30+ упражнений для развития креативного мышления
Приветствуем вас, уважаемые читатели!
Сегодня мы поговорим о развитии творческого мышления. Если вы не имеете к творчеству никакого отношения, не спешите закрывать статью. Творческое (креативное) мышление отвечает не только за написание гениальных картин и музыкальных произведений. Оно помогает вырваться из привычных закостенелых шаблонов и начать генерировать качественно новые идеи.
В статье вы найдете упражнения для развития креативного мышления.
Для чего нужно развивать креативное мышлениеМышление взрослого человека изобилует шаблонами и стереотипами. Они значительно облегчают жизнь, когда нужно действовать по уже известной схеме. Реакции и действия отработаны до автоматизма, поэтому мы тратим на них гораздо меньше сил и времени.
Рабочий день среднестатистического человека состоит из знакомых действий и манипуляций.
Мы приходим в офис, садимся в родное кресло, просматриваем электронную почту, выполняем ряд рутинных задач. И так изо дня в день.
Под все эти действия у нас в мозге образованы прочные нейронные сети.
Но жизнь не всегда идет по намеченному сценарию. Когда возникает ситуация, которая не вписывается в привычный шаблон и требует качественно новых действий, мы впадаем в ступор. Отойти от привычных стереотипов невероятно сложно. Это как съехать с глубокой колеи на проселочной дороге.
Человек, способный быстро перестраиваться и приспосабливаться к меняющимся условиям, оказывается в несколько раз более эффективным. Поэтому и нужно развивать креативное мышление. Оно делает ум более гибким, пластичным, вариативным. И позволяет успешно решать не только знакомые рутинные задачи, но и качественно новые.
Развитое креативное мышление – неотъемлемая характеристика человека, чья деятельность связана с творчеством в том или ином виде. И это не только художники, писатели и музыканты. Под эту категорию попадает множество современных модных профессий: маркетолог, PR-менеджер, дизайнер, копирайтер, контент-менеджер и другие.
Мир меняется и требует от человека умения быстро адаптироваться к этим изменениям.
УпражненияРазвитие креативного мышления – процесс увлекательный и несложный.
Основное препятствие, с которым вам предстоит столкнуться, – ваш внутренний критик. Некоторые упражнения будут казаться вам глупыми, бессмысленными, придурковатыми. Смело отметайте все эти мысли.
Позвольте себе хотя бы на время тренировок быть несерьезным и дурачиться от души.
Представленные задания подойдут взрослым и подросткам. Помните, что у них нет правильных вариантов решения. Поэтому вопрос о том, так ли вы все делаете, не должен беспокоить вас.
Некоторые упражнения мы сопроводили комментариями и поделилась своими вариантами выполнения. Призываем вас тоже делиться в комментариях к статье.
АссоциацииВозьмите в руки книгу, откройте ее на произвольной странице и ткните пальцем в любое слово не глядя. Теперь придумайте как можно больше ассоциаций к нему.
Начните с самых очевидных, а затем постарайтесь как можно дальше уйти от них.
В конце списка у вас будут ассоциации, понятные только вам. И это нормально.
Если вам попалось слово “тетрадь”, ваш ассоциативный ряд с ним может выглядеть так: слова, листы, бумага, линии, белый, дневник, сочинение, цифры, математика, четыре, шуршание, пятно, крошки, карман, рана.
Парадоксальные связиВыберите два слова, никак не связанных между собой. Можете снова воспользоваться книгой. А теперь постарайтесь придумать предложение, в котором будут логично употреблены оба слова.
ИнструкцииВозьмите любой предмет и постарайтесь придумать как можно больше способов его применения. Чем необычнее и интереснее они будут, тем лучше.
Когда у вас будет готовый список, придумайте инструкцию для одного из способов использования. Примерно это может выглядеть следующим образом.
Берете зубную щетку, помещаете ее в правую руку и плотно обхватываете всеми пятью пальцами. Заносите руку за спину и начинаете совершать движения вверх-вниз по спине в том месте, где ощущается зуд.
Продолжаете до тех пор, пока зуд не пройдет. При необходимости выполните несколько подходов.
Ограниченный рассказСуть упражнения в том, что нужно придумать рассказ, состоящий из определенного количества слов.
Это количество вы задаете заранее. Например, 100 слов, 50 или 200. Пробуйте разные варианты.
Нельзя отступать от заданного количества ни на слово!
Рассказ должен быть стройным и логичным. В нем должны присутствовать все необходимые элементы повествования: начало, кульминация и развязка.
Новый языкВ детстве многие любили придумывать новые буквы и слова. Как оказалось, это отличная тренировка креативности. Попробуйте создать собственный язык. Начните с составления алфавита, затем переходите к словам и предложениям.
Джон Толкин, автор трилогии “Властелин Колец”, очень увлекся, выполняя это упражнение. В результате им был создан эльфийский язык, на котором до сих пор говорят почитатели его творчества.
БиографияВ следующий раз, когда окажетесь в людном месте, понаблюдайте за людьми. В общественном транспорте или в очереди выберите себе одну “жертву” и постарайтесь составить ее биографию. Что это за человек, кем он работает, чем увлекается, какие скелеты хранит в шкафу.
Генератор идейВаша задача – придумать как можно больше идей, чем заняться в отпуске. Пусть будет 100. Представьте, что ваш начальник расщедрился и выделил вам целый год на отдых. Что вы будете делать все это время?
За и противВозьмите какую-нибудь мысль, идею или утверждение и устройте своеобразные дебаты. Сначала сформулируйте все доводы за.
Затем примите другую сторону и придумайте аргументы против.
Утверждение может быть совершенно бессмысленным и парадоксальным. Например: “Синие киты умеют летать”.
Соответственно, аргументы могут казаться глупыми, надуманными, детскими.
Не обращайте внимания на эти мысли. Одна из основных целей развития креативности – победить внутреннего критика. Именно он ставит жесткие ограничения на наш образ мыслей.
СочиненияМысленно вернитесь в школу и вспомните уроки литературы. Только не спешите кидать в нас тапком за такие советы! Мы не заставим вас расписывать на четырех листах смысл письма Татьяны к Евгению Онегину. Темы для своих сочинений можете брать абсолютно любые. Главное, чтобы можно было вдоволь порассуждать и поумничать.
Вот вам список готовых тем, если фантазия подводит:
- Почему холодная сторона подушки приятнее, чем теплая.
- В чем смысл выражения “Назвался груздем, полезай в кузов”.
- Нравственная подоплека песни Ольги Бузовой “Мало половин”.
- Почему болгарин – житель Болгарии, а болгарка – инструмент.
Начните смотреть фильм, который до этого не смотрели. Дойдя до середины, поставьте запись на паузу и попробуйте предсказать развитие сюжета. Подумайте, что случится с ключевыми героями, какой будет финал истории. Лучше всего это сделать письменно, а потом сравнить с оригиналом.
Сказочные твариЧто будет, если ежу приделать крылья? А носорогу прирастить хобот? Придумайте несколько странных несуществующих животных и поразмышляйте, как бы они жили в дикой природе. Для пущего эффекта можете нарисовать их на бумаге или создать в графическом редакторе. Это будет отличным тренингом для креативного мышления.
Буквенный бенефисВаша задача – придумать предложение, все слова в котором будут начинаться на одну букву. Чем длиннее оно получится, тем лучше. Постарайтесь, чтобы оно было осмысленное, но слишком сильно к смыслу не придирайтесь.
Может получиться вот что: “Веселая ворона ворковала в Воронеже, вертясь волчком вопреки всему”.
ДорисовкаЭто командное упражнение.
Можете выполнять его в компании друзей.
Один человек должен нарисовать на листе бумаги какую-то деталь: линию, штрих, фигуру, закорючку. Следующий продолжает рисовать на том же листе что-то свое, за ним дорисовывает другой. И так далее.
СловарикОдно из наших любимых упражнений. Нужно придумывать новые слова на основе уже имеющихся. И сделать это так, чтобы можно было понять их смысл.
Приведём несколько примеров:
- Самохвал – человек, который сам себя хвалит.
- Поздномаркет – магазин, который работает по ночам.
- Пчелокот – кот в черно-желтую полоску.
- Обижаба – жаба, которая все время обижается.
- Трамвася – Вася, который любит ездить на трамвае.
Это упражнение не только развивает креативное мышление, но и помогает найти наилучший выход из непростых ситуаций. В следующий раз, когда столкнетесь с реальной проблемой, устройте мозговой штурм. Сядьте и накидайте как можно больше вариантов решения.
Даже самые нелепые и бредовые идеи записывайте. Возможно, одна из них сможет обойти тот самый камень преткновения, о который вы бились не один день.
Недавно мы прочитали в интернете забавную историю.
Парень никак не мог заставить соседа по комнате в общежитии навести порядок. Тогда он зарегистрировался на сайте знакомств от имени девушки и познакомился там с этим неряхой. Виртуальный роман развивался стремительно, и вскоре сосед пригласил новую знакомую в гости. Получив согласие, он принялся убираться. Вскоре комната сияла чистотой. Вот такой вот нестандартный и креативный способ решения проблемы.
АббревиатурыНапишите несколько коротких слов по 3–5 букв. Затем к каждому слову придумайте расшифровку, как будто это аббревиатура.
Например:
- РОТ – Рыбный Омлет с Тмином;
- ГОРА – Грустный Омбудсмен, Работающий Автомехаником;
- НИК – Научно-Исследовательская Колбаса;
- ЛЕВ – Лучшая Европейская Валюта.
Чем забавнее, удивительнее и парадоксальнее будут аббревиатуры, тем лучше.
Задом напередПрогуливаясь по улице, читайте слова на вывесках и рекламных баннерах наоборот. Например, не магазин, а “низагам”, не остановка, а “аквонатсо”. Когда приноровитесь к словам, можно браться за словосочетания и предложения.
Нелогичное чтениеПопробуйте необычным способом читать художественные произведения. Начинайте не с начала, а с середины. Все, что будет непонятно, додумывайте по ходу повествования сами.
Загляните в нашу подборку книг про мышление.
Крылатые выраженияРусский язык богат крылатыми выражениями, поговорками, красочными эпитетами, идиомами. Некоторые из них у всех на слуху, а о существовании некоторых знают не все филологи. Предлагаю пораскинуть мозгами и попытаться придумать объяснение не самым известным русским поговоркам. А затем загуглить реальное значение и оценить работу своей фантазии.
Итак, погнали:
- Бела береза, да деготь черен.
- Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – сын.
- Жалует царь, да не жалует псарь.
- До Бога высоко, до царя далеко.
Вбейте в строке поисковика фразу “непонятные фотографии” и наслаждайтесь плодами человеческого безумия. Выберите парочку самых странных изображений и попробуйте объяснить, что на них происходит. Желательно, чтобы объяснение было такое же безумное, как и сама картинка.
Нам очень понравилась вот эта фотография, можете начать с нее.
Вырезанный фрагментЭто упражнение поможет расшевелить мозг и отучить его мыслить шаблонами. Найдите в интернете репродукцию всем известной картины, распечатайте ее и вырежьте ножницами изображение ключевого персонажа. Да хоть ту же Мону Лизу.
Придумайте, в какую обстановку могла бы органично вписаться муза Леонардо да Винчи. Можно, например, вообразить ее сидящей в кресле парикмахера. Или представить в роли психотерапевта, который выслушивает жалобы клиента. Вариантов море. Самые одаренные могут попробовать эту обстановку нарисовать на листе, а в центр поместить вырезанного персонажа.
Обратная перемоткаУчитесь мыслить в обратном направлении, а именно: строить логическую цепочку не от начала к концу, а от конца к началу.
Если вы умеете играть в шахматы, можете применить это свое умение. Расставьте фигуры на доске произвольно и попытайтесь представить, какие ходы могли привести к такой расстановке.
Счастливая случайностьКаждый раз, когда перед вами стоит какая-то проблема, прибегайте к помощи слова. Возьмите любую книгу, ткните в первое попавшееся слово и попытайтесь отыскать в нем ключ к решению.
Не факт, что у вас получится, но это и не столь важно. Главная цель упражнения – сдвинуть свои мысли с накатанных шаблонных рельсов в сторону креативного мышления.
ПерестановкаДля этого упражнения нам понадобится парочка новостных заголовков. Можете поискать их в газетах или на новостных порталах в интернете. Когда найдете стоящий вариант, поменяйте в нем местами существительные.
Например, было: “Голикова сообщила о росте смертности в России”, а стало: “Смертность сообщила о росте Голиковой в России”. Или было: “Ученые изобрели лекарство от коронавируса”, а стало: “Коронавирус изобрел лекарство от ученых”.
Полученный вариант покажется вам чушью.
Ваша миссия – наполнить его смыслом настолько, насколько это возможно.
Например, коронавирус мутировал до разумной деятельности и придумал, как истребить ученых, сражающихся с ним (тьфу-тьфу, пойду постучу по дереву).
Вечные вопросыВспомните себя в детстве.
С помощью бесконечных вопросов, обращенных к взрослым, вы пытались докопаться до самой сути вещей и процессов.
– Почему дерево качается?
– Потому что ветер дует.
– Почему ветер дует?
– Потому что температура меняется.
– Почему температура меняется?
– Отстань, надоел со своими вопросами!
Сегодня взрослый – это вы, а значит, вопросы можно обращать к себе. Каждый раз, когда у вас в голове возникает какой-то вопрос, не ограничивайтесь только им. Стройте цепочку дальше. После 3-4 вопроса вы осознаете, как мало на самом деле знаете. Отличный повод начать расширять кругозор.
Двойной взглядНаверняка вам встречались картинки, на которых можно разглядеть два разных изображения, меняя фокус внимания.
Ваша задача – нарисовать подобную картинку. Отговорки “я не умею рисовать” не принимаются. Возьмите что-нибудь простенькое, хотя бы вазу и два лица.
В процессе рисования вы задействуете правое полушарие мозга. Как известно, именно оно отвечает за творческие способности.
Рисование обеими рукамиЕще одно упражнение для развития правого полушария и улучшения межполушарной передачи импульсов. Возьмите в каждую руку по ручке или карандашу. Одной рукой начните чертить круг, а другой – треугольник. Делать это нужно одновременно.
Сначала у вас не получится нормально нарисовать ни одну из двух фигур. Тренируйтесь до тех пор, пока не научитесь совершать независимые движения обеими руками.
Абстрактные картиныПроходили когда-нибудь тест Роршаха на исследование личности? Испытуемым нужно смотреть на абстрактные чернильные пятна и выбирать, на что они похожи. Мы с вами будем делать нечто похожее.
Возьмите лист бумаги и краски. Хорошенько смочив кисть, оставьте на листе несколько смачных клякс.
Можете использовать несколько цветов. Затем согните лист пополам, чтобы пятна отпечатались симметрично на обеих частях листа. У вас должно получиться нечто подобное.
Советуем сделать сразу несколько разных экземпляров. А потом засесть за расшифровку.
Посмотрите на каждое изображение по очереди. Что вы видите на них? Попробуйте придумать сразу несколько вариантов. Чем сложнее они будут, тем лучше. Например, не бабочка, а два карабкающихся по пальме медведя с зонтиками в зубах.
РасфокусировкаТворческое мышление не терпит жесткости и напряжения. Мозг должен быть в легком и полурасслабленном состоянии, чтобы мыслить по-новому. Сейчас мы будем учиться создавать такое состояние.
Начните воспринимать сигналы сразу от всех органов чувств. Прислушайтесь к звукам за окном, вдохните запах, доносящийся с кухни, осмотритесь вокруг, почувствуйте прикосновение теплого одеяла к ногам. В этот момент мозг придет в расфокусированное состояние и как бы зависнет. Попытайтесь сохранить это состояние хотя бы на несколько минут. С каждым разом увеличивайте время.
Странное искусствоЭто упражнение поможет вам не только развить креативное мышление, но и познакомиться с мировыми шедеврами живописи.
История знает множество художников, которые создавали картины, далекие от художественного реализма. Самый попсовый – Сальвадор Дали. Кроме него есть Рене Магритт, Василий Кандинский, Макс Эрнст, Жоан Миро и множество других.
Начните знакомиться с творчеством одного из них.
Внимательно рассматривайте картины, ищите объяснение увиденному, размышляйте над смыслом, который хотел вложить автор. Это поможет расширить границы сознания и научиться смотреть на вещи под разными углами.
Наш фаворит – нидерландский художник конца XV века Иероним Босх. На его картинах множество деталей, символов, зашифрованных посланий. Их можно разглядывать часами.
Знакомство с проблемойВ следующий раз, когда столкнетесь с проблемой, попробуйте поближе познакомиться с ней.
Задайте себе следующие вопросы:
- Какой вкус был бы у проблемы, если бы ее можно было съесть?
- Если бы она была живым существом, то каким? Аргументируйте свой ответ.
- Если бы проблема могла говорить, что она рассказала бы вам?
- Есть ли у проблемы братья или сестры? Какие у нее взгляды на жизнь? Чем она занимается в свободное время?
Мы используем в речи множество слов, которые не имеют материального выражения.
Это абстрактные понятия и категории, существующие только в нашем сознании, например: вдохновение, менталитет, духовность, доказательство, смятение и др.
Можете сами продолжить этот ряд.
Попробуйте изобразить эти слова на листе бумаги.
С чем они у вас ассоциируются? На что похожи?
Будет здорово, если вы подойдете к этому упражнению со всей фантазией и создадите цветные детальные изображения.
Кстати, тренировать креативное мышление можно и онлайн с помощью специальных приложений. У нас на сайте как раз есть обзор самых эффективных.
ЗаключениеВы только что освоили три десятка упражнений по развитию творческого мышления. Это первый уверенный шаг на пути к освобождению своего мозга от закостенелых шаблонов. Если хотите достичь серьезных результатов, заниматься нужно регулярно.
Возьмите за правило выполнять хотя бы по 2-3 упражнения в день. Для них даже не нужно выделять специальное время. Занимайтесь в транспорте по пути на работу, во время скучного ожидания, лежа в кровати перед сном. Всего неделя вам понадобится, чтобы заметить первые результаты. Ум станет более гибким и восприимчивым к новым идеям.
Всего хорошего!
Креативность: как развить креативное мышление
Светлана Белицкая
ищет творческий подход
Профиль автора
Креативность нужна не только художникам и артистам. Она помогает находить неочевидные решения проблем людям в совершенно разных сферах.
Раньше, чтобы развить креативность, ученые предлагали тренировать так называемое дивергентное мышление — способность находить как можно больше разных вариантов решения одной и той же задачи. Эффективность этого подхода сейчас под вопросом. Современный подход — нарративный метод, то есть сочинение историй. Рассказываем, в чем суть старого и нового метода развития креативности и какими упражнениями стоит воспользоваться.
Что считали креативностью раньше
В академических кругах креативностью называют способность генерировать новые полезные идеи. Ученые и психологи, которые опираются на это определение, считают: креативно только то, что можно применить на практике и сделать жизнь людей лучше. Например, более экологичный тип пакетов креативен, если вызывает желание им пользоваться. Если же никто не будет использовать эти экологичные пакеты, то креативности в идее нет.
Альтернативная точка зрения — креативно все, что ново. Насколько это новое полезно — неважно, а приверженность практичности тормозит творческий процесс. Если все время думать, как применить изобретение, можно лишь чуть-чуть улучшить старое — но не придумать новое. Такой взгляд на креативность свойственен художникам, композиторам и писателям — тем, кто занимается творчеством каждый день.
Раньше в науке преобладала точка зрения ученых, а опыт художников игнорировался. Поэтому методы развития креативности, как правило, схематичные и рациональные.
Почти все эти методы связаны с работой американского психолога Джоя Пола Гилфорда. В 1950-х годах он заметил: не все интеллектуальные способности людей можно оценить стандартными тестами IQ — и сформулировал теорию структуры интеллекта. Интеллект, согласно теории Гилфорда, — комбинации самых разных способностей. Их много: почти две сотни. Существуют они относительно независимо друг от друга, и одним тестом их не измерить.
/iq-and-wage/
Умный, но бедный: как интеллект влияет на зарплату
Креативность — один из интеллектуальных процессов, которые выделил Гилфорд. Точнее, дивергентное мышление — так ученый назвал способность находить множество вариантов решения одной задачи.
Чтобы оценить, насколько дивергентное мышление развито у конкретного человека, нужно задать ему открытые вопросы. Например, как можно использовать пластиковую бутылку. Или попросить перечислить как можно больше квадратных предметов. На такие вопросы нельзя просто ответить «да» или «нет», а дать один-единственный ответ — значит провалить тест.
«Дивергентное мышление как индикатор креативного мышления», статья об измерении креативного мышления
Пластиковую бутылку можно превратить в кашпо для растения или емкость для выращивания рассады, кормушку для птиц и корзинку для хранения. Особенно креативные люди делают из них мебель, теплицы, ловушки для мух и кукольные домики. В конце концов, пластиковую бутылку можно сдать на переработку. Вариантов решений много. Как много из них вы сможете предложить, зависит от развитости вашего дивергентного мышления.
Как развить дивергентное мышление
Дивергентное мышление — логичное и структурированное. Превратить его в методику развития креативности легко. Вот несколько самых распространенных упражнений.
- Простая генерация идей. Человека просят придумать как можно больше вариантов решения задачи.
- Мозговой штурм. Идеи придумывает не один человек, а целая команда. При этом ни один вариант не отвергается, даже если кажется безумным. Смысл — в самом процессе совместного генерирования идей.
- Улучшение деталей. Человек разбирает предмет на составные части и придумывает, как улучшить каждую деталь.
- Креативное использование предметов. Человек решает задачу или проблему, используя только то, что есть под рукой.
Концепция дивергентного мышления превращает творчество в рациональный процесс. А креативность — в навык, который можно измерить и развить с помощью простых инструкций. Но есть аргументы, которые ставят под сомнение идею, что творческое и дивергентное мышление — это один и тот же мыслительный процесс. Вот несколько из них.
Детская креативность устроена по-другому. Дети дошкольного и младшего школьного возраста часто плохо отвечают на открытые вопросы и не способны применять дивергентные техники решения проблем вроде мозгового штурма. Зато они придумывают неожиданные, по-настоящему креативные истории. Их героями иногда становятся самые неожиданные объекты: домашние питомцы и мягкие игрушки, письменный стол и цветущие ромашки, а их приключения нередко достойны отдельной книги.
Через четыре-пять лет учебы в школе дивергентное мышление детей уже хорошо развито. Креативность — наоборот, падает. Пока неизвестно, с чем именно это связано: с возрастными особенностями развития когнитивных способностей человека или со спецификой общего образования. Главное — эта тенденция не значит, что взрослый человек теряет способность к творчеству, иначе не было бы ни романов Стивена Кинга, ни граффити Бэнкси, ни фильмов Уэса Андерсона.
/self-investment/
«Уровень жизни поднялся очень сильно»: лучшие инвестиции в себя
Искусственный интеллект не способен творить. Искусственный интеллект превосходит человека в дивергентном мышлении — но не в способности изобретать новое. Некоторые ученые и вовсе уверены: искусственный интеллект быть креативным не способен. Он никогда не научится создавать романы, бизнес-планы, научные гипотезы, технологические предложения, военные стратегии и планы по захвату мира, считает специалист в области нейронаук и литературы Ангус Флетчер.
Мелкие инновации не способствуют крупным прорывам. Исследователи креативности часто сталкиваются с парадоксом: мелких инноваций много, а прорывов нет. Возможное объяснение — человек с развитым дивергентным мышлением отлично умеет улучшать то, что уже существует. При этом он быстро отфильтровывает неудачные идеи — но создать что-то принципиально новое таким образом не получается. Иначе говоря, предложить тысячу креативных способов использования пластиковых бутылок — не то же самое, что придумать способ очищения планеты от пластика.
7 действительно хороших книг о психологии финансов
Что не так с дивергентным мышлением
Гилфорд и его последователи рассматривают мозг как компьютер, который поглощает данные через органы чувств, сохраняет их в памяти, а затем логически обрабатывает и принимает решение. Но компьютер находит ответ только на основе полученных данных и принимает решение. Если информация не поступает или ее недостаточно, машина молчит, потому что не способна придумать ничего нового.
Живая нервная система устроена иначе. Существует так называемая спонтанная активность нервных клеток — это когда они действуют, даже когда информации не поступает, и таким образом могут учиться.
Ученые обнаруживают эту способность у самых примитивных существ. Например, гидра — примитивное многоклеточное размером 1—20 мм, которое прикрепляется к растениям или грунту в озерах и поедает планктон, — может ни с того ни с сего выдвинуть щупальце направо и узнать, что щупальце там откусят. Больше выдвигать щупальце в эту сторону гидра не будет. Учиться так компьютер не способен: он не делает ничего, что заранее не запрограммировано.
/list/biases-and-money/
6 когнитивных искажений, которые заставляют нас больше тратить
Раньше спонтанную активность нейронов считали свойственной только примитивным организмам вроде гидры — поэтому сравнение нашего мозга с компьютером казалось логичным. Но в 2016 году ученые обнаружили нейроны, которые активируются спонтанно, в самой юной части человеческого мозга — неокортексе, который участвует в функциях высшего порядка — в познании, рассуждении и речи. Эволюция не уничтожила такие клетки, а переместила их в самую разумную часть нашего мозга.
Благодаря спонтанной активности нейронов человек способен находить выход из ситуации, в которой никогда раньше не оказывался. Представьте группу первобытных людей, которые шли с экватора на север. Они столкнулись с холодом и снегопадом — и выжили. Опыта жизни в холодном климате у них не было, но они смогли приспособиться, найти новые способы существования. Это и есть креативность, на которую способен человек, а не компьютер. Будь человеческий мозг подобен компьютеру, он бы продолжал обрабатывать старые данные, которые не подходят к северной реальности.
Новый подход к развитию креативности
Ученые ищут новые концепции креативности — и новые способы развивать этот навык и придумывать по-настоящему инновационные идеи. Один из самых интересных и многообещающих — тренировка нарративного мышления, то есть сочинение историй.
Нарратив — это повествование, история о чем-то. Мы пользуемся такими историями каждый день. Чтобы рассказать другим о себе, нам приходится превращать события из своей жизни в повествование. Чтобы иметь цельное представление о себе как о личности, мы превращаем свои переживания в истории, а они причудливым образом связываются друг с другом, переплетаются и формируют нашу идентичность.
/list/creativity-apps/
6 сервисов для развития логики, критического и креативного мышления
Но самое важное — через повествование мы познаем мир. Нарратив помогает изучать самые разные ситуации, которые могут случиться. Когда они действительно происходят — реагировать на них максимально эффективно. С этой точки зрения наше взаимодействие с нарративами выглядит так.
- Знакомство. Человек узнает множество историй — с разными сюжетами, разными способами осмысления этих событий и разными реакциями на них.
- Выбор нарратива. Человек понимает, как точнее всего описать то, что происходит с ним, — то есть выбирает из множества нарративов тот, который лучше всего подходит его ситуации.
- Претворение нарратива в жизнь. Человек действует так, как подсказывает подходящий вариант повествования.
Сочинять истории и таким образом развивать креативность предлагают американские специалисты в области нейронаук и сторителлинга Ангус Флетчер и Майк Бенвенист. Техники, которые они советуют, отражают сюжеты, которые чаще всего встречаются в мировой литературе. И одновременно — эволюционные приоритеты человеческого мозга: внимание к новым местам обитания, людям и событиям как потенциальным источникам опасностей и возможностей.
Выполнять эти упражнения можно любым удобным способом: записать на бумаге, напечатать на компьютере, зарисовывать в виде скетча. Литературные и художественные способности значения не имеют. Важно добиться связности и эмоциональной насыщенности рассказа, а не красоты.
/list/mindmap/
Вместо ежедневника и стикеров: 5 сервисов, которые запомнят ваши идеи
Время, которое рекомендуют потратить на выполнение каждого задания изобретатели метода, — от 30 до 120 минут. Как часто выполнять упражнения, остается на ваше усмотрение, но лучше сделать упражнения не один раз, а несколько. А если какая-то из техник вам понравится — что вполне возможно, ведь они похожи на игру, — попробуйте делать ее регулярно, например раз в месяц.
ТЕХНИКА 1
Построение мираПриоритет нашего мозга — внимание к новым местам обитания: новая среда — всегда источник угроз и неожиданных ресурсов. Но чтобы учиться ориентироваться в незнакомой среде, человеку необязательно быть в ней физически. Книги погружают читателя в новый мир и описывают необычные явления. Например, ураган, который уносит человека в волшебную страну, как в книге «Удивительный волшебник из страны Оз». Или авиакатастрофу, из-за которой обычные люди оказываются на мистическом острове, как в сериале «Остаться в живых». Когда мы придумываем или читаем такие описания, наш мозг прорабатывает разные возможности существования в необычных условиях и готовится к ним.
Что делать. Придумайте, какой будет новая реальность, если в существующем мире что-то радикальным образом изменится. Например, какой будет жизнь человека, если виртуальная реальность станет такой же осязаемой, как реальный мир. Можно представить и описать, сколько времени люди будут проводить в виртуальной реальности, что они будут там делать, как это повлияет на работу и секс, политику и этические нормы.
/how-to-read/
Как мотивировать себя больше читать и собрать собственный книжный клуб
ТЕХНИКА 2
Смена перспективыВнимание к людям как возможным конкурентам, противникам и союзникам — еще один приоритет для мозга. Литература помогает и с этим: она реконструирует внутренний мир других людей так, чтобы мы могли лучше их понимать. Чтобы изменить перспективу, писатели рассказывают о чувствах и мыслях, истории и мотивах персонажа. Рассказчик и читатели будто перемещаются в тело другого человека. Узнав персонажа изнутри, они узнают, почему он поступает так, а не иначе, и учатся смотреть на мир чужими глазами.
10 вредных книг о психологии
Что делать. Устроить игру с напарником. Суть игры в том, чтобы один человек объяснял, как он думает, а другой — перенимал его мотив, причинно-следственное мышление, и действовал в соответствии с ним. Первый человек может играть роль руководителя, второй — его помощника. «Руководитель» устраняет выдуманную рабочую проблему и объясняет «партнеру» свою логику. «Партнер» перенимает его взгляд и пробует решить другие проблемы так, как это сделал бы «руководитель».
Когда Ангус Флетчер и Майк Бенвенист применяли эту технику для обучения креативности сотрудников крупной компании, они предложили «руководителю» придумать, как сократить время обслуживания в автоцентре, у которого 300 магазинов. «Руководитель» решил, что нелогичный, но наиболее эффективный способ решить проблему — децентрализовать рабочие процессы. Он пояснил его логику. Потом его «партнер» применил тот же способ рассуждения, чтобы решить другие кейсы, например как запустить медиастудию на развивающемся рынке.
ТЕХНИКА 3
Техники генерации действияЛюбое необычное событие — потенциальный источник опасностей и возможностей. Чтобы выжить, мы должны реагировать на них быстро и эффективно — и это еще один приоритет для мозга. Литература представляет возможные варианты будущих действий и готовит нас к ним. Прежде всего — через разные конфликты, лежащие в основе сюжетов. Герои могут конфликтовать между собой. Или конфликт может быть внутренним: ценности и желания персонажа не согласуются друг с другом, и в его душе разворачивается настоящая битва.
Что делать. Представьте, как будет действовать известный человек или персонаж книги в необычных для себя обстоятельствах. Например, если бы Гарри Поттер стал президентом США, какие бы решения он принял. Ситуация должна быть максимально далекой от героя. Иначе пользы от практики не будет: отдаленность создает конфликт. Прежде чем придумывать историю, обязательно изучите и героя, и ситуацию, в которую его помещаете. Или выбирайте действующих лиц и локации, о которых вы уже много знаете.
Как проявлять творческий подход в пожилом возрасте (5 способов)
Есть несколько причин, по которым вам нужно творчество в жизни, особенно с возрастом (на самом деле пять основных причин).
Даже если вы не считаете себя творческим человеком, хорошая новость: вы креативны.
Верно. Мы все творческие люди, и ваше индивидуальное творчество должно быть раскрыто и свободно бродить по этой земле.
Что особенно важно в ваши золотые годы.
(Если вас нужно убедить, ознакомьтесь с этими пятью причинами, по которым пожилым людям нужно творчество. Подсказка: это полезно для вашего здоровья в целом, преодоления скуки и самореализации. )
Еще лучшая новость: креативность не снижается с возрастом. Это полный миф о старении.
Итак, чтобы побудить вас использовать силу творчества в пожилом возрасте, вот пять способов, которыми вы можете начать заниматься творчеством прямо сейчас.
5 способов проявить творческий подход в пожилом возрасте
#1. Проявите творческий потенциал, рисуя
Первый способ проявить творческий подход — это рисовать и небрежно рисовать. Хотя эта первая идея может показаться глупой, выслушайте меня.
Во-первых, к нему легко получить доступ. Вы можете взять ручку и бумагу, вероятно, из большинства комнат в вашем доме и начать прямо сейчас.
Кроме того, рисование не требует большого напряжения… это означает, что вам не нужно возлагать на себя большие надежды, чтобы создать грандиозное произведение искусства, достойное рамы (хотя, если вы это сделаете, насколько это замечательно?).
Просто рисуя (без давления, конечно), вы даете волю своей художественной жилке. И да, у всех нас есть художественные способности, которые помогают раскрыть вашу лучшую творческую работу.
Просто посмотрите на многих великих людей, которые, как известно, рисовали, чтобы расширить свое творческое мышление. Среди известных дудлеров Эрнест Хемингуэй, королева Виктория, Теннеси Уильямс и Стив Джобс, и это лишь некоторые из них.
Многие великие люди, в том числе Стив Джобс, рисовали каракули, чтобы расширить свой творческий потенциал. Источник: Артнет
И, вероятно, самая веская причина, по которой вы должны рисовать, чтобы повысить свою креативность, — это то, что происходит на неврологическом уровне.
Одно исследование, проведенное Плимутским университетом в Великобритании, показало, что рисование помогает вам запоминать информацию, освобождает кратковременную и долговременную память, а также продлевает продолжительность концентрации внимания. ваши познавательные способности.
Неудивительно, что креативность является самым важным навыком, который необходим компаниям (согласно данным LinkedIn, полученным из сети, насчитывающей более 660 миллионов профессионалов и 20 миллионов рабочих мест).
Более того, другое исследование предполагает, что рисование дает вам творческое понимание, задействуя другую часть вашего мозга (нейронную сеть, помимо чтения и письма), чем та, которая обычно используется для мозгового штурма.
На самом деле, визуальный мозговой штурм является предпосылкой книги Сунни Браун The Doodle Revolution , , в которой ставится цель пробудить ваш мозг, чтобы он думал иначе, используя простой визуальный язык.
«Революция каракулей» Сунни Браун. Источник: Амазонка
Все это говорит о том, что рисование — это легкодоступный способ активизировать творческие способности вашего мозга.
Это , а не , чтобы сказать, что рисование станет вашим творческим выходом, а скорее — используйте рисование как инструмент, чтобы дать выход своим творческим сокам, чтобы вы могли более искренне выразить свое творчество в других измерениях.
#2. Пишите…
что угодноВторой способ стать более творческим — это писать. И ни в коем случае не накладывайте на это ограничений. Просто позвольте этому течь.
Существует множество способов писать.
Что касается формата, ознакомьтесь с некоторыми из наиболее популярных (и эффективных) способов улучшить свои писательские навыки:
- Написать книгу . сейчас самое подходящее время для самостоятельной публикации. Даже если вы хотите пойти формальным путем, лучший способ добиться прогресса в написании книги — это просто писать, что приводит нас к следующему формату.
- Фрирайтинг . Фрирайтинг — это мощное упражнение, позволяющее излить как можно больше идей по выбранной вами теме.
- Записывайте идеи . Записывание идей во время сеансов мозгового штурма — отличный способ воплотить мечты в жизнь и придать им структуру, чтобы они воплотились в жизнь.
- Дневник. Расскажите о своих личных мыслях, запишите свои размышления и воспоминания, напишите о благодарности и позвольте своим подсознательным идеям выйти на поверхность.
- Пишите письма . Найдите минутку, чтобы замедлить темп и хорошенько подумать, чтобы написать письмо кому-то, кто вам небезразличен (даже если оно записано в вашем дневнике в качестве упражнения). Это помогает вам практиковать эмпатию и ставит ваши отношения в перспективу.
Если вам нравится смотреть на текст с точки зрения типов, вот четыре основных типа письма:
- Повествование – Расскажите вымышленную или научно-популярную историю.
- Описательный — Включите образы, конкретные детали и наши пять чувств, чтобы нарисовать картину, когда вы пишете.
- Expository – Объясните, проинформируйте или обучите своих читателей.
- Убедительный – Поделитесь своим мнением и попытайтесь убедить аудиторию согласиться с вашей точкой зрения.
Рассмотрим четыре типа письма. Источник: Affordable Papers
Конечно, само собой разумеется, что цель вашего письма может быть как игровой и личной, так и официальной и публичной, как вам нравится.
Главный вывод здесь — найти занятие по письму, которое позволит вам войти в творческий поток.
Вы знаете, это прекрасное состояние потока, когда вы теряете счет времени, потому что вы настолько погружены в свою бурную творческую работу.
Основная причина, по которой следует стремиться к состоянию творческого потока, согласно исследованиям в области когнитивных наук и человеческого развития Университета Малайзии в Сараваке, заключается в следующем: удовлетворение и положительные эмоции».
А кто этого не хочет?
#3. Испытайте что-то новое (и значимое)
Еще один эффективный способ стать более творческим — создавать для себя новые впечатления.
Точнее, создайте для себя новый рост опыт. Под опытом роста я имею в виду вызов себе, чтобы испытать что-то новое, захватывающее и значимое.
Другими словами, идите глубоко и очень далеко от своей зоны комфорта.
Например, если вы любите комедии, не просто найдите новый ситком для просмотра, а попробуйте вытащить программу стендапа, которая годами вертелась у вас в голове, и наберитесь смелости, чтобы проверить ее в перед живой аудиторией на местной вечеринке с открытым микрофоном.
То же самое касается любого творческого интереса, скажем… поэзии, музыки, танцев, живописи, публичных выступлений, письма и т. д. Когда вы представляете себя перед публикой, это может быть – да, нервным. , но и волнующий .
И если вы знакомы с другими моими материалами, то знаете, что я большой поклонник развития вашей нейропластичности с помощью музыки и игры на музыкальных инструментах.
Причина в том, что когда вы играете на музыкальном инструменте, это похоже на тренировку всего тела для вашего мозга, потому что она задействует ваши слуховые, моторные и зрительные функции, которые помогают вам защититься от снижения когнитивных функций.
Задействуя слуховые, зрительные и моторные функции, вы создаете мосты между левым и правым полушариями мозга. Источник: TEDEd
Новый опыт роста может также означать путешествие (конечно, когда это безопасно) в новые и экзотические места, а не только в ваши любимые места отдыха.
Почему?
На нейронном уровне вы буквально создаете новые нервные пути, когда знакомитесь с новой и захватывающей культурой, будь то язык, люди, еда или декорации.
Итог: вы можете создавать новые нервные пути на всю оставшуюся жизнь, так что выйдите из своей зоны комфорта и узнайте, насколько авантюрными вы можете быть после 60 лет.
Если вы это сделаете, вы обнаружите, что открываете свой разум новым идеям, опыту, мыслям и, следовательно, бурному творчеству.
#4. Мечтайте, чтобы провести мозговой штурм творческих идей
Ключом к развитию вашего творчества в долгосрочной перспективе является мозговой штурм и составление здорового длинного списка творческих идей и проектов.
У вас не только появится новый источник творчества, когда ваш текущий творческий проект будет завершен, но и сам акт мечтаний творит чудеса для вашего творчества.
Фактически, исследование, опубликованное в 2017 году в журнале Neuropsychologia , обнаружило значительную положительную корреляцию между мечтательностью и творчеством для взрослых (и интеллектом).
Более того, предыдущее исследование, проведенное Калифорнийским университетом в Санта-Барбаре, показало, что мечтания помогают находить творческие решения и улучшают творческие навыки решения проблем.
Итак, если вам нравится позволять своим мыслям блуждать, во что бы то ни стало, мечтайте прочь.
Мечтательность связана с творчеством, умением решать проблемы и интеллектом.
А еще лучше, дайте волю своему творчеству, проводя мозговой штурм и мечтая во время тренировки. Нет ничего лучше быстрой прогулки или пробежки во время обдумывания творческих идей.
Во-первых, вы попадаете в совершенно другое пространство разума и другую среду.
И если вы вспомните определение креативности, то увидите, что это сочетание двух идей, которые вы обычно не связываете друг с другом. Таким образом, свежий взгляд идеально подходит для мозгового штурма.
Кроме того, ваше тело освежается, когда вы двигаетесь. Не говоря уже о бесчисленных преимуществах для здоровья от занятий спортом, в том числе о повышении умственных способностей и развитии импульса к достижению ваших творческих целей.
(Лично, некоторые из моих самых творческих идей и лучший заряд энергии приходят ко мне во время быстрой пробежки по окрестностям. )
Я тоже это не придумал. Это подтверждается исследованиями, которые показывают, что упражнения помогают людям представлять новые ситуации. Это улучшает вашу способность переключать внимание и фокусировать его, что чрезвычайно важно для творческого мышления.
В целом: почаще мечтайте и проводите мозговые штурмы над множеством творческих проектов, чтобы оставаться вовлеченными в долгосрочную перспективу.
#5. Запишитесь на творческий курс (онлайн)
Наконец, более простой способ повысить свой творческий опыт — пройти творческий курс.
Даже если у вас возникли проблемы с поиском курса для личного обучения (в конце концов, мы живем в постпандемическом мире), в наши дни вы можете научиться практически всему онлайн.
Действительно. Просто проверьте множество вариантов, доступных на сайтах онлайн-курсов, таких как Udemy, Skillshare или Creative Live, которые позволяют вам искать конкретные творческие темы, чтобы узнать больше.
Магазины онлайн-курсов, такие как Skillshare, предлагают целый ряд творческих занятий. Источник: Skillshare.
Дело в том, что онлайн-обучение — это такой богатый ресурс, что найти творческий класс для чего-то, что поражает ваше воображение, так же просто, как выполнить быстрый поиск в Google или YouTube, даже если предмет традиционно преподается лично.
Возьмем, к примеру, керамику. Быстрый запрос «онлайн-курсы гончарного дела» показывает такие сайты, как ClayShare и Hsin-Chuen Lin’s Learning Throwing, а также классы Timsee Clay’s Wheel Throwing для начинающих.
В Интернете можно научиться практически всему творческому, включая метание колеса. Источник: YouTube
Кроме того, обучение на протяжении всей жизни является обязательным условием для сохранения вашего опыта роста в будущем.
На самом деле, преимущества обучения на протяжении всей жизни просто невероятны для того, чтобы стимулировать ваш ум и ваше общее здоровье в отличной форме.
Пришло время разжечь свой творческий огонь
Вооружившись этими пятью способами раскрыть свой творческий потенциал в пожилом возрасте, настала ваша очередь заняться своими творческими проектами и воплотить свои мечты в реальность.
Подытожим пять способов творчества:
- #1. Используйте рисование как простой способ высвободить свое творческое мышление.
- #2. Выберите один из нескольких типов письма и форматов письма, чтобы повысить свой творческий потенциал в пожилом возрасте.
- #3. Выйдите из своей зоны комфорта и займитесь новым опытом роста, который откроет ваш разум для творческого мышления.
- #4. Обдумывайте творческие идеи, мечтая и позволяя своему разуму блуждать.
- №5. Научитесь чему-то творческому на онлайн-курсе.
Если вы ищете другие идеи, которые помогут вам стать счастливее на пенсии, ознакомьтесь с нашим списком и найдите свое творческое состояние. Мир готов к вашим творческим проектам.
Я болею за вас…
Почему креативность важна и что она дает?
Вслед за блогом на прошлой неделе, это второе размышление, разработанное молодежными работниками и художниками в Корке в рамках программы «Творчество и перемены», посвящено роли творчества в содействии компетентности, ценностям, отношениям и характеристикам, которые мы хотим развивать. в себе и других, чтобы расти как граждане мира.
Размышления были не просто теорией. Тридцать человек погрузились в творчество, размышления и общение друг с другом. Из этого общего опыта вытекают следующие размышления.
Почему важна креативность Что она дает?
Творчество задействует разум.
Творчество освобождает разум, позволяя человеку легче усваивать знания. Это делает процесс обучения более эффективным.
Креативность позволяет использовать альтернативные способы мышления.
Разблокирует старые шаблоны или привычки мышления. Это позволяет мыслить нелинейно.
Творчество делает возможным сопереживание.
Творчество соединяет нас с собой.
Он открывает наши сердца и двери в наш разум. Это приводит нас к скрытым частям нас самих. Это позволяет признать уникальность и идентичность. Это может помочь выявить то, что уже есть внутри — могут проявиться скрытые таланты и внутренние способности. Он связывает нас с нашими увлечениями.
Творческое участие воспитывает чувство единения.
Он объединяет людей и может развивать навыки совместной работы и сотрудничества.
Творческие задачи.
Творчество может соединить размышление с действием.
Творчество создает межкультурные связи.
Он связывает нас с разными культурами и субкультурами.
Творчество воспитывает уверенность.
Творчество укрепляет уверенность. Уверенные в себе молодые люди менее подвержены влиянию других
Креативность пробуждает любопытство.
Побуждает к вопросам.
Творческое самовыражение дает голос.
Может помочь зафиксировать идеи, мысли и видения мира. Молодые люди могут
защищать себя и других.
Творчество предполагает участие и интерактивность.
Занимаясь творчеством, молодые люди не пассивно слушают/впитывают, а исследуют, открывают и общаются. Это может помочь молодым людям быть более активными и выступать в качестве членов общества.
Творчество стимулирует и мотивирует.
Творчество выводит нас за пределы слов.
Он позволяет исследовать и общаться без слов.
Творчество — это весело, радостно и удивительно.
Творчество поддерживает активность ума.
Творчество требует различных стилей обучения.
Креативные методы позволяют использовать различные стили обучения. Каждый учится и занимается по-разному.
Креативность позволяет нам смотреть на проблемы и решать их более открыто и инновационно.
Творчество открывает разум.
Общество, потерявшее связь со своей творческой стороной, является обществом-тюрьмой, в котором поколения людей могут быть замкнутыми. Это расширяет наши перспективы и может помочь нам преодолеть предубеждения.
Творчество вдохновляет коллективное мышление.
Творчество питает идеи.
Творчество поддерживает устойчивость.
Вы можете получить доступ к двум публикациям, разработанным в течение недели, по телефону
Творчество. Устойчивость и глобальное гражданство, исследования, размышления и рекомендации.
Creativity Resilience and Global Citizenship – Toolkit
Если вас интересуют эти темы и темы, вы можете принять участие в программе Creativity and Change несколькими способами.
-Награда специального назначения аккредитованного уровня 8, которая включала 16 дней практических обучающих семинаров
-Свяжитесь с нашей однодневной программой обучения, которая проходит по всей стране.
— Следите за новыми выпусками наших международных программ обучения творческой молодежи
-Доступ к нашим ресурсам на нашем веб-сайте
www.creativityandchange. info
Джессика Карсон
Джессика Карсон — внештатный тренер, художник-фасилитатор и консультант. Ее опыт охватывает работу в сфере культуры, неформальное образование и образование третьего уровня, где она поддерживает, развивает, управляет и реализует программы. Ее работа отражает твердую веру в преобразующий потенциал творческого взаимодействия. Вместе со своей коллегой Норой Ферлонг она координирует программу под названием «Креативность и перемены» в CIT Crawford College of Art and Design. В программу входят аккредитованные уровни 8