Общая психология Проявления речевой деятельности неоднородны, их можно разделить и классифицировать на определенные разновидности по разным признакам. Устная речь. Это основной вид вещания, который является звуковым и другие воспринимают с помощью слуха. Устная речь делится на диалогическую и монологическую. ДИАЛОГИЧЕСКУЮ РЕЧЬ — это разговор между двумя или несколькими собеседниками, которые меняются ролями того, кто слушает, и того, кто говорит, то есть появляются как пассивный или активный собеседник. Разделение на «активного» и «пассивного» участника разговора относительное, поскольку и тот, кто говорит, и тот, кто слушает, проявляют активность, хотя и разного плана. Уровень знания языка, ее лексического богатства, грамматическом строе и фразеологии, практика пользования языком играют важную роль в функционировании диалогической формы вещания. Диалогическую речь тесно связано с ситуацией, в которой ведут разговор, и поэтому его называют ситуативным. В то же время оно является контекстуальным, поскольку, здійснюючись как определенная деятельность двух или нескольких лиц, каждое высказывание в значительной степени обусловлено предыдущим высказыванием. Диалогическую речь недостаточно организовано грамматически и стилистически. Как правило, оно состоит из простых языковых конструкций, обусловленных контекстом, предыдущими высказываниями. Немалую роль в діалогічному речи играют привычные сочетания слов, реплики, шаблоны, идиоматические выражения, например: «так сказать», «вот», «и кто бы мог подумать». МОНОЛОГИЧЕСКУЮ РЕЧЬ — это такое вещание, когда говорит одно лицо, а другие слушают, воспринимают ее язык. Примерами монологической речи является доклад, доклад, выступление на собрании, объяснение нового материала на уроке. Это относительно развернутый вид вещания. В нем сравнительно мало используют позамовної информации, полученной из разговорной ситуации. По сравнению с діалогічним монологическую речь в большей степени активный или произвольный вид вещания. В частности, чтобы произнести монолог акт речи, тот, кто говорит, должен осознавать полное содержание мысли и уметь произвольно строить на основании этого содержания собственно высказывания или последовательно несколько высказываний. Монологическую речь является организованным разновидностью вещания. Тот, кто говорит, заранее планирует ли программирует не только отдельное слово, предложение, но и весь процесс вещания, весь монолог в общем, иногда мысленно, а иногда как запись в виде плана или конспекта. Монологическую речь в развернутых формах требует определенной подготовки, которая заключается в предварительном отборе содержания, четком планировании и соответствующем словесном оформлении. ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ — это особый вид языкового процесса, что дает возможность общаться с отсутствующими собеседниками как современникам того, кто пишет, так и тем, что будут жить потом. Письменная речь — это разновидность монологической речи, но оно осуществляется как писания и чтения написанного в виде письменных знаков (слов). Исторически письменная речь возникло позже от устного и на его почве, по сравнению с устным оно имеет ряд психологических особенностей. Прежде всего оно происходит вне непосредственным контактом с собеседниками, а потому не предусматривает интонации, мимики и жестов восприятия реакции читателя, его реплик, которые имеют важное значение для устной речи. В письменной речи и содержание, и свое отношение к нему надо выразить на бумаге. Поэтому оно более развернуто, чем устное монологическое. В нем надо учитывать будущего читателя, заботиться о том, чтобы письменные знаки были понятны читателю, ему нужно все объяснить, чтобы у него не возникало никаких недоразумений. Итак, письменная речь структурно намного сложнее по сравнению с устным; первое предъявляет больше требований к человеку, нуждается в более развернутого, расчлененного, последовательного, полного изложения мыслей, более строгого соблюдения правил грамматики, подбора слов и выражений. Если в устной речи пропуск отдельных слов можно заполнить определенными виражальними средствами, то такие пропуски делают письменная речь непонятным. Письменная речь — это найдовільніший разновидность речи.Чтобы успешно использовать письменная речь, нужно овладеть его средствами. В процессе индивидуального развития человек учится писать и читать значительно позже, чем говорить, но между устной и письменной речью существует тесная связь. Овладение письмом, чтение художественной литературы способствуют дальнейшему развитию устной речи личности, обогащению ее активного словаря и осознанию грамматическом строе. Письменная речь, опираясь на устное, не только дополняет, но и обусловливает определенную его перестройку. Для большинства людей в зависимости от их образования и содержания деятельности письменное изложение мыслей бывает тяжелее, чем устный. Поэтому обучать организованного культурного вещания предусматривает также обучать письменной речи. Внутренняя речь. Устная и письменная речь, что может выражаться в діалогічній и монологічній формах, является внешним вещанием. Разновидностью вещания является внутреннее. Из названия следует, что внутренняя речь не направлено на общение с другими людьми. Человек пользуется внутренним вещанием, когда нечто обдумывает, планирует свои действия, не говоря вслух и не записывая на бумаге, не контактируя при этом с другими людьми.ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ беззвучное, то есть не произносится вслух, хотя часто проявляется в виде шепота, а то и начинает звучать, переходя в разговор с самим собой. Это случается в случае большого напряжения мысли, что сопровождается выраженными эмоциями. По структуре внутренняя речь отличается от внешнего тем, что оно очень сокращенное, уривчасте, в нем нет большинства второстепенных членов предложения. Вследствие этого внутреннее вещание производит впечатление бессвязности и непонятности, в предложении часто остается только подлежащее и сказуемое, что является центром мысли, вокруг которого объединяются образы. Возможность такого сокращения внутреннего вещания связана с тем, что человеку, который рассуждает мысленно, хорошо известно, о чем идет речь. Внутреннее вещание возникло в процессе речевого общения людей через усложнение задач и содержания деятельности. Оно порождается потребностью прежде чем высказать нечто устно или письменно, спланировать его, наметить основные контуры, построить высказывание, схему рассуждения. Обе разновидности речи человека — внешнее и внутреннее — находятся в тесной взаимосвязи и постоянных взаємопереходах. Легкость и скорость таких взаимопереходе зависят от многих условий, а именно: содержания, сложности и новизны умственной деятельности, речевого опыта и индивидуальных особенностей человека. Речи в различных человек имеет индивидуальные особенности, проявляющиеся в темпе, ритме, эмоциональность, выразительность, точность, плавности, звучании, логической последовательности, образности выражения мнений. Индивидуальные особенности речи человека зависят от ее умение владеть речью, использовать его как средство общения, регулировать его. В зависимости от этого одни люди болтливы, другим присуща определенная сдержанность, уединенность. Волевая саморегуляция вещания является важным аспектом его функционирования. Характер деятельности сказывается на вещании и в то же время требует владения определенными его особенностями. Каждый специалист выдвигает собственные, специфические требования отношение к речи. Вещание должно быть не только стилистически и логично совершенным, но и убедительным, эмоционально-образным, научно доказательным и влиятельным. Такие свойства профессиональной речи не просто формируются в процессе приобретения практического опыта, они нуждаются также собственной саморегуляции, стремление к совершенствованию речи.
1. Баев Б.Ф. Психология внутреннего вещания. — К.: Высшая школа, 1966. 2. Богин Г.И. Уровни и компоненты речевой способности человека: Учеб. пособие. — Калинин, 1975. 3. Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог, специальностей. — Львов: Край, 2005. 4. Жижкин Н.И. Речь как проводник информации. — М., 1982. 5. Общая психология: Підруч. для студентов высш. учеб. заведений / Под общ. ред. акад. С.Д.Максименка. — К.: Форум, 2002. 6. Кучинский Г.М. Психология внутреннего монолога. — Минск, 1988. 7. Леонтьева А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Наука, 1974. 8. Лурия А.Р. Язык сознания. — М.: Просвещение, 1995. 9. Психология / Под ред. Г.С. Костюка. — К.: Сов. школа, 1968. 10. Розов А.И. Речевая деятельность как преодоление конфликтной ситуации / / Вопр. психологии. — 1987. — №6. 11. Ушакова Т. Н. Проблема внутренней речи / / Вопр. психологии. — 1985. — №2. 12. Ушакова Т.Н. Речь человека в общении. — М., 1989. 13. Фрумкина P.M. Психолингвистика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 14. Хомский Н. Язык и мышление. — М.: Прогресс, 1972. 15. Байкушев С. Серьезно о сверхестественном. — М.: Мысль, 1991. 16. Грофф С. За пределами мозга. — М.: Изд-во Моск-го трансперсонального центра, 1993. 17. Донченко Е.А. Социетальная психика. — К.: Наукова думка, 1994 Назад |
Классификация разновидностей речи
В зависимости от формы обмена информацией (с помощью звуков или письменных знаков) выделяют устную и письменную.
В зависимости от количества участников коммуникации – монологическую, диалогическую, полилогическую речь.
В зависимости от функционально-стилевой сферы – книжную и разговорную речь.
В зависимости от наличия содержательно-смысловых и композиционно-структурных признаков текста – функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).
В зависимости от функционирования в той или иной сфере общения – функциональные стили речи (научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный).
Охарактеризуем более подробно перечисленные разновидности речи.
Устная и письменная речь.
Устная речь | Письменная речь |
Речь звучащая. | Графически закрепленная. |
Создается в процессе говорения. | Может быть заранее обдумана и исправлена. |
Характерна словесная импровизация (повторы, незаконченность выражения). | Характерно преобладание книжной лексики, строгое соблюдение норм, отсутствие внеязыковых элементов. |
По характеру адресата | |
В устной речи собеседник конкретен, важна его эмоциональная реакция на речь. | В письменной речи адресат отсутствует (его лишь мысленно представляют). |
По характеру восприятия | |
Устная речь воспринимается на слух, повторить ее невозможно. | Письменная речь имеет зрительное восприятие, ее можно прочитать несколько раз. |
1) Монолог – это развернутое высказывание одного лица.
В зависимости от цели высказывания монологическая речь может быть информационной, убеждающей и побуждающей.
Информационная речь служит для передачи знаний. Ее разновидностями считаются лекции, доклады, сообщения, выступления, отчеты.
Убеждающая речь апеллирует к эмоциям слушателей. Ее разновидности – поздравительные, напутственные, торжественные речи.
Побуждающая речь призвана побуждать слушателей к различного рода действиям. К ее разновидностям относят политическую речь, речь-призыв, речь-протест.
2) Диалог – форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух говорящих и непосредственной связью высказываний с ситуацией. Диалог используется не только в бытовой сфере, но и в сферах публицистической, художественной, официально-деловой речи (деловая беседа, интервью, дискуссия).
3) Полилог – разговор между несколькими лицами. Специфические признаки полилога: не менее трех участников, единая тема, ситуативная связанность, нелинейность. Полилог реализуется в беседе, дискуссии, на собрании, в процессе игры.
Книжная и разговорная речь.
Разговорная речь | Книжная речь |
1.Разговорная речь ориентирована на межличностную коммуникацию, которая предполагает диалог в ходе непосредственного контакта участников беседы. | 1.Ориентация книжной речи на групповую и массовую коммуникацию предполагает монолог как основную форму организации текста и языкового материала. |
2. Персональность адресации, то есть индивидуальное обращение собеседников друг к другу, учет взаимных интересов и возможностей понимания темы сообщения; более пристальное внимание к организации обратной связи с партнерами, так как адресат разговорной речи всегда присутствует налицо, обладает той же степенью реальности, что и говорящий, активно влияет на характер речевого общения, позиция партнера непрерывно рефлексируется, переосмысливается, на нее реагируют, ее предвосхищают и оценивают. | 2.Как правило, адресат абстрактен |
3.Ситуативность речевого поведения: непосредственный контакт говорящих. Тот факт, что предметы, о которых идет речь, чаще всего видны или известны собеседникам, позволяет им использовать мимику и жесты как способ восполнения неточности выражений, неизбежной в неформальной речи. | 3. Ситуативность неважна. Создаваемые тексты, конечно, ориентированы на определенную ситуацию, но отсутствие собеседника (в письменной форме) не позволяет использовать невербальные средства. Полнота и ясность выражения смысла (главное в книжной речи) достигается за счет связности и доступности изложения, имеющего более или менее длительную протяженность во времени (на письме или в устной форме). |
4.Спонтанность и непринужденность. Условия непосредственного общения не позволяют заранее спланировать разговор, собеседники вмешиваются в речь друг друга, уточняя или меняя тему разговора; говорящий может перебивать сам себя, что-то вспоминая, возвращаясь к уже сказанному. | 4. Подготовленность В книжной речи преобладает развернутое изложение, как правило, логически организованное, с детальным перечислением обстоятельств, с солидной аргументацией и т. д. Неслучайно именно в рамках книжной речи выработаны такие формы изложения, как повествование, рассуждение, доказательство. Книжный синтаксис отличается полнотой грамматического оформления конструкций. Книжная речь строится по нормам литературного языка, их нарушение недопустимо. |
5.Непринужденность речи неизбежно усиливает ее эмоциональную окраску, выдвигает на первый план эмотивное восприятие говорящим как темы разговора, так и собеседника. | 5.Эмоциональность в письменной форме часто отсутствует. |
6. Разговорная речь используется на полуофициальных заседаниях, совещаниях, на неофициальных или полуофициальных юбилеях, торжествах, дружеских застольях, встречах, при доверительных беседах начальника с подчиненным, в обиходно-бытовой, семейной обстановке. | 6. Книжная речь обслуживает политическую, законодательную, научную, управленческую сферы общения (конгрессы, симпозиумы, конференции, заседания, совещания) |
Существительных — TIP Sheets — Butte College
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Вероятно, первым настоящим словом, которое вы когда-либо использовали, было существительное — слово типа мама , папа , машина 7 или
печенье 8. Большинство детей начинают свой словарный запас с существительных. Существительное называет некоторую
вещь : лицо, место или вещь. Большинство других частей нашего языка либо описывают существительные, либо говорят, что существительное делает, либо заменяют существительное.Существительные имеют следующие характеристики:
- Они бывают абстрактными или конкретными.
- Они правильные или общие.
- Большинство из них в единственном или множественном числе, но. ..
- Некоторые коллективные.
В английском языке существительным часто предшествуют маркеры существительных — артикли/прилагательные a , an , the , или некоторые например; или притяжательные слова, такие как мой или твой . Существительное всегда следует за маркером существительного, хотя между ними могут стоять прилагательные или другие слова:
Мой бывший соседка по комнате
Солнечный июнь День
Объектив и очень тщательная оценка
Некоторые экзистенциальные тревоги
. Из -за их существительных, вы могли бы уверенно предположить, что -й комната , день , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . оценка и angst — существительные (даже если вы не знали, что такое angst ). Хотя не всем существительным предшествуют маркеры, вы можете использовать тест маркеров существительных, чтобы идентифицировать многие, включая абстрактные существительные. Рассмотрим этот пример:
Энтузиазм и готовность упорно трудиться являются лекарством от экзистенциальной тревоги многих студентов.
Средство помечено как существительное маркером существительного a . Angst предшествует маркер существительного the . Студентам предшествует прилагательное (прилагательные изменяют существительные) много . Проверьте остальные слова: можете ли вы иметь энтузиазм или немного энтузиазма ? Конечно: «У меня an энтузиазм для катания на сноуборде» или «Покажи энтузиазм !» Итак, энтузиазм — это существительное. Можете ли вы иметь и или какой-то и ? Э-э, нет. Итак, и не являются Можете ли вы иметь готовность или некоторую готовность ? Конечно, вы можете иметь «готовность учиться», готовность также является существительным.
Каждое существительное может быть либо абстрактным, либо конкретным. энтузиазм , готовность и тревога являются абстрактными существительными. Абстрактные существительные обозначают вещи, которые мы не можем увидеть, потрогать или обнаружить с помощью наших органов чувств. Абстрактные существительные называют идеи ( экзистенциализм , демократия ), размеры ( вес , процент ), эмоции ( любовь , тревога ) или качества ( ответственность ). Конкретные существительные, с другой стороны, называют людей, включая животных ( кузенов , кролика Роджера ), места ( пляж , Чико ) или вещи, которые мы можем увидеть, потрогать или иным образом обнаружить с помощью наших органов чувств ( дым , пиво ).
Каждое существительное может быть либо собственным, либо нарицательным.
Имя собственное определяет конкретного человека, животное, место, вещь или идею — Кролик Роджер , например. Первая буква каждого слова имени собственного пишется с большой буквы. Имя нарицательное не называет конкретного человека или вещь; скорее, это относится ко всему классу или типу. Имена нарицательные не требуют написания с заглавной буквы.
Имя собственное (с заглавной буквы) | имя нарицательное | |
Sierra Nevada Crystal Wheat | — его любимый | пиво. |
Грачи и Рейнджеры | наши местные футбольные и бейсбольные | команд. |
Бидуэлл Парк | один из крупнейших муниципальных | парков. |
Семейная ферма Лундберг | экологически чистый органический | ферма. |
Большинство существительных в единственном или множественном числе. ..
Большинство существительных образуются во множественном числе с добавлением s или es . Таким образом, инструкторов становятся инструкторами , а класс становится классом . Некоторые существительные имеют неправильную форму множественного числа: мужчина становится мужчина , а женщина становится женщина . Ребенок становится детьми , а человек становится человек .
Многие люди, как мужчины, так и женщины, верят, что дети станут лекарством от их экзистенциальной тревоги.
Некоторые существительные имеют одинаковую форму как в единственном, так и во множественном числе: «A лось переходит реку. Нет, подождите— три лоси переходят реку!»
…но некоторые существительные являются собирательными. группа многих вещей, она обычно имеет форму единственного числа Мы думаем о собирательном существительном как о единственном числе, потому что его члены действуют единодушно:
Армия уходит из тех азиатских стран, которые ведут переговоры.
Здесь армия — собирательное существительное, относящееся к группе многих людей, действующих с единой волей. Мы относимся к нему как к существительному в единственном числе. Страны — существительное во множественном числе. Если бы несколько стран объединились, чтобы сформировать альянс, мы могли бы сказать так:
Азиатский альянс объединяется в своей решимости дать отпор иностранным захватчикам.
В некоторых случаях собирательное существительное описывает группу, которая не действует единодушно, члены которой скорее предпринимают независимые, расходящиеся действия. В этом случае собирательное существительное рассматривается как множественное число, чтобы отразить множественность действий участников:
Жюри не смогло прийти к единому мнению.
Если бы присяжные пришли к единогласному решению, мы бы сказали:
Присяжные единогласно вынесли свой вердикт.
Основная структура предложения — СОВЕТНЫЕ листы
ОСНОВНАЯ СТРУКТУРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Части предложения: подлежащее, сказуемое, дополнение, косвенное дополнение, дополнение
Каждое слово в предложении служит определенной цели предложение. По правилам грамматики структура предложения иногда может быть довольно сложной. Однако для простоты здесь обсуждаются основные части предложения.
Двумя основными частями предложения являются подлежащее и сказуемое .
СУБЪЕКТ
Субъект предложения — это лицо, место или вещь, которые выполняют действие предложения. Подлежащее представляет то, о чем или о ком идет речь в предложении. Простое подлежащее обычно содержит существительное или местоимение и может включать изменяющие слова, фразы или предложения.
Мужчина . . .
ПРЕДИКАТ
Предикат выражает действие или нахождение в предложении. Простое сказуемое содержит глагол, а также может содержать модифицирующие слова, фразы или предложения.
Мужчина / строит дом .
Подлежащее и сказуемое составляют две основные структурные части любого полного предложения. Кроме того, есть и другие элементы, содержащиеся в подлежащем или сказуемом, которые добавляют смысл или детали. Эти элементы включают в себя прямой объект, косвенный объект и подлежащее дополнение. Все эти элементы могут быть расширены и объединены в простые, составные, сложные или составные/сложные предложения. (См. СОВЕТ по теме «Тип предложения и его цель».)
ПРЯМОЕ ОПОЛОЖЕНИЕ
Прямое дополнение получает действие предложения. Прямой объект обычно является существительным или местоимением.
Мужчина строит дом .
Человек строит из .
КОСВЕННОЕ ОБЪЕКТ
Косвенное дополнение указывает, кому или для кого совершается действие предложения. Косвенный объект обычно является существительным или местоимением.
Человек строит свою семью дом.
Человек строит их дом.