Психология личности структура личности: Психология личности: структура и функция

Структура личности — Психологос

 

 

В зависимости от того, как мы представляем психологическую структуру личности, мы по-разному строим свою работу с нею. В синтон-подходе главные элементы структуры здоровой личности с точки зрения ее жизнедеятельности — это направленность личности и ее личностная база: мировосприятие, опыт и способности человека, его темперамент и характер, а также рисунок тела. Подробнее об этом:

  1. Когнитивная сфера — все то, что выполняет у человека функцию рационального познания: память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия — в той мере или в той части, в какой они заняты познавательными процессами, а не чем-то другим (влечениями, развлечениями…). Сильно упрощая, можно сказать, что это компетентность и знания, умения и навыки, разум в самом широком его понимании.
  2. Аффективная сфера — все психические процессы, которые промоделировать разумным образом не представляется возможным.
    В первую очередь, это все, что связано с мотивационно-потребностной сферой, процессы эмоционально-чувственного отношения к жизни и взаимодействия с миром, собой и людьми. Так же упрощая, это обычно чувства и предчувствия, желания и импульсы, мотивы и потребности, впечатления и переживания. Это все то, что противопоставляют Разуму.
  3. Мировосприятие — общее видение мира и отношение к нему. Мировосприятие бывает позитивным и негативным, реалистичным и мистическим, детским и взрослым, мужским и женским. Я-концепция — важный элемент мировосприятия личности. См.→
  4. Сознание и бессознательное…
  5. Направленность личности — это то, что человеку действительно дорого, к чему он на самом деле стремится. Интегральная характеристика направленности личности — способность человека самому определять свои цели и ценности, быть не только организмом, но быть личностью. См.→
  6. Опыт — отложившиеся в процессе жизни и деятельности знания, умения и навыки человека, в том числе стиль его жизни, его привычки и автоматизмы.
    См.→
  7. Способности — важнейший инструментарий личности. Чем более развиты у человека способности, тем больше он может сделать. Главные способности человека — это умственные, волевые, душевные и телесные способности. Частных способностей — множество, это способности музыкальные, художественные, счетные, способности к усвоению самых разнообразных навыков. См.→
  8. Характер, или психотип — совокупность устойчивых способов поведения и естественного реагирования человека. Соответственно, как о чертах характера, говорят о том, что есть люди по характеру (по психотипу) спокойные и нервные, рассудительные и импульсивные, решительные и сомневающиеся, люди-спринтеры и стайеры — вариантов не счесть. См.→
  9. Темперамент — энергия и динамика поведения человека, яркость, сила и скорость его эмоционального реагирования. Темпераментный человек — реагирующий ярко, быстро, громко! Общераспространённо деление людей по типу темперамента на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов.
    См.→
  10. Рисунок тела. Рисунок тела складывается из рисунка походки, разворота плеч или сутулости, определенной посадки головы и определенного рисунка жестов, характерной мимики и привычных интонаций. См.→

В личности есть много и других интересных и важных частей и элементов (самосознание и роли, самооценка и уровень притязаний, убеждения и ценности), но такая детализация возможна лишь при анализе разных уровней структуры личности. Важно, что в зависимости от типа и уровня развития личности в человеке может быть разный набор элементов психологической структуры и разное отношение между ними. Например, у человека-организма разум подчинен его чувствам, человек-личность подчиняет свои чувства разуму. У некоторых людей воля развита и присутствует, у других ее нет. Также далеко не у всех людей есть настоящее внутреннее «Я»: хозяин, который умеет всем этим внутренним хозяйством управлять.

Чем менее развита личность, тем больше гены определяют тело, тело определяют душу, а душа определяет ум. Чем более личность развивается, тем более ум вразумляет душу, душа дружит с телом, ум и душа строят тело, а в теле накапливается новый генный фонд. В повседневной жизни у большинства людей дух обычно спит, ум обслуживает душевные импульсы, а душой руководит их тело. Похоже, 90% людей живет преимущественно своим телом. Тело — их господин, душа и ум — их слуги, о духе вспоминаем лишь когда напомнят, и то со страху. По замыслу о личности, дух должен быть во главе, руководя умом, душой и телом. У сильного человека ум и душа — помощники духа, а тело — воспитуемый ими ребенок.

Структура проблемной личности

Структура проблемной личности отличается от личности здоровой. Такой личности уже не до того, чтобы к чему-то настоящему стремиться, ей нужно решить свои проблемы, избавиться от напряжения или боли. На первые места начинают выходить вопросы психологической защиты… См.→

 

 

Ответы по «психологии личности»


Скачать 304 Kb.

страница1/35
Дата27.07.2021
Размер304 Kb.
#167502
ТипКурс лекций

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   35

Связанные:
Психология личности
Психология личности

    Навигация по данной странице:
  • Курс лекций по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ» для студентов направления «Психология» Магас 2019
  • Составитель: к.п.н., доцент Дзейтова Марета Хасановна Рецензент: к.пс.н., доцент Точиева М.М.
  • СОДЕРЖАНИЕ Тема 1. Понятие личности в психологии, многообразие подходов к пониманию сущности личности……………………………………..…4
  • Тема 3. Структура личности. Основные психологические подсистемы в структуре личности……………………………………10

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ рф
ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет»

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

М. Х. Дзейтова

Курс лекций по дисциплине

«ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»

для студентов направления «Психология»

Магас 2019

Печатается по решению Учебно-методического совета Ингушского государственного университета (протокол №____от____________201__г.)

Составитель: к.п.н., доцент Дзейтова Марета Хасановна

Рецензент: к.пс.н., доцент Точиева М.М.

Краткая аннотация: Настоящее учебное пособие по дисциплине «Психология личности» подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (направления: 37.03.01 – «Психология»), и предназначен для студентов ускоренной формы обучения.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Понятие личности в психологии, многообразие подходов к пониманию сущности личности……………………………………..…4
Тема 2. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект деятельности»………………………9
Тема 3. Структура личности. Основные психологические подсистемы в структуре личности……………………………………10

Скачать 304 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   35


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница

Автореферат

Анализ

Анкета

Бизнес-план

Биография

Бюллетень

Викторина

Выпускная работа

Глава

Диплом

Дипломная работа

Базовая модель личности — PMC

1. Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам. 5. Американская психиатрическая ассоциация; 2013. [Google Scholar]

2. Всемирная организация здравоохранения. Классификация психических и поведенческих расстройств по МКБ-10. Клинические описания и диагностические рекомендации. Всемирная организация здравоохранения; 1992. [Google Scholar]

3. Eysenck HJ. Определение расстройств личности и критерии, подходящие для их описания. J Перс. расстройство. 1987;1:211–219. [Google Scholar]

4. Livesley WJ. Классификация расстройств личности: I. Выбор понятия категории. Can J Психиатрия. 1985; 30: 353–358. [PubMed] [Google Scholar]

5. Widiger TA, Frances AJ. Расстройства личности DSM-III: перспективы психологии. Арх генерал психиатрия. 1985; 42: 615–623. [PubMed] [Google Scholar]

6. Кларк Л.А. Оценка и диагностика расстройства личности: вечные проблемы и возникающая переосмысление. Энн Рев Психол. 2007; 57: 227–257. [PubMed] [Академия Google]

7** Видигер Т.А., редактор. Оксфордский справочник пятифакторной модели. Издательство Оксфордского университета; 2017. Отредактированный текст, содержащий исчерпывающее резюме исследований, касающихся социального и клинического применения пятифакторной модели личности. [Google Scholar]

8** Widiger TA, Gore WL, Crego C, Rojas SL, Oltmanns JR. Пятифакторная модель и расстройство личности. В: Видигер Т.А., редактор. Оксфордский справочник пятифакторной модели. Издательство Оксфордского университета; 2017. С. 449.–478. Всеобъемлющее резюме огромного объема исследований, касающихся взаимосвязи и концептуализации расстройств личности с точки зрения пятифакторной модели личности в целом. [Google Scholar]

9. Widiger TA, Samuel DB, Mullins-Sweat S, Gore WL, Crego C. Интеграция нормальной и ненормальной структуры личности: пятифакторная модель. В: Видигер Т.А., редактор. Оксфордский справочник по расстройствам личности. Издательство Оксфордского университета; 2012. С. 82–107. [Академия Google]

10. Де Раад Б., Млачич Б. Лексическая основа факторной модели Большой пятерки. В: Видигер Т.А., редактор. Оксфордский справочник пятифакторной модели. Издательство Оксфордского университета; 2017. С. 191–216. [Google Scholar]

11. Коста П. Т., МакКрей Р. Описи NEO как инструменты психологической теории. В: Видигер Т.А., редактор. Оксфордский справочник пятифакторной модели. Издательство Оксфордского университета; 2017. С. 11–37. [Google Scholar]

12. О’Коннор Б.П. Количественный обзор полноты пятифакторной модели по отношению к популярным опросникам личности. Оценивать. 2002;9: 188–203. [PubMed] [Google Scholar]

13. Маркон К.Е., Крюгер Р.Ф., Уотсон Д. Определение структуры нормальной и ненормальной личности: интегративный иерархический подход. J Pers Soc Psychol. 2005; 88: 139–157. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

14. Mullins-Sweatt SN, Widiger TA. Процедура оценки Шедлера-Вестена с точки зрения общей структуры личности. J Abnorm Psychol. 2007; 116: 618–623. [PubMed] [Google Scholar]

15. McCrae RR, Costa PT, Busch CM. Оценка полноты в системах личности: Калифорнийский Q-Set и пятифакторная модель. J Перс. 1986;54:430–446. [Google Scholar]

16** Oltmanns JR, Widiger TA. Самопатология, пятифакторная модель и раздутые специфические факторы: поучительная история. J Abnorm Psychol. 2016; 125:423–434. Эмпирическая поддержка понимания самопатологии с точки зрения общей личности. [PubMed] [Google Scholar]

17* Trull TJ, Brown WC. Пограничное расстройство личности: перспектива пятифакторной модели. В: Видигер Т.А., Коста П.Т., редакторы. Расстройства личности и пятифакторная модель. 3. Американская психологическая ассоциация; 2013. С. 118–132. Резюме исследований, касающихся взаимосвязи и концептуализации пограничных расстройств личности с точки зрения пятифакторной модели общей личности. [Академия Google]

18. Эдмундсон М., Квапил Т.Р. Пятифакторная модель шизотипического расстройства личности. В: Видигер Т.А., Коста П.Т., редакторы. Расстройства личности и пятифакторная модель. 3. Американская психологическая ассоциация; 2013. С. 147–162. [Google Scholar]

19. Дерефинко К., Линам Д.Р. Психопатия с точки зрения пятифакторной модели. В: Видигер Т. А., Коста П.Т., редакторы. Расстройства личности и пятифакторная модель. 3. Американская психологическая ассоциация; 2013. С. 103–118. [Академия Google]

20. Гор В.Л., Пинкус А.Л. Зависимость и пятифакторная модель. В: Видигер Т.А., Коста П.Т., редакторы. Расстройства личности и пятифакторная модель. 3. Американская психологическая ассоциация; 2013. С. 163–178. [Google Scholar]

21. Кэмпбелл В.К., Миллер Дж.Д. Нарциссическое расстройство личности и пятифакторная модель: описание нарциссического расстройства личности, грандиозного нарциссизма и уязвимого нарциссизма. В: Видигер Т.А., Коста П.Т., редакторы. Расстройства личности и пятифакторная модель. 3. Американская психологическая ассоциация; 2013. С. 133–146. [Академия Google]

22. Ливсли В.Дж. Концептуальные и таксономические вопросы. В: Livesley WJ, редактор. Справочник по расстройствам личности. Теория, исследования и лечение. Гилфорд; 2001. С. 3–38. [Google Scholar]

23* Маллинз-Свитт С.Н., Эдмундсон М. , Зауэр-Завала С., Линам Д.Р., Миллер Д.Д., Видигер Т.А. Пятифакторная мера пограничных черт личности. J Pers Ass. 2012; 94: 475–487. Эмпирическая поддержка измерения пограничного расстройства личности DSM-5 с точки зрения пятифакторной модели общей личности. [PubMed] [Академия Google]

24. ДеШонг Х.Л., Ленгель Г.Дж., Зауэр-Завала С.Е., О’Мира М., Маллинз-Свитт С.Н. Сформулируйте достоверность пятифакторной пограничной инвентаризации. Оценивать. 2015;22:319–331. [PubMed] [Google Scholar]

25. Samuel DB, Riddell ADB, Lynam DR, Miller JD, Widiger TA. Пятифакторная мера обсессивно-компульсивных черт личности. J Pers Ass. 2012; 94: 456–465. [PubMed] [Google Scholar]

26. Crego C, Samuel DB, Widiger TA. FFOCI и другие меры и модели OCPD. Оценивать. 2015;22:135–151. [PubMed] [Академия Google]

27. Widiger TA, Lynam DR, Miller JD, Oltmanns TF. Меры по оценке неадаптивных вариантов пятифакторной модели. J Pers Ass. 2012;94:450–455. [PubMed] [Google Scholar]

28. Малдер Р.Т., Хорвуд Дж., Тайрер П., Картер Дж., Джойс П.Р. Проверка предложенных доменов МКБ-11. Личное здоровье. 2016;10:84–95. [PubMed] [Google Scholar]

29* Гор В.Л., Видигер Т.А. Модель черт характера DSM-5 и пятифакторные модели личности в целом. J Abnorm Psychol. 2013; 122:816–821. Эмпирическая поддержка связи многомерной модели признаков DSM-5 с пятифакторной моделью, а также демонстрация влияния альтернативных моделей и показателей на эту связь. [PubMed] [Академия Google]

30. Гриффин С.А., Самуэль Д.Б. Более пристальный взгляд на структуру низшего порядка в Личностном опроснике DSM-5: сравнение с пятифакторной моделью. Pers Disord Theory Res Treat. 2014;5:406–412. [PubMed] [Google Scholar]

31* Wright AGC, Simms LJ. О структуре признаков расстройства личности: совместный анализ моделей признаков CAT-PD, PID-5 и NEO PI-3. Pers Disord Theory Res Treat. 2014;5:43–54. Эмпирическая поддержка связи многомерной модели черт DSM-5 Раздела III с пятифакторной моделью личности в целом. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

32. Уотсон Д., Кларк Л.А., Хмелевски М. Структуры личности и их отношение к психопатологии: II. Дальнейшая формулировка комплексной унифицированной структуры признаков. J Перс. 2008; 76: 1485–1522. [PubMed] [Google Scholar]

33. DeYoung CG, Carey BE, Krueger RF, Ross SR. Десять аспектов Большой пятерки в Личностном опроснике DSM–5. Pers Disord Theory Res Treat. 2016;7:113–123. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

34. Samuel DB, Widiger TA. Метааналитический обзор отношений между пятифакторной моделью и DSM-IV-TR расстройства личности: анализ на уровне аспектов. Clin Psychol Rev. 2008; 28: 1326–1342. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

35** Crego C, Widiger TA. Концептуализация и оценка шизотипических черт: сравнение FFSI и PID-5. J Перс. расстройство. под давлением. Сравнение альтернативных концептуализаций и оценка психотизма и шизотипических черт DSM-5 на взаимосвязь с пятифакторной моделью личности в целом. [Академия Google]

36** Berghuis H, Kamphuis JH, Verheul R. Специфические черты личности и общая дисфункция личности как предикторы наличия и тяжести расстройств личности в клинической выборке. J Pers Ass. 2014;96:410–416. Эмпирическое исследование взаимосвязи общей личности, неадекватных черт личности и критерия А DSM-5 (например, самопатология) [PubMed] [Google Scholar]

37. Фью Л.Р., Миллер Дж.Д., Ротбаум А.О., Меллер С., Мэйплс С., Терри Дж., Коллинз Б., Маккиллоп Дж. Исследование диагностической системы Раздела III DSM-5 на расстройства личности в амбулаторном клиническом образце. J Abnorm Psychol. 2013;122:1057–1069. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

38. Mullins-Sweatt SN, Widiger TA. Жизненные проблемы, связанные с личностью: эмпирический подход. Pers Disord Theory Res Treat. 2010;1:230–238. [PubMed] [Google Scholar]

39. Krueger RF, Eaton NR. Черты личности и классификация психических расстройств: к полной интеграции в DSM-V и эмпирической модели психопатологии. Pers Disord Theory Res Treat. 2010;1:97–118. [PubMed] [Google Scholar]

40. Widiger TA, Trull TJ. Тектоника плит в классификации расстройств личности: переход к многомерной модели. Я психол. 2007; 62:71–83. [PubMed] [Академия Google]

41* Видигер Т.А., Преснолл Дж.Р. Клиническое применение пятифакторной модели. J Перс. 2013; 81: 515–527. Обзор клинической полезности пятифакторной модели общей личности. [PubMed] [Google Scholar]

42. Армстронг Л., Раймс К.А. Когнитивная терапия невротизма (уязвимость к стрессу), основанная на осознанности: пилотное рандомизированное исследование. Поведенческая терапия. 2016; 47: 287–298. [PubMed] [Google Scholar]

43** Зауэр-Завала С., Уилнер Дж. Г., Барлоу Д. Х. Борьба с невротизмом в психологической терапии. Pers Disord Theory Res Treat. под давлением. Программа лечения пятифакторного невротизма. [Академия Google]

44. Widiger TA, Mullins-Sweatt SN. Пятифакторная модель расстройства личности: предложение для DSM-V. Энн Рев Клин Psychol. 2009;5:115–138. [Google Scholar]

45. Lynam DR, Widiger TA. Использование пятифакторной модели для представления расстройств личности DSM-IV: консенсусный подход экспертов. J Abnorm Psychol. 2001; 110:401–412. [PubMed] [Google Scholar]

46. Oltmanns TF, Powers AD. Гендерные и личностные расстройства. В: Видигер Т.А., редактор. Оксфордский справочник по расстройствам личности. Издательство Оксфордского университета; 2012. С. 147–162. [Академия Google]

47. Линам Д.Р., Видигер Т.А. Использование общей модели личности для понимания половых различий в расстройствах личности. J Перс. расстройство. 2007; 21: 583–602. [PubMed] [Google Scholar]

48. Де Фрюйт Ф., Де Клерк Б. Предпосылки расстройства личности в детстве и подростковом возрасте: к интегративной модели развития. Энн Рев Клин Psychol. 2014; 10:449–476. [PubMed] [Google Scholar]

49. Де Клерк Б., Де Фрюйт Ф., Ван Леувен К., Мервильде И. Структура неадекватных черт личности в детстве: шаг к интегративной перспективе развития для DSM-V. J Abnorm Psychol. 2006;115:639–657. [PubMed] [Google Scholar]

50. Тайрер П. Дисфункция личности является причиной рецидивирующего некогнитивного психического расстройства: проверяемая гипотеза. Личное здоровье. 2015; 9:1–7. [PubMed] [Google Scholar]

Пятифакторная модель структуры личности: обновление

Пятифакторная модель (ПФМ) общей структуры личности состоит из пяти широких доменов невротизма (или эмоциональной нестабильности по сравнению со стабильностью), экстраверсии (против интроверсии), открытость (или нетрадиционность), уступчивость (против антагонизма) и добросовестность (или ограничение против расторможенности). Каждый из этих доменов включает в себя более специфические аспекты (например, легковерный и циничный, кроткий и агрессивный, мягкосердечный и бессердечный, бескорыстный и эксплуататорский находятся в области приятности и антагонизма).

FFM уходит своими корнями в лексическую парадигму, которая основывается на неопровержимом предположении, что то, что представляет наибольшую важность, интерес или значение для людей при описании себя и других, будет закодировано в языке. Фундаментальные области личности появляются по мере того, как люди разрабатывают все больше и больше слов для описания градаций, вариаций и нюансов соответствующей области. Естественная, врожденная структура личности обеспечивается эмпирическими отношениями между терминами-признаками, а структура английского языка хорошо подошла к «большой пятерке». Большая пятерка также была воспроизведена в немецком, чешском, голландском, филиппинском, иврите, венгерском, итальянском, корейском, польском, русском, испанском и турецком языках, хотя воспроизведение невротизма и открытости не так сильно, как воспроизведение домены приятности, экстраверсии и добросовестности1.

Эмпирическая поддержка FFM как структурной модели личности является существенной, включая многовариантную генетику поведения, прошлое детства, временную стабильность на протяжении всей жизни, координацию когнитивной нейронауки и кросс-культурную репликацию1. В обширной эмпирической литературе также было показано, что FFM полезен для прогнозирования значительного числа важных жизненных результатов, как положительных, так и отрицательных2. Cuijpers и соавт.3 сравнили экономические затраты на невротизм ЖЖМ (востребованность медицинских услуг в рамках первичной и вторичной психиатрической помощи, наличные расходы и производственные потери) с затратами, связанными с распространенными психическими расстройствами (например, настроением, тревогой, употреблением психоактивных веществ). и соматические расстройства). Экономические издержки невротизма примерно в 2,5 раза превышали издержки обычных психических расстройств.

Учитывая, что «Большая пятерка» учитывает практически каждый термин черты в языке, неудивительно, что FFM учитывает каждую дезадаптивную черту личности, включая те, которые определяют синдромы расстройства личности по МКБ и DSM1. Модели многомерных признаков, включенные в раздел III DSM-5 и МКБ-11, явно согласованы с FFM. FFM также обеспечивает основу темперамента и личности для широко цитируемой Иерархической Таксономии Психопатологии4, многомерной структурной модели, которая охватывает большую часть всех форм психопатологии.

Расстройства личности по МКБ и DSM легко понять как неадекватные варианты FFM, но это не означает, что какое-либо измерение FFM будет полностью учитывать каждое расстройство личности. Большинство существующих показателей FFM не оценивают все его дезадаптивные варианты и, следовательно, не могут учитывать все компоненты и корреляты соответствующего расстройства личности. Например, существуют неадаптивные варианты для всех десяти полюсов всех пяти доменов FFM, но существующие меры, как правило, не позволяют оценить неадекватные варианты добросовестности (например, компульсивность), открытости (например, магическое мышление), покладистости (например, подчинение) , низкий невротизм (например, бесстрашие) и экстраверсия (например, доминирование), тем самым ограничивая способность скрывать черты, лежащие в основе обсессивно-компульсивного, шизотипического, зависимого и психопатического расстройств личности соответственно. Обсессивно-компульсивное расстройство личности в основном определяется неадекватной сознательностью (например, перфекционизмом, компульсивностью, трудоголизмом и руминативным обдумыванием), но большинство показателей добросовестности ЖЖМ не оценивают эти неадекватные варианты. Тем не менее, были разработаны меры для оценки дезадаптивных черт FFM, в том числе шкалы пятифакторной модели расстройств личности5, личностный опросник для DSM-56 и личностный опросник для МКБ-117.

Существует ряд преимуществ в концептуализации расстройств личности по МКБ и DSM с точки зрения FFM. Многие из синдромов расстройства личности по МКБ и DSM имеют ограниченный исследовательский интерес и неадекватную эмпирическую поддержку. FFM привносит в расстройства личности существенный объем конструктивной проверки, включая разрешение таких заметных противоречий, как гендерная предвзятость, чрезмерное диагностическое совпадение и временная нестабильность. Понимание этиологии, патологии и лечения расстройств личности существенно затруднено гетерогенностью внутри и перекрыванием диагностических категорий. Американская психиатрическая ассоциация опубликовала рекомендации по лечению каждого расстройства в DSM, но рекомендации были предоставлены только для одного из десяти расстройств личности (то есть пограничного). Сложная гетерогенность категориальных синдромов значительно усложняет возможность разработки четкого, единого протокола лечения. Области FFM значительно более однородны и различны, что хорошо подходит для более четких моделей этиологии, патологии и лечения8. Эмпирически проверенные протоколы лечения уже разработаны для невротизма ЖЖМ9..

Общая проблема, связанная с FFM и любой другой многомерной моделью признаков, заключается в том, что клиницисты будут незнакомы с этим подходом и сочтут его трудным для применения. Однако организация FFM согласуется с тем, как люди естественным образом думают об описании черт личности. Люди, которые применяют FFM, обычно находят его довольно простым в использовании. На самом деле был проведен ряд исследований, касающихся клинической полезности FFM по сравнению с синдромами DSM. Некоторые из этих исследований благоприятствовали синдромам DSM, но когда методологические ограничения этих конкретных исследований были рассмотрены в последующих исследованиях, результаты последовательно благоприятствовали FFM8. Опытные клиницисты предпочитают FFM и дименсиональные модели черт для концептуализации расстройств личности8.

Таким образом, FFM является преобладающей моделью общей структуры личности и дает возможность для действительно комплексного понимания структуры личности в областях клинической психиатрии и фундаментальной науки о личности. Модели МКБ и DSM для классификации и диагностики расстройств личности смещаются в сторону FFM из-за ее эмпирической проверки и клинической полезности.

1. Видигер Т.А. (ред.). Оксфордский справочник пятифакторной модели. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2017. [Google Scholar]

2. Озер DJ, Бенет-Мартинес В. Анну Рев Психол 2006;57:401-21. [PubMed] [Google Scholar]

3. Cuijpers P, Smit F, Penninx BW et al. Arch Gen Психиатрия 2010;67:1086-93. [PubMed] [Google Scholar]

4. Крюгер Р.Ф., Котов Р., Уотсон Д. и др. Мировая психиатрия 2018;17:282‐93. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

5.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *