Научная психология, научный подход в психологии
01 января 2006 г., 03:45
Научная психология — психология, реализующая научный подход, ориентированная на научный тип мышления и научные знания. Научные психологические знания — продуманы, обобщены, рациональны, обоснованы профессиональными наблюдением и организованным экспериментом.
Научная психология существует в различных видах: теоретическая и практическая, фундаментальная и прикладная, академическая и нет.
За пределами научной психологии находятся житейская психология, а также психология чудесного, включаюшая в себя паранормальные явления, эзотерику, магию и мистику. Все разговоры о высших силах и установлении контакта с дружественной Вселенной, о «родовом поле» и чакрах, о приметах и Вселенских Законах развития личности или семьи к научной психологии не относятся. Как правило, вне научной психологии поиски своего предназначения и надежды на интуицию…
Достаточно спорным является вопрос о гуманитарной психологии: считать ли ее разновидностью научного подхода.
- Научность
- Автор Н.И. Козлов
- Психология для профи
Комментарии (1):
Гость, 12 мая 2014 г., 04:11
Полезный сайт.
Материалы по теме:
01 янв. 2006 г.
Гуманитарный и естественнонаучный подход в психологии
Два основных подхода в психологии вообще и практической психологии в частности, это естественно-научный и гуманитарный подход.
2Подробнее
19 сент. 2018 г.
Научный стиль мышления и психология
С чего начинается НАУКА?
0Подробнее
01 янв. 2010 г.
Нужна ли научность практической психологии
В синтон-подходе научное мировоззрение является обязательной основой, однако многие психологи, прекрасные профессионалы и практики, к требованию научности относятся философски: на их взгляд, в практической психологии научность не является очень востребованной вещью. Их позицию можно обозначить следующим образом: «Кому-то нужна опора на факты, логическая непротиворечивость, воспроизводимость результатов и прочая научность — пусть об этом и заботятся.
4Подробнее
01 окт. 2022 г.
Психология чудесного
Психология чудесного — психология, признающая чудеса не как субъективное переживание, а как часть реальности. Это область психологии, включаюшая в себя паранормальные явления, эзотерику, магию и мистику.
1Подробнее
01 янв. 2010 г.
Психология теоретическая и практическая
Теоретическая психология изучает психологические закономерности и в лучшем случае вырабатывает практические рекомендации общего плана для специалистов-прикладников. Практическая психология — психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги.
0Подробнее
01 янв. 2010 г.
Житейская и научная психология
Житейский опыт, житейская психология — база для психологии научной. Научная психология опирается на житейский психологический опыт, извлекает из него свои задачи и на последнем этапе житейским опытом проверяется. Основное различие житейской и научной психологии — в качестве и характере знания. Житейские знания и опыт обычно более конкретны, носят интуитивный характер и чаще невысокого культурного уровня: основаны на стихийных наблюдениях, случайных размышлениях, часто негативны и безответственны, сильно подвержены моде, настроениям, страхам и слухам, во многом иррациональны.
2Подробнее
Содержание
Новые статьи:
- Снижает ли контроль над применением оружия количество преступлений? – Берковиц
- Неагрессивных стандарты поведения не исключают агрессивности — Берковиц
- Ребенок боится идти к врачу. Что делать умным родителям?
- Совершенствование родительского контроля над проблемными детьми — Берковиц
- Некоторые люди имеют устойчивую склонность к агрессивному поведению? – Берковиц
Популярные статьи:
- Читаем стихи, тренируем интонации: В. Маяковский «Солнце и поэт».
- Читаем стихи, тренируем интонации
- Интерактивная игра «Дорогой, давай поженимся!»
- Как воспитать достойного человека. Опыт А.С. Макаренко
- Читаем стихи, тренируем интонации: «Песнь о мудрой жене»
Хиты недели:
- Читаем стихи, тренируем интонации: В. Маяковский «Солнце и поэт».
- Читаем стихи, тренируем интонации
- Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день
- Убираю НЕТКИ
- Декларация о принятии реальности
1.2. Научная психология
Главная цель научной психологии — поиск новых психологических знаний о внутреннем мире и механизмах поведения людей. Она опирается на эмпирические научные факты, то есть факты, получаемые опытным путем. Это отличает психологию как науку от философского познания человека с помощью рассуждений и логических умозаключений. В связи с этим фактический, эмпирический материал должен быть важной составной частью учебного курса (лекций, семинаров, практических занятий), чтобы обеспечивать научную доказательность излагаемому материалу. Недостаточно ограничиваться рассуждениями, теоретическими положениями, идеями. Объективность научно-психологическим исследованиям придает использование таких методов исследования как систематизированные наблюдения, эксперименты, моделирование, анализ документов. Фактические данные, полученные с их помощью, и составляют эмпирическую базу для научных выводов.
Научные психологические знания рациональны и осознанны. Это означает, что ученый опирается в научном познании на приемы и средства логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, понятия), может дать отчет себе и другим людям в способах получения новых знаний, логически обосновать их, использует гипотетико-дедуктивные приемы мышления, способен логически доказать истинность полученных выводов своим коллегам.
Использование эмпирического и логического доказательства придает надежность и доказательность научно-психологическим знаниям.
Научная психология отличается обобщенностью получаемых знаний, поскольку направлена на поиск общих закономерностей психических явлений. Психологические особенности отдельного индивида представляют ценность как факт для обобщенных выводов о закономерностях человеческой психологии, или отдельных типов людей.
Для научной психологии характерна системность. Она стремится к систематическому описанию всего мира психических явлений человека, его личности, или какой-либо сферы его психической жизни. Поэтому в психологии придается большое значение построению теорий и классификаций психологических феноменов.
По причине обобщенности получаемых в научной психологии знаний, она широко опирается на абстрактные понятия и общие научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение, способности, стресс и др. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения между ними. Терминология психолога обычно стандартизирована. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Научная психология ищет такие обобщающие понятия, которые позволяют увидеть общие тенденции и закономерности психического развития.
Научно-психологические знания излагаются на специфическом научном языке, понятном для профессиональных психологов, но не всегда доступном для неподготовленного слушателя или читателя. Обилие специфической терминологии в психологии, порой вызывает недовольство и критику. Основным объектом такой критики является большое количество терминов иностранного (чаще всего англоязычного) происхождения. Дело в том, что лексика русского языка имеет многообразные оттенки и неоднозначности. Задачей же научного психологического термина является точное обозначение понятия. По этой причине предпочтительнее является слово “креативность” для обозначения способности человека к генерации новый идей и образом, чем буквальный его перевод – “творческость”.
Вывод: особенности знаний научной психологии
Общие закономерности как предмет изучения |
Опора на эмпирические научные факты |
Объективность |
Рациональность |
Эмпирическая и логическая доказательность |
Обобщенность |
Системность |
Абстрактность |
Специальный научный язык |
Эволюционная психология | Британника
- Похожие темы:
- эволюция психология
См.
эволюционная психология , изучение поведения, мышления и чувств через призму эволюционной биологии. Эволюционные психологи предполагают, что любое человеческое поведение отражает влияние физических и психологических предрасположенностей, которые помогали человеческим предкам выживать и размножаться. С эволюционной точки зрения, мозг и тело любого животного состоят из механизмов, предназначенных для совместной работы, чтобы способствовать успеху в среде, с которой обычно сталкивались предки этого животного. Таким образом, косатка, хотя и отдаленно связанная с коровой, не справится с коровьим мозгом, поскольку косатке нужен мозг, предназначенный для управления телом, которое выслеживает добычу в океане, а не поедает траву на лугу. Точно так же летучая мышь, хотя тоже млекопитающее, нуждается в мозге, предназначенном для управления крошечным телом, которое летает и ловит насекомых на высокой скорости в темноте. Психологи-эволюционисты спрашивают: каковы последствия истории эволюции человека (например, жизни во всеядных и иерархических группах приматов, населенных родственниками) для устройства человеческого разума?
История и предыстория
Сам Чарльз Дарвин, возможно, заслуживает звания первого психолога-эволюциониста, поскольку его наблюдения заложили основу для области исследований, которая возникла более века спустя. В 1873 году он утверждал, что человеческие эмоциональные выражения, вероятно, развивались так же, как и физические черты (такие как противопоставление больших пальцев и вертикальное положение). Дарвин предполагал, что эмоциональные выражения выполняют очень полезную функцию общения с другими представителями своего вида. Сердитое выражение лица сигнализирует о готовности к драке, но оставляет наблюдателю возможность отступить, не причиняя вреда ни одному животному. Взгляд Дарвина оказал глубокое влияние на раннее развитие психологии.
В 1890 году в классическом тексте Уильяма Джеймса «Принципы психологии» использовался термин «эволюционная психология» , и Джеймс утверждал, что многие виды человеческого поведения отражают действие инстинктов (унаследованных предрасположенностей реагировать на определенные стимулы адаптивным образом). Типичным инстинктом для Джеймса было чихание, предрасположенность реагировать быстрым потоком воздуха, чтобы убрать носовой раздражитель.
В 1908 году Уильям Макдугалл использовал эту точку зрения в своем классическом учебнике 9.0019 Введение в социальную психологию . Макдугалл считал, что многие важные социальные модели поведения мотивируются инстинктами, но он рассматривал инстинкты как сложные программы, в которых определенные стимулы (например, социальные препятствия) приводят к определенным эмоциональным состояниям (например, гневу), которые, в свою очередь, повышают вероятность определенных действий (например, , агрессия).
Представление Макдугалла о социальном поведении как об инстинктивном поведении утратило популярность, когда в XIX веке в этой области начал доминировать бихевиоризм.20 с. Согласно бихевиористской точке зрения, отстаиваемой Джоном Б. Уотсоном (который публично обсуждал Макдугалла), разум — это в основном чистый лист, а поведение почти полностью определяется опытом после рождения. Антропологические наблюдения 20-го века также внесли свой вклад в точку зрения с чистого листа. Антропологи сообщили о совершенно иных социальных нормах в других культурах, и многие социологи совершили логическую ошибку, предположив, что широкое межкультурное разнообразие не должно означать никаких ограничений на человеческую природу.
Точка зрения с чистого листа начала разрушаться перед лицом многочисленных эмпирических открытий во второй половине 20-го века. Более внимательный взгляд на кросс-культурные исследования выявил доказательства универсальных предпочтений и предубеждений среди людей. Например, мужчин во всем мире привлекают женщины в годы пика фертильности, в то время как женщины чаще всего предпочитают мужчин, которые могут предоставить ресурсы (что часто выражается в мужчинах старшего возраста). В качестве другого примера, мужчины в более чем 90 процентов других видов млекопитающих не дают потомству никаких ресурсов, однако во всех человеческих культурах существуют долгосрочные отношения сотрудничества между отцами и матерями, в которых самцы вносят свой вклад в потомство. Если рассматривать эти общие модели человеческого поведения с еще более широкой сравнительной точки зрения, они отражают мощные принципы, которые широко применяются во всем царстве животных. Например, вклад отцов с большей вероятностью можно обнаружить у альтрициальных видов (имеющих беспомощное потомство, таких как птицы и люди), чем у ранних видов (чьи детеныши подвижны при рождении, такие как козы и многие другие млекопитающие).
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Современная эволюционная психология
Эволюционная психология, возникшая в конце 1980-х годов, представляет собой синтез достижений в нескольких различных областях, включая этологию, когнитивную психологию, эволюционную биологию, антропологию и социальную психологию. В основе эволюционной психологии лежит дарвиновская теория эволюции путем естественного отбора. Теория Дарвина прояснила, как физические особенности животного могут формироваться в соответствии с требованиями повторяющихся проблем, возникающих в окружающей среде. Тюлени более тесно связаны с собаками, чем с дельфинами, но тюлени и дельфины имеют несколько общих физических черт, сформированных общими проблемами водной жизни (где плавники и обтекаемая форма тела помогают поймать свой обед и уменьшают вероятность стать обедом для водного хищника). . Помимо явных физических особенностей, созданных естественным отбором, животные также наследуют центральную нервную систему, предназначенную для формирования поведения, необходимого для управления этим телом. Поведенческие наклонности летучей мыши плохо работали бы в теле дельфина или жирафа, и наоборот.
Зоологи и специалисты по сравнительной психологии открыли множество поведенческих и психологических механизмов, особенно приспособленных к потребностям конкретных видов. Например, собаки используют обоняние для охоты, и, следовательно, у них гораздо больше обонятельных рецепторов, чем у человека, и они в тысячи раз более чувствительны к различным запахам. С другой стороны, люди могут видеть в цвете, а собаки — нет; цветовое зрение может быть полезно для обнаружения спелых фруктов, которые люди едят, а собаки нет. Летучие мыши обладают эхолокационными способностями, позволяющими им создавать мысленный эквивалент сонограммы ночного мира, по которому они должны перемещаться на высокой скорости в поисках пищи, включающей быстро летающих насекомых.
В дополнение к различиям в сенсорных и перцептивных способностях естественный отбор благоприятствовал множеству неограниченных искажений в обучении и памяти, разработанных для соответствия экологическим требованиям, с которыми сталкивается каждый вид. Например, у крыс плохое зрение, и они полагаются на вкус и запах, чтобы найти пищу ночью. Следовательно, они легко обусловливают вкусовые отвращения к новым вкусам, но не к визуальным раздражителям. У перепелов, с другой стороны, отличное зрение, и они полагаются на визуальные подсказки при выборе пищи, и они демонстрируют противоположную предвзятость к обучению — вызывая тошноту с большей готовностью визуальными подсказками, чем вкусами или запахами.
Социальная психология | Britannica
- Ключевые люди:
- Франц Фанон Эрих Фромм Маргарет Флой Уошберн Уильям Макдугалл Курт Левин
- Похожие темы:
- теория социальной идентичности гипотеза фрустрации-агрессии Эксперимент Милгрэма танатология потребительская психология
Просмотреть весь связанный контент →
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
социальная психология , научное исследование поведения людей в их социальной и культурной среде. Хотя этот термин может включать социальную активность лабораторных животных или животных в дикой природе, акцент здесь делается на социальном поведении человека.
Социальная психология, когда-то являвшаяся относительно спекулятивным, интуитивным предприятием, превратилась в активную форму эмпирического исследования, причем объем исследовательской литературы быстро вырос примерно после 1925. В настоящее время социальные психологи располагают значительным объемом данных наблюдений, охватывающих ряд тем; однако доказательства остаются слабо скоординированными, и в этой области существует множество различных теорий и концептуальных схем.
Ранний толчок к исследованиям пришел из Соединенных Штатов, и многие работы в других странах следовали традициям США, хотя в других странах мира предпринимаются независимые исследовательские усилия. Социальная психология активно изучается в Великобритании, Канаде, Австралии, Германии, Нидерландах, Франции, Бельгии, Скандинавии, Японии и России. Большинство социальных психологов являются членами университетских факультетов психологии; другие находятся на кафедрах социологии или работают в таких прикладных учреждениях, как промышленность и правительство.
Многие исследования в области социальной психологии состоят из лабораторных экспериментов по социальному поведению, но в последние годы этот подход подвергался критике как слишком глупый, искусственный и нереалистичный. Большая часть концептуальной основы исследований в области социальной психологии происходит из других областей психологии. В то время как теория обучения и психоанализ когда-то были наиболее влиятельными, когнитивный и лингвистический подходы к исследованиям стали более популярными; социологические вклады также оказали влияние.
Социальные психологи нанимаются или используются в качестве консультантов при создании социальной организации предприятий и психиатрических сообществ; некоторые работают над уменьшением конфликтов между этническими группами, над разработкой средств массовой информации (например, рекламы) и консультированием по воспитанию детей. Они помогали в лечении душевнобольных и в реабилитации осужденных. Фундаментальные исследования в области социальной психологии были представлены вниманию общественности в популярных книгах и в периодической печати.
Методы исследования
Лабораторные эксперименты, в которых в качестве испытуемых часто используются студенты-добровольцы, упускают из виду многие черты повседневной социальной жизни. Такие эксперименты также подвергались критике как предвзятые, поскольку сами экспериментаторы могут влиять на результаты. Исследователи, которых больше волнуют реалистичные условия, чем строгость, как правило, покидают лабораторию для проведения полевых исследований, как и те, кто придерживается социологических традиций. Однако полевые исследования также могут быть экспериментальными, и эффективность каждого подхода может быть повышена за счет использования методов другого.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Во многих колледжах и университетах есть лаборатории социальной психологии, оборудованные комнатами для наблюдения, позволяющими видеть объекты с одной стороны. Звуко- и видеомагнитофоны и другие устройства записывают текущее социальное взаимодействие; компьютерное оборудование и другие принадлежности могут использоваться для конкретных исследований.
Социальное поведение понимается как продукт врожденных биологических факторов, возникших в результате эволюции, и культурных факторов, возникших в ходе истории. Ранние авторы (например, Уильям МакДугалл, психолог) подчеркивали инстинктивные корни социального поведения. В более поздних исследованиях и работах, в которых упор делался на теорию обучения, подчеркивалось влияние факторов окружающей среды на социальное поведение. В 19Полевые исследования нечеловеческих приматов (например, бабуинов) в 60-х и 70-х годах привлекли внимание к ряду сходств с человеческим социальным поведением, в то время как исследования в области культурной антропологии показали, что многие черты человеческого социального поведения одинаковы независимо от изучаемой культуры. Становится общепризнанным мнение, что социальное поведение человека, по-видимому, имеет биологическую основу и отражает действие эволюции, как в случае паттернов эмоционального выражения и других невербальных коммуникаций, структуры языка и аспектов группового поведения. .
Было проведено множество исследований социализации (процесса обучения в культуре), и было обнаружено, что обучение взаимодействует с врожденными факторами. Например, врожденная способность к языку позволяет выучить местный язык. Культура состоит из моделей поведения и способов организации опыта; он развивается в ходе истории по мере того, как из различных источников вводятся новые элементы, из которых сохраняются лишь некоторые. Многие аспекты социального поведения можно частично объяснить с точки зрения их истории.
Социальное восприятие
В некоторых лабораторных экспериментах испытуемые смотрят неподвижные или движущиеся изображения, слушают магнитофонные записи или непосредственно наблюдают за другим человеком или взаимодействуют с ним. Субъектов можно попросить раскрыть свое социальное восприятие таких людей по оценочным шкалам, дать их свободное описание или дать оценочный ответ другими способами. Хотя такие исследования могут дать результаты, которые не соответствуют результатам в реальных условиях, они могут предоставить полезную информацию о восприятии личности, социальных ролей, эмоций и межличностных отношений или реакций во время постоянного социального взаимодействия.