Психологическое описание человека: Что такое психологический портрет личности

Составление психологического портрета взрослого человека при преодолении жизненных трудностей

Сущность понятия «психологический портрет». Направления применения психологического портрета и принципы его составления

Определение 1

Психологический портрет – это словесное описание личности человека, содержащее его характеристики и вариантывероятного поведения при тех или иных обстоятельствах.

Информация о человеке бывает необходима при выборе профессии, при устройстве на работу, в брачных агенствах.

Психологический портрет составляется по результатам тестов, опросников Кеттелла, Мехрабиана, Айзенка и непосредственного общения с психологом. Качественно составленный психологический портрет помогает лучше узнать человека, понять мотивы его поведения, выявить ложь, склонность к конфликтам, как слабые, так и сильные черты характера.

Рисунок 1. Алгоритм составления психологического портрета. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

При приеме на работу менеджеры тестируют кандидатов для того, чтобы определить их качества и способности, поскольку важно знать, как будет действовать кандидат в сложной ситуации, обладает ли он нужными качествами и чертами характера для выполнения поставленной задачи.

Психологический портрет составляют и по просьбе человека для того, чтобы найти подходящего спутника жизни, поскольку две полярные личности не смогут выстроить гармоничных отношений.

Партнерам важно иметь сходные ценности, думать в одном направлении, иметь подходящий темперамент, если они хотят избежать конфликтов и непонимания и вместе идти к цели.

Для того чтобы составить психологический портрет личности, надо знать критерии его составляющие, поскольку каждый человек является индивидуальностью со своими базовыми и программирующими характеристиками.

К базовым характеристикам относятся:

  • темперамент,
  • характер,
  • способности.

Программирующими характеристиками являются:

  • направленность,
  • интеллект,
  • самосознание.

Восприимчивость у людей разная и в зависимости от этого выделяются типы, ориентированные на настоящее, на прошлое, на будущее.

Первый тип вживается в любую роль и хорошо приспосабливается. Второй тип относится к хорошим исполнителям и всегда поступает согласно законам. Третий может быть автором идей, он не принимает иерархию и вполне может демонстрировать неадекватное поведение.

В основе психологического портрета лежат специфические особенности нервной системы человека, определяющие модель его поведения. Черты эти корректировке поддаются плохо.

Оригинальной особенностью любого человека является его тип темперамента – гибкие и живые сангвиники с уравновешенной психикой, эмоциональные с изменчивым настроением холерики, инертные и застенчивые флегматики, пессимисты меланхолики.

На жизнь людей и их поступки влияют качества характера – так, волевые личности принимают решения самостоятельно, не боясь трудностей, а безвольные, чаще всего, имеют слабый характер. Они могут обладать и знаниями и способностями, но реализовать себя не могут.

Поведение в обществе и воспитанность человека зависят от самоконтроля и, если человек не способен себя контролировать, то выстроить с окружающими дружеские отношения, невозможно.

Правила составления психологического портрета

Психологический портрет может быть моментальным и полным. Для моментального психологического портрета основными компонентами являются:

  • национальность, возраст и пол, физические данные;
  • эмоциональные состояния человека;
  • непроизвольные движения за мыслью;
  • признаки принадлежности к той или иной субкультуре, которые могут выражаться в словах и привычках;
  • признаки сигналов в виде специальных жестов, жаргона и др.;
  • татуировки;
  • специфические признаки, например, алкоголика, наркомана и др.;
  • признаки, несущие информацию, к которым относится одежда, прическа, личные вещи, наличие или отсутствие косметики у женщин.

Полный психологический портрет человека можно составить при длительном с ним общении и наличии достаточной информации. Этими ключевыми моментами являются:

  • четыре типа темперамента, не меняющегося в течение жизни человека;
  • характер человека, который можно описать с двух сторон, например один и тот же человек может быть добрым, душевным и в такой же мере ревнивым и обидчивым;
  • способности человека, которые делятся на зависящие от воспитания духовные, физические – сила и здоровье, выносливость и социальные, формирующиеся в процессе жизни человека – это открытость, коммуникабельность, ответственность, пунктуальность;
  • в основе параметра направленности лежит мотивация, объясняющая поступки человека;
  • параметр эмоциональности человека выражается в переживаниях, в способе выражения своих чувств, эмоциональность дает возможность понять другого человека вне зависимости от его языка и культуры;
  • параметр интеллектуальности, помогающий адаптироваться в новых условиях, рационально и правильно размышлять и действовать в сложившейся ситуации;
  • параметр коммуникабельности – он может быть разным у людей разной специальности, например, юморист должен владеть высоким уровнем навыков коммуникации в отличие от комбайнера;
  • параметр самооценки означает уровень уверенности в собственных силах, однако эта самооценка может быть завышенной, заниженной и объективной;
  • параметр волевые качества является внутренним стержнем человека, помогающий добиться успеха;
  • параметр самоконтроля дает возможность контролировать свои слова и действия, что в конечном итоге помогает наладить дружеские отношения с окружающими людьми;
  • параметр способности к коллективной работе, который важно развивать с раннего детства;
  • параметр мотивации является самым сильным качеством человека, но у разных людей она может быть скрытой, поверхностной, сильной, доходящей до азарта;
  • параметр социальных установок предполагает обмен новостями, опытом, какими-либо данными, которые в свою очередь могут оказать влияние на поведение и подтолкнуть человека к необдуманным поступкам.

Безусловно, методика составления психологического портрета должна соответствовать опыту, возрасту, образованию исследуемого.

Что такое психологический портрет личности? | Психология

Лицо могло многое рассказать о личности, образе жизни, характере, социальном статусе. Ярким примером являются работы Рембрандта и Ренуара.

С изобретением фотографии, многие фотографы специализировались именно на съемке лиц. Психологический портрет — это одно из направлений в фотоискусстве, цель которого — показать внутренний мир, эмоции и переживания человека.

В современном мире этот термин также используется в психологии и означает полную характеристику человека в виде описания особенностей, черт характера человека и возможных его поступков в определенных ситуациях. Для того, чтобы составить психологический портрет, надо пройти ряд тестов, которые определят темперамент, характер, способности, интеллект, направленность, самосознание, волевые качества, самооценку, коммуникабельность и другие индивидуальные особенности человека.

По темпераменту люди делятся на четыре группы: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. В

характере различают такие черты как отношение к труду, другим людям и обществу в целом, к себе и к вещам. Также определяют акцентуации характера, то есть чрезмерно выраженные черты, что может показать как слабые и сильные стороны человека, проявляющиеся в определенных ситуациях. Тесты помогают выявить способности, которые показывают склонность к определенным видам деятельности. Следующая характеристика — это направленность, в основе которой лежит мотивация. Определение интеллектуальности важно для того, чтобы определить уровень способностей человека оценивать ситуацию, принимать решения и регулировать свое поведение. Эмоциональность отражает отношение человека к внешним воздействиям. Волевые качества определяют способность человека к достижению целей, а слабоволие, наоборот, считается плохим качеством. Коммуникабельность
 — одна из самых важных и сложных черт характера, которая определяет способность человека взаимодействовать с обществом. Самооценка — это субъективная оценка своих качеств, поступков, целей и места в обществе. Самоконтроль — умение контролировать свои эмоции и аффекты. Способность к совместной работе — одно из важных показателей взаимодействия человека и общества.

После прохождения тестов психолог проводит оценку результатов и составляет полное описание особенностей характера человека, а также дает рекомендации, в каком направлении надо работать над собой.

Зачем нужен психологический портрет? Самое главное — для того, чтобы понять и принять себя, свои сильные и слабые стороны, ориентироваться на свои внутренние ощущения и потребности, а не на навязанные окружением.

Это поможет принимать решения и правильно вести себя в различных жизненных ситуациях. Тесты также помогут выявить способности, которые «спят» в человеке, открыть свои внутренние резервы и развивать их в дальнейшем. Кроме того, у некоторых людей возникают ситуации, когда на достижение поставленной цели было потрачено настолько много сил и энергии, что вместо радостного вкуса победы, возникает чувство «выжатого лимона». Некоторые люди жалуются, что многие их проекты заканчиваются неудачей и наступает разочарование и депрессия. В таких случаях тесты могут показать завышенный уровень притязаний, то есть человек не может реально соотнести свои желания с возможностями. Часто желания оказываются навязанными извне (друзьями, коллегами, родственниками), и человек старается казаться не тем, кем он есть на самом деле. Знание своих сильных и слабых сторон поможет изначально устанавливать реально достижимые цели.

Составление психологических портретов личности уже давно практикуется в работе спецслужб. В последнее время HR-отделы больших компаний также внедряют эту практику для улучшения работы коллектива. Но он нужен не только для работы, но в первую очередь для того, чтобы понять себя и научиться полноценно жить со своими достоинствами и недостатками.

Теги: психологические типы, портрет, личностная психология, психология общения

Три уровня познания человека

Я изучал, чем профессиональные суждения о личности могут отличаться от суждений людей, не обученных воспринимать других. Я спрашиваю, есть ли что-то, что психолог (или психиатр, социальный работник или другой проницательный человек) знает о ком-то еще, что большинству из нас не хватает в наших повседневных взаимодействиях друг с другом (см. здесь справочную информацию).

В статье 1996 года Дэн МакАдамс, профессор Северо-Западного университета, отметил, что «… психологи личности должны прежде всего стремиться узнать людей». Имея в виду эту профессиональную цель, он задал следующий элегантный вопрос: «Что мы знаем, когда знаем человека? Что нужно, чтобы узнать человека с научной точки зрения?»

В своей статье МакАдамс ответил, что по мере того, как психологи узнают о ком-то, они продвигаются по «трем уровням знания», неуклонно формируя понимание другого человека по мере перехода от одного уровня знания к другому.

Уровень 1

Уровень 1 МакАдамса — это описание широких общих черт человека, таких как застенчивость, общительность, умность или доброжелательность. Он пишет:

«Знание того, что кто-то стоит на экстраверсии или невротизме, действительно является важной информацией для оценки незнакомцев и других, о которых известно очень мало. другой и предвидеть будущие взаимодействия. Это та информация, к которой люди прибегают, когда мало что знают о другом, за которым наблюдают ».

По словам МакАдамса, «… конечным результатом хорошего анализа черт характера может оказаться немногим больше, чем систематическая психология незнакомца».

Уровень 2

Уровень 2 содержит описание личных забот человека — описание личных стремлений, жизненных задач, стратегий защиты и выживания и тому подобных вопросов, которые связаны с конкретным временем, местом и усилиями в жизни человека. Как выразился МакАдамс:

«Они [личные проблемы] говорят о том, чего хотят люди, часто в определенные периоды своей жизни или в определенных сферах деятельности, и о том, какие жизненные методы люди используют (стратегии, планы, средства защиты и т. д.). ) получить то, что они хотят, или избежать получения того, чего они не хотят, с течением времени, в определенных местах и/или в отношении определенных ролей».

Уровень 3

По мере того, как психолог переходит от анализа на Уровне 1 (общие черты) к Уровню 2 (личные проблемы), его ощущение знания другого человека возрастает. Есть еще один уровень:

«По мере перехода от Уровня 1 к Уровню 2, человек переходит от психологии незнакомца к более подробному и нюансированному описанию человека из плоти и крови, в мире, стремление делать что-то во времени, располагаться на месте и в роли, выражать себя или себя в стратегиях, тактиках, планах, целях и т. д. Так чего же не хватает? Ответ проистекает из… мышления. …люди, [которые] должны создавать себя, которые развиваются с течением времени и определяют, кто они есть … чего не хватает, так это идентичности ».

Современный человек, согласно МакАдамсу, создает идентичность посредством процесса, который МакАдамс несколько причудливо называет «самоощущением» — составляя свою личность и личную историю, сплетая воедино общее самоопределение. Это чувство зрелой идентичности уникально для мыслящих взрослых. Как довольно провокационно выразился МакАдамс (и здесь я сократил и опустил большую часть материала):

«. ..8-летние слишком молоды, чтобы иметь идентичности в этом смысле, потому что они, как правило, не способны испытывать единство и цель как проблематичная в их жизни … Но не так для современного взрослого.Хотя вопрос «Кто я?» может показаться маленьким ребенку глупым или очевидным, современные мужчины и женщины, скорее всего, увидят такой вопрос как. … сложные, вовлекающие эго и так далее … [они] строят … более или менее связные, последовательные и живительные истории, которые интегрируют человека в общество … «

То есть люди сочиняют истории о себе, чтобы показать, кто они такие (например, «Я родился на ферме в Оклахоме, но меня непреодолимо привлекали яркие огни Манхэттена… Мой переезд в Нью-Йорк был началом моей жизни». в искусстве…»).

Редакторы часто советуют писателям использовать конкретику при написании (см. здесь), например, подробно рассказывать о жизни персонажа, чтобы сделать их повествование более живым и реалистичным. Это может быть примером того, как предоставление конкретных жизненных событий создает у нас ощущение знания другого человека.

Делает ли получение знаний на этих трех уровнях психологов, других специалистов и проницательных людей особенными в своих знаниях о других?

Когда я читал статью МакАдамса, он дает второй ответ на вопрос о том, как ученые узнают кого-то — ответ, который он сам упоминает мимоходом. Этот ответ о научном методе. Он писал:

«В психологии личности наблюдения и измерения людей обычно проводятся систематическим и структурированным образом с использованием стандартизированных анкет, лабораторных исследований, интервью, этнографических опросов, контент-анализа и т. д. Эти наблюдения и измерения затем должны быть организованы в терминах конструктов и предложений, и эти конструкты и предложения должны быть далее организованы в интегративную структуру…»

По моему мнению, этот метод, предложенный МакАдамсом, также помогает гарантировать, что анализ личности профессиональным человеком-воспринимающим будет настолько близок к реальности человека, насколько это возможно с научной точки зрения.

Использование научного метода наряду с включением более подробной информации о жизни человека (например, уровень 3 по МакАдамсу) может создать не только ощущение знания, но и систематический, организованный сбор информации, из которого могут быть получены хорошие описания. состоит из личности человека.

Copyright © 2010, Джон Д. Майер

Теория черт – культура и психология

Черты личности отражают характерные модели мыслей, чувств и поведения людей. Теория черт в психологии основывается на идее, что люди отличаются друг от друга силой и интенсивностью основных характеристик черт. Выделяют три критерия, характеризующие черты личности: (1) постоянство, (2) стабильность и (3) индивидуальные различия.

  • Люди должны быть несколько последовательными в разных ситуациях в своем поведении, связанном с чертой. Например, если они разговорчивы дома, они, как правило, болтливы и на работе.
Рисунок 1. Черты личности должны быть одинаковыми в разных условиях.

 

  • Черта также должна быть стабильной с течением времени, поскольку продемонстрировано поведение, связанное с этой чертой. Например, в 30 лет, если кто-то болтлив, он будет склонен к разговорчивости и в 40 лет9.0066
Рисунок 2. Черты личности должны оставаться стабильными во времени.

 

  • Люди отличаются друг от друга поведением, связанным с этой чертой. Люди различаются тем, как часто они разговаривают, и поэтому существуют такие черты личности, как болтливость.
Рисунок 3. Черты личности будут отличаться от человека к человеку.

Основная проблема для теоретиков черт заключалась в том, как идентифицировать черты. Они начали с создания списка английских прилагательных (после прочтения о предвзятости в главе 3 я уверен, что вы можете увидеть здесь проблему). Ранние теоретики черт характера Олпорт и Одберт определили около 18 000 слов в английском языке, которые могут описывать людей (Allport & Odbert, 19).36). Позже Allport сократил список до 4500, но даже это было слишком много. Стремясь сделать список черт более управляемым, Рэймонд Кеттелл (1946, 1957) сузил список до 16 факторов и разработал оценку личности, названную 16PF. Позже психологи Ханс и Сибил Айзенк сосредоточились на темпераменте (Айзенк, 1990, 1992; Айзенк и Айзенк, 1963) и выдвинули гипотезу о двух специфических параметрах личности: экстраверсия/интроверсия и невротизм/стабильность.

Ганс и Сибил Айзенк считали, что наши личностные черты зависят от нашего генетического наследия. [Изображение предоставлено PenStax College]

Хотя 16 факторов Кеттелла могут быть слишком широкими, двухфакторная система, предложенная Айзенком, подвергалась критике за слишком узкую. Другая теория личности, называемая Пятифакторной моделью (FFM) , эффективно занимает золотую середину. Эти пять факторов обычно называют чертами личности Большой пятерки (McCrae & Costa, 1987). На сегодняшний день это самая популярная теория в психологии личности и наиболее точное приближение к основным измерениям черт (Funder, 2010). Признаки оцениваются по континууму, от высокого к низкому, а не присутствуют или отсутствуют (все или ничего). Это означает, что когда психологи говорят об интровертах (например, тихих, замкнутых, сдержанных) и экстравертах (например, общительных, общительных, разговорчивых), они на самом деле не имеют в виду два разных типа людей, а скорее говорят о людях, которые набирают относительно низким или относительно высоким по непрерывному измерению.

Пять черт: открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, покладистость и невротизм. Полезный способ запомнить черты — использовать мнемонику ОКЕАН.

Баллы по характеристикам «Большой пятерки» в основном независимы, что означает, что положение человека в континууме по одной черте очень мало говорит об его положении по другим чертам. Например, у человека может быть чрезвычайно высокая экстраверсия и высокий или низкий уровень невротизма. Точно так же у человека может быть низкая Приятность и высокая или низкая Сознательность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *