что это такое и ее отличие от психотерапии.
Слово «коррекция» сегодня на слуху. Мы корректируем фигуру, черты лица, рацион, поведение, фотографии в соцсетях для того, чтобы сделать их более совершенными. Оказывается, возможно подправить не только то, что «снаружи», но и то, что скрывается глубоко внутри – психику человека. С этим поможет «скорая помощь» прикладной психологии – психокоррекция. Рассказываем, какими вопросами занимается психокоррекционный психолог, как проходит сеанс, и чем коррекция отличается от психотерапии.
Что такое психокоррекция?
Психокоррекция — это одно из направлений в прикладной психологии, направленное на то, чтобы исправить особенности психологического развития, а также создать условия для положительных изменений личности, личностного роста, саморазвития, реализации талантов и наклонностей. Термин «психологическая коррекция» появился в обиходе относительно недавно – в начале 70 годов XX века. Единое направление постепенно разбилось на несколько отраслей: образовательную, медицинскую, педагогическую, спортивную, социальную.
Главная цель психокоррекции – смягчить симптомы внутреннего конфликта, а в идеале – привести развитие личности к оптимальному уровню «норма», исходя из возраста, индивидуальных характеристик человека. Психокоррекция помогает:
- Минимизировать ненужные или непродуктивные эмоции, которые порождаются вредными установками, деструктивными алгоритмами поведения (в том числе девиантного).
- Мягко перестроиться (адаптироваться, социализироваться) в разных условиях окружения.
- Активизировать процесс познания и раскрыть интеллектуальный потенциал.
- Повысить работоспособность.
- Предупредить эмоциональное выгорание, связанное с работой «человек-человек» (спасатели, педагоги, врачи).
- Выявить психологические блоки, защиты, иррациональные установки, которые на бессознательном уровне управляют поведением и одновременно забирают большую часть внутренней энергии.
- Разработать многоуровневую программу диагностики и коррекции для детей с задержкой психического развития. Синдромом дефицита внимания.
- Понять причины детской боязливости, неуверенности, тревожности, а также создать условия для их проработки через эмоциональный фон ребенка.
- Отследить и обсудить психологические причины набора лишнего веса.
Психокоррекция и психотерапия – области практической психологии, которые имеют свою сферу применения:
Психокоррекция | Психотерапия |
---|---|
Не работает с травмирующими событиями прошлого, а ориентируется на настоящее и будущее. | Считает, что болезненные события прошлого влияют на психологическое состояние в настоящем. |
Воздействует на сознание на трех уровнях: через подкорковые системы, высшие психические функции, корковые системы. | Чтобы изменить отношение клиента к проблеме, изучает его переживания, чувства, эмоции через результаты психической деятельности: бессознательное, телесные проявления, комплексы, мысли. |
Ориентируется только на здоровые стороны личности и не работает с психологическими недостатками, имеющими органическую основу. | |
В среднем занимает 2-3 месяца. | В среднем продолжается от 1-1,5 до 3-4 лет. |
Сходство психокоррекции и психотерапии в том, что ни одно направления не отдает предпочтения какой-то одной теории, а накапливает и применяет разные подходы (телесные практики, включенное наблюдение, музыкотерапию, сказкотерапию). А сам выбор коррекционного или терапевтического метода зависит от направления, которое практикует специалист. Общим является и предмет этих направлений: восстановление психического здоровья клиента.
Пройти тест на тип личности
Общая схема сеанса психокоррекции.
Психокоррекционная работа может быть индивидуальной и групповой. Групповые сеансы, как правило, проводят психологи с десятилетним и более практическим опытом.
Но в любом случае от коррекционного психолога требуется дополнительная подготовка:- Теоретическая: знания теории, основ коррекционной работы, способов коррекции.
- Практическая: владение отработанными методиками и методами коррекциями.
- Личностная: отсутствие у психолога таких же проблем, которые предстоит корректировать у клиента.
Сеанс коррекционного психолога проходит по одной схеме: диссоциация-коррекция-ассоциация. Внутренне наполнение каждого этапа зависит от проблемы, методологии, состояния психики пациента.
Диссоциация – отделение проблемного эпизода клиента из общего поля личности. Такой прием дает возможность понаблюдать за своими проблемами со стороны, без травмирующих эмоций.
Коррекция – конкретное действие, которое помогает исправить ситуацию. На этом этапе психолог может применить фразы:
- Опишите свою проблему, как вы ее видите или чувствуете.
- Выберите одну игрушку-презентатор, представьте, что это вы. Расскажите о себе от имени игрушки.
- Я предлагаю вам сделать такое упражнение (выбор)…
- Знаете, я когда-то переживал подобное и очень хорошо вас понимаю…
- Давайте попробуем проследить логику ваших рассуждений. Какие события или поступки привели к таким выводам?
- Мы вместе пришли к выводам, которые помогут изменить ваше отношение к ситуации…
Ассоциация – заключительный шаг, который помогает принять в поле бессознательного обновленную картинку. Эта картинка включает определенную программу, которая поможет реализовывать новые сценарии жизни.
Наиболее известными психокоррекционными тренингами считаются аутотренинг, нейролингвистическое программирование (НЛП), трансактный анализ, поведенческая терапия, психодрама, техника осознанных сновидений.
Как работает техника диссоциации «Кинозал»?
Техника «кинозал» демонстрирует первый этап психокоррекции – диссоциацию. Ее можно использовать отдельно для работы с травмирующими, болезненными событиями. Выполнять ее лучше с психотерапевтом, но можно попробовать самостоятельно:
- Шаг 1. Удобно сесть в кресле. Глубокий вдох, глубокий выдох. Закрыть глаза, расслабить мышцы шеи, спины, лица.
- Шаг 2. Представить лестницу, спуститься по ней к двери – это вход в кинозал.
- Шаг 3. Открыть дверь, зайти в кинозал, сесть на кресло, посмотреть на экран.
- Шаг 4. На экране идет фильм. В нем показывают тяжелую ситуацию из вашей жизни – расставание, развод, ссору, увольнение.
- Шаг 5. Как только картинка на экране станет четкой, убрать из нее звук, потом убрать цвет. На экране продолжает идти черно-белое немое кино.
- Шаг 6. Затем нужно уменьшать кадр до тех пор, пока он не превратится в точку и не исчезнет.
- Шаг 7. Повторять шаги 4-6 до тех пор, пока кино на экране не закончится.
- Шаг 8. Встать, выйти из кинозала, закрыть за собой дверь, подняться по лестнице.
- Шаг 9. Открыть глаза, вернуться в обратное состояние.
Эта техника помогает разобраться с травмирующими событиями детства и недавнего времени.
Психокоррекцию можно сравнить с эмоциональным перевоспитанием, которое затрагивает когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферу жизни. Особенность заключается в том, что психокоррекция не просто приводит психику к показателю «норма», но помогает добраться до таких пластов бессознательного, до которых человек по своей воле никогда не доберется.
Пройти тест на психологический возраст
1. Понятие психологической коррекции
Термин «коррекция» буквально означает «исправление». Психокоррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.
Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.
Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности.
Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.
В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.
Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной – до 15 встреч – помощи при консультировании и долгосрочной – до нескольких лет – помощи при психотерапии).
В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту.
Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.
Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными вида ми соматических или психических заболеваний (расстройств). Многие аномалии психики и поведения людей, которые про являются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами.
Клиент – это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи. В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать личность, семья или группа.
Коррекционная работа с ребенком – это сложнейший вид деятельности взрослых в образовательных учреждениях. Залог ее успеха – в их профессиональном взаимодействии. Не случайно все программы коррекции и развития обычно включают в себя психологическую и педагогическую части.
В практике психокоррекционной работы с детьми с проблемами в развитии выделяются несколько моделей причин нарушения развития.
Биологическая модель – объясняет причину нарушения в развитии снижением темпа созревания структур мозга.
Медицинская модель – объясняет причины нарушения в развитии ребенка с точки зрения логики заболевания (этиология, патогенез, клинические проявления).
Интерракционная модель – связывает причины отклонений в развитии детей и подростков с нарушением взаимодействий между личностью и средой. Например, ранняя сенсорная и социальная депривация, по мнению представителей данного направления, может привести к необратимым нарушениям в психическом развитии ребенка.
Педагогическая модель – рассматривает причины отклонений в психическом развитии ребенка в явлениях социальной и педагогической запущенности.
Деятелъностная модель – рассматривает причины неблагополучия ребенка в связи с несформированностью ведущего вида деятельности.
Роль психологической службы в психодиагностике и психокоррекции психосоматических больных в психоэмоциональной ситуации | Narmetova
Роль психологических услуг в психодиагностике и психокорекции психосоматических пациентов в психоэмоциональной ситуации
Yulduz Narmetova, Gulbakhor Kuldosheva, Tolib Bekmirov
Abstractes.
при психосоматических заболеваниях, их роль в тяжести заболевания и его негативных последствиях. Отмечено, что различные соматические заболевания, такие как сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет, заболевания желудочно-кишечного тракта, часто проявляются нарушениями эмоционального состояния и, наоборот, при этих заболеваниях нарушения эмоциональной сферы препятствуют полному выздоровлению от болезни. Эти случаи требуют организации психологической помощи в клинике психосоматических заболеваний и проведения всех психопрофилактических и коррекционных мероприятий.Ключевые слова
Психологические услуги; психоэмоциональные характеристики; депрессия; Психодиагностика; психокоррекция; Психосоматика
Полный текст:
PDFЛитература
Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. М.: «Отдел-М», 1998; 222.
Бекмиров Т.Р. Психологические особенности адаптации и интеграции детей с особенностями развития // Педагогика и психология в современном мире: теоретико-практическое исследование. 2020;125-129.
Беребин М.А. О статусе врача-психолога в системе здравоохранения, недостатках системы подготовки клинических психологов и связанных с этим проблемах и перспективах. // Вестник Ассоциации психиатров Украины. 2013; (1):56-62.
Гажева А.В. Организация медицинской помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях с депрессией в условиях первичной медико-санитарной помощи. Сборник научных трудов ФГУ «ЦНИИОИЗ Росздрав». М., ЦНИИОИЗ. 2006;82-85
Ильхамова Д.И. Возрастно-половые особенности отношения личности к болезни при сердечно-сосудистых заболеваниях (на примере больных ишемической болезнью сердца и артериальной гипертензией). // Автореферат диссертации кандидата психологических наук — Т. 2003;22.
Мелибаева Р.Н. Формирование самостоятельного и творческого мышления студентов в процессе поиска решения проблемной ситуации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012 г.; (12):349-352.
Нарметова Ю.А. К. Актуальные проблемы организации психологической службы в клинических учреждениях // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2017; (1):119-123.
Нарметова Ю.А. К. Социально-психологический механизм организации психологической службы в медицинских учреждениях (на примере онкологических больных) // Школа будущего. 2015;(3):148-153.
Мелибаева Р. Н., Хашимова М. К., Нарметова Ю. К., Комилова М. О. и Бекмиров Т. Р. (2020). Психологические механизмы развития творческого мышления студентов. Международный журнал научных и технологических исследований, 9(3): 6059-6064.
Нарметова Ю. К. Организация психологического сопровождения в кардиологических клиниках // Теоретические и прикладные науки. 2016; (7) 28-31.
Pratt L.A., Ford D.E., Crum R.M., et al. Депрессия, психотропные препараты и риск инфаркта миокарда: проспективные данные последующего наблюдения в Балтиморе и странах Центральной Азии. Тираж 1996 г.; 94;3123-3129
Schlutter T., Bohnensack R. Серотонин-индикаторная секреция фактора фон Виллебранда эндотелиальными клетками небилической вены человека через циклическую AMP-сигнальную систему, независимую от повышенной концентрации кальция в цитоплазме. Биохим Фармакол. 1999; 57(10):1191-1197.
Ялом И.Д. Теория и практика групповой психотерапии. Нью-Йорк, 1995; 26-27.
DOI: http://dx.doi.org/10.18415/ijmmu.v8i12.3277
Рефбеки
- На данный момент рефбеков нет.
Copyright (c) Международный журнал мультикультурного и мультирелигиозного взаимопонимания, 2021 г.
Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
https://ijmmu.com
[email protected]
facebook.com/ijmmu
Copyright © 2014-2018 ИЖММУ. Все права защищены.
Кафедра психологии
Адрес: 65009 г. Одесса, ул. Академическая, 9, каб. 28
электронная почта: [email protected]
Facebook: https://www.facebook.com/groups/sociology. and.psychology//sociology.and.psychology/
Instagram: sociology_and_psychology_nuoua
Время работы: Пн. — Пт. 8.30 — 17.00
Часы посещения: Пн. 15.00 — 17.00
Пт. 14.00 — 16.00
Заведующий кафедрой
Доктор юридических наук
Кандидат психологических наук, профессор
Елена ЦИЛЬМАК
Кафедра психологии входит в состав факультета психологии, политологии и социологии и осуществляет очную и заочную подготовку на всех факультетах Национального университета «Одесская юридическая академия». Кафедра выпускает в области знаний 05 «Социальные и поведенческие науки» по специальности 053 «Психология».
Основной целью работы кафедры является подготовка высококвалифицированных специалистов в области психологии и участие в научно-исследовательской работе университета.
На кафедре преподается более 70 дисциплин: Возрастная психология, Дифференциальная психология, История психологии, Киберпсихология, Лидерство, Математические методы в психологии, Медицинская психология, Нейропсихология, Обработка и анализ результатов психологических исследований, Общая психология, Организационное поведение, Основы биологии и генетики человека, Основы клинической психологии и психореабилитации, Основы научно-исследовательской работы в области психологии, Основы научной коммуникации, Основы психиатрии, Основы психокоррекции, Основы психологической практики, Основы психосоматики и психогенетики, Основы психологии Психотерапия и психопрофилактика, Основы полиграфопсихофизиологических исследований, Патопсихология, Педагогика и педагогическая психология, Политическая психология, Практикум общей психологии, Практикум психотерапии и психокоррекции, Практическая психология, Психодиагностика, Психологическая служба в государственных и образовательных учреждениях, Психология хологическая экспертиза в различных областях психологии, основы психологического консультирования, технология психологического консультирования, психология, психология связей с общественностью, психология бизнеса, психология здоровья, психология и педагогика высшей школы, психология конфликтов, психология личности, психология общения, психология Развитие и личностный рост, Психология семьи и брака, Психология труда, Психология менеджмента, Психосоматика в психологической практике, Психофизиология, Работа психолога в образовательных учреждениях, Социальная психология, Сравнительная психология (зоопсихология), Судебно-психологическая экспертиза, Теоретико-методические проблемы психологии , Теория и практика психологического тренинга, Экзистенциальная психология, Экспериментальная психология, Экстремальная и кризисная психология, Этические основы деятельности психолога, Этнопсихология, Юридическая психология и другие.
В учебном процессе сотрудниками кафедры широко используется многогранный спектр интерактивных методов и форм проведения занятий, в том числе лекции-визуализации, учебные занятия, круглые столы, решение ситуационных задач, деловые игры, кейс-метод и другие.
Учебные курсы обеспечены учебниками, пособиями, практическими занятиями, методическими рекомендациями и др. Сотрудники кафедр и практикующие специалисты участвуют в проведении учебных занятий.
Кафедра психологии активно сотрудничает с психологическими службами правоохранительных органов, в частности с отделом психологического обеспечения управления кадров Главного управления национальной полиции в Одесской области, службой психологического обеспечения Южного территориального управления Национальная гвардия Украины, Департамент социально-гуманитарной работы и психологического обеспечения Главного управления Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям в Одесской области. Выпускники факультета психологии, политологии и социологии Национального университета «Одесская юридическая академия» смогут в дальнейшем успешно работать в подобных психологических службах.