Цели SMART — расшифровка, критерии и задачи системы СМАРТ
Постановка правильных (и достижимых!) целей – одна из ключевых составляющих успеха. Если вы не самурай, которому важен только путь, стоит начать с определения: куда и зачем вы идете, сколько будет длиться поход, куда вы в конце концов должны прийти. Такая конкретика позволяет превратить казалось бы несбыточную мечту – например, начать собственный бизнес, накопить денег на покупку жилья или кругосветное путешествие – в четкий план действий и, как следствие, в результат. На помощь придет эффективный инструмент – SMART цели. В чем суть этой методики, как она помогает и как с ней работать? Давайте разбираться!
Теория целеполагания
В 1968 году психолог, исследователь человеческого поведения и пионер в изучении целеполагания Эдвин Локк разработал теорию постановки цели, расширив работу философа Сесила Алека Мейса. Он считал, что человек, опираясь на окружающую его действительность и собственные эмоции, понимает, чего ему не хватает и ставит перед собой цели, чтобы устранить нехватку.
Вроде бы все просто, но почему тогда многие люди не достигают своих целей, хотя всеми силами стремятся к ним? Почему одни цели достигаются, а другие нет?
В результате совместных исследований Э.Локк и Г.Лэтэм выявили, что вероятность достижения цели зависит от ее характеристик:
- ясность: точно знать, чего вы пытаетесь достичь, измеримость достижения и ограничение по времени;
- вызов: цели, которые являются как конкретными, так и трудными, приводят к самым высоким показателям;
- вовлеченность: достигается, когда а) человек убежден в том, что цель важна; и б) человек убежден в том, что она достижима;
- обратная связь: показывает прогресс по отношению к цели;
- дробление на задачи: цель, содержащая «вызов», требует решения множества различных задач, из которых она складывается.
Методика SMART
Хотя модель постановки целей по SMART была сформулирована ранее, в 1954 году, Питером Друкером в книге «The Practice of Management», однако оно полностью соответствует теории целеполагания.
Название такой методики переводится с английского как «умный». Таким образом, ее можно назвать умным планированием или целеполаганием. При этом название выбрано не случайно: это аббревиатура, каждая буква которой обозначает конкретный термин, составляющую. Все они одинаково важны: достаточно «выбросить» хотя бы один элемент, чтобы вся стройная система перестала работать. Дело в то, что все составляющие важны для достижения цели, ее осознания и четкой формулировки. Что же обозначает SMART: давайте проведем расшифровку аббревиатуры по буквам.
Specific: конкретная цель
Цель должна быть конкретна и понятна, быть результатом, а не процессом. Сформулируйте ее максимально четко.
Measurable: измеримая цель
Без этого критерия невозможно отслеживать прогресс в достижении, разбивать процесс достижения на этапы, подцели, а, соответственно, поддерживать мотивацию. Отобразите цель в виде конкретного числового показателя, которого нужно достичь на финише.
Achievable or Attainable: достижимая цель
Легкие цели не мотивируют, слишком сложные обескураживают. Прежде чем поставить перед собой цель, будьте уверены, что у вас есть способ ее достичь, и достижение цели лежит в зоне вашей ответственности. Следите, чтобы цель была реалистичной.
Relevant: значимая цель
Этот пункт – про важность цели, ее связь с большими жизненными целями. Достижение цели соотносится с целями более высокого порядка. Продумайте, зачем вы хотите добиться того или иного результата.
Time bound: ограниченная во времени цель
Без срока достижения цели она может превратиться в процесс. Срок также усиливает мотивацию. Устанавливайте временные рамки, но при этом не забывайте: они должны быть реалистичными, а не утопичными.
На что обратить внимание при постановке целей по методу СМАРТ
Планирование по этому системе имеет несколько особенностей. Чтобы оно было успешным, учтите такие рекомендации.
- Правильно расставляйте приоритеты. В первую очередь следует ориентироваться на важность цели, то есть на пункт R (напомним, именно он расшифровывается как важность). Осознайте, зачем вы хотите добиться того или иного результата.
- Записывайте. Планирование «в голове» там же и останется. Вы не сможете конкретизировать цель, и уже тем более – разработать пошаговую стратегию ее достижения. Чтобы добиться результата, записывайте все формулировки. Делать это можно специальных приложениях, в блокнотах, планерах, или в текстовом редакторе, на листе бумаги – как вам удобнее. Опираясь на такие записи, вы сможете корректировать их, составляя план достижения цели, прорабатывая конкретные шаги или составляя инструкции для подчиненных.
- Не упирайтесь в цель и составленный план, как в единственно возможный способ действия. Будьте готовы проявить гибкость, если обстоятельства изменились. Учтите: возможно, цель придется адаптировать под «новую реальность».
- Формулируйте цель, исходя из собственных возможностей: количества времени, которым вы располагаете, профессионального или жизненного опыта, финансовой ситуации, навыков.
- Помните о мотивации. Заведомо недостижимая цель (например, похудеть за две недели на 30 кг) – это скорее демотиватор, она только повышает риск полуночного объедания пирожными. Если вы работаете в команде, недостижимые цели отпугивают ее членов, снижая их вовлеченность в процесс. Кроме того, стоит продумать систему мотивации, поощрения за выполненные этапы. В бизнесе это может быть премия или прибавка к зарплате, какие-либо бонусы. Если вы используете методику для личных целей, не стоит забывать о мотивации: продумайте систему небольших поощрений. Это поможет «не сойти с дистанции».
- Соотносите амбициозность цели и свои возможности. Она не должна быть слишком легко достижимой, заурядной, заниженной – так вы не почувствуете удовлетворения от получения нужного результата. Здесь важно соблюдать баланс между амбициями и возможностями.
Примеры постановки целей по СМАРТ
Модель SMART активно применяется в том числе при обучении коучингу. Такой процесс, по определению Томаса Леонарда – четко структурированный, где точка «Старт» – цель клиента, а точка «Финиш» – получение оговоренного результата. И модель SMART применяется в коучинге с самого начала и до конца работы с клиентом.
SpesificMART
- Хочу похудеть.
- Хочу похудеть на 3 кг.
- Хочу выглядеть привлекательно.
- Хочу похудеть на 3 кг без диет.
Уже с первых слов клиента мы можем понять – мечтает он или ставит цель. Мечта всегда абстрактна и обобщена, цель же конкретна и направлена на результат. В приведенных примерах критериям SMART отвечают только четные формулировки.
SMeasurableART
- Хотим увеличить прибыль.
- Хотим увеличить средний чек магазина на 20%.
- Хотим снизить издержки.
- Хотим увеличить прибыль 1 торговой точки на 20%.
Управлять можно только тем, что можно измерить, соответственно и понять, достигнут ли результат. Благодаря количественным показателям можно отслеживать прогресс, разбивать цель на задачи и привязывать к ним измеримые критерии выполнения. Шаг за шагом. Критериям SMART отвечают четные формулировки.
SMAchievableRT
- Хочу, чтобы ребенок делал успехи в учебе.
- Хочу освоить 3-5 техник повышения мотивации подростков.
- Хочу, чтобы ребенок сдал ЕГЭ на 100 баллов.
- Хочу понять, как могу помогать ребенку каждый день выполнять домашние задания без ошибок.
Нечетные цели связаны с другими людьми и не отвечают критериям SMART, так как лежат вне зоны нашей ответственности. Четные цели непростые, но достижимые.
SMARelevantT
- Хочу написать книгу.
- Хочу написать книгу о планировании времени, чтобы утвердиться в качестве эксперта и впоследствии вести вэбинары.
- Хочу написать крутой бестселлер и стать знаменитым.
- Хочу написать книгу вегетарианских рецептов, чтобы помочь людям перейти на ЗОЖ.
На этом этапе пригодится короткий проверочный вопрос к цели: чтобы что? Таким образом мы проследим связь между целями разных уровней и расширим контекст восприятия. Да, и в этой точке можем понять, принадлежит ли цель самому клиенту или является навязанной (семьей, модой или обстоятельствами). Тогда вопрос «что это даст тебе лично?» расставит все по местам. Четные формулировки соответствуют критериям нашей модели.
SMARTimed
- Хочу больше времени уделять отдыху.
- Хочу съездить в Италию в ближайшие полгода.
- Хочу научиться планировать свой график, чтобы больше уделять времени себе.
- Хочу освоить минимум 3 техники планирования времени в ближайший месяц.
Все формулировки про время, но только четные отвечают критериям SMART-метода. Если мы не ставим дедлайн для цели, то вероятность уйти в процесс без результата сильно возрастает. Привязав результат ко времени, мы можем разбить большой путь на небольшие этапы, измерять свой прогресс.
Кому подходит SMART-целеполагание
Такая методика – практически универсальная, поскольку ее можно применить в различных сферах жизни. SMART-анализ поможет расставить приоритеты и определить пути дальнейшего развития при личном планировании (кратко-, средне- или долгосрочном). Очень эффективна техника СМАРТ и в бизнесе. Ее активно применяют в управлении компаниями. Целесообразно использовать эту методику в случаях, когда результат можно спрогнозировать: например, увеличить объем продаж, ускорить выпуск партии товара, расширить клиентскую базу.
Многие считают, что эта методика не подходит для работы над творческими проектами, поскольку она якобы ограничивает свободу, слишком строго регламентирует креативных сотрудников. Однако это не совсем так, ведь техника СМАРТ позволяет конкретизировать цели, дает более ясное понимание ситуации, повышает мотивацию, и вполне подходит для планирования творческих проектов. Более того, целеполагание по этой методике исключает ситуации, когда заказчик «чего-то хочет, а чего – сам не знает». Заполняя бриф или описывая задание по схеме СМАРТ, он может конкретизировать задачу (в первую очередь, для себя, и только потом – для работников, которые будут ее выполнять).
Эффективна такая методика и для управления компаниями: ее часто используют руководители бизнеса. На основе SMART-модели разрабатывают должностные инструкции, ставят задачи перед подразделениями компании.
Недостатки принципа SMART
Эта система планирования не лишена недостатков.
- Неопределенность. Такая схема может быть не слишком подходящей для стратегического планирования, когда поставить четкую измеримую цель невозможно. В то же время для планирования тактического она подходит очень хорошо.
- Неготовность к рутине. Даже если вы четко сформулировали цель и расписали шаги к ее достижению, мелкие дела, рабочая или бытовая текучка могут стать серьезным препятствием на пути к выполнению запланированного.
- Человеческий фактор. Принцип СМАРТ не учитывает этот момент. Чтобы выполнить план, заранее согласовывайте цели и критерии оценивания предпринятых шагов с сотрудниками.
Преимущества СМАРТ-задач
- Они практичные. Даже на этапе постановки цели, анализируя ее по SMART-алгоритму, вы начинаете планировать действия, можете понять, какие шаги следует предпринять, с какими сложностями можно столкнуться.
- Они определенные. СМАРТ-задачи четко описывают цели, поэтому помогают добиться нужного результата.
- Они мотивируют. Понимая, что именно и зачем сейчас нужно делать, вы получаете дополнительную мотивацию.
- Они экономят энергию и время. По этой методике можно выработать четкий алгоритм, разработать регламент.
- Они универсальные. Принцип СМАРТ работает в различных сферах.
Чек-лист
Небольшая шпаргалка для новичков, которая поможет поставить цель, используя эту методику.
- Что нужно изменить?
- Зачем мне нужны изменения? Что меня стимулирует к ним?
- Сколько? Выразите желаемый результат в цифрах.
- Хватит ли мне ресурсов?
- Когда мне нужны изменения? Отвечая на этот вопрос, вы сможете определить сроки.
Цели SMART: что это, расшифровка, примеры
Бизнес-цели — это первые шаги на пути к реализации проектов, без которых предприниматели будут как слепые котята. Чтобы достигнуть желаемого в любом бизнесе, важно правильно формулировать цели, а поможет в этом методика SMART.
В этой статье мы расскажем, что такое SMART-цели, в чем их польза для бизнеса, разберем пошаговую инструкцию с примерами, а также раскроем преимущества и недостатки методики.
Что такое SMART-цели, принцип работы
SMART (от англ. specific, measurable, achievable, relevant, time bound — конкретика, измеримость, достижимость, актуальность и ограниченность по времени) — это методика целеполагания, которая помогает объединить желания, потребности и возможности в конкретную, достижимую цель.
Простыми словами, SMART — это форма представления цели, которую предприниматели и маркетологи используют для планирования своих действий.
Это облегчает решение управленческих задач и выполнение намеченных целей. Несмотря на долгий этап подготовки, цель, сформированная по методу SMART, быстрее достигается за счет конкретики и видимого прогресса.
SMART-цели закрывают сразу несколько задач:
- Фокус. Компания берет курс на выполнение актуальной цели, что позволяет сэкономить время и не тратить ресурсы на нецелевые вопросы.
- Планирование. Цель по системе СМАРТ можно разбить на ограниченные по срокам задачи и составить план работы.
- Оценка прогресса. Измеримые цели позволяют отслеживать промежуточные результаты и вести статистику для своевременной корректировки слабых мест.
- Коммуникация. Цель можно раздробить на мелкие задачи и распределить между сотрудниками, избегая спорных вопросов и перекладывания ответственности.
В бизнесе эта методика планирования актуальна для тех сфер деятельности, в которых можно спрогнозировать результат. SMART-цели в творческих профессиях не будут настолько эффективны из-за четкого планирования и строгого распределения задач по рабочему времени.
Читайте также:
Что такое soft skills, как их развить и оценить текущий уровень
Расшифровка SMART-целей
В основе метода заложены пять критериев, которые необходимо учитывать для правильного целеполагания. С их помощью целям придается целостная структура, что в будущем поможет измерить прогресс их выполнения. Разберем подробно расшифровку и задачи каждого критерия.
Такой подход к планированию позволит трезво оценивать свои возможности и ставить достижимые целиS – Specific (Конкретность)
Цель по этому критерию должна не нести двойной смысл, а быть выражена в четкой и ясной форме. Абстрактные или обобщенные цели мешают разрабатывать план и ставить прямые задачи. Важно соблюдать правило — одна цель создается для одного результата. Когда бизнес планирует развиваться сразу в нескольких направлениях, для каждого формируются отдельные цели.
M – Measurable (Измеримость)
Этот критерий влияет сразу на несколько этапов цели — планирование, мониторинг прогресса и мотивацию. При постановке задачи нужно задать конечный количественный или качественный показатель. Когда достижение цели подразумевает выполнение четкого количества бизнес-задач, их можно запланировать. При этом дробление одной цели на несколько этапов увеличивает процент ее достижения.
Пошаговое выполнение измеримой цели позволяет отследить уже пройденный путь и наглядно увидеть динамику прогресса. Видимый результат — это главная мотивация на пути к достижению цели. А по выполненным этапам можно составить статистику, которая покажет, насколько цель оправдывает потраченные средства.
A – Achievable (Достижимость)
Частая ловушка планирования — постановка заранее недостижимых задач. Следуя методике, эту ловушку удастся обойти еще на этапе целеполагания.
Цель должна пройти жесткую оценку на адекватность. Для этого необходимо просчитать ресурсы, которые можно задействовать и определить, будет ли их достаточно для выполнения всех задач. Это поможет заранее выявить недостижимую цель и скорректировать ее без пустой траты времени и средств.
Чем больше конкретики в задаче, тем реальнее ее выполнитьR – Relevant (Актуальность)
На этом этапе оценивается насколько поставленная задача следует общей концепции компании и не вызывает ли противоречий со стратегией развития. Также определяется соответствие цели трудовым, техническим и финансовым ресурсам предприятия.
Этот критерий позволяет отфильтровать нецелевые задачи, не дающих точного результата или требующих задействовать слишком много ресурсов. Такие цели полностью отсеиваются или корректируются под существующие условия.
T – Time bound (С четкими сроками)
Четкий дедлайн позволяет поделить цель на этапы для постепенного выполнения задач в плановом режиме без срыва дедлайна или потери качества. Также ограниченный срок цели предотвращает прокрастинацию и откладывание задач в долгий ящик, как необязательных. Устанавливать дедлайн нужно на основании анализа текущих возможностей компании, чтобы цель оставалась достижимой.
Читайте также:
Веб-аналитика: что это такое, зачем она нужна, сервисы веб-аналитики
Примеры и антипримеры SMART-целей
Приведем несколько вариантов правильного и неправильного планирования целей.
№1. Правильно
На образовательную платформу в месяц приходит около 100 лидов, из которых курс «Базовый английский» покупают 25 человек.
- Specific. Увеличить конверсию курса «Базовый английский».
- Measurable. В два раза — до 50 человек в месяц.
- Achievable. Запустили рекламу в Telegram и настроили email-рассылку.
- Relevant. Рост конверсии нужен для укрепления позиций на рынке и увеличения прибыли.
- Time bound. Старт 01.11.2022 и завершение 15.12.2022.
На выходе получили SMART-цель: «Увеличить конверсию курса «Базовый английский» в два раза до 15.12.2022» — она четко сформулирована, достижима, мотивирована и ограничена по срокам с учетом резервного времени.
№2. Неправильно
Записать вебинары по теме «Как использовать SMART-цели в IT-бизнесе» длительностью 2,5 часа.
- Specific. Записать вебинары, в которые нужно уместить все пункты темы.
- Measurable. Нет четкого количества.
- Achievable. Собрана аудитория, тема разделена по логическим пунктам.
- Relevant. Повышение узнаваемости личного бренда и привлечение новых клиентов.
- Time bound. До 01.12.2022.
Сформировали задачу: «Записать Х вебинаров общей длительностью 2,5 часа до конца месяца» — здесь пропущен второй критерий, из-за чего нет возможности составить пошаговый контент-план с равномерной подачей информации.
№3. Правильно
Онлайн-магазину нужно увеличить продажи зимних пуховиков в пик сезона. За прошлый сезон получилось повысить продажи на 15 %.
- Specific. Увеличить продажи.
- Measurable. На 20 %.
- Achievable. Расширили ассортимент, добавили оплату наложенным платежом при получении, запустили горячую рассылку.
- Relevant. Рост прибыли, снижение остатков нереализованной продукции.
- Time bound. С 01.11. 2022 до 01.02.2023.
Создали SMART-цель: «Увеличить продажи на 20% за квартал» — цель составили на основании прошлых показателей и задали выполнимые условия.
Читайте также:
Как увеличить средний чек и продать больше: 10 способов от агентства 1PS.RU
№4. Неправильно
Маркетинговому агентству нужно привлечь новых клиентов для увеличения продаж. В августе в компании было 50 клиентов, а к сентябрю их количество снизилось до 45.
- Specific. Привлечь новых лидов.
- Measurable. 10.
- Achievable. Переработали воронку продаж и внедрили CRM-систему.
- Relevant. Увеличение прибыли и раскрутка агентства.
- Time bound. С 01.11.2022 до 01.12.2022.
Определили цель: «Привлечь 10 новых лидов за один месяц» — цель противоречит стратегии развития компании. Нужно сначала остановить отток клиентов, так как стоимость привлечения новых требует в 5–7 раз больше ресурсов, чем для поддержки уже существующих.
Пошаговая инструкция: как ставить цели по СМАРТ
Методика подобно игре в дартс — чем лучше прицелишься, тем точнее будет попаданиеSMART-цели — это эффективный инструмент планирования, который помогает разработать стратегию развития и структурировать работу персонала. Однако методика работает только при правильном подходе. Разберем основные шаги составления целей по СМАРТ.
Шаг 1. Определить потребность
В первую очередь проводится аудит текущего состояния компании, анализируется система продаж и конкуренты. Для этого можно использовать метод SWOT-анализа.
SWOT (от англ. strengths, weaknesses, opportunities, threats — сильные стороны, слабые стороны, возможности и риски) — метод планирования, который базируется на анализе внутренних и внешних условий компании, сегментированных по категориям.
Так определяются слабые и сильные стороны, проводится сравнение с конкурентами и оцениваются потенциальные риски. На основании этих данных формируется потребность в проработке узких мест и выстраиваются приоритетные цели.
Шаг 2. Конкретизировать и актуализировать цель
На этом этапе задействуется первый критерий SMART — конкретность. Берется одна цель, затрагивающая конкретную область, и аспект бизнеса, которые нужно проработать. Цель нужно упаковать в четкую форму — она должна описывать результат или действие, которые можно представить.
В этом помогут ответы на простые вопросы:
- Какой именно результат нужно получить?
- Каким образом эта цель поможет?
- Что нужно сделать для ее достижения?
- Не противоречит ли цель принципам компании?
- Отвечает ли она потребностям бизнеса?
Так цель обретет ясность и аргументированность, что позволит дать сотрудниками четкое представление о предстоящей работе и определить правильное направление.
Шаг 3. Установить критерии эффективности
У SMART-целей есть точки старта и финиша, которые определяют KPI — показатели, критерии эффективности. Для оценки могут использоваться количественные, процентные или качественные показатели.
Для отслеживания прогресса выбирается система, методика или процедура, по которой будут рассчитываться KPI. Чтобы сделать цель измеримой, достаточно ответить на два вопроса:
- По какому критериям будет отслеживаться прогресс?
- Какое его значение будет означать достижение цели?
В процессе целеполагания важно установить достижимые KPI. Для этого сопоставляются результаты прошлого периода с текущей ситуацией в компании, проверяется готовность ресурсов, которые будут задействованы, и на основании этого вычисляется адекватный показатель эффективности цели.
Читайте также:
Управление проектами: что это такое, какие есть методы и стадии управления
Шаг 4.
Зафиксировать дедлайнПо аналогии с предыдущим пунктом у цели должны быть ограниченные временные рамки. Дедлайн устанавливается для поддержания мотивации и актуальности цели, планирования задач и контроля прогресса. Поэтому важно поставить обоснованный срок. В этом поможет анализ прошлого опыта, текущего кадрового состава, бюджета и специфики задач. Рекомендуется сразу закладывать в срок 20–30 % резервного времени.
В случаях, когда контрольный срок превышает три месяца, цель можно разбить на этапы со своими дедлайнами. Это поможет собирать корректную статистику и выполнять задачи с планомерной нагрузкой.
Шаг 5. Проверить достижимость
В правильных SMART-целях соблюдается баланс между амбициями и возможностями. По концепции этой методики цель должна получить поддержку сотрудников и мотивировать их к действию. Тогда у нее больше шансов на успешное достижение в рамках дедлайна. Чтобы не сделать цель экстремальным испытанием для сотрудников, нужно сначала оценить возможности компании.
Для формирования достижимой цели нужно учитывать:
- Бюджет.
- Кадровый состав.
- Компетенции персонала.
- Информационные ресурсы.
- Временные рамки.
Если есть ограничения по одному из пунктов, нужно скорректировать цель под текущие условия или выделить дополнительные ресурсы.
Подведем итоги
Основные шаги по формированию SMART-цели можно фиксировать в планерах, где впоследствии будет отмечаться прогресс. После проверки цели по всем критериям она сепарируется на небольшие задачи. Промежуточные результаты помогут контролировать процессы и сохранять мотивацию.
Для каждой задачи составляется четкий план, в котором расписано, когда, какие вопросы и при помощи каких средств нужно закрыть. Ко всем этапам цели привязываются компетентные сотрудники, которые будут отвечать и отчитываться за их выполнение.
Преимущества и недостатки методики
Техника планирования по SMART подойдет не всемМетод целеполагания SMART нельзя назвать универсальным: он применяется только при определенных условиях, а также отличается своими преимуществами и недостатками.
Сильные стороны метода помогают бизнесу в постановке конкретных целей и разработке плана по их эффективному достижению.
Выделим основные из них:
- Прозрачность. При постановке целей получится найти ответы на спорные вопросы и закрыть возражения. Такая система фильтрации отсеивает нецелевые или невыполнимые задачи еще на этапе планирования.
- Простота. Методика предполагает пошаговую проверку цели на соответствие всем пяти критериям. Достаточно одной или нескольких практик — и составлять цели не составит труда.
- Эргономичность. Умные цели можно разбивать на задачи и выполнять пошагово. Так цель превращается из абстрактного желания в подробный план с задачами и дедлайнами.
- Видимый результат. Конкретика в постановке цели с фиксированным KPI и сроками обеспечивает измеримый прогресс на каждом этапе выполнения.
- Командная работа. Каждому сотруднику выделяется конкретная роль в достижении цели, за которую он несет ответственность. Грамотное распределение задач позволит быстрее добиться результата и избежать конфликтов в команде.
- Мотивация. Роль каждого рабочего звена в достижении цели можно измерить, поэтому сотрудники лучше понимают свою ответственность и стараются внести свой вклад в развитие компании.
Читайте также:
Интеллект-карты: 10 сервисов для создания mindmap
В концепции SMART есть свои недостатки, из-за которых метод подходит не для каждой сферы бизнеса. Цель может противоречить основному курсу развития компании или корпоративной структуре.
Перечислим слабые стороны SMART-целей:
- Линейность. Методика предполагает соблюдение всех пяти критериев и пошаговое выполнение задач. Из-за работы в четких рамках есть риск упустить возникшие в процессе более благоприятные перспективы. В таком формате трудно выстраивать стратегические цели, так как они всегда могут меняться в процессе работы.
- Человеческий фактор. В рамках методики каждому сотруднику выделяется своя задача и четкий план работы. Поэтому столкнувшись с непредвиденными ситуациями, команда может не сориентироваться.
- Временные затраты. На планирование и выполнение целей потребуется выделить много временных и человеческих ресурсов. Иначе ежедневные рутинные задачи и постоянный поток срочных заданий будут отвлекать команду от основного плана.
Методы планирования нужно выбирать исходя из особенностей бизнеса, задач и внутренних условий. Только в этом случае получится сформировать достижимые цели, которые будут оправдывать затраченные ресурсы.
Частые ошибки SMART-целей
Чтобы не допустить ошибок при планировании, соберите максимум статистики и гибко подстройтесь под возможности компанииМетод планирования СМАРТ — продуктивный и несложный в реализации, однако некорректно поставленные цели могут повести по ложному пути и свести на нет все затраченные усилия.
Разберем топ-ошибок в работе:
- Постановка сразу нескольких целей. Невозможно одновременно решать многозадачные процессы по нескольким направлениям. Это привет к снижению продуктивности, ошибкам и демотивации. Лучше сфокусировать действия персонала на одной цели для качественных и быстрых результатов. Так можно постепенно добиться всех целей, не загоняя компанию в экстремальный режим работы.
- Расхождение ожиданий и результата. Нечетко сформулированная цель и нераспределенные задачи вызовут несогласованность действий сотрудников и перекладывание ответственности. Чтобы этого избежать, нужно ставить конкретные задачи для каждого звена и детально прорабатывать все пункты плана.
- Недостаток статистики. Без отслеживания результатов невозможно вовремя определить потерю актуальности цели или перерасход ресурсов. Также статистика помогает корректировать план под текущие условия работы, ставить новые задачи и не терять мотивацию.
- Отсутствие гибкости. Изменения на рынке или внутренние реорганизации могут сильно поменять курс компании. В таком случае некоторые задачи становятся неактуальными или недостижимыми. Чтобы не отказываться от цели, на которую уже ушло много ресурсов, нужно ставить гибкие задачи и дедлайны еще на этапе разработки.
- Демотивация. При отсутствии личной заинтересованности персоналу не будет интересно достижение целей компании. Нужно ставить задачи, результат которых станет личным достижением персонала, для этого можно внедрить систему поощрений за их выполнение.
Избежать типовых ошибок можно еще на первых шагах работы с целью — главное учитывать все критерии методики и объективно оценивать возможности компании.
Рекомендации: как использовать методику по максимуму
Методика помогает только сформулировать цель, но для ее достижения требуются комплексный подход. Для успешного выполнения SMART-цели нужно составить четкий план, распределить задачи, выделить ресурсы и настроить мониторинг прогресса.
Все этапы, задачи и результат рекомендуется записывать на бумажных или цифровых носителях. Так все цели и задачи будут зафиксированы и получат четко выраженную форму, что исключит отклонения от намеченного курса.
Приведем несколько полезных инструментов:
- Интеллект-карты. Они нужны для установки иерархии целей, планирования и выстраивания взаимосвязей. Подойдут Mindmeister или Miro.
- Таск-трекеры. Помогают распределить задачи между сотрудниками, ставить дедлайны и контролировать процесс выполнения. Будут удобны Trello, «Яндекс Трекер» или даже облачные блокноты.
- Дашборды. С их помощью отслеживается динамика прогресса по ключевым метрикам или показателям.
Методика помогает заранее определить ложные или недостижимые цели, экономя тем самым время и деньги. Ее универсальная концепция подходит для формирования как глобальных, так и личных задач, при этом SMART-цели будут эффективны для 8 из 10 идей. Поэтому из всех существующих методов планирования систему SMART можно назвать одной из самых простых, доступных и действенных.
Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу!
- Теперь Вы можете читать последние новости из мира интернет-маркетинга в мессенджере Telegram на своём мобильном телефоне.
- Для этого вам необходимо подписаться на наш канал.
Английский язык/чтение Цели IEP для специального образования
Составление целей для любой предметной области может быть трудным, особенно если вы не знаете, с чего начать. Вот несколько примеров целей IEP по английскому языку/чтению (для разных уровней способностей), которые помогут вам начать. Пожалуйста, адаптируйте и изменяйте, чтобы удовлетворить конкретные потребности ваших студентов. Имейте в виду, что целью должен быть навык, который, по вашему мнению, может быть достигнут учащимся за 1 учебный год. Вы всегда можете сделать дополнение, если учащийся выполнил все критерии цели/задач.
Помните, что при написании задач разбивайте цель на более мелкие этапы. Вы можете уменьшить процент точности, количество попыток (3/5 против 4/5) или количество подсказок. Убедитесь, что каждая цель строится на следующей и ведет к мастерству.
* В зависимости от того, насколько конкретна/широка ваша цель, вы можете собирать данные по нескольким параметрам/классам, что поможет только с данными и примерами работы! Старайтесь не привязывать себя к ОДНОМУ конкретному виду деятельности, упражнению или способу сбора данных (если это не то, к чему стремитесь вы и ваша команда).
Ориентация книги/детали:
Цель: учащийся будет самостоятельно определять части книги (передняя обложка, задняя часть, корешок) со 100% точностью в 4 из 5 испытаний, измеряемых ежеквартально.
Цель: учащийся определит, кто такие иллюстратор и автор, и сможет определить, где найти эту информацию в книге со 100% точностью в 4 из 5 испытаний, измеряемых ежеквартально.
Распознавание букв и идентификация:
Цель: Студент сможет самостоятельно распознавать и определять буквы алфавита со 100% точностью в 4 из 5 испытаний, измеряемых ежеквартально.
Звуки букв:
Цель: Учащийся сможет устно диктовать звуки всех 26 букв алфавита со 100% точностью в 4 из 5 попыток, измеряемых ежеквартально.
Цель: Учащийся продемонстрирует свое понимание взаимосвязей между буквами и звуками, определяя буквы и соответствующие им звуки со 100% точностью в 4 из 5 испытаний, измеряемых ежеквартально.
Цель: Студент узнает картинку, определит, с какой буквы она начинается, и соответствующий звук со 100% точностью в 4 из 5 попыток, измеряемых ежеквартально.
Расшифровка:
Цель: учащийся сможет использовать свои навыки декодирования, чтобы прочитать список из 10 слов со 100% точностью в 4 из 5 испытаний, измеряемых ежеквартально.
Цель: Учащийся продемонстрирует свои знания о звуках букв, самостоятельно читая слова CVC со 100% точностью в 4 из 5 испытаний, измеряемых ежеквартально.
Распознавание слов с зрения:
Цель: Студент будет изучать 10 новых слов с зрения каждый квартал и сможет самостоятельно читать и писать новые произведения со 100% точностью в 4 из 5 испытаний, измеряемых ежеквартально.
Цель: учащийся распознает и прочитает 25 слов с листа из списка слов Dolch/Fry для ____ класса со 100% точностью в 4 из 5 испытаний, измеряемых ежеквартально.
Подбери картинки к фразам:
Цель: Студент самостоятельно сопоставит 5 слов с соответствующей картинкой со 100% точностью в 4 из 5 попыток, измеряемых ежеквартально.
Цель: Студент будет читать фразы и простые предложения и сопоставлять их с соответствующей картинкой со 100% точностью в 4 из 5 испытаний, измеряемых ежеквартально.
Понимание прочитанного:
Цель: Учащийся прочитает отрывок/рассказ и самостоятельно определит, является ли отрывок художественным или научно-популярным со 100% точностью в 4 из 5 испытаний, оцениваемых ежеквартально.
Цель: учащийся прочитает текст на своем уровне и ответит на 5 вопросов (письменно или устно) о нем со 100% точностью в 4 из 5 испытаний, измеряемых ежеквартально.
Цель: учащийся будет читать текст на своем уровне и отвечать на вопросы «wh», когда им будет предложено несколько вариантов ответа, из поля 3 со 100% точностью в 4 из 5 испытаний, измеряемых ежеквартально.
Цель: учащийся будет читать текст на своем уровне и самостоятельно определять основную идею с помощью 3 вспомогательных деталей с точностью 80% в 4 из 5 испытаний, измеряемых ежеквартально.
Составление и подтверждение предсказаний:
Цель: Студент прочитает название текста, самостоятельно сделает предсказание того, что произойдет в истории, и подтвердит, что его предсказание было точным с точностью 80% в 4 из 5 испытания оцениваются ежеквартально.
Подведение итогов/пересказ:
Цель: Учащийся прочитает текст на своем уровне, самостоятельно резюмирует происшедшее (устно или письменно) с точностью 80% в 4 из 5 испытаний, измеряемых ежеквартально.
Цель: учащийся сможет пересказать прочитанный им рассказ с точностью 80%, используя детали рассказа в 4 из 5 испытаний, измеряемых ежеквартально.
Сравнить и сопоставить:
Цель: Учащийся будет сравнивать и сопоставлять 2 темы (по выбору учителя), используя диаграмму Венна, самостоятельно перечисляя не менее 3 фактов в каждом столбце с точностью 80% в 4 из 5 испытаний, проводимых ежеквартально.
Части речи:
Цель: Студент сможет самостоятельно определить и определить, является ли слово существительным, глаголом или прилагательным со 100% точностью в 4 из 5 испытаний, измеряемых ежеквартально.
Цель: Студент сможет прочитать предложение и самостоятельно определить, какое слово является существительным, глаголом и прилагательным со 100% точностью в 4 из 5 испытаний, измеряемых ежеквартально.
Факт против мнения:
Цель: Студент самостоятельно прочитает предложение и определит, является ли оно фактом или мнением со 100% точностью в 4 из 5 испытаний, измеряемых ежеквартально.
Написание простых предложений:
Цель: Учитывая модель, учащийся самостоятельно напишет грамматически правильное простое предложение (карандаш/бумага или с помощью устройства связи), включающее существительное, глагол и прилагательное в 4 из 5 измеренных испытаний. ежеквартальный.
Цель: Учащийся самостоятельно напишет предложение (с подлежащим и сказуемым), используя свое средство связи, с правильной грамматикой и пунктуацией в 4 из 5 испытаний, оцениваемых ежеквартально.
Пунктуация:
Цель: Учащийся будет самостоятельно писать предложения, правильно расставляя знаки препинания; заглавные буквы и точка со 100% точностью в 4 из 5 испытаний, измеряемых ежеквартально.
Цель: учащийся прочитает предложение и решит, требует ли оно восклицательного или вопросительного знака со 100% точностью в 4 из 5 испытаний, измеряемых ежеквартально.
Редактирование:
Цель: Учащийся прочитает предложение и отредактирует его для правильной пунктуации (заглавная буква и точка) в 4 из 5 попыток, измеряемых ежеквартально.
Цель: Студент прочитает 5 предложений и отредактирует их для правильной пунктуации/грамматики (включая…..) в 4 из 5 испытаний, измеряемых ежеквартально.
Выводы:
Цель: Учащийся будет самостоятельно делать выводы о тексте (выражая — письменно, устно, с помощью рисунков — то, что он говорит и что он на самом деле означает) со 100% точностью в 4 из 5 попыток. измеряется ежеквартально.
Неявные и явные подробности:
Цель: Студент самостоятельно прочитает текст на своем уровне и ответит на 5 явных и неявных вопросов, относящихся к тексту, со 100% точностью в 4 из 5 испытаний, измеряемых ежеквартально.
Ссылка на ресурс:
Цель: учащийся самостоятельно просматривает прочитанный текст, чтобы ответить на вопросы о тексте со 100% точностью в 4 из 5 испытаний, измеряемых ежеквартально.
Цель: Учащийся должен самостоятельно найти в словаре значение 5 неизвестных слов и написать их определение со 100% точностью в 4 из 5 испытаний, измеряемых ежеквартально.
Цель: учащийся найдет определенные фразы или слова в знакомом тексте со 100% точностью в 4 из 5 испытаний, измеряемых ежеквартально.
Идиомы:
Цель: Учащийся самостоятельно сопоставит идиому с соответствующим значением со 100% точностью в 4 из 5 попыток, измеряемых ежеквартально.
Цель: Студент сможет объяснить значение идиомы (устно или письменно) со 100% точностью в 4 из 5 испытаний, измеряемых ежеквартально.
Начало/Середина/Конец:
Цель: Студент самостоятельно прочитает отрывок рассказа на своем уровне чтения и определит начальные, средние и конечные события со 100% точностью в 4 из 5 испытаний, измеряемых ежеквартально.
Элементы рассказа:
Цель: учащийся прочитает рассказ или отрывок на своем уровне чтения и самостоятельно определит элементы рассказа (персонаж, место действия, проблема, решение), отвечая на вопросы или заполняя якорную таблицу со 100% точностью на 4 из 5 испытаний измерялись ежеквартально.
Последовательность событий:
Цель: После прочтения рассказа/отрывка учащийся самостоятельно определяет последовательность событий (письменно или устно) в рассказе с точностью 80% в 4 из 5 испытаний, измеряемых ежеквартально.
Контекстные подсказки:
Цель: Студент будет самостоятельно использовать контекстные подсказки, чтобы найти значение неизвестного слова и либо написать ответ, либо выбрать из поля 3 со 100% точностью в 4 из 5 испытаний, измеряемых ежеквартально.
Удачного черчения!!!
8 целей SMART Примеры улучшения понимания прочитанного
На этой странице могут быть партнерские ссылки, что означает, что мы получаем небольшую комиссию за все, что вы покупаете. Будучи партнером Amazon, мы зарабатываем на соответствующих покупках. Пожалуйста, проведите собственное исследование, прежде чем совершать какие-либо покупки в Интернете.
Вы ловите себя на том, что снова и снова читаете один и тот же отрывок текста только для того, чтобы почувствовать, как он пролетает прямо над вами?
Если да, то вам может понадобиться помощь в понимании прочитанного.
Понимание прочитанного придает смысл тому, что вы читаете. Без него идеи, концепции и мысли, которые вы читаете на странице, — просто бессмысленные слова. При правильном понимании чтение становится информативным, веселым и приятным.
Понимание прочитанного — это навык, необходимый для достижения успеха в жизни. Это также навык, которому вы должны научиться независимо от того, учитесь вы в школе или нет. На самом деле понимание прочитанного — это навык, который требует постоянного совершенствования на протяжении всей жизни.
Одна из стратегий, которая может помочь, заключается в постановке и достижении целей SMART, связанных с пониманием прочитанного.
Имея это в виду, давайте кратко определим концепцию целей SMART, а затем рассмотрим восемь примеров, которые вы можете использовать для улучшения понимания прочитанного.
Чему вы научитесь
- Что такое цели SMART?
- Почему цели SMART важны для понимания прочитанного?
- 8 Примеры целей SMART для понимания прочитанного
- 1. Улучшение словарного запаса
- 2. Разбий текст на куски
- 3. Повышение информации
- 4. Суммируйте
- 5. Снимите и подготовьте
- 6. Чтение Alaoud
- 7. Aspare
- .
- Заключительные мысли о целях SMART для понимания прочитанного
Что такое цели SMART?
Цели мотивируют нас всякий раз, когда мы на исходе. Наличие цели дает нам направление работы как в личной, так и в профессиональной жизни. Они толкают нас вперед и неоднократно напоминают нам о том, чего мы хотим достичь.
Люди ставили перед собой цели и достигали их на протяжении всей истории. В 19 веке философы начали замечать, что многим людям не удается достичь своих целей. Они потерпели неудачу не потому, что им не хватало энергии или мотивации, а скорее потому, что они не могли сосредоточиться на своих целях.
Но только в ноябре 1981 года Джордж Т. Доран ввел термин «цели SMART». Цели SMART позволили нам более осмысленно и организованно определить наши цели, что помогло нам сосредоточиться на том, чего мы хотели достичь. Сузив фокус на наших целях, наши шансы на их достижение увеличились многократно.
SMART — это аббревиатура, утверждающая, что каждая поставленная нами цель должна иметь пять характеристик:
- S специфический: Цель должна быть сужена и четко определена. Он должен быть сосредоточен на конкретной и небольшой области для улучшения.
- M измеримая: цель должна быть связана с измеримыми критериями, что означает, что должен быть какой-то индикатор, указывающий на ваш прогресс в достижении цели.
- A достижимо: цель должна быть чем-то, чего мы можем достичь. Планка не должна быть слишком высокой, и кто-то, должно быть, достиг чего-то подобного в прошлом.
- R elevant: Цель должна иметь большое значение в вашей жизни, и у вас должно быть горячее желание ее достичь.
- T Ограничение времени: Цель должна быть связана с крайним сроком, например с датой, когда вы хотите считать, что достигли цели.
Постановка целей SMART не так уж сложна, особенно если вы знаете необходимые приемы и инструменты. Наше Полное руководство по целям SMART – отличное руководство для начала работы, которое значительно упрощает постановку и достижение целей.
Почему цели SMART важны для понимания прочитанного?
Бесчисленные исследования и исследования показали, что мы проводим большую часть нашей жизни в режиме автопилота, перескакивая с задачи на задачу, каждый день, каждую ночь. Мы остаемся занятыми в течение дня, но с каждым днем чувствуем себя все менее и менее успешными. У нас никогда не бывает достаточно времени, но мы чувствуем, что делаем недостаточно.
К сожалению, большинству из нас нравится жить в зоне комфорта, даже если это означает НЕ планировать и не ставить цели на будущее. Статистика показывает, что более 80 % из нас даже не удосуживаются определить свои цели. Мы часто хотим, чтобы у нас что-то было или мы достигли какого-то положения, но никогда на самом деле не работаем для этого.
Большинство из нас не ставят цели просто потому, что ленивы. Другие из-за своего пессимизма сомневаются в своих способностях достичь того, к чему стремятся.
Основная причина того, что вы не достигаете желаемого, заключается в том, что вы не ставите это в качестве цели. Только после того, как вы поставили перед собой цель, вы можете начать работать над ее достижением. Если у вас нет направления, вы пойдете во всех направлениях и никуда не достигнете.
Понимание прочитанного придает смысл тому, что вы читаете.Те, кто терпит неудачу после постановки цели, часто ставят цель, которая является слишком расплывчатой, нереалистичной, а иногда даже не относящейся к ним. Такие цели, как «Я хочу лучше понимать прочитанное», расплывчаты и не определяют направление, в котором вы хотите их достичь. Поскольку цель неясна, она, вероятно, окажется в ящике стола и в списке «вещей, которые я надеюсь когда-нибудь сделать».
Установка целей SMART для понимания прочитанного поможет вам заранее сформулировать свои идеи и цели. Как только у вас появится четкое представление о том, чего вы хотите достичь, вам будет намного легче оставаться сосредоточенным на цели.
Всем нам ежедневно приходится решать несколько задач, и легко забыть о ежедневной работе над улучшением понимания прочитанного. Тем не менее, цель SMART можно разбить на более мелкие задачи, чтобы вы могли устанавливать и достигать вех каждый день.
Цели SMART для понимания прочитанного дадут вам направление и позволят вам сосредоточиться на своей цели. Вы можете помнить о своих ежедневных вехах всякий раз, когда вы читаете что-то в течение дня.
Итак, давайте рассмотрим эти восемь примеров…
8 SMART Цели Примеры для понимания прочитанного
1. Улучшить словарный запас
Я хочу улучшить свой словарный запас, чтобы лучше понимать, что я читаю. Я буду стараться учить пять новых слов каждый день. Всякий раз, когда я встречаю слово, я ищу его определение, а затем использую его в предложении, чтобы понять его значение.
Конкретный: Улучшите словарный запас, изучая пять слов в день
Измеримый: Пять слов в день позволяют измерять свой прогресс ежедневно
Достижимый: Цель достижима, если поиск определения и использование за ним в предложении следуют
Релевантные: Я хочу лучше понимать, что я читаю, и словарный запас является решающим фактором при чтении
Ограничение по времени: Один день — крайний срок для пяти слов
2. Разбить текст на части
Я буду делать двухминутный перерыв после каждых пятнадцати минут чтения. Вместо того, чтобы продолжать непрерывно, я даю своему уму некоторое время, чтобы усвоить прочитанную информацию. Я буду постепенно увеличивать время непрерывного чтения с пятнадцати минут до тридцати минут в течение следующих пятнадцати дней, добавляя по одной-две минуты каждый день.
Конкретно: Разбивайте большие объемы текста на более мелкие фрагменты, чтобы лучше их понимать, и увеличивайте время непрерывного чтения до тридцати минут
Измеряемый: Две минуты перерыва через каждые пятнадцать минут. Увеличьте время чтения до тридцати минут
Достижимо: Цель достижима, потому что я делаю небольшие улучшения каждый день
Релевантно: Я хочу убедиться, что понимаю то, что читаю, и делать перерывы, чтобы
Ограничение по времени: Крайний срок для перерыва составляет пятнадцать минут. Это будет увеличено до тридцати минут в течение пятнадцати дней.
3. Информационная перегрузка
Чтобы сосредоточиться на прочитанном, я ограничиваю себя чтением 5000 слов в день. Я буду постепенно увеличивать количество слов до 15 000 слов в день в течение следующих 30 дней.
Конкретный: Я хочу читать 5000 слов в день, чтобы сосредоточиться привычка читать постепенно поможет мне лучше понимать прочитанное
Релевантно: Я хочу убедиться, что понимаю то, что читаю, и слишком много чтения может привести к потере концентрации.
Ограничение по времени: Крайний срок для прочтения 5000–15000 слов — один день, а для выработки привычки — 30 дней.
Понимание прочитанного — это навык, необходимый для достижения успеха в жизни.4. Подведите итоги
Я подытожу все, что прочитаю. Я буду писать резюме на 50-100 слов после прочтения примерно 2000 слов или каждые пятнадцать минут. Я буду сознательно практиковать это в течение 30 дней, и это поможет мне выработать привычку сосредотачиваться на том, что я читаю.
Конкретный: Напишите резюме, чтобы убедиться, что я понимаю, что я читаю резюме не должно быть слишком сложным после прочтения. минут, а на выработку привычки — 30 дней.
5. Просмотрите и подготовьте
Прежде чем читать, я просмотрю заголовки и отрывок, чтобы понять, что я собираюсь прочитать. Я запишу три вопроса, на которые хочу получить ответы из текста, прежде чем начну читать. Я буду практиковать эту привычку в течение следующих 30 дней.
Конкретный: Напишите вопросы относительно ожиданий от текста
Измеримый: Я выведу три вопроса из отрывка, который собираюсь прочитать, и буду продолжать беглый просмотр, пока не получу три вопроса
Достижимо: Цель достижима, поскольку просмотр текста даст мне представление о контексте и о том, о чем я собираюсь прочитать
Релевантно: Я хочу убедиться, что понимаю то, что читаю, и наличие вопросов заранее поможет мне сосредоточиться, потому что я буду искать ответы. вслух каждый день. Это поможет мне замедлиться и избавиться от привычки пропускать слова. Я буду продолжать эту практику в течение 15 дней.
Специфические: Читать 1500 слов вслух каждый день
Измеримый: 1500 слов вслух в день
Достигаемое: Цель достижима, потому что чтение вслух остановит меня от пропусков слова
: I хочу убедиться, что я понимаю то, что я читаю, и чтение каждого слова может помочь мне понять, что я читаю 15 дней
7. Задавайте вопросы
Я буду тренироваться делать перерыв после 15-минутного чтения, задавать себе такие вопросы, как «О чем я читал?» и попытаться определить то, что я прочитал, своими словами.
Конкретный: Задайте вопрос о том, что я прочитал каждые пятнадцать минут
Измеримый: Один вопрос на каждые пятнадцать минут чтения
Достижимый: Цель достижима, потому что стоит вспомнить 15 минут чтения должно быть сложным, но не невозможным
Релевантный: Я хочу убедиться, что понимаю то, что читаю, и вопросы помогут мне понять, что я читаю
Ограничение по времени: Крайний срок ответа на один вопрос – пятнадцать минут
Понимание прочитанного это навык, который требует постоянного совершенствования на протяжении всей нашей жизни.8. Рефлексия
Я постараюсь вспомнить хотя бы три идеи из прочитанного в течение дня. Размышление о прочитанном поможет мне запомнить текст и лучше понять его. Я выработаю привычку к этому в течение следующих 15 дней.
Конкретный: Вспомнить три идеи из прочитанного через несколько часов
Измеримый: Если я не могу вспомнить хотя бы три идеи, это означает, что мне придется перечитать текст
Достижимый: Цель достижима, потому что вспомнить три идеи не должно быть слишком сложно, если я понял то, что прочитал оно лучше и дольше сохраняется
Ограничение по времени: Крайний срок для трех идей — один день, а для выработки привычки — 15 дней. Речь идет об обучении, размышлении и размышлении над прочитанным. Отрывки текстов могут трансформироваться в мысли и идеи, если их читать с должным пониманием; в противном случае они представляют собой просто фрагменты алфавита.