Психология — наука о человеке
Психологию называют наукой о психической деятельности человека. «Психология» буквально переводится как наука о душе. Долгое время психологию не признавали в качестве самостоятельной серьезной научной дисциплины, т.к. психология не имеет материального предмета исследования. Психология – это наука о сознании, о волевой сфере, об эмоциях и мышлении.
Интерес к тому, как устроена человеческая психика, наблюдался в истории человечества во все времена. Еще Гиппократ – представитель Древней Греции – произвел всем известную классификацию темпераментов человека. Большую роль в формировании психологии как самостоятельной науки сыграли взгляды древнегреческих философов Платона и Аристотеля. Последнего многие считают основоположником психологии, ссылаясь на его трактат «О Душе».
В эпоху Средневековья и вплоть до 19 века психология как самостоятельная дисциплина не существовала. В 19 веке психология превратилась в самостоятельную науку, выделившись из философии, медицины и естествознания. Во 2 половине 19 века Вильгельмом Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория. В 1879 году с открытием этой лаборатории появилась психология.
Существует несколько направлений психологии. В 20 веке оформилось направление психоанализа, основоположником которого был австрийский психолог Зигмунд Фрейд. Личность человека с точки зрения психоанализа представляет собой единство 3 структур: Я, Сверх Я и Оно.Эти структуры находятся в постоянном конфликте друг с другом. На Я-структуру влияют структура Оно, которая представляет собой биологические желания человека, и структура Сверх-Я, которая представляет совокупность требований, ограничений и правил, принятых в обществе, членом которого является личность. Взаимодействие этих структур и определяет характер поведения человека.
Другим направлением психологии 20 века стал бихевиоризм, основателем которого был психолог из США Дж. Уотсон. Человек с точки зрения бихевиоризма рассматривается как объект, который реагирует на определенные стимулы. Основой бихевиоризма является физиологический опыт русского физиолога И.П. Павлова.
Еще одно из направлений психологии – гештальт-психология. Представителями этого направления были М. Вертгеймер и К. Коффка. Они не пытались разложить сознание человека на составляющие. Выделенные составляющие сознания эти психологи пытались синтезировать, чтобы понять истинные причины поведения человека.
Современным направлением психологии является психолингвистика. Это направление изучает связь языка и мышления. Появилось это направление в США. Основным вопросом психолингвистики стал вопрос, о психологических и мыслительных основах порождения человеческой речи.
Психология в последнее время является необходимой составляющей в изучении человека, его поведения. В отличие от анатомии, которая изучает строение человеческого организма, психология изучает принципы работы человеческого сознания, которое также является неотъемлемой частью человека.
Поделиться ссылкой
Психология как наука.
Сравнительный анализ житейской и научной психологии. Отрасли современной психологии.Psyche(греч.) – душа.Logos(греч.) – смысл, выраженный в слове (осмысленное слово, разум, познание, изучение, исследование, разумное понимание). Т.о., психология – наука о душе (психике). Другие определения: изучает псих. явления и поведение; изучает филогенетическое возникновение, онтогенетическое развитие (здесь психика такова какова деятельность) и функционирование психики (здесь деятельность такова какова психика) и деятельности (Леонтьев). Другой смысл слова «психология»: ЛОГОС – разумная организация (устройство). Психология – это и реальность, которую можно изучать (разумная организация психического). Отсюда синонимы слова психология – индивидуальность, характер (совокупность психических черт, способов поведения).
Определение психики (как объекта психологии): отражение объективного мира, необходимое субъекту для жизни и деятельности в нем, а также управления своим поведением.
Существует много различных точек зрения на то, что изучает психология. Часто говорят, что психология — это наука о душе, из которой исключено исследование души. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек ведёт себя так или иначе (поведение животных исследует этология). Для описания того теоретического конструкта, которым можно объяснить поведение человека, существуют разные названия, наиболее частое из которых — психика. Однако, например, бихевиористы отвергают любые ненаблюдаемые переменные, которые могли бы детерминировать поведение, настаивая на том, что только само поведение и детерминирующая его внешняя ситуация могут быть предметом исследования.
Отдельный раздел представляет собой социальная психология
Структура психологического знания.
Психология построена по центрально — периферическому принципу. В ней выделяется ядро и периферия.
Ядро имеет две основные стороны:
1. Общая психология — предназначена для того, чтобы исследовать общие для всех людей закономерности строения, функционирования и развития психики.
2. Дифференциальная психология – решает противоположную задачу: ищет основания, по которым люди отличаются друг от друга. Пытается раскрыть природу индивидуальности человека.
По другому основанию ядро делится на две части: теоретическую и экспериментальную психологию.
Теоретическая психология тесно связана с философией и решает три основные задачи:
1) разработка основания психологической науки (т.е. наиболее общие принципы познания, нормы, идеалы, постулаты науки).
2) разработка общего, принципиального метода познания психики (напр. личностный, деятельностный, социо-культурный)
3) разработка системы категорий психологической науки (категории – наиболее общие понятия, напр. сознание, личность, деятельность, общение, бессознательное)
Экспериментальная психология ориентирована на раскрытие природы конкретных психических явлений, тесно связана с реальной жизнью и деятельностью человека. Задачи:
1) разработка эмпирических методов исследований.
2) получение новых данных о природе психических явлений.
3) разработка эмпирических теорий.
Специфика психологического знания.
Специфика психол. знания связана с ее объектом. Метод — косвенное познание и через другие св. с псих. явления — объекты через кот. отраж. психика, общение, поведение (пр.: детектор лжи — косвенное познание). Другие особенности психол. знания: 1. Сливается субъект и объект познания. Мысль совершила поворот на себя. Научное сознание человека становится его научным самосознанием. 2. Психологический факт зависит от теоретического представления о нем (зависит от того как его представляет исследователь). 3. Психологический факт зависит от субъективного представления о нем (как представляет сам испытуемый). 4. Уникальные практические средства. Новое знание о человеке делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Т.е. психология – это наука, не только познающая, но и созидающая, конструирующая человека.Отрасли психологии
Комплекс психологических дисциплин можно разделить на общую психологию, которая изучает универсальные закономерности функционирования психики, испециальные отрасли психологии. При этом фундаментальные специальные отрасли психологии концентрируются на том или ином аспекте психики: нейропсихология, дифференциальная психология, социальная психология и т.п. Амеждисциплинарные специальные отрасли разворачиваются на границах психологического знания и областей других наук, например, такие как психофизиология, психолингвистика, психогенетика.
Общая психология включает в себя четыре основных раздела: общетеоретический (вопросы возникновения и функций психического), психологию познавательных процессов (психология ощущения и восприятия, психология памяти, психология мышления и речи, психология воображения), психологию регулятивных процессов (психология эмоций и мотивации, психология внимания, психология воли) и психологию личности.
Фундаментальные специальные отрасли психологииимеждисциплинарные специальные отрасли психологиииспользуют в своих построениях теоретический аппарат общей психологии и основываются на основных допущениях и законах функционирования психики, сформулированных в её рамках.
Прикладные отрасли психологииобогащают общую психологию новыми проблемами и результатами, стимулирующими приращение фундаментального знания. Позиционируются в связи с конкретными сферами деятельности психологов-практиков (подбор персонала, консультирование, реклама, психологическая коррекция семейных отношений, психологическая реабилитация жертв стихийных бедствий и т.п.). Например, психотерапевт использует в своей практике общие знания о познавательных процессах (уровень общей психологии), сведения из патопсихологии аномального поведения (уровень фундаментальной специальной отрасли психологии) и из психофизиологии (уровень междисциплинарной специальной отрасли психологии).
Круг проблем, которыми занимаются фундаментальные специальные отраслипсихологии. Критерием их выделения является акцент на одном из аспектов целостного функционирования и развития психики.Нейропсихология– отрасль психологии, направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга.Патопсихология— отрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологических состояниях, связанных с психическими или соматическими заболеваниями.Дифференциальная психология
– отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия в психической деятельности.Социальная психология— отрасль психологии, изучающая закономерности социально обусловленного поведения и деятельности людей.Психосемантика– область психологии, изучающая генезис, функционирование и строение индивидуальной системы значений. Генетическая психология– отрасль психологии, изучающая закономерности развития психики в онтогенезе.Зоопсихология– отрасль психологии, изучающая эволюцию и закономерности функционирования психики животных.Междисциплинарные специальные отрасли психологии. Психофармакология— отрасль психологи, возникшая на стыке фармакологии и психологии, изучающая воздействие на психику фармакологических средств.Психолингвистика— дисциплина, изучающая обусловленность процессов речи структурой языка, которая формируется на стыке психологии и лингвистики.
Прикладные отрасли психологии. Психология спорта— отрасль психологии, изучающая закономерности функционирования психики человека в условиях спортивной деятельности.Психология рекламы— отрасль психологии, изучающая явления и закономерности воздействия рекламных сообщений на психику и поведение потребителей.Юридическая психология— отрасль психологии, изучающая явления и закономерности психической жизни людей, связанные с применением правовых норм и участием в правовой деятельности.
18 век Вольф ввел термин (душа и знание, устройство – наука о душе). Вместо души стало психика. Еще одно значение – индивидуальность.
Согласно В.Джеймсу : психология – это наука о психической жизни.
1879г. Вунд открыл первую психологическую лабораторию – основание психологии как науки.
Психология возникла на пересечении естественных наук и философии.
Поворот на себя. Сливаются объект и субъект познания.
Психология теоретическая (исследовательская) и прикладная.
Объект— психика,предмет– ее проявления – психические факты (факты субъективного опыта, бессознательные, поведенческие, психосоматические, продукты творчества).
Психика— отражение субъектом объективной реальности, необходимое ему для жизни, деятельности и управления своим поведением. Высшая форма психики – сознание.
Сознание – представление человека о мире и своем месте в нем, необходимое для осуществления совместной деятельности. Способность давать себе отчет в своем внутреннем состоянии. (Рефлексия) Это единство переживания и знания.
Философия. Вопрос о природе души.
Материалисты и идеалисты.
Демокрит:душа материальна, состоит из легких подвижных атомов огня. Психические акты имеют механистичное устройство: атомы воздухи и предметов воздействуют на атомы души.
Аристотель«О душе». Душа есть сущность живого тела, «осуществление» его бытия, так же как зрение — сущность и «осуществление» глаза как органа зрения. Душа – оформленная (а потому существующая) материя. Душа неотъемлема отела, ее можно изучать через тело. Есть растительная, животная и разумная душа. Душа неделима, но условно для анализа ее можно разделить на способности (восприятие, мышление, влияние, память). Аристотель заложил глубокие основы естественно-научного подхода к изучению психики.
Этические, идеальные аспекты души призвал изучать Платон.Диалоги «О душе», «Федон». Мир материи и мир идей. Душа целостна и призвана управлять телом, не зависеть от него. Она относится к миру идей, познать ее и мир идей – смысл жизни. Тело раздираемо страстями. Тело может взять власть над душой. Надо освободиться от нее. Для этого надо соблюдать моральную чистоту жизни и чистоту формальной логики в познании. Этические выводы: здоровье души важнее здоровья тела.
Феофраст«Характеры» 4-3в.в.до н.э. Древнегреческий философ дает название черт характера и ситуаций, в которых они проявляются.
Похожая китайская работа – «Цза-цзу-ань»9-10 в.в. до н.э
Методы психологии:
— Наблюдение (включенное и стороннее) и самонаблюдение,
— Эксперимент (естественный и лабораторный), констатирующий и формирующий; анализ качественный и количественный,
— Диагностические методы как вспомогательные.
Соотношение житейской и научной психологии.
Житейское знание о психике приобретается отдельным человеком и обществом в целом стихийно путем накопления отдельных наблюдений и обобщается индуктивным путем. Оно материализуется в форме пословиц, поговорок, сказок и расхожих представлений «народной мудрости». Житейское знание возникает в конкретной ситуации решения частных задач, так что человек выступает в качестве «наивного исследователя» мира. Житейские знания передаются «из уст в уста», они не систематизированы и, как правило, не имеют вербализованной логической аргументации.
Научное знание возникает в результате применения научных методов познания, охватывает и объясняет как явные распространенные факты и явления, так и практически не наблюдаемые в обыденной жизни ситуации, движется по пути устранения внутренних противоречий, стремится быть отраженным в системе четких однозначно понимаемых сообществом ученых понятий, передается через социально нормированные технологии (например, профессиональное обучение, конференции, научные журналы и т.п.).
Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.
Отличия:
— конкретность – обобщенность,
— интуитивность – рациональность и осознанность,
— способы передачи,
— экспериментальный метод,
— возможность накапливать большой материал разными людьми и соединять.
Естественнонаучная и гуманистическая парадигмы.Определяющим является трактовка объекта и предмета науки. Если предмет рассматривается как независимый от воли исследователя, объективно существующий до и вне его акта познания, то говорят о естественной науке. О гуманитарной науке говорят в том случае, когда свойства предмета порождаются в самом акте исследования.
Естественно-научная парадигма– совокупность общих принципов познания, предполагающих видение предмета познания как материального объекта – независимого от сознания исследователя. Объект изучается как образование независимое от познающего разума и самих процедур познания (объективно), вне контекста взаимодействия с сознанием человека. Главной задачей естественно-научного познания является редукция предмета исследования до элементарных форм, описываемых конкретными объективными законами. Основные способы познания – высокоформализованные эмпирические и, в первую очередь, экспериментальные методы исследования. При этом логические рассуждения должны быть проверены в опыте, а опытные наблюдения должны независимо обосновываться логическим путем.
Гуманистическая парадигма – совокупность общих принципов познания, предполагающих видение предмета познания как идеального объекта – зависимого от сознания исследователя. Главная задача познания – редукция предмета исследования до уровня значений и смыслов, описываемых внутренне согласованными концепциями. Основными способами познания являются низкоформализованные, эмпатийные методы исследования: наблюдение, беседа, интроспекция, истолкование. При этом логические рассуждения должны быть проверены в опыте, а опытные наблюдения должны независимо обосновываться логическим путем. Ключ к гуманистическому исследованию – осмысление, смыслообразование, позволяющее раскрыть онтологию, гносеологию, этику и эстетику гуманности. Однако любое смыслообразование, всякое новое значение или даже концепция должны подтверждаться иными данными (другими смыслами и значениями), отличными от тех, на основе которых они были образованы (как минимум, по методу получения данных).
определение психологии+науки в Медицинском словаре
Психология+наука | определение психологии+науки по Медицинскому словарюПсихология+наука | определение психологии+науки по Медицинскому словарю
Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.
Возможно, Вы имели в виду:
Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:
психологический наука
Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:
- Ассоциация психологических наук
- Уильям Кей Эстес
- P-rep
- Psychological Science (журнал)
- Лиза Фельдман Барретт
- Стивен Дж. Сеси
- Журнал социальных и психологических наук
- Махзарин Банаджи
- Альфред де Грация
- Институт психологических наук
- Список журналов по психологии
- История психологии
- Дэвид Любински
- Список научных журналов по психологии
- Когнитивная революция
Полный браузер ?
- ▲
- Психологические теории
- Психологические теории
- Психологическая теория делового цикла
- Комитет по управлению психологической терапией
- психологическая терапия
- психологическая терапия
- Психологический триллер
- Психологическая черта
- Психологическая травма
- Центр психологической травмы
- Психологические типы
- Психологическая война
- Психологическая война
- Психологическая война
- Психологическая война
- психологическая война
- психологическая война
- психологическая война
- психологическая война
- психологическая война
- психологическая война
- психологическая война
- Отдел психологической войны
- Отдел психологической войны
- Отдел психологической войны
- Служба психологической войны
- Общество психологической войны
- психологическое благополучие
- Шкала психологического благополучия
- Специалист по психологическому благополучию
- психологический+наука
- психологический
- психологически
- психологически
- психологически
- психологически
- Психологическая зависимость
- Психологическая зависимость
- Психологическая зависимость
- Награда за психологически здоровое рабочее место
- психологически индуцированный колит
- психологически индуцированный колит
- психологически индуцированный колит
- Психологически информированная запланированная среда
- Когнитивная психология и эргономика
- психологии
- психологии
- психологии
- психологический
- психологический
- психологизированный
- психологизированный
- психологов
- психологов
- психологизация
- психологизация
- психологизм
- психологизм
- психологизм
- психологизм
- психолог
- ▼
Сайт: Следовать:
Делиться:
Открыть / Закрыть
Определение психологии | Psychology Today
Спросите биолога: «Что такое биология?» и вы, вероятно, получите относительно однозначный ответ. Биология – это наука о жизни. Напротив, спросите психолога: «Что такое психология?» и если этот человек глубоко рассмотрел вопрос, вы, вероятно, получите что-то вроде следующего: «Это в основном наука о разуме, за исключением того факта, что до сих пор существует ряд психологов, которые думают об этом. как наука о поведении, и утверждают, что «разум» не является полезной научной конструкцией. Таким образом, вы можете назвать это наукой о поведении и психических процессах, но это затушевывает основные философские проблемы, которые первоначально противопоставляли бихевиоризм ментализму. имеет дело в первую очередь с человеческим поведением, хотя исторически многие психологи изучали животных, возможно, наиболее печально известных лабораторных крыс. И все же грань между людьми и другими животными — если она вообще существует — не является общепринятой. Некоторые ученые считают, что психология на самом деле представляет собой свободную федерацию субдисциплин, и по мере того, как наши научные знания становятся более продвинутыми, они распадаются на такие области, как нейронауки, когнитивные науки, лингвистика и другие. области. И теперь есть довольно много психологов, особенно изучающих культуру и континентальную философию, которые задаются вопросом, уместны ли эпистемологии естественных или даже социальных наук. Они утверждают, что психологию лучше всего рассматривать как набор исследований, и она относится как к гуманитарным наукам, так и к естественным наукам. Наконец, возникает вопрос о том, является ли эта дисциплина в основном наукой, такой как биология, или в основном лечебной профессией, такой как медицина, или одновременно и тем, и другим. Учитывая все эти разногласия, наверное, лучше просто думать о психологии как об институте, человеческой конструкции, которая не обязательно отображается непосредственно на природе. Вместо того, чтобы беспокоиться об определениях, мы должны тратить свою энергию на изучение интересующих нас явлений». Таково нынешнее состояние наших знаний по вопросу «Что такое психология?»
Если у вас есть какие-либо сомнения относительно важности эффективного определения дисциплины, я рекомендую остроумное эссе « В войне с самими собой » Каммингса и О’Донохью (2008). Они указывают, как в первой половине 20 -го -го века в Америке доминировали поведенческие экспериментаторы, которые были «одержимы теорией обучения… причем большинство так называемых открытий было сделано на крысах и голубях, а не на людях». (стр. 118). Термин «клинический» не одобрялся, и даже на прикладной акцент многие смотрели с подозрением. Хотя на практике психоанализ преобладал, он находился за пределами кампуса и по-прежнему практиковался в основном психиатрами. Отчет о собственном опыте тренировок в конце 1940-х и начале 1950-х годов Каммингс, который хотел быть профессиональным практиком, заявил, что он…
испытал потрясение [своей] жизни: Психология не имеет ничего общего с людьми. Психотерапевтического обучения не существовало, как и самого слова. Мы получили всю нашу подготовку по психотерапии за пределами кампуса … Если бы наши выпускники узнали об этом, нас бы выгнали из программы.
Каммингс и О’Донохью (2008) продолжают рассказывать о росте профессиональной практики и последующей битве за владение дисциплиной. Они сформулировали конфликты между учеными и практиками в отношении лицензирования и профессионализации дисциплины, роли доказательств и научных методов в информировании практики, а также то, как практики стали более доминирующей силой в Американской психологической ассоциации, и как это в конечном итоге привело к многие научно ориентированные психологи покидают ассоциацию и создают Ассоциацию психологических наук. Для меня дополнительным свидетельством огромной путаницы в психологии является тот факт, что, хотя психологи в Америке изначально были учеными, проводившими эксперименты с животными в лаборатории, с появлением профессиональной психологии она развилась до такой степени, что единственные люди, могут по закону называть себя психологами, являются лицензированными практикующими врачами. В большинстве штатов социальный психолог, работающий в университете, не может по закону называть себя психологом! Вместо этого она должна идентифицировать себя как профессора психологии. Все это показывает, насколько много путаницы существует в отношении природы и места дисциплины в обществе.
Так быть не должно. Единая теория психологии (UT) прокладывает путь к логическому и последовательному определению области психологии, разрешению давних философских проблем и объединению ключевых идей из различных парадигм в единое целое. Итак, согласно единой теории, что именно является определением психологии?
Психология — это наука о психическом поведении и человеческом разуме, а также о профессиональном применении таких знаний для общего блага.
Чем это определение отличается от обычного определения психологии как науки о поведении и психических процессах? Его преимущество заключается в том, что он разрешает три основных области разногласий относительно того, что именно представляет собой психология, в частности, он решает проблему дуализма разума и поведения, проблему животного и человека и проблему науки и профессии.
Во-первых, определение психологии как науки о поведении и психических процессах сопряжено с рядом существенных неясностей. Рассмотрите это таким образом. Атомы ведут себя. Клетки ведут себя. Если это так, то психология не может быть наука о поведении, но должна быть наукой о конкретном типе поведения. Кроме того, рассмотрите вопрос о том, что представляют собой психические процессы, если они не являются поведением? Скиннер считал мысли интернализованным, скрытым поведением, и в этом отношении с ним трудно спорить. UT утверждает, что поведение животных представляет собой уникальный вид поведения, изображенный как третье измерение сложности в системе Древа познания и помеченный как «Разум». Разум состоит из набора умственных действий, которые четко определены как поведение животных, опосредованное нервная система, которые оказывают функциональное влияние на отношения животного с окружающей средой.Теперь мы можем разделить психическое поведение на две широкие области: 1) открытое (изменения между животным и окружающей средой) и 2) скрытое (изменения внутри нервной системы). Эти две области соответствуют тому, что обычно подразумевается под «поведением» и «ментальными процессами», но объединяют их четким, недвойственным образом9. 0005
Во-вторых, это определение отделяет базовую (животную) психологию от человеческой психологии. Джон Ватсон заявил, что между человеком и животным нет границы. Это оправдание узаконило работу бихевиористов, но UT (наряду с большим количеством данных наблюдений) утверждает, что на самом деле люди — это очень уникальный вид животных. УТ утверждает, что человеческое поведение определяется функциональным пересечением языка, культуры и самосознания (т. е. систем оправдания), и это делает изучение человека принципиально иной проблемой. Не только это, но и потому, что люди будут использовать теории о них, которые создают ученые, человеческая психология является социальной наукой и должна бороться с ценностными проблемами гораздо больше, чем фундаментальная психология. Подумайте, например, что не возникло бы особых разногласий, если бы психолог обнаружил, что одна линия крыс научилась проходить лабиринт быстрее и точнее, чем другие. А теперь подумайте об очень законных спорах вокруг расы и IQ, и у вас будет ясное понимание того, почему наука о человеческой психологии фундаментально более тесно переплетена с человеческими ценностями.