и дифференциации различных типов задержки речи. Большое исследование, в котором приняли участие примерно 4000 детей, собирает данные по мере роста детей, чтобы установить надежные признаки и симптомы конкретных речевых нарушений, которые затем можно использовать для разработки точных диагностических тестов. Дополнительные генетические исследования направлены на поиск совпадений между различными генетическими вариациями и конкретными нарушениями речи.
Исследователи, спонсируемые NIDCD, обнаружили один генетический вариант, который, в частности, связан с нарушением развития речи (DLD), расстройством, которое задерживает использование слов детьми и замедляет их овладение языковыми навыками в школьные годы. Это открытие впервые связывает наличие отдельной генетической мутации с любым видом наследственного нарушения речи. Дальнейшие исследования изучают роль, которую этот генетический вариант может также играть в дислексии, аутизме и нарушениях речи и звука.
Долгосрочное исследование того, как глухота влияет на мозг, изучает, как мозг «перестраивает» себя, чтобы приспособиться к глухоте. На данный момент исследования показали, что глухие взрослые реагируют быстрее и точнее, чем слышащие взрослые, когда наблюдают за движущимися объектами. Это продолжающееся исследование продолжает изучение концепции «пластичности мозга» — способов, которыми на мозг влияют состояния здоровья или жизненный опыт, — и того, как это можно использовать для разработки стратегий обучения, которые способствуют здоровому языку и развитию речи в раннем детстве.
На недавнем семинаре, созванном NIDCD, собралась группа экспертов для изучения проблем, связанных с подгруппой детей с расстройствами аутистического спектра, у которых к 5 годам отсутствует функциональная вербальная речь. Поскольку эти дети очень отличаются друг от друга , без набора определяющих характеристик или паттернов когнитивных сильных и слабых сторон разработка стандартных оценочных тестов или эффективных методов лечения была затруднена. На семинаре была представлена серия презентаций, чтобы познакомить участников с проблемами, с которыми сталкиваются эти дети, и помочь им определить ряд пробелов в исследованиях и возможностей, которые можно было бы решить в будущих исследованиях.
Что такое голос, речь и язык?
Голос, речь и язык — это инструменты, которые мы используем для общения друг с другом.
Голос — это звук, который мы издаем, когда воздух из наших легких проталкивается между голосовыми связками в гортани, заставляя их вибрировать.
Речь говорит, что является одним из способов выражения языка. Он включает в себя точно скоординированные действия мышц языка, губ, челюсти и речевого тракта для производства узнаваемых звуков, составляющих язык.
Язык — это набор общих правил, которые позволяют людям осмысленно выражать свои идеи. Язык может выражаться устно или посредством письма, жестов или других жестов, таких как моргание глаз или движения рта.
Контрольный список слуха и коммуникативного развития вашего ребенка
От рождения до 3 месяцев
Реакция на громкие звукиДА НЕТ
Успокаивается или улыбается при разговореДА НЕТ
Распознает ваш голос и успокаивается, если вы плачетеДА НЕТ
При кормлении начинает или прекращает сосать в ответ на звукДА НЕТ
Воет и издает приятные звукиДА НЕТ
Имеет особый способ плакать для различных потребностейДА НЕТ
От 4 до 6 месяцев
Следит глазами за звукамиДА НЕТ
Реагирует на изменение тона вашего голосаДА НЕТ
Замечает игрушки, которые издают звукиДА НЕТ
Обращает внимание на музыкуДА НЕТ
Лепечет, как речь, и использует множество различных звуков, включая звуки, начинающиеся с букв «п», «б» и «м».ДА НЕТ
СмеетсяДА НЕТ
Болтует, когда возбужден или недоволенДА НЕТ
Издает булькающие звуки, когда один или играет с вамиДА НЕТ
От 7 месяцев до 1 года
Любит играть в прятки и лепешки.ДА НЕТ
Поворачивается и смотрит в сторону звуковДА НЕТ
Слушает, когда к нему обращаютсяДА НЕТ
Понимает слова, обозначающие обычные предметы, такие как «чашка», «обувь» или «сок».ДА НЕТ
Отвечает на запросы («Иди сюда»)ДА НЕТ
Лепет с использованием долгих и коротких групп звуков («тата, упуп, бибиби»)ДА НЕТ
Болтовня для привлечения и удержания вниманияДА НЕТ
Общается с помощью жестов, таких как махание руками или поднятие рукДА НЕТ
Имитирует различные звуки речиДА НЕТ
Имеет одно или два слова («Привет», «собака», «Папа» или «Мама») к первому дню рожденияДА НЕТ
1-2 года
Знает несколько частей тела и может указать на них, когда спросятДА НЕТ
Выполняет простые команды («Катить мяч») и понимает простые вопросы («Где твоя обувь?»)ДА НЕТ
Любит простые истории, песни и стишкиДА НЕТ
Указывает на картинки в книгах, если они названыДА НЕТ
Регулярно усваивает новые словаДА НЕТ
Использует вопросы из одного или двух слов («Где котенок?» или «Пока-пока?»)ДА НЕТ
Соединяет два слова («Еще cookie»)ДА НЕТ
Использует много разных согласных звуков в начале словДА НЕТ
От 2 до 3 лет
Говорит почти обо всемДА НЕТ
Использует фразы из двух или трех слов, чтобы говорить о вещах и спрашивать о нихДА НЕТ
Использует звуки k, g, f, t, d и nДА НЕТ
Говорит так, чтобы его понимали члены семьи и друзьяДА НЕТ
Называет предметы, чтобы спросить о них или обратить на них вниманиеДА НЕТ
3–4 года
Слышит вас, когда вы звоните из другой комнатыДА НЕТ
Слышит телевизор или радио на том же уровне звука, что и другие члены семьиДА НЕТ
Ответы на простые вопросы «Кто?» «Что?» «Где?» и почему?» вопросыДА НЕТ
Рассказы о занятиях в детском саду, дошкольном учреждении или домах друзейДА НЕТ
Использует предложения из четырех и более словДА НЕТ
Говорит легко, без повторения слогов или словДА НЕТ
4-5 лет
Внимательно изучает рассказ и отвечает на простые вопросы по немуДА НЕТ
Слышит и понимает большую часть того, что говорят дома и в школеДА НЕТ
Использует предложения, содержащие много подробностейДА НЕТ
Рассказывает истории по темеДА НЕТ
Легко общается с другими детьми и взрослымиДА НЕТ
Правильно произносит большинство звуков, за исключением некоторых (л, с, р, в, з, ч, ш и ч)ДА НЕТ
Использует рифмующиеся словаДА НЕТ
Называет некоторые буквы и цифрыДА НЕТ
Использует грамматику для взрослыхДА НЕТ
Этот контрольный список основан на вопросе Как ваш ребенок слышит и говорит ?, любезно предоставленном Американской ассоциацией по изучению речи, языка и слуха.
Где я могу найти дополнительную информацию о вехах развития речи и языка?
Используйте следующие ключевые слова, чтобы помочь вам найти организации, которые могут ответить на вопросы и предоставить информацию о развитии речи и языка:
- Раннее выявление потери слуха у детей
- Язык
- Логопеды
Информационный центр NIDCD
1 Communication Avenue
Bethesda, MD 20892-3456
Бесплатный голосовой телефон: (800) 241-1044
Бесплатный телетайп: (800) 241-1055 901 13 Электронная почта: [email protected] .gov
Мероприятия по развитию речи и языка
У вас отключен JavaScript в этом браузере. Пожалуйста, включите его, чтобы использовать все функции нашего веб-сайта. Есть много способов помочь ребенку научиться понимать и использовать слова. Если вас что-то беспокоит, обратитесь к логопеду.От рождения до 2 лет
- Произнесите звуки вроде «ма», «да» и «ба». Постарайтесь, чтобы ваш ребенок сказал их вам в ответ.
- Посмотрите на своего ребенка, когда он издает звуки. Отвечайте им и говорите то, что они говорят. Сделайте вид, что ведете беседу.
- Реагируйте, когда ваш ребенок смеется или корчит рожи. Повернись к ним такими же лицами.
- Научите ребенка делать то же, что и вы, например, хлопать в ладоши и играть в прятки.
- Разговаривайте со своим малышом, когда купаете его, кормите и одеваете. Говорите о том, что вы делаете и куда вы идете. Скажи им, кого или что ты увидишь.
- Укажи цвета и формы.
- Считай, что видишь.
- Используйте жесты, например машите рукой и указывайте пальцем.
- Расскажите о звуках животных.
- Добавьте к тому, что говорит ваш ребенок. Когда ваш ребенок говорит: «Мама», скажите: «Вот мама. Мама любит тебя. Где ребенок? Вот ребенок».
- Прочтите своему ребенку. Вы не должны читать каждое слово, но говорите о картинках. Выбирайте прочные книги с большими красочными картинками. Спросите ребенка: «Что это?» и попытайтесь заставить их указывать на предметы или называть их.
От 2 до 4 лет
- Говорите с ребенком четко. Моделируйте хорошую речь.
- Повторяйте то, что говорит ваш ребенок, чтобы показать, что вы его понимаете. Добавьте к тому, что они говорят. Используйте такие слова, как: «Хочешь сок? У меня есть сок. У меня есть яблочный сок. Хочешь яблочный сок?»
- Иногда сюсюкать можно. Не забудьте также использовать слово для взрослых. Например, «Пора гам-дин. Сейчас мы поужинаем».
- Вырежьте изображения любимых или знакомых вещей. Разделите их на категории, например, на чем ездить, что есть и с чем играть. Создавайте глупые картинки, смешивая и сопоставляя картинки. Приклейте изображение собаки за рулем автомобиля. Поговорите о том, что не так с изображением и как это исправить.
- Помогите ребенку понять и задать вопросы. Играйте в игру «да-нет». Задавайте такие вопросы, как «Вы Марти?» и «Может ли свинья летать?» Пусть ваш ребенок придумывает вопросы и пытается вас одурачить.
- Задавайте вопросы, которые предполагают выбор. — Ты хочешь яблоко или апельсин? «Ты хочешь надеть красную или синюю рубашку?»
- Помогите своему ребенку выучить новые слова. Назовите части тела и расскажите, что вы с ними делаете. «Это мой нос. Я чувствую запах цветов, пирожных и мыла».
- Пой простые песенки и рассказывай детские песенки. Это поможет вашему ребенку выучить ритм речи.
- Поместите знакомые предметы в коробку. Попросите ребенка взять один и сказать вам, как он называется и как им пользоваться. «Это мой мяч. Я его подбрасываю. Я им играю».
- Покажите фотографии знакомых людей и мест. Расскажите о том, кто они и что произошло. Попробуйте придумать новые истории.
от 4 до 6 лет
- Будьте внимательны, когда ваш ребенок разговаривает с вами.
- Прежде чем говорить, привлеките внимание ребенка.
- Хвалите ребенка, когда он что-то вам говорит. Покажите, что вы понимаете их слова.
- Пауза после разговора. Это даст вашему ребенку возможность ответить.
- Продолжайте помогать ребенку учить новые слова. Произнесите новое слово и объясните, что оно означает, или используйте его так, чтобы он понял. Например, вы можете использовать слово «транспортное средство» вместо «автомобиль». Вы можете сказать: «Думаю, я поеду в магазин на машине. Я слишком устал, чтобы идти пешком».
- Говорите о том, где что находится, используя такие слова, как «первый», «средний» и «последний» или «правый» и «левый». Говорите о таких противоположностях, как «верх» и «низ» или «включено» и «выключено».
- Пусть ваш ребенок угадает, что вы описываете. Скажите: «Мы используем его, чтобы подмести пол», и пусть они найдут метлу. Скажите: «Он холодный, сладкий и подходит для десерта. Я люблю клубнику», чтобы они могли угадать «мороженое».
- Работа с группами элементов или категориями. Найдите вещь, которой нет в группе. Например: «Ботинок не сочетается с яблоком и апельсином, потому что его нельзя есть. Он не круглый. Это не фрукт».
- Помогите ребенку следовать двух- и трехшаговым инструкциям. Используйте такие слова, как «Иди в свою комнату и принеси мне свою книгу».
- Попросите ребенка дать указания. Следуйте их указаниям, пока они расскажут вам, как построить башню из блоков.
- Поиграйте с ребенком в такие игры, как «домик». Пусть они будут родителем, а вы притворяетесь ребенком. Расскажите о разных комнатах и мебели в доме.
- Смотрите фильмы вместе на телевизоре или планшете. Расскажите о том, что смотрит ваш ребенок. Предложите им угадать, что может произойти дальше.