Разновидности речи и их особенности: Виды речи, их характеристика.

Содержание

Виды речи, их характеристика.

Существуют различные виды речи: речь внешняя и речь внутренняя, устная речь и письменная речь, речь диалогическая и речь монологическая, эгоцентрическая речь. Каждый вид речи характеризуется своими структурными особенностями, спецификой построения и функциями.

Рассмотрим первую оппозицию: речь внешняя и речь внутренняя. Внешняя речь представляет собой процесс, при котором используются языковые значения для реального общения. Она включает речь письменную и речь устную, которая, в свою очередь, делится на речь диалогическую и речь монологическую.

Речь устная — это внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь, служащая для общения в условиях непосредственного контакта. Устная речь может быть диалогической и монологической. Диалогическая речь — речь ситуативная (собеседники объединены общностью ситуации), поэтому эта речь обычно бывает не полностью развернутой, многое в ней не высказывается, а подразумевается. Большое значение в диалогической речи приобретают выразительные средства, сопровождающие ее, такие, как интонация, модуляции голоса, голосовые подчеркивания, ритм, паузы, мимика, пантомимика.

Монологическая речь — речь одного человека, не перебиваемая репликами других людей (лектора, докладчика, оратора или любого человека, подробно рассказывающего о событиях собственной жизни, о прочитанной книге и т.д.). Эта речь более развернута и грамматически лучше оформлена, чем диалогическая, и требует обычно предварительной подготовки. Существенная черта монологической речи — логическая связность высказываемых мыслей и системность изложения, подчиненные определенному плану. По этой своей характеристике монологическая речь приближается к речи письменной. В то же время монологическая речь располагает выразительными средствами диалогической речи, перечисленными выше. Имеются специальные конструкции, характерные только для монологической речи — повторы или перефразировки отдельных высказываний, вопросы, обращенные к аудитории, и др.

Письменная речь — речь, закрепленная в виде письменного текста. По мнению С.Л.Рубинштейна, «письменная речь служит обычно для нужд более отвлеченной мысли». Письменная речь отличается от устной не только тем, что использует графический код (письменность), но и тем, что имеет специфическую организацию: ей свойственно развернутое построение — типичные синтаксические конструкции, строгая системность и логическая связность изложения, продуманность, плановость. Для выражения эмоциональности в письменной речи используются особые сочетания слов, их расстановка, знаки препинания, стилистические приемы.

Обратимся      к      внутренней      речи.      Внутренняя      речь непосредственно   не   служит   средством   общения.   Выделяют   три основных типа внутренней речи.

1) Внутреннее проговаривание — «речь минус звук», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации (произнесения звуков). Например, решать мыслительные задачи в затрудненных условиях легче, если проговаривать «про себя» ход решения.

2) Собственно внутренняя речь, выступающая как средство мышления.

Наиболее полно структурные и семантические особенности этого типа внутренней речи были изучены Л. С.Выготским. Приведем основные характеристики внутренней речи, выделенные Л.С.Выготским.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Отрывочность, фрагментарность, сокращенность внутренней речи за счет опускания подлежащего и относящихся к нему слов. Предикативность — оперирование предикатами (психологическими сказуемыми). Иллюстрируя эту характеристику, Л.С.Выготский приводит такой пример: «Представим, что несколько человек ожидает на трамвайной остановке трамвая. Никогда кто-либо из этих людей, заметив приближающийся трамвай, не скажет в развернутом виде: «Трамвай «Б», которого мы ожидаем, чтобы поехать туда-то, идет», но всегда высказывание будет сокращено до одного сказуемого: «Идет» или «Б»». Примерно так ж

Убеждающие речи и их жанры. Особенности убеждающих речей — КиберПедия

Убедить – значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Такая речь стремится определить образ мышления и поведения, но не представляет собой призыва к непосредственному действию. Предмет речи – вопросы факта (что представляет правду, а что нет) или вопросы поведения (что надо делать, а что не надо).

Важнейшие жанры убеждающей речи:политическая и экономическая программы, парламентское выступление, обвинительная, защитительная и самозащитительная речи и др.

Принципы построения убеждающей речи.Убеждающую речь любого вида составляет единая, цельная система аргументации, при компоновке которой доминирующим является принцип сочетания рационально-логической и эмоционально-риторической аргументации, рассуждения и внушения.

Соотношение рационального и эмоционального в устной речи – это взаимосвязь содержания и формы в их диалектическом единстве. Под рациональным в публичном выступлении понимаются прежде всего знания, фактический материал, аргументация, составляющие первооснову содержания и убедительности воздействия на слушателей. Эмоциональное

– это фон, который создается интонацией, силой жеста, выразительностью мимики, энергией и поведением говорящего. Для создания необходимого эмоционального фона важно уметь пользоваться образными и наглядными средствами, яркими запоминающимися примерами и др. для того, чтобы рациональное содержание стало зримым, выпуклым, конкретным и оттого максимально убедительным. Помогают подчеркнуть содержание, сделать речь ярче, выразительнее, эмоционально насыщеннее тропы, фигуры, пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения, юмор.

Что бы ни делал человек, его деятельность выступает как проявление трех составляющих психики – сознания, подсознания и моторики. Чтобы побудить собеседника к активности, нужно воздействовать на его сознание, возбудить подсознание (эмоциональную сторону) и включить в соответствующую деятельность.

Желаемый отклик убеждающей речи – воля слушателей к целеустремленному мышлению и, как следствие, к действию. Процесс убеждения идет как на сознательном, так и на подсознательном уровнях, т. е. используются логические и психологические доводы. Повлиять на взгляды аудитории можно только двумя методами – убеждением и внушением. Эти способы воздействия на аудиторию не существуют изолированно друг от друга. Логические соображения часто подкрепляются приемами, непосредственно влияющими на желания и чувства. С другой стороны, чем выше интеллектуальный уровень слушателей, тем более они будут полагаться на разумные доводы, склоняющие к убеждению и действию; чем более вески логические доказательства, тем более устойчиво психологическое воздействие.



Логические доводы – это применение суждений, примеров, статистических данных, компетентных мнений, цель которых – вызвать убеждение и соответствующее действие. Все логические методы можно классифицировать как индуктивные и дедуктивные.

Индукция – умозаключение от частного к общему, дедукция – общего к частному. Мы применяем индукцию, когда из наблюдения массы частных случаев делаем обобщающий вывод обо всей совокупности таких случаев. Частными случаями могут быть предметы, взаимоотношения, качества, положения. Мы пользуемся дедукцией, когда из суждения о правильности общего убеждения или принципа делаем вывод, что правильны и отдельные случаи их приложения. Этот положенный в основу принцип не должен быть общим в самом широком смысле слова; он обладает только большей общностью, чем извлекаемые из него выводы.

Психологические доводы – воздействие оратора на чувства аудитории. Следует учитывать установки слушателей и строить и развивать свою речь так, чтобы она пробуждала интересы, соответствующие цели коммуникации. Оратор должен также преодолеть или оставить в состоянии покоя те желания слушателей, которые стали бы препятствием к формированию убеждения или готовности действовать. Мотивом убеждений и действий может оказаться одно или несколько из потребностей, испытываемых людьми в повседневной жизни.

Целевые установки убеждающей речи, таким образом, могут быть связаны непосредственно с инстинктом самосохранения, стремлением к физическому благополучию, которое включает не только желание безопасности, но и свободы и деятельности. С ними связаны мотивы физического порядка – стремление к удобству, комфорту и ко всему, что соответствует привычкам. Опытным оратором учитываются экономические и профессиональные стремления аудитории; стремления к благополучию своей семьи, к хорошей репутации, к престижу, к завоеванию авторитета или власти. Когда нет других противоположных интересов, слушатели с большой охотой поддержат то, что предлагается им как истина и справедливость. Стоит только по-настоящему пробудить чувство справедливости, великодушия, сострадания, как слушатели будут настаивать на действиях, направленных на подавление зла.



43.Призывающие к действию речи содержат необходимые фактические данные, пробуждают психическую восприимчивость, приводят к согласию, и обладают специфической особенностью: они должны заставить слушателей почувствовать потребность сделать то, к чему их призывает оратор. Призыв к действию бывает прямым или косвенным; действие может наступить когда-нибудь или немедленно. Но имеются в виду действия самих слушателей, а не отсутствующих.

Задача побуждающей речи – вызвать к действию мотивы, определяющие взгляды людей на их поведение. Разновидности и жанры призывающей к действию речи: политическое выступление (в частности, речь на митинге, воззвание и лозунг). Речь, призывающая к действию, направлена на то, чтобы склонить слушателей к определенному мнению, к выполнению того, о чем просят, к чему призывают. Призывы делятся на

социальные (направлены на поддержку различных благотворительных мероприятий, улучшающих жизнь общества и отдельного человека), политические (призывают голосовать за того или иного кандидата на официальный пост во время выборов, участвовать в референдуме, митинге, акции протеста и т. п.), коммерческие (реклама, характеристика каких-либо товаров, услуг, предложение совершить сделку и т. п.), призывы личностного характера (предлагают научиться хорошо говорить, правильно питаться, бороться с вредными привычками и т. п.)

Среди призывающих к действию речей деление может быть произведено по степени интенсивности побуждения: речи с небольшой интенсивностью (совет, просьба, предложение) и речи с сильной интенсивностью (приказ, воззвание, ультиматум). Главным элементом побуждающей к действию речи является формулирование проблемы. Чем меньше аудитория задумывалась над вопросом, по которому выступает оратор, тем более яркими красками должна быть нарисована безвыходность ситуации, показана крайняя необходимость разрешения этой назревшей проблемы. Если сущность проблемы неясна слушателям, нельзя ожидать, что они откликнутся на речь.

44.Развлекательнные речи Основная общая цель всей жанровой группы развлекательной речи.Развлекательная речь не содержит иной цели, кроме заключающейся в самом ее названии. Она сама по себе должна развлечь и потешить слушателя. Можно было бы сказать, что ее цель просто поддержать внимание и интерес слушателя, но здесь имеется в виду занимательность – интерес как самоцель. Ее часто слышишь на банкете и в иной обстановке, где люди в приятном общении проводят время. В ней и шутка, и серьезная мысль, и правда, и вымысел. Она или проникнутое единством связное повествование, или состоит из анекдотов. В ней юмор, много личного, ирония, насмешливая серьезность, карикатура и преувеличения. Разновидностями развлекательных речей являются речи комические и драматические. Развлекательная речь может быть юмористической (комической) или драматической – повествованием с захватывающим сюжетом. Если речь должна быть юмористической, стоит подумать о шутливых нападках на привычки, на образ жизни и поведение людей в целом или определенной группы. Допустимы преувеличения в описании обычных ситуаций или личных качеств; уместен иронический показ оборотной стороны того, о чем вы говорите; целесообразно прибегать к умолчанию и внезапной развязке. Возможно использование исторических анекдотов – рассказов о забавных историях, произошедших с великими людьми. Если вы решили отказаться от комической речи, то это может быть рассказ или описание известного вам или лично пережитого события, например, рассказ об охоте, рыбалке, о научной экспедиции, о посещении завода, киностудии или рассказ о каком- либо захватывающем событии, например, об оказании помощи при наводнении, пожаре, о восхождении на горные вершины или о погружении в морские глубины и т. д. В рассказе обязательно должен присутствовать эпизод, связанный с опасностью и борьбой, элементы драматизма. Драматические элементы в речи – это конфликт, ожидание, развязка. Подобные истории можно представить от первого лица, в настоящем времени. Это создает впечатление, что событие развертывается при слушателях — «эффект соучастия». Важнейшие жанры развлекательной речи: застольная речь (тост), устный бытовой рассказ и др. Ведущие принципы создания развлекательной речи: Принцип доминирования юмористической тональности комического. Развлекательная речь должна потешить слушателей, создать позитивное настроение, психологический фон релаксации, а значит, здесь доминирует юмористическая тональность – смех от радостной беспечности и избытка сил и свободы в сочетании с неограниченной фантазией незлобного рассудка. Принцип калейдоскопичности приемов комического. Развлекательной речи присуще игровое, карнавальное, празднично-веселое изложение; здесь сочетаются самые разнообразные приемы комического.

45.Сокровенные речи Основная общая цель всей жанровой группы сокровенной речи. Этот вид речи не предназначен для широкой публики. С такой речью обращаются к очень близким людям, делясь с ними самыми сокровенными чувствами. Потребность в такой речи возникает в минуты душевных потрясений, переживаний глубоко личных и в то же время имеющих причастность к чувствам других людей. Такие речи не создаются по заказу и не планируются заранее. Они – движение души, познавшей глубины горя или счастья. Их цель – поделиться переживаниями, разобраться в собственных ощущениях. К важнейшим жанрам сокровенной речи относятся исповедь, любовное признание, дневниковая запись, личное письмо. Сфера применения данного вида речи довольно сужена, аудитория, как правило, состоит из одного-двух (редко – более) слушателей. (Исключением являются письма- исповеди в редакцию радиопрограмм, но здесь уместно говорить скорее о пограничных с другими жанровыми сферами характеристиках жанра.)

46. Диалогические речи. Искусство беседы. Основные разновидности беседы: непринужденная дружеская беседа, первая беседа с незнакомым человеком, беседа светского характера, деловая беседа и др.

Межличностное общение может осуществляться в разных формах, основные из которых — диалог и монолог. Диалог– вид коммуникативной деятельности, в течение которой совместная цель партнеров достигается с помощью тех или иных высказываний одного партнера и осмысления этих высказываний другим. Для диалога характерно, что собеседники меняются ролями говорящего и слушающего.

Искусство беседы.

1)Внимательно слушать так же тяжело, как и рассказывать занимательно, поэтому очень важно научиться слушать собеседника. И даже когда Вы не согласны с его мнением по какому-либо поводу, лучше всего дослушать до конца, а затем высказывать свою точку зрения.

2)Нужно стараться затрагивать только те темы, которые будут интересны всем участникам беседы.
3) Не стоит хватать собеседника за руку, хлопать по плечу. Нужно учиться привлекать внимание словами, а не жестами. Чрезмерная жестикуляция смешна.
4) Не стоит добиваться внимания собеседников криком. Великие ораторы древности начинали свое выступление шепотом, тем самым, заставляя зрителей прислушиваться к каждому слову, и добивались таким образом всеобщего внимания и восхищения.
5) Говорить надо четко, не повышая и не понижая голос, не бормотать, не торопиться, не глотать слова.

Основных видов беседы семь:

1. Непринужденная дружеская беседа.

2. Проблемная беседа.

3. Ознакомительная беседа.

4. Светская или салонная беседа.

5. Деловая беседа.

6. Информационная беседа.

7. Застольная беседа.

Непринужденная дружеская беседа важна созданием атмосферы общего душевного комфорта. Дружеская беседа – это, по сути дела, эмоциональная речь со всеми характерными чертами этого жанра – ориентацией на психологию, а не на логику и факты.

Ознакомительная, или разведочная беседа.Это,прежде всего размен информации. Начинают обычно с анкетных данных – фамилия, имя, отчество, профессия, место работы, иногда еще семейное положение, далее – сфера интересов собеседника. Важно почувствовать запретные темы, которые могут нанести ущерб ему или вам; натолкнувшись на такую тему, сразу же необходимо сворачивать на другой путь. С незнакомцем нужно быть не более откровенным, чем он с вами.

Светская, или салонная беседа– во многом вынужденный разговорный жанр. Главное здесь — создать атмосферу хотя бы внешней беззаботности, разгрузки от повседневной суеты.

Деловая беседа по своей сути – это переговоры, торг, размен уступок при поиске общих элементов в заведомо различных интересах. Цель деловой беседы – выявить что-то общее, четко оформить и закрепить в той или иной форме договора.

47. Понятия «спор» и «эристика». Основные формы состязательного обмена мнениями: дискуссия, полемика, диспут, прения и дебаты (анализ содержания перечисленных терминов). Стихийный и организованный публичный спор. Важнейшие принципы корректного ведения публичного диалога. Спор – это публичное обсуждение проблем, интересующих участников обсуждения, вызванное желанием как можно глубже, обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах; это столкновение различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения.

Убеждение в споре называется «эристика». Эристика является интегральным искусством, которое возникло на стыке знаний и умений, вырабатываемых логикой, психологией, этикой и риторикой.

дискуссией называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

Диспут – публичное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных проблем. Полемика – вид спора, в рамках которого основные усилия сторон направлены на утверждение (победу) своей позиции относительно обсуждаемого предмета. Полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью

защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

дебаты (прения) – обмен мнениями по каким-либо вопросам; прения – обсуждение какого-либо вопроса, публичный спор по каким-либо вопросам. Словами дебаты, прения, как правило, именуют споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях и т. п.

Споры бывают организованные и неорганизованные. Организованные споры планируются, готовятся, проводятся под руководством специалистов. Полемисты имеют возможность заранее познакомиться с предметом спора, подобрать необходимые аргументы. Но спор может возникнуть и стихийно. Такое нередко случается в учебном процессе, на собраниях и заседаниях, в бытовом общении. Неорганизованные, стихийные споры, как правило, менее продуктивны. В подобных спорах выступления участников бывают недостаточно аргументированными.

Принципы ведения публичн.диалога: 1. Не навязывайся. Чем более категорично говорящий формулирует свое мнение, тем менее склонен согласиться с ним слушатель. 2. Выслушай собеседника. Любое общение возможно только тогда, когда говорящий и слушающий имеют общий информационный запас, для определения которого нужно научиться организовывать обратную связь между говорящим и слушающим. 3. Будь дружелюбен. Расположение слушателя быстрее всего завоевывается активной демонстрацией искреннего отношения к нему.

 

Введение

%PDF-1.6 % 1433 0 obj > endobj 982 0 obj > endobj 2080 0 obj >stream Acrobat Distiller 8.0.0 (Windows)Acrobat PDFMaker 8.0 для Word2019-05-27T12:05:45+05:002019-05-23T11:40:14+05:002019-05-27T12:05:45+05:00application/pdf

  • anastasiya.kebel
  • Введение
  • uuid:a2081041-1583-4802-9712-5f2cd74d454euuid:60cd1246-91a1-4187-8993-b6c11957b74fRGPPU1B endstream endobj 1489 0 obj >/Encoding>>>>> endobj 1399 0 obj > endobj 1400 0 obj > endobj 1485 0 obj > endobj 1411 0 obj > endobj 1804 0 obj > endobj 1422 0 obj > endobj 1423 0 obj > endobj 1424 0 obj > endobj 1425 0 obj > endobj 1426 0 obj > endobj 1427 0 obj > endobj 1428 0 obj > endobj 1429 0 obj > endobj 914 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text]/ExtGState>>>/Type/Page>> endobj 916 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text]/ExtGState>>>/Type/Page>> endobj 918 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text]/ExtGState>>>/Type/Page>> endobj 920 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text]/ExtGState>>>/Type/Page>> endobj 922 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text]/ExtGState>>>/Type/Page>> endobj 924 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text]/ExtGState>>>/Type/Page>> endobj 926 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text]/ExtGState>>>/Type/Page>> endobj 928 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text]/ExtGState>>>/Type/Page>> endobj 930 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text]/ExtGState>>>/Type/Page>> endobj 931 0 obj >stream HWn}W)x

    Нарушения речи: виды, причины, признаки, диагностика и лечение

    Что такое нарушения речи? Каковы его причины, признаки, виды, диагностика и лечение? Чем может быть вызван этот симптом? Определение: нарушения речи или речевые расстройства — это проблемы и отклонения речи и нарушения вербальной коммуникации и других смежных областей, в частности, речевой моторики. Симптоматика этих расстройств весьма разнообразна — от неспособности воспринимать речь до логореи или речевого недержания. Кроме того, эти симптомы могут появляться как у детей, так и у взрослых.  В этой статье мы расскажем о том, каковы признаки, виды и классификация нарушений речи, как диагностировать и лечить эти расстройства.

    Причины речевых расстройств

    Причины речевых расстройств многочисленны и разнообразны, и различаются в зависимости от триггера заболевания. Среди органических причин, к которым относятся все связанные с повреждением органов речи, можно выделить:

    • Наследственные причины: когда нарушения речи наследуются от родителей.
    • Врождённые причины: когда речевые расстройства обусловлены приёмом лекарств или осложнениями во время беременности.
    • Перинатальные причины: причиной нарушений речи являются осложнения во время родов.
    • Постнатальные причины: речевые расстройства появляются после рождения, например, в результате преждевременных родов.

    Кроме органических, также бывают функциональные причины, т.е. патологии работы задействованных в речи органов. Эндокринные причины в основном связаны с психомоторным развитием ребёнка. Причины, связанные с окружающей средой, также могут иметь место и влиять на речь — на лингвистические характеристики человека влияет его окружение. И, наконец, психосоматические причины также играют важную роль в развитии речевых расстройств, поскольку наши мысли имеют над нами власть и могут спровоцировать аномальную устную речь. И наоборот, трудности и нарушения речи могут негативно влиять на мышление. Всё это затрудняет корректное говорение и понимание речи.

    Симптомы нарушений речи

    В зависимости от вида речевого расстройства и поражённой области существуют различные симптомы, свидетельствующие о возможном нарушении речи. Говоря о классификации общих симптомов нарушений речи, можно выделить следующие типы симптомов:

    • Симптомы расстройст

    34. 4.

    Проявления речевой деятельности неоднородны, их можно разделить и классифицировать на определенные разновидности по разным признакам.

    Устная речь. Это основной вид вещания, который является звуковым и другие воспринимают с помощью слуха. Устная речь делится на диалогическую и монологическую.

    ДИАЛОГИЧЕСКУЮ РЕЧЬ — это разговор между двумя или несколькими собеседниками, которые меняются ролями того, кто слушает, и того, кто говорит, то есть появляются как пассивный или активный собеседник.

    Разделение на «активного» и «пассивного» участника разговора относительное, поскольку и тот, кто говорит, и тот, кто слушает, проявляют активность, хотя и разного плана. Уровень знания языка, ее лексического богатства, грамматическом строе и фразеологии, практика пользования языком играют важную роль в функционировании диалогической формы вещания. Основой этого процесса является автоматизм, произведенный на системе временных нервных связей.

    Диалогическую речь тесно связано с ситуацией, в которой ведут разговор, и поэтому его называют ситуативным. В то же время оно является контекстуальным, поскольку, здійснюючись как определенная деятельность двух или нескольких лиц, каждое высказывание в значительной степени обусловлено предыдущим высказыванием.

    Диалогическую речь недостаточно организовано грамматически и стилистически. Как правило, оно состоит из простых языковых конструкций, обусловленных контекстом, предыдущими высказываниями. Немалую роль в діалогічному речи играют привычные сочетания слов, реплики, шаблоны, идиоматические выражения, например: «так сказать», «вот», «и кто бы мог подумать».

    МОНОЛОГИЧЕСКУЮ РЕЧЬ — это такое вещание, когда говорит одно лицо, а другие слушают, воспринимают ее язык.

    Примерами монологической речи является доклад, доклад, выступление на собрании, объяснение нового материала на уроке. Это относительно развернутый вид вещания. В нем сравнительно мало используют позамовної информации, полученной из разговорной ситуации. По сравнению с діалогічним монологическую речь в большей степени активный или произвольный вид вещания. В частности, чтобы произнести монолог акт речи, тот, кто говорит, должен осознавать полное содержание мысли и уметь произвольно строить на основании этого содержания собственно высказывания или последовательно несколько высказываний.

    Монологическую речь является организованным разновидностью вещания. Тот, кто говорит, заранее планирует ли программирует не только отдельное слово, предложение, но и весь процесс вещания, весь монолог в общем, иногда мысленно, а иногда как запись в виде плана или конспекта.

    Монологическую речь в развернутых формах требует определенной подготовки, которая заключается в предварительном отборе содержания, четком планировании и соответствующем словесном оформлении.

    ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ — это особый вид языкового процесса, что дает возможность общаться с отсутствующими собеседниками как современникам того, кто пишет, так и тем, что будут жить потом.

    Письменная речь — это разновидность монологической речи, но оно осуществляется как писания и чтения написанного в виде письменных знаков (слов).

    Исторически письменная речь возникло позже от устного и на его почве, по сравнению с устным оно имеет ряд психологических особенностей. Прежде всего оно происходит вне непосредственным контактом с собеседниками, а потому не предусматривает интонации, мимики и жестов восприятия реакции читателя, его реплик, которые имеют важное значение для устной речи. В письменной речи и содержание, и свое отношение к нему надо выразить на бумаге. Поэтому оно более развернуто, чем устное монологическое. В нем надо учитывать будущего читателя, заботиться о том, чтобы письменные знаки были понятны читателю, ему нужно все объяснить, чтобы у него не возникало никаких недоразумений. Итак, письменная речь структурно намного сложнее по сравнению с устным; первое предъявляет больше требований к человеку, нуждается в более развернутого, расчлененного, последовательного, полного изложения мыслей, более строгого соблюдения правил грамматики, подбора слов и выражений. Если в устной речи пропуск отдельных слов можно заполнить определенными виражальними средствами, то такие пропуски делают письменная речь непонятным. Письменная речь — это найдовільніший разновидность речи.

    Чтобы успешно использовать письменная речь, нужно овладеть его средствами. В процессе индивидуального развития человек учится писать и читать значительно позже, чем говорить, но между устной и письменной речью существует тесная связь. Овладение письмом, чтение художественной литературы способствуют дальнейшему развитию устной речи личности, обогащению ее активного словаря и осознанию грамматическом строе. Письменная речь, опираясь на устное, не только дополняет, но и обусловливает определенную его перестройку. Для большинства людей в зависимости от их образования и содержания деятельности письменное изложение мыслей бывает тяжелее, чем устный. Поэтому обучать организованного культурного вещания предусматривает также обучать письменной речи.

    Внутренняя речь. Устная и письменная речь, что может выражаться в діалогічній и монологічній формах, является внешним вещанием. Разновидностью вещания является внутреннее. Из названия следует, что внутренняя речь не направлено на общение с другими людьми. Человек пользуется внутренним вещанием, когда нечто обдумывает, планирует свои действия, не говоря вслух и не записывая на бумаге, не контактируя при этом с другими людьми.

    ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ беззвучное, то есть не произносится вслух, хотя часто проявляется в виде шепота, а то и начинает звучать, переходя в разговор с самим собой. Это случается в случае большого напряжения мысли, что сопровождается выраженными эмоциями.

    По структуре внутренняя речь отличается от внешнего тем, что оно очень сокращенное, уривчасте, в нем нет большинства второстепенных членов предложения. Вследствие этого внутреннее вещание производит впечатление бессвязности и непонятности, в предложении часто остается только подлежащее и сказуемое, что является центром мысли, вокруг которого объединяются образы. Возможность такого сокращения внутреннего вещания связана с тем, что человеку, который рассуждает мысленно, хорошо известно, о чем идет речь. Поэтому и отпадает якобы необходимость развернуто излагать свои мысли для себя. Привычка думать таким «сокращенным» способом имеет и недостатки. Часто то, что будто вполне объяснимо во внутреннем речи, по его упрощенной и ускоренной синтаксической структурой оказывается отнюдь не таким понятным, когда приходится пересказывать содержание мысли другим людям: отдельные моменты непонятны, мысли неаргументированными, логично непоследовательными. Известны случаи, когда хорошо понятную мысль передать в связном вещании устно или письменно невозможно.

    Внутреннее вещание возникло в процессе речевого общения людей через усложнение задач и содержания деятельности. Оно порождается потребностью прежде чем высказать нечто устно или письменно, спланировать его, наметить основные контуры, построить высказывание, схему рассуждения.

    Обе разновидности речи человека — внешнее и внутреннее — находятся в тесной взаимосвязи и постоянных взаємопереходах. Легкость и скорость таких взаимопереходе зависят от многих условий, а именно: содержания, сложности и новизны умственной деятельности, речевого опыта и индивидуальных особенностей человека.

    Речи в различных человек имеет индивидуальные особенности, проявляющиеся в темпе, ритме, эмоциональность, выразительность, точность, плавности, звучании, логической последовательности, образности выражения мнений.

    Индивидуальные особенности речи человека зависят от ее умение владеть речью, использовать его как средство общения, регулировать его. В зависимости от этого одни люди болтливы, другим присуща определенная сдержанность, уединенность. Волевая саморегуляция вещания является важным аспектом его функционирования. Характер деятельности сказывается на вещании и в то же время требует владения определенными его особенностями. Каждый специалист выдвигает собственные, специфические требования отношение к речи. Вещание должно быть не только стилистически и логично совершенным, но и убедительным, эмоционально-образным, научно доказательным и влиятельным. Такие свойства профессиональной речи не просто формируются в процессе приобретения практического опыта, они нуждаются также собственной саморегуляции, стремление к совершенствованию речи.

     

    1.  Баев Б.Ф. Психология внутреннего вещания. — К.: Высшая школа, 1966.

    2.  Богин Г.И. Уровни и компоненты речевой способности человека: Учеб. пособие. — Калинин, 1975.

    3.  Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог, специальностей. — Львов: Край, 2005.

    4.  Жижкин Н.И. Речь как проводник информации. — М., 1982.

    5. Общая психология: Підруч. для студентов высш. учеб. заведений / Под общ. ред. акад. С.Д.Максименка. — К.: Форум, 2002.

    6.  Кучинский Г.М. Психология внутреннего монолога. — Минск, 1988.

    7.  Леонтьева А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Наука, 1974.

    8.  Лурия А.Р. Язык сознания. — М.: Просвещение, 1995.

    9. Психология / Под ред. Г.С. Костюка. — К.: Сов. школа, 1968.

    10.  Розов А.И. Речевая деятельность как преодоление конфликтной ситуации / / Вопр. психологии. — 1987. — №6.

    11.  Ушакова Т.Н. Проблема внутренней речи / / Вопр. психологии. — 1985. — №2.

    12.  Ушакова Т.Н. Речь человека в общении. — М., 1989.

    13.  Фрумкина P.M. Психолингвистика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

    14.  Хомский Н. Язык и мышление. — М.: Прогресс, 1972.

    15.  Байкушев С. Серьезно о сверхестественном. — М.: Мысль, 1991.

    16.  Грофф С. За пределами мозга. — М.: Изд-во Моск-го трансперсонального центра, 1993.

    17.  Донченко Е.А. Социетальная психика. — К.: Наукова думка, 1994

    особенности и уровни речевого развития

    В возрасте от 3 до 7 лет происходят самые значительные речевые изменения. Формируется словарный запас, качественно меняется лексическая и фонетическая сторона речи. Развитие речи детей дошкольного возраста проходит в несколько этапов, на каждом из них ребенок приобретает новые умения и становится на ступеньку выше в использовании слова. 

    Значение развития речи у детей в дошкольном возрасте

    Развитие речи у детей многими взрослыми воспринимается как главный показатель интеллекта. Такой подход объясняется тем, что в высказываниях и разговоре прослеживается осведомленность и логика. Безусловно, мышление и речь как психические процессы тесно взаимосвязаны. Но речевое развитие является только частью интеллектуального уровня личности.

    В то же время, для дошкольника речь – многофункциональное средство. С ее помощью он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Слова помогают ребенку закрепить в сознании результат предметной деятельности. Благодаря речи дети приходят к восприятию и использованию образов.

    Речь дошкольника эгоцентрична и спонтанна. Он больше говорит для самого себя, используя повторения и монолог. Это как мысли вслух, с произношением которых приходит понимание. Слова служат усилителем деятельности и поддерживают ребенка в его действиях.

    Для детей дошкольного возраста в равной степени важны познавательная и коммуникативная функции речи. Слушая взрослых, они впитывают информацию и открывают окружающий мир. В то же время, дети учатся говорить и стремятся быть понятыми.

    Задачи речевого развития

    Психоречевое развитие ребенка происходит, прежде всего, в силу закономерных процессов созревания организма и становления личности. Все, чем неосознанно руководствуется малыш, познавая мир, — это его потребности. Взрослые же прекрасно понимают, что ребенок должен за несколько лет осилить немалый путь в развитии речи. К тому времени, когда наступит пора идти в школу, дошкольнику необходимо:

    • Знать и использовать много слов
    • Понятно и связно говорить
    • Используя речь, получать различную познавательную информацию
    • Общаться со сверстниками и взрослыми

    Перечисленные задачи – самые важные в речевом развитии детей дошкольного возраста. Они решаются постепенно на каждом возрастном этапе.

    Психологические особенности и этапы формирования речи дошкольников

    Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста обусловлены тем, что каждый год их жизни задает свой темп и ритм. Годы дошкольного детства насыщены освоением действий, формированием психических процессов, накоплением эмоционального опыта.

    Если сравнить, каким ребенок был год назад, и каким он стал через год, то эти перемены разительны. Речевые навыки за такой промежуток времени меняются кардинально. В активном словаре ребенка количество слов может увеличиться почти в 2 раза, высказывания становятся образными и эмоциональными. С каждым годом дошкольник переходит на новый уровень речевого развития.

    Становление речи ребенка от 3 до 4 лет

    С каким речевым багажом дети входят в дошкольный возрастной период? Они знают уже более 1,5 тысячи слов. В их высказываниях встречаются практически все части речи с преобладанием глаголов и существительных.

    Ребенок уже не довольствуется показом действий, а стремится их описать и объяснить словами. Речь в 3-4 года еще аграмматична. Отдельные слова объединяются неуклюже, отражая исключительно интерес, потребность и желание ребенка. Никакой логики и умозаключений на этом этапе не прослеживается. Предложения простые и короткие.

    Мышление ребенка еще сильно привязано к наглядной ситуации и основывается на сиюминутных впечатлениях. Поэтому его речь ситуативна. Это значит, что без внешних подсказок в виде окружающих предметов или явлений, сложно понять, о чем говорит малыш.

    Фонематический слух ребенка уже сформирован, но многие звуки еще не даются в произношении по причине сложной артикуляции. Особенно трудно справляться со словами, где идут подряд несколько согласных звуков. Дети такие сложные моменты искажают или вообще пропускают.

    Формирование речевых навыков у детей от 4 до 5 лет

    Дошкольник в 4 года оперирует значительным запасом слов, активно использует простые предложения. В некоторых звукосочетаниях удается произносить шипящие, но произношение еще неустойчивое. Ребенок настойчиво повторяет, если окружающие не могут сообразить, о чем он говорит.

    Формируется ориентировка на звучание слова. Дети начинают придумывать лишенные смысла слова, но так, чтобы получалась забавная рифма: кашка-малашка, котенок-потенок…

    Такое желание выискивать речевые аналогии называют словотворчеством. Оно постепенно активизируется, начиная с 3-х лет, и наиболее ярко проявляется к 4,5-5 годам. Это оригинальная практика, которая помогает ребенку в процессе экспериментирования многое познать в родном языке. Появление словотворчества – признак того, что у дошкольника наступает первичное овладение грамотой.

    К 5-ти годам грамматический строй речи в высказываниях приобретает новый уровень. Дошкольник составляет сложноподчиненные предложения, учитывает порядок следования слов, употребляет слова в соответствующих падежах, изменяет по родам и числам.

    Но выделяются еще далеко не все грамматические формы. Даже пятилетки, не задумываясь, могут употребить «я высокее Коли», «мой карандаш тонкее» и другие подобные высказывания.

    Особенности развития речи дошкольника 5-7 лет

    Речевые навыки поднимаются на новый уровень в старшем дошкольном возрасте, когда на смену ситуативным простым предложениям постепенно приходит связная речь.

    Связной или контекстной называют такую речь, которая связана смысловым содержанием. Это содержание довольно полно раскрывает мысль или намерение говорящего, а мысль выражается последовательно и правильно построенными предложениями.

    Познавательно речевое развитие старших дошкольников позволяет им излагать свои мысли понятным языком. В этом возрасте дети говорят, ориентируясь на слушателя.

    6-летка осваивает речевое планирование. Если ранее слова сопровождали действие или шли за ними, то в старшем дошкольном возрасте они выходят на первый план. Дошкольник сначала продумывает и рассказывает, что он намеревается сделать.

    Важным достижением является появление речевых форм деятельности. Старший дошкольник воспринимает как деятельность слушание, рассказывание, чтение, рассуждения.

    Нормы развития речи у дошкольника от 3 до 7 лет

    Результаты исследований речи дошкольников дают возможность установить усредненные показатели. Рассмотрим, какие уровни речевого развития предполагаются на каждом возрастном этапе – у младших, средних и старших дошкольников. Для удобства представим данные в таблице.

    Таблица. Ориентировочные нормы речевого развития детей дошкольного возраста

    ВозрастСловарный запасУровень развития речи
    3-4 годадо 1900 словРечь ситуативна, с использованием неопределенных форм там, такой.

    Составляет простые предложения. Использует глаголы, существительные и местоимения (часто указательные этот, тот).

    Произношение: смягчает звучание, не выговаривает звук Р, реже –Л, К, Г. заменяет шипящие на свистящие.

    4-5,5 лет2000-2500 словРасширяет использование прилагательных.

    Буквально понимает значение слова. Интересуется звучанием слова, сочиняет рифмы и новые созвучные слова.

    Использует уменьшительные суффиксы.

    Использует союзы а, и, но, а также подчиненные что, когда, потому что

    Выражает количественные и качественные отношения: много-мало, высокий-низкий

    Произношение: преодолевает смягчение, осваивает почти все звуки, частично справляется с произношением Р.

    5,5-7 летдо 4000 словРечь связная и развернутая.

    Составляет сообщения из нескольких предложений, объединенных общим смыслом.

    Правильно строит предложения с точки зрения грамматики. Видоизменяет слова при помощи суффиксов.

    Осваивает склонение существительных и спряжение глаголов.

    Звукопроизношение должно быть правильным.

     

    Активность родителей в развитии речи ребенка

    Родителям важно учитывать, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп развития. Замечая у своего дитя проблемы в развитии речи в дошкольном периоде и некоторое расхождение с нормами, им не стоит ревностно сравнивать с другими и догонять сверстников, во что бы то ни стало. Однако оставлять без внимания этот вопрос нельзя.

    Родительская помощь необходима дошкольнику в познавательно речевом развитии. Дети при поддержке родителей успешно продвигаются в следующих направлениях:

    В повседневном общении с ребенком у родителей есть сотни возможностей употреблять новые понятия и пояснять, что они означают. Такое простое участие взрослых значительно расширит активный словарик дошкольника.

    Словотворчество позволяет ребенку лучше понять язык и способствует развитию чувства ритма. Кроме пользы в речевом развитии, это занятие приносит несказанное удовольствие детям. Эмоциональность речи, совместное придумывание с мамой или папой новых слов всегда сопровождается смехом и радостным настроением.

    Родители могут успешно обучать ребенка словесным описаниям. Взрослый может рассказывать истории и описывать происходящее дошкольнику, подавая пример связного высказывания, а потом предложить ему подобным образом описать, что тот видит вокруг. Такие занятия просты в исполнении, их можно реализовать в любой обстановке – дома или на прогулке.

    Развитие речи детей в разных видах деятельности

    Взаимосвязь речи и содержания деятельности усиливается с возрастом. Потребность в словесном выражении отличается в разных видах деятельности.

    Занимаясь своей игрушкой, дошкольник ведет с ней диалог. Такая односторонняя беседа может быть внутренней, не выраженной словами. Но чаще ребенок произносит вслух все свои обращения к игрушечному другу.

    Иные условия предлагает игра со сверстниками. Необходимо обращаться к партнеру, также важно его услышать, обмениваться информацией.  Если в младшем дошкольном возрасте словесное общение в игре простое и может ограничиваться ролевым участием, то старшие дошкольники часто используют объяснительную речь.

    Речь дошкольника, представляющая целостное сообщение и полностью описывающая ситуацию, называется объяснительной.

    Объяснительная речь хорошо развивается, когда дошкольники  договариваются о правилах игры или слаженных действиях, объясняют устройство игрушки.

    Творческая деятельность дошкольника также пронизана речью. Детский рисунок часто нуждается в пояснениях. И не только в связи с тем, что взрослый расспрашивает, что же изображено на листе. Чаще сам автор желает рассказать, что он нарисовал. Речевое описание неизменно обогащает содержание картинки. Или ставит точки над i, если изображено нечто непонятное.

    С помощью речи дети передают характер своих персонажей, таким образом, преодолевая ограничение собственных художественных способностей.

    Формирование речевых навыков дошкольников в общении

    Коммуникативная функция речи не менее важна, чем познавательная. Речь и возникает на основе потребности в общении как самое удобное средство контактирования.

    Общение детей создает подходящие условия, чтобы запустился природный механизм развития общих речевых навыков.

    Уже 3-летка старается в общении со сверстником использовать речь в 4 из 5 случаев. Сначала «разговор» малышей строится по большому счету из глаголов и существительных. Потом к ним прибавляются оценивающие прилагательные: хороший, плохой, добрый… Так начинает формироваться связная контекстная речь.

    Занимаясь своим делом, дети непрестанно говорят: сопровождают словами действия, обращаются друг к другу. Любопытно, что они часто при этом принимают точку зрения партнера по игре.

    Дети никогда не спрашивают, понял ли их собеседник. У них срабатывает критерий — раз сказано, значит, должен понять. Тем более что слова, привлекающие внимание, говорящий обязательно употребляет: «посмотри», «видишь» и т. п.

    По секрету…

    Речь в общении со сверстниками более эмоциональная и связная, и этому есть объяснения. Дошкольник связан со сверстниками общей деятельностью. Дети играют, и в процессе что-то обсуждают, выясняют. Контекст этих разговоров определяется ролями и игрой, но форма речевого общения зависит от расположенности и симпатий к некоторым друзьям.

    Общение дошкольника со взрослыми чаще имеет познавательный характер. Беседа строится вокруг бытовых тем, родители стараются следить за речевыми нормами в высказываниях ребенка. Сверстники этих норм не знают, поэтому речевое общение протекает свободно, чем привлекает детей.

    Речевое развитие является частью формирования познавательной сферы дошкольника. Восприимчивость к новой информации, умение выразить словами свои мысли и состояния, значительный словарный запас – важнейшие составляющие, которые обеспечивают дальнейшее развитие и социализацию личности.

    Восемь частей речи — TIP Sheets

    СОВЕТ
    ВОСЕМЬ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

    В английском языке восемь частей речи: существительное, местоимение, глагол, прилагательное, наречие, предлог, союз и междометие. Часть речи показывает, как слово функционирует в предложении как по значению, так и по грамматике. Отдельное слово может функционировать как более чем одна часть речи при использовании в различных обстоятельствах. Понимание частей речи важно для определения правильного определения слова при использовании словаря.

    1. СУЩЕСТВУЕТ

    • Существительное — это имя человека, места, вещи или идеи.

    человек … Бьютт колледж … дом … счастье

    Существительное — это слово, обозначающее человека, место, вещь или идею. Существительные часто используются с артиклем (, , , , , ), но не всегда. Существительные собственные всегда начинаются с заглавной буквы; нарицательные существительные нет. Существительные могут быть в единственном или множественном числе, конкретными или абстрактными.Существительные показывают владение, добавляя . Существительные могут выполнять разные роли в предложении; например, существительное может быть подлежащим, прямым объектом, косвенным объектом, дополнением подлежащего или объектом предлога.

    Молодая девочка принесла мне очень длинное письмо от учителя , а затем она быстро исчезла. Боже мой!

    Дополнительную информацию см. В СОВЕТЕ «Существительные».

    2. ПРОНОУН

    • Местоимение — это слово, используемое вместо существительного.

    Она … мы … они … это

    Местоимение — это слово, используемое вместо существительного. Местоимение обычно заменяется конкретным существительным, которое называется его антецедентом. В вышеприведенном предложении антецедентом местоимения она является девушка. Местоимения далее определяются по типу: личные местоимения относятся к определенным лицам или предметам; притяжательные местоимения указывают на владение; возвратные местоимения используются для выделения другого существительного или местоимения; относительные местоимения вводят придаточное предложение; указательные местоимения идентифицируют существительные, указывают на них или относятся к ним.

    Девушка принесла мне очень длинное письмо от учителя, а потом она быстро исчезла. Боже мой!

    Дополнительную информацию см. В СОВЕТЕ «Местоимения».

    3. ГЛАГОЛ

    • Глагол выражает действие или бытие.

    скачок … есть … запись … стать

    Глагол в предложении выражает действие или бытие. Есть главный глагол, а иногда и один или несколько вспомогательных глаголов.(« Она может петь». Sing — главный глагол; can — вспомогательный глагол.) Глагол должен соответствовать своему подлежащему по числу (оба в единственном числе или во множественном числе). Глаголы также принимают разные формы для выражения времени.

    Молодая девушка принесла мне очень длинное письмо от учителя, а потом она быстро исчезла . Боже мой!

    См. СОВЕТЫ по «Глаголам» для получения дополнительной информации.

    4. ПРИЛАГАЮЩАЯ

    • Прилагательное изменяет или описывает существительное или местоимение.

    симпатичный … старый … синий … умный

    Прилагательное — это слово, используемое для изменения или описания существительного или местоимения. Обычно он отвечает на вопрос, какой, какой и сколько. (Артикли [a, an, the] обычно классифицируются как прилагательные.)

    Девушка из принесла мне очень длинное письмо от учителя, а затем она быстро исчезла. Боже мой!

    См. Дополнительную информацию в СОВЕТЕ «Прилагательные».

    5. ADVERB

    • Наречие изменяет или описывает глагол, прилагательное или другое наречие.

    аккуратно … очень … осторожно … хорошо

    Наречие описывает или изменяет глагол, прилагательное или другое наречие, но не существительное. Обычно он отвечает на вопросы о том, когда, где, как, почему, при каких условиях и в какой степени. Наречия часто заканчиваются на -y.

    Девушка принесла мне очень длинное письмо от учителя, и потом она быстро исчезла.Боже мой!

    Дополнительную информацию см. В СОВЕТЕ «Наречия».

    6. ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    • Предлог — это слово, помещенное перед существительным или местоимением, чтобы образовать фразу, изменяющую другое слово в предложении.

    по … с …. около … до

    (у елки, с друзьями, о книге, до завтра)

    Предлог — это слово, помещаемое перед существительным или местоимением, чтобы образовать фразу, изменяющую другое слово в предложении.Поэтому предлог всегда является частью предложной фразы. Предложная фраза почти всегда действует как прилагательное или наречие. В следующем списке представлены наиболее распространенные предлоги:

    Девушка принесла мне очень длинное письмо от учителя , а затем быстро исчезло. Боже мой!

    Для получения дополнительной информации см. СОВЕТЫ «Предлоги».

    7. СОЕДИНЕНИЕ

    • Союз объединяет слова, фразы или предложения.

    и … но … или … пока … потому что

    Союз объединяет слова, фразы или предложения и указывает отношения между соединенными элементами. Координирующие союзы соединяют грамматически равные элементы: и, но, или, ни, ибо, так, пока. Подчиняющие союзы соединяют предложения, которые не равны: потому что, хотя, в то время как, поскольку и т. Д. Существуют и другие типы союзов.

    Молодая девушка принесла мне очень длинное письмо от учителя, и , затем она быстро исчезла.Боже мой!

    Для получения дополнительной информации см. TIP Sheet «Conjunctions».

    8. ВМЕШАТЕЛЬСТВО

    • Междометие — это слово, используемое для выражения эмоций.

    О! . .. Вау! … Ой!

    Междометие — это слово, используемое для выражения эмоций. Часто после него стоит восклицательный знак.

    Молодая девушка принесла мне очень длинное письмо от учителя, а затем быстро исчезла. О мой !

    Для получения дополнительной информации см. СОВЕТ «Междометия».

    Понятийная и функциональная (формальная) части речи — Мегаобучалка

    1. Части речи — это грамматические классы слов, выделяемые на основе трех критериев: семантического, морфологического и синтаксического, т.е. значения, формы и функции.

    ЗНАЧЕНИЕ (семантические свойства)

    Каждая часть речи характеризуется общим значением, которое является абстракцией от лексических значений составляющих слов.(Общее значение существительных — это субстанция, общее значение глаголов — процесс и т. Д.) Это общее значение понимается как категориальное значение класса слов или значение части речи.

    Семантические свойства части речи находят свое выражение в грамматических свойствах. Сон, сонный, сонный, спящий относятся к одному и тому же явлению объективной реальности, но принадлежат к разным частям речи, поскольку их грамматические свойства различны.

    Таким образом, значение — это вспомогательный критерий, который помогает проверить чисто грамматические критерии, критерии формы и функции.

    ФОРМА (морфологические свойства)

    Формальный критерий касается флексионных и словообразовательных характеристик слов, принадлежащих к данному классу, то есть грамматических категорий (парадигм) и словообразовательных (основополагающих, лексико-грамматических) морфем.

    Этот критерий не всегда надежен, поскольку многие слова неизменны, а многие слова не содержат словообразовательных аффиксов.Кроме того, одни и те же словообразовательные аффиксы могут использоваться для построения разных частей речи:

    ly может оканчиваться прилагательным, наречием, существительным: ежедневное;

    ция может оканчиваться как существительное, так и глагол: в положение,

    Из-за ограничения значения и формы как критериев мы в основном полагаемся на функцию слова как критерий его класса.

    FUNCTION (синтаксические свойства)

    Синтаксическими свойствами класса слов являются сочетаемость слов (критерий распределения) и типичные функции в предложении.

    Три критерия определения грамматических классов слов в английском языке можно расположить в следующем порядке: функция, форма, значение.

    Части речи относятся к разнородным классам, и границы четко не очерчены, особенно в области значений; Внутри части речи есть подклассы, которые обладают всеми свойствами данного класса, и подклассы, которые имеют только некоторые из этих свойств и могут иметь особенности другого класса. Таким образом, часть речи может быть описана как поле, которое включает как центральные, наиболее типичные члены, так и маргинальные, менее типичные члены.Маргинальные области разных частей речи могут перекрываться, и могут быть промежуточные элементы с противоречивыми характеристиками (стативы, модальные слова, местоимения). Слова, принадлежащие к разным частям речи, могут быть объединены общим признаком и составлять класс, пересекающий другие классы (например, определители). Таким образом, классификация частей речи включает в себя перекрывающиеся критерии, и ученые выделяют от 9 до 13 частей речи в современном английском языке.

    Наряду с трехкритериальным принципом разделения слов на грамматические классы существуют классификации, основанные на одном принципе, морфологическом или синтаксическом.

    Основоположник английской научной грамматики Х. Свит находит следующие классы слов: слова-существительные, включая некоторые местоимения и числительные; слова-прилагательные, включая местоимения и числительные; глаголы и частицы. Термин частицы обозначают слова разных классов, не имеющие категорий.

    Противоположный критерий — распределительный — использует американский ученый Ч. Фрис. Каждый класс слов характеризуется набором позиций в предложении, которые определяются проверкой замены.

    В результате распределительного анализа Ч. Фрис выделяет четыре основных класса слов, примерно соответствующих существительным, глаголам, прилагательным и наречиям, и 15 классов служебных слов.



    2. Как традиционная, так и синтаксически-распределительная классификации делят части речи на смысловые и * функциональные. Смысловые части речи — это открытые классы — к ним можно добавлять новые элементы, они неограниченно расширяются. Функциональные части речи — это закрытые системы, включающие ограниченное количество членов.Как правило, их нельзя расширить за счет создания новых предметов.

    Основные смысловые части речи — существительные, глаголы, прилагательные и наречия. Члены этих четырех классов часто связаны производными отношениями: сила — усилить, сильный — сильно .

    Функциональные части речи — это предлоги, союзы, артикли, частицы. Отличительными особенностями функциональных частей речи являются: 1) очень общее и слабое лексическое значение; 2) обязательная сочетаемость; 3) функция связывания и уточнения слов.

    Местоимения представляют собой класс слов, занимающих промежуточное положение между смысловыми и функциональными словами. С одной стороны, они могут заменять существительные и прилагательные, с другой стороны, местоимения используются как связки и спецификаторы.

    В рамках открытого класса могут быть также группы элементов закрытой системы (условные, функциональные и вспомогательные глаголы).

    Слово в английском языке очень часто не имеет морфологической маркировки, и слова легко переходят из одного класса в другой (круглые как существительное, прилагательное, глагол, предлог).Такие слова рассматриваются либо как лексико-грамматические омонимы, либо как слова, принадлежащие к одному классу.

    ТЕМА V

    Существительное

    Понятие части речи. Критерии различения классов слов. Традиционная классификация частей речи

    Менее / оценочно / съел / с

    IC-анализ, как и многие другие идеи, используемые при изучении морфем, был разработан американским лингвистом Леонардом Блумфилдом и его последователями в рамках подхода, известного как описательная лингвистика (или структурная лингвистика). Анализ непосредственных составляющих в структурной лингвистике начинается с языковых единиц верхних уровней: например, непосредственными составляющими составного предложения могут быть предложения, каждое предложение, в свою очередь, может иметь именную и глагольную фразы в качестве составляющих и т. Д .; анализ продолжается до тех пор, пока не будут достигнуты конечные составляющие морфемы.

    Принципы деления.

    Главный принцип — любая грамматическая система двоична.Его можно увидеть в производных словах, группах слов, предложениях и даже в тексте.

    Модель IC

    резка Брекетинг

    красиво ((красотка) (фул) (лай)

    IC1 IC2 IC1 IC2

    .

    ,,,. . 2,.

    Понятие части речи. Критерии различения классов слов. Традиционная классификация частей речи.

    Части речи — это лексико-грамматические классы слов, соотносящиеся друг с другом в общей системе языка.

    Части речи классифицируются по трем критериям. Это: семантический , формальный и функциональный

    Семантический критерий относится к обобщенным семантическим свойствам , общим для всего класса слов.Например, обобщенное значение существительных — это субстанция , глаголов — процесс , основного свойства прилагательных , несущественного свойства наречий .

    Формальный критерий охватывает [imbreis] () формальные особенности (словообразование и изменение слов), которые характерны для определенной части речи. Например, существительное характеризуется определенным набором словообразовательных аффиксов (- ty, ness , — er , — ment ) и изменяется в соответствии с категориями номер, дело и артикул определения: мальчиков-мальчиков, мальчиков мальчиков, мальчиков мальчиков .



    Комбинируемость также является уместной формальной особенностью для каждой конкретной части речи. Например, глаголы могут быть изменены наречиями, а существительные — нет (кроме определенных контекстов).

    Функциональный критерий основан на функциях, которые выполняют слова определенного класса () в предложении.

    Например, основная функция существительного — это функция субъекта или объекта; единственная функция конечной формы глагола — функция сказуемого; прилагательное функционирует в большинстве контекстов как атрибут; наречие как модификатор наречия

    Классификации в целом могут быть основаны либо на одном критерии, и такие классификации называются однородными [həmɒdʒinəs]; или монодифференциальные, или по комбинации нескольких критериев, и такие классификации называются гетерогенными или полидифференциальными .

    Традиционная классификация частей речи является полидифференциальной и основана на сочетании всех трех упомянутых критериев


    1 | 2 |

    Глава 1. ОРГАНЫ РЕЧИ И ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    На любом языке люди говорят (при отсутствии физических дефектов) с помощью органов речи (рис. 1).

    Воздушный поток, выпускаемый легкими , проходит через дыхательное горло и попадает в гортань , , которая содержит голосовых связок. Голосовые связки — это две эластичные складки, которые можно держать отдельно или сводить вместе. Отверстие между ними называется голосовой щелью. Это обычное состояние голосовых связок при выдохе. Если соединить напряженные голосовые связки вместе, воздушный поток, открывающий отверстие, заставляет их вибрировать, и мы слышим какой-то голос . Произносим русский звук [3]. Положите палец на гортань и произнесите длинный [3] звук. Вы почувствуете вибрацию голосовых связок и услышите голос.Такие звуки называются звонкими. Теперь произведите длинный русский звук [с]. Никакой вибрации не чувствуется, никакого голоса не слышно. Это глухой звук, который создается при раздвинутых голосовых связках.

    Есть еще одно состояние голосовых связок, которое приводит к остановке голосовой щели. Когда голосовые связки сближаются, а затем внезапно разрываются потоком воздуха, возникает своего рода кашляющий звук, своего рода «щелчок» голосовых связок. Этот звук называется глоттальной остановкой.

    Выходя из гортани, поток воздуха проходит через глотку.

    Глоточная полость простирается от верхней части гортани до мягкого неба, , которое направляет воздушный поток либо в рот, , либо в носовые полости , которые функционируют как основные резонаторы .

    Мягкое небо хорошо видно в ручном зеркале. Теперь широко откройте рот и произнесите гласную [а]. Посмотрев в зеркало, вы увидите мягкое небо, самый конец которого известен как язычок. Мягкое небо может легко двигаться.Когда мягкое небо находится в нижнем положении, воздух поднимается в носовую полость, а затем выходит через нос. Это обычное положение мягкого неба, когда мы дышим через нос. Это также позиция для носовых звуков [m, n, rj]; [м, м ‘, ч, ч’]. Если вы прикусите нос, вы не сможете произнести эти звуки. Но как только вы отпустите нос, воздух продолжит свой путь, и вы снова услышите звуки. Когда мягкое небо приподнято, язычок полностью контактирует с задней стенкой глотки, и воздушный поток проходит через ротовую полость.Это наиболее типичное положение мягкого неба для большинства звуков многих языков.



    Мягкое небо — самая дальняя часть неба от

    зуба. Вкус у большей части твердый. Эта твердая и неподвижная часть неба делится на две части: твердое небо (самая высокая часть неба) и гребень зубов или альвеолярный гребень (часть непосредственно за верхними передними зубами). Вы можете коснуться гребня зубов язычком.Рельеф зубов очень важен в английском языке, так как многие согласные звуки образуются при соприкосновении с ним или рядом с ним. Если вы все еще будете двигать кончиком языка вперед, вы почувствуете зубы.

    нижние зубы не очень важны для произнесения звуков речи, в то время как верхние зубов плитки участвуют в производстве многих из них.

    Самый важный орган речи — это язык. Фонетики делят язык на четыре части, часть, которая расположена напротив мягкого неба, называется спинкой языка; часть, обращенная к твердому нёбу, называется фронтом; тот, что лежит под гребнем зубьев, известен как лезвие, а его конец — t i p.Под центральной частью языка мы подразумеваем область, где встречаются передняя и задняя части. Края языка известны как ободки. Язык может лежать ровно или двигаться в горизонтальном или вертикальном направлении. Он также может изменять свою форму, так что стороны загибаются вверх, образуя канавку.



    Губы также могут принимать различные положения. Они могут быть плотно соединены или разнесены на нейтрально, закруглены, или выступают вперед на .

    Все органы речи можно разделить на две группы:

    (1) активные органы речи, подвижные и принимающие активное участие в звукообразовании: (а) голосовые связки, производящие голос; (б) язык — самый гибкий и подвижный орган; (c) губы очень сильно влияют на форму ротовой полости; (d) мягкое небо с язычком, направляя поток воздуха либо ко рту, либо к носовой полости; (д) задняя стенка глотки сокращается при звуках; (f) нижняя челюсть, движение которой регулирует промежуток между зубами, а также расположение губ; (g) легкие, дающие воздух для звуков;

    (2) пассивные органы речи: (а) зубы, (б) зубной гребень, (в) твердое небо и (г) стенки резонаторов.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ

    Теперь убедитесь, что вы можете говорить по этим вопросам:

    1. Направление воздушного потока, выходящего из легких.

    2. Три различных состояния голосовых связок.

    3. Положение мягкого неба, которое влияет на направление воздушного потока.

    4. Части неба.

    5. Части языка.

    6. Положение подвижных органов рта, то есть форма губ и языка.

    7. Активные и пассивные органы речи и их роль в звукообразовании.


    : 2014-11-13; : 472;


    2) Традиционная классификация слов.

    В традиционной грамматике слова делятся на части речи по в основе 3 основных принципов: значение, форма и функция.

    Значение не подразумевает конкретное лексическое значение слова но общий, характерный для всех слов, входящих в этот или эта часть речи.

    Форма подразумевает морфологические свойства слов, наличие некоторых формальных языковых средств, обозначающих конкретную грамматику категории.

    Функция понимается либо как синтаксическая валентность слов или как синтаксическая позиционная роль слова в предложении.

    Исходя из этих принципов, все слова в английском языке разделены на 12 классов: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения, числительные, артикли, частицы, предлоги, союзы, междометия и модальные слова.

    СУЩЕСТВ.

    Общее означает существительных — вещь или субстанция.

    По форме Существительные позволяют выделить морфологическую категорию числа. Некоторые ученые говорят о морфологической категории случая, но это мнение сомнительно.

    Комментируя функции существительных следует сказать, что синтаксически они могут функционировать как любые член предложения, но сказуемое. Что касается их синтаксиса валентности они могут сочетаться с прилагательными, существительными (картинная галерея), глаголы (ребенок растет), числительные, глаголы (книга для чтения), местоимения (моя книга).

    Иногда существительные могут сочетаться с наречиями, но в в таких случаях наречия становятся прилагательными и выполняют атрибутивную функция, представляющая сжатое придаточное атрибутивное предложение, например тогдашний президент, комната Внизу .

    Прилагательные.

    Общее значение прилагательных — свойство или качество. В их форма большинство прилагательных неизменны, только некоторые прилагательные различать морфологические категории степеней сравнения, который отмечен сгибанием — er or — est или дополнительным формы вроде хорошо — лучше — лучше.

    Комментируя функции прилагательных, следует сказать, что они могут выполняют функции атрибута и предиката. Что касается их синтаксическая валентность, прилагательные могут сочетаться с существительными (настоящий друг), наречия (очень красивые), глаголы-связки или условные глаголы в именных или двойные сказуемые (женатый молодой), местоимения (sth new).

    3) Условная и функциональная части речи.

    Все части речи делятся на смысловые и функциональные.

    Смысловые части речи имеют самостоятельное лексическое значение и могут функционируют как самостоятельные члены предложения.Всего 6 из их в английском языке: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения и цифры. Некоторые ученые рассматривают числительные и местоимения как функциональные части речи.

    Функциональные части речи могут иметь зависимую имея в виду. Они отмечают различные типы синтаксических отношений или изменяют смысловые части речи. Функциональные части речи не имеют самостоятельные синтаксические функции в предложении. Всего 6 функциональные части речи в английском: статьи, частицы, предлоги, союзы, междометия и модальные слова (конечно, конечно может).

    4) Полевая структура частей речи.

    Трудности разделения слов на части речи во многих случаи объясняются тем, что слова, которые традиционно входящие в определенную часть речи не однородны во всех их свойства. Этот факт подсказал, что части речи должны быть трактуется как система единиц, имеющая полевую структуру.

    Теория полевой структуры частей речи была начата в работы американских лингвистов Глиссона и Следда.Эта теория помогает нам понять, почему слова традиционно одной части речи попадают в разные группы или классы, как в теория гл. Фри.

    Сложный характер соотношения слов или групп слова в одной части речи хорошо исследованы русскими лингвисты Адмоны и Щур. Теория, которую они разработали, известна как теория грамматических или лексико-грамматических полей.

    Берутся грамматические и в первую очередь морфологические характеристики. необходимо учитывать при описании полевой структуры этого или эта часть речи.

    Теория морфологических полей частей Речь гласит, что в каждую часть речи входят слова, обладающие все его характерные черты. Эти слова составляют ядро морфологическое поле части речи. Помимо этих слов часть речи может включать слова, которые обладают не всеми, а только некоторые характерные черты этой части речи. Эти слова делают вверх по периферии морфологического поля этой части речи. В свою очередь, периферию также можно разделить на несколько групп слова, различающиеся по своим характерным чертам.

    например такие слова, как «стол», «мальчик», «улица» составляют ядро существительного, а такие слова, как «одежда», «новости», «Воздух», «сахар» составляют периферию существительного, потому что в них отсутствует такая особенность существительных, как категория числа.

    Помимо частных особенностей существительного, составляющих периферии, позволяют выделить такие группы существительных, как «Singularia Tantum», «Pluralia Tantum», «Коллективные существительные», «Субстантивированные прилагательные» и так далее.

    Но самое главное, что слова, составляющие периферию одна часть речи может выходить за границы этой части речи и попасть на периферию какой-то другой части речи, его характеристик.

    Таким образом, морфологические поля частей речи могут перекрывать друг друга и это объясняет трудности определения статуса таких слов и их классификация.

    Например, субъективные прилагательные, такие как «бедный», « молодой »действуют как существительные, но не различают категории число с одной стороны, а с другой стороны могут иметь степени сравнения, как прилагательные (самый плохой).

    Глаголы, составляющие периферию морфологического поля глагол также имеет характеристики глагола и некоторой другой части речи (существительное, прилагательное, наречие).

    При обозначении слова к определенной части речь, наиболее значимая часть речевых характеристик этого слова, которые раскрываются в реальном контексте, следует принимать во внимание рассмотрение.

    3. Органы речи и их работа. Активные и пассивные органы речи.

    Органы речи: носовые полость, губы, зубы, альвеолярный гребень, гортань, небо (мягкое и твердое), язычок, язык (кончик, лезвие, передняя, ​​задняя часть), надгортанник, глотка, вокал шнуры и трахеи.

    Воздушный поток, выпущенный легкие проходят через дыхательное горло и попадают в гортань, которая содержит голосовые связки. Голосовые связки представляют собой две эластичные складки. которые можно разделить или собрать вместе. Разрыв между их называют голосовой щелью. Если подведены напряженные голосовые связки вместе, воздушный поток, заставляющий отверстие, заставляет их вибрировать и мы слышим какой-то голос.

    При выходе из гортани воздушный поток проходит через глотку.

    Полость глотки расширяется от верхней части гортани к мягкому нёбу, через которое воздух направляется поток либо в рот, либо в носовые полости, которые функционируют как основные резонаторы.

    Мягкое небо — это самая дальняя часть неба от зубов. Большая часть вкуса жесткий. Эта твердая и неподвижная часть неба делится на две части. секции: твердое небо (самая высокая часть неба) и зубной гребень или альвеолярный гребень.

    Самый важный орган речь — это язык. Фонетики делят язык на четыре отделы, часть, которая лежит напротив мягкого неба, называется спинка языка; часть, обращенная к твердому нёбу, называется фронт; тот, что лежит под гребнем зубов, известен как лезвие и его конец т и п.

    Губы могут принимать различные позиции тоже. Их можно плотно соединить или разделить нейтральные, округлые или выступающие вперед.

    Активные органы речи подвижный и принимающий активное участие в звукообразовании:

    1. Голосовые связки, производящие голосовой

    2. Язык, который является самым гибкий подвижный орган

    3. Губы аффективны очень значительно форма ротовой полости

    4. Мягкое небо с язычок, направляющий поток воздуха либо ко рту, либо к носовая полость

    5. Задняя стенка хождения контракт на некоторые звуки

    6. Нижняя челюсть, движение которой контролирует зазор между зубами, а также расположение губы

    7. Легкие воздух для звуков

    Пассивные органы речи:

    1. зубья

    2. зубной гребень или альвеолярный гребень

    3. твердое небо

    4. стенки резонаторов

    4.Международный фонетический алфавит (транскрипция)

    В Международный Фонетический алфавит (IPA) это система фонетических обозначение на основе латыни алфавит, разработан Международной Фонетическая ассоциация как стандартизованное представление звуков разговорной речи. IPA используется лингвистами, речь патологи и терапевты, иностранный язык учителя и ученики, певцы, актеры лексикографы, и переводчики.

    IPA — это предназначен для представления только тех качеств речи, которые отличительный в разговорной речи язык: фонемы интонация, и разделение слов и слоги.Для представления дополнительных качеств речи, таких как скрежет зубов, шепелявость и звуки, издаваемые расщелиной нёбо расширенный набор символов, называемый Extended IPA используется.

    В Международный фонетический алфавит основан на латинском алфавите, используя как можно меньше нелатинских форм. Ассоциация создана IPA так, чтобы звуковые значения большинства согласных взятый из латинского алфавита будет соответствовать «международному Применение».

    Транскрипция — акцент символы, представляющие звуки речи.

    Обозначения первого типа: широкий спектр фонематических обозначений; он предоставляет специальные символы для всех фонемы языка.

    Второй тип аллофоническая транскрипция, предлагает специальные символы, включая некоторые информация об артикуляторной активности конкретного аллофонического функции.

    Первый из широких транскрипция была введена Д. Джонсом. Он понял разницу между звуками (сидеть — сидеть). Другой тип широкой транскрипции был представлен Васильевым.

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *