ΠŸΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ возникновСния Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния: ЗависимоС (Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅) ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ — ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹, симптомы, диагностика, Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΈΠ»Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ°

Π‘ΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅

ΠŸΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ возникновСния Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния Ρƒ подростков | Π£Ρ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-мСтодичСский ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»:

ΠŸΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ возникновСния Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния Ρƒ подростков

Β Β Β  Β  Β  Β  Π’ послСдниС нСсколько Π»Π΅Ρ‚ проявлСниС Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚ΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ срСди подростков. Π­Ρ‚ΠΎ явлСниС стало ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠΎΠΉ Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°ΡΡˆΡ‚Π°Π±Π°.

Анализ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ соврСмСнный подросток становится всё Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ зависимым. На протяТСнии Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΎΠ³ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ с понятиСм Β«Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΒ» связывали ΠΊΠ°ΠΊΡƒΡŽ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ Π²Ρ€Π΅Π΄Π½ΡƒΡŽ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹Ρ‡ΠΊΡƒ, которая Ρ€Π°Π·Ρ€ΡƒΡˆΠ°Π΅Ρ‚ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, Π½ΠΎ ΠΈ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π§Π°Ρ‰Π΅ всСго Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ шла ΠΎΠ± Π°Π»ΠΊΠΎΠ³ΠΎΠ»ΠΈΠ·ΠΌΠ΅, Π½Π°Ρ€ΠΊΠΎΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΊΡƒΡ€Π΅Π½ΠΈΠΈ, Ρ‚ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠ΅ психоактивных вСщСств (ΠŸΠΠ’).

ΠŸΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ ΠŸΠΠ’, Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ создаСт иллюзию удовлСтворСния своих потрСбностСй ΠΈ Ρ…ΠΎΡ‚ΡŒ Π½Π° ΠΊΠΎΡ€ΠΎΡ‚ΠΊΠΈΠΉ ΠΌΠΈΠ³ чувствуСт сСбя счастливым. Аналогичная ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Π° получаСтся ΠΈ Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π°, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ пытаСтся Π·Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ свою Β Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΡŽΡŽ пустоту, ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ Π½Π°Π²Π°Π»ΠΈΠ²ΡˆΠΈΡ…ΡΡ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ-Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π²ΠΈΠ΄Π° Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, занятия, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ со Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π΅ΠΌ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠ½ΡΡ‚ΡŒ сСбС всю Тизнь Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, усугубляя ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ ΠΈ формируя Ρ‚ΠΎ ΠΆΠ΅ самоС зависимоС ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅. Π Π°Π½ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π΄Π½ΠΎ ΠΎΠ½ пСрСстаСт ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π΅ΡΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ сфСрами ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈ всС большС Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ Π·Π° Π»ΡŽΠ±ΠΈΠΌΡ‹ΠΌ занятиСм.

Β  Β  Β  Β  Β   АддиктивноС повСдСниС – это ΠΎΠ΄Π½Π° ΠΈΠ· Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ Ρ‚Π°ΠΊ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π°Π·Ρ€ΡƒΡˆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ (дСструктивного) повСдСния, ΠΏΡ€ΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ Π±ΡƒΠ΄Ρ‚ΠΎ стрСмится ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, фиксируя своС Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… Π²ΠΈΠ΄Π°Ρ… Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°Ρ… ΠΈΠ»ΠΈ измСняя собствСнноС ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ состояния ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ употрСблСния Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… вСщСств. По сути, прибСгая ΠΊ Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΌΡƒ повСдСнию, люди стрСмятся ΡΠΎΠ·Π΄Π°Ρ‚ΡŒ для сСбя иллюзию Π½Π΅ΠΊΠΎΠΉ бСзопасности, ΠΏΡ€ΠΈΠΉΡ‚ΠΈ ΠΊ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ Ρ€Π°Π²Π½ΠΎΠ²Π΅ΡΠΈΡŽ.

Β Β  Β  Β   АддиктивноС ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ воспринимаСтся ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ΅ состояниС ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠΉ ΠΈ Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ. Π’ ситуации с подростками эта Π³Ρ€Π°Π½ΡŒ особСнно Ρ‚ΠΎΠ½ΠΊΠ°. Π’ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΌ смыслС ΠΏΠΎΠ΄ Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ способы ΡƒΡ…ΠΎΠ΄Π° ΠΎΡ‚ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ – с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΈΠ³Ρ€, психоактивных вСщСств, навязчивых дСйствий, Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² активности, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ приносят яркиС эмоции. ЕстСствСнная ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΡŽ тяТСлых ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π² Ρƒ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… подростков сниТСна.

Β  Β  Β  Β  Β«Π›ΡŽΠ±Ρ‹Π΅ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ – Β«ΠΊΡ€ΠΈΠΊ ΠΎ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈΒ», сигнал ΠΎ нСобходимости срочного Π²ΠΌΠ΅ΡˆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π° для сохранСния Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ° ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ†Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠΌ общСства.Β»

Β  Β  Β  Β   По Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ ряда исслСдований ΠΏΠΎΠ΄ воздСйствиСм Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ†ΠΈΠΉ Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ всСго ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π΅ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΠ»Π΅Ρ‚Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ 11 Π΄ΠΎ 17 Π»Π΅Ρ‚. Π Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΠΏΡŒΡΠ½ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ вСщСства хотя Π±Ρ‹ Ρ€Π°Π· ΠΏΡ€ΠΎΠ±ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈ 85% подростков. ΠŸΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΠΌ Ρƒ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΆΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅Π½Ρ‚Π° ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… поставщиками наркотичСских срСдств являлись Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΡ‹Π΅ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ·ΡŒΡ. Π“Π»Π°Π²Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΎΠΉ возникновСния Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния Ρƒ подростков, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ привыкания ΠΊ психотропным вСщСствам являСтся ΠΎΡˆΠΈΠ±ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ΅ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ взрослых, Ρ‡Ρ‚ΠΎ эту ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡƒ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° Ρ€Π΅ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ наркология. На самом Π΄Π΅Π»Π΅ дСтский ΠΈ подростковый Π°Π»ΠΊΠΎΠ³ΠΎΠ»ΠΈΠ·ΠΌ ΠΈ наркомания ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π΅Π΄ΠΈΠ½Ρ‹ΠΌ Ρ†Π΅Π»Ρ‹ΠΌ, Π° ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡƒ Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ Ρ€Π΅ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ Π½Π° психолого-пСдагогичСском ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅.

Β  Β  Β  Β    АддиктивноС ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅Β —Β ΡΠΊΠ»ΠΎΠ½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ подростка ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½ΠΈΡŽ Π²Ρ€Π΅Π΄Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹Ρ‡Π΅ΠΊ, пагубная ΡΠΊΠ»ΠΎΠ½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ Ρ‡Π΅ΠΌΡƒ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ. Π‘ΡƒΡ‚ΡŒ Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² стрСмлСнии ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ своё психичСскоС состояниС посрСдством ΠΏΡ€ΠΈΡ‘ΠΌΠ° Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… вСщСств ΠΈΠ»ΠΈ фиксациСй внимания Π½Π° ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°Ρ… ΠΈΠ»ΠΈ Π²ΠΈΠ΄Π°Ρ… Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Β 

ΠŸΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ употрСблСния ΠŸΠΠ’, ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΡΠ·Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρƒ ΠΈΠ»ΠΈ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡŽ сопровоТдаСтся Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ интСнсивных эмоций, ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π·ΠΌΠ΅Ρ€Ρ‹, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ ΡƒΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ Тизнью Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, Π»ΠΈΡˆΠ°Π΅Ρ‚ Π΅Π³ΠΎ Π²ΠΎΠ»ΠΈ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡŽ Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ†ΠΈΠΈ.Β 

Условия возникновСния Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ†ΠΈΠΉ

Β  Β  Β  Β   НСвозмоТно Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния. Для развития рСагирования Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ Ρ‚ΠΈΠΏΠ° Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ сочСтаниС личностных особСнностСй ΠΈ нСблагоприятной срСды.

Β  Β  Β  Β  ΠžΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ особСнности личности, ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΡ†ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ подростков:

  • Активная дСмонстрация прСвосходства Π½Π° Ρ„ΠΎΠ½Π΅ комплСкса нСполноцСнности.
  • Π‘ΠΊΠ»ΠΎΠ½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ Π»ΠΆΠΈ.
  • ΠšΠΎΠΌΡ„ΠΎΡ€Ρ‚ Π² тяТСлых, кризисных ситуациях Π² сочСтании с дСпрСссиСй ΠΈ дискомфортом Π² ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ€ΡƒΡ‚ΠΈΠ½Π΅.
  • Π“Π»ΡƒΠ±ΠΈΠ½Π½Ρ‹ΠΉ страх ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ стойкими ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚Π°ΠΌΠΈ с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ Π² сочСтании с Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ дСмонстрируСмой ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ.
  • ИзбСганиС отвСтствСнности.
  • Π‘Ρ‚Ρ€Π΅ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±Π²ΠΈΠ½ΡΡ‚ΡŒ Π½Π΅Π²ΠΈΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π² ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‘Π½Π½ΠΎΠΌ Π²Ρ€Π΅Π΄Π΅.
  • Высокая Ρ‚Ρ€Π΅Π²ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, зависимоС ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅.
  • НаличиС устойчивых ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»Π΅ΠΉ, стСрСотипов повСдСния.

ΠŸΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ отклонСния подростков ΠΎΡ‚ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ являСтся Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ взаимодСйствия Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° с Ρ‚ΠΎΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ микросрСдой, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΎΠ½ растСт ΠΈ развиваСтся. Π§Π°Ρ‰Π΅ всСго влияниС Π½Π° подростка ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΠΈ, свСрстники ΠΈ школа. ΠŸΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ возраста – Π½Π΅Π»Π΅Π³ΠΊΠΎΠ΅ врСмя, ΠΈ Ссли подросток Π½Π΅ Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΈ Π² сСмьС, Π»ΠΈΠ±ΠΎ сСмСйный ΠΊΠ»ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ нСльзя Π½Π°Π·Π²Π°Ρ‚ΡŒ благоприятным, Ρ‚ΠΎ поиски подростком истины ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ привСсти ΠΊ ΠΏΠ»Π°Ρ‡Π΅Π²Π½Ρ‹ΠΌ послСдствиям

Β ΠšΡ‚ΠΎ склонСн ΠΊ аддикциям?Β 

Β  Β  Β Π›ΡŽΠ΄ΠΈ с Π½ΠΈΠ·ΠΊΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΎΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ психологичСских Π·Π°Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΏΠ»ΠΎΡ…ΠΎ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ ΠΊ быстрой смСнС ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π², стрСмящиСся Π² связи с этим быстрСС ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ‰Π΅ Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΡ‡ΡŒ психофизиологичСского ΠΊΠΎΠΌΡ„ΠΎΡ€Ρ‚Π°.Β 

Β  Β  Β  Β  Β  Из Π°Π½ΠΊΠ΅Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΡƒΡŽ ΠΌΡ‹ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π»ΠΈ срСди ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ², ΠΌΡ‹ ΡƒΠ²ΠΈΠ΄Π΅Π»ΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ Π½Π° вопрос: НазовитС Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹, ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΡ†ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ зависимости? ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΈΠ»ΠΈ:

  • ВлияниС социума (окруТСния) — 10 Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ
  • Π Π΅ΠΊΠ»Π°ΠΌΠ° (БМИ) – 6
  • Π‘ΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΈ Π² сСмьС Β — 6
  • НСумСниС ΡΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ «НЕВ» – 3
  • Π±Π΅Π·Π½Π°Π΄Π·ΠΎΡ€Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ – 2

ВсСго Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΡƒΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΎ 23 ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹.

Π€Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹, ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΡ†ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π°Π΄ΠΈΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅Β 

Β   АддиктивноС ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² подростковом возрастС развиваСтся ΠΏΡ€ΠΈ сочСтании пСрСчислСнных особСнностСй со ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ условиями:

  • НСблагоприятная ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ срСда (Π½Π΅Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΊ Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΡƒ, Π°Π»ΠΊΠΎΠ³ΠΎΠ»ΠΈΠ·ΠΌ, сСмСйныС ссоры, ΠΏΡ€Π΅Π½Π΅Π±Ρ€Π΅ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠΎΠΌ ΠΈ Π΅Π³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°ΠΌΠΈ).
  • ΠΠ΅ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ подростка ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΎΡΠΈΡ‚ΡŒ любой дискомфорт Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ….
  • Низкая адаптация ΠΊ условиям ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹.
  • ΠΠ΅ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π½Π΅Π·Ρ€Π΅Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒ личности.
  • ΠΠ΅ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ подростка ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΡΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ с Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ.

Β  Β  Β  Β  Β  Β  НСкоторыС Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ риска, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ°ΡŽΡ‚ Π²Π΅Ρ€ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ возникновСния Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния, ΠΎΠ΄Π½Π°ΠΊΠΎ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π΅Π³ΠΎ Π²Ρ‹Π·Π²Π°Ρ‚ΡŒ:

  • Π–Π΅Π»Π°Π½ΠΈΠ΅ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ особСнным, Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ ΠΈΠ· сСрой массы ΠΎΠ±Ρ‹Π²Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ.
  • ΠΠ·Π°Ρ€Ρ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, стрСмлСниС ΠΊ острым ощущСниям.
  • ΠΠ΅Π·Ρ€Π΅Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒ личности.
  • Низкая психологичСская ΡƒΡΡ‚ΠΎΠΉΡ‡ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ»ΠΈ Π΄ΡƒΡˆΠ΅Π²Π½Π°Ρ Π½Π΅Π·Ρ€Π΅Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒ.
  • Врудности с самоидСнтификациСй ΠΈ самовыраТСниСм.
  • Чувство одиночСства, бСззащитности.
  • ВосприятиС своих ТитСйских ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π² ΠΊΠ°ΠΊ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Ρ‹Ρ….
  • Π­ΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΡΠΊΡƒΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ.

Β  Β  Β  Β  Β  Β   По Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π°ΠΌ анкСтирования самыми популярными ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚Π°ΠΌΠΈ Π½Π° вопрос: КакиС Π’Ρ‹ Π·Π½Π°Π΅Ρ‚Π΅ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ зависимостСй? Π‘Ρ‹Π»ΠΈ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚Ρ‹:

Β  Β  Β  Β  Β  Β  Β  Β  Β 1.алкогольная, табачная, наркотичСская зависимости – 15

Β  Β  Β  Β  Β  Β  Β  Β  Β 2.игромания -11

Β  Β  Β  Β  Β  Β  Β  Β  Β 3.ΠΊΠΎΠΌΠΏΡŒΡŽΡ‚Π΅Ρ€Π½Π°Ρ Β Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒβ€“ 10

Β  Β  Β  Β  Β  Β  Β  Β  4.воровство (клСптомания)– 5

Β  Β  Β  Β  Β  Β  Β  Β  5.ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π½Π΅Ρ‚, пищСвая Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒβ€“ 4

6. токсикомания, шопинг — 3

ΠŸΡ€ΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡ Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния

Β  Β  Β  Β  Β  Β   Адаптация ΠΊ условиям ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ саморСгуляция для ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ„ΠΎΠ½Π° ΠΈ насыщСнности ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ являСтся основной Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΡƒΡŽ прСслСдуСт Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅. Π’ΠΈΠ΄Ρ‹ Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ†ΠΈΠΉ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‚ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ способы достиТСния этих Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ:

  • ΠΠ°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΈΡ‰Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния (булимия, анорСксия, Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π°Π½ΠΈΠ΅).
  • Π₯имичСскиС зависимости (наркомания, токсикомания, Π°Π»ΠΊΠΎΠ³ΠΎΠ»ΠΈΠ·ΠΌ, ΠΊΡƒΡ€Π΅Π½ΠΈΠ΅).
  • Лудомания ΠΈΠ»ΠΈ гэмблинг – Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ ΠΈΠ³Ρ€: Π°Π·Π°Ρ€Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ ΠΈ ΠΊΠΎΠΌΠΏΡŒΡŽΡ‚Π΅Ρ€Π½ΡƒΡŽ Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚).
  • Π Π΅Π»ΠΈΠ³ΠΈΠΎΠ·Π½Ρ‹ΠΉ Ρ„Π°Π½Π°Ρ‚ΠΈΠ·ΠΌ, сСктантство.

Β  Β  Β  Β  Β  Β  ΠŸΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ Ρ‚Ρ€ΠΈ ΠΈΠ· ΡƒΠΊΠ°Π·Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² зависимостСй ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ Π»Ρ‘Π³ΠΊΠΈΠΉ ΠΈ быстрый способ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ яркиС ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ эмоции. Π§Π΅Ρ‚Π²Ρ‘Ρ€Ρ‚Ρ‹ΠΉ Π²ΠΈΠ΄ зависимого повСдСния ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Π΅Ρ‚ Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ‚Ρƒ ΠΏΠΎΡ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ сСбя Π²ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‡Ρ‘Π½Π½Ρ‹ΠΌ Π² Π½Π΅Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅, ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π΅ΠΊΠΈΠΉ Π°Π½Π°Π»ΠΎΠ³ сСмьи, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ всСцСло Π΅Π³ΠΎ одобряСт ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚.

Β  Β  Β  Β  Β  Β  Π‘Ρ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΠΈ вовлСчённости Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ‚Π° Π² ΠΏΠ°Π³ΡƒΠ±Π½Ρ‹Π΅ влСчСния ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ сильно ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π°Ρ‚ΡŒΡΡ – ΠΎΡ‚ Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΈΡ… эпизодов, Π½Π΅ Π²Π»ΠΈΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π½Π° ΠΏΠΎΠ²ΡΠ΅Π΄Π½Π΅Π²Π½ΡƒΡŽ Тизнь, Π΄ΠΎ тяТСлой зависимости, ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠ½ΡΡŽΡ‰Π΅ΠΉ сСбС ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΈΠ½ΠΎΠ³Π΄Π° Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ стСпСни тяТСсти Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ†ΠΈΠΈ, самой Π»Ρ‘Π³ΠΊΠΎΠΉ ΠΈΠ· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… являСтся врСдная ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹Ρ‡ΠΊΠ°, Π° самой тяТСлой – биологичСская Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΡΠΎΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‰Π°ΡΡΡ измСнСниями Π² психичСском ΠΈ физичСском состоянии.

Β  Β  Β  Β  Β  Β  Диагностика Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния подростков Π½Π΅ составляСт Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°. ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ Π² школС, ΠΊΡƒΡ€Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΡƒΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ алкоголя – Π΅Π³ΠΎ явныС ΠΈ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π½Π΅ΠΌΠ΅Π΄Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π²ΠΌΠ΅ΡˆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π° ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ. Π“ΠΎΡ€Π°Π·Π΄ΠΎ эффСктивнСС ΠΈ Π²Π°ΠΆΠ½Π΅Π΅ Π²Ρ‹ΡΠ²Π»ΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΡƒΡΡ‚Ρ€Π°Π½ΡΡ‚ΡŒ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ риска ΠΈ условия, ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ возникновСнию Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ†ΠΈΠΉ.

Роль сСмьи Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ‚ΠΈΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния

Β  Β  Β  Β  Β ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΌ источником Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния подростков являСтся сСмья. Диагностика ΠΈ Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ†ΠΈΠΉ Π²Π½Π΅ сСмСйного окруТСния нСэффСктивны ΠΈ бСссмыслСнны. ΠŸΡ€ΠΈ этом Π²Π΅Ρ€Π½ΠΎ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚Π½ΠΎΠ΅ – Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ личности Π² сСмьС (Π½Π΅Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ, Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ° ΠΈΠ»ΠΈ взрослого) Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π΅Ρ‘ Π΄Π΅Π³Ρ€Π°Π΄Π°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ Π² Π΄Π΅ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΡŽ. Для дСструктивных сСмСй Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹:

  • Β  Β  Β  Β  Β ΠžΡΠΎΠ±Ρ‹Π΅ способы самовыраТСния, основанныС Π½Π° компСнсации своих ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… эмоций Π½Π° Ρ‡Π»Π΅Π½Π°Ρ… сСмьи ΠΈΠ»ΠΈ самоутвСрТдСниС Π·Π° ΠΈΡ… счёт.
  • Β  Β  Β  Β   БпСцифичСскиС способы Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ, Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π² процСссС ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ общСния.
  • Β  Β  Β  Β  Β ΠžΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ зависимостСй ΠΈ созависимостСй, ΠΏΡ€ΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π»ΡŽΠ±Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹, Π±ΠΎΠ»Π΅Π·Π½ΠΈ, напряТСниС приводят ΠΊ Ρ€Π°Π·Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ Ρ…Ρ€ΡƒΠΏΠΊΠΎΠ³ΠΎ равновСсия Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ… Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠ² сСмьи.

Β  Β  Β  Β   УстановлСна взаимосвязь наличия зависимостСй ΠΈΠ»ΠΈ созависимости Ρƒ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния Ρƒ ΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. Π­Ρ‚Π° связь ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ Π΄Π°ΠΆΠ΅ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· ΠΏΠΎΠΊΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅, приводя ΠΊ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ зависимостСй Ρƒ Π²Π½ΡƒΠΊΠΎΠ² людСй с Π°Π»ΠΊΠΎΠ³ΠΎΠ»ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π°Ρ€ΠΊΠΎΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ΠΉ. Π£ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… людСй с зависимостями ΠΎΠ½ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ послСдствия созависимости Ρƒ Π½ΠΈΡ… ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΡ… Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ.

Β  Β  Β  Β  Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΏΠΎΡ‡Π²Ρ‹ для развития Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния подростков ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Ρ‚ΠΈΠΏΡ‹ Π΄ΠΈΡΡ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… сСмСй:

  • Β  Β  Β    НСполная сСмья.
  • Β  Β  Β  Β ΠΠΌΠΎΡ€Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ сСмья, для ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹ алкоголизация, ΡΠ΅ΠΊΡΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Ρ€Π°ΡΠΏΡƒΡ‰Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ»ΠΈ насилиС.
  • Β  Β  Β  Β ΠšΡ€ΠΈΠΌΠΈΠ½ΠΎΠ³Π΅Π½Π½Π°Ρ сСмья, Ρ‡Π»Π΅Π½Ρ‹ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ судимости ΠΈΠ»ΠΈ связаны с ΠΊΡ€ΠΈΠΌΠΈΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠΌ.
  • ΠŸΡΠ΅Π²Π΄ΠΎΠ±Π»Π°Π³ΠΎΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Π΅ сСмьи, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π½Π΅ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ Π²ΠΈΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Ρ… Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² Π² структурС ΠΈ зависимостСй, ΠΎΠ΄Π½Π°ΠΊΠΎ Π² Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ сСмьС ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠ»Π΅ΠΌΡ‹Π΅ способы воспитания.
  • ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½Ρ‹Π΅ сСмьи, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… происходят постоянныС ΠΊΠΎΠ½Ρ„Π»ΠΈΠΊΡ‚Ρ‹.

Β  Β  Β  Β  Β  Β  Β Π‘Π΅ΠΌΠ΅ΠΉΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ становятся особСнно явными ΠΏΠΎ достиТСнии Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠΎΠΌ подросткового возраста. ВрСбования ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°, установлСнныС родитСлями, Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ протСст ΠΈ стрСмлСниС ΡƒΠΉΡ‚ΠΈ ΠΈΠ·-ΠΏΠΎΠ΄ ΠΎΠΏΠ΅ΠΊΠΈ. Β  Β ΠžΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΈΠ·Π±Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ контроля Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌΠΈ ΠΈΠ· Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΡ… Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ подростков. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² процСссС «бСгства» ΠΈΠ· сСмьи мСсто Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ° Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… свСрстников. Π­Ρ‚Π° Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ° становится Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ источником ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ», Π½ΠΎΡ€ΠΌ повСдСния, нравствСнных ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ² ΠΈ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ.

Β  Β  Β  Β  Β  Β  ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ лСчСния Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния являСтся психотСрапия. ΠŸΡ€ΠΈ Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ подростков с тяТСлыми зависимостями ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ госпитализация с курсом дСзинтоксикации для вывСдСния ΠΈΠ· ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ° Π½Π°ΠΊΠΎΠΏΠ»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ психоактивного вСщСства.

Β  Β  Β  Β  Β Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎ школ психотСрапии Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ подростков ΠΊΠ°ΠΊ симптом ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ нСблагополучия сСмьи. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ основным ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ лСчСния являСтся сСмья Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ. Π‘Π΅Π· вовлСчСния сСмьи Π΄Π°ΠΆΠ΅ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎ ΠΎΠΊΠΎΠ½Ρ‡Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ курс лСчСния Π½Π΅ Π³Π°Ρ€Π°Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠ³ΠΎ благополучия Π² дальнСйшСм – вСдь подросток возвращаСтся Π² Ρ‚Ρƒ ΠΆΠ΅ сСмью, ΠΈΠ·-Π·Π° ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅.

Β  Β  Β  Β 

Π€ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ профилактичСской Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

  • организация ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ срСды
  • ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅
  • Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ°ΠΌ
  • организация Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π°Π»ΡŒΡ‚Π΅Ρ€Π½Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ зависимому повСдСнию
  • организация Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π° ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ
  • активизация личностных рСсурсов
  • минимизация Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… послСдствий зависимого повСдСния

Π²ΠΈΠ΄Ρ‹, ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ возникновСния, ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ прСодолСния

ΠŸΠΎΠΆΠ°Π»ΡƒΠΉ, ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌΡƒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ Π²ΡΡ‚Ρ€Π΅Ρ‡Π°Π»ΠΈΡΡŒ Π½Π° ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ люди, ΡΡ‚Ρ€Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Ρ‚ΠΎΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ. К соТалСнию, статистика Π½Π΅ΡƒΡ‚Π΅ΡˆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°.Β 

По Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ социологичСских исслСдований, ΠΎΠΊΠΎΠ»ΠΎ 3,5% насСлСния ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π°Π»ΠΊΠΎΠ³ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π°Ρ€ΠΊΠΎΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ. Число людСй, ΡΡ‚Ρ€Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΎΡ‚ психологичСских зависимостСй, Π½Π΅ поддаСтся ΡƒΡ‡Ρ‘Ρ‚Ρƒ.

Аддикция причиняСт боль Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠΌ ΠΈ ΠΌΠ΅ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ†Π΅Π½Π½ΠΎ ΠΆΠΈΡ‚ΡŒ самому Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ. Однако Π½Π΅ стоит ΠΎΡ‚Ρ‡Π°ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ. ΠŸΡ€ΠΈ Π³Ρ€Π°ΠΌΠΎΡ‚Π½ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Ρ€Π°Π½Π½ΠΎΠΌ Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ, Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π²Π΅Ρ€Π½ΡƒΡ‚ΡŒΡΡ ΠΊ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. Для этого Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ формирования зависимости, Π΅Ρ‘ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹, Π° Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅ – ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ ΠΊ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠ΅ΠΌΡƒ спСциалисту ΠΈ ΡΠ΅Ρ€ΡŒΠ΅Π·Π½ΠΎ Π²Π·ΡΡ‚ΡŒΡΡ Π·Π° Π²Ρ‹Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅.

Π—Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ»ΠΈ аддикция (Π°Π½Π³Π».addiction – Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ, пагубная ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹Ρ‡ΠΊΠ°, ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹ΠΊΠ°Π½ΠΈΠ΅) – Π½Π΅ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΈΠΌΠΎΠ΅ Π²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ вСщСствам ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°ΠΌ, Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ΡΡ Π² ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… дСйствий, ΠΏΡ€ΠΈ отсутствии ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ испытываСт психологичСский дискомфорт.

ΠžΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ зависимости ΠΎΡ‚ ΡƒΠ²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Ρ…ΠΎΠ±Π±ΠΈ – Ρ€Π°Π·Ρ€ΡƒΡˆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ воздСйствиС Π½Π° Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ.

Индивид с Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ направляСт всю свою Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π½Π° ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ своСй зависимости. ΠŸΡ€ΠΈ этом Π½Π΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ стороны личности, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π», часто ΠΎΠ±Ρ€Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ связи. ЀормируСтся ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… ΠΆΠ΅ Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… личностСй, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π²ΠΎΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Π΅Ρ‚ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π² Π·Π°ΠΌΠΊΠ½ΡƒΡ‚Ρ‹ΠΉ ΠΊΡ€ΡƒΠ³. Π˜Π·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ зависимостСй занимаСтся сразу нСсколько Π½Π°ΡƒΠΊ, Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ психология, социология, ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠ½Π°. Π’ зависимости ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ посрСдством Ρ‡Π΅Π³ΠΎ осущСствляСтся ΡƒΡ…ΠΎΠ΄ ΠΈΠ· Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ фармакологичСскиС ΠΈΠ»ΠΈ химичСскиС, ΡΡƒΠ±ΡΡ‚Π°Π½Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈ ΠΏΠΈΡ‰Π΅Π²Ρ‹Π΅ зависимости.

Зависимости Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ Π½Π° Π΄Π²Π° основных Π²ΠΈΠ΄Π°: