Речь должна быть: Какая бывает речь. Какой должна быть речь человека. Какие бывают дефекты речи

Какая бывает речь. Какой должна быть речь человека. Какие бывают дефекты речи

Одним из условий формирования социально активной личности является овладение человеческой речью – способностью произносить отдельные звуки, слова, фразы. Ее практическое применение принято называть языком. Какая бывает речь? Должен ли человек совершенствовать свое умение говорить? Как можно устранить дефекты речи? Далеко не полный перечень вопросов, которые становятся интересны родителям сразу, как только их ребенок произносит первые слова.

Для чего нужна речь

Ученые выделяют несколько основных функций речи, о которых должен знать каждый.

  1. Речь является своеобразным инструментом, при помощи которого люди обмениваются друг с другом чувствами, мыслями. Язык выступает в качестве средства общения.
  2. Благодаря речи происходят усвоение и передача коллективного опыта, накопленного человечеством. Посредством языка люди познают мир, в котором живут.
  3. Для достижения результатов деятельности человек обязан ее организовать и спланировать. Этот процесс возможен только тогда, когда он владеет языковыми навыками.
  4. При помощи речи человек способен воздействовать на чувства и мысли других людей.

Перечисленные функции в полной мере раскрывают значение языка в жизни человечества.

Какая бывает речь

Если рассматривать язык в плане существования его форм, то можно выделить устную и письменную. Во время письма или чтения работает письменная речь. Какая устная форма используется человеком? Слушание и говорение – это разновидности устной речи.

Если брать во внимание количество участников разговора, то речь может быть диалогической или монологической. Перевод с греческого позволяет понять, что диалог – это разговор двух или нескольких лиц, а монолог – это высказывание одного человека.

С точки зрения дефектологов, речь бывает правильная или неправильная. Подобную же оценку языку дают лингвисты. По их мнению, правильная – это грамотная речь, но она может иметь как положительную, так и отрицательную окраску. Неправильная же (безграмотная) содержит большое количество языковых ошибок.

Важно ли умение говорить грамотно

Спор о том, какая должна быть речь человека, в научной педагогической среде возникает довольно часто. Эта проблема волнует и молодое поколение, и старшее. Большинство людей все-таки склоняются к тому, что язык должен быть грамотным, то есть красивым.

Умение говорить правильно не рождается вместе с человеком. Этому навыку нужно обучаться. Процесс освоения языка начинается в дошкольном детстве и продолжается в течение всей жизни. Для достижения результата недостаточно одного лишь желания. Потребуется приложить определенные усилия и затратить немало времени.

Человек, освоивший искусство говорить, всегда производит хорошее впечатление, он выгодно выделяется на фоне окружающих. Употребляемые обороты речи указывают на уровень его культуры. Считается, что человек, умеющий контролировать поток слов, фраз, звуков, способен управлять и разумом.

Итак, владение правильным красивым языком с положительной его окраской – это огромное достоинство человека.

Какие бывают дефекты речи

Неполадки в работе артикуляционного аппарата являются показателями неправильной речи. Косноязычие доставляет массу неприятностей, которые могут касаться как личной жизни, так и продвижения по службе, отношения окружающих к человеку.

Ребенок, испытывающий сложности в работе речевых органов, обязательно будет иметь проблемы с обучением в школе. Они могут иметь отношение к общей успеваемости, формированию почерка, орфографической грамотности, овладению техникой чтения.

Какая может быть речь человека при неправильной работе соответствующих органов?

  1. Нечеткое проговаривание или искаженное произношение отдельных звуков – ребенок картавит, шепелявит.
  2. Непроговаривание окончаний в словах.
  3. Нарушение очередности звуков в слове – их взаимозамена.
  4. Бедный словарный запас.
  5. Неумение строить связные высказывания.
  6. Нарушение темпа произношения слов (замедленный или быстрый), заикание.

Причины нарушений

Разобравшись с тем, какая бывает речь при неправильной работе артикуляционного аппарата, стоит обратить внимание на причины, которые могли повлиять на возникшие проблемы. А истоки нарушений бывают самые разнообразные.

Одна из причин, вызывающих сбой в работе речевых органов, — это разного рода травмы, которые могли быть получены ребенком во время родов или в первые годы жизни. Эту причину можно отнести к категории наиболее тяжелых. Не менее серьезна и та, которая относится к наследственной предрасположенности.

Кроме того, речевые нарушения могут возникнуть при недостаточном развитии фонематического слуха, что приводит к неспособности ребенка воспринимать в полном объеме произносимые фразы. Пребывание малыша в определенной речевой среде тоже существенно влияет на уровень развития языка.

Большое значение на формирование способности малыша говорить, слушать, читать или писать могут оказывать его родители и близкое окружение. Например, замена живого общения просмотром телепередач непременно приведет к задержке. Если взрослые не обращают внимания на видимые дефекты, считая, что проблема устранится сама собой, это может вызвать существенное отставание в речевом развитии.

Где устраняют дефекты речи

Прежде чем заниматься исправлением недостатков, специалист, к которому обратился пациент, обязан установить причины возникших затруднений. Именно от них зависят методы и приемы, которые будут использованы в работе.

Если на развитие речи влияют отклонения неврологического характера или они связаны с неправильным строением артикуляционных органов, то, кроме логопеда, потребуется хирург или невролог. Комплексный подход к работе с людьми, имеющими отклонения в развитии речи, дает наибольший эффект.

Логопедические занятия с ребенком могут проводиться специалистами в школах, детских садах. Подобные кабинеты открываются при детских поликлиниках или в центрах развития ребенка. Логопед ведет занятия, используя многочисленные методики, приемы и техники. Упражнения направлены на разработку артикуляционного аппарата, моторики, умения ребенка наблюдать, сравнивать, анализировать, выражать свои эмоции.

Огромную помощь в преодолении речевых трудностей малыша оказывают родители, занимаясь с ним дома. Врачи и педагоги, объяснив взрослым, какая может быть речь ребенка при регулярных занятиях, дают конкретные задания. Все рекомендации в обязательном порядке должны выполняться. Только при таком подходе можно получить устойчивый положительный результат.

Где обучают правильной красивой речи

Если у человека появляется желание совершенствовать стиль языка, его выразительность, пополнять словарный запас, то для этого отлично подойдут специальные речевые курсы.

Многие люди считают, что подобные занятия нужны лишь для овладения иностранными языками, но это не так. Изучается на них также и речь родная. Какая она может стать после обучения? Это с удовольствием демонстрируют люди, прошедшие курс.

Для развития красивой грамотной речи у школьников ведутся специальные факультативные занятия, предусмотренные учебной программой.

На что направлены речевые упражнения

Задания, направленные на развитие языка, можно выполнять совместно с преподавателем, самостоятельно или группой. Упражнения, предложенные ниже, также дают понимание о правильной речи.

Итак, она должна быть какая? Хорошая речь отличается лаконичностью, богатым словарным запасом. Использование средств выразительности только украшает язык.

Примеры речевых упражнений

  1. Вспомните название недавно просмотренного фильма или прочитанной книги. Изложите содержание в четырех предложениях, которые можно записать или удерживать в памяти. Подумайте, какое из этих предложений является не таким важным, исключите его. Аналогично поступите с остальными предложениями, оставив лишь одно. Произнесите его несколько раз, отредактируйте, если вам кажется, что оно звучит неправильно. Такое упражнение, выполняемое регулярно, научит вас лаконично излагать мысли.
  2. Скороговорки любят многие – это весело и полезно. А вот что такое медленноговорки, известно не всем. Упражнение помогает избавиться от сбивчивой невнятной речи. Задача состоит в том, чтобы фраза была произнесена медленно, внятно, с соблюдением пауз. Но неоправданные остановки и затягивание звуков должны исключаться. Постарайтесь наслаждаться звучащей речью. Фразы для упражнения можно подбирать самостоятельно или использовать рекомендованные.

Короткие советы

  1. Всегда помните о том, какая бывает речь.
  2. Знайте, что по манере говорить можно узнать характер человека.
  3. Невнятная речь указывает на отсутствие культуры или знаний.
  4. Вместо слов-паразитов используйте короткие паузы.
  5. Слушайте, как говорят люди.

Что такое правильная речь и зачем она нужна?

170

Все мы умеем разговаривать. Но всё же красиво и правильно излагают свои мысли далеко не все: одних слушать приятно, другие же не могут донести мысль до слушателя и привлечь внимание. А как обучиться грамотной речи? Это вполне возможно, если приложить усилия и действовать целенаправленно.

Содержание

  • 1 Зачем говорить грамотно?
    • 1.1 Так зачем же нужна правильная речь?
  • 2 Суть понятия
  • 3 Составляющие грамотной речи
  • 4 Как научиться делать это правильно?

Зачем говорить грамотно?

Для чего нужна правильная речь? Вообще, разговор – это основной инструмент общения разумных людей, с его помощью они выражают свои мысли, передают и получают информацию, достигают целей, то есть, по сути, взаимодействуют между собой. Хотя, конечно, даже несвязные фразы вполне можно понять, но вот будут ли воспринимать серьёзного того, кто их произносит? Наверняка, нет.

Так зачем же нужна правильная речь?

  • Чтобы общаться и быть понятым. Если вы изъясняетесь чётко, то быстрее сможете донести свои мысли и получить ответы на вопросы.
  • Чтобы учиться и развиваться. В настоящее время ценятся образованные люди, и чтобы стать именно таким человеком и добиться восприятия себя как состоявшейся личности, нужно научиться правильно говорить.
  • Чтобы добиться успехов в профессиональной деятельности. Сотрудник, который не умеет грамотно говорить и излагать мысли, вряд ли построит карьеру, особенно в крупной организации. А вот умелый и талантливый оратор наверняка покажет себя с лучшей стороны и станет успешным.
  • Чтобы воспитывать подрастающее поколение. Дети впитывают всё, словно губки, и если родители нецензурно выражаются или не владеют навыками грамотной речи, то и ребёнок наверняка не научится правильно говорить.
  • Чтобы гордиться своим языком, ведь каждый красив по-своему.

Суть понятия

Что такое правильная речь? Точного определения такое понятие не имеет, но совершенно логично, что оно подразумевает умение грамотно, понятно и красиво говорить, излагать и доносить свои мысли, строить фразы и предложения. Казалось бы, всему этому нас учат с самого детства, но это вовсе не значит, что каждый сможет вести грамотный разговор. Чтобы научиться говорить красиво и правильно, нужно иметь достаточный словарный запас, мыслить логически и составлять цепочки из слов, использовать компоненты речи уместно и грациозно.

Составляющие грамотной речи

Техника грамотной речи включает в себя несколько составляющих:

  • Дикция, то есть правильное и чёткое произношение всех звуков. Без этой составляющей вы будете просто «коверкать» слова.
  • Дыхание. Если вы не научитесь правильно дышать во время разговора, то ваша речь не будет правильно построенной и достаточно убедительной. Кроме того, длинные предложения автоматически доставят дискомфорт.
  • Точное, лаконичное и понятное изложение. Не стоит перенасыщать речь лишними словами: протяжными звуками, вводными фразами, междометиями и прочими не самыми важными, а порой и совсем не нужными элементами.
  • Содержание – это тема разговора, то есть то, о чём вы говорите. Вы должны изначально определить суть и придерживаться её, чтобы ваша мысль была понятной и ясной.
  • Логика – это правильно построенные фразы и предложения, а также уместно использованные отдельные слова. Грамотная речь обязательно должна быть логичной, чтобы говорящего поняли.
  • Словарный запас – это слова, которые вы знаете и которыми умеете владеть. Если мысль сложная, то донести её с помощью ограниченного количества понятий вряд ли удастся.
  • Ораторские способности – это то, что делает речь интересной, наполненной смыслом и эмоциями. Талантливые ораторы раньше ценились на вес золота, и в современной жизни такие навыки придутся весьма кстати во многих ситуациях.

Как научиться делать это правильно?

Освоение правильной речи – это непростой и довольно продолжительный процесс. И чтобы научиться говорить грамотно, действуйте комплексно и планомерно, а также следуйте данным ниже советам:

  1. Больше читайте и пересказывайте прочитанное, чтобы освоить новые слова или обороты. Причём желательно произносить всё вслух и для чтения выбирать произведения русских классиков, они точно умели филигранно владеть речью.
  2. Смотрите научные или общеобразовательные передачи, так вы сможете узнать новые понятия и термины, а также быть в курсе происходящих в мире событий.
  3. Чтобы добиться идеальной дикции, для начала выявите свои недостатки, а потом приступайте к их устранению. Причём если вам кажется, что всё и так неплохо, то это не значит, что вы действительно прекрасный диктор. Спросите мнение у человека образованного и идеально владеющего языком, он укажет на ошибки и, возможно, поможет их исправить. Если такового нет, то запишите свой разговор на диктофон и прослушайте запись, порой оценка со стороны является более объективной.
  4. Учитесь дышать. Для этого больше читайте вслух или разговаривайте и налаживайте своё дыхание, подстраивайте его под артикуляцию.
  5. Контролируйте темп речи: не говорите слишком быстро или, напротив, слишком медленно. Скорость произношения слов должна быть средней, удобной для восприятия.
  6. Для постановки правильной речи нужно учиться грамотно строить предложения. Для этого выписывайте крылатые фразы или устойчивые выражения, запоминайте порядок слов. Также можно выполнить простое упражнение: попробуйте описать любой предмет или действие, причём красиво, интересно и правильно, литературным языком.
  7. Следите не только за речью, но ещё и за мимикой и жестикуляцией. Движения лица и рук должны быть умеренными, иначе вы рискуете показаться неуравновешенным или неадекватным человеком.
  8. Расширяйте свой словарный запас. Для этого просто ежедневно обращайтесь к толковому словарю и открывайте для себя новые понятия и термины. Это не только полезно, но ещё и очень интересно.
  9. Научитесь выделять главное и избавляться от слов-паразитов, тогда ваши мысли будут понятными, чёткими и ясными. Чтобы не вставлять в разговор звуки, междометия и ненужные вводные слова, определите суть, заранее составьте план, четко его придерживайтесь и не отходите от темы.
  10. Следите за интонацией. Если даже очень интересный рассказ произнесён одним тоном и в одном тембре, то он может показаться скучным. Интонация должна соответствовать значимости каждой мысли или слова, подчёркивать смысл сказанного.
  11. Тренируйтесь, ведь лучший способ обучения и закрепления освоенной информации – это практика. А в собеседники лучше выбрать образованного человека, общаться с ним гораздо интереснее и полезнее.

Если вы до сих пор не умеете говорить грамотно и красиво, то начинайте исправлять ситуацию как можно скорее. Вот увидите, это пойдёт вам на пользу.

10 основных качеств хорошей речи

Устное общение является старейшим и наиболее широко используемым средством общения. Это может происходить в разных формах, и речь – одна из них. Речь, как правило, является наиболее эффективным средством передачи сообщения на собраниях, семинарах, конференциях и т. д. Под речью понимается передача сообщения из уст в уста или произнесенные слова перед аудиторией, собравшейся на собрании, семинаре или конференции.

С помощью речи оратор может представить свое мнение и мысли по любому вопросу большому количеству аудиторий одновременно.

Поэтому он широко используется для передачи устных сообщений на деловых, общественных, политических и религиозных собраниях.

Речь представляет собой строго структурированную форму обращения, в которой говорящий обращается к аудитории, собравшейся, чтобы услышать сообщение.

По крайней мере, мы можем сказать, что речь — это своего рода официальное обращение к аудитории, собравшейся в каком-то месте, чтобы услышать сообщение.

Связано с: 7С делового общения

Что есть в хорошей речи?

Хорошая речь обладает 10 качествами, позволяющими эффективно донести сообщение устно или произнесенными словами перед аудиторией, собравшейся на совещании, семинаре или конференции.

Речь – эффективное средство устного общения. Он доставляется перед большим собранием.

Таким образом, речь служит важным средством представления информации на собраниях, политических или деловых собраниях.

Однако речь становится эффективной, если она соответствует следующим характеристикам:

  1. Ясность
    Ясность — неотъемлемая часть хорошей речи. Речь должна быть ясной и недвусмысленной, чтобы аудитория могла легко ее понять. Если он недостаточно ясен, чтобы выразить смысл аудитории, он станет неэффективным.
  2. Определенность сообщения
    Сообщение речи должно быть определенным и относящимся к теме.
  3. Краткость
    Зрители теряют терпение от длинной речи. Поэтому речь должна быть максимально лаконичной. Однако он не должен быть неполным.
  4. Интересно
    Выступление должно быть произнесено интересно и приятно, чтобы аудитория была заинтересована в том, чтобы обратить на него внимание. Для того чтобы сделать выступление интересным, можно привести различные истории, примеры, цитаты, анекдоты.
  5. Неформальное общение
    Хотя речь является формальным обращением, она должна быть представлена ​​в личной и неформальной форме.
  6. Учитывая аудиторию
    Речь обращена к определенной аудитории. Таким образом, оратор должен активно учитывать ожидания, интерес и характер аудитории.
  7. Медленная речь
    Идеальная речь — та, которая произносится медленно и обычным тоном. Это помогает аудитории четко слышать и понимать сообщение.
  8. Без эмоций
    Еще одна важная черта хорошей речи – она должна быть произнесена непредвзято и неэмоционально. Эмоции говорящего могут отвлечь его от основной темы.
  9. Использование языка тела
    Хорошая речь сочетается с необходимым языком тела. Поэтому во время произнесения речи говорящий должен использовать различные невербальные сигналы.
  10. Обеспечение участия аудитории
    Хорошая речь та, которая обеспечивает участие аудитории вместе с выступающим. Это означает, что аудитория обеспечит свое внимание эффективным слушанием, выражением солидарности с речью и так далее.

Если ваша речь не соответствует этим качествам, она потеряет свою остроту.

Несмотря на некоторые ограничения речи; если все сделано достаточно хорошо, вы заставите аудиторию перевернуть землю для вас.

Структурирование речи | Департамент коммуникаций

Организация выступлений выполняет две важные функции. Во-первых, организация систематически помогает улучшить ясность мышления. Во-вторых, организованность увеличивает вероятность того, что речь будет эффективной

.

Аудитория вряд ли поймет неорганизованные речи и еще менее вероятно, что неорганизованные ораторы будут считаться надежными или заслуживающими доверия. Выступления состоят из трех основных частей: введения, основной части и заключения.

Введение

Вступление к речи устанавливает первый, решающий контакт между говорящим и аудиторией. Для большинства выступлений в классе вступление должно длиться менее минуты. Введение должно выполнить три вещи:

Сосредоточьте внимание вашей аудитории. У спикеров должен быть «привлекатель внимания», чтобы заинтересовать аудиторию — шутка, удивительный факт или анекдот. (Риторические вопросы вроде «Разве вы никогда не задумывались, как…» общеизвестно неэффективны.) Вступление — это место, где главное утверждение или идея должны быть сформулированы очень четко, чтобы дать аудитории представление о цели речи. Спикеры должны сориентировать аудиторию и установить связь между тем, что они знают или уже интересуются, и темой выступления.

Установить доброжелательность и доверие. Многие люди считают, что самой важной частью убеждения был этос, или характер, который оратор демонстрировал аудитории. Аудитория должна видеть в выступающем человека, которого нужно внимательно и сочувственно слушать. Этос создается как стилем подачи, так и содержанием речи. Зрительный контакт с аудиторией и демонстрация уверенности в голосе и телосложении — два важных способа установить дух. Кроме того, если вы будете высказывать оригинальные и интеллектуальные идеи, вы покажете, что такое «интеллектуальный характер». Аудитория обращает внимание на мыслительные привычки, которые интересны и заслуживают внимания.

Предварительный просмотр. Упоминание основных моментов, которые необходимо осветить в основной части, подготавливает аудиторию к тому, чтобы их слушать. Повторение является важным аспектом публичных выступлений, поскольку слушать — это несовершенное искусство, и слушатели почти всегда отключаются частями — иногда для того, чтобы подумать о предыдущих частях речи, иногда по другим причинам. Превью должно заканчиваться переходом, короткой фразой или паузой, чтобы показать аудитории, что речь переходит от вступления к основной части.

Тело следует и само структурируется способом организации, логическим или культурно специфичным образцом мышления об идеях, событиях, объектах и ​​процессах. Иметь способ организации означает группировать похожий материал вместе и связывать составные части вместе с переходами.

Хорошие переходы показывают отношения между частями речи. Они отображают логику речи. К общеупотребительным переходным словосочетаниям относятся: вдобавок к, кроме того, еще более, далее, после этого, затем, в результате, сверх того, в отличие, впрочем, и с другой стороны. Один особый тип перехода называется внутренним резюме, краткое переформулирование завершаемой основной мысли.

Корпус

В теле чем меньше основных моментов тем лучше. Для коротких аудиторных выступлений, до 10 минут, выступления не должны содержать более трех основных тезисов. Для более длинных выступлений наличие более пяти основных моментов гарантирует, что у аудитории возникнут проблемы с запоминанием речи. В речи основные моменты должны быть четко сформулированы и «обозначены», отмечены как отдельные и важные для аудитории. Переходы часто служат для обозначения новых моментов, как и паузы перед важной идеей. Кроме того, выступающие могут нумеровать основные пункты — первый, второй, третий или первый, следующий, наконец.

Всегда делайте так, чтобы аудитории было легко распознавать ключевые идеи и следовать им.

Существует несколько распространенных способов организации информации в основной части речи:

Временная организация группирует информацию в зависимости от того, когда это произошло или произойдет. Типы временных паттернов включают хронологический (в той последовательности, в которой он произошел) и обратный хронологический (от конца назад к началу). Порядок исследования — это особый способ временной организации, полезный при представлении некоторых видов исследований: здесь вы организуете тело в соответствии с разворачивающимися процессами мышления и сбора данных, ведя аудиторию от первоначального любопытства и вопросов к конечным результатам.

Причина-следствие — это родственный способ организации, показывающий, как одно событие вызывает другое. Причинно-следственная связь, как и другие временные модусы, может использоваться для прошлых, настоящих или будущих событий и процессов. Причинно-следственная связь также может быть обращена от следствия к причине.

Пространственные паттерны группируют и организуют вашу речь на основе физического расположения ее частей. Если речь описывает место, физический объект или процесс движения — центр города Мерсер, растительную клетку или битву при Шайло, — могут быть полезны пространственные паттерны.

Тематические проекты подходят, когда предмет имеет четкие категории разделения. Правительство в Соединенных Штатах, например, делится на федеральное, государственное и местное; или в исполнительную, законодательную и судебную ветви власти; на выборных и назначаемых должностных лиц. Подобные категории могут помочь разделить предмет для организации основных моментов.

Сравнение/сопоставление берет два или более объектов и обращает внимание на их различия и/или сходства. Иногда ораторы объясняют трудный предмет, сравнивая его с более простым и доступным — например, чтобы объяснить ядерный синтез этапами школьного романа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *