Психология человека характер: Характер человека в психологии

Характер человека в психологии

Связь характера с темпераментом и личностью человека

Грань между темпераментом и характером в психологии достаточно условна. На формирование характера влияет воспитание и взаимодействие социальных и биологических факторов. В ходе формирования личности мы видим создание не абстрактного индивида, а человека, имеющего неповторимый генный набор, который определяет помимо биологических особенностей (пол, цвет глаз, строение тела и др.), еще и темперамент. Характер человека психология определяет как синтез воспитания и генного набора личности.

Во время формирования, развития и функционирования характер человека, темперамент идут бок о бок друг с другом, при этом не совпадая. Также характер имеет близкие связи с личностью человека, хотя это совершенно разные понятия. При анализе личности и характера одного человека, могут выдвигаться оценки, противоположные друг другу. Талантливые творческие люди в большинстве случаев имеют сложный характер, и во время анализа их личности, недостатки характера не будут играть никакого значения.

Характер человека проявляется не только в его способностях что-либо делать, но и в способах его действий. Он влияет не на содержание, а на стиль совершаемых действий. Характер предстает стержнем психических свойств человека, которые накладывают отпечаток на все совершаемые действия и поступки, которые, в свою очередь, определяют типичные методы реакции личности на жизненные ситуации.

Замечание 1

Характер человека составляют исключительно наиболее выраженные и устойчивые индивидуально-психологические особенности личности, которые свойственны для определенного человека и которые систематически проявляются во время его действий и поступков.

Особенности характера человека

Определение 1

Характер – это синтез устойчивых и важных форм индивидуальных качеств человека, в которых отражается все многообразие его отношение к себе, людям и труду.

Характер – подчиненная подструктура личности. Взрослый зрелый человек может хорошо владеть своим характером, а также в его силах контроль его проявлений.

Психологически незрелые люди склонны к порывам поведения, которые указывают на отсутствие контроля над своим характером. На формирование характера влияет не только воспитание, но и самовоспитание. В силах любой разумной личности скорректировать негативные проявления своего характера.

По М. Е. Литваку, характер является социогеном индивидуума. Так биоген определяет физический облик, а социоген формирует социальный облик и судьбу.

Как личность относится к себе (Я), к родным и близким людям (Вы), к обществу в целом (Они), к труду, все это является личностным комплексом. Все перечисленные отношения являются позициями и кодируются знаками (+) благополучие и (-) неблагополучие.

Рассмотрим как М. Е. Литвак рассматривает социоген личности.

+

Отношение к себе или позиция «Я+» определяется тем, что личность считает себя благополучным человеком: добившись успеха в чем-либо, он отдает дань собственным усилиям, а при возникновении негативных ситуаций он не опускает руки и пробует заново.

Оценивая себя в позиции (Я-), человек оценивает себя как не приспособленную, неблагополучную личность и, соответственно, совершает неуверенные поступки. Успех оценивается как случайный, неудача – закономерна. Не предпринимает активные попытки, для того чтобы из неудачной сферы. Подчиняется жизненным обстоятельствам.

В отношениях с близкими людьми в позиции (Вы+) личность апеллирует к их положительным свойствам. Они являются для него благополучными людьми. Такой человек дружелюбен, испытывает привязанность, готов помириться во время конфликта, готов к разумным уступкам, чтобы сохранить хорошие связи. Видит недостатки близких людей, готов принять других людей с недостатками.

Позиция (Вы-) определяет настрой человека на конфликты с родными. В такой ситуации близкие люди – неблагополучные. У личности есть желание их перевоспитать. Часто делает ироничные замечания, есть сарказм, придирчивость. Совместная жизнь с такими людьми возможна только при постоянных уступках. В большинстве случаев это руководители, которые не доверяют подчиненным и которые стремятся выполнять все ответственные действия самостоятельно.

Позиция (Они+) подразумевает расположенность к новым контактам. Личность обращает внимание на достоинства новых людей. Такие люди дружелюбны. Для них нет сложностей при вступлении в деловые отношения.

При позиции «Они-« личность застенчива и максимально избегает новые контакты. Такие люди обращают внимание на недостатки характера и поступки новых знакомых.

Позиция «Труд+» уделяет большое внимание процессу труда или учебы. Любая деятельность кажется личности интересной. Существует большое желание внести свой вклад, приобрести новые навыки. Такие люди склонны к самосовершенствованию и развитию своих способностей.

Позиция «Труд-» концентрируется на конкретных результатах труда. В такой ситуации личность постоянно ищет более выгодную работу, ожидает «настоящую» жизнь после достижения результатов. Такие люди не видят интереса в процессе труда.

Таблица 1. Социоген личности (по М. Е. Литваку)

Вывод

На основе этого можно сделать вывод, что благополучная личность – это та, которая имеет показатель «+» во всех позициях. Это человек, который сформировал положительное отношение в себе, обществу и труду. Такие люди адекватно оценивают как свои положительные, так и отрицательные свойства. Общение с другими людьми проходит продуктивно, а работа приносит радость. Во время жизненных неудач и кризисов люди такого формата спокойны и стойки. Они ищут ошибки в своих действиях и постоянно самосовершенствуются. Для таких людей свойственно обращение к миру и людям, нет желания изменить согласно своим требованиям. Жизнь для людей, сформировавших к себе, обществу и труду положительное отношение, воспринимается такой, какая она есть.

Хотя бы один минус гипертрофирует позитивные показатели других позиций.

Пример 1

К примеру, во время негативного отношения в людям изменяется положительное отношение к себе. В таких ситуациях появляются минусы и по другим позициям, что в свою очередь, приведет к тому, что человек не реализуется как личность.

Процесс восстановления положительного отношения ко всем показателям требует основательного изменения своего характера. И тут отправной точкой будет трудовая деятельность. Во время положительной работы личность приходит во взаимодействие с другими людьми, что способствует повышению самооценки, изменению отношения к себе и обществу.

Существует 64 варианта стабильных характеров, которые получаются при различных сочетаниях позиций со знаками «+» и «-».

Замечание 2

Изучить проявления характера можно и в отношениях с другими явлениями мира. Сочетание черт характера определенной личности дает возможность определить ее к определенному типу.

Решение задач от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.

Автор: Анна Коврова

Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук

Характер — Психология человека

Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу.
Конфуций

Вот говорите вы о каком-то человеке и упоминаете такое слово, как «характер», который есть у каждого из нас и у каждого он свой. И наш характер определяет особенность нашего поведения, мышления, общения, от него зависит наша реакция на какие-то внешние факторы. Он проявляется и в нашем раскрытии своего внутреннего мира, когда мы, к примеру, свои таланты миру показываем или свои слабости демонстрируем, чаще всего вопреки своей воли. И люди оценивают нас по нашему характеру, делая для себя выводы, насколько мы интересны, полезны, приятны или противны им. Сами мы тоже оцениваем свой характер с точки зрения того, насколько он для нас удобен. Кому-то нравится его характер, кому-то нет, кто-то, о нем вообще не думает, а кто-то очень хочет его поменять, но не знает как. Но теперь узнает, потому что в этой статье мы поговорим о характере человека и, в частности, о том, как его можно поменять, когда это хочется и нужно сделать.

Вначале я подробно вам объясню, что именно представляет из себя характер человека, чтобы тут у нас с вами было полное понимание того, о чем идет речь.

Что такое характер

Классическое определение характера говорит о том, что под характером следует понимать совокупность всех психических и духовных свойств человека, которые присутствуют в его поведении, ну и по сути, формируют его.

Я скажу иначе: характер – это привычное для человека поведение в различных ситуациях, это его привычная реакция на какие-то внешние раздражители и это его привычное отношение к ним. Или еще можно сказать, что характер – это определенная модель поведения человека в конкретных ситуациях и в целом в жизни, определяемая его внутренним состоянием, как духовным, психическим, так и интеллектуальным. То есть, это просто набор привычек: привычное поведение, привычная реакция, привычное мышление, привычные чувства. А что такое привычки? Это устоявшиеся модели поведения и шаблоны мышления. Это своего рода программа действий, программа восприятия, которая прочно прописалась в нашем мозгу.

Ну, как вам мое определение характера? Вроде бы более точное. Можно еще так сказать, для лучшего понимания того, о чем идет речь: характер – это характерные черты личности человека, то есть такие черты, которые свойственны именно ему. Вот так и получается, что речь у нас идет о, как бы, запрограммированном поведении и мышлении человека, которым он руководствуется в жизни, реагируя с на те или иные раздражители, ведя себя тем или иным образом, имея определенное мнение в отношении тех или иных вещей. Давайте теперь посмотрим, как оно формируется в нас.

Как формируется характер

Мы не будем с вами придавать в данной статье большого значения наследственности, чтобы не списывать все особенности поведения человека на его врожденный характер, иначе наш ленивый ум быстро сделает удобные для него выводы о том, что наследственность не изменить и каким человек родился, таким всю жизнь и будет, а потому ничего делать не надо, чтобы изменить свой или чужой характер, дабы сделать его более эффективным и полезным. И тогда следующий пункт моей статьи, рассказывающий о том, как изменить характер человек окажется абсолютно бессмысленным.

Поэтому, будем говорить не о врожденном, а о приобретенном и приобретаемом. Это то, на что мы можем повлиять, что, пусть и не всегда полностью, но в значительной мере от нас зависит. И первое, с чего начинается формирование нашего характера – это наше окружение и в целом среда, в которой мы находимся, в особенности в детстве. В зависимости от того, насколько она враждебная или дружелюбная, мы тоже можем быть враждебными, дружелюбными, смелыми и уверенными в себе или запуганными и забитыми. Самым главным чувством, которое ребенок должен ощущать по отношению к себе является любовь. Чувствуя себя любимым, ребенок влюбляется и в саму жизнь, его дух укрепляется, он готов бороться за самое лучшее что есть в мире, ему интересно жить, познавать, развивать свои сильные качества и реализовывать свой потенциал. У него формируется сильный характер, стержнем которого будет родительская любовь, которую он воспримет, как призыв жить и добиваться успеха. Конечно, дети не могут повлиять на то, какими будут их родители и как они будут к ним относиться. Но мы можем влиять на жизнь своих детей, создавая им необходимую для формирования сильного характера среду.

Также большую важность представляет для человека свобода, которая ощущается в детском возрасте не столько в том, что ребенку позволяют все делать, тем самым только балуя его, сколько в ощущении им внимания к себе со стороны взрослых. Это внимание к его словам, мыслям, желаниям, эмоциям, чтобы он видел, что его замечают. И даже если ему будут что-то запрещать, а это всегда надо делать, ибо настоящая свобода – это не анархия и не вседозволенность, то делать это надо так, чтобы он видел, что о нем думают. Мы тебе запрещаем что-то не потому, что просто нельзя, а потому что так тебе будет лучше. По-доброму надо запрещать, чтобы он чувствовал заботу о себе. Больше он все равно ничего не поймет, пока не вырастет. Внимание к ребенку, вот с чего начинается его ощущение свободы. Так он понимает, что с ним считаются, его мнение принимают во внимание, о нем думают. Конечно, ему не дают возможности выбора, он не может свою волю проявить во всем, в чем хочется, но этого и не надо. Достаточно достаточного внимания со стороны родителей к нему, чтобы он начал ощущать первые ростки свободы, которые потом прорастут. Дальше по мере того, как он будет становиться более зрелым умом, а значит и больше ответственности начнет на себя брать за происходящее в его жизни, он сможет оценить и другие проявления свободы – свободу выбора, свободу мысли. Свобода делает нас сильными духом людей, она способствует развитию творческих способностей человека, делает его целеустремленным и еще больше усиливает его любовь к жизни. Характер свободных и несвободных людей очень сильно различается, это как небо и земля

Дальше уже примеры людей, которые имеются перед нашими глазами влияют на формирования нашего характера. Человек почти всю жизнь продолжает смотреть на тех, кто его окружает и в чем-то этим людям подражать. Мы перенимаем относительно полезные черты поведения друг у друга, полезные в нашем понимании, но не всегда полезные на самом деле. В этом проявляется наша природная склонность к обучению – смотри, как делает другой и делай также. А дети особенно тщательно впитывают все, что видят и слышат вокруг. Это прекрасно впитывающие информацию из внешнего мира губки, которым легче всего учиться именно на примерах, а не на теории. До определенного возраста ребенок вообще теорию воспринимать не может, как то, с помощью чего можно учиться. Только живые примеры перед глазами. В особенности дети хорошо учатся на примерах тех, кто больше всего на них похож. То есть, детям легче подражать друг другу, чем взрослым. Потому что взрослые все-таки другие и ребенок чувствует, что не в его силах повторить все, что делают большие люди, потому что он не такой. А вот быть таким же, как другой такой же ребенок, ему определенно по силам и потому он берет пример с других детей, особенно с самых активных, чье поведение обращает на себя внимание. И поэтому дети многое друг за другом повторяют и так образом развиваются, как личности. Естественно, дурной пример может всем вредить, если все будут на нем учиться. От того и говорят, что одна паршивая овца все стадо портит. Перенять дурной пример, кидающийся в глаза, это как вирусом заразиться, который переходит от человека к человеку. А мы потом задаемся вопросом, в кого же пошел наш ребенок, если мы не такие. А в какой среде вы его держали, кто его окружал, с кого он брал пример? Вот где ответ на вопрос, в кого пошел. Дети тем больше всего перенимают у других людей, чем больше эти другие люди на них похожи и чем ближе они к ним по возрасту. И чем более ярким, привлекательным, бросающимся в глаза является поведение этих людей.

Но самое главное, что делает наш характер устойчивым, а стало быть, и трудноизменяемым – это многократное повторение каких-то действий и постоянное переживание каких-то чувств. Вот этот шаблон, эта модель поведения, которая из раза в раз нами демонстрируется, переживается, закрепляются у нас в мозгу и становится нашей привычкой, а значит и нашим характером. По сути, характер формируется также, как формируются наши привычки. Хорошо заученная модель поведения, ставшая возможной благодаря частому использованию такого поведения в жизни, становится частью нас в виде нашего характера.

И вот мы смотрим потом на человека, который, к примеру, грубо себя ведет с людьми или, наоборот, слишком мягок и уступчив, и говорим: «Такой у него характер». Часто под этим подразумевается, что он таким родился, а значит, во-первых, никто в этом не виноват, в том числе он сам, что вот он именно такой, какой есть, а во-вторых, что тут ничего не поделаешь, не изменишь, даже если надо что-то делать и менять. Характер такой – это звучит, как приговор. Или как оправдание. Люди любят снимать с себя ответственность за все, что происходит с ними самими и с окружающими их людьми, поэтому, ссылаясь на характер, они таким образом объясняют имеющееся и происходящее с ними и вокруг них, следствием проявления каких-то высших сил, будь сила природы, воля судьбы, божественное вмешательство и так далее. А если все-таки постараться объяснить закономерность какого-то постоянного поведения человека, то окажется, что когда-то он впервые повел себя определенным образом, получил подкрепление этого своего поведения, например, в виде одобрения окружающих или в виде желанного результата от такого поведения. Затем он еще раз так себя повел, опять получил нужное подкрепление, затем еще и еще. И теперь такое поведение для него стало настолько привычным, что он и не представляет себе, как ему вести себя иначе в таких ситуациях. Всегда так жил, значит такой я есть. Характер у меня такой.

Конечно, характер изменить сложно, потому что для этого надо менять привычки, установки, мышление человека. А привычка – это настолько заученная модель поведения, которая настолько сильно может укорениться в голове человека, что он даже не допустит мысли о том, что можно вести себя как-то иначе, чувствовать и думать как-то иначе. Своя Я он отождествляет со своей привычкой и одновременно характером. И все же характер можно изменить, когда это надо или хочется сделать. Давайте посмотрим, что для этого можно сделать.

Как изменить характер

Из вышесказанного логически вытекает и решение того, как изменить характер человека. Зная, как сформировалось то, что есть, можно постараться также сформировать и что-то другое, более лучшее. Не все базовые установки человека можно изменить, особенно те, которые были укоренены на бессознательном уровне еще в детстве, но многие последующие установки, которые человек приобретал в течение всей жизни, он вполне в состоянии переосмыслить. Для этого их надо обдумывать, обсуждать, в особенности с теми людьми, которые придерживаются других установок и могут показать человеку, что на жизнь можно смотреть и по-другому, и чувствовать себя иначе, и действовать другим образом. Причем, это надо делать ненавязчиво, а предлагая человеку просто допустить вероятность существования другой правильной мысли, касательно чего-либо. То есть, когнитивный подход надо использовать, уча человеку мыслить по-новому, подталкивая его к новым мыслям, а не навязывая их ему.

Главное, ничего никому не навязывать. Люди этому сильно сопротивляются и из-за этого еще сильнее держатся за то, что в них есть. Ведь многие из нас твердо убеждены в том, что знают правду о каких-то вещах и что особенно важно, люди думают, что это их правда, а ни кем-то когда-то им навязанная. Или, если речь идет о личном опыте, то люди думают, что их случай применим к абсолютно всем подобным случаям и что выводы они из него сделали единственно верные, и потому их правда абсолютна и распространяется на все аналогичные случаи. А когда мы что-то считаем своим и единственно верным, то будем держаться за это зубами до последнего, особенно, если мы с этим всю жизнь жили. Тогда не получим возможности пересмотреть свои установки, попробовать поменять какие-то из на другие, чтобы вместе с ними и характер свой изменить. Вот поэтому важно не столько объяснять человеку новые мысли, сколько помогать ему самому к ним прийти. Лучший способ это сделать – задавать ему правильные вопросы. Пусть сам думает, как может быть иначе. Это не всегда помогает, люди не всегда хотят думать о том, что идет вразрез с тем, во что они верят. Но человек, решивший изменить свой характер, решил обсудить свои установки с тем, кому он хоть немного доверяет, то желание думать над тем, над чем он никогда раньше не думал, у него появится. Вот поэтому так важно для изменений своего характера на этом уровне – на уровне установок и уровне мышления, найти себе подходящего собеседника, который не учить человека будет чему-то новому, а поможет ему своими вопросами и своим примером самому чему-то научиться, мысленно двигаясь в ранее незнакомую сторону.

Следующий уровень, на котором следует менять характер человека, чтобы в целом его изменить – это уровень поведения. Начни что-то делать по-другому и ты изменишь свое мышление, мировоззрение, свои привычки, а со временем и свой характер, и саму жизнь. Только делать новое нужно постоянно, привыкая к нему, чтобы оно стало нормой. Если человек один или два раза сделает что-то не так, как всегда, это ничего не изменит. Таким образом, чтобы изменить характер – нужно изменить поведение, заменив его новым и придерживаться его так долго, пока оно не станет привычным. Это можно делать, как вполне сознательно, заранее решив, как ты будешь по-новому поступать в каких-то ситуациях и все время так делать, так и посредством тренировок, когда многократное повторение каких-то действий, в том числе и под руководством наставника или благодаря ритуальным действиям, позволит со временем закрепить новую нужную модель поведения, которую он потом будет автоматически воспроизводить. В любом случае, как бы человек не подходил к решению этой задачи, смысл ее в том, чтобы начать делать что-то новое на регулярной основе, пока оно не станет привычкой. И эта привычка будет частью характера человека, уже нового, сформированного им в соответствии со своими желаниями.

Еще одним важным моментом в этом деле является готовность к отказу от чего-то, что человек привык считать своим. Можно сказать, что это готовность к необходимым жертвам. Характер нельзя менять, думая только о том, как чем-то новым прирасти, как что-то новое добавить к тому, что уже есть. Нет, надо и очищаться от имеющегося, отказываясь от того, что было всегда частью вас. Например, от все тех же своих взглядов, убеждений, от веры во что-то, во что вы всю жизнь верили. Даже от места, где вы живете и от работы, на которой вы работаете, а иногда и от человека, с которым вы живете, нужно отказаться, чтобы стать другим. Легко ли это сделать? Попробуйте. Попробуйте, к примеру, начать любить то, что вы всю жизнь терпеть не могли. Или попробуйте отказаться от того места, где вы всю жизнь прожили, собрав все свои вещи и уехав в абсолютно новое для вас место, и не на день-два, а навсегда. Или попробуйте окружение свое полностью изменить ¬– друзей, знакомых, от родственников отдалиться, может быть даже партнера поменять, чтобы перестать разделять их взгляды на жизнь и перенимать их привычки. Уверен, вам будет непросто. А ведь это и есть процесс изменения вами своего характера, посредством отказа от того, к чему вы привыкли, от того, что влияло на вас все это время. Иногда нужно пойти на такие жертвы, ради значимых перемен. Часто невозможно сильно измениться, продолжая вариться в том соку, в котором вы все время варились.

Мотивация

Тут еще нужно понимать, что желание изменить характер, не означает, что человек начнет необходимым образом для этого действовать, да еще и на постоянной основе. Нужна соответствующая мотивация, которая будет вынуждать его, по сути, ломать себя старого, ради себя нового. И ее нужно поддерживать регулярно. Обычно такой мотивацией является необходимость, когда жить по старинке уже просто невозможно. Невозможно быть слишком наглым или слишком пугливым, невозможно быть эгоистом, который думает только о себе или постоянно всем во всем уступать, угождать, лишь бы всем нравиться. Вот когда жизнь уже можно сказать, невыносима, человек может заняться такой непростой работой. А когда все более или менее складывается нормально, люди живут привычной для них жизнью.

Поэтому, тут не столько методика важна, позволяющая изменить характер и не специалист, который может с этим помочь, а ответ на вопрос: «Зачем это делать?» Изменение характера начинается с четкого и ясного понимания человеком, зачем он это будет делать, ради чего пойдет на такое изменения себя. И причина должна быть важной. Я говорю об этом, потому что ко мне многие обращались с просьбой помочь им изменить характер. И мы начинали с ними работать над этой задачей, но с большинством из них не доводили ее до конца. Увидев, как это непросто, все-таки это не обои дома поменять и не одежду новую купить, люди предпочитали остаться с тем, что у них и в них есть, оставив себя такими, какими они всю жизнь были.

Поэтому, подумайте, так ли плоха ваша жизнь и так ли вы сами неудобны для себя, чтобы вам нужно было менять то, что формировалось в вас в течении всей вашей жизни, независимо от того, какой жизненный путь вы уже прошли? Или так ли для вас важно сделать себя и свою жизнь лучше, чтобы ради этого преобразования браться за такую нелегкую и долгую работу? Иногда, честно скажу, сама идея менять характер – это и есть проблема. Человека может не все в себе устраивать, но не до такой степени, чтобы из-за этого менять привычное ему поведение и привычное отношение к жизни. Иногда достаточно понять, что все в целом нормально и ничего менять не нужно, чтобы решить проблему со своим характером, изменив не его, а свое к нему отношение.

6 моделей, призванных объяснить поведение человека

Теории личности являются результатом гипотез, экспериментов, тематических исследований и клинических исследований, проводимых учеными в области психологии и человеческого поведения.

Личность — это ваш уникальный набор моделей поведения, переживаний, чувств и мыслей, которые делают вас вами.

Несмотря на то, что со временем она может немного меняться, ваша личность остается неизменной на протяжении всей жизни после достижения определенного возраста.

Теории личности пытаются ответить на вопрос, почему определенные черты и черты развиваются у одного человека по сравнению с другим — или развиваются вообще. Цель состоит в том, чтобы определить, что делает всех такими похожими и такими разными одновременно.

Какой личностью не является

Личность — это не набор ваших навыков. Это не ваши биологические или физические различия. Это не преходящие состояния, вроде голода или печали.

Например, вы можете быть чемпионом по футболу, но это не является частью вашей личности. Вместо этого ваша надежность, экстраверсия и амбиции могут быть чертами характера, которые могут склонить вас к успеху в командных видах спорта.

Область теорий личности продолжает расти и меняться по мере появления новых возможностей для исследований и завершения исследований.

По мере развития исследований развивались и сами теории. Некоторые теории могли утратить свою актуальность из-за неубедительных исследований или новых выводов экспертов.

1. Психодинамические теории

Зигмунд Фрейд заложил основу психодинамических теорий личности, предложив ид, эго и суперэго. Фрейд рассматривал эти три части разума как основу человеческой личности.

Согласно Фрейду, эти концепции могут объяснить индивидуальное поведение.

Оно было связано с вашими иррациональными и эмоциональными импульсами, в то время как эго взвешивало все рациональные плюсы и минусы. Затем суперэго стремилось применять социальные нормы, правила и другие личные ценности, которые в конечном итоге побуждали вас действовать на основе ваших основных убеждений.

Позже, в части психосексуального развития личности Фрейда, он объяснил, как человек пришел к этим убеждениям и идеалам.

Фрейд считал, что переживания раннего детства играют наиболее важную роль в развитии личности. Ранняя жизнь, по его словам, определялась пятью психосексуальными стадиями, основанными на ощущениях удовольствия в эрогенных зонах:0003

  • оральный: ротовой и сосательный рефлексы
  • анальный: контроль мочевого пузыря и кишечника
  • фаллический: гениталии и идентификация пола интерес и ориентация

Фрейд предположил, что каждая стадия представляет собой конфликт развития. Если вы успешно преодолели его, вы перейдете к следующему этапу развития.

В соответствии с теорией личности Фрейда, неспособность выйти за пределы фазы приводит к определенным психологическим проблемам, таким как Эдипов комплекс, в более позднем возрасте.

Карл Юнг и Эрик Эриксон — другие имена, обычно связанные с важными работами в области психодинамической теории, хотя Эриксон, в частности, отметил значительный отход от теорий Фрейда.

2. Теории черт

Теория черт — одна из самых популярных теорий личности. Он предполагает, что личности людей различаются в зависимости от того, какие основные черты личности являются более доминирующими.

В этом смысле каждая черта рассматривается как континуум.

Возьмем, к примеру, доброту. Вместо того, чтобы рассматривать это как необязательную черту личности (одни люди добрые, а другие нет), вы можете думать об этом как о скользящей шкале. Все находятся где-то в континууме доброты. И ты либо более добрый, либо менее добрый по сравнению с кем-то другим.

Одной из самых известных теорий черт является пятифакторная теория, также известная как «Большая пятерка», предложенная Дональдом У. Фиске. Эта теория утверждает, что личность состоит из пяти различных черт:

  • приятность
  • добросовестность
  • экстраверсия
  • невротизм
  • открытость опыту

Каждая черта имеет диапазон, который простирается от одной крайности к другой, и каждый человек попадает где-то в этом диапазоне.

Другие известные теории черт включают теории, разработанные Гордоном Олпортом, Рэймондом Кеттеллом и Гансом Айзенком. Теория Айзенка, например, сосредоточилась всего на трех континуумах черт для всех: экстраверсии, невротизме и психотизме.

3. Гуманистические теории

Гуманистический подход к теориям личности предполагает понимание не только моделей поведения и мышления, но и понимания того, что, по мнению человека, придает его жизни смысл.

Гуманистические теории предполагают, что личность человека в значительной степени зависит от того, что он думает о себе — кем он себя считает.

Гуманистическая иерархия потребностей Абрахама Маслоу, например, предполагает, что личность является результатом того, что кто-то может удовлетворить — или не удовлетворить — основные потребности, такие как безопасность, чувство собственного достоинства и принадлежность.

Карл Роджерс исследовал концепцию самоактуализации. Эта теория утверждает, что людьми движет потребность в личностном росте. Стремление к обучению и росту — это то, что формирует чью-то личность.

4. Социальные когнитивные теории

Социальные когнитивные теории личности включают несколько школ мысли, таких как бихевиоризм, теория социального научения и теория ценности ожидания.

Бихевиоризм

Теория бихевиоризма предполагает, что человеческое поведение является прямым результатом вознаграждений и наказаний.

Другими словами, вы приучены реагировать определенным образом из-за того, что в вашей жизни действует схема вознаграждения-наказания.

Пример

Если щедрость в школе вызывала у вас общественное восхищение, позже в жизни вы можете продолжать быть щедрым из-за раннего положительного подкрепления.

Джону Б. Уотсону часто приписывают пионерскую работу в области теории поведения, хотя Уильям Карпентер, Александр Бейн и Зигмунд Фрейд также имеют отношение к ее ранней концептуализации, согласно исследованию 2014 года.

Теория социального обучения

Тесно связана с бихевиоризмом теория социального обучения Альберта Бандуры, которая использует поведенческие модели и добавляет компонент мышления. Другими словами, теория предполагает, что ваш мыслительный процесс играет важную роль в принятии решения о том, следует ли вам имитировать определенное поведение (обучение).

Согласно теории социального научения, то, как вы воспринимаете поведенческое подкрепление, важнее самого подкрепления.

Пример

Ребенок, который любит конфеты, может воспринимать их как награду, тогда как ребенок, который не любит конфеты, воспринимает их как наказание.

Бандура также считал, что среда влияет на личность человека и наоборот.

Например, сотрудничество может дать вам возможность трудоустройства. Это также может повысить готовность к сотрудничеству окружающих, создав атмосферу сотрудничества.

Бандура изменил название модели с социального обучения на социальную когнитивную теорию в 1986.

3. Теория ожидаемой ценности

Еще одной моделью человеческой личности, основанной на бихевиоризме, является модель Джулиана Роттера.

Роттер предположил, что человеческое поведение мотивировано ожидаемыми наградами или наказаниями, которые оно может получить. Это ожидание исходит из прошлого опыта и того, думали ли вы, что последствия ваших действий находятся под вашим контролем.

Когда кто-то считает, что может контролировать результат, он более мотивирован к действию. Это особенно верно, когда они ожидают положительного результата, потому что аналогичные действия были вознаграждены в прошлом.

Пример

Вы узнали, что обучение не менее чем за 4 часа до теста приводит к его сдаче.

В следующий раз, когда будет назначен тест, у вас будет больше мотивации учиться в течение 4 часов, чтобы получить проход.

5. Биологические теории

Согласно исследованию 2016 года биологические теории личности утверждают, что структуры мозга и нейрофизиология определяют черты вашей личности.

Другими словами, такая простая вещь, как более высокий уровень нейротрансмиттеров, может дать вам, например, более позитивный настрой, чем кто-либо другой.

Ганс Дж. Айзенк и Джеффри А. Грей включили нейропсихологию в свои теории личности.

6. Эволюционные теории

Чарльз Дарвин впервые представил концепции эволюции и естественного отбора в середине 1800-х годов. Его работа зажгла целую область эволюционной биологии.

Позже другие ученые исследовали предпосылки Дарвина, чтобы объяснить поведение человека. Согласно этой структуре эволюционных теорий, человеческая личность в первую очередь является результатом генов и наиболее полезных черт.

В конечном счете, эволюционная теория утверждает, что личностные характеристики, которые повышали шансы ваших предков на выживание, являются чертами, которые могут лежать в основе вашей личности сегодня.

Пример

Ваш страх перед змеями может казаться инстинктивным, но теория эволюции утверждает, что это может быть результатом того, что ваши предки узнали, что змеи могут быть опасны.

Личность неизмерима. У всех по-разному. Это затрудняет изучение личности. Как вы контролируете окружающую среду и доказываете, что личность развивается определенным образом?

Вы не можете — по крайней мере пока.

По этой причине развитие личности существует только в теории и является предметом споров, хотя некоторые исследования поддерживают (или опровергают) существующие теоретические модели.

Один из самых больших споров в теории личности вращается вокруг теорий Зигмунда Фрейда о личности и развитии. Еще в 1987 году исследователи писали о доминировании мужчин, ссылаясь на женщин, которые могут быть истолкованы как унизительные.

Теории личности стремятся создать основу для объяснения различий и сходств в человеческом поведении и личности. Они часто пересекаются или дополняют друг друга, а иногда могут противоречить друг другу.

Каждая теория личности предлагает структуру для анализа человеческой личности, и большинство из них имеют обширные исследования, подтверждающие некоторые из их положений. Это одна из причин, по которой изучение личности в психологии все еще находится в стадии развития и не дает окончательных результатов.

Понимание психологии человека для создания персонажей

Как создатели персонажей мы должны понимать, почему наши персонажи чувствуют и думают то, что они делают. Я собираюсь объяснить простыми словами, почему люди ведут себя именно так, а не иначе, чтобы у вас было четкое представление о том, как создавать правдоподобных убедительных персонажей, которые остаются верными тому, кто они есть, в своих словах и действиях.

Надеюсь, вас не слишком пугает предсказуемость людей, потому что вы, несомненно, начнете использовать эту информацию для психоанализа себя и других.

Люди — биологические существа с двумя основными побуждениями. Первый — выживание. Второе — репродукция. Мы созданы для того, чтобы адаптироваться к окружающей среде и учиться на собственном опыте, чтобы выжить.

Еще с младенчества наш мозг учится тому, что безопасно и надежно, а что опасно. Когда ребенку показывают любовь и мир в годы развития, он вырастет в молодого человека с открытостью, сочувствием, любовью, состраданием и счастьем. Когда ранние годы наполнены семейным насилием, травмами, издевательствами и т. д., тогда эти травмы отпечатываются в подсознании и начинается адаптивное выживание.

Травмированный человек, который может быть небольшой травмой, такой как насмешки, или серьезной травмой, такой как физическое и сексуальное насилие, подсознание человека будет подавлять эмоциональную открытость и создавать «триггеры», которые заставят человека реагировать реакцией «бей/беги».

.

Прекрасным примером неадекватного механизма выживания является нарциссическое расстройство личности, NPD. Это часто происходит у старших братьев и сестер, когда их первенству как единственному ребенку угрожает новорожденный брат или сестра. Двухлетний первенец теряет свой «особый» статус от своих родителей, которые теперь заботятся о маленьком брате или сестре. Первенец теперь подсознательно понимает, что для того, чтобы сохранить любовь и внимание своих родителей, на которых они полагаются для выживания, они должны быть самым особенным ребенком. Их подсознание теперь запрограммировано на то, чтобы всегда стараться быть особенными, и любой другой, кто привлекает к себе внимание, представляет собой угрозу.

Почему невозможно спорить с человеком с НПВ? Это просто. Человек с NPD или человек, которого спровоцировала подсознательная угроза, в какой-то степени почувствует реакцию борьбы или бегства. Затем разум генерирует логику/рассуждения, чтобы оправдать эти чувства и поведение. Как правило, люди сначала генерируют свои чувства. Затем их мышление начинает рационализировать действия. Только люди, одаренные навыками абстрактного мышления высокого уровня, могут дистанцироваться от собственных эмоций настолько, чтобы понять, что их чувства иррациональны. Большинство людей подчиняются своим чувствам (из соображений выживания), а затем рационализируют их, как только могут.

Прекрасным примером того, на что может пойти человек, чтобы выжить в ужасных и безнадежных условиях, является история Джени Хейнс. В детстве она подвергалась жестокому обращению со стороны отца каждый день в течение многих лет.

Маленький ребенок совершенно беспомощен. Чистый ужас и безнадежность были настолько ошеломляющими, что единственный способ, которым она выжила, состоял в том, чтобы ее разум создал 2500 диссоциированных личностей, чтобы принять травму. Ее основная личность была изолирована от жестокого обращения, в то время как личность «менеджера» организовывала других «изменений» и чередовала их одного за другим, чтобы пережить травму. Основная личность выжила, не невредимой, но она выжила. Годы спустя она и ее 2500 личностей предстали перед ее отцом в суде и посадили его на всю жизнь.

Подведем итоги. Чувства и мысли существуют для вашего выживания. Чувства сообщают нам либо о том, что мы в безопасности и в безопасности, либо о том, что что-то опасно, через переживание различных уровней травмы. Если в детстве нам дают безопасную любящую среду, то мы становимся открытыми, чуткими, любящими личностями. Наши чувства, мысли оптимистичны. Наша моральная система также возникает в соответствии с этими чувствами и мыслями. Мы ПРОЕКЦИРУЕМ наше подсознание в мир. Вот почему одна и та же ситуация может вызвать у наблюдающих ее людей 2 полярно противоположных взгляда.

Для мотивов персонажа мы должны понимать, что они не осознаются подсознательными драйверами. Может быть, главного героя все детство избивал отец, потом он пошел в армию, пошел на войну и у него посттравматический синдром. Все его выживание было основано на подавлении тяжелой травмы.

Уровень подсознания: «Нет ничего честного. Мир — это место страданий. Никто не пожалеет тебя. Насилие — высший авторитет и лучший инструмент».

Уровень «Чувства»: «Никому на меня насрать. Всем остальным лучше укрепиться, чтобы выжить. Эмоционально закрыт, потому что чувства равны боли и страданию».

Уровень «Мысль» — «Всегда будь готов к войне. Люди, которые чувствуют себя слабыми».

Моральная система: «Только сильные достойны выживания. Я лучше, потому что я выжил. Я всегда прав, потому что выживание — единственная основа для определения того, кто прав, а кто виноват».

Люди, взаимодействующие с этим персонажем, не поймут, что этот беспокойный человек на самом деле серьезно травмирован. Воин, конечно, но человек, несущий большую ношу. Они проецируют это подсознание на каждую ситуацию, с которой сталкиваются. Они приспособлены к выживанию в самых враждебных обстоятельствах, с которыми только можно столкнуться. Там, где другие тают под давлением, они могут действовать спокойно и собранно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *