Формирование и развитие личности
На формирование и развитие личности человека большое значение оказывают биологические факторы: наследственность, физиологические особенности пребывания в среде обитания, образа жизни. Однако все же человек личностью не рождается, а становится. Если предположить, что — к примеру — Михайло Ломоносов родился бы в восемнадцатом веке до нашей эры, он был бы, скорее всего, простым рыболовом (охотником, земледельцем), который не оставил никакого следа в истории. Может быть и так, что никому не известный человек, родись он в другое время и в другом месте, мог бы своей славой затмить и Михайло Ломоносова, и Исаака Ньютона.
Данное разумное соображение всем понятно, и подавляющее большинство современных психологов согласно с тем, что личностью человек именно становится. Однако существуют различные точки зрения на то, как реализуется сам механизм формирования и развития личности. Эти расхождения вызваны различным пониманием значения общества и социальных групп для развития личности, а также закономерностей и этапов развития, кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.
Существует ряд попыток придать развитию личности некоторый стандартный вид, рассматривая это развитие как череду этапов. Э. Эриксон провозгласил принцип генетической предопределенности стадий формирования и развития личности. Он же выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, случающихся якобы у каждого человека:
1. Кризис доверия-недоверия (первый год жизни).
2. Автономия в противовес сомнениям и стыду (2-3 года).
3. Появление инициативности в противовес чувству вины (3-6 лет).
4. Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (7-12 лет).
5. Личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и конформизму (12-18 лет).
6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).
7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).
8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).
Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере, в виде заметных следов) в течение всей жизни. Новые личностные черты возникают лишь на основе предыдущего развития.
В отечественной психологии, особенно в советский период ее развития, полагается, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Человек — существо социальное, с первых дней окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия.
Первый социальный опыт приобретается в собственной семье еще до того, как начинает говорить. В последующем человек постоянно приобретает новый опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Этот процесс и называется социализацией. Он неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.
В отечественной психологии, это надо заметить, социализация не рассматривается как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно, зависит во многом от целей и ценностей самого человека. Восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть совершенно различным.
Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций разные выводы. Один, увидев как сильный обижает слабого, решит, что важно быть сильным, другой решит, что надо бороться с хулиганами.
Социализация осуществляется как при активном содействии специальных социальных институтов (школ, например). Большое значение в социализации имеют неформальные объединения, такие как группа близких друзей или разного рода клубы (точнее соответствует популярное слово — «тусовки»), сетевые сообщества.
Характер социализации может быть:
— регулируемый,
— стихийный.
В первом случае кем-то (часто это государство в лице учителя) определяются цели социализации и основные средства ее. Часто это целенаправленное влияние колоссально, часто эффекты сводятся на нет неграмотным, непродуманным воздействием на подрастающее поколение, отсутствием системы в действиях. В случае стихийной социализации нет определенного, запланированного воздействия на молодого человека, который при этом может быть подвержен самым разным влияниям.
Интересно, что регулируемая социализация всегда сопровождается стихийными элементами. Ребенок воспринимает не только то, что говорит учитель, но и то, как он это говорит. Если педагог не контролирует интонации своей речи, то эффект от слов может быть обратным. Может быть так, например, что учитель долгое время призывает учеников не использовать в речи нецензурные выражения, однако сам, попав в неловкое неожиданное положение, не удержался и выругался. В мгновение ока воспитательный эффект слов будет утерян или даже получит отрицательный знак.
Существует важная теоретическая проблема в социализации: соотношение социализации и индивидуализации человека. Одни психологи утверждают, что социализация мешает раскрытию творческих возможностей человека, его индивидуальных качеств. Другие полагают, что индивидуализация личности — негативная черта, которая должна быть компенсирована процессом социализации. А. А. Реан утверждает, что социализацию не следует рассматривать как процесс, ведущий к нивелированию личности, размытию индивидуальности человека, как процесс-антагонист индивидуализации.
Процесс социализации, и это важно понимать, осуществляется постоянно, не прекращаясь в зрелом возрасте. Таким образом, это — бесконечный процесс.
Смежный с социализацией процесс — инкультурация, процесс освоения индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий, в которых ассимилированы духовные и материальные продукты деятельности человека в различных эпохах. Между социализацией и инкультурацией нет тождества, эти понятия пересекаются.
Еще один важный термин в современных теориях личности — самоактуализация, развитие потребности в саморазвитии. Если обычные потребности могут быть удовлетворены, то особенность самоактуализации состоит в том, что с возрастом она обычно только усиливается. Самоактуализирующиеся люди — это люди с высокой потребностью в мотивации достижения. Они постоянно ставят перед собой новые цели, всеми силами стремятся к достижению этих целей, предпочитают личную ответственность и испытывают настоящее счастье, когда им удается достичь очередной цели.
Большое значение для развития личности имеет ядро характера человека — набор основополагающих жизненных суждений, которые на протяжении жизни меняются мало. Часто бывает так, что невозможно понять динамику развития конкретной личности, если не известны эти самые основополагающие суждения.
Литература
Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.
- Значение общения для формирования личности
- Значение общения для развития личности многогранно: эти и развитие характера, способностей, интересов и др.
См. также
Личность
- Активность личности
- Аналитическое и синтетическое понятие личности
- Асоциальная личность
- Ведущие стороны жизни
- Взаимосвязь социального и биологического в личности
- Воображение и личность
- Гармоническая личность
- Гармонично развитая личность
- Идеалы
- Идентификация личности
- . .. и другое
Становление личности
Содержание
- Что такое личность
- Факторы становления личности
- Становление личности ребенка
- Роль родителей в становлении личности ребенка
- Развитие личности
Становление личности включает усвоение культурных ценностей, а также формирование на базе них стойкой индивидуальной системы ценностей и ориентаций, которые определяют деятельность и поведение.
Но общественные требования и нормы воспринимаются каждой личностью избирательно и персонально, потому ориентации и ценности личности не всегда совпадают с общественным сознанием.
Что такое личность
Важно понимать, что такое личность. Это понятие часто путают с понятием индивидуальности, особенно по отношению к детям. Часто родители говорят, что их 4-летний ребенок уже сформировавшаяся личность, потому что любит определенную музыку. Но психологи отмечают, что предпочтение определенной музыки у малышей говорит не о личностных особенностях, а об индивидуальности. К ней же относится темперамент, некоторые способности и т.д. Это немало влияет на становление личности, но не является определяющим фактором.
Осознание себя как личности у детей происходит тогда, когда определяются некоторые критерии:
ребенок полноценно использует личные местоимения;
он может описать себя, даже на примитивном уровне, поведать о собственных проблемах и чувствах;
у него присутствуют навыки самоконтроля. А детские истерики из-за незначительных поводов говорят о недостаточном личностном развитии;
у малыша есть основные представления о понятиях «плохо» и «хорошо». Он умеет отказываться от того, что «плохо», поступаться сиюминутным желанием для общего блага.
Факторы становления личности
Невзирая на то, что личность по большей части формируется в ходе общения с окружающими, существуют некоторые факторы становления личности, которые способны влиять на данный процесс:
изначально на становление личности влияют генетические особенности человека, которые он получил при рождении. Наследственность – это база для становления личности. Подобные качества человека, как физические особенности, способности, влияют на формирование его характера, а также метод восприятия других людей и мира вокруг. Наследственность немало объясняет особенности личности, ее различия с другими индивидами, поскольку не существует 2-х одинаковых индивидов;
еще один фактор, который важен при становлении личности – это влияние физического окружения. Та природа, которая окружает человека, влияет на поведение, принимает участие в создании личности. К примеру, ученые связывают климатические факторы с возникновением разных цивилизаций. Люди, которые выросли в различных климатических поясах, отличаются. Самым ярким примером служит сравнение людей из степной местности, горной и джунглей. Природа во многом на нас влияет;
третий фактор становления личности – это культурное влияние. Любой вид культуры имеет специфический набор ценностей и норм. Он общий для членов одной группы или общества. Потому представители каждой отдельной культуры должны с пониманием относится к подобным ценностям и нормам. Из-за этого появляется модальная личность, она воплощает в себе общекультурные особенности, они прививаются обществом своим членам в процессе культурного опыта. Получается, что нынешний социум с применением культуры создает социабельных индивидов, которые легко идут на социальные контакты и сотрудничество;
другой фактор – это социальное окружение. Стоит признать, что подобный фактор считается главным в ходе процесса становления качеств индивида. Влияние такого окружения происходит через социализацию. Это такой процесс, с помощью которого личность усваивает нормы группы так, чтобы через формирование «Я» проявлялась уникальность личности. Социализация принимает разные формы. К примеру, есть социализация через подражание, обобщение различных форм поведения;
пятый элемент, который формирует личность – это собственный опыт человека. Суть его влияния в том, что личность попадает в различные ситуации, где испытывает воздействие других личностей и окружения.
Становление личности ребенка
Разберемся, к какому возрасту происходит процесс становления личности ребенка. Если брать во внимание некоторые факторы, то становится понятно, что ребенок не способен быть личностью ранее 2-летнего возраста. Обычно, это происходит после того, как малыш учится говорить, делиться мнением с другими, думать над собственными поступками.
Чаще психологи отмечают, что трехлетний возраст – это значимая точка, когда у ребенка возникает самосознание. Но к 4-5 годам он целиком себя осознает в качестве личности, у которой есть какие-то характеристики и ценности. Родителям важно понимать процесс становления личности ребенка, поскольку он связан с подходом к воспитанию.
От того, как глубоко ребенок понимает себя в качестве личности, зависят запросы, которые к нему можно предъявлять. Для правильного воспитания малыша, нужно иметь понимание о характерных признаках психологии на различных этапах развития. Дети до года не умеют держать в узде свои эмоции, потому бессмысленно им объяснять, что плакать на улице стыдно и некрасиво. Они еще целиком сконцентрированы на сиюминутных потребностях. На таком этапе родителям важно понимать, что это нормальное поведение ребенка, его не нужно за это наказывать.
Другая ситуация: малышу год и 3 месяца. Родители считают его взрослым, ведь он умеет ходить и говорить некоторые слова, ходить на горшок. Вообще, он уже немного приспособлен к контролю эмоций. Ведь после серьезного разговора он перестанет кричать, умеет быть ласковым, если ему требуется внимание. Но умение контролировать себя в такой период малыш использует избирательно, когда это оказывается важным для него лично. И вот снова мама и папа считают его избалованным.
А это поведение в данный период закономерно. Имея начальные способности к самоконтролю, малыш еще не обладает требуемой мотивацией, чтобы ограничивать себя. Он не понимает, где позитив, где негатив. Определенная моральная зрелость проявляется после 2-х лет, а иногда и к 3-м годам. Она связывается с серьезными наработками социального опыта, лучшим овладением речью.
Получается, что согласно с нынешними представлениями о становлении личности, воспитание крохи до года строят только на организации подходящих условий для разностороннего развития. После года ребенка уже необходимо знакомить с некоторыми нормами общества, но не требуйте сразу их соблюдение. После 2-летнего возраста стоит взывать к моральным нормам настойчивее, а вот после 3-х лет вы можете требовать соблюдение правил. Если в 3,5-4 года малыш постоянно обижает сверстников, портит игрушки, то это свидетельство пробелов в воспитании или психологических проблем.
Роль родителей в становлении личности ребенка
Роль родителей в становлении личности ребенка и системы ценностей очень высока. Существуют некоторые правила, которым стоит следовать, чтобы с течением времени малыш не сталкивался с проблемой восприятия собственной личности:
Формирование адекватной оценки себя.
Не стоит сравнивать малыша с остальными, ни в какую сторону. Это очень важно в вопросе сравнения качеств личности. Ребенку важно понять, что он хорош сам по себе, а не в сравнении с кем-то. Если желаете похвалить малыша, то не используйте сравнительную степень.
Поощрение общения.
Важно обеспечить малышу взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Так он сможет быстрее социализироваться, увидеть нормы поведения на своем опыте.
Не стоит игнорировать гендерный аспект в воспитании.
С 2,5 лет до 6 малыш переживает эдипову фазу. В процессе нее у ребенка должна сформироваться адекватная половая самоидентификация, а также первое представление об отношениях полов. На данном этапе вам необходимо быть внимательными к малышу, дарить ему заботу и любовь. Но не обращайте внимания на провокации, покажите на своем примере, как формируются отношения супругов. Неправильное поведение родителей станет причиной того, что у ребенка может сформироваться комплекс Электры или Эдипа и иные нарушения.
Обучение морали и этическим нормам.
Детально объясняйте малышу, какие принципы этики являются базой для общения людей. Поясните понятия честности, позитива и негатива. Неумение крохи соизмерять собственное поведение и общественные нормы приводит к конфликтам и неудачному общению с другими людьми.
Развитие личности
Процесс развития личности не отличается плавностью. Характер этого процесса скорее скачкообразный. На смену сравнительно продолжительным (около нескольких лет) этапам довольно спокойного и равномерного развития приходят короткие (около нескольких месяцев) периоды значительных и резких изменений личности. Они важны по значимости изменений личности и последствиям для психики. Их не зря называют критическими этапами развития, кризисами. Их довольно непросто пережить на субъективном уровне, что отражается в поведении личности и ее взаимоотношениях с другими людьми.
Возрастные кризисы создают некие психологические границы между периодами. В ходе развития личности выделяется несколько возрастных кризисов. Самые яркие из них в 1 год, в 3 года, в период с 6 до 7 лет, а также в 11-14 лет.
Становление личности человека происходит поэтапно. Каждый период закономерно выходит из предшествующего, он создает предпосылку для следующего. Каждый из этапов обязателен и необходим для нормального развития личности, т. к. являет собой благоприятные условия для становления некоторые функций психики и личности. Подобная особенность возраста носит название сензитивность.
В психологии выделяется 6 периодов развития личности:
от момента появления на свет до 1 года;
промежуток от 1 года до 3 лет;
с 4-5 лет и до 6-7 лет;
с 7 лет до 11 лет;
в подростковый период – с 11 до 14 лет;
в раннем юношеском возрасте – с 14 до 17 лет.
К этому моменту личность достигает достаточной зрелости, но это не говорит об окончании психического развития.
Другое важное свойство развития – необратимость. Это устраняет шансы повторения возрастного периода. Каждый этап неповторим и уникален.
Важность развития личности
Личность человека определяется его/ее внешностью, характеристиками, отношением, мышлением и поведением с другими.
Давайте рассмотрим важность развития личности .
Развитие личности ухаживает за человеком и помогает ему оставить свой след
Развитие личности играет важную роль в уменьшении стресса и конфликтов . Это побуждает людей смотреть на более яркие стороны жизни. Встречайте даже худшие ситуации с улыбкой. Поверьте мне, ваша улыбка на триллион долларов не только растопит половину ваших проблем, но и испарит стресс и беспокойство. Нет смысла придираться к мелочам и проблемам.
Развитие личности поможет вам развить позитивное отношение к жизни . Человек с негативным отношением находит проблему в любой ситуации. Вместо того, чтобы придираться и критиковать окружающих, проанализируйте ситуацию в целом и попытайтесь найти для нее подходящее решение. Помните, что если есть проблема, то должно быть и решение. Никогда не теряй хладнокровия. Это усугубило бы ситуацию.
Людям важно хорошо вести себя с окружающими. Вежливость с другими не только сделает вас популярным среди других людей, но и принесет вам уважение и гордость. Нельзя требовать уважения, грубя окружающим.
Развитие личности играет важную роль в развитии не только вашего внешнего, но и внутреннего «я» . Человек — животное социальное. Нужны люди вокруг. Человеку нужна та магнетическая сила, которая притягивает к нему людей. Вы должны иметь свою харизму. Развитие личности помогает вам получить признание и признание со стороны общества, а также окружающих.
Развитие личности играет важную роль не только в профессиональной, но и в личной жизни человека. Это делает человека дисциплинированным, пунктуальным и ценным для его/ее организации. Недисциплинированному человеку трудно выжить в долгосрочной перспективе. Развитие личности учит уважать не только начальника и коллег по работе, но и членов семьи, друзей, соседей, родственников и так далее. Никогда ни над кем не смейтесь на рабочем месте. Избегайте критики и высмеивания своих коллег по работе.
Никогда не следует нести на работу свое отношение или личные обиды. Офис — это не место, где вы можете грубить другим только потому, что прошлой ночью поссорились с другом. Сеансы развития личности помогут вам разграничить личную и профессиональную жизнь. Очень важно сохранять баланс между обеими жизнями, чтобы вести мирную жизнь без стресса.
Развитие личности помогает привить человеку положительные качества, такие как пунктуальность, гибкий подход, готовность к обучению, дружелюбие, готовность помогать другим и т. д. . Никогда не стесняйтесь делиться информацией с другими. Всегда приезжайте в офис вовремя. Некоторые люди имеют тенденцию работать допоздна. Поздние сеансы не только повышают уровень стресса, но и портят личную жизнь. Допоздна просиживание в офисе указывает на то, что человек крайне плохо владеет навыками тайм-менеджмента.
Развитие личности поможет вам стать яркой личностью и выделиться среди остальных. Развитие личности также играет важную роль в улучшении навыков общения. Люди должны овладеть искусством выражать свои мысли и чувства наиболее желаемым образом. Развитие личности делает вас уверенным в себе человеком, которого ценят и уважают, куда бы он ни пошел.
❮❮ Предыдущий Next ❯❯
Статьи по теме
Просмотреть все статьи
Личностное развитие и развитие личности
Возникший интерес к личностному развитию породил несколько актуальных вопросов к двум
тесно связанные, но разные типы развития-
1) Личностное развитие
2) Личностное развитие
Как способ максимизации нашего потенциала, обдумать свои цели, проанализировать свои качества и навыки, поставить цели, термин «Личностное развитие». » включает в себя все это и многое другое. Это процесс длиною в жизнь — у него есть начало, но нет конца. Чем больше мы учимся и приобретаем знания, тем больше мы понимаем объем знаний, доступных нам для роста и совершенствования.
Благодаря личному развитию мы сосредоточимся на улучшении себя в собственных глазах.
Он позволяет вам достичь того, чего вы хотите, по той простой причине, что он развивает в вас некоторые качества, и благодаря этому развитию вы станете лучше подготовленными для достижения того, чего хотите.
Это позволяет вам выявить лучшее в себе и других.
Возможно, самое главное, Личное развитие помогает вам стать более позитивным человеком. Сосредоточившись на своем развитии и самосовершенствовании, мы также будем желать улучшения других и окружающей среды.
Путь личного развития оказывает положительное влияние на нашу уверенность в себе, собственную мотивацию и самооценку.
Личное развитие помогает вам осознать ценность и важность —
1) Личное расширение прав и возможностей и создание социального осознания важности расширения прав и возможностей
2) Важность самомотивации
3) Поиск смысла в вашей жизни
4 ) Значение позитивного отношения и многое другое. ..
Что такое развитие личности?
Каждый человек характеризуется уникальным поведением, чувствами и манерами, что отличает его от другого. Развитие личности – это развитие систематических эмоциональных и поведенческих изменений, отражающих индивидуальность человека.
Мы часто называем темперамент человека его «природой», помня о роли генетических факторов.
Однако известно, что среда, в которой существует человек, влияет на него через процесс «воспитания».
Наше путешествие по жизни приводит к взаимодействию с другими людьми, окружающей средой и опытом. Этот опыт, который у нас есть, приводит к спонтанному развитию нашей Личности.
В отличие от Личностного развития, во многих случаях любые целенаправленные и сознательные усилия по улучшению нашей Личности часто сознательно предпринимаются для нашего улучшения в глазах других.
Навыки улучшения личности, которые дадут нам больше шансов произвести желаемое впечатление, часто демонстрируются нам перед интервью или сценарием, который требует от нас быть в глазах общественности.
Навыки интервьюирования, язык тела, навыки общения, построение собственного имиджа, уход за собой – вот некоторые из часто предлагаемых семинаров или курсов.
Однако, если нас спросят о связи между ними, главным из них будет то, что Личное Развитие будет улучшать и развивать нашу Личность в течение определенного периода времени. По мере того, как мы совершенствуемся, внося глубокие изменения, например, посредством образования или обогащающего опыта, такого как социальная работа, участие в благотворительности, наша Личность будет отражать позитивное развитие, которое происходит благодаря нашему опыту.
Курс или семинар по развитию личности позволит нам быстрее заметить желаемые изменения, но влияет ли он на нашу заботу об общем качестве всего, что мы делаем в жизни, весьма сомнительно.
В то время как стремление посетить семинар или курс по развитию личности может быть связано с изображением, которое вы ищете, цель личного развития — это поиск, который предпринимается не только с учетом важности самосовершенствования, но и для повышения качества жизни — с чувством благоговения.